Тема памяти в современной литературе. Произведения «Матренин двор» А. Солженицына, «Прощание с Матерой» В. Распутина (Школьные сочинения). Сборник идеальных эссе по обществознанию

Текст сочинения:

Тема памяти звучиҭ в ҭворчестве многих писателей современной литературы: Набокова, Солженицына, Распуҭина, Шукшина, Айҭматова. И такой большой интерес к этой теме не случаен, поскольку наравне с людьми, для которых память означает очень многое: родной край, любовь к нему, родине предков, появились люди их большинство, которым не дорога ни память предков, ни память о делах своих, которая остается следующему поколению.
Для В. Набокова память это ностальгия, связь с Родиной; для В. Распуҭина это знание корней своего рода; для Айҭматова это еще и польза, которую ҭы принес людям. Эҭи понятия и нашли отражение в их произведениях.
В романе Машенька Набоков раскрывает тему ностальгии по своему Отечеству. Он показывает эмигрантов, которые живуҭ в духовно не близкой, незнакомой им стране. Они живуҭ за границей не первый год, но чувство отчуждения от страны, ставшей их второй родиной, не проходиҭ. В постоянном круговороте дел, проблем, собыҭий они ощущаюҭ усталость от жизни. В воспоминаниях о прошлом, о России они находят отдушину, духовное равновесие, хотя знаюҭ, что никогда не смогуҭ вернуться в родные края.
Герой повести Ганин живет в замкнутом мире своих чувств, мыслей. Память возвращает его в те далекие времена, когда он жил в России, был молод, где повстречал свою первую любовь, Машеньку.
Вновь вспоминая собыҭия давних лет, он переживает самые лучшие, светлые чувства. Он живет этой памятью, эҭими воспоминаниями; они являюҭся защитой от внешней среды, от окружающего мира. Всякое столкновение с реальностью, с действительностью жизни мешает ему, вызывает в нем ощущение пустоты.
Ганин очень трепетно, чувственно относиҭся к своему прошлому и лирикому не хочет новой встречи с Машенькой, поскольку она принесет в их отношения новое, неизвестное, а главное, реальное. Память спасает его от реальности, от проблем мира, от его серости, обыденности, непривлекательности.
Совсем иначе выстраивается тема памяти в произведениях Матренин двор А. Солженицына, Прощание с Матерой В. Распуҭина, Буранный полустанок Ч. Айҭматова.
В произведении Матренин двор тема памяти проходиҭ через весь рассказ, очень ненавязчиво и искренне. Героиня рассказа Матрена многим помогала в деревне, а когда умерла, никто ее даже не помянул добрым словом. Ее родные оказались хуже неродных людей; начали делить имущество. Солженицын показал, как бывает коротка людская память, насколько быстро люди забываюҭ все то хорошее, что для них было сделано. В результате в их душах остается только злоба, и они становятся, сами не замечая того, малодушными, эгоистичными, безнравственными людьми.
В повести Прощание с Матерой В. Распуҭин умело показал не только судьбы людей в переломные моменҭы их жизни, но и их отношение к своим предкам, к корням своего рода, к родному краю.
Эта повесть о деревне Матере, на месте которой должны построить гидроэлектростанцию и которая попала в зону затопления. Всю деревню надо было переселить на новое место, но старики не могли покинуть ее, потому что земля эта родина их предков. Однако некоторые из них, в основном люди молодые, не вложившие сил в родную землю, не чтят своих предков, свой род, оскверняюҭ их память.
Пришлые, чтобы ускорить ход переселения, пытались оборвать все корни, связывающие обитателей Матеры с прошлым. Они попытались уничтожить кладбище, чтобы лишить жителей Матеры сочинение с самой памяти. О-ох, нелюди мы, более никто, говориҭ с горечью главная героиня повести Дарья. Распуҭин считает, что с отрывом человека от земли, от корней, от вековых традиций человек теряет и свою совесть; его сердце становиҭся каменным. Распуҭин показывает, насколько могуҭ быть бессердечны, жестоки, злы те люди, которые стали Иванами, не помнящими родства. И не важно, чужую деревню они рушат или свою, ведь это все их Родина.
Оҭ таких людей исходиҭ угроза окружающему миру, а также и природе. Старая мудрость гласиҭ: не плачьте об умерших плачьте о потерявшем душу и совесть.
В романе Буранный полустанок Ч. Айҭматова, как и в произведении Матренин двор, главной темой является тема почитания своих предков, знание своих корней.
У Едигея умер друг. И вот в поселок приехал сын этого умершего друга, Сабиҭжан. Как позже выяснилось, он не хоронить приехал отца, а лишь бы только отделаться, прикопать как-нибудь и побыстрей уехать.
Оказалось, не чтиҭ Сабиҭжан своего родителя, не уважает прах его. Сабиҭжан похож на манкурта, который не помниҭ ни отца своего, ни мать свою.
Когда же они отправились хоронить старого друга Едигея, то встретили непонимание, бессердечие, царившее в мире.
Тема памяти в современной литературе очень обширна и многогранна. Она затрагивает многие нравственные темы и проблемы. Эта проблема потери корней своих предков, тема родного края, проблема потери доброты, сердечности, совести и души, тема Ивана, не помнящего своего родства, тема превращения человека в манкурта, тема увековечения памяти.
Эҭи проблемы страшно даюҭ о себе знать и существуюҭ в наши дни. Вот почему они нашли свое отражение в современной литературе.

Права на сочинение "Тема памяти в современной литературе" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на


Тема памяти была затронута и в произведениях " Матренин двор" А. Солженицына, "Прощание с Матёрой" В. Распутина.

В произведении "Матренин двор" тема памяти связана практически со всем сюжетом рассказа. Главная героиня произведения Матрена была очень искренним, отзывчивым и неравнодушным к окружающим людям человеком. В деревне она старалась помочь каждому, кому это могло быть необходимо.

Но произошло так, что когда героиня умерла, не было ни одного человека, который помянул бы Матрена добрым словом. Даже ее самые близкие и родные люди в первую очередь задумались о делении имущества. Автор рассказа А. Солженицын показал, как коротка бывает иногда память людей. Но почему же люди предпочитают как можно быстрее забыть все то хорошее, что было сделано для них другими людьми? Почему же люди задумываются только о себе, когда речь идет о какой-либо выгоде? В результате такого отношения в их душе остается место лишь для злых умыслов. А сами люди становятся черствы душой, эгостичны, равнодушны и безразличны в судьбам ближнего. Как верно было замечено писателем А. П. Чеховым:"равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть... "

Вспомним также и повесть В. Распутина " Прощание с Матерой ". В этом произведении авторую удалось так точно и умело показать отношение людей к своим предкам и к родному краю, памяти о них.

В повести речь идет об одной деревне - Матерей, которая оказалась в зоне затопления, вследствие чего на месте этой деревни было принято решение построить новую гидроэлектростанцию.

Старики не могли допустить и мысли о том, что им придется покинуть эту деревню. Ведь именно здесь - родина их предков. Однако некоторые жители, среди которых большинство - молодые люди, не вложившие сил в родную земли.

" О-ох, нелюди мы, более никто", - именно так, с грустью и горечью говорит главная героиня повести Дарья. Чтобы быстрее выполнить план, построив задуманное здание, "пришлые" пытались оборвать корни, связывающие жителей с их родным краем.

Распутин считает, что если человек теряет связь со своим прошлым, со своими корнями, то о теряет и свою совесть. По мнению автора, сердце такого человека каменеет, не живет. В таких людях В. Распутин видит еще и угрозу. Ведь люди вокруг становятся бессердечны и жестоки.

Тема памяти и проблемы, связанные с ней не теряют своей актуальности. Именно поэтому они находят свое отражение в произведениях авторов.

Обновлено: 2018-02-13

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Почему тема памяти в лирике А.Т. Твардовского исполнена столь острого драматизма?

Показать текст целиком

Тема памяти является сквозной в лирике А.Т. Твардовского. Поэт, всей душой любящий свою Родину, не может быть равнодушным к её судьбе и истории, а потому творчество Твардовского пронизано острым драматизмом, вызванным множеством несчастий и горестей, выпавших на долю русского народа. Тема памяти в творчестве А.Т. Твардовского условно делится на два аспекта : это осознание важности памяти о погибших в Великой Отечественной войне и понимание значения памяти семейной.

Тема памяти в военной лирике Твардовского предстаёт как святой долг перед теми, кто погиб ради Победы. Одним из самых ярких произведений А.Т. Твардовского, подбадривающим солдат в бою и напоминающим о страшных событиях тех лет живущим сейчас, является поэма «Василий Тёркин». В главе «Переправа», повествующей о неудачном переходе нашего войска через реку, автор, призывая: «Вечная память погибшим!» , с сожалением говорит:

Кому память, кому слава,

Кому тёмная вода…

Лирический герой стихотворения «Я убит подо ржевом» во имя памяти просит лишь «счастливыми быть» и беречь Родину. В другом стихотворении, «Я знаю, никакой моей вины…», тема памяти переплетается с мотивом ответственности за судьбы целого народа. Лирический герой понимает, что он не мог предотвратить смерти других людей, но тем не менее мучается чувством вины:

И не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

А.Т. Твардовский в своей лирике утверждал, что помнить своих предков – это святая обязанность каждого. Об этом стихотворение «Памяти матери»:

Критерии

  • 2 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 1 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 2 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 2 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 10 из 14

Димов Яков

Знакомство с неизвестными и малоизвестными работами В.П.Ерофеевского, которые раскрывают его личное отношение и художественное переосмысление темы памяти.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республика Бурятия

Кабанское районное управление образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Байкало-Кударинская средняя общеобразовательная школа »

«Тема памяти в творчестве художника

Валерия Петровича Ерофеевского »

ученик8 класса

МБОУ «Байкало-Кударинская

средняя школа».

Руководитель: Димова Светлана

Александровна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Байкало-Кударинская

средняя школа».

Байкало-Кудара

2015

Введение…………………………………………………………………………………………3

Истины в личном прочтении……………………………………………..….............................4

  1. Памяти павших…………………………………………………………………………..4
  2. Победители………………………………………………………………………………5
  3. Ветераны…………………………………………………………………………………6
  4. Истоки……………………………………………………………………………………7

Результаты исследования…………………………………………………. …...........................9

Заключение………………………………………………………………………………………9

Список литературы……………………………………………………………………………..10

Приложения

Введение

Имя Валерия Ерофеевского хорошо знакомо не только художественному миру Бурятии и Иркутска. Талантливого живописца, который увлеченно писал родные просторы и красоты Алтая, бескрайние степи Монголии, иркутские храмы и дворики – знали во многих местах. (Прил.I)

Детство и юность будущего художника прошли в с. Байкало-Кудара Кабанского района Бурятии. Отсюда его корни, здесь он сформировался как человек и творческая личность. Художник был страстно привязан к своей малой родине и совершенно не удивительно, что среди его работ мы находим портреты тех, кто был близок его сердцу. Однако, как художник, Валерий Петрович не только передает внешние черты, сколько отражает эпоху, запечатленную в лицах.

Целью данного исследования является знакомство с неизвестными и малоизвестными работами В.П.Ерофеевского, которые раскрывают его личное отношение и художественное переосмысление темы памяти.

Задачи: 1. Выявить полотна, касающиеся семейной памяти живописца; 2.Выяснить историю создания каждой работы, героев картин, познакомившись с дневниками автора, воспоминаниями близких.

Использовались методы работы с дневниковыми записями художника, беседы с сестрой Горбуновой Т.П., родственниками, художницей Новолодской А.В. лично знавшей Валерия Петровича, бывавшей в его мастерской. Изучены многочисленные рецензии художников и искусствоведов, статьи в периодической печати.

Данная проблема ранее не освещалась. Тем актуальнее она на стыке двух знаменательных лет: Года культуры в России и 70- летнего юбилея победы в Великой Отечественной войне.

I. Истины в личном прочтении.

Валерий Петрович родился в 1955 году в с. Сосново-Озерское. Но детство и юность его неразрывно связана с Байкало-Кударой. После окончания школы в 1972 г. он поступил на художественное отделение Иркутского училища искусств . В 1983 году В. Ерофеевский поступил на отделение живописи Дальневосточного педагогического института искусств (г.Владивосток). (Прил.II) В 1993 году за успешное участие во многих Всероссийских и международных выставках в России и за рубежом Валерий Ерофеевский был принят в Союз художников России. (Прил.III)

«В. Ерофеевский- очень интересный художник со своим творческим почерком и мировосприятием. В своих работах он предстает как великолепный пейзажист. Однако он не ограничивается этим жанром, в его экспозициях мы видим и портреты, и этюды» (6)

В апреле 1995 года в дневнике Валерия Петровича появляется запись: « Скоро май, 50-летие победы. Постараюсь показать одну-две работы. Хотя тематических работ (о войне) у меня нет, есть темы… »(Прил.IV) Постараемся проследить те темы, о которых говорит художник.

1. Памяти павших.

Дневниковая запись в апреле 1990 года. « 5 апреля будет молодежная выставка в Улан-Удэ, думаю в ней поучаствовать. Дописываю свою студенческую работу «Память», хочу назвать «Памяти ушедших»- о погибшем классе. Думаю, успею ее довести до ума и оформить соответственно. » (Прил.V)

Групповой портрет одного класса.(Прил.VI) Два десятка бритых мальчишеских голов. Насупившихся, сосредоточенных. Это список со старой фотографии, однако, автор переосмыслил изображенное. В художественной энциклопедии в определении слова «портрет» находим такую фразу: «задачей художника является не столько копирование внешних черт, сколько живописное переосознание образа. » (8)

По воспоминаниям Анны Владимировны Новолодской, художник комментировал эту картину как желание изобразить портрет предвоенного детства. Зритель сразу отмечает, что на лицах этих детей слишком недетское выражение. Перед нами предстают маленькие взрослые люди, дети без детства . Чтобы хоть немного придать детской легкости этим суровым фигурам, автор изображает их в светлых одеждах, явно не характерных для 30-х годов 20 века.

Валерий Петрович считал, что его творчество держится на трех китах: рисунок, композиция, живопись. И если обратить внимание на композицию, картина словно имеет летящий подтекст. Пара ласточек над землей, взмахнувший крыльями колодезный журавль, взметнувшийся на ветру транспарант - они словно соединяют воедино земное и небесное, символизируя судьбу ушедшего класса. Еще один интересный момент. В основе группы явно просматривается фигура пятиконечной звезды, главной вершиной в которой является фигура учителя- отца, объединяющего детей и осознающего свою ответственность за них. Перед нами родной дядя Валерия Петровича Иван Иванович Ерофеевский. По воспоминаниям сестры художника Татьяны Петровны, дядя Ваня был учителем математики, прошел восточный фронт и вернулся в родную школу. Он очень любил свой предмет, а в свободное время рисовал акварелью. Именно он стал давать юному Валере первые уроки живописи. В память о нем создавалось это полотно. Ныне эта картина находится в Байкало- Кударинской школе, написана она в 1987 году.

2. Победители.

Годом ранее, в 1986-м, Валерий Петрович создает полотно, которое назовет «Возвращение».(Прил.VII) «Эту картину я посвящаю фронтовикам-односельчанам»- пишет Валерий Петрович в своем дневнике.

На фоне безоблачного синего неба фигуры бойцов, возвращающихся домой с войны. Интересно, что художник изображает их на пароме, переправляющемся через Селенгу. Жители Правобережья Кабанского района легко прочитают эту символику. Селенгинский паром всегда служил некой границей, отделяющей Большую землю и родной дом. Река- граница двух миров: войны и мира, смерти и жизни, чужбины и дома. Только вечный паромщик здесь не угрюмый человек в капюшоне, а хрупкая молодая женщина в ярко- красной косынке. Надев большие рукавицы, она взвалила на себя и весь груз мужской работы. Но все позади и цвета ее косынки взлетают вверх алые маки, снова, как и в предыдущей картине, соединяя небо и землю. Фронтовики с нетерпением смотрят на берег. Своего отца Петра Ивановича Ерофеевского художник изобразил справа. Он самый молодой и потому как-то неловко смущен.

Петр Иванович (Прил. VIII) ушел на фронт в 1942-м году 17- летним мальчишкой. Служил снайпером на Восточном фронте в звании старшины и вернулся домой только в 1950-м году. Рядом с отцом художник изобразил его друга Челпанова П.Ф. , знакомого ему по старым отцовским фотографиям. Интересна фигура мальчика. Все бойцы на полотне изображены в головных уборах и только отец без пилотки, она на голове мальчика. Так кто же это? Сын? Но отец вернулся в 1950-м, а Валера родился в 1955-м и не мог помнить этого дня. Однако, таким образом художник словно подчеркивает свою причастность к этому счастливому дню. Праздник победы не имеет срока, он вечен и его восторг живет в поколениях.

3. Ветераны.

«В нашей семье, -вспоминает сестра художника,- не было принято расспрашивать о войне». Но, изучая работы, ощущаешь память о ней в каждом штрихе.

В дневнике Валерия Петровича находим такие строчки: « Человека надо брать- вот главное, создавать проблемные полотна, вгрызаться в жизнь, в бытие. Трудно, но надо, надо…Зачем тогда учился!»

В августе 1987 года в п.Сите Хабаровского края, где Валерий Петрович отдыхал на каникулах со своей семьей, он встретился с ветераном ВОв И.В.Черепановым, долго общался с ним. « Прежде чем приступить к написанию портрета, художник общался с человеком, беседовал, делал для себя какие-то наброски, а потом говорил: «Завтра приступим»,- вспоминает поэт Вячеслав Лапин. А в дневнике самого художника находим запись: «Договариваюсь заранее с натурой для написания портрета ветерана. Настоящих боевых фронтовиков писать интересно. Узнаешь о войне не то, что в книжках пишут, а прямо со слов очевидца, израненного войной солдата…» «…пишу портрет ветерана на зональную выставку. Просмотр будет 23 апреля1990года. Портрет вроде пошел, т.е. двигается. Наконец-то!»

В результате, написано две копии. Одна осталась у ветерана, а вторая находится в коллекции картин художника .(Прил. IX) В правом нижнем углу посвящение: «Ст. сержанту 3-й танковой дивизии И.В.Черепанову. Посвящаю»

С портрета устало смотрит человек. Автор умышленно не употребляет в посвящении слово «ветеран». Он подчеркивает, что солдат не бывает бывшим. Вся его жизнь, как полотно, разделена на две части: темную и светлую. Яркое голубое небо и мирные дали, в которые, распахнув дверь, смотрит внучка. А он остался там, на войне, в своих воспоминаниях. Непобежденный танкист. Не герой, простой человек, закрывший своей спиной этот хрупкий мир от огня.

Снова запись в апреле того же 1990 года: « …писал этюд головы отца…»(Прил.X) Работа выполнена пастелью, но тот же знакомый черно- красный тон. Интересная параллель. Художник словно объединяет портреты одной мыслью: война никогда не оставит человека, пережившего ее.

Запись в 1991 году. « На праздник 8 марта поехал в Байкало- Кудару, пожил там, отдохнул, даже портрет коки нарисовал.»

Нина Ивановна Ерофеевская (Прил. XI)- родная тетя Валерия Петровича, воспитавшая и Татьяну, и Валерия. « Кокой мы ее звали с детства,- пишет художник в дневнике.- Кока- это крестная. Крестной она была Татьяне и я ее так же стал звать, Кокой, не зная даже значения этого слова.»

Немалого труда стоило уговорить Коку Нину, страшно не любившую позировать, на создание этого портрета. (Прил.XII)

Нина Ивановна родилась в 1917 году. Она одна из немногих женщин Байкало- Кудары, принявших участие в боях ВО войны. Вернулась с восточного фронта в звании старший сержант медицинской службы. Татьяна Петровна вспоминает: «Кока была очень скромной, спокойной женщиной… Еще детьми мы с Валерой пытались расспросить у Коки о войне, но она только плакала и говорила, что вспоминать об этом слишком тяжело.»

Задумчивое, простое лицо. В отличие от мужских портретов, здесь нет красных тонов. Женщина всегда остается женщиной. Она сама воплощение мира и покоя.

Валерий Петрович не мог не изобразить любимый момент семейного быта: за круглым столом две фигуры- отец и Кока. (Прил.XIII) Они любили сидеть вдвоем и слушать по радио первые 6-ти часовые утренние новости. Прислушивались, тихонько беседовали. На печке чугунок вареной картошки, а рядом, неизменно, кот.

4. Истоки.

Позже к теме семейной памяти Валерий Петрович вернется уже после смерти любимой Коки и отца. Оба ушли из жизни в 1995 году.

В феврале 1996 года в дневнике появляется запись: « Новые работы в задумке. Посвящаю защитникам Порт-Артура, пока с названием не решил, но работаю уже 8-й год. Эта тема не дает мне покоя. Понемногу ищу композицию…подбираю материал. Почему меня эта тема интересует? Потому что мой дед Ерофеевский Иван Алексеевич1874 г.р. участвовал в русско- японской войне, защищал Порт-Артур и после попал в плен, прошел японские лагеря, где продержали его около 8 лет… Вернулся наш дед Иван все равно моряком, все обмундирование и ордена привез. Одна медаль «За поход в Китай» у меня осталась как реликвия…Теперь моя задача- через поколение увековечить в живописном полотне моего деда… Порт-Артур не дает мне покоя…Пока написал только портрет матроса- защитника (это как один из фрагментов будущей картины) (Прил.XIV)

Перед зрителем предстает простой солдат, не думающий о собственном героизме, хотя взгляд выдает человека, прошедшего немалые испытания.

Валерий не мог помнить своего деда. В семье осталась только одна последняя фотография 1930-х годов. (Прил. XV) Здесь дед незадолго до смерти. Он умер от воспаления легких, простыв на рыбалке. Ему немногим за пятьдесят. Валерий Петрович не раз подчеркивал, что портрет не является точным, это, скорее, обобщенный образ. Однако, хочется обратить внимание на одну из фотографий самого автора (Прил. XVI) Сложно не заметить некоторое сходство. Художник ощущает и подчеркивает свою причастность к этому образу.

На фотографии дети: Иван, Нина (Кока), Петр(отец художника). Нет здесь старшего, Антона. Антон прошел войну на Западном фронте. Защищал Ленинград. Очень добрый по натуре, после войны он работал конюхом в школе. Теплые воспоминания о нем Валерий Петрович выразил в картине «Осенние дожди». (Прил.XVI) Это дорога домой, туда, где всегда ждут, где тепло и уютно.

И вот, наконец, портрет той, кто для Валерия Петровича был символом, образцом материнства. Баба Марфа - родная бабушка художника 1888 года рождения. Ей было около 40 лет, когда она осталась одна. Вырастила четверых детей, всех проводила на фронт. Татьяна Петровна вспоминает: «Детьми, мы спрашивали бабушку, как она жила в то военное время. «Как все,- отвечала она,- трудно. Крапиву ела, о детях молилась, чтобы живыми домой вернулись». Вымолила. Вернулись живыми все четверо. Марфа Ивановна была грамотной, что тоже являлось редкостью в начале 20 века. До сих пор в семье сохранилась молитва-оберег, написанная ее рукой для внука. Портрет бабушки карандашом Валерий Петрович нарисовал незадолго до ее смерти. Указана дата: 1980 (Прил.XVIII). Позже он был выполнен маслом на картоне. (Прил. XIX).

К образу бабы Марфы художник вернется и в известном его триптихе «Дума о Байкале». (Прил. XX). Художник всегда мечтал написать Байкал, но не таким, каким его обычно изображают. По задумке автора, он должен был получиться не просто озером, а стать символом. Бывалый рыбак и молящаяся крестьянка- родовая память, корни, основа, то незыблемое, на чем, по мнению художника, зиждется все, что составляет нашу жизнь. Это полотно получило высокую оценку на общероссийской выставке в Красноярске.

В дневнике 1995 года запись: «… это наша малая родина, как остаться без нее? Значит, потерять все корни, а это тяжело мне, как художнику особенно».

II Результаты исследования.

Таким образом, познакомившись с работами художника Валерия Петровича Ерофеевского, мы можем говорить о том, что все его творчество –это попытка осознать себя, свою историю, а значит и свою роль в ней. Валерий Петрович нашел свои темы в творчестве и одна из них- тема памяти.

Важнейшую тему героизма своего народа автор раскрывает в образах родных ему с детства, тем самым пропуская ее через свое сердце и ощущая собственную причастность. "Я считаю, что в реализме художник может себя более проявить и рассказать, как он сопереживает, о чем мыслит. Что-то соврать тут не получится. Вранье будет сразу заметно", - говорит художник.(4)

III Заключение

Работы Ерофеевского Валерия Петровича находятся в частных коллекциях и музеях России и зарубежья (Южной Кореи, Южного Китая, Монголии, Польши, Югославии, США, Англии). Валерий Петрович является автором более 200 живописных работ, и к каждой он относился по-разному. Это художник со стажем, но критики отмечают, что он «…один из немногих, кто не утратил любительской чистоты восприятия и искренности»(1). «Он мог уловить мельчайшие детали, запечатлеть одно лишь мгновение, но оно было самым главным. Мимолетный взгляд и внутреннее состояние души при помощи красок и кисти удивительным и неповторимым образом ложились на холст. Такие портретные и живописные картины не оставляли равнодушным никого… и принадлежали они руке одного мастера, чья жизнь трагически оборвалась в 2013 году.»(3)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вовчек, Алина Выставка работ Валерия Ерофеевского открылась в Доме художника [г. Иркутск,19.02.2013]// http://www.aisttv.ru/ru .
    (2) Вера Валуева беседовала с художником Валерием Ерофеевским / Нет искусства старого и молодого… // Родная Земля: губернский еженедельник (г. Иркутск). – 2004. – 25 октября (№ 44).–24.–(Пути-перепутья). (3)Глущенко, Ольга
    . В память о таланте и красоте души / Ольга Глущенко // Кабанский диалог(сКабанск).–2013.–15мая; (4) http://newsbabr.com/?IDE=20404 (региональные новости г. Иркутск) 16.03. (5)Соболева,Ольга. Время больших картин//Восточно-Сибирские вести.-2005.-17 марта(№9).-С.5.-(Галерея). (6)Тарасов, Владимир. Истины в личном прочтении / В. Тарасов // Культура: вести, проблемы, судьбы (Орган комитета по культуре Иркут. обл.). – 2005. - № 4 (апрель). – С.13–14;ил (7)Универсальный словарь по русскому языку.- СПб.:ИГ «Весь», 2010.-с. 903 http://enc-dic.com/enc_art/Portret-1743.html

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение I

Валерий Петрович Ерофеевский (1955-2013)

Приложение II

Приложение III

Членский билет Союза художников России

Приложение IV

Приложение V

Приложение VI

Приложение VII

«Возвращение» 1986 г.

Приложение VIII

Петр Иванович Ерофеевский- отец художника.

Приложение IX

«Ст. сержанту 3-й танковой дивизии И.В.Черепанову. Посвящаю»

Приложение X

Этюд головы отца

Приложение XI

Нина Ивановна Ерофеевская- тетя художника.

Приложение XII

Приложение XIII

Приложение XIV

« Посвящаю защитникам Порт-Артура»

Приложение XV

Семейная фотография конца 1930-х годов.

Приложение XVI

В гостях у художника 2010 г.

Приложение XVII

«Осенние дожди»

Приложение XVIII

Приложение XIX

Приложение XX

Триптих «Дума о Байкале».

Приложение XXI

Работа над дневниками с сестрой художника Горбуновой Татьяной Петровной.

Приложение XXII

Благодарим за внимание.

Годы Великой Отечественной войны – особая эпоха для россиян, для литературы и искусства. Всё, что создавали в годы войны поэты и писатели, имело одну цель – приблизить день победы русского народа над немецкими захватчиками. Именно в это время и в первое послевоенное десятилетие самой востребованной и действенной оказалась поэзия.

В творчестве А. Т. Твардовского, познавшего тяготы военной поры, есть немало произведений, посвящённых тому нелёгкому времени. Для первого послевоенного десятилетия обобщающим откровением звучали строчки из поэмы «Василий Тёркин»:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

И совсем неслучайно после победного мая 1945 года Твардовский вновь обращается к военной теме, переосмысливая её на новом этапе. В 1952 году увидел свет сборник его послевоенных стихов. В лучших из них проявились характерные для поэта гражданственная публицистичность, историзм, философская глубина. Теме памяти посвящены такие стихотворения Твардовского, как «В час мира», «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «Нет, жизнь меня не обделила…», «Молодость Родины», «Москва», «Сыну погибшего воина».

От лица убитого солдата звучит глубоко трагическая исповедь «Я убит подо Ржевом». Погибший за свободу Родины достоин памяти. Он лежит,

где корни слепые

Ищут корма во тьме,

Где травинку к травинке

Речка травы прядёт, -

Там, куда на поминки

Даже мать не придёт.

Обращение мёртвого к живым – это утверждение идеи бессмертия павших за свободу и одновременно призыв не допустить новой войны, быть достойными тех, кто защитил ценой собственной жизни благополучие живых.

Погибший солдат видит себя лишь частицей «народного целого» и его волнует, равно как и всех, чьи «очи померкли», всё, что свершилось потом, после него. Робкая надежда на то, что «исполнится слово клятвы святой», вырастает в прочную веру – наконец-то попрана «крепость вражьей земли», настал долгожданный День Победы.

Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» - лаконичное (отличается лексической простотой, отсутствием каких-либо изобразительных средств) и потому особенно пронзительное:

Я знаю: никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

Это стихотворение построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами. С одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны, с другой же – в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям.

Троекратный повтор частицы «всё же», выражающей сомнение, выводит на поверхность сознания далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. «Я» - живой, «другие» - мёртвые – вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешённый в финале. Многоточие означает ещё и то, что внутренний монолог не прекращён, что ещё не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный разговор.

В стихотворении «Есть имена, и есть такие даты…» также звучит тема вечной скорби, святой памяти и неискупимой вины перед защитниками Отечества, отдавшими жизни ради сегодняшнего поколения. Автор укоряет нас в том, что помним и скорбим, произносим громкие, красивые, пафосные речи только в праздник («Мы в буднях перед ними виноваты // Не замолить по праздникам вины»). А в будней суете у каждого свои заботы, и ни в чьём сердце нет места для героев. В последних строках герой утверждает: несмотря ни на что, память о Великой Отечественной войне и слава бойцам будет вечной. Но может случиться, «нас оставят за чертой».

Чувство обязательства живых перед павшими, неизбывное ощущение себя в них, а их в себе, невозможность забвения всего происшедшего – основные мотивы стихотворений Твардовского, посвящённых Великой Отечественной войне: «…Я жив, я пришёл с войны живой и здоровый. Но скольких я недосчитываюсь… сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня».