Дни поминовения усопших в православии. О молитвословиях и молебных пениях на разные случаи. Поминовение усопших. В православии существуют субботние дни особого молитвенного поминовения умерших

О молитвословиях и молебных пениях на разные случаи. Поминовение усопших

ДНИ ПОМИНОВЕНИЯ УМЕРШИХ

Смерть и погребение не прекращают отношений христианской любви, которые связывали живых с умершими во время земной жизни. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном поминовении умерших (усопших).

Основанием и удостоверением в необходимости и реальности молитвенной связи живых с умершими являются слова Господа Иисуса Христа, что Бог не есть Бог мертвых, но живых; у Него все живы (Лк. 20, 28). Умершие не перестают жить за гробом и иметь общение с живыми в Боге.

Другое основание поминовения усопших есть вера Церкви в неисчерпаемую и спасительную силу молитвы, если мы просим по воле Сына Божия (Ин. 5, 14-15). И Священное Писание указывает, что на молитву за умерших есть несомненная воля Божия, ибо Христос умер и воскрес, чтобы обладать живыми и мертвыми, и Сам Он сходил во ад, чтобы избавить души, с верой ожидавшие его пришествия (1 Пет. 3, 19).

На этом основании Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении, и особенно на литургии.

ДРЕВНОСТЬ ОБРЯДА ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

Обычай поминать усопших встречается уже в церкви ветхозаветной (Чис. 20, 29; Втор. 34, 9; 1 Цар. 31, 13; 2 Мак. 7, 38-46; 12, 45).

В христианской Церкви этот обычай древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших.

В древних литургиях (Иакова и Марка), дошедших до нас, встречаются молитвы и за усопших. С особенной ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления апостольские. Здесь мы находим как молитвы за усопших при совершении Евхаристии, так и указания на дни, в которые особенно прилично поминать усопших, а именно: третий, девятый, сороковой и годовой в том же значении, какое усвояет им Церковь в настоящее время. Отцы и учители Церкви последующего времени (Тертуллиан, свв. Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Августин, Иоанн Дамаскин и др.), изъясняя смысл поминовения усопших и указывая, что истинный смысл его состоит в молитвах, совершении бескровной Жертвы и милостыне, часто свидетельствуют, что поминовение усопших есть апостольское установление и что оно соблюдается во всей Церкви.

ПОМИНОВЕНИЕ НОВОПРЕСТАВЛЕННЫХ

Для поминовения НОВОПРЕСТАВЛЕННЫХ Церковь назначает первые сорок дней со дня смерти, находя в этом числе, по указанию Священного Писания, достаточный срок для очищения от грехов и умилостивления Бога (Быт. 7, 12; Лев. 12 гл.; Чис. 14, 31-34; ср. Мф. 4, 2).

Из этих сорока дней особенно посвящаются молитве за усопших следующие дни:

третий - в воспоминание воскресшего в третий день Спасителя, Который Своим Воскресением завершил победу над грехом и его следствием - смертью, избавил человеческий род от «адова мучительства», открыл двери бессмертия и небесной жизни, Своим Воскресением освятил будущее всеобщее воскресение;

девятый - по благочестивому желанию Церкви, чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам ангельским;

двадцатый день как половина сорокадневного моления об умерших;

сороковой - по ветхозаветному примеру оплакивания Моисея израильтянами в продолжение сорока дней и по сближению этого дня с днем вознесения Господня. Потому и христиане молятся, чтобы усопший, воскреснув со Христом, был восхищен на облацех небесных, предстал праведному Судии и всегда был с Господом (1 Сол. 4, 17).

Поминовением в сороковой день Святая Церковь хочет внушить, что как Моисей чрез сорокадневный пост приблизился к Богу для восприятия закона, как Илия в продолжение сорокадневного пути дошел до горы Божией и как Спаситель наш победил диавола сорокадневным постом, так и умерший возносимыми о нем сорокадневными молитвами Церкви утверждается в благодати Божией, побеждает враждебные силы и достигает Престола Божия, где обитают души праведных.

В Православной Церкви существует в обычае в течение сорока дней после смерти поминать усопшего за литургией (так наз. «сорокоуст»), - поминать на проскомидии и пред освященными Святыми Дарами, по вере Церкви о великой пользе молитвы о нем при принесении бескровной Жертвы (см. молитву в конце литургии: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих»).

Наконец, поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, рождения и именин, с той целью, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет самое тело его.

ПАНИХИДА

Панихида - один из видов церковного поминовения усопших. По своему составу панихида является сокращением чина погребения. Слово панихида означает всенощную службу, или бдение (греч. pas - весь, nis - ночь, ado - пою; другое греч. слово pannihis - всенощное бдение). Наименование этой церковной службы панихидой объясняется из исторической связи с всенощным бдением, на что указывает близкое ее сходство, как и всего чина погребения, с частью всенощного бдения - утреней.

В древнехристианской Церкви, по причине гонений, молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после умиротворения Церкви, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия.

Великая панихида , или полная, называется еще парастас и отличается от обычно совершаемой панихиды тем, что на ней поются непорочны (разделяемые на 2 статии) и полный канон.

Панихиды поются над умершим, еще не погребенным, и потом в 3-й, 9-й, 40-й день после смерти усопшего и в другие дни (годовщину смерти, день рождения, тезоименитства и др.).

Заупокойные литургии и панихиды, как и погребение, не совершаются в храме в первый день Пасхи и в день Рождества Христова до вечерни. Поминовение усопших на литургии в праздник Пасхи, Рождества Христова и другие большие праздники, а также в воскресные дни может быть совершаемо только на проскомидии и после освящения Святых Даров - во время пения «Достойно есть»; особой же заупокойной ектении «ради торжества праздничного» в эти дни произносить не положено (Типикон, гл. 59; 169 пр. Номоканона при Требнике). Но если в воскресные дни служится ранняя литургия за упокой, то на такой литургии произносится заупокойная ектения, а также прилагаются заупокойные Апостол, Евангелие, прокимен и причастен.

На первой седмице Четыредесятницы, на Страстной и Пасхальной седмицах (а также в седмичные дни Четыредесятницы) панихиды в храме не совершаются. Поминовение усопших отнесено к субботам 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. Если в седмичные дни Великого поста случится 3-й или 9-й день по смерти, то панихида по новопреставленному служится в ближайшую к этим дням заупокойную субботу. Только в 40-й день, на который день он выпадает, совершается панихида в храме. «Сорокоуст» не бывает в Великом посту и на Пасхе, а начинается от Недели ап. Фомы и продолжается до исполнения 40 дней.

Чин обычной панихиды следующий:

После обычного начала читается 90-й псалом (вместо шестопсалмия), после которого произносится великая ектения за упокой. Затем вместо Бог Господь - «Аллилуиа» и тропари «Глубиною мудрости».

После тропарей на панихиде (а на парастасе - после Непорочных) поются тропари по Непорочных: «Святых лик обрете источник жизни» с припевом: «Благословен еси, Господи».

Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон на глас 6-й «Яко по суху пешешествовав Израиль» или 8-го гласа - «Воду прошед». Вместо чтения тропарей на каждую песнь поется припев священнослужителями и повторяется хором: «Упокой (или: Покой), Господи, души усопших раб Твоих», затем: «Слава» (священнослужители) и «И ныне» (хор).

Канон разделяется и заканчивается малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песни). После 3-й песни поется седален, а после 6-й - кондак: «Со святыми упокой» и икос: «Сам един еси Безсмертный».

После канона панихида (также и парастас) заканчивается литией: читается Трисвятое по Отче наш, поются тропари: «Со духи праведных скончавшихся» и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже», после которой бывает отпуст с крестом и кадилом, и поется «Вечная память».

Малое каждение (тетрапода и людей) на панихиде бывает при пении тропарей по непорочных «Благословен еси, Господи», кондака «Со святыми упокой» и в конце на пении «Вечная память».

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ, ИЛИ ВСЕЛЕНСКИЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ

Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь, на том же основании, творит в определенные дни года поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные Уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - Вселенскими родительскими субботами. В круге богослужебного года такими днями общего поминовения являются: субботы мясопустная и Троицкая и субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста.

Суббота мясопустная . Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного Суда Христова, Церковь, в виду этого Суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братьям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которою мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - обществе верующих, членами которой являются не только живущие, но и все умершие после своей смерти. В Боге - все живые. И если окинуть оком все века и то, сколько жило людей и сколько среди них было верующих во Христа и умерших с верой и надеждой на милость Божию, то мы увидим, что умершие составляют большую часть Церкви, чем мы, ныне живущие. Общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего единства с ними, и вместе с тем общего всех единства о Господе в Церкви Христовой.

Троицкая родительская суббота . Поминовение всех умерших христиан установлено в субботу пред Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения людей, но в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником вечного блаженства, так как «Святым Духом всяка душа живится». Поэтому накануне праздника Церковь всю субботу посвящает поминовению усопших и молитве о них. Святитель Василий Великий, оставивший умилительные молитвы, читаемые на вечерне в день Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Святой Четыредесятницы .

Во Святую Четыредесятницу - дни поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним, Церковь утверждает верующих в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, обязуя совершать в означенные дни молитвенные благотворные поминовения по отшедшим от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения еще и по той причине, что в седмичные дни Четыредесятницы не совершаются обычные ежедневные поминовения (заупокойные ектении, литии и панихиды и поминовения новопреставленных в третий, 9-й и 20-й дни по смерти и сорокоусты), т. к. ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Но чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни Четыредесятницы, выделены субботы в указанные седмицы.

Во все вышеуказанные родительские субботы служба совершается по особому уставу и помещена в Триодях Постной и Цветной.

ДНИ ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Кроме указанных выше суббот, посвященных поминовению усопших всей Православной Церковью с древних времен, в Русской Церкви той же цели посвящены еще некоторые дни, а именно: а) Радоница, б) 29 августа - Усекновение главы Иоанна Предтечи и в) Димитриевская суббота.

Радоница - это день общего поминовения умерших, которое совершается в понедельник или вторник после Фоминой Недели (воскресения). В Типиконе на этот день не указано особых молитвословий за умерших, и совершается поминовение в этот день по благочестивому обычаю Русской Церкви. После рядового вечернего богослужения (или после литургии) служится полная панихида с пасхальными песнопениями. На литургии присоединяется прокимен, Апостол и Евангелие заупокойные. По принятому обычаю на Радоницу панихиды служатся на кладбище у могил.

Основанием для поминовения усопших, совершаемого на Радоницу, служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе над смертью, соединяемое с Фоминым воскресением, с другой, - разрешение Церковным Уставом совершать обычное ежедневное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницею (или Радуницей).

Дни поминовения православных воинов , «за веру и Отечество во брани живот свой положивших». Поминовение воинов, убиенных за Отечество, совершается: 29 августа и в Димитриевскую субботу.

Поминовение убиенных воинов совершается в этот день по самой связи с воспоминаемым в этот день событием. Предтеча Господень пострадал за истину, как добрый воин Небесного Отечества; его предстательству поручает Святая Церковь и своих чад - воинов, которые подвизались за истину и добро, и жизнь свою положили за свое Отечество. (Поминовение установлено в 1769 г. во время войны с Турцией и Польшей.) Особой заупокойной службы в Уставе не указано. Обычно после литургии совершается панихида.

Димитриевская суббота - пред 26 днем октября - также поминаются воины, на поле брани убиенные, и другие умершие. Суббота названа так от воспоминаемого после нее дня памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября). Установление поминовения в эту субботу принадлежит Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы (1380 г. 8 сентября) поминовение павших в ней воинов, по совету и благословению прп. Сергия Радонежского, установил совершать ежегодно это поминовение в субботу пред 26 октября. Впоследствии вместе с воинами стали поминать и других умерших. Служба в Димитриевскую субботу совершается по чину мясопустной субботы. Но, в отличие от мясопустной субботы, в Димитриевскую субботу Церковный Устав не отменяет службы рядовому святому.

Всю службу следует совершать по Октоиху и Минее, руководствуясь 13-й главой Типикона - «Аще прилучится и изволит настоятель в субботу пети аллилуиа». (На утрене вместо «Бог Господь» - «Аллилуиа» и тропари «Апостоли, мученицы», - они же и на вечерне. После 16-й кафизмы - Непорочны и проч., - как в мясопустную субботу. Каноны: Минеи, храму и 1-й Октоиха. По 6-й песни - заупокойные ектения, кондак и икос. Далее обычное окончание вседневной утрени. На литургии: прокимен, Апостол, Евангелие и причастен дню и за упокой.)

В случае совпадения Димитриевской субботы с бденным или полиелейным праздником поминовение переносится на другую ближайшую субботу, где нет такого праздника.

Приложение

«Последование парастаса, сиречь великия панихиды, по усопшим отцем и братиям нашим и по всем православным христианом преставльшимся»

Начало парастаса такое же, как обычной панихиды (которая есть сокращенный парастас).

После Аллилуиа и тропарей «Глубиною мудрости» поются непорочны.

Непорочны разделяются на 2 статии.

Первая статия : «Блажени непорочнии в путь».

Припев: «Помяни, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).

После первой статии - малая заупокойная ектения и возглас: «Боже духов…».

Вторая статия : «Твой есмь аз, спаси мя».

Припев: «Упокой, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).

Сразу после этого поются тропари по непорочных:

«Благословен еси, Господи…

Святых лик обрете источник жизни…».

После тропарей и малой заупокойной ектении поется покоин седален: «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон «Воду прошед» - егоже краестрочие: «Умирающим верным осмое плету пение» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу).

Припевы к канону: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» и «Покой, Господи, души усопших раб Твоих».

По 3-й песни катавасия - ирмос: «Небеснаго круга», и седален: «Воистину суета всяческая».

По 6-й песни катавасия ирмос: «Очисти мя, Спасе».

После малой заупокойной ектении - кондак и икос: «Со святыми упокой» и «Сам един еси Безсмертный».

По 8-й песни священник творит возглас: «Богородицу и Матерь Света…».

Хор : «Дуси и души праведных…» и ирмос: «Устрашися всяк слух».

После канона читается Трисвятое по Отче наш и поются тропари литии: «Со духи праведных скончавшихся душу (или души) раба Твоего (раб Твоих), Спасе, упокой…» и проч.

Чин панихиды на Пасхальной седмице и в Радоницу (на кладбище и в храме)

Диакон : Благослови, владыко.

Священник: Благословен Бог наш:

Хор : Аминь.

Священник и диакон : Христос воскресе: (трижды).

Хор : Христос воскресе: (трижды).

Священник: 1-й стих. Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. (Совершается полное каждение храма; если же на кладбище, - то ближайших могил.)

Хор: Христос воскресе: (1 раз).

Священник : 2-й стих. Яко исчезает дым, да исчезнут.

Хор: Христос воскресе: (1 раз).

Священник : 3-й стих. Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

Хор : Христос воскресе: (1 раз).

Священник: 4-й стих. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь.

Хор : Христос воскресе: (1 раз).

Священник: Слава:

Хор : Христос воскресе: (1 раз).

Священник: И ныне:

Хор : Христос воскресе: (1 раз).

Священник : Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ.

Хор: И сущим во гробех живот даровав.

Диакон: Миром Господу помолимся (и прочие прошения, см. обычную панихиду).

Хор : Господи, помилуй.

Хор (после возгласа): ирмосы пасхального канона. Ирмос 1-й песни: Воскресения день…

Священник и диакон (припев): Христос воскресе из мертвых.

Хор (повторяет припев): Христос воскресе из мертвых.

Священник и диакон : Упокой, Господи, души усопших раб Твоих.

Хор (повторяет припев): Упокой, Господи:

Священник и диакон : Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Хор : И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Хор : ирмос 3-й песни. Приидите, пиво пием новое:

Священник и диакон повторяют те же припевы, что и после 1-го ирмоса.

Хор : ирмос 4-й песни. На божественней стражи:

Священник и диакон : припевы (см. выше).

Хор : припевы.

Хор : ирмос 5-й песни. Утренюем утренюю глубоку:

Священник и диакон : припевы.

Хор : припевы.

Хор : ирмос 6-й песни. Снизшел еси в преисподняя земли:

Диакон - малая заупокойная ектения (см. обычную панихиду).

Хор : Господи, помилуй.

Хор (после возгласа): Со святыми упокой: и кондак Пасхи, гл. 8: Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне:

Хор : ирмос 7-й песни. Отроки от пещи избавивый:

Священник и диакон: припевы.

Хор : припевы.

Хор : ирмос 8-й песни. Сей нареченный и святый день:

Священник и диакон : припевы.

Хор : припевы.

Хор : ирмос 9-й песни. Светися, светися, новый Иерусалиме.

Диакон : Паки и паки (заупокойная малая ектения).

Хор : Господи, помилуй (см. выше).

Хор (ексапостиларий): Плотию уснув, яко мертв:

Также стихиры Пасхи со стихами.

Да воскреснет Бог и расточатся врази Его.

Пасха священная нам днесь показася:

Яко исчезает дым, да исчезнут.

Приидите от видения, жены благовестницы:

Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

Мироносицы жены:

Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь.

Пасха красная:

Слава и ныне : Воскресения день:

Хор (тропари, гл. 4):

Со духи праведных скончавшихся:

В покоищи Твоем, Господи:

Слава . Ты еси Бог, сошедый во ад:

И ныне . Едина Чистая и непорочная Дево: (см. обычную панихиду).

Диакон : Помилуй нас, Боже: и прочее последование (см. обычную панихиду).

Хор

Диакон (после возгласа): Премудрость.

Хор : Христос воскресе (трижды).

Священник (отпуст со крестом): Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый , истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых Своих, души от нас преставльшихся раб Своих (имена) в селениих святых вселит, и с праведными причтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец.

Хор : Аминь.

Священник, осеняя верующих крестом, говорит: Христос воскресе (трижды).

Священник, - если на кладбище, то после осенения крестом предстоящих осеняет еще трижды могилы, говоря: Христос воскресе (трижды).

Диакон : Во блаженном успении вечный покой (см. обычную панихиду).

Хор : Вечная память (трижды), и поют тропарь Пасхи трижды, после чего:

И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному воскресению.

Священник при окончании панихиды дает верующим крест для лобзания.

Примечание о совершении панихиды в Радоницу на кладбище (на могилах).

Перед началом общей панихиды совершается крестный ход вокруг кладбища (внутри ограды) с пением пасхального канона и стихир Пасхи (священник с кадилом, крестом и трисвечником в руках). - Припевы на каноне поют священнослужители, и хор повторяет.

После этого совершается общая панихида на приготовленном месте по написанному выше уставу.

У приготовленного места, придя с крестным ходом, священник и диакон становятся лицом к востоку (если на могиле, то лицом ко кресту). Впереди них крест, с боков креста - хоругви.

Пред началом панихиды уместно сказать проповедь.

На панихиде при пении «Вечная память» иногда ударяют продолжительно в погребальный трезвон.

Лития об усопших

Вообще лития совершается:

на дому перед выносом усопшего в церковь;

после опускания усопшего в могилу;

на дому по возвращении после погребения и

по потребности на литургиях после заамвонной молитвы, а также в храме после отпуста вечерни, утрени и 1-го часа (Типикон, глава 9).

Лития об усопших на литургии

Когда лития совершается по заамвонной молитве (см. Служебник), тогда не бывает отпуста и не возглашается «Вечная память», но перед пением «Буди имя Господне» сразу хор поет: «Со духи праведных… В покоищи Твоем Господи… Слава: Ты еси Бог... И ныне: Едина Чистая...».

Диакон

Хор : Господи, помилуй (трижды) и проч.

Священник : Боже духо€в... Яко Ты еси воскресение:

Хор : Аминь. Буди имя Господне: (трижды) и прочее последование литургии.

Чин литии вне литургии

Диакон: Благослови, владыко.

Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков.

Хор : Аминь.

Чтец : Трисвятое по Отче наш.

Священник : Яко Твое есть Царство:

Хор: Аминь. Со духи праведных скончавшихся… В покоищи Твоем, Господи:

Слава: Ты еси Бог… И ныне: Едина Чистая…

Диакон (ектению): Помилуй нас, Боже: и проч.

Хор : Господи, помилуй (трижды).

Священник: Боже духов и всякия плоти:

Хор : Аминь.

Диакон : Премудрость.

Священник : Пресвятая Богородице, спаси нас.

Хор: Честнейшую Херувим:

Священник : Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.

Хор : Слава и ныне: Господи, помилуй (трижды). Благослови.

Священник (отпуст): Живыми и мертвыми обладаяй Христос, истинный Бог наш:

Хор : Аминь.

Диакон : Во блаженном успении:

Хор: Вечная память (трижды).

Чтение псалтири по усопшем

В Православной Церкви издревле существует обычай чтения над телом умершего монаха и мирянина Псалтири, а архиерея и иерея - Евангелия. Чтение Псалтири, служа молитвою за усопшего, одновременно имеет целью дать утешение и назидание живым.

Чтение Псалтири должно совершаться благоговейно, неспешно, со умилением и сокрушением сердечным.

Чтение Псалтири совершается cразу же после совершения первой панихиды.

Порядок чтения Псалтири следующий. Совершается седмипоклонный начал:

Боже, милостив буди мне грешному (или грешней) - поклон.

Боже, очисти мя грешнаго (грешную) - поклон.

Создавый мя, Господи, помилуй мя - поклон.

Без числа согреших, Господи, прости мя - поклон.

Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (грешную) - поклон.

Ангеле Хранителю мой святый, от всякаго зла сохрани мя - поклон.

Святый апостоле (или мучениче, или преподобне отче) (имя ), моли Бога о мне грешнем - поклон.

После этого читаются обычные начальные молитвы:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй (12 раз). Слава и ныне. Приидите, поклонимся (трижды).

Каждая кафизма делится на 3 части, или так называемых «славы» (см. Псалтирь). После каждой «славы» читается:

Слава и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава : - и следующую молитву: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея) - имя - (поклон) и елика в житии сем яко человек согреши, Ты же яко Человеколюбец Бог прости его (ю) и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), Небесному Царствию причастника (причастницу) учини (поклон) и душе его (ея) полезное сотвори (поклон).

Богородицe Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших (поклон).

Примечание.

По другой практике после каждой «славы» читается молитва: Помяни, Господи Боже наш (поминая, где следует, имя усопшего), помещенная в «Последовании по исходе души от тела» - см. в конце Псалтири.

По окончании каждой кафизмы читается: Трисвятое по Отче наш, покаянные тропари и положенная после каждой кафизмы молитва.

Новая кафизма начинается словами: «Приидите, поклонимся…» (трижды).



Купить эту книгу можно

«Богоглаголивые апостолы, - говорит св. Афанасий Великий, - освященные учители и духовные отцы… учредили литургии, молитвы, псалмопения и годичные воспоминания об усопших, каковое обыкновение даже доныне усиливается и распространяется». Эти годичные воспоминания (поминовения), о которых писал в IV в. св. Афанасий Великий, впоследствии превратились в так называемые Вселенские родительские субботы.

«Сорокоуст» - это ежедневное поминовение усопшего на полной литургии в течение 40 дней: на проскомидии, на специальной заупокойной ектении после Евангелия и, что особенно важно, после освящения Св. Даров, - с приношением для совершения литургии просфор, вина, елея, свеч и проч. В конце заупокойной литургии поется заупокойная лития.

Св. отцы Церкви с особой силой и убедительностью указывали на благотворное значение для умерших принесения за них бескровной Жертвы за Божественной литургией и молитвенного поминовения их после освящения Св. Даров. «Не напрасно, - говорит св. Иоанн Златоуст, - узаконили апостолы творить пред страшными Тайнами поминовение усопших. Они знали, что великая от сего бывает польза для усопших, великое благодеяние» (Беседа 3 на Флп.). О том же говорит св. Кирилл Иерусалимский (V в.): «По совершении духовной жертвы, бескровного служения… воспоминаем всех прежде усопших, веруя, что великая польза будет душам, о которых приносится моление, когда предлагается святая и страшная Жертва».

Устав совершения панихиды находится в Типиконе, гл. 14. Все молитвословия панихиды находятся в особых книжках: «Последование за усопших» и «Последование парастаса». Молитвословия панихиды также находятся: а) в Октоихе - пред последованием субботы 1-го гласа (иногда и пред субботой 5-го гласа); б) в Псалтири в «Последовании по исходе души». Но в Октоихе и Псалтири не все помещены молитвословия, которые положено петь на панихиде. В Псалтири нет великой ектении, которая имеется в Октоихе, но в Октоихе нет 17-й кафизмы и седальна по 3-й песни. По Типикону, на панихиде не всегда бывает 17-я кафизма (обычно она бывает только на парастасе), а канон поется Октоиха текущего гласа. Чаще всего употребляется канон 6-го гласа: «Яко по суху пешешествовав Израиль» или канон 8-го гласа «Воду прошед». День поминовения православных воинов установлен также 26 апреля/9 мая определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года.

Такое начало отпуста только в Пасхальную седмицу, а с Фомина воскресения, в Радоницу и до Вознесения - начало воскресного отпуста: «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш».


Литургика: Таинства и обряды


30 / 05 / 2006

Протоиерей Гермоген Шиманский

Смерть и погребение не прекращают отношений христианской любви, которые связывали живых с умершими во время земной жизни. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном поминовении умерших (усопших).

Основанием и удостоверением в необходимости и реальности молитвенной связи живых с умершими являются слова Господа Иисуса Христа, что Бог не есть Бог мертвых, но живых; у Него все живы (Лк. 20, 28). Умершие не перестают жить за гробом и иметь общение с живыми в Боге.

Другое основание поминовения усопших есть вера Церкви в неисчерпаемую и спасительную силу молитвы, если мы просим по воле Сына Божия (Ин. 5, 14-15). И Священное Писание указывает, что на молитву за умерших есть несомненная воля Божия, ибо Христос умер и воскрес, чтобы обладать живыми и мертвыми, и Сам Он сходил во ад, чтобы избавить души, с верой ожидавшие его пришествия (1 Пет. 3, 19).

На этом основании Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении, и особенно на литургии.

Древность обряда поминовения усопших

Обычай поминать усопших встречается уже в церкви ветхозаветной (Чис. 20, 29; Втор. 34, 9; 1 Цар. 31, 13; 2 Мак. 7, 38-46; 12, 45).

В христианской Церкви этот обычай древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших.

В древних литургиях (Иакова и Марка), дошедших до нас, встречаются молитвы и за усопших. С особенной ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления апостольские. Здесь мы находим как молитвы за усопших при совершении Евхаристии, так и указания на дни, в которые особенно прилично поминать усопших, а именно: третий, девятый, сороковой и годовой в том же значении, какое усвояет им Церковь в настоящее время. Отцы и учители Церкви последующего времени (Тертуллиан, свв. Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Августин, Иоанн Дамаскин и др.), изъясняя смысл поминовения усопших и указывая, что истинный смысл его состоит в молитвах, совершении бескровной Жертвы и милостыне, часто свидетельствуют, что поминовение усопших есть апостольское установление и что оно соблюдается во всей Церкви .

Поминовение новопреставленных

Для поминовения НОВОПРЕСТАВЛЕННЫХ Церковь назначает первые сорок дней со дня смерти, находя в этом числе, по указанию Священного Писания, достаточный срок для очищения от грехов и умилостивления Бога (Быт. 7, 12; Лев. 12 гл.; Чис. 14, 31-34; ср. Мф. 4, 2).

Из этих сорока дней особенно посвящаются молитве за усопших следующие дни:

третий - в воспоминание воскресшего в третий день Спасителя, Который Своим Воскресением завершил победу над грехом и его следствием - смертью, избавил человеческий род от «адова мучительства», открыл двери бессмертия и небесной жизни, Своим Воскресением освятил будущее всеобщее воскресение;

девятый - по благочестивому желанию Церкви, чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам ангельским;

двадцатый день как половина сорокадневного моления об умерших;

сороковой - по ветхозаветному примеру оплакивания Моисея израильтянами в продолжение сорока дней и по сближению этого дня с днем вознесения Господня. Потому и христиане молятся, чтобы усопший, воскреснув со Христом, был восхищен на облацех небесных, предстал праведному Судии и всегда был с Господом (1 Сол. 4, 17).

Поминовением в сороковой день Святая Церковь хочет внушить, что как Моисей чрез сорокадневный пост приблизился к Богу для восприятия закона, как Илия в продолжение сорокадневного пути дошел до горы Божией и как Спаситель наш победил диавола сорокадневным постом, так и умерший возносимыми о нем сорокадневными молитвами Церкви утверждается в благодати Божией, побеждает враждебные силы и достигает Престола Божия, где обитают души праведных.

В Православной Церкви существует в обычае в течение сорока дней после смерти поминать усопшего за литургией (так наз. «сорокоуст»), - поминать на проскомидии и пред освященными Святыми Дарами, по вере Церкви о великой пользе молитвы о нем при принесении бескровной Жертвы (см. молитву в конце литургии: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих») .

Наконец, поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, рождения и именин, с той целью, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет самое тело его.

Панихида

Панихида - один из видов церковного поминовения усопших. По своему составу панихида является сокращением чина погребения. Слово панихида означает всенощную службу, или бдение (греч. pas - весь, nis - ночь, ado - пою; другое греч. слово pannihis - всенощное бдение). Наименование этой церковной службы панихидой объясняется из исторической связи с всенощным бдением, на что указывает близкое ее сходство, как и всего чина погребения, с частью всенощного бдения - утреней.

В древнехристианской Церкви, по причине гонений, молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после умиротворения Церкви, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия.

Великая панихида , или полная, называется еще парастас и отличается от обычно совершаемой панихиды тем, что на ней поются непорочны (разделяемые на 2 статии) и полный канон .

Панихиды поются над умершим, еще не погребенным, и потом в 3-й, 9-й, 40-й день после смерти усопшего и в другие дни (годовщину смерти, день рождения, тезоименитства и др.) .

Заупокойные литургии и панихиды, как и погребение, не совершаются в храме в первый день Пасхи и в день Рождества Христова до вечерни. Поминовение усопших на литургии в праздник Пасхи, Рождества Христова и другие большие праздники, а также в воскресные дни может быть совершаемо только на проскомидии и после освящения Святых Даров - во время пения «Достойно есть»; особой же заупокойной ектении «ради торжества праздничного» в эти дни произносить не положено (Типикон, гл. 59; 169 пр. Номоканона при Требнике). Но если в воскресные дни служится ранняя литургия за упокой, то на такой литургии произносится заупокойная ектения, а также прилагаются заупокойные Апостол, Евангелие, прокимен и причастен .

На первой седмице Четыредесятницы, на Страстной и Пасхальной седмицах (а также в седмичные дни Четыредесятницы) панихиды в храме не совершаются. Поминовение усопших отнесено к субботам 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. Если в седмичные дни Великого поста случится 3-й или 9-й день по смерти, то панихида по новопреставленному служится в ближайшую к этим дням заупокойную субботу. Только в 40-й день, на который день он выпадает, совершается панихида в храме. «Сорокоуст» не бывает в Великом посту и на Пасхе, а начинается от Недели ап. Фомы и продолжается до исполнения 40 дней.

Чин обычной панихиды следующий:

После обычного начала читается 90-й псалом (вместо шестопсалмия), после которого произносится великая ектения за упокой. Затем вместо Бог Господь - «Аллилуиа» и тропари «Глубиною мудрости» .

После тропарей на панихиде (а на парастасе - после Непорочных) поются тропари по Непорочных: «Святых лик обрете источник жизни» с припевом: «Благословен еси, Господи».

Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон на глас 6-й «Яко по суху пешешествовав Израиль» или 8-го гласа - «Воду прошед». Вместо чтения тропарей на каждую песнь поется припев священнослужителями и повторяется хором: «Упокой (или: Покой), Господи, души усопших раб Твоих», затем: «Слава» (священнослужители) и «И ныне» (хор) .

Канон разделяется и заканчивается малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песни). После 3-й песни поется седален, а после 6-й - кондак: «Со святыми упокой» и икос: «Сам един еси Безсмертный».

После канона панихида (также и парастас) заканчивается литией: читается Трисвятое по Отче наш, поются тропари: «Со духи праведных скончавшихся» и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже», после которой бывает отпуст с крестом и кадилом, и поется «Вечная память».

Малое каждение (тетрапода и людей) на панихиде бывает при пении тропарей по непорочных «Благословен еси, Господи», кондака «Со святыми упокой» и в конце на пении «Вечная память».

Вселенские панихиды, или вселенские родительские субботы

Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь, на том же основании, творит в определенные дни года поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные Уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - Вселенскими родительскими субботами. В круге богослужебного года такими днями общего поминовения являются: субботы мясопустная и Троицкая и субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста.

Суббота мясопустная . Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного Суда Христова, Церковь, в виду этого Суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братьям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которою мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - обществе верующих, членами которой являются не только живущие, но и все умершие после своей смерти. В Боге - все живые. И если окинуть оком все века и то, сколько жило людей и сколько среди них было верующих во Христа и умерших с верой и надеждой на милость Божию, то мы увидим, что умершие составляют большую часть Церкви, чем мы, ныне живущие. Общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего единства с ними, и вместе с тем общего всех единства о Господе в Церкви Христовой.

Троицкая родительская суббота . Поминовение всех умерших христиан установлено в субботу пред Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения людей, но в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником вечного блаженства, так как «Святым Духом всяка душа живится». Поэтому накануне праздника Церковь всю субботу посвящает поминовению усопших и молитве о них. Святитель Василий Великий, оставивший умилительные молитвы, читаемые на вечерне в день Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Святой Четыредесятницы .

Во Святую Четыредесятницу - дни поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним, Церковь утверждает верующих в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, обязуя совершать в означенные дни молитвенные благотворные поминовения по отшедшим от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения еще и по той причине, что в седмичные дни Четыредесятницы не совершаются обычные ежедневные поминовения (заупокойные ектении, литии и панихиды и поминовения новопреставленных в третий, 9-й и 20-й дни по смерти и сорокоусты), т. к. ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Но чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни Четыредесятницы, выделены субботы в указанные седмицы.

Во все вышеуказанные родительские субботы служба совершается по особому уставу и помещена в Триодях Постной и Цветной.

Дни поминовения усопших в Русской Православной Церкви

Кроме указанных выше суббот, посвященных поминовению усопших всей Православной Церковью с древних времен, в Русской Церкви той же цели посвящены еще некоторые дни, а именно: а) Радоница, б) 29 августа - Усекновение главы Иоанна Предтечи и в) Димитриевская суббота.

Радоница - это день общего поминовения умерших, которое совершается в понедельник или вторник после Фоминой Недели (воскресения). В Типиконе на этот день не указано особых молитвословий за умерших, и совершается поминовение в этот день по благочестивому обычаю Русской Церкви. После рядового вечернего богослужения (или после литургии) служится полная панихида с пасхальными песнопениями. На литургии присоединяется прокимен, Апостол и Евангелие заупокойные. По принятому обычаю на Радоницу панихиды служатся на кладбище у могил.

Основанием для поминовения усопших, совершаемого на Радоницу, служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе над смертью, соединяемое с Фоминым воскресением, с другой, - разрешение Церковным Уставом совершать обычное ежедневное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницею (или Радуницей).

Дни поминовения православных воинов , «за веру и Отечество во брани живот свой положивших». Поминовение воинов, убиенных за Отечество, совершается: 29 августа и в Димитриевскую субботу .

Поминовение убиенных воинов совершается в этот день по самой связи с воспоминаемым в этот день событием. Предтеча Господень пострадал за истину, как добрый воин Небесного Отечества; его предстательству поручает Святая Церковь и своих чад - воинов, которые подвизались за истину и добро, и жизнь свою положили за свое Отечество. (Поминовение установлено в 1769 г. во время войны с Турцией и Польшей.) Особой заупокойной службы в Уставе не указано. Обычно после литургии совершается панихида.

Димитриевская суббота - пред 26 днем октября - также поминаются воины, на поле брани убиенные, и другие умершие. Суббота названа так от воспоминаемого после нее дня памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября). Установление поминовения в эту субботу принадлежит Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы (1380 г. 8 сентября) поминовение павших в ней воинов, по совету и благословению прп. Сергия Радонежского, установил совершать ежегодно это поминовение в субботу пред 26 октября. Впоследствии вместе с воинами стали поминать и других умерших. Служба в Димитриевскую субботу совершается по чину мясопустной субботы. Но, в отличие от мясопустной субботы, в Димитриевскую субботу Церковный Устав не отменяет службы рядовому святому.

Всю службу следует совершать по Октоиху и Минее, руководствуясь 13-й главой Типикона - «Аще прилучится и изволит настоятель в субботу пети аллилуиа». (На утрене вместо «Бог Господь» - «Аллилуиа» и тропари «Апостоли, мученицы», - они же и на вечерне. После 16-й кафизмы - Непорочны и проч., - как в мясопустную субботу. Каноны: Минеи, храму и 1-й Октоиха. По 6-й песни - заупокойные ектения, кондак и икос. Далее обычное окончание вседневной утрени. На литургии: прокимен, Апостол, Евангелие и причастен дню и за упокой.)

В случае совпадения Димитриевской субботы с бденным или полиелейным праздником поминовение переносится на другую ближайшую субботу, где нет такого праздника.

Цит. по: Гермоген Шиманский. Литургика: Таинства и обряды

РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ (или Дни особого поминовения усопших)

Родительская суббота – особые субботы в календаре Православной Церкви, в которые предписывается творить поминовение всех умерших православных христиан. Суббота посвящена памяти всех Святых и почивших. В субботу (означающую по-еврейски – покой) Церковь молится за всех перешедших от земли в загробный мир.

Дни поминовения усопшего. До 40-го дня усопший именуется новопреставленным . Поминовение новопреставленного в первое время по кончине важно и необходимо особенно потому, что оно облегчает душе усопшего такой нелегкий переход из временной жизни в вечную и помогает проходить так называемые мытарства.

Особые дни поминовений новопреставленного – 3-й, 9-й и 40-й (при этом день кончины считается первым).

Существует также обычай поминать усопшего в каждую годовщину по смерти, в день рождения и день Ангела .

В эти дни собираются самые близкие родственники, чтобы помянуть усопшего молитвою за совместной трапезой. В церкви же подают записку на Литургию или заказывают панихиду, освящают коливо.

Дни особого поминовения всех умерших православных христиан. Кроме ежедневных молитв и молитв в субботы в году есть отдельные дни, преимущественно посвященные молитвам за усопших. Это так называемые родительские дни .

Существуют частные и общие поминовения усопших, установленные Святой Церковью. Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами . Существуют две версии, которые объясняют, почему субботы (когда совершается особое поминовение усопших) называются родительскими:

Так как каждый человек поминает, прежде всего, своих близких людей – родителей;

Название этого дня происходит от наименования покойников «родителями», то есть принадлежащими уже к отцам, к которым они отошли.

Родительские дни как правило являются субботами потому что во все седмицы года поминовение усопших бывает преимущественно по субботам – день субботы, как день покоя, есть наиболее приемлемый для моления о упокоении умерших со святыми.

Родительский день – день панихиды или особого всецерковного поминовения о всех усопших православных от Адама до наших дней.

Вселенские панихиды или вселенские родительские субботы согласно Уставу Православной Церкви совершаются пять раз в году:

1. Вселенская родительская суббота или Суббота мясопустная (суббота перед неделей о Страшном Суде). Она бывает за неделю до Великого поста. Первая вселенская родительсая суббота бывает на Мясопустной седмице и свое название получила по следующему за ней дню – "Недели мясопустной", т. е. Дню, в который последний раз разрешается есть мясо. Эту субботу Церковь посвящает поминовению всех усопших от Адама до наших дней.

2. Родительская вселенская суббота 2-й недели Великого поста, или Суббота 2-я Великого поста.

3. Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста, или Суббота 3-я Великого поста

4. Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста, или Суббота 4-я Великого поста

Во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы Великого Поста – установлены Церковью чтобы не лишить усопших своего предстательства во дни Великого Поста, так как в это время невозможны обыковенные ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), соединенные с совершением полной литургии, которая в Великий Пост положена не каждый день.

5. Троицкая вселенская родительская суббота, или Суббота Троицкая – суббота перед праздником Пятидесятницы (днем Святой Троицы). Установление этой памяти также уходит к апостольским временам. Как Мясопустная суббота предваряет память Страшного Суда и начало Великого Поста, так Троицкая суббота предваряет раскрытие во всей силе Царства Христова в день Пятидесятницы и начало поста Апостольского. В настоящее время сложился неправильный обычай считать родительским днем сам праздник Троицы.

Частные родительские дни которые существуют в Русской Православной Церкви, хотя и не приравниваются ко вселенским, имеют в Русской Церкви схожее значение. Всего их три (Радоница, Поминовение православных воинов (29 августа) и Дмитриевская суббота).

1. Радоница – вторник второй недели после Пасхи. Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом.

2. Поминовение православных воинов, в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября по новому стилю) Церковь совершает поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных. Поминовение это установлено в 1769 году во время войны с турками и поляками по указу императрицы Екатерины II.

3. Димитревская родительская суббота, или Суббота Димитриевская – суббота перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю), Небесного Покровителя благоверного великого князя Димитрия Донского. Одержав победу на Куликовом поле, князь Димитрий совершил поименное поминовение павших на поле брани воинов накануне своего дня Ангела. С тех пор Церковь поминает в этот день, названный народом Димитриевской субботой, не только воинов, погибших за Отечество, но и всех усопших православных христиан.


В родительские дни православные христиане посещают храм, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун ) – различные продукты (за исключением мясных ). После совершения панихиды продукты раздаются служащим храма, нуждающимся, отправляются в детские дома и дома для престарелых. Продукты на панихидный стол приносят и в другие дни, когда совершается панихида, т.е. это есть милостыня за усопших.

В весенние и летние родительские дни (Радоница и Троицкая суббота) принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с их погребенными телами.

Обычай оставлять на могилках различную снедь к православию никакого отношения не имеет. Это все отголоски языческих тризн. Особенно неблагочестиво оставлять на могилках освященные в церкви продукты. Большой грех на кладбище пить спиртное . Самое лучшее, что вы можете сделать для них – это совершить молитву, хотя бы такую краткую: "Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и д"аруй им Царствие Небесное".


Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила , 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.


Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово .

Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.

Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).

Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.


| | Едва ли не каждый раз, когда мы приходим в церковь на богослужение, то оставляем там записочку, в которой перечислены имена родных и близких, молиться о здравии которых и об упокоении просим и духовенство, и общину церкви, куда мы пришли. Но несколько раз в году есть особые дни поминовения усопших, установленные Церковью для вселенского, то есть всеобщего, всецерковного поминовения. В эти дни в храмах служат торжественные панихиды - богослужения, где по уставу Вселенской Церкви совершается поминовение всех от века преставившихся: и тех, кто сподобился христианской кончины, то есть был похоронен по уставу Церкви, с соблюдением всех обычаев, и тех, кого гибель застигла внезапно, кому суждено было отойти к Богу без отпевания, без церковной молитвы над ними, возможно, безвестно. Эти даты, которые обычно приходятся на субботние дни, называются Вселенскими родительскими субботами, хотя поминаем мы всех - и незнаемых нами давно ушедших предков, исповедовавших Христову веру, и тех близких, кого потеряли недавно, в том числе друзей, дорогих нам людей. Так утверждается единство Церкви, и тем свидетельствуем мы, что все, от начала времен уверовавшие в Бога, в Сына Божия, не погибнут, но будут иметь жизнь вечную (Ин. 3, 15), и сегодняшнее разделение на живых и отошедших в мир иной имеет лишь временное значение.

Даты этих важных дней не фиксированы, поскольку приурочены к переходящим праздникам.

Первая Родительская суббота - мясопустная . Она предваряет Неделю мясопустную, то есть - воскресенье перед последней седмицей до начала Великого поста. Неделя мясопустная, то есть последний день, когда допускается есть мясо, посвящается напоминанию о Судном дне - дне Страшного суда Христова. В мясопустную субботу Церковью установлено совершать молитвенное ходатайство всех ко Господу не только о живых, но и о всех, кто ушел от начала времен, всех родов и званий, как скончавшихся в благочестии, так и тех, кого смерть постигла внезапно. Такое торжественное соборное поминовение в этот день происходит и в Троицкую субботу . Так, всей Церковью мы молим Бога о помиловании всех, об общем прощении и спасении, свидетельствуя тем полноту и единство Церкви, где члены ее - и живущие, и умершие - вместе будут на грядущем Суде Господнем. Тем подчеркивается абсолютное единство Церкви, которое открывается нам каждый раз в Светлое Христово Воскресенье.


Дни особого поминовения в церковном году:
Родительские субботы в Великий пост:
- суббота 2-й недели Великого поста;
- суббота 3-й недели Великого поста;
- суббота 4-й недели Великого поста.

Эти дни выделяются Церковью для особого поминовения потому, что в постных богослужениях постных седмиц - воскресений - не совершается заупокойных поминовений, в том числе и третьего, девятого и сорокового дней по уходе человека из земной жизни. В Божественной литургии Великого поста нет также той части, в которой совершается особое поминовение усопших. Таким образом, на всех нас, мирских членах Церкви, лежит спасительный для окончивших свой земной путь близких долг предстательства за них перед Богом. В эти дни мы общаемся с ними через молитву о них, подтверждая, что, разлучившись физически здесь, мы все равно объединены перед Господом единой верою в Него и общей принадлежностью к Церкви.

После Пасхи:
Радоница , или Радуница - вторник второй недели по Пасхе после Фоминого воскресенья. В этот связанный с Фоминым воскресеньем день вспоминается событие сошествия Господа нашего Иисуса Христа во ад и победы Его над смертию, то, как Он «воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», как поется в праздничном пасхальном тропаре. Также теперь снова совершается обычное поминовение усопших, разрешенное церковным уставом после Страстной и Светлой седмиц.

Радоница… Это чудесное название происходит от слова радость - общая пасхальная радость о Воскресении Христовом, которая наполняет всех членов Церкви. На Радоницу, как в и Троицкую субботу, после посещения церковного богослужения ездят на кладбища - возвестить о радостной вести Воскресения Сына Божия, помолиться о том рядом с усопшими, привести после зимы в порядок место погребения родных и близких. Цветы на могилах в этот день - символ возрождения жизни во всем. Это главные дни поминовения в церковном году.

9 мая. Праздник непереходящий. В Праздник Победы ныне установлено поминовение всех усопших воинов, но не только тех, кто отдал жизнь за Родину в Великой Отечественной войне, но и всех от века ее ушедших защитников, и тех, кто полег на поле боя, и тех, кто выжил в те годы, вернулся в славе живым и ушел из жизни в мирное время заслуженным ветераном. Поминаем наших воинов всех, кто полег и в современных военных конфликтах.


Седьмой четверг после Пасхи, его еще называют Семик.
Это особый день, когда поминают умерших не своей смертью, а также утопленников, самоубийц, детей, не доживших до крещения. Наша молитва о них в этот день очень важна для них - через нее у них также есть возможность получить Святаго Духа, упокоиться от Него, уповать на будущую Жизнь Вечную вместе со всей Церковью.

В Троицкую субботу , ее еще называют в народе Задушная, Троицкие деды , мы поминаем всех преставившихся в благочестии христиан, поскольку на праздник Пятидесятницы произошло великое событие - сошествие Святого Духа. Этим свершилась полнота Троицы Единосущней и Нераздельней - Бога Отца, Бога Сына и Святаго Духа, залога спасения человеков, как живых, так и усопших, ибо Святым Духом «всяка душа живится». На вечерне Пятидесятницы, в Троицкую субботу читаются молитвы, составленные святым Василием Великим. В них говорится, что Господь особо принимает молитвенные просьбы об усопших, даже о тех, кто «в аде держим».

Также в дни особых поминовений принято приносить в церковь и класть на канун бескровные жертвы, то есть ни в коем случае не мясные.

До сорокового дня умершего именуют новопреставленным. Поминать новопреставленных в первое время после смерти важно и нужно, потому что поминовение облегчает душе нелегкий переход в вечную жизнь и помогает проходить мытарства.

Дни особого поминовения усопших: что означает?

3, 9 и 40 – (при этом день смерти считается первым). Поминали усопших в эти дни ещё в глубокой древности.

Ещё существует обычай поминать усопшего в:

  • День рождения;
  • День Ангела;
  • каждую годовщину после смерти.


Дни особого поминовения усопших: что нужно делать в эти дни?

На третий день после смерти обычно хоронят усопшего. После похорон на поминальный обед приглашаются все присутствующие.

В остальные дни поминовения усопшего самые близкие родственники собираются за совместной трапезой, чтобы помянуть покойного молитвою. В церкви подается записка на Литургию или заказывается панихида, освящают кутью.

Дни особого поминовения всех усопших: календарь

  1. В Православной Церкви каждый день недели отнесен к особому воспоминанию. Суббота же приурочена памяти всех Святых и умерших . В субботу (по-еврейски означающую – покой) Церковь молится за души людей, перешедших от земной жизни в загробный мир. Кроме ежедневных молитв и молитв в субботы, в году существуют отдельные дни, посвященные молитвам за умерших. Эти дни называются родительскими:
  2. Вселенская мясопустная родительская суббота – суббота за неделю до Великого поста. Такое название получила потому, что за ней следует «Неделя мясопустная», т. е. в эту субботу разрешается последний раз кушать мясо перед Великим постом.
  3. Родительские вселенские субботы – это вторая, третья и четвертая субботы Великого поста.
  4. Радоница – вторник на второй неделе после Пасхи.
  5. 9 мая – в этот день поминаются все погибшие и трагически умершие в период Великой Отечественной войны.
  6. Троицкая вселенская родительская суббота – суббота перед Троицей. В последнее время многие считают родительским днем сам праздник Троицы. На самом деле это не так.
  7. 11 сентября день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанн . В этот день церковь совершает поминовение православных воинов, которые погибли, сражаясь за Веру и Отечество. Этот день особого поминовения установлен в 1769 году по указу Екатерины II во время войны с поляками и турками.
  8. Димитревская родительская суббота (8 ноября). Небесный Покровитель благоверный великий князь Димитрий Донской, победив на Куликовом поле, совершил поименное поминовение погибших воинов на поле брани накануне своего дня Ангела. С того времени Церковь в этот день, названный народом Димитриевской субботой, поминает не только погибших за Отечество воинов, но и всех умерших православных христиан.

Православные христиане в родительские дни идут в церковь, где совершаются заупокойные службы. Принято в эти дни приносить жертвы на панихидный стол – разные продукты (кроме мясных).

По окончанию панихиды продукты раздают нуждающимся, служащим храма, отправляют в дома для престарелых и детские дома. Продукты на панихидный стол также приносят в дни, когда совершается панихида. Это своего рода милостыня за покойных.

На Радоницу и в Троицкую субботу после церкви принято идти на кладбище: убраться на могилках умерших родственников и помолиться.

Обычай оставлять на могилках продукты и выпивку к православию отношения не имеет. Это отголоски языческих тризн.

Не стоит оставлять на могилках освященные в церкви продукты и распивать на кладбище спиртные напитки. Самое лучшее, что вы можете сделать для усопших родственников – это прочитать молитву.

Дни поминовения усопших в 2016 году

Видео: Дни поминовения усопших