Недремлющее око икона о чем молятся. Икона Недреманное Око (Недремлющее Око) Господне. В древней Греции

Символ «Всевидящее око» относится к древнейшим знакам. В том или ином виде он использовался в религиях множества народов. Глаз в треугольнике, изображенный на различных предметах для священных обрядов, археологи до сих пор находят в разных уголках планеты. Каким значением обладал амулет Глаз Бога в древние времена, почему его именуют «масонский знак» и как используют сейчас предлагаем узнать ниже.

Существует теория, что знак Глаз Бога появился больше 6-ти тысячелетий назад. Символ в разных религиях изображался в двух вариантах:

  1. Рисунок божественного ока внутри равностороннего треугольника. От самого треугольника расходятся лучи. Этот вариант принадлежит египетской культуре, именуется «Глаз Гора».
  2. Око изображено не внутри фигуры, а на вершине треугольника.

Символ встречается на различных предметах, дошедших до нас из древности.

По одним источникам, древний символ глаз в треугольнике защищает человека от зла в виде душевных и физических заболеваний. Также он обладает силой исцеления.

Другие источники утверждают, что амулет способствует развитию искусства ясновидения, способствует раскрытию лжи, притягивает положительную энергетику. Знак также помогает познать внутренний мир, определить свое предназначение, быть твердым и не отступать от принятых решений.

В египетской культуре

Глаз Гора с бровью.

В египетской культуре знак был обозначением могущественного бога Гора. В преданиях говорилось, что у Гора были необыкновенные глаза: левый – это Луна, а правый глаз – Солнце. Он наблюдал круглые сутки за происходящем между людьми всей земли, и от его пронзительного взгляда ничто не могло ускользнуть.

В буддизме

В буддизме также встречался иероглиф, схожий с египетским знаком Око Гора. Смысл этого изображения сводился к мудрости и истинным знаниям. Тот человек, который носил на себе амулет с изображением знака, мог открыть дорогу к истине.

Также в буддизме есть предание, в котором говорится: «Владеющий амулетом Глаза может заглянуть в будущее».

Фраза «Третий глаз» вышла из буддизма. Ее значение «открыть возможность видеть истину ».

В странах Востока

У восточных народов обозначение символа Глаз Гора схоже с египетским: образ соединения Солнца и Луны. Солнечная звезда наблюдала за людьми при свете дня, а Луна – ночью.

В древней Греции

Древние греки также использовали символ Всевидящего ока. В их религии он приобретал смысл союза Зевса и Аполлона. Амулет с изображением, подобным Глазу Гора, даровал своему владельцу способность к истинным знаниям, открывал его душу для божественного озарения. В дополнение к этому считалось, что амулет своим светом отгоняет злых духов.

У народов Северной Америки

У индейцев, в давние времена проживающих на землях Америки, также имелся магический иероглиф, подобный египетскому Оку Гора. В их культуре знак воплощал в себе Глаз Великого духа. Они искренне верили, что через изображение глаза Дух наблюдает за ними.

По некоторым теориям значение древнейшего символа настолько понравилось американцам, что они стали изображать его на долларовой купюре, чтобы привлечь покровительство Гора и получить его благословение на развитие страны.

Изображение магического знака и сейчас печатается на долларе. Интересно, что в последствии эту идею переняли украинцы – рисунок ока в треугольнике, очерченный окружностью, встречается на банкноте номиналом в 500 гривен.

Американцы верят – знак пришел от масонов, обладает магическим могуществом, обозначает мудрость.

Историческая справка. Масонское движение было организовано обыкновенными рабочими-строителями. Их рисунок выглядел так: треугольник с глазом внутри, рядом – изображение строительного мастерка, а по углам вверху знака – солнце и луна. Символ был обведен циркульной окружностью. Для масонов треугольник с глазом означает ум и божественное озарение.

Амулет глаз Гора в наше время

Амулет Глаз Гора защитит своего обладателя от зла.

В наше время амулет используется в качестве оберегающего от зла талисмана. Экстрасенсы и маги также используют его для проведения ритуалов. В основном эти ритуалы связаны с общением с потусторонним миром.

Для использования талисманом нужна его активация:

  • когда дома никого не будет, подготовить подходящую атмосферу: выключить свет, зажечь свечи, расположить амулет перед собой;
  • далее нужно подготовиться самому: расслабиться, сосредоточиться на амулете и мысленно представлять сферу, в которой нужна помощь древнего божества – например, работа или гармония в семье;
  • несколько минут заряжать амулет своими мыслями, не отвлекаясь на посторонние темы.

Амулет Глаз Гора нужно постоянно носить с собой, желательно невидимо для окружающих. Чаще всего талисман носят в форме подвески на шнурке за воротом рубашки.

Как использовать оберег Всевидящее око

Оберег в виде Всевидящего ока дает хороший эффект от личного пользования в виде амулета, вышивки на одежде или тату на теле. Чаще всего его носят как украшение – в виде кулона или подвески.

Некоторые приобретают предметы интерьера (картины, статуэтки) с изображением магического символа, чтобы защитить свое жилье от злых сил. Но в таком случае знак имеет меньшую силу, чем в условиях индивидуального использования.

Значение тату глаза в треугольнике

Тату, на котором изображен глаз внутри правильного треугольника, несет в себе значение мудрости, огромной душевной и физической силы, стремление к изучению истины. Подходит всем без исключения. Чаще всего татуировку с Глазом Гора делают маги, чтобы усилить свою энергетику и открыть вход в потусторонний мир.

Желающим сделать подобную татуировку нужно знать некоторые нюансы расположения рисунка на теле:

  • женщины наносят символ на плечи или спину;
  • если девушка набивает татуировку Всевидящего ока на запястье, это может означать принадлежность к нетрадиционной ориентации;
  • мужчины также носят татуировку на плечах и спине, спокойно могут изобразить на запястье.

Для разных полов значение тату в виде Всевидящего ока немного отличается:

  1. Девушки при помощи этого рисунка выражают свою таинственность, загадочность. Также владелицам такой татуировки око помогает усилить интуицию.
  2. Мужчины, которые носят тату, заявляют о своей силе, как физической так и духовной.

Татуировку глаза в треугольнике нужно делать с большой осторожностью. Сплетаясь с энергетикой индивидуального человека, древний символ проявляет себя по-разному. Каждому обладателю тату он дает индивидуальные способности, усиливает разные свойства характера.

Икона имеет символическое значение; а слова:" Аз сплю, а сердце мое бдит", - из Песни Песней Библейского царя Соломона (Песнь песней: 5, 2) означают не только Всевидящее и, поэтому Недремлющее Око Божие, но и указывают на будущее воскресение Христа из мертвых, когда смертный сон не смог сковать Вечной Жизни. Хотя Христос и возлежал во гробе и был погребён, но восстал из мертвых в третий день. И как Бог не мог умереть, но сошел в ад своей бессмертной душой, даруя свет и освобождение узникам смерти, и по Божеству Его очи никогда не смыкались в смертном сне. Поэтому иконография и названа именно так: "Недреманное око". По гречески иконография называется иначе "Анапесон" или возлежащий, что также иносказательно говорит о воскресении Христа; Лев от Иуды царственно возлежащий, будто спящий... Если мы вспомним пророчество Иакова, которое он преподал сыновьям своим: "Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица; кто поднимет его? ...моет в вине одежду свою и в крови гроздов (виноградной лозы - мое примечание) одеяние свое." (Быт.;9,10-11). Символически лев - царь зверей, что указывает на Царское происхождение Христа от рода Давидова, возлежание льва - сон смерти Христа, омытие одежды в вине как в крови - смерть и страдание и принесение Себя в Жертву за грехи мира, как это произошло на Голгофе; а также этот прообраз скрывает еще и Евхаристический смысл, как и всегда, когда сравнивается вино и кровь в Священном Писании. "Кто поднимет его?" - никто из людей, что подразумевает Божественное достоинство Христа. Поэтому иконы "Христос Анапесон" или "Недреманое око" символически или в прикровенных образах относят нас к смерти и воскресению Христа, и тем свидетельствуют о Его Божественной любви к Церкви верных, об ответной любви Церкви к Своему Жениху. "Аз сплю, но сердце мое (любовь Моя к вам) бдит", - то есть никогда не прекращается.

Происхождение иконографии.

Византийские иконы Богородицы, держащей на руках возлежащего Богомладенца Христа, надписывались "Анапесон", а именно "возлежащий", само название пророчески отображает смерть и оплакивание Христа, тридневное возлежание Его пречистой плоти в гробе. Воспоминая молитву Евхаристии: "Ты Еси приносяй и Ты приносимый", - Распостертый на руках Своей Пресвятой Матери, умерший и воскресший, ставший Небесным Хлебом, питающим верных в жизнь вечную. Поэтому, Богоматерь есть таинственная Божественная Трапеза, Святой Евхаристический Престол, на котором приносятся и освящаются Святые Дары Тела и Крови Христовой. Поверх мафория Богородицы изображен алый плат, указывающий на эту аналогию или сверхъестественную реальность. Алый плат или покров Евхаристического Престола, где совершается Таинство Таинств, иногда изображается поверх мафория Богородицы и часто расшит золотом или еще золотой каймой с драгоценными камнями и жемчугом.

Византийская иконография "Анапесон" знала не только Богородичные иконы, иногда изображался и Сам Богомладенец, возлежащий на алом ложе. Алый цвет означает также Воскресение. Такие изображения встречаются часто в храмовых росписях, это мозаики и фрески.

Иногда, возлежащему Христу молитвено предстоит Богородица, а с другой стороны Ангел с рипидой или опахалом, благоговейно оберегающий сон Христа, овевающий и так утешающий Божественную скорбь.
Надпись, - "...уснув яко лев", - относит нас к пророчеству патриарха Иакова.

Представлены и более сложные композиции. Возлежащего на ложе Богомладенца обнимает Пречистая Матерь Богородица и утешает. Слева предстоят ангелы с рипидой и орудиями страстей, а справа патриарх Иаков с развернутым свитком своего пророчества.

Византийская миниатюра сохранившаяся на Афоне. Богомладенец Христос изображен как отрок и как Жених Церкви в светлых ризах; Христос и Мария Богородица обое возлежат на зеленой траве, усеянной цветами, что символически указывает на Рай. Христос полон скорби, Он обращает Свой взор к Матери, Которая Его обнимает.

Уже на древнерусских иконах тема Рая доминирует, изображается и Древо Жизни, и алые райские птицы и свиток неба вверху иконы со звездами. Всё говорит о Райском саде в светлом Пренебесном Божием Жилище.
Псковская икона XVI в.

Между Христом и Богородицей осуществляется диалог, который записан на развернутых в Их руках свитках. Ангелы окружают Божественное ложе со свечой и орудиями страстей или с рипидой и Крестом. Скорее всего один из них Архангел Михаил, предводитель небесного воинства, на это указывает и его больший по сравнению с другим ангелом размер.
Москва. середина XVI в.

Все древнерусские иконы написаны на белом, символически БЕЛЫЙ ЦВЕТ меет то же самое значение, что и первозданный свет, это также и Свет Жизни, и Божественное нетварное сияние, и Небесное Жилище, и Рай духовной сладости, грядущая Слава Будущего века, Пасха, Воскресение и бессмертие.
С грустью, любовью и надеждой молитвенно обращается ко Христу Богородица. Утешая Свою Матерь, Сын Божий отвечает Ей на Её просьбу словами Соломона: " Аз сплю, но сердце Мое бдит." (Песнь песней: 5, 2) Эти слова можно перевести так: хотя Мне должно умереть как человеку, чтобы искупить и спасти грешный род Адама, но как Бог Я всегда жив, поэтому - "воскресну и вознесу со славою, яко Бог, верою и любовию Тя Величающих". Величающих Тебя, Мою Матерь, как Богородицу.
Поэтому известно, что в древнерусской иконописи с XVI века данная иконография получает название "Недреманое Око".


Иконография Недреманное Око служит также зримым изображением службы повечения Великой Пятницы, когда в Церкви читается канон Св. Симеона Метафраста, в котором описан Плачь Богородицы.

Богородичные образы, относящиеся к иконографии Анапесон.


Серия сообщений "



Икона Пресвятой Богородицы

" Недремлющее око ".

Икона Божией Матери "Недремлющее Око" была пожертвована дочерью известного в прошлом проповедника Родиона Путятина и находилась в монастырской часовне в городе Рыбинске. Чудотворный образ прославлен многочисленными исцелениями. Наименование "Недремлющее Око" усвоено иконе в связи с надписью под изображением: "Аз сплю, а сердце Мое бдит" (Песнь Песней Соломона 5, 2: " - я сплю,а сердце мое бодрствует; вот голос моего возлюбленного, который стучится: " отвори мне, сестра моя, возлюбленная моя, голубица моя, чистая моя! потому что голова моя вся покрыта росою,кудри мои - ночною влагою ").

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Недремлющие Око» молятся при бессоннице детей. О счастье в браке.

Тропарь, глас 4

О Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на дущевныя язвы наша греховныя; умоли сердцем бдящаго о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас, с верою к Нему прибегающих, от тяжкаго сна греховнаго и от всех навет вражиих, и спасет души наша, яко Человеколюбец.

Кондак, глас 6

Престательство христиан непостыдное, ходотайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвавари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Молитва пред иконою "Недремлющее Око"

***

О, Пресвятая и Преблагая Владычице Богородице, чистейшая Святаго Духа приемнице и непорочное Слова Божия святилище! Радуйся, яко Ты еси радость ангелом и человеком, Сладчайшего бо Иисуса Христа нашествием Духа Святаго родила еси плотию, и яко Младенца Того пеленами повила еси, яко возлюбленного Сына млеком питала еси и обнимающи лобзала еси. Молим тя, Великая Владычице: не отрини раб Твоих, сему чудотворному образу предстоящих и всю надежду свою по Бозе на Тя возложивших: Ты бо еси надежда и прибежище наше, жизнь и заступление наше, крепость наша и отрада. Умоли возлюбленного Сына Твоего, еже сохранитися отечеству нашему и всякой стране христианстей в мире и безмятежии и утвердитися державе Российстей, соблюдатися же непоколебимой Святей Православней Церкви нашей, неверию искоренитися, ересем и расколом упразднитися, пастырем нашим в ревности укрепитися, еже право правити слово истины. Паки умоли, Госпоже, возлюбленного Сына Твоего, да избавит всех нас от всякия нужды, скорби и болезни, да ниспослет нам тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное спасение, да умирит страждущая сердца наша и да исцелит сердечные скорби, да вразумит нас на добрая дела, да очистит умы от помыслов суетных и наставит к исполнению заповедей Своих, и от вечныя муки да избавит, да дарует нам Небесное Царствие, в нем же возвеличим Тя, Преславную Владычицу нашу, и прославим пречестное и великолепное Имя Великаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и в бесконечныя веки веков.

Небесный мир, полный различными религиозными героями, можно увидеть изображенным на старинных религиозных святынях. Их художественные образы, наглядно представленные на священных полотнах, могут иметь разное смысловое значение. Одной из таких является икона «Всевидящее око».

История иконы

Согласно некоторым литературным сведениям, предположительное место появления Божией иконы «Всевидящее око» принято считать Владимирскую область. Именно там, местными мастерами иконописцами был сотворен такой замечательный шедевр, художественные элементы которого вызывают у ценителей искусства и православных верующих отдельный восторг.

Что означают символы на иконе

Тем, кому не раз приходилось видеть икону недремлющее око, прекрасно помнят её главные отличительные черты, отчетливо представленные на данном священном полотне. Ключевые детали иконы «Всевидящее око» наполняют изображение глубоким смыслом, позволяющий людям сформировать важное представление о существовании земного мира, которое находится под влиянием всемогущего Иисуса Христа.

Центральной фигурой иконы выступает образ Христа Спасителя. Расположенный в кругу данной иконописной композиции, он излучает от себя яркий благодатный свет, пронизывающий души молящих о помощи людей.

Множественные глаза, которые представлены во внутренней части следующего, более объемного по диаметру круга, являются выражением взаимосвязи, которая прослеживается между духовной и земной реальностью. Их количественное многообразие олицетворяет простых людей, которые, несмотря на своё индивидуальное и независимой на первый взгляд существование, полностью находятся под влиянием Иисуса Христа.

Последний и, пожалуй, самый значимый круг отведен Господу Богу. Он изображен в верхней части данной окружности.

Находясь на возвышении, он представляется главным предводителем всего Царства Небесного, которое состоит из различных героев библии. Оттуда, Бог оказывает благословение всем живым и миролюбивым жителям.

Таким образом, икона Всевидящее око Божие позволяет подчеркнуть следующие важные мысли:

  • Иисус Христос следит и наблюдает за всеми живущими людьми, некоторым из которых он отдельно старается помочь, излучая на них свой благотворный свет.
  • Богоматерь является хранительницей и защитницей людей.
  • Господь Бог, главный миротворец и миросоздатель всего живого на земле. При этом его власти подчиняются все.

В чем помогает икона «Всевидящее око»

Следует сказать, что икона Божией Матери «Всевидящее око» можно встретить далеко не везде. Однако, этот образ, также как и остальные святые образы, таит в себе великую чудотворную силу.

Значение «Всевидящего око» на иконах крайне велико.

Она осуществляет важную защитную функцию, помогая людям убрать от себя негативную публику, раскрыть уникальные творческие способности, уберечься от потери зрения и полной слепоты.

Отдельным местом для иконы могут выступать любые домашние места. Самое главное, чтобы данная святыня была хорошо видна всем проживающим в доме членам семьи, и чтобы возле этого места было удобно произносить слова молитвы.

Отдельно хотелось бы добавить, что если некоторое время полностью сфокусировать свой взгляд на иконе всевидящий глаз, то можно обратить внимание на последующее вращение трех круговых сфер, которые сливаясь воедино, будут создавать впечатление вращения.

Молитва перед святыней

Молитва может осуществляться как во время церковно-православной службы совместно с остальными людьми, так и самостоятельно. Её слова звучат следующим образом:

Отче наш, сущий на небесах!

Да святится имя Твое;

Да приидет Царствие Твое;

да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

В го-ро-де Ры-бин-ске, в мо-на-стыр-ской ча-совне, устро-ен-ной неда-ле-ко от вок-за-ла Ры-бин-ско-Бо-ло-гов-ской же-лез-ной до-ро-ги, на-хо-дит-ся древ-няя чу-до-твор-ная ико-на, име-ну-е-мая «Недрем-лю-щее око». Ее по-жерт-во-ва-ла дочь зна-ме-ни-то-го про-по-вед-ни-ка, про-то-и-е-рея Ро-ди-о-на Пу-тя-ти-на, ко-то-рый пи-тал к этой иконе осо-бен-ное бла-го-го-ве-ние вслед-ствие се-мей-ных пре-да-ний. Об-раз име-ет 10 верш-ков в ши-ри-ну и один ар-шин в вы-со-ту; пи-сан он на по-лотне, на-кле-ен-ном на де-ре-вян-ную дос-ку; жи-во-пись его при-над-ле-жит к ита-льян-ско-му сти-лю. Пре-свя-тая Де-ва изо-бра-же-на в по-ло-ви-ну ро-ста; Она си-дит пе-ред сто-лом в ком-на-те с по-до-бран-ной на ле-вой сто-роне за-на-ве-сью тем-но-зе-ле-но-го цве-та. Гла-ва Ее по-кры-та бе-лым по-кры-ва-лом, из-под ко-е-го вид-не-ют-ся во-ло-сы. Пре-чи-стое ли-цо Ее и пе-чаль-ный взор опу-ще-ны до-лу и об-ра-ще-ны к ле-жа-ще-му Бо-гом-ла-ден-цу. Ле-вая ру-ка Бо-го-ма-те-ри, по-ко-я-ща-я-ся на сто-ле, под-дер-жи-ва-ет гла-ву Ее, а пра-вая спя-ще-го Бо-гом-ла-ден-ца. Гла-за Пред-веч-но-го Мла-ден-ца за-кры-ты, а гла-ва Его об-ра-ще-на в пра-вую сто-ро-ну; пра-вая ру-ка по-ко-ит-ся на пра-вой ру-ке Бо-го-ма-те-ри, а ле-вая на со-гну-том ко-лене Его ле-вой но-ги; сред-няя часть те-ла по-кры-та бе-лой таф-той. Вни-зу ико-ны на-хо-дит-ся сле-ду-ю-щая над-пись: «Аз сплю, а серд-це Мое бдит» (). Эта над-пись сви-де-тель-ству-ет, что на-име-но-ва-ние ико-ны «Недрем-лю-щее око» име-ет сим-во-ли-че-ское зна-че-ние: она ука-зы-ва-ет на то, что Спа-си-тель и Его Пре-чи-стая Ма-терь все-гда неусып-но пе-кут-ся о на-шем спа-се-нии.

Дру-гая ико-на с та-ким же на-зва-ни-ем на-хо-дит-ся в го-ро-де Уг-ли-че Яро-слав-ской гу-бер-нии, в Бо-го-яв-лен-ской ча-совне , устро-ен-ной под со-бор-ной мо-на-стыр-ской цер-ко-вью. Она по-жерт-во-ва-на в 1848 го-ду жи-тель-ни-цей Уг-ли-ча А. В. Ле-бе-де-вой, ко-то-рая удо-сто-ве-ри-ла, что сия ико-на очень древ-няя и с дав-них пор счи-та-ет-ся чу-до-твор-ной. Ико-на име-ет бо-лее ар-ши-на вы-ши-ны и 3/4 ар-ши-на ши-ри-ны и пи-са-на на дос-ке ита-льян-ской жи-во-пи-сью. Бо-го-ро-ди-ца изо-бра-же-на си-дя-щей в ком-на-те с ок-ном на пра-вой сто-роне. Гла-ва Ее об-ра-ще-на в ле-вую сто-ро-ну и по-кры-та до плеч по-кры-ва-лом си-не-го цве-та, из-под ко-то-ро-го вы-би-ва-ют-ся во-ло-сы. Очи Бо-го-ма-те-ри по-лу-от-кры-ты и об-ра-ще-ны к спя-ще-му Пред-веч-но-му Мла-ден-цу. Верх-нее оде-я-ние Ее го-лу-бо-го, а ниж-нее ало-го цве-та. Спя-щий Бо-гом-ла-де-нец по-ко-ит-ся на ле-вом ко-лене и ле-вой ру-ке Бо-го-ма-те-ри; гла-ва Его об-ра-ще-на в ле-вую сто-ро-ну; ру-ки сло-же-ны под грудь, а но-ги со-гну-ты в ко-ле-нях и опу-ще-ны вниз. Все те-ло Его оде-то в ру-баш-ку бе-ло-го цве-та и по-ло-же-но на раз-вер-ну-тую бе-лую пе-ле-ну, один край ко-то-рой под-нят пра-вой ру-кой Бо-го-ма-те-ри в уро-вень с Ее пра-вым пле-чом. Ико-на укра-ше-на по-зо-ло-чен-ной ри-зой и вен-ца-ми. Дру-гие укра-ше-ния на сей иконе — три се-реб-ря-ные изо-бра-же-ния ног и два се-реб-ря-ных кре-ста по-жерт-во-ва-ны ли-ца-ми, ис-це-лив-ши-ми-ся по-сле мо-лит-вы пе-ред сей ико-ной. Пе-ред этой ико-ной, рав-но как и пе-ред пер-вой, чи-та-ет-ся сле-ду-ю-щая мо-лит-ва Бо-го-ма-те-ри: «О, Пре-див-ная Гос-по-же, Вла-ды-чи-це Бо-го-ро-ди-це! При-и-ми нас, при-па-да-ю-щих к Тво-е-му об-ра-зу; воз-зри недрем-лю-щим оком Тво-им на ду-шев-ные яз-вы на-ши гре-хов-ные; умо-ли серд-цем бдя-ще-го о нас Сы-на Тво-е-го, Хри-ста Бо-га на-ше-го, да из-ба-вит нас с ве-рой к Нему при-бе-га-ю-щих от тяж-ко-го сна гре-хов-но-го и от всех на-вет вра-же-ских, да спа-сет ду-ши на-ша, яко Че-ло-ве-ко-лю-бец».