Творчество маяковского основные мотивы лирики. Сочинения по литературе: Мотивы лирики В. В. Маяковского

Реферат

на тему: «Лирика Маяковского»


Выполнил: Гордиевский Андрей


Решив написать о Маяковском и его лирике, я расскажу, что такое лирика. Лирика - это содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма - внутренний монолог, преимущественно в стихах, который охватывает множество стихотворных жанров, например.: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Как известно, лирика передает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные различными явлениями жизни. В лирике Маяковского изображается строй мыслей и чувств нового человека - строителя социалистического общества. Основные темы лирики Маяковского - советский патриотизм, героика социалистического строительства, превосходство социалистического строя над капиталистическим, борьба за мир, укрепление оборонной мощи страны, место поэта и поэзии в рабочем строю, борьба с пережитками прошлого и т.д.

Слитые воедино, они воссоздают величественный облик советского человека, горячо любящего свою родину, преданного идеям революции и народу. Очень дорога открытость, гражданственность поэта, его стремление показать "естество и плоть" коммунизма, каждого зажечь желанием "думать, дерзать, хотеть, сметь". Во имя революции Маяковский создает необычайный ораторский строй стиха, который поднимал, звал, требовал идти вперед.

Лирический герой Маяковского - борец за всеобщее счастье. И на какое бы важнейшее событие современности не откликнулся поэт, он всегда оставался глубоко лирическим поэтом и утверждал новое понимание лирики, в котором настроения советского человека сливаются с чувствами всего советского народа. Герои Маяковского - обычные, но в то же время удивительные люди ("Рассказ о Кузнецкстрое"). Во время строительства города мужественные люди живут под открытым небом, мерзнут, голодают, впереди у них большие трудности, но губы упрямо шепчут в лад:

Через четыре года

здесь будет

город-сад!


Лирика Маяковского богата и разнообразна. Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму советских людей. Лучшие из них - "Товарищу Нетте - пароходу и человеку"(1926г.) и "Стихи о советском паспорте". Первое стихотворение - воспоминание о советском дипкурьере Теодоре Нетте, героически погибшем при выполнении служебного долга. Вступлением к теме служит встреча Маяковского с пароходом, носящим имя прославленного героя. Но постепенно пароход как бы одушевляется, и перед поэтом возникает образ человека.


Это он - я узнаю его

В блюдечках-очках спасательных кругов.

Здравствуй, Нетте!


Затем следует воспоминание о Нетте, который был другом Маяковского. Эти будничные воспоминания сменяются в центральной части стихотворения описанием героического поступка простого советского человека - "след героя светел и кровав". Рамки стихотворения расширяются: начатое с описания дружеской встречи, оно поднимается до мыслей о Родине, о борьбе за коммунизм. Такие как Нетте не умирают - память о них народ воплощает...в пароходы, в строчки, и в другие долгие дела. Гимном советской Родине звучит и другое лирическое стихотворение Маяковского - "Стихи о советском паспорте"(1929 г). Стихотворение начинается с незначительного события - с описания проверки паспортов в железнодорожном вагоне в момент прибытия поезда на границу. И поэт замечает многое: и учтивость чиновника, который "не переставая кланяться", "с почтеньем" берет паспорта американца и англичанина; и его пренебрежение при виде польского паспорта

Итак, лирика не мыслится Маяковским вне поэзии, вне стиха. Настоящего стиха, настоящей поэзии нет вне лирики. В лирике, в лирическом начале - подлинная суть поэзии. А лирческое начало - это для Маяковского действенное начало, лирическая - наиболее активный по отношению к читателю род художественного творчества. Предельную активность подлинной лирики Маяковского и называет «тенденцией», или «агитацией».

Поэзия, ничего не утверждающая, не возбуждающая, а лишь констатирующая и регистрирующая впечатления и эмоции (вспомним: «Все входящие срифмуют впечатления и печатают в журнале в исходящем»), для Маяковского не поэзия, потому что она не лирика. В этом суть приведенного выше полемического тезиса. Этот тезис отрицание, а, напротив, предельное утверждение лирического начала, как начала, формирующего стих. Требуя от поэзии «тенденции», Маяковский, по существу, требует от нее силы лирического утверждения своего идеала, высокой поэтической действенности, иначе говоря, высокой степени нормативности. Разумеется, нормативность (соотнесения с «нормой», с должным, высоким, прекрасным присуща не только лирике, но вообще искусству. Однако в лирике, в поэзии, в стихе она, как правило, выражена обнаженнее, непосредственнее, чем в эпосе, в повествовании, в прозе. Полушутливой ссылкой на Лермонтова Маяковский подчеркивает, что его стихи отличаются от стихов классиков не тем, что в них есть «тенденция» т.е. активное утверждения «идеала», некоей высокой нормы человеческого мировосприятия и поведения (это есть и у поэтов прошлого), а тем, какова эта «тенденция», тем, что идеал, норма, представление о прекрасном для него неразрывно связаны с идеей коммунизма, воспринимаемой не только в социально- этическом плане, но и в эстетическом:

Я меряю по коммуне стихов сорта,

в коммуну душа потому влюблена,

что коммуна, по-моему, огромная высота.

Что коммуна, по-моему, глубочайшая глубина.


Поэтому «тенденция» в том понимании, которое вкладывает Маяковский в это слово, есть не нечто чужеродное понятию «лирика» и. следовательно, требующее от лирического поэта какого-то насилия над своей « музой», а, напротив, существеннейший эстетический признак лирики.

У Маяковского есть три типа лирики: лирика на тему революция, патриотическая лирика и лирика на тему труда. На пике острейших социально-политических перемен, связанных с революционными событиями, поэт выдвигает тему революции на передний план. Так у Маяковского рождается революционная лирика. Поэт стремится быть нужным своему народу и большевистской партии, которая, в его понимании, воплощает и отстаивает народные интересы.

В.Маяковский в своей безоговорочной вере в революцию был предельно искренен. Им двигали не вероподданические стремления быстрее присягнуть новой власти, а глубокая гражданская убежденность в святости революционных идей. Стихотворение «Революция» написано по горячим следам февральских революционных событий и имеет подзаголовок «Поэтохроника». Как видим, Маяковский стремится быть оригинальным даже в жанровом определении произведения. Бесспорно, имеются многочисленные истирико-документальные хроники, скрупулезно описывающие события 1917 года, повествующие о них существующим языком цифр и дат. Маяковский же ставит иную задачу. Лишь художественная (а в особенномти-поэтическая0 хроника может наполнить повествование жизненной силой. Маяковский показывает, как растет и ширится народное движение («Шире и шире крыл оружие»). В тексте произведения часто встречаются лозунги и призывы, призванные усилить динамику развития сюжета. Победа революции также связана в авторском сознании с окончанием международных войн:


И мы никогда, никогда!

никому, никому не позволим!

землю нашу ядрами рвать,

воздух наш раздирать остриями отточенных копий


Многочисленные повторы призваны подчеркнуть эту важнейшую мысль в стихотворении. Последняя же строфа произведения полемично направлена в адрес тех, кто считал социалистические идеи ересью и отказывался верить в их быстрое воплощение. Подобные же мотивы слышны в стихотворении «Наш марш», походный ритм которого символизирует триумфальное шествие победителей. Сделав пропаганду коммунистических идей одной из основных задач своего творчества, Маяковский не мог, не мог писать о руководителе большевиков. В.И.Ленину посвящены стихи «Владимир Ильич!», «Ленин с нами!», «Разговор с товарищем Лениным» и ряд других произведений. Автор пытался больше осветить не биографию вождя, а ленинское дело. Центральным произведением, посвященными руководителю государства рабочих и крестьян, является поэма «Владимир Ильич Ленин». Через все произведение проходит мысль о том, что рождение Ленина в России является исторической закономерностью. В заключение поэмы Маяковский описывает горе утраты, которое испытал советский народ в 1924 году, когда Ленина не стало. В творчестве Маяковского революция отождествляется с прекрасной и долгожданной весной, с новой эрой в истории человечества. Право занять достойное место в ряду классиков связанно не с политическими убеждениями Маяковского, а с его художественным мастерством, способным создать литературные произведения, обладающие необыкновенной эстетической выразительностью.

Посвящать лучшие строки родной земле - глубокая традиция как русской классической поэзии, таки литературы в целом со времен ее древнейшей истории. Особенно актуальны размышления о судьбе родины, прославлении ее величия и переломные моменты, когда определяется выбор дальнейшего пути развития державы на долгие годы. Патриотическая лирика Маяковского многогранна. Большинство стихотворений патриотической направленности славят новую советскую страну. Есть и стихотворения о родине малой:


Только нога ступила в Кавказ,

я вспомнил, что я- грузин.


Маяковский, как известно, родился в грузинском селении Багдади и вырос на Кавказе. В стихотворении «Владикавказ-Тифлис» лирический герой путешествует по родным местам, свободно перемещаясь в пространстве и во времени. Для создания национального колорита Маяковский использует вкрапления грузинских фраз. Он жаждет прогрессивных перемен в жизни родной стороны; размаха строительства; развития промышленности:


Во всю трудовую прыть, для стройки не жаль ломаний!

Если даже

Казбек помешает - срыть!

Все равно не видать в тумане.


В отдельных исследованиях о поэте отмечается, что Маяковский ощущал себя гражданином Вселенной и не был так трогательно привязан к родному русскому пейзажу, как например, С.Есенин. В доказательство этому приводится стихотворение о «России», где есть строка: « Я не твой, снеговая уродина.». Маяковский придавал колоссальное значение в рифме, и сам факт того, что в стихотворении в названии «Родина» есть рифма «уродина - родина», наводит на определенные выводы. Однако эти столь очевидные выводы окажутся все-таки чересчур поспешными, ибо стихотворение это шуточное, фантастическое и искать в нем отголоски патриотической линии было бы не верным. Здесь по-иному расставлены акценты. Лирический герой - теплолюбивая, южная птица:


Вот иду я,

Заморский страус,

В перьях строф, размеров и рифм.


Антивоенные мотивы - еще одна важная грань в патриотической лирики Маяковского, возникшая в связи началом Первой мировой войны. В стихотворении «Война объявлена» уже само известие о начале войны уподобляется струе крови. Первая и последняя строфы произведения образуют благодаря повторам кольцевую композицию. Обратный ряд стихотворения разделен на две части. К первой можно отнести образы, энергично и позитивно откликнувшиеся на начало войны. Маяковский подчеркивает бравурные плакатные лозунги, гиперболизированный людской подъем когда даже бронзовые генералы готовы ринутся на фронт. Ко второй части относятся явления противоположного порядка: «небо, изодранное о штыков жала», «красный снег», падающий «сочными клочьями человеческого мяса».

Стихотворение «Великолепные нелепости» развенчивает убеждения тех, кто сморит на войну бравурно-парадными взглядами. Кровавый карнавал боевых действий изображен в театрально-мистических мотивах, но ужасные подобности не становятся от этого привлекательнее. Их не завуалируют метафорические красивости («небо мерить выбежавшей»). Ужасающе натуралистично показаны действительные события: смерть, кровь. «желтолистая на клумбах из убитых гангрена». Война представляется страшной, недетской сказкой.

Патриотическая направленность Маяковского устремлена в будущее. В стихотворении «Красная зависть» поэт обращается к детям. Ради них, ради будущих масштабных экономических свершений старшее поколение идет на жертвы и лишения.

Но что можно сказать про трудовую лирику Маяковского? Начнем с того, что в противоречивую эпоху 20 века коренным образом менялись общественные взгляды на социальные проблемы, на устройство государственной жизни, на стиль отношений между людьми. Поменялся стиль собственности на средства производства. В корне должно было изменится отношение каждого человека к своей работе и к труду людей. Маяковский был сторонником радикальных изменений в общественной жизни. Считая себя «мобилизованным и призванным» на борьбу с косностью, отсталостью и всем тем, что мешало стране вырваться на передовые рубежи технического прогресса, кардинально повысить уровень жизни, поэт целый пласт своего творчества посветил пропаганде программы социально-экономических реформ, целью которых, в конечном счете, должно было стать создание коммунистического государства, где вообще не будет экономических трудностей и проблем, а основным принципом распределения материальных благ станет девиз: « От каждого по способностям - каждому по потребностям».

Тема труда - одна из важнейших в творчестве Маяковского. Поэта занимает вопрос соотношения затрат на честный труд и величины вознаграждения за него. В стихотворении «Теплое слово кое-каким пророкам» автор пишет о том, что одни зарабатывают в поте лица деньги кропотливым трудом, а другие могут, сыграв в азартные игры, обогатится быстрее и легче.


Слава тому, кто первый нашел,

как без труда и хитрости,

чистоплотно и хорошо

карманы ближнему вывернуть и вытрясти, -

иронично заявляет поэт.


Маяковский часто сравнивает социалистическое отношение к труду. Где труд приравнен к боевому подвигу, и работу в мире капитала. Работа во имя светлого будущего идет в тяжелейших условиях, но вопреки холоду и голоду люди выигрывают схватку с тайгой. Для дела главное не технологии и новейшие материалы, а люди, их сильные характеры, их убежденная решимость преобразовывать земной лик.

Маяковского отличало стремление быть на переднем крае важнейших исторических событий. В стихотворении «Марш ударных бригад» сильно публицистическое начало (много восклицательных предложений, лозунгов, призывов, агитации). Ударное трудовое решение, по мысли автора, должно ширится, разрастаться, набирать скорость:


От ударных бригад к ударным цехам,

от цехов к ударным заводам.


Этот рефрен важен в стихотворении как в содержательном, так и в композиционном плане. Поэт призывает трудящихся опереться на технические достижения, на электрификацию, но главный козырь - энтузиазм. Работа без прогулов и праздников. В стихотворении все время звучит мотив состязания двух формаций - революционеров и буржуев, коммунистов и капиталистов. Поэт живет стремлением догнать, перегнать, показать и доказать преимущества коллективного ведения хозяйства. Мотив борьбы подчеркивает мятежная лексика военных действий: баррикады, рабочие взводы. В стихотворении важна диалектика тьмы и света (тьма символизирует мрачное прошлое, свет - радостное будущее; он связан с образами индустриального мира (лампы, фабричное сияние радужное). Но главный мотив - мотив движения: в стихотворении много глаголов повелительного наклонения. Стихотворение в большей степени обращено к рабочему классу, который, согласно марксистко-ленинскому учению, является движущей силой исторического прогресса, но Маяковский не забывает и о крестьянстве:


Трактор туда, где корпела соха, хлеб

штурмуй колхозным походом.


Поэт стремится к максимальной четкости и лаконичности. Маяковский учил по-хозяйски относится к родной земле. Однако трудиться - не значит выслуживаться, продвигаться по карьерной лестнице. Маяковский подчеркнуто разводит эти два момента. Герои стихотворения «Который из них!» - два товарища, которые вместе служили, пополам делили все жизненные невзгоды. Один пошел не легкий трудовой путь, не встретив особых наград и признаний. Другой пробился в начальство, не без усилий заняв теплое местечко. Через какое-то время судьба привела первого в кабинет ко второму с просьбой о помощи. Колоритно описывает поэт эту встречу:


У второго взгляд -

хоть на лыжах скользи.

Сидит собакой дворовой.


Озверевший от собственных «успехов» по части любезничая и умения пролезть на нужное кресло, «браток» просит бывшего друга не входить к нему без доклада. Им давно забыты идеалы молодости и узы дружбы. Ощущая себя хозяином положения, он наслаждается возможностью порисовать в собственных глазах. Маяковский призывает очистить от таких людей государственные учреждения, иначе народ может утратить веру в своих руководителей. Нелегко повысить производительность труда, имея хорошо налаженный быт «море техники на подхвате». В тех же тяжелых условиях, в каких возводились героические стройки века, становление новой экономики и индустрии шло еще сложнее и требовало от людей неимоверных усилий, полной самоотдачи. В стихотворении «Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского» поэт называет труд незаменимым фронтом, на котором завоевываются дни в борьбе за лучшую жизнь. Он сравнивает «словопадов струи» и этот каждодневный труд, и читатель понимает, что никакой даже самый гениальный стих не в силах выразить всей глубины того бескорыстного подвига, который совершил наш народ в тяжелые послереволюционные годы. Рубленный ритмичный стих удачно передает накал ударной работы.

Подлинным гимном человеческого величия подвига является «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Это произведение о мужественных и гордых строителях новой жизни, альтруистах, похожих на горьковского Данко из рассказа «Старуха Изергиль».

Маяковскому удалось передать через изменение пейзажа рождения новой эпохи, светлой и радостной, как весенняя картина цветущего фруктового сада. В начале стихотворения изображаются беспросветный дождь и сумрак, воплотившиеся в ярком определении-неологизме «свинцовоночие». Поэт не романтизирует путь к трудовым свершениям. Скорее наоборот, он подчеркивает мучительную жизнь рабочих на строительстве, каждый миг которой наполнен необходимостью преодоления тех или иных невзгод. Люди голодают, годами сидят в грязи и холоде. Они живут мечтой лишь о том, что «через четыре года здесь будет город - сад». И ради этого «города - сада», крылатой мечты миллионов, ради лучшей доли для своих детей рабочие готовы посветить все эти четыре года своей уникальной, бесценной и неповторимой жизни строительству металлургического гиганта. Во имя поэтизации этой мечты Маяковский не жалеет изобразительно - выразительных средств языка, прежде всего гипербол и метафор («Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь», «…Аж за Байкал отброшенная попятится тайга»).

В финале стихотворения, чтобы еще раз подчеркнуть свою уверенность в том, что светлая мечта рабочих обязательно осуществится, Маяковский еще раз восклицает:


Я знаю - город будет,

я знаю - саду цвесть,

когда такие люди в стране

в советской есть!


Поэт прямо заявляет, что его уверенность основывается прежде всего на так называемом человеческом факторе. Именно высокие моральные качества строителей новой жизни позволят вопреки тяжелейшем условиям притворить в жизнь масштабные планы. Упомянутый в названии стихотворения Хренов - реальное лицо, знакомый Маяковского И.П.Хренов, участник строительства Кузнецкого металлургического комбината. Он и рассказал поэту об этом исторически важном событии.

Читая строки Маяковского, нельзя не восхищаться мужеством и доблестью строителей коммунизма, однако вот эта самая опора на человеческий фактор без учёта реальных экономических условий, так страстно воспеваемая поэтом, сыграла во многом и отрицательную роль. То самое поколение, во имя которого отцы и деды провели свою жизнь в многочасовом, порой непосильном и бескорыстном труде, провозгласило иные ценности и подходы. Если у читателя середины 20 века подобные стихи рождали лишь гордость за свою великую родину и её трудолюбивых граждан, то современные жители страны более скептически смотрят на подобные истории. Им непонятен беспредельный фанатизм голодных рабочих, которые отдали свои силы во имя идеи, хотя и осуществившиеся, но торжествовавшей недолго.

Традиции Маяковского в воплощении темы труда были подхвачены поэтами - шестидесятниками в годы, когда кровопролитной победы в Великой Отечественной войне, в условиях небывалого общественного подъема Советский Союз воплотил в жизнь гигантские хозяйственные проекты, так называемые «стройки века». Евтушенко, Вознесенский, Рождественский стремились запечатлеть этот трудовой подвиг. Что во многом им удалось. Хочется верить, что вопреки существующей в современном мире тенденции покидать свою страну во имя сытой и комфортной жизни на чужбине. Современное поколение воспримет заветы Маяковского и посвятит свой труд родной земле.

В заключение могу сказать, что для Маяковского было важно отделять главное от второстепенного. Соотнося лирику Маяковского с творчеством его предшественников, следует иметь в виду поэтическую перекличку и полемику, намеренное обращение к традиционным образам и возникновение общности, объективно обусловленной близостью творческих задач, решаемых, однако, в разные исторические эпохи. Значительность лирического стихотворения определяется не темой, а человеческим и общественным качеством выраженной в нем эмоции. Не случайно в написанном в 1927 году стихотворении «Размышления о Молчанове Иване и о поэзии» Маяковский одинаково отрицательно расценивает стихи Молчанова и на любовную, и на политическую тему. Он высмеивает молчановское стихотворение « У обрыва» отнюдь не за то, что это любовная лирика, а за то, что эта лирика мелкая, не утверждающая (как должное, прекрасное, т.е. как «идеал», «норму») полное, большое чувство, а регистрирующая чувства, независимо от их этического и социального качества:

…Плох ваш роман,

И стих неказист,

Вот так любил бы

любой гимназист.


Поэт не вправе быть безразличным и безличным. Поэт - это личность, облеченная высоким общественным доверием и обязанная это доверие оправдать.


Используемая литература:

маяковский лирический творчество

(В.О.Перцова, В.Ф.Земскова)

Творчество В.В. Маяковского

(К.Г. Петросов)

В. В. Маяковский. Литературная критика.

(Е.В.Иванова)


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Дореволюционное творчество поэта - это лирические и сатирические стихотворения, поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек», трагедия «Владимир Маяковский». Основные темы этого периода - мир большого города («Ночь», «Утро», «Адище города»); война и мир («Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон»); поэт и толпа («Скрипка и немножко нервно», «Хорошее отношение к лошадям», «Послушайте!»); любовь («Лиличка»), Некоторые современные литературоведы называют раннего Маяковского «поэтом обиды и жалобы» (К). Карабчиевский), другие видят в нём страдающего поэта (А. Михайлов), большинство отмечают тоску невостребованной любви (поэма «Флейта-позвоночник»). Лирический герой Маяковского - бунтарь, который постоянно конфликтует с окружающим миром.

В стихотворении «Скрипка и немножко нервно» (<1914>) раскрывается важная для всего творчества Маяковского тема поэта и толпы. В оркестре происходит ссора: «Оркестр чужо смотрел, как / выплакивалась скрипка...» «Чужо смотрел» на скрипку весь оркестр и только поэт, который почувствовал духовную близость, похожесть, «шатаясь полез через ноты, / сгибающиеся под ужасом пюпитры, / зачем-то крикнул: / “Боже!”, / Бросился на деревянную шею: / “Знаете что, скрипка? / Мы ужасно похожи: / Я вот тоже / ору -/ а доказать ничего не умею!”» Поэта не задевают насмешки оркестрантов, он находит родную душу и делает скрипке «предложение»: «Знаете что, скрипка? / Давайте - / будем жить вместе! / А?» Это стихотворение - диалог с «толпой», в котором Маяковский всё время говорит о существовании двух разных систем ценностей: материальной и духовной. Приверженцы материальной стороны жизни, «посредственности», вызывают гневные упрёки поэта. Утверждение исключительности своего «я», страдающего в мире пошлости, - это вызов, брошенный миру грубых и недалёких людей.

В ранних стихах Маяковского много декларативного, преувеличенного показа своей значимости. И вместе с тем в его поэзии острое ощущение одиночества, своей ненужности в современном мире:

Пройду,
любовищу мою волоча.
В какой ночй,
бредовой,
недужной,
какими Голиафами я зачат -
такой большой
и такой ненужный?
Себе, любимому, посвящает эти строки автор, <1916>

Лирика Маяковского - это городская лирика XX века. Природа как мир гармонии и красоты, убежище для измученнои души, просто источник эстетического удовольствия, в его стихах практически отсутствует. «Адище города» - единственная среда, в которой его лирический герой может существовать. Он ищет красоту и гармонию, но вокруг себя, в городской суете. Эти поиски перекликаются с темой трагического одиночества поэта в мнре «мещан». Поэт беседует с тем, что его окружает: домами, улицами, трамваями, скрипкой. Все вещи в его поэзии двигаются, говорят, дышат, страдают, сочувствуют: «корчится улица безъязыкая», «смеялся Кузнецкий». Поэт, отринутый миром тех, кто не может увидеть красоту в том, что нельзя «съесть, выпить или продать», находит других собеседников.

Город Маяковского населён не только враждебными людьми, в нём живут несчастные и обездоленные, защитником которых он себя ощущает. Причём Маяковский пишет о социальном «дне» жизни, в его стихотворениях появляются «бульварные проститутки», «сифилитики», «сбитый старикашка». Поэт «кричит» о них, считая свою поэзию их голосом, и высшее своё предназначение видит в служении «униженным и оскорблённым»:

И Бог заплачет над моею книжкой!
Не слова - судороги, слипшиеся комом;
и побежит по небу с моими стихами под мышкой
и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.
А всё-таки, <1914>

Лирический герой поэзии Маяковского - защитник всего мира от «стоглавой вши», и поэтому он поднят до невероятных высот, равен Богу, Луне - «любовнице рыжеволосой». Но это же обрекает его на постоянное, гибельное одиночество. Он испытывает боль и страдание, источником которых является и любовь («Послушайте!», «Флейта-позвоночник», «Люблю»),

Послушайте!
Ведь если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
Послушайте! <1914>

В вопросах - философские размышления о смысле жизни, о любви. Почему они возникли у поэта? Возможно, потому, что для обывателя звёзды всего лишь «плевочки». Но есть люди, для которых они - «жемчужины». Вот для этих немногих и «врывается к Богу» лирический герой. Ведь звёзды нужны для того, чтобы кому-то было «не страшно»: «Значит - это необходимо, / чтобы каждый вечер / над крышами / загоралась хоть одна звезда?!» Обратите внимание на знаки препинания в конце стихотворения, выражающие риторический вопрос, уверенность поэта в правильной разгадке смысла существования.

Любовная лирика Маяковского приоткрывает нам ранимую, нежную душу поэта. Лиле Брик, своей поэтической музе, он посвятил большую часть стихотворений о любви. Эта любовь трагична. «Лиличка!» (1916): «...любовь моя - / тяжкая гиря ведь - / висит на тебе, / куда ни бежала б». Но «Кроме любви твоей, / мне / нету моря», «Кроме любви твоей, / мне / нету солнца...».

О лирике Маяковского очень чутко отозвался Б. Пастернак: «Я очень люблю раннюю лирику Маяковского. На фоне тогдашнего паясничания её серьёзность, тяжёлая, грозная, жалующаяся, была так необычна. Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демоническая и в то же время безмерно обречённая, гибнущая, почти зовущая на помощь».

Сочинение

В. Маяковский как поэт сформировался в среде футуристов, но, будучи ярче, талантливее друзей, проложил свою дорогу в поэзии, неразрывно связанную с трагическими десятилетиями русской истории начала века.

Маяковский обладает удивительной способностью из всего делать поэзию, в незначительном видеть важное. Ему больно за людей, которые не хотят замечать красоту мира, живут серой, будничной жизнью. В знаменитом стихотворении «Послушайте! » он обращается со страстным призывом подняться над прозой жизни и увидеть вокруг себя не «плевоч-ки», а звезды, он хочет зажечь человеческие души, чтобы в каждой «обязательно была звезда». Он зовет человека к возвышенным целям, к обновлению, преображению, напоминает ему о его высоком предназначении.

Человек,

Землю саму

Зови на вальс!

Возьми и небо заново вышей,

Новые звезды придумай и выставь...

Однако толпа глуха к этому крику души поэта. Во многих стихах он рассказывает о своих безнадежных попытках прийти к людям, поведать им о своих страданиях, разделить их горе. Но каждый раз эти попытки оказываются безуспешными. Поэт ощущает страшное, трагическое одиночество.

Это совершенно невыносимо! Весь как есть искусан злобой. Злюсь не так, как могли бы вы: как собака лицо луны гололобой - взял бы и все обвыл.

У Маяковского сквозь трагическое одиночество, отъединенность от людей отчетливо просматривается тяга к человеческому теплу, участию, пониманию.

Слушайте ж:

Все, чем владеет моя душа,

А ее богатства пойдите смерьте ей!

Великолепие,

Что в вечность украсит мои шаг,

И самое мое бессмертие,

Которое, громыхая по всем векам,

Коленопреклоненных соберет мировое вече, -

Все это - хотите? -

Сейчас отдам

За одно только слово

Ласковое

Человечье.

Он хочет разорвать одиночество и кричит:

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают -

Значит, это кому-нибудь нужно?

Лирический герой Маяковского не хочет изоляции от большого человеческого оркестра. Сквозная метафора «люди-оркестр» в стихотворении «Скрипка и немножко нервно» выявляет позицию «Я», которому хочется преодолеть оставленность всеми, побрататься с любым, кто ему поверит, хоть с нежной скрипкой, «выплакивавшей» свое одиночество без слов, без такта. Отчаяние свое лирический герой выражает резко, грубо, иронично. В стихотворении «Нате!» ирония переходит в гротеск: «Вы» - не люди, а «обрюзгший жир», у мужчин - «в усах капуста», «женщины смотрят устрицей из раковин вещей». Зато свое сердце поэт сравнивает с хрупкой, трепетной бабочкой («бабочка трепетного сердца»), которую толпа, «стоглавая вошь», может легко раздавить.

Миру корысти, пошлости, бездуховности Маяковский противопоставляет любовь. «Любовь - это сердце всего», - утверждает поэт.

Письма и стихи, посвященные Л. Ю. Брик, раскрывают всю глубину и силу чувств поэта, которому «кроме любви... нету солнца», который «душу цветущую любовью выжег».

Поэзия Маяковского поднимает глубокие нравственные проблемы, в которых перемешаны добро и зло, прекрасное и безобразное, земное и возвышенное, сиюминутное и вечное.

Решив написать о Маяковском и его лирике, я расскажу, что такое лирика. Лирика - это содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма -- внутренний монолог, преимущественно в стихах, который охватывает множество стихотворных жанров, например.: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Как известно, лирика передает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные различными явлениями жизни. В лирике Маяковского изображается строй мыслей и чувств нового человека - строителя социалистического общества. Основные темы лирики Маяковского - советский патриотизм, героика социалистического строительства, превосходство социалистического строя над капиталистическим, борьба за мир, укрепление оборонной мощи страны, место поэта и поэзии в рабочем строю, борьба с пережитками прошлого и т.д.

Слитые воедино, они воссоздают величественный облик советского человека, горячо любящего свою родину, преданного идеям революции и народу. Очень дорога открытость, гражданственность поэта, его стремление показать "естество и плоть" коммунизма, каждого зажечь желанием "думать, дерзать, хотеть, сметь". Во имя революции Маяковский создает необычайный ораторский строй стиха, который поднимал, звал, требовал идти вперед.

Лирический герой Маяковского - борец за всеобщее счастье. И на какое бы важнейшее событие современности не откликнулся поэт, он всегда оставался глубоко лирическим поэтом и утверждал новое понимание лирики, в котором настроения советского человека сливаются с чувствами всего советского народа. Герои Маяковского - обычные, но в то же время удивительные люди ("Рассказ о Кузнецкстрое"). Во время строительства города мужественные люди живут под открытым небом, мерзнут, голодают, впереди у них большие трудности, но губы упрямо шепчут в лад:

Через четыре года

здесь будет

город-сад!

Лирика Маяковского богата и разнообразна. Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму советских людей. Лучшие из них - "Товарищу Нетте - пароходу и человеку"(1926г.) и "Стихи о советском паспорте". Первое стихотворение - воспоминание о советском дипкурьере Теодоре Нетте, героически погибшем при выполнении служебного долга. Вступлением к теме служит встреча Маяковского с пароходом, носящим имя прославленного героя. Но постепенно пароход как бы одушевляется, и перед поэтом возникает образ человека.

Это он - я узнаю его

В блюдечках-очках спасательных кругов.

Здравствуй, Нетте!

Затем следует воспоминание о Нетте, который был другом Маяковского. Эти будничные воспоминания сменяются в центральной части стихотворения описанием героического поступка простого советского человека - "след героя светел и кровав". Рамки стихотворения расширяются: начатое с описания дружеской встречи, оно поднимается до мыслей о Родине, о борьбе за коммунизм. Такие как Нетте не умирают - память о них народ воплощает...в пароходы, в строчки, и в другие долгие дела. Гимном советской Родине звучит и другое лирическое стихотворение Маяковского - "Стихи о советском паспорте"(1929 г). Стихотворение начинается с незначительного события - с описания проверки паспортов в железнодорожном вагоне в момент прибытия поезда на границу. И поэт замечает многое: и учтивость чиновника, который "не переставая кланяться", "с почтеньем" берет паспорта американца и англичанина; и его пренебрежение при виде польского паспорта

Итак, лирика не мыслится Маяковским вне поэзии, вне стиха. Настоящего стиха, настоящей поэзии нет вне лирики. В лирике, в лирическом начале - подлинная суть поэзии. А лирческое начало - это для Маяковского действенное начало, лирическая - наиболее активный по отношению к читателю род художественного творчества. Предельную активность подлинной лирики Маяковского и называет «тенденцией», или «агитацией».

Поэзия, ничего не утверждающая, не возбуждающая, а лишь констатирующая и регистрирующая впечатления и эмоции (вспомним: «Все входящие срифмуют впечатления и печатают в журнале в исходящем»), для Маяковского не поэзия, потому что она не лирика. В этом суть приведенного выше полемического тезиса. Этот тезис отрицание, а, напротив, предельное утверждение лирического начала, как начала, формирующего стих. Требуя от поэзии «тенденции», Маяковский, по существу, требует от нее силы лирического утверждения своего идеала, высокой поэтической действенности, иначе говоря, высокой степени нормативности. Разумеется, нормативность (соотнесения с «нормой», с должным, высоким, прекрасным присуща не только лирике, но вообще искусству. Однако в лирике, в поэзии, в стихе она, как правило, выражена обнаженнее, непосредственнее, чем в эпосе, в повествовании, в прозе. Полушутливой ссылкой на Лермонтова Маяковский подчеркивает, что его стихи отличаются от стихов классиков не тем, что в них есть «тенденция» т.е. активное утверждения «идеала», некоей высокой нормы человеческого мировосприятия и поведения (это есть и у поэтов прошлого), а тем, какова эта «тенденция», тем, что идеал, норма, представление о прекрасном для него неразрывно связаны с идеей коммунизма, воспринимаемой не только в социально- этическом плане, но и в эстетическом:

Я меряю по коммуне стихов сорта,

в коммуну душа потому влюблена,

что коммуна, по-моему, огромная высота.

Что коммуна, по-моему, глубочайшая глубина.

Поэтому «тенденция» в том понимании, которое вкладывает Маяковский в это слово, есть не нечто чужеродное понятию «лирика» и. следовательно, требующее от лирического поэта какого-то насилия над своей « музой», а, напротив, существеннейший эстетический признак лирики.

У Маяковского есть три типа лирики: лирика на тему революция, патриотическая лирика и лирика на тему труда. На пике острейших социально-политических перемен, связанных с революционными событиями, поэт выдвигает тему революции на передний план. Так у Маяковского рождается революционная лирика. Поэт стремится быть нужным своему народу и большевистской партии, которая, в его понимании, воплощает и отстаивает народные интересы.

В.Маяковский в своей безоговорочной вере в революцию был предельно искренен. Им двигали не вероподданические стремления быстрее присягнуть новой власти, а глубокая гражданская убежденность в святости революционных идей. Стихотворение «Революция» написано по горячим следам февральских революционных событий и имеет подзаголовок «Поэтохроника». Как видим, Маяковский стремится быть оригинальным даже в жанровом определении произведения. Бесспорно, имеются многочисленные истирико-документальные хроники, скрупулезно описывающие события 1917 года, повествующие о них существующим языком цифр и дат. Маяковский же ставит иную задачу. Лишь художественная (а в особенномти-поэтическая0 хроника может наполнить повествование жизненной силой. Маяковский показывает, как растет и ширится народное движение («Шире и шире крыл оружие»). В тексте произведения часто встречаются лозунги и призывы, призванные усилить динамику развития сюжета. Победа революции также связана в авторском сознании с окончанием международных войн:

И мы никогда, никогда!

никому, никому не позволим!

землю нашу ядрами рвать,

воздух наш раздирать остриями отточенных копий

Многочисленные повторы призваны подчеркнуть эту важнейшую мысль в стихотворении. Последняя же строфа произведения полемично направлена в адрес тех, кто считал социалистические идеи ересью и отказывался верить в их быстрое воплощение. Подобные же мотивы слышны в стихотворении «Наш марш», походный ритм которого символизирует триумфальное шествие победителей. Сделав пропаганду коммунистических идей одной из основных задач своего творчества, Маяковский не мог, не мог писать о руководителе большевиков. В.И.Ленину посвящены стихи «Владимир Ильич!», «Ленин с нами!», «Разговор с товарищем Лениным» и ряд других произведений. Автор пытался больше осветить не биографию вождя, а ленинское дело. Центральным произведением, посвященными руководителю государства рабочих и крестьян, является поэма «Владимир Ильич Ленин». Через все произведение проходит мысль о том, что рождение Ленина в России является исторической закономерностью. В заключение поэмы Маяковский описывает горе утраты, которое испытал советский народ в 1924 году, когда Ленина не стало. В творчестве Маяковского революция отождествляется с прекрасной и долгожданной весной, с новой эрой в истории человечества. Право занять достойное место в ряду классиков связанно не с политическими убеждениями Маяковского, а с его художественным мастерством, способным создать литературные произведения, обладающие необыкновенной эстетической выразительностью.

Посвящать лучшие строки родной земле - глубокая традиция как русской классической поэзии, таки литературы в целом со времен ее древнейшей истории. Особенно актуальны размышления о судьбе родины, прославлении ее величия и переломные моменты, когда определяется выбор дальнейшего пути развития державы на долгие годы. Патриотическая лирика Маяковского многогранна. Большинство стихотворений патриотической направленности славят новую советскую страну. Есть и стихотворения о родине малой:

Только нога ступила в Кавказ,

я вспомнил, что я- грузин.

Маяковский, как известно, родился в грузинском селении Багдади и вырос на Кавказе. В стихотворении «Владикавказ-Тифлис» лирический герой путешествует по родным местам, свободно перемещаясь в пространстве и во времени. Для создания национального колорита Маяковский использует вкрапления грузинских фраз. Он жаждет прогрессивных перемен в жизни родной стороны; размаха строительства; развития промышленности:

Во всю трудовую прыть, для стройки не жаль ломаний!

Если даже

Казбек помешает - срыть!

Все равно не видать в тумане.

В отдельных исследованиях о поэте отмечается, что Маяковский ощущал себя гражданином Вселенной и не был так трогательно привязан к родному русскому пейзажу, как например, С.Есенин. В доказательство этому приводится стихотворение о «России», где есть строка: « Я не твой, снеговая уродина.». Маяковский придавал колоссальное значение в рифме, и сам факт того, что в стихотворении в названии «Родина» есть рифма «уродина - родина», наводит на определенные выводы. Однако эти столь очевидные выводы окажутся все-таки чересчур поспешными, ибо стихотворение это шуточное, фантастическое и искать в нем отголоски патриотической линии было бы не верным. Здесь по-иному расставлены акценты. Лирический герой - теплолюбивая, южная птица:

Вот иду я,

Заморский страус,

В перьях строф, размеров и рифм.

Антивоенные мотивы - еще одна важная грань в патриотической лирики Маяковского, возникшая в связи началом Первой мировой войны. В стихотворении «Война объявлена» уже само известие о начале войны уподобляется струе крови. Первая и последняя строфы произведения образуют благодаря повторам кольцевую композицию. Обратный ряд стихотворения разделен на две части. К первой можно отнести образы, энергично и позитивно откликнувшиеся на начало войны. Маяковский подчеркивает бравурные плакатные лозунги, гиперболизированный людской подъем когда даже бронзовые генералы готовы ринутся на фронт. Ко второй части относятся явления противоположного порядка: «небо, изодранное о штыков жала», «красный снег», падающий «сочными клочьями человеческого мяса».

Стихотворение «Великолепные нелепости» развенчивает убеждения тех, кто сморит на войну бравурно-парадными взглядами. Кровавый карнавал боевых действий изображен в театрально-мистических мотивах, но ужасные подобности не становятся от этого привлекательнее. Их не завуалируют метафорические красивости («небо мерить выбежавшей»). Ужасающе натуралистично показаны действительные события: смерть, кровь. «желтолистая на клумбах из убитых гангрена». Война представляется страшной, недетской сказкой.

Патриотическая направленность Маяковского устремлена в будущее. В стихотворении «Красная зависть» поэт обращается к детям. Ради них, ради будущих масштабных экономических свершений старшее поколение идет на жертвы и лишения.

Но что можно сказать про трудовую лирику Маяковского? Начнем с того, что в противоречивую эпоху 20 века коренным образом менялись общественные взгляды на социальные проблемы, на устройство государственной жизни, на стиль отношений между людьми. Поменялся стиль собственности на средства производства. В корне должно было изменится отношение каждого человека к своей работе и к труду людей. Маяковский был сторонником радикальных изменений в общественной жизни. Считая себя «мобилизованным и призванным» на борьбу с косностью, отсталостью и всем тем, что мешало стране вырваться на передовые рубежи технического прогресса, кардинально повысить уровень жизни, поэт целый пласт своего творчества посветил пропаганде программы социально-экономических реформ, целью которых, в конечном счете, должно было стать создание коммунистического государства, где вообще не будет экономических трудностей и проблем, а основным принципом распределения материальных благ станет девиз: « От каждого по способностям - каждому по потребностям».

Тема труда - одна из важнейших в творчестве Маяковского. Поэта занимает вопрос соотношения затрат на честный труд и величины вознаграждения за него. В стихотворении «Теплое слово кое-каким пророкам» автор пишет о том, что одни зарабатывают в поте лица деньги кропотливым трудом, а другие могут, сыграв в азартные игры, обогатится быстрее и легче.

Слава тому, кто первый нашел,

как без труда и хитрости,

чистоплотно и хорошо

карманы ближнему вывернуть и вытрясти, -

иронично заявляет поэт.

Маяковский часто сравнивает социалистическое отношение к труду. Где труд приравнен к боевому подвигу, и работу в мире капитала. Работа во имя светлого будущего идет в тяжелейших условиях, но вопреки холоду и голоду люди выигрывают схватку с тайгой. Для дела главное не технологии и новейшие материалы, а люди, их сильные характеры, их убежденная решимость преобразовывать земной лик.

Маяковского отличало стремление быть на переднем крае важнейших исторических событий. В стихотворении «Марш ударных бригад» сильно публицистическое начало (много восклицательных предложений, лозунгов, призывов, агитации). Ударное трудовое решение, по мысли автора, должно ширится, разрастаться, набирать скорость:

От ударных бригад к ударным цехам,

от цехов к ударным заводам.

Этот рефрен важен в стихотворении как в содержательном, так и в композиционном плане. Поэт призывает трудящихся опереться на технические достижения, на электрификацию, но главный козырь - энтузиазм. Работа без прогулов и праздников. В стихотворении все время звучит мотив состязания двух формаций - революционеров и буржуев, коммунистов и капиталистов. Поэт живет стремлением догнать, перегнать, показать и доказать преимущества коллективного ведения хозяйства. Мотив борьбы подчеркивает мятежная лексика военных действий: баррикады, рабочие взводы. В стихотворении важна диалектика тьмы и света (тьма символизирует мрачное прошлое, свет - радостное будущее; он связан с образами индустриального мира (лампы, фабричное сияние радужное). Но главный мотив - мотив движения: в стихотворении много глаголов повелительного наклонения. Стихотворение в большей степени обращено к рабочему классу, который, согласно марксистко-ленинскому учению, является движущей силой исторического прогресса, но Маяковский не забывает и о крестьянстве:

Трактор туда, где корпела соха, хлеб

штурмуй колхозным походом.

Поэт стремится к максимальной четкости и лаконичности. Маяковский учил по-хозяйски относится к родной земле. Однако трудиться - не значит выслуживаться, продвигаться по карьерной лестнице. Маяковский подчеркнуто разводит эти два момента. Герои стихотворения «Который из них!» - два товарища, которые вместе служили, пополам делили все жизненные невзгоды. Один пошел не легкий трудовой путь, не встретив особых наград и признаний. Другой пробился в начальство, не без усилий заняв теплое местечко. Через какое-то время судьба привела первого в кабинет ко второму с просьбой о помощи. Колоритно описывает поэт эту встречу:

У второго взгляд -

хоть на лыжах скользи.

Сидит собакой дворовой.

Озверевший от собственных «успехов» по части любезничая и умения пролезть на нужное кресло, «браток» просит бывшего друга не входить к нему без доклада. Им давно забыты идеалы молодости и узы дружбы. Ощущая себя хозяином положения, он наслаждается возможностью порисовать в собственных глазах. Маяковский призывает очистить от таких людей государственные учреждения, иначе народ может утратить веру в своих руководителей. Нелегко повысить производительность труда, имея хорошо налаженный быт «море техники на подхвате». В тех же тяжелых условиях, в каких возводились героические стройки века, становление новой экономики и индустрии шло еще сложнее и требовало от людей неимоверных усилий, полной самоотдачи. В стихотворении «Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского» поэт называет труд незаменимым фронтом, на котором завоевываются дни в борьбе за лучшую жизнь. Он сравнивает «словопадов струи» и этот каждодневный труд, и читатель понимает, что никакой даже самый гениальный стих не в силах выразить всей глубины того бескорыстного подвига, который совершил наш народ в тяжелые послереволюционные годы. Рубленный ритмичный стих удачно передает накал ударной работы.

Подлинным гимном человеческого величия подвига является «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Это произведение о мужественных и гордых строителях новой жизни, альтруистах, похожих на горьковского Данко из рассказа «Старуха Изергиль».

Маяковскому удалось передать через изменение пейзажа рождения новой эпохи, светлой и радостной, как весенняя картина цветущего фруктового сада. В начале стихотворения изображаются беспросветный дождь и сумрак, воплотившиеся в ярком определении-неологизме «свинцовоночие». Поэт не романтизирует путь к трудовым свершениям. Скорее наоборот, он подчеркивает мучительную жизнь рабочих на строительстве, каждый миг которой наполнен необходимостью преодоления тех или иных невзгод. Люди голодают, годами сидят в грязи и холоде. Они живут мечтой лишь о том, что «через четыре года здесь будет город - сад». И ради этого «города - сада», крылатой мечты миллионов, ради лучшей доли для своих детей рабочие готовы посветить все эти четыре года своей уникальной, бесценной и неповторимой жизни строительству металлургического гиганта. Во имя поэтизации этой мечты Маяковский не жалеет изобразительно - выразительных средств языка, прежде всего гипербол и метафор («Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь», «…Аж за Байкал отброшенная попятится тайга»).

В финале стихотворения, чтобы еще раз подчеркнуть свою уверенность в том, что светлая мечта рабочих обязательно осуществится, Маяковский еще раз восклицает:

Я знаю - город будет,

я знаю - саду цвесть,

когда такие люди в стране

в советской есть!

Поэт прямо заявляет, что его уверенность основывается прежде всего на так называемом человеческом факторе. Именно высокие моральные качества строителей новой жизни позволят вопреки тяжелейшем условиям притворить в жизнь масштабные планы. Упомянутый в названии стихотворения Хренов - реальное лицо, знакомый Маяковского И.П.Хренов, участник строительства Кузнецкого металлургического комбината. Он и рассказал поэту об этом исторически важном событии.

Читая строки Маяковского, нельзя не восхищаться мужеством и доблестью строителей коммунизма, однако вот эта самая опора на человеческий фактор без учёта реальных экономических условий, так страстно воспеваемая поэтом, сыграла во многом и отрицательную роль. То самое поколение, во имя которого отцы и деды провели свою жизнь в многочасовом, порой непосильном и бескорыстном труде, провозгласило иные ценности и подходы. Если у читателя середины 20 века подобные стихи рождали лишь гордость за свою великую родину и её трудолюбивых граждан, то современные жители страны более скептически смотрят на подобные истории. Им непонятен беспредельный фанатизм голодных рабочих, которые отдали свои силы во имя идеи, хотя и осуществившиеся, но торжествовавшей недолго.

Традиции Маяковского в воплощении темы труда были подхвачены поэтами - шестидесятниками в годы, когда кровопролитной победы в Великой Отечественной войне, в условиях небывалого общественного подъема Советский Союз воплотил в жизнь гигантские хозяйственные проекты, так называемые «стройки века». Евтушенко, Вознесенский, Рождественский стремились запечатлеть этот трудовой подвиг. Что во многом им удалось. Хочется верить, что вопреки существующей в современном мире тенденции покидать свою страну во имя сытой и комфортной жизни на чужбине. Современное поколение воспримет заветы Маяковского и посвятит свой труд родной земле.

В заключение могу сказать, что для Маяковского было важно отделять главное от второстепенного. Соотнося лирику Маяковского с творчеством его предшественников, следует иметь в виду поэтическую перекличку и полемику, намеренное обращение к традиционным образам и возникновение общности, объективно обусловленной близостью творческих задач, решаемых, однако, в разные исторические эпохи. Значительность лирического стихотворения определяется не темой, а человеческим и общественным качеством выраженной в нем эмоции. Не случайно в написанном в 1927 году стихотворении «Размышления о Молчанове Иване и о поэзии» Маяковский одинаково отрицательно расценивает стихи Молчанова и на любовную, и на политическую тему. Он высмеивает молчановское стихотворение « У обрыва» отнюдь не за то, что это любовная лирика, а за то, что эта лирика мелкая, не утверждающая (как должное, прекрасное, т.е. как «идеал», «норму») полное, большое чувство, а регистрирующая чувства, независимо от их этического и социального качества:

…Плох ваш роман,

И стих неказист,

Вот так любил бы

любой гимназист.

Поэт не вправе быть безразличным и безличным. Поэт - это личность, облеченная высоким общественным доверием и обязанная это доверие оправдать.

Используемая литература:

маяковский лирический творчество

(В.О.Перцова, В.Ф.Земскова)

2. Творчество В.В. Маяковского

(К.Г. Петросов)

3. В. В. Маяковский. Литературная критика.

Мотивы лирики В. В. Маяковского В. В. Маяковский начал свою творческую деятельность в сложную историческую эпоху, эпоху войн и революций, эпоху разрушения старого строя и созидания нового. Эти бурные исторические события не могли не отразиться в творчестве поэта. Творчество поэта можно разделить на два этапа: дореволюционный (до 1917 года) и послереволюционный (после 1917 года).

Все дореволюционное творчество поэта связано с эстетикой футуризма, провозгласившего новый подход к искусству и поэзии. В “Манифесте” футуристов провозглашались следующие принципы творчества: отказ от старых правил, норм, догм; стихотворчество, изобретение “заумного языка”; эксперимент в области языка на всех уровнях (звук, слог, слово); выбор особых тем (урбанистическая, тема прославления достижений цивилизации). В. В. Маяковский следует этим принципам в начале своего творческого пути.

Основными темами его поэзии на этом этапе являются: тема города, тема отрицания буржуазного образа жизни, тема любви и одиночества.

Просматривая стихи раннего Маяковского, легко убедиться, что изображение города занимает видное место в его творчестве. В целом поэт любит город, признает его научно-технические достижения, но порой город пугает поэта, вызывая в его воображении страшные образы. Так, уже одно название стихотворения “Адище города” шокирует читателя:

Адище города окна разбили на крохотные, сосущие адки.

Рыжие дьяволы, вздымались автомобили, над самым ухом взрывая гудки.

Но в другом стихотворении, “Ночь”, перед нами предстает картина ночного города: яркая, красочная, праздничная от рекламных огней. Поэт описывает ночной город как художник, выбирая интересные метафоры, необычные сравнения, добавляя яркие краски (багровый, белый, зеленый, черный, желтый). Мы даже не сразу донимаем, что перед нами изображение дома с зажженными окнами, уличных фонарей, освещающих дорогу, ночной неоновой рекламы:

Багровый и белый отброшен и скомкан,

В зеленый бросали горстями дукаты,

А черным ладоням сбежавшихся окон

Раздали горящие желтые карты.

Город у Маяковского то шипящий и звенящий, как в стихотворении “Шумики, шумы, шумищи”, то загадочный и романтичный, как в стихотворении “А вы могли бы?”:

На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ,

А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? С темой города перекликается и даже вытекает из нее тема одиночества. Лирический герой ранней лирики Маяковского одинок в этом городе, его никто не слышит, не понимает, над ним смеются, его осуждают (“Скрипка и немножко нервно”, “Я”). В стихотворении “Дешевая распродажа” поэт говорит, что готов отдать все на свете за “единственное слово, ласковое, человечье”. Чем же вызвано такое трагическое мироощущение? Неразделенной любовью. В стихотворении “Лиличка (вместо письма)” и поэме “Облако в штанах” мотив неразделенной любви является ведущим. (“Завтра ты забудешь, что я тебя короновал”, “Дай же последней нежностью выстлать твой уходящий шаг”). В этих произведениях лирический герой предстает нежным и очень ранимым человеком, не мужчиной, а “облаком в штанах”. Но его отвергают, и он превращается в проснувшийся вулкан. В поэме “Облако в штанах” показано превращение громады-любви в громаду-ненависть ко всем и вся. Разочаровавшись в любви, герой испускает четыре крика “долой”:

Долой вашу любовь!

Долой ваше искусство!

Долой ваше государство!

Долой вашу религию!

Страдания от неразделенной любви оборачиваются ненавистью к тому миру и тому строю, где все покупается и продается. Поэтому главной темой таких стихотворений, как “Нате!”, “Вам!”, является тема отрицания буржуазного образа жизни. Маяковский издевается над сытой публикой, пришедшей ради забавы послушать стихи модного поэта:

Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я - бесценных слов мот и транжир...

Поэт презирает толпу, которая ничего не понимает в поэзии, которая “на бабочку поэтичного сердца” взгромоздится в “калошах и без калош”. Но в ответ на это сытое равнодушие герой готов плюнуть в толпу, оскорбить ее, чтобы выразить свое презрение. (Это стихотворение напоминает лермонтовское “Как часто, пестрою толпою окружен”:

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в лицо железный стих,

Облитый горечью и злостью.)

В послереволюционный период в творчестве Маяковского появляются новые темы: революционная, гражданско-патриотическая, антимещанская. Поэт всем сердцем принял революцию, он надеялся на изменение этого мира к лучшему, поэтому много работал в окнах РОСТА, агитируя за революцию. Он создает множество агитационных плакатов, попросту говоря, рекламы:

Пролетарка, пролетарий,

Заходите в планетарий.

Многие стихи этого периода посвящены антибуржуазной и антибюрократической темам. В стихотворении “Прозаседавшиеся” Маяковский высмеивает всевозможные бюрократические учреждения (“а-б-в-г-д-е-ж-з-комы”), появившиеся, как грибы после дождя, в первые годы Советской власти. А в стихотворении “О дряни” маленькая канарейка становится символом нового советского мещанства, и рождается призыв: “головы канарейкам сверните - чтоб коммунизм канарейками не был побит!”

В “Стихах о советском паспорте” автор затрагивает сразу две темы: антибюрократическую и патриотическую. Но главной темой этого стихотворения, бесспорно, является патриотическая тема. Лирический герой горд за свою страну, проводящую невиданный эксперимент, строящую новое общество:

Читайте, завидуйте!

Я - гражданин Советского Союза!

К патриотической лирике можно также отнести такие стихи, как “Товарищу Нетте, человеку и пароходу”, “Рассказ товарища Хренова...”. Последнее стихотворение является гимном рабочему человеку:

Я знаю - город будет,

Я верю - саду цвесть,

Когда такие люди

В Стране Советской есть.

Важное место в послереволюционном творчестве поэта занимает тема поэта и назначения поэзии, затронутая в таких произведениях, как “Поэт-рабочий”, “Разговор с фининспектором о поэзии”, “Сергею Есенину”, “Юбилейное”, вступление к поэме “Во весь голос”. Маяковский дает оценку своему творчеству, называя себя поэтом-горланом (“Во весь голос”), пишет, что работа поэта трудна, что “поэзия - та же добыча радия”, и труд поэта родствен любому другому труду. Поэзия -это “острое и грозное оружие”. Она способна агитировать, поднимать на борьбу, заставлять трудиться. Но такая позиция поэта-главаря зачастую мешала поэту-лирику. Маяковский часто должен был “наступать на горло собственной песне”, и дар тонкого поэта-лирика все реже и реже звучал в его творчестве (“Неоконченное”, “Письмо Татьяне Яковлевой”).

Все творчество поэта Маяковского было посвящено одной цели: служению людям. Именно любовь к людям называет поэт движущей силой своего творчества (“Письмо товарищу Кострову...”), поэтому поэт уверен, что “мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо...”.