Чем отличается наречие от причастия. Н-нн в кратких прилагательных, кратких причастиях и наречиях

Дёмина Алевтина Аркадьевна,
учитель русского языка и литературы (стаж 39 лет),
МБОУ СОШ №52 г. Краснодара.

Н - НН в кратких прилагательных, кратких причастиях и наречиях.

Цель урока: формирование навыка написания одной и двух букв Н в омонимичных словах.

I. Проверка домашнего задания

1. 2 ученика работают на обратной стороне доски
Карточка 1: раскрать скобки, всё объяснить
Пусты(н,нн)а дли(н,нн)ая (не)моще(н,нн)ая улица.
Карточка 2: из д/упр.207 (Бабайцева) выписать все слова с Н - НН, объяснить написание (по-осеннему, непременно, серебряные, песчаном, помороженный, простуженный, раненый, контуженный, бешеные).
2. Остальные работают вместе, комментированное письмо с использованием Справочника, 2 человека ведут, работая на центральной части доски
1 ученик:
Местность пустынна
Поступил бесчувственно
Бешеный хищник
Нежданный гость
ЗапломбирОванный зуб (ударение в этом слове?)
2 ученик
Упражнение не сделано
Утро туманно
Раненый адъютант
Подлинный автограф (словарная работа - на Руси при допросе били длинными палками, добиваясь «подлинной правды»)
Прошёл организованно.
3. Проверка всеми учениками д/упр.207 с доски по образцу, данному сильным учеником.
Проверим, как расставили знаки препинания - читаю текст упражнения сама.
Вопросы?
4. Проверка задания, выполненного учеником на обратной стороне доски.

II. Новая тема.

1. Сегодня нас интересует более сложный случай.
Попробуем определить на слух, как писать (вывожу на интерактивную доску:
Море взволнова(н,нн)о
Море взволнова(н,нн)о шумело
Лицо девочки было взволнова(н,нн)о
На слух звучит почти одинаково, но слуху не доверяю, а рассуждаю.
Показываю на интерактивной доске, как надо рассуждать:
Море (каково?) взволновано, волнуется, идут волны, взволновалось. Заменила глаголом в прошедшем времени, значит это краткое причастие, а в нём всегда одна Н.
Море шумело (как?) - по вопросу определила, что это наречие, а в наречиях столько Н, сколько в исходном слове: взволнованное - полное причастие с приставкой. Значит, НН. И в наречии НН.
Лицо девочки (каково?) взволнованно, взволнованное, тревожное (а не взволновалось), значит, краткое прилагательное, а они пишутся, как полные слова: взволнованное.
2. Кто попробует повторить объяснение? (убираю с интерактивной доски свои записи).
3. Запишем вывод в виде таблицы в наши Справочники
наречие краткое прилагат краткое причастие
как? относится к глаголу каково? но имеет переносное значение, можно заменить синонимом- прил. или полным прилагат. каково? но можно заменить глаголом в прошедшем времени, задать вопрос ЧТО СДЕЛАНО?
столько Н, сколько в исходном слове. Шумело (как) взволнованно (взволнованный) столько Н, сколько в исходном слове. Её лицо (каково? какое?) взволнованно (взволнованное = тревожное) Всегда одна Н
Море (каково? что сделано?) взволновано (взволновалось)
4. Итак, самое главное - не ошибиться в определении части речи.

III. Закрепление знаний.

1. Коллективная работа. Со словом расстрое(н,нн)о составим 3 предложения.
(Отвечал расстроенно. Движение колонны демонстрантов было расстроено. Выражение её лица было расстроено.)
2. Самостоятельная работа: выполнение перфокарты.
Вариант 1
Отметить те случаи, когда пишется НН.
1. Это общество было организова…о недавно.
2. Заседание совета школы прошло организова…о.
3. Моя подруга организова…а и внимательна.
4. Решение было давно мною обдума…о.
5. Ученик отвечал на вопросы учителя обдума…о и чётко.
6. Мать удивлё…о посмотрела на сына.
7. Большинство присутствующих было удивле…о словами товарища.
8. На территории нашей республики сосредоточе…о много промышленных предприятий.
9. Зрители сосредоточе…о смотрели передачу, посвящённую космосу.
10. Лицо старика было хмуро и сосредоточе…о.
Вариант 2
Отметить те случаи, когда пишется НН
1. Ребята, увлечё…ые игрой, ничего не заметили вокруг.
2. Ребята играли увлечё…о.
3. Звено увлече…о игрой в шахматы.
4. Лицо девочки было взволнова…, тревожно.
5. Шумело взволнова…о море.
6. Командир был взволнова….
7. Море было взволнова…о.
8. Набежавшие было облака рассея…ы сильным ветром.
9. На неинтересном уроке ученики невнимательны и рассея…ы.
10. Сегодня он отвечал рассея(н,нн)о

IV. Творческая работа.

Рецензируя сочинения товарищей, часто используем выражения:
Работа (не)продума(н,нн)а
(Н…)чего (не)сказа(н,нн)о
Изл…гает мысли пута(н,нн)о
Наруше(н,нн)а последовательность в изл…жении мыслей
Тема раскрыта аргументирова(н,нн)о
Допуще(н,нн)о (не)значительное ко(л,лл)ичество ошибок

Запишите все 6 выражений: где умеете объяснить, оставьте мою форму; где не знаете, как пишется - попробуйте заменить синонимичным выражением, например: При раскрытии темы использовал много аргументов.

Учитель в это время проверяет перфокарты.

V. Проверка творческого задания с помощью интерактивной доски.

Кто сохранил всё так, как у меня?
Кто сумел полностью избежать употребления слов с Н-НН (поступил хитро)? Зачитать работу.
Сравните, как звучат 2 работы. В чём разница? (для официального стиля, для разговорного)

VI. Результат работы по перфокарте - оценки в дневник.

Анализ ошибок сделаем на следующем уроке.

VII. Домашнее задание: по Справочнику упр.206.

Наречие и причастие выполняют в языке разные функции. Их морфологические характеристики также различны. Чтобы разобраться в понятиях, выясним, чем отличается наречие от причастия.

Наречия – это категория слов, имеющих значение признака. Чаще всего эти слова относятся к глаголам, обозначая в таких случаях признак действия (двигаться стремительно ). Если наречие примыкает к другому наречию, прилагательному или причастию, то оно выражает признак признака (красиво оформленный зал). Наречия сочетаются лишь с немногими существительными, обозначая в таких сочетаниях признак предмета (чтение вслух ). Часть наречий прямо не называют признак. Эти особые слова именуются местоименными наречиями. Их примеры: здесь, куда-то, почему, никогда .

Причастие тоже выражает признак. Но это, в отличие от наречий, исключительно признак предмета. Самостоятельной частью речи причастие не признается. И хотя некоторые лингвисты пытаются оспаривать эту точку зрения, большинство из них отводит причастию статус формы глагола по способу образования от его корня. Слова этой группы также обладают свойствами прилагательного, наделенные его окончанием. Словосочетание с причастием: пылающий костер.

Перечислим основные моменты, помогающие выявить отличие наречия от причастия:

  1. Образование. Наречия производятся от многих частей речи: от существительных (утром ), прилагательных (весело ), глаголов (молча ) и других. Причастия образуются только от глаголов (растущий – от глагола расти ).
  2. Задаваемый вопрос. Слово можно отнести к наречиям, если оно отвечает на вопросы: где? (близко ), когда? (вчера ), куда? (вперед ), откуда? (издалека ), почему? (поневоле ), зачем? (назло ), как? (по-приятельски ). Причастию соответствуют вопросы: какой? (испеченный ), что делающий? (рисующий ), что сделавший? (связавший ).
  3. Свойство изменяться. Абсолютное большинство наречий не изменяется. То есть они не характеризуются такими категориями, как склонение и спряжение, не имеют рода и числа. Исключение составляют слова, произошедшие от качественных прилагательных. У таких наречий образуются степени сравнения (глубоко-глубже ) и формы оценки (тихо-тихонько ).Причастие согласуется с другими словами и изменяется. Имея тесную связь с глаголом и прилагательным, оно перенимает на себя признаки этих частей речи. У причастия, к примеру, определяется род (поющая девочка – ж. р.), число (мерцающие звезды – мн. ч.), вид (выполненное задание – сов. в.). В отличие от наречий, причастия могут быть краткими.
  4. Зависимые слова. Наречия их не имеют. Они лишь примыкают к другим словам. Причастия же используются как без зависимых слов, так и с ними. В последнем варианте образуется причастный оборот (лес, укутанный снегом ).
  5. Синтаксическая роль. Наречие в предложении преимущественно является обстоятельством. Реже оно выступает в роли других членов. Во многих случаях смысл предложения не нарушается, если изъять из него наречие.

Причастие, одиночное или в структуре оборота, в большинстве случаев является определением. Вместе с другими словами оно составляет основной смысл предложения, и изъять его без ущерба для всей конструкции нельзя.

Следует отметить, что наречия и краткие причастия иногда бывают очень похожи. Например, в этом случае: Братья встревоженно переглянулись. Село было встревожено громкими звуками. Безошибочно ориентироваться в такой ситуации помогут знания о том, в чем разница между наречием и причастием, употребленным в краткой форме.

Здесь снова поможет постановка вопроса. В указанном примере слово из первого предложения «встревоженно» отвечает на вопрос «как?». Это вопрос наречия. К слову из второго предложения «встревожено» можно поставить вопрос «каково?». Это вопрос краткого причастия.

Также для распознания части речи следует попытаться заменить слово, находящееся под сомнением, глаголом. В первом случае сделать это не получится, что говорит о принадлежности слова «встревоженно» к наречиям. Во втором предложении такая замена допустима: Село встревожили громкие звуки. Это характерно для краткого причастия.

Наречие и причастие выполняют в языке разные функции. Их морфологические характеристики также различны. Чтобы разобраться в понятиях, выясним, чем отличается наречие от причастия.

Общая информация

Наречия – это категория слов, имеющих значение признака. Чаще всего эти слова относятся к глаголам, обозначая в таких случаях признак действия (двигаться стремительно ). Если наречие примыкает к другому наречию, прилагательному или причастию, то оно выражает признак признака (красиво оформленный зал). Наречия сочетаются лишь с немногими существительными, обозначая в таких сочетаниях признак предмета (чтение вслух ). Часть наречий прямо не называют признак. Эти особые слова именуются местоименными наречиями. Их примеры: здесь, куда-то, почему, никогда .

Причастие тоже выражает признак. Но это, в отличие от наречий, исключительно признак предмета. Самостоятельной частью речи причастие не признается. И хотя некоторые лингвисты пытаются оспаривать эту точку зрения, большинство из них отводит причастию статус формы глагола по способу образования от его корня. Слова этой группы также обладают свойствами прилагательного, наделенные его окончанием. Словосочетание с причастием: пылающий костер.

Сравнение

Перечислим основные моменты, помогающие выявить отличие наречия от причастия:

  1. Образование. Наречия производятся от многих частей речи: от существительных (утром ), прилагательных (весело ), глаголов (молча ) и других. Причастия образуются только от глаголов (растущий – от глагола расти ).
  2. Задаваемый вопрос. Слово можно отнести к наречиям, если оно отвечает на вопросы: где? (близко ), когда? (вчера ), куда? (вперед ), откуда? (издалека ), почему? (поневоле ), зачем? (назло ), как? (по-приятельски ). Причастию соответствуют вопросы: какой? (испеченный ), что делающий? (рисующий ), что сделавший? (связавший ).
  3. Свойство изменяться. Абсолютное большинство наречий не изменяется. То есть они не характеризуются такими категориями, как склонение и спряжение, не имеют рода и числа. Исключение составляют слова, произошедшие от качественных прилагательных. У таких наречий образуются степени сравнения (глубоко-глубже ) и формы оценки (тихо-тихонько ).Причастие согласуется с другими словами и изменяется. Имея тесную связь с глаголом и прилагательным, оно перенимает на себя признаки этих частей речи. У причастия, к примеру, определяется род (поющая девочка – ж. р.), число (мерцающие звезды – мн. ч.), вид (выполненное задание – сов. в.). В отличие от наречий, причастия могут быть краткими.
  4. Зависимые слова. Наречия их не имеют. Они лишь примыкают к другим словам. Причастия же используются как без зависимых слов, так и с ними. В последнем варианте образуется причастный оборот (лес, укутанный снегом ).
  5. Синтаксическая роль. Наречие в предложении преимущественно является обстоятельством. Реже оно выступает в роли других членов. Во многих случаях смысл предложения не нарушается, если изъять из него наречие.

Причастие, одиночное или в структуре оборота, в большинстве случаев является определением. Вместе с другими словами оно составляет основной смысл предложения, и изъять его без ущерба для всей конструкции нельзя.

Следует отметить, что наречия и краткие причастия иногда бывают очень похожи. Например, в этом случае: Братья встревоженно переглянулись. Село было встревожено громкими звуками. Безошибочно ориентироваться в такой ситуации помогут знания о том, в чем разница между наречием и причастием, употребленным в краткой форме.

Здесь снова поможет постановка вопроса. В указанном примере слово из первого предложения «встревоженно» отвечает на вопрос «как?». Это вопрос наречия. К слову из второго предложения «встревожено» можно поставить вопрос «каково?». Это вопрос краткого причастия.

Также для распознания части речи следует попытаться заменить слово, находящееся под сомнением, глаголом. В первом случае сделать это не получится, что говорит о принадлежности слова «встревоженно» к наречиям. Во втором предложении такая замена допустима: Село встревожили громкие звуки. Это характерно для краткого причастия.

Иногда части речи очень похожи друг с другом по большому числу признаков. Чаще всего можно запутаться в определении причастий и прилагательных, ведь обе эти части речи способны отвечать на вопрос «какой?» и имеют похожее значение в виде члена предложения. При этом очень важно определять прилагательное и причастное слово на письме, так как это позволяет наиболее точно изложить свои мысли в тексте. Чтобы понять, чем же отличаются эти части речи, нужно их разобрать и найти их особенности.

Прилагательное – это часть речи , которая обозначает свойство, принадлежность либо признак другой части речи, например, имени существительного, не обозначая при этом признак какого-либо действия. Оно является зависимой частью, принадлежащей имени существительному, поэтому в большинстве случае оно копирует его особенности и определение. Так, прилагательное может образовывать целых три рода: мужской, средний и женский, может иметь единственное либо множественное число, а также менять свой падеж, который будет зависеть от главного существительного, с которым оно связано. В основном прилагательное способно отвечать на вопросы «какой?» или «чей?».

Причастие – это особенная форма глагола , которая обозначает действие существительного, но представляет это действие в виде признака. Оно обладает особенностями как глаголов, так и прилагательных. Способно, как и прилагательное, отвечать на вопрос «какой?», но основными вопросами в значении причастия являются: «что делающий?», «что сделавший?» и «что делавший?».

В чём сходство прилагательных и причастий

Для определения основных отличий двух частей речи можно взять два примера: красивый и украшающий . Для начала выявим особые признаки двух слов.

  • Обе части речи можно просклонять по родам.

Красивое платье, красивый цвет.

Украшающий декор, украшающая шляпа.

  • Обе части речи склоняются по числам.

Красивые платья и украшающие шляпы.

  • Также части речи склоняются по падежам.

Красивого платья – Р. п.

Украшающей шляпой – Тв. п.

  • Причастие может находиться в краткой форме так же, как и прилагательное. Например, создан (от созданный) – это причастие и бел (от белый) – это прилагательное.
  • Как члены предложения и причастие, и прилагательное выступают в роли определения.

Основные различия частей речи

Далее, рассмотрим на примерах отличительные черты данных частей речи , которые свидетельствуют о наличии у причастий признаков.

Также в русском языке имеются прилагательные, которые созданы из причастий. Их называют отглагольными прилагательными , второе название – адъективно образованные.

Отглагольные формы происходят из-за:

  1. Появления у предмета нового значения. Пример – движущая сила .
  2. Появление у причастия переносного смысла. Пример – блестящее выступление .
  3. Когда причастие означает описание для выполнения какого-либо действия, но потом становится постоянно сопутствующим значением для данного существительного. К примеру, сгущённое молоко . Посмотрите внимательно, ведь в этом случае изменяется даже написание слова, так как при использовании причастия правильно будет написать “сгущённое” .
  4. В случае когда часть речи обозначает возможность предмета подвергаться какому-либо воздействию. К примеру, несклоняемое прилагательное.

Способы определения

Способ определения этих частей речи достаточно лёгок . Для этого вам нужно вставить в предложение слово после выбранного причастия либо прилагательного, имеющее похожее значение. Например, предложение «Он нашёл ползущую змею» можно изменить на «Он нашёл ползущую по земле змею». Слово ползущую в этом случае будет выступать в качестве причастной формы.

А вот в таком предложении, как «Он вошёл в класс быстрым шагом», мы не можем изменить его смысла и вставить дополнительные слова, так как слово быстрым это прилагательное, которое находится в полной зависимости от существительного слова – шагом .

Следующий способ отличия двух частей речи уже не так лёгок. Он опирается на знания по образованию как причастий, так и прилагательных. В большинстве предложений причастное слово имеет двойную букву Н в своём суффиксе, а определительное слово всего одну, но оба эти правила имеют свои исключения, на которые следует обратить особое внимание.

Как найти причастие в письме

Чтобы быстро найти причастное слово среди других частей речи, следует чётко запомнить его отличительные черты. Во-первых, это наличие особой глагольной формы , которая обозначает признак и качество предмета по его действию. Во-вторых, причастное слово может образовывать сразу два признака , которые переданы ему от глагола и от прилагательного.

  1. Сразу же постарайтесь задать вопрос к предполагаемому причастному слову. Если слово будет отвечать на вопросы «какой?», «что делающий?», «что сделавший?», то эта та часть речи, которая нам нужна.
  2. Чтобы не потеряться в значениях слов, нужно не забывать, что причастные слова, в отличии прилагательных, имеют вид, время, а также к ним можно применить модальные и переходные свойства. Также запомните, что причастные слова всегда образовываются от глагольных слов, а прилагательные от существительных.
  3. Проверьте суффикс у выбранного слова. Если это действительное страдательное причастное слово, то перед вами будут суффиксы -ущ, -ющ, -ащ или -ящ. К примеру, работающий . Если причастие имеет страдательную форму и стоит в настоящем времени, то это суффиксы -ем либо -им. Например, вырабатываемый .
  4. Также научитесь находить причастные слова, стоящие в прошедшем времени. Для них существуют суффиксы -вши, -ш. К примеру, евший, уходивший. Страдательные причастия в прошедшем времени имеют суффикс -нн, -т, -енн. К примеру, украшенный, отражённый, сбитый.
  5. Полезно будет уметь найти краткое причастное слово среди целого предложения. Краткую форму создают страдательные причастные слова. Например, поклеены . Нужно помнить, что в кратких причастиях всегда используется одна буква Н.

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме:

«Слова на «о»: наречие, краткое прилагательное, краткое причастие, слова категории состояния».

Цель урока: научиться различать в предложении наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния.

Учитель: Прочитайте тему урока. Вам знакомы эти понятия?

Ученики: Да. Мы их знаем.

Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака и отвечает на вопросы где? когда? куда? почему? откуда? каким образом? как?

Краткое прилагательное – качественное прилагательное, имеющее нулевое окончание в единственном числе мужского рода, окончание –а (-я) и –о (-е) соответственно в единственном числе женского и среднего рода, -ы (-и) во множественном числе, всех родов. Отвечает на вопросы: каково? какова? каков? каковы?

Учитель: Чем различаются эти части речи в предложении? Какую роль каждая из этих частей речи выполняет в предложениях? Сразу сформулировать сложно. Давайте разбираться. С чего начнем?

Ученики: Будем, как всегда, наблюдать за словами.

Учитель открывает часть доски с материалом для наблюдения:

  1. Мне грустно и легко ;
  2. Чу, за белой, дымной тучей глухо прокатился гром;
  3. Лицо старшины непроницаемо ;
  4. Войско разъединено на отряды.

Учитель: Запишите предложения в тетради, выделите все члены предложения, обращая внимание на слова, оканчивающиеся на «о».

Учитель: Каждое предложение рассмотрим в отдельности. Итак, каким по составу является предложение 1?

Ученики: Мне грустно и легко (А.С. Пушкин) – предложение односоставное (в нем один главный член предложения – сказуемое, подлежащее отсутствует); безличное (называет действие, которое происходит без участия грамматического субъекта).

Ученики: Слова грустно и весело выражают состояние и настроение человека, поэтому эти слова мы можем отнести к словам категории состояния. В предложении выступают в роли сказуемого.

Предложение 2 - двусоставное, а слово глухо является наречием, поскольку относится к глаголу: прокатился (как?) глухо (наречие образа и способа действия).

Предложение 3 – двусоставное, в котором слово непроницаемо является кратким прилагательным (непроницаемый - непроницаемо). В предложении выступает в роли сказуемого. Лицо (каково?) непроницаемо .

Предложение 4 – двусоставное, в котором слово на разъединено является кратким причастием (разъединять разъединенный разъединено ). В предложении выступает в роли сказуемого. Войско (что сделано?) разъединено .

Учитель: Ребята, теперь попробуем разобраться, как различать наречия и слова категории состояния?

Ученики: Проанализировав предложения 1 и 2, мы пришли к выводу о том, что слова категории состояния являются сказуемыми в односоставных безличных предложениях, а наречие относится к глаголу (от глагола задается вопрос), в предложении выступает в роли обстоятельства .

Ученики: Мы уже выяснили, что наречия относятся к глаголам. Прилагательные относятся к существительному, поскольку это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

Наречия от кратких прилагательных можно отличать по вопросам: наречие – как?; краткое прилагательное – каково?

Краткие прилагательные от кратких наречий можно отличать по вопросам: краткое прилагательное – каково?; краткое причастие – что сделано?

Учитель: Ребята, для того, чтобы закрепить то, о чем мы сегодня говорили, воспользуемся приемом «Фишбоун» от англ. «рыбья косточка». Суть приема состоит в постановке проблемы, в определении и нахождении аргументов в подтверждение той или иной точки зрения на эту проблему.

Учитель: Попробуем применить прием «Фишбоун» к проблеме нашего урока. Итак, рисуем голову «рыбы» - формулируем тему урока, далее позвоночник в виде полоски и четыре ребра; хвост, в котором формулируется проблема. Над верхними ребрами необходимо записать условие, при котором определяется выбор той или иной части речи, а под нижними – части речи.

Как работает этот прием?

Ученики: Если слово на «о» выполняет роль сказуемого в односоставном предложении, оно является словом категории состояния.

Если слово на «о» выполняет роль обстоятельства в предложении, оно является наречием.

Если слово на «о» выполняет роль сказуемого в двусоставном предложении, отвечает на вопрос (каково?), оно является кратким прилагательным.

Если слово на «о» выполняет роль сказуемого в двусоставном предложении, отвечает на вопрос (что сделано?), оно является кратким причастием.

Учитель: Для проверки ваших выводов дома выполните следующее задание. Задание. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Укажите, каким членом предложения является каждое выделенное слово.

  1. Небо черно и чисто , зеленовато г(а,о)рят ре (д,т)кие мелкие звезды.
  2. Открытие это мучительно , я вовсе не был трусом.
  3. Экскурсия прошла организова(н, нн)о .
  4. Было морозно и ветре (н, нн)о , с крыш падал снег.
  5. Как румя (н,нн)о и пышно это небо цветет.
  6. Участники экспедиции взволнова(н,нн)о рассказывали о ее результатах.
  7. Направ (о,а) и налев (о,а) по длинным скатам тихо зыблется зеленая рожь.