На этом уроке мы узнаем, что в предложении выделяют главные члены - подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Научимся находить подлежащее и сказуемое в предложении и подчёркивать их.
Запомните: подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?». При разборе предложения подчёркивается одной чертой.
Например: Школьники читают книги . О ком говорится в предложении? О школьниках . Кто - школьники - подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что делают школьники? Читают . Это второй главный член предложения - сказуемое. Подчёркивается двумя чертами. Школьники читают книги.
Запомните: сказуемое - главный член предложения. Называет то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делать? что сделать? При разборе предложения подчёркивается двумя чертами.
Мы узнали, что в предложении выделяют главные члены - подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
Рис. 4. Грамматическая основа предложения ()
А теперь выполним задания, которые помогут нам закрепить полученные знания.
Выпишем грамматическую основу предложений и подчеркнём подлежащее и сказуемое.
Наступила весна. По земле побежали звонкие ручейки. Запели на ветках птицы. На проталинках появились первые травинки.
Проверим правильность выполнения этого задания.
Наступила весна. Наступила - сказуемое, весна - подлежащее.
Ручейки побежали. Ручейки - подлежащее, побежали - сказуемое.
Запели птицы. Запели - сказуемое, птицы - подлежащее.
Появились травинки. Появились - сказуемое, травинки - подлежащее.
Вставим подходящее по смыслу подлежащее.
Дует холодный северный __________. Белые _________ падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая ________.
Слова для вставки: белка, ветер, снежинки.
Проверим:
Дует холодный северный ветер. Белые снежинки падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая белка.
Из данных слов составим предложения. Найдём в каждом предложении грамматическую основу и подчеркнём её.
Ворона, на, сидит, ветке, чёрная.
Серый, грызёт, морковку, заяц, вкусную.
Яблоки, на, созрели, яблоне, красные.
Пальто, висит, вешалке, на, детское.
Один из вариантов ответа:
Чёрная ворона сидит на ветке.
Основа предложения: Ворона сидит .
Серый заяц грызёт вкусную морковку.
Основа предложения: Заяц грызёт .
Красные яблоки созрели на яблоне.
Основа предложения: Яблоки созрели .
Детское пальто висит на вешалке.
Основа предложения: Пальто висит .
На следующем уроке мы узнаем, какие члены предложения называются второстепенными, научимся находить их в предложении, выделять подчёркиванием. Поговорим о распространённых и нераспространённых предложениях.
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
На этом уроке мы узнаем, что в предложении выделяют главные члены - подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Научимся находить подлежащее и сказуемое в предложении и подчёркивать их.
Запомните: подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?». При разборе предложения подчёркивается одной чертой.
Например: Школьники читают книги . О ком говорится в предложении? О школьниках . Кто - школьники - подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что делают школьники? Читают . Это второй главный член предложения - сказуемое. Подчёркивается двумя чертами. Школьники читают книги.
Запомните: сказуемое - главный член предложения. Называет то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делать? что сделать? При разборе предложения подчёркивается двумя чертами.
Мы узнали, что в предложении выделяют главные члены - подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
Рис. 4. Грамматическая основа предложения ()
А теперь выполним задания, которые помогут нам закрепить полученные знания.
Выпишем грамматическую основу предложений и подчеркнём подлежащее и сказуемое.
Наступила весна. По земле побежали звонкие ручейки. Запели на ветках птицы. На проталинках появились первые травинки.
Проверим правильность выполнения этого задания.
Наступила весна. Наступила - сказуемое, весна - подлежащее.
Ручейки побежали. Ручейки - подлежащее, побежали - сказуемое.
Запели птицы. Запели - сказуемое, птицы - подлежащее.
Появились травинки. Появились - сказуемое, травинки - подлежащее.
Вставим подходящее по смыслу подлежащее.
Дует холодный северный __________. Белые _________ падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая ________.
Слова для вставки: белка, ветер, снежинки.
Проверим:
Дует холодный северный ветер. Белые снежинки падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая белка.
Из данных слов составим предложения. Найдём в каждом предложении грамматическую основу и подчеркнём её.
Ворона, на, сидит, ветке, чёрная.
Серый, грызёт, морковку, заяц, вкусную.
Яблоки, на, созрели, яблоне, красные.
Пальто, висит, вешалке, на, детское.
Один из вариантов ответа:
Чёрная ворона сидит на ветке.
Основа предложения: Ворона сидит .
Серый заяц грызёт вкусную морковку.
Основа предложения: Заяц грызёт .
Красные яблоки созрели на яблоне.
Основа предложения: Яблоки созрели .
Детское пальто висит на вешалке.
Основа предложения: Пальто висит .
На следующем уроке мы узнаем, какие члены предложения называются второстепенными, научимся находить их в предложении, выделять подчёркиванием. Поговорим о распространённых и нераспространённых предложениях.
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
Члены предложения.
1 .Подлежащее обозначает о ком или о чём говорится в предложении , и отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее чаще всего выражено именем существитель- ным. Подчёркивается одной чертой.
2.Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала? Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.
3. Определение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и подчёркивается
волнистой линией. Определение выражается прилагательным.
4. Дополнение - кого? чего?
кому? чему?
кого? что?
кем? чем?
о ком? о чём?
и подчёркивается отрывистой линией -------- . Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением.
5. Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда? и подчёркивается отрывистой линией и точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.
Например: В зеленой роще путников встретили веселые голоса птиц .
Предложение- это слово или несколько слов, связанных по смыслу.
Повествовательные : На дворе стоит прекрасная погода.
Вопросительные: Почему вы не гуляете?
Побудительные: Идите скорее!
Восклицательные: Мне подарили щенка!
Невосклицательные: Мне подарили щенка.
Нераспространенное: Весна пришла.
Распространенное: Пришла долгожданная весна.
Узкая тропинка уходила далеко в лес . - простое (Имеет одну грамматическую основу)
Утром пригревало солнышко , а к вечеру стукнул мороз . - сложное
(имеет две и более грамматических основ)
На заводе человек наливает жидкое стекло в сито.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)
Разбор предложения по членам предложения и по частям речи, выписывание словосочетаний.
В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. Сначала вопрос задаётся от группы подлежащего, затем от группы сказуемого, потом от группы второстепенных членов.
Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием
(так как главный член предложения (подлежащее) не может зависеть от главного члена предложения (сказуемого)).
п.,ед.ч.,м.р.,Т.п. н. п.,мн.ч.,И.п. с.,мн.ч.,И.п. г.,п.в.,мн.ч. пред.
Например:
Осенним
днём
маленькие
дети
гуляли
в
п.,ед.ч.,м.р.,П.п. с.,ед.ч.,м.р.,П.п.,2с.
городском
парке
.
Однородными членами предложения называют слова, которые:
1. Относятся к одному и тому же члену предложения.
2. Отвечают на один и тот же вопрос.
3. А для определений : Обозначают один и тот же признак (цвет, размер, форму…)
4. Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения.
Например:
Суворов ценил своих солдат за храбрость , смекалку , выносливость.
какие? какие?
Маленькие, большие кораблики покачивались на воде.
(Маленькие, большие - однородные определения).
Сложное предложение.
Сложным - называют предложение, в котором несколько грамматических основ.
На письме части сложного предложения разделяются запятой.
Например:
Догорел апрельский светлый вечер , по лугам холодный сумрак лег.
День темнеет , и трава седой росой в лугах блестит.
Прямая речь.
Прямая речь - это слова, переданные от имени говорящего.
Князь печально отвечает: «Грусть- тоска меня съедает».
А: «П».
Знаки препинания в предложениях с прямой речью:
А: «П». «П», - а.
А: «П!» «П!» - а.
А: «П?» «П?» - а.
Обращение.
Обращение - слово (или словосочетание), называющее человека, животное или предмет, к которому обращаются с речью.
На письме обращение выделяется запятыми.
Например:
Колобок , спой свою песенку еще разок.
Эта пара, царь , моя и хозяин тоже я.
Мы, Муренка , с дедом в лес пойдем!
В добрый путь вам, господа.
Обращение не является членом предложения.
На этом уроке мы узнаем, что в предложении выделяют главные члены - подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Научимся находить подлежащее и сказуемое в предложении и подчёркивать их.
Запомните: подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?». При разборе предложения подчёркивается одной чертой.
Например: Школьники читают книги . О ком говорится в предложении? О школьниках . Кто - школьники - подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что делают школьники? Читают . Это второй главный член предложения - сказуемое. Подчёркивается двумя чертами. Школьники читают книги.
Запомните: сказуемое - главный член предложения. Называет то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делать? что сделать? При разборе предложения подчёркивается двумя чертами.
Мы узнали, что в предложении выделяют главные члены - подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
Рис. 4. Грамматическая основа предложения ()
А теперь выполним задания, которые помогут нам закрепить полученные знания.
Выпишем грамматическую основу предложений и подчеркнём подлежащее и сказуемое.
Наступила весна. По земле побежали звонкие ручейки. Запели на ветках птицы. На проталинках появились первые травинки.
Проверим правильность выполнения этого задания.
Наступила весна. Наступила - сказуемое, весна - подлежащее.
Ручейки побежали. Ручейки - подлежащее, побежали - сказуемое.
Запели птицы. Запели - сказуемое, птицы - подлежащее.
Появились травинки. Появились - сказуемое, травинки - подлежащее.
Вставим подходящее по смыслу подлежащее.
Дует холодный северный __________. Белые _________ падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая ________.
Слова для вставки: белка, ветер, снежинки.
Проверим:
Дует холодный северный ветер. Белые снежинки падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая белка.
Из данных слов составим предложения. Найдём в каждом предложении грамматическую основу и подчеркнём её.
Ворона, на, сидит, ветке, чёрная.
Серый, грызёт, морковку, заяц, вкусную.
Яблоки, на, созрели, яблоне, красные.
Пальто, висит, вешалке, на, детское.
Один из вариантов ответа:
Чёрная ворона сидит на ветке.
Основа предложения: Ворона сидит .
Серый заяц грызёт вкусную морковку.
Основа предложения: Заяц грызёт .
Красные яблоки созрели на яблоне.
Основа предложения: Яблоки созрели .
Детское пальто висит на вешалке.
Основа предложения: Пальто висит .
На следующем уроке мы узнаем, какие члены предложения называются второстепенными, научимся находить их в предложении, выделять подчёркиванием. Поговорим о распространённых и нераспространённых предложениях.
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
Слова и словосочетания, из которых состоит предложение, называются членами предложения. Члены предложения делятся на главные и второстепенные.
Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое — образуют грамматическую основу предложения (его предикативный центр).
Сказуемое
— это главный член предложения, который зависит только от подлежащего и обозначает его признак или действие. Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он?что он такое?кто он такой? и др.
Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений. Это значение передаётся формой наклонения глагола, реже — другими способами. Например: Мы сидели на берегу пруда. Вдруг из кустов выбегает собака и прыг в воду. Два первых сказуемых имеют форму наклонения, а третье — формы наклонения не имеет, но выражает грамматическое значение изъявительного наклонения (прыг — прыгает).
По значению сказуемое делится на глагольное и именное. В зависимости от строения и способа выражения глагольное сказуемое бывает простым и составным; именное сказуемое всегда будет составным. Таким образом, основными типами сказуемого являются простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое и составное именное сказуемое.
Итак, сказуемые бывают простые и составные. В простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены одним словом.
Простое сказуемое может быть только глагольным. Оно выражается самостоятельным глаголом в форме одного из наклонений, например: 1) Уже проснулись певчие птицы. (С.-М.) 2) Громко поют птицы. (С.-М.) 3) Ещё громче будут петь птицы. В этих примерах глаголы-сказуемые имеют формы изъявительного наклонения прошедшего, настоящего и будущего сложного времени. 4) В спортивной секции вы тренировались бы более регулярно — сказуемое выражено глаголом в условном наклонении. <5) Вы возьмите с собой в поход туристскую карту-схему — сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении.
Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах. Сравните: На второй день щегол запел.— На второй день щегол начал петь. Катя болела целый месяц.— Катя была больна целый месяц. Составные сказуемые начал петь и была больна состоят из двух слов, одно из которых (петь, больна) выражает основное лексическое значение сказуемого, а другое (начал, была) — его грамматическое значение.
Составные сказуемые бывают глагольными и именными.
Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного слова и неопределённой формы глагола. Например: Я начал работать. Брат перестал заниматься и может отстать в учёбе. Я должен ему помочь.
Вспомогательные слова делятся на две группы:
1) глаголы со значением начала, конца или продолжения (начать, перестать, кончить, прекратить, продолжать);
2) глаголы и краткие прилагательные со значением возможности, необходимости, желательности и др. (мочь, смочь, хотеть, желать, рад, готов, должен, обязан, намерен).
Вспомогательные слова выражают грамматическое значение сказуемого, а неопределённая форма глагола — его лексическое значение. Скрипач начал (продолжал, перестал) играть. Мы не сможем выступить на концерте. Мы хотели бы участвовать в соревнованиях.
Если вспомогательное слово — краткое прилагательное, то оно употребляется только со связкой: 1) Я был рад помочь. 2) Он готов был с вами поспорить. В настоящем времени связка не употребляется, т. е. является нулевой. Ср.: Он готов с вами поспорить. Я рад вам помочь.
Составное глагольное сказуемое = вспомогательное слово + неопределенная форма глагола
Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки и именной части (имени прилагательного, существительного и др.). Глаголы-связки выражают грамматическое значение сказуемого, а именная часть — его лексическое значение.
Составное именное сказуемое = глагол-связка + именная часть
Например: Я был прав.
Глаголы-связки делятся на три группы.
1. Глагол-связка быть выражает только грамматические значения. В настоящем времени глагол-связка быть не употребляется, т. е. связка нулевая. Ты был бы смелым — условное наклонение. Ты будь смелым — повелительное наклонение. Ты был смелым — прошедшее время. Ты будешь смелым — буд. вр. Ты смелый — наст. вр. (нулевая связка)
2. Глаголы-связки делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться менее употребительны, например: 1) У нас зима. Всё делается светлее, веселее от первого снега. (Ч.) 2) Совсем стал белый дедушка. (Н.) 3) Дворец казался островом печальным. (П.)
3. В роли связок могут выступать глаголы со значением движения, положения в пространстве: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др., например: 1) Я сидел погружённый в глубокую задумчивость. (П.) 2) Девушка пришла усталая. (Пол.)
На месте глагола-связки могут быть употреблены сочетания вспомогательных слов с определённой формой глагола-связки, например: Я был бы рад стать учителем.