Почему на православных крестах есть полумесяц? Полумесяц в основании православного креста

Христианская символика - богатая пища для размышлений и домыслов и в наше время. Немногие христиане, на самом деле, с полной уверенностью могут сказать, что означает тот или иной символ. Так обстоят обстоятельства и с изображением полумесяца на православном кресте.

Что означает полумесяц на православном кресте

Символика луны, а если быть точнее, - полумесяца непростая, с ней связано появление многих легенд и сказаний. Конечно, обладая знаниями о лунной символике, может возникнуть замешательство - что означает полумесяц на кресте православных христиан.

Полумесяц на кресте – символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника

Дело в том, что изучая христианский крест подетально, современные ученые пришли к выводу, что, скорее всего, на кресте изображен не полумесяц, а таким образом был передан знак якоря, как символа твердой, непоколебимой веры.

Подтверждение этой мысли можно встретить в Священном Писании, в Послании к Евреям, где о христианской надежде говорится как о крепком якоре в мире, где бушуют страсти.

Немного истории

Обращаясь к истории, стоит вспомнить, что в Византии символика полумесяца была связана исключительно только с властью царя и имела скорее политические корни, нежели духовные.

Известно, что многим позже мусульманами был заимствован полумесяц, к которому был прибавлен знак звезды, ставшие символами мусульманской веры.

Значение полумесяца на кресте

В христианской традиции существуют и иные трактовки полумесяца на кресте, некоторые из них не имеют ни научного, ни исторического обоснования, что не лишает их права на существование.

Среди таких обозначений можно выделить следующие:

  • колыбель младенца Иисуса;
  • чаша для евхаристии;
  • крестильная купель.

Неправдивое значение

Среди множества трактовок полумесяца существует ложная, крайне не толерантная версия, гласящая, что наличие полумесяца на кресте свидетельствует о привилегированном положении христианства над мусульманством.

Полумесяц как символ в православной вере появился задолго до распространения ислама

Такое неправдивое значение не только вносит разлад среди людей, исповедующих разные веры, но и противоречит христианским убеждениям в целом.

Различие крестов в православной вере

Разновидностей крестов в христианстве довольно много.

Общепринятым считается отличие католического и православного крестов, первый из которых имеет четырехконечное изображение, у второго чаще их восемь.

Среди основных отличий православного креста можно выделить такие:

  • 3 поперечные линии;
  • концы креста оформлены в полукруг;
  • наличие полумесяца вместо самой нижней линии;
  • ноги Христа распяты 2 гвоздями.

Полумесяц в основании православного креста

По одной из версий полумесяц у основания православного креста символизирует корабль, управляемый Иисусом Христом. И сам крест является в таком случае парусом.

Аллегорически значение данного символа становится таким: Церковь Христова под парусом веры плывет в царствие божие.

Внимание! У этой версии есть и еще одно подтверждение - некоторые церкви по типу застройки архитектурно напоминают фрегат.

Что значит полумесяц в основании креста на куполах

Взятое из Византии значение полумесяца как символа царской власти перешло из политики и область религии.

Дмитриевский собор во Владимире имеет полумесяц в основании креста

Для верующего человека во все времена Царем являлся Бог. По этой причине храмы приобрели особый вид куполов с полумесяцем в основании, что служило как бы напоминанием людям о том, кто является Царем этого дома. Позже этот знак стали использовать в убранстве икон Богородицы, Николая Чудотворца и Святой Троицы.

Крест с четырьмя окончаниями и полумесяцем внизу, концы которого приподняты кверху, принадлежит древним видам христианского креста. По одной из версий, в то время элементы языческой веры еще оставались в сознании народа и потому этот элемент, равно как и славянская свастика (коловрат) часто присутствовали в элементах креста.

Важно! Современная трактовка духовников отрицает данные факты и ссылается на то, что крест с полукружием в основании символизирует якорь веры, что соответствует представлениям о церкви, как о корабле.

Происхождение полумесяца

Полумесяц, равно как и солнце - древние астрономические символы, довольно глубоко связанные с первыми религиозными воззрениями.

Для многих людей изображение полумесяца связано исключительно с мусульманской религией.

На самом деле, все эти символы (и сам крест, и полумесяц) существовали задолго до появления основных религиозных систем. В язычестве, предшествующем славянству, знак креста символизировал почитаемое особо солнце, иносказательно это значение перешло в христианство, где крест называют «солнце истины», отождествляя, тем не менее, с данным символом главным образом спасение. Соответственно, полумесяц в таком случае приобретает значение, связанное с победой света (солнце) над тьмой (луна).

Следовательно, можно говорить о сакральных парных символах, раскрывающих свои значения только находясь в одном предмете.

Что означает полумесяц на куполах многих храмов в основании креста?

Полумесяц на православном кресте или, если называть его правильно, цата символизирует собой символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Размещение креста с цатой на куполе собора напоминает православным верующим о том, что этот храм принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих. Полумесяц-цата, как элемент церковной утвари, символизирует чин Царства и первосвященства.

Полумесяц на православном кресте не имеет ни малейшего отношения к исламу или некоей победе над мусульманами. Православные кресты с цатой-полумесяцем водружали еще на древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие. Следует обратить внимание, что полумесяц являлся государственным знаком Византии - в православной Византии цата символизировала царскую власть . Видимо, поэтому цата помещена на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века как символ великокняжеского достоинства.

Кроме этого, в святоотеческой традиции встречаются и другие значения полумесяца на православном кресте.

Например:

  • люлька Вифлеемская , принявшая Богомладенца Христа,
  • евхаристическая чаша , в которой находится Тело Христово,
  • корабль церковный ,
  • купель крещальная

После 1453 года, когда Константинополь был завоеван османами-турками,
полумесяц стал официальной эмблемой Османской империи.

Иногда полумесяц или цата изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Также ее можно встретить и на других древних русских иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Это позволяет сделать вывод, что цата на кресте - символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника . Иногда православный крест на храме с полумесяцем бывает не восьмиконечный, а четырехконечный.

В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл - избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда.

Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной. На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу.

Размещение креста с цатой на куполе собора напоминает
православным верующим о том, что это храм принадлежит
Царю царствующих и Господу господствующих

Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» - в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму - например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах , и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

Крест с полумесяцем - что значит в в Православии

Крест с полумесяцем напоминает другой известный религиозных символ - исламский полумесяц со звездой внутри. Узнайте историю креста с полумесяцем и где он используется

Крест с полумесяцем в Православии

Животворящий Крест Господень - самый известный символ христианства. Однако он может изображаться очень различно. Это неудивительно, ведь учение Христа насчитывает более двух тысяч лет. Менялась культура и мировосприятие человека. К кресту добавлялись различные символы в соответствии с новым миропониманием, желанием Церкви указать на определенные аспекты жизни. Неизменным оставалось лишь слово Божие.


Крест с полумесяцем - пожалуй, наиболее спорный из изображений Креста, поскольку напоминает другой известный религиозных символ - исламский полумесяц со звездой внутри.



История почитания Креста

Крест - важный символ для каждого православного христианина. Это сила Божия, зримо пребывающая вместе с нами, на нашем теле, с самого Крещения. Поэтому особенно важно иметь дома православный Крест, правильно изображенный на освященной и приобретенной в храме иконе или выполненный в металле.


На Кресте принял смерть Господь Иисус Христос ради спасения людей. Поэтому ранее бывшим символом позорной казни крест стал знаменем победы Христа над смертью. Его стали почитать уже первые христиане и апостолы, поклоняясь Христу Распятому. Известно, что, например, апостол Андрей Первозванный имел посох с навершием в виде креста.


Еще в IV веке произошло одно из величайших чудес в истории: император Византии Константин узнал о христианстве и, в отличие от своих царственных предшественников, не стал воздвигать гонения на учеников Христа, а в сердце своем обратился к Господу Иисусу. И перед одной из страшных битв после сокровенной молитвы император увидел сияющий Крест на небе над полем битвы и услышал Божий глас: «Сим победиши!» - то есть «победишь с помощью этого знамения». Так Крест стал военным знаменем целой Империи, и под знаком Креста долгие века процветала Византия. Константин же со временем принял христианство и был назван Великим и после смерти канонизирован как святой равноапостольный царь - за свои дела и за свою веру.


В это же время, в 326 году матерью Константина Великого царицей Еленой был найден Крест Христов, искавшей его вместе со священниками и епископами, в числе других крестов - орудий казни - на горе Голгофе, где Господь был распят.Она крестилась, услышав проповедь учеников Христа, крестилась мать императора Константина Первого - царица Елена. Она воспитала своего царственного сына честным и праведным человеком. После Крещения Елена захотела найти Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос и который был зарыт на горе Голгофе. Она понимала, что Крест объединит христиан, станет первой великой святыней христианства.


Как только Крест был поднят из-под земли, воскрес умерший, которого проносили мимо в похоронной процессии: поэтому Крест Христов сразу стали называть Животворящим. С тех пор нательные кресты различных форм и из различных материалов носят все христиане.



Огради меня, Господи, силой Честного и Животворящего Твоего Креста и убереги меня от зла. Спаси, Господи, людей Твоих и благослови Церковь Твою, победы православным христианам на врагов подавая и Твоих сохраняя крестом Твоим людей верующих.



Формы креста в Православии

Кресты на куполах храмов отличаются от привычных нам, нательных. Крест - важный символ для каждого православного христианина. Это сила Божия, зримо пребывающая вместе с нами, на нашем теле, с самого Крещения. Поэтому особенно важно иметь дома и носить на груди православный Крест, правильно изображенный на освященной и приобретенной в храме иконе или выполненный в металле.


Основные разновидности крестов:


  • Латинский (с двумя перекладинами). Это самая первая форма креста, появившаяся в римских катакомбах. Несмотря на название, весь православный Восток почитает эту форму креста как равнозначную иным, благодатную.

  • Греческий (с четырьмя перекладинами, то есть с табличкой наверху и скошенной перекладиной-подножием для ног Христа).

  • Перевернутый крест (апостола Петра).

  • Голгофский крест, с рядом символических надписей и дополнительных изображений.

  • Старообрядческие кресты, изображение крестов такими, как их носили большинство наших предков до 17 века. Они сохраняют все особенности надписей и рисунков Голгофского креста. Крест традиционно изображается восьмиконечным, с дополнительными нижней и верхней перекладинами, но вписанным в более удобную форму четырехконечного креста. Это воспроизведение известного и реального исторически существовавшего Креста Иисуса Христа.

Накупольные кресты, кроме того, добавляют к этим формам, использующимся в нательных крестах,


  • Крест с цатой - полумесяцем под подножием.

  • Крест с двенадцатью звездами на исходящих из центра между перекладин лучах и с полумесяцем снизу


История полумесяца на храме, накупольном кресте

Крест с цатой появился еще в Византии. Интересно, что полумесяц являлся государственным знаком именно этой страны, однако после 1453 года, когда Константинополь был взят турками и переименован в Стамбул, этот христианский символ стал знаком Османской империи.
Изначально полумесяц означал царское достоинство и власть. В Древней Руси она использовалась реже, однако помещалась, например, на изображениях князей.


Цату можно встретить нарисованной на иконах, однако гораздо чаще ее использовали в окладах образов, как дополнительное украшение. Чаще всего цаты вешали на иконы Святой Троицы и Пресвятой Богородицы (то есть Господа как Вседержителя и Богоматери - Царицы Небесной), однако встречается цата и на многих иконах особо почитаемого православными людьми святого - Николая Чудотворца. Цата в 17 веке, когда она была наиболее распространена на Руси, представляла собой по форме не полумесяц, а скорее перевернутый кокошник из драгоценного металла с камнями и крепилась к окладу на металлические нимбы.


Кресты с цатами часто ставились на храмы, которые регулярно посещали князья и государи. Церкви, которые и сейчас венчает крест с цатой:


  • Кремлевские соборы,

  • Княжеский Свято-Димитриевский собор во Владимире,

  • Многие новые церкви в древнерусском стиле.

Интересный крест с двенадцатью звездами на исходящих из центра между перекладин лучах и с полумесяцем-цатой снизу имеет несколько другое значение. Такой крест появился в ходе богословских диспутов 17 века. Тогда начался период символизма, наглядности в иконописи - догматы и слова Священного Писания старались изобразить визуальными средствами - и такой крест стал изображением слов Книги Откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд». Такой крест сегодня установлен на куполах, например,


  • Собора святой Софии в Вологде,

  • Свято-Троицкого собора города Верхотурья на Урале,

  • Храма блаженного Косьмы в городе Костылев.


Значение полумесяца на кресте

Помимо знака земной власти, богословский смысл полумесяца-цаты разнообразен.


  • Крест с цатой на куполе храма напоминает, что это Дом Божий - храм Царю царствующих, Бога Вседержителя.

  • Полумесяц напоминает Вифлеемские ясли, из которых как бы вырастает крест.

  • Форма полумесяца также является напоминанием о Евхаристической Чаше - Чаше Причастия, Таинство которого установил Сам Христос во время Тайной Вечери.

  • Полумесяц является также отсылкой к одному из первохристианских символов - кораблю и якорю. Еще апостол Павел в Послании к Евреям сравнивал Церковь с кораблем, прося «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий». Полумесяц еще больше придает кресту форму якоря, напоминая о якоре и как о символе надежды на спасение. Форма незавершенного полукруга говорит нам и о том, что лишь церковный корабль может перевезти верующих через житейское море в тихую гавань жизни вечной в Царствии Небесном.

  • Крест с 12 звездами и полумесяцем рассматривается в целом и означает, что Церковь была собрана в Ветхом Завете из 12 колен Израилевых, а затем была возглавлена 12 апостолами и Христом.

И, конечно, полумесяц не имеет никакого отношения ни к предполагаемой победе христианства над исламом, ни к войне.


Да хранит вас сила Креста Господня!


Полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: церковь Покрова на Нерли (1165 г.), Дмитриевский собор во Владимире (1197 г.) и другие. Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.

Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть.

Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы (например, Остробрамской). Все это дает право считать, что цата на кресте - символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме того, из глубокой древности - от Христа и первых веков христианства - к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл - избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» - в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие - например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, Евхаристическая Чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.

Материал взят из издания «Мир с Богом». Издательский центр « Славянское слово».

О кресте с полумесяцем отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Главными частями Креста (в реальном и символическом значении) были два бруса: один вертикальный (самый большой), другой – горизонтальный, соединенный с первым под прямым углом. К ним был пригвожден Спаситель мира. Римляне называли его - crux immissa (крест вбитый). В верхней части голгофского Креста была небольшая дощечка – titulus (титло). О ней говорится в св. Евангелии: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски» (Ин.19:19-20). Третью поперечную перекладину составляло подножие. Без нее прикрепленное к древу тело, висевшее многие часы на одних только гвоздях, могло сорваться.

Полумесяц у основания Креста придает ему сходство с якорем, который у древних христиан был символом надежды, а Церковь – корабль спасения в бушующем житейском море. Мысль эту мы находим у св. апостола Павла (см. Евр.6:18-19). Некоторые исследователи видят здесь символическое выражение апокалипсического образа, относящегося к Божией Матери: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр.12:1). Солнцем Правды Церковь называет Иисуса Христа.

Есть еще толкование: полумесяц - Чаша, в которую стекала Кровь Спасителя - символ таинства Евхаристии. На верхнем конце Креста иногда изображается голубь – символ Святого Духа. Во время Крещения Господня «увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:16-17).

И еще о кресте с полумесяцем с сайта http://www.pravmir.ru

По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?

Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.

Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.

Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте ― символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме того, из глубокой древности ― от Христа и первых веков христианства ― к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл ― избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» ― в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму ― например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие ― например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.