Художественный мир маяковского. Художественные особенности ранней лирики Маяковского В.В

Важно помнить, что он был одним из основоположников русского футуризма. Кубо-футуристы стремились к единению живописи и поэзии, и в стихах Маяковского присутствует яркая цветовая гамма; мир он отражает часто с помощью геометрических фигур. не только поэт , но и художник. Он видит мир в красках, в цвете. Отсюда яркие метафоры, в которых соединяется подчас несоединимое:

Багровый и белый отброшен и скомкан,

В зелёный бросали горстями дукаты,

А чёрным ладоням сбежавшихся окон

Раздали горящие жёлтые карты.

Обратите внимание на лексику, на метафорическую усложнённость образов в стихотворении «Я сразу смазал карту будня…» - «смазал», «сдвинул», «плеснувши краску из стакана». Что «сдвинул» и «смазал»? Будни? Существующее пространство? Обычный город? Вместо крыши - «чешуя жестяной рыбы», «флейта водосточных труб».

Читая стихотворение, важно увидеть и осмыслить ключевые слова и понятия, так как они содержат явную или скрытую антитезу или аналогию. Так, в приведённом стихотворении главной фразой является: «Я сразу смазал карту будня…» Для чего? Ответ скрыт в антитезе «Я показал на блюде студня / косые скулы океана».

Уход от будней предполагает встречу с возвышенным, прекрасным. Например, с ноктюрном, который можно сыграть «на флейте водосточных труб». Это стихотворение - образец философской лирики, в нём осмысляются вопросы бытия.

По наблюдению К. Д. Муратовой, «раннее творчество свидетельствовало о сильном увлечении Маяковского формальным экспериментаторством. Будучи не только поэтом, но и ху-дожником-авангардистом, он стремился к воссозданию необычных зрительных образов, к усложнённости и деформации их. Подобно тому как в живописи кубистов мир предметных явлений распадался на плоскости и объёмы, Маяковский рассекал порою отдельные слова и создавал своеобразную игру рассечённых частей.

Лица.

Лица

Догов

Годов

Железных коней

С окон бегущих домов

Прыгнули первые кубы».

Кроме того, для футуристов принципиально важна была концепция «самовитого» слова, т. е. слова, очищенного от позднейших смысловых наслоений, как говорили футуристы, слова в его первоначальном виде, или слова, придуманного самим творцом, которое не замутнено ничем. (Кстати, слово «самови-тое» является именно таким созданным искусственно словом.) Поэтому уже в ранних стихах Маяковского много неологизмов, придуманных им. Он мог употребить слово с несвойственным ему суффиксом («адище», «божик»), мог просто придумать новое слово («поэтиного»). Словотворчество было важнейшей особенностью поэзии Маяковского. В его ранних стихах часто встречаются звукоподражания, он не боится использовать язык улицы.

Стих Маяковского - ораторский, направленный на выступление перед большой аудиторией. Важнейшим для поэта было убеждение в том, что литература должна не только и не столько отражать жизнь в её многообразии, но в первую очередь воздействовать на неё, стремясь изменить мир к лучшему. Чтобы «достучаться» до людей, нужно, по его мнению, не только публиковать стихи, но агитировать.

Маяковский активно использовал тонический стих: строка делилась не на стопы, а на ритмико-смысловые доли, выделяемые интонационно и логически. (Далее мы будем подробно говорить о тоническом стихосложении.) Например, в стихотворении «Дешёвая распродажа» (<1916>):

Слушайте ж:

Всё, чем владеет моя душа,

А её богатства пойдите смерьте ей! - великолепие,

Что в вечность украсит мой шаг,

И самое моё бессмертие,

Которое, громыхая по всем векам,

Коленопреклонённых соберёт мировое вече, -

Всё это - хотите? -

Сейчас отдам

За одно только слово

Ласковое,

Человечье.

Традиционные рифмы (например, «смерьте - бессмертие», «отдам - векам», «вече - человечье») чаще всего присутствуют в стихотворениях Маяковского, но их сложно заметить: четверостишие разбито на отрезки, в которых рифму не сразу можно выделить. Разбивку стиха на интонационные отрезки с внутренней рифмовкой (лесенку) Маяковский ввёл в 1923 году.

Рифме поэт уделял большое значение. Ударное слово он ставил в конец строки, что придавало этому слову особый вес. Рифма Маяковского часто бывает неточная: он рифмует не только концы строк, но и середины, середину и конец. Важно, чтобы совпадали гласные, а совпадение согласных не обязательно. Часто поэт использует составную рифму: «влип как - скрипка».

Поэтический голос Маяковского то звучал «медногорлой сиреной», то нежно и проникновенно, умел «подымать и вести и влечь», доказывать, убеждать… Отсюда и особый строй стихов, когда поставлена на учёт «каждая мелочишка», - лексика, образный строй, интонация, ритмика, рифма - всё несёт смысловую нагрузку.

Ранняя лирика Маяковского

Разрыв поэта и действительности- важнейшая особенность ранней лирики В.Маяковского. Поэт стремиться отдать себя людям, чувствует, что «я» для него мало, он выступает новых истин, но оказывается не нужным, одиноким, так как окружающий его мир бесчеловечен, жесток и духовно нищ. Каждое столкновение поэта с действительностью кончается трагически, но этот трагизм не ведет пессимизму, напротив, он рождает мысль о действии, о борьбе, о революции. Поэт обличает, проклинает, протестует; он ждет, торопит, зовет революцию, предчувствуя ее приход, и вместе с ней обновление жизни.

В одном из ранних стихотворений Маяковского «А вы могли бы?» намечена главная тема его творчества - «Я и мир». Поэтическое «я» противопоставлено тем, кто никогда понимает поэта, кто навсегда остается в плену пошлости жизни, кто никогда не увидит «на блюде студня» «косые скулы океана», для кого восточные трубы не запоют подобно флейте.

Противопоставление поэтической чуткости и эстетической глухости с особой силой проявилось в завершающих строках стихотворения, динамичных, звучащих резко, как вызов:

Ноктюрн сыграть

На флейте водосточных труб?

Это стихотворение позволят говорить о том, что уже в первых своих опытах Маяковский выступает как поэт самобытный и оригинальный.

В ранней лирике Маяковский заявляет о себе и как о поэте города. Его лирический герой изображен человеком заблудившийся в лабиринтах современного города. Конфликт между ним и средой становиться все более драматичным, острым и напряженным. В стихотворении «Нате!» мотив разъединенности лирического «я» поэт и толпы находит своё развитие. Предельная резкость лексики выражает возмущение, негодование поэта, передает его ненависть, презрение и душевно опустошённым людям, не понимающим искусства, сделавшим из него предмет праздного любопытства. Его резкость вынужденная, а не душевная грубость. Ему хочется встряхнуть этих людей, пробудить их от спячки своим дерзким вызовом:

А если сегодня мне, грубому гунну,

Кривляться перед вами не захочется - и вот

Я захохочу и радостно плюну,

Плюну в лицо вам

Я бесценных слов транжир и мот.

Во многих ранних стихотворениях Маяковский вновь возвращается к рассказу о безуспешном стремлении поэта прийти к людям, рассказать им о своих страданиях, разделить с ними горе. Но каждый раз это оказывается невозможным. Поэт остается непонятым и одиноким. Все новые и новые стороны действительности вызывают неприятие поэта, и все шире раздвигается пропасть между ним и толпой.

Лирический герой Маяковского - это человек большой души, потрясенный противоречиями действительности.

В стихотворении «А вы могли бы?» основное место занимают страдание поэта, враждебный ему мир ещё только намечен. Толпа, подавленная обличениями поэта, униженно молчит. Да и само размежеванием между поэтом и окружающими определяется пока только степенью живописной зоркости и эмоциональной полноты при взгляде на будничные вещи. В стихотворении «Нате!» главнее уже разоблачение мещан, их пошлости, мертвой закостенелости. Ничтожные людишки торжествуют, хохочут; «грязные, в калошах и без калош», они готовы взгромоздиться « на бабочку поэтиного сердца». Протест уже обретает резкий социальный смысл.

В стихотворении «Скрипка и немножко нервно» поэт воспринимается окружающими как чудак и неудачник, его благородные поступки вызывают смех. В жалобах скрипки поэт услышал по человеку, но его порыв встречен хохотам окружающих, воспринимается ими обыденно, пошло.

Влил как!

Пришел к деревянной невесте!

Во всех этих стихотворениях отчетливо звучит ужас одиночества.

Этот мотив звучит и в таких стихах как «Надоело», «Человек», «Себе любимому, посвящает автор эти строки», где также звучит проклятие одиночеству:

Нет людей,

Понимаете

Крик тысячедневных мук?

Душа не хочет немая идти

А сказать кому?

Он готов отдать все, чем владеет, «за одно только слово ласковое, человечье» .

Но куда не бросишь взор, вокруг только жирные, бесформенные существа, не люди- а «два аршина безлицего розоватого теста». В тоске поэт восклицает:

Истомившись по ласке губами

Тысячью поцелуев

Покрою умную морду трамвая.

Поэт любит людей, стремится к ним. Но он одинок, и это для него мучительно и страшно. Молодой поэт с горечью ощущал, как из мира уходит красота, а ее место самодовольно заполняет «обрюзгший жир», исчезают красивые люди, а поэзия становится, не нужна. Тоска и мука звучат в строках стихотворения «Несколько слов обо мне самом».

Я одинок, как последний глаз

У идущего к слепым человека!

Нет примирения между античеловечностью окружающего мира и высотой духа лирического героя Маяковского.

Его стремление сделать мир лучше, человечнее; проще и естественнее встречает только равнодушие и неприятие.

Но и без людей, без мира поэт не может:

Я в плену

Нет мне выкупа!

Оковала земля окаянная.

Я бы всех в любви моей выкупал,

Да в дома обнесен океан ее!

1. Новаторство в поэзии Маяковского.
2. Связь лирики поэта с живописью.
3. Вызов «общественному вкусу» и внутренние переживания лирического героя.

Уже при первом знакомстве с творчеством В. В. Маяковского бросается в глаза поразительное несходство его лирики с классическими образцами поэтических произведений. Не только образы — «жестяная рыба», «флейта водосточных труб», «умная морда трамвая», — но сама мелодика стиха необычна. В лирике Маяковского нет песенной музыкальности. Стихи созвучны размеренному, чеканному шагу:

Жилы и мускулы — молитв верней.
Нам ли вымаливать милостей времени!
Мы -
каждый —
держим в своей пятерне
миров приводные ремни!

Одним из новшеств, которое Маяковский активно использовал в своем поэтическом творчестве, была особая форма записи стихотворений - лесенкой. Подобная запись помогает передать на бумаге некоторые особенности звучания его стиха. Исследователи полагают, что здесь проявилась и связь поэтического творчества поэта с живописью. Известно, что Маяковский занимался в художественных студиях, а также в Училище живописи, ваяния и зодчества, откуда был отчислен за участие в скандальных выходках поэтов-футуристов.

Связь с живописью проявилась и в характерной образности лирики Маяковского. Повествование всегда предстает в виде зримой зарисовки, точнее, серии зарисовок, которые сменяют друг друга, как кадры кинохроники. По аналогии с живописью сформировалось и представление Маяковского о стихах как о зримом, добротно, пусть и грубо сработанном предмете:

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.

Тематика лирики Маяковского, при всей его эпатажности, включает в себя большинство мотивов, характерных для поэзии. Это любовь и одиночество, а также трагические контрасты миропорядка, которые остро переживаются лирическим героем. Большое внимание поэт уделял злободневным проблемам современности, которые в сатирической форме отразились в стихотворениях «Гимн судье», «Внимательное отношение к взяточникам».

В ранней лирике Маяковского особенно сильно проявился нарочитый, хулиганский вызов обывательскому существованию, что типично для поэтов-футуристов. Грубая лексика (поэт не чуждается и неприличных слов), подчеркнуто фамильярное и презрительное обращение к аудитории — не удивительно, что подобные стихи производили отталкивающее, шокирующее впечатление:

Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие, нажраться лучше как, —
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..

Однако легко заметить, что за внешней грубостью, за враждебностью к «буржуям» скрыты глубокие переживания, острое ощущение катастрофичности бытия. Противопоставление сытого обывательского существования и внутренней драмы лирического героя, прикрытой внешней бравадой — это своеобразное преломление традиций романтизма. Как и классический романтический герой, лирический герой Маяковского одинок в окружающем мире, погрязшем в обыденности. Как истинный романтик, Маяковский ищет подходящий фон для своего героя, необычный, чистый от скверны повседневных неурядиц:

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
Значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

Тема одиночества по-разному преломляется во многих стихотворениях поэта. Например, грустная мелодия скрипки в произведении «Скрипка и немножко нервно», не находящая понимания у других инструментов в оркестре, вызывает глубокое сочувствие и живой отклик в душе лирического героя:

Оркестр чужо смотрел,
как выплакивалась скрипка
без слов,
без такта...
«Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору-
а доказать ничего не умею!»

Заметим: музыкальные инструменты в этом стихотворении представлены как живые существа, каждое со своим характером. А в стихотворении «Надоело» поэт восклицает: «Нет людей». Тема одиночества в творчестве Маяковского тесно связана с выявлением отрицательных сторон урбанистической цивилизации — культом потребления и утратой понимания истинных ценностей, любви и самой жизни.

Нужно отметить, что в творчестве Маяковского любовные переживания героя показаны достаточно откровенно и натуралистично:

Поэт сонеты поет Тиане,
а я весь из мяса,
человек весь, —
тело твое просто прошу,
как просят христиане
«хлеб наш насущный
даждь нам днесь».

Однако грубоватая чувственность лирического героя Маяковского отнюдь не исключает и серьезных, глубоких душевных переживаний. «Кровью сердца дорогу радую», — эта строка, в которой говорится о страданиях безответной любви, перекликается с любовной поэзией средневекового Востока. Имя возлюбленной для поэта — слово, «величием равное богу».

Особое отношение Маяковский демонстрирует и по отношению к Богу. Сразу отметим — реальность самого существования Бога под сомнение не ставится. Но, как и любовь, Бог в лирике Маяковского утратил свои исконные возвышенные атрибуты. «Врывается к богу», «целует ему жилистую руку» — словно и не о Боге идет речь, а о человеке, возможно, и располагающем определенной властью, но отнюдь не о непостижимой и совершенной Сущности. Снижение образа Бога ярко проявилось в поэме «Облако в штанах»:

Я думал — ты всесильный божище,
А ты недоучка, крохотный божик.

В этих кощунственных словах звучит глубокое душевное страдание лирического героя, который переживает отсутствие взаимности в любви как глобальный крах, приводящий к разочарованию в Боге. Снова повторяется тема одиночества — и мир, и любимая, й даже Бог далеки от чаяний и стремлений лирического героя, безразличны к его терзаниям.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В. Маяковский один из ведущих поэтов-футуристов.

Расходился с общественной идеологией и эстетикой футуризма. Пафос художественного новаторства, под знаком которого началась творческая деятельность Маяковского, был обусловлен идеей создания нового, революционного искусства, которое отвечало бы потребностям революционной действительности. Тождество понятий революционного дела и поэтического творчества возникло в сознании Маяковского очень рано - еще в 1905-1906 гг., когда он впервые в своей пропагандистской революционной деятельности познакомился с социалистической поэзией. Маяковский писал в автобиографии о впечатлении, которое на него произвели революционные стихи, привезенные из Москвы сестрой: «Это была революция. Это было стихами. Стихи и революция как-то объединились в голове».

С современной символистской поэзией Маяковский познакомился в одиночке Бутырской тюрьмы. Стихи поэтов-символистов привлекли внимание Маяковского новым звучанием, напевностью, оригинальностью образов, обостренной метафоризацией, но абстрактность, удаленность тематики от жизни, мистическое ощущение мира и отношение к человеку как к игрушке непостигаемых запредельных сил - все это было чуждо ему. Чужда была и эстетическая концепция символистов, в которой искусство не вступало в реальные отношения с действительностью. За месяцы, проведенные в тюрьме (Маяковский сказал, что это было для него «важнейшее время»), поэт решил, что призвание его - искусство. «Хочу делать социалистическое искусство» - так обозначал он в автобиографии свои настроения. Таким образом, уже в ранний период творчества в сознании Маяковского понятие нового искусства было связано с понятием искусства социалистического.

Стремление показать новые явления жизни так, как они не были представлены в искусстве прошлого, приняло в ранних произведениях Маяковского формалистический оттенок. Его стихи часто несли на себе печать подчеркнутого эксцентризма. Существенное в явлении оставалось за пределами его внимания, поэт искал в явлении необычное. Поэтому так осложнены поэтические образы ранних произведений Маяковского. Поэт экспериментирует и над словом, и над ритмическими формами. Для поэтического стиля Маяковского той поры характерны сложные рифмы, диссонансы. В его стихах господствует силлабо-тоническая канва, но в некоторых уже складываются формы новой тонической системы (четырех- и трехударного строя), которая будет определяющей в поэзии зрелого Маяковского.

Творчество поэта все более расходится с идейными и формальными установками футуристического искусства, хотя в эстетических декларациях он не сразу освобождается от футуристической фразеологии. Однако и явно футуристические идеи эстетических высказываний Маяковского имели подтекст, в котором сказывалось неприятие им обнаженного формализма литературных спутников. «Самовитое» слово, разрывающее связи с реальностью, было Маяковскому чуждо. Как соавтор футуристических манифестов он утверждал, что «слово рождает идею», но, вступая в явное противоречие с этим тезисом, заявлял о необходимости исследования «взаимоотношений искусства и жизни», т.е. утверждал идейно-социальную функцию художественного творчества.

По-своему, оригинально осознается Маяковским и проблема художественного новаторства. В его сознании она связана с общей «переменой взгляда на взаимоотношения всех вещей», во имя чего и пересматривается вся культур прошлого. Отрицание Маяковским культурного наследия приобретало иной, чем у Бурлюка, Лившица, Каменского, смысл. В статье «Два Чехова» (1914) он высказывает убеждение, что художественная ценность слова - в степени соответствия предмету, действительности, «взаимоотношениям вещей».

Уже в ранних стихах поэта слово идейно насыщено, активно, выражает страстное лирическое чувство художника-протестанта, борца, неприятие им всего строя старого мира и устремленность к идеалам социально справедливого будущего. Отбор слова в поэзии Маяковского определяется темой, слово следует за явлением, а не явление - за словом. В отличие от формалистических словесных конструкций Хлебникова, неологизмы Маяковского открывают такие оттенки значений, которые помогают уловить новые явления жизни. Так, уже в 1910-е годы определялось общее направление художественных исканий Маяковского. Поэт стремился показать неприкрашенную правду жизни, назвать «грубые имена грубых вещей» окружающей действительности со всеми ее обнаженными противоречиями. В этой связи понятна борьба поэта с эстетством акмеистической поэзии, принявшей «гармонию» мира.

Первые публичные выступления Маяковского состоялись в Петербурге в ноябре 1912 г., в декабре того же года в Москве вышел сборник «Пощечина общественному вкусу», в котором были опубликованы его стихотворения «Ночь» и «Утро». В течение 1912-1913 гг. Маяковский опубликовал около 30 стихотворений. Это были в основном произведения экспериментальные, отразившие поиски своего поэтического стиля.

Большинство русских поэтов-футуристов пришли в поэзию от живописи. В живописи испытал свои силы и Маяковский. В 1908 г. он учился в Строгановском художественнопромышленном училище, ав 1910 г. - в Школе живописи, ваяния и зодчества, где познакомился с деятелями «новых» живописных течений. В первых стихах Маяковского, напечатанных в «Пощечине общественному вкусу», «Садке судей», «Дохлой луне» и в других футуристических изданиях, в системе поэтических образов, характерных урбанистических пейзажах ощутимы влияния элементов живописного кубизма:

Фокусник

тянет из пасти трамвая, скрыт циферблатами башни.

(«Из улицы в улицу»)

Вывески разинули испуг.

Выплевывали то «О», то «S».

(«В авто»)

В стихотворении «Ночь» ночной городской пейзаж изображается в смене цветовых эпитетов и метафор:

Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты,

а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты.

Эти образы, основанные на зрительных представлениях, субъективных и заостренных, непосредственно восходят к приемам кубистической живописи того времени.

В литературу Маяковский вступил прежде всего как поэт города. Первые его произведения - зарисовки, описания городского пейзажа; главная тема - социальная. Город для поэта - ад, «адище», наглядное воплощение разительных общественных противоречий. Городской пейзаж Маяковского очеловечен образами безмерного страдания людей - «пленников» города («Адище города», «Из улицы в улицу», «Еще я»).

Тема человека, его страданий в буржуазном мире - основная в дореволюционном творчестве Маяковского. Разрабатывая ее, он вступает в принципиальный спор с поэзией модернизма как выразитель настроений, дум, чувств демократических слоев общества, судьба которых становится и его судьбой.

Тема искусства в творчестве Маяковского приобрела иную, чем в футуристической поэзии, трактовку. Слово в поэзии Маяковского выражало идею отрицания существующего миропорядка, не было абстрактным «источником идеи». «Это время, - писал Маяковский в автобиографии, - завершилось трагедией „Владимир Маяковский”».

Как и в стихотворениях «А все-таки», «Нате!», в стихах цикла «Я», в трагедии «Владимир Маяковский» обозначилось то противопоставление понятий человеческого и капиталистического, которое станет основным идейным и композиционным принципом построения многих произведений поэта до революции. В собственническом мире оказываются извращенными все человеческие понятия и чувства, все превращено в «вещь», которую можно продать и купить, но в трагедии «Владимир Маяковский» это противопоставление человеческого и собственнического ограничено ситуацией трагического противостояния одинокого поэта мещанской толпе. Однако тема искусства, поэта и толпы уже сопрягается в трагедии с темой ответственности художника перед историей и человеком за все, что происходит на земле, с темой революции. Поэт - герой трагедии - заявляет о прямой связи своей судьбы с судьбами всех изуродованных горем людей:

Я - поэт, я разницу стер

между лицами своих и чужих.

Мысль Маяковского о том, что искусство должно быть защитником обездоленных, а поэт - рупором их страданий, воплощена в сюжете трагедии, в ее поэтических образах (женщина со слезинкой, женщина со слезой, человек без головы и др.).

Поэт берет на себя всю тяжесть горестной человеческой ноши. Трагедия героя в том, что он не знает путей в будущее. Облик будущего в представлениях поэта еще не определен, хотя он чувствует, что над городом нависает призрак «криворотого мятежа».

По жанру «Владимир Маяковский» не пьеса, а монологическая лирико-философская поэма. В монологах героя поэт высказал свои мысли о человеке и мире, персонифицируя их в условных, фантастических образах (горе персонифицируется в образе слезинки, слезы, слезищи, уродующая сила капитала - в образе человека без ноги, без глаза). В фантастических образах Маяковского отразились социальные тенденции его творчества - неприятие окружающего мира, протест против «вещных» отношений, калечащих людей.

Трагедия «Владимир Маяковский» была поставлена в декабре 1913 г. в театре «Луна-парк» в Петербурге. Заглавную роль исполнял сам Маяковский. Демократические круги русской интеллигенции одобрительно отозвались о пьесе, ею заинтересовался А. Блок. Символистская же критика отнеслась к ней отрицательно, футуристы остались недовольны пьесой, отметив, что Маяковский отошел от декларированных футуризмом поэтических принципов «самовитого слова», подчинил его содержанию; короче говоря, недостаток пьесы они усматривали прежде всего в общественном звучании произведения. С этого момента литературные спутники Маяковского - футуристы все более критически относятся к усиливающейся социально-политической направленности его творчества.

В годы Первой мировой войны неприятие Маяковским буржуазного миропорядка, его социальных и нравственных установлений приобретает еще большую политическую определенность. В конце 1914 г. он пишет фельетоны, публицистические статьи о новых задачах искусства, резко отрицательно относится к шовинистическим, милитаристским мотивам буржуазной поэзии («Не бабочки, а Александр Македонский»), требует отражения в искусстве чувств и мыслей демократических масс, призывает «сказать о войне» правду. «Чтобы сказать о войне, - решил тогда поэт, - надо ее видеть. Пошел записываться добровольцем. Не позволили. Нет благонадежности» («Я сам»).

Непримиримо-отрицательное отношение Маяковского к войне как к народному бедствию выразилось в его стихах «Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер». По-новому звучит теперь в стихах Маяковского и тема человека, поэта, искусства («Я и Наполеон», «Вам, которые в тылу!»). Предельным выражением общественного и нравственного уродства буржуазного мира предстает в сознании поэта война-бойня. Об изменениях, происходящих в социальных и эстетических взглядах поэта, свидетельствует гневный стихотворный памфлет «Вам!» (1915). Тема отношений поэта и буржуазно-мещанского общества разрабатывается в нем в формах резко заостренного социального обличения: Трагический пафос ранних стихов сменяется в памфлете неслыханной резкостью обличения. Вызов Маяковского буржуазному миру стал активным антивоенным, антибуржуазным протестом, призывом к демократической массе не отдавать жизнь в угоду тем, кто наживается на народном горе. Эти изменения в социальных и эстетических взглядах поэта были связаны с изменениями в общественной психологии самих демократических масс страны - с развитием революционного движения в тылу и на фронте.

Цели: дать характеристику лирическому герою раннего творчества В. Маяковского; отметить особенности поэтики.

Оборудование: портреты В. Маяковского, репродукции картин К. Малевича, опорные схемы с теоретическими понятиями, карточки с заданиями

Ход урока

Учитель читает стихотворение В. Маяковского «Послушайте», а заранее подготовленный ученик – «Нате!».

Вступительное слово учителя

Мы продолжаем разговор о поэзии модернизма и начинаем большую и серьезную тему «Художественный мир В.В. Маяковского». Тема сегодняшнего урока – на доске. Я надеюсь, что к концу занятия мы сумеем ответить на вопрос: «Каков он, лирический герой раннего Маяковского?» и отметить особенности поэтики его ранней лирики.

Сегодня наше первое знакомство с поэтом, с его лирическим героем, с его неповторимой художественной системой.

Многие годы советская литературная критика писала о том, что в десятые годы в России появился поэт, которому суждено было стать провозвестником и певцом революции. «Лучшим, талантливейшим поэтом советской эпохи» называл его Сталин.

А позже, в годы перестройки, когда в литературу стали возвращаться забытые имена и произведения, скорые на переоценку и переориентацию публицисты и критики пытаются «сбросить» его «с Парохода современности», как когда-то пытался это сделать с классиками русской литературы юный Маяковский.

И сегодня нужно заново учиться читать Маяковского, понимая прочитанное, сопереживая ему. Это очень важно, потому что недопонимание и просто непонимание преследовало Маяковского всю жизнь, продолжает преследовать и после смерти. Вот почему вырвались однажды эти горькие строки:

Я хочу быть понят моей страной,
А не буду
Понят –
Что ж.
По родной стране
Пройду стороной,
Как проходит косой дождь.

Действительно, необычно все: стихотворная графика, синтаксис, лексика, ритм… Необычен и лирический герой стихов Маяковского. Итак, каков он, лирический герой раннего Маяковского?

Работа с текстом. Выявление особенностей лирического героя.

Как вы думаете, случайно ли в начале урока прозвучали два столь разных по настроению стихотворения? Обратите внимание на эпиграф к уроку. Найдите два слова, которые могут стать вашими помощниками в работе (бешеный – нежный). Вы прочитали стихи дома, послушали в классе, прочитали эпиграф. Может быть, уже сейчас у вас сложилось впечатление о лирическом герое? (ответы).

А теперь поработаем с разными стихотворениями.

1 группа – «Нате!»
2 группа – «Послушайте!
3 группа – «От усталости»
4 группа – «Кофта фата»
5 группа – «Несколько слов обо мне самом»

Задание: ответить на вопросы

1) Каким предстает в этом стихотворении лирический герой?
2) Кому, по-вашему, могут быть адресованы эти строки?
3) Каким ощущает себя лирический герой в этом мире?

Работа в группах, ответы учеников, запись на доске.

Примерные ответы учеников:

«Нате». Лирический герой дерзкий, вызывающий, бунтующий, желающий возмутить беспечное спокойствие сытой публики, но в то же время очень ранимый, чувствительный.

«Послушайте!». Лирический герой – человек очень чувствительный, романтичный, нуждающийся в гармонии и красоте так остро, что дерзает даже ворваться с просьбой к самому Богу. Он гуманист, любит людей, сочувствует им.

«Кофта фата». Лирический герой вызывающе дерзок, самоуверен, раскован и даже пошловат. Он высокомерен, на равных общается с Землей и Солнцем…но он нуждается в улыбках женщин и девушек, которые готов нашить цветами на кофту фата.

«От усталости». Лирический герой чувствует свою силу, он даже снисходительно обращается к Земле, такой же усталой, ораненной, как он сам, вздыбленной ланями. Земля – сестра ему, следовательно, он ощущает себя значительным, наделенным необычайной силой.

«Несколько слов обо мне самом». Лирический герой – дерзкий, вызывающий, шокирующий. Первая строчка – эпатаж! Зачем? Чтобы услышали, заметили его, такого страдающего и одинокого.

Выводы. Слово учителя

Несовершенное мироустройство, самодовольные, сытые обыватели, такие, которые пришли на открытие кабаре «Розовый фонарь», – благопристойная буржуазная публика – вот ей, этой публике, и бросал в лицо свои стихи поэт. Стихотворение «Нате!» прозвучало на открытии этого кабаре, нашло своего адресата и произвело то действие, на которое автор мог рассчитывать.

Один из исследователей творчества Маяковского Олег Федоров считает, что интонационная доминанта, на которой держится все стихотворение «Послушайте!», – прекраснодушная взволнованность, отдаленно напоминающая настроение Пети Ростова в ночь перед роковым для него боем, с той только разницей, что толстовский герой обращался к конкретным людям, страстно желая каждому сделать что-то приятное, а лирический герой Маяковского имеет в виду осчастливить ни много ни мало целое человечество, оно для него адресат монолога и объект приложения его деятельностной любви.

По утверждению З. Паперного, нет двух лирических героев в раннем творчестве Маяковского – одного «хорошего», другого «циничного». Есть сложный противоречивый образ человека, который иногда, словно устав от ощущения своей ненужности, в отчаянии надевает на себя маску пошляка и циника с тем, чтобы потом с еще большей яростью отбросить ее.

А Б. Пастернак и Н. Асеев, знавшие Маяковского лично, считали, что лирический герой его похож на подростка (тот же нигилизм, жажда впечатлений, бескомпромиссность, самовлюбленность и одновременно неуверенность в себе).

Особенности поэтики ранней лирики Маяковского

Разговор о лирическом герое Маяковского мы продолжим на следующих уроках, а сейчас перейдем к решению второй задачи – отметим особенности поэтики ранних стихотворений Маяковского. Я вернусь к слову «необычная» : необычное содержание, ошеломляющая поэтическая новизна…

Сегодня уже говорили о необычной графике стиха. Мы знаем, что футуристы придавали большое значение визуальному воздействию стихотворения на читателя. Все слышали о знаменитой лесенке Маяковского.

А перед вами стихотворение, написанное в 1913 году, «Из улицы в улицу». Не правда ли, не совсем обычное построение, не похожее на те, что мы читали раньше? А вот почему я поместила это стихотворение на один планшет с репродукциями картин Казимира Малевича, написанными в те же годы, расскажет… (Сообщение ученика)

Перенесение на поэзию принципов кубической живописи с развертыванием объемов, пересечением плоскостей, разложением предметов на элементарные геометрические тела и фигуры прослеживается в некоторых стихотворениях Маяковского.

А сейчас снова будем работать в группах. Раскрывать особенности поэтики мы будем на примере стихотворения «Адище города».

1 группа – отметить особенности поэтической лексики;
2 группа – отметить особенности поэтического синтаксиса, словообразования;
3 группа – отметить особенности поэтической фонетики;
4 группа – отметить особенности ритмической организации, рифмы;
5 группа – охарактеризовать художественное время. Пространство. Основные образы

Работа в группах, выступление учеников, запись на доске.

Примерные ответы учеников:

1 группа. «Адище, адки, дьяволы» – как будто попадаешь в преисподнюю; «взрывая, раненое, смерч, крикнул» – ощущение гибельности, катастрофы; использует экспрессивные метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения, прием деэстетизации (ночь излюбилась, похабна и пьяна); рядом с конкретными образами (вывески, где сельди из Керчи, гудки автомобилей, небоскребы) – фантастические (дыры небоскребов, раненое солнце, дряблая луна); лексика очень динамична. Создается впечатление, что движения много, а жизни нет.

2 группа. Заметна инверсия (определения стоят после определяемых слов), чтобы метафора стала еще более заметной, впечатляющей; Маяковский использует все виды предложений; иногда – «неправильные» знаки препинания (тире на границе главного и придаточного предложений, деепричастные обороты) – чтобы ничто не ускользнуло от внимания читателей; ряды однородных членов.

Интересны неологизмы – результат авторского словотворчества (адище, адки) – суффикс -ищ- имеет значение преувеличения, а –к– уменьшительный, но слово «адки» не снижает ощущения гибельности, а лишь разбивает его на составляющие (адище состоит из множества адков).

3 группа. Маяковский использует прием звукописи для передачи настроения и звуков города: скрежет, грохот, рев, визг, плач. Ассонанс: [а,ы, и]; аллитерация: [гр, скр, взв…].

4 группа. Это стихотворение написано в рамках тонической системы стихосложения, акцентный стих – четыре ударения четко соблюдены в четырех стихах каждой строфы; между ударными от одного до трех безударных, рифма точная перекрестная

5 группа. Художественное пространство – город, современный Маяковскому, лирический герой, похоже, внедрен в «адище города», так как он видит и слышит все, что там происходит (много образов, рассчитанных на зрительное и слуховое восприятие). Художественное время – вечер, переходящий в ночь (можно предположить, что «адки» – это светящиеся окна в домах. Лирический герой не только видит и слышит происходящее, но и сопереживает ему (нет презрения к сбитому старикашке, попавшему в жернова этого города-монстра, не случайно тот «заплакал, а не завизжал или захныкал»). Удивляют необычные образы: луна – дряблая, солнце – раненое, ночь – излюбившаяся, похабная и пьяная.

Выводы (слово учителя)

Новаторство, стремление к кардинальному обновлению поэзии – вот что определяет творчество Маяковского. Ошеломляющая новизна во всем:

– Маяковский – поэт могучей метафоры, точного, неожиданного сравнения. В его произведениях мир часто предстает укрупненным;

– он умеет показать явления так, как их никогда не воспринимали прежде, сделать привычное странным (прием «остраннения»);

– образы его произведений экспрессивные, удивляющие и запоминающиеся;

– он сознательно прибегает к приему деэстетизации, нарушая поэтические традиции;

– часто его стихи отличаются «скрежещущей» звукописью;

– с его именем связано открытие акцентного стиха, в котором между ударными может быть любое (от 0 до 7-8) количество безударных;

– иногда поэт прорифмовывает строки насквозь;

– дерзкое словоновшество и словотворчество;

– разрушение привычных синтаксических конструкций и вольное обращение со знаками препинания – вот отличительные особенности поэтики Маяковского, и я рада, что вы сумели самостоятельно отметить их.

Домашнее задание

«Адище города» (восприятие, истолкование, оценка)

Оценка деятельности учащихся (заполнение оценочных листов)

Сегодняшнее занятие подошло к концу, но разговор о творчестве Маяковского еще не закончен. Я начала урок со слов Маяковского и хочу закончить ими:

Грядущие люди?
Кто вы?
Вот – я
Весь
Боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души!