Святой евгений житие. Святые Мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест Севастийские. Помощь в скорбях и болезнях от икон святого Евгения

Святой мученик Авксентий Севастийский. Фреска монастыря Ватопед на Святой Горе Афон.

Святой мученик Евгений Севастийский. Мозаика монастыря Хора в Константинополе. 1315 - 1321 годы.

Святой мученик Евстратий Севастийский. Мозаика монастыря Хора в Константинополе. 1315 - 1321 годы.

Святой мученик Мардарий Севастийский. Мозаика монастыря Хора в Константинополе. 1315 - 1321 годы.

Святой мученик Орест Севастийский. Мозаика монастыря Хора в Константинополе. 1315 - 1321 годы.

Около 305 года, в эпоху безжалостных Диоклетиановых гонений, по всей Римской империи, не исключая самых отдаленных ее окраин, земля обильно орошалась кровью мучеников. Повсюду христиане, кем бы они ни были, должны были выбирать между отступничеством и мученической смертью.
В ту пору в армянском городе Сатале в Малой, или Римской, Армении жил знатный и богатый человек по имени Евстратий, носивший титул дукса и занимавший должность советника и главы императорских нотариев города. Он до времени хранил в тайне свою принадлежность к христианской Церкви. Возымев в душе желание, по примеру других мучеников и исповедников, удостоиться неувядаемого мученического венца, он все же мысленно содрогался при мысли об ожидавших его истязаниях, сомневаясь, достанет ли ему сил и мужества выдержать все муки и не отступиться от истинной веры. Желая узнать, благословляет ли его Господь на этот подвиг, он вручил свой пояс, знак высокой должности, одному из слуг, велев возложить его на церковный алтарь и посмотреть, не будет ли первым человеком, вошедшим в святилище и взявшим пояс, досточтимый пресвитер по имени Авксентий. Когда именно так и случилось, Евстратий, воодушевленный этим знамением, оставил всякий страх перед теми, кто имеет власть лишь над телом (ср.: Мф. 10: 28). Он пригласил всех друзей и близких разделить его радость и устроил большой пир, на котором объявил гостям, что собирается вскоре обрести нетленное сокровище.
На следующий день, когда дука Лисий велел привести к себе на суд христианских узников, Евстратий внезапно также предстал перед ним, исповедал себя христианином и заявил, что желает разделить их участь. Весьма изумившись, судья велел снять с Евстратия знаки его сана и, раздев донага, бить бичами, а затем привести к себе на допрос. После этого, подвешенный за руки над жаровней с раскаленными угольями, мученик был снова подвергнут бичеванию. Все это время святой оставался настолько безразличным к боли, как будто истязали вовсе не его тело. Евстратий возблагодарил Лисия за доставленную ему великую радость, сказав: «Теперь я знаю, что я – храм Божий и что Святой Дух обитает во мне!» Тогда его кровоточащие раны были политы уксусом и посыпаны солью, но в тот же вечер христианин чудесным образом получил исцеление.
Пораженный стойкостью мученика и зримым вмешательством Божественной благодати, один из его сограждан и подчиненных, по имени Евгений, исполнившись дерзновения, вышел к судье и в свою очередь изъявил желание пострадать вместе с Евстратием и прочими мучениками.
Когда рано утром всех узников повели в Никополь, Лисий, глумясь над Евстратием, велел почтить его сан, обув в сандалии, пробитые острыми гвоздями. Через два дня изнурительного пути мученики прибыли в Араураку, родной город Евстратия. Там святого случайно узнал местный житель по имени Мардарий. Потрясенный столь великим самоотречением и ободряемый призывами жены, Мардарий попрощался со своими двумя детьми, вручил семью заботам одного из друзей и предал себя в руки стражников. Он с радостью присоединился к тем, кто пожелал быть верным Христу даже до смерти.
Пресвитер Авксентий первым предстал перед Лисием. После недолгого суда его отвели в лесную чащу и там обезглавили, оставив тело на съедение зверям. Однако драгоценные мощи мученика с помощью Божией были вскоре обнаружены в лесу благочестивыми христианами, а на его отрубленную голову указал им ворон.
Следом за Авксентием перед судьей предстал Мардарий, который на все задаваемые ему вопросы отвечал только одно: «Я – христианин!» Тогда судья приказал повесить его вниз головой, пронзив лодыжки ног, и забить до смерти раскаленными металлическими прутьями. Незадолго до смерти Мардарий произнес молитву, ежедневно читаемую в Православной Церкви: «Владыко Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе и Святый Душе, Едино Божество, Едина Сила, помилуй мя, грешного, и имиже веси судьбами спаси мя недостойного раба Твоего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Когда Евгений в свою очередь предстал перед тираном, его твердость и исполненные решимости слова привели того в неописуемую ярость. Он велел отрезать мученику язык и кисти рук, а затем изувечить его тело тяжелыми батогами, обрекая на мучительную смерть. Завершив расправу, Лисий отправился наблюдать за тренировкой своих солдат. Когда один из воинов, молодой новобранец по имени Орест, статный и крепкий телом юноша, метнул копье, тиран заметил блеснувший у него на шее золотой нательный крест. На вопрос дуки юноша без всяких колебаний ответил, что является христианином. Немедленно взятый под стражу, он был затем отправлен вместе с Евстратием к правителю Севастии Агриколаю, поскольку Лисий опасался новыми казнями восстановить против себя многочисленное христианское население Никополя.
Прибыв в Севастию после пятидневного перехода, Евстратий предстал перед правителем, желавшим вызвать его на диспут. Обладая обширными познаниями в различных предметах, доблестный христианин без труда доказал противнику бессмысленность языческих культов и бесплодность эллинской философии. Затем в немногих, но полных силы словах он описал благой Промысл Божий о людях от начала времен и рассказал о том, как Господь явил им Свое милосердие, послав на землю Своего Единородного Сына, Иисуса Христа. Однако же Агриколай, оставаясь непреклонным перед всеми доводами Евстратия, утверждал, что тот обязан безусловно повиноваться императору во всем и что, отказываясь поклоняться богам, признанным государственной религией, он заслуживает смерти.
После этого правитель велел привести Ореста и положить его на раскаленное железное ложе, дабы заставить Евстратия быть свидетелем жестокой казни. Устрашившись поначалу ожидавших его страшных мук, Орест, ободряемый Евстратием на подвиг, решительно шагнул навстречу мученической смерти, воскликнув: «Господи, предаю душу мою в руки Твои!»
Ночью, перед казнью, Евстратия тайно посетил в темнице епископ Севастийский святой Власий и обещал исполнить его последнюю волю и доставить мощи всех пяти мучеников в Араураку. Помолившись вместе с Евстратием и преподав ему утешительную беседу, епископ совершил Божественную литургию. Когда Евстратий принимал Святое Причастие, мрачный застенок внезапно озарился ослепительным светом, и глас с неба произнес: «Евстратий, ты мужественно сражался, прими же теперь свой венец!» Пав ниц, мученик вознес горячую молитву Господу, прося укрепить его дух и послать силы для последнего испытания.
Поднявшись затем на ноги, он смело направился к пылающей печи, осенил ее крестным знамением и вошел внутрь, воспевая Господу благодарственную песнь, как некогда три отрока иудейских в Вавилоне (ср.: Дан. 3).
На протяжении последующих веков и в наши дни пять честных мучеников не перестают совершать чудеса по молитвам и прошениям христиан через свои мощи, иконы и даже своим непосредственным явлением. Вот одно из преданий о подобном чуде. Однажды в небольшую одиноко стоявшую церковь пяти мучеников на острове Хиос в день ее престольного праздника не пришел ни один человек из-за крайне суровой зимы. Увидев, что храм пуст, благочестивый священник решил уже было править службу в одиночестве, когда неожиданно перед ним предстали пять мужей, во всем схожие с теми, что были изображены на иконе пяти мучеников. Став на клиросе, они пропели все положенные в этот день песнопения. Когда пришло время чтения мученических деяний, святой Орест возложил книгу на аналой посреди храма и начал читать. Дойдя до того места, где описывалось малодушие, охватившее его самого при виде пылающего огня, он слегка изменил стоявшее там слово и вместо «и он устрашился» произнес «и он улыбнулся». Тогда святой Евстратий прервал его и суровым голосом сказал: «Читай все так, как было на самом деле!» Покраснев от смущения, святой Орест заново прочитал это место в точности так, как было написано. Когда служба подошла к концу, святые мученики закрыли книги, потушили свечи и исчезли так же таинственно, как и появились.

Молитва св. Мардария, читаемая на службах полунощницы, третьего часа и великого повечерия.

Эта молитва читается каждую субботу на службе полунощницы.

В библейских писаниях часто вспоминают такого святого мученика, как Евгений. Этой библейский персонаж сильно страдал за Иисуса Христа за время правления императора Диоклетиана, что происходило с двести восемьдесят четвертого по триста пятый годы.

Император Диоклетиан, который правил империей в те времена, когда жил святой Евгений, не воспринимал христианство, как основную религию и веру. Он был заядлым любителем язычества. В триста втором году случилось так, что этот император приказал своим подрядчикам начать разрушение всех христианских храмов, а также поступил приказ от него, чтобы все христиане в городе были лишены гражданства и всех должностей при империи. К тому же, император Диоклетиан приказал тачать склонять жителей отречься от своей веры христианства. Те люди, которые не соглашались и были непокорными, было приказано казнить – то есть обезглавить.

Язычники в то время слишком сильно ненавидели христиан. И указы императоры все вскоре исполнялись. Все тюрьмы были заполнены христианами и епископами христианских храмов.

Много христиан в то время боролись с язычеством любыми путями. В одном из городов было организовано войско, которым управлял христианин Евстратий. У него был друг о имени Евгений. Они вместе старались бороться за христианство, и каждый день молились Иисусу Христу за то, чтобы он им помог и сделал христианство основной верой в мире. Оба друга объявили себя христианами на весь мир. Как только эта информация дошла до императора, их было брошено в цепях в темницу. На следующий день их сильно мучали, терзали. Перед тем, как их должны были казнить, Евгений молился Господу.

Святой Евгений – молитва

Часто к святому Евгению с молитвой обращаются люди, которые сильно страдают, так как сам он был святым мучеником, который за свою веру и Иисуса Христа выстрадал всю свою не долгую жизнь. В большинстве случаев в молитве вспоминаются имена всех тех мучеников, которых император бросил в темницу за их любовь к Господу и христианству.

Свя-тые му-че-ни-ки Ев-стра-тий, Авк-сен-тий, Ев-ге-ний, Мар-да-рий и Орест по-стра-да-ли за Хри-ста при им-пе-ра-то-ре Дио-кли-ти-ане (284-305) в Се-ва-стии, в Ар-ме-нии. В чис-ле пер-вых хри-сти-ан, при-няв-ших то-гда му-че-ния, был пре-сви-тер Ара-вий-ской церк-ви му-че-ник Авк-сен-тий, за-клю-чен-ный в тем-ни-цу. Ви-дя непо-ко-ле-би-мость хри-сти-ан, гра-до-пра-ви-тель Са-та-ли-о-на, бла-го-род-ный во-е-на-чаль-ник свя-той Ев-стра-тий, быв-ший тай-ным хри-сти-а-ни-ном, ре-шил-ся на от-кры-тое ис-по-ве-да-ние ве-ры, за что был под-верг-нут пыт-кам: его из-би-ва-ли, на-де-ва-ли на но-ги же-лез-ные са-по-ги, жгли ог-нем. По-сле этих же-сто-ких му-че-ний его со-жгли, а му-че-ни-ка Авк-сен-тия обез-гла-ви-ли. Уви-дев их му-че-ни-че-скую смерть, свя-той Мар-да-рий, ко-то-рый был из про-сто-го на-ро-да, так-же ис-по-ве-дал свою ве-ру и был по-ве-шен вниз го-ло-вой. Пе-ред кон-чи-ной он про-из-нес мо-лит-ву: «Вла-ды-ко Гос-по-ди Бо-же, От-че Все-дер-жи-те-лю...», ко-то-рая чи-та-ет-ся в кон-це 3-го ча-са и на по-лу-нощ-ни-це. Му-че-ни-ку Ев-ге-нию вы-рва-ли язык, от-ру-би-ли ру-ки и но-ги и от-сек-ли го-ло-ву ме-чом. Мо-ло-дой во-ин свя-той Орест ис-по-ве-дал се-бя хри-сти-а-ни-ном и за это пред-стал пе-ред су-дом. Он был при-го-во-рен к со-жже-нию на рас-ка-лен-ном же-лез-ном ло-же, ку-да взо-шел, укреп-ля-е-мый мо-лит-вой свя-то-го Ев-стра-тия. Пред-смерт-ная мо-лит-ва свя-то-го Ев-стра-тия («Ве-ли-чая, ве-ли-чаю Тя, Гос-по-ди...») чи-та-ет-ся на суб-бот-ней по-лу-нощ-ни-це. Му-че-ник Ев-стра-тий скон-чал-ся 13 де-каб-ря.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Димит-рия Ростов-ского.

Духовный подвиг святых мучеников Руси - защитников веры христианской не остался незамеченным среди людей многих поколений. Возведенные в лик святых, они и сегодня помогают многим мирянам пережить тяжелый жизненный кризис, победить злобу, ненависть и сомнения, обратить свое сердце к Богу.

История святого мученика

К первым векам христианства относятся иконы великомучеников, один из них - Евгений Севастийский. Он проживал когда-то на территории современной Армении в городе Севастии - месте, где было сосредоточено большое количество иноверцев и язычников, и где христианскую веру и ее святыни приходилось самоотверженно защищать.

Икона Святого мученика Евгения Севастийского

В 302 году императором Диоклетианом был издан указ, содержащий предписание уничтожать христианские святыни, а самих христиан подвергать гонениям. Дело в том, что в те времена императором была предпринята попытка возродить языческие ценности, вследствие чего и были предприняты гонения на первых христиан с целью уговорить их отречься от веры в Христа.

В обществе противостояние язычников и христиан в то время было настолько сильным, что указ, изданный императором, только «подлил масла в огонь». Многие епископы и настоятели пострадали в то время за свою веру.

Важно! Евгений Севастийский, защищая иконы, был подвержен ужасным пыткам, в результате которых погиб и был причислен к лику святых. День его памяти отмечается ежегодно 26 декабря.

Описание иконы

Существует несколько вариантов иконы Святого мученика Евгения Севастийского, но стоит заметить, что практически все иконы Евгения Севастийского связаны также с изображением остальных великомучеников. Сам Святой Евгений изображается чаще всего по армянской традиции в доспехах и с поясом.

Внимание! Стоит отметить, что можно помолиться не только иконе Евгения Севастийского, но и иконе, называемой икона Всех Святых, на ней представлены все православные святые и такая икона имеется практически в любом храме.

Значение иконы Святого Евгения

Икона святого покровителя Евгения Севастийского, как и иконы других святых, призваны помогать мирянам, верующим в Иисуса Христа, в ситуациях, когда нужна молитвенная поддержка и защита, а также к помощи святого прибегают тогда, когда верующему кажется, что его молитва не сильна, потому так важна молитвенная помощь Святого.

Святой Евгений Севастийский

Одному из самых почитаемых угодников Господних - Святому Евгению Севастийскому посвящен один из храмов Новосибирска, там же имеется и монастырь, посвященный этому святому. Икона Святого Евгения Севастийского - главная святыня монастырского храма.

Как молиться перед иконой

Для молитвы перед иконой сначала необходимо прийти в определенное состояние, отстраниться от суеты и будничных дел и настроиться только лишь на общение с Богом либо его Святыми угодниками. По этой причине лучшее время для молитвы - утро и вечер, когда человек еще или уже свободен от дневных забот и готов к молитве. Свеча или воскуренный ладан помогут быстрее прийти в необходимое состояние.

Среди молитв Святому Евгению часто выделяют два обращения к своему покровителю.

Молитва к Святому Евгению

Проси Бога обо мне, святой угодник Божий Евгений, с усердием к тебе обращаюсь как к скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Тропарь Святому мученику Евгению

Мученик всечестных светлость, пяточисленных страстотерпцев воспоем, славу земных презревших, солнца светлаго Евстратия, премудраго витию со страдальцы, на огнь и муки дерзнувших за всех Царя Христа и от престола Того славы почестьми венцев обдаренных. Тех молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Как защищает икона

Икона Евгения Севастийского защищает от разного рода трудностей, от банкротства до неудач на работе, но основное ее действие - защита от духовных трудностей, от потери веры и падения духом.

Для женщин, носящих имя Евгения, существует женский вариант иконы, к которой можно обращаться за защитой. Речь идет о Святой Евгении Римской, которая защищает женщин от вранья и предателей, также помогает икона справиться с тяжелыми болезнями.

Евгения Римская преподобомученица

О Святой Евгении известно, что вера ее была настолько велика, что еще в юношеские годы, она тайно от родителей приняла крещение и представившись юношей, ушла в мужской монастырь. Конечно, долго притворяться у девушки не вышло и открывшись и покаявшись, она приняла обет - до самых последних своих дней помогать всем страждущим и нуждающимся, при этом помогая им прийти к Богу.

В чем помогает икона

Духовная помощь при обращении к Святому Евгению Севастийскому велика. Молитва к этому святому поможет победить уныние, сомнения и прийти к правильному решению. Особенно часто возносят молитвы этому святому духовные служители, ведь незримая, но ощутимая помощь Бога на духовном поприще очень важна.

На заметку! Помогает икона мужчинам, носящим имя «Евгений», и тут не имеет значения молится ли сам человек, носящий это имя либо за него возносит молитвы кто-то.

Святые мученики Севастийские

Пришел Евгений молодой...
Мы будем нашего героя
Звать этим именем.
Оно Звучит приятно
.......................
...Евгений
Стремглав, не помня ничего,
Изнемогая от мучений,
Бежит туда, где ждет его
Судьба с неведомым известьем,
Как с запечатанным письмом.
Пушкин, "Медный всадник"

Но был ли счастлив мой Евгений,
Свободный, в цвете лучших лет,
Среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений?
.........
...Мое! - сказал Евгений грозно,
И шайка вся сокрылась вдруг...
..........
...Блистая взорами, Евгений
Стоит подобно грозной тени...
.........
...И вас покинул мой Евгений.
Пушкин, "Евгений Онегин"

Сегодня, пожалуй, не сыщешь такого скептика, который отрицал бы влияние имени человека на его жизнь. О наличии внутренней связи имени, которым нарекается младенец, с его последующей судьбой, говорят все мистические учения. Существуют целые трактаты, книги по этой тематике, например, известный труд о. Павла Флоренского.

На древнегреческом языке Евгений означает "благородный". Имя это довольно популярно, в ХIХ и первой половине XX века оно было городским, в последнее время его чаще дают на селе. Мужское имя встречается чаще, чем женское. Похоже, наибольшую подвижность этому имени в русском мире дали два произведения Александра Пушкина - роман в стихах "Евгений Онегин" и поэма "Медный всадник". Известны также большая приязнь и пиетет Александра Сергеевича к поэту Евгению Абрамовичу Баратынскому, коего "солнце русской поэзии" считал(о) огромной величиной в литературе. (Критику со стороны Баратынского Пушкин воспринимал как заинтересованную, дружескую, профессиональную. Он самоиронично писал своему другу П. Вяземскому, тоже поэту: "От моей прозы Баратынский ржет и бьется").

Помнится из школьного курса (нынче на Украине это тоже - зарубежная литература) и Евгений Базаров, с позволения сказать, "нигилист" - во всяком случае, только так его утверждало советское литературоведение. В новейшее время в русской литературе наиболее заметны два нынездравствующих Евгения - как ни относись к творчеству каждого - поэты Евтушенко и Рейн (которого нобелиант И. Бродский называл своим учителем), менее известен поэт Евгений Блажеевский, ушедший из жизни преждевременно, на 52-м году жизни (в 1999).

С именем Евгений мистики связывают бледно-голубой (!) цвет, талисманом среди камней считают жемчуг, благоприятными растениями - красивое дерево липу и голубенький милый цветочек незабудку. Счастливым временем года полагают для Евгениев зиму. А основными их чертами считаются вспыльчивость и развитая интуиция.

Людей нередко занимает магия дат, чисел и биографических соответствий. Нам свойственно примерять на себя и близких судьбы и деяния героев, деятелей, личностей. В какой мере в наших характерах, свойствах, поведении, судьбах проявляется влияние небесных соименников? Эта тема волнующа, ведь наши имена являются земными проекциями имен, написанных на небесах.

Ниже мы будем приводить факты, а читателю - самому судить, в какой связи они находятся с тем или иным реальным человеком.

Нас же подвигла к такому размышлению безвременная, трагическая смерть незауряднейшего человека, Евгения Кушнарева, - харизматичного лидера, объединявшего большие массы людей, ставшего выразителем сущностных идей и отстаивателем ценностей Русского мiра. Он не дожил 13 дней до 29-го января, своего 56-го дня рождения, приняв, по нашему разумению, если не "мученическую", то мучительную кончину (умер от тяжкого огнестрельного ранения).

В молитвенном слове при отпевании убиенного раба Божия Евгения архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим обратился к святому соименнику покойного.

Мы задались вопросом, о каком же святом Евгении может идти речь.

Был, к примеру, священномученик Евгений Антиохийский, Мавританский - пресвитер, почитающийся 4 марта (19) февраля. За обличение в безбожии императора Юлиана Отступника он был - после мучений - сослан в Мавританию из Антиохии, где и скончался.

Выяснилось, что в православных святцах наличествуют имена 21 Евгения!

Полный список святых Евгениев, в большинстве своем, как поется в тропаре, "кровьми Истину соблюдших", приводим ниже. И ознакомимся с краткими житиями некоторых из них.

В первую очередь, на наш взгляд, должен быть помянут (обратите внимание на показательную для нашего случая фамилию!) священномученик Евгений Харьков.

Евгений Харьков

Харьков Евгений Яковлевич родился в 1891 в с. Бетино Касимовского р-на Рязанской губ. Настоятель храма, протодиакон, он был арестован в Касимове и расстрелян в Рязани в 23 декабря 1937 вместе с пятью священниками: о. Николаем Динариевым, о. Николаем Карасевым, о. Анатолием Правдолюбовым, о. Константином Бажановым, о. Александром Туберовским. Канонизирован в августе 2000. День памяти - вместе с Собором новомучеников российских (в 2007 году - 11 февраля).

Евгений Мелитинский

Один из 33 христианских мучеников-воинов, пострадавших в Мелитине в 298 г. от гонений императора Диоклетиана. Память в Православной Церкви - 7 (20) ноября.

Св. Евгений состоял в дружине Иерона. В ней же служили: Исихий, Никандр, Афанасий, Мамант, Варахий, Каллиник, Феаген, Никон, Лонгин, Феодор, Валерий, Ксанф, Феодул, Каллимах, Феодох, Острихий, Епифаний, Максимиан, Дукитий, Клавдиан, Феофил, Гигантий, Дорофей, Феодот, Кастрихий, Аникита, Фемелий, Евтихий, Иларион, Диодот и Амонит.

Каппадокийцу Иерону за сопротивление и исповедание христианской веры правитель Лисий приказал отрубить руки и после истязаний обезглавить - с членами его дружины, в Мелитине.

Евгений Трапезундский

Существует повествование о мученическом подвиге и чудесах малоизвестного святого Вселенской Церкви великомученика Евгения Трапезундского. Трапезунд в свое время считался столицей Понта. Эта удивительная причерноморская горная страна дала Вселенскому Православию множество святых, таких, как святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Григорий Неокесарийский, преподобный Афанасий Афонский. После захвата турками Малой Азии, в том числе и Понта, здесь благодаря мужеству, стойкости и верности Христу коренных жителей сохранялись очаги эллинизма и Православия вплоть до "малоазиатской катастрофы", как ее называют историки (1920-1922).

Трапезундцы Евгений, Валериан, Кандид и Акила, узнав о гонении, воздвигнутом на христиан императором Диоклетианом, удалились в леса, где были найдены, преданы мучениям и после истязаний усекнуты - в 305 году, при игемоне Лисии. Память в Православной и Католической церквях - 3 фераля/21 января.

Евгений Севастийский

Вместе с мучениками Евстратием, Авксентием, Мардарием и Орестом жил в Севастии, в Армении. Во время гонений на христиан в III в. все тем же Диоклетианом, воин Евгений объявил себя последователем Христа и во имя веры претерпел страшные мучения: ему вырвали язык, отрубили руки и ноги, отсекли голову.
Почитается 26 (13) декабря.

Евгений Херсонесский

Святые священномученики Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон (почитаются 20 /7 марта) несли благовестие Христово в земли Северного Причерноморья от Дуная до Днепра, включая Крым, и запечатлели свое апостольство мученической смертью в IV веке в городе Херсонесе Таврическом.

В начале IV века в Херсонесе была учреждена епископская кафедра. Это была переломная эпоха, когда Херсонес, служивший базой для римских воинов, постепенно переходил в зависимость от Византии.

По повелению императора Максимиана Галерия (305 - 311), гонение на христиан разразилось с новой силой. Христоненавистники вооружились и против святителя Василия: 7 марта 309 года они ночью ворвались в его дом, связали его, поволокли по улицам и забили до смерти камнями и палками. Тело святителя было брошено за городом на съедение псам и птицам и много дней лежало без погребения, но осталось нетронутым. Потом христиане тайно похоронили в пещере святое тело мученика.

Через год, узнав о мученической кончине святителя Василия, три его сподвижника - епископы Евгений, Елпидий и Агафодор, оставив проповедь в Геллеспонтской стране, прибыли в Херсонес продолжить его святое дело.

Все три епископа разделили участь своего предшественника - беснующиеся язычники также побили их камнями 7 марта 311 г.

Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С начала V века этот город становится духовным центром, откуда христианство распространяется на север в сторону Руси. Современные археологические раскопки показали, что в городе находилось более пятидесяти храмов, относящихся к V - XIV векам. В 987 г. в Херсонесе принял Крещение святой равноапостольный князь Владимир. Этот древний город явился колыбелью христианства для Руси.

Евгений Родионов

Нельзя не вспомнить и Евгения Александровича Родионова, уроженца г. Сатино-Русское, 19-летнего рядового пограничных войск России, убитого близ Бамута, в плену в Чечне, в день его рождения, 23 мая 1996.

13 февраля того года вместе с Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым он заступил на пост. Во время дежурства ими была остановлена машина скорой помощи под управлением бригадного генерала Руслана Хайхороева, в которой перевозилось оружие. При попытке досмотра солдаты были захвачены в плен, их держали в заключении, избивали и морили голодом.

Предание говорит, что 23 мая Евгению Родионову и его сослуживцам было предложено снять нательный крест, принять ислам и выступить с оружием в руках против российских федеральных сил. После отказа Родионову отрезали голову, остальных расстреляли.

О подвиге молодого мученика стали слагаться легенды, к месту захоронения воина Евгения начали приходить люди - за молитвенной помощью. Даже написаны иконы и сложены молитвы "святому Евгению". В конце 2003 возникла инициатива - канонизировать Евгения Родионова как новомученика. Несмотря на то, что в начале 2004 Синодальная комиссия по канонизации РПЦ аргументированно отказала в его канонизации (тщательно изучив обстоятельства дела и пока что не найдя веских оснований), почитание воина Евгения весьма укоренилось.

Приложение .
"Евгений, мч. Ноябрь 24
"Евгений, мч. Июль 21
"Евгений Февраль 25
"Евгений, мч. Январь 8
"Евгений (Выжва), сщмч., игумен Январь 29 (новомуч.) Сентябрь 7
"Евгений (Попов), сщмч., иерей Январь 29 (новомуч.) Сентябрь 10
"Евгений (Елховский), сщмч., иерей Январь 29 (новомуч.) Октябрь 16
"Евгений (Васильев), сщмч., иерей Январь 29 (новомуч.) Ноябрь 11
"Евгений (Яковлев), сщмч., иерей Январь 29 (новомуч.) Ноябрь 24
"Евгений (Зернов), сщмч., митрополит, Горьковский Январь 29 (новомуч.) Сентябрь 7
"Евгений (Ивашко), сщмч., прот. Январь 29 (новомуч.) Октябрь 29
"Евгений (Харьков), сщмч., прот. Январь 29 (новомуч.) Декабрь 10
"Евгений (Дмитров), мч., псаломщик Январь 29 (новомуч.) Август 18
"Евгений Антиохийский, Мавританский, сщмч., пресвитер Февраль 19
"Евгений Вифинский, прп. Февраль 12
"Евгений Дамасский, мч. Сентябрь 25
"Евгений Кесарийский, мч. Декабрь 10
"Евгений Мелитинский Ноябрь 7
"Евгений Севастийский, мч. Декабрь 13
"Евгений Трапезундский, мч. Январь 21
"Евгений Херсонесский, сщмч., еп. Март 7