Аз есмь пастырь добрый. О пастырском служении и значении пастырского слова. Когда Господь несет нас на руках…

Свт. Григорий Богослов

Мне кажется, что Он именуется:

«Пастырь» , как вселяющий «на пажити злачные» , воспитывающий «на воде тихой» (Пс.22:2) , путеводствующий отсюда, защищающий от зверей, обращающий заблудшего, отыскивающий погибшего, обвязывающий сокрушившегося, оберегающий крепкого (Иез.34:4) и вещаниями пастырского искусства собирающий в тамошнюю ограду.

Слова. Слово 30.

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Лука Крымский

Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы

Разве не знаете, разве не веруете всей душой, что Он, Господь наш Иисус Христос пострадал за нас всех, окаянных грешников, что Он Своею Кровью, Своей крестной смертью спас нас? Ведь это основа веры нашей, ведь это все то, что должны мы помнить и вспоминать каждый день. Мы должны помнить, что Он совершил спасение рода нашего, тягчайшей ценой совершил, ценой ужаснейших страданий крестных, ценой Крови Своей Богочеловеческой.

И после Него много, чрезвычайно много было добрых пастырей, которые за овец положили душу свою.

Разве мало было священномучеников – епископов и пресвитеров, претерпевших жесточайшие мучения и мученическую смерть за имя Христово.

Как было много, как много этих истинных, добрых пастырей, Самим Христом призванных пасти стадо Его.

О, как много было и мучеников из не имевших священного сана, но жизнь свою отдавших за веру во Христа, за проповедь о Нем.

Он, Он есть дверь овцам, Он есть Пастырь Добрый, положивший душу свою за овцы Своя.

Проповеди. Том III.Слово в день Обрезания Господня.

Блж. Феофилакт Болгарский

Евфимий Зигабен

Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы

Аз есмь пастырь добрый

т.е. истинный. Выше Иисус Христос назвал Себя дверью, по указанной там причине, а здесь Он называет Себя Пастырем, потому что исполняет все то, что свойственно пастырю, а иудейские пастыри за то, что не исполняют этих обязанностей, порицаются пророком Иезекиилем, о чем будет сказано немного после; называет Он Себя Пастырем еще и потому, что Своими пастырскими словами Он собирает овец в горнюю обитель. В других местах Иисус Христос называется Овцою, Агнцем, Жертвою, Первосвященником и многими другими именами, сообразно тому или другому событию в Домостроительстве Божием.

Пастырь добрый душу свою полагает за овцы

Опять Иисус Христос указывает характерные черты пастыря и наемника.

. ...и овцы слушаются голоса его,...

И овцы глас его слышат,...

Слушают, повинуются и следуют, потому что знают этот голос. Здесь под овцами разумеются только истинные овцы, достойные того, чтобы их пасти. Подобно тому как тот, кто входит через дверь, есть пастырь, так и те, которые слушаются голоса этого пастыря, суть овцы; все же другие этим самым отделились от стада овец.

. ...и он зовет своих овец по имени...

И своя овцы глашает по имени,...

Это также черта пастыря, указывающая на усердную заботу его о каждой овце. Он не называл бы овец по имени, если бы, вследствие усердной заботы о них, не знал каждой отдельно.

И выводит их.

И изгонит их

– на пастбище; а пастбище для разумных овец есть изучение Слова Божия, питающее их душу.

. И когда выведет своих овец, идет перед ними;...

И егда своя овцы ижденет, пред ними ходит ,

ведя их по прямому пути и охраняя их. Правда, пастухи делают наоборот: они идут позади овец своих; но этот Пастырь употребляет необыкновенный способ, потому что и овцы у Него разумные. Равным образом, когда этот Пастырь посылал учеников Своих, то говорил им: «се, Аз посылаю вас яко овцы посреде волков» (), между тем как пастухи гонят овец туда, где нет волков. Ходит же Он впереди овец Своих, как потому, что первый проложил путь жизни, так и потому, что исполнил то, чему учил других.

. ...а овцы за ним идут,...

И овцы по нем идут,

следуя по стопам Пастыря, идя по тому же самому пути и повинуясь Его законам.

. ...потому что знают голос его.

Яко ведят глас его ,

к которому они привыкли, слыша его в словах знакомого им Священного Писания .

. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

По чуждем же не идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа.

Чужие – это те, которые входят не через дверь; и овцы не слушают голоса их, потому, что он отличен от того, который они обыкновенно слышат в Священном Писании , потому что голос этот исходит из собственного чрева их.

. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

Сию притчу рече им Иисус: они же не разумеша, что бяше, яже глаголаше им.

. Я есмь пастырь добрый;...

Аз есмь пастырь добрый;...

Но почему же иудеи не сказали Иисусу Христу, как прежде: «Ты о Себе Сам свидетелствуеши» ()? Потому что тогда они услышали ответ, заставивший их молчать и на будущее время.

И знаю Моих,...

И знаю Моя,...

по предведению, как Бог. И Моисей сказал: «позна Господь сущих Его» (; ), – и апостол Павел тоже: «не отрину людей Своих, ихже прежде разуме» ().

. ...и Мои знают Меня.

И знают Мя Моя

по соображениям своего разума. А узнали Иисуса Христа люди из свидетельства Иоанна Крестителя, из собственных Его дел и из свидетельства Бога Отца, о чем выше уже не раз говорилось. Затем, чтобы показать, что знание Его весьма отлично от знания людей, сравнил Свое знание со знанием Отца, говоря:

. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца;...

Якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца;...

Знание разумеет здесь Он по природе, о котором и в одиннадцатой главе Евангелия от Матфея сказано: «никтоже знает Сына, токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын» ().

. ...и жизнь Мою полагаю за овец.:

И душу Мою полагаю за овцы ,

т. е. оставляю ее, умираю за овец, потому что они – Мои; а обольститель никогда не пожелал бы умереть за тех, которых он обольстил.

. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора,...

И ины овцы имам, яже не суть от двора сего,...

. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою,...

Сего ради Мя Отец любит, яко Аз душу Мою полагаю,...

Любит за то, что Я умираю за овец Своих, а значит – и Его, – за то, что также человеколюбив, как и Он. Речь идет о Домостроительстве Божием, но указывает вместе с тем и на равенство Иисуса Христа с Богом Отцом. Но неужели прежде Отец не любил Его? Конечно, любил как Сына, как возлюбленного, как исполняющего волю Его. Сам же Отец сказал о Нем: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» (). Но об этой любви, как всем известной, учил прежде как в других местах, так и в тех, где Он говорил: «Отец бо любит Сына» (); а теперь Он говорит о любви к Нему Бога Отца за то, что Он умирает за людей.

. ...чтобы опять принять ее.

Да паки прииму ю.

И здесь греческий оборот с «да» (ἵνα ) означает не цель, а только имеющее произойти следствие. Не для того только полагает душу Свою, чтобы опять принять ее; но Он полагает ее за мир, а принимает ее для того, чтобы показать, что Он – Бог.

. Никто не отнимает ее у Меня,...

Никтоже возмет ю от Мене ,...

против Моей воли, т. е. никто не предал бы Меня смерти, если бы Я не пожелал.

. ...но Я Сам отдаю ее.

Но Аз полагаю ю о Себе

добровольно, как Человеколюбец. Словами этими указывает на Свою крестную смерть и Воскресение из мертвых.

. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее.

Область имам положити ю, и область имам паки прияти ю.

Имею власть, как всемогущий и всесильный Бог. Значит, напрасно трудились бы злоумышленники, если бы не пожелал умереть; хотя впоследствии некоторые безумцы и говорили Ему с упреком: «иныя спасе, Себе ли не может спасти» ()?

. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

Сию заповедь приях от Отца Моего ,

чтобы положить душу Свою за овец, чтобы умереть за мир. Умертвили же Иисуса Христа иудеи за то, что Он учил народ, что привел его от мрака к свету, от греха к добродетели, от смерти к жизни. Сказав выше: «сего ради Мя Отец любит, яко Аз душу Мою полагаю» (), указал этим на Свою добровольную смерть, а этими словами: «сию заповедь приях от Отца Моего» , Он показал, что умирает по воле Отца. Если же Иисусу Христу нужна была заповедь, то каким образом Он говорил: «Аз полагаю ю о Себе: область имам положити ю» ()? и прежде: «Аз есмь пастырь добрый» ()? Такому ведь не нужна заповедь? Но заповедь Отца здесь указывает ни на что другое, как только на полное согласие Иисуса Христа с Богом Отцом. Приведенные изречения объясняют только планы Божественного Домостроительства и употреблены ради немощи слушателей, как часто мы уже об этом говорили.

. От этих слов опять произошла между Иудеями распря. Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?:

Распря же паки бысть во Иудеех за словеса сия. глаголаху же мнози от них: беса имать и неистов есть; что Его послушаете?

По мнению иудеев, одержим был бесом и безумствовал потому только, что Он говорил о том, что выше человека; между тем как отсюда они должны были бы узнать, что Он Бог.

. Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?:

Инии глаголаху : сии глаголи не суть беснующагося; еда может бес слепым очи отверсти?

Для совершения этого чуда нужна была сверхъестественная сила, поэтому они и заключали, что этого чуда не мог совершить одержимый бесом. теперь не изобличает Своих хулителей; достаточно Он ответил им прежде, когда они сказали: «не добре ли мы глаголем, яко Самарянин еси Ты и беса имаши» ()? Притом же иудеи не говорили прямо пред Ним эти оскорбительные слова, а пустословили так между собою. Поэтому, молчанием Своим научил нас не отвечать на те оскорбления, которые не высказываются прямо против нас. И Он не только не обратил внимания на эти слова иудеев, но был совершенно непамятозлобен то отношению к ним, как это будет ясно из последующего. Можно и другим способом истолковать это: Иисус Христос замолчал, потому что видел, что защищают Его те, которые были не согласны с поносившими Его, и потому что не достойны были даже слова Его те, которые дерзнули так поносить Его после столь великого чуда.

. Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления,...

Быша же [тогда] обновления во Иерусалимех,...

т.е. праздник обновления храма. Иудеи каждый год торжественно праздновали тот день, в который окончена была Зоровавелем постройка второго храма, после возвращения иудеев из плена вавилонского.

Была зима.

И зима бе.

Такая же зима была и во внутреннем состоянии иудеев, вследствие неверия их. Указано на время праздника, потому что праздновалось окончание постройки и первого храма; но этот праздник совершался поздней осенью.

. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом.

И хождаше Иисус в церкви, в притворе Соломони.

Значит и Он присутствовал на празднике.

. Тут Иудеи обступили Его...

Обыдоша же Его Иудее,...

надеясь в словах Иисуса Христа найти какой-нибудь предлог для того, чтобы схватить Его. Так как иудеи не могли обвинить Иисуса Христа за Его дела, то они стараются найти повод к этому в Его словах. Они не оставили своей злобы против Спасителя, но Он всегда был и есть незлобив.

. ...и говорили Ему:...

И глаголаху Ему:...

притворно, коварно.

. ...долго ли Тебе держать нас в недоумении?...

Доколе душы нашя вземлеши...

колеблешь, держишь в недоумении между верою и неверием?

. ...если Ты Христос, скажи нам прямо.

Аще Ты еси Христос, рцы нам не обинуяся.

прямо, пред всеми. Хотя иудеи хорошо знали, что уже говорил об этом, – почему еще раньше они и сделали такого рода постановление: «аще кто Его исповесть Христа, отлучен от сонмища будет» (), – однако теперь они опять с притворным благорасположением спрашивают, как бы желая слышать, почему это так говорил о Себе. Когда начнется речь по этому поводу, думали иудеи, Иисус Христос опять скажет о Себе что-либо великое, и для них представится повод схватить Его, как выше было сказано. Но Спаситель, хотя знал такой их умысел, однако и теперь не обличил этих искусителей, научая нас не во всем изобличать тех, которые злоумышляют против нас, но многое великодушно терпеть. Не сказал также Иисус Христос иудеям: каким образом вы спрашиваете Меня, как будто достоверного свидетеля, когда свидетельство Мое вы отвергли, говоря: «Ты о Себе Сам свидетелствуеши, свидетелство Твое несть истинно» (), – Меня, которого вы называли нарушителем закона, противником Божиим, обольстителем, грешником, самарянином, одержимым бесом, безумствующим и многими другими именами, – Меня, на которого бросаете камни, которого преследуете и желаете убить? Ничего такого не сказал им и показал Себя непамятозлобным, научая этим прощать нанесенные прежде обиды, – но весьма кротко отвечает Он на предложенный вопрос. Обрати внимание на то, как изворотливы и спорливы были иудеи. Когда Иисус Христос обращается к народу и учит словом, они говорят: «кое знамение являеши нам» ()? А когда Он совершает чудеса и доказывает Свои слова делами, то говорят: «аще Ты еси Христос, рцы нам не обинуяся» . Когда слова учат, они требуют дел, а когда вопиют дела, требуют учения, по злонамеренности своей всегда перескакивая к чему-либо противоположному. Но так как совершенно неразумно – требовать свидетельства на словах в то время, когда так красноречиво говорили о Нем дела, то смотри, как отвечает : с одной стороны, Он показывает, что иудеи спрашивают Его не для того, чтобы научиться, так как они не веруют, – а с другой, указывает на то, что дела Его говорят о Нем еще больше, чем слова.

. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите;...

Отвеща им Иисус: Рех вам, и не веруете;...

Относительно того, о чем вы Меня спрашиваете, Я уже говорил вам, и не только словом, но и делами, но вы не верите. Напрасно, поэтому, вы так заботливо спрашиваете Меня.

. ...дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите,...

Дела, яже Аз творю о имени Отца Моего, та свиделствуют о Мне. Но вы не веруете,...

Свидетельствуют о том, что Я Христос. Опять прибавляет слова: о имени Отца Моего, чтобы не показалось, что Он противится Богу. Слово «имя» (ὀνόμα ) некоторые понимали здесь в смысле Божества, другие – в смысле силы, третьи – в смысле всемогущества, так как Отец называется Богом, а также всесильным, всемогущим и другими именами. А что принадлежит Отцу, то принадлежит и Сыну. Так как иудеи притворялись в том, что они поверят одним только словам Иисуса Христа, то Он спокойно показывает им, что они поступают с хитростью и как бы так говорит: если вы не верите делам, то каким образом поверите словам?

. ...ибо вы не из овец Моих,...

Несте бо от овец Моих,...

Я, как истинный пастырь, исполнил со Своей стороны все, что свойственно истинному пастырю, а вы сами отторглись от родства с овцами Моими.

. ...как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.

Якоже Рех вам. Овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут.

Об этом сказано выше.

. И Я даю им жизнь вечную,...

И Аз живот вечный дам им,...

И об этой жизни часто уже говорилось и приводилось толкование.

. ...и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.

И не погибнут во веки, и не восхитит их никтоже от руки Моея ,

никто из тех, которые могут нападать на овец. Словами: «от руки Моея» , указывал на Свою силу и могущество, а вообще сказал это потому, что иудеи сговорились: «да, Аще кто Его исповесть Христа, отлучен от сонмища будет» (). Он утверждает, что напрасно они трудятся. Похитить из всесильной десницы того, кто сам не желает этого, никакой враг не может; но он может обольстить того, кто сам сбился с прямого пути и сам отдался ему; и это зависит не от мощной десницы , а от небрежности самовольно отлучившегося.

. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех;...

Отец Мой, иже даде Мне, болий всех есть;...

больше всех тех, которые могут злоумышлять против овец. Слова: "даде Мне" опять-таки употреблены только для объяснения планов Домостроительства.

. ...и никто не может похитить их из руки Отца Моего.

И никтоже может восхитити их от руки Отца Моего.

А чтобы не показалось, что , как бессильный, требует Себе помощи от Отца, Он присоединил:

Я и Отец – одно.

Аз и Отец едино есма.

одно по силе; а если Они одно по силе, то значит и по Божеству, и по существу, и по природе. Словами: "Аз и Отец" – указал на два Лица, на различие Ипостасей; а словами: «едино есма» – на единство Божества, на тождество существа, природы и могущества.

. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.

Взяша же камение паки Иудее, да побиют Его

за то, что назвал Себя Сыном Божиим по природе: такой смысл имели слова Его – «едино есма» . Смотри, как уличены были иудеи, приступившие к Иисусу Христу с вопросом не для того, чтобы научиться, а чтобы только найти повод к новому нападению на Него, – как выше было сказано. Но зачем же подал им повод для этого? Он хотел, чтобы они сами себя изобличили в том, что искушали Его и против Него злоумышляли. Кроме того, не во всем же должно было сообразовываться с таким или другим состоянием иудеев, но нужно было говорить им иногда и чистую истину.

. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего;...

Отвеща им Иисус: многа добра дела явих вам от Отца Моего;...

дел, которые показывают Мое равенство с Отцом.

. за которое из них хотите побить Меня камнями?:

За кое их дело камение мещете на Мя?

За какое дело, которое не показывает Моего равенства с Отцом? Мои дела ясно говорят пред всеми о Моем равенстве с Отцом, если бы Я Сам даже молчал.

. Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.

Отвещаша Ему Иудее, глаголюще: о добре деле камение не мещем на Тя, но о хуле, яко Ты, человек сый, твориши Себе Бога.

Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство. Значит, иудеи признавали дела Иисуса Христа добрыми; а если дела Его хороши, то они свидетельствуют о том, что Он не произносит хулы, называя Себя Богом, потому что это дела Бога, а не простого человека.

. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?

Отвеща им Иисус: несть ли писано в законе вашем: Аз рех: бози есте?

Законом, в этом месте, назвал книгу Псалмов, так как изречение это находится в Псалтири. Эта книга тоже есть закон, потому что и она заключает в себе Богодухновенные слова, потому что и она руководит и наставляет людей.

. Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?

Аще оных рече богов, к нимже слово Божие бысть, и не может разоритися Писание, – егоже Отец святи и посла в мир, вы глаголете, яко хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь.

«Разоритися», т. е. потерять свою силу, быть отвергнутым. «Святи», т. е. предопределил, избрал. как бы так говорит: если Бог назвал богами тех, которые были людьми, то каким образом вы говорите Мне: «хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь» , – Мне, Которого Отец предопределил, избрал и послал в мир? Говорит о Себе с некоторого рода уничижением. Здесь Он, так сказать, понижает Свою речь, чтобы смягчить и успокоить гнев иудеев; а затем переходит опять к более возвышенному.

. Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим,...

Аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры; Аще ли творю, Аще и Мне не веруете, делом [Моим] веруйте,...

Из равенства и тождества дел Своих с делами Отца, доказывает равенство и тождество Свое с Отцом.

. ...чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.

Да разумеете и веруете, яко во Мне Отец, и Аз в Нем ,

что во Мне созерцается Отец. Ибо Я – не иное что, а то же, что Отец, только пребывающий Сыном, – и Отец – не иное что, а то же, что Я, только пребывающий Отцом. Поэтому, кто знает Сына, тот знает и Отца, и кто знал Отца, тот узнал и Сына. Или иначе: Сын пребывает в Отце, как красота образа в первообразе, а Отец пребывает в Сыне, как красота первообраза в образе; причем, Сына мы называем образом Отца не простым, обыкновенным, а во всем подобным Ему.

. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там.

Искаху убо паки яти Его; и изыде от рук их, и иде паки на он пол Иордана, на место, идеже бе Иоанн прежде крестя, и пребысть ту.

Когда совершал какое-либо великое чудо, то уходил, избегая похвалы и одобрения народа, а когда говорил о Себе что-либо великое, то уходил, избегая гнева и зависти иудеев, чтобы дать возможность им в Свое отсутствие успокоиться. Теперь же Иисус Христос ушел в то место, где прежде крестил Иоанн, чтобы присутствующие вспомнили знамение, происшедшее во время Его Крещения, и свидетельство о Нем Иоанна Крестителя, – и таким образом уверовали в Него; что действительно и случилось. Смотри:

. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно.

И мнози приидоша к Нему и глаголаху , яко Иоанн убо знамения не сотвори ни единаго, вся же, елика рече Иоанн о Сем, истинна бяху.

Смотри, как сами присутствующие рассуждали между собою. «Иоанн убо знамения не сотвори ни единаго» , а сотворил много; значит, Он больше Иоанна. Затем они берут во внимание и другой признак превосходства, именно: все, сказанное Иоанном об Иисусе Христе, было истинно, подтвердилось самыми делами; а Иоанн говорил: «Грядый же по мне креплий мене есть» (Иисус Христос часто удаляет слушателей от дурного сообщества. Так делал Бог и в Ветхом Завете, исправляя и наставляя евреев в пустыне, вдали от египтян.


С первого дня существования человека на земле существует такой порядок, что семьей, родом, обществом, государством управляют старшие в роде или избранные, доверенные люди, выделяющиеся из своей среды особыми дарованиями и деятельностью. Такой порядок наблюдается не только в роде человеческом, но даже и в мире животных. В роде человеческом этот закон вытекает из самого существа его природы, из свойства его духа, из Слова Божия. Мы знаем, что первый человек, Адам, после изгнания из рая становится главой своего многочисленного семейства. Адам был не только религиозным, но и общественным руководителем в жизни своего народа.
Мы видим, что религиозными наставниками и руководителями были родоначальники древнейших племен. С размножением человеческого рода и с образованием более сложных общественных групп, складывавшихся уже не только на основе единства семьи или рода, но и на единстве целей, воззрений, верований, убеждений, появились жрецы, прорицатели, поэты, философы, которые становятся руководителями народов. Хотя деятельность их была различна, но сущность их -была одна, т.е. религиозно-нравственное руководство народом. А так как появление руководителей религиозных обществ вызывалось законом человеческого духа, закон же этот от Творца, то мы должны сделать заключение, что даже в язычестве, хотя и косвенно, иерархический строй существовал на основе первоначального Божественного установления.
В Богоизбранном народе иерархический институт был установлен непосредственно Богом. Господь сказал Моисею: "Приведи к себе Аарона, брата твоего, и сыны его от сынов Израилевых, да священствуют Мне" (Исх. 28, 1-3). Из этих слов видно, что ветхозаветное священство возникло по особому Божественному указанию. Хотя оно и имело установление Божественное, но все же представляло только лишь прообразовательное значение.
Начало истинного священства положено в Новом Завете Господом нашим Иисусом Христом, Который есть Истинный Пастырь. "Аз есмь Пастырь добрый...", - возвестил о Себе Сам Господь.
Пастырское служение, существующее в Православной Церкви со дня её основания, есть учреждение не человеческое, а Божественное. Основатель Новозаветной Церкви Христос Спаситель из множества Своих учеников избрал Апостолов, которые непрестанно были при Нем; им Он открывал тайны Своего учения, которые сокрыты были для народа, облек их правом учительства (Мк. 16, 16), священнодействия (Лк. 24, 19) и духовной власти в учрежденной Им Церкви (Ин. 21, 21-23). На пастырское служение Апостолы введены были по обетованию Господа (Лк. 24, 49) чрезвычайным посвящением - сошествием на них Святого Духа в виде огненных языков в день Пятидесятницы. Пастырское служение в Новозаветной Церкви передается не путем естественного рождения, как это было в ветхозаветные времена, а посредством низведения благодати Духа Святого в таинстве Священства.
Пастырское служение, установленное Христом Спасителем, преемственно (друг-друга -принимательно) от Апостолов, сохраняется и до наших дней. Все пастыри поставляются на исполнение своих обязанностей самим Духом Святым, поэтому пастырское служение Божественно не только по своему установлению, но и по своему продолжению.
Иисус Христос установил в Церкви пастырство для того, чтобы пастыри были провозвестниками и исполнителями Его Божественной воли. Воля же Божия состоит в том, чтобы Его учение - Евангелие было проповедано всей твари (Мк. 16; 16), чтобы плоды Его Голгофской жертвы были усвоены всеми людьми и чтобы во всем мире все верующие в Него постепенно достигали совершенства (Ин. 17, 20-21). Из сказанного вытекают три основные обязанности пастыря: 1) учительство - распространение евангельского учения; 2) священнослужение - усвоение верующим заслуг Искупителя; 3) духовное руководство
- нравственное усовершенствование христиан в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 11-13).
Пастырское служение есть продолжение служения Самого Спасителя. Иисус Христос один был в полном смысле слова Истинный Учитель, просвещавший всякого человека (Ин. 1, 9). Господь один есть Архиерей Великий, Приносящий жертву Богу Отцу за грехи всего мира (Евр. 9, 11). Он один есть Истинный, Добрый Пастырь, Который знает Своих овец, собирает их в одно стадо и полагает Свою душу за них (Ин. 10, 11-16).
Подобно тому, как Бог Отец послал в мир Своего Сына, так и Бог Сын перед Своим Вознесением послал в мир Своих учеников, передав им, а в их лице и всем пастырям Церкви Свои права: учительства, священнодействия и духовного руководства. Высочайшие права, переданные Искупителем пастырям, выделют пастырское служение из всех других земных служений. В жизни Христовой Церкви пастырское служение имеет огромное значение. Где нет богоучрежденного пастырства (священства) и имеется лишь одна паства, там нет и Церкви. Общины, не имеющие законной иерархии, не имеют ни истинного священнослужения, ни правильного учительства и духовного руководства и поэтому не могут называться Церковью.
Истинное пастырское служение всегда было сопряжено с многими великими трудностями. Право учительства обязывает пастыря быть всесторонне образованным человеком: иметь глубокие познания учения Христова, хорошо изучить человеческую психологию, чтобы каждого человека он мог просветить, вразумить и направить в духовной жизни на истинный путь.
Обязанность священнослужения требует от пастыря постоянного подвига очищения своей души, ибо нельзя приступать ко Господу, имея оскверненную грехом душу. Духовное руководство своими пасомыми требует от пастыря истинной пастырской мудрости и полного самоотречения ради спасения своих ближних.
Пастырство есть служение миру, но само оно не от мира, и поэтому греховный мир часто не может понять высоты пастырского служения и восстает на него. Об этой ненависти мира Сам Спаситель предсказал словами: "От мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир" (Ин. 15, 18-19).
Трудности пастырского служения не должны страшить его, потому что во все времена Пастыреначальник Христос по Своей великой любви посылает Своим пастырям и силу к перенесению всех трудностей. Христос всегда Сам пребывает с истинным пастырем по слову, данному Им св. Апостолам: "Аз с вами есмь во вся дни до скончания века" (Мф. 28, 20).

Вот как писал о пастырстве Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской):

Проповедь Иисуса Христа в Назаретской синагоге. Икона конца XVII в
Нет ничего страшнее и блаженнее пастырского служения.
Через пастырей земных и небесных пасет Господь Свое Cтадо - уже верующих и еще не пришедших к вере душ.
Истинное пастырство есть длящаяся в мире жизнь Христова. «Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову».
Сколько бы ни было на земле или на небе пастырей, всегда остается Один Неизменный Пастырь. Сколько бы ни было церквей в мире, всегда остается Одна Церковь, Православная, право-славящая Христа, непричастная никакой слабости или скверне.
Пастырем же на земле, как на небе, может быть лишь знающий Единого Пастыря.
«Господь - Пастырь мой, и я ни в чем не буду нуждаться. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня по водам тихим. Подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною...» (Пс. 22).
«Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки, и носить на груди Своей, и водить дойных» (Ис. 40,11).
“Вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Как пастух поверяет стадо в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный... Буду пасти их на хорошей пажити, и загон их будет на высоких горах Израилевых; там они будут отдыхать в хорошем загоне и будут пастись на тучной пажити - на горах Израилевых. Я буду пасти овец моих, и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу, и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде» (Иезек. 34,11-16).
Всякий причастный пастырскому труду знает, как радостно встречать среди мира затерянных, но упасенных рукою Пастыря верующих. Эти души встречаются на разных перекрестках жизненных дорог и в тиши полного уединения. Казалось бы, никто не затрагивал их, никто не посягал на то, чтобы пленить их в духовный плен, ни один пастырь земной не приближался к ним, имея в виду их спасение, и никогда они от человека не слышали слов духовного ободрения. А между тем они духовно цветут, растут, проясняется их путь веры, отчетливее становятся им истинные дороги жизни. Иногда эти люди не только не получают никакой помощи от человека в течение жизни своей, но как бы все вокруг мешает им, соблазняет, совращает с пути... А они все же цветут, и ничем не соблазняются, светят небесным огнем, просвещая окружающую тьму. А случается и более того: те пастыри и наставники земные, которые посланы поддержать и ободрить душу, - отталкивают ее от благодатного света, учат словом или жизнью своей не тому, чему учил Господь Иисус Христос. Этот соблазн нередко начинается с раннего детства, когда в доме своем не видит ребенок Света Христова. Но Господь ведет его душу, соглашающуюся на небесное руководство. И если согласилась душа на это внутреннее, тонкое, совместное руководство, на это постоянное горение сердца, стремящегося к свету и в страдании отталкивающего тьму, - никто не похитит ее из руки Господней. И сбывается слово: «Овцы Мои слушаются голоса моего (в глубине сердца говорящего и к свету небесному влекущего), и Я знаю их, и они идут за Мною... Никто не похитит их из руки Моей» (Иоан., 10, 27-28).
Только тот может быть пастырем и вести людей в жизнь вечную, кто сам знает Пастыря и кого Пастырь знает. «Я есмь Пастырь добрый, и знаю Моих и Мои знают Меня...” (Иоан. 10, 14). Таково первое условие пастырства.
У пророков написано: “И будут все научены Богом”. «Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне” (Ис. 54, 13, Иоан. 6, 45).
“Бог мира воздвиг из мертвых Пастыря овец великого кровью завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа” (Евр. 13, 20).
Если казалось, и теперь еще часто, во многих случаях кажется, что народ на земле “не имеет Пастыря” (“они были, как овцы, не имеющие пастыря”...), то это означает, что Пастырь, стоящий около этого народа, либо не замечается, либо отталкивается народом... Однако он остается Пастырем.
Как Господь есть Спаситель всех человеков, а наиболее верных (1 Тим. 4, 10), так Он есть Пастырь всего человечества, наиболее же верных, т.е. слушающих Его, верящих Ему и идущих за Ним.
“Овцы Мои слушаются голоса Моего и Я знаю их, и они идут за Мною”... Таковы взаимоотношение Пастыря и овец Его стада, Его двора.
Есть овцы не Его двора, и есть овцы другого Его двора: ”Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора: и тех надлежит Мне привесть, и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь”(Иоан. 10, 16). Есть овцы, не ходящие за Пастырем своим, еще не принадлежащие к видимому Его двору, однако они все же Его овцы. Какое утешение для многих, тревожащихся за участь народов и душ, не находящихся в видимой человеческими глазами ограде Церкви. И какое предупреждение для всех, находящихся в этой видимой ограде. Первые сейчас не сего двора (не от православия и даже, может быть, не от христианства), но все они, кто живет совестью и духом Корнилия Сотника, придут к Нему и возлягут у Его ног... Некоторые же из “сего двора”, из ограды видимой Церкви Апостольской, могут быть изгнаны вон, как фарисеи (за гордыню духовную) и как саддукеи (за неверие).
Бл. Августин говорит, что Церковь земная подобна неводу, находящемуся в море. Не все рыбы, которые сейчас в нем, будут вытащены на берег (Царствие Божие); и некоторые рыбы, которых сейчас нет в неводе, попадут в него.
Не всякий, кто думает, что идет за Единым Пастырем, в действительности идет за Ним; и не всякий, кто не идет, действительно не идет.
Такие даже гонители Его, как Савл, ближе к Нему, чем такие почитатели, как Анания и Сапфира (Деян. 5).
Истинный, Единый Пастырь не имеет лицеприятия и не смотрит на то, записан или не записан человек людьми в Его стадо. Он имеет книгу Жизни и Сам записывает туда души человеческие, и никто, кроме Него, не может прочесть этой книги, ни даже открыть ее (Откр. 5, 3-4).

Доброе пастырство - это - прежде всего - “служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение” (Евр. 1, 14).
Господь творит “ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный” (Пс. 103).
Все Откровение полно явлений общения неба с землей. Как видел Иаков, ангелы “восходят и нисходят”... постоянно приоткрывается видение ангелов, слуг Божиих, пастырей, учителей, руководителей, вестников, воинов. Во сне и наяву, при различных обстоятельствах открывается ангельская помощь и свидетельствует, что “двенадцать легионов ангелов” непрестанно готовы ринуться на землю и встать на защиту Имени Христова, Единородного и Возлюбленного (увы, не всеми людьми) Сына Божия и Сына Человеческого.
Каждый человек окружен бесплотными силами и к каждому посылаются невидимые ангелы-хранители, говорящие в глубинах чистой совести (в оскверненной совести теряется голос неба) о спасении человека, указывающие ему шаг за шагом путь, среди трудных - внешних и внутренних - обстоятельств на земле.
Ангелами-хранителями являются не только не жившие на земле духи, но и души умерших для земли праведных людей, коих малая часть канонизована Церковью для призывания, исповедания и утверждения связи между небом и землей (а не ради доставления земной славы святым небожителям, которые таковой славы не ищут и более страдают от нее, чем радуются ей... единая их слава-радость - прославление в людях Господа Иисуса Христа, в Пресвятой Троице; этому прославлению они служат, ему предали себя до конца). Акафист “Святому Ангелу, неусыпаемому хранителю человеческой жизни” во всех строках раскрывает сущность ангельского служения. По этому акафисту каждый земной пастырь может научиться духу своего пастырского служения.
Во всем, кроме бесплотности и неудободвижимости ко греху, подобны небесным духовным руководителям и учителям учителя земные, пастыри, истинно учащие людей вечному “единому на потребу”, единственно необходимому для вечности. Таковы прежде всего пастыри, принявшие апостольскую благодать через возложение рук. Епископы, пресвитеры и диаконы, причем последние поставлены в Церкви Божией не исключительно для храмового молитвословия, но и для помощи иерею в благовествовании и свидетельстве истины. Клирики также не только являются рипидоносцами, чтецами и певцами, но в той же мере свидетелями веры, апологетами Церкви как в своей собственной жизни, так и в умении защитить веру правую пред людьми, в умении привлечь равнодушных и неверных. На это столь же, сколь и на молитву, получают они благодать хиротесии.
Учителем является и всякий христианин, ибо, по слову апостола, он должен быть всегда готов “дать ответ о своем уповании с кротостью и благоговением”. Поступки веры, даже если делающий их безмолвен, всегда учат.
Но особенно являются учителями и несут за то ответственность родители в отношении детей своих, правители в отношении подсудимых, начальники в отношении подчиненных. В широком смысле учителями являются художники, писатели, композиторы, профессора университетов. По мере их известности увеличивается их нравственная и духовная ответственность пред Богом, ибо действия или слова известного человека назидают или соблазняют многих.
В православной культуре жизненной пастырство должно стоять на верху пирамиды учителей - распространителей света Христова в мире, передатчиков Божественной мудрости в мир.
Но для того, чтобы стать настоящей солью для мира, всех его слоев, священство не должно быть кастой, сословием: пастырей Церкви должен давать всякий социальный слой. Это - внешнее условие, добываемое Русской Церковью сквозь огонь великих испытаний. Внутреннее же условие, гораздо более существенное, - то, что священник должен быть духовно выше своей паствы. Бывает (и нередко), что пастырь не только не возводит пасомых к небу, но принижает их еще более к земле.
Пастырь не должен быть “обмирщенным”. Излишество в еде, питье, сне, ведущее к праздной болтливости, игра в карты и разные другие игры, посещение развлечений, занятие политическими злободневными вопросами, вхождением в какую-либо партию или светский кружок, все это - невозможные явления в жизни пастыря. Пастырь должен быть светло-беспристрастен ко всем людям, судить о них лишь духовным, евангельским оком. Вмешанность пастыря в какие-либо мирские земные объединения, даже самые благородные для мирского человека, но где кипят человеческие страсти, делает пастыря из духовного - “душевным”, земным, заставляет судить о людях превратно, пристрастно, ослабляет остроту зрения духа и даже окончательно ослепляет.
Сила евангельской необмирщенности (“в мире, но не от мира”) должна быть присуща всякому пастырю и его помощникам клирикам. Лишь необмирщенность, несвязанность пастыря ни с какими ценностями земными, как материальными, так и идейными, может сделать пастыря свободным во Христе. “Если Сын освободит вас (от всех призрачных и временных ценностей земли), то истинно свободны будете” (Ин. 8, 36). Пастырь, как призванный освобождать души для Царствия Божия, должен быть прежде всего свободен сам от власти мира, плоти и дьявола.

Освобождение от мира. Стояние вне всяких земных партийных организаций, над всякими светскими спорами. Не только формально, но и сердечно. Беспристрастие к людям: знатным и униженным, богатым и бедным, молодым и старым, красивым и безобразным. Зрение на бессмертную душу во всех случаях общения с людьми. К пастырю должен быть легок приход человека всяких убеждений. Пастырь должен знать, что враг бесплотный воспользуется всякой его земной, не только греховной, но и житейской связанностью, чтобы ранить его, ослабить его работу, отвратить от его молитвы, от его исповеди людей противоположных или несходных убеждений. Эти люди будут, конечно, сами виновны, что не сумели посмотреть на пастыря поверх его человеческих убеждений, но пастырю от сознания не только его виновности будет не легче, ибо поставлен он не для сильных духом, а для слабых, и должен все сделать, чтобы помочь всякой душе прийти к очищению, к Церкви... Многое, что можно для мирянина, - греховно для пастыря.
Цель пастыря - быть действительно “отцом духовным”, вести всех людей к Единому Отцу Небесному; и он, конечно, должен сделать все, чтобы поставить себя в условия одинаковой близости ко всем и всех поставить одинаково близко к себе.
Освобождение от плоти. Если духовное понятие “плоти”, ”плотяности” означает не физическое тело, а перевес плотской жизни над духовной, порабощение человека стихиями тела своего и “угашение духа”, то, конечно, необходимо освобождение и от плоти, сколь и от “мира”.
Священник не должен быть явным аскетом, очень строгим воздержником. Подобное состояние испугает многих и отвратит от духовной жизни. Бесплотный враг пугает людей “духовной жизнью”, смешивая в их сознании “духовную жизнь” с “ умерщвлением своего тела” и подобными страшными, невыносимыми для простого мирянина понятиями. И - человек отвращается от всякой духовной жизни, испуганный призраком “аскетизма”. Оттого, священник не должен казаться (и еще меньше, конечно - выказывать себя!) строгим аскетом. Чувствуя это, некоторые иереи впадают в другой грех: под видом смирения и смиряния себя пред людьми, “невыделения себя” из среды других, расслабляют и убивают себя невоздержанием и даже внутренне (а то и внешне) тщеславятся таким своим “смирением”. Это смирение есть, конечно, призрачное, и совсем не смирение. Это - лукавство. Отложив лукавство, надо скромно пользоваться благами земли, необходимыми для жизни.
Истинная духовная жизнь пастыря и его молитвенность сами укажут ему меру воздержания. Всякий излишек моментально отражается на внутреннем состоянии духовного человека, стремящегося, быть всегда молитвенным, легким, удободвижным к добру, свободным от темных, двоящихся и давящих мыслей, неизменно облегчающих душу от воздержания в питии, пище и сне.
Певец за 6 часов до выступления своего перестает есть, чтобы быть “легким” и чтобы голос звучал легко. Борец наблюдает строго за режимом своим и, укрепляя тело, следит за тем, чтобы не отяжелить его. Вот правдивый, жизненный, медицинский аскетизм - условие здоровья и самой полной жизнеспособности.
Как же пастырю - и вообще всякому христианину - не пользоваться этим аскетизмом, когда он более, чем земной борец, является непрестанным борцом с самим собою, со своею греховностью и с невидимым бесплотным врагом, хорошо охарактеризованным апостолом Петром и пользующимся малейшей оплошностью или невнимательностью человека - тем более иерея. Духовный опыт - лучший учитель борьбы с телом ради блаженной и святой свободы от страстей.
Освобождение от дьявола. “Сей род ничем не исходит - только молитвою и постом” (Мф. 17, 21).
Пост есть воздержание для живущего в миру. Сущность поста не определяется внешними нормирующими узаконениями Церкви. Церковь лишь намечает пост и определяет, когда о нем особенно надо помнить (среда и пятница, 4 годовых поста и т. д.). Каждый должен сам для себя определить размеры поста, чтобы тело получало свое и дух возрастал, находясь в равновесии в мире. Этот мир (“Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не так, как мир дает, Я даю вам” - Иоан. 14, 27) есть место, недосягаемое для лукавого. Злой дух, лжец и разбойник духовный, стремится прежде всего вывести человека из равновесия, ”возмутить” его, “расстроить”. Когда ему удается нарушить кристальность вод души, поднять ил со дна души чрез какое-либо искушение или наваждение - чаще всего - чрез другого человека, тогда в сей “мутной воде” души враг начинает делать свой улов, толкать человека, ослабленного страстью (гнева, похоти, зависти, стяжательности), - на преступление, т. е. пре-слушание Закона Христова. И если человек молитвой и покаянием не порвет этой паутины, чрез некоторое время она сделается бечевкой, еще далее - веревкой и, наконец, - цепью, связующей всего человека, и человек пригвождается, как каторжник, к тачке развоза зла по миру. Делается орудием лукавого. Рабство и сыновство Божие заменяет сперва рабством, а потом и сыновством лукавому.
Правило духовной борьбы: всякую страсть побеждать силою Христовой немедленно, как только зародилась она. Исцелить, изгнать совершенно мы ее не можем сразу, но можем все время загонять ее “на дно”, чтобы там страсть умирала под действием вод благодати, а душа наша всегда была бы мирная, кристальная, любящая, благожелательная, бодрственная, духовно трезвая. Если на какой-либо стороне души намечается или происходит “прорыв”, сейчас же все внимание сердца надо обращать туда и усилием (“Царствие Божие берется усилием”, - сказал Спаситель, указывая именно это Царствие Божие, которое на земле приобретается или теряется внутри человека), т. е. молитвенной борьбой, надо восстановить мир сердца, души. Это есть трезвение духовное. Для духовно-трезвого человека враг не страшен. “Се даю вам власть наступать на змею и на скорпиона и на всю силу вражию” (Лк. 10, 19). Враг страшен и опасен лишь для сонливого, ленивого, расслабленного душою. Такого человека никакая праведность его не может спасти. Можно сделать множество подвигов на войне, но если все они закончатся изменой - ничего они не будут значить. “Претерпевший до конца, тот спасен будет”. Если будет человек, а тем более иерей, столько же уделять заботы к охранению души своей, сколько враг употребляет для ее погубления, то, конечно, он может быть спокоен. В глубине мирного и свободного сердца своего он, даже посреди больших испытаний, всегда услышит ободряющий голос: “Это Я - не бойтесь” (Мф. 14, 27).
Пастырь есть духовный архитектор - строитель душ, созидатель их, этих душ Божьего Дома - общения мира и любви... “ибо мы соработники у Бога” (1 Кор. 3, 9). Величайшее блаженное дело - быть участником строительства Царствия Божьего. Духовная просвещенность дает - иерею особенно - возможность быть не рабом, “не знающим, что творит Господин его”, но сыном в доме отца, вникающим в дело своего Отца.
Психология пастыря есть психология хозяина поля и сада. Каждый колос - душа человеческая. Каждый цветок - человек.
Пастырь добрый знает свое хозяйство, понимает процессы жизни органической, умеет помочь этой жизни. Обходит каждое растение и прилагает к нему заботу. Дело пастыря есть обработка, подготовка почвы, кидание семян, орошение растений, выпалывание сорных трав, прививка добрых черенков деревьям-дичкам, поливание предохранительной жидкостью виноградных лоз, охранение плодов от воров и от птиц, наблюдение за созреванием, своевременное снятие плодов...
Знание пастыря есть знание врача, готового определить болезнь и умеющего применять различные методы лечения, прописывать нужные лекарства и даже составлять их. Правильный диагноз болезни, верный анализ организма и различных его психических выделений - первая задача пастыря.
Пастырь имеет у себя духовную аптеку: пластыри, примочки, чистительные и смягчающие масла, подсушивающие и заживляющие порошки, дезинфицирующие жидкости, укрепляющие средства; хирургический нож (для пользования им только в самых крайних случаях).
Добрый пастырь есть воин и начальник воинов... Рулевой и капитан... Отец, мать, брат, сын, друг, слуга. Плотник, шлифовщик драгоценных камней, искатель золота. Писатель, пишущий Книгу Жизни...
Истинные пастыри, как чистые зеркала Солнца Правды, отражают человечеству сияние небесное и согревают мир.
Эти пастыри еще могут быть уподоблены овчаркам, стерегущим стадо Единого Пастыря.

Всякому, кто смог наблюдать за поведением умной и доброй овчарки, ревностно бегающей вокруг стада и кроткой для овец, пастью своей тыкающей всякую отбившуюся хотя бы немного овцу, подгоняя ее к общему стаду, а как только явилась опасность - преображающейся из мирной овчарки в грозную... всякий, кто видел это, поймет истинное поведение пастыря стада Христова.
Доброе пастырство есть сила Единого Доброго Пастыря, излитая в мир, нашедшая себе сынов. Сынов “по сердцу своему”. “И дам вам пастырей по сердцу Моему, - говорит Господь, - которые будут пасти вас со знанием и благоразумием” (Иер. 3, 15).
Как ярко эти пастыри сияли миру, оставляя свидетельство своего пастырства в делах и словах - к миру, а также и к пастырям в мире:
“Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых, и соучастников в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, - и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы” (1 Петр. 5, 1-4).
“Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением руки священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникая в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя”. (1 Тим. 4, 12-16).
“Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия” (2 Тим. 1, 6-7).
Что добавить к этому? - все так просто и ярко сказано первоверховными апостолами... Но - раскрытие апостольского откровения о пастырстве есть дело целой жизни, а потому и многих слов, направленных ко благу, чтобы прежнее и вечное сказать по-новому, приложить к новым условиям жизни и страданий Церкви.

(Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Лекции по пастырскому богословию. - ww.glinskie.ru; Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). Пастырство. - azbyka.ru; иллюстрации - www.pravmir.ru; www.pravenc.ru; www.bellabs.ru; blagogon.ru; www.sedmitza.ru; d-m-vestnik.livejournal.com; media.tv-soyuz.ru; Патриархия.ру).

Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь (Ин. 10, 9-16).

Сегодня мы празднуем память великого Пастыря, святителя Иоанна Златоуста, непревзойденного в слове, неутомимого в трудах на ниве Господней, неустрашимого защитника словесных Христовых овец. Он стал примером для православных пастырей на все времена, а его творения - неиссякаемым источником боговдохновенной мудрости для всех поколений христиан. В день памяти святителей Церковь предлагает Евангельские слова Христа об овцах и пастырях, чтобы мы могли размышлять о теме нашего спасения во Христе.

У одного доброго господина было много овец, о которых он нежно заботился, подавая им все необходимое, и эта его любовь держала их вместе на изобильных пастбищах. Однажды злой человек научил их уйти искать свободы и чего-то лучшего, и тогда они перешли единственную запретную черту, рассеялись по миру и одичали. У них появилось много свободы, но они столкнулись с лишениями, жестокостью и несправедливостью, и многие из них превратились в хищных зверей, пожирающих друг друга. Но всегда оставались среди них кроткие овцы, которые помнили голос доброго господина и жили надеждой на то, что они снова с ним соединятся.

Овцы, как вы догадались, это души человеческие, в которых не угас огонь божества, которые живут по изначально заложенному в них закону добра. Нравственный закон, совесть, способная различать добро и зло, - есть голос Бога в сердце каждого. И эти внутренние ограничения были слабой оградой от зла, которая объединяла их в чаянии грядущего Доброго Пастыря.

И вот, этот Избавитель приходит на землю и собирает Своих овец. Он ограждает их двор от зла рвом предписаний Ветхого Завета и высокой стеной новозаветных заповедей, а внутри устраивает изобильную духовную трапезу. Войти в этот двор Христов, в Его Церковь, можно только одним путем, через преддверие веры и любви. Сам Господь входит через эту дверь в каждое сердце, и «придверник» - внутреннее духовное чувство - отворяет Ему, потому что Христос свой для души и сроден ей. Овцы узнают Его голос, голос любящего Отца, они исполняются радости и готовы идти за Ним, куда бы Он ни пошел. А чужого, проникающего во двор иными путями ради своей выгоды, чтобы обмануть, украсть и убить, они боятся, потому что его льстивый и жестокий дух, дух эгоизма и своекорыстия глубоко чужд им.

Наш добрый Пастырь говорит нам: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет ». В Церковь мы входим через Христа, через дверь смирения и послушания, и здесь наша свобода ограничивается заповедями и служением другим. Это дает нам надежную защиту от зла и возможность исцелиться и окрепнуть, питаясь духовным млеком. Но этой же дверью смирения и любви мы и исходим в мир вслед за своим Пастырем: «И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его » (Ин. 10, 4). Когда мы со Христом, нам ничего не страшно, никакие соблазны. Он делает нас духовно свободными и ведет на пажити творения добра. Любящий не связан законом и не нуждается в ограде заповедей, ибо справедливо сказано: люби и делай, что хочешь. Сама любовь оградит его от греха, который есть попадание мимо цели, и кратчайшим путем проведет ко спасению.

Пастырь - это полная противоположность разбойнику и вору, потому что он не ищет выгоды от овец, но готов отдать и саму свою жизнь ради их блага. Есть еще и наемник, который, как и пастырь, заботится о благе стада, но с той разницей, что для него это работа ради вознаграждения. Овцы для него не свои, им не движет любовь, готовая на жертву, и потому, когда возникает опасность, он сразу убегает. Он боится за свою жизнь и оставляет овец в опасности, тем самым удаляясь и от Самого Христа, Который остается с ними. Много было в истории истинных пастырей, которые своими трудами и писаниями заградили путь в Церковь ересям и заблуждениям, есть они и сейчас, но даже если никого не останется, самый главный Пастырь всегда с нами. Христос и поныне обращается к сердцу каждого, и «всякий, кто призовет имя Господне, спасется » (Рим. 10, 13).

Эта притча напоминает священникам, что «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец », а без этого остается одна видимость, которая улетучивается в сложной ситуации. Где есть любовь, в критический момент появляются великие силы и дерзновение, а где ее нет, предательский страх отнимет и последние крохи самообладания. Образ овцы - это напоминание христианам о качествах, угодных Господу: о здравом духовном чувстве, беззлобии, смирении и послушании пастырям. Настоящие овцы часто бывают пастырями, потому что в мире, куда выводит нас Господь, много заблудших овец, а истинные пастыри, прежде всего, сами должны быть овцами. Но никто из нас не должен быть наемником на службе у Христа, Который отдает всего Себя. И хотя допустимо поначалу трудиться ради награды, будем стремиться к бескорыстному служению, чтобы добро стало природой, а любовь потребностью. Христос полагает жизнь за овец, и мы будем учиться жертвовать малым ради ближнего. Тогда мы станем достойными последователями Спасителя и наследуем жизнь, причем «с избытком» - блаженную вечность, и будет одно стадо и один Пастырь, Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь.

Храм царицы Александры Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, 26 ноября 2015