Панихида по усопшим на годовщину смерти. Панихида по усопшим (текст) — как заказать в церкви или во время поста. Записки о поминании

7 декабря (24 ноября по старому стилю) Церковь чтит память святой великомученицы Екатерины . Это одна из самых известных и почитаемых христианских святых, как в Восточной, так и в Западной церкви. Екатерина - «всегда чистая » (перевод с греческого), по житию - избранная невеста Христова, которой Сам Небесный Жених вручил Свое обручальное кольцо.

Почитание святой великомученицы Екатерины

Первые упоминания о праздновании памяти св. вмц. Екатерины относятся к VIII веку. Почитание святой великомученицы Екатерины тесно связано с историей Синайского монастыря, то есть с самой ранней историей христианства, а в России оно восходит ко временам Киевской Руси. Так, уже в одной из древнейших ноябрьских миней (XI в.) содержится ей служба. Житие и мученичество святой вошли в состав Великих четьих миней святителя Макария и прологов (сборников житий святых). Частицы мощей святой Екатерины содержались в 2 реликвариях из Благовещенского собора Московского Кремля - наперсном кресте-мощевике 70-х гг. XV в. и в резной иконе-складне «Похвала Богоматери» с избранными святыми на обороте (3-й четв. XV в).

Святая великомученица Екатерина. Тропарь и кондак

Служба святой великомученице Екатерине не отмечена особенным праздничным знаком и поется совместно со службой попразднества и св. мч. Меркурия.

Тропарь:

Добродетельми якоже лучами солнечными, просветила еси неверных мудрецов. И якоже пресветлая луна ходящим в нощи, неверия тму отгнала еси, и царицу уверила еси, вкупе и мучителя обличи, богозванная невесто, блаженая Екатерино. Желанием востече в небесный чертог, к Прекрасному Жениху Христу, и от Него царским венцем венчася. Емуже со ангелы предстоя, за ны молися творящих пречестную память твою.

Кондак:

Витийствующи днесь Екатерина мученица, и витиями обличи умовредную ересь. Ангел бо с небесе к той прииде, силу от Вышняго принесе. Юже приимши мужески рече, Христос есть мучеником похвала.

————————

Библиотека Русской веры

Народные традиции в день святой великомученицы Екатерины

Имя святой великомученицы Екатерины было весьма популярно среди прочих женских имен, особенно в наше время, поэтому день тезоименитства является весьма заметным событием в церковном календаре, по праву украшая скромную постную трапезу богатыми, праздничными пирогами.

Раньше в народе очень популярными были так называемые екатерининские гуляния. В этот день нельзя было сидеть дома, нужно было всей деревней веселиться и радоваться. На Руси молодые люди катались на санках с горок и на запряженных конных санях. Женихи старались присмотреть во время гуляний себе хорошую невесту, чтобы на зимний мясоед устроить свадьбу. Девушки, в свою очередь, просили святую, чтобы им попался хороший и достойный жених.

К святой великомученице обращаются также за помощью во время беременности и при тяжелых родах. На Западе она считается покровительницей студентов и всех учащихся, как в России святая Татьяна.

Святая великомученица Екатерина. Иконы

«Иконописный подлинник», составленный в начале XX века С.Т. Большаковым на основе подлинников XVI века, сообщает, что святая Екатерина изображается так: «На голове венец царский, власы просты, как у девицы, риза лазоревая, испод киноварь (нижняя одежда красная), бармы царские (драгоценные украшения на одежде) до подола, и на плечах и на рукавах, рукава широки, в правой руке Крест, а в левой свиток, а в нем пишет: «Господи Боже, услыши мене, даждь поминающим имя Екатерины отпущение грехов, и в час исхода его проводи его с миром и даждь ему место покойно»».

Таким образом, только без свитка, она изображена на иконе начала XIII века из монастыря святой Екатерины на горе Синай. Возможно, именно эта икона служила главным храмовым образом и располагалась возле раки с мощами святой.

Иногда Святая Екатерина изображается в красном плаще - традиционном одеянии мучеников и синем хитоне. Глава святой может быть покрыта белым платом, символизирующим целомудрие, духовную и телесную чистоту.

В XVI веке в русском искусстве появляется новый иконографический вариант - «Моление великомученицы Екатерины о народе», не встречающийся в византийском или балканском искусстве. Святая изображается со свитком в руке, содержащим текст ее предсмертной молитвы, позади Екатерины изображен палач с мечем; иногда рядом изображается колесо и крепостные сооружения Александрии.

Вероятно, эта иконография возникла благодаря почитанию святой Екатерины как заступницы «при исходе души»: перед казнью она молила Господа простить все грехи тем, кто помянет ее перед смертью. Иногда у ног святой изображаются коленопреклоненные верующие, прибегающие к ее молитвенному заступничеству.

Храмы в честь святой великомученицы Екатерины

В настоящее время насчитывается до 300 храмов во имя святой великомученицы Екатерины , как в самой России, так и за ее пределами: в Финляндии, Италии, Венгрии, Румынии, на Кипре, в Турции и в Египте.

Среди наиболее древних построек на Руси известна Новгородская церковь в честь великомученицы, о ней упоминается в списке деревянных церквей, сгоревших в 1310 г., позднее (с рубежа XIV и XV вв.) она фигурирует как каменный придел церкви Успения на Торгу.

История первого московского храма великомученицы Екатерины начинается в конце XVI столетия, когда на Всполье (ул. Большая Ордынка) появляется ремесленная слобода, устроенная стараниями Анастасии Романовны - первой супруги царя Иоанна Грозного. Ею же здесь был построен и деревянный храм, известный по летописным источникам 1612 года.

Монастырь cвятой Екатерины - один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире, основан в IV веке в центре Синайского полуострова. Среди игуменов монастыря наиболее известен преподобный Иоанн Лествичник. Первоначально именовался монастырём Преображения или Неопалимой Купины. После обретения мощей святой Екатерины и распространения её почитания, монастырь к XI веку приобрёл своё настоящее название - монастырь Святой Екатерины.

храма во имя Рожества Христова в Екатеринбурге в этот день отмечает как бы второй престол. Из-за невозможности съезжаться в Екатеринбург в день престольного праздника, на Рождество Христово, вот уже несколько лет кряду собираются здесь верующие со всей округи месяцем раньше, в день памяти святой Екатерины, давшей имя городу.

Город был основан в 1723 году, как столица горнозаводского края. Имя городу дано в честь Екатерины Первой. Во время правления Екатерины II через город проложили главную дорогу Российской империи - Сибирский тракт. Екатеринбург стал городом-ключом к бескрайней и богатой Сибири, «окном в Азию», подобно тому, как Петербург был российским «окном в Европу».

Сегодня Екатеринбург - четвёртый по численности населения (после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска) город в России.

Святую великомученицу Варвару Илиопольскую почитают как православные, так и католики. Ее лик изображен на гербах многих городов. В ее честь назван известный во всем мире курортный город Санта-Барбара, во всяком случае, так утверждают его жители.

За что почитают святую Варвару?

Святая великомученица Варвара Илиопольская была причислена к лику святых после того, как она за веру в Христа приняла мучительную смерть. Это произошло в 306 году. С тех пор день памяти Варвары Илиопольской отмечается православными семнадцатого декабря, а католиками — четвертого декабря. Что известно об этой святой? Об этом мы сегодня расскажем в этой статье.

Варвара Илиопольская, великомученица: житие (кратко)

Родилась Варвара в III веке в городке Илиополе, в годы правления императора Максимиана, в семье знатного и богатого аристократа Диоскора, который исповедал язычество. Чтобы оградить свою горячо любимую единственную дочь от христианского влияния, он построил для нее очень высокую башню, которую ей не разрешалось покидать без разрешения отца.

Познание мира

Шли годы, и девушка к шестнадцати годам превратилась в необыкновенную красавицу. Многочисленные богатые и знатные женихи мечтали жениться на ней, но ко всем претендентам на ее руку и сердце девушка была совершенно равнодушна. Ее гораздо больше интересовали другие вопросы: ей хотелось постичь тайну возникновения мира, гармонию и красоту которого она могла наблюдать лишь из окна своей башни.

Ее не удовлетворяли ответы отца и многочисленных воспитательниц, которые утверждали, что все это создали многие боги, которым весь ее род поклоняется. Она много размышляла в уединении и пришла к мысли, что воду и землю, воздух и солнце создал единый творец, а не те боги, которых люди создали в своем воображении и поклоняются им.

Варвара категорически заявила отцу, что она отказывается от замужества. Ее ответ озадачил Диоскора, но не слишком огорчил: он решил позволить девушке общаться с молодыми представительницами ее круга. Он не терял надежды, что со временем непокорная дочь изменит свое решение. Однако затея отца имела обратный эффект: Варвара познакомилась с девушками, которые рассказали ей историю Христа и объяснили суть его учения.

Крещение

Втайне от отца Варвара приняла крещение, наполнившее ее и любовью к Богу и благодатью такой силы, что она приняла обет посвятить всю свою жизнь служению ему. Это известие привело отца в бешенство, и он хотел зарубить дочь своим мечом, но не стал этого делать. Он избил несчастную девушку и отвел ее к правителю Максимиану, заявив, что отрекается от нее и требует для отступницы самой страшного наказания, которого она заслуживает за свое решение. Император был поражен красотой девушки и пытался ее облагоразумить, но в ответ услышал, что Варвара не отречется от принятой веры.

Мученическая смерть

Девушку истязали в течение суток, ее тело покрылось страшными кровоточащими ранами. Но мужественная Варвара не отреклась от веры. Узнав о ее стойкости, еще одна горожанка призналась в принятии христианства. После страшных пыток обе девушки были обезглавлены. Палачом Варвары стал ее отец, который, по преданию, был наказан высшими силами: в него попала молния, оставив лишь кучку пепла.

История мощей

Мощи великомученицы Варвары в VI веке были перевезены в Константинополь. По православному преданию, царевна Варвара Комнина, которая была дочерью Алексея Комнина — византийского императора, в 1108 году перед отъездом на Русь обратилась к отцу с просьбой подарить ей целебные мощи великомученицы.

Ее муж, князь Святополк Изяславич, нареченный в крещении Михаилом, за год до этого построил в Киеве церковь из камня, в которую с почестями уложили мощи святой. Там же был основан мужской Михайловский Златоверхий монастырь. Во время вторжения Батыя мощи были надежно укрыты, а потом вновь возвращены на свое место.

При митрополите киевском Петре Могиле (1644) часть перста Варвары была передана в дар польскому канцлеру Георгию Осолинскому. Примерно в то же время левая рука великомученицы, которая долгое время находилась в Греции, была передана монастырской церкви города Луцк.

Спустя шесть лет (1650) литовский гетман Януш Радзивилл, захвативший приступом Киев, похитил две частицы мощей от ребра и перстов. Часть из них была передана его жене, а позднее митрополиту киевскому Иосифу Тукальскому, который завещал их монастырю Николая Чудотворца в городе Батурин.

Киевский митрополит Сильвестр в 1656 году передал в дар часть мощей патриарху Макарию (Великобритания). В тридцатых годах прошлого века мужской Михайловский монастырь был разрушен, а мощи святой Варвары переданы в музей. Сейчас они хранятся во Владимирском соборе Киева.

Святая Варвара в католицизме

Самые ранние Жития великомученицы относятся к VII веку. Этот факт послужил основанием для решения Папы Римского Павла IV исключить ее из списка католических святых, которые имеют общецерковное почитание. Он усомнился в реальности существования Варвары Илиопольской. На его решение, вероятно, повлияло и то, что личность святой не была подтверждена документально. Поэтому с 1969 года она не входит в список католических святых.

Тем не менее это не повлияло на отдельные общины, пожелавшие почитать великомученицу Варвару Илиопольскую как местночтимую. По этой причине и сегодня во многих католических странах святую Варвару почитают как покровительницу небесную.

К примеру, в Чехии в декабре традиционно отмечали праздник этой святой, который был накануне приближающегося Сочельника (Щедрого дня). Поскольку этот день отмечали за два дня перед Сочельником, со временем во многих районах Чехии два праздника были объединены.

В Польше Варвара Илиопольская — покровительница шахтеров. Ее статуи, изображения можно увидеть не только в шахтерских часовнях, но и в костелах, и в домах горняков.

Они избрали ее своей покровительницей на основании чуда, описанного в Житии. Спасавшаяся бегством от обезумевшего отца, Варвара Илиопольская подбежала к горе, которая расступилась и укрыла несчастную в своих недрах. Правда, там ничего не сказано о том, как все-таки отцу удалось схватить беглянку. Для всех работников горной промышленности семнадцатое декабря является нерабочим днем.

Покровительница артиллеристов

Святая Варвара Илиопольская является заступницей всех воинов, людей, так или иначе, связанных с оружием. Поэтому ее лик нередко можно увидеть на воинских флагах и полковых знаменах. Артиллеристы почитают Варвару благодаря еще одному чуду из Жития — ее мучители, включая и родного отца, были поражены ударом молнии. День памяти Варвары отмечают в армиях Австралии, Великобритании, Норвегии, Канады, США.

Обычаи в день памяти Варвары Илиопольской

В этот день в XIX веке в деревнях ходили по домам «варварки» - девушки и женщины, укутанные в белые ткани. Лица они закрывали фатой или вуалью. Белый цвет являлся символом чистоты и непорочности Варвары. Две-три девушки вместе отправлялись по домам. Одна несла корзину с яблоками, сладостями и орехами. Это были подарки для детей. Другая в руках несла метлу, чтобы наказывать непослушных сорванцов.

Они стучали в дверь, очень тихо входили и пели красивую песню у иконы Варвары Илиопольской, угощали малышей. Иногда дети постарше молились, пели или рассказывали стихи, чтобы получить подарок. Несколько позже появился другой обычай: девушки перестали закрывать лица, осталась лишь традиция дарить детям подарки. С вечера ребятишки оставляли за окном тарелочку, а утром 17 декабря на ней появлялись подарки от святой Варвары.

Интересные факты о Варваре Илиопольской

Глядя на икону великомученицы Варвары, можно увидеть в ее руках святой потир (специальная чаша для Причастия). По канону Церкви, этого сосуда не может касаться ни один из мирян - только священники. В православной церкви с потиром в руке, кроме Варвары, изображен лишь Иоанн Кронштадтский.

Святую Варвару молят об избавлении от тяжелых болезней и ограждении от скоропостижной смерти. Кроме того, матери просят ее о защите детей, о помощи в грусти и унынии.

Святую Варвару чтут как избавительницу от смерти без покаяния. Она молила Бога перед своей кончиной защищать всех, кто прибегнет к ее помощи, от скоропостижной смерти, и Господь внял ее молитвам. Поэтому и сегодня святой Варваре посылают свои мольбы о том, чтобы не скончаться без Святого причастия и исповеди. А тех, кто покидает наш мир в день памяти святой, по преданию, Варвара сама причащает.

В 1883 году был открыт астероид, который получил свое название в честь этой святой (номер 234).

Ее именем названо множество городов и районов по всему миру. Великомученица Варвара изображена на гербе города Форст (Германия), поселка Власиха (Московская область), города Струмень (Польша).

В честь великомученицы Варвары возведено немало христианских храмов по всему миру. Наверное, самый уникальный, поражающий своим расположением, находится на отвесных скалах на высоте шестьсот метров в Метеорах. Это крупнейший женский монастырский комплекс Греции. Монастырь Русану был основан в тринадцатом веке. Самым красивым готическим храмом по праву считается костел Святой Барбары в чешском городке Кутна Гора, напоминающий резную изящную шкатулку.

Икона святой Варвары, которая сейчас хранится в Самаре, в 2000 году побывала в космосе, на орбитальной станции «Мир».

Святая Варвара в 1995 году была объявлена покровительницей Ракетных войск нашей страны.

Великомученица Варвара, икона которой находится в большинстве православных храмов, соборов, церквей является одной из самых почитаемых святынь христиан. На протяжении многих веков к ней идут нескончаемым потоком люди, которые поверяют ей свои сокровенные тайны и открывают ей душу в надежде на помощь и поддержку. Считается, что Варвара имеет благословение от Иисуса Христа в защите всех молящихся пред ней от жестокой насильственной смерти.

7 декабря (24 ноября по старому стилю) – день памяти , равно почитаемой как Православной, так и Католической церковью.

О жизни Екатерины, как и о жизнях подавляющего большинства мучеников первых веков христианства, нам известно до обидного мало. Жития святых составлялись спустя не одно столетие на основании так называемых мартириев («мученичеств»), которые также писались далеко не по горячим следам. Этот жанр церковной литературы сложился в и сочетал в себе агиографию и беллетристику. Авторы мартириев придерживались определенной сюжетной схемы и главное внимание, разумеется, уделяли мученическому подвигу святых, одновременно обращая внимание на их сны, мысли и переживания. Однако хронология и исторические реалии большинства мартириев настолько размыты или противоречивы, что ученые не считают их серьезными источниками.

Конечно, для верующего человека в житии святого главное не столько его биография, сколько указание на горячую веру, любовь к Господу и готовность отдать за Него жизнь. Это образцы для подражания, нравственные ориентиры. И все же о любимых святых хочется узнать как можно больше. Так что же нам известно о жизни святой Екатерины?

Откуда мы о ней знаем?

Основными источниками жизнеописания святой являются мученичество, приписываемое некому Афанасию (Анастасию), называвшему себя стенографом и слугой Екатерины, мученичество, составленное Симеоном Метафрастом, три анонимных мартирия, а также «Похвальное слово Екатерине» Анастасия Протасикрита. Самое раннее из них относится к VI-VII вв. На их основе позднее были написаны многочисленные агиографические сочинения, посвященные великомученице, причем ее жизнеописание варьировалось, дополнялось новыми деталями (например, описание появилось в ее житиях лишь в XIV в.).

Указывается, что Екатерина пострадала за Христа между 305 и 312 гг. Поскольку известно, что на тот момент ей было 18 лет, год ее рождения – между 287 и 294 гг. Место рождения – Александрия Египетская. Считается, что Екатерина происходила из знатного рода, ее отцом называют некого Конста – правителя Александрии. Однако среди римских проконсулов конца III – начала IV вв. человека с таким именем нет. Впрочем, не исключено, что среди предков великомученицы были греческие цари . Греческим является и ее имя – дословно «всегда чистая».

Впрочем, некоторые источники указывают возможное языческое имя Екатерины – Доротея. Достоверных свидетельств этому не обнаружено. Однако Евсевий Кесарийский, современник святой, в своей «Церковной истории» упоминает о безымянной мученице, история которой один в один совпадает с жизнеописанием Екатерины. Кроме того обстоятельства, что неизвестная мученица была не казнена, а отправлена в ссылку. В латинском переводе Руфина Турания эта женщина фигурирует под именем Доротея. Церковный историк XVI в. Цезарь Бароний предполагал, что святая Екатерина действительно могла претерпеть мученическую кончину уже после возвращения из ссылки.

Жизнь Екатерины до обращения

Жизнь Екатерины до крещения подтверждала: можно иметь все, но не быть счастливым человеком. Знатное происхождение, богатство, необычайная красота, глубокий ум, блестящее образование – всем этим она обладала в избытке. Согласно житию, написанному , Екатерина «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, кроме того она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия».

Родители Екатерины торопились выдать дочь замуж, женихи один за другим просили ее руки, но девушка заявила, что согласиться стать женой лишь того, кто превзойдет ее во всем – в знатности, богатстве, красоте и уме. Вряд ли это было проявлением , скорее всего, умная девица понимала, что неравный брак не принесет ей счастья, и предпочла сохранить себя в чистоте девства.

Мистическое обручение святой Екатерины

Мать Екатерины, тайная христианка, привела ее к своему духовному отцу, сирийскому монаху. Побеседовав с девушкой, старец решил открыть ей веру во Христа. Он рассказал Екатерине, что знает Юношу, превосходящего ее во всем. Старец дал ей икону, изображающую Богородицу с Младенцем Иисусом на руках, и научил молитве, в которой Екатерина должна была попросить Деву Марию показать ей чудесного Юношу – Ее Сына. Просьба девушки была исполнена: в ту же ночь Екатерина увидела во сне Богородицу с Младенцем на руках. Однако Младенец отворачивался от Екатерины, не желая смотреть на особу, по Его словам, нищую, худородную, безобразную и безумную – как и любой человек, не омытый водами .

Проснувшись, опечаленная Екатерина пошла за советом к старцу. Просветив ее в вере, монах совершил над Екатериной таинство крещения. Поздние редакции жития святой рассказывают, что после этого она снова увидела во сне Богоматерь с Младенцем, Который теперь смотрел на Екатерину ласково и вручил ей перстень в знак обручения с Небесным Женихом. После пробуждения девушка обнаружила перстень у себя на пальце.

Свидетельница веры

Через некоторое время в Александрию на языческое празднество прибыл император. Какой именно – точно неизвестно. Это было время тетрархии – правления четырех императоров одновременно, и за период с 305 по 312 г. Римской империей управляли ни много ни мало девять императоров. Чаще других называют Максимина, Максимиана и Максенция (возможно, эта путаница происходит из-за сходства имен), но наиболее вероятно, что это был Максимин II Даза (или Дайа). Во-первых, он был цезарем, а позднее августом восточной части империи, куда входил и Египет, во-вторых, вошел в историю прежде всего как необузданный и жестокий гонитель христиан.

Екатерина решила убедить императора в ложности языческой веры и донести до него правду о Христе. С этим она явилась в дворец – для знатной особы это было возможно. Император был поражен ее красотой и умными речами, а поскольку сам был не готов к подобному спору, пригласил во дворец пятьдесят мудрейших философов и риторов, которые должны были убедить девушку отречься от христианства. Однако Екатерина с легкость победила их, доказав ничтожество римских богов. После поражения в диспуте ученые были приговорены к сожжению на костре. Перед казнью они приняли христианскую веру, и останки их были обнаружены не тронутыми огнем, после чего еще многие уверовали во Христа.

Мученичество

Император уговаривал Екатерину отказаться от веры в Единого Бога и принести жертву языческим богам. После категорического отказа мученицу долго истязали, а затем заключили в темницу. Двенадцать дней голубь приносил ей пищу, а затем явился Сам Христос в окружении ангелов, чтобы укрепить ее перед предстоящими мучениями.

Супруга императора, узнав о мудрости и добродетелях Екатерины, вместе с военачальником Порфирием и отрядом солдат ночью тайно навестила ее в темнице. Побеседовав с Екатериной, все они также уверовали во Христа.

Специально для устрашения Екатерины было изготовлено орудие пытки: на ось насадили четыре деревянных колеса, утыканных железными остриями. Вращаясь в разные стороны, колеса должны были растерзать тело стоящей между ними мученицы, которая осталась тверда и не отказалась от Христа. Житие рассказывает о том, как невидимая сила разрушила это сооружение, колеса разлетелись в разные стороны, убив немало зевак, пришедших поглазеть на казнь.

После этого жена императора при всех обличила своего мужа и исповедала себя христианкой, а вместе с ней – Порфирий и его воины. Всех их подвергли страшным мучениям, а затем обезглавили. Императрица известна нам как мученица Августа, хотя это не имя, а лишь титул супруги августа. Однако этот факт – еще одно указание на императора Максимина, поскольку Максенций не был августом, а жена Максимиана Евтропия благополучно пережила мужа.

Нечестивый император предпринял еще одну попытку соблазнить Екатерину – на этот раз лаской. В обмен на отречение от Христа он обещал сделать ее своей наложницей или даже законной супругой. Максимин действительно славился крайней степенью распутства, а Екатерина оставалась прекрасной даже после всех истязаний. Мученица с возмущением отвергла его притязания, и разгневанный император приказал усечь ей голову мечом.

Почитание

Три века спустя монахи Преображенского монастыря, построенного императором Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там – главу и левую руку, опознали их по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом, и перенесли мощи в обитель. В настоящее время мощи великомученицы сохраняются в небольшой мраморной раке в алтаре католикона -главного храма монастыря святой Екатерины (так стал называться Синайский монастырь после перенесения туда святых останков), на правой стороне престола. Еще одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе храма и всегда открыта верующим для поклонения.

Синай. Монастырь святой Екатерины

Первые сохранившиеся изображения Екатерины относятся к VIII-IX вв. На православных иконах мученица традиционно изображается в царском одеянии, с венцом на голове и крестом в правой руке. Известны изображения святой, опирающейся на колесо, с пальмовой ветвью в руке. Иконография «Обручение великомученицы Екатерины» сложилась в XVIII в. под влиянием западных образцов.

Впервые память святой Екатерины отмечается в «Типиконе Великой церкви» IX-XI вв. Ее гимнография восходит к IX в. Именно тогда преподобный Феофан Никейский и монах по имени Вавил создали в честь великомученицы Екатерины несколько замечательных песнопений, которые и поныне поются в день ее преставления. Также преподобный Феофан написал в честь великомученицы канон, краегранесие которого гласит: «Екатерину приснопамятную песньми пою…»

Тропарь святой великомученице Екатерине

Добродетельми яко лучами солнечными просветила еси неверныя мудрецы, и якоже пресветлая луна ходящим в нощи неверия тму отгнала еси, и царицу уверила еси, вкупе же и мучителя обличила еси, Богозванная невесто блаженная Екатерине; желанием востекла еси в небесный чертог к прекрасному Жениху Христу, и от Него царским венцем венчалася еси: Емуже со ангелы предстояще, за ны молися, творящия пречестную память твою.

Кондак святой великомученице Екатерине

Лик честный Божественно мучениколюбцы воздвигните ныне, почитающе всемудрую Екатерину: сия бо в тризнищи Христа проповеда, и змия попра, риторов разумы укротивши.

Еще при жизни заслужила Святая Екатерина Великомученица, в чем помогает икона с ее изображением, выясним сегодня.

История жизни

Екатерина родилась в III веке и выходила из благородного рода Александрийских аристократов. При жизни девушка прославилась умом, невероятной красотой и добротой. Когда пришла пора выходить замуж, она отказывала всем женихам, поскольку не видела среди них того, кто отвечал ее представлениям о будущем муже. Мужчина должен был во всем превосходить Екатерину: в красоте, уме и благочестии. Мать невесты была верующей и отвела дочь к старцу, который сообщил, что под ее требования подходит лишь Иисус – сын Божий.

Чтобы увидеть своего суженого Екатерина молилась день и ночь Богородице. Однако младенец Иисус, явившейся во сне, даже не повернул голову в ее сторону. После отказа Сына Божьего она приняла православное крещение, стала хранить целомудрие и постоянно молиться. Спустя время Екатерине вновь приснился Господь: он надел на руку девушки перстень – божественный символ обручения.

С этого момента жизнь девушки превратилась в гонения и пытки. Александрия была покорена Максимианом, язычником. В день жертвоприношений для нового императора Екатерина пришла на место сбора знати и обратилась с речью к царю. Девушка стыдила правителя за его поклонение идолам и призывала признать Христа истинным Богом, умершим на Земле за всех грешников.

Разгневанный император бросил Екатерину в темницу. Пытаясь переубедить ее во взглядах относительно язычества, палачи пытали и издевались над праведницей. Но все попытки оказались тщетными. Максимиан решил жениться на необычной девушке, одарив ее подарками и красивыми обещаниями. Но она была неподкупна.

Святая Екатерина Великомученицапокорно склонила голову под топор палача и умерла с Иисусовой молитвой на губах за то,в чем помогает икона за веру и преданность.

Почитание образа святой началось сразу же после ее казни. Иконописцы изображают святую в дорогих одеяниях и богатых украшениях. Именно так, как должна выглядеть невеста Христа.

Икону Великомученицы дарят женщинам, находящимся в поисках мужа. Изображение святой помогает укрепить веру, развить умственные способности и привлечь в жизнь вторую половину. Екатерина считается заступницей одиноких. Священники утверждают, что если в течение 40 дней подряд читать акафист блаженной о просьбе вступить в брак, желание непременно осуществиться. Ведь одиночество перенести под силу не каждому.

Семейная пара, имеющая в доме икону, оберегается высшими силами от непонимания между супругами, разводов и ссор.

Икона помогает женщинам, пытающимся забеременеть. Екатерине молятся о легких родах и здоровье будущего ребенка.

По христианскому календарю память Великой Святой отмечают 7 декабря. В этот день во всех православных храмах идут службы. Многие прихожане церквей недоумевают, почему помогает встретить вторую половину Святая Екатерина Великомученица, в чем помогает икона, ведь девушка была незамужней. На самом деле, она была обручена с Христом и до самой смерти хранила верность ему. пытающихся соединиться узами брака и помогает в этом тем людям, чьи чувства искренние.