Молитвы в страстную пятницу перед пасхой читать. Страстная неделя: самое главное. В Страстную неделю читаются особые молитвы

Самое подробное описание: молитва читаемые в великую пятницу - для наших читателей и подписчиков.

Молитвы в Великую Пятницу

М ир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

В день Великий пятницы, когда Ангелы на Небесах замирают в благоговении перед воспоминаниями Страстей и Крестной смерти Господа Иисуса Христа, мы с Вами должны особенно помолиться Господу!

Н иже размещенные молитвы помогут Вам настроиться на сегодняшний Великий день Страстей Христовых и наполнят Ваши сердца благодарением за Пострадавшего за нас, вплоть до крестной смерти, Господа нашего Иисуса Христа.

Сия глаголет Господь иудеом: людие мои, что сотворих вам, или чим вам стужих? Слепцы ваша просветих, прокаженныя очистих, мужа суща на одре возставих. Людие мои, что сотворих вам, и что Ми воздасте? За манну желчь, за воду оцет, за еже любити Мя, ко кресту Мя пригвоздисте. Ктому нетерплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом: и Аз им дарую живот вечный.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Разбойника благоразумнаго, во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети, и спаси мя.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Два и лукавная сотвори, перворожденный сын мой Израиль: Мене остави Источника воды животныя, и ископа себе кладенец сокрушенный; Мене на древе распят, Варавву же испроси и отпусти. Ужасеся небо о сем, и солнце лучи скры: ты же, Израилю, не усрамился еси, но смерти мя предал еси. Остави им, Отче Святый, не ведят бо, что сотвориша.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Распеншуся Ти, Христе, вся тварь видяще трепеташе, основания земли позыбашася страхом державы Твоея: Тебе бо вознесшуся днесь, род еврейский погибе, церковная завеса раздрася на двое, и мертвии от гробов воскресоша; сотник, видев чудо, ужасеся. Предстоящи же Мати Твоя вопияше рыдающи матерски: како не возрыдаю, и утробы Моея не бию, зрящи Тя нага яко осуждена, на древе висяща? Распныйся и погребыйся, и воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Плещи моя дах на раны, лица же Моего не отвратих от заплеваний, судищу Пилатову предстах, и крест претерпех за спасение мира.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради претерпевый, Господи, слава Тебе.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Людие злочестивии и беззаконнии, вскую поучаются тщетным, вскую Живота всех на смерть осудиша. Велие чудо, яко Создатель мира в руки беззаконных предается, и на древо возвышается Человеколюбец, да яже во аде юзники свободит зовущия: Долготерпеливе Господи, слава Тебе.

Днесь зрящи Тя Непорочная Дева на кресте, Слове, возвышаема, рыдающи матернею утробою, уязвляшеся сердцем горце, и стенящи болезненно из глубины души, лице со власы терзающи; темже и перси биющи, взываше жалостно: увы Мне, Божественное Чадо, увы Мне, Свете мира; что зашел еси от очию Моею, Агнче Божий? Темже воинства безплотных, трепетом содержими бяху, глаголюще: Непостижиме Господи, слава Тебе.

К записи “Молитвы в Великую Пятницу” оставлено 4 коммент.

Спасибо! Храни вас господь!

Альбина, во славу Божию!

Спасибо!Храни вас Господь!

Наталья, во славу Божию!

Оставить комментарий

Рождественская молитва!

Рождественский пост

Молебны перед святынями

Соборные молитвы

Записки в Храм

Счетчик

2010-2017 © Православный сайт “Семья и Вера”

Молитвы в Страстную (Великую) пятницу

Молитвы в Страстную (Великую) пятницу

В день Великий пятницы, когда Ангелы на Небесах замирают в благоговении перед воспоминаниями Страстей и Крестной смерти Господа Иисуса Христа, мы с Вами должны особенно помолиться Господу!

Ниже размещенные молитвы в Великую пятницу, которые помогут Вам настроиться на сегодняшний Великий день Страстей Христовых и наполнят Ваши сердца благодарением за Пострадавшего за нас, вплоть до крестной смерти, Господа нашего Иисуса Христа.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Сия глаголет Господь иудеом: людие мои, что сотворих вам, или чим вам стужих? Слепцы ваша просветих, прокаженныя очистих, мужа суща на одре возставих. Людие мои, что сотворих вам, и что Ми воздасте? За манну желчь, за воду оцет, за еже любити Мя, ко кресту Мя пригвоздисте. Ктому нетерплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом: и Аз им дарую живот вечный.

Перевод с церковно-славянского на русский язык

[Вот, что говорит Господь иудеям: Народ Мой, что сделал Я тебе, или чем тебе досадил? Слепцов твоих Я сделал зрячими; прокаженных очистил; человека, лежавшего на одре, восставил. Народ Мой, что Я сделал тебе и чем ты отплатил Мне: за манну - желчью, за воду – уксусом; вместо любви вы пригвоздили Меня ко кресту. Более этого Я уже не потерплю и призову к Себе Моих язычников: они прославят Меня с Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную».]

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Разбойника благоразумнаго, во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети, и спаси мя.

[Разбойника благоразумного Ты тотчас рая сподобил, Господи. И меня древом крестным просвети, и спаси меня.]

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Два и лукавная сотвори, перворожденный сын мой Израиль: Мене остави Источника воды животныя, и ископа себе кладенец сокрушенный; Мене на древе распят, Варавву же испроси и отпусти. Ужасеся небо о сем, и солнце лучи скры: ты же, Израилю, не усрамился еси, но смерти мя предал еси. Остави им, Отче Святый, не ведят бо, что сотвориша.

[«Два преступления совершил первородный сын Мой Израиль; он оставил Меня, Источника живой воды, и вырыл себе родник отравы; Меня распял на древе, а Варавву выпросил и отпустил. Небо содрогнулось при этом и солнце скрыло свои лучи. Ты же, Израиль, не устрашился, но предал Меня смерти. Прости им, Святый Отче, ибо они не знают, что сделали».]

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Распеншуся Ти, Христе, вся тварь видяще трепеташе, основания земли позыбашася страхом державы Твоея: Тебе бо вознесшуся днесь, род еврейский погибе, церковная завеса раздрася на двое, и мертвии от гробов воскресоша; сотник, видев чудо, ужасеся. Предстоящи же Мати Твоя вопияше рыдающи матерски: како не возрыдаю, и утробы Моея не бию, зрящи Тя нага яко осуждена, на древе висяща? Распныйся и погребыйся, и воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе.

[Когда Ты, Христе, был распят, вся природа, видя это, затрепетала, основания земли колебались в страхе от силы Твоей. Когда Ты вознесен был на крест, еврейский народ погиб, завеса в храме разорвалась надвое и мертвые воскресли из гробов; сотник, видев чудо, ужаснулся. Предстоящая же Матерь Твоя рыдала в материнской скорби, взывая: «Как Мне не плакать и не бить от горя в Свою грудь, видя Тебя, как осужденного, обнаженным, висящим на кресте? Распятый и погребенный и воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе».]

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Плещи моя дах на раны, лица же Моего не отвратих от заплеваний, судищу Пилатову предстах, и крест претерпех за спасение мира.

[«Плечи Мои Я дал на бичевание и лица Моего не отвратил от заплевания. Я предстал на суд Пилата и претерпел крестные страдания ради спасения мира».]

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради претерпевый, Господи, слава Тебе.

[Весь мир содрогнулся от страха, видя Тебя, Христе, висящим на кресте: солнце помрачилось, основы земли поколебались, все страдало с Тобою, Творцом вселенной. Господи, добровольно за нас пострадавший, слава Тебе.]

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Людие злочестивии и беззаконнии, вскую поучаются тщетным, вскую Живота всех на смерть осудиша. Велие чудо, яко Создатель мира в руки беззаконных предается, и на древо возвышается Человеколюбец, да яже во аде юзники свободит зовущия: Долготерпеливе Господи, слава Тебе.

[Нечестный и преступный народ зачем замышляет тщетное? Зачем Жизнь вселенной он осудил на смерть? Великое чудо! Творец мира предается в руки язычников и Человеколюбец поднимается на крест, чтобы освободить находящихся в аду узников, восклицающих: «Долготерпеливый Господи, слава Тебе».]

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Днесь зрящи Тя Непорочная Дева на кресте, Слове, возвышаема, рыдающи матернею утробою, уязвляшеся сердцем горце, и стенящи болезненно из глубины души, лице со власы терзающи; темже и перси биющи, взываше жалостно: увы Мне, Божественное Чадо, увы Мне, Свете мира; что зашел еси от очию Моею, Агнче Божий? Темже воинства безплотных, трепетом содержими бяху, глаголюще: Непостижиме Господи, слава Тебе.

[Сегодня Непорочная Дева, видя Тебя, Слово, висящим на кресте, рыдала. материнскою утробою и горько уязвлялась сердцем; скорбно стонала из глубины души и сокрушалась, терзая лицо и волосы. При этом, ударяя в грудь, Она жалобно восклицала: «Увы Мне, Божественное Чадо, увы Мне, Свет мира! Что скрылся Ты с глаз Моих, Агнец Божий?» Поэтому и воинства бесплотных сил, объятые трепетом, произносили: «Непостижимый Господи, слава Тебе».]

Молитва читаемые в великую пятницу

Последование утрени пятницы Страстной седмицы Великого Поста

В пятницу Cтрастной седмицы Церковь вспоминает событие, которое можно назвать самым трагическим событием человеческой истории, - распятие и смерть Господа Иисуса Христа.

В этот великий день исполняются ветхозаветные пророчества об искуплении Спасителем всего падшего человечества.

Подходит к концу земная жизнь Иисуса Христа, наступает кульминационный

момент Cтрастной седмицы: Сын Божий добровольно восходит на Крест ради спасения всего человечества.

События Великой Пятницы отражены в церковных богослужениях этого дня. Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным взором изображает спасительные страдания Господни.

По церковному уставу день начинается с вечера предыдущего дня, поэтому богослужения Страстной пятницы начинаются в четверг вечером.

На утрени Великого Четверга читаются двенадцать страстных Евангелий. В них подробно повествуется о страданиях и смерти Спасителя, начиная с Его

прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и заканчивая Его погребением.

Во время евангельских чтений верующие стоят с зажжёнными свечами.

Чтение страстных Евангелий сопровождается пением хора: “Слава долготерпению Твоему, Господи”. Этими словами мы восхваляем великое долготерпение Спасителя во время Его страданий за наши грехи.

По словам святителя Иоанна Златоуста, во время страшных страданий Господа каждая часть Его святой плоти претерпела бесчестие: глава - от тернового венца, лицо - от ударов и плевков, уста - от поднесения уксуса, смешанного с желчью, уши - от злой хулы, руки и ноги - от

гвоздей, рёбра - от копия, а всё тело - от бичевания.

Но страшней телесных мук была боль Христа за людей, предавших на смерть Своего Творца. Так безутешно скорбит отец, глядя на своё заблудшее и неразумное чадо, на своего блудного сына, который всё сильнее и сильнее ввергает себя в погибель.

И, как отец не может остаться равнодушным к несчастью отвергнувшего его сына, так и Христос, претерпевая крестные муки, молит Своего Небесного Отца простить Его мучителей: “Отче! прости им, ибо не знают, что делают”. Этими словами Господь являет великую любовь, стяжать которую он завещал Своим ученикам и последователям.

“Был час третий, и распяли Его, - повествует Святое Евангелие. - И была надпись вины Его: Царь Иудейский”.

“От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого. И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух”.

Свершилось немыслимое для Ангелов и человеков. Предвечный Бог, Владыка и Творец мира, умирает на Кресте, чтобы спасти своё любимое создание - человека.

Смерть и погребение Сына Божия Святая Церковь поминает особым богослужением. В третьем часу дня (по иудейскому времяисчислению - в девятом), в час

смерти Иисуса Христа на Кресте в храмах совершается особый чин - Погребение Спасителя.

Во время этого богослужения плащаница выносится священнослужителями из алтаря и возлагается в центре храма для поклонения верующих. Плащаница представляет собой плат с изображением умершего Христа и символизирует ту плащаницу, в которую Господь был обёрнут при снятии с Креста и положении во Гроб.

Плащаница находится в центре храма в продолжение неполных трёх дней - по образу трёхдневного пребывания Иисуса Христа во Гробе.

В Великую Пятницу не положено

совершать Божественную литургию, во время которой хлеб и вино прелагаются в Пречистые Тело и Кровь Христовы, ибо Голгофская жертва была принесена в этот день Самим Христом.

Поклоняясь Живоносному Гробу Господню, мы должны благодарить Спасителя за совершенный Им искупительный подвиг, прося Его о том, чтобы Он покрыл Своим милосердием все наши прегрешения и сподобил нас великой радости - встретить светлый праздник Пасхи Христовой.

Он уъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.

Книга Исайи (53:5)

Прочтите также:

Поддержите наш проект: WebMoney R373636325914; Z379972913818; B958174963924

Какие молитвы можно читать в Страстную пятницу?

Вообще-то молитва-это беседа с Богом. Для Бога нет запретных тем.

Если человек постоянно читает молитвы только по молитвослову, рано или поздно это выродится в механическое действие. Это уже ближе к язычеству: произнес заклинание, жди результата.

Святые отцы советуют время от времени менять правило. Можно несколько дней произносить одну короткую молитву. Но главное – это все-таки связь с Богом.

Вспомните, почему эта пятница называется Страстной. Вспомните события этого страшного дня. Сердце подскажет остальное

Самая строгая – это последняя неделя Великого Поста. И Страстная Пятница – не исключение. Более того, мне однажды глубоко верующий человек сказал, что это самая строгая пятница и вообще – день – в году. Именно в пятницу был зверски казнен Иисус Христос, преданный своим народом, не поддержавшим его, хотя именно ради народа Иисус Христос и старался, и в итоге взял все его грехи на себя перед светлым ликом Господа Бога.

В Страстную Пятницу нужно обращаться к Богу даже людям неверующим, не посещающим церковь и не знающим молитв. Мне кажется, этого просит душа человека. В этот день нужно остановиться, задуматься над смыслом жизни, над ее скоротечностью, над тем, что нужно беречь то, что имеешь – любовь, семью, отношения с близкими людьми. Обращайтесь к Богу, кто как умеет – он искреннюю молитву услышит.

А тем, кто верует в Бога, тому следует этот день посвятить церковным службам, послушать батюшку, помолиться со всеми в храме.

Нашла интересную, на мой взгляд, страничку – ссылку предлагаю вам.

Молитва не читается, молитва говорится,

Молитва это встреча с Господом Небес!

Как взлетает в небо, для полёта птица,

Так душа стремиться к Иисусу, что воскрес!

Молитва это радость делиться сокровенным,

С Господом, который лишь тебя поймёт!

И тот, кто не гордится, говорит смиренно,

Мир, покой, и счастье во Христе найдёт!

Страстная или, иначе, Великая пятница – это последняя пятница Великого поста, она посвящена поминанию страданий, смерти и захоронению Иисуса Христа.

Считается, что для верующего это время молитв, поминовения и скорби. В этот день был распят, а затем и умер Иисус Христос. Особый трагизм этого дня в том, что Христос был распят своим же народом. За грехи этого самого народа. Поэтому считается, что этот день лучше всего для верующего – провести в скорби, молитве, не ссориться ни с кем, не скандалить. Для тех, кто соблюдает пост – ничего не есть.

Страстная пятница, по – другому называемая Великой пятницей считается временем молитв и скорби. В этот день распяли Иисуса Христа, в это время ему пришлось страдать и умереть на кресте.

Наступила Страстная седмица. Что самое главное для христианина в эти дни? Как провести их, чтобы достойно встретить ? С этими вопросами мы обращаемся к нашим пастырям.

Епископ Тихон (Шевкунов ) , наместник московского Сретенского монастыря:

– В Страстную седмицу надо постараться быть на всех службах, чтобы услышать и помнить обо всем том, что читается и поется в храме.

, ректор Российского православного университета:

– и Светлая седмицы, объединяемые , обладают неповторимым духовным потенциалом, который, будучи использован хоть в малой мере, способен изменить любого человека. Богослужения, традиции духовной жизни в эти особые дни церковного календаря приобщают христианина к самому главном в его жизни – тайне Спасения и Вечной жизни.

​ Страстная и Светлая Седмицы неотделимы одна от другой. С первого дня и до последнего мы видим и сопереживаем со Христом и Его учениками Его спасительную жертву, мы радуемся Его Воскресению и освобождению от адского тлена рода человеческого. Эти 14 дней со всей очевидностью показывают всем нам смысл нашей жизни, смысл мироздания, ясно показывают путь, которым мы можем войти в Царствие Небесное. Непродолжительный период времени, но достаточный для получения опыта такой силы, чтобы потом год питаться его духовными плодами.

Тех, кто не постился, и вот теперь, на последней неделе, решил подготовиться к празднику Пасхи, мы с радостью приветствуем. Господь приготовил богатую трапезу и ждет каждого с любовью. Если человек не постился или постился худо, это не препятствует ему подготовиться к празднику Воскресения Христова в течение Страстной Седмицы и причаститься в светлый день Пасхи.

Случается, что некоторые из тех, кто не постился в Великий пост или постился, по их мнению, недостаточно усердно, думают, что если отказаться от пищи, посидеть на воде и хлебе в Страстную Седмицу – то значит весь пост «зачтется». Едва ли это правильно. Нельзя подходить в посту как к экзамену или зачету, когда у многих получается в последнюю ночь все выучить и сдать, получив хорошую оценку. В духовной жизни действуют иные правила и законы, здесь нет необходимости «нагонять» кого-то. Откройте свое сердце Господу и присоединяйтесь к постящимся христианам. Как на протяжении всего Великого поста, так и в Страстную седмицу пост должен совершаться с рассудительностью и своей мерой для каждого.

Если у кого-то не получилось в полной мере совершить с Церковью подготовку к Пасхе, то и тогда не отказывайтесь от нашей общей радости о Воскресении Господа. Христос ждет и примет в свои объятья каждого, кто нуждается в Нем.

, настоятель Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Общественной палаты Челябинской области:

– – дни великие и святые – имеют силу отсечь нас от повседневной суеты и целиком погрузить в ожидание Пасхального торжества. Но готовиться к проживанию вместе с Церковью этих дней совсем непросто. Непросто, хотя средства и просты, и известны. Всю Святую Четыредесятницу мы взывали к душе своей, пробуждая её. Очищались внутренне молитвой. Стоит, проделав уже путь Великого Поста, ещё пристальнее взглянуть внутрь себя, собраться, сосредоточиться и избрать богомыслие спутником на это время. Тут следует быть готовым и к преодолению всевозможных проблем, которые, как правило, необыкновенно усиливаются на Страстной неделе, и понадобится вся трезвость и ума, и души, чтобы не испытать горечь от недостойно проведённого времени. В Страстные дни нам поможет бесстрастие. Не поддадимся унынию и пустым тревогам. Не спасуем перед искушениями. В эту неделю нет ничего главнее сопереживания событиям Священного Писания, событиям нашего спасения – Тайной Вечери, суда, распятия, Креста Христова. Но слёзы на наших глазах не есть признак смятенной души, но знак глубокой любви, благодарности и искреннего христианского чувства. Прожив каждый день Страстной недели до конца, без остатка, мы и Пасху Господню встретим в духовном торжестве, а не в истерическом исступлении, как порой можно замечать. Ведь не обильного разговения мы ожидаем в конце концов, а радости Воскресения и победы над смертью и грехом.

, клирик храма святителя Николая на Рогожском кладбище г. Москвы:

– Помню, когда на экраны вышел фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы», на многих, особенно нецерковных людей, он произвел огромное впечатление. Один мой знакомый пошел смотреть эту картину в кинотеатр, а после рассказывал, что молодежь, которая как всегда перед сеансом заготовила попкорн и разные напитки, чтобы приятно провести время, до самого конца фильма не смогла съесть ни крошки. Все в оцепенении просидели молча весь сеанс. Известны случаи прихода к вере, крещения людей после просмотра этого фильма. Зарубежом были случаи, когда люди, много лет назад совершившие преступления и ушедшие от наказания, каялись и приходили сдаваться в руки правосудия. Такое впечатление на них произвели события Страстной седмицы, описанные в картине. Они осознали: какая страшная жертва принесена за нас и как велики были страдания Христовы. Но Гибсон как католик, конечно, сделал главный акцент на человеческих страданиях Спасителя. Это вообще особенность католической доктрины «компассио», то есть сострадание. Переживание в месте со Христом Его мучений как Человека. И поэтому западное церковное искусство настолько натуралистично и реалистично. Пот, кровь, истерзанная плоть Господа в фильме представлены очень реально. Но нам, православным, дано гораздо большее. Любой верующий, который молится на службах Страстной недели, может испытать гораздо большее потрясение и переживание, чем после просмотра «Страстей Христовых». И это переживание будет совсем другого, духовного характера. Нам дано представить и увидеть величие Жертвы. Не просто сострадание к избитому и распятому человеку появляется в нашем сердце, а священный трепет перед Творцом вселенной, Который из любви к нам висит сейчас на кресте. И, конечно, любовь и благодарность распятому за нас Богу. «Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый…» И в нашей православной службе, в наших песнопениях Жертва Христова предстает во всем ее величии. И поэтому, когда в Великую пятницу после проповеди прихожане подходят прикладываться к плащанице, у многих в глазах стоят слезы.

Великую пользу для души можно получить, если посещать богослужения . Воспоминание предательства Иуды, Тайная Вечеря, чтение 12 Евангелий, вынос Плащаницы и чин погребения – все эти службы наполняют душу особыми чувствами, и, молясь за богослужениями страстной седмицы, с особой радостью встречаешь и Пасху Христову. Ведь вся святая четыредесятница лишь готовит нас к воспоминанию Страстей Христовых, а страстная седмица готовит к Празднику праздников, к Пасхе. Во время шестопсалмия, которое есть воспоминание ночи перед Рождеством, гасятся светильники, чтобы в полумраке, тишине и сосредоточенной молитве встретить приход в мир Спасителя: «Бог Господь и явися нам!» Так и перед Воскресением Христа Церковь особенно усиленно молится и готовится к празднику.

В дни Страстной седмицы нужно стараться почаще бывать на службах, а также усилить свой личный постный подвиг.

Неоднократно замечал, что Страстная – время особых искушений, поэтому следует быть особенно внимательными к своей душе, чтобы не погубить весь труд поста. Постящийся должен быть внимательным и бдительным как часовой на посту , чтоб и на выстрел не подпускать духов праздности, уныния, гнева и ссоры. Желаю всем крепости, помощи Божией и сил для прохождения страстной седмицы. Дай Бог дожить до Пасхи!

, благочинный Малоярославецкого округа Калужской епархии:

– Заканчивается Великий Пост, и Святая Церковь обращается к нам, воспевая: «Душеполезную совершив четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». И этот призыв есть для нас итог и напоминание о том, что наш личный постный подвиг являлся, в первую очередь, приготовлением нашей души и сердца для таинственного погружения в события Страстной седмицы, когда ради нас и нашего ради спасения совершается великая тайна Искупления человеческого рода от власти смерти и страшного рабства диаволу.

Сегодня на наших глазах духовное поле христианства стремительно сужается, и нам все осязательно ближе и понятней становится тот ужас и та тоска учеников Господа, ощутивших совсем нежданно-негаданно свое беззащитное одиночество посреди власти тьмы и греха, воцарившихся в мире после крестной смерти Спасителя. То, что произошло 2000 лет назад в Иерусалиме, – это не история, это всегдашнее сегодня. Церковь же обладает силой делать это видимым и явным.

И потому сопребывание с Апостолами и в Сионской горнице, и в Гефсимании, и во дворе Каиафы, и на Голгофе – не простое участие в богослужениях – это наш «пропуск» в Пасху. Для каждого христианина это сопереживание – «вчера спогребохся Тебе, Христе» – является удостоверением участия в другом событии – «совозстаю днесь воскресшу Тебе», условием вхождения в радость Воскресения Христова. В Страстные дни вся наша жизнь, ее смысл и наше сердце должны быть здесь, у ног Спасителя, рядом с блудницей, рядом с учениками, только бы подальше от Иуды и его соблазнительного ковчежца. И потому позаботимся не дать себя увлечь безвозвратно в эти святые дни и ночи неизбежной предпасхальной суетой, приготовлением явств, уборкой дома – вещами насколько необходимыми, настолько и душевно расхищающими. Оградим наш дом от пустословия, от символа мира сего – телевидения, задернем шторы, откроем очи нашей души, омоем их слезами «яже к Тебе любви».

Старое поколение церковных людей, с особой ревностью ценивших все бытовые подробности празднования пасхальных дней, неизменно рассчитывали свое время таким образом, чтобы уложить все главные домашние хлопоты в первые дни Страстной седмицы. И завершив неизбежные земные заботы, начиная с вечера Великой среды приступали к самому главному – безмолвному и скорбному предстоянию Кресту Господню. Да и что иное может делать христианин, видя распинаемого Бога – ничто земное в себе помышляя … И хотя это предстояние исключительно мучительно для любящего сердца, но эта мука любви, веры и надежды, без которой нет христианской жизни… И если не хватит нам любви и святой боли в эти дни – согреемся теплой молитвой и покаянным чтением Слова Божия, чтобы холод нашего сердца не превозмог огня и света Вечной Христовой Пасхи.

, секретарь Сумской епархии Украинской Православной Церкви:

– В дни завершения собственно Великого Поста и в преддверии особых дней Страстной седмицы важно решить: что я должен усвоить из того, что предлагает для моего восприятия и спасения Церковь Христова?

Современному православному христианину важно подготовить себя к личному переживанию всего того, чему будут посвящены каждый из дней предстоящей недели. За каждодневной суетой нужно не утратить способности в Великий Понедельник вспомнить об участи бесплодной смоковницы, повергнутой в огонь, спросив себя о плодах своей духовной жизни. В Великий Вторник вслушаемся в притчи, через которые Спаситель обличал книжников и фарисеев, чтобы найти для себя правильный путь духовной жизни. В Великую Среду вместе с женой, омывшей слезами и драгоценным миром ноги Спасителя, обретем решимость сокрушения сердца и отвергнем слова Иуды, который через мнимую заботу о нищих явил свое сребролюбие. Будем с особым благоговением готовиться ко дню Тайной Вечери – Великому Чистому Четвергу, помня, что участвуем в той самой Тайной Вечере в Сионской горнице. Умилительный Чин омовения ног, когда архиерей, уподобляясь Спасителю, омывает ноги священникам, пусть станет нам назиданием Христовой любви и кротости. Вечером же, возжегши свечи, вслушаемся в слова Страстных чтений Евангельских, в которых описана вся трагедия распятия Сына Божия. Возвращаясь домой со своей страстной свечкой, вспомним, что христиане призваны быть светом миру, рассеивающим темноту ночи. В Великую Пятницу преклоним колени перед святой Плащаницей, вознесем свои молитвы во время Плача Богородицы, рыдающей у гроба Своего Божественного Сына. Богослужения Великой Субботы пусть станут для нас молчаливым ожиданием Воскресения сошедшего во ад Спасителя.

Еще раз скажу: очень важно выяснить для себя, где же я в этом сюжете событий, переживаемых в течение недели? Насколько решительно я готов отвергнуться неправды и греха и стать сопричастным торжеству Воскресшего Спасителя? Когда каждый из нас осознанно переживет эти великие и трагические дни, тогда появится настоящий повод для духовной радости: ведь Христос действительно воскрес! Пережив схватку с собственными греховными навыками и устремлениями, вкусим же радость освобождения от греха и сопричастности великому и славному Воскресению Христову!

, настоятель храма настоятель храма Иконы Божией Матери Державная:

– в Церкви помогает нам приблизиться к Богу, прикоснуться к самой сути Христианства, к тайне жизни.

Суть Христианства – в этой Седмице. В Страстях Господних – тайна нашего спасения.

Тайна – в том, что Крест и смирение в наибольшей степени изменяют мир. Крест – это оружие мира, непобедимая Победа .

Тайна – в том, что и наше самоотречение, наши страдания ради Христа не остаются только страданиями, но приносят плоды.

Если мы в эти дни будем в Церкви, будем при Кресте Господнем, то наша душа получит великую пользу. Она прикоснется к страданиям Спасителя. Она станет другой. В этом – цель Страстной седмицы.

Хорошо бы отложить на это время все обычные дела, не входить в Интернет, даже на православные сайты, и постараться прожить эти дни совсем иначе, чем все остальные недели года, потому что дни этой недели – совершенно особенные. Каждый из них именуется в Церкви Великим: Великий понедельник, Великий вторник… Великая суббота. Все эти дни, начиная уже с Лазаревой субботы, соответствуют последним дням земной жизни Спасителя. Таких дней в Церкви в течение года больше нет. Поэтому лучше всего прожить эти дни в храме, желательно быть на всех службах, а то и уехать на это время в монастырь. Лучше в эти дни ничего не сделаешь.

Поэтому еще до наступления Великого поста хорошо бы продумать, как лучше организовать свою жизнь в это великое спасительное время «генеральной уборки» нашей души. Недаром в Церкви есть подготовительные недели перед Великим постом, когда читаются соответствующие воскресные Евангельские чтения, потом начинаются песнопения и чтения Постной триоди, потом – масленица с ее Евангельскими чтениями Страстной седмицы, и только потом мы вступаем в Великий пост. Лучше всего, помолившись, постараться взять отпуск на первую и Страстную седмицы – скажем, очередной (куда полезнее, чем лежать на пляже летом: там только тело потемнеет, здесь – просветлеет душа). Не получится очередной – попросить за свой счет.

Что касается куличей и пасох, крашеных яиц, подарков к празднику, предпраздничной уборки, даже в храме, – то все эти хлопоты лучше всего закончить еще на шестой седмице поста, с тем, чтобы на Страстной только ходить на службы.

Когда-то в Москве, на Большой Ордынке, в храме, где находится чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих радость», почетным настоятелем был архиепископ Киприан (Зёрнов: 1911-1978; Царство ему Небесное!) Он как-то говорил прихожанам:

– Если вы хоть одну службу Страстной седмицы пропустите, Господь ваших куличей не примет.

Службы в храмах в эти дни будут идти ежедневно утром и вечером, а в Страстную пятницу даже трижды в день.

В первые три дня единственный раз в году в храмах прочитываются четыре Евангелия (первые три – полностью).

В Великий четверг – день воспоминания Тайной вечери Спасителя с учениками – причащаются все православные (единственный день Страстной седмицы, когда разрешается растительная пища с растительным маслом).

В Страстную пятницу, самый строгий постный день года, единственный день Страстной седмицы, когда не совершается даже Литургия Преждеосвященных Даров, мы поклоняемся Великим Спасительным Страданиям Господа, мы пребываем при Его Кресте с Божией Матерью и апостолом Иоанном Богословом. Лобызаем Его святую Плащаницу.

Великая суббота – этот Великий день, когда в Иерусалиме совершается чудо схождения Благодатного огня на Гроб Господень, – не просто день подготовки к Пасхе, это неповторимый богослужебный день, исполненный великой духовной радости, хотя еще продолжается строгий пост. Как и в Великий четверг, в этот день – последний раз в году – служится Божественная Литургия святителя Василия Великого. В храмах оставляется всё черное, преображается в белое. За Литургией читается Евангелие о Воскресении Спасителя, хотя для нашего телесного взора Он лежит еще, плотию уснув, яко мертв . Но Победа над адом, над смертью уже совершилась!

, настоятель Сергиевского храма при областной больнице г. Херсона, доцент кафедры экологии и географии Херсонского государственного университета:

– «Угодно Святому Духу» (Деян., 15, 28), чтобы душа, очищенная покаянием во время Великого поста, пережила события . Без этого не возможно восхождение на вершины духа.

Подвиг Богочеловека Иисуса Христа простирается в вечность. Разум и сердце всегда удивляет возможность, которую дарует Церковь, не просто вспомнить обо всем, что произошло в течение нескольких последних дней земной жизни Спасителя, но стать их участником. Все Церковные службы, пронзая пространство и время, переносят нас туда, где все происходило.

Ничто не действует на душу так благотворно, как стояние у подножия Креста Господня. Только здесь по-настоящему понимаешь умом и ощущаешь сердцем бесконечную любовь Божью. Здесь распускаются чистые цветы благодарности Господу.

Современному человеку, отягощенному множеством забот, трудно посетить все церковные службы Страстной седмицы, но побывать хотя бы на одной из них нужно непременно. Без этого нельзя ощутить всю красоту и величие праздника Пасхи Христовой. Хорошо бы дома в это время почитать Страстные Евангелия и акафист Святым Божественным Страстям Христовым. И, конечно же, соблюсти пост в ту меру строгости, которую может понести человек.

клирик храма Трех святителей г. Симферополя:

– Сострадание Христу, участие в Его скорбях и смерти – необходимое условие нашей пасхальной радости. Это верно как в отношении всей жизни, так и в отношении предстоящей и грядущего за ней Светлого Воскресения. Но как же мы можем сделаться участниками Христовых страданий и смерти? Святая Церковь призывает нас провести эти дни в усиленном посте и молитве, и это именно то, что позволяет нам приобщиться Христу.

Воздержание в пище утончает плоть и обостряет духовные чувства. В первые три дня Страстной седмицы Церковь призывает нас к строжайшему посту, правда, в четверг, ради Тайной вечери, допускается малое утешение, но в пятницу предлагается полное воздержание от пищи, в воспоминание крестных мук и смерти Спасителя.

Но требование воздержания относится не только к пище, а ко всему вообще, что питает нашего плотского, ветхого человека. Ко многим вещам мы так привыкли, что не мыслим без них своё существование. Мы не следим за своей внутренней жизнью, в то время как святыми отцами заповедана непрестанная брань с греховными помыслами и чувствами, противление им молитвой. Мы не следим за выражением своих эмоций, говорим много лишнего, осуждаем, раздражаемся или, наоборот, веселимся без удержу. Мы привыкли искать забвения во всевозможных развлечениях от телевизора до интернета. Всё это отвлекает нас от иной, духовной реальности, и от всего этого можно и нужно воздержаться хотя бы в Страстную седмицу. И тогда в образовавшейся тишине мы сможем услышать возвышающий душу голос вечности, голос Христа.

В Церкви в эти дни совершаются особенно умилительные, проникновенные службы: В первые три дня служатся литургии преждеосвященных Даров, в Четверг – в воспоминание Тайной вечери и установления таинства Причащения – служится литургия Василия Великого, вечером читается 12 Евангельских текстов, посвящённых страданиям Господа. В пятницу днём совершается вынос Плащаницы, а вечером – торжественный чин Погребения. В субботу – преддверие Светлого Воскресения, день, когда «да молчит всякая плоть человеча», – служится литургия Василия Великого. Все эти службы помогают сосредоточиться на событиях Страстной седмицы, пережить их с Господом.

Но не у всех есть возможность бывать в эти дни в храме. В любом случае, нужно помнить о содержании этих святых дней и стараться вести себя соответственно. И препятствием в этом не может быть ни работа, ни семейные обязанности, потому что наша цель не в исполнении какого-то ритуала, а в сопричастности Христу.

Когда близкий человек страдает, нам не нужно говорить о необходимости поста, потому что кусок не лезет нам в горло, нам не нужно напоминать о необходимости воздержаться от развлечений, потому что ничто нас не радует, нас не нужно призывать к собранности, потому что сама любовь, скорбь о родном человеке делает нас отрешёнными от всего на свете.

По настоящему нам нужно только одно – быть со Спасителем, и в эти дни особенно, а для этого нужно прислушиваться к своему сердцу, помнить о Христе, искать Его, обращаться к Нему в молитве.

И простейшая из них: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!» – всегда может быть с нами. Эту молитву можно произносить в уме независимо от обстоятельств места и времени. Главное, чтобы слова молитвы сочетались с искренним, покаянным устремлением к Богу, свидетельствовали о нашем желании быть со Христом. И на это желание Господь обязательно ответит, дав нам почувствовать хоть частичку Его скорби, чтобы мы затем познали и всю полноту Пасхальной радости.

, руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии:

– Для христианина главное – Христос. Для любого христианиниа, в любые дни, при любых обстоятельствах.

Но наше движение к Нему – разное в разные дни, в разных обстоятельствах, и особенно – для разных лиц. Очень неразумно и прямо опасно навязывать людям те рецепты практического поведения, которые прописаны не для них: то же самое бывает иной раз, когда невежды-больные делятся друг с другом своими лекарствами...

Поэтому я отвечу на Ваш вопрос применительно лишь к одной жизненной картинке: вы легко ее распознатете. Я и сам вписывался некогда в такую картинку и был благодарен, когда мне дали такой совет: остановись и смолкни.

Постарайтесь свести к минимуму перечень и объем выполняемых вами дел и внешних контактов. Необходимые домашние дела – как правило, это уборка дома – сделайте все вместе, но без лишней скрупулезности. Особенную же сдержанность проявите на кулинарном фронте... Будьте друг с другом, мужья и жены, родители и дети, но не надо лишних слов. Пусть из вашего молчания вырастает ваша молитва и воскресает ваша любовь к Воскресающему Богу.

, председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол», клирик Войскового Собора св. Александра Невского г. Краснодара:

– – та, к которой нас готовил Великий пост или святая Четыредесятница. Это воспоминание и сопереживание последних дней земной жизни Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа. Все дни называются великими. В Понедельник суд над смоковницей, её проклятие, чудо, напоминающее о будущем Страшном суде, где будут оправданы праведники и прокляты души, не приносящие духовного плода. Вторник – обличение фарисеев в лицемерии. Среда – предательство Иуды. Четверг – воспоминание Тайной вечери, на которой было установлено Таинство Евхаристии – Причастие; вечером чтение в храме Страстных Евангелий. Пятница – смерть Богочеловека на Кресте, вынос Плащаницы и чин погребения Спасителя. Суббота – воспоминание сошествия во ад и победы над ним Христа. Характер этого дня выражается словами: «Да молчит всякая плоть человечья и ничего суетного в себе не помышляет».

В Страстную седмицу важно побывать на всех богослужениях со среды и провести это время максимально в благоговении. Сострадая Христу сердечной верой и любовью в церковных службах, мы с Ним и совоскреснем!

, духовник Калужского православного миссионерского общества, администратор Калужской добровольческой службы «Милосердие», секретарь Миссионеркой комиссии Калужской епархии:

– Перво-наперво нужно постараться понять, что и Светлая седмицы означают лично для каждого из нас. Чтобы что-то предпринять, нужно оценить практическую значимость этих дней. Чаще всего мы не отдаем себе отчет в том, что в посте и в празднике для нас наибольшее значение имеет либо гастрономический аспект (запрещение-разрешение определенных продуктов), либо обрядово-бытовой (выпечка куличей, покраска яиц, уборка, нанесение крестов копотью свечей). А собственно вероучительный, аскетический и литургический смыслы остаются зачастую вне нашего внимания. Но ведь это и есть самое главное. Практически можно позволить себе иногда вообще забыть о гастрономических и обрядово-бытовых вопросах и сосредоточиться на главном. Как это можно сделать?

Достойно можно встретить Воскресение Христово только в святости. С нашими грехами, приходя к празднику Пасхи, невозможно думать о достоинстве. Можно только глубже и глубже переживать свое недостоинство и никудышность. Именно этому переживанию и должна была способствовать прошедшая Четыредесятница. Иначе зачем мы молились: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения...» и «Покаяния отверзи ми двери...»? Именно здесь – в глубине переживания недостоинства и рождается пасхальная радость. И только осознание нами собственного недостоинства может раскрыть нам понимание Страстной седмицы. Ибо Страстная седмица – это свидетельство Церкви о величайшем добровольном самоумалении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, с тайной которого мы должны соприкоснуться в эти дни. В смирении и умалении себя по образу нашего Спасителя заключается и наше достоинство.

Страстная и Светлая седмицы – это литургическая икона нашего спасения. Практическая задача каждого верующего в эти дни – запечатлеть эту икону в своем сердце и сохранить ее там, сделав основной парадигмой своей жизни. Именно к этому призывает Церковь в эти дни каждого крещеного человека! Вспомним слова апостола Павла:

«…все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху…» (Рим. 6:3-6).

Молитвенное соумирание Христу и совоскресение с Ним не завершаются таинством крещения. Оно продолжается в повседневной жизни и особенно - в опыте переживания Страстной и Светлой седмиц. Поэтому в древности оно было вплетено в богослужение Страстной Седмицы. Так что даже если человек крещен во младенчестве, он все равно не лишается возможности в сознательном возрасте молитвенно пережить Таинство вхождения в Церковь.

Сейчас у нас есть возможность возвратиться, переосмыслить всю свою духовную жизнь и прожить Страстную седмицу и Пасху так, как бы мы хотели провести дни своего крещения.

Страстная пятница это самый драматичный день Великого поста. Согласно библейскому преданию, которое представлено в Евангелии, в этот день был казнен на кресте Иисус Христос, после чего погребен в пещере. Драматичное событие, случившееся много веков назад, отразилось в том, что в память о нем, христиане в этот день в период великого поста налагают на себя суровые ограничения, касающиеся приема пищи и поведения. Кроме этого в Страстную пятницу предписывается соблюдать различные традиции и совершать определенные обряды.

В Страстную Пятницу рекомендуется полностью отказаться от еды, если не имеется никаких медицинских противопоказаний. Также по возможности нельзя выполнять тяжелую работу. Весь день следует провести в молитвах и посвятить все свободное время размышлениям о великом подвиге Иисуса Христа и его жертве во имя прощения всех людей.

Какие молитвы читают в Страстную пятницу



Молитва о спасении души

Молитва о спасении души короткая, ее нужно читать в Страстную пятницу, как можно чаще. Звучит она так:

«О, Иисус Христос, Бог наш, спаси и помилуй наши души святой Церковью, позаботься о нас, не дай нам гореть в геенне огненной. О, Иисус Христос, Бог наш, помилуй нас, бедных грешников. О Иисус Христос, Бог наш, благослови моего отца, мою мать, моих родных за которых искренне молюсь. О Иисус Христос, Бог наш, и все, что я должен молиться, помоги нам пройти чистилище и доведи наши души до небесного покоя. Аминь»

Молитва о прощении грехов

Молитва о прощении грехов в Страстную Пятницу обладает особой силой. Она позволяет попросить прощение за все грехопадения, свершенные по неразумению, но при этом очень важно молиться с искренней верой в душе.

Как вариант можно воспользоваться следующим молитвенным текстом:

«Господи Всевышний, услышь меня, раба Божьего (собственное имя) прости мне мои грехи, ибо искренне я в них раскаиваюсь. Позволь мне работать старательно и вести праведную жизнь в соответствии с заповедями Твоими. Даруй мне возможности возносить Тебе молитвы, быть добрым и словом и делом по отношению к другим. Научи меня, как удержаться от бесовских искушений, чтобы ничего плохого не делать и никому не навредить. Прошу у тебя прощения и совета. Аминь»

Молитва о защите от врагов

Безусловно, у каждого человека на земле имеются враги. В Страстную Пятницу следует прочитать следующую молитву о защите от недобрых людей:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. По преданию Царь Ирод беспощадно бьется, с остервенением дерется, Кровь бездарно проливает, никого не жалеет, никого не прощает. Но я, раб Божий знаю одно, что против недоброго человека есть сильный и надежный, великий стрелец - всемогущий Бог Отец! У сына его Иисуса Христа, жизнь отдавшего за счастье людей, лук - это яркое Солнце, стрела - это ясный месяц. Имеется у Него чем стрелять, поэтому, Господь справедливый никому не даст меня обижать. Я знаю, что благодаря вере моей искренней Бог всегда на моем пути впереди, Пресвятая Богородица позади. С защитой сильной небесной я никого не боюсь и никого не страшусь. А моим врагам, лиходеям злодеям спицы острые в языки злые, каленые клещи в клыки, в недобрые очи пески. Аминь»

В страстную пятницу обязательно следует прочитать молитву, в которой выражается скорбь за свершенные собственные грехи: Можно воспользоваться следующим молитвенным текстом:

« Обращаюсь к Тебе, Бог мой, Отец мой, я раб Божий (собственное имя) с просьбой о прощении всех моих прегрешений. Я очень сожалею, что в определенные жизненные моменты я отвернулся от тебя, но помню, что в такой трудный час я все равно ощутил Твою поддержку. Стремлюсь к пониманию и показываю свою любовь в молитве этой искренней, из глубины души исходящей. Прошу Тебя, Господи, ради своего Сына Иисуса Христа, умершего и воскресшего ради счастливой жизни всех людей, прости мне все мои грехи, ведомые и неведомые, совершенные в минуты отчаяний или по неразумению. Отец Всевышний, знаю я, что грехопадениями своими я нанес оскорбление всем Высшим силам, а также обидел много благоверных людей на земле. Прими в сию минуту мои искренние обещания, что я буду вести праведный образ жизни и проявлять свою любовь к ближним. Я прошу помощи и поддержки Святого Духа, чтобы он указывал мне правильный жизненный путь в служение другим людям. Аминь»

Молитва за единство

Каждый человек живет в обществе и очень зависит от него. Когда люди объединяются, то они забывают о распрях и начинают созидать, что благотворно влияет на отношения людей в целом. Поэтому очень важно в Страстную Пятницу читать молитву о единстве.

Звучит она так:

«Великий и Всемогущий Отец Небесный, услышь молитву раба Божьего (собственное имя) в этот святой день. Прошу Тебя, Господи, отправить на землю Святого Духа, который смог бы объединить всех людей. Помоги нам всем, Всевышний, забыть все прошлые неприятности, отложить в сторону все осуждения и независимо от религиозных убеждений понять и простить друг друга. Научи нас, Господи, работать вместе на благо процветающего общества. Пусть не помешают нам в этом национальности и расы. Позволь нам превратить наш мир в процветающий. Объедини, всемогущий Господь, нас всех в особенности христиан. Сделай так, чтобы стали мы едины, как те соратники Иисуса Христа, которые собрались вместе с ним на Вечери Господней. Прошу только об одном, чтобы мы могли работать усердно, молиться искренне, жить вместе счастливо в любви и мире. Аминь»

Молитвы в Страстную пятницу во время службы в храме

В Страстную Пятницу вспоминают о том, что Иисус Христос принес Себя в жертву ради всего человечества. В храме читают фрагменты Евангелия о страданиях Христа. Во время такого богослужения, которое происходит в три часа дня, выносят Плащаницу. Это особое иконописное изображение, на котором Иисус изображается в гробу. Его устанавливают в центре храма на возвышении. Изображение Иисуса Христа украшают со всех сторон цветами. В вечерний час проходит в храме еще одна служба, во время которой Плащаницу обносят вокруг церкви.

12 фрагментов Евангелий по Страстям Христовым

Молитвы в Страстную Пятницу, которые известны, как 12 фрагментов Евангелий по Страстям Христовым - это обязательное богослужение, которое проводится в Страстную Пятницу. С учетом того, что богослужение очень длинное, то служба начинается вечером накануне, как правило, в 6 часов вечера.

Как понятно по названию, главной особенностью утренней молитвы является чтение 12-ти отрывков из Евангелии. В них повествуется о страданиях Иисуса Христа, ведь именно посредством их, было даровано спасение человечеству в целом.

Примечательно, что все отрывки равномерно распределяются по проводимому богослужению. Причем они читаются в центре храма. Между отдельными отрывками хор поет особые молитвословия, которые именуются антифонами. Они несут в себе глубокий духовный смысл событий прошлых лет, когда произошло распятие Иисуса Христа.

Молитва благодарения Христу: Вечерня с «Выносом плащаницы»

Вечерня с «Выносом плащаницы» происходит в вечерний час в Страстную Пятницу. Во время богослужения верующими совершается крестный ход. В процессе такого действа Плащаницу обносят вокруг храма и поют молитву «Святый Боже». Крестный ход обязательно происходит под сопровождение колокольного звона.

Во время вечерней обязательно читается молитва благодарения Иисусу Христу, она может звучать так:

«Господи Иисусе Христе, Боже наш, дарующий милосердия и щедроты, милость Твоя безмерна, человеколюбие - огромное. Мы, веруем в Тебя и припадаем к Твоему величию, с душевным страхом и трепетом. Мы считаем себя недостойными рабами Твоими, приносим за милости Твои, оказанные нам, благодарение безграничное. Почитаем Тебя, как Господа, Владыку мира и нашего благодетеля, славим, хвалим Тебя, молитву о милосердии возносим, припадая, снова благодарим! Услышь нашу мольбу и дай нам преуспевать в любви к Тебе, к своим ближним и вести добродетельную жизнь. Аминь»

Великая пятница Страстной недели: молитвы и каноны

Следует помнить, что все дела нужно завершить в Чистый Четверг, предшествующий Страстной Пятнице. Все хозяйственные мероприятия в этот день находятся под запретом.

Из древних времен сохранилось поверье, что если в Страстную Пятницу христианин будет придерживаться всех правил в течение трех лет, то ему будет открыта тайна его собственной смерти и он сможет увидеть себя на смертном одре. Обязательным правилом является полное воздержание от пищи в этот день. По преданию, считалось, что после этого можно ожидать от Бога прощения всех своих грехов. Но при этом конечно же обязательно нужно читать молитвы в Страстную пятницу.

Наполните день духовностью

Очень важно наполнить Страстную Пятницу духовностью, необходимо полностью отрешиться от бытовых хлопот и проблем. Молитвы в Страстную Пятницу помогают правильно настроиться. Обязательно следует посетить службу в храме. После нее следует приобрести свечу и зажечь. С такой зажженной свечой следует идти домой, где поставить ее в красный уголок. Но если это сделать невозможно, то свечу, принесенную из церкви, следует зажечь и молиться пока она догорит. Считается, что таким ритуалом можно привлечь в дом удачу на весь год.

Под запретом в страстную пятницу любое веселье. Считается, что громкий смех и веселое времяпровождение отпугнет удачу на весь год. Кроме того согласно древнему преданию, нарушив традицию, весь год придется плакать.

В Страстную Пятницу следует, как можно больше времени проводить в молитвах. Но кроме этого, несмотря на то, что церковь отрицает магию, в этот день заговоры обладают огромной силой и способны защищать человека в течение всего года. Помните, что главной догмой страстной пятницы является духовное очищение, именно поэтому необходимо использовать молитвы в Страстную Пятницу. Очень важно в этот день не злословить и не осуждать поступки других людей. Необходимо усмирить свою внутреннюю злость и постараться простить всех тех, кто вам нанес обиды. Ложь и лицемерие в Страстную пятницу считается страшным грехом.

Что можно есть в предпоследний день (Большого или Великого) поста

В страстную Пятницу по возможности следует полностью отказаться от еды. Но если по медицинским показаниям это невозможно, то следует соблюдать очень строгий пост. Но при этом при наличии серьезных заболеваний следует обязательно проконсультироваться с доктором по поводу составления рациона. Разрешается не придерживаться строгих правил питания беременным женщинам.

Не следует детей заставлять соблюдать строгий пост в этот день. Обязательно нужно оставить в рационе молочные продукты, но при этом необходимо ограничить сладости. Также можно исключить на один день мясные блюда. Но при этом обязательно нужно готовить каши из круп без добавления масла, лучше их просто заливать молоком.

Страстная Пятница допускает сухоедение, то есть необходимо отказаться от горячих блюд. Можно есть сухофрукты, постный хлеб, свежие овощи и фрукты, орехи. В качестве еды могут использоваться компоты без добавления сахара.

Кроме того следует помнить, что даже в случае отказа от запрещенных продуктов категорически нельзя переедать. В страстную Пятницу должна соблюдаться мера во всем. Помочь воздержаться от еды помогут молитвы в Страстную Пятницу.

Что можно делать, а чего не стоит

Конечно, нельзя в Страстную Пятницу вовсе отказаться от работы. Но некоторые занятия лучше отложить на потом. К примеру, женщинам не рекомендуется в этот день заниматься любым рукоделием. Нельзя шить и вязать. Мужчины не должны рубить дрова, а также проводить работы с использованием других рубящих и режущих инструментов.

Перед тем как выполнять тяжелую работу, необходимо попросить мысленно прощения у бога. В таком случае она не будет считаться грехом. И при этом очень важно, чтобы душа была светлой, и в ней царило спокойствие. Это будет способствовать душевному очищению. В этот день, чтобы не пришлось делать, необходимо выполнять это без уныния. В перерывах между рабочими действиями следует обязательно молиться.

Самым печальным и строгим днем Великого поста является Страстная пятница. Многие религиозные и народные обычаи связаны с этим днем. Так как это день великой скорби, то большинство обычаев заключается именно в запретах.

Какие молитвы нужно читать в Страстную пятницу дома

Можно прочитать акафист, молитву «Отче наш» или любую другую, которая наиболее вам нравится и отражает именно ваше состояние в данный момент. Конечно, никто не запрещает произнести молитву свою - не прочитать, а просто сказать то, что сейчас лежит на сердце.

Человек может обращаться с молитвой о своих близких в том числе и в Страстную пятницу. Он может сделать это как дома, так и в церкви – иными словами, любая искренняя молитва ни в коем случае не является грехом, ошибкой.

Однако понятно и то, что в дни, когда вспоминают страдания Христа, уместно вспомнить и Спасителя, отдав дань уважения Господу. А сделать это можно и молитвами, и чтением Библии, и посещением церкви. И разумеется, теми добрыми делами, для которых при желании всегда найдется время и возможность.

А еще необходимо помнить о том, что в такие скорбные мгновения не следует предаваться веселью, выяснять отношения и тем более ссориться. Если даже и выпадает праздник, вечерника, по возможности следует перенести мероприятие на другой день или отметить его достаточно скромно. Всему свое время – к тому же всего лишь через два дня наступит Светлая Пасха, самый главный и самый теплый праздник в христианстве.

Как правильно провести Страстную пятницу

Великая пятница — день самого строгого поста в христианстве. Верующие полностью отказываются от пищи до времени выноса в храм плащаницы, но и с этого момента разрешаются только вода и хлеб.

Так как Страстная пятница — время траура и скорби, в этот день особенно не рекомендуется предаваться веселью. Вместо развлечений лучше сосредоточиться на молитве и помощи близким.

Игумен Гурий (Чезлов) (1934-2001): «В страстную пятницу, с 12.00 до 15.00 – стой у Креста, (в церкви или дома), - перечисляй свои грехи, исповеданные и не исповеданные, кайся, проси у Бога прощения.

Если что-то нужно узнать, читай Иисусову молитву, перечисляй грехи, - когда Господь на Кресте, с 12 до 3, - кайся и прошение свое твори. Господь обязательно поможет. Все люди должны в этот день, раз в году, в эту пятницу, стоять перед Богом и каяться, и просить. У кого в тюрьме, у кого суд, кто болен – Господь поможет».

«Пропадет Россия без коленопреклоненной молитвы. Не смотря на праздники, на воскресенья – можно, и даже нужно, становиться на колени и каяться перед Господом в своих грехах».

«Заказывайте благодарственные молебны, и в скорби, и в радости. Святым молиться хорошо, но и Пантелиемон и Ксения, они ведь все к Богу идут…

Когда заказываешь благодарственный молебен, в этот день находишься в кругу Святых Ангелов, враг не имеет власти…»

«Отец Гурий говорил, что надо всегда и за все благодарить Бога и чаще заказывать благодарственные молебны Ему, чтобы враг не запихал свои рога в нашу жизнь. Он говорил, что все надо делать со словами «во славу Божию».

«Важно …благодарить Бога за все, не только за радость, но и за печаль и болезнь. Батюшка за каждую свою болячку заказывал благодарственный молебен – благодарил Бога. Он говорил, что «болезнь нам Бог дает для исправления души (очищения от греха), и за это обязательно надо благодарить».

Что нельзя делать в Великую пятницу

Как свидетельствует Евангелие, в пятницу накануне иудейской Пасхи Иисус Христос был предан суду и распят на кресте. Для верующих это время строгого поста и скорби.

В 2020 году Страстная пятница приходится на 17 апреля. Согласно сложившейся традиции, в это время нельзя выполнять никакой работы. Весь день полагается провести в молитвах и размышлениях о великом подвиге Христа.

Какие молитвы читаются в пятницу на Страстной неделе?

В православных храмах читается повествование из Евангелия о смерти Иисуса, снятии Его с креста и погребении. На заутрене звучат 12 фрагментов Святого Писания, которые посвящены «страстям» (страданиям) Христовым, между ними хор поет стихиры и антифоны.

На вечерне, которая начинается раньше обычного, исполняется канон «О распятии Господа», затем происходит вынос плащаницы, украшенной цветами, символизирующими помазание тела Христа миром женами-мироносицами.

Этот обряд проходит в третий час дня – в час смерти Иисуса на кресте. Вечером в пятницу совершается утреня, которая относится уже ко дню Великой субботы. На церковной службе исполняются погребальные тропари, совершают каждение.

Затем начинается крестный ход вокруг храма с плащаницей, которую несут священнослужители или старшие прихожане за четыре угла. Верующие поют «Святый Боже».

Как правильно молиться дома в Страстную пятницу? В дни Великого поста верующим рекомендуется прочесть все четыре Евангелия дома – в спокойной обстановке, сосредоточившись, а затем поразмышлять о прочитанном и подумать, как соотнести Писание со своей жизнью.

Вы можете прочесть отрывки из Евангелий, которые посвящены рассказу о последних днях жизни Христа:

  • от Матфея, глава 27;
  • от Марка, глава 15;
  • от Луки, глава 23;
  • от Иоанна, глава 19.

Тропарь, глас 4:
Искупил ны еси от клятвы законныя Честною Твоею Кровию, на кресте пригвоздився, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком. Спасе наш, слава Тебе.
Перевод:
Искупил Ты нас от проклятия закона драгоценною Своею Кровью: ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный, Ты людям источил бессмертие. Спаситель наш, слава Тебе!

Кондак, глас 8:
Нас ради Распятаго, приидите, вси воспоим: Того бо виде Мария на Древе и глаголаше: аще и распятие терпиши, Ты еси Сын и Бог Мой.
Перевод:
Придите все, Распятого за нас воспоем. Ибо Мария увидела Его на Древе и восклицала: «Хотя Ты и распятие претерпеваешь, Ты – Сын и Бог мой».

Какие еще молитвы читают в Страстную пятницу? Кроме утренних и вечерних молитв, верующие читают псалмы царя Давида и великопостные молитвы: Великий покаянный канон святителя Андрея Критского, включающий 250 песен-тропарей, охватывающих события от грехопадения Адама и Евы до земной жизни Иисуса Христа, и молитву преподобного Ефрема Сирина.

Как нужно молиться дома в Страстную пятницу?

Молитва Ефрема Сирина
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Вы можете прочесть в этот день молитву ко Господу Иисусу распятому.

«На Кресте пригвожденный за ны, Иисусе Христе, Единородный Бога Отца Сыне, милости, любве и щедрот неисчерпаемая бездно! Вем, яко грехов ради моих, от неизреченнаго человеколюбия, Кровь Твою пролияти на Кресте изволил еси, юже аз, недостойный и неблагодарный, доселе скверными моими делы попирах и ни во чтоже вменях. Тем убо из глубины беззакония и нечистоты моея умныма очима на Распятаго Тя на Кресте Искупителя моего воззрев, со смирением и верою во глубину язв, Твоего милосердия исполненных, себе повергаю, грехов прощения и сквернаго жития моего исправления прося. Милостив буди мне, Владыко и Судие мой, не отрини мя от лица Твоего, но всесильною Твоею рукою Сам мя к Тебе обрати и на путь истиннаго покаяния настави, да отныне положу спасения моего начало. Божественными страданьми Твоими укроти моя плотския страсти; излиянною Твоею Кровию очисти моя душевныя скверны; распятием Твоим распни мя миру с соблазнами его и похотьми; Крестом Твоим огради мя от невидимых враг, ловящих душу мою. Прободенныма рукама Твоима руце мои от всякаго неугоднаго Тебе дела воздержи. Пригвожденный плотию, пригвозди страху Твоему плоть мою, да уклонився от зла, творю благо пред Тобою. Преклонивый главу Твою на Кресте, к земли смирения приклони вознесенную мою гордыню; венцем Твоим терновым огради моя ушеса, во еже не слышати кроме полезнаго; желчь устами вкусивый, положи хранение нечистым устом моим; отверстое копием имеяй сердце, сердце чисто во мне созижди; всеми Твоими язвами всего мя сладце в любовь Твою уязви, да Тебе, Господа моего, возлюблю всею душею, всем сердцем, всею крепостию и всем помышлением. Даждь ми Себе странна и неимуща, где главы подклонити; даждь ми Себе Всеблагаго, избавляющаго душу мою от смерти; даждь мне Себе Всесладкаго, услаждающаго мя в скорбех и напастех Своею любовию, да Егоже первее ненавидех, прогневлях, от себе изгонях и ко Кресту пригвождах, сего ныне возлюблю, радуяся прииму и сладце Крест Его до конца жизни моея понесу. Не даждь отселе, о всеблагий Искупителю мой, ни единой моей воле совершатися, понеже зла есть и непотребна, да не паки впаду в тяжкую работу царствовавшего во мне греха; но Твоя воля благая, спасти мя хотящая, да совершается во мне всегда, ейже мя вручая, Тебе, Распятаго Господа моего, умным очесем моего сердца представляю и молю из глубины души, да и в разлучении моем от бреннаго моего тела, Тебе Единаго на Кресте Твоем узрю, в руце мя защищения Своего приемлюша, и от воздушных духов злобы храняща, вселяюща же со грешники, покаянием Тебе благоугодившими. Аминь».

Какие еще молитвы можно читать в Страстную пятницу?


Сия глаголет Господь иудеом: людие мои, что сотворих вам, или чим вам стужих? Слепцы ваша просветих, прокаженныя очистих, мужа суща на одре возставих. Людие мои, что сотворих вам, и что Ми воздасте? За манну желчь, за воду оцет, за еже любити Мя, ко кресту Мя пригвоздисте. Ктому нетерплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом: и Аз им дарую живот вечный».
Перевод:
Вот, что говорит Господь иудеям: «Народ Мой, что сделал Я тебе, или чем тебе досадил? Слепцов твоих Я сделал зрячими; прокаженных очистил; человека, лежавшего на одре, восставил. Народ Мой, что Я сделал тебе и чем ты отплатил Мне: за манну – желчью, за воду – уксусом; вместо любви вы пригвоздили Меня ко кресту. Более этого Я уже не потерплю и призову к Себе Моих язычников: они прославят Меня с Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную».

«Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.
Плещи моя дах на раны, лица же Моего не отвратих от заплеваний, судищу Пилатову предстах, и крест претерпех за спасение мира».
Перевод:
«Плечи Мои Я дал на бичевание и лица Моего не отвратил от заплевания. Я предстал на суд Пилата и претерпел крестные страдания ради спасения мира».

«Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.
Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради претерпевый, Господи, слава Тебе».
Перевод:
«Весь мир содрогнулся от страха, видя Тебя, Христе, висящим на кресте: солнце помрачилось, основы земли поколебались, все страдало с Тобою, Творцом вселенной. Господи, добровольно за нас пострадавший, слава Тебе».

«Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.
Людие злочестивии и беззаконнии, вскую поучаются тщетным, вскую Живота всех на смерть осудиша. Велие чудо, яко Создатель мира в руки беззаконных предается, и на древо возвышается Человеколюбец, да яже во аде юзники свободит зовущия: Долготерпеливе Господи, слава Тебе».
Перевод:
«Нечестный и преступный народ зачем замышляет тщетное? Зачем Жизнь вселенной он осудил на смерть? Великое чудо! Творец мира предается в руки язычников, и Человеколюбец поднимается на крест, чтобы освободить находящихся в аду узников, восклицающих: «Долготерпеливый Господи, слава Тебе».

«Пресвятая Богородице, спаси нас.
Днесь зрящи Тя Непорочная Дева на кресте, Слове, возвышаема, рыдающи матернею утробою, уязвляшеся сердцем горце, и стенящи болезненно из глубины души, лице со власы терзающи; темже и перси биющи, взываше жалостно: увы Мне, Божественное Чадо, увы Мне, Свете мира; что зашел еси от очию Моею, Агнче Божий? Темже воинства безплотных, трепетом содержими бяху, глаголюще: Непостижиме Господи, слава Тебе.
Перевод:
«Сегодня Непорочная Дева, видя Тебя, Слово, висящим на кресте, рыдала. материнскою утробою и горько уязвлялась сердцем; скорбно стонала из глубины души и сокрушалась, терзая лицо и волосы. При этом, ударяя в грудь, Она жалобно восклицала: «Увы Мне, Божественное Чадо, увы Мне, Свет мира! Что скрылся Ты с глаз Моих, Агнец Божий?» Поэтому и воинства бесплотных сил, объятые трепетом, произносили: «Непостижимый Господи, слава Тебе».

Надеемся, что наша статья подскажет вам, как в Страстную пятницу нужно молиться дома, и вы проведете этот день, следуя сложившимся в православии традициям.