Именины кетеван. Кетевана кахетинская. Тропарь великомученице Кетеване, царице Кахетинской

Святой князь Ростислав взошел на Моравский престол в 846 году. К этому времени на территории Велокоморавской державы уже действовали христианские проповедники из Греции, Валахии и Германии. От кого-то из этих миссионеров святой Ростислав принял крещение и решил весь свой народ привести к свету Христовой веры. Однако князь понимал, что проповедь христианства может быть успешной только в том случае, если миссионеры будут обращаться к народу на его родном языке. Приходившие же из немецких земель проповедники не знали славянского языка и богослужение совершали по-латыни. К тому же они поддерживали немецких королей в их стремлении не допускать усиления Великиморавской державы и добиваться господства над славянскими племенами Центральной Европы. Святой Ростислав сначала обратился к папе Римскому с просьбой прислать миссионеров, которые бы знали славянский язык и могли бы противостоять политически окрашенной немецкой миссии. Но находившийся тогда на Римском престоле папа Николай I был союзником немецкого короля Людовика и потому не удовлетворил просьбу святого князя. Тогда Ростислав в 862 году отправил посольство к византийскому императору Михаилу III. В своем письме князь писал:
"Наш народ отверг язычество и содержит закон христианский. Только нет у нас такого учителя, который бы веру Христову объяснил нам на родном языке. Другие страны (славянские), увидя это, пожелают идти за нами. В виду этого, владыко, пошли к нам такового епископа и учителя, ведь от вас во все страны добрый закон исходит."
В ответ на эту просьбу Михаил III по совету патриарха Фотия направил в Моравию святых братьев Константина (в монашестве - Кирилла) и Мефодия. Святой Ростислав был рад, что его просьба была услышана. Особой радостью его наполнила и грамота, которую принесли братья от святителя Фотия. В ней патриарх писал, обращаясь к князю:
Бог, Который повелевает каждому народу прийти к познанию правды и достигнуть почести высшего звания, воззрел на твою веру и усилие. Утроив это ныне в наших летах, Он явил и письмена на вашем языке, которых ранее не было, но теперь с недавних пор существуют, дабы и вы были причтены к народам великим, которые Бога хвалят на своем родном языке. А по сему мы послали к тебе того, которому они и были явлены, мужа драгоценного и прославленного, весьма ученого, философа. Вот, приими этот дар лучший и достойнейший, нежели всякое золото, серебро и драгоценные камни и все пре-ходящее богатство. Постарайся вместе с ним смело утвердить дело и всем сердцем взыскать Бога; и не закрывай спасение для всего народа, но всячески побуждай, дабы не ле-нились, а вступили на путь правды, чтобы и ты, если приведешь их своим старанием к познанию Бога, принял награду и в этой, и в грядущей жизни за все души, которые верят во Христа Бога нашего от ныне и до века, и оставил по себе светлую память будущим поколениям, подобно, как и великий царь Константин.
Святые братья пришли в Великоморавскую державу через Болгарию в 863 году и начали проповедь христианской веры на славянском языке, который они изучили на своей родине - в Солуни. Ими были переведены на славянский язык книги Священного Писа-ния и богослужебные тексты, открыты первые в Моравии христианские школы. Люди восприняли деятельность святых братьев с большой радостью. Даже некоторые священники латинского обряда, будучи этническими славянами, стали совершать богослужение по восточному обряду на славянском языке. Вероятнее всего, святые Кирилл и Мефодий пребывали в это время в резиденции святого Ростислава, который также принимал участие в их византийско-славянских богослужениях.
Латинские миссионеры сразу же стали в жесткую оппозицию деятельности святых братьев. Немецкие князья и клирики прекрасно понимали, что дело святых Кирилла и Мефодия, поддерживаемое князем Ростиславом, закладывает основы независимости Великоморавской державы. Поэтому немецкий клир обвинил святых братьев в том, что они употребляют в богослужении "неосвященный" язык, а также распространяют новоизмыш-ленное учение о Святом Духе. Святой Кирилл вступил в полемику со своими обвинителями, доказывая им пагубность "трехъязычной ереси". Святые братья хотели отправить своих славянских учеников для посвящения в Константинополь, но совершившийся там дворцовый переворот не позволил им осуществить этот план, и они решили ехать в Рим, чтобы там посвятить своих учеников и постараться найти у римского архиерея защиту от немецкого клира.
В то время, когда святые братья находились в Риме, ситуация в Моравии сильно изменилась. В 864 году немецкий король Людовик начал войну против святого Ростислава. К концу 869 года был заключен мирный договор, по которому Моравия получала полную независимость от немцев. В том же 869 году из Рима в Моравию пришли новопоставленные священники, которые стали совершать здесь славянское богослужение. Однако мир оказался недолгим. Племянник князя Ростислава Святополк, бывший удельным князем одной из моравских областей, неожиданно предал своего дядю и стал союзником немец-кого князя Карломанна, сына короля Людовика. Ростислав был захвачен в плен и передан немцам, которые его ослепили и заключили в темницу. Моравия оказалась в полной власти Карломанна. Он вступил в страну, лишенную государя, и во всех городах и крепостях поставил немецких чиновников. Верховная власть была передана Святополку, к которому были приставлены два немецких графа. Святополк не хотел довольствоваться лишь номи-нальным титулом и стремился получить большую степень свободы. За это немцы и его заключили в темницу. В Моравии поднялось народное восстание, стремившееся сбросить с себя немецкое иго. Немцы выпустили Святополка из заключения и отпустили его в Мо-равию для подавления восстания. Однако Святополк перешел на сторону восставших, провозгласивших его великим князем. В 873 году немцы вынуждены были заключить со Святополком мир. Вновь придя к власти, Святополк стал покровительствовать славянскому богослужению. В Моравию вернулся святой Мефодий и продолжил миссионерские труды своего брата (Кирилл умер в Риме в 869 году).
Но святому Ростиславу не суждено было увидеть новый рассвет своей державы. Он скончался в немецком заточении в 870 году.
Решение о канонизации святого Ростислава было принято на Поместном Соборе Православной Церкви Чешских земель и Словакии в декабре 1992 года, однако сама кано-низация состоялась в 1994 году. Торжества по этому случаю проходили 29 октября 1994 года в Прешове и 30 октября того же года в Брно. Поздравительные письма по случаю канонизации были направлены Предстоятелю Православной Церкви Чешских земель и Словакии от имени Патриархов Константинопольского Варфоломея и Московского Алексия. Причислив великого князя Ростислава к лику святых, Церковь возвратила тысячелетний долг памяти тому, кто стоял у истоков христианской духовной культуры и национальной независимости славян.
Память святого Ростислава совершается 28 октября.

Ноябрь 9th 2014 -

Ростислав был племянником Моймира I. В 846 году королю Восточно-Франкского королевства Людовику II Немецкому удалось посадить его на престол в качестве наследника Моймира.

Людовик считал Ростислава своим вассалом и исходил из того, что последний будет представлять интересы Восточно-Франкского королевства в Центральной Европе. В то время как Людовик был занят борьбой против своих родственников, Ростислав расширял и укреплял своё государство. По его инициативе были сооружены крепости, заключены союзы с Болгарским царством и Византийской империей.
Начиная с 850 года Ростислав порвал тесные отношения с Восточно-Франкским королевством и предоставил убежище противникам Людовика II Немецкого. Среди них были высокопоставленные сановники короля, а также, временно, его сыновья Карломан и Людовик. Ростислав изгнал из Великой Моравии баварских священников и присоединил к своему государству земли между Дунаем и Дыей (по некоторым источникам, это произошло, однако, уже в 791 году).

В 855 году в Великую Моравию вторглось войско Людовика II и двинулось в сторону крепости Ростислава, наиболее вероятно в сегодняшнем пригороде Братиславы Девине. Около неё моравцы предприняли успешное нападение на рать Людовика II. Моравцы преследовали франков до Дуная и разорили пограничные земли Баварии. В 858 году Ростислав заключил союз с сыном Людовика Карломаном. За это он получил земли в сегодняшней Венгрии (вокруг Пилишвёрёшвара), которые он присоединил к Великой Моравии. В 861 году поддержанное Ростиславом войско Карломана воевало с Людовиком II и его союзником Прибиной, который в этой борьбе погиб. После этого правителем Блатенского княжества стал сын Прибины, перешедший на сторону Ростислава.

Людовик Немецкий продолжал угрожать Великой Моравии, заключив союз с болгарами.

К этому времени на территории Велокоморавской державы уже действовали христианские проповедники из Греции, Валахии и Германии. От кого-то из этих миссионеров святой Ростислав принял крещение и решил весь свой народ привести к свету Христовой веры. Однако князь понимал, что проповедь христианства может быть успешной только в том случае, если миссионеры будут обращаться к народу на родном языке. Он также опасался политических связей немецких миссионеров, за которыми стояли германские государства желавшие подчинить славян.

Святой Ростислав сначала обратился к папе Римскому с просьбой прислать миссионеров, которые бы знали славянский язык и могли бы противостоять политически окрашенной немецкой миссии. Но находившийся тогда на Римском престоле папа Николай I был союзником немецкого короля Людовика и потому не удовлетворил просьбу князя. Тогда Ростислав в 862 году отправил посольство к Византийскому императору Михаилу III. В своем письме князь писал:

Наш народ отверг язычество и содержит закон христианский. Только нет у нас такого учителя, который бы веру Христову объяснил нам на родном языке. Другие страны (славянские), увидя это, пожелают идти за нами. В виду этого, владыко, пошли к нам такового епископа и учителя, ведь от вас во все страны добрый закон исходит.

Однако Папа не принял послов Ростислава. В 861 и 862 годах Ростислав отправил новых послов, на сей раз в Византию к императору Михаилу III, прося об учителях, священниках или епископе, которые бы заложили в его государстве основу собственного церковного управления. Михаил III удовлетворил просьбу Ростислава и послал к моравам Кирилла и Мефодия. Их миссионерская деятельность имела основополагающее значение для культурного развития не только Великой Моравии, но и всей Восточной Европы. В Моравии Кирилл и Мефодий, обнаружив отсутствие у местных жителей собственной письменности, изобрели глаголицу. Они переводили церковные книги с греческого на славянский язык, обучали славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке.

В 864 году Людовик Немецкий вновь вторгся в Великую Моравию и окружил Ростислава в крепости Девин. Ростислав был вынужден подчиниться Восточно-Франкскому королевству и допустить возвращение восточно-франкских священников. Однако годом позже Ростислав вновь восстал против Людовика и миссия Кирилла и Мефодия продолжилась. Братья пробыли в Моравии более трёх лет, после чего их вызвали в Рим, где многие считали богослужение на национальных языках «варварских» народов Европы святотатством. Однако Папа в конце концов поддержал их миссию. В 868 году Мефодий и три его ученика Горазд, Климент и Наум были возведены Папой в священнический сан. В Риме святой Кирилл умер, а Мефодий впоследствии вернулся в Моравию, чтобы продолжить преподавание в Великоморавской академии.

После очередного, в этот раз безуспешного, нападения восточных франков, Ростислав передал Нитранское княжество своему племяннику Святополку. Практически дело дошло до разделения Великой Моравии на две части. Как Ростислав, так и Святополк были вынуждены обороняться от новых вторжений Людовика Немецкого, который в 869 году вновь дошёл до крепости Ростислава и вновь не смог её взять.

Примерно в то же время папа римский назначил вернувшегося в Великую Моравию Мефодия архиепископом Паннонии и Великой Моравии, освободив его от церковной зависимости от баварского епископства. В Великой Моравии возникло первое славянское архиепископство во главе с Мефодием.
В 870 году Святополк заключил союз с Восточно-Франкским королевством и признал его верховенство над Нитрянским княжеством. Ростислав отреагировал неудавшейся попыткой убить своего племянника. В ответ Святополку удалось взять Ростислава в плен и впоследствии передать его восточным франкам. Ростислав был осуждён и приговорён к ослеплению. Вместе с Мефодием, который весной 870 года по пути из Рима в Великую Моравию был захвачен по приказу баварских епископов, его содержали в баварских монастырях, где он впоследствии умер. После смерти Ростислава в Великой Моравии началась борьба за власть. Претензии на престол выдвинул Святополк, который в итоге победил кандидатов Людовика, восточнофранкских маркграфов Вильгельма II и Энгельшалька I

Хотя этот период немецкого владычества продлился недолго, и утвердившись на престоле, Святополк снова стал покровительствовать славянскому богослужению, святому Ростиславу не суждено было увидеть освобождения своей державы. Он скончался в немецком заточении в 870 году.

Быстрая гибель Великоморавского государства и утверждение немецкого и римо-католического влияния на родине святого князя на долгие столетия отсрочили прославление его святых трудов. Оно совершилось лишь с после того как в XX веке Православная Церковь воспряла в Чешских и Словацких землях. Решение о канонизации святого Ростислава было принято на Поместном Соборе Православной Церкви Чешских земель и Словакии в декабре 1992 года, однако сама канонизация состоялась в 1994 году. Торжества по этому случаю проходили 29 октября 1994 года в Прешове и 30 октября того же года в Брно. День памяти святому установлен в Чехословацкой Церкви 28 октября.

(846-869) - один из видных исторических деятелей славянства, ведший неустанную борьбу с немцами за независимость Моравии. Он призвал в 862 г. славянских апостолов, св. Мефодия и Кирилла, для проповеди в его владениях на славянском языке ("Учителя не имам такова, иже бы ны в свои языке истую веру христианскую сказал", - говорили его послы византийскому императору Михаилу; см. Паннонское житие Константина философа). Этим путем Р. желал освободиться от немцев и в церковном отношении. Может быть, он имел в виду и какие-нибудь другие, более широкие политические цели, так как франкская держава в то время была общим врагом для Византии и Моравии (см. Моравия).

  • - Мора́вский Крас, самый крупный и самый известный из карстовых районов Словакии. Расположен севернее г. Брно, на юго-вост. окраине Чешского массива...

    Географическая энциклопедия

  • - сотр. журн. "Вестн. знания"...
  • - перев. "Сатир" Горация. Моравский, М. сотр. "Богосл. вестн."...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - писат. о польск...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Биографический словарь

  • - см. в статье Ростислав...

    Биографический словарь

  • - см. в статье Ростислав...

    Биографический словарь

  • - равноапостольный, архиепископ, учитель Словенский. - См.: КИРИЛЛ...

    Русская энциклопедия

  • - современный польский ученый, проф. Краковского унив. В 70-х гг. занимался выяснением некоторых спорных вопросов по классической филологии, впоследствии изучал историю гуманизма в Польше и написал...
  • - в Моравии, на речке Оскаве. 5019 жит.; церковь, величественная ратуша; производство шелковых и льняных материй, ситцев, сахара, солода, спирта, прессованных дрожжей, пива, торговля хлебом...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - польский историк. Принимал деятельное участие в восстании 1830 г., потом жил в Париже. Главный труд его: "Dzieje narodu polskiego" . В Париже издал "L"état des paysans en Pologne". Написал еще "Moje przygody, ustęp z pamiętników" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - один из видных исторических деятелей славянства, ведший неустанную борьбу с немцами за независимость Моравии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Моравский Карст, карстовая область в Чехословакии, на В. Чешско-Моравской возвышенности...

    Большая Советская энциклопедия

  • - карстовая область в Чехии, к северу от Брно. Высота до 734 м. Сложена известняками. Воронки, сталактитовые пещеры. Пропасть Мацоха...

    Большой энциклопедический словарь

  • - мор"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

"Ростислав, князь моравский" в книгах

Моравский крас

Из книги автора

Глава ХIII ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ РОСТИСЛАВ-МИХАИЛ МСТИСЛАВИЧ. Г. 1154-1155

автора

Глава ХIII ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ РОСТИСЛАВ-МИХАИЛ МСТИСЛАВИЧ. Г. 1154-1155 Любовь Киевлян к Вячеславу. Смерть его. Сановники придворные. Неблагоразумие и малодушие Ростислава. Гордость Мстиславова. Своевольство Новогородцев. Киевляне поддаются Изяславу. Георгий вступает в

Глава XVI ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ РОСТИСЛАВ-МИХАИЛ ВТОРИЧНО В КИЕВЕ. АНДРЕЙ В ВЛАДИМИРЕ СУЗДАЛЬСКОМ. Г. 1159-1167

Из книги История государства Российского автора Карамзин Николай Михайлович

Глава XVI ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ РОСТИСЛАВ-МИХАИЛ ВТОРИЧНО В КИЕВЕ. АНДРЕЙ В ВЛАДИМИРЕ СУЗДАЛЬСКОМ. Г. 1159-1167 Злоба Изяславова. Союз Ростислава с Святославом. Город Берлад. Впадение Половцев. Андрей за Изяслава: властвует в Новегороде. Клевета на Ростислава. Ростислав изгнан. Смерть

Глава ХIII Великий князь Ростислав-Михаил Мстиславич. 1154-1155 г.

автора Карамзин Николай Михайлович

Глава ХIII Великий князь Ростислав-Михаил Мстиславич. 1154-1155 г. Любовь Киевлян к Вячеславу. Смерть его. Сановники придворные. Неблагоразумие и малодушие Ростислава. Гордость Мстиславова. Своевольство Новогородцев. Киевляне поддаются Изяславу. Георгий вступает в

Глава XVI Великий князь Ростислав-Михаил вторично в Киеве. Андрей в Владимире Суздальском. 1159-1167 г.

Из книги История государства Российского. Том II автора Карамзин Николай Михайлович

Глава XVI Великий князь Ростислав-Михаил вторично в Киеве. Андрей в Владимире Суздальском. 1159-1167 г. Злоба Изяславова. Союз Ростислава с Святославом. Город Берлад. Впадение Половцев. Андрей за Изяслава: властвует в Новегороде. Клевета на Ростислава. Ростислав изгнан. Смерть

Из книги История Российская. Часть 2 автора Татищев Василий Никитич

20. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ РОСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ КИЕВСКИЙ

Моравский крас

Из книги Чехия и чехи [О чем молчат путеводители] автора Перепелица Вячеслав

Моравский крас Да вы наверняка слышали про него, по телевизору могли видеть передачи. Вспомните: пещеры, подземная река с плавающими по ней лодочками, пропасть, к вершине которой поднимаются по канатной дороге. Все это есть на самом деле, и все это действительно красиво и

Олег II Моравский

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Олег II Моравский Известия Кембриджского документа и арабских писателей полностью подтверждаются сведениями моравских летописей, согласно которым после смерти вещего Олега княжение в Русской земле унаследовал его преемник, моравский князь Олег II (назовем его

167. РОСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ, в св. крещении Михаил, великий князь киевский

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

167. РОСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ, в св. крещении Михаил, великий князь киевский сын Мстислава Владимировича Великого, великого князя киевского от первого брака с Христиной Инговной, королевной шведской.Родился в Новгороде около 1110 г.; получил Смоленск около 1125 г.; отсюда ходил на

Глава ХIII Великий князь Ростислав-Михаил Мстиславич. г. 1154-1155

автора Карамзин Николай Михайлович

Глава ХIII Великий князь Ростислав-Михаил Мстиславич. г. 1154-1155 Любовь Киевлян к Вячеславу. Смерть его. Сановники придворные. Неблагоразумие и малодушие Ростислава. Гордость Мстиславова. Своевольство Новогородцев. Киевляне поддаются Изяславу. Георгий вступает в Киев.Узнав

Глава XVI Великий князь Ростислав-Михаил вторично в Киеве. Андрей в Владимире Суздальском. г. 1159-1167

Из книги Том 2. От Великого князя Святополка до Великого князя Мстислава Изяславовича автора Карамзин Николай Михайлович

Глава XVI Великий князь Ростислав-Михаил вторично в Киеве. Андрей в Владимире Суздальском. г. 1159-1167 Злоба Изяславова. Союз Ростислава с Святославом. Город Берлад. Впадение Половцев. Андрей за Изяслава: властвует в Новегороде. Клевета на Ростислава. Ростислав изгнан. Смерть

МОРАВСКИЙ ПЕРЕУЛОК

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

МОРАВСКИЙ ПЕРЕУЛОК Моравский переулок проходит от Бухарестской улицы до Малой Карпатской в Купчине. Он получил название 12 декабря 1983 года. В Купчине многие названия тематически связаны с топонимией стран Восточной Европы, которые до перестроечных времен входили в

Моравский Крас

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Ростислав-Михаил Киевский, благоверный князь

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Ростислав-Михаил Киевский, благоверный князь Святой Ростислав, великий князь киевский, внук благочестивого Мономаха, сын великого князя киевского святого Мстислава Великого († 1132, память 14/27 июня), брат святого князя Всеволода-Гавриила († 1138, память 1/14 февраля, 22 апреля/5

Благоверный великий князь Ростислав (во святом крещении Михаил) Киевский и Смоленский (+ 1168)

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Благоверный великий князь Ростислав (во святом крещении Михаил) Киевский и Смоленский (+ 1168) Память его празднуется 14 марта в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Соборам Белорусских святыхСв. князь Ростислав был третьим сыном св. Мстислава Великого