Креативное мышление

Творческое мышление и креативность, несомненно, являются полезными навыками современного человека. Однако сложно найти хорошие курсы, тренинги, школы, книги и учебники для формирования и совершенствования этих навыков. В связи с этим и создан данный раздел сайта, который посвящен методам и техникам развития креативного мышления. Раздел представляет собой полноценный тренинг для развития творческого мышления и воображения и содержит в себе уроки, статьи, задачи, головоломки, видеоматериалы, тесты и много других полезных материалов.

Если вы читали «99 франков» или «Поколение П», смотрели фильмы Тарковского или Дэвида Линча, видели картины Леонардо да Винчи или Пикассо, вы наверняка задумывались: как люди могут создавать так много новых интересных идей и потрясающих концепций? Если эти профессионалы творческого мышления вызывают в вас желание быть похожими на них, то в этом разделе вы найдете для себя много полезной информации.

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.

Часто утверждают, что творческому мышлению научить невозможно. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства делают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-либо способности.

Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. Эти знания и навыки они приобрели не генетическим путем от своих родителей, а накопили их в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты.

Что такое творческое мышление и креативность?

Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности - задача достаточно сложная. Одно из немногих определений креативности/творческого мышления дано психологом О.К. Тихомировым:

« Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением »

О.К. Тихомиров
Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления -наличие результата, чего-то субъективно нового, что создал человек.

Важно понимать, что творческое мышление или креативность - это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового. Естественно, существует множество методик организовать свое мышление так, чтобы можно было в результате получить что-то новое. Ряд исследований и тестов показывает, что большинство способов можно подстроить под определенные логические схемы, которые и составляют часть уроков данного раздела.

Чтобы понять особенности своего творческого мышления, предлагаем вам пройти специальный психологический тест.

Тест на творческие способности

Данный тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанная Е. Е. Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант - «Не знаю».
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
  • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность - это не врожденная характеристика, а качество которое можно развивать.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

С другой стороны, творческое мышление связано не cтолько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую этого раздела.

В данном разделе собраны методики развития в себе способности творчески мыслить: уметь находить всегда и во всем несколько вариантов, и выбирать из них лучший.

Методика обучения

Как уже было сказано, существует много подходов понимания творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов анализа креативности можно отметить: концепцию латерального мышления , теорию решения изобретательских задач , синектику, метод 6 шляп и другие . Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, то можно запутаться.

Проанализировав многие подходы к креативности, наша творческая группа пришла к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филиппом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного тренинга. Также в данном тренинге использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в УРОК 5 , для того чтобы вы смогли попробовать другие методики развития творческого мышления.

План обучения

Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.

Творческие игры

А также

А также на нашем сайте вы найдете полезные материалы, статьи , видео , задачи, головоломки, картинки, фото и многое другое, что раскрывает особенности творческого мышления человека. В итоге после этого тренинга вы будете четко представлять себе, как устроен процесс творческого мышления и будете обладать достаточными навыками для того, чтобы создавать что-то новое.

Умение быть творческим и интересным человеком отчасти приобретается с воспитанием и зависит от наших врожденных особенностей. Но поверьте, что эту способность можно приобретать и развивать, главное здесь, как обычно,- желание.

Желаем вам удачи в развитии творческого мышления!

ФОТО Getty Images

Предприниматель Томас Эдисон запатентовал за свою жизнь 1093 изобретения. Согласитесь, это сильное достижение. Он поставил себе цель: каждый десять дней делать маленькое изобретение и каждые полгода – придумывать что-нибудь значительное. Вам трудно представить себя в роли изобретателя? Начните тогда ежедневные тренировки ума с чего-то более простого и понятного.

Майкл Михалко (Michael Michalko), один из ведущих специалистов по креативности в мире. Будучи офицером НАТО, организовал группу ученых, которые стали работать над классификацией и исследованием методов креативного мышления. Автор нескольких бестселлеров, в том числе – «Игры для разума» (Питер, 2007), «Креативный взрыв» (Попурри, 2014). В книге «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно » (Манн, Иванов и Фербер, 2015) он собрал десятки техник выработки идей, игр и упражнений для развития интеллекта. Мы выбрали для вас шесть из них.

1. Записывайте свои идеи

2. Заведите банк данных

3. Полюбите спонтанность

Пообещайте чаще удивлять себя. Вместо того чтобы поехать после работы домой, сходите внезапно в кино или на выставку. Пробуйте новые рецепты. Примите вместо душа ванну. Измените время сна. Измените время работы. Познакомьтесь со своим почтальоном. Помойте машину на другой автомойке. Словом, ломайте сложившийся распорядок, чтобы ваш мозг постоянно подпитывался чем-то новым.

4. Спите наяву

Воспользуйтесь приемом, который помогал Сальвадору Дали придумывать новые идеи. Он садился в кресло, а на пол – возле подлокотника – ставил железную тарелку. Руку он клал на подлокотник, взяв в руку железную ложку. И начинал потихоньку засыпать. Когда он уже почти засыпал, его организм расслаблялся, ложка выскальзывала из рук и падала в тарелку. Этот звук будил художника. И как раз в этом пограничном состоянии мозга, в котором он был, ему и приходили в голову его знаменитые гипнотические образы. Вы тоже можете попробовать этот способ. Говорят, действительно приходят озарения.

5. Рисуйте свободно

У Леонардо да Винчи тоже был свой интересный метод. Он расслаблялся, садился за столом и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Он хаотично водил по листу, а потом останавливался. Далее он мог в течение получас разглядывать то, что получилось. Обычно он видел в этом какие-то образы и нюансы, которые помогали ему нарисовать новую картину или сделать еще одно научное изобретение.

6. Освойте технику SCAMPER

SCAMPER – это список вопросов, способных подстегнуть рождение новаторских идей, где

S = Substitute? – Заменить?

C = Combine? – Комбинировать?
A = Adapt? – Адаптировать?

M = Modify? = Magnify? – Модифицировать? = Увеличить?

P = Put to other uses? – Предложить другое применение?

E = Eliminate or minify? – Устранить или уменьшить?

R=Revers? = Rearrange? – Поменять на противоположное? = Реорганизовать?

Чтобы воспользоваться этой техникой, нужно на каждом этапе обдумывания новой идеи задавать себе правильные вопросы. Проделав эту процедуру в отношении каждого этапа, вы выработаете максимальное количество идей, касающихся улучшения ситуации. Теперь предположим, что производитель скрепок для бумаги хочет усовершенствовать выпускаемую продукцию.

Поиск идей он может начать со следующих вопросов

  • Что можно заменить в скрепке?
  • С чем можно скомбинировать скрепку, чтобы она превратилась в нечто новое?
  • Что можно адаптировать по отношению к скрепке?
  • Как можно модифицировать скрепку?
  • Чем можно ее дополнить?
  • Какие другие способы применения можно предложить для скрепки?
  • Что можно убрать из скрепки?
  • Что можно поменять в скрепке на противоположное?
  • Какой вид скрепок наилучший?

Один фабрикант решил заменить металл пластиком, добавил к этому цвет и создал разноцветные пластиковые зажимы, которые не только скрепляют листы бумаги, но и помечают их – тем самым всем знакомой скрепке было найдено еще одно применение. Подумайте и вы над этими вопросами.

Я очень часто сталкиваюсь с людьми, которые не считают себя творческими, но ищут способы . Они не реализуют свой творческий потенциал и энергию ни в одну из созидательных форм: пусть то на лист бумаги, полотно или холст, музыку и т.д.

Они — никак не выражают свою индивидуальность.

Конечно некоторых, кто привык взаимодействовать с миром на уровне потребления (поел, посмеялся, поспал, покакал – будем выражаться корректнее) этот вопрос вообще не интересует.

Однако, гораздо больше тех, кто все же ищет способы самовыражения, развития своего творческого мышления и своего внутреннего мира. Ищет ответ на вопрос .

Именно им и посвящена эта статья. Отвечаем на вопрос:

Как развить креативное мышление.

Креативное мышление – это процесс создания нового, путем объединения и переплетения различных участков знаний. Это отличное качество способствует достижению успеха едва ли не во всех сферах жизни. Поэтому, совершенно логично, что сегодня многие люди во всем ищут .

Но как же его прокачать?

Существуют следующие советы по увеличению вашей креативности. Вот они:

  • Избавиться от неуверенности в своем творческом потенциале и своих способностях
  • Внести разнообразие в свою жизнь: изменить привычки, поменять режим, поменять привычную программу
  • Больше читать, смотреть фильмов, слушать музыку – и ко всему придумывать продолжение
  • Попробовать свои силы в каком либо творчестве
  • Больше фантазировать. «Запад» — советует начать с разглядывания облаков, выискивая там очертания знакомых (или давно забытых:)) предметов

И, конечно, они способствуют его совершенствавнию, НО!

Кроме первого пункта, которого вообще не должно быть в вашей жизни в любом его проявлении – эти методы. Если вы хотите форсировано развить свою , я:

  1. Они занимают, а это непозволительно дорогой ресурс в современном мире.
  2. Выполняя предложенные действия, вы не тренируете, а тренируете только сами эти действия. Находить в облаках дядю Васю, конечно, важный навык, но врядле он поможет найти вам новых клиентов для своей фирмы.
  3. Без конкретных результатов (а их не будет, т.к. советы не заточены на конкретику) Вы не увидите своего роста. А без наглядных результатов ваше подсознание продолжает работать в старом режиме.

Поэтому, если до этого момента вы мыслили «по рельсам», я предлагаю начать развивать свою в первую очередь – в нужной вам сфере деятельности.

Не стоит развивать «общую » — результаты будут скромными. Вы – взрослый человек, а время на то, что нужно было развивать с детства – сейчас не наверстать. Поэтому, тратьте свое время сегодня только на то, что дает результат, развивает Вас быстрее в конкретном направлении. А уже после достижения результатов – переходите в другие направления своей деятельности и творчества.

Это разовьет ваше креативное мышление гораздо быстрее поп-психологии западных «гуру».

Учимся генерировать идеи в конкретном виде деятельности.

1. Четкая постановка задачи и ориентация своего мышления

Для решения многих проблем зачастую бывает достаточно четко сформулировать задачу. Это – практическое решение любых вопросов. Ставя четкую задачу, вы ориентируете свой мозг работать в поиске любых решений. Нестандартных в том числе.

Ориентируйте ваше мышление на четкое решение задачи – дайте себе указание «нужны идеи только – тут и тут». В нашей голове проносятся множество мыслей, и по большей части – они бесполезны. Сделайте их полезными. Увеличивайте полезность своих мыслей, определяя для себя четкую задачу. И если подметили, что думаете о другом – возвращайте себя в русло.

Думая в выбранном направлении, вы задаете программу своему сознанию и подсознанию на поиск нужного решения – идеи.

если вам кажется что идеи «не идут» и возник ступор – переключитесь на другое занятие или вовсе отдохните (не думая при этом о своей задаче) минут 20-30.

Наш мозг генерирует идеи из имеющихся у нас знаний, они не берутся «из ниоткуда». Причем, чем больше знаний из разных областей, тем креативнее идея на выходе. Переключаясь на другое действие, сознательно или подсознательно вы ищите решение дальше, а значит, используете новые каналы знаний.

При отдыхе же – вы убираете «зацикленность» мыслей на одних и тех же каналах. И, возвращаясь к процессу поиска идей вновь, вы также используете новые каналы информации.

2. Сохраняем и развиваем свои идеи.

Очень часто мы забываем о том, о чем думали. Чтобы это не распространилось и на наши идеи — заведите себе блокнот и записывайте туда все возникающие идеи. При этом возьмите следующие правило на вооружение:

на идеи не распространяется критика.

А значит, любая идея – пусть даже самая бредовая, должна отправляться в Ваш

Так Вы не убиваете идею в зародыше.

Бредовая идея может оказаться ключом к развитию другой.

Когда Вы записываете любую идею, Вы ее формулируете более четко, а значит, рассматриваете с разных сторон, а значит – возникают предпосылки к ее развитию

Вы постоянно работаете со своей «базой идей», а значит – будут постоянно возникать новые!

в блокнот записывать не всегда удобно, поэтому рекомендую использовать следующую схему:

Все идеи записываете «в заметки» мобильного телефона – т.к. мобильник часто рядом, и один раз в день (два), в спокойной обстановке переносите заметки в блокнот.

Если мобильника рядом нет (в ванне, например) используйте следующую технику чтобы не забыть идею:

Придумайте себе визуальную ассоциацию на свой «банк идей» в голове. Например, Ваша спальная комната. Закройте глаза и воспроизведите в вашем воображении все, что там расположено до мелочей– походите по ней в вашем воображении, посидите на кровати, потрогайте стол, откройте и загляните в шкаф – что там лежит?

Это место в Вашей голове и будет вашим «банком идей»

Теперь, когда у Вас возникла новая идея, например «статья о развитии креативности» Вы визуализируете ее, прикрепляя ассоциацивный образ – например, «обезьяна в розово-с-голубым галстуке с ручкой и листком» и помещаете ее в свой «банк идей в голове». Например – в шкаф.

Теперь проверяем: закрываем глаза и отправляемся в «банк». Осмотревшись, мы открываем шкаф, а оттуда на нас выпрыгивает обезьяна. Что это было?

Наша идея «статья о развитии креативности».

После переносим ее в мобильник или блокнот – когда это возможно.

Схема работает на 100%. Главное, выбирайте яркие образы-ассоциации с темой идеи.

Как видите все довольно просто. Всего два пункта, позволяющих достичь желаемого:

  1. Четкая постановка цели и ориентация своего мышления на задачу
  2. Сохранять и развивать свои идеи

(…и они неплохо развивают в выбраннойсфере деятельности:))
…и они более чем эффективны, для развития креативности. Тем более, если считаете, что у вас с этим проблемы.

Вот и весь ответ на вопрос: как развить свою креативность

Используя эти правила, вы без больших временных затрат, но существенно накачаете своего мышления, приучите себя мыслить подобным образом и постепенно увеличите свой творческий потенциал.

А значит, возникнет желание искать пути его реализации. Что вы при этом выберете: писать, рисовать, играть – уже не важно.
Тренируйтесь! Свежих вам идей и успехов!

С уважением, Вадим Берлин.

P.S: для тех кто хочет проверить свои творческие способности, потренировать мозг, да и вообще, провести несколько минут с удовольствием — ждет музыкальный квадрат .

Нужно больше минералов? Читай еще:


Сегодня ни для кого не секрет, что креативное мышление - это важная составляющая успеха человека на работе или в учебе. Несмотря на распространенность этого понятия, многие считают, что «мыслить креативно» - значит уметь рисовать какие-то необычные рисунки, сочинять красивые писать стихи. В действительности креативное мышление нужно уметь применять не только в творчестве, но и в деловой сфере нашей повседневной жизни. Причем креативно может мыслить каждый, но главное - раскрыть в себе этот потенциал.

Нельзя не согласится, что зачастую люди мыслят стандартно, не обращая свое внимание на то, почему они так делают и нормально ли это в той или иной ситуации. Бывает, что стандартные методы становятся неуместными при смене обстоятельств и других внешних факторов.

В самом общем значении креативность определяется как творческие благодаря которым он может создавать новые и свежие идеи, отличающиеся от стандартных схем мышления. Иными словами, креативное мышление - умение подходить к решению какой-либо проблемы творчески. При этом проблема может касаться чего угодно - от ремонта квартиры до общения с деловым партнером.

Многие считают, что креативности можно научиться. Согласно мнениям психологов, это качество присуще абсолютно всем, однако использовать его могут только те, кто действительно этого хочет и имеет соответствующие способности. Так, если человека убедить в наличии у него скорее всего, он сможет им пользоваться. Соответственно, если не содействовать развитию креативности, даже самые одаренные личности могут начать мыслить стандартно.

Как использовать креативное мышление в бизнесе? Так как это качество относится не обязательно к творчеству, но и к умению решать стандартные задачи нестандартно, оно очень пригодится деловым людям в работе. Креативность в бизнесе - умение думать быстро, результативно и свежо.

Для развития креативного мышления нужно уметь учится, обладать хорошей памятью, развивать и интуицию, быть практичным и уверенным в себе. Именно практичность играет важную роль в формировании такого образа мышления.

Как правильно развивать вышеперечисленные способности? Существует огромное количество практикумов и курсов для развития креативного мышления. Хотя не все из них действенны, ознакомиться с литературой по данному вопросу не помешает. Человек, который хочет развивать креативное мышление, должен открыться новому, нестандартному и необычному.

Развивая такое мышление, мы развиваем оригинальность и гибкость, воображение и интеллект, личностную свободу и умение подстраиваться под ситуацию, открытость новому и стойкость к стереотипам, склонность к достижению успеха и лучшие качества для межличностного общения. Креативные люди почти всегда добиваются успеха и легко находят какое-то применение своим лучшим качествам и способностям. Если, к примеру, кто-то уверен, что он очень креативен и полон свежих идей, но не может воплотить свои идеи в жизнь и найти единомышленников, то, скорее всего, он заблуждается, и креативности ему явно не хватает. По сути, креативное мышление - это еще и умение быть креативным, умение направить свои способности в правильное русло, найти тот ключ, который подойдет к любой двери.

Одним словом, сегодня стандартное мышление не приводит ни к чему кроме неудач и ошибок в бизнесе, и лучший выход из положения - умение мыслить нестандартно и решать простые задачи новыми методами. Креативным человеком может быть каждый, главное - желание достигать цели и воплощать желаемое в жизнь, используя все перечисленные выше качества.

Слово "творчество" имеет много значений, о которых спорят с древних времен... В 90-х годах XX века в бизнес-сообществе замелькали слова: "креатив", "креативный". Слово "креатив" было принесено в русский язык рекламщиками как калька с английского "creative" - творчество, творческий (хотя есть и латинский термин: "creatio" - сотворение, создание).

Употребляя слово "креатив" мы подчеркиваем, что речь идет именно о производстве творческих идей. Наряду с понятием "креативный" также часто употребляется понятие "нестандартный", то есть их можно назвать синонимами. Однако в этой главе рассматривается только понятие "креатив".

Понятие креатив используется в основном российскими рекламщиками, под котором подразумевается идея, в широком смысле этого слова. Креативом, может называться как идея самого рекламного сообщения, так и его подачи. Как правило, креатив, креативная идея, креативная реклама должна содержать оригинальное творческое решение подачи информации нужной аудитории.

Поскольку, количество рекламы с каждым годом увеличивается и роль бренда играет всё большую роль при выборе товара потребителем, рекламодателю необходимо не только увеличивать количество рекламы но и уделять внимание её качеству. В связи с этим, креатив в рекламе не только выделился в отдельную статью бюджета рекламной кампании, но и стал одним из определяющих факторов при выборе рекламного агентства. Так же, стоит отметить появление на рынке креативных агентств, основной услугой которых и является разработка самой рекламной идеи. Принимая во внимание вышесказанное, можно сказать что креатив - это творческая составляющая в разработке рекламной кампании, качество которой оказывает всё большее влияние на эффективность всей рекламной кампании.

Психологи единодушны в том, что креативность и интеллект - не одно и то же. Согласно многочисленным результатам компетентных исследований, не все люди с высоким IQ обладают креативностью. Существует теория двух мышлений.

1. Конвергентное мышление, которое измерялось тестом IQ, и в этом типе мышления нет креативных задач.

2. Вергентное мышление. Здесь ставятся другие задачи, которые имеют множество решений. У этих задач другая технология решения, и с ними мы сталкиваемся чаще.

9. Творческая деятельность требует также и большой работы. Важное значение имеют такие личностные качества, как любознательность и упорство.

Энциклопедический словарь дает такое определение креативности - (с латин.) созидание сотворение. Творческая, созидательная, новаторская деятельность.

Еще одно определение креативности -- творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу -- это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики.

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике -- Тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить:

Вербальную креативность;

Образную креативность;

Отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам.

Исследователи выделяют следующие критерии креативности:

Беглость -- количество идей, возникающих в единицу времени;

Оригинальность -- способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.

Восприимчивость -- чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;

Метафоричность -- готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению., умение увидеть в простом сложное, а в сложном -- простое.

Имеется две гипотезы по возникновению креативных способностей у человека. Традиционно считалось, что творческие способности возникли постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений, в частности, роста численности народонаселения. По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном (Richard Klein) из Стэнфордского университета, креативность возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад в мозге человека.

Тренер-консультант WIlson Learning Россия Руслан Нуреев убежден в том, что креативность присуща всем индивидам изначально.

Современные исследования нашли ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с креативностью. Как оказалось, привычное разделение людей на креативных и не очень - неверно. Наше мышление по своей природе креативно, и каждый из нас способен генерировать новые идеи. К сожалению, не все это знали, и многие после нескольких неудачных попыток решить какую-либо задачу нестандартным способом составляют о себе стереотипное мнение и всю дальнейшую жизнь ограничивают себя рамками традиционного мышления. Поэтому людей можно, скорее, делить по признаку своей веры в креативность.

Исследователи утверждают, что природа креативности неодинакова. Различают четрые типа креативного мышления:

1. Предвидение. Создается видение того, что мы уже достигли поставленной цели. И уже с этого ракурса рассматриваются возможные способы ее достижения. Проблемы решаются по мери их поступления.

2. Модификация. Анализируется и классифицируется имеющаяся информация, опыт предшественников. План достижения цели максимально продуман, неожиданностям места нет.

3. Экспериментирование. Рассматриваются все варианты по достижению цели, а так же их комбинации. И воплощаются в жизнь одна из этих комбинаций, которую находят самой интересной.

4. Исследование. Рассматриваются варианты, которые возможны не достигая поставленной цели. Возможно, есть другие выходы из данной ситуации. То есть ставиться под сомнение необходимость достижения самой цели.

Четыре типа креативного мышления подкреплены алгоритмами мышления, которые мы оттачиваем в течение всей жизни. Исследования показывают, что большинство людей обычно активно и интенсивно использует только один тип мышления, в редких случаях - два типа. Мы становимся очень искусными в одном направлении, а некоторые решения остаются вне нашего понимания.

Многие психологи советуют записывать все приходящие в голову идеи, как хорошие, так и плохие. Если вы будете стараться выдвигать только хорошие идеи, это может привести, с одной стороны, к "ухудшению" потенциально плодотворных мыслей, а с другой - к постоянному чувству неудовлетворенности.

Когда вы занимаетесь творческой работой, не стоит упражняться в развитии критического мышления (оценка высказанных суждений и создание обоснованного вывода).

Сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи.

Не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди.

Старайтесь мыслить широко, при этом, не обращая внимания на запреты, накладываемые культурными традициями.

Если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и попробуйте найти новые пути.

Будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения.

Ищите объяснения странных и непонятных вещей.

Преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные способы применения обычных вещей.

Откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы.

Чтобы выдать "на-гора" как можно больше идей, используйте метод мозгового штурма.

При оценке идей старайтесь быть объективным. Представьте, что они принадлежат не вам, а другому человеку.

Тереза М. Амбайл утверждает, что креативность любого индивидуума складывается из взаимодействия трех компонентов:

Компетентность;

Мотивация;

Умение творчески мыслить.

Компетентность - это сумма знаний (общих, специальных, технических, методических), которыми обладает человек.

Умение творчески мыслить определяет гибкость и изобретательность в поиске решения проблемы.

Существуют разные виды мотивации. Внутренняя заинтересованность в проблеме обычно ведет к неординарным решениям скорее, чем внешние стимулы, такие как, например, денежное вознаграждение. Данный компонент, называется внутренней мотивацией.

Понятие компетентности охватывает все знания и умения, которыми обладает человек в своей сфере деятельности.

Креативное мышление характеризует подход к решению проблемы или талант составлять новые комбинации из имеющихся идей. Эта способность зависит во многом от личных качеств, но в то же время на нее оказывает влияние образ мыслей.

Компетенция и творческое мышление - стратегическое сырье индивидуума - естественные ресурсы, от третьего фактора - мотив - зависит то, как человек использует этот ресурс.

Мотивация, как было сказано выше, бывает внешняя и внутренняя. Внешняя стимулирует человека извне, классическая комбинация кнута и пряника. Самый распространенный способ внешнего стимулирования - деньги. Деньги не мешают порявлениям креативности, но зачастую и не помогают. Именно увлечение, интерес, идущее изнутри желание что-то сделать лежать основе внутренней мотивации.

Тереза М. Амбайл вывела принцип внутренней мотивации:

Люди работают наиболее творчески, если ими движут интерес, удовлетворенность и значимость работы в целом, а не внешнее воздействия.

Понятие "креативность" иногда подменяется понятием "инновация". Для разграничения этих понятий дадим определение инновации. Инновация - нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции.Более обще это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена.

Чтобы отличать инновации от других понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.

Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Однако многие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.