Общее понятие об эмоциях. Психологическая структура эмоций. Понятие об эмоциях и чувствах. Классификация и виды эмоций

Понятие об эмоциях и чувствах. Классификация и виды эмоций.

Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования, без эмоций человек действовал бы как бесстрастный автомат, не способен был бы печалиться и радоваться, испытывать волнение и восхищаться. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определенным образом к тому, что его окружает, и к самому себе.

Эмоции и чувства – процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту.

Эмоции и чувства – формы переживания отношения к объекту, эмоции – неустойчивые и кратковременные, чувства – устойчивые и продолжительные.

Физиологической основой эмоциональных переживаний являются нейрогуморальные изменения в организме в ответ на различные сигналы.

Эмоции – сложный психический процесс, который включает в себя три основных компонента.

1. Физиологический - представляет изменения физиологических систем, возникающие при эмоциях (изменение частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, сдвиги в обменных процессах, гормональные и др.).

2. Психологический - собственно переживание (радость, горе, страх и др.).

3. Поведенческий - экспрессия (мимика, жесты) и различные действия (бегство, борьба и пр.).

Первые два компонента эмоций - это внутренние их проявления, которые «замыкаются» внутри организма. Выход вовне и разрядка чрезмерной эмоциональной энергии осуществляется благодаря третьему компоненту - поведению. Так как культурные нормы современного общества, как правило, требуют сдержанности в проявлении чувств, для физического и душевного здоровья человека необходим отсроченный во времени сброс излишней энергии. Он может происходить в виде любых приемлемых для самого человека и для общества движений и действий: подвижные игры, ходьба, бег, шейпинг, танцы, бытовые действия (стирка, уборка и пр.).

Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные характеристики .

Во-первых, они характеризуются полярностью ,то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье - грусть, радость - печаль; счастье - горе и т. д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него).

Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность .Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки.

Различают эмоции стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев) и астенические, - сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).

Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность , целостность :в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску.

Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон).

Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций - неотделимость их от других психических процессов. Эмоции как бы вплетены в ткань психической жизни, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное - неприятное), в мышлении - как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).

Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека.

Выделяют виды эмоций : по направленности (нейтральные, положительные и отрицательные), по воздействию на личность (конструктивные и деструктивные), по интенсивности:

· настроение – фоновая эмоция невысокой интенсивности, причины которой, как правило, не осознаются, и которая мало влияет на эффективность деятельности.

· напряженность – уровень интенсивности эмоционального переживания, когда нарушаются типичные поведенческие реакции (голос, речь, тонус т.п.). Бывает операциональной, т.е. вызванной сложностью исполнения действия (операции), например, новое или точное движение, и эмоциональной – страх перед неудачей, повышенная ответственность за результат и т.д.

· страсть – увлеченность, в процессе которой другие события окружающей действительности деактуализируются, т.е. снижают свою значимость, например, занятие хобби, азартная игра и т.д.

· стресс – неспецифическая, т.е. несоответствующая сигналу, реакция на раздражитель. Может проявляться как незначительным, так и существенным изменением состояния и поведения, вплоть до прекращения деятельности.

· аффект – сильное переживание с потерей сознательного контроля на своими действиями (например, истерика).

Так, Вундт выделил триаду направления чувств, разделяя удовольствие и неудовольствие, напряжение и разрешение, возбуждение и спокойствие. В ней отражены знак эмоции, уровень ее стеничности и динамическая характеристика: от напряжения к разрядке. Исходя из этой триады можно охарактеризовать любую эмоцию.

Классификация эмоций. В процессе развития психологической науки неоднократно предпринимались попытки классификации эмоций.

Одна из первых попыток принадлежит Декарту, который выделял 6 чувств: радость, печаль, удивление, желание, любовь, ненависть. Декарт полагал, что эти б чувств являются основными, базовыми, их сочетание порождает все многообразие человеческих эмоций.

В начале века американский психолог Вудвортс предло­жил линейную шкалу эмоций, которая отражает весь континуум эмоциональ­ных проявлений:

1. Любовь, веселье, радость.

2. Удивление.

3. Страх, страдание.

4. Гнев, решимость.

5. Отвращение.

6. Презрение.

В этой шкале каждая эмоция является чем-то средним между двумя соседними.

Американский психолог К. Изард предлагает считать основными или, по его терминологии, фундаментальными эмоциями следующие:

1. Интерес.

2. Радость.

3. Удивление.

4. Горе, страдание и депрессия.



6. Отвращение.

7. Презрение.

9. Стыд и застенчивость.

Эти 10 эмоций Изард называет фундаментальными потому, что каждая из них имеет: а) специфический нервный субстрат; б) характерные только для нее выразительные нервно-мышечные комплексы; в) собственное субъективное пе­реживание (феноменологическое качество). Каждая из этих эмоций описывает­ся по нескольким параметрам: знак эмоции, условия возникновения, биологи­ческое и психологическое значение.

Следует отметить, что указанные классификации представляют скорее перечисление. Попытки классифицировать эмоции, опираясь на конкретные основания, принадлежат другим исследователям.

Функции эмоций

По поводу функций эмоций в психологии существуют разные точки зрения. В частности, эмоции рассматривают как рудимент, аффективный след инстинкта (Мак-Дауголл), и, как всякий рудимент, эмоция обречена на постепенное угасание, отмирание.

Функции эмоций следующие:

· коммуникативная – передача информации;

· мотивационная – стимуляция активности;

· оценочная – критерий результативности;

· сигнальная – предупреждение о возможной опасности;

· регулирующая – изменение состояния с помощью гормонального баланса.

Любое взаимодействие между людьми всегда сопровождается эмоциональными проявлениями; мимические, пантомимические движения позволяют человеку передать информацию о своем отношении к другим людям, явлениям, событиям, о своем состоянии. Таким образом, эмоции выполняют коммуникативную функцию.

Эмоции выполняют функцию побуждения к деятельности и стимуляции .Так, интерес «приковывает» внимание и удерживает его на объекте, страх заставляет избегать опасных объектов и ситуаций. Благодаря особой энергетической насыщенности эмоции стимулируют протекание остальных психических процессов и деятельности. С этим связана мобилизация всех сил организма в сложных, ответственных ситуациях (в условиях экзамена, ответственного выступления, чрезвычайных ситуациях и т. п.).

Важнейшей функцией эмоций является оценочная ,эмоции оценивают значимость объектов, ситуаций. Причем очень часто такая оценка осуществляется в условиях дефицита времени или информации об объекте или ситуации. Эмоционально окрашенное отношение возмещает невозможность полного логического анализа. Действительно, часто в ситуациях отсутствия информации возникающий эмоциональный фон помогает человеку сориентироваться и принять решение о том, полезен или вреден внезапно возникший объект, следует ли его избегать и пр.

Эмоции человека тесно связаны с потребностями, они возникают в деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, перестраивают поведение человека в направлении удовлетворения потребностей, в этом проявляется их регулирующая функция.

3. Взаимосвязь чувств и эмоций. Виды чувств. Чувства как показатель социального развития личности

Чувства - более стойкие психические образования, их можно определить как сложный вид устойчивого эмоционального отношения человека к различным сторонам действительности .Чувства формируются, как правило, на основе вторичных, духовных потребностей, характеризуются большей длительностью.

Чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. В соответствии с этим, они подразделяются на: интеллектуальные, эстетические, нравственные.

Интеллектуальные чувства - переживания, возникающие в процессе интеллектуальной деятельности, такие, например, как любознательность, удивление, сомнение и др.

Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании прекрасного и представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве (например, чувство любви к музыке, чувство восхищения картиной).

Нравственные чувства - эмоциональное отношение личности к поведению людей и к своему собственному. При этом происходит сравнение поведения с нормами, выработанными обществом (например, чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, сочувствие и др.).

Вопросы для групповой рефлексии:

1. Какое качество реальности человеку представлено непосредственно в пере­живаемых им эмоциях?

2. Опишите подробно сущность двойственной природы эмоций.

3. Что такое эмоциогенная ситуация?

4. Чем эмоциональная реакция отличается от эмоционального состояния?

5. Перечислите основные функции эмоций.

Вопрос для самостоятельного изучения:

Роль внимания, чувств и эмоций в спортивной деятельности.

Дополнительный материал:

Эмоциональные состояния более длительны и устойчивы, чем эмоциональные реакции. Они согласовывают потребности и устремления человека с его возможностями и ресурсами в каждый конкретный момент времени. Для эмоциональных состояний характерно изменение нервно-психического тонуса.

Эмоциональные свойства - наиболее устойчивые характеристики человека, характеризующие индивидуальные особенности эмоционального реагирования, типичные для конкретного человека. К ним относится целый ряд особенностей, таких как эмоциональная возбудимость, эмоциональная лабильность, эмоциональная вязкость, эмоциональная отзывчивость и эмпатия, эмоциональное огрубление, алекситимия.

Эмоциональная лабильность - изменчивость эмоций и настроения, по разным, зачастую самым незначительным причинам. Эмоции колеблются в очень широком диапазоне от сентиментальности и умиления до слезливости и слабодушия.

Эмоциональная монотонность характеризуется однообразием, неподвижностью эмоциональных реакций, отсутствием эмоционального отзвука на события.

При эмоциональной вязкости реакции сопровождаются фиксацией аффекта и внимания на каких-либо значимых объектах. (Вместо того, чтобы отреагировать, личность сосредоточивается на обидах, неудачах, волнующих темах).

Эмоциональная ригидность - негибкость, жесткость и ограниченный диапазон эмоционального реагирования.

Эмоциональное огрубление - неспособность определять уместность и дозировать эмоциональные реакции. Проявляется в том, что личность утрачивает сдержанность, деликатность, такт, становится назойливой, расторможенной, хвастливой.

Одним из проявлений эмоциональных свойств является алекситимия - сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний. Алекситимия характеризуется трудностью в определении и описании собственных эмоциональных состояний, переживаний; затруднениями в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями; снижением способности к символизации; фокусированности личности в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях. Существует гипотеза, согласно которой ограниченность осознания эмоций и когнитивной переработки аффекта ведет к фокусированию сознания на соматическом компоненте эмоционального возбуждения, усилению физиологических реакций на стресс.

Перечисленные эмоциональные свойства могут проявляться как индивидуальные особенности человека, в основе которых лежат особенности свойств нервной системы и темперамента, но могут быть и следствием патологических изменений мозга, результатом перенесенных травм или психосоматических заболеваний.

Эмоциональная отзывчивость и эмпатия. Эмоциональная отзывчивость проявляется в том, что человек легко, гибко и быстро эмоционально реагирует на воздействия внешней среды. Когда объектом эмоциональной отзывчивости становятся люди, у человека проявляется особое свойство - эмпатия .Под эмпатией понимают способность входить в состояния другого человека, сопереживать, сочувствовать ему. Основу эмпатии составляет эмоциональная отзывчивость, важна общая сенситивность, чувствительность, а также интуиция и внимание, наблюдательность. Эмпатические способности составляют основу профессионально-важных качеств в социальных профессиях, то есть везде, где общение, понимание, взаимодействие являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности (врачи, педагоги, социальные работники и пр.).

Ответы №3.

Основные свойства эмоций.

Основные свойства эмоций:

1) Универсальность

2)Пристрастность
3)Интегральность

4)Пластичность

5)Адаптация

6)Суммация

7) Амбивалентность

8) Динамичность



9) Коммуникативность

10) Заразительность-

11) Предвосхищение

12) Мнестичность-

13) Иррадиация-

14) Генерализация



.
структура эмоций включает 3 основных измерения:

● возбуждение-успокоение;

● напряжение-разрешение.

Импрессивный компонент.

смешанных эмоция х,

Таким образом, переживание -

Экспрессив­ный компонент.

● речевые (интонация и др.),

нижняя часть лица конвенциальная мимика

Из звуковых средств

Фи­зиологический компонент.



Классификация чувств.

Традиционное деление чувств на низшие и высшие не отражает действительную реальность и обусловлено лишь тем, что за чувства принимаются и эмоции, отражающие биологическую сущность человека. Чувства же отражают социальную сущность человека и могут достигать большой степени обобщенности (любовь к Родине, ненависть к врагу и т. д.).
Исходя из того,какая сфера социальных явлений становится объектом высших чувств , их делят (например: Рудик, 1978) на три группы : нравственные, интеллектуальные и эстетические.
Нравственными называют чувства
, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали. Они отражают различную степень привязанности к определенным людям, потребности в общении с ними, отношение к ним. К положительным нравственным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патриотизма, долга и т. д. К отрицательным нравственным чувствам относят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти, недоброжелательности и др.
Интеллектуальными называют чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. К ним К. К. Платонов (1984) относит любознательность, любопытство, удивление, радость решения задачи, а П. А. Рудик - чувство ясности или нечеткости мысли, удивление, недоумение, чувство догадки, чувство уверенности, сомнение. Из этого перечня ясно, что речь идет скорее о познавательных или интеллектуальных эмоциях, чем о чувствах в изложенном выше понимании.

Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Это понимание красоты, гармонии, возвышенного, трагического и комического. Данные чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от эмоции удовольствия до эстетического восторга.
К. К. Платонов выделяет еще и практические (праксические) чувства, к которым относит интерес, скуку, радость, муки творчества, удовлетворение достижением цели, чувство приятной усталости, увлеченности делом, азарта. Как видно из этого перечня, большинство названных Платоновым феноменов относятся либо к эмоциям, либо к интеллектуальным процессам (понимание чего-то), поэтому его попытку расширить список чувств следует признать неудачной.
Таким образом, вопрос о конкретном составе чувств остается открытым. Большинство из так называемых чувств являются эмоциями, а многие вообще не относятся к эмоциональным установкам, т. е. не выражают пристрастное отношение к кому-или чему-либо. Таковы многие моральные чувства, выделяемые в этике.
Надо отметить, что вопрос о том, какое из пристрастных психологических явлений относится к эмоциям, а какое - к чувствам, подчас решить сложно. Дело в том, что одно и то же явление может выступать и в роли эмоции, как кратковременное и острое переживание, и в роли чувства, как долговременная установка - отношение к данному объекту. Например, можно ревновать кого-то в данный момент и проявлять при этом все признаки эмоционального состояния, а можно рассматривать человека как соперника за обладание чем-то как постоянную перспективу, испытывать к нему определенное устойчивое отношение, т. е. чувство. Поэтому можно говорить об эмоции ревности и о чувстве ревности.

Физиологические теории эмоций (периферическая теория Джемса-Ланге), биологическая теория П.К. Анохина, центральная теория Кеннона-Барда, анатомо-физиологическая теория Дж. Грея, бихевиористская теория).

Ответы №3.

(Вопросы 1-21 по учебнику “Эмоции и чувства”. 2-е изд.: 2013г. Ильин Е. П.)

Понятие об эмоциях, их функции. Различия эмоциональных и познавательных процессов.

Эмоции - особый класс психических процессов, протекающих в форме переживаний , отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению его актуальных потребностей.

В отечественной психологии выделяются два аспекта понятия эмоции – отражения и отношения: эмоции являются специфической формой отражения действительности, в которой выражаются субъективные отношения человека к миру.

Функции эмоций - это их узкое природное предназначение, работа, выполняемая в организме. Исследователи данной проблемы выделяют следующие функции:

1. Оценочная, проявляется в том, что эмоции являются языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящего, они не отражают объективные явления, а выражают субъективные к ним отношения. Они сигнализируют о пользе или вреде для организма того или иного стимула, явления, которые обозначаются положительным или отрицательным знаком еще перед тем, как они будут подвергнуты осознанной, логической оценке.

2. Сигнальная , состоит в оповещении организма и других людей о состоянии удовлетворения или неудовлетворения потребностей субъекта.

3. Защитная , состоит в предупреждении субъекта о реальной или мнимой опасности (эмоции страха, отвращения и др.).

4. Мобилизирующая. Эмоции могут быть побудителями (мотивами) деятельности и поведения, а также влиять на смену побуждений.

5. Организующая функция эмоций – способность эмоций переориентировать основные силы, ресурсы и внимание организма на организацию некоторой деятельности, сосредоточивать эти процессы на предметном содержании. Однако, эмоции могут приводить к дезорганизации поведения и деятельности человека – человек, оказавшийся во власти эмоций, теряет голову. Современная психология считает, что сама же по себе эмоция дезорганизующей функции не несет, т.е. нарушение деятельности является косвенным проявлением эмоций. Это обусловлено, прежде всего, чрезмерно выраженными сопутствующими эмоциям физиологическими изменениями в организме.

6. Регуляция как функция эмоций илиспособность эмоций регулировать действительность, которая проявляется через две взаимодополняющие функции. Первая функция “закрепления - торможения” (П.К.Анохин), 2 -аффективного следообразования” (А.Н.Леонтьев), подкрепления (П.В.Симонов), указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем и действия и воздействия, которые их возбудили. Далее в актуализации закрепленного опыта эмоции тоже играют значительную роль и выполняют

7. предвосхищающую функцию , поскольку актуализация следов обычно опережает развитие событий, а возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном их исходе.

8. Анализ различных мнений по данному вопросу позволяет выделить главную функцию эмоций – их участие в управлении поведением человека и животных . С. Л. Рубинштейн (1946) писал, что эмоции являются субъективной формой существования мотивации (потребностей).

Роль эмоций – это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения. Роль эмоций для животных и человека может быть положительной и отрицательной. Положительная роль эмоций не коррелирует прямо с «положительными» эмоциями, а отрицательная роль - с «отрицательными». Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые - явиться поводом для благодушия.

В психологической науке существует традиция обособления эмоциональных процессов в отдельную сферу, противопоставляемую когнитивной сфере (разум – сердце, чувства – познание, интеллект – аффект).

Признание эмоций особым классом психических явлений связано с проблемой определения их специфики (отличий от познавательных или мотивационно-потребностных процессов). Эмоции сопровождают, оценивают и выражают субъективное отношение к познаваемому содержанию, т.е. одной из основных характеристик эмоций является предметность, которая является главным критерием для отнесения эмоций к отдельному классу психических явлений.

К основным различиям эмоциональных и познавательных процессов также можно отнести следующие :

1) отношения, которые выражаются в эмоциях, всегда носят личный, субъективный характер и существенно отличаются от тех объективных взаимосвязей-отношений между предметами и явлениями действительности, которые устанавливаются человеком в процессе познания окружающего мира. Один и тот же предмет или одно и тоже явление действительности способны вызывать иногда совершенно противоположное субъективное отношение;

2) эмоциональные явления меньше подвержены влиянию социальных факторов, в большей степени связаны с врожденными механизмами. Также они в меньшей степени опосредованы речью и другими знаковыми системами, менее осознанны, хуже управляемы и контролируемы, чем познавательные процессы;

3) качественные особенности (модальности) эмоциональных явлений - радость, страх, гнев и др.- специфичны и отличаются от качественных особенностей познавательной сферы (например, сенсорных модальностей);

4) эмоциональные явления тесно связаны с потребностями человека. познавательные же процессы в меньшей степени определяются потребностями;

5) эмоциональные явления тесно связаны с различными физиологическими процессами и состояниями (вегетативными, гормональными и др.). Познавательные процессы в меньшей степени и иным образом взаимодействуют с работой различных физиологических систем;

6) эмоциональные явления входят как обязательный компонент в структуру личности в качестве основных («ядерных») ее образований. Поэтому различные эмоциональные нарушения ведут, как правило, к различным личностным расстройствам. Познавательные процессы в меньшей степени определяют структуру личности: их нарушения (например, частные когнитивные расстройства) совместимы с сохранностью личности как таковой.

Как отмечает Я. Рейковский, в повседневном опыте функционированию интеллектуальных процессов обычно приписывается порядок, гармония, организация, в то время как эмоциональное реагирование отличается неопределенностью, непредсказуемостью и хаотичностью. Однако в настоящее время есть основания полагать, что все обстоит как раз наоборот: именно мышление может протекать свободно, неопределенным и непредсказуемым образом, тогда как функционирование эмоций подчиняется жестко опреде­ленным закономерностям, и все, что ими обусловлено, является довольно стереотипным, устойчивым и - несмотря на разнообразие форм - сходным.

Таким образом, эмоции - это особый класс психических явлений, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимости для субъекта внешних и внутренних событий и регулирующих в соответствии с ними его деятельность и поведение.

Основные свойства эмоций.

Основные свойства эмоций:

1) Универсальность - независимость эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в которой они возникают. Тревога, радость, гнев могут возникнуть при удовлетворении любой потребности.

2)Пристрастность (субъективность) - зависимость реагирования человека на различные события его жизни от субъективного к ним отношения (обусловленного его потребностями, установками, опытом, темпераментом и др.). Одна и та же причина вызывает у людей разные эмоции в зависимости от их индивидуально-типологических и личностных особенностей и ситуации, в которой они находятся.
3)Интегральность - объединение в единое целое всех функций организма. Это свойство эмоций, по мнению П. К. Анохина, позво­ляет еще до того, как будут определены форма, тип, механизм и другие параметры тех или иных воздействий, мгновенно оценить их полезность или вредность для организма и быстро отреагиро­вать с помощью определенного качества эмоционального состоя­ния, способствуя тем самым успешной адаптации индивида.

4)Пластичность - одна и та же по модальности эмоция может переживаться с различными оттенками (интенсивность, длительность, знак и т.д.). Например, человек может наслаждаться страхом, упиваться своей грустью и т.д

5)Адаптация - притупление, снижение остроты переживаний при долгом повторении одних и тех же воздействий. Например, частое поощрение работников одним и тем же способом приводит к тому, что они перестают эмоционально реагировать на эти поощрения.

6)Суммация - соединение отдельных эмоций в более сложные эмоциональные образования. Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результате чего и их переживание в виде эмоций становится сильнее. Зачастую процесс суммации эмоцио­нальных переживаний является скрытым и не осознается челове­ком (эффект «последней капли»).

7) Амбивалентность - противоречивость эмоционального переживания, связанная с двойственным отношением к чему-либо или к кому-либо, т.е. человек может одновременно переживать и положительное и отрицательное эмоциональное состояние.

8) Динамичность - временное развитие эмоциональных реакций, заключающееся в фазовости их протекания, т.е. в нарастании напряжения и его разрешении. Эмоциональное напряжение нарастает в ситуации ожидания или при непрекращающемся действии на человека неприятного раздражителя, которое перерастает в эмоциональный взрыв. При осуществлении события возникает разрешение возникшего напряжения и его угасание.

9) Коммуникативность - передача информации от одного участника общения к другому посредством эмоциональной экспрессии (интонация, темп, тембр и т.д. Как отмечает К. Изард, ребенок еще задолго до того, как сможет понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, спосо­бен сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с по­мощью средств эмоциональной экспрессии.

10) Заразительность- передача эмоций другим людям (всеобщее веселье, паника и т.д.)

11) Предвосхищение (антиципация)-прогнозирование вероятностного исхода значимых событий до их совершения.

12) Мнестичность- память на эмоции при повторном воздействии или представлении ситуации, в которой они возникли.

13) Иррадиация- возможность распространения эмоционального переживания с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все, что человеком воспринимается. Счастливому человеку «все улыбается», кажется приятным и радостным.

14) Генерализация - возникновение эмоций под воздействием индифферентных раздражителей, схожих с эмоциогенными. Негативная эмоциональная реакция на собаку из-за укуса или громкого лая переносится на схожие объекты (на любую другую собаку, схожую игрушку и тд.). Генерализация происходит не только на основе физического и семантического сходства раздражителей, но также распространяется и на предметы, появлявшиеся одновременно с источником эмоционального переживания. Это указывает на возможность образования условно-рефлекторной связи переживания со всей эмоциогенной ситуацией в целом, в силу чего даже нейтральные элементы этой ситуации приобретают способность вызывать опре­деленные эмоции. Более того, индивид чаще всего старается избе­гать всего, что может быть связано с вызвавшей сильные отрица­тельные переживания ситуацией, препятствуя тем самым возмож­ности образования других (положительных или нейтральных).

3.Структура эмоций. Содержательная характеристика структурных компонентов эмоций .
Впервые идея сложности психологической структуры эмоций была сформулирована В. Вундтом. По его мнению,структура эмоций включает 3 основных измерения:

● удовольствие-неудовольствие;

● возбуждение-успокоение;

● напряжение-разрешение.

Впоследствии эти взгляды на структуру эмоций были развиты и в определенной степени преобразованы в работах других зару­бежных и отечественных психологов. В настоящее время в качест­ве основных в структуре эмоций называются следующие компо­ненты:

1) импрессивный (внутреннее переживание);

2)экспрессив­ный (поведение, мимика, двигательная и речевая активность);

3) фи­зиологический (вегетативные изменения). Такого взгляда на струк­туру эмоций придерживаются Е.П. Ильин, К. Изард, Г.М. Бреслав, А.Н. Лук, Р. Лазарус и др.

Каждый из этих компонентов при различных формах эмоцио­нального реагирования может быть выражен в большей или мень­шей степени, однако все они присутствуют в каждой целостной эмоциональной реакции как ее составляющие.

Импрессивный компонент.

Согласно С.Л. Рубинштейну, пережи­вание - это неповторимое событие внутренней жизни, проявление индивидуальной истории личности.Основной функцией пережива­ний является образование специфического, субъективного опыта че­ловека, направленного на выявление его сущности, места в мире и т.д.

По знаку эмоциональные переживания делятся на положительные и отрицательные , т. е. приятные и неприятные. Такое полярное деление переживаний по знаку является общепризнанным.П. В. Симонов говорит о смешанных эмоция х, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (получение удовольствия от переживания страха в «комнате ужасов» или катании на «американских горках».Существует условное деление эмоциональных переживаниях по различной длительности: мимолетных, неустойчивых (например, появление на секунду-две досады у баскетболиста, не попавшего мячом в корзину), длительных, продолжающихся несколько минут, часов и даже дней (например, у детей первого класса негативные переживания после эвакуации из школы, спровоцированной заложенной в ней «бомбы», наблюдалось в течение трех дней) и хронических (что имеет место в патологии).

Именно значимость является наиболее существенным критерием для понимания сущ­ности понятия «переживания», поскольку переживания могут быть и неосознаваемыми. При этом значимость может выступать и в качестве источника и в качестве результата, продукта процесса пе­реживания.

Таким образом, переживание - это проявление субъективного отношения человека к какому-либо внешнему или внутреннему со­бытию его жизни, выражающее характер (полезность, необходи­мость, опасность и т.д.) и степень его значимости для субъекта.

Экспрессив­ный компонент. Эмоциональные переживания имеют определенное выражение во внешнем поведении человека: в его мимике, пантомимике, речи, жестикуляции. Все средства эмоциональной экспрессии можно разделить на:

● мимические (выразительные движения лица),

● речевые (интонация и др.),

● звуковые (смех, плач и др.),

● жестикуляционные (выразительные движения рук)

● пантомимические (выразительные движения всего тела).

Мимические средства экспрессии . Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.С помощью мимики, т.е. ко­ординированных движений глаз, бровей, губ, носа и т.д., человек способен выражать самые сложные и разнообразные эмоции. П. Экман и К. Изард описали мимические признаки первичных, или базовых, эмоций (радость, горе, отвращение-презрение, удивление, гнев, страх) и выделили три автономные зоны лица: область лба и бровей, область глаз (глаза, веки, основание носа) и нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок).Существует и так называемая конвенциальная мимика как общепринятый в данной куль­туре способ выражения эмоций. Также у каждого человека есть некоторый характерный только для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в самых различных ситуациях: закрывать или широко раскрывать глаза, морщить лоб, открывать рот и т.д. Я. Рейковский выделяет следующие основные факторы фор­мирования мимического выражения эмоций: 1) врожденные видо-типичные мимические схемы, соответствующие определенным эмо­циональным состояниям; 2) приобретенные, заученные, социализи­рованные способы проявления чувств, подлежащие произвольно­му контролю; 3) индивидуальные экспрессивные особенности, свой­ственные только данному индивиду.
Речевые средства эмоциональной экспрессии. Большое зна­чение во взаимоотношениях людей приобрело выражение эмоций с помощью различных речевых средств. Основными характеристиками речевой эмоциональной экс­прессии являются: интонация, четкость дикции, логическое уда­рение, темп артикулирования и паузации, чистота звучания голо­са, лексическое богатство, свободное и точное выражение мыслей.

Из звуковых средств экспрессии наи­более характерными являются смех и плач.
Смех является выразителем нескольких эмоций, поэтому он имеет разные оттен­ки и смысл. Смех у человека начинается вдыханием, за которым следуют короткие спазмати­ ческие сокращения грудной клетки, грудобрюшной преграды и мышц живота.

Фи­зиологический компонент.

У эмоций есть специфические физиологические механизмы. Реализованы они порой весьма сложно. Переживания более-менее сильных эмоций приводят к ряду изменений в организме. Примеры: ускорение или замедление сердцебиения, изменение темпа дыхания, сухость во рту и горле, потение, дрожь,ощущение слабости в желудке.
Большинство физиологических изменений, происходящих при эмоциональном возбуждении, являются следствием активации симпатического отдела нервной системы, когда она готовит организм к экстренным действиям. Симпатический отдел отвечает за следующие изменения:повышение кровяного давления и учащение сердцебиения, учащение дыхания, расширение зрачков, увеличение потоотделения,снижение выделения слюны, увеличение уровня сахара в крови, повышение скорости сворачивания крови, приподнимание волосков на коже и др.
Симпатический отдел приспособляет, настраивает организм к энергетическим затратам. Когда эмоция стихает, начинают преобладать энергосберегающие функции парасимпатического отдела, возвращающего организм в его нормальное состояние.
Факт в том, что любая "активная" эмоция сопровождается возбуждением симпатического отдела.
Таким образом, субъективные переживания теснейшим образом связаны с физиологическими процессами. Эмоция во многом и есть субъективное отражение физиологических изменений в организме.

Эмоциональная стабильность - главная составляющая гармоничной личности. Эмоции и чувства в психологии - это связь между внутренним состоянием человека и внешними обстоятельствами, которые его окружают. Поведенческие реакции, взаимодействие с окружающими людьми, обстоятельствами напрямую зависят от умения вовремя разобраться со своими эмоциями, грамотно их преподнести. Общество требует повышенного самоконтроля, но не во всех случаях это оправданно, проходит без последствий. Учиться управлять чувствами полезно, ведь эмоциональный комфорт напрямую связан с физическим состоянием, болезнями, неудачами.

В психологии эмоции - это реакция личности на окружающую обстановку. Желание или нежелание участвовать в событиях вокруг, демонстрация внутреннего состояния: гнев, тоска или радость, влюблённость. Строится такая реакция на субъективной оценке реальности. Доказано, что чувства напрямую зависят от отношения к самому себе, строятся исходя из внутреннего мировосприятия, а также особенностей нервной системы. На одну и ту же ситуацию реакция может быть различной у разных людей.

Эмоции в психологии делятся на три категории по проявлению:

  1. Позитивные несут положительный заряд. К ним относятся интерес, радость, восторг, ликование.
  2. Негативные заряжены отрицательно. Для этой категории список значительно шире: гнев, обида, тоска, горе, стыд, вина, страх, неуверенность.
  3. Нейтральные бывают с позитивным или негативным оттенком, но не несут сильной эмоциональной окраски, не имеют бурных проявлений. Это любопытство, удивление, оживление.

Каждая реакция сопровождается вербальными проявлениями: словами, интонациями. Если уметь вовремя определять, какая из эмоций захватила в конкретный момент, можно научиться их контролировать.

Таблица чувств и эмоций человека

Несмотря на многообразие проявлений, виды эмоций в психологии сводятся к четырём базовым: радость, грусть, страх, гнев. У каждой существуют подвиды. Степень проявления зависит от личности и ситуации.

Базовая реакция Расширенное понятие Проявления
Радость Оживление Блеск глаз, улыбка, желание обнять, раскрытые ладони, смех, расслабленность, готовность помочь.
Счастье
Предвкушение
Надежда
Восторг
Ликование
Интерес
Принятие
Страх Испуг Мурашки по телу, широко раскрытые глаза, дрожь, напряжение, дрожание голоса, боль за грудиной, желание спрятаться, позывы уйти.
Ужас
Беспокойство
Подозрение
Тревога
Растерянность
Неуверенность
Вина
Грусть Тоска Потухший взгляд, рассеянность взгляда, тихий голос, опущенная голова, слабость рук, уголки губ опущены, плечи приподняты, дыхание слабое.
Печаль
Безысходность
Уныние
Сожаление
Горечь
Лень
Жалость
Гнев Злость Ладони сжаты в кулаки, напряжение тела, злой блеск глаз, оскал, голос громкий, крик, резкость фраз, взгляд исподлобья, глаза навыкате или прищурены, брови сведены.
Ярость
Ненависть
Недовольство
Высокомерие
Ирония
Отрицание
Возмущение

Демонстрация эмоций и чувств

Открыто демонстрируют свои чувства только дети. Им незнакомо порицание за гнев или излишнюю радость. Всё, что находит отклик в их личности, тут же прорывается наружу.

Чем старше становится человек, тем больше у него возможностей контролировать эмоциональный фон. Сознательно или под влиянием окружающих взрослый обучается держать реакцию на окружающие события внутри себя. Контролировать себя можно двумя способами:

  1. Сдерживаться против воли, не высказывать гнев, не проявлять любовь. Этот способ - результат либо воспитания, либо перенесённого психологического потрясения.
  2. Проявлять эмоции по ситуации, нежелательные прорабатывать мысленно, превращая из деструктивных в конструктивные или нейтральные. Такой способ - результат работы над собой. Он считается безопаснее для психического и физического здоровья.

Тем, кому внушили, что реагировать на ситуации - это неправильно, возможно, не обойтись без консультации специалиста. Психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич поможет разобраться в себе, расскажет, как полезно управлять своим эмоциональным фоном, предложит способы для этого.

Личность, способную не закрываться, а контролировать своё состояние, а также безошибочно распознавать эмоции и чувства других, соотносят с таким понятием в психологии, как эмоциональный интеллект. Степень проявления их собственных реакций соразмерна ситуации: такие личности не выходят из себя по поводу сломанного ногтя, недосоленного супа, но умеют поддержать, приободрить, если близкий человек испытывает грусть или гнев.

Чем чувства отличаются от эмоций?

Близкими по значению, но всё-таки неидентичными являются понятия эмоции и чувства. В научной психологии эти термины определяют разные составляющие единого эмоционального фона.

Чувства - это состояния более глубокие, определяющие устойчивое отношение личности к окружающим событиям. Они часто бывают менее выраженными, имеют сглаженные проявления. Эмоции - реакция-всплеск на конкретную ситуацию, вызывает яркие проявления, зачастую рождается бессознательно. В - более осознанные проявления отношения к тому или иному объекту. Личность может испытывать всю гамму эмоций, но при этом не проявлять чувств, если для этого нет предпосылок. Например, не испытывать ненависть к врагу, если врага не существует. При этом проявлять гнев, если что-то послужило для этого поводом.

На чувства, присущие конкретному человеку, значительно влияет общество, окружающее пространство. Эмоции же - субъективная оценка, основанная на внутреннем понимании действительности и особенностях нервной системы.

Виды чувств

По сути, эту часть восприятия окружающего сложно классифицировать, так как она многогранна и разнообразна. Условно в психологии определены виды чувств:

  • нравственные;
  • интеллектуальные;
  • праксические;
  • эстетические.
Категория Подкатегория Проявления Характеристика
Нравственные Моральные Гуманность Взаимоотношения людей, отношение к собственному положению в обществе, определение приемлемого для себя поведения, рамок дозволенного.
Патриотизм
Чувство долга
Любовь
Аморальные Жестокость
Эгоизм
Ненависть
Жадность
Интеллектуальные Специфические Вдохновение Определяют отношение к интеллектуальным потребностям.
Целеустремлённость
Жажда познания
Удовлетворение от новых знаний, открытий
Неспецифические Любопытство
Удивление
Юмор
Ирония
Праксические Выбор деятельности Профессия Определяют отношение к повседневным заботам, обязанностям, взаимосвязи с обществом.
Любимый досуг
Интересные занятия
Эстетические Удовлетворение от созерцания, прикосновения, прослушивания Любовь к природе Определяют круг интересов, направленных на удовлетворение эстетических потребностей
Любовь к технике
Любимая музыка
Произведения искусства, зодчества, скульптуры

Бывают более сложные чувства, которые нельзя однозначно отнести к одному из видов. Так, например, любовь пробуждает личность стремиться к познанию, раскрытию эстетического потенциала, вдохновляет, определяет выбор деятельности.

Для чего нужны чувства?

Функции чувств в психологии определены их способностью оставлять информацию о значимых событиях и объектах.

  • отражательная - оценка происходящего с целью определить степень опасности, чтобы найти способы предотвратить её;
  • стимулирующая - чувства побуждают искать пути решения тех или иных задач, определить цели на будущее;
  • подкрепляющая - благодаря чувствам личность запоминает значимые события, давая собственную субъективную оценку;
  • переключательная - помогают расставлять приоритеты, определять более важные объекты, действия, решения. Иными словами, это сила воли;
  • приспособительная - на основе испытанных когда-то чувств человек может легче приспособиться к новой реальности;
  • коммуникативная - язык чувств один из эффективных способов взаимодействовать с окружающими.

Управление эмоциями

Созидание и разрушение - две крайности, к которым приводят эмоции человека. В психологии есть важное правило: чтобы быть гармоничной личностью, надо учиться управлять самими эмоциями, а не только их проявлениями.

Недопонимание, конфликты, ссоры возникают из-за отсутствия контроля. Физические болезни, нервное истощение, другие психосоматические явления - результат неверной проработки: попыток проявить радость вместо печали, скрыть гнев внутри.

В книге психолога-гипнолога Батурина Никиты Валерьевича «55+ упражнений от паники и страха. Как управлять эмоциями » вы найдете упражнения, техники, которые способны научить вас контролировать себя, свои эмоции и тело.

Как возникают эмоции?

Чтобы лучше понимать себя, вовремя прорабатывать опасные ситуации, нужно разобраться в основах психологии эмоций.

Базовые реакции человек перенимает от тех, кто за ним ухаживает в первый год жизни: родители, близкие родственники, няни, опекуны. Ребёнок учится реагировать на мир подобно тому, как это делают окружающие.

Тяга к обучению правильно реагировать заложена на генетическом уровне, подкрепляется взаимодействием с обществом. А вот на вопрос существуют ли врождённые эмоции и чувства, психология пока не даёт однозначного ответа. Скорее всего, новорожденный умеет на бессознательном уровне только реагировать: округлить глаза при страхе, закричать от возмущения, если ему дискомфортно, следить за игрушкой, которая интересна. Но моменты, когда их проявлять, всё-таки остаются за той средой, где младенец находится. Поэтому одни дети просыпаются от каждого шороха, а других не разбудит ни лай собак, ни шум за окном: на привычную обстановку они эмоционально не реагируют.

Во взрослом состоянии личность уже имеет собственный набор реакций на окружающие события, индивидуальную «картотеку» чувств. Это в психологии называется эмоциональным фоном. У одних он стабилен, у других нет. Кого-то мы считаем спокойным, уверенным, последовательным. Другие запоминаются тревожными, у них нет уверенности в себе и окружающих, они «истерят» без видимых причин, излишне беспокоятся.

Чем выше эмоциональный интеллект, тем комфортнее общаться с личностью. Психолог Никита Батурин одним из базовых методов расположить к себе людей называет именно контроль собственного эмоционального фона. К таким личностям тянутся самые разные люди, остаётся лишь научиться выбирать самых нужных, аккуратно избавляясь от энергетических вампиров.

Невербальное выражение эмоций

Чтобы научиться контролировать себя и прочитывать других, нужно знать, что такое эмоции и чувства в психологии, и как они проявляются. Особенно полезно знать язык тела.

В художественной литературе встречаются фразы вида «Ничего не выдавало его волнение, кроме лёгкого подрагивания правого колена». Иногда даже малозаметных символов достаточно, чтобы прочесть человека на определённом моменте, а затем воспользоваться полученными знаниями с выгодой.

Движения, жесты, взгляды, наклон головы или прямая осанка - всё это может много рассказать о состоянии человека. К невербальным признакам относятся:

  • взгляд: горящий, потухший, бегающий;
  • цвет, состояние кожи: бледный, красный, с проступившим потом, покрытый морщинами;
  • тремор: дрожание рук, пальцев, губ, ресниц, ног;
  • сердцебиение: быстрое, медленное;
  • дыхание: сбивчивое, размеренное, шумное, тягучее;
  • осанка: сутулость, плечи высоко, плечи расправлены, спина излишне прямая, осанка расслабленная;
  • предметы в руках, которые человек крутит, перебирает, неосознанно держит. Он может делать это быстро, медленно, хаотично, по порядку.

Невербальных проявлений на самом деле очень много. нужно изучать долго, последовательно.

Именно на невербальных проявлениях, которые обычный нетренированный человек не может контролировать, строится принцип работы детектора лжи. Чуткие датчики считывают малейшие изменения реакций клиента, делают вывод: лжец или честный человек проходит тестирование.

Вербальное выражение эмоций

Этот пункт включает всё, что связано с речью. От конкретных словесных формулировок вида «Я счастлив», «я очень сильно злюсь», «мне грустно» до слов, вплетённых в контекст. Чем сильнее эмоция или чувство, тем ярче звуковая окраска выражений. Восклицание для радости, крик для гнева, шёпот или глухой тон для тоски. Повышенный тон, лёгкая грусть, добавление эмоционально окрашенных слов из категории состояния (хорошо, плохо, неуютно, здорово).

Изменения тона и тембра голоса человек учится читать с первых месяцев жизни, как только мозг подключает органы восприятия. Мы соотносим оттенки речи с невербальными проявлениями и окружающей ситуацией. Уже обучается определять по голосу эмоциональный фон его близких. К подростковому возрасту формируется личный набор эмоциональных красок речи, основанный на стиле жизни и реакциях окружающего общества.

Слова, использованные в контексте, могут не иметь яркой окраски, не давать чёткого понимания настроения. Но благодаря психологии чувств мы читаем эмоции, которые передаёт автор сообщения. Этот приём часто используют обманщики, излагая мысли в таком контексте, чтобы у слушающего возникло нужное им впечатление.

Внешнее проявление эмоций

Всё было бы очень просто, если бы каждый говорил то, что он чувствует. Но чем старше становится человек, тем ловчее он может маскировать одни переживания другими. Например, он печален, но добавив к голосу радости и улыбнувшись, будет казаться безмятежным и весёлым. Тем собеседникам, которые не обладают чуткостью, этого вполне достаточно, чтобы не вдаваться в подробности эмоционального фона. Но о близости, разговорах по душам при таком отношении не может быть речи.

Чтобы научиться общаться с людьми, надо уметь читать их внутренний мир. За радостью видеть печаль, за поддельным спокойствием определять нервозность. Важно также понимать, насколько сильно то или иное скрытое чувство, нуждается ли человек в поддержке и помощи.


ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ

1.1.Определение эмоций и чувств.

Когда вы наблюдаете восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными формами ппознавательной деятельности, вы проявляете свое отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада - это разнообразные чувства и эмоции. Они- одно из проявлений отражательной психической деятельности человека. «Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли...» - отмечает Ф. Энгельс.

Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.

Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции и чувства - это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Чувства и эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый для утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставить пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения. Приятно послушать музыку, но если концерт затягивается слишком долго, то притупляются переживания и наступает утомление.

Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность.

Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки.

1.2.Основные функции чувств и эмоций.

Наши чувства выполняют две функции: сигнальную и регулирующую.

Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.

Регулятивные механизмы эмоций могут снимать избыток эмоционального возбуждения или способствовать его нарастанию. Так, например, тоска, отчаяние, горе глубоко потрясают все существо человека: они не только причиняют психическую боль, но вызывают и органические изменения, которые могут приобрести характер болезненных расстройств. Сохранять такое психическое состояние крайне опасно, в то же время снять его посредством какой-либо целенаправленной деятельности человек часто бывает бессилен. В не меньшей степени были бы опасны для человека и бурные потрясения радости, ликования, восторга, если бы они не разряжались в форме мышечных движений, смеха, возгласов. Иногда эмоции, достигшие крайнего напряжения, трансформируются в «безобидные» процессы, такие, как секреция слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры. Плач обычно продолжается не более 15 минут. Этого времени бывает вполне достаточно, чтобы разрядить избыточное напряжение. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабление, легкую оглушенность, что в целом воспринимается как облегчение.

Исследования психофизиологии эмоций (П. В. Симонов) показывают, что в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности.

Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты). У искренне радующегося человека округляются и блестят глаза, губы расплываются в улыбку, руки распахиваются для объятий. Выразительные движения представляют экспрессивную сторону эмоций и чувств и осуществляют сигнальную функцию. Они дополняют переживания, делают их более яркими и легко доступными восприятию других людей.

Голосовая и мимическая сигнализация настраивают на определенный стиль общения с собеседником, создают атмосферу взаимных контактов. Речевые интонации, голосовые реакции, мимические проявления-тончайший инструмент общения. Наша улыбка, например, может быть сдержанной, натянутой, искусственной, печальной, сардонической, искренней и т. д.

В далеком прошлом у животных - предков человека,- указывал Дарвин, выразительные движения были целесообразными проявлениями, помогали выстоять в жестокой борьбе за существование. В процессе исторического развития человечества изменялись формы взаимоотношений людей с внешним миром, утратили свое прежнее значение и выразительные движения, сопутствующие эмоциям и чувствам. У современного человека выразительные движения выполняют новое назначение - они являются одной из форм общения. По ним мы узнаем о переживаемых чувствах. Нередко учитель пользуется выразительными движениями, чтобы привлечь внимание учеников, подбодрить их или выразить им свое неудовольствие, определенным образом повлиять на учащихся.

Психика человека настолько сложна, что не всегда по выразительным движениям можно определенно судить о переживаниях. Уже у подростка наблюдается несоответствие между эмоциями и формами их выражения. Чем старше человек и тоньше, богаче его переживания, тем более сложны и своеобразны формы их выражения. Накапливая жизненный опыт, человек очень искусно научается управлять своими переживаниями и проявлениями. Нередко приподнятой веселостью маскируется смущение, растерянность, а за видимым спокойствием скрывается неудовольствие, сдерживаемые переживания.

В искусстве актеров передача переживаний в выразительных движениях лица и тела достигает предельной виртуозности. В воспоминаниях часто говорят о Ф. И. Шаляпине как о великом мастере мимики и жестов, который, пользуясь ими, создавал яркие сцены. Совершая первую поездку за границу и не зная английского языка, вспоминал В. Римский-Корсаков, Федор Иванович однажды обратился к англичанам - соседям по столику в ресторане-с небольшим спичем, подражая интонациям английского языка. Конечно, этот спич не имел ни малейшего смысла и содержания. Однако это так походило на английский язык, а импозантная фигура Шаляпина в цилиндре производила такое солидное впечатление, что англичане поняли его и, едва не приняв за соотечественника, чокнулись с ним и ответили, судя по выражению их лиц, столь же любезным тостом, который для Федора Ивановича остался так же непонятным, как и его собственная «английская» речь.

1.3.Основные качества эмоций и чувств.

Протекание чувств характеризуется динамикой, фазовостью. Прежде всего это выступает в напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. Ожидание каких-либо событий, в которых человеку придется действовать решительно и самостоятельно, способствует быстрому нарастанию напряжения. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность, а может выступать в скованности действий, мыслей, поступков человека.

Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.

Любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, гнев, боязнь, жалость, ласка, ненависть и др.) могут рассматриваться как положительные, отрицательные или неопределенные (ориентировочные). Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникают положительные эмоциональные переживания. Если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам.

Неопределенное (ориентировочное) эмоциональное переживание возникает в новой, незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отношениях с новым окружающим миром или при знакомстве с предметами деятельности. Это состояние не является длительным, устойчивым. Оно снимается при изменении ситуации. При устойчивости объектов воздействия и при снятии ориентировочных реакций неопределенное состояние переходит в положительную или отрицательную эмоцию или чувство.

1.4.Физиологические основы чувств и эмоций.

Специальные исследования показывают, что эмоциональные переживания обусловлены нервным возбуждением подкорковых центров и физиологическими процессами, происходящими в вегетативной нервной системе… В свою очередь подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. Эмоциональные процессы вызывают целый ряд изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности. При эмоциональных состояниях меняется пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается реакция потоотделения, побледнение и покраснение, усиленный приток крови к сердцу, легким, центральной нервной системе и т. д. Различные переживания сопровождаются своеобразными изменениями во внутренних органах, возбуждаемых через симпатический отдел вегетативной нервной системы.

Ведущую роль в эмоциях и особенно чувствах выполняет кора больших полушарий головного мозга человека. И. П. Павлов показал, что она регулирует протекание и выражение эмоций и чувств, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле. Кора оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими.

И. П. Павлов связывал происхождение сложных чувств с деятельностью коры мозга. Поддержание или разрушение систем связей изменяет субъективное отношение к действительности. Он указывал, что нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называют чувствами в их двух основных категориях - положительной и отрицательной, и в их огромной градации интенсивностей.

Человек испытывает легкость или трудность, удовлетворенность или огорчение, бодрость или усталость в зависимости от поддержания или разрушения динамических стереотипов. Отрицательно окрашенные чувства возникают, если нарушается обычное соотношение между процессами торможения и возбуждения. Особенно острые переживания испытываются при ломке временных нервных связей. Благоприятные, привычные внешние условия, хорошее состояние здоровья облегчают образование временных связей и переживаются как положительные состояния.

Электрофизиологические исследования показали огромное значение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Эмоциональный настрой и эмоциональная ориентировка в окружающей обстановке в значительной мере определяются функциями таламуса, гипоталамуса и лимбической системы. Специальные эксперименты обнаружили там существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения» и «страдания». Открытие центров «наслаждения» и «страдания» показало громадную роль эмоции в жизни высших животных и человека.

Новейшие исследования функций ретикулярной, или сетевидной, формации вскрывают активизирующее влияние подкорки на эмоциональную жизнь человека. Известно, что возбуждение от рецепторов в зону соответствующего анализатора идет по специфическому пути. Электрофизиологические исследования обнаружили, что есть еще и второй, неспецифический путь - через ретикулярную формацию. В нее из различных органов чувств поступают нервные стимулы. После переработки сигналы посылаются в большие полушария головного мозга. Ретикулярная формация, выступая аккумулятором энергии, способна понижать и повышать активность мозга, усиливать, ослаблять и затормаживать ответы на раздражители. От состояния ретикулярной формации в значительной мере может зависеть эмоциональный тонус человека, его эмоциональные реакции и проявления.

На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии предметов, но могут быть вызваны словами. Рассказ о пережитом может вызвать у слушателей определенное эмоциональное состояние. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными процессами, приобретают общественный характер, осмысливается соотношение между собственными эмоциональными реакциями и общественно значимыми чувствами. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование таких сложных чувств человека, как моральные, интеллектуальные, эстетические.

2.Значение эмоций и чувств.

Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным. Он откликается на самые разнообразные явления действительности: его волнуют музыка и стихи, запуск спутника и новейшие достижения техники. Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой.

Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.

Эмоции и чувства придают словам, поступкам, всему поведению определенный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях. Подчеркивая значение переживаний, В. И. Ленин говорил, что без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины.

3. ТЕСТ

Чувства и эмоции это –

А. радость, грусть;

Б. боязнь, страх;

В. восторг, досада;

Г. все три пункта.

От чего зависят чувства и эмоции:

А. от особенностей отражаемых предметов;

Б. от восприятия окружающего мира;

В. от деятельности человека;

Г. от впечатлений проявленных человеком.

3. Сколько функций выполняют наши чувства:

А. одну функцию;

Б. две функции;

В. ни одной;

Г. четыре функции.

4. Сколько времени нужно, чтобы разрядить избыточное напряжение, выраженное плачем. (указать время продолжительности плача):

А. 30 минут;

Б. не более 15 минут;

В. 5-10 минут;

Г. более 30 минут.

5. Как могут рассматривается чувства и эмоции:

А. положительные, отрицательные;

Б. только положительные;

В. неопределенные;

Г. положительные, отрицательные и неопределенные.

6. Полярность это –

А. Тройственность чувств;

Б. неопределенное состояние, переходящее в положительные эмоции;

В. обстоятельства, переходящие в конфликтный характер;

Г. двойственное эмоциональное отношение, единство противоречивых чувств.

7. В какаих органах человека эмоциональные процессы вызывают изменения:

А. почки, печень;

Б. дыхание, пищеварения, сердечно – сосудистая деятельность;

В. желудок, кишечник;

Г. все выше перечисленные.

8. Какие названия получили центры положительных и отрицательных эмоций:

А. «печаль» и «страдания»;

Б. «наслаждения» и «удовольствия»;

В. «страдания» и «наслаждения»;

Г. «грусть», «страдание», «наслаждения», «удовольствия».

9. Известно, что возбуждение от рецепторов в зону соответствующего анализатору идет по определенному пути. Сколько можно выделить путей:

В. более двух;

Г. всего три.

10. Кому принадлежат слова: «… без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и не может человеческого искания истины…»

А. И.П. Павлову;

Б. В. И… Ленину;

В. Ф.Э. Дзержинскому;

В сущности, буря - пустяк!

В бурю лишь крепче руки.

И парус поможет и киль.

Гораздо трудней не свихнуться со скуки

И выдержать полный штиль.

"Машина времени"

Понятие и функции эмоций

Эмоции - процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на отражении значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности человека.

Эмоции возникают в ответ на явления в окружающей среде, отвечающие или не отвечающие потребностям человека. В случае неудовлетворения потребностей возникают отрицательные эмоции, при удовлетворении той или иной потребности - положительные. Эмоция успеха (положительная) усиливает желание человека добиться поставленной цели, эмоция неуспеха (отрицательная) тормозит, а иногда и дезорганизует деятельность.

Ученые пришли к заключению, что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма. Так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, кожа делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов. Радость молодит, так как создаются оптимальные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мышцы. Движения в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов и пр. Итак, если вы хотите подольше сохранить молодость, то не выходите из душевного равновесия по пустякам, чаще радуйтесь и стремитесь удержать хорошее настроение.

Человек не может жить без эмоций. Те люди, чья жизнь слишком однообразна, кто лишен возможности получать время от времени сильные эмоции, пусть даже и отрицательные, начинают испытывать настоящий эмоциональный голод. Отсутствие сильных эмоций приводит к снижению результативности деятельности. Представьте себе спортсмена, который относится к тренировкам и выступлениям откровенно безразлично, не испытывает радости от победы и горечи и стыда от поражения. Сложно ожидать, что от такого будет результат.

Пытаясь преодолеть эмоциональный голод, человек может подсознательно стремиться к совершению опасных и рискованных действий. Любой рискованный поступок, особенно связанный в нашем представлении с какой-либо опасностью, вызывает сильные эмоции. Желая испытать эмоциональный подъем или получить порцию адреналина, одни штурмуют опасные горные вершины, другие несутся с бешеной скоростью по автостраде, отправляются в рискованные путешествия, ввязываются в авантюрные истории и т.д. Человек, стремясь удовлетворить потребность в сильных эмоциях, создает для себя проблемные ситуации и часто впоследствии сам не знает, как с ними справиться.

Многие, кому не хватает сильных эмоциональных переживаний, восполняют эмоциональный голод путем просмотра фильмов ужасов, остросюжетных боевиков, сериалов, т.е. эмоционально переживают страсти других людей.

Итак, повседневные сильные эмоции будут губительными для человека, однако совсем исключить сильные переживания из нашей жизни нельзя. Эмоции играют очень важную роль в жизни и деятельности человека.

Сигнальная функция эмоций.

Управляющая функция эмоций.

Эмоции важны и для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических механизмов этого управления. Ведь возникновение того или иного отношения к объекту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека. Эмоции часто мобилизуют нас к активной деятельности, с помощью эмоций мы без усилий переключаемся на другой вид деятельности, сильные эмоции могут поддерживать высокую работоспособность в течение длительного времени.

Защитная функция эмоций

Связана с возникновением страха. Он предупреждает о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.

Академик П.К. Анохин подчеркивал, что эмоции важны для закрепления, стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и в соответствующей ситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот, предупреждают от повторного совершения ошибок. С точки зрения П.К. Анохина, эмоциональные переживания закрепились в эволюции как механизм, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждает разрушительный характер недостатка или избытка жизненно важных факторов.

Мобилизующая функция эмоций

Заключается в том, что сильные эмоции позволяют организму мобилизовать все силы, даже глубоко зарезервированные. Например, страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при спасении бегством. Способствуют мобилизации сил организма и воодушевление, радость.

Компенсаторная функция эмоций

Состоит в возмещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым объектом эмоция придает объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или хороший) на основании его схожести с ранее встречавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.

Наличие у человека отражательно-оценочной и компенсаторной функций позволяет быстро решить вопрос - идти на контакт с человеком или нет.

Дезорганизующая функция эмоций.

Сильные отрицательные эмоции (гнев, страх, злость и т.п.) могут нарушить поведение человека, препятствовать достижению какой-либо цели. Например, злость провоцирует человека тупо повторять одни и те же действия, не приводящие к успеху. Сильное волнение мешает сосредоточиться на задании, человек может забыть, что ему надо делать.