Не с зависимыми словами. Слитное и раздельное написание не с прилагательными

Чтобы учащиеся поняли, в каких случаях написание не идет раздельно, а в каких случаях слитно, обязательно нужно пояснять эту тему при помощи таблиц, игр и развивающих заданий. Наградные примеры для заданий лучше всего запомнятся ребятам и легко будет употребляться в письменной речи

Существуют правила, которые нужно запомнить и выучить, чтобы знать, когда не пишется слитно. Это такие случаи написания не слитно :

  1. В словах, которые без “НЕ” не употребляются (невежа, непобедимый);
  2. В словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (неприятель – враг, очень нездоровый вид – очень больной вид, нездоров – болен);
  3. В отглагольных прилагательных на -мый (независимый);
  4. В неопределенных местоимениях (некто, нечто, некоторый);
  5. В глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недоделать, недооценивать).

В этих случаях написание не всегда раздельно, вне зависимости от того, к какой из частей речи принадлежит слово. Слитное написание не указывает на то, что предмет или признак имеет противоположное качество, действие или признак.

Раздельное написание НЕ

Ученики обязательно должны усвоить раздельно написание частицы не, так как это имеет большое значение для правильной и грамотной письменной речи.

Частица “НЕ” пишется раздельно :

  1. С глаголами (не ел);
  2. С числительными (не два);
  3. С краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется);
  4. Со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не тихая, а полноводная речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не счастливые люди);
  5. С прилагательными в сравнительной степени (не толще);
  6. В словах с предлогами (не для кого, не в силах).

Раздельно написание не с разными частями речи чаще всего указывает на отрицание признака предмета или действия.

Тест на проверку

Предлагает вам задания и тесты на проверку усвоения знаний по поводу того, каким будет написание не – раздельное или слитное в письменной речи. Мы приведем вам примеры разных частей речи, а вы должны будете на слух или письменно определись, какое же написание не, слитное или раздельное. Попробуйте пройти тесты указанные ниже, исполнение разных заданий, чтобы усвоить раздельное написание не с разными частыми речи.

Упражнение на внимательность, а также на умение различать причастия и прилагательные. Пусть кто-то вслух диктует вам ниже указанные слова, а ты только записываете номера прилагательных, которые без не не употребляются:

  • незавершенная книга;
  • неторопливая;
  • неказистая;
  • непричастная;
  • небрежная;
  • незрелая;
  • некрасивая;
  • необратимая.

На слух постарайтесь понять, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется :

  • небо;
  • неряха;
  • немощь;
  • ненависть;
  • немой;
  • нектар.

Укажите, как пишется не с глаголом, деепричастием, причастием :

  1. Солнце (не) принесло облегчения
  2. Упражнение было (не) выполнено.
  3. Он (не) навидел плохую погоду.
  4. Звери (не) убежали, а смотрели на охотника.
  5. (Не) читая книг, трудно быть интеллектуалом.
  6. Как пишется не с прилагательными и существительными:
  7. Она совершила (не) красивый поступок.
  8. Из чащи выполз (не) человек, а зверь.
  9. Это (не) кирпичный гараж.
  10. Река (не) большая, а маленькая.
  11. Ущелье (не) длинное, но очень глубокое.

Укажите, как пишется не с местоимения, наречия, числительные:

  1. Мы (не) раз любовались восходом.
  2. Виктору (не) когда было искать книгу.
  3. (Не) что проникло в здание музея.
  4. Я живу (не) на десятом этаже.
  5. (Не) которые люди любят собак.

Русский язык. Правописание частицы “не” с разными частями речи

Зачастую при письме люди сталкиваются с определенными орфографическими проблемами, способными ввести человека в творческий ступор. Например, многие не знают когда пишется "не", а когда "ни". Зачастую люди путаются. Употребление частиц "не" и "ни" с разными частями речи осуществляется согласно чётким правилам. Знание их позволит справиться с верным написанием слов в тексте.

Общее значение частиц

Итак, подробнее. Каждая из частиц наделена собственным значением, которое играет ключевую роль при непосредственной постановке словоформ в определенное положение. Для того чтобы понять когда пишется "ни", а когда "не", необходимо ознакомиться с общим видом соответствующего правила.

Употребление частицы не Употребление частицы ни
Выражение основного отрицания: Мы не отправимся в путешествие. Придание эффекта усиленного отрицания: Я не увидел ни звездочки.
Употребление в форме устойчивых элеметов: Этот ученик вовсе не глупец! Употребление в качестве устойчивых словосочетаний: Его одежда - ни кафтан ни ряса.
В отрицательных или вопросительных предложениях (довольно часто "не" идёт бок о бок с частицей "только"): Чего я только не вытворял в канун летних каникул! Отрицание в предложении, в котором отсутствует подлежащее: В заброшенном замке ни души.

Использование в качестве повторяющегося элемента (частицы) Юные внуки не могли не подумать о благополучии своей бабушки.

Правописание частиц при существительных и прилагательных

Рассмотрим сочетания с конкретными частями речи. В первом случае употребление частиц "не" и "ни" подчиняется правилу, которое имеет небольшой аспект, имеющий отношение как к имени прилагательному, так и к существительному. Что это значит?

Если к определённому слову можно подобрать синоним, не обладающий приставкой "не-", то оно пишется слитно в обоих случаях:

Мои друзья увидели небольшой (=маленький, компактный) домик на лужайке;

Не нужно говорить мне неправду (=ложь, обман).

А если после соответствующего слова наблюдается противопоставление в виде "союз "а"+ антоним", необходимо писать "не" раздельно:

Эта каменная дороге не широкая, а узкая ;

Я считаю его не другом, а врагом .

Также "не" пишется раздельно с прилагательным в следующих случаях:

  • обозначение какого-либо цвета или вкуса: он нарисовал не алые паруса;
  • сравнительная степень: но я ничуть не ниже своего брата.

Правописание частиц при глаголах и деепричастиях

Поскольку деепричастия представляют собой особую форму глагола, обе части речи имеют под собой общую основу в виде единого правила. Практически всегда перечисленные элементы русского языка отделяются от "не":

Не задумываясь о своем будущем, он редко придавал значение образованию;

Белоснежный конь не решился перепрыгнуть забор.

Правописание частиц при причастиях

Сталкиваясь с этими частями речи, люди нередко задумываются о том, когда пишется "не", а когда "ни", что влечет за собой ряд небольших проблем. На самом деле ситуация вовсе не сложна, стоит лишь обратить пристальное внимание на некоторые аспекты.

Слитное написание Раздельное написание

Отсутствие зависимых слов при полной форме причастия: у меня в кармане еще есть не растраченные деньги.

Наличие зависимых слов при полном причастии: не решенная отличником задача
В роли зависимых слов при полном причастии выступают наречия степени или меры: это совершенно не подходящее место При расположении противопставления, которое выражается с помощью союза "а": на клумбе виднелись не распустившиеся, а увядающие розы
Причастие характеризуется краткой формой: наше с некоторыми просьбами еще не отправлено

Правописание частиц при местоимениях

Если между 2-мя элементами местоимения наблюдается предлог, то данное сочетание будет выражаться в виде трех отдельных слов. Например:

Моему отцу не у кого занять небольшую сумму денег;

На первом уроке нам не о чем было разговаривать.

Наибольшее количество вопросов возникает в случае употребления "не" и "ни" в качестве приставок. На самом деле, все очень просто:

Также существует еще одно правило, которое позволяет уточнять когда пишется "не", а когда "ни" при встрече с определенными конструкциями конструкциями. Вот оно:

Правописание частиц при наречиях

Любое отрицательное наречие будет писаться слитно с элементами "не" или "ни". Например:

Я ничуть не сожалею о совершенном поступке;

Моему другу незачем приносить с собой шпоргалку: он и так знает все ответы.

Но частица отделяется от основного слова в некоторых случаях. Если:

  1. писать наречие следует через дефис: вы ведете себя не по-христиански;
  2. рядом располагается усилительное наречие: мы не очень хотим идти в школу;
  3. наречие не оканчивается на буквы -е или -о: я не всегда рисую красочные картинки.

Существенная часть рассматриваемых неизменяемых частей речи, оканчивающихся на -о или -е, подчиняется правилам, которые обладают собственной особой характеристикой. Вот они:

Правописание частиц при союзах и предлогах

В русском языке помимо самостоятельных частей речи существуют и служебные, являщиеся своеобразными "клейкими" сегментами, благодаря которым предложения приобретают цельный и логически завершенный вид. Эти малые элементы тоже могут находиться рядом с частицами "не" и "ни". Правила, регулирующие подобные ситуации, имеют довольно понятный вид с кратким обьяснением сути:

  • "не" всегда отделяется от сочинительных союзов, но поддается слиянию в области составного союза что" (=хотя);
  • "не" пишется раздельно со всеми непроизводными предлогами, а слитно - с "невзирая на" или "несмотря на" (=вопреки);
  • "не" является частью только одной частицы "неужели", в остальных случаях отрицательная частица пишется раздельно.

Задачи:

  • формировать навык написания [не] со словами разных частей речи.
  • развитие логического мышления, умения анализировать, синтезировать.
  • воспитание интереса к родному языку.
  • формировать навык взаимоконтроля и самоконтроля.

Оборудование:

  • доска,
  • опорный конспект,
  • индивидуальные тестовые задания.

Ход урока

I Организационный момент.

II Определение целей и задач урока.

На доске несколько примеров с орфограммой. Определите, какая орфограмма это, именно она станет предметом нашей беседы и работы на уроке сегодня.

  1. (не) обладающий фактом
  2. поступил (не) по-товарищески
  3. очень (не) красивый зонт
  4. (не) доедал во время войны
  5. (не) лепица
  6. (не) седьмой класс
  7. (не) знал причины
  8. (не) взирал на трудности
  9. (не) мне сказали.

С 5 по 7 класс мы изучали эту орфограмму, однако по отдельности каждую часть речи, а сегодня систематизируем все теоретические сведения по правописанию “ [Не] с частями речи”. А в конце урока вернёмся к данным примерам (записанным на доске) и легко раскроем скобки.

III Обобщение теоретических сведений.

Итак, составляем конспект. Работаем в 3 группах; опираемся на знания конспекта, составленные в 5, 6 и 7 классах.

1 группа готовит конспект “ [Не] с прилагательными, существительными, наречиями”.

2 группа: [Не] с глаголами, деепричастиями; [Не] с числительным, с местоимением.

3 группа: [Не] с причастием;

Совместно с делегатами от каждой группы составляем обобщающий опорный конспект.

1. [Не] с существительными, прилагательными, наречиями на -о,-е.

раздельно

1. без [Не] не употребляется.

H/p: нелепый.

2. можно заменить синонимом.

H/p: неурожайный год (голодный год).

1.наличие противопоставления с союзом а .
H/p: не широкая, а узкая.

NB! (лат.nota bene-“надо запомнить”)

Неширокая, а спокойная река

Неширокая, но рыбная река.- В этих

примерах противопоставления нет.

2.слова усиления

далеко не + отрицательные

вовсе не местоимения и наречия.

отнюдь не ничуть не…

никому не…

никогда не…

H/p: ничуть не глупый

3.полное отрицание

H/p: я не гений

он не шмель

с прилагательными

4. с прил. цвета:

H/p: он не красный

5.с относительными и притяжательными

прилагательными.

H/p: не лисий хвост

не серебряный браслет

6. степень сравнения

H/p: не хуже других

не самый умный

7. словарные слова

H/p: не рад

не должен

не горазд

* Наречия не на – о, - е рассматриваем по другому правилу:

1) если без [не] не употребляется, то [не] пишем слитно.

H/p: неподалёку.

2) если без [не] употребляется, то [не] пишем раздельно.

H/p: не по-зимнему одет.

2. [Не] с глаголами, деепричастиями.

РАЗДЕЛЬНО

H/p: не крикнул * приставка недо со значением “мало, ниже нормы”

не вызывая H/p: недосолил суп

не оглянувшись. недосмотрел за ребёнком

СЛИТНО , если без [не] употребляется.

H/p: негодуя

негодовать.

Отличать от производных предлогов невзирая на = вопреки

несмотря на

3. Не с числительными, местоимениями.

Раздельно:

не каждый

не двадцать пятый

NB! Правописание отрицательных и неопределённых местоимений зависит от наличия или отсутствия предлога м/у отрицательными частицами [не] и [ни] и местоимением.

H/p: не у кого ни с кем

некого никем

4. Не с причастием.

IV Закрепление материала. Практическое применение теории по данной орфограмме.

1) Работа в группах. Раздаются конверты с одним и тем же практическим материалом. Все примеры взяты из ЕГЭ 2007-2008 гг. У каждой группы своё индивидуальное задание.

1 группа: перечислить слова, которые пишутся с [не] слитно.

2 группа: раздельное написание слов с [не] перечислить

3 группа: указать пункт конспекта, определяющий написание слова

H/p: несмотря на болезнь №3 (правописание гл., дееприч., мат-л *).

Проверка осуществляется экспертами, которые выбраны учителем в каждой группе в начале работы над этим заданием, т. е. 1-ую группу проверяет эксперт из 2-ой группы, 2-ую из 3-ей, 3-ью из 1-ой. Если выступающий из какой-либо группы ошибается, то эксперт обращается к другим учащимся из этой же группы.

  1. (Не) смотря на тёплую осень, дни стояли тёплые.
  2. Вале (не) было скучно.
  3. Обломов - ребёнок, а (не) безнравственный эгоист.
  4. Мост ещё (не) построен.
  5. (Не) высказанный упрёк светился в глазах героини.
  6. Герой оказывается орудием (не) понятой им силы и погибает.
  7. Клементьев ушёл, (не) кого позвать в гости.
  8. В детстве Чехов был (не) истощим на выходки.
  9. Друзья разъехались, и (не) кого позвать в гости.
  10. Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не) большой, но быстрой речки.
  11. (Не) наше пока это дело
  12. Дружба с ним была далеко (не) легка.
  13. Я (не) нашёл, что сказать.
  14. (Не) городской сад, однако одно загляденье.
  15. Всей жизни для этого (не) жаль.
  16. Ничуть мы (не) злые, каждый в отдельности и вовсе добрый.
  17. Почему ты мне (не) рад.
  18. (Не) такой я тебя представлял.
  19. Гол забил (не) шестнадцатый игрок, а первый.
  20. Абсолютно (не) успевающий ученик из 8 класса.

1 группа – 1,3,5,8,9,10,20

2 группа – 2,4,6,7,11,12,13,14,15,16,17,18,19

2) Раскроем скобки и определим, как пишутся слава, которые в начале урока помогли нам определить тему урока. Объяснение слов происходит согласно опорному конспекту.

V Подведение итогов, выставление отметок.

Что прежде всего нужно сделать, если встречается слово с [не]. (Определить часть речи, а уж потом применить конспект).

Наиболее эрудированными сегодня были …..

VI Д/з дифференцировано (каждый ученик выбирает сам)

  1. у. 394 (учебник 7 кл. “Русский язык” Авторы М.Т Баранов, Т.А. Ладыженская)
  2. составить рассказ из 5-6 предложений, в каждом из которых должно быть слово с [не], объяснить их правописание.

Не пишется слитно:

1) со всеми частями речи, которые без не не употреб­ляются: невежа, ненастный, нелепо, ненавидеть, негоду­ющий, недоумевая, нельзя, нехотя",

2) с существительными, прилагательными и наречия­ми на -о, -е, если их можно заменить синонимами: непри­ятель (враг), небольшой (маленький), недалеко (близко);

3) с прилагательными, причастиями, наречиями на -о, -с при наличии при них наречий степени: очень, край­не, весьма, совершенно, абсолютно, чрезвычайно, совсем (в значении «абсолютно», «совершенно»)", крайне непри­ятное происшествие, совершенно неисследованная мест­ность, говорит очень невыразительно;

4) с краткими прилагательными, если частица не с полными прилагательными пишется слитно: неблизкий путь - путь неблизок",

5) с отглагольными прилагательными, образованны­ми от непереходных глаголов или переходных глаголов совершенного вида с суффиксами на -мый\ непреодоли­мый, неизмеримый, нерушимый.

Примечание: не пишется отдельно, если при этих отглагольных прилагательных зависимыми словами являются отрицательные местоимения или существи­тельные, местоимения в творительном падеже: не разли­чимые глазом предметы, ничем не объяснимые факты,

6) в глаголах с приставкой недо-, указывающей на неполноту чего-либо: в пачке недостает пяти книг (но: ребенок не достает до стола)’,

7) в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях: некому, нечем, некто, некогда, неоткуда, не­хотя.

Не пишется раздельно:

1) если есть или подразумевается противопоставле­ние: не везенье, а упорный труд; живет не далеко, а близко; не прочитанная, а только просмотренная книга. Пруд глу­бокий? - Нет, не глубокий.

Примечание: следует различать противопостав­ление с союзом а (частица не пишется раздельно) и про­тивопоставление с союзом но (частица не пишется слит­но): речка не глубокая, а мелкая - речка неглубокая, но широкая’,

2) с относительными прилагательными (не летний дождь), с качественными прилагательными, обознача­ющими цвет (не белый, не черный), а также с прилагатель­ными: не лучший, не худший, не больший, не меньший’,

3) с прилагательными, причастиями, наречиями на о, е при наличии при них отрицательных местоимений и наречий, а также частиц далеко не... отнюдь не... вовсе не... совсем не... (в значении «нисколько», «отнюдь»).

Например: никому не интересные подробности; никогда не замерзающее озеро; далеко не умный человек; совсем не случайная встреча;

4) с краткими прилагательными, если частица не с полными прилагательными пишется раздельно: путь не близкий, а далекий - путь не близок, а далек.

5) с некоторыми краткими прилагательными, кото­рые нечасто употребляются в полной форме: не нужен, не обязан, не намерен, не согласен, не рад, не должен, не прав, не виден, не слышен, не расположен’,

6) с глаголами, деепричастиями: не узнавал; не узна­вая.

7) в отрицательных местоимениях с предлогами: не с кем поговорить, не в чем упрекнуть", в сочетаниях не кто иной, как,; не что иное, как: не кто иной, как командир; не что иное, как искра",

8) с полными причастиями при наличии зависимых слов, в том числе наречия еще: не прекращающийся весь день дождь; еще не распустившийся бутон розы",

9) с краткими причастиями (вещи не отправлены)’, с числительными (не два километра)’, союзами (не то дождь, не то снег)", частицами (не только)", предлогами (не со мной)", личными местоимениями (не со мной, не он)", с наречиями в сравнительной степени (нелучше)", а также с наречиями, выступающими в роли сказуемого (нежаль, не нужно, не страшно, не видно)’, со словами едва ли (едва ли не первый из спортсменов)", в вопросительных предло­жениях (разве неясный аргумент приведен?).

Как различать написание частиц не и ни

Написание частиц не и ни зависит от смысловых зна­чений, которые они несут в предложении.

Частица не используется как:

Отрицание (ветер не утихал)",

Утверждение:

а) в восклицательных или вопросительных предло­жениях (где он только не бывал!)",

б) в придаточных времени с союзом пока не (жди, пока не приду) ",

Двойное отрицание (не могу не возразить).

Частица ни используется как:

Усиление отрицания в предложениях с отрицатель­ным сказуемым, причастиями, деепричастиями (ве­тер не утихал ни на минуту)’,

Усиление утверждения в придаточных предложени­ях; как правило, такие придаточные начинаются со­четаниями: кто ни, что ни, где ни, куда ни, откуда ни, как ни, сколько ни (куда ни посмотришь, всюду леса). Примечание: следует различать написание со­

четаний: не один (много) - ни один (никто); не раз - не­мало (много) - нимало (нисколько).

Запомните написание трудных слов!

1. Безударные гласные в корне слова: благословить, искореженный, непостижимый, роскошный, умалять (за­слуги); умолять (о помощи).

2. Непроверяемые гласные в корне слова: авантюра, багровый, бордовый, ветеран, виртуоз, дилетант, дири­жер, досконально, меланхолия, меценат, миниатюра, ком­понент, комплимент, мошенник, наваждение, нигилист, обелиск, ореол, оцепенеть, парадокс, перспектива, репер­туар, сентиментализм, феномен, хамелеон, эксперимент, элегия, энциклопедия.

3. Чередующиеся гласные в корне слова: кампания (военная, общественная), компания (группа людей), опоздать.

4. Звонкие и глухие согласные в корне слова: везти (дрова), вести (беседу), вперемешку (мешать), вперемеж­ку (перемежаясь), изморозь (морозить), изморось (моро­сить), просьба.

5. Согласные в приставках: бессчетный, происшест­вие, чересчур, чрезвычайный, чрезмерный.

6. Сложные слова: авиапочта, военачальник, всемирно известный, летосчисление, общественно-политическая (обстановка), сорокалетний, себялюбие.

7. Непроизносимые согласные в корне слова: безвозмездный, праздный, сверстники.

Запомните правописание слов, в которых нет непро­износимых согласных: гнусный, прежний, студенческий, ужасный.

8. Приставки пре и при\

беспрерывно, беспрестанно, препровождать, предание, президент, президиум, пресмыкаться, претендент, непри­ступный, прихотливый, привилегия, прийти, приключение, без прикрас, пристрастный, притерпеться.

9. Двойные согласные:

аннотация, апелляция, жужжать, беллетристика, интеллигенция, оккупация, обожженный, пассивный, ре­жиссер, сожженный, эффект.

Не пишутся двойные согласные в словах: галерея, гу­манизм, драма, карикатура, количество, ресурсы,

10. Буквы о и е после шипящих и ц: мажорный, ночев­ка, общо, ожог (сущ.), ожег (глагол), трущоба, чопорный, шокировать, шорох, шоссе.

11. Буквы ы и и после ц: инициатива, куцый, цита­дель, цитата.

12. Буквы а, н, у ставятся после шипящих. Исключе­ние: брошюра, жюри, парашют.

13. Разделительные ъ и ь: адъютант, безъядерный, инъекция, сверхъестественный, трехъязычный (словарь), фельдъегерь, арьергард, батальон, бьется, вьется, компа­ньон, павильон, премьера, пьеса.

14. Буквы ы вместо и после приставок: безыдейный, безызвестный, безынициативный, безыскусный, предысто­рия (но: контригра, межинститутский, сверхизыскан­ный).

15. Правописание букв е и и в окончаниях существи­тельных единственного числа: в инее, в музее, о произведе­нии, на побережье, в счастье, о Марье, к Марии, в постели; по завершении работы; по истечении срока; по окончании института; по приезде в город; по причине болезни.

16. Правописание суффиксов существительных: большинство, воспитанник, избранник, количество, мень­шинство, одиночество, приданое, путаник, труженик, со­ломинка, дюжина, проталина, жемчужинка.

17. Правописание глаголов: молоть - мелешь - мелют; мучить - мучит - мучает - мучил; ползать - ползают;

прийти - придет, придут; пыхать - пышет, пышут; стлать - стелет, стелют; сыпать - сыплет, сыплют.

18. Ни нн в разных частях речи:

балованный, бесталанный, бешеный, брошенный, да­реный, длина (сущ.), длинна (кр. прил.), дощаник, ждан­ный, желанный, званый, золотокованый, легкораненый (термин); легко раненный, лишенный, Масленица, неждан­ный, неписаный, неслыханный, плененный, смышленый, су­женый, юннат, юный.

"Не" с различными частями речи.
Слитно или раздельно?

Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.

Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.

I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:

Частица не , написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.

Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.

Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:

Частица не пишется раздельно:

с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);

– со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);

с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);

в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).

Не пишется слитно:

– в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый);

в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен);

в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый);

в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который);

в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать).

Этот же принцип написания относится и к причастиям:

Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть

зависимое слово: не погашенные никем огни;

противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.

Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.

Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане.

С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.

II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).

Не с различными частями речи

Часть речи

Слитно

Раздельно

Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е

1. Не употребляется без не-:

неженка, нелепый, нелепо

2. Можно заменить синонимом без не-:

не скромно (хвастливо)

не глупый(умный)

3. В отрицательных наречиях:

не куда, не где

1. Есть противопоставление:

не правда, а ложь

2. Отрицание усилено словами

далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:

далеко не глупый

3. С наречиями не на -о, -е:

не по-товарищески

Местоимение

После не и ни нет предлога:

ни кого, не кого

После не и ни есть предлог:

не у кого, ни у кого

Глагол, деепричастие

не домогать (не употр. без -не )

не домогая (не употр. без -не )

не заметил (глагол),

не замечая (деепричастие)

Причастие

Нет зависимого слова или противопоставления:

не законченная работа

1. Есть зависимое слово:

не законченная вовремя работа

2. Есть противопоставление:

не законченная, а начатая работа

3. С краткими причастиями:

работа не закончена

III. Слова, которые без не не употребляются.

Существительные Прилагательные Глаголы

незнакомка

неистовство

невежа, невежда

нелепица, нелепость

ненависть

ненастье

непоседа

неприязнь

нержавейка (сталь)

неряха, неряшливость

нескладеха

Несмеяна (царевна)

несмышленыш

несуразица

неуклюжесть

неустойка

нехватка

нечистоты

неясыть (трава)

неистовый

неказистый

нелюдимый

ненавистный

ненастный

непоседливый

непроглядный (мрак)

неприглядный (поступок)

неприязненный

непутевый

неряшливый

несметное (количество)

несуразный

неуклюжий

нещадная (ругань)

негодовать

недоумевать

недоставать (чего-л.)

недосмотреть (за ребенком)

невзвидеть (света)

невзлюбить

ненавидеть

неистовствовать

мне нездоровится

ему неймется

тебе несдобровать

IV. Упрощенный вариант правил:

V. Работаем с алгоритмами.

VI. Развивающие задания.

1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не

1) невыполненное поручение;

2) лес не хвойный;

3) негодующий взгляд;

4) окна не вымыты;

5) не рад встрече;

6) не было;

7) ему нездоровится;

8) кольцо не золотое;

9) нелегко решить;

10) далеко не легкое дело;

11) очень небрежно;

12) некошеный луг;

13) не смотря по сторонам;

14) несмотря на обстоятельства.

Ответ записывается так:

слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;

раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.

2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:

1) незавершенный роман;

2) неторопливый;

3) неказистый;

4) непричастный;

5) небрежный;

6) незрелый;

7) неуклюжий;

8) необратимый.

А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).

3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:

2) неряха;

3) немощь;

4) ненависть;

6) нектар.

4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.

5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....

6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:

не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,

не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.

Как вы напишите не с глаголом в предложениях:

Мне не хватает 100 рублей

Мне недостает 100 тысяч?

7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):

невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,

не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,

не замечать, не заметить, неистовствовать,

не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,

неймется, недосмотреть (за кем-либо).

От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?

(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).

VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.

В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.

А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.

Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.

Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.

И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.

«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.

(По И.А. Гончарову)

VIII. Напишите диктант.

МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.

(По Н.Тимковскому)
(130 слов)

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».

2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».

3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.

О.П. ЭХИНА,
г. Москва