Между многими долгу богоданной власти. «Произведение подданного всероссийского народа». Из сборника «Юности честное зерцало»

После того как рукопись была представлена царю и им лично были сделаны некоторые поправки (11 февраля 1720 г.), 23 или 24 февраля «Регламент» был зачитан в Сенате и подписан царем. 14 февраля 1721 г. учреждение Духовной коллегии было отмечено торжественным богослужением. Феофан Прокопович произнес проповедь, в которой провозгласил задачей нового «церковного правительства» улучшение церковной и религиозной жизни русского народа, не вдаваясь в вопрос об отмене патриаршества. К «гражданским и воинским правителям» Феофан обратился с просьбой поддержать деятельность «церковного правительства» .

В царском манифесте от 25 января 1721 г., составленном Феофаном, наряду с причинами реформы указывается, что «Духовный регламент» является отныне основным законом высшего церковного управления, причем излагаются причины проведения реформы. Это делает манифест законодательным актом. «Божиею милостию Мы, Петр Первый, царь и самодержец всероссийский, и прочая, и прочая… между многими по долгу богоданныя Нам власти попеченьми о исправлении народа Нашего и прочих подданных Нам государств, посмотря и на духовный чин и видя в нем много нестроения и великую в делах его скудость, несуетный на совести Нашей возымели Мы страх, да не явимся неблагодарны Вышнему, аще толикая от Него получив благопоспешества во исправлении как воинскаго, так и гражданскаго чина, пренебрежем исправление и чина духовнаго. И когда нелицемерный он Судия воспросит от Нас ответа о толиком Нам от Него врученном приставлении, да не будем безответны. Того ради образом прежних, как в Ветхом, так и в Новом Завете, благочестивых царей, восприяв попечение об исправлении чина духовнаго, а не видя лучшаго к тому способа, паче соборного правительства. Понеже в единой персоне не без страсти бывает, к тому ж не наследственная власть, того ради вящше не брегут, уставляем Духовную коллегию, то есть Духовное соборное правительство, которое по следующем здесь «Регламенте» имеет всякия духовныя дела во Всероссийской Церкви управлять. И повелеваем всем верным подданным нашим, всякаго чина, духовным и мирским, имети сие за важное и сильное правительство, и у него крайния дел духовных управы, решения и вершения просить, и судом его определенным довольствоваться, и указов его слушать во всем под великим за противление и ослушание наказанием, против прочих коллегий. Должна же есть коллегия сия и новыми впредь правилами дополнять «Регламент» свой, яковых правил востребуют разные разных дел случаи. Однако ж делать сие должна коллегия Духовная не без Нашего соизволения. Определяем же в сей Духовной коллегии быть именованным зде членам: единому президенту, двоим вице–президентам, четырем советникам, четырем асессорам. А понеже помянулось в сем «Регламенте» в первой части, седьмом и осьмом пунктах, что президент подлежати имать суду своея братии, сие есть тойжде коллегии, еще бы в чем знатно прегрешил, того ради определяем и голос оному иметь един с прочими равный. Имеют же все члены сея коллегии, при вступлении в свое дело, учинить присягу, или обещание, пред святым Евангелием по приложенной форме присяги.

Под тем подписано Царскаго Величества собственной рукою, Петр.

Текст присяги: «Аз, нижеименованный, обещаюся и клянуся Всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием, что должен есмь, и по долженству хощу, и всячески тщатися буду в советах, и судах, и всех делах сего Духовнаго правительствующаго собрания искать всегда самыя сущия истины и самыя сущия правды, и действовать вся по написанным в «Духовном регламенте» уставам. И аще кия и впредь согласием сего Духовнаго правительства и соизволением Царскаго Величества определена будут… Клянуся паки Всемогущим Богом, что хощу и должен есм. моему природному и истинному царю и государю Петру Первому, всероссийскому самодержцу, и прочая… и Ея Величеству государыне Екатерине Алексеевне верным, добрым и послушным рабом и подданным быть» .

Тотчас после создания Духовной коллегии последняя 14 февраля 1721 г. ходатайствовала перед царем о своем переименовании в Святейший Правительствующий Синод, так как название Духовная коллегия непонятно народу и может вызвать недоумения во время публичной храмовой молитвы. Царь согласился с этими доводами и одобрил переименование . Печатное издание «Регламента» получило следующий заголовок: «Духовный регламент», благодатиею и милосердием Человеколюбца Бога, тщанием же и повелением Богом даннаго и Богом умудреннаго всепресветлейшаго державнейшаго государя Петра Перваго, императора и самодержца всероссийскаго и прочая, и прочая, и прочая, в святой православной Российской Церкви по соизволению и приговору всероссийскаго духовнаго чина и Правительствующаго Сената сочиненный». Детали всего законодательного процесса изложены в конце «Регламента» в следующих словах: «Сия вся зде написанная первее сам всероссийский монарх, Его Царское священнейшее Величество слушать пред собою чтомая, рассуждать же и исправлять благоволил 1720 года, февраля 11–го дня. А потом по указу Его Величества преосвященныи архиереи, архимандриты, купно же и правительствующие сенаторы слушали же и, рассуждая, исправляли сего ж февраля 23–го дня. То же в утверждение и в исполнение непреложное, по приписанию рук присутствующих духовных и сенаторских персон, и сам Его Царское Величество своею собственною рукою подписать соизволил».

После заседания Петр отдал Сенату следующий приказ: «Понеже вчерась от вас же слышал, что проект о Духовной коллегии как архиереи, так и вы слушали и приняли все за благо, того ради надлежит архиереям и вам оной подписать, которой и Я потом закреплю. А лучше два подписать и один оставить здесь, а другой послать для подписания прочим архиереям». Однако распоряжение это было адресовано не местоблюстителю, а Сенату, по указу которого в мае 1720 г. майор Семен Давыдов и архимандрит Иона Сальников собрали подписи епископов всех двенадцати епархий (за исключением Сибирской из–за ее отдаленности), а также архимандритов и настоятелей важнейших монастырей. В инструкции Сената к уполномоченным стояло: «А буде кто подписыватца не станет, и у того взять на письме за рукою, какой ради притчины оной не подписываетца, чтоб о том показал имянно… и что у него (уполномоченного. - Ред.) будет чинитца, о том ему в Сенат на почте писать по вся недели». Епископы хорошо представляли себе последствия отказа, и царю не составило труда достигнуть своей первой цели: высшее русское духовенство беспрекословно подписало «акт о капитуляции» Церкви перед государством. «Духовный регламент» заканчивается подписями Петра I, далее - семи сенаторов, шести митрополитов, одного архиепископа, двенадцати епископов, сорока семи архимандритов, пятнадцати настоятелей монастырей, пяти иеромонахов; итого восемьдесят семь подписей духовных лиц .

б) Если высшее русское духовенство вынуждено было подчиниться желаниям и повелениям Петра, памятуя о его суровости в деле царевича Алексея, то отношение ко всему этому Восточных православных патриархов было для Петра отнюдь не ясно. Между тем их одобрение имело большое значение из соображений церковно–политических: такое одобрение послужило бы в глазах русского народа и духовенства авторитетной санкцией новоучрежденного Святейшего Синода и усилило бы позицию последнего в борьбе со все ширившимся расколом. Когда в 1589 г. возникло Московское патриаршество, Восточными патриархами оно было признано равночестным остальным Восточным патриархатам, а Русская Церковь - самостоятельной в делах внутреннего управления. Но как часть соборной православной Церкви она не могла быть совершенно независимой от последней. Много позже, в XIX в., историк Церкви А. Н. Муравьев сформулировал суть дела следующим образом: «Обнародовано было сие Соборное правительство (т. е. Святейший Синод. - И. С.) по всей России, но еще требовалось для вечной твердости оного признание прочих Восточных Церквей, дабы ненарушимо было единство кафолической Церкви» .

«Итоги реформ Петра I» - Великое посольство. Расширились функции Земских соборов. Значение азовских походов. Повышение производительности сельского хозяйства. Экономическое отставание России от передовых стран Запада. Личная жизнь царя. Видеофрагменты о Петре I. Роль Петра I. Личность Петра I. Уроки Северной войны. Чем знаменателен в истории России 1721 г.

«Реформы Петра Великого» - Устами младенца. Даты в хронологическом порядке. Счастливый случай. Назовите Петровские реформы. Реформы Петра Великого. Академик. Конкурс капитанов. Историческое понятие эпохи. Исторические пятнашки. Кроссворды. Название команды. Провозглашение Петра I царём.

«Реформы Петра I» - Дворец А.Меньшикова в Петербурге. История Отечества. Искусство в 1-й четверти 18 века. Развитие науки. Задание на урок. Реформа в области быта. Новые явления в образе жизни людей. План урока. Здание Кунсткамеры. Петр придумал налоги. Последствия изменений в культуре и быте. Гражданский шрифт. И.Н. Никитин – основоположник русской светской живописи.

«Экономические реформы Петра I» - Стадии цикла. Жёны Петра Великого. Престол. Правление молодых царей. Создание отечественного промышленного производства. Налоговая политика. Активизировалось производство. Убежденность в неизбежности промышленного строительства. Монетное дело. Время правления Петра I. Победа под Полтавой. Реформы Петра.

«Реформы и преобразования Петра I» - Губернская реформа. Итоги петровских преобразований. Реформы Петра I 1682 – 1725гг. Военная реформа. Внешняя торговля при Петре I. Гос. бюджет при Петре I. (Ревизион-коллегия). Преобразования Петра I. Развитие промышленности. Реформа денежной системы при Петре I. Валюта: серебряный талер и золотой червонец.

«Реформы Петра Первого» - Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр. Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. Первые преобразования Петра I. Тогда же был основан Таганрог. В 1699 была также осуществлена реформа календаря. 22 марта 1677 года Петр I в 5 лет начал обучаться. Реформа управления Петра I.

Всего в теме 18 презентаций

Духовный регламент 1721 год

Манифест

Между многими, по долгу Богоданныя Нам власти, попеченьми о исправлении народа Нашего, и прочих подданных Нам Государств, посмотря и на Духовный чин, и видя в нем много нестроения и великую в делах его скудость, не суетный на совести Нашей возымели Мы страх, да не явимся неблагодарни Вышнему, аще толикая от Него получив благопоспешества во исправлении как Воинскаго, так и Гражданскаго чина, пренебрежем исправление и чина Духовнаго. И когда нелицемерный Он Судия, воспросит от нас ответа о толиком Нам от Него врученном приставлении, да не будем безответни. Того ради образом прежних, как в Ветхом, так и в Новом Завете, Благочестивых Царей, восприяв попечение о исправлении чина Духовнаго, а не видя лучшаго к тому способа, паче Соборнаго Правительства. Понеже в единой персоне не без страсти бывает; к тому ж не наследственная власть, того ради вящше не брегут. Уставляем Духовную Коллегию, то есть Духовное Соборное Правительство, которое по следующем зде Регламенте, имеет всякия Духовныя дела во Всероссийской Церкви управлять. И повелеваем всем верным подданным Нашим, всякаго чина, Духовным и мирским имети сие за важное и сильное Правительство, и у него крайния дел Духовным управы, решения и вершения просить, и судом его определенным довольствоватися, и указов его слушать во всем, под великим за противление и ослушание наказанием, против прочих Коллегий.

Должна же есть Коллегия сия, и новыми впредь правилами дополнять Регламент свой, яковых правил востребуют разные разных дел случаи. Однакож делать сие должна Коллегия Духовная на базе Нашего соизволения.

Определяем же в сей Духовной Коллегии быть именованным зде Членам: единому Президенту, двоим Вице-Президентам, четырем Советникам, четырем Ассессорам.

А понеже помянулось в сем Регламенте в первой части, в седьмом и осьмом пунктах, что Президент подлежати имать суду своея братии, сие есть тойжде Коллегии, аще бы в чем знатно погрешил; того ради определяем и голос оному иметь един с прочими равный.

Имеют же все Члены сея Коллегии при вступлении в свое дело, учинить присягу или обещание пред Святым Евангелием, по приложенной форме присяги.

Присяга Членам Духовныя Коллегии

Аз, нижеименованный, обещаюся и клянуся Всемогущим Богом, пред Святым Его Евангелием, что должен есмь, и по долженству хощу, и всячески тщатися буду в советах и судах и всех делах сего Духовнаго Правительствующаго Собрания искать всегда самыя сущия истины и самыя сущия правды, и действовать вся по написанным в Духовном Регламенте уставам, и аще кия и впредь согласием сего Духовного Правительства, и соизволением Царскаго Величества определена будет. Си же вся буду действовать по совести моей не работствуя лицеприятию, не болезну враждою, завистию, упрямством, и просто никаковыми же пленяяся страстьми, но с страхом Божиим, всегда имея в памяти неумытный суд Его, со искреннею Бога ближняго любовию, полагая всем мыслям и словам и действиям моим, яко вину конечную, славу Божию, и спасение душ человеческих и всей Церкви созидание, не иский, яже моя, но яже Господа Иисуса. Клянуся же Богом живым, что всегда, памятствуя страшное слово Его: проклят всяк творяй дело Божие с небрежением, во всяком деле сего Правительствующаго Собрания, яко в деле Божии, ходити буду безленостно, со всяким прилежанием, по крайней моей силе, пренебрегая всякия угодия и упокоения моя. И не буду притворять мне невежества; но аще в чем недоумение мое будет, всячески потщуся искать уразумения и ведения от священных писаний, и правил соборных, и согласия древних великих учителей. Клянуся паки Всемогущим Богом, что хощу, и должен есмь моему природному и истинному Царю и Государю Петру Первому, Всероссийскому Самодержцу и прочая, и по нем Его Царскаго Величества Высоким законным Наследникам, которые, по изволению и Самодержавной Его Царскаго Величества власти, определены, и впредь определяеми, и к восприятию Престола удостоены будут. И Ея Величеству, Государыне Царице Екатерине Алексеевне верным, добрым и послушным рабом и подданным быть. И все к высокому Его Царскаго Величества самодержавству, силе и власти принадлежащия права, и прерогативы (или преимущества), узаконенныя и впредь узаконяемыя, по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать, и оборонять, и в том живота своего в потребном случае не щадить. И при том по крайней мере старатися споспешествовать все, что к Его Царскаго Величества верной службе и пользе во всяких случаях касатися может. О ущербе же Его Величества интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, нетокмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать тщатися буду. Когда же к службе и пользе Его Величества, или церковной, какое тайное дело, или какое бы оное ни было, которое приказано мне будет тайно содержать, и то содержать в совершенной тайне, и никому не объявлять, кому о том ведати не надлежит, и не будет повелено объявлять. Исповедую же с клятвою крайняго Судию Духовныя сея Коллегии, быти Самаго Всероссийскаго Монарха, Государя Нашего Всемилостивейшаго. Клянуся и еще Всевидящим Богом, что вся сия, мною ныне обещаваемая, не инако толкую во уме моем, яко провещаваю устнами моими, но в той силе и разуме, яковую силу и разум написанныя зде слова чтущим и слышащим являют. Утверждаю клятвою моею, буди мне Сердцевидец Бог, обещания моего Свидетель, яко неложное есть. Аще же есть ложное и не по совести моей, буди мне тот же Правосудный отмститель. В заключении же сея моея клятвы целую слова и крест Спасителя моего. Аминь.

Регламент или Устав Духовныя Коллегии,

по которому оная знать долженства своя, и всех духовных чинов, також и мирских лиц, поелику оныя управлению духовному подлежат, и при том в отправлении дел своих поступать имеет

Разделяется же Регламент сей на три части, по числу триех духовных нужд, ведения достойных и управления требующих, которыя суть:

1) Описание и важныя вины таковаго правления.

2) Дела, управлению сему подлежащая.

3) Самых управителей должность, действо и сила.

А управления основание, то есть, закон Божий, в священном писании предложенный, тако ж каноны, или правила соборныя Святых Отец и уставы гражданские, слову Божию согласные, собственной себе книги требуют, а зде не вмещаются.

Часть I. - Что есть духовное Коллегиум, и каковыя суть важныя вины таковаго правления

Коллегиум правительское не что иное есть, токмо правительское собрание, когда дела некия собственныя не единому лицу, но многим к тому угодным, и от Высочайшей власти учрежденным подлежат ко управлению.

Ино же есть Коллегиум единовременное, ино же всегдашнее. Единовременное есть, когда на едино некое случившееся дело, или на многая, но в едином времени решения своего требующия, собираются угодныя к тому лица. Таковые суть церковные Синоды и гражданские, чрез обычайные розыски, трибуналы, и советы.

Всегдашнее же Коллегиум есть, когда именным некиим делам, часто или всегда в отечестве бываемым, определяются ко оных управлению число некое довольное мужей.

Таковое было церковное Синедрион в Ветхозаветней церкви во Иерусалиме, и гражданский суд Ареопагитов в Афинех, и иныя в том же городе правительствующия собрания, нарицаемыя Дикастериа.

Подобне и во многих иных Государствах, как древних, так и нынешних.

Таковыя различныя Коллегии, по различию дел и нужд Государственных, Державнейший Царь Всероссийский, Петр Первый премудре на пользу отечества державы Своея уставил в лето 1718.

А яко Христианский Государь, правоверия же и всякаго в церкви Святей благочиния блюститель, посмотрев и на духовныя нужды, и всякаго лучшаго управления оных возжелав, благоволил уставити и духовное Коллегиум, которое бы прилежно и непрестанно наблюдало, еже на пользу церкви, да вся по чину бывают, и да не будут нестроения, еже есть желание Апостола, или паче Самаго Бога благоволение.

Да не возмнит же кто, что сие управление не угодно есть, и лучше бы единому лицу дела духовныя всего общества правити, якоже частных стран, или Епархий дела управляют кийждо особ Епископи. Предлагаются зде важныя вины, которыя показуют, что сие правление соборное всегдашнее, и аки всегдашний Синод или Синедрион, совершеннейшее есть и лучшее, нежели единоличное правительство, наипаче же в Государстве Монаршеском, яковое есть Наше Российское.

1. Во первых бо известнее взыскуется истина собораным сословием, нежели единым лицем. Древне пословие есть Греческое: другие помыслы мудрейшие суть, паче первых; то кольми паче помыслы многие, о едином деле разсуждающие, мудрейшие будут, паче единаго. Случается, что в некоей трудности усмотрит тое человек простый, чего не усмотрить книжный и остроумный; то как не нужно есть Соборное Правительство, в котором предложенную нужду разбирают умы многие, и что един не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то он увидит? И тако вещь сумнительная и известнее и скорее объяснится, и каковаго требует определения, не трудно покажется.

2. А яко известие в познании, тако и сила в определении дела большая зде есть понеже вящше ко уверению и повиновению преклоняет приговор соборный, нежели единоличный указ. Монархов власть есть Самодержавная, которым повиноватися Сам Бог за совесть повелевает; паче советников своих имеют не токмо ради лучшаго истины взыскания, но дабы и не клеветали непокоривые человецы, что се, или оно силою паче и по прихотям своим, нежели судом и истиною заповедует Монарх: то кольми паче в Церковном правлении, где правительство не монаршеское есть, и правителем запове...

Об Указе: Духовный регламент был издан Петром I специальным Манифестом и определял правовое положение Русской Православной Церкви. Регламент стал плодом совместного творчества самого царя и псковского епископа Феофана Прокоповича. Протоиерей Георгий Флоровский охарактеризовал Регламент как «рассуждение», скорее объяснительную записку к закону, нежели сам закон, так как в нем было больше обличений старых порядков, нежели «прямых положительных постановлений». Тем не менее, в итоге принятия этого документа, начавшего реформу Церкви, последняя утратила независимость от светской власти.

Указ об учреждение Синода

Царского Величества указ объявляется ради народного всем известия. Мы Петр Первый царь, и Самодержец Всероссийский, и прочая, и прочая, и прочая

Между многими, по долгу Богоданныя Нам власти, попеченьми о исправлении народа Нашего, и прочих подданных Нам Государств, посмотря и на Духовный чин, и видя в нем много нестроения и великую в делах его скудость, не суетный на совести Нашей возымели Мы страх, да не явимся неблагодарни Вышнему, аще толикая от Него получив благопоспешества во исправлении как Воинскаго, так и Гражданскаго чина, пренебрежем исправление и чина Духовнаго. И когда нелицемерный Он Судия, воспросит от нас ответа о толиком Нам от Него врученном приставлении, да не будем безответни. Того ради образом прежних, как в Ветхом, так и в Новом Завете, Благочестивых Царей, восприяв попечение о исправлении чина Духовнаго, а не видя лучшаго к тому способа, паче Соборнаго Правительства. Понеже в единой персоне не без страсти бывает; к тому ж не наследственная власть, того ради вящше не брегут. Уставляем Духовную Коллегию, то есть Духовное Соборное Правительство, которое по следующем зде Регламенте, имеет всякия Духовныя дела во Всероссийской Церкви управлять. И повелеваем всем верным подданным Нашим, всякаго чина, Духовным и мирским имети сие за важное и сильное Правительство, и у него крайния дел Духовным управы, решения и вершения просить, и судом его определенным довольствоватися, и указов его слушать во всем, под великим за противление и ослушание наказанием, против прочих Коллегий. Должна же есть Коллегия сия, и новыми впредь правилами дополнять Регламент свой, яковых правил востребуют разные разных дел случаи. Однакож делать сие должна Коллегия Духовная на базе Нашего соизволения. Определяем же в сей Духовной Коллегии быть именованным зде Членам: единому Президенту, двоим Вице-Президентам, четырем Советникам, четырем Ассессорам.

Печатан в Санкт-Петербурге 1721, февраля 9 дня. Подлинной за собственною Его Царского Величества рукою, Января 25 дня.

Вопросы и задания к документу № 73:

1. Выделите причины ликвидации патриаршества и создания Духов­ной коллегии, указанные в Манифесте. Какая из причин, на ваш взгляд,главная?

2. Сформулируйте цели и последствия создания Духовной коллегии для церкви; для верующих.

3. Как этот Манифест характеризует власть монарха и методы управ­ления страной?

Между многими, по долгу богоданной нам власти, попече­нием о исправлении народа нашего, и прочих подданных нам государств, несмотря и на духовный чин, и видя много нестроения и великую в делах его скудость. Уставляем духовную коллегию, то есть духовное соборное правительство, которое имеет всякие духовные дела во всероссийской церкви управлять. И повелева­ем всем верным подданным нашим, всякого чина, духовным и мирским, иметь сие за важное и сильное правительство и указов его слушать во всем, под великим за сопротивление и ослушание наказанием.

Велико и сие, что от соборного правления не опасаться Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правителя духовного. Ибо простой народ не ведает,


как различается власть духовная от самодержавной; но великою высочайшего пастыря честью и славой удивляемый, помышля­ет, что таковой правитель есть, то второй государь, самодержцу равносильный, или больше его, и что духовный чин есть другое и лучшее государство.

Документ №81

Об исповеди

Вопросы и задания к документу № 81:

1. Можно ли утверждать, что указ от 17 мая 1722 г. фактически отменял тайну исповеди? Как данный указ отражает представление Петра I о взаимоотношениях Церкви и государства?

2. Выскажите свое мнение об обязанности священников доносить, присягать государю.

3. Как русское общество отнеслось к нововведениям Петра I в церков­ной сфере? Каким образом это повлияло на восприятие личности государя? При ответе используйте знания по истории.

Ежели кто на исповеди духовному отцу своему некое злое и нераскаенное умышление на честь и здравие государево, наипаче же измену или бунт объявит, то должен духовник донести вско­ре о том, в Преображенский приказ, или Тайную канцелярию. Ибо сим объявлением не порокуется [не является порочным] исповедь и духовник не преступает правил евангельских, но еще исполняет учение Христово: обличи брата, аще же не послушает, повеждь церкви. Когда уже так о братнем согрешении Господь повелевает, то кольми паче о злодейственном на государя умыш-лении. И таковые духовники, которые о злом намерении объявят и по исследовании явится то объявление истинно, награждены будут достойно, по мере верности милостью. А ежели кто из священников его не исполнит тот без всякого милосердия, как противник, и таковым злодеям согласник по лишении сана и имения, лишен будет и живота [жизни].


Присяга.

Я нижеименованный обещаю и клянусь: буду доносить и объявлять имея страх лишения чести и живота.

Документ № 82

Из Указа 1711 г. об армии

Вопросы и задания к документу № 82:

1. Определите причины и цели принятия данного указа.

2. Что изменилось в сравнении с XVII в. в формировании армии?

3. Заполните таблицу: Последствия действия Указа 1711г.


Для армии Для государства Для крестьян

1711 года, марта 1, великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич указал с бояр и с других вышних чинов. Также с дворян и с воевод, и с гостинных людей, и иноземцев, за которыми есть деревни и дворовые люди свои, для предначинаемои с султаном турецким войны собрать в даточные на время треть людей их.

У кого в службу годных не будет, брать деньгами по расчету дворов по 30 рублей за каждого человека.

Выбрать из дворовых людей в службу годных от 15 до 40 лет, а больше свободных и не крепостных.

Документы № 83 и 84

По «делу царевича Алексея»

Вопросы и задания к документам 83 н 84:

1. Можно ли на основании письма Петра I судить о вине царевича Алексея?

2. Определите причины и цели обращения Петра I к духовенству.

3. Как вы оцениваете ответ духовенства царю? Мог ли быть другой ответ? Вспомните, как на Руси Церковь относилась к осужденным на казнь, особенно политическим.


4. Чем, на ваш взгляд, было вызвано применение к царевичу столь жесткой и суровой меры?

5. Выделите в тексте места, характеризующие личность самого Петра.

83. Обращение Петра! к духовенству (1718г.)*

Преосвященным митрополитам, и архиепископам, и еписко­пам, и прочим духовным. Понеже вы ныне уже довольно слышали о малослыханном в свете преступлении сына моего против нас, яко отца и государя своего, и, хотя и довольно власти над оным, по божественным и гражданским правам, имею, а особливо по правам Российским учинить за преступление по воле моей, без совета других, однако ж, боюсь Бога, дабы не погрешить. Я с клятвою суда Божия, письменно обещал оному своему сыну прощение и потом словесно подтвердил, - ежели истинно вины свои скажет. Но, хотя он сие и нарушил утайкою наиважнейших дел и особливо замысла своего бунтовного противу нас, яко родителя и государя своего, однакож мы желаем от вас архиереев и всего духовного чина, яко учителей слова Божия, не издадите каковый о сем декрет, но да взыщите и покажете от Священного Писания нам истинное наставление и рассуждение, какого наказания сие богомерзкое намерение сына нашего по божественным заповедям и прочим Святого Писания прикладам и по законам достойно. И то нам дать за подписанием рук своих на письме, дабы мы, из того усмотри, неотягченную совесть в сем деле имели. Судом Божиим и священством вашим заклинаем, да без лицемерства и пристрастия в том поступите.

Петр.

84. Ответ духовенства по «делу царевича Алексея»

Сие дело весьма есть гражданского суда, а не духовного, и власть превысочайшая суждению подданных не подлежит, но

* Обращение явилось следствием судебного разбирательства по «делу царевича Алексея», сына Петра I.


творит что хочет, по своему усмотрению. Понеже велено нам, приискали мы от Священных Писаний то, что возмнилось сему ужасному и бесприкладному делу сообщно. Да сотворит государь, что есть благоугодно пред очами его: ежели, по делам и по мере вины, хочет наказать падшего, имеет образцы Ветхого Завета; ежели благоизволит помиловать, имеет образ самого Христа, который блудного сына принял и милость паче жертвы превоз­нес. Кратко сказав: сердце царево в руце Божией. Да изберет ту часть, куда Божия рука его преклоняет.

Смиренный Стефан, митрополит Рязанский.

Смиренный Феофан, епископ Псковский.

Документ № 85

Из письма поручика Александра Румянцева*: о смерти царевича Алексея Петровича

Вопросы и задания к документу № 85:

1. Найдите во фрагменте письма объяснение причины убийства ца­ревича Алексея. Как вы думаете, все ли здесь указаны? Если нет, назовите отсутствующие.

2. Охарактеризуйте поведение царевича и причины такового.

3. Как это письмо характеризует отца - Петра I?

Петр плакал, сетовал на Алексея, но заявил: «Не хощу пору­гать царскую кровь всенародною казнию; но да совершится сей предел тихо и неслышно, якобы ему умерети от естества пред­назначенного смертию. Идите и исполните...» Едва царевич сие услышал, как вопль великий поднял, призывая к себе на помощь. Плакал и хулил его Царское Величество, нарекал детоубийцей. А как увидели, что царевич молиться не хочет, Бутурлин рек: «Господи! Упокой душу раба твоего Алексия в селении праведных,

* Румянцев Александр Иванович (1677-1749) - любимый денЩик Петра I.


презирая прегрешения его, яко человеколюбец!» И с сим словом царевича на ложницу спиною повалиши, и взяв от возглавия два пуховика, главу его накрыли, пригнетая дондеже движения рук и ног утихли и сердце битися перестало, что оделалося скоро.

А стала смерть царевича гласна около полудня того дня, сие есть 26 июня, якобы от кровяного пострела умер...

А на похоронах Царь с Царицею был и горько плакал, мню, яко не о смертном случае, припамятуся, что из того сына своего желал доброго наследника.

Документ № 86

Из сборника «Юности честное зерцало»*

Вопросы и задания к документу № 86:

1. Определите цель издания этого сочинения.

2. Кому оно адресовано?

3. Почему, на ваш взгляд, Петр I уделял столь значительное внимание воспитанию дворянства?

Наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать.

Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив.

Младые отроки должны всегда между собою говорить иностран­ными языками, дабы тем навыкнуть могли: а особливо когда тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли, и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать.

Еще же зело не пристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, а особливо при других честных людех.

Умой руки и сиди благочинно, сиди прямо, и не хватай первым в блюдо, не жри как свинья. Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне.

* По приказу Петра 1в 1717 г. в С.-Петербурге была издана книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов».


Документ № 87

Из Указа Петра I: о нарушениях этикета

Вопросы и задания к документу № 87:

1. Определите смысл указа. Не противоречит ли он действиям Петра по введению в России западноевропейской моды?

2. Соотнесите нарушение и наказание за него и сделайте выводы.

3. Сделайте выводы о характере власти в России в первой четверти XVIII в. Хотели бы вы жить в таком обществе? Почему?

Нами замечено, что на Невской першпективе и в ассамблеях недоросли отцов именитых в нарушение этикету и регламента штиля в испанских камзолах и панталонах с мишурой щеголяют предерзко.

Господину полицмейстеру Санкт-Петербурга указую впредь оных щеголей с рвением великим вылавливать, сводить в Ли­тейную часть и бить кнутом, пока от испанских панталонов зело похабный вид не окажется. На звание и именитость не взирать, также на вопли наказуемых.

Документ № 88

Из «Записок 1743-1810 годов» президента Российской академии Е. Р. Дашковой*

Вопросы и задания к документу № 88:

1. О ком пишет в своих «Записках» Е. Р. Дашкова? На каком основа­нии вы сделали такой вывод?

2. Разделяете ли вы оценку, данную историческому деятелю в «За­писках»? Обоснуйте свою позицию («за» или «против»).

3. Перечислите основные преобразования Петра I в экономике и социальной политике. К чему они привели?

* Дашкова Екатерина Романовна (1743-1810) - подруга и сподвиж­ница Екатерины И, первый директор Российской Академии наук.


Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными все терпеть; <...> некоторые рефор­мы, насильственно введенные им, со временем привились бы мирным путем в силу примера и общения с другими нациями. Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный, самобытный характер наших пред­ков... <...> желая заслужить славу создателя, торопил постройку Петербурга весьма деспотичными средствами...

<...> время монарха слишком драгоценно, чтобы тратить его на работы простого мастерового... мог привлечь к себе не только плотников и строителей, но и адмиралов...


ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ

ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ

Документ № 89 Отрывки из «Кондиций»

Вопросы и задания к документу № 89:

1. Вспомните, когда и при каких обстоятельствах появились «Кон­диции»? Кем они были составлены? С какой целью?

2. Можно ли, на ваш взгляд, рассматривать «Кондиции» как попытку ограничения самодержавия? Свое мнение обоснуйте.

3. Удалось ли реализовать этот документ? Какова его судьба и судьба его составителей?

Понеже, по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа, мы, по представлении всепресветлейшего, державнейшаго великаго государя Петра Втораго, императора и самодержавна, нашего лебезнейшего государя-племянника, императорский престол восприяли и, следуя божественному закону, правительство свое таким образом вести намерены и желаю, дабы оне в начале к прославлению Божеского имени и к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могло.

Того ради, чрез сие наикрепчайшее обещаемся, что наиглав­нейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и о крайнем и всевозможном распространении православной нашей веры греческого исповедания, такожде, по принятии ко­роны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника ни при себе, ни по себя никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже


учрежденный Верховный тайный совет в восми персонах всегда содержать и без онаго Верховнаго тайнаго совета согласия:

1. Ни с кем войны не всчинять.

2. Миру не заключать.

3. Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.

4. В знатные чины, как в стацкие, так и военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного совета.

5. У шляхетства живота и имения, и чести без суда не оты­мать.

6. Вотчины и деревни не жаловать.

7. В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.

8. Государственные доходы в расход не употреблять.

И всех верных подданных в неотменной своей милости со­держать. А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.

Документ № 90

Из сочинения Г.-В. Крафта* «Подлинное и обстоятельное описание построенного в Санкт-Петербурге в январе 1740 г. ледяного дома»

Вопросы и задания к документу № 90:

1. Прочтите приведенные описания Ледяного дома и действа, про­исходившего в нем в феврале 1740 г. Какие впечатления возникли у вас в ходе прочтения? Что вас наиболее поразило?

* Крафт Георг-Вольфганг (1701-1754) - профессор физики и мате­матики, родом из Вюртемберга, русский академик, позже иностранный почетный член Петербургской АН.


2. Как, на ваш взгляд, воздействовало это празднество на современ­ников императрицы, какие эмоции, чувства у них вызывало?

3. В чем вы видите главные различия в восприятии одного и того же события его современниками и очевидцами и вами?

Самый чистый лед, наподобие больших квадратных плит, разрубали, архитектурными украшениями убирали, циркулем и линейкой размеривали, рычагами одну ледяную плиту на другую клали и каждый ряд водою поливали, которая тотчас замерзала и вместо крепкого цемента служила. Таким образом, чрез краткое время построен был дом, который был длиною в восемь сажень, шириною в две сажени с половиною, а вышиною вместе с кров­лею в три сажени.

Напереди перед домом стояло шесть ледяных точеных пушек, которые имели колеса и станки ледяные <... > Пушки величиною и размером против медных трехфунтовых сделаны и высверлены были. Из оных пушек неоднократно стреляли; в каковом случае кладено в них пороху по четыре фунта, и притом посконное или железное ядро заколачивали. (Такое ядро некогда в присутствии всего императорского придворного штата в расстоянии шести­десяти шагов, доску толщиною в два дюйма насквозь пробило.) Еще ж стояли в том же ряду с пушками две мортиры. Оные сделаны были по размеру медных мортир против двухпудовой бомбы. Напоследок в том же ряду у ворот стояли два дельфина. Сии дельфины с помощию насосов огонь зажженной нефти из челюстей выбрасывали, что ночью приятную потеху представляло. Позади помянутого ряду пушек и мортир сделаны были около всего дому из ледяных баляс изрядные перила, между которыми, в равном расстоянии, четвероугольные столбы стояли. Когда на оный дом изблизи смотрели, то с удивлением видна была вверху на кровле четвероугольными столбами и точеными статуями украшенная галерея, а над входом пренарядный фронтишпиц, в разных местах статуями украшенный. Самый дом имел дверные и оконишные косяки, также и пилястры, выкрашенные крас­кою наподобие зеленого мрамора. В оном же доме находились крыльца и двое дверей; при входе бьши сени, а по обеим сторонам покои без потолку, с одною лишь крышею. В сенях было четыре


окна, а в каждом покое по пяти окон, в которых как рамки, так и стекла сделаны были из тонкого чистого льду. Ночью в оных окнах много свеч горело, и почти на каждом окне видны были на полотне писаные смешные картины, причем сияние, сквозь окна и стены проницающее, преизрядный и весьма удивительный вид показывало. В перилах, кроме главного входа, находились еще двои сторонние ворота и на них горшки с цветами и с по­меранцевыми деревьями, а подле них простые ледяные деревья, имеющие листья и ветви ледяные ж, на которых сидели птицы, что все изрядным мастерством сделано было.

Наружное, прочее сего дому украшение состояло в следую­щих вещах. На всякой стороне, на пьедестале с фронтишпицем, поставлено было по четырехугольной пирамиде. Помянутые пи­рамиды внутри были пусты, которые сзади от дому вход имели. На каждой оных стороне высечено было по округлому окну, около которых снаружи размалеванные часовые доски находились, а внутри осьмиугольный бумажный большой фонарь (со множеством зажженных свечей) висел, у которого на каждой стороне всякие смешные фигуры намалеваны были. Оный фонарь находившийся внутри потаенный вкруг оборачивал, дабы сквозь каждое окно из помянутых фигур одну за другою смотрители видеть могли. По правую сторону дома изображен был слон в надлежащей его величине, на котором сидел персианин с чеканом в руке, а под­ле его два персианина в обыкновенной человеческой величине стояли. Сей слон внутри был пуст и так хитро сделан, что днем воду, вышиною в двадцать четыре фута, пускал, которая из близ находившегося канала адмиралтейской крепости трубами про­ведена была, а ночью, с великим удивлением всех смотрящих, горящую нефть выбрасывал. Сверх же того, мог он, как живой слон, кричать, каковый голос потаенный в нем человек трубою производил. Третие, на левой стороне дома, по обыкновению северных стран изо льду построена была баня, которая, казалось, будто бы из простых бревен сделана была, и которую несколько раз топили, и действительно в ней парились.

Теперь посмотрим, каким образом убраны была покои. В од­ном из них на одной половине стоял уборный стол, на котором находилось зеркало, несколько шандалов со свечами, которые по


ночам, будучи нефтью намазаны, горели, карманные часы и всякая посуда, а на стене висело зеркало. На другой половине видны были преизрядная кровать с завесом, постелью, подушками и одеялом, двое туфли, два колпака, табурет и резной работы комель, в кото­ром лежащие ледяные дрова, нефтью намазанные, многократно горели. В другом покое, по левую руку, стоял стол, а на нем лежа­ли столовые часы, в которых находящиеся колеса сквозь светлый лед видны были. Сверх сего, на столе в разных местах лежали для играния примороженные карты. Подле стола по обеим сторонам стояли резной работы два долгие стула, а в углах две статуи. По пра­вую руку стоял резной угольный поставец с разными небольшими фигурами, а внутри оного стояла точеная посуда, стаканы, рюмки и блюда с кушаньем. Все оные вещи изо льду сделаны и приличными натуральными красками выкрашены были.

Документ № 91

Из высказываний М. В.Ломоносова*

Вопросы и задания к документу № 91:

1. На основании приведенных высказываний М. В. Ломоносова охарактеризуйте его взгляды.

2. Какова главная идея этих изречений? На чем основаны эти сооб­ражения и размышления ученого?

3. Со всеми ли суждениями М. В. Ломоносова вы согласны? Свой ответ поясните.

4. Как понимает сам М. В. Ломоносов свое место в развитии России и отечественной науки?

Российский наш язык не только бодростным и героическим звоном Греческому, Латинскому и Немецкому не уступает, но и подобно оным, а себе купно природную и свойственную Верси­фикацию иметь может.

* Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)- выдающийся русский ученый-энциклопедист, поэт. Заложил основы русского литературного языка, явился инициатором создания Московского университета.


Мой покоя дух не знает.

Великий Муж не от кого лучше быть похвален не может, кроме того что подробно и верно труды его исчислят; если бы только исчислить возможно было.

Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы отечества, для приращения наук и для славы академий.

Российская империя внутренним изобильным состоянием и громкими победами с другими европейскими статами [госу­дарствами] равняется, многие превосходит.

Благополучие, слава и цветущее состояние государства от, трех источников происходит. Первое - от внутреннего покоя, безопасности и удовольствия подданных, второе - от победонос­ных действий против неприятеля, с заключением прибыточного > и славного мира, третие - от взаимного сообщения внутренних избытков с отдаленными народами чрез купечество.

Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвра­щающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодолимую силу имели. С одной стороны, отец, никогда детей, кроме меня, не имел, говорил, что я, будучи один, его оставил, оставил все довольство (по тамошнему состоянию), которое он для меня кровавым потом нажил и которое после его смерти чужие расхитят. С другой стороны, несказанная бедность: имея один алтын в день, нельзя было иметь на пропитание в день больше как за денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил. С одной стороны пишут, что, зная моего отца достатки, хорошие тамошние люди дочерей своих за меня }, выдадут, которые и в мою там бытность предлагали; с другой 1 стороны, школьники, малые ребята, кричат и перстами указы­вают: смотри, де, какой болван, лет в двадцать пришел латыни учиться! После того вскоре взят я в Санкт-Петербург и послан * за море и жалование получал против прежнего в сорок раз. Оно


меня от наук не отвратило: но по пропорции своей умножило охоту, хотя силы мои предел имеют.

По разным наукам у меня столько дела, что я отказался от
всех кампаний; жена и дочь мои привыкли сидеть дома и не
желают с камердинерами обхождения. Я пустой болтовни и са­
модовольства не могу слышать. \

Мое единственное желание состоит в том, чтобы принести в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда могут про­изойти бесчисленные Ломоносовы... По окончании сего только хочу искать способы и места, где бы чем реже, тем лучше было видеть персон высокорожденых, которые порой моею породой попре­кают, видя меня как бельмо на глазу, хотя я чести своей достиг не слепым счастьем, но данным мне от Бога талантом, трудолюбием и терпением крайней бедности добровольно для учения.

Не только у стола знатных господ, или у каких земных вла­детелей дураком быть не хочу, но ниже у самого Господа Бога, который мне дал смысл, пока разве отнимет.

Языка нашего небесна простота.

Хотя голова моя и много зачинает, да руки одни.

Если не предлагать никаких теорий, то к чему служит столько опытов, столько усилий и трудов великих мужей.

Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне - дна.

За общую пользу, особливо за утверждение наук в Отечестве, и против отца своего родного восстать за грех не ставлю.

Положил твердое и непоколебимое намерение, чтобы за благополучие наук в России, ежели обстоятельства потребуют, не пожалеть всего моего временного благополучия.


Я сам и не совершу, однако, начну, то будет другим после меня легче сделать.

Я не тужу о смерти; пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества помнят.

Всяк человек требует себе от трудов успокоения: для того оставив настоящее дело, ищет себе с гостями или с домашними препровождения времени, картами, шашками и другими заба­вами, а иные и табачным дымом; от чего я уже давно отказался за тем, что не нашел в них ничего кроме скуки.

  • Глава 7. СОГЛАШЕНИЕ ОТ 8 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА О СОЗДАНИИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
  • Деятельность и роль Первого Президента РК Н.А. Назарбаева в создании и становлении независимого Казахстана
  • Европа на пути модернизации общественной и духовной жизни. Характерные черты эпохи Просвещения
  • Заявление советского руководства об отставке Президента М.С. Горбачева и о создании ГКЧП СССР. 18 августа 1991 г.