Эмоциональное развитие детей с рда. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ранним детским аутизмом. Никольская О. С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., «Аутичный ребенок: пути помощи»

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (с ранним детским аутизмом)

Дополнительная

Основная

Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - М., 1977.

Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. - Киев, 1987.

Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2001.

Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб., 2001. - С. 104-161.

Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985.

Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988.

Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы представляют собой полиморфную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями. Наиболее тяжелые эмоциональные нарушения встречаются при синдроме раннего детского аутизма (РДА); в некоторых случаях эмоциональные нарушения сочетаются с умственной отсталостью или задержкой психического развития. Эмоционально-волевые нарушения характерны также для детей и подростков, больных шизофренией.

Аутичным детям, страдающим первазивным расстройством психики, свойственна повышенная гиперстезия (повышенная чувствительность) к различным сенсорным раздражителям: температурным, тактильным, звуковым и световым. Обычные краски действительности для аутичного ребенка чрезмерны, неприятны. Подобное воздействие, поступающее из окружающей среды, воспринимается аутичным ребенком как травмирующий фактор. Это формирует повышенную ранимость психики детей. Сама окружающая среда, нормальная для здорового ребенка, оказывается для аутичного ребенка источником постоянного отрицательного фона ощущений и эмоционального дискомфорта.

Человек воспринимается аутичным ребенком как элемент окружающей среды, который, как и она сама, является для него сверхсильным раздражителем. Это объясняет ослабление реакции аутичных детей на человека вообще и в частности на близких. С другой стороны, отвержение контактов с близкими лишает аутичного ребенка истинно человеческой психологической поддержки. Поэтому родители ребенка, и в первую очередь мать, выступают часто в качестве эмоциональных доноров.

Ярким проявлением «социального одиночества» аутичного ребенка и дефицитарности его потребностей в социальных связях является отсутствие стремления к установлению глазного контакта и наличие немотивированных, необоснованных страхов, возникающих при его контактах с социумом. Взгляд аутичного ребенка, как правило, обращен в пустоту, он не фиксируется на собеседнике. Чаще этот взгляд отражает внутренние переживания аутичного ребенка, а не интерес к внешнему миру. Характерна парадоксальность реакции аутичного ребенка на человеческое лицо: ребенок может не смотреть на собеседника, но его периферическое зрение обязательно отметит все, даже малейшие движения, сделанные другим человеком. В младенческий период лицо матери вместо «комплекса оживления» может вызвать у ребенка испуг. По мере взросления отношение аутичного ребенка к этому эмоциональному фактору практически не изменяется. Лицо человека остается сверхсильным раздражителем и вызывает гиперкомпенсаторную реакцию: избегание взгляда и прямого глазного контакта и, как следствие, отказ от социального взаимодействия.


Известно, что недостаточность первой сигнальной системы, проявляющаяся у аутичного ребенка в виде гиперстезии, и ее выраженная избирательность определяют наличие нарушений во второй сигнальной системе. Отсутствие потребности в контакте свидетельствует о том, что коммуникативно-потребностная сфера аутичного ребенка дефицитарна и зависит от степени совершенства как сенсорных, так и аффективных процессов.

Недостаточность коммуникативно-потребностной сферы аутичного ребенка проявляется и в особенностях его речи: как в мутизме, речевых штампах, эхохалиях, так и в несформированности мимики и жестов - факторах, сопровождающих речевое высказывание. Одновременно недостаточность структурных компонентов коммуникативной сферы при аутизме сопровождается несфор-мированностью у детей мотивации к общению.

Энергетический потенциал мозга обеспечивает необходимый для жизнедеятельности человеческого организма психоэмоциональный тонус. В условиях недостаточности энергетического тонизирования у аутичных детей возникает ограничение позитивных эмоциональных контактов и развиваются особые патологические формы взаимодействия с окружающим миром. В качестве такой патологической формы взаимодействия с окружающим выступают компенсаторные аутостимуляции. Они позволяют ребенку нейтрализовывать дискомфортные состояния и искусственно повышать свой психоэмоциональный тонус. Компенсаторные аутостимуляции проявляются стереотипно и носят название стереотипии - устойчивых повторений однообразных действий.

Возникновение стереотипии обусловлено потребностью аутич-ного ребенка придерживаться только уже знакомых устойчивых форм жизнедеятельности, не вызывающих у него опасений и страхов. Аутичный ребенок ограждает себя от дискомфортных раздражителей с помощью различных вариантов стереотипии. Подобные формы компенсации позволяют ребенку более или менее безболезненно существовать в окружающем мире.

Стереотипии могут возникать практически во всех видах деятельности аутичного ребенка. В связи с этим их проявления вариативны. Так, например, в двигательной сфере моторные стереотипии возникают в виде однообразных движений и манипуляций с объектами, которые формируют у ребенка приятные ощущения (верчение каких-либо предметов; игра только с какой-то одной игрушкой; бег или ходьба по кругу). Речевые стереотипии возникают в виде повторов отдельных слов, фраз, фраз-цитат, заимствованных из книг, навязчивых мыслей. На интеллектуальном уровне стереотипии проявляются в виде манипулирования знаком (словом или цифрой), формулой, понятием.

Стереотипии проявляются также в организации пространства (пространственные стереотипии) и быта школьной или домашней обстановки, когда любая перестановка мебели вызывает у ребенка бурный протест. Аутичный ребенок стереотипен во взаимодействии не только с окружающим, но и в отношении к себе. Его поведение пронизано стереотипными привычками (поведенческие стереотипии) и ритуальностью соблюдения правил взаимодействия с окружающим (первый урок в школе должен всегда начинаться с обязательного ритуала - определения расписания занятий, которое ни при каких обстоятельствах не может быть изменено). Одежда, которую носит аутичный ребенок, как правило, максимально удобна и маловариативна, т. е. стереотипна (ребенок носит одни и те же колготки, джинсы, ботинки и т.д.). Избирательность в еде, часто присущая аутичным детям, также является вариантом стереотипии (пищевая стереотипия: ребенок ест только один вид супа или только чипсы и др.). Известно, что некоторые аутичные дети страдают нарушениями обменных процессов. В связи с этим у них могут возникать пищевые аллергии. В особо тяжелых случаях аутичные дети могут отказываться вообще от приема пищи.

Особые характеристики стереотипия приобретает в области установления коммуникативных связей (социально-коммуникативная стереотипия) и в речевом общении. Так, например, адекватные отношения, умение общаться у аутичного ребенка могут сформироваться сначала только с одним педагогом, а затем уже, постепенно, в результате длительного привыкания, и с другими лицами.

Следует отметить, что стереотипии возникают с самого начала жизни аутичного ребенка. Они являются формой его взаимодействия с окружающим миром и пронизывают всю его деятельность. Стереотипии сопровождают аутичного ребенка в процессе взросления, но не исчезают из его деятельности совсем. Аутичные подростки и юноши продолжают воспринимать окружающее стереотипно, включая в социальные связи и социальную жизнь стереотипные формы взаимодействия (избирательно и стереотипно относятся к новым знакомствам, стереотипно строят свой быт и т.д.).

Асинхрония развития при аутизме особым образом проявляется в двигательной сфере, когда познавательные процессы опережают развитие двигательных, что нарушает гетерохронный принцип. В целом отмечается недостаточность развития общей и мелкой моторики. Наличие мышечного гипотонуса определяет особенности и возможности двигательного статуса детей. Это проявляется в неловкости и нарушениях координации произвольных движений, особых трудностях в овладении элементарными навыками самообслуживания, несформированности пальцевого хвата, мелких движений кисти и пальцев рук (не могут застегнуть одежду, обувь).

Отмечается вычурность позы (с расставленными руками и на цыпочках), «деревянность» походки при движении, недостаточность и бедность мимических движений. При этом у ребенка может быть хорошо развит импульсивный бег и способность «ускользать» от взрослых, т. е. избегать дискомфортных для себя раздражителей и социальных контактов.

Одновременно при столь многих двигательных несовершенствах аутичный ребенок может в значимой для него ситуации демонстрировать удивительную ловкость и гибкость движений, например неожиданно совершать «немыслимые» по сложности действия: вскарабкаться по книжной этажерке или шкафу на самую верхнюю полку и уместиться там, сжавшись в клубок. Весьма подходящими для подобных целей, с точки зрения аутичного ребенка, могут оказаться широкие подоконники, прикрытые оконными жалюзи, верхние полки шкафов, пожарные лестницы в здании учреждения. Желание аутичного ребенка скрыться и спрятаться от посторонних взглядов одновременно не исключает отсутствия у него критичной оценки реальной опасности для его жизни. Поэтому необходимо постоянно контролировать место пребывания аутичного ребенка и предугадывать его возможные действия.

Позавчера я провела дискуссию после просмотра фильма «Темпл Грендин».
С одной стороны, это был очень интересный опыт, потому что в дискуссии, кроме меня, участвовали еще три аутичных человека, которые мне очень помогли.
С другой стороны, это было не так просто. Передо мною стояло слишком много задач. Мне нужно было уследить за тем, чтобы люди не перебивали друг друга. Мне надо было прокомментировать, в чем я не согласна с Темпл Грендин. Мне надо было рассказать об ошибках в фильме и о том, что у большинства женщин аутичность проявляется не так, как у Темпл. Мне надо было комментировать слова другого ведущего и отвечать на вопросы. Вопросов было много, они были самые разные и некоторые довольно неожиданные. Мы обсуждали все — от особенностей эмоционального восприятия аутичных людей, до этических проблем постройки скотобоен.

Сейчас я хочу еще раз обратить внимание на вопросы, касающиеся эмоций, и, возможно, объяснить некоторые вещи более понято, чем я смогла объяснить тогда.

Способность чувствовать

1) Итак, аутичные люди могут чувствовать. Они могут испытывать эмоции. И, уважаемый слушатель, чьего имени я не знаю, они испытывают те же эмоции, что испытывают неаутичные люди. Во всяком случае, я так думаю. Аутисты и неаутисты испытывают одинаковые эмоции, насколько вообще два человека, вне зависимости от их нейротипа, могут испытывать одинаковые эмоции.

2) Умение описывать эмоции и способность их испытывать – не одно и то же. Многим аутичным людям сложно описывать свои эмоции словами. Некоторые аутичные люди могут путать психическое состояние с физическим. Например, моя девушка, в подростковом возрасте, путала тревожность с симптомами чисто физиологических проблем со здоровьем.

3) Умение понимать слова, обозначающие эмоции, и способность испытывать эти эмоции – не одно и то же. У многих аутичных людей бывают проблемы с пониманием абстрактных понятий, в том числе слов, обозначающих эмоции. Я поняла значение слова «ярость» лет в 15, но впервые испытала ярость еще в раннем детстве.

4) Аутичные люди, как и нейротипичные, способны сопереживать.

5) Аутичные люди, как и нейротипичные, являются отдельными личностями. Они по-разному чувствуют, по-разному запоминают и выражают свои эмоции. И, конечно же, одно и то же событие может вызвать у разных аутичных людей разную реакцию.

Выражение эмоций

1) Аутичные люди могут выражать эмоции не так, как выражают их неаутичные люди.
Неаутисты практически всегда ошибались, когда пытались определить по моему лицу или голосу, что я чувствую и о чем я думаю. Очень часто мне говорили, что я выгляжу грустной, когда я, на самом деле, была счастлива. Мне говорили, что я злюсь, когда я просто возбужденно говорила на интересующую меня тему, и испытывала скорее положительные эмоции. Мне говорили, что я равнодушна, когда я чего-то сильно боялась.
Мне тоже крайне сложно распознать эмоции по лицу и голосу нейротипичного собеседника. В детстве меня постоянно ругали за то, что я не замечаю, как устает моя мать. Если честно, я не замечаю этого до сих пор. И не понимаю, как это видят другие.
Зато мне, как и многим другим аутичым людям, проще распознавать эмоции других аутистов.
У большинства аутистов нет «проблем с пониманием эмоций других людей», точно так же как таких проблем нет у большинства нейротипиков. И у аутистов, и у нейротипиков есть проблемы с пониманием эмоций людей с другим нейротипом. Нейротипиков больше, чем аутистов, и поэтому то, что у нейротипиков проблемы с распознаванием эмоций аутистов, остается незамеченным.

2) Аутичные и неаутичные способы выражения эмоций одинаково ценные. Например, тряска руками и улыбка – равноценные способы выражения радости. Просто улыбка является общественно приемлемым способом выражения эмоций, а тряска руками (способ выражения эмоций некоторых аутистов) – нет.

3) Уровень интеллекта и умение говорить не связаны со способностью понимать слова, обозначающие эмоции. Более того, по личным наблюдениям я заметила, что неговорящим аутичным людям зачастую легче понимать слова, обозначающие эмоции, чем тем, которые всегда могли говорить. И, если честно, я не знаю, с чем это может быть связано.

Повышенная эмоциональность?

1) Аутичные люди не «реагируют на все более эмоционально». Просто, чаще всего, аутичных и нейротипичных людей волнуют разные вещи. Как говорит моя девушка, она никогда не сможет понять подростков, переживающих, что у них недостаточно модная одежда. Но, при этом, эти подростки, вероятнее всего, никогда не смогут понять, почему ей так тяжело переносить смену планов.
Меня меньше волновал сам факт создания ДНР, чем всех моих Донецких знакомых. Но при этом я сильнее, чем большинство моих знакомых, переживала из-за того, как сильно изменилось сознание людей после информационной войны. Пропаганда вызывала у меня лишь отвержение, и я не понимала, как она может завоевывать чьи-то симпатии. Я больше, чем все члены моей семьи, переживала из-за смены планов при переезде, но меньше боялась того, что по улицам ездят танки.

2) Не стоит забывать о том, что окружающая среда, в которой мы живем, была создана с расчетом на нейротипиков. Мы живем в городах, приспособленных к особенностям сенсорного восприятия нейротипиков. Более того, аутичным людям с повышенной сенсорной чувствительностью крайне сложно находится в большинстве заведений.
Учителей, врачей, специалистов по кадрам, психологов, даже официантов – их всех учили работать с нейротипичными людьми, оценивать людей по нейротипичным стандартам и учитывать в своей работе потребности нейротипичных людей. Многим из нас сложнее получить качественную медицинскую помощь, сходить в магазин, поступить в ВУЗ, устроится на работу и т.п.
Из-за этого некоторые из нас могут быть более эмоциональными. Не из-за того, что у аутистов «так устроен мозг», а из-за того, что мы живем в мире, где наши потребности не учитываются. Если бы вы оказались в мире, где все рассчитано на аутистов, вам тоже было бы нелегко.

3) Этот пункт напрямую связан с предыдущим. Дело в том, что аутисты являются дискриминируемым меньшинством. Большинство аутистов сталкивалось с дискриминацией. Большинство аутистов было непринято и непонятно членами их собственных семей. Большинство аутистов подвергалось травле и насилию в школе.
Мы постоянно сталкиваемся как с преднамеренным, так и с непреднамеренным эйблизмом. Большинство людей не хотят, чтобы такие, как мы, рождались в будущем. Многие оправдывают убийства таких, как мы. Наш образ мышления и способ восприятия мира считается «болезнью» и досадной ошибкой. Более того, большинство людей ничего не знают о нашем образе мышления, и мы практически постоянно общаемся с людьми в состоянии культурного шока.
И сейчас я даже не пишу об опыте тех аутичных людей, которые принадлежат еще и к другим дискриминируемым меньшинствам.
Так что да, у нас есть веская причина быть более эмоциональными. Но это, опять- таки, происходит не потому, что наш мозг устроен неправильно. То, что я описала в данном пункте, называется «травмой меньшинства». Такая травма есть у представителей всех дискриминируемых меньшинств. И, если вы посмотрите статистику, то убедитесь, что у черных людей, живущих в США, больше психических проблем, чем у белых. Причина этого –эта самая травма меньшинства, а не цвет их кожи (несмотря на то, что еще пятдесят лет назад многие «психиатры» думали иначе).
______

Итак, надеюсь, у вас больше не возникнет вопросов по поводу особенностей эмоционального восприятия аутичных людей.

Правда, мои вопросы так и остались без ответа. Я спрашиваю себя о том, когда, наконец, люди перестанут рассуждать об аутизме как о проблеме. Когда они перестанут гадать, что же с нами не так, а вместо этого будут готовы слушать и воспринимать любую позицию самих аутичных людей, в том числе и основанную на том, что проблема не в нас, а в окружающем мире. Когда они, наконец, признают, что мы тоже люди, и перестанут предполагать, что мы испытываем другие эмоции, или что у нас какое-то особое, чисто аутичное отношение к жизни и смерти, или придумывать другую подобную ерунду?

И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

АУТИЗМ (от греч.аutos -сам) – особая аномалия психического развития, при котором имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоциональных отношений ребенка с окружающим миром, представляет собой отрыв от реальности, отгороженность о реального мира.

В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития, однако следует отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.
Несмотря на общность нарушений в психической сфере, аутизм проявляется в разных формах. Так, английский исследователь доктор Л. Винг разделила таких детей по их возможностям вступления в социальный контакт на "одиноких" (не вовлекающихся в общение), "пассивных" и "активных-но-нелепых". По ее мнению, прогноз социальной адаптации наиболее благоприятен для группы "пассивных" детей. Авторы книги предлагают в качестве основания классификации вырабатываемые аутичными детьми способы взаимодействия с миром и защиты от него и выделяют четыре основных формы проявления аутизма.
1. Полная отрешенность от происходящего. Дети с этой формой аутизма полностью отказываются от активных контактов с внешним миром, не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется целенаправленное поведение. Они не используют речь, мимику и жесты. Это наиболее глубокая форма аутизма, проявляющаяся в полной отрешенности от происходящего вокруг.
2. Активное отвержение. Дети этой группы более активны и менее ранимы в контактах со средой, однако для них характерно неприятие большей части мира. Для таких детей важно строгое соблюдение сложившегося жесткого жизненного стереотипа, определенных ритуалов. Их должна окружать привычная обстановка, поэтому наиболее остро их проблемы проявляются с возрастом, когда становится необходимымвыйти за границы домашней жизни, общаться с новыми людьми. У них наблюдается множество двигательных стереотипов. Они могут пользоваться речью, однако их речевое развитие специфично: они усваивают,прежде всего, речевые штампы, жестко связывая их с конкретной ситуацией. Для них характерен рубленый телеграфный стиль.
3. Захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Это очень "речевые" дети, они обладают большим словарным запасом, однако они говорят сложными, "книжными" фразами, их речь производит неестественно взрослое впечатление. Несмотря на интеллектуальную одаренность, у них нарушено мышление, они не чувствуют подтекста ситуации, им трудно воспринять одновременно несколько смысловых линий в происходящем.
4. Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Центральная проблема детей этой группы - недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Для этих детей характерны трудности в усвоении двигательных навыков, их речь бедна и грамматична, они могут теряться в простейших социальных ситуациях. Это наиболее легкий вариант аутизма.
По статистике, глубокий аутизм встречается только у одного ребенка из тысячи. В повседневной практике, в детском саду или в школе, мы, как правило, сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки. Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем среди девочек.
Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Большинство авторов относят к ним нарушения внутриутробного развития и истощающие болезни раннего детства. У аутичных детей чаще обычного наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена. Аутизм нередко сочетается с другими психическими расстройствами.

Под шизофренией следует понимать хронически текущее психическое заболевание, умственное расстройство, вследствие чего нарушаются психические реакции и наблюдается неадекватное поведение. Так как ребенок отличается ранним развитием, родители не видят ничего настораживающего в его поведении, в то время как своеобразные проявления могут свидетельствовать о развитии шизофрении.

Шизофрения сопровождается сложными симптомами : ложным восприятием (галлюцинации), ложными убеждениями (бред), дезорганизацией в поведении, моторными дисфункциями, что проявляется в перепадах настроения - от перевозбуждения до полного безразличия, неадекватными и обедненными эмоциональными реакциями, нарушением социального функционирования. Периоды улучшения сменяются тяжелыми рецидивами, ребенок переходит от одной мысли к другой без всякой логической последовательности, наблюдается бред и паранойя. Случается, ребенок убежден в своих сверхспособностях, или что за ним ведется постоянная слежка. Приступы бывают непредсказуемы - ребенок может быть склонен к агрессии и суициду.

В отличие от аутизма, шизофрения проявляется наличием бреда и галлюцинаций по мере взросления, проблемами в более позднем возрасте, ремиссиями и рецидивами, но при этом интеллектуальное развитие и социальное взаимодействие не нарушается. Заболевание прогрессирует постепенно. Обычно развитие шизофрении приходится на более поздний подростковый период.

Шизофрению раннего возраста следует рассматривать, как тяжелую форму этого заболевания.симптомы детской шизофрении следующие:

- Проблемы с концентрацией внимания;

- Нарушение сна;

- Сложности в учебе;

- Ребенок избегает общения;

- От ребенка можно услышать бессвязные фразы;

- Ребенок концентрирует внимание на пугающих вещах;

- Больной видит и слышит то, что закрыто для восприятия окружающим.

Дети, страдающие шизофренией, входят в безэмоциональное состояние, переживают социальную изоляцию, утрачивают навыки ухода за собой.

В возрасте от 1 до 3 лет, то есть в раннем возрасте, шизофрения чаще всего проявляется различными нарушениями (однообразное возбуждение, хождение по кругу или из стороны в сторону, импульсивность, ничем не мотивированные смех и слезы, бег в неопределенном направлении и т. д.). В позднем дошкольном возрасте отмечаются расстройства мышления в виде оторванного от действительности фантазирования, заполняющего все сознание ребенка (бредоподобное фантазирование ). Когда в клинической картине поведенческих расстройств главное место занимают изменения личности в виде эмоциональной холодности, равнодушия, беспомощности и безынициативности - говорят о простой шизофрении . Ранним проявлением шизофрении считаются страхи и тревога. Ребенок становится мнительным. Кроме этого у ребёнка быстро меняется настроение, нарушается активность, появляются навязчивые движения, он становится пассивным и вялым, часто жалуется на скуку.

После 12 лет чаще возникает шизофрения с галлюцинаторно-бредовыми проявлениями, хотя эти симптомы могут проявиться и в более раннем возрасте. Наиболее тяжелой является форма, характеризующаяся чередованием периодов двигательного возбуждения и обездвиженное с распадом речи.в подростковом возрасте встречается форма, характеризующаяся, дурашливостью, нелепым «клоунским» поведением и разорванностью речи. Больные этой формой шизофрении дети вычурно фантазируют. При этом фантазии содержат опасения или желания, которые часто перерастают во враждебность к людям и потерю любви к окружающим. Кроме себя такие дети никого не любят. У них нарастает опустошение, проявляется холодность к родным, утрачиваются душевные связи.

Для детей с шизофренией характерно притупление эмоций - их голос и выражение лица не меняются в ситуациях, предполагающих эмоциональный отклик. События, которые заставляют здорового человека смеяться или плакать, могут не вызывать никакой реакции у больных шизофренией . При вяло протекающих вариантах признаки шизофрении у детей проявляются соматическими особенностями в эндокринной недостаточности, недоразвитой моторики, включая угловатость движений, неуклюжесть, отсутствие эмоций на лице.

Симптомы шизофрении заметны в увлечениях и интересах детей. Например, вместо детской литературы им нравится читать справочники и словари. Особенно им интересны проблемы мироздания, вопросы астрономии, древности. Они начинают слишком рано задавать вопросы философской направленности. Игры их - достаточно однообразны, вычурны, причем, характер игр может практически не меняться на протяжении длительного времени.

Психопатии

Это склад характера, правда, характера патологического, т.е. возникшего в результате врожденной или рано приобретенной биологической неполноценности нервной системы, вызванной наследственными факторами, алкоголизмом родителей («дети субботы» французских психиатров), родовыми травмами, тяжелыми болезнями раннего детства. Большое влияние на формирование психопатий оказывают неблагоприятные условия среды, психические травмы, тяжелые материально-бытовые условия. Особое значение имеет неправильное воспитание. Различают четыре варианта такого воспитания:

1) гиперопека – родители уделяют чрезмерное внимание ребенку, постоянно навязывают ему свое мнение, подавляют его самостоятельность, стараясь сделать из него «вундеркинда» или «праведника». Великий польский педагог, жертва холокоста, Януш Корчак писал: «Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребенка, мы отнимаем ребенка у жизни. Не желая, чтобы он умер, не даем ему жить»;

2) гипоопека – явно недостаточное внимание со стороны родителей: ребенок большую часть времени предоставлен самому себе, его воспитанием занимаются от случая к случаю, он беспризорен;

3) «кумир семьи» – ребенка «любят», исполняют все его капризы, оправдывают все его поступки, захваливают, не приучают к трудовой жизни;

4) «золушка» - ребенок лишен ласки и внимания со стороны старших, над ним издеваются, избивают, противопоставляют другим детям.

Обратимся к конкретным формам психопатий.

Возбудимые (взрывчатые) психопаты характеризуются вспыльчивостью, несдержанностью. Требовательные к другим людям, они не терпят критических замечаний в свой адрес. По малейшему поводу у них может возникнуть неадекватно сильная реакция: ослепленные злобой, они кричат на окружающих, осыпая их оскорблениями, швыряют предметы, в исступлении замахиваются на обидчиков. Остынув, раскаиваются в своем поведении, и все это искренне, часто с патетикой. Их реакции возникают по типу короткого замыкания «раздражение-реакция»; фаза обсуждения и борьбы мотивов выпадает из их действий. Это люди сильных страстей, властные, упрямые, обидчивые, азартные. Они легко переходят от восторга к отчаянью и в последнем подчас делают хуже себе, прибегая к приему алкоголя. Им свойственна большая настойчивость и упрямство в достижении целей. Астеничные психопаты, в отличии от возбудимых, от особенностей своего характера страдают прежде всего сами. Это мимозоподобные натуры, чрезмерно чувствительные, уязвимые и самолюбивые. Малодушные, они вздрагивают от малейшей неожиданности, боятся темноты, падают в обморок при виде крови. Они боятся всего нового, тяжело переживают жизненные невзгоды. Беда буквально сваливает их с ног. Смирные, тихие, они не выносят споров, болезненно реагируют на грубость и нетактичность окружающих, теряются, когда на них повышают голос, сильно переживают сравнительно безобидные шутки товарищей. Страдая от чувства собственной неполноценности, они особенно плохо себя чувствуют среди малознакомых людей. В такой обстановке они становятся молчаливыми, угловатыми, еще более робкими, конфузливыми, не могут связать двух слов, не знают, чем занять руки. Астеники трудно сходятся с людьми, медленно привыкают к человеку, но, привыкнув, привязываются крепко. В одиночестве скучают, а обществом тяготятся. Для астеников большое значение имеет оценка их деятельности. Они нуждаются в поощрении, покровительстве.

Психастеники . Во многом схожие с астеничными психопатами, психастеники отличаются от них постоянной склонностью к сомнениям, тревожной мнительностью. Занятые «умственной жвачкой», эти люди редко бывают довольны собой. Бесконечный самоанализ психастеника, рефлексия, мешающая принять решение и действовать, прекрасно выражены в монологе Гамлета. Чтобы облегчить себе необходимость выбора, психастеник часто обращается за советом к близким людям, при этом нередко тираня их своими тревогами и опасениями. Предстоит ли новое дело, задержался ли близкий человек на работе – психастеник не находит себе места; услужливое воображение рисует ему картины одна страшнее другой. Сильно тревожась без достаточных на то оснований, психастеник иногда удивляется своему неуместному спокойствию в случае беды действительной. Один наш пациент-психастеник, оказавшись с группой альпинистов застигнутым снежным бураном, единственным из группы не растерялся и спокойно вывел всех из опасной зоны. Психастеники часто жалуются, что положительные чувства, например, любовь к детям, не приносят им должной радости. А вот болезнь детей огорчает их в полной мере. Эмоциональность психастеников в основном духовная, внутренняя, проникнутая размышлениями. Для них характерна субъективно мучительная потеря «чувства реального». Они больше переживают не действительные факты, а события, описанные в литературе. В связи с большой стеснительностью, молчаливостью в обществе и сдержанностью они могут производить впечатление гордых, надменных, суховатых, и лишь близкие знают их мягкость, деликатность и ранимость. Что бы с ним не случилось, психастеник винит только себя. Им свойственно повышенное чувство ответственности и долга. Несмотря на большой кругозор и часто незаурядные способности, они нередко не могут достичь положения, соответствующего своим способностям из-за нерешительности и неуверенности в себе. Свои жизненные неудачи они компенсируют мечтами и фантазиями. Они плохо переносят резкие замечания, отрицательную оценку. Наоборот, моральное поощрение оказывает на них благотворное, стимулирующее действие.

В дошкольном возрасте (3-4 года) у таких детей наблюдаются страхи, тревожные опасения, легко возникающие по любому поводу, боязнь нового, незнакомого. Навязчивости и чрезвычайная нерешительность крайне затрудняют адаптацию. В школьном возрасте проявляется ипохондрия - боязнь за свое здоровье и здоровье близких. Как компенсаторное образование, связанное с тревогой перед всем новым и неизвестным, возникает болезненная педантичность.

Истеричные. В детстве это «кумиры семьи». Эгоцентричные, жаждущие признания, истеричные психопаты стремятся себе и другим казаться более значительными, чем они есть в действительности, стараются всегда быть в центре всеобщего внимания. Удивления и восторги окружающих составляют для них ту атмосферу, в которой они чувствуют себя, как рыба в воде. Чтобы привлечь к себе внимание, они не останавливаются перед вымыслом, ложным показанием, самооговором. Все с той же целью совершают бутафорские попытки к самоубийству, обставляя их так, чтобы создать впечатление невинной жертвы, непонятого страдания, благородного ухода; надевая маску мучеников, прибегают к упорному отказу от еды, к изображению слабости, тяжелой болезни. Если истеричный человек не встречает внимания и обожания, то быстро тускнеет, становится мелочно придирчивым, капризным, злобным. Нередко именно такими они бывают дома в привычной и не вдохновляющей их обстановке. Начав какое-либо дело, они быстро его бросают, если оно не вызывает восторгов и немедленной славы. Поведение истеричных психопатов театрально, демонстративно, рассчитано на внешний эффект. Они не смеются, а хохочут, не плачут, а рыдают. Несмотря на экспансивность, эмоции истеричных поверхностны и неустойчивы. Переход от «безграничной» любви к «жгучей» ненависти может произойти в течение нескольких минут. В споре они быстро отклоняются от существа вопроса и переходят на личности. В жизни чаще поступают по настроению, чем по убеждению. Суждения их отличаются легковесностью, хотя часто произносятся с глубокомысленным видом и весьма солидным голосом. Уличенные в необъективности, они с детским упрямством будут отстаивать свое мнение. В общении с людьми вкрадчивы, не упускают случая представиться обворожительными. Для достижения своих целей могут идти на все, не считаясь ни с моралью, которую сами же проповедуют, ни с принципами человеческого общежития.

Паранойяльные. Эти люди выделяются склонностью к сверхценным образованиям. Фанатичные изобретатели, реформаторы, узколобые доктринеры, непризнанные “гении”, несносные спорщики, сутяги, подозрительные ревнивцы принадлежат к этому кругу психопатов. Эгоистичные, честолюбивые, они испытывают постоянный конфликт между повышенной самооценкой и непризнанием их “заслуг” со стороны окружающих. Они имеют очень характерный вид: гордо поднятая голова, скептическое пренебрежение ко всему, непризнание авторитетов, утрированный критицизм. Они декларируют свое особое мнение, на все имеют готовые ответы. Все, что не согласуется с их точкой зрения, - неправильно, ошибка. Кто не согласен с ними - попросту глупец. Нередко они интересные собеседники. Чтобы как-то выделиться, они изучают необычные области знаний, приобретают различные интригующие сведения. Они стремятся диктовать свою волю, но часто не достигают больших социальных высот из-за своей односторонности, прямолинейности, косности мышления. Угрюмые и злопамятные, часто грубые и нетактичные, готовые в каждом видеть недоброжелателя, они отпугивают от себя даже близких. С ними редко кому удается на длительный срок установить хорошие отношения, которые обычно усложняются постоянными конфликтами, домогательствами, борьбой с мнимыми врагами. Есть среди них и бескорыстные борцы за правду. Они вникают в суть самых разнообразных мелочей жизни, во всем находят недостатки. Такие психопаты с гиперсоциальными тенденциями часто вызывают симпатии окружающих.

Гипотимики (конституционально-депрессивные). Это прирожденные пессимисты. Они молчаливы, мрачны, унылы, недовольны собой и окружающими. “Однако за этой угрюмой оболочкой обычно теплится большая доброта, отзывчивость и способность понимать душевные движения других людей; в тесном кругу близких, окруженные атмосферой сочувствия и любви, они проясняются” (П.Б.Ганнушкин).

Гипертимики - обычно безудержные оптимисты, беззаботные и веселые люди. Одни из них склонны к лживости и хвастовству и совершенно не обращают внимания на свои недостатки, у других - преобладает выраженное самомнение и раздражительность. Это люди, не терпящие стеснения своей свободы, не считающиеся с чужим мнением, не переносящие критики в свой адрес. Нередко отзывчивые и разносторонние, они производят впечатление блестящих и одаренных, однако слишком поверхностны и легкомысленны. Общительные, что называется “душа общества”, они - постоянные распорядители танцев, пикников, инициаторы сомнительных приключений. Они предприимчивы, изворотливы, болтливы.

Неустойчивые . Это люди среды. Слабовольные, внушаемые и податливые, они легко попадают под влияние среды. В дурной компании быстро спиваются, становятся картежниками, мошенниками и пр. В благоприятных социальных условиях они приобретают положительные трудовые установки и внешне не отличаются интересами и поведением от окружающих. Правда, в таких случаях их характеризует капризная неустойчивость настроения, которая может проявляться в быстрой вдохновляемости, сменяющейся ленью, в неаккуратности и неорганизованности. На них нельзя положиться. Они постоянно требуют наставника, который бы подбадривал и коррегировал их поведение.

Эпилептоиды . Названы так потому, что их черты характера схожи с таковыми при эпилепсии. Эпилептоидные психопаты деспотичны, капризны, властны, взрывчаты, эгоцентричны. Во всем винят окружающих. Близкие нередко говорят о них: “вредный, “мелочный, “злой”, “из-за пустяка разойдется, дерется, ругается, несколько часов не успокоишь”. Они капризны, требуют, чтобы близкие нянчились с ними. “Со звериной силой” наказывают за тройки детей, за неряшливость - жен. Угрюмые, черствые, мстительные, трусливые, лицемерные, угодливые, упрямые, властолюбивые. Из-за корысти они могут заискивать перед сильным, а перед слабым становятся тиранами. Им свойственен педантизм, скопидомство, чистоплотность.

Уже в раннем дошкольном возрасте для таких детей характерны бурные и затяжные аффективные реакции. В более старшем возрасте на первый план выступают агрессивность, мстительность. В детском коллективе они трудны не только из-за своих аффективных вспышек, но и из-за постоянной конфликтности, связанной со стремлением к самоутверждению, жестокости. Чем меньше возраст, в котором она проявляется, тем тяжелее последствия, особенно в подростковом возрасте. Подростки, склонные к демонстративному поведению (попытки суицида на глазах у всех), имеют жесткую установку на праздную жизнь - жить только настоящим, без планов на будущее; они сексуально извращены, у них отсутствуют эмоциональные привязанности.

Шизоиды. Они отличаются эмоциональной парадоксальностью. То есть, сочетанием повышенной чувствительности и эмоциональной холодности с одновременной отчужденностью (сочетание “дерева и стекла”). Они способны тонко чувствовать и эмоционально реагировать на воображаемые образы. Пафос и готовность к самопожертвованию ради торжества отвлеченных идей сочетаются у них с полной невозможностью понять и откликнуться на горе и радость близких людей. Они замкнуты, скрытны, отрешены от действительности. В жизни их обычно называют оригиналами, чудаками, странными, эксцентричными. Причудливость их интеллектуальной деятельности проявляется в неожиданных выводах, резонерских рассуждениях и склонности к символике и малопонятным схематическим построениям. Внимание их избирательно направлено только на интересующие их вопросы, за пределами которых они проявляют крайнюю рассеянность и полное отсутствие интереса. “Непрактичные”, “неприспособленные” - говорят о них близкие. Внушаемость и легковерие у них непонятно уживаются с выраженным упрямством. Пассивность при реализации насущных житейских задач и в качестве контраста - предприимчивость в осуществлении особо значимой для них цели.

Ребенку с этим типом психопатии присущи черты аутизма, его эмоциональная сфера характеризуется дисгармоничным сочетанием повышенной чувствительности и ранимости в отношении собственных переживаний. В начальных классах эти дети испытывают трудности при овладении моторными навыками письма. Несмотря на часто высокий интеллект, они нередко являются предметом насмешек одноклассников из-за неконтактности, эмоциональной неадекватности, плохой ориентировки в конкретной ситуации. Для многих детей с шизоидной психопатией характерно раннее возникновение интеллектуальных интересов, в школе их привлекают точные науки - математика, физика и др.

Психопатии не являются болезнью. Сочетание лекарственной терапии с многообразными методами современной психотерапии, социотерапии и духовной поддержки, помогают человеку справиться с возникшими проблемами. Лечение может проводиться амбулаторно или в условиях стационара, в санаторных отделениях.

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений). К детям со сложным дефектом относятся дети, имеющие аномалии развития сенсорных функций (зрения, слуха) в сочетании с интеллектуальной недостаточностью (умственная отсталость, олигофрения). В настоящее время выделяются следующие группы детей со сложным дефектом:

умственно отсталые глухие или слабослышащие;

умственно отсталые слабовидящие или слепые (частичновидящие);

слепоглухонемые;

глухие слабовидящие.

В дефектологической практике встречаются также дети со множественными дефектами - умственно отсталые слепоглухие, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с нарушением органов слуха или зрения.

Нередко в школах для слабовидящих детей, особенно в начальных классах, выявляются дети с задержкой психического развития, которых подчас можно отнести к слабовидящим олигофренам и которые также нуждаются в комплексном изучении, специальных методических подходах в обучении.

Процесс обучения значительно усложняется, когда дело касается ребенка со сложным дефектом. Сложный дефект - это не просто сумма двух (а иногда и более) дефектов; он является качественно своеобразным и имеет свою структуру, отличную от составляющих сложный дефект аномалий.

В связи с этим важнейшим этапом обучения и воспитания детей со сложным дефектом является их изучение с целью дифференциации от других групп аномалий, определения структуры дефекта и на основе этого выработки соответствующих методик коррекционно-воспитательной работы.

Сложность и особенность обучения этих детей заключается в следующем. Слепые дети при правильно организованном специальном обучении достаточно успешно уже на ранних годах обучения овладевают точечно-рельефным шрифтом, что, в свою очередь, позволяет им успешно овладеть чтением, грамотой, письмом и счетом. У умственно отсталых слепых этот процесс проходит далеко не так успешно и занимает значительно больше времени. Это объясняется рядом причин. Во-первых, в силу органического поражения центральной нервной системы компенсаторные возможности умственно отсталого ребенка значительно снижены и механизмы тактильного и слухового анализаторов без специальной работы в компенсаторную деятельность не включаются. Во-вторых, для формирования представлений, понятий и, наконец, обобщений на уровне слова при обучении нормально видящих умственно отсталых широко используются средства наглядности, а при обучении интеллектуально полноценных слепых- слово и специальные тифлографические наглядные пособия. И в том и в другом случае для успешного усвоения учебной информации требуется достаточно высокий уровень абстрактного мышления, анализа и обобщения. А именно эти психические функции и нарушены у умственно отсталых в первую очередь.

К категории детей со сложным дефектом относятся и слепоглухонемые дети. Естественно, эта категория детей является наиболее сложной. К ней относятся дети, не только полностью лишенные зрения, слуха и речи, но и с частичным поражением слуха и зрения: слепые с такой потерей слуха, которая препятствует усвоению речи на слух, и глухие с такой потерей зрения, которая препятствует зрительной ориентировке. Особенностью этих детей является то, что в силу биологического дефекта они практически полностью лишены возможности получать информацию об окружающем по естественным каналам и без специально организованного обучения не развиваются интеллектуально. Вместе с тем потенциально слепоглухонемые дети обладают возможностью полноценного интеллектуального развития. При этом у слепоглухонемого ребенка создаются и развиваются все усложняющиеся формы общения - от элементарных жестов (воспринимаемых с помощью осязания) до словесной речи. Это позволяет слепоглухонемым детям успешно овладевать программой средней школы, а некоторым из них и оканчивать высшие учебные заведения. Примером этого может служить жизнь и работа Ольги Ивановны Скороходовой. В раннем детстве она лишилась зрения и слуха, а затем и речи. Воспитывалась и обучалась в школе-клинике для слепоглухих, возглавляемой выдающимся советским дефектологом, профессором И. А. Соколянским. Ею написаны две уникальные книги «Как я воспринимаю окружающий мир» (1947) и «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир» (1956). В 1961 году Ольга Ивановна успешно защитила диссертацию кандидата педагогических наук и до конца жизни (1982) работала старшим научным сотрудником в НИИ дефектологии АПН СССР. В 1972 году Ольга Ивановна выпускает третью книгу - «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир». Эта трилогия (а все три книги объединены одной идеей - идеей неограниченных познавательных способностей человеческой личности и удивительных компенсаторных возможностей человече-кого организма) принесла автору широкую известность как в нашей стране, так и за рубежом. Третья книга трилогии была отмечена премией Академии педагогических наук СССР.

в последние годы практика обучения и воспитания слепоглухонемых, а также научно-методические разработки позволяют определенной части этих детей получить образование в объеме массовой школы и затем успешно получить высшее образование.

Развитие эмоциональной сферы

В структуре проводимой работы по социальной адаптации ребенка важной составляющей является развитие эмоциональной сферы ребенка. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника с РДА – это появление способности управлять эмоциями. Вначале нужно ограничить влияние эмоционально-травмирующих ситуаций, затем побуждать ребенка к адекватным эмоциональным реакциям в конкретных ситуациях, предлагать ему готовые варианты подобных реакций для использования их в своей детской жизни.

Коррекция эмоциональной сферы ребенка предполагает работу по следующим направлениям обучения:

умение фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии других людей;

правильно распознавать эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства;

поведенческая этика на эмоциональной основе.

При коррекции эмоциональной сферы необходимо отметить, что эмоциональное состояние ребенка с аутизмом непредсказуемо. Оно может выражаться в полярности его чувств: от любви и тесной симбиотической связи до внезапных проявлений агрессии или самоагрессии. Содержание работы может заключаться в следующем:

установление положительного эмоционального контакта с ребенком;

преодоление негативных реакций на окружающую среду;

коррекция аффективных проявлений, использование их и стереотипных действий ребенка для коммуникативного взаимодействия в игре;

обучение ребенка «языку чувств» (т. е. формирование эмоций);

развитие творческих способностей;

проведение индивидуальной работы с родителями;

установление эмоционального взаимодействия в семье аутичного ребенка.

Чтобы обеспечить формирование эмоциональной сферы у аутичного ребенка, взрослый подключается к его занятиям, не предлагая ничего нового, постепенно преобразовывает стереотипные действия в эмоциональную игру. Создание спокойной, не травмирующей ребенка обстановки помогает избежать отрицательных эмоциональных состояний.

Пути реализации:

игры: «Спрятался-появился», «Ку-ку», «Лови меня», «Догони меня», «Спою песенку про …», «Глазки», «Ушки слушают», «Вверх-вниз», «Поскачем на лошадке»;

использование иллюстраций с положительным эмоциональным фоном;

игры: «Покажи мне», «Дорисую, чтобы получилось веселое лицо», «Разговор с игрушкой»;

просмотр фотографий из семейного альбома;

совместный просмотр специальных телепередач для детей;

прослушивание записей эмоций (смех);

сопереживание персонажам из сказок, игр;

рассматривание собственной мимики перед зеркалом;

умение звукоподражать животным с разной интонацией и т. д.

В работе по развитию и коррекции эмоциональной сферы аутичных детей возможно использовать следующие методы:

игротерапия (игры-драмматизации, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт);

психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);

беседа на заданную тему;

примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке;

использование наглядных пособий (фотографий, рисунков, схем, графических изображений, символов);