В чем заключается своеобразие художественного мира М.Ю. Лермонтова? Идейно-художественное своеобразие творчества твардовского

Аспекты редакторского анализа литературно-художественного произведения

Особенности произведения художественной литературы учитываются в редакторском анализе.

Произведение художественной литературы, художественный объект можно рассматривать с двух точек зрения - с точки зрения его смысла (как эстетический объект) и с точки зрения его формы (как внешнее произведение).

Смысл художественного объекта, заключенный в определенную форму, направлен на отражение понимания художником окружающей действительности. И редактор должен при оценке сочинения исходить из анализа «плана смысла» и «плана факта» произведения (М.М. Бахтин).

Художественный объект - это точка взаимодействия смысла и факта искусства. Художественный объект демонстрирует окружающий мир, передавая его в эстетической форме и раскрывая этическую сторону мира.

Для редакторского анализа продуктивен такой подход к рассмотрению художественного произведения, при котором литературный труд исследуется в его связи с читателем. Именно влияние произведения на личность должно быть точкой отсчета в оценке художественного объекта.

Художественный объект включает три этапа : этап создания произведения, этап его отчуждения от мастера и самостоятельного существования, этап восприятия произведения .

В качестве исходной точки объединяющего начала произведения художественного процесса в редакторском анализе нужно рассматривать замысел произведения. Именно замысел сливает воедино все этапы художественного объекта. Об этом говорит внимание художника, музыканта, писателя к отбору соответствующих выразительных средств при создании произведений, которые направлены на выражение замысла мастера.

В книге «Как слово наше отзовётся» писатель Ю. Трифонов замечает: «Высший замысел вещи, - то есть зачем эта вся порча бумаги - находится в тебе постоянно, это данность, твое дыхание, которого ты не замечаешь, но без которого нельзя жить».

Воплощенный в произведении искусства замысел, именно замысел, прежде всего, воспринимается читателем, управляя этапом восприятия художественного творчества.

А весь художественный процесс является, как уже говорилось, диалогическим процессом общения художника с тем, кто воспринимает произведение.

Писатель оценивает то, что его окружает, и говорит о том, какою хотел бы видеть действительность. Вернее, не «говорит», а отражает мир таким образом, что читатель понимает его. В произведении искусства реализуется наличие и долженствование жизни, осуществляется интерпретация художником жизненных ценностей. Именно замысел вбирает в себя ценностные ориентиры писателя и определяет отбор жизненного материала для произведения.

Но понятие замысла не только характеризует основной смысл произведения. Замысел является основной составляющей воздействия произведения искусства в момент его восприятия.

Таким образом, предмет искусства - не только человек и его связи и отношения с миром. В состав предметной области произведения входит и личность автора книги, оценивающего окружающую действительность.

Оценив замысел редактор определяет, насколько использованный автором материал соответствует замыслу. Так, крупный, масштабный замысел требует круп ной формы, например, может быть реализован в жанре романа. Замысел, раскрывающий интимные стороны судьбы человека, в жанре рассказа, новеллы. Рассматривая жанр произведения, редактор отвечает на самый главный вопрос, связанный с оценкой качества произведения, - вопрос о полноте раскрытия замысла. Таким образом, рассмотрев план смысла произведения, редактор анализирует план факта. Подробнее оценки редактором замысла и жанрового своеобразия художественной литературы будут рассмотрены ниже. Ответив на вопрос, что сказал автор, редактор оценивает то, как сказал, т. е. анализирует мастерство писателя. При этом редактор ориентируется на основные законы, закономерности, природу искусства.

В искусстве художественный образ является средством познания окружающей действительности, средством освоения мира, а также средством воссоздания действительности в художественном произведении - в художественном объекте.

Труды по философии искусства, по эстетике трактуют художественное творчество как своеобразный способ познания жизни, как форму общественного сознания, средство восприятия и воссоздания действительности. Окружающий мир отражается в искусстве в особой художественно-образной системе.

Используя слово в качестве материала при создании образов, литература воспроизводит действительность во времени и пространстве, расширяя сферу впечатлений читателя, давая возможность понять законы развития человеческих характеров, связей и отношений. Все это - благодаря практически безграничной способности языка создавать художественные образы.

Художественному образу свойственны чувственная конкретность, органическая включенность личности автора, целостность, ассоциативность и многозначность. В результате взаимодействия этих свойств создается «эффект присутствия», когда иллюзия живого, непосредственного восприятия вызывает у читателя чувство сопереживания, ощущение собственного участия в событиях. В этом и заключается сила воздействия искусства на человеческую личность, его мысль и фантазию.

Чувственная конкретность образа придает изображаемому явлению наглядность через воссоздание зримых признаков. Когда описываются внешние или внутренние стороны явления с использованием слов, вызывающих наглядные представления, читатель как бы «видит» нарисованную картину в деталях.

Органическая включенность личности автора проявляется в том, что художественный образ несет информацию одновременно и о субъекте, и об объекте познания. Читатель чувствует или понимает отношение автора к данному персонажу, событию, как будто сам присутствует в описываемом месте, сам, «видит» происходящее.

Причем эстетическую эмоцию может вызвать и создаваемое образом представление (пейзаж, лицо, поступок), и сам словесный образ как эстети­ческая ценность (ритм, аллитерация, рифма и т.д.).

Многозначность и ассоциативность художественного образа заключается в его способности возбуждать фантазию читателя, мобилизовать множество ранее полученных впечатлений, представлений, хранящихся в личном, индивидуальном сознании человека, давая широкие возможности для субъективной конкретизации воспринятого.

Bсе эти свойства художественного образа проявляются не порознь, а вместе и одновременно, что позволяет говорить о его целостности, синтетичности.

Критерии редакторской оценки литературно-художественного произведения

В общем случае можно сказать, что при оценке произведения редактор использует единый идейно-эстетический критерий. Подчеркнем, что одинаково существенны в анализе литературы обе компоненты этого комплексного критерия. Так, не может быть добротного произведения, если оно отвечает требованию идейности и в то же время слабо с художественной точки зрения. Так же как не может быть положительно оценено произведение, яркое по форме, но далекое от социальных проблем, не имеющее общественного звучания.

Понятием общественно значимого предмета можно обозначить идейную составляющую комплексного критерия оценки редактором литературно-художественного произведения.

С точки зрения редакторской оценки произведения, наиболее существенны следующие составляющие критерия художественности текста: единство содержания и формы, художественная правда, оригинальность авторской манеры, эмоциональная емкость и ассоциативное богатство, целостность .

Единство содержания и формы является коренным условием художественности, определяется соответствием жанра, образной структуры, используемых эмоциональных средств замыслу. Можно сказать, что художественное содержание не только нуждается в образной форме, но и порождает ее, а художественный образ олицетворяет собою единство формы и содержания.

Критерий художественной правды предусматривает неискаженное воссоздание действительности. Анализируя с этой точки зрения все компоненты (поступки героев, диалоги и монологи, пейзаж и т.д.), редактор рассматривает их в соответствии реальностью. Прежде всего, художественная правда обеспечивается художественной точностью - точностью жизненной, точностью изобразительной (образ как отражении действительности), точностью эмоциональной - в соотнесении с замыслом произведения (образ как выражение мыслей и чувств писателя), точностью воздействия на воображение, эмоции читателя (образ как средство эстетического сопереживания и сотворчества).

Однако редактор должен учитывать, что правда искусства не тождественна «правде реального факта», ее нельзя добиться простым описанием событий, необходимо раскрывать сущность ситуаций и характеров. Редактор оценивает, сумел ли автор изображенные явления осмыслить, обобщить в художественных образах.

Важнейшее условие художественности - оригинальность авторской манеры, творческого почерка писателя. Здесь сказывается упоминавшиеся выше коренные свойства художественного образа - синтез объективного и субъективного начал, органическая включенность личности автора. Подлинно художественный образ неповторим и является отражением духовного мира его творца.

Творческая индивидуальность проявляется в отборе тем, ракурсе их рассмотрения, в пристрастии к какому-то жанру, в манере использования изобразительно-выразительных средств, в интересе к определенным характерам. Творческая индивидуальность характеризуется своеобразным мироощущением автора, его неповторимой способностью «видеть, слышать, отбирать» жизненные явления, обобщать связи и отношения, воплощать свое видение действительности в оригинальных художественных образах. С.Залыгин называет это свободой «выбора тем, образов, интонаций».

Критерий эмоциональной емкости художественного текста ,его ассоциативного богатства обусловлен свойствами художественного образа, который, напомним, обращен не к разуму, а к чувствам. Рассчитанный на сопереживание и сотворчество, образ вызывает в читателе различные представления и ассоциации. Так что редактор не только рассматривает информационную сторону повествования, но и анализирует ёго воздействие на чувства.

Важным оценочным критерием художественности является целостность восприятия образов, всего повествования. Образ возникает в сознании не как сумма отдельных элементов, а как единая поэтическая картина: Об этом писал М.Горький: «Надо, чтоб читатель воспринимал образы автора сразу, как удар, а не задумывался над ними, не соображал: «Как это?». О том же говорил А.П.Чехов: «Беллетристика должна укладываться сразу, в секунду».

Общая методика редактирования художественного произведения

В редакторском анализе сочетаются объективно-логические и субъективно-эмоциональные моменты, позволяющие, с одной стороны, использовать теоретические основания, характеризующие природу произведения, о которой говорилось выше, а с другой - понять, как читатель будет воспринимать произведение. В каком-то смысле редактор использует приемы литературоведения. Но в целом редакторский анализ и литературоведческий разбор художественного произведения - суть разные процессы. Они имеют разные объекты, предмет, цели и задачи, читательский адрес.

Объект литературоведческой характеристики - опубликованная работа, завершенная система художественного текста, объект редакторского анализа - рукопись на том этапе, когда ее еще можно доработать. Предмет литературоведческого рассмотрения - художественные особенности произведения, его место в творчестве автора и в литературном процессе. Предмет редакторского анализа - качество произведения с точки зрения возможности и целесообразности его публикации. Цели литературоведения - объяснить, помочь читателю понять художественное творчество и данное произведение. Цели редактирования - обогащение литературного процесса.

Замысел - это то отношение к отраженным в произведении явлениям, которое автор хочет вызвать в читателе. Он подбирает средства выражения, вызывающие симпатию к герою, гордость за чьи-то поступки или отвращение, обиду, жалость к человеку, к его жизни. Ясно, что адекватная оценка обеспечивается возвратно-поступательным ходом рассмотрения содержания - от повествования к замыслу, от замысла к повествованию.

Второе качество, учитываемое редактором при оценке рукописи, - уровень мастерства . Тут прежде всего редактор обращается к анализу художественных образов, которые автор использовал. Если он поэтически одарен, художественные образы будут органичны его восприятию жизни и выражению своего отношения к ней в произведении. В противном случае текст не будет отвечать комплексному критерию художественности. На что же ориентируется редактор прежде всего?

Прежде всего редактор выделяет художественную деталь - средство создания художественного образа. Можно сказать, что именно художественные детали лежат в основе изображения характеров и обстоятельств, через них читатель воспринимает замысел автора.

Необходимо отличать художественную деталь от простых подробностей, которые тоже необходимы в произведении. Они позволяют читателю «видеть» героев и природу, «слышать» голоса, музыку, стук капель дождя по крыше. Паустовский подчеркивал: «Без подробностей вещь не живет. Смысл подробности заключается в том, чтобы, по словам А. С. Пушкина, мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно, в глаза всем».

Размышляя об особенностях, отличающих творчество художника и писателя, французский художник Эжен Делакруа замечает в своем дневнике: «Поэта выручает последовательность образов, художника - их одновременность. Пример; у меня перед глазами птицы, купающиеся в лужице воды, оставшейся после дождя на кровле, покрывающей плоский выступ крыши; я одновременно вижу массу вещей, о которых поэт не может даже упомянуть, не говоря уже о том, чтобы их описать, ибо рискует стать утомительным, исписать целые тома и все же дать далеко не совершенное изображение. Заметьте, что я беру лишь одно короткое мгновение. Птица погружается в воду: я вижу ее окрас­ку, серебристый пух под маленькими крылышками, всю ее лег­кую форму, брызги светлых капель, которые взлетают вверх на солнечном свету... Здесь искусство поэта беспомощно: нужно, чтобы из всех этих впечатлений он выбрал одно, наиболее захватывающее, дабы вызвать в моем воображении все остальные» .

В приведенном отрывке очень точно передается механизм отражения в литературном произведении реальной жизни Писатель должен уметь отобрать именно те подробности, которые дадут полную, живую, яркую картину. Создавая «видимый» и «слышимый» для читателя текст, писатель пользуется реальными деталями, которые в произведении могут рассматриваться как подробность.

Художественная деталь - та же красочная подробность, но несущая в себе обобщающую поэтическую мысль данного произведения, т. е. она органически связана с замыслом. Худоба Дон Кихота, пенсне Клима Самгина, зонт и галоши Беликова позволяют не только зримо представить себе этих персонажей, но и показывают отношение к ним авторов .

Однако следует помнить о том, что художественные детали, под робности должны тщательно отбираться. Чрезмерное увлечение ими делает картину пестрой, лишает повествование цельности.

Иными словами, редактор опирается на оценку плана смысла и плана факта произведения . Это дает ему возможность принять решение о целесообразности публикации сочинения и о необходимости его доработки.

Принятое к изданию произведение редактор рассматриваем с точки зрения необходимости и возможностей его доработки автором. Речь тут идет об анализе различных компонентов текста, которые могут быть легко усовершенствованы автором (сюжет, композиция, персонажи).

Основные правила, которые должен помнить редактор, - в произведении должны быть органическая связь сюжета и персонажей; все сюжетные линии должны быть направлены на раскрытие характеров. Поведение каждого персонажа должно быть естественным, причем поступки героев должны быть обусловлены внутренней логикой развития его характера. Редактор обращает внимание автора на то, чтобы ситуации раскрывали характеры героев и, в свою очередь, были бы обусловлены сущностью характеров. То есть он обращает внимание автора на реализацию одного из важнейших требовании художественности - убедительность мотивировок поступков героев. Это придает повествованию жизненную достоверность, делает героев реальными фигурами. Л.Н. Толстой утверждал: «Вообще герои и героини мои делают иногда такие штуки, каких я не желал бы! Они делают то, что должны делать в действительной жизни и как бывает в действительной жизни, а не то, что мне хочется».

В словах писателя - характеристика важнейшего качества персонажей - жизненной достоверности поведения. Следовательно, свободно строя повествование, автор в то же время должен учитывать логику развития характеров – ведь читатель должен поверить в то, что описываемый человек мог измениться в результате каких-то жизненных коллизий. Общие правила оценки произведения литературы уточняются в связи со спецификой жанров произведений.

Таким образом, редактор делает заключение о возможности публикации произведения, опираясь на оценку двух сторон текста – замысла и использования художественной детали. Полноценный, интересный современному читателю замысел и умелое использование художественной детали говорят о том, что писатель «художественно исследует действительность» и «владеет пером» .

Оценка редактором произведений различных жанров

Всякое литературно-художественное произведение редактор рассматривает с учетом того, к какому роду художественного творчества оно относится и какой жанр использовал автор.

Литературоведение выделяет три рода художественного изображения: эпический, лирический и драматический. Для эпоса характерно повествовательное изображение мира, окружающего человека, для лирики - передача внутренних переживаний человека; драма изображает жизнь в диалогической форме. Ясно, что каждый род художественного изображения имеет возможность отражения определенного аспекта человеческого бытия, свои границы содержания. Художественная речь, используемая в произведениях, - проза, поэзия, драматургия - является основным средством выражения образной мысли, средством создания художественного образа.

Кроме того, произведения воплощаются в определенные жанровые формы . В эпосе это роман, повесть, рассказ, новелла. В лирике - стихотворение, поэма. В драматургии - драма, трагедия, комедия, мелодрама. Каждая жанровая форма имеет свои отличительные черты, которые редактор учитывает в своем анализе.

«Дотягивать» то или иное произведение до какого-либо канона - такая задача перед редактором не стоит. Закономерности жанра облегчают его работу над произведением, но не должны довлеть над ним и автором в процессе работы.

Роман

Наиболее трудоемкой для редактора является работа над романом. И дело не только в том, что она занимает, как правило, наибольший, по сравнению с работой над другими жанрами, период времени.

Дело в том, что роман - сложное, многоплановое сочинение, и редактору приходится рассматривать многие его характеристики, которые важны с точки зрения оценки реализации замысла.

Пожалуй, главное в романе - единство, цельность повествования, которое проистекает не только из единства персонажей. Конечно, писатель раскрывает характеры определенной группы героев, показывает их судьбы. Но, повторяем, не только и не столько развитием событий и характеров обеспечивается единство судеб, целостность романа. Роман делает целостным произведением подчиненность каждой сюжетной линии, каждого характера замыслу, который и объединяет содержание, и ограничивает его, и дает глубину рассуждениям героев, и в то же время определяет степень этой глубины, необходимой и достаточной ее меры.

При анализе содержания редактору следует обратить внимание на количество используемого автором материала. Повествование романа должно быть объемным, раскрывать самые различ­ные области жизни героев, показывать героев в периоды больших промежутков времени. Если же объем материала невелик, автору можно рекомендовать обратиться к другому жанру (повесть, рассказ). Например, В.Г. Короленко считал, что если основная тема укладывается в очерк, то очерк будет лучше повести, a роман из того же материала, наверное, никуда не годится. В руко­писи И.Н. Ладыженского Короленко отметил разрыв между выбранными автором жанром романа и объемом материала, достаточного в лучшем случае на рассказ «средней величины».

Очевидно, одним из средств обеспечения единства содержания романа является сюжетно-композиционное его построение. Верно найденное решение позволяет органически соединить все разнородные элементы повествования в одно целое, подчинить их общей цели воплощения замысла произведения. Как считал М.Горький, большие вещи «... требуют организаторского таланта... и большого спокойствия, точности, мастерства строить». Поэтому анализ сюжета и композиции романа является важнейшим этапом работы редактора. Редактор в данном случае должен стремиться к тому, чтобы установить, нашел ли автор такое сюжетное решение, которое позволяет выявить связи между персонажами, понять значение и смысл всех эпизодов, разобраться в характерах персонажей.

Например, автор может начать повествование с пролога, раскры вающего финал судеб своих героев. Необходимо решить, связан ли пролог со смыслом произведения, не будет ли знание читателем судь бы персонажей снижать напряженность развития действия и тем самым отрицательно влиять на читательский интерес.

Методы анализа композиции романа могут быть самые различные и зависят от специфики произведения и индивидуальной творческой манеры самого редактора. Например, он может составить своеобразный план романа, делая по ходу чтения заметки о содержании глав, чтобы затем оценить композицию в целом. Можно также следить за «движением» персонажей, отмечая их портретные черты и поступки. Второй путь позволяет не только разобраться в композиции романа, но и рассмотреть умение автора создавать яркие, запоминающиеся образы героев.

Важный критерий оценки содержания романа - единство сюжета и характеров. Оно достигается тем, что каждый эпизод, в котором действует тот или иной герой, должен быть направлен на раскрытие его характера, на показ становления и развития личности персонажа.

Сюжет романа редактор рассматривает как цепь ситуаций, отражающих логику взаимоотношений действующих лиц, событий, в которых выражаются характеры героев. Причем редактор должен анализировать не отдельный характер, а систему персонажей. Таким образом, решая вопрос о достоинствах и недостатках романа, редактор помимо общих критериев, описанных выше, особое внимание уделяет единству, целостности, подчиненности замыслу всех элементов повествования, а также масштабности отражения действительности.

Рассказ

Опыт выпуска в свет классической современной отечественной и зарубежной литературы свидетельствует о том, что в ко­ротком, порою на одну-две страницы, произведении можно пол­но и проникновенно отобразить различные аспекты действительности - от драматического, трагического показа событий патетического звучания до передачи интимных переживаний, лирического состояния души, от гневного сарказма до едва уловимого юмора.

В рассказе все недостатки, недоработки автора особенно отчетливо бросаются в глаза, снижая силу воздействия произведения на читателя. К. Паустовский признавался: «Сплошь и рядом для небольшого рассказа нужно... поднять большой материал, чтобы выбрать самое ценное».

Редактор анализирует рассказ в двух аспектах. С одной стороны, он определяет, может ли данный жанр вместить замысел автора. С другой - сумел ли автор свойственными рассказу средствами полностью реализовать свой замысел.

Анализируя мастерство писателя, редактор может учитывать также такие существенные характеристики рассказа, как одноплановость, органическое единство персонажей, сюжета и композиции, динамизм повествования.

Однако есть два важных момента в создании рассказа, которые в редакторском анализе мастерства писателя должны быть главенствующими. Первый - психологическая мотивировка поступков героев, что придает повествованию жизненную достоверность. Второй - использование автором художественной детали. Поскольку рассказ - малообъемное произведение, умелое включение художественной детали обеспечивает наиболее адекватное проникновение читателя в замысел автора, придает повествованию необходимую эмоциональность, подключает ассоциации читателя, дает простор размышлениям и обобщениям.

Очерк

Требования редактора к очерковому произведению определяются спецификой жанра. Очерк отличают публицистичность, документальность, художественность. Эти аспекты и являются основными направлениями редакторского анализа.

Важнейшим аспектом рассмотрения очерка является его публицистичность. Учитывая, что публицистика направлена на формирование общественного мнения, редактор при анализе основной идеи очерка, поставленной автором проблемы, рассматривает их с точки зрения современной общественной значимости и актуальности.

Анализируя публицистический аспект содержания очерка, редактор должен сосредоточиться на собственно публицистических элементах (повествование от первого лица, риторические вопросы, авторские размышления о поставленных вопросах) и определить их функции. Бывает, что повествование от первого лица используется только ради оживления формы - как элемент композиции. Такое использование авторского присутствия не обеспечивает публицистичности рассуждений. Голос автора звучит в данном случае формально. Зная, что одно из свойств очерка - отражение авторской позиции, редактор может отметить данный недостаток. Но бывает и другая крайность. Иногда монолог автора настолько ярок и остр, что его фигура заслоняет собою героев. Данный недостаток проистекает и еще из одной причины: проблема, поставленная автором, не обусловлена собранным жизненным материалом. Все это учитывает редактор в своем анализе.

Связь проблемы, идеи очерка с фактической его основой - второй аспект редакторского анализа, который определяется спецификой данного жанра. Могут быть два метода обеспечения этой связи: автор истолковывает факты либо факты подтверждают его мысли.

Главное требование к фактам - внутренняя мотивированная взаимосвязь фактов и проблемы. На этом не ограничивается внимание редактора к фактическому материалу. Редактор устанавливает достоверность фактов, обращаясь к источникам, свидетельствам людей.

При работе с фактами возникает вопрос о сочетании в очерке достоверности и вымысла.

Как говорит теория литературы, вымысел в очерке - необходимый элемент. Как же редактору оценивать вымысел? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять функции фактов в повествовании. Если автор переносит события во времени и пространстве, вводит сочиненные им диалоги, дополнительных вымышленных героев для оживления повествования, обеспечения своего рода полноты рассмотрения проблемы, они могут рассматриваться как необходимые. Если же автор использует вымышленный факт как аргумент для подтверждения правильности своей позиции, такой вымысел не может иметь места в очерке, так как искажает жизненную правду.

Наконец, редактор должен оценить форму представления фактов в тексте. В очерковое произведение фактический материал может быть включен в трех видах: как документ, как информационное сообщение и как художественное изображение.

Редактор должен представлять особенность воздействия каждой формы на читателя и, исходя из этого, определять, правильно ли выбрана форма подачи факта. Так, в памяти и воображении читателя наиболее ярко и отчетливо запечатлевается образный показ действительности. Поэтому самые важные для понимания проблемы факты целесообразно включать именно в образной форме.

Документальная форма усиливает ощущение достоверности изображаемого, информационная - подчеркивает объективность изложения, позволяет дать большой по объему фактический материал в небольшом фрагменте текста. Однако та и другая формы безлики и лишают повествование необходимого личностного тона. В то же время редактор должен помнить, что каждая форма подачи факта, как правило, не существует в очерке изолированно, а переплетена с другими.

Главные темы и мотивы творчества М.Ю. Лермонтова:

  • тема судьбы поколения (отрицание имеющейся реальности, бездуховность общества);
  • тема одиночества (мотив непонятости, вялости и безысходности);
  • тема Родины (воззвание к российскей истории и поиск эталонов в прошедшем);
  • тема природы (природа как одухотворенная краса и как отражение катастрофических моментов жизни людской души);
  • тема любви и дружбы (страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и осознания);
  • тема самопознания (противостояние земных и небесных сил, мотив духовных посков);
  • тема избранности (судьба поэта и его творений).
  • Главные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова:

  • жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);
  • разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с миром вокруг нас («В минутку жизни тяжелую...», «И скучновато и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда беспокоится желтеющая нива...»);
  • любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, однако твой портрет...»);
  • критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Наша родина...», «Смерть поэта»); осмысление судьбы собственного поколения («Дума»); положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);
  • трудность поэтического призвания и высочайшее назначение поэзии («Я жить желаю! желаю печали...», «Не инкриминируй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк»);
  • Основная тема творчества Лермонтова - личность в процессе самопознания и самовоплощения. Лирика Лермонтова - это летопись процессов самопознания и самовоплощения, становления души, и в этой исповедальности - настоящее художественное открытие создателя. Лирический герой Лермонтова максимально близок создателю.

    Душа и личность заинтересовывают Лермонтова как главные действительности бытия. Потаенна жизни и погибели воспринимается им в рамках нескончаемой жизни духа. Мировоззрение поэта строится на понятиях личности и Судьбы. Духовный мир поэта и мир наружный поражают собственной раздробленностью, нарушением взаимосвязей. Тяга к эталону, к высокому совершенству при понимании несовершенства мира и человека - умопомрачительная, чисто лермонтовская черта. Противостояние сил добра и зла в душе человека - основной конфликт лирического героя Лермонтова. Вот поэтому 1-го из ранешних собственных автобиографических героев именовал он «странным человеком». Исследование духовного мира человека нескончаемо, и эту бесконечность открыл российской литературе М.Ю. Лермонтов.

    Основной творческий принцип поэта сформулирован в «Герое нашего времени»: «История души людской, хотя бы самой маленькой души, едва лишь ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...» Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к осознанию важного актуального закона: и добро и зло находятся не вне человека, однако снутри него, в его душе.

    Своеобразие художественного мира М.Ю. Лермонтова

    Творческая деятельность М.Ю. Лермонтова протекала в годы жесточайшей политической реакции, наступившей после восстания декабристов в 1825 году. Эта общественная обстановка наложила отпечаток на поколение, к которому принадлежал и Лермонтов, на его нрав и творчество. По стихам поэта есть возможность проследить судьбу поколения. Меж поэтом и беспощадной реальностью, которая извращала и уничтожала самые возвышенные чувства, сложились агрессивные дела, конфликт, который не имел возможность окончиться примирением. Его разрешение неизбежно подразумевало смерть 1-го из действующих лиц исторической драмы. Сделанный реакцией публичный климат убил Лермонтова-человека, однако Лермонтов-поэт, вроде бы предугадавший свою участь за длительное время до катастрофы у подножия горы Машук, нанес самодержавному режиму неотразимый нравственный удар. Права личности стали для Лермонтова единственным аспектом оценки реальности.

    Лермонтов начал собственный творческий путь как поэт романтичного направления и, воплощая идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о светлом будущем, стал броским творцом гражданственного, философско-психологического романтизма. Однако уже в первых романтических произведениях Лермонтова появлялись и росли реалистические закономерности (соц среда в «Маскараде»). Отражая более непростой период развития публичной мысли, Лермонтов, по воззрению И.А. Гончарова, «опередил Пушкина глубиною мысли, смелостью и новизною мыслях и полета».

    Поэт делит передовые политические идеи, отвергая деспотизм. В стихотворении «Жалоба турка» лирическому герою душно в государстве рабства и цепей:

    Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

    Там за развлечениями несется укоризна,

    Там стонет человек от рабства и цепей!..

    Друг! Этот край… моя отчизна!

    В зрелой лирике критика Лермонтова становится социально острой и поболее определенной. Протест и желание «дерзко кинуть металлический стих, облитый горечью и злостью», реализуются. Конкретно подобным «железным стихом» стало стихотворение «Дума». В нем звучит упрек поколению в бесцельности и бесследности его существования, в бездушности и внутренней опустошенности:

    Грустно я гляжу на наше поколенье!

    Его грядущее - иль пусто, иль мрачно,

    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

    В бездействии состарится оно.

    Массой угрюмою и скоро забытой

    Над миром мы пройдем в отсутствие шума и следа,

    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

    Ни гением начатого труда.

    В стихотворении «Прощай, немытая Россия…» горьковатый колер скорби и негодования сменяется презрением и ненавистью к «стране рабов, стране господ», «к мундирам голубым» и «преданному им народу». Поэт противопоставляет себя этой «немытой России» и стремится покинуть ее:

    Может быть, за стенкой Кавказа

    Сокроюсь от твоих пашей,

    От их всевидящего глаза,

    От их всеслышащих ушей.

    Однако даже в обстановке жесточайшей реакции поэта не покидает желание мятежа. В стихотворении «1 января 1840 года» он снова упрекает поколение в бездушности, внутренней опустошенности.

    Сложное противостояние эмоций, трагизм судьбы поэта в светском обществе раскрывается в стихотворении «Смерть Поэта», написанном Лермонтовым после катастрофической смерти А.С. Пушкина. Скорбь и горечь, грусть и восхищение, боль и негодование звучат в стихотворении. В стихотворении три героя: Пушкин - «невольник чести», светская масса и поэт, ее клеймящий и оплакивающий Пушкина. Масса не оценила настоящего таланта, не сообразила подлинного искусства. Поэт открыто показывает на настоящих убийц - это бездушное светское общество, которое направляло руку убийцы:

    Вы, жадною массой стоящие у трона,

    Свободы, Гения и Славы палачи!

    И в этом обществе Пушкин был так же одинок, как и Лермонтов:

    Восстал он против воззрений света

    Один, как прежде… и убит!

    В последней части стихотворения поэт выносит приговор убийцам и высказывает веру в возмездие:

    И вы не смоете всей вашей темной кровью

    Поэта праведную кровь!

    Восхищаясь мятежностью поэта, Лермонтов вместе с этим понимает напрасность этого одинокого мятежа, так как свет неисправим, он индифферентен, низок и вероломен. В этом стихотворении по-декабристски звучат набатные нотки обличения рабства и деспотизма и остро поднят вопрос о роли и положении поэта в современном обществе.

    Лермонтов выступал с яростным обличительным протестом против тех порядков, которые царствовали в Рф. В его произведениях звучит презрение к современности, отрицание ее, жажда борьбы и тоска, отчаянье от сознания собственного одиночества и бессилия. Однако это презрение поэта выражено не к родине, а к историческому моменту, в каком жил поэт.

    Тема Родины занимает в творчестве М.Ю. Лермонтова одно из ведущих мест, однако раскрывается им разносторонне. Лермонтов делает конкретно-исторический образ Рф, он плотно сплетен с темой «потерянного поколения», принципиальной для творчества поэта. Тема исторической судьбы поколения 30-х годов раскрыта в стихотворении «Бородино». Это отклик на действия 1812 года, поэт говорит о геройском прошедшем Рф. Стихотворение представляет собой вроде бы диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны, в лице старенького бойца. Устами старенького бойца создатель упрекает «нынешнее племя» в бессилии:

    Да, были люди в наше время,

    Не то, что сегодняшнее племя:

    Богатыри - не вы!

    При всем этом Лермонтов очевидно делает на этом акцент, повторяясь. Прославляя подвиги предшественников, поэт осуждает современников за без славы прожитую жизнь. Образ Рф и отношение к ней у поэта двойственны. В стихотворении «Родина» он говорит:

    Люблю отчизну я, однако странною любовью!

    а в стихотворении «Прощай, немытая Россия…» поэт презирает «страну рабов, страну господ». В стихотворении «Жалоба турка» поэт пишет о стране, где «стонет человек от рабства и цепей», и с горечью признается:

    Друг! этот край… моя отчизна.

    Лермонтов выступал с яростным обличением порядков самодержавной Рф николаевского времени, однако соц несправедливость, царящая в обществе, не способна была искоренить его любовь к отчизне. В стихотворении «Спеша на север из далека…» он говорит:

    Боюсь сказать! - душа дрожит!

    Что в том случае я со дня изгнанья

    Совершенно на родине забыт!

    Необычность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь контрастна - духовной жизни лирического героя противопоставлена общественная, и они не гармонируют вместе. И зрительные воспоминания преобразуются в философские раздумья, где реальные образы становятся воплощением общих закономерностей бытия. Это такие стихотворения, как: «Тучи», «На севере диком…», «Утес», «Три пальмы», «Парус» и другие. Тут запечатлена не просто одухотворенная краса природы, а трагические явления в жизни людской души. В 1840 году перед отъездом на Кавказ Лермонтов пишет стихотворение «Тучи». Стихийное странничество туч сопоставлено с изгнанничеством поэта:

    Мчитесь вы, как будто как я же, изгнанники

    С милого севера в сторону южную.

    Тучи, облака - устойчивые знаки абсолютной свободы у поэтов-романтиков. В стихотворении «Когда беспокоится желтеющая нива…» запечатлены редчайшие мгновения гармонического слияния поэта с природой и состояние просветленности, которое смиряет духовную тревогу поэта, его сомнения в способности счастья на земле, его одиночество:

    Тогда смиряется души моей тревога,

    Тогда расползаются морщины на челе,

    И счастье я могу постигнуть на земле,

    И в небесах я вижу Бога…

    Для Лермонтова природа - желательный собеседник, нескончаемый источник гармонии и жизни, верный путь к единению человека и мира. Это та краса, ради которой стоит жить. В стихотворении «Родина» поэт задает вопрос:

    Однако я люблю - за что, не знаю сам -

    Ее степей прохладное молчанье,

    Ее лесов безбрежных колыханье,

    Разливы рек ее, подобные морям…

    Все, что недешево поэту, роднит его со собственной государством. Он любит обычный и надежный лад деревенской мирной жизни, ему дорога «чета белеющих берез», отрадна «пляска с топаньем и свистом». Пейзажные детали меняют друг друга: то захудалые, скрытые травой избенки, то признаки довольства - полное гумно и резные ставни - и герой откликается душой на все воспоминания окружающей народной жизни. Через образы природы в лирике Лермонтова воссоздается и тот безупречный мир, в который лирический герой уносится мечтой, памятью либо воображением. В стихотворении «Как нередко, пестрою толпою окружен…» конкретно мир природы в знакомых герою с юношества чертах противоборствует маскарадному, подложному, насквозь пропитанному фальшью и неискренностью пестрому свету. «Спящий пруд», туман над полями, черная аллея, опавшие и шуршащие под ногами желтоватые листья - все это приметы подлинного, реального мира, воссозданного памятью героя. В видах природы материализуется мечта о прошедшем, только на время заменившая наскучившую, мучительную действительность:

    И память их живая доныне

    Под бурей тягостных колебаний и страстей,

    Как свежайший островок безобидно средь морей

    Цветет на увлажненной их пустыне.

    Подлинный вид Родины запечатлевается в поэзии Лермонтова через определенные природные реалии - «желтеющую ниву», умеренную «чету белеющих берез», «дымок сгоревшей жнивы».

    Желая сжато сконструировать самое главное отличие Лермонтова от его превосходного предшественника Пушкина и выделить то новое, что Лермонтов сделал в российской литературе, критик-демократ В.Г. Белинский писал в 1843 году: «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах людской личности» .

    В творчестве Лермонтова неувязка личности не только лишь определяет весь комплекс его других мыслях, однако почти во всем сформировывает его поэтическую систему. Исследование этого круга вопросов частично объясняет своеобразие художественного способа Лермонтова.

    Мир философских мыслях и представлений Лермонтова своеобразен. Его ни при каких обстоятельствах нельзя считать поэтическим вариантом какой-нибудь современной Лермонтову философской системы. Лермонтовские представления о мире без помощи других складывались на базе общественного опыта поэта, также в итоге творческого освоения и переработки им философского опыта современной ему российской, европейской и частично восточной цивилизации.

    В статьях Белинского о Лермонтове содержится много принципиальных и четких наблюдений над идеологическим и художественным своеобразием произведений Лермонтова, не утративших собственного значения до наших дней. Белинский видел в Лермонтове народного поэта, выдвигавшего в собственном творчестве на 1-ый план «нравственные вопросы о судьбах и правах людской личности», и считал его талант могучим, блиставшим практически на пустынном поэтическом небосводе конца 30-х годов, «без конкурентов по величине и блеску». В поэзии Лермонтова он видел «бездонный океан» мыслей и эмоций.

    Прямо за Белинским многие критики, писатели, публичные деятели и литературоведы охарактеризовывали творчество Лермонтова, его художественное мастерство и роль в литературе словами благоговейного преклонения, экзальтированного восхищения и государственной гордости. Н.Г. Чернышевский считал, что он стал «оригинальнейшим из всех бывших у нас до него поэтов, не исключая и Пушкина». Н.А. Добролюбов, отмечая проницательное умение Лермонтова понять недочеты современного ему общества, сослался на стихотворение «Родина», в каком поэт стал «решительно выше всех предрассудков патриотизма и осознает любовь к отечеству поистине, свято и разумно». По его воззрению, «полнейшего выражения незапятанной любви к народу, гуманнейшего взора на его жизнь нельзя и добиваться от российского поэта». Не случаем некие исследователи говорят о лермонтовском шаге в развитии российской литературы.

  • literature-xix.ru - российская литература XIX века: своеобразие Лермонтова и его место в развитии российской литературы;
  • feb-web.ru - А.И. Журавлева, В.Н. Турбин. Творчество М.Ю. Лермонтова. Семинарий для студентов-заочников филологических факультетов Муниципальных институтов (1967 год);
  • schooltask.ru - в чем своеобразие лирического мироощущения Лермонтова?
  • lib.rin.ru - творчество М.Ю. Лермонтова (материалы к уроку);
  • pereplet.ru - Н.В. Беляева, А.Е. Иллюминарская. Исследование литературы в 10 классе: М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Главные темы и мотивы лирики Лермонтова. Эволюция его дела к поэтическому дару;
  • festival.1september.ru - поэтический мир М.Ю. Лермонтова (урок литературы в 9-ом классе).
  • Дополнительно на сайт:

  • Какова биография Миши Юрьевича Лермонтова?
  • Где в Москве находится Дом-музей М.Ю. Лермонтова?
  • Какой официальный веб-сайт музея М.Ю. Лермонтова «Тарханы»?
  • Какова основная тема поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? Какова символика колокольного гула в поэзии М.Ю. Лермонтова? (в одном ответе)
  • Где в Интернете есть возможность прочесть произведения М.Ю. Лермонтова?
  • Вопросы

    2. Как решается тема революции и гражданской войны в произведениях И. Э. Бабеля?

    Задания

    1. Прочитайте новеллы «Соль», «Мой первый гусь» и определите, в какой повествовательной форме они написана, какова авторская цель в выборе этой формы.

    2. Какова основная мысль и тема этих новелл?

    16. Жизнь и творчество Замятина Евгения Ивановича

    (1884-1937)

    Родился в 1884 в г.Лебедянь Тамбовской губ. (ныне Липецкая обл.) в семье небогатого дворянина. Кроме впечатлений от природы тех мест, с которыми так или иначе были связаны многие русские писатели - Толстой, Тургенев, Бунин, Лесков, Сергеев-Ценский, - большое влияние оказало на Замятина домашнее воспитание. «Рос под роялем: мать - хорошая музыкантша, - писал он в Автобиографии. - Гоголя в четыре - уже читал. Детство - почти без товарищей: товарищи - книги». Впечатления лебедянской жизни воплотились впоследствии в повестях Уездное (1912) и Алатырь (1914).

    В 1886 Замятин поступил в Воронежскую гимназию. Окончив ее с золотой медалью, в 1902 поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт на кораблестроительный факультет. Летняя практика давала будущему писателю возможность путешествовать. Замятин побывал в Севастополе, Нижнем Новгороде, Одессе, на Камских заводах, плавал на пароходе в Константинополь, Смирну, Бейрут, Порт-Саид, Яффу, Александрию, Иерусалим. В 1905, находясь в Одессе, стал свидетелем восстания на броненосце «Потемкин», о чем впоследствии написал в рассказе «Три дня» (1913). Вернувшись в Петербург, принимал участие в революционной деятельности большевиков, за что был арестован и провел несколько месяцев в одиночной камере. Это время Замятин использовал для того чтобы изучать английский язык и писать стихи. Затем был выслан в Лебедянь, но нелегально вернулся в Петербург, откуда вновь был выслан в 1911, уже по окончании института.
    Литературный дебют Замятина относится к 1908. Настоящий успех ему принесла публикация в петербургском журнале «Заветы» повести «Уездное». Замятин относил свою прозу к литературному направлению, которое называл неореализмом. За антивоенную по духу повесть «На куличках» (1913), героями которой являются не только дальневосточные офицеры и солдаты, но и вся «загнанная на кулички Русь», Замятин был привлечен к суду, а номер журнала «Заветы», в котором была опубликована повесть, был конфискован. Критик А.Воронский считал, что повесть «На куличках»- это политическая художественная сатира, которая «делает понятным многое из того, что случилось потом, после 1914 года».

    Будучи высококвалифицированным морским инженером, Замятин продолжал служебные поездки по России. Впечатления от путешествия в 1915 в Кемь и на Соловки отразились в цикле произведений о русском Севере - в частности, в повести «Север».
    В 1916 Замятин был командирован в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда; побывал в Лондоне. Был одним из главных проектировщиков ледокола «Святой Александр Невский», после Октябрьской революции названного «Лениным». Английские впечатления легли в основу как многочисленных очерков, так и повестей «Островитяне» (1917) и «Ловец человеков» (1921). Уважение к людям, обеспечившим высокий уровень развития цивилизации, не помешало писателю увидеть недостатки западного общественного устройства.



    В 1917 Замятин вернулся в Петроград. Вскоре стал одной из самых заметных фигур в российской литературной жизни. Замятин организовывает различные литературные кружки, вместе с Н.Гумилевым обучает литературной технике начинающих писателей. Преподавал в Политехническом институте, читал курс новейшей русской литературы в Педагогическом институте им. Герцена и курс техники художественной прозы в студии Дома искусств, работал в редколлегии «Всемирной литературы», в правлении Всероссийского союза писателей, редактировал несколько литературных журналов. При этом скептически относился ко «всяческим всемирным затеям», возникавшим на фоне разрушения цивилизованной жизни.

    Поездки по Тамбовской, Вологодской, Псковской губерниям также не способствовали историческому оптимизму. В рассказах «Мамай» (1920) и «Пещера» (1921) Замятин сравнил эпоху военного коммунизма с доисторическим, пещерным периодом развития человечества. Наблюдения над тоталитарным обществом художественно воплотились в фантастическом романе-антиутопии «Мы»(1920, опубл. на рус. яз. в 1952 в США). В 1924 текст был переведен на английский язык и опубликован в Нью-Йорке. Несмотря на отсутствие публикаций в СССР, роман подвергся идеологическому разгрому советских критиков, читавших его в рукописи. В 1929 были сняты с репертуара МХАТа пьесы Замятина.

    В 1931, понимая бесперспективность своего дальнейшего существования в СССР, Замятин обратился к Сталину с письмом, в котором просил разрешения на отъезд за границу, мотивируя свою просьбу тем, что для него «как для писателя именно смертным приговором является лишение возможности писать». Решение об эмиграции нелегко далось Замятину. Любовь к родине, патриотизм, которыми проникнут, например, рассказ «Русь» (1923), - одно из лучших тому свидетельств. Благодаря ходатайству М.Горького в 1932 Замятин смог выехать во Францию на лечение, где впоследствии умер в нищете. Он долго болел, мечтал о возвращении домой, но так ничего и не написал против большевистской России, потому что не верил в то, что мрак над Россией сгущается. Замятин, напротив, полагал, что его страну ждет великое светлое будущее. Умер Замятин в Париже в 1937году.

    Михаил Юрьевич Лермонтов считается одним из основоположников По его книгам учились Чехов и Толстой, его стихами вдохновлялись Бунин и Ахматова. Мастерство владения словом завораживает читателя и сегодня, задавая высочайшую планку всякому, кто мыслит себя русским писателем.

    Герой своего времени

    Лермонтов - поэт эпохи мощнейшего литературного развития и жесточайшей политической реакции. Его богатое наследие и главные литературные работы жизни укладывается в одно десятилетие девятнадцатого столетия. Тридцатые - это время тревожных предчувствий, нерадостных размышлений о будущем, отрицаний и сожалений. В это время еще идет реакция на поражение революционеров-декабристов, выступивших в 1825 году.

    Общество мечется в поисках ответа на вопрос о том, что делать, не принимая до конца суровую действительность нового военного строя. вводит третье отделение тайной полиции, цензуре подвергается каждое слово, имена аристократов клеймятся. Все эти реалии тотально отрицаются молодежью. Максимализм и отрицание становятся частью новой философии, на путь которой встает юный Михаил.

    Двойственность литературы

    В литературе утверждается реализм, которым питается своеобразие творчества Лермонтова. Русский реализм удивительным образом был дополнен своим антонимом - романтизмом. И именно молодой мастер слова сумел уникальным образом соединить два этих направления, создав шедевры в поэзии, драме, прозе.

    Рождение поэтического персонажа

    Поэзия в творчестве Лермонтова делится исследователями на два этапа: юношеские и зрелые годы. лирического героя имеет четко выраженные индивидуальные черты характера внутреннего романтика, окруженного внешним миром.

    Пока Михаил вдохновлялся творчеством Байрона, его герои получались более идеализированными. Позднее он находит свой путь, в котором есть трагическая любовная линия и отсутствует дружба. Жизнь представляется в образе размышлений в одиночестве. Этот мотив отличает его от Пушкина.

    В самом центре конфликта лежит черный год России, который идет вразрез с романтическими воззрениями героя. Таким образом, жесткая действительность начинает контролировать тонкий внутренний лирический мир. В этом противостоянии и рождается трагическое своеобразие творчества М. Ю. Лермонтова. Причем с годами этот конфликт только возрастает. Это должно придавать лирике пессимизм и скептицизм, что наблюдается в творчестве других классиков, например, Баратынского. Однако «внутренний человек» Лермонтова продолжает свое движение и развитие, стремится к высоким ценностям. Это еще одна отличительная черта поэта.

    Одиночество в творчестве Лермонтова - это способ восстановить равновесие в своей душе. Идеалы лирического героя кажутся самому автору неестественными, он говорит о «странной любви» к родине, говорит о том, что был сотворен не для людей. Лирик не просто находит непонимание людей, кажется, он его специально ищет.

    Путь поэта, который живет вне социальных утех, был описан еще Пушкиным. Но тема поэзии в творчестве Лермонтова вносит в русскую лирику диалог с «внутренним человеком». Это понятие ввел Белинский как синоним лирического героя. Его присутствие - это новаторская черта будущего символизма, ведь образ поэтического персонажа с течением времени преобразуется в символ.

    Внутренний имажинизм

    Именно с художественных метафор начинается природа лермонтовского стихотворения. Достаточно вспомнить «Парус» 1832 года. Тот же прием автор использует в стихотворениях «Утес», «Тучки небесные», «На севере диком» и проч.

    Жизнь и творчество Лермонтова пронизаны мотивами конфликтов свободы и воли, вечной памяти и забвения, обмана и любви, циничности и покоя, земли и неба. Все темы взаимосвязаны и переплетены одна с другой, отчего создается многогранный художественный стиль автора.

    Белинский охарактеризовал лирику поэта как пафосную из-за поставленных в ней вопросов о правах личности, судьбе и нравственности. Однако критик замечает, что эти темы бессмертны и всегда востребованы.

    Своеобразие языка

    Своеобразие лермонтовского языка лучше всего можно понять, разобрав его произведения. В стихотворении «Парус» - это выражение грусти, печали, ожидание бури в значении борьбы. При этом непонятно, за что конкретно происходит эта борьба, остается неясно, к чему она должна привести.

    Слова «Увы! Он счастия не ищет» занимают самую сильную конечную позицию глагола движения. «И не от счастья он бежит», - это один из смысловых центров произведения. Получается, что борьба и тревога духа - это спутники стремления к недостижимому идеалу, отказу от достигнутого.

    «Парус» - это своеобразный чертеж художественного мира автора, на примере которого можно увидеть своеобразие творчества Лермонтова. Романтическое противопоставление навсегда потерявшей гармоническую целостность личности.

    Например, двойное отрицание в строках «Нет, не тебя так пылко я люблю», говорящее о напряженных чувствах и поиске возможности снять любовное напряжение. Своеобразие творчества Лермонтова — это способ приподнять личность над противоречивостью жизни, а не погрузить ее внутрь конфликта, как может показаться на первый взгляд. Даже непримиримая борьба жизни и смерти в его творениях возвышает дух человека над обстоятельствами.

    Мятежная душа «внутреннего человека»

    Поэтический язык лирика выражает мятежный внутренний мир героя. «Смерть поэта», «Три пальмы», «Казачья колыбельная песня», «Герой нашего времени» - это патетическое напряжение и неуспокоенность. При этом во всех строках удивительная ясность и четкость выражения. Это, опять же, подтверждает дуальность ценностей поэта.

    Огромное количество противоречивых смыслов объединены в лаконичную трехчастную организацию из трех четверостиший и в стихотворении «Парус». Катрены образуют триаду, вторая строфа контрастирует с первой, но третья вновь обретает созвучность.

    Стройная трехчастная форма позволяет разрешить противоречия очень гармонично, хотя бы внешне. Соединяется внутренняя антитеза, а напряженность и замкнутость с единой внешней границей.

    Математическая точность стихов

    В монологе Печорина из «Княжны Мери» раскрывается конфликт личности и общества, в результате чего возникают внутренние противоречия. В речи Печорина продемонстрированы многочисленные антитезы и идеально грамотно выстроенная рифма. Лермонтов подчеркивает четкость катренов пунктуацией, где чередуются тире и двоеточие.

    Такая форма заостряет внимание на скованности персонажа внутренними границами, раскрывает неостановимую душевную энергию и мощное движение.

    Размышление о позволяет сделать еще один вывод об особенности его лирического языка. Изобретательность живописца словом - это мастерство, с помощью которого он может описывать и человеческий внутренний мир, и природную жизнь с различными явлениями.

    При этом в основе всего его поэтического наследия лежит тема одиночества. Слово «один» - это наиболее значительное слово в языке автора. Внутри героя всегда сосредоточена огромная энергия, накопленная в результате отрицания обычной жизни с ее мелкими страстями, разобщенностью народа. Одиночество в творчестве Лермонтова наполнено неудержимым стремлением достичь идеала, всеединства жизни, мировой целостности и гармонии.

    Музыка слова

    Слог мастера весьма музыкален, так и проза его обладает интонационностью звуков, выраженных в ритмично организованной речи. Именно у него впервые развивается трехсложный размер, который не удавался до этого с таким размахом предшественникам, даже Пушкину.

    Поэзия в творчестве Лермонтова насыщена разнообразными повторами, ритмическими акцентами, внутренними ритмико-синтаксическими перебоями и строгими симметриями, четко следующими друг за другом. Огромные напряжения выливаются в беспощадные размышления-исповеди, когда противопоставляется новый вывод исходному прямому значению. Например, строки про жизнь, которая при «холодном рассмотрении» превращается в пустую и глупую шутку.

    Сегодня особенно детально исследуется одиночество в творчестве Лермонтова. Сочинение любого толка автора подвергается серьезному художественному рассмотрению. Романтическая линия в творчестве поэта выражена сложными сочетаниями различных жанров и стилей речи. Про персонажей в «Герое нашего времени» Белинский пишет, что автор сумел поэтично выразить даже простым грубым языком Максима Максимыча живописность событий. Это придало взгляду на жизнь персонажа комизм и трогательность.

    Народный говор как самый высокий ранг поэзии

    Жизнь и творчество Лермонтова тесно связаны с фольклором. К народному образу жизни обращен сборник 1840 года. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» воссоздала стиль русской народной поэзии. В «Поле Бородино» романтические тирады солдата позднее превратились в народную речь в «Бородино». Тут, опять же, на уста персонажей налагается неповторимая оригинальность мятежного нрава автора. Лермонтов и тут отрицает настоящее время, изъясняется в странной своей любви к Отечеству. Народный говор в интонациях поэта возведен в самый высокий ранг поэзии.

    Своеобразие творчества Лермонтова внесло неоспоримый вклад в развитие художественного языка. Критик объяснил это тем, что поэт отбирал оригинальные стилистические средства из русской и западноевропейской лирики. На стыке разных культур у него рождались новые формы литературного выражения, что продолжает пушкинские традиции.

    Учиться лермонтовскому языку

    Лермонтовский язык имеет сильное влияние на последующих российских писателей. В нем черпали вдохновение Некрасов, Блок, Толстой, Достоевский, Чехов. Антон Павлович однажды сказал, что язык Лермонтова нужно разбирать словно в школах, чтобы учиться писать. С его точки зрения, нет лучшего языка. Произведения, оставленные Михаилом Юрьевичем, - это настоящее мастерство владения словом.

    Избранный или непонятый?

    Сочинения автора, будь то проза или стихотворение, наполнняют духовный поиск истины, жажда деятельности, идеализация образов любви и красоты. Внутренний человек стремится подлинно родиться, стать личностью, утвердиться как персона. Для этого он готов объять весь мир, заключить в своей груди всю Вселенную с ее звездами. Он стремится соединиться с природой и «простыми людьми», но для себя видит иной удел, относя к избранным, тем самым отчуждаясь от общества еще больше.

    Одиночество в творчестве Лермонтова

    Сочинение в духе «гонимого миром странника» в более юной лирике для поэта описывают одиночество как награду. В более поздние годы - это, скорее, обуза, скука, которые в итоге придают ноту трагизма. Его произведения передают чувства единственного человека на всем белом свете.

    Так появляется герой, подвергающий сомнению такие пристани для человеческой души, как любовь, дружба, смирение. Лермонтовский герой остро переживает свою неустроенность. Он скучает на балах в окружении пестрой толпы, ему чудятся вокруг бесчувственные люди «приличьем стянутых масок».

    Для того чтобы снять этот гнет бездушности персонаж все больше переносится в детские переживания. У Лермонтова возникает желание, как у ребенка, бросить вызов свету, содрать с мирян маски, обличить толпу.

    Одиночество образует внутреннюю пустоту. Разочарование в обществе, в принципе, эмоция грусти и декаданство свойственно молодежи тридцатых годов. Политический запрет на исполнение истинных желаний по преображению общественного строя переносится и на частную жизнь. Нет надежды обрести настоящее счастье, любовь, дружбу, реализовать себя. Знаменитый «Парус», который вечно одинок в бескрайнем море, - яркий пример чувств молодого поколения той поры.

    Человеческие связи непрочны, а любовь неразделена - об этом говорят «Утес», «На севере диком...», «Листок».

    После восстания декабристов в стране начинается мощнейшая политическая реакция. Действительность кажется поколению тридцатых извращенной, конфликтной, враждебной. Этот раздел между идеалами и реальностью нельзя разрешить мирно, с этим невозможно примириться. Решение конфронтации возможно только в результате гибели одной из сторон.

    Такой социальный климат губительно действует на Лермонтова-человека, но оживляет поэта, суля ему трагическую судьбу. Единственное, чем продолжает интересоваться человек, - это права личности. Поэтому в более зрелый период мотивы творчества Лермонтова все больше направлены на критику строя общества, изобличая конкретные и острые проблемы. Он желает «дерзко бросить железный стих» и делает это постоянно.

    Смерть поэта

    Лермонтов упрекает поколение в бесцельности, внуренней опустошенности, скорбит о судьбе России, одновременно наполняет свои работы презрением и ненавистью к ней. Творчество М. Ю. Лермонтова - это бунт в отношении существующего порядка вещей.

    В стихотворении на поэт передает сложный коктейль из противоборствующих в душе чувств. Тут есть и скорбь, и восхищение, и негодование. Пушкин в произведении противостоит толпе, третий персонаж - это оплакивающий гения поэт, клеймящий публику. Лермонтов обвиняет свет в убийстве Пушкина, именно общество направляло руку убийцы. И вновь Михаил наделяет своего героя, Пушкина, одиночеством, противостоянием всему свету.

    «Смерть поэта» - это дань поэтическому гению, и к тому же это перемычка, стык в истории, где формируется преемственность мастерства и духовности. Творчество Лермонтова - это продолжение истории целого поколения, перенятое у Пушкина. Это голос молодежи, размышляющей о будущем страны, его непростом состоянии, пути и себе. Пушкин был солнцем нашей нации, но его не смогли или не пожелали сберечь.

    Это образ гения среди пигмеев, которые неспособны прощать, ценить и протестовать, отстаивая свои ценности. Работы Лермонтова рождались на стыке эмоций и рацио. Ясная, напряженная мысль бьется в клубке чувств и противоречий. Происходит разделение смыслов понятий поэт и человек, но объедяются поэт и поэзия. Творчество Лермонтова занимает особое место в русской литературе, представляя глубокий и богатый материал размышлений о государстве, мире, времени и личности в нем.

    Отношение самого маэстро к стихам выражено в разладе взаимоотношений художника и мира. Утонченное искусство оказывается замкнутым в железном веке прогресса.

    Миссия поэта

    Поэт для Лермонтова — это пророк, осмеянный толпой. Об этом он размышляет в работах «Пророк» и «Поэт». Это продолжение темы значения поэзии в обществе, где лирику используют часто для увеселения, вместо того чтобы применить свой настоящий божественный дар, исполнить свое предназначение. Поэт приходит в этот мир с божьим велением, которое он несет людям.

    Лирик должен рассказывать человеку правду, обличать, раскрывать красоту и любовь. По мнению Лермонтова, люди пророка презирают. Это чувство он возвращает толпе с помощью своих стихов. Таким образом, лирика превращается в творчестве поэта из увлечения в миссию. Как и любой мессия, он одинок, отвергнут и непонят.

    Корни противоречий

    Жизнь и творчество Лермонтова М. полны противоречий. Он рожден в семье, где происходят постоянные столкновения близких. Враждующие между собой мать и отец, бабушка. Смерть матери и разрыв с отцом в раннем детстве - это еще один вариант борьбы, где спокойное детство не сумело выстоять против тяжелой действительности. Застрелившийся на Новогоднем балу дед Миши, по рассказам бабушки, тоже был полон внутренних конфликтов.

    И вот, в 15 лет на свет уже рождаются бессмертные «Демон» и «Испанцы», а через год знаменитый «Маскарад». Похоже, что такие чувства, как тягостные сомнения, мрачные предчувствия, ожидание рокового конца, жажда забвения, были свойственны всей семье поэта.

    Лишь редко в произведениях певца души звучат радость и надежда. Свою жизнь писатель охарактеризовал двумя стихотворениями. Это «Что толку жить» и «Для чего я не родился».

    Ощущение собстсвенной элитарности, избранности заставляет поэта отбирать для публики шедевры из шедевров. Прекрасно охарактеризовал Михаила Юрьевича Брюсов, назвав поэта неразгаданным творцом. Брюсов увидел художественное своеобразие творчества Лермонтова в создании четких, словно «кованых» стихов.

    Фигура Лермонтова - это и по сей день загадка. Жизнь и смерть лирика - тайна, но его вклад в русскую литературу неоценим.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    В его ранних очерках и рассказах выражены симпатии к крестьянским массам и характерный для Лескова интерес к незаурядным натурам из народа. Среди нигилистов он видит не только извергов и циников, но и настоящих кристально благородных люде.

    1880 е гг. - период расцвета творчества Н. С. Лескова. Он потратил всю жизнь и все силы на то, чтобы создать «положительный» тип русского человека. Он отстаивал интересы крестьян, защищал интересы рабочих, обличал карьеризм и взяточничество. В поисках положительного героя Н. С. Лесков часто обращается к людям из народа. «Левша» - одна из вершин художественного творчества писателя. Н. С. Лесков не дает имени своему герою, подчеркивая тем самым собирательный смысл и значение его характера. «Там, где стоит „Левша”, надо читать „русский народ”», - говорил писатель. Он любит своего героя, но не идеализирует его, показывая, что при трудолюбии и мастерстве он наукам не обучался и вместо четырех правил сложения из арифметики все берет по Псалтырю до по Полусоннику. Повествование ведется рассказчиком, речь его насыщена неологизмами. «Н. С. Лесков … - волшебник слова, но он писал не пластически, а рассказывал, и в этом искусстве не имеет равного себе», - отмечал М. Горький. И с этим трудно не согласиться. Именно поэтому Н. С. Лесков постоянно искал «живые лица», имеющие богатое духовное содержание, способные заинтересовать других. Для этого Н. С. Лесков использует мемуарную форму вымышленного художественного произведения. «Мемуарность» является только художественным средством, так как у большинства лесковских героев не было прототипов.

    Язык рассказа - «настоящий, кондовый русский язык», он требовал большой, кропотливой работы от автора. Однако в рассказе он воспринимается просто и понятно. В нем присутствуют устаревшие слова («аглицкая блоха», «ящейский», «верета»), просторечия («молво», «пустяковина», «кислярка», «потюкивают молоточками»), заимствованные слова, часто искаженные («меланхолия», «мелкоскоп», «нимфозория», «дансе»). В конце рассказа звучит пушкинское высказывание - «дела минувших дней» и «преданья старины». Рассказ имеет «баснословный склад легенды» и «эпический характер главного героя». Настоящее (собственное) имя левши не называется, оно, как и имена многих гениев, для потомства навсегда утрачено. Н. С. Лесков создал миф, олицетворенный фантазией. В последней главе писатель сожалеет о том, что с развитием техники машины заменили ручной труд. Машины, по мнению автора, «не благоприятствуют аристократической удали, которая превосходила иногда меру, вдохновляла народную фантазию к сочинению подобных нынешних баснословных легенд». Н. С. Лесков показывает, что рабочие ценят выгоды, которые им доставляет механика, но о прежних, былых временах они вспоминают с гордостью и любовью. Сам Н. С. Лесков, оценивая художественное своеобразие «Левши», сетует на то, что создание языка - очень трудоемкое дело. По его мнению, лишь одна любовь к своей деятельности может побудить человека взяться за такую мозаичную работу. Н. С. Лесков пишет: «Этот то самый „своеобразный” язык и ставили мне в вину и таки заставили его немножко портить и обесцвечивать».

    «Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник», Лесков видел трагедию народных талантов в условиях царской России, воспел творческий труд народа.Лесков связал одаренность народа с его высокими моральными качествами, но их судьба носит драматический характер.

    33. Художественное своеобразие лирики Н.А. Некрасова.Н. является поэтическим выразителем идей революционеров-демократов 60-70 г 19 в. Это поэт новатор, в творчестве которого освободительные идеи получили наиболее яркое воплощение. Поэзия Н. всегда была посвящена интересам народа, он рассматривал свой труд как средство общественной борьбы и защиты интересов крестьянских масс.« То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть..» эту мысль Некрасов по-разному повторяет в своих стихах, критических статьях и письмах. Основные темы и идеи лирики Н.: 1. Гражданская и патриотическая тема, тема рус. народа: а) обличие крепостного права, изображение угнетенного положения крестьянства и городской бедноты: «Тройка», «Несжатая полоса», «Размышления у парадного подъезда» - наиболее яркое, в первой части дана хар-ка «парадного подъезда» и обрисовка мужиков-просителей; большая часть второй - авторское обращение к владельцу «роскошных палат», которое звучит то взволнованно патетически, то скорбно и гневно, то зло и иронично. В заключительной, третьей - история мужиков получает конкретное завершение (« За заставой, в харчевне убогой всё пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь, дорогой...»). Завершается стих вопросом, на который пока у поэта не находится определенного ответа («Ты проснешься ль, исполненный сил?»);б) осуждение народа за долготерпение, за забитость, темноту, нежелание сопротивляться угнетателям: «На волге», «Забытая деревня»; в) утверждение главной роли народа в истории цивилизации. Об исторической роли народа говорит Н. в стихе «Железная дорога» - противопоставив красоте природы «родимой Руси» страшный мир эксплуатации и человеческого горя, картину строительства железной дороги, поэт делает вывод о безграничных возможностях рус. народа («Вынесет все - и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»). Третья глава - переводит содержание в более масштабный план, речь заходит о том, может ли народ явиться создателем великих духовных ценностей. Для генерала, которому Н. предоставляет слово, народ - не созидающая, а только разрушающая сила. Четвертая глава - как будто подтверждает аргументы генерала о народе как «диком скопище пьяниц». Бочка вина примеряет рабочих с угнетателями, этим эпизодом завершается стих; г) воспевание революции, призыв к народу бороться за свои права, оказывать сопротивление правящим классам: «Бунт», «Душно без счастья и воли...». 2. Тема нравственного идеала: В основном это стихотворения посвященные Белинскому (« Памяти Белинского») Чернышевскому («Н.Г.Чернышевский. Пророк»,) Добролюбову («Памяти Добролюбова»). Это обращение к тем, кто несет в себе боль о человеке боль о России. Герои в таких стихотворениях представлен страдальцем идущим на сознательную жертву и вызывающим у автора почти религиозное преклонение. Образы эти как бы приподняты над повседневностью, в стихе звучит мотив избранности. 3. Тема поэта и поэзии: а) провозглашение народности своей поэзии. В стихе «Вчерашний день в часу шестом...» проявился важнейший творческий принцип Некрасова - поэта, согласно которому источником поэтического вдохновения выступает самая обыденная, прозаическая действительность. Муза поэта - сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа; б) требование гражданственности поэзии поэтическим манифестом Н. стало стихотворение «Поэт и гражданин», в котором отразились драматические раздумья автора о соотношении гражданственности искусства, о целях поэзии. Написанное в форме диалога поэта и гражданина, оно отражало внутреннюю борьбу самого Н., его спор с самим собой По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. В стихе есть единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от нее не только художественного таланта, но и гражданских убеждений; в) определение поэзии поэта в современной обстановке, верность главной своей теме: «Элегия», «Пускай нам говорит изменчивая мода...». Стихотворение делится на три части: 1-это размышления о современном положении Родины и народа. Задача поэта заключается в том, чтобы возбуждать к народу внимание и сострадание 2-содержит оценку собственного творчества и выяснение задач на будущее. Главный вопрос, который волнует поэта: «Народ освобожден, но счастлив ли народ...». 3- представляет собой признание верности своей главной теме, содержит грустное размышление об отсутствии реакции народа на творчество поэта. 4. Тема любви. По новому Н. писал о любви. Позитируя взлеты любви, говорит и о «прозе», которая «в любви неизбежна» («Мы с тобой бестолковые люди...»), В его стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и неприступной. Отношения между любящими стали в лирике Н. более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь. В основном это стихотворения, вошедшие в «панаевский цикл», посвященный Панаевской. Поэтическое новаторство лирики Н.: 1. народность формы и содержания лирики; 2. сближение лирики поэта с эпосом; 3. непоэтическое явление жизни как тема произведения, реализм в раскрытии темы народа: 4. использование разговорной речи- 5. прием многоголосия.