Презентация - органы слуха. Презентация на тему «Слух Строение уха. Костная и воздушная проводимости. Недостатки слуха и их коррекция

Федеральное государственное бюджетное
образовательное
учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный
педиатрический медицинский университет»
презентация на тему:
«Орган слуха»
Выполнила:
студентка 113 группы
Педиатрического фаультета
Холодняк А.В.

Строение уха. Костная и воздушная проводимости. Недостатки слуха и их коррекция.

Слух

- вид чувствительности, обусловливающий
восприятие звуковых колебаний. Благодаря слуху
познается звуковая часть окружающей
действительности, познаются звуки природы. Без
звука невозможны звуковые речевые общения
между людьми, людьми и животными, между
людьми и природой, без него не могли появиться и
музыкальные произведения.

Ухо - сложный
вестибулярно-слуховой
орган, который выполняет
две функции:
воспринимает звуковые
импульсы и отвечает за
положение тела в
пространстве и
способность удерживать
равновесие.

Орган слуха и
равновесия
представлен
тремя отделами:
наружным,
средним
внутренним
ухом, каждый
из которых
выполняет
свои
конкретные
функции.

Наружное ухо

состоит из ушной раковины и
наружного слухового прохода.
Функция - улавливать звуки и передавать в
дальнейшие отделы органа

Среднее ухо

Основной частью среднего уха является барабанная
полость, в которой находятся слуховые косточки:
молоточек, наковальня и стремечко - они передают

Уловленные ушной раковиной звуковые волны
ударяются в барабанную перепонку и вызывают
ее колебания. Слуховые косточки передают
звуковые колебания из наружного уха во
внутреннее, одновременно усиливая их.
Звуковые волны попадают в виде вибрации
передаются жидкости, заполняющей улитку.
Внутри улитки
- кортиев орган воспринимает слуховые
раздражения, преобразует их и передает
- в корковый слуховой центр головного мозга.

Внутреннее ухо

Костный лабиринт состоит из:
Преддверия
Улитки
полукружных каналов
Улитка является органом слуха,
а преддверие и полукружные
каналы - органы чувства
равновесия и положения тела
в пространстве.

Существуют два способа передачи звуковых
колебаний к рецепторам - воздушная
проводимость и костная проводимость.
В случае воздушной проводимости звуковые волны
попадают в наружный слуховой проход и
вызывают колебания барабанной перепонки,
передающиеся на слуховые косточки - молоточек,
наковальню и стремечко; смещение основания
стремечка, в свою очередь, вызывает колебания
жидкостей внутреннего уха и затем - колебания
основной мембраны улитки.

При костной проводимости звук, источник
которого соприкасается с головой, вызывает
вибрацию костей черепа, в частности височной
кости черепа, и за счет этого - опять-таки
колебания основной мембраны.
В обоих случаях звуковые волны распространяются
от основания к верхушке улитки. При этом для
волны каждой частоты существует область
основной мембраны, где амплитуда колебаний
наибольшая: для высоких частот она ближе к
основанию улитки, для низких - к верхушке.

Острота слуха

у людей
неодинакова. У одних она
понижена или нормальная,
у других повышена.
Бывают люди с
абсолютным слухом.
Они способны узнавать по памяти высоту
заданного тона. Музыкальный слух позволяет
точно определять интервалы между звуками
различной высоты, узнавать мелодии.

Норма слуха

Человек способен
слышать звук в
пределах от 16 Гц до 20
кГц. Диапазон частот,
которые способен
слышать человек,
называется слуховым
или звуковым
диапазоном; более
высокие частоты
называются
ультразвуком, а более
низкие -
инфразвуком.

Гигиена слуха

Для сохранения слуха надо оберегать от повреждающего
действия различных факторов, прежде всего от
механических повреждений, кожный покров наружного
уха и особенно барабанную перепонку.
Необходимо регулярно мыть уши теплой водой с мылом,
ибо вместе с серой, накопившуюся в слуховом проходе,
там задерживаются пыль и микроорганизмы.
Травмирующее воздействие на слуховой анализатор,
которая приводит к снижению или потере слуха,
предоставляют громкий звук, постоянные шумы,
особенно колебания ультравысоких и инфранизких
частот.
Необходимо своевременно лечить простудные
заболевания носоглотки, ибо через слуховую трубу в
барабанную полость могут проникать болезнетворные
микроорганизмы, вызывая воспалительные процессы
органов слуха.

Слуховой аппарат

Современные слуховые
аппараты оснащены
микрофоном, улавливающим
звуки и трансформирующим их
в цифровой сигнал. Данный
сигнал затем обрабатывается
для обеспечения
индивидуальных слуховых
потребностей и превращается в
слышимый звук.
Уровень громкости слухового аппарата регулируется
автоматически или с помощью ручного регулятора
громкости (в виде маленького рычажка или колесика).

Наталья Кочурова
Презентация на тему «Слух»

1 слайд : Презентация на тему : «Слух » .

2 слайд :

Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя :

Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять, А носик - запах различать,

Руки - чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

И ни к чему твоя тревога, Они всегда тебе помогут.

3 слайд : Всеми органами человека руководит головной мозг. Именно он является «главным начальником» в нашем организме. Определённый участок головного мозга регулирует работу того или иного органа чувств.

4 слайд : Уши - орган слуха . Ухо - это орган слуха и равновесия . С помощью ушей мы можем слышать музыку, речь, шум.

5 слайд :

Человеческое ухо имеет три отдела : наружное ухо, среднее и внутреннее. Каждое из них имеет своё строение, а вместе они образуют своеобразную длинную трубку, уходящую вглубь головы человека.

6 слайд :

Внешнее строение уха : Наружная часть представлена слуховым проходом и ушной раковиной. В нижнем его отделе располагается мочка, Ушная раковина представляет собой довольно чувствительный орган. Барабанная перепонка.

После преодоления наружной части уха сигнал поступает в средний отдел.

Внутренняя часть – это самый сложный отдел слухового аппарата . Овальное и круглое окна, улитка с полостью заполненная жидкостью и кортиев орган. Внутреннее ухо состоит из вестибулярной системы. Это свидетельствует о том, что органы слуха не только отвечают за звук, но и за равновесие человека.

Среднее ухо состоит из слуховых косточек (молоточек, накавальня, стремечко) . Евстафиева труба.

Гигиена ушей Ушная сера нужна для смазки и очистки ушных каналов, также она выполняет противомикробную функцию. Убирать лишнюю серу следует только в наружной части уха, а вот совать ватные палочки внутрь канала для его прочистки не нужно. Другое вредное воздействие ватных палочек - то, что они утрамбовывают серу, а это может привести к образованию серной пробки, для удаления которых нужно будет обращаться к врачу.

7 слайд :

Это интересно. Считается, что если приложить морскую раковину к уху, то можно услышать звук морского прибоя, воспоминания о котором она якобы хранит.

На самом же деле «шум моря» в морской раковине - это не более чем шум окружающей среды и звук тока нашей крови, которая течет по сосудам. Точно такого же звукового эффекта можно добиться и без сувенира, приложив к уху кружку или даже согнутую «лодочкой» ладонь. Так что звуки, которые мы слышим в ракушке, не имеют никакого отношения к морю.

8слайд :

Как уберечь слух .

1. Шум является самой распространенной причиной снижения слуха . Особенно это касается жителей мегаполисов. Чтобы уберечь свой слух старайтесь избегать громкой музыки и других звуков. Ограничьте время просмотра телепередач и телефонных разговоров. Не пользуйтесь наушниками. Устраивайте себе «дни тишины» . Старайтесь как можно чаще выезжать на природу и слушать «живую» классическую музыку.

Позаботьтесь о хорошей шумоизоляция жилых помещений. При возможности, постелите напольные ковровые покрытия, занимающие всю площадь пола. Убедитесь в том, что окна и двери жилых помещений хорошо подогнаны.

2. Недолеченные вирусные заболевания и простуда могут привести к развитию отита. Отек, возникающий при этом заболевании, увеличивает давление во внутреннем ухе, что в свою очередь, может сказаться на слухе . Соблюдайте постельный режим при болезнях и четко следуйте всем предписаниям лечащего врача.

3. Никогда не занимайтесь самолечением. Необходимо знать, что некоторые лекарственные препараты токсичны. Особенно это касается антибиотиков. Их составляющие при бессистемном приеме могут оказать отрицательное воздействие именно на слуховой аппарат .

4. В холодное время года необходимо носить головные уборы, которые защищают не только голову, но и уши. В особо сильные морозы рекомендуется использовать специальные наушники.

5. Тщательно следите за чистотой ушей - иногда даже обычная серная пробка может стать причиной временного снижения слуха . Регулярно промывайте наружную часть уха теплой водой и протирайте чистой салфеткой или полотенцем. Не вводите ватные палочки слишком глубоко в слуховой проход .

6. При первых признаках расстройства слуха следует сразу же обращаться к врачу. Полностью восстановить слух возможно только в течение первых 10 дней. Поэтому любая задержка может привести к необратимым последствием.

Ежегодно планово посещайте врача и проверяйте слух . На ранних стадиях определить снижение слуха может только специалист.

9 слайд : Викторина

Публикации по теме:

Что такое фонематический слух? Как же развивать фонематический слух? Рекомендации для родителей Речь и слух неразрывно связаны. Фонематический слух – это умение различать звуки речи, выделять их из общего звучания слова, различать близкие.

Как развивать фонематический слух у детей Что такое фонематический слух и как его развивать?Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то.

В задачу нашего занятия входило рассказать о жизни космонавта Юрия Гагарина и его знаменитом полете на космическом корабле. 12 апреля 1961.

Для чего заниматься ребёнку музыкой? Многие родители совершенно не понимают важности и пользы этих занятий. Разнообразие кружков и многоликий.

Слайд 2

Строение органа слуха

Тема. Строение и функции слухового анализатора. Гигиена слуха. УШНАЯ РАКОВИНА СЛУХОВОЙ ПРОХОД

Слайд 3

Сердце, лёгкие зрение слух кишечник почки Отделы скелета Мочевой пузырь

Слайд 4

Строение органа слуха

Тема. Строение и функции слухового анализатора. Гигиена слуха. УШНАЯ РАКОВИНА СЛУХОВОЙ ПРОХОД БАРАБАННАЯ ПЕРЕПОНКА МОЛОТОЧЕК НАКОВАЛЬНЯ СТРЕМЕЧКО ЕВСТАХИЕВАЯ ТРУБА Названа в честь Б. Эустахиоитальянского врача и анатома

Слайд 5

ОПЫТ №1

Метод измерения остроты слуха называют - аудиометрией Вывод:Шум интенсивностью 50-80 дБ вызывает утомление органа слуха и снижает чувствительность. Чем дольше шум воздействует на орган слуха, тем сильнее повреждение, которое в нём возникает. Шум более 85 дБ (уличный шум 80) вызывает необратимые изменения слуховых рецепторов.

Слайд 6

Строение органа слуха

Тема. Строение и функции слухового анализатора. Гигиена слуха. УШНАЯ РАКОВИНА СЛУХОВОЙ ПРОХОД БАРАБАННАЯ ПЕРЕПОНКА МОЛОТОЧЕК, НАКОВАЛЬНЯ, СТРЕМЕЧКО ЕВСТАХИЕВАЯ ТРУБА УЛИТКА, КОРТИЕВ ОРГАН СЛУХОВОЙ НЕРВ Открыт итальянским гистологом А. Корти

Слайд 7

арфа

Чувствительные волоски (увел. в 250000 раз) Короткие- высокий звук, длинные- низкий

Слайд 8

Помимо описанной, так называемой воздушной проводимости звуковых колебаний, возможна и их передача через кости черепа - костная проводимость

Слайд 9

Слайд 10

ОРГАН СЛУХА

воздух УЛАВЛИВАНИЕ, ПРОВЕДЕНИЕ ЗВУКОВЫХ ВОЛН СРЕДНИЙ ОТДЕЛ 1. БАРАБАННАЯ ПЕРЕПОНКА 2. МОЛОТОЧЕК 3. НАКОВАЛЬНЯ 4. СТРЕМЕЧКО, 5. ЕВСТАХИЕВА ТРУБА

Слайд 11

ЖИДКОСТЬ КОЛЕБАНИЯ ПРЕВРАЩА-ЮТСЯ В НЕРВНЫЕ ИМПУЛЬСЫ

Слайд 13

Пускай здоровью вашему несутся вслед салюты!!!

Слайд 14

Слайд 15

ОПЫТ №2

Вывод: помимо описанной, так называемой воздушной проводимости звуковых колебаний, возможна и их передача через кости черепа - костная проводимость

Слайд 16

Инструктивная карточка «Экспериментальное задание».

1. К правому уху испытуемого, который сидит с закрытыми глазами, приближают наручные часы. Фиксируется расстояние, на котором тиканье часов он услышал. 2. Аналогичный опыт провести с левым ухом. (Нормальным считается расстояние 10-15 см.) 3. Прослушать громкую музыку в течение 1 минуты, а затем опыт повторить. (Слушают музыку все ученики вместе.) 4. Сравнить полученные результаты работы и объяснить их. Сделать вывод.

Слайд 17

Выберите правильные ответы

1. Какое количество отделов образует орган слуха: 1) 52) 23) 34) 4 2. Наружное ухо образуют: 1) барабанная перепонка и слуховой проход2) слуховые косточки3) лабиринт и улитка4) ушная раковина и слуховой проход 3. Среднее ухо соединяется с носоглоткой: 1) евстахиевой трубой2) перепонкой круглого окна3) наружным слуховым проходом4) слуховыми косточками

Слайд 18

4. В состав внутреннего уха входит: 1) овальное окно2) полукружные каналы3) улитка4) полукружные каналы 5. Рецепторы слухового анализатора расположены: 1) во внутреннем ухе2) в среднем ухе3) на барабанной перепонке4) в ушной раковине

Посмотреть все слайды



























1 из 26

Презентация на тему: Слух

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Звук Звук можно представить как колебательные движения упругих тел, распространяющиеся в различных средах в виде волн. Для восприятия звуковой сигнализации сформировался еще более сложный, чем вестибулярный, рецепторный орган. Формировался он рядом с вестибулярным аппаратом и поэтому в их строении есть много схожих структур. Костный и перепончатый каналы у человека образуют 2,5 витка (рис. далее). Слуховая сенсорная система для человека является второй после зрения по значимости и объему информации, получаемой от внешней среды.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Схема расположения вестибулярного и слухового аппарата 1 - эндолимфатический мешочек, 2, 3, 4 - полукружные каналы, 5 - улитка, 6 - улитковый нерв, 7 - лицевой нерв, 8 - вестибулярный нерв, 9 - верхний вестибулярный узел, 10 - нижний вестибулярный узел, 11 - овальный мешочек, 12 - круглый мешочек, 13 - ампула полукружного канала

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Схема распространения звуковой волны Звук можно представить как колебательные движения упругих тел, распространяющиеся в различных средах в виде волн. Воспринимаются они вначале барабанной перепонкой. Затем косточками передаются на перепонку овального окна.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Среднее ухо Косточки не только передают колебания на мембрану овального отверстия, но и усиливают колебания звуковой волны. Происходит это в силу того, что в начале колебания передаются более длинному рычагу, образованному рукояткой молоточка и отростком наковальни. Во-вторых, этому же способствует и различие поверхностей стремечка (около 3,2·10-6 м2) и барабанной перепонки (7·10-5). В результате звук воспринимается при перемещение мембраны на расстояние меньше диаметра атома водорода (при давлении на барабанную перепонку с силой 0,0001 мг/см2).

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Эндо- и перилимфа внутреннего уха Пространство средней лестницы заполнено эндолимфой. Над вестибулярной и под основной мембранами пространство соответствующих каналов заполнено перилимфой. Она сообщается не только с перилимфой вестибулярного тракта, но и с субарахноидальным пространством мозга. Состав ее весьма близок ликвору. Эндолимфа отличается от перилимфы, в первую очередь тем, что в ней в 100 раз больше К+ и в 10 раз меньше Nа+. То есть, по концентрации указанных ионов эти жидкости отличаются как внутриклеточная от межклеточной.

№ слайда 11

Описание слайда:

Секреция эндо- и перилимфы Эти и другие отличия эндолимфы являются результатом активной функции эпителия сосудистой полоски, находящейся на боковой стенке средней лестницы. Большую роль в поддержании ионного состава эндолимфы играет функция ионных насосов сосудистой полоски. Их функциональная активность сходна с эпителием почечных канальцев, и применение некоторых мочегонных препаратов может приводить к нарушению ионного состава эндолимфы и глухоте. Такой состав эндолимфы способствует повышению чувствительности рецепторного аппарата и поэтому снижение активности этих клеток приводит к ухудшению слуха.

№ слайда 12

Описание слайда:

Кортиев орган На основной мембране располагаются рецепторные клетки двух типов: внутренние в один ряд, а наружные в 3-4. У внутренних клеток снаружи находится 30-40 относительно коротких (4-5 мкм) волосков, а у наружных клеток имеется 65-120 более тонких и длинных волосков.

№ слайда 13

Описание слайда:

«Струны» основной мембраны Рецепторные волосковые клетки образуют кортиев орган, находящийся в улитке внутреннего уха на основной мембране, длина которой около 3,5 см. Она состоит из 20000 - 30000 волокон. Эти волокна напоминают струны музыкальных инструментов. Начиная от овального отверстия, длина волокон постепенно увеличивается (примерно в 12 раз), в то время как толщина их постепенно уменьшается (примерно в 100 раз).

№ слайда 14

Описание слайда:

Волосковые клетки Внутренние клетки (около 3.500) образуют около 90% синапсов с афферентами слухового (кохлеарного) нерва; в то время как от 12.000 – 20.000 наружных клеток отходит лишь 10 % нейронов. Кроме того, клетки первого и особенно среднего витков улитки снабжены нервными окончаниями волосковые более богато, чем верхушечного витка. Именно здесь наибольшая чувствительность кортиева органа, который реагирует на колебания в пределах от 1000 до 4000 Гц, а это диапазон человеческого голоса. (Поэтому повреждение этих отделов приводит к речевой глухоте). В пределах области слухового восприятия человек может ощущать около 300.000 различных по силе и высоте звуков.

№ слайда 15

Описание слайда:

Механизм передачи колебаний эндолимфы на покровную мембрану и рецепторные клетки кортиева органа. Возникающая волна приводит к движению основную и покровную мембраны кортиева органа. Они обеспечивают касание покровной мембраны волосков рецепторных клеток, что и приводит к зарождению рецепторного потенциала. Между рецепторными клетками и афферентами кохлеарного нерва имеются синапсы и передача сигнала здесь опосредуется медиатором.

№ слайда 16

Описание слайда:

Амплитудный максимум Основной механизм различения высоты тонов обусловлен тем, что бегущая волна колебаний молекул воздуха, передаваясь на эндолимфу и основную мембрану, между местом возникновения и затухания имеет участок, где амплитуда колебаний максимальна (рис.). Местонахождение этого амплитудного максимума зависит от частоты колебания: при более высоких частотах он ближе к овальной мембране, а при низких частотах - к верхушке (геликотреме).

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

Различение громкости Диапазон амплитуды колебаний эндолимфы сопряжен с амплитудой колебания мембран. В результате с ростом амплитуды увеличивается число возбужденных рецепторных клеток, к находящимся на амплитудном максимуме присоединяются соседние клетки. В пределах наиболее высокой чувствительности различения силы звука (1000 - 4000 Гц) человек слышит звук, имеющий ничтожно малую энергию (до 1·12-9 эрг/с·см2). В то же время чувствительность уха к звуковым колебаниям в другом диапазоне волн значительно ниже и на границах слышимости (ближе к 20 или 20000 Гц) пороговая энергия звука должна быть не ниже 1 эрг/c·см2. Слишком громкий звук может вызвать ощущение боли. Уровень громкости, при котором человек начинает ощущать боль, равняется 130-140 дБ над порогом слышимости.

№ слайда 19

Описание слайда:

Сильный звук и реакция мышц среднего уха Сильный звук может вызвать нежелательные последствия как для слухового аппарата (вплоть до повреждения барабанной перепонки и волосков рецепторных клеток, нарушения микроциркуляции в улитке), так и в целом для ЦНС. Поэтому для предотвращения указанных последствий рефлекторно уменьшается натяжение барабанной перепонки (мышцы!). В результате, с одной стороны, снижается возможность травматического разрыва барабанной перепонки, а с другой - снижается интенсивность колебания косточек и расположенных за ними структур внутреннего уха. Рефлекторная реакция мышц наблюдается уже через 10 мс после начала действия сильного звука и проявляется при звуке выше 30 - 40 децибел. Этот рефлекс замыкается на уровне стволовых отделов мозга.

№ слайда 20

Описание слайда:

Предвокализационный рефлекс Имеется еще один механизм, знание которого может помочь человеку предохранить ухо от повреждения при действии таких звуков - это предвокализационный рефлекс. Дело в том, что когда человек говорит, то рефлекторно начинается сокращение стременной мышцы, напрягающей костное сочленение. Поэтому разговор (крик) во время действия громкого звука весьма полезен, так как он обеспечивает указанное выше предохранение. Физиологическое же назначение предвокализационного рефлекса заключается в обеспечении возможности слышать голос другого человека во время звучания своего. Если бы этого рефлекса не было, то человек "глох" бы от своего голоса, особенно когда он звучит громко.

№ слайда 21

Описание слайда:

Центральные отделы слуховой сенсорной системы 1 - кортиев орган, 2 - переднее кохлеарное ядро, 3 - заднее кохлеарное ядро, 4 - олива, 5 - добавочное ядро, 6 - латеральная петля, 7 - нижние бугорки четверохолмия, 8 - медиальное коленчатое тело, 9 - височная область коры.

№ слайда 22

Описание слайда:

Информация, содержащаяся в звуковом стимуле, пройдя все указанные ядра переключения, многократно (по крайней мере, не менее 5-6 раз) "переписывается" в виде нейронного возбуждения. При этом, на каждом этапе происходит ее соответствующий анализ, причем, нередко с подключением сенсорных сигналов других - "неслуховых" отделов ЦНС. В результате могут возникать рефлекторные ответы, характерные для соответствующего отдела ЦНС.

№ слайда 23

Описание слайда:

Нейроны вентрального ядра еще воспринимают чистые тона, то есть возбуждение в них возникает при действии строго определенных тонов. В дорсальном же ядре лишь небольшая часть нейронов возбуждается чистыми тонами. Другие - реагируют на более сложный стимул, например, на переменные частоты, на прекращение звука и т.п. На более высоких уровнях постепенно увеличивается количество отдельных нейронов, специфически реагирующих на сложные звуковые модуляции. Так, одни нейроны возбуждаются лишь при меняющейся амплитуде звука, другие - меняющейся частоте, третьи - при варьировании длительности расстояния от источника, его перемещении. Таким образом, каждый раз при действии, реально существующих в природе сложных звуков, в нервных центрах возникает своеобразная мозаика одновременно возбуждающихся нейронов. Происходит запоминание этой мозаичной карты, связанной с поступлением соответствующего звука.

Описание слайда:

Центры коры Кроме того, от височной слуховой области коры отходят и нисходящие пути практически ко всем подкорковым слуховым ядрам. Такие же пути идут и от каждого вышележащего подкоркового отдела к нижележащему. Широкие двусторонние связи слуховых областей ЦНС, с одной стороны, служат для улучшения обработки слуховой информации, а с другой - для взаимодействия с другими сенсорными системами и образования различных рефлексов. К примеру, при возникновении резкого звука происходит бессознательный поворот головы и глаз в сторону источника его и перераспределение мышечного тонуса (стартовая позиция).

№ слайда 26

Описание слайда:

Слуховая ориентация в пространстве Слуховая ориентация в пространстве достаточно точно возможна лишь при бинауральном слухе. При этом большое значение имеет то обстоятельство, что одно ухо находится дальше от источника. Учитывая, что в воздушной среде звук распространяется со скоростью 330 м/с, то 1 см он проходит за 30 мс и малейшее отклонение источника звука от средней линии (даже менее 3о) обоими ушами уже воспринимается отставленно во времени. То есть, в данном случае имеет значение фактор разделения и по времени, и по интенсивности звука. Ушные раковины, являясь рупорами, способствуют концентрированию звуков, а также ограничивают поток звуковых сигналов с тыльной стороны головы.

Слайд 1

Органы слуха

Слайд 2

2
Органы слуха есть у всех. Только они у всех разные. Некоторым нужно слышать для того, чтобы выжить.

Слайд 3

3
Как же устроены органы слуха?
Давайте совершим путешествие в наше ухо. Тогда мы поймём, как мы слышим звуки, которые нас окружают. Мы узнаем тайну, сотворённую Богом.

Слайд 4

4
Самое первое, что нужно знать, это то, что у нас два уха. Каждое ухо состоит из трёх комнат. Знакомимся с первой комнатой, в которой три предмета в интерьере: раковина проход барабан

Слайд 6

6
Любой звук – это волна. Когда раздаётся звук, ушная раковина улавливает эту волну.
У этого мужчины очень большие раковины, и, наверно, он улавливает самые тихие звуки. Вы уже захотели иметь такие уши?
Иногда мы приставляем ладонь, чтобы звуковая волна не прошла мимо нашего уха.

Слайд 7

7
Когда звуковая волна попала в ушную раковину, она идёт по слуховому проходу.
Вы хоть раз кричали в трубу? Если да, то знаете, как усиливается звук в трубе. Так вот, попадая в слуховой проход, звуковая волна сразу усиливается и действует как барабанная палочка. Слуховой проход снабжен железами, выделяющими ушную серу, вместе с которой выводится наружу пыль и грязь. Благодаря слуховому проходу также обеспечивается постоянная температура и влажность барабанной перепонки.

Слайд 8

8
А теперь представьте: в ваших наушниках звучит громкая музыка.
Барабанная перепонка может лопнуть или сильно растянется. Так наступает глухота. Попробуйте поиграть на барабане, если он дырявый или у него плохо натянута мембрана. Вы получите искажённые звуки.

Слайд 9

9
Вторая комната называется средним ухом.
Такое название она получила потому, что находится посредине между двумя комнатами. И в этой комнате тоже три предмета: молот наковальня стремя
Задачей элементов среднего уха является проведение звуков, улавливаемых ухом.

Слайд 10

10
В среднем ухе есть три косточки: молоточек, наковальня и стремечко
Посмотрите на молоточек, как он плотно прижался к барабанной перепонке, он с этой перепонкой сроднился. Всё, что получает перепонка, тут же передаётся молоточку. А молоточек стучит по наковальне, усиливая силу звука. Наковальня же прочно срослась со стремечком. И поэтому стремечко от этих звуковых волн трясётся, вибрирует.

Слайд 11

11
Стремечко – это косточка, и она самая маленькая во всём организме человека. Размером всего с рисовое зёрнышко.

Слайд 12

12
Найдите здесь молоточек, наковальню и стремечко.
В среднем ухе есть слуховой канал, или евстахиева труба. Она соединяется с носоглоткой. Обычно эта труба закрыта, а открывается только при совершении сосательных и глотательных движений. Она нужна для выравнивания давления по обе стороны барабанной перепонки. Очень важно, чтобы перепонка стояла ровно и не выгибалась.

Слайд 13

13
Третья комната называется внутренним ухом. Оно находится внутри нашей головы.
В этой комнате только два предмета: улитка и хвостики. Но внутри улитки есть тайна. Понять её тайну попробуем с помощью этих картинок: улитка жидкость танец в воде внутри трубочки

Слайд 14

14
Как происходит передача сигнала или импульса
Когда человек танцует в паре, он передаёт своему партнёру своё настроение – свой импульс, свой сигнал. Такая же передача происходит в третьей комнате: во внутреннем ухе.

Слайд 15

15
Давайте представим, как улитка ползёт по листочку. Вдруг на листок капнула капелька. Листочек задрожал, и вместе с ним задрожала улитка. Вот так же и во внутреннем ухе стремечко получило сигнал и передало этот сигнал улитке.
Улитка получила свое название из-за спиральной формы. Улитка разделена на три канала. Каналы напоминают трубочки, они заполнены жидкостью. В жидкости сигналы передаются очень хорошо.

Слайд 16

16
В среднем канале улитки – около 30 000 волосковых клеток, которые улавливают колебания жидкости. Каждая волосковая клетка реагирует на определённую звуковую частоту. И начинает в этой жидкости танцевать. Один волосок улавливает, как гремит гром. Другой волосок улавливает, как мяукает кошка.
Каждый волосок, соединён со слуховым нервом. Слуховой нерв имеет длинный хвост аксон. Аксон соединён с головным мозгом. Так мозг получает сигнал.

Слайд 17

17
Посмотрите, как много слуховых нервов! И все они имеют свои длинные аксоны-хвостики. С помощью этих нервов и хвостиков звуковая волна преобразуется в электрический импульс и направляется в мозг. Головной мозг умеет читать только электрические импульсы.

Слайд 18

18
Посмотрите, как волны разной частоты задевают одни волоски и не трогают другие. Те волоски, которые задела звуковая волна, по своим хвостикам передают сигналы в мозг, а остальные волоски молчат. Так мы распознаём звуки, которые доходят до головного мозга.

Слайд 19

19
С левого уха импульс поступает в правое полушарие. С правого уха импульс поступает в левое полушарие.

Слайд 20

20
Давайте ещё раз рассмотрим, где находятся: ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, евстахиева труба, улитка, хвостики-аксоны от слуховых нервов (они идут прямо в головной мозг).

Слайд 21

Слайд 22

22
Можно пойти к специальному доктору. Он вкручивает в каждую больную точку тонкую иголочку и оставляет эти иголочки на несколько минут или даже дней. Этого бывает достаточно, чтобы выздороветь без лекарств и операций.
По уху можно определить, что у человека болит. Каждая область уха отвечает за свой орган. Например, мочка уха отражает работу головного мозга и глаз. Если болит желудок, то на ухе в точке желудка появится крохотное, с маковое зёрнышко, уплотнение. Если заболит спина, зёрнышко вырастает в точке спины.

Слайд 23

23
Будьте осторожны, когда чистите свои уши! Не проталкивайте далеко ватные палочки, чтобы не повредить барабанную перепонку. Ведь слуховой проход длиной всего 2,5 см.
Но самому делать иглоукалывание нельзя!

Слайд 24

24
Уши нужно беречь, но если ухо заболело, его можно полечить в домашних условиях разными способами.
2) Берём ватно-марлевый тампон, посредине делаем дырочку. Капаем в эту дырочку камфорное масло или 20%-й раствор спирта. Тампон приставляем к больному уху, накрываем клеёночкой и сверху одеваем косыночку. И ухо прогревается.
1) Человек лежит на боку на здоровом ухе. На больное ухо кладут салфетку и сверху ставят зажжённую восковую свечу. Когда свеча прогорит, можно будет встать. Если сделать три таких процедуры, ушко заживёт.

Слайд 25

25
Берегите уши, надевайте шапочки, чтобы ушки были закрыты! Так всё время говорят нам взрослые. Нам бы прислушаться…
А мы в ответ, как эти обезьянки: Ничего не вижу Ничего не слышу Ничего никому не скажу