Что значит ропот на бога. Ропот на бога и несогласие с его волей о смерти ближнего. О терпении скорбей

"Пришли в Мерру- и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому [месту] имя: Мерра. 24 И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам
пить?" В фразе возроптал народ, в оригинале стоит еврейское слово "йилону", происходящее от слова "лун".
Глагол "лун" бросается в глаза тем, что он в основном используется для такого простого понятия, как ночлег, провести ночь. Причем тут ропот? Как такие, казалось бы,
противоположные или разные понятия могут передаваться одним древнееврейским словом? Нам поможет симфония Стронга, которая дает много дополнительных
понятий этого слова, помогая предположить, как одно могло вытекать из другого.
Сначала в оригинале на анлийском, а потом переведем на русский: Strong"s Exhaustive Concordance
abide all night, continue, dwell, endure, grudge, be left, lie all night Or liyn {leen}; a primitive root; to stop (usually over night); by implication, to stay permanently; hence (in a bad
sense) to be obstinate (especially in words, to complain) - abide (all night), continue, dwell, endure, grudge, be left, lie all night, (cause to) lodge (all night, in, -ing, this night),
(make to) murmur, remain, tarry (all night, that night).
Итак, лун, или лин, значит также пробыть всю ночь, продолжать, претерпевать, жить, хранить обиду, корень слова значит останавливаться, обычно на ночь,
останавливаться постоянно (тормозить по нашему??), поэтому, в плохом смысле, слово значит быть упрямым, особенно в словах, роптать, жаловаться, лежать целую
ночь, медлить всю эту ночь. Также ОБРАТИЕ внимание и на такой смысл - БЫТЬ оставленным, - (возможно это ключ).
Во еврейская логика то, а обида то причем тут, к ночлегу??? Еврейские слова или понятия происходят обычно из одного основного простого корневого слова (к примеру,
по еврейски слово война, милхома, общее со словом хлеб, лэхэм, потому что хлеб делают, как бы «воюя» с тестом, меся его «по мордам», бьют тесто. Дух или ветер -
руах – общее со словом луна, йарэах, потому что происходят от понятия направления, вкратце, и т.д.).
Вновь про ночлег и обиду, и плавно к ропоту. Может это значит, что когда ты долго живешь в ночи, «ночуешь» то есть, тормозишь, задерживаешься, то накапливаешь
негативные ощущения или обиды, тебя охватывает чувство оставленности, что также несет слово лун, не выходишь на свет Божий.
Кстати, вот также почему так важно «не оставлять собрания своего», собрания церкви Господа, чтобы не «заночевать» слишком долго, не тормозить, чтобы не
появилась некая обида, жалобы и ропот, упрямство, чтобы не принять ложь врага о полной оставленности, мол, и нет Бога никакого с тобой, да и есть ли Он с кем то
вообще? А далее, все по логике мира: и какой смысл тогда воздерживаться от того, чем «наслаждаются» все остальные?
Одно дело, когда ты чувствуешь что ты оставлен (лун) Богом, потому что ты Его никогда и не переживал, или вышел из Его воли, или по другой какой причине.
Но поверить, что ты оставлен Богом, когда Он постоянно идет с тобой в столпе облачном, как это было с израильтянами, это СОВСЕМ другое!
Возможно «ночевать» в духовном смысле, иногда приходится, но ночевать слишком долго, или отделяться от народа Божьего и особого присутствия Божьего среди
него из-за самонадеянности, недисциплинированности или лени, может привести к ропоту или бунту против Бога.
Мы можем просто перестать Его понимать, наши мозги могут «заночевать» или зависнуть, перестать понимать, почему Он проводит нас через трудности пустыни,
почему вдруг на три дня «нет нормальной воды», нормальной зарплаты, и что с этим делать, почему та или иная работа вдруг стала «горькой», и как ее «подсластить».
Почему вдруг «сладкая» жена заговорила горькими словами.
Евреи столкнулись с горькой водой после трех дней в пути жаркой пустыни, что естественно вынести почти невозможно, стали роптать (лун) на Моисея, «что нам пить»?
Но они шли в сверхъестественном Божьем присутствии! А с Богом ВСЕ возможно! Моисей вообще провел на горе с Богом 40 дней БЕЗ еды и воды! И так дважды! Они
могли хотя бы начать молиться за воду, а не роптать, сохраняя здравый смысл, раз Бог их вывел, то уж точно не для смерти в пустыне!
Вся жизнь духовного еврея, христианина, это сверхъестественная во многих отношениях жизнь! Жизнь израильтян тогда во многих отношениях была совершенно
сверхъестественной: они чудом вышли из рабства, чудом остались живы от ангела смерти и остальных казней, чудом прошли чрез море, чудом их не догнали и не
порезали, чудом они ели, чудом пили, чудом не болели, нога не пухла, одежда не ветшала, чудом обобрали египтян, получив справедливую компенсацию за сотни лет
рабского труда, чудом получили чудесные законы, чудом видели Бога на горе, чудом воевали с амалеком, и чудом побеждали, потом чудом взяли Ханаан, до этого
чудом не погибли все сразу за отказ в него входить и т.д. и т.п.
Жизнь настоящего христианина, духовного сына Авраама, во многом так же чудесна! Это жизнь веры в сверхъестественного Бога. И где такой жизни можно учиться, как
не в подобных особых "безвыходных" для плоти ситуациях? Однако можно переключиться с Божьих целей на свои эгоистичные, и забыть, зачем собственно тебя
спасли, и стать роптать на Бога, забыв, что ты даже дышишь чудом.
После чуда с морем, Моисей спел особую песню, в которой он хорошо показал, КАКАЯ реакция у окружающих народов от ТАКОГО уникального чуда, как
раступившееся море! Удивительно, но похоже, народы не были счастливы от того, что Бог евреев потопил армию фараона, показав, что Он всемогущий и "кто как ты
среди богов", то есть, сильнее всех божеств и культов народов мира. Они были в шоке, они взвыли от боли, как роженица – такой термин употребляет Моисей в песне.
Они не подумали, как бы им всем покаяться, и стать детьми Авраама и присоединиться к евреям и Такому Богу, что было бы очень логичным, как это сделали многие в
Египте.
В английском языке есть слово "лунатик", которое означает нечто вроди безумия. В английском, кстати, есть много слов, однокоренных с ивритом. Вообще, есть
мнение, что все языки мира это осколки древнего иврита, после Вавилонского «лунатизма». Господь встроил иврит в язык, как я понял, чуть ли не каждого народа!
Итак, ночуя, пребывая, претерпевая житейские вещи, есть опасность принять мысль, что ты ОСТАВЛЕН Богом. Богом в каком то смысле оставлен каждый человек,
который никогда к Нему не приходил или отверг Его призыв, учение или послание!
«Се оставляется Дом ваш пуст» - сказал Господь Иисус Израилю, видя как Иерусалим отказался от Его Божественного покрова. Как результат такой оставленности,
говоря в общем, по собственному решению – изгнание из своей земли на тысячелетия, разрушение второго храма, потом погромы и Холокост с другими бедами.
Однажды, когда я смотрел док. фильм про восстание евреев против Рима в 60-70 годах, о чем пророчески говорил Господь в Луки 21, и о чем позже подробно написал
Иосиф Флавий, бывший командиром Галилейского гарнизона в той войне, Господь сказал мне одно лишь слово, характеризующее то восстание – БЕЗУМИЕ. По
английски - лунатизм. Почитайте у Иосифа Флавия в Иудейских войнах, что тогда творилось в Иерусалиме. Еврейские зилоты, сикарии и прочие боровшиеся за власть
группировки, творили невероятно ужасное со своим же народом.
Если нет света Мессии Иисуса, который большинство тогда отверг в Израиле, наступает долгий и временами кровавый «ночлег» или тьма - возможно так в двух словах
можно описать историю Израиля после 70-х.
Если мы забываем, что Бог с нами в пути чрез пустыню, жажду или другие временные нужды, в которых мы, разумеется, сами не виноваты, или как то позволяем
угаснуть Его свидетельству в нас, помазанию и присутствию, может наступить образный «ночлег» (лун) наших мозгов, и мы станем роптать и обвинять Бога в том, что с
нами ВРЕМЕННО происходит ради нашего же блага. Не путать это с тем, за что мы как христиане несем ответственность! Есть вещи с которыми необходимо воевать,
что делали евреи в пустыне, когда на них напали амалекитяне. Нашими "амалекитянами" могут быть болезни, нищета и прочие атаки дьявола. Их нельзя смиренно
принимать. Им нужно противостоять.
Интересно то, что это еврейское слово "лун" исчезает затем в Танахе в таком необычном употреблении, после книги Чисел. Оно есть, но оно не означает больше
"роптать", как в Исходе. Евреи сделали вывод и переменили лексику? Может быть.
Несомненно, может показаться, что три дня пути в пустыне Синая без воды, при плюс сорок в тени – это серьезное оправдание не то, что для ропота, но, и
откровенного восстания. Люди восстают порой и при куда низких политических или экономических "температурах". Однако, у нас есть выбор, реагировать по плоти, как
это делают все "нормальные" люди, или верой прыгать в сверхъестественное Божье обеспечение, присутствие и Его спасительное пасхальное и искупительное Имя. Он
есть Тот Кем будет, и Он есть Иешуа – Спасение, Триумф или Помощь.
Итак, одно дело, когда ты чувствуешь, что ты оставлен Богом, потому что ты Его никогда и не переживал, или вышел из Его воли, или по другой какой причине. Но
поверить, что ты оставлен Богом, когда Он постоянно идет с тобой в столпе облачном, СОВСЕМ другое! Скрытые мотивы ведомы лишь Творцу, и тем, кому Он их
показывает. Но именно в таких пустынях Бог, согласно Торы, и вскрывает их.
Далее Бог сказал во Второзаконии, для прояснения, что «Я питал тебя манной, томил жаждой, чтобы узнать сердце твое, будешь ли ты исполнять Мои заповеди». См.
Второзаконие 8. Ропот на Бога похоже показывает, что люди так и не поняли, для чего их вывели из Египта, не просто, чтобы ним стало классно, а чтобы мы стали Его
свидетелями, священниками и по настоящему свободными.
На небесах нам будет очень хорошо, лучше чем Ротшильду. А здесь нам обещаны война с врагом, испытания и порой даже временные страдания, которые могут стать
вратами в царство небесное и ступенями для духовного роста и подъема.
Геннадий Романов

Все вы знаете Моисея и эту чудесную историю, когда Господь через него вывел народ из Египта, так вот эта глава лишь эпизод из этого скитания народа в поисках Обетованной земли.

Есть такое выражение по поводу народа Божьего в то время. Израиль вышел из Египта, но Египет не вышел из Израиля.

Числа 16:1-35

Эта глава чисел начинается с очень негативного момента пребывания Божьего народа, когда Моисей вел их в землю обетованную, глава наполнена очень яркими примерами и образами, которые я думаю имеют место и в наше время.

Сейчас я вам расскажу одну история которая будет сегодня в центре проповеди.

1) Непокорность и непослушание -причины ропота

3стих. И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?

Люди, которые восстали против Моисея и Аарона позабыв, что их Господь поставил над ними, а не они сами. Корей и его сообщники проявили бунт по отношению к Моисею (непокорность и непослушание) позабыв что они обещали идти за ним и слушаться.

Этот стих показывает нам, что Корей и его сообщники проявили недоверие, непослушание и неуважение к Моисею, которого поставил Господь над ними!

Их сердца ожесточились настолько, что они не хотели даже слушать Моисея, через которого Бог творил чудеса в пустыне, и они видели все это своими собственными глазами.

И мы можем увидеть в их глазах корысть, лицемерие, зависть, жажду большего - все то, что приносит ропот в жизнь человека.

2) Ропот ослепляет наш взор

8-10 стих 8 И сказал Моисей Корею: послушайте, сыны Левия! 9 неужели мало вам того, что Бог Израилев отделил вас от общества Израильского и приблизил вас к Себе, чтобы вы исполняли службы при скинии Господней и стояли пред обществом, служа для них? 10 Он приблизил тебя и с тобою всех братьев твоих, сынов Левия, и вы домогаетесь еще и священства.

Моисей пытается вразумить, остановить чтобы народ одумался, приводя им в пример то, что Господь отделил их и дал им служение, но их глаза были ослеплены (ропот ослепляет наш взор). Они продолжали упрекать Моисея и отказались выйти к нему. У них был шанс, но они не воспользовались им!! Их взор был устремлен только на видимые вещи (виноградники, мед, молоко)

Народ искал благословения, а не того, кто дает эти благословения.

13-14 стих 13 разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне? и ты еще хочешь властвовать над нами! 14 привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед, и дал ли нам во владение поля и виноградники? глаза людей сих ты хочешь ослепить? не пойдем!

Ропот - ослепляет, ожесточает сердце, вызывает бунт, вследствие чего мы становимся непослушными, противящимися Богу и не желаем исполнять его волю. Мы забываем, что сделал Господь!

3. Вывод по итогам Числа 16:3-14 касательно Ропота:

Недовольство своим положение (работа, отношения в браке) Числа 16:3 (пример Иисуса который пришел в этот мир и принял образ раба, не заботясь нисколько о своем положении)

Недовольство обстоятельствами в жизни (трудности, проблемы, служение, поломалась машина, проблемы со здоровьем) - виноградники, молоко, мед - числа 16:14

Восстание против людей (зависть, сплетни, ссоры, конфликты) (народ восстал на Моисея, мы восстаем против властей, хуже когда против людей в церкви, родных или близких)

Восстание против Бога и его водительства (непослушание тому, что хочет Бог от тебя; призвание)

Числа 16:22 22 Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже духов всякой плоти! один человек согрешил, и Ты гневаешься на все общество?

4. Какова реакция Моисея на ропот?

- молился за них и просил Господа чтобы он не истребил весь народ.

Моисей до последнего просил Господа чтобы он пощадил народ, но народ был непреклонен и не послушен Богу. И их постигла смерть. Моисей удивительный человек, который был верен Богу и любил свой народ.

5. Отношение Бога к ропоту:

Бог не терпит никакого греха и нечистоты, потому что Он свят и совершенен.

Бог не хотел, чтобы грех находился в народе, Бог погубил народ потому что он был негативным примером для всего народа (тем более левиты, которые должны были обучать народа Торе, совершать священнодействия при Скинии) .

Он сделал это чтобы грех не распространился по всему обществу. Бог видел их сердца. У них был шанс покаяться, но они не воспользовались им.

Когда человек грешит это отражается на всей церкви (общины), поэтому ропот мог распространиться на большее количество людей. Если мы посмотрим всю книгу Чисел мы увидим, что народ неоднократно роптал на Моисея.

Это была расплата не за мимолетный ропот, а за продолжавшееся уже долгое время недовольство и непослушание Богу.

6. Как можем преодолеть ропот?

Молитва (общение с Богом самое лучшее лекарство от ропота, Бог знает нас и наши немощи, поэтому он сострадает нам и приходит, когда мы взываем к нему и открываем наше сердце)

Курение или воскурил фимиам о которой мы читает в этой главе символизирует поклонение и благодарение (молитву) Богу, когда Аарон побежал и встал между народом и поражение прекратилось. Аарон принес свое поклонение Богу вместо ропота, недовольство и непослушания которое пребывало в народе.

И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, [и] началось поражение. 47 И взял Аарон, как сказал Моисей, и побежал в среду общества, и вот, уже началось поражение в народе. И он положил курения и заступил народ; 48 стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось.

Будь верным Богу (послушание) как Моисей. Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести." (1Коринф. 10:13)

Довольство тем что ты имеешь (Твое имя записано в книге жизни!)

"Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке; все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе" Фил. 4:12-13

1 Тим 6:6 Великое приобретение быть благочестивым и довольным (научись быть довольным, потому что Господь делает тебя таким и хочет видеть тебя довольным и благочестивым)

Упование на Слово Божье (Бог обещал не покинуть тебя и не оставить!)

А "любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу." (Рим 8:28.)

Итоги:

1 Фес.5:18. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

Воля Самого Бога заключается в том, чтобы мы Его благодарили за все, нравиться нам или не нравиться то что, происходит в нашей жизни, и это во многом вопрос нашей веры. Если мы доверяем Богу, то для нас нет проблем благодарить Бога.

Это призвание каждого из нас во Христе Иисусе, так говорит Слово Божье нам. Ропот зачастую приходит тогда, когда забываем благодарить Бога или наши глаза устремлены куда-то в другом направлении. Когда мы благодарим Бога в нашей жизни нет недовольства и непослушания.

В конце я хочу сказать: Бог приготовил для нас «обетованную землю», и Он желает благословить нас, но наша часть — заботиться о своих сердцах, храня их от недовольства и ропота.

Если в Вашем сердце имел место ропот или имеет сейчас давайте покаемся в этом и будем молиться, чтобы Господь пришел в наше сердце и изменил наше отношение.

Вопросы к проповеди:

В чем может проявляться ропот в жизни христианина?

Как мы можем преодолеть ропот?

Расскажите свидетельство из жизни, как вы преодолели ропот

Есть ли сейчас в твоей жизни ропот?

За что вы в последний раз благодарили Бога?

Ропот – это вид хулы на Бога, неблагодарность Ему за все Его великие благодеяния. Это слепота духовная и душевная, отвращение от Промысла Божия, схождение с божественного пути, дорога в преисподнюю. Это горе, которое помрачает душу; это непроходимый мрак, который делает путь человека смертоносным и для жизни временной, и для жизни будущей.

Ропот есть проявление гордости человеческой, гордого противления создания своему Творцу. Во все дни своей жизни нам следует помнить, что как бы мы ни хотели иного, как бы ни лезли из кожи вон, но всегда останемся созданиями Божиими. Священное Писание говорит: «Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело [скажет ли о тебе]: «у него нет рук?»» (Ис. 45:9). Не сам себя слепил горшок, но вылеплен мастером. И не горшок, а горшечник определяет, какому сосуду великое, какому малое, а какому и ничтожное употребление. Сам и разбивает свое создание, и восстанавливает вновь. Что мы можем противопоставить нашему Творцу? Ничего. Каждому Он определил свой жизненный путь и свой жизненный крест. Каждому дал особое , которое мы должны пронести через всю жизнь, и, может быть, спастись, а может быть, погибнуть.

Из Священного Писания мы видим, к каким страшным последствиям всегда приводил ропот. Устами пророков и праведников – ветхозаветными и нашего времени – Господь обличает нашу неправоту и нашу неблагодарность Ему. Зачем? Затем, чтобы мы не гневили Его, чтобы обратились к Нему и стали воистину святым Израилем, святым народом Божиим. Но этого часто не случается. Потому что нам всего мало; или все, что посылается, воспринимаем как зло; или хотим другого, мыслим по-своему, забывая, что над нами существует Создатель.

Следует помнить, дорогие мои, что за каждое ропотное слово, за каждое неблагодарение Господу, за каждую хулу на Него вы дадите ответ. И с вами будет так, как было с народом израильским. Сегодня Господь благословляет вас и предает в ваши руки возможность жить по-другому и унаследовать жизнь,- но завтра за ваш ропот отберет ее. И тогда во все дни жизни вы не найдете ни покоя, ни радости, вас будут преследовать лишь скорби и болезни. Сегодня вы были близки к тому, чтобы обрести душевный покой, мир в семье и с окружающими, а завтра за ропот Господь ожесточит ваше окружение, и вы начнете испытывать страшные бедствия. И быть может, как это было с народом израильским, только дети, видя ваш скорбный пример, поймут, как должно бояться ропота на своего Создателя.

Ропот отодвигает от нас Царствие Божие, воздвигает на нас гнев Божий и Его прещение. Вглядимся в страницы Священного Писания, в страницы истории, в сегодняшний день. Что происходит с теми, кто идет против Бога, не принимает того, что Он посылает? Где они? Их нет, и прах их развеял ветер, и самый род их искоренился.

Вспомним страдания народа израильского. Господь послал множество казней, прежде чем народ израильский смог выйти из Египта. Во время первого шествия по пустыне народу было крайне тяжело, и люди роптали, вспоминая старое время, когда у них было вдоволь мяса, и они жили спокойно, хотя и были рабами. И когда Господь уже привел их к земле обетованной, когда она была видна – рукой подать, – очередной ропот заградил милосердие Божие, и народ был вынужден еще сорок лет скитаться по пустыне.

Господь, разгневавшись, не допустил вступить в землю обетованную практически никого. Вымерло все поколение тех, кто проявлял ропот. Они были погребены в пустыне. Лишь их дети унаследовали возможность вступить туда, в ту землю, где, как говорил Господь, текут молоко и мед. Только дети, которые выросли в покорности и верности своему Создателю и Творцу, унаследовали обетованное Господом.

Человеческая жизнь есть шествие по пустыне. Скиния , которую несли с собой израильтяне, есть прообраз алтаря Господня; служители, которые несут эту скинию, есть священники; а вы, – естественно, Израиль, который должен пройти трудный путь испытаний.

Господь не пожалел народа Своего избранного и за ропот его еще на сорок лет отправил скитаться по пустыне. Так и каждому из вас Господь может отсрочить увидеть Царствие Небесное, обрести душевный покой, мир в душе, Царствие Божие внутри себя – отсрочить на тридцать лет, на сорок, на семьдесят – кому на сколько. Помните, что каждое ропотливое слово, каждое хуление дня нашей жизни, того, что с нами происходит, – гневит Творца и приводит к тому, что Он изменяет линию нашей жизни. Он делает ее такой, чтобы мы опомнились, вразумились и пришли к правильным выводам

прот. Сергий Филимонов

"Что значит роптать на судьбу свою? Значит роптать на самого Бога…Довольствуйся лучше всем, что пришлось и приходится на твою долю. Иначе ты будешь метать к небу каменье, которое будет падать на твою же голову."

Господь Бог посылает нам, грешным, болезни, но дарует и исцеления, которые мы получаем чаще всего от врачей, являющихся инструментами в руках Божиих. Недаром среди святых было немало целителей и врачевателей, в том числе почитаемый народом св.вмч. Пантелеимон. Но как, порой, изматывает болезнь! кажется, как было бы хорошо, если бы болезней вовсе не было. Почему мы болеем? что это - наказание или милость Божия? Наконец, почему болеют даже праведники и святые угодники Божии? На эти вопросы отвечает доктор медицинских наук, кандидат богословия, руководитель Общества православных врачей СПб, протоиерей Сергий ФИЛИМОНОВ.

Если мы обратимся к святоотеческому учению, то станет ясно, что причин возникновения болезней несколько. И главная из них - греховная природа человека и совершение человеком греха.

- То есть, кара Божия не заставит себя ждать.

Не Бог - человек сам себя наказывает, потому что от согрешающего отступает благодать Божия. Вследствие этого в человеке возобладают законы смерти, а она-то и рождает болезни.

Вторая причина возникновения болезни, - это когда Господь таким образом от чего-то нас уберегает. Мне известны случаи, когда человек должен был куда-то поехать, или совершить некий важный шаг, но из-за внезапной болезни остался дома и, следовательно, не натворил ошибок. Потому что, будь он в этот день на работе - он мог вступить в конфликт с начальством, что закончилось бы увольнением, а если бы полетел на самолёте - разбился. А так он избежал неведомых опасностей и искушений.

- А бывают болезни, поданные наоборот, - во очищение грехов?

У меня есть прихожанин, которому, как только он воцерковился, Господь послал крест болезни. Седьмой год уже этот человек болеет, и весь иссох. Его не раз оперировали, изрезав вдоль и поперёк. Но… я не могу сказать, что эта болезнь - наказание. И сам он говорит: «Я так благодарен Богу за то, что Он меня очищает, потому что вся моя жизнь до этого была очень греховной».

А вспомним монахов Киево-Печерской Лавры - многоболезненных Иосифа и Пимена. Только незадолго до кончины Бог послал им здоровье. Но они пребывали в болезни не просто так: через свою физическую немощь они спасались, искупая какие-то грехи, о каких ведал Господь и сами получили от Бога благодать исцелять других людей.

- Но, батюшка, возникает вопрос: а почему Господь не послал вашему прихожанину болезнь до его воцерковления?

А, по-вашему, справедливо, вразумляя, наказывать человека, если он не понимает, за что? Представьте себе малого ребёнка, которого вы ругаете, а он ещё знать не знает, ведать не ведает о тех понятиях, которые вы хотите до него донести. Он не представляет глубины и греховности своего проступка. Так и человеку невоцерковлённому не всегда имеет смысл подавать болезнь, ибо она не будет носить для него спасительного характера. Верующий же принимает болезнь не как обузу и незаслуженное наказание, но как спасительное, очистительное лекарство для души.

Бывает, что Господь посылает болезнь для исправления какой-то конкретной страсти. Например, человек - сладкоежка. Он рискует заболеть сахарным диабетом, но через эту болезнь Господь дарует ему ограничение в пище, помогая так справиться со страстями гортанобесия и чревоугодия. Другой пример: известно, что у людей гневливых, раздражительных часто бывает высокое давление. То есть, Господь, посылая гипертонию, помогает избавиться такому человеку от страсти гневливости и обрести смирение. Именно через болезни и немощи наши страсти взнуздываются, как конь, и человек верующий благодарит Отца Небесного за эту милость, ибо самому ему со своими страстями не справиться.

Другой вариант: Господь подаёт заболевание, чтобы упредить развитие какой-то страсти. Этому есть замечательный пример из Ветхого Завета - житие св.Иова Многострадального. Иов был человеком праведным, однако, несмотря на это, Господь предал его сатане. Сатана, не смея трогать душу Иова, подверг истязанию его тело. 18 лет Иов мучился от гнойных ран. Но когда начал он упрекать Господа, открылось ему, что праведность, которую он мнил в себе, далека от истинной. Так Бог уничтожил зародившиеся в душе Иова гордость, тщеславие, самомнение. И когда Господь обратил Своё слово к Иову, он, уже вразумлённый, отвечал: «…я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал… Теперь же мои глаза видят Тебя; Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов.42.3,5-6). «И возвратил Господь потерю Иова… И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние» (Иов.42.10,12).

- А возможно ли через болезнь полное изменение участи человека?

Есть предание, что когда Господь проходил мимо одного безногого человека, ученики спросили: «За что он страдает? Чем согрешил?» Иисус ответил, что если бы этот нищий калека имел ноги, то полмира предал бы огню и мечу, стал тираном, убийцей, насильником. А так он, безногий, просит милостыню и спасается через свою немощь. Вот вам пример изменения участи человека.
И последнее - болезнь за конкретный, уже совершённый грех: человек ворует, а потом сам или дети его болеют раком.

- Святые и праведники тоже болеют. Но они-то почему?

С этим вопросом мы подошли к рассмотрению последнего аспекта христианского учения о болезни. Святые и праведники болеют, по свидетельству св.Отцов, по двум причинам: для славы Божией и для испытания веры. Вернёмся к Иову Многострадальному. Болезнь и прочие беды были попущены во имя испытания его веры. Как его искушали жена и друзья, как надругались над ним люди, как тяжко страдал он от проказы! Что хотел диавол вызвать этой болезнью? - Хулу на Бога! А каковы были доводы врага человеческого? Мол, легко славить Господа в благоденствии, посмотрим, что скажет Иов, когда у него всё будет отнято - дети, богатство, семья, здоровье… Св.Иов выдержал искушение: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; (как угодно было Господу, так и сделалось) да будет имя Господне благословенно!.. Если я виновен, горе мне! если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей!» (Иов.1.21; 10.15).

Часто со скорбью вижу я, что многие христиане не выдерживают испытания тяжкой болезнью и бедствиями - начинаются ропот и хула на Бога. Значит, сей тяжёлый экзамен они не смогли сдать.

Другой смысл болезни святых и праведников, когда болезнь ко славе Божией. Вот заболел и умер Лазарь, и Иисус Христос сказал Своим ученикам, что событие это свершилось ко славе Божией. Ибо Господь через смерть Лазаря хотел показать всемогущество Своего Единородного Сына, Его власть над смертью и тлением и прообраз будущего века - воскресение из мертвых. Что и было показано, поскольку после того, как Лазарь воскрес, многие иудеи уверовали во Христа и стали Его учениками.

Теперь обратимся к воскрешению дочери Иаира и истории женщины, которая 12 лет была кровоточива. Мы видим, что когда Господь воскресил одну и исцелил другую - множество людей уверовало в Бога. Поэтому иногда Господь посылает людям такие болезненные состояния, исцеление которых прославляет имя Божие.

- Господь может послать чудо исцеления. А что могут врач и священник?

Задача врача - исцелить тело, облегчить душевное страдание человека, умерить его страхи накануне операции, обрести душевное равновесие. Задача священника - научить больного в болезни призывать благодать Божию, укрепляющую и исцеляющую, дать понять, что болезнь спасительна для него, и что в болезни требуется благодушествовать, а не роптать, помочь больному разобраться в своей душе, покаяться и примириться с Богом, сверить свой жизненный путь и поступки с волей Божией. Свт.Иоанн Златоуст говорил, что тот, кто благодарит Бога за болезнь - венец получает. А в наше время спастись можно или смирением, или страданиями в перенесённой со смирением болезни.

Вопросы задавала Дарья НИКОЛАЕВА


Зеркала.
Каждый новорожденный являет собой новое отображение Бога, чуть затемненное грехом непослушания. Эта небольшая тень на душе новорожденного суть его различные дурные наклонности. Ибо грех непослушания Богу выражается другими грехами, дурными при...

Вот такой совет от свтт. Николая Сербского:
Зеркала.
Каждый новорожденный являет собой новое отображение Бога, чуть затемненное грехом непослушания. Эта небольшая тень на душе новорожденного суть его различные дурные наклонности. Ибо грех непослушания Богу выражается другими грехами, дурными привычками, пороками и страстями. Эта малая тень на душе каждого новорожденного суть некая склонность ко злу. Поскольку же число этих наклонностей велико, то многочисленны и драматические ситуации в жизни человека.
Но Бог милостив к каждому человеку. Зная недуг каждой души, Он ставит ее в такое положение, в котором она могла бы скорее исцелиться, а тень, покрывающая ее, замениться светом.
Если эта тень - гордость, Господь помещает новорожденную душу в скромные жизненные условия, чтобы душа научилась смирению и избавилась от угрожающей ей гордости.
Если эта тень - себялюбие, Господь поставит такую душу в положение, в котором ей будет легче жертвовать собой для блага других, будь то большая семья, общество или отечество.
Если душа склонна к отчаянию, Господь поместит ее в центр самой напряженной работы, где у нее не будет времени предаваться своей страсти.
Душа, больная склонностью к плотской похоти, окажется там, где она не сможет развивать свой порок.
Вот почему часто кажется, что все как бы находятся не на своем месте, что торговец больше похож на полицейского, а полицейский - на торговца, что монах - на офицера и офицер - на монаха, что слуга - на царя и наоборот.
Но независимо от положения, в которое Бог ставит души, он неусыпно следит за каждой, готовый прийти на помощь со Своими благодатными лекарствами. Чем в более тяжелом положении оказывается человек, тем обильнее благодатная помощь Божия.
Когда же люди дают волю своему недовольству тем положением, которое определил им Бог, тогда они повторяют грех Адама - грех непослушания. И тогда страсть, с наклонностью к которой они рождены, начинает бурно развиваться и овладевать человеком. В той мере, в которой растет человеческая страсть, человек начинает уподобляться воплощению этой страсти в природе - кошке, собаке, волку, лисице… Если же страсть целиком захватит человека, то он превзойдет ее образ в природе. Человек–кошка становится эгоистичней кошки, человек–собака похотливее собаки, человек–волк безжалостнее волка, человек–лисица хитрее лисицы…
Говорю тебе это не для того, чтобы ты просто знал, но чтобы испытал себя и нашел в себе страсть, с которой рожден, для того, чтобы понял, как и в какой мере своим непослушанием Богу ты допустил ей овладеть тобой. Ибо, когда пробъет последний час и скрытая маской плоти душа обнажится, тогда она откроется в облике того зверя, которого ты воспитал в ней.
---