Сообщение о храме спаса на крови. История Спаса на Крови (храма Воскресения Христова)

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге является музеем и памятником русской архитектуры, . Был возведен по указанию Александра III и решению Синода на том месте, где 1 марта 1881 года народоволец И. Гриневицкий смертельно ранил , которого в народе называли Царем-Освободителем за отмену крепостного права.

Потребность увековечить место смертельного ранения Царя-Освободителя возникла в обществе сразу после трагических событий 1 марта 1881 года. Александр III настоял на том, что это должен быть храм, а не часовня.

Собор Спас-на-Крови расположен на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота храма составляет 81 метр. Это число символизирует год гибели царя. Вместимость собора - 1600 человек.


Саша Митрахович 28.01.2016 11:23


История Спас на крови в Санкт-Петербурге началась в день смерти Александра II. Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года. Когда из губерний стали поступать пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.

Александром III объявляется конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев).

Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. В соборе Спас на крови было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек.

Собор Воскресения Христова, как и , находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди.

В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке. Но с началом Великой Отечественной войны решение этого вопроса было отложено. Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра. С 1968 года собор находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. Позже он передается на баланс музея «Исаакиевский собор». После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.


Саша Митрахович 28.01.2016 11:28


На фото: первоначальный проект Воскресенского собора в Санкт-Петербурге. Постройка храма Воскресения Господня обошлась казне в 4 000 000 рублей серебром — на миллион больше, чем предполагала первоначальная смета. Общая площадь наружных мозаик стен составляет 400 м2, внутренних — более 7000 м2. Это одна из крупнейших мозаичных коллекций в Европе. Венчают храм девять глав (пять над ос. . .


Саша Митрахович 28.01.2016 11:29


Собор Спас на крови имеет асимметричную форму, вытянутую по оси восток-запад. К восточной стороне собора примыкают три алтарные апсиды - центральная и две малые, боковые с медными позолоченными куполами. С западной части - двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом. Входные двери смещены к северо-западному и юго-западному углам здания.

Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены двадцать памятных досок из темно-красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II (основные реформы с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года). Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни, выполненные мозаикой - главное украшение фасада собора Спас на Крови. Мозаичные композиции привлекают внимание к основным деталям собора.

Между крыльцами находится распятие (также из мозаики). Сверху - изображения двуглавого орла. Общая площадь мозаики фасадов составляет 400 квадратных метров. Глава собора, покрытая цветной ювелирной эмалью, имеет луковичную форму. Такой же купол и у центрального шатра. Колокола, главный из которых весил 1100 пудов, были изготовлены в Финляндии.

Хотя храм увековечил трагическое событие в истории России, девяти главное здание поражает своей яркой, пёстрой красотой. На фоне строгой архитектуры Северной столицы оно кажется игрушкой. Прослеживается сходство собора с в Москве.


Саша Митрахович 28.01.2016 11:31


Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повлияло на интерьер Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге , поражающий своей красотой. Оформление включает в себя собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола. В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами.

В создании украшения собора Спаса-на-Крови принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик. Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова, В.В. Беляева.

Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе. В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания. Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова - «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель».

Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза. Под сенью хранятся реликвии собора - часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.

Леса очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение. Но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.

Спас-на-крови - это первый храм, построенный на том месте, где погиб император государства. Построенный памятник архитектуры явился символом надвигающейся революции.


Саша Митрахович 28.01.2016 11:37


Режим работы собора Спас на крови

  • с 10.30 до 18.00;
  • Выходной день - среда;
  • С 1 мая по 30 сентября с 18.00 до 22.30 в музее проводятся вечерние экскурсии «Спас на крови в белые ночи» (смотрите стоимость посещения в вечернее и ночное время).

Стоимость билетов в собор Спас на крови

  • взрослые - 250 рублей;
  • дети до 18 лет, студенты и пенсионеры РФ - 50 рублей;
  • Спас-на-Крови в вечернее время - 400 руб;

Как добраться самостоятельно к храму Спаса на крови:

Ближайшее метро - «Невский проспект», выход на канал Грибоедова. При выходе из метро подойти к каналу, справа вы увидите купола «Спаса на крови».

Поразительные мозаики и каменные «ковры» полов приводили публику в восхищение. Но действующим храм не был, и его роль — туристической святыни — больно ранила сердца верующих. Пустой алтарь стоял, как тело, из которого ушла душа.

23 мая 2004 года митрополит Санкт-Петербургский Владимир (Котляров) совершил повторное освящение Воскресенского храма, под его мозаичные своды вернулось Таинство. Пусть не часто — но литургия в церкви совершалась. Одновременно она оставалась (и остается сейчас), согласно своему культурному значению, музейным объектом.

Начиная с сентября 2010 года в храме проводятся регулярные богослужения. Каждый воскресный день люди приходят в Спас-на-Крови не любоваться, а молиться. В это время вход в собор Воскресения Христова свободный. Богослужение в храме-музее ничем не отличается от богослужения где бы то ни было — кроме того, что нельзя зажигать свечи, дабы не нанести урона уникальному интерьеру. После каждой службы совершается панихида по усопшему императору Александру II, как то было заведено и прежде.

Конечно, число прихожан храма значительно меньше того количества людей, что приходят сюда ежедневно в качестве туристов (в «высокий сезон» Спас-на-Крови осматривают до 5000 человек в день). Происходит это, возможно, из-за того, что о службах в Воскресенском храме мало кто знает — он слишком «привычно-музейный». Кроме того, по окончании службы прихожанам негде собраться: они должны торопиться уйти, потому что музейным работникам нужно приготовить храм к приему «светских» посетителей. Расписание служб тоже связано с музейным графиком. Литургия начинается в 7:30 — с тем чтобы окончиться как можно раньше.

Тем не менее, несмотря на все неудобства, постепенно формируется настоящий приход, у которого уже есть свои традиции — например, пение за богослужением прекрасного, хотя и небольшого, мужского хора.


Саша Митрахович 13.02.2017 10:33

Спас-на-Крови в Петербурге является одной из самых красивейших, праздничных и ярких церквей в России. Долгие годы во времена Советской власти она была предана забвению. Теперь же, восстановленная, она привлекает своим величием и неповторимостью тысячи посетителей.

Начало истории

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге был построен в память об императоре Александре II. В далеком 1881 году на том месте, где позже воздвигли храм, произошли трагические события. 1 марта царь Александр II направлялся на где должен был пройти парад войск. В результате террористического акта, совершенного народовольцем И. И. Гриневицким, император был смертельно ранен.

По приказу Александра III на месте трагедии и была воздвигнута церковь Спаса-на-Крови, где должны были совершаться регулярные службы по убиенному. Так и закрепилось за храмом название Спас-на-Крови, официальное название Храм Воскресения Христова.

Решение о воздвижении храма

Для выбора наилучшего проекта для строительства храма был объявлен архитектурный конкурс. В нем принимали участие самые именитые архитекторы. Только с третьей попытки (столько раз объявлялся конкурс) выбрал проект, который показался ему наиболее подходящим. Автором его был Альфред Парланд и архимандрит Игнатий.

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге строили на пожертвования, которые собирали всем миром. Вклады вносили не только россияне, но граждане других славянских стран. Стены колокольни после строительства увенчались множеством гербов самых разных губерний, городов, уездов, которые жертвовали сбережения, все они были выполнены из мозаики. На главном кресте колокольни была установлена золоченая корона в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло августейшее семейство. Общая сумма строительства составила 4,6 миллиона рублей.

Строительство собора

Заложили храм в 1883 году, когда проект строительства ещё не был утвержден окончательно. На данном этапе главной задачей было укрепить грунт, чтобы он не подвергался размыву, ведь рядом находился канал Грибоедова, а также заложить прочный фундамент.

Сам собор Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге начали возводить в 1888 году. Серый гранит использовали для стены выкладывались из красно-коричневого кирпича, тяги, наличники для окон, карнизы были выполнены из эстляндского мрамора. Цоколь украсили двадцать гранитных досок, на которых перечислялись главные указы и заслуги Александра II. К 1894 году основные своды собора были возведены, к 1897 году достроили девять глав. Большая часть из них была покрыта разноцветной яркой эмалью.

Убранство храма

Стены башни полностью покрывают удивительные декоративные узоры, гранит, мрамор, ювелирная эмаль, мозаика. По-особенному смотрятся белые арки, аркады, кокошники на фоне декоративного красного кирпича. Общая площадь мозаики (изнутри и снаружи) составляет около шести тысяч квадратных метров. Мозаичные шедевры составляли по эскизам великих художников Васнецова, Парланда, Нестерова, Кошелева. Северная сторона фасада представляет мозаику «Воскресение», на южной расположилось панно «Христос во славе». С запада фасад украшен картиной «Спас нерукотворный», а с востока можно увидеть «Спас Благословляющий».

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге несколько стилизован под московский собор Василия Блаженного. Но само художественное и архитектурное решение весьма уникально и самобытно.

По плану собор является четырехугольным зданием, венчающимся пятью большими главами и четырьмя главками немного меньшего размера. Южный, северный фасад украшают фронтоны-кокошники, восточную сторону - три закругленные аспиды с золотыми главками. С запада находится колокольня с красивейшим золоченым куполом.

Красота изнутри

Главное место храма - неприкосновенный фрагмент Екатерининского канала. В него входят тротуарные плиты, булыжная мостовая, часть решетки. Место, где погиб император, решено было оставить нетронутым. Для осуществления этого замысла изменили форму набережной, а фундамент храма переместил русло канала на 8,5 метров.

Самым величественным и значимым в Петербурге смело можно назвать храм Спас-на-Крови. Фото являются тому подтверждением. Под колокольней именно на том месте, где произошел трагический случай, находится «Распятие с предстоящими». Уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. По бокам размещены иконы святых.

Внутреннее оформление - убранство храма - очень ценно и намного превосходит внешнее. Мозаики Спаса уникальны, все они выполнены по эскизам именитых мастеров кисти: Харламова, Беляева, Кошелева, Рябушкина, Новоскольцева и других.

Дальнейшая история

Открыт и освящен собор был в 1908 году. Это был не просто храм, он являлся единственным храмом-музеем, памятником Императору Александру II. В 1923 году Спас-на-Крови по праву получил статус кафедрального, но волей судьбы или из-за бурных исторических перемен в 1930 году храм закрыли. Здание передали Обществу политкаторжан. На протяжении многих лет при советской власти принималось решение разрушить храм. Возможно, этому воспрепятствовала война. Перед руководителями на тот момент ставилась другие важные задачи.

Во время страшной ленинградской блокады здание собора использовали как городской морг. По окончании войны Малый оперный театр устроил здесь склад для декораций.

После смены власти в советском правительстве храм наконец-то признали историческим памятником. В 1968 году он попадает под защиту Государственной инспекции, а в 1970 году храм Воскресения Христова объявлен филиалом «Исаакиевского собора». В эти годы собор начинает постепенно возрождаться. Реставрация проходила медленно, только в 1997 году в качестве музея Спас-на-Крови начал принимать посетителей.

В 2004 году, спустя более чем 70 лет, митрополит Владимир отслужил в храме божественную литургию.

Сегодня каждый, кто посещает Санкт-Петербург, стремится посетить Спас-на-Крови. Часы работы музея позволяют сделать это в любое время летом с 10 до 22 часов, зимой с 10 до 19.

Спас-на-Крови (Екатеринбург)

Если говорить о страданиях, которые перенесла семья Романовых, нельзя не упомянуть храм в Екатеринбурге. Именно в этом городе августейшая семья провела свои последние дни, на месте их гибели потомки и возвели Спас-на-Крови. Карта города указывает, что собор возведен на месте Как говорит история, дом этот был конфискован большевиками у инженера Ипатьева. Здесь семейство Романовых держали 78 дней. 17 июля 1918 года все мученики были расстреляны в подвале. В годы советской власти память о царской семье была растоптана и очернена. В 1977 году по постановлению ЦК КПСС дом был снесен, руководить мероприятием поручили Б.Н. Ельцину. В своих мемуарах это событие он назвал варварством, последствия которого невозможно будет исправить.

Возведение храма

Только в 2000 году на месте трагических событий приступили к непосредственному строительству храма. Официальное название "Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых". Именно в этом году произошло прославление семейства Николая II. Уже в 2003 году 16 июля состоялось торжественное открытие, освещение храма.

Сооружение, высота которого 60 метров, имеет пять куполов, общая площадь составляет три тысячи квадратных метров. Русско-византийский архитектурный стиль подчеркивает строгость и величие здания. Комплекс составляют верхний и нижний храм. Верхний храм - символ неугасимой лампады, зажженной в память произошедшей здесь трагедии. Нижний заупокойный храм расположился в цокольной части. В него входит расстрельная комната, где присутствуют подлинные останки дома Ипатьева. Алтарь находится на непосредственно месте, где трагически погибла семья Романовых. Тут же создали музей, где выставлены экспонаты, посвященные последним дням жизни царской семьи.

Каждый год в памятную ночь 17 июля в храме проводится всенощная литургия, завершающаяся крестным ходом (25 км) к Ганиной Яме - в этот заброшенный рудник были свезены тела после расстрела. Тысячи паломников ежегодно прибывают сюда, чтобы отдать дань уважения поклониться святыне.

Храм Спаса на Крови.

На набережной канала Грибоедова — в самом сердце Санкт-Петербурга, возвышается необыкновенной красоты храм, сияя золотом куполов, с пестрыми главками на башенках. Даже ненастные серые дни, столь частые для Северной столицы, не в силах приглушить его яркий аккорд.

Презрев условности градостроительства, он разрывает четкие границы набережной и нависает над водной гладью на фоне строгих классических зданий. Как будто спущенный с небес — стоит на русской земле затейливый и нарядный русский терем.

Историческая справка

Собор Воскресения Христова, или как его называет народ – Храм Спаса на Крови, возведен в знак памяти императора Александра II, получившего смертельное ранение на этом месте от рук террористов 1 марта 1881 года.

Храм Спаса на Крови с высоты птичьего полета.

Александр II вошел в русскую историю как реформатор и освободитель. Вступая на престол страны с разваленной экономикой, ослабленной Крымской войной, он вынужден был проводить преобразования во всех областях, начиная с отмены крепостного права и заканчивая земской, военной, судебной, народного образования реформами. Ложась на плечи граждан тяжелым бременем прогрессивные и необходимые по своей сути перемены, создавали великую державу, поднимали международный престиж России, и одновременно вызывали недовольство во всех слоях населения.

Не случайно этот период характеризуется усилением революционного движения. Считая самодержавие главным злом для России, и полагая, что убийство царя поможет свергнуть власть монархии и установить республиканское правление, члены небольшой, но активной организации «Народная воля» избрали террор главным методом борьбы. Началась настоящая «царская охота», покушения следовали одно за другим, усиливались репрессии, предлагались уступки, жандармы сбивались с ног, но ничто не смогло остановить народовольцев.

Выполнение тщательно подготовленного, имевшего ряд запасных вариантов теракта ускорил арест руководителя организации А. И. Желябова. Карета императора, возвращавшегося после развода караулов из Манежа по воскресным дням, всегда ехала на большой скорости, но притормаживала при повороте на Екатерининский (Грибоедова) канал. Этим обстоятельством и воспользовались заговорщики. По сигналу Софьи Перовской, которая с противоположной стороны канала руководила операцией, первую бомбу бросил революционер Н. Рысаков.

От взрыва император не пострадал, он вышел из кареты, чтобы дать распоряжение о помощи раненым. Тогда второй народоволец И. Гриневицкий появился из укрытия и метнул снаряд прямо ему под ноги. Взрывной волной они оба были отброшены к ограде, упали на камни мостовой. Императора, истекавшего кровью, на санях перевезли во дворец. Ранение оказалось смертельным. Гриневицкий, не приходя в сознание, также скончался от ран в госпитале тем же вечером. Остальные участники были арестованы, пятеро лидеров по решению суда повешены через месяц после событий, другие приговорены к вечной каторге.

На месте трагедии по инициативе Городской думы вскоре установили часовню, которая простояла до начала строительства собора в 1883 году, так как новый император Александр III желал увековечить память отца возведением храма. Был объявлен конкурс. Большинство конкурсных проектов, выполненных лучшими петербургскими архитекторами, представляли византийский стиль.

Император отверг их все.

Он заявил два условия, которые должны быть соблюдены: храм нужно построить в русском стиле XVII столетия и отдельным пределом внутри церкви оформить место, где пролилась августейшая кровь.

По замыслу монарха сооружение должно было служить метафорой приобщения Петербурга к старомосковской Руси — к той эпохе, когда первые Романовы взошли на престол. Новый храм задумывался не только как мемориальный памятник Александру II, но должен был символизировать российское самодержавие в целом.

Высочайшее одобрение получил проект, представленный на второй тур конкурса от двух авторов. Один из них — архимандрит Игнатий (И. В. Малышев), до пострига учился в . Для разработки проекта он обратился к архитектору А. А. Парланду, которого хорошо знал по совместным работам при возведении церкви в Троице-Сергиевой пустыни (мужской монастырь), настоятелем которой являлся. После доработок, существенно изменивших облик храма, окончательный вариант был утвержден в 1887 году. К строительным работам приступили гораздо раньше.

Архимандриту Игнатию также принадлежала идея освятить храм во имя Воскресения Христова. Посвящение несло глубокий смысл преодоления смерти и проводило параллель между кончиной Александра II и искупительной жертвой Спасителя. Такое толкование объясняет, почему храм, возведенный на месте трагических событий в память об убитом императоре, имеет светлый праздничный вид.

Храм Спаса на Крови.

Лучше всего это выразил в стихотворении «1 марта 1881 года» замечательный русский поэт А. А. Фет, описывая Христа на Голгофе:

« … Он крест и свой венец терновый

Земному передал царю.

Бессильны козни фарисейства:

Что было кровь, то стало храм,

И место страшного злодейства —

Святыней вековечной нам».

Архитектура храма Воскресения Христова

Архитектура православного однопрестольного собора относится к позднему этапу «русского стиля» конца XIX века. Она вобрала лучшее из арсенала зодчества допетровской Руси и очень напоминает московский храм Василия Блаженного – один из символов России.

Храм Спаса на Крови.

Вместе с тем, архитектор А. А. Парланд создал оригинальную композицию, в основе которой четверик, увенчанный пятиглавием. Техника покрытия пяти узорных глав эмалью и ее рецептура аналогов не имеет. Эту уникальную работу выполнили на фабрике Постникова. Массивный купол колокольни и три маленькие луковки над алтарными апсидами сверкают позолотой.

Чтобы место, обагренное кровью, оказалось внутри собора, набережную пришлось достраивать. Храм выходит за ее пределы вглубь канала на 8 метров.

Храм Спаса на Крови и канал Грибоедова.

Впервые здание в Петербурге строится не на сваях. Под мощную путиловскую плиту фундамента собора заложено бетонное основание. Но это не единственное техническое новшество. Здесь были установлены паровые котлы и калориферы, защита от молнии, собор освещали более полутора тысяч электрических ламп. Во внешней отделке использовался красный кирпич, гранит и мрамор, различные виды полудрагоценных камней.

Колокольня возвышается непосредственно над местом трагедии и в ее отделке многократно прослеживается мемориальный характер сооружения. Высокий крест на золотом куполе венчает императорская корона, мозаичная икона Александра Невского, покровителя Александра II, расположена над окном, в кокошниках других окон просматриваются лики небесных ангелов семьи Романовых. Летопись, повествующая о деяниях царя-реформатора, высечена на двадцати досках из красного гранита. Над входами – двуглавые орлы, мозаичные панно «Страсти Христовы» по эскизам В. М. Васнецова.

Потрясенные гибелью императора граждане по всей стране собирали средства на строительство храма-памятника. Этот факт отражают изображения гербов городов и губерний, укрывающие нижнюю часть фасада.

Главной святыней собора является своеобразная реликвия — участок булыжной мостовой с гранитными плитами тротуара и фрагмент решетки Екатерининского канала, где принял смерть император Александр II. Над ними — необычайной красоты сооружение. На колоннах из фиолетовой алтайской яшмы возвышается сень с крестом, усыпанным топазами. По установленной традиции рядом с памятным местом служат панихиды.

Неповторимый интерьер собора создан сочетанием каменного и мозаичного убранства и поражает великолепием. Своды храма покрыты сплошным мозаичным ковром, площадь которого превышает 7 тыс. кв. метров. Картины на евангелистские сюжеты представляют настоящий музей мозаики. Центральное место отведено иконам «Спаситель» и «Богоматерь с младенцем» по эскизам В. М. Васнецова.

Живописные эскизы священных изображений и орнаментов создавали 32 художника, с диапазоном творческой манеры от канонов академизма до стилистики модерна, среди них В. М. Васнецов, Н. Н. Харламов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин. Большую часть мозаик выполнила частная мастерская Фролова, использовавшая технику набора «обратным» способом, что отлично подходит для масштабных композиций. Прототипом подобного письма служили фрески ярославских храмов XVII века. Создание мозаики храма ознаменовало новый этап в российском мозаичном искусстве.

Интерьер храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.

Шедевром камнерезного мастерства является одноярусный иконостас, выполненный по рисунку А. А. Парланда из итальянского мрамора фирмой Нуови. Тонкие переходы темно-красного цвета к светлому тону создают легкость, а виртуозная резьба поражает разнообразием. Пол храма площадью 600 квадратных метров выложен прекрасным цветным узором из мраморной плитки, изготовленной на той же фирме по рисунку архитектора, но собирали его на месте русские мастера.

Интересные факты, вымыслы и легенды

История храма, входящего в десятку лучших достопримечательностей мира, наполнена интересными фактами с оттенком мистики, что привлекает туристов не меньше, чем великолепие его архитектурных достоинств. Приведем лишь некоторые, наиболее значимые на наш взгляд:

  • Пропорции храма символичны: самый высокий купол – 81 м, высота колокольни 62,5 м, что соответствует дате гибели (1881 год) и возрасту Александра II (погиб на 63 году жизни).
  • С 30-х годов сложилось поверье о неразрушимости храма. Много раз его собирались снести, но исполнение решения откладывалось. Взорвать его планировали летом 1941 года, рассказывают, что уже просверлили стены и заложили взрывчатку, но осуществить замысел помешала война – подрывников призвали на фронт.
  • В купол колокольни во время войны попал немецкий фугас весом в полтора центнера, но не разорвался. Обнаружили его случайно, в 60-х годах. В ходе операции снаряд извлекли и обезвредили в районе Пулковских высот. Саперы под руководством Виктора Демидова рисковали жизнью, спасая храм. Никто не пострадал.
  • В народе прошел слух о том, что храм «заговоренный», а охраняют его символы «крестов в круге», украшающие кокошники окон, что это древний защитный знак. И, действительно, постановление о сносе собора, который мешал строительству транспортной магистрали в годы правления Н. С. Хрущева, чудесным образом отменили. Храм снова выстоял!
  • Наконец, его передали как филиал государственному музею «Исаакиевский собор» и в 1970 году начали реконструкцию, «надели» строительные леса. Шли годы. Храм продолжал стоять в «лесах». В конце 80-х стали поговаривать (шутка или пророчество), что когда снимут леса с храма, советская власть падет. Леса демонтировали летом 1991 года…
  • Существует легенда о том, что кресты с куполов собора жители города спрятали от большевиков на дне канала, а когда началась реставрация – сообщили об этом. Бригада водолазов подняла святыни, и они возвратились на свои места.

По завершении реставрационных работ в 1997 году храм вновь был открыт для посетителей, а в 2004 году в нем отслужили литургию, которая восстановила православную сущность.

Сегодня храм Спаса на Крови – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, действующий храм и одновременно музей, в котором проводятся тематические экскурсии. Здание собора Воскресения Христова является объектом культурного наследия Российской Федерации.

Где находится и как добраться

Храм Спаса на Крови находится в историческом центре Санкт-Петербурга, недалеко от Невского проспекта.

Адрес: Набережная канала Грибоедова, 2 Б, — к нему примыкает Михайловский сад.

От станции метро «Невский проспект» можно пройти пешком вдоль канала Грибоедова — расстояние около 700 метров.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на сообщества в социальноых сетях:

Восточную часть украшают золоченые купола, на западе колокольня как символическая часть места гибели царя, которая немного врезается в канал набережной. В ее укреплении на канале применили не деревянные опоры, а бетон. Поэтому в соборе нет главного входа, а устроены крыльца притворы в виде терема.

В архитектурном ансамбле использованы символические значения. Например, высота центрального купола 81 метр, что означает год гибели царя, а глава колокольни высотой 63 метра количество прожитых лет императора.

Храм привлекает внимание красотой и числом украшений:

  • наличники,
  • кокошники,
  • изразцы,
  • цветная черепица.

Внутреннее украшение поистине уникальное в мозаичном исполнении великими художниками того времени. В оформлении участвовали больше тридцати художников, оно длилось десять лет. Живопись выполнена по эскизам Васнецова, Харламова, Рябушкина, Новоскольцева.

Использована большая коллекция самоцветов. Это мозаичная композиция крупнейшая в Европе занимает территорию храма более 7000 квадратных метров. Все узоры выполнены одним мозаичным покрытием и орнаментом на высокохудожественном уровне и восхищают своим единством.

Иконостас был изготовлен в итальянской мастерской Италии из мрамора разных цветов и украшен крестами из горного хрусталя. Иконы чеканились из серебра и оформлялись мозаикой.

В соборе хранится композиция места, где был убит царь. Это фрагмент решетки, тротуарные плитки, булыжник с мостовой. В стеклянном хранилище макет собора.

Как добраться до храма Спас на Крови

Где находится храм Спаса на Крови? Он находится по адресу: наб. Грибоедова, 2A, Санкт-Петербург.Доехать можно на метро, станция прос. Невский. Выход к каналу им. Грибоедова.

Режим работы храма Спаса на Крови:

  • каждый день 10:30 — 18:00;
  • вечерние программы 18:00 — 22:30.

Вход платный.

В Храме Спаса на Крови богослужения проходят по субботам, воскресеньям и двунадесятым праздникам в 08.00. Это двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии.

Православный храм в , возведенный в память об императоре Александре II. Именно на месте, где сегодня возвышается этот живописный храм, в марте 1881 года пролилась кровь царя. Храм возвели по указу наследного сына царя - Александра III. Спас-на-Крови принято считать музеем-памятником, так как в нем крупнейшее собрание мозаики в России и в Европе. Он вошел в по версии нашего сайта.

Решение возвести храм на месте гибели царя, было общенародным. Уже на следующий день после покушения на Александра II появился указ о строительстве небольшой часовни. Часовня простояла до 1883 года, затем по проекту А. Парланда и архимандрита Игнатия был построен нынешний храм.

Высота здания составляет 81 метр, соответствуя году убийства царя. Вместительность храма - более 1500 человек. По архитектурному стилю он относится к позднему этапу «русского стиля». Первое, что бросается в глаза при входе в храм, это удивительная мозаика из икон и орнаментов. Это единственный православный собор, в котором мозаичное убранство покрывает более 7000 кв. метров. Помимо мозаики в интерьере использован итальянский цветной мрамор, уральские и алтайские поделочные камни.

Над местом ранения царя возвышается специальная сень. Под ней хранится часть мостовой, окропленная кровью. Территориально достопримечательность расположена рядом с Грибоедовским каналом. Ближайшее метро - «Невский проспект».

Фото достопримечательности: Храм Спаса-на-Крови

Вид на храм со стороны Невского проспекта

Вид на храм в сторону Невского проспекта