Крупнейшие народные бунты русской истории. Трезвеннические бунты - миф или реальность

.
Крестьянское восстание в России в 19 веке, подобное крестьянским восстаниям 17 и 18 веков, предотвратило интенсивное развитие молоканского и духоборческого движения.

Положение крестьянских масс в царской России на протяжении всей её истории было в удручающем состоянии. Непосредственная зависимость крестьянина от воли и прихоти своего хозяина-помещика, вызывало недовольство и возмущение, что приводило к протестам и неповиновениям. Наиболее вольнолюбивые крестьяне, которых официальные органы называли преступниками, в отчаянии совершали какие-то акции против своих угнетателей: поджоги, грабежи, убийства. Конечно, они объявлялись вне закона и вынуждены были ударяться в бега в дальние края. В те времена этими краями были донские степи, низовья Волги, Предкавказье. Таких беглых было немалое количество. Собираясь в ватаги, они образовывали на новых местах поселения, никому не подчиняющиеся. Так в этих краях сформировалось казачество. Это были по сути те же русские крестьяне, избавившиеся от крепостного угнетения.

Во времена массового недовольства крестьян своим положением возникали массовые волнения, переходящие в восстания против своих угнетателей. Иногда эти восстания происходили в отдельных регионах, где жестоко подавлялись. Крестьяне вынуждены были мириться со своим положением, но недовольство у них оставалось, и они в любой подходящий момент готовы были к новому неповиновению и восстанию. Иногда возникновение крупных восстаний и революций объясняют тем, что они совершаются по желанию и воле каких-то вождей. В действительности в народных массах назревает всеобщее недовольство существующим положением, и они в любой благоприятный момент готовы к бунту, восстанию, революции. Важно, чтобы их протест возглавил какой-то вождь или какая-то политическая сила, идеологически соответствующие настроению масс.

Назревшее недовольство крестьянских масс своим положением в России в17 веке привело к восстанию и крестьянской войне 1670-1671 годов под предводительством Степана Разина. Восстанием была охвачена огромная территория. Восставшие заняли Царицын, Астрахань, Саратов, Самару, Пензу и много других городов Поволжья. В восстании приняли участие крестьяне Слободской Украины и народы Поволжья. Восставшие уничтожали помещиков и их прислужников, создавали местное самоуправление. Восстание было жестоко подавлено.

Накопившееся недовольство и возмущение крестьянских масс России своим положением в 18 веке вылилось в восстание и крестьянскую войну 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва. Целью этого восстания было построение крестьянского государства во главе со справедливым царём. Это восстание охватило огромную территорию: Оренбургский край, Нижнее и Среднее Поволжье, Приуралье, Урал, Западную Сибирь. Восстание вплотную подошло к границам Московской губернии. В восстании активно участвовало свыше 100 тысяч человек. Вместе с казачеством и русским крестьянством в восстании участвовали и нерусские народности. Целью восстания было истребление дворян, отмена крепостного права, передача земли народу. Восстание с трудом было подавлено правительственными войсками.

Недовольство крестьянских масс своим положением в России накапливалось и в 19 веке. Крепостное крестьянство готово было к новому бунту и всеобщему восстанию. Спасло Россию от крестьянской войны в 19 веке появление и широкое развитие в стране сектантского движения. Недовольство крестьянских масс своим положением нашло некоторое удовлетворение в протесте против православной церкви, являющейся в то время фактически одним из органов государственной власти. Возглавляли сектантское движение проповедники, несколько иначе, чем православные, толкующие священные книги. Наиболее массовым в сектантском движении было молоканство и духоборчество.

Сомнительно, что ни с того ни с сего у крестьян вдруг появилась необходимость по религиозным причинам массово отказываться от православия и уходить в молоканство и духоборчество. При сплошной неграмотности крестьяне не очень разбирались в тонкостях священного писания. Но им необходимо было разобраться и понять, почему в их христианской стране происходят несправедливости и почему одни в обществе живут богато, а другие работают на них и живут убого. Эта несправедливость не соответствовала христианскому учению. Отсюда у крестьян появились убеждения, что православные церкви, являющиеся оплотом светской власти, не служат простому народу. В то же время, молоканские и духоборческие проповедники, умело и уверенно толкующие священные писания, доходчиво объясняли крестьянам как надо жить по заветам Христа. Они проповедовали, что все люди братья, все равны перед Богом, что судьбой человека может распоряжаться только Бог. Все эти идеи были по душе угнетённым крестьянам. Поэтому крестьянство пошло за такими проповедниками. Крестьяне перестали посещать православные церкви и стали массово вступать в молоканские и духоборческие общины. Иными словами, это было выражением протеста против угнетённого положения крестьянства в своей стране. В 17 и 18 веках этот протест выразился в виде восстаний и крестьянских войн. В 19 веке он выразился в виде массового ухода крестьян из православия в молоканские и духоборческие секты. Благодаря этому в 19 веке Россия избежала нового масштабного крестьянского восстания и новой крестьянской войны.

Несомненно, царское правительство понимало, что массовое сектантское движение губительно для самодержавия, потому что подрывало основные устои государства, опиравшегося на православную церковь. Против сектантского движения стали применяться карательные меры. Лидеров движения сажали в тюрьмы, ссылали в Сибирь. Рядовых членов общин принуждали возвращаться в церковь, непокорных забирали в солдаты, арестовывали. Так как такие меры не могли предотвратить дальнейшее развитие движения, стали применяться меры принудительного выселения молоканских и духоборческих семей из центральных регионов России на дальние необжитые окраины. Зачастую их отправляли под конвоем. На новых местах поселений переселенцы вынуждены были без государственной поддержки приспосабливаться к новым условиям.

При Екатерине 11 молокан вместе с духоборами массово выселяли на южные окраины, в основном в Таврическую и Бессарабскую губернии. Ведя здоровый образ жизни, молокане на новых ранее не обжитых местах через короткое время создали благоустроенные хозяйства и стали жить зажиточно. Слухи об этом распространились в центральных регионах России, что способствовало появлению новых сторонников молоканского движения.

При царе Александре1 в 1805 году молоканам была предоставлена свобода вероисповедания. В центральных регионах России молоканское движение начало возрождаться и приобретать массовый характер. Власть и Синод забеспокоились. При царе Николае 1 по просьбе Святейшего Синода началось изгнание молокан на дальние окраины, больше в Закавказье.

Выселение молокан, как и духоборов, и иных сектантов, в Закавказье преследовало двоякую цель: удаление из центральных губерний инакомыслящих и внедрение русской культуры в присоединённых к России Закавказских провинциях. Первая цель, несомненно, была достигнута: сектантское движение в Центральной России постепенно приуменьшилось. А вот вторая задача, по мнению известного журналиста и историка В.Л.Величко (Кавказ. Русское дело и межплеменные вопросы. С.Петербург,1904), по вине государственных администраций выполнялась бездарно. Русским переселенцам не оказывалась необходимая помощь и не всегда защищались их интересы, а в некоторых случаях даже оказывалось притеснение. Молоканские и духоборческие переселенцы, испытавшие большие трудности при переселении и освоении необжитых мест, продолжали испытывать притеснения со стороны местных администраций, возглавляемых чиновниками православного вероисповедания.

Выселение молокан и духоборов из центральных регионов России на окраины помогло сохранить некоторую стабильность в крестьянской среде. Если бы не было массового молоканского и духоборческого движения и последовавших массовых выселений этих «смутьянов» на окраины, накопившееся крестьянское недовольство могло перерасти в массовые крестьянские восстания. И тогда в России в 19 веке могла бы произойти новая крестьянская война, подобная войне 17 века под предводительством Разина и войне 18 века под предводительством Пугачёва.

Несомненно, мощное сектанское движение в начале 19 века было выражением протеста крестьянства против крепостного права. Массовый уход крестьян из православной церкви, обслуживающей интересы дворянского сословия, послужил одним из факторов отмены крепостного права в России в 1861 году. Во всяком случае, после отмены крепостного права уход крестьян из православия в христианские секты значительно приуменьшился.

В период разложения феодально-крепостнического строя в России в конце XVIII и первой половине XIX в. в Сибири протест против социального гнета выражался в выступлениях государственных и приписных крестьян, мастеровых на казенных и кабинетских заводах и рудниках против эксплуатации, произвола и насилия со стороны чиновников, горнозаводских управителей, купечества. На золотых приисках Сибири начинались первые волнения наемных рабочих. Значительное место в социальных движениях занимали выступления коренных народов Сибири.

Особенно острое недовольство проявлялось среди мастеровых и крестьян, приписанных к заводам и рудникам. Тяжелое материальное и социально-правовое положение зависимых категорий горнозаводского населения обостряло классовые противоречия. Их стихийная борьба была многообразной по форме. В ней участвовали горнорабочие, младшие горные служители и приписные крестьяне. Однако каждая из этих групп жила своей, обособленной жизнью. Поэтому выступление одной из них не всегда поддерживалось другой. Сплочению эксплуатируемых препятствовало военно-казарменное положение рабочих сибирских горных предприятий. Неусыпное наблюдение за их работой и жизнью не только заводских чиновников, но и военной команды затрудняло открытые выступления.

В 1789 г. приписанные к Нерчинским сереброплавильным заводам крестьяне подали жалобу иркутскому и колыванскому генерал-губернатору Пилю на притеснения их заводским начальством и отягощение разнообразными повинностями, «от коих пришли в крайнюю бедность и разорение». 1 Крестьяне жаловались на то, что их принуждают возить «сверх законного положения» в гористых и неудобных для езды местах руду и уголь, из-за чего они терпели «крайний убыток и лишились немалого числа лошадей». Крайне обременительным и «совершенно разорительным» крестьяне считали заводское хлебопашество, которое отрывало их от собственных земледельческих занятий. Кроме того, им приходилось выполнять заводские работы за малолетних, престарелых, увечных, отданных в рекруты и даже умерших, которые до новой ревизии числились в составе ревизских душ. В результате работы, числившиеся за 12241 человеком, были переложены на 5032 человека. 2 Крестьяне протестовали против взяточничества, поборов, притеснений со стороны земской полиции и заводских управителей. Они добивались отмены казенной пашни, уменьшения и равномерного распределения других повинностей, устранения административно-полицейского произвола со стороны чиновников.

В 1790 г. было назначено следствие, подтвердившее правильность жалоб приписных крестьян Нерчинских сереброплавильных заводов. Генерал-губернатор доносил Сенату, что «изнурение сил крестьян приходит до совершенной крайности, которая порождает опасность, дабы при нестерпимости они, обремененные крестьяне, не покусились на какое-либо отчаянное предприятие». 3

В июне 1792 г. Сенат предложил генерал-губернатору не оставить без «удовлетворения обиженных крестьян, а с виновными поступить по законам». 4 Решение вопроса о том, «каким образом содержать крестьян без отягощения в работах и иметь в должном порядке», было представлено на усмотрение сибирского генерал-губернатора, но какие он принял к тому меры, осталось неизвестно. Чиновники, обвиняемые в том, что они «нерчинских заводских крестьян довели до крайнего разорения и оказались в злоупотреблениях», были отстранены от должностей, преданы суду, но не понесли наказания. 5

В конце 80-начале 90-х годов XVIII в. работные люди и «нижние служащие» Нерчинских заводов и рудников жаловались на недостаток выдаваемых им продуктов питания. Рабочие заявляли, что они «терпят крайний недостаток и просят, чтоб им на детей провианта из казны в выдачу по пристойной пропорции прибавить». Заводская администрация была вынуждена пойти на некоторые уступки, так как опасалась, что «бедность и недостаточество, а паче голод» вынудят отчаявшихся людей «на все худые деяния». 6 Нередко ненависть рабочих выливалась в расправы с наиболее ненавистными лицами из заводской администрации. Имеется сообщение о том, что в 1828 г. произошло выступление рабочих Петровского железоделательного завода. 7

В 30-х годах XIX в. среди крестьян, приписанных к сибирским заводам, стали распространяться слухи о переводе их в разряд государственных с освобождением от заводских повинностей. Поводом к этому послужила передача в 1830 г. управления Колывано-Воскресенскими (Алтайскими) заводами из императорского Кабинета в ведомство Министерства финансов, но с оставлением крестьян в личной собственности императора. Центром волнения стала деревня Варюхина Ояшинской волости, приписанная к Колывано-Воскресенским заводам, крестьяне которой отказывались выполнять заводские работы. Их поддержали крестьяне других деревень Ояшинской и даже соседних волостей. Воинской команде понадобилось несколько дней, чтобы сломить сопротивление крестьян. 8

В 20-х годах XIX в. происходили волнения среди государственных крестьян Западной Сибири. Они были вызваны резким увеличением денежных сборов на земские повинности, увеличением натуральных повинностей, усилившимся произволом чиновников. Все это привело к падению платежеспособности сибирской деревни и росту недоимок.

Волнения приняли наиболее острые формы в 1825-1826 гг., когда в них, по приблизительным подсчетам, принимало участие около 11 тыс. крестьян в 13 волостях. Волнения прошли широкой полосой почти по всей Тобольской губернии; в Томской губернии имели место четыре случая крестьянских волнений, в Омской области - один случай. В движении приняли участие все категории крестьянства - от его беднейшей части до зажиточной верхушки, так как феодальный гнет, хотя и не в одинаковой степени, давил на все крестьянство.

Одной из распространенных форм протеста сибирского крестьянства против феодальной эксплуатации и произвола администрации была массовая подача жалоб-протестов, в которых проявлялась вера крестьянства в «справедливость» высшей администрации и царя.

Недовольство крестьян находило выражение также в самовольных переселениях. Генерал-губернатор Западной Сибири в отчете за 1823 г. сообщал о них, как об обычных явлениях. Например, на берега богатых рыбой Чановских озер самовольно переселилось из разных округов Западной Сибири около трех тысяч ревизских душ. 9

Сибирское крестьянство прибегало и к отказам от выполнения того или иного распоряжения. Характерны события, происшедшие в Каннском округе Томской губернии. В 1824 г. Чановские озера были объявлены казенными оброчными статьями. Свободный лов рыбы там запрещался. Между тем рыболовство было серьезным подспорьем для крестьянского хозяйства. Крестьяне близлежащих к озерам деревень категорически отказались взять озера в оброчное содержание. Их упорное сопротивление заставило правительство в апреле 1826 г. вновь объявить озера свободными для общего пользования.

Массовое волнение крестьян в 1825-1826 гг. правительству пришлось подавлять военной силой.

Наиболее крупные выступления начались в Туринском и Тюменском округах. Недороды и сильный падеж скота поставил крестьян Туринского округа в тяжелое положение. В этих условиях им были предъявлены требования об уплате на земские повинности сверх сметы по 7 руб. 26 коп. с ревизской души. Крестьяне Туринской волости объявили новые сборы незаконными и в августе 1825 г. составили общественный приговор, согласно которому они отказывались от уплаты повышенных земских повинностей. Не доверяя своему писарю, крестьяне пригласили из соседней Куминовской волости грамотного крестьянина Ф. Я. Асанова, который при большом стечении народа прочел указ о повинностях и растолковал его по-своему. Он объяснил, что никаких повинностей, кроме ранее существовавших, указом выполнять не разрешено.

Попытки чиновников земской полиции принудить крестьян к уплате новых сборов потерпели неудачу. (Как доносил туринский земский исправник, 8 августа 1825 г. крестьяне Туринской волости «оказали совершенное неповиновение земскому начальству в платеже денег» и «сверх прочих поступков произвели буйство против земского исправника и окружного стряпчего». 10

По распоряжению тобольского губернатора в Туринскую и Куминовскую волости были отправлены земский исправник с чиновниками и воинской командой в 50 человек. Им было приказано схватить главных «зачинщиков», «водворить спокойствие» и взыскать с крестьян деньги на земские повинности. Когда до крестьян этих волостей дошли слухи о приближении военной команды, они стали собираться из всех деревень в селах Туринском и Куминовском и решили отстаивать свои требования. Военная команда с оружием в руках разогнала толпы крестьян. В селе Куминовском 14 захваченных крестьян были отправлены в тюремный замок. В селе Туринском военной команде удалось захватить главных «бунтовщиков» - волостного голову Кайгородова, старосту Абросова и около 50 крестьян. 11

Волнением были охвачены также крестьяне Кошутской волости Туринского округа, причем не только русское, но и нерусское население.

В июле-августе 1825 г. крупные волнения произошли в Тавдинской волости Тюменского округа. Крестьяне здесь также отказывались платить сборы на земские повинности, не подчинялись волостному голове и писарю. Волнение крестьян Тавдинской волости было подавлено лишь в результате применения вооруженной силы. 12

Волнения государственных крестьян, развернувшиеся в Туринском и Тюменском округах в 1825 г., отличались массовостью, сплоченностью крестьян, единством выдвигаемых требований. В волнениях приняли участие все слои крестьянства, в том числе и нерусского населения Туринского округа, - от бедноты до зажиточной верхушки.

В Тобольском округе в 1825 г. произошли волнения в волостях, населенных татарами. Крестьяне Аливер Кельметов и Абдыбак Уразметов агитировали татар Тобольского округа отказаться от платежа податей. 13

Тобольский и томский губернаторы в отчетах сообщали, что взыскание недоимок, накопившихся с 1824 г., привело в 1826 г. к неповиновению крестьян и даже «буйству».

Крестьяне деревни Мироновой Черемшанской волости Ишимского округа «проявили буйство против волостного головы и заседателя» и поголовно отказались от уплаты земских сборов. В Ишимский округ было отправлено 100 человек военной команды, которая подавила волнение крестьян. 14

В апреле 1826 г. при взыскании недоимок в деревнях Заводоуковской и Суерской Ялуторовского округа «возникли сперва ропот, потом неповиновение, наконец, и самое буйство». В Суерской волости крестьяне Медведев и Пьянков «уговаривали товарищей платить одну только подать», 15 не уплачивать недоимки и сборы по земским повинностям. Даже прибывший к крестьянам губернатор Н. Н. Бантыш-Каменский «при всех своих внушениях не имел совершенно успеха». Лишь воинский отряд заставил крестьян повиноваться начальству. Руководители крестьян Артемий Медведев и Семен Пьянков были наказаны плетьми и сосланы на поселение в другую губернию. Шестерых участников, обвиняемых в «неповиновении и буйстве», также подвергли телесному наказанию. Суд постановил взыскать с крестьян 925 руб. «на продовольствие и прогоны» чиновникам и воинской команде.

Массовое движение крестьян заставило правительство действовать не только силою оружия, но и пойти на некоторые уступки. По распоряжению генерал-губернатора Западной Сибири денежные сборы с крестьян были уменьшены за счет перевода их в натуральные. В объявлении генерал-губернатора говорилось также, что крестьяне будут ограждены «от несправедливостей земских и волостных начальств». 16 Меры, предпринятые сибирской администрацией и продиктованные страхом перед развернувшимися крестьянскими волнениями, не привели к существенному облегчению положения крестьян.

Некоторый спад массового движения сибирских крестьян в 30-х годах XIX в. был временным. Рост денежных сборов на земские (уездные) и волостные повинности, увеличение натуральных повинностей, произвол чиновничества создали предпосылки для подъема движения сибирских крестьян. В начале 40-х годов усилились протесты крестьян-старожилов в связи с отмежеванием земель для переселенцев из центральных районов России.

Деятельность нового Министерства государственных имуществ, направленная на увеличение опеки над государственными крестьянами, увеличивала напряженность положения в сибирской деревне, так как его мероприятия ограничивали свободу крестьянства в землепользовании, нарушали свободу его хозяйственной деятельности. Вызывали тревогу среди крестьян слухи о том, что их хотят сделать удельными и помещичьими. Сказывалось также влияние крестьянских волнений, происходивших в соседних с Сибирью Пермской и Оренбургской губерниях.

Волнения государственных крестьян в начале 40-х годов захватили наиболее населенную часть Сибири - Тобольскую губернию. В августе 1842 г. в Саламановской волости Ялуторовского округа крестьяне избили и изгнали чертежника и рабочих, производивших межевание, чтобы они «не смели впредь ходить и межевать эти земли». Протесты крестьян против действий землемеров имели место также в Тарском, Тюменском, Ишимском и Тобольском округах.

Наиболее значительным было движение государственных крестьян в 1843 г. Среди крестьян Курганского округа распространились слухи о том, что где-то имеется указ, отпечатанный золотыми буквами, о передаче государственных крестьян в крепостное владение и что сельское начальство скрывает его, желая угодить помещику. 17 Этот слух послужил толчком к началу массовых волнений. Наиболее ранние выступления начались в Утятской волости Курганского округа. Собравшись толпой, крестьяне решили разыскать указ и стали его требовать от волостных властей. Крестьяне верили, что уничтожение указа может предотвратить опасность.

Крестьяне Утятской волости общались с крестьянами Челябинского округа, посылали туда своих доверенных, которые привезли с собой «возмутительные бумаги» - листовки. В одной из листовок описывалось, какая тяжкая участь ожидает государственных крестьян, если они попадут во владение помещикам. Вслед за Утятской волнения распространились на 12 волостей Курганского округа.

Везде борьба протекала в одних и тех же формах: крестьяне, добиваясь указа, расправлялись с волостным начальством, а в некоторых волостях и с духовенством, собирали сходы для согласования действий, связывались с волновавшимися в соседних волостях крестьянами. Мерой, которая могла, по мнению крестьян, предотвратить передачу их в крепостное состояние, был категорический отказ от подписи любых документов, предлагаемых волостным начальством или чиновниками. С этой целью крестьяне на мирских съездах составляли общественные приговоры об отказе давать какие-либо подписи. Это была своеобразная круговая порука, при которой каждому крестьянину вменялось следить за выполнением решения схода.

Все усилия чиновничества и духовенства достигнуть успокоения путем внушения и разъяснения терпели крах. На место крестьянских волнений выезжал генерал-губернатор Западной Сибири П. Д. Горчаков, который, обращаясь к крестьянам, пытался успокоить их и обещал «не преследовать за бывшие между ними недоразумения». Одновременно он принимал меры к увеличению военных сил для подавления движения: в различных округах Тобольской губернии было собрано около семи сотен казаков с орудиями. Однако волнения продолжались. Среди курганских крестьян ходили слухи, что если они и остаются свободными от помещиков, то только потому, что «бунтуют». Волнения имели место в Ишимском и Тобольском округах, усилились они и в Ялуторовском округе. Лишь в результате ввода воинских команд в места крестьянских волнений они были подавлены. Только по одному Курганскому округу были привлечены к следствию и наказанию как зачинщики и активные участники волнений 90 крестьян, в основном бедняки и середняки. Из участников волнений особенно выделялись своей энергией и стойкостью крестьянин-бедняк Иван Асямолов и отставной казак Гавриил Новокрещенов. Оба они были грамотными и пользовались влиянием среди крестьян.

Массовые волнения государственных крестьян Западной Сибири имели явно выраженный антикрепостнический характер. Указ о передаче крестьян под власть помещиков не существовал, но проекты насаждения помещичьего землевладения в сибирских землях не раз выдвигались крепостниками. Поэтому выступления крестьян способствовали предотвращению попыток их закрепощения. Правительственные ревизоры указывали на опасность повторения в Сибири выступлений, подобных восстанию под предводительством Степана Разина, причем разъясняли, что под этим они имеют в виду «не шайки разбойников для грабежа по дорогам бродящие, но осуществление мятежных скопищ Степана Разина, проникавших до Нижнего Новгорода и угрожавших столице». 18

Правительство было вынуждено отступить. Новый порядок управления государственными крестьянами, по которому усиливалась опека чиновников над деревней и увеличивались сборы на содержание административного аппарата (палат государственных имуществ), не был распространен на Сибирь, 19 о чем генерал-губернатор Горчаков был извещен в июне 1843 г. Характерно, что сам Горчаков предостерегал Николая I: «Введение нового управления может привести к тому, что неудовольствие может распространиться с неимоверной быстротой, возрастая на пути. Что касается средств к тушению пожара... то они ничтожны, удалены и даже не совсем надежны». 20

Отказ правительства от введения нового управления в Западной Сибири является объективным доказательством силы движения сибирских крестьян. Оно сыграло ту же роль, что и крупные волнения в центральных и восточных районах Европейской России, а именно, способствовало ослаблению устоев феодально-крепостнической системы.

Классовая борьба проявилась и внутри сибирской деревни, где широкие слои крестьян стремились противодействовать закабалению их купцами-ростовщиками и деревенскими «мироедами». Во время сибирской ревизии М. М. Сперанского в 1819-1820 гг. было подано много жалоб на злоупотребления и беспорядки при разборе исков по долговым обязательствам. Крестьяне жаловались, что «мироеды» вводили своих наемных работников в неоплатные долги и удерживали должников в бессрочной работе. В жалобах выражались протесты против отдачи ростовщиками детей «в залог» за деньги, занятые родителями, и против непомерного роста процентов по денежным ссудам. Крестьяне жаловались и на «волостные, земские и городские начальства», при посредстве которых ростовщики «силою забирали за долги последнее крестьянское имущество». 21

Правительство было вынуждено принять в законодательном порядке некоторые меры к ограничению ростовщичества. В 1822 г. было издано «Положение о разборе исков по обязательствам, заключенным между сибирскими обывателями разных сословий».

На кабинетских заводах и рудниках Алтайского и Нерчинского горных округов среди работных людей, потомственно принадлежащих заводам, получила распространение такая форма социального протеста, как побеги. Задавленные нуждой и суровым военным режимом люди искали спасения в бегстве. Крестьяне, приписанные к Колывано-Воскресенским заводам, чтобы скрыться от феодального гнета, бежали в «необитаемые места», лежащие за южными границами Алтайского горного округа. В 1826 г. в урочище Ханас поселилось 41 семейство таких беглых крестьян.

Рабочий Иван Чадов на протяжении 1830-1840 гг. пять раз совершал побеги с Кушвинского Гороблагодатского завода. За первый побег Чадов был проведен сквозь строй в 200 человек, за второй - в 400, за третий - в 500, за четвертый и пятый - по 800. Чадова перевели на Нерчинские заводы. Отсюда он снова бежал, за что был «наказан шпицрутенами через пятьсот человек три раза». 22 Это жестокое наказание не устрашило Чадова. В июне 1847 г. он совершил новый, седьмой побег с Верхнекарийского золотого промысла. На следствии Чадов показал, что он «хотел водвориться где-либо на поселении и при побеге никаких казенных и частных вещей не унес». Так же поступали и многие другие рабочие. 23 В 1858 г. с золотых промыслов Нерчинского округа убежало 579 рабочих. 24

Война рабочих с заводской администрацией тянулась «без уступок и перемирий». 25 Селения, где жили рабочие, начальство делило на кварталы и учреждало там дневные и ночные караулы. При въездах в селения были устроены рогатки. Следили за каждым прибывшим и выбывшим из селения. На тайных тропах и переправах повсюду устанавливались секретные пикеты. Все главные тракты находились под неослабным контролем специальных воинских команд. Несмотря на все эти меры, побеги не прекращались.

Волнения и побеги приписных крестьян и рабочих на кабинетских и казенных заводах и рудниках, основанных на принудительно-обязательном труде, имели по существу антифеодальный характер.

Другое направление принимала борьба наемных рабочих на частных золотых приисках. Она выражалась в волнениях и побегах рабочих, начавшихся с первых лет существования частной золотопромышленности в Сибири. У приисковых рабочих было много причин и поводов для недовольства: закабаление задатками и долговыми обязательствами, тяжелые условия жизни и работы на приисках, притеснения со стороны золотопромышленников, приисковой администрации и полиции.

Большая часть приисков находилась за сотни верст от жилых мест, в глухих таежных дебрях. Два раза в год рабочие должны были проделывать тяжелое «путешествие» пешком через тайгу; оно занимало обычно не менее двух недель. Случалось, что рабочие сбивались с пути, гибли в тайге при переправах, от голода, холода и хищных зверей. Между тем золотопромышленники старались продлить время промывки золота: они затягивали работы до поздней осени, когда путь из тайги становился особенно опасным.

Одно из первых выступлений золотопромышленных рабочих произошло в 1831 г. на прииске Рязанова в Томском округе. Из 180 рабочих сначала «самовольно» с прииска ушли 62 человека. Остальные «по наступлению осеннего времени, - как сообщал Рязанов, - оставив работы прежде назначенного в контракте срока, с величайшим буйством разошлись», многие «унесли на себе» значительную сумму долгов, не взяв расчета и не оставив никаких обязательств. 26

В 1833 г. в связи с запрещением правительственными ревизорами старательских работ, доставляющих дополнительный заработок, произошли волнения на Бурлевском и Богородице-Рождественском приисках Томской губернии, принадлежавших золотопромышленникам Поповым. Кроме того, рабочие опасались, что с установлением казенного надзора на промысле их зачислят в казенные мастеровые и закрепостят за императорским Кабинетом. Всего с приисков ушло около 700 человек. Это событие вызвало большую тревогу у властей. В специальном предписании министра финансов, опасавшегося влияния этого события на рабочих других приисков, предлагалось принять все меры к возвращению на прииски рабочих, чтобы разработка Рождественского и Бурлевского приисков «была представлена собственному распоряжению Поповых». Таким образом, своим уходом с приисков рабочие добились некоторых уступок - отмены запрещения старательских работ и гарантии от закрепощения их императорским Кабинетом.

В том же 1833 г. 78 рабочих Большеникольского прииска «взбунтовались» и ушли с промыслов из-за сурового обращения с ними надзирателей, сокращения выдачи пайков говядины и несправедливого отвода мест для старательских работ. Рабочих вернули с помощью воинской команды, но через полтора месяца они вновь отказались от работы. Волнения рабочих в 1833 г. происходили также на Воскресенском прииске Баландина и на ряде других приисков. Не прекращались они и в последующие годы.

Новая волна рабочих выступлений прокатилась по приискам Сибири летом 1837 г. На Митрофановских промыслах (Алтайский округ) Мясникова по реке Кундати поводом к выступлению послужило столкновение одного из рабочих с чиновником Гребенщиковым. Выступление 230 рабочих заставило чиновников бежать «в безопасное место». Всего в 1837 г. в волнениях, происходивших на приисках Томской и Енисейской губерний, участвовало до 1500 рабочих.

В целях устрашения и быстрой расправы с протестующими рабочими в 1838 г. были созданы военно-судные комиссии (одна в Томске, другая в Красноярске). На приисках размещались специальные казачьи отряды. Но борьба рабочих не прекращалась.

Начало 40-х годов ознаменовалось рядом крупных выступлений приисковых рабочих. Конфликты между рабочими и золотопромышленниками часто происходили из-за времени окончания приисковых работ. Так, в частности, случилось в 1841 г. на приисках Удерейской системы Енисейского округа, где было тогда более 2 тыс. рабочих. Выступление рабочих не только превосходило по своим масштабам все предыдущие, но и приняло форму стачки. При этом проявились согласованность и единодушие в требованиях и действиях рабочих почти всех удерейских приисков, разбросанных по тайге. Видимо, между рабочими разных приисков поддерживалась связь и была достигнута договоренность о времени выступления и единстве требований. Это вынудило заседателя золотого прииска сделать «распоряжение о расчете людей». 27 Рабочие Удерейской системы, оставив прииски 1 сентября, благополучно добрались до жилых мест. С рабочими же приисков Бирюсинской системы произошли трагические события. Они также 1 сентября отправились через тайгу. Только с Великониколаевского прииска компании Асташева и купцов Коробкова и Толкачева вышло 1500 человек. Полураздетые люди со скудным запасом сухарей заблудились в тайге. Сотни людей были найдены полумертвыми от голода и мороза, а часть рабочих так и не удалось отыскать. 28 Следствие установило, что не менее 122 человек «погибли при таковом несчастном с ними случае». 29 Ни хозяева, ни управляющие приисков, преступно допустившие эту трагедию, никакой ответственности за случившееся не понесли.

Наибольшей силы движение приисковых рабочих достигло в 1842 г. События начались на том же Великониколаевском прииске, самом крупном в Сибири, где в это время работало свыше 2 тыс. человек. С начала приискового сезона среди рабочих царило возбуждение, вызванное недавней гибелью товарищей, интенсификацией труда, ухудшением условий старательских работ и недостаточно качественным питанием. 30 Из донесения генерал-губернатора Восточной Сибири В. Я. Руперта министру финансов видно, что 10 мая рабочие прииска «сделали первый беспорядок», требуя улучшения пищи. 27 мая возник новый конфликт рабочих с администрацией из-за распределения участков для старательских работ. Не добившись справедливого решения этого вопроса, рабочие потребовали выдачи им денежного аванса. Но и в этом им было отказано. После этого рабочие объявили, что работать не будут, а администрация в ответ на это предложила им получить расчет и оставить прииск. Рабочие решительно отказались. Тогда им было объявлено, что выдача пищи будет прекращена до тех пор, пока они не пойдут на работу, но и это не подействовало. Захватив в магазине провиант, рабочие три дня не приступали к работе на прииске. В связи с этими событиями среди рабочих других приисков Бирюсинской системы царило большое возбуждение, которое местами перерастало в открытые выступления против приисковых порядков.

На Бирюсинские прииски выехал чиновник особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири Сильвергельм. Собрав команду в 30 казаков, он двинулся на прииск Рязановых. Здесь Сильвергельм приказал схватить 6 участников выступления и публично наказать их для устрашения остальных. Затем, прибыв на Великониколаевский прииск, он открыл сессию военного суда. Рабочие, признанные зачинщиками, были подвергнуты жестокому наказанию и сосланы в каторжную работу на Нерчинские заводы. 31

Еще более бурные и массовые выступления рабочих происходили в 1842 г. в Енисейском округе, на приисках которого было занято около 8 тыс. человек. Из отчетов отдельных заседателей частных золотых промыслов видно, что в Удерейской системе в это время выступило более 4 тыс. рабочих восьми приисков. 32 Попытки управляющих и заседателей уговорить рабочих продолжать работу не имели успеха: многие рабочие ушли с промыслов до 1 сентября «самовольно», не получив даже расчета. 33 На ряде других промыслов заседатели, ввиду многочисленности «сопротивляющихся власти людей» и малочисленности казачьей команды, вынуждены были приказать управляющим рассчитать рабочих. 34 Против рабочих, отказавшихся повиноваться приисковой администрации и местному начальству, был отправлен воинский отряд под командой жандармского офицера. 35 Отряд окружил возвращающихся с приисков рабочих и под угрозой расстрела арестовал «главных зачинщиков». По приговору военного суда они были беспощадно наказаны, некоторых отправили на каторжные работы.

События 1841 -1842 гг. в одном официальном документе определялись как «неповиновение рабочих на золотых промыслах целыми массами». Это крайне встревожило не только золотопромышленников, но и власти. На прииски Западной и Восточной Сибири начальниками полиции были назначены жандармские штаб-офицеры, имевшие в своем распоряжении жандармов. Рабочих, обвиняемых в нарушении приисковых порядков, привлекали к военному суду и жестоко наказывали.

Однако, несмотря на обстановку полицейского террора, созданную на приисках, борьба рабочих не прекращалась. В 1843 и 1846 гг. на приисках Енисейского округа вновь происходили «беспорядки». 36 В 1847 г. на промыслах купцов Рязанова, Баландина, Казанцева события приобрели особенно большой размах. Поводом к выступлению послужил отказ одного из золотопромышленников удовлетворить просьбу рабочего Захара Неборокова о выделении для старательских работ золотосодержащих песков. Небороков выразил возмущение этим отказом. Приисковая администрация попыталась арестовать Неборокова, но его поддержали товарищи. Волнения перекинулись и на другие прииски. Тогда был вызван отряд в 28 казаков. Рабочие отказались выдать зачинщиков (Неборокова и Малявина). До 1400 человек собралось на откидные пески. Рабочие стали бросать в чиновников камни и обратили их в бегство. Казаки открыли огонь то безоружным рабочим и лишь после этого волнение удалось подавить.

В 1850 г. произошла забастовка на Ленских золотых приисках. Рабочие Вознесенского прииска, принадлежащего купцу Трапезникову, «устроили между собою стачку».

Выступления приисковых рабочих имели форму стихийных стачек, свойственных ранней стадии рабочего движения. Это выразилось в избиении отдельных членов приисковой администрации, неорганизованном захвате хлеба и пр. Но одновременное прекращение, а затем начало работ, выборность некоторых вожаков, связь между рабочими разных станов свидетельствовали о попытках внести в движение рабочих некоторые элементы организованности. Выступления приисковых рабочих не всегда достигали конкретных положительных результатов. Но их борьба вливалась в общий поток народного движения, нараставшего против господствовавших в стране крепостнических порядков.

Заметное место в социальных движениях первой половины XIX в. занимали и выступления коренных народностей Сибири.

В конце 20-х годов среди тазовских ненцев организовалась группа бедняков под руководством Ваули Ненянга (Пиеттомина). Она нападала на богатых родовичей, отбирала у них оленей и делила между бедняками. В 1839 г. старшинам удалось схватить Ваули Ненянга и передать его в руки царской администрации. По решению суда Ваули Ненянг был отправлен на поселение в Сургут. Однако ему удалось бежать и уже весной 1840 г. он возглавил новое движение ненецкой бедноты в низовьях Таза и Пура с довольно четкой программой: сокращение ясака наполовину, снижение цен на муку и другие товары при повышении цен на пушнину. Эта программа выражала чаяния широких масс ненецкой и хантыйской бедноты. К Ваули Ненянгу присоединились надымские и ямальские ненцы, нижнеобские ханты. Первоначально сам Ваули Ненянг, подобно руководителям более ранних крестьянских выступлений в России, называл себя «великим старшиной», - царем кочующих племен. Он надеялся договориться с царской администрацией об улучшении положения своего народа. Однако впредь до удотвлетворения предъявленных претензий Ваули Ненянг призывал не платить в государственную казну ясак, а старейшин, не выполнявших это требование и притеснявших бедняков, он смещал.

В конце 1840 г. Ваули Ненянг отправился к Обдорску. Русская администрация обратилась за помощью в Березов и Тобольск. Однако сам Ваули Ненянг, стремясь избежать кровопролития, вступил в переговоры с представителями властей и был вероломно схвачен. Ваули Ненянга осудили на каторжные работы. В 1842-1843 гг. были захвачены сподвижники Ваули - Мыери Худи и Содома Ненянг. Имя Ваули Ненянга - борца против зажиточной верхушки и царской администрации - стало легендарным.

Против захвата лучших земель патриархально-феодальными элементами- тойонами выступало якутское трудовое население. В конце 20-х и в 30-х годах XIX в. жители Третьего Мелжахинского наслега Мегинского улуса вели длительную борьбу против главного родоначальника якутской Степной думы Пономарева и его наследников, которые захватили многие угодья из общинных земель. Якутские скотоводы требовали уравнительного распределения земли, особенно сенных покосов.

Формами стихийного протеста якутских крестьян против их закабаления тойонами были побеги с целью избавиться от непомерных долговых процентов и изнурительного труда в тойонских хозяйствах по отработке долга, а также налеты «простых родовичей» на усадьбы тойонов. Вооруженные винтовками и пальмами, 37 они захватывали имущество тойонов, угоняли их скот. Добычу участники налетов делили между собой и улусными бедняками.

Грозою тойонов был якут Василий Слободчиков, по прозвищу Манчары, действовавший в 30-40-х годах XIX в. Он со своими сподвижниками нападал на усадьбы тойонов, забирал у них скот, захватывал деньги и ценные вещи. Василия Слободчикова несколько раз арестовывали, но он совершал побеги из тюрем и с каторжных работ. В народе распространялись рассказы о смелости, ловкости и находчивости Ман-чары, о его помощи бедным. В октябре 1843 г. Манчары был пойман и брошен со своими товарищами в Якутский тюремный острог, а в августе 1847 г. ему был вынесен приговор - приковать цепью к стене на 10 лет. 38

Имя Манчары получило широкую известность в Якутии. О нем передавались многочисленные рассказы, предания, легенды. Его современник поэт Матвей Александров, служивший некоторое время областным стряпчим (прокурором) в Якутске, написал поэму «Якут Манчары».

В бурятских степях шла то скрытая, то явная борьба против полуфеодальной верхушки - нойонов. Араты добивались ограничения власти и смены ненавистных им тайшей, родовых старшин и других начальников. Улусные сугланы (сходы) выносили приговоры, направленные против закабаления народа нойонами и купцами-ростовщиками. В 1800 г. «подданные 11 Хоринских родов» постановили: запретить куплю и продажу товаров в кредит, не отдавать в кабалу сыновей за отцовские долги, установить норму взыскания процентов. Противодействие ростовщичеству выражалось в отказах от уплаты и отработки ростовщических долгов, в побегах должников от своих кредиторов.

В материалах Степных дум встречаются многие жалобы аратов на захват их земельных угодий нойонами. Пользуясь покровительством царской администрации, нойоны огораживали свои покосные угодья «отдельно от народа». Так, например, буряты, жившие по р. Хонхолою (Забайкалье), жаловались, что «богачи, чиновные и зажиточные люди, огородив способные хорошие земли, владеют ими, а нам уже лучшего ничего не видать, и так мы угнетенные, бедные люди, на милосердие начальства надеемся». 39

В 1803-1807 гг. в 5 родах Ольхонского ведомства четыре года длились «споры и тяжбы» между «простыми родовичами» и шуленгами Алдаровым и Калаком. Их обвиняли в «неумеренных расходах собираемых ими с общества денег на предмет повинностей». Подчиненные им буряты требовали устранения их от должности.

В 1816 г. в Шонтойском улусе Верхоленского ведомства большинство местных крестьян, несмотря на противодействия богатеев, устранили местного богача Мандархана Бакаева, занимавшего должность улусного старшины, и выбрали старшиной бедняка Именея Бахеева.

В первой четверти XIX в. происходила борьба хоринских бурят против тайши Дымбыла Галсанова, который растрачивал общественные деньги, брал взятки, вымогал у аратов деньги под угрозой ареста и телесных наказаний, отбирал у них скот. В 1818 г. уполномоченные всех хоринских родов постановили отрешить его от должности и взыскать с него половину растраченных денег. Сибирский генерал-губернатор И. Б. Пестель, опасаясь волнений среди хоринских бурят, санкционировал устранение Галсанова от тайшинства и решил предать его суду, но хитрый тайша принял христианство и тем самым нашел себе покровителей в Петербурге. Он был снова «возведен в должности», но народ отказывался повиноваться ему.

Опасаясь волнений в Хоринской и Агинской степях, царское правительство было вынуждено принять меры против слишком зарвавшегося тайши. В 1821 г. в числе других старшин и чиновников он был обвинен «в разных непозволительных денежных оборотах с подчиненными их управлению людьми» и умер под следствием.

В 40-х годах XIX в. в Хоринской степи произошли события, получившие название «дымбыловщины». Тайша Дымбылов, добиваясь покровительства высших властей и наград, крестился в петербургской дворцовой церкви. В роли «крестного», выступил Николай I. Правительство и духовенство надеялись через Дымбылова распространить православие среди забайкальских бурят, но хоринские буряты ненавидели тайшу и его приближенных и стали добиваться назначения следствия в связи с его злоупотреблениями и устранения его. На основании их жалоб несколько раз назначались следствия, но хоринские буряты «не получали удовлетворения». Недовольство Дымбыловым росло. Иркутский губернатор был вынужден «признать совершенно необходимым удалить Дымбылова не только от настоящей должности, но... и вообще из Хоринского ведомства во избежание смут и беспокойств». 40 Однако и на этот раз покровители «царского крестника» замяли возбужденное о нем дело. 27 декабря 1846 г. пожар уничтожил помещение Степной думы со всем ее имуществом и в Хоринской степи стали распространяться слухи о виновности в пожаре тайши и его приближенных. Участники сугланов обвиняли тайшу в похищении казенных и общественных денег и поджоге думы и резко выступали против его покровителя миссионера Стукова.

На сугланах раздавались угрозы, что через месяц у хоринцев «не будет ни тайши Дымбылова, ни миссионера».

В такой обстановке уже нельзя было обелить «царского крестника». Следствие доказало, что тайша Дымбылов похитил казенных и общественных денег на сумму около 12 тыс. руб. и с целью скрыть преступление сжег Степную думу. Тайшу и его сообщников приговорили к каторжным работам.

«Хорошее начало» - такова была резолюция Николая I по докладу Синода о мерах распространения христианства среди бурят после крещения Дымбылова, но удачно начатая карьера «царского крестника» имела конец, скандальный для всех покровителей тайши. Устранение и наказание его было вызвано народными волнениями, происшедшими в Хоринской степи. Хоринские события произвели большое впечатление на забайкальских бурят.

Выступления против тайшей и других бурятских начальников происходили также в Селенгинском ведомстве. Протестующие отказывались им повиноваться, добивались на сугланах устранения излишних поборов и повинностей, уличали нойонов в растратах, взяточничестве, произволе, призывали добиваться их смены и разоблачения их преступлений.

В 20-х годах XIX в. усилилось и стало открыто проявляться недовольство урульгинских эвенков (Восточное Забайкалье) действиями их главного начальника князя Гантимурова. Эвенки Сортоцкого, Маникерского и Чильчагирского родов жаловались, что Гантимуров отпускал им порох не по казенной цене, а втридорога. Князь ежегодно требовал людей для собственных работ и казаков для рассылки по родам, а эвенки по принуждению князя снабжали их скотом, одеждой и «всеминутными потребностями, стоющими значительные суммы»,. Возмущенные эвенки отказались в 1824 г. «от представления в думу ясака и повинностей» и подали жалобу иркутскому губернатору «о разных притеснениях, чинимых Гантимуровым, тунгусам Сортоцкого, Маникерского и Чильчагирского родов». 41 Следствие по этому делу, затянувшееся на три года, подтвердило справедливость жалобы. Суглан доверенных эвенкийских родов «освободил» от управления Урульгинским ведомством старого князя под предлогом его болезненного состояния и преклонного возраста (должность считалась пожизненной), но выбор нового главного родоначальника был ограничен: его могли выбирать только из семьи Гантимуровых. Главным родоначальником стал сын старого князя.

Эвенкийские родовые начальники жаловались на «подстрекателей», которые подговаривали «родовичей» к неповиновению. В 1817 г. шуленга Старобоягирского рода жаловался на ясачного Николая Тюкавкина, который «не только сам ослушается, но и других к этому злу подговаривает». 42

Эвенкийские и бурятские араты не раз добивались устранения ненавистных им чиновных лиц, но это не затрагивало самой системы управления, которая опиралась на местные патриархально-феодальные элементы. Вместо устраненных начальников приходили другие, злоупотребления продолжались. Важное своеобразие антифеодальной борьбы в Сибири заключалось в том, что государственным и горнозаводским крестьянам и рабочим на казенных и кабинетских заводах и рудниках противостояло феодально-крепостническое государство в лице своего административного аппарата.

Феодальная эксплуатация выражалась в Сибири во взыскании с государственных, горнозаводских крестьян, ясачных плательщиков податей и повинностей, тяжесть которых увеличивалась поборами со стороны чиновников и ростовщической кабалой, в применении рекрутчины и принудительного труда рабочих на казенных и кабинетских предприятиях. Против этих форм эксплуатации, против административно-полицейского произвола и велась борьба сибирского трудового населения. По существу она носила антифеодальный характер и составляла часть общей борьбы крепостных, государственных и удельных крестьян, рабочих, военных поселян, солдат и матросов России против феодально-крепостнического режима. Народные выступления были еще стихийными и разрозненными. В общий поток классовой борьбы вливалось и движение угнетенных народов Сибири.

На ход и формы классовой борьбы в Сибири накладывали отпечаток также и формирующиеся капиталистические отношения. На сибирских золотых приисках происходили первые волнения и забастовки наемных рабочих. Рост социального расслоения нарушал былую патриархальность сибирской деревни.

«Между собою крестьяне живут вообще дружно, - писал М. В. Загоскин, хорошо знавший сибирскую деревню. - Но сообразно историческим законам, повторяющимся у всех народов, есть в каждом селе враждующие партии - партия аристократов, кулаков, богатых мужиков, т. е. мироедов, которым за вино и за горло достаются лучшие покосы и лучшие земли, - партия голытьбы, многочисленная, но ничего не значащая по причине бедности». 43

Происходили конфликты между хозяевами и работниками, кредиторами и должниками, попадавшими в кабалу к ростовщикам. Интересы большинства крестьян вступали в противоречие с интересами «мироедов» из зарождавшейся сельской буржуазии - кулачества.

1 ЦГИА СССР, ф. Сената, Первый департамент, оп. 1, д. 314, л. 4.

2 Там же, л. 6.

3 Там же, л. 8.

4 Там же, лл. 132, 133.

5 Там же, л. 147.

6 ГАЧО, ф. Нерчинского горного управления, д. 1684, л.л. 18,152.

7 С Максимов. Сибирь и каторга, ч. III. СПб., 1871, стр. 363.

8 Т И Агапова. Положение народных масс и классовая борьба на сибирсш горных предприятиях (конец XVIII-60-е годы XIX в.). Уч. зап. Кабардинск. гос, пед, инст., вып. VII, Нальчик, 1955, стр. 89-106.

9 ГАОО, ф. Главного управления Западной Сибири, оп. 1, д. 228, л. 10.

10 ЦГИА СССР, ф. Первого Сибирского комитета, д. 398, л. 13.

11 Там же, оп. 1, д. 527, лл. 32, 33.

12 Там же, лл. 3, 4.

13 Там же, д. 842, л. 169.

14 ЦГИА СССР, ф. Ревизии сенаторов В. К. Безродного и Б. А. Куракина Западной Сибири, оп. 1, д. 79, л. 17.

15 Там же, ф. Совета министра внутренних дел, д. 151, оп. 11, лл. 275, 276

16 ГАОО, ф. Главного управления Западной Сибири, оп. 1, д. 292, лл. 390,394

17 Там же, оп. 13, д. 2а, лл. 43-47.

18 Там же, оп. 2, д. 1927, л. 359.

19 С Прутченко. Сибирские окраины. СПб., 1899, стр 468

20 ЦГИА СССР, ф. Департамента государственных имуществ, оп. 4, д. 26420 , лл.4-6

21 Обозрение главных оснований местного управления Сибири. СПб, 1841, стр 129, 130.

22 ГАЧО, ф. Нерчинского горного правления, д. 206, л. 15.

23 Там же, лл. 15, 23.

24 В. И. Семевский. Рабочие на сибирских золотых промыслах, т. I. СПб., 1898, стр. 321.

25 С. Максимов. Сибирь и каторга, ч. III, стр. 289. 440

26 ЦГИА СССР, ф. Горного департамента, оп. 39, Д. 59, л. 2.

27 К истории движения рабочих золотых приисков Восточной Сибири в пер» половине XIX в. Документальная публикация и вводная статья А. С. Нагаева. Исторический архив, 1959, № 5, стр. 218, 219.

28 ЦГИА СССР, ф. Совета министра внутренних дел, оп. 4, д. 112, лл. 30, 31.

29 Там же, д. 107, л. 15.

30 К истории движения рабочих золотых приисков. . ., стр. 221.

31 Там же, стр. 221-223.

32 Горный журнал, 1842, № 12, стр. IV-X.

33 К истории движения рабочих золотых приисков..., стр. 219.

34 ЦГИА СССР, ф. Совета министра внутренних дел, оп. 4, д. 107, лл. 15-17.

35 В. И. Семевский. Рабочие на сибирских золотых промыслах, т. I, стр. 140.

36 ЦГИА СССР, ф. Совета министра внутренних дел, оп. 4, д. 124, лл. 292, 293.

37 Пальма - широкий нож с длинной рукояткой.

38 О. В. Ионова. Василий Манчары. Якутск, 1946.

39 В Гирченко. Социальное расслоение среди бурят-монголов в XVII- XIX вв. Жизнь Бурятии, №№ 3, 4, 1929 стр. 61. 62.

40 История Бурят-Монгольской АССР, т. I. Улан-Удэ, 1 54, стр. 243.

41 ГАЧО, ф. Урульгинской степной думы, д. 57, лл. 280, 291.

43 М. В. Загоскин. Заметка о быте поселян Иркутского уезда. Иркутские губернские ведомости, 1858, № 31.

На просторах интернета приходилось не раз натыкаться на информацию о т.н. "трезвенническом бунте" - волне народного недовольства, связанной с продажей алкоголя в России, вылившейся в погромы и бунты в середине ХIX века...

ОБ ЭТОЙ ВОЙНЕ УМАЛЧИВАЮТ УЧЕБНИКИ, хотя то была самая настоящая война, с орудийными залпами, погибшими и пленными, с победителями и побежденными, с судилищем над поверженными и празднованием одержавшими победу и получившими контрибуцию (возмещение убытков, связанных с войной). Баталии той неизвестной школьникам войны разворачивались на территории 12 губерний Российской Империи (от Ковенской на западе до Саратовской на востоке) в 1858 - 1860 годах. Эту войну историки чаще называют "ТРЕЗВЕННИЧЕСКИМИ БУНТАМИ", потому, что крестьяне отказывались покупать вино и водку, давали зарок не пить всем селом. Почему они это делали? Потому, что не хотели, чтобы за счет их здоровья наживались откупщики - те 146 человек, в чьи карманы стекались деньги от продажи спиртного со всей России

Заинтересовало. Погуглил)

По соответстующему запросу обнаруживается масса ссылок, но большинство из них - на блоги и разного рода сайты и сайтики, кои с большой натяжкой можно отнести к авторитетным источникам информации. Молчит по этому поводу даже Википедия...

А вот что пишет по этому поводу сайт "Здоровая планета":

Массовое трезвенное движение возникло в нашем Отечестве как протест населения против откупной системы распространения алкояда через 80000 питейных заведений. Участниками трезвенного движения вначале были государственные крестьяне, к которым присоединились помещичьи и удельные крестьяне, городские низы и отставные солдаты. Массовое трезвенное движение явилось одним из серьезных элементов антикрепостнической борьбы крестьянства в период революционной ситуации 1859-1861 гг. Через образовавшиеся общества трезвости повсеместно осуществлялся бойкот питейных заведений. На крестьянских сходках при обществах решался вопрос об отказе от самоотравленя алкоядом. В мае 1859 года общества трезвости, особенно в Поволжье и на Урале, организовали массовый разгром питейных заведений, принадлежавших откупщикам. Первый этап трезвенного движения был усмирен тогда войсками. Многие организаторы питейных погромов попали на каторгу. Тем не менее, под влиянием трезвенного движения, в октябре 1860 года была отменена откупная система, которая к 1863 году была заменена акцизной

Дальнейший мониторинг выдаёт практически одни форму и сайты обществ трезвости. Найти же какие-то вменяемые источники не удаётся...

Кто и что по этому поводу думает?
И попадалась ли кому-нибудь подобная информация?
Фальшивка сие или тщательтно замалчиваемый исторический факт?

XVII века историки называют "бунташным" из-за множества народных выступлений и бунтов, которые происходили в это столетие. Народные восстания охватили огромные массы податного населения. Кроме того, выступления не ограничивались столицей, а происходили по всей России.

Самые массовые восстания XVII века: 1. Соляной бунт в Москве в 1648 году; 2. Хлебные бунты в Пскове и Новгороде в 1550 году; 3. Медный бунт в Москве в 1662 году; 4. Казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина в 1667 - 1671 годах.

Причинами народных выступлений были закрепощение крестьян и рост их повинностей, усиление налогового гнета, попытка ограничения казачьих вольностей, церковный раскол и преследование старообрядцев. Городские волнения имели сложный и неоднозначный характер. Основной силой восстаний являлись «черные люди» - низшие и средние слои населения городов. Внутри посадов шла борьба против привилегированных торгово-промышленных слоев (гостей, торговых людей гостиной и суконной сотен), а также «лучших людей» (богачей), которые перекладывали тяжесть налогов на «средний» и «молодший» люд. К посадской бедноте часто примыкали стрельцы, которые по происхождению и роду хозяйственных занятий были тесно с ней связаны. В народных движениях также принимали активное участие казаки, недовольные наступлением правительства на их вольности. С Никоновской церковной реформой армию недовольных и готовых к борьбе с властями пополнили раскольники, терпевшие жесткие гонения.

СОЛЯНОЙ БУНТ , движение низших и средних слоев посадского населения, городских ремесленников, стрельцов и дворовых людей в июне 1648 года в Москве, одно из наиболее крупных городских восстаний середины 17 века. Восстание было вызвано недовольством «тяглого» населения политикой правительства Б.И. Морозова и его ближайших сподвижников Л.С. Плещеева и П.Т. Траханиотова. С целью пополнения государственной казны правительство заменило различные прямые налоги единым налогом на соль, что вызвало ее подорожание в несколько раз. Возмущения крестьян и горожан заставили правительство отменить новый порядок взимания налогов, однако прежние недоимки взыскивались властями за три последних года сразу

МЕДНЫЙ БУНТ (Московское восстание 1662 года), антиправительственное выступление москвичей 25 июля 1662 года, вызванное расстройством хозяйственной жизни в годы войн России с Польшей и Швецией, увеличением налогов, выпуском обесцененных медных денег. С 1654 года начался выпуск в большом количестве медных денег, приравненных к стоимости серебряных, что привело к их обесцениванию, спекуляции предметами первой необходимости, массовому изготовлению фальшивых медных денег, в котором участвовала и правящая верхушка. В стране разразилась финансовая катастрофа. За несколько дней до восстания в народе говорили о «воровских листах», которые в ночь с 24 на 25 июля были расклеены в отдельных районах города.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина, Крестьянская война 1670-1671 или восстание Степана Разина - войнавРоссии между войсками крестьян и казаков с царскими войсками. Окончилась поражением восставших.

Причины : В советской историографии причинами указывается то, что срок сыска беглых крестьян стал бессрочным, проявлялся чрезмерный феодальный гнет. Ещё одной причиной было усиление централизованной власти, введение соборного уложения 1649 г. Вполне возможно, что непосредственной причиной войны стало общее ослабление экономики страны в результате затяжной войны с Речью ПосполитойиОсманской империей за Украину. Увеличивается государственный налог. Начинается эпидемия моровой язвы и массовый голод.

Предыстория : К восстанию Степана Разина часто относят так называемый Поход за зипунами(1667-1669) - поход повстанцев «за добычей». Отряд Разина блокировалВолгуи тем самым перекрыл важнейшую хозяйственную артерию России. В этот период войска Разина захватывали русские и персидские купеческие корабли. Получив добычу и захвативЯицкий городок, летом1669 годаРазин двинулся кКагальницкому городку, где стал собирать свои войска. Когда собралось достаточно людей, Разин заявил о походе наМоскву.

Итоги : Масштабы расправы над восставшими были огромны, в некоторых городах было казнено более 11 тысяч человек. Всего было уничтожено более 100 тысяч повстанцев. Разинцы не добились своей цели: уничтожения дворяникрепостного права. Но восстание Степана Разина показало, что русское общество было расколото. Достижение компромисса оказалось невозможным.