Сущность и содержание технологии социальной адаптации. Технология социальной адаптации

В процессе изучения темы необходимо, во-первых, выяснить сущность понятия “социальная адаптация” ”, во-вторых, детально изучить вопрос о закономерностях, условиях, видах, структуре социальной адаптации. Дальше перейти к изучению форм и методов работы по урегулированию адаптационных процессов.

Разнообразные социальные проблемы требуют от социального педагога предоставления помощи с целью достижения социальной адаптации детей, молодежи, отдельных личностей разного возраста, групп, социальных слоев населения. Социальные педагоги и социальные работники должны регулировать механизмы взаимоотношений человека с внешней средой, социальными институтами (семьи, системы образования, средств массовой информации).

Термин “адаптация” происходит от лат. слова adaptatio – приспособление. Важным заданием адаптации является выживание человека через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды.

Выделяют четыре вида адаптации :

1) биологическую , которая характеризует процессы приспособления человека к природной среде. Большое теоретическое значение для исследования биологической адаптации имели положение Ч.Дарвина, И.М. Сеченова;

2) физиологичную – оптимальное приспособление человеческого организма к окружающему миру. Исследовали этот вид адаптации И.П. Павлов, А.А. Ухтомский;

3) психологическую психическая организация, индивидуально-личностное приспособление;

4) социальную – приспособление к социальным отношениям, требованиям, нормам социального уклада. Социальная адаптация является важным механизмом социализации и представляет собой процесс, который по-разному влияет на личность, побуждает ее к выбору механизмов действия в определенный жизненный период. Этот процесс может происходить на трех уровнях:

а) на уровне макросреды, что будет характеризовать адаптацию личности к социальному, экономическому, политическому, культурному, духовному развитию общества;

б) на мезоуровне – адаптация человека в социальной группе (семья, класс, производственный коллектив и т. п.);

в) на микроуровне – индивидуальная адаптация, стремление к гармоничным отношениям.

Поскольку человек входит в разнообразную систему социальных отношений (личностных, межличностных, интимных, производственных, деловых, профессиональных, экономических, религиозных), то и типы адаптации могут быть разными: бытовая, экономическая, политическая, религиозная, научная, интимная и др. Любой вид адаптации требует от человека определенных способностей, а поэтому зависит от ее индивидуально-личностных свойств; от тех, кто организует социальную, социально-педагогическую, социально-психологическую службу.


Адаптация социальная – это процесс и результат приспособления человека, группы к среде, которая изменяется, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий.

Адаптация происходит на всех уровнях социальной жизни людей, становится универсальным средством преодоления жизненных кризисов, обеспечивает подготовку человека ко всему новому, что происходит в его жизни, является средством гармонизации социальных отношений.

Л.Д. Столяренко отмечает, что “Социальная адаптация является целеустремленным взаимодействием элементов сознания и поведения социального субъекта и ценностей системы внешней для него среды с целью установления между ними соответствия и преодоления противоречивых взаимоотношений”.

Главной целью адаптации является преодоление дисфункций социальной системы и гармонизация взаимосвязей субъекта со средой. В современных социально-экономических условиях успешной гармонизации людей мешает несогласованность между “культурными” и социальными структурами, что ведет к поиску девиантных способов удовлетворения потребностей, отхода от законных общественных способов удовлетворения потребностей и до псевдоадаптации. Девиантные формы поведения “лучше” (как не парадоксально) обеспечивают жизнедеятельность людей, чем законные, хотя они имеют негативное значение для общества (рекет, кражи, убийство с целью обогащения и др.).

Л.Д. Столяренко также попробовал объяснить механизм формирования социальной адаптации по двум основам: личностно-субъективной и внешне-объективной.

(С+) – микросреда с позитивной направленностью, (С-) – микросреда с негативной направленностью; личность: (О+) – с позитивной направленностью, (О-) – с негативной направленностью (антиобщественной, негативными взглядами и др.).

1. Успешная социальная адаптация – первый этап адаптации – (А+) – возможна при условиях взаимодействия позитивной личности и позитивной среды

(А+) = [(С+) ´ (О+)]

2. Второй тип механизма адаптации характеризуется несовпадением ожиданий – требований микрогруппы, коллектива и качеств личности. Возможные два варианта:

а) первый вариант с неустойчивой позитивной направленностью:

(А+) = [(С+) ´ (О-)]

в таком случае личность с антиобщественной направленностью имеет возможность усвоить правовые установки, перевести их в свои особенные качества, целые, поступки;

б) второй вариант – вход позитивной личности в среду с негативной моральной и правовой ориентацией, что характеризуется неустойчивой негативной направленностью:

(А-) = [(С-) ´ (О+)]

в данном случае макросреда формирует черты личности, которые не отвечают интересам общества, в результате взаимодействия, может произойти передача негативных образцов поведения, что в дальнейшем реализуется в противоправном поведении.

3. Третий тип механизма адаптации осуществляется тогда, когда отсутствуют позитивные социальные связи, которые закрепляют негативную направленность личности, то есть когда человек остается в антисоциальной, преступной среде:

(А-) = [(С-) ´ (О-)]

Приспособление личности к негативной криминальной среде называется “псевдоадаптацией”.

Эффективность адаптации обусловлена конечным результатом, который определяется показателями достижений субъекта, удовлетворением его в той или другой сфере деятельности.

С целью улучшения адаптации детей-сирот, детей, которые лишены родительской опеки, воспитанников интернатов, детских домов, создаются специальные программы, которые направлены на формирование у детей, подростков, юношей самостоятельности, контроля своего поведения, самообслуживание, ведение домашнего хозяйства, умение пользоваться деньгами, психологической готовности к профессиональной деятельности, к семейной жизни.

Не менее важные задачи встают перед социальным педагогом в работе с детьми и молодежью – инвалидами. Свою деятельность по социальной адаптации социальный педагог должен планировать с учетом усиления медицинской, бытовой, психологической, педагогической помощи. Важными формами социальной адаптации таких лиц является создание среды позитивного общения во время обучения, отдыха. Рекомендуются как индивидуальные, так и групповые формы работы. Следует заметить, что работа социального педагога в этом направлении нуждается в особенном внимании, она не может ограничиваться отдельными “актами заботы”, как праздники, конкурсы, благотворительные акции. Такая работа должна стать целеустремленной, систематической, комплексной.

Дезадаптация – это несостоятельность индивида приспособиться к условиям и требованиям социального окружения.

Психологическая сущность социальной дезадаптации детей и подростков может быть понятной лишь с установлением факторов, причин, которые ей способствовали:

1) семейный фактор, пьянство родителей, безнадзорность детей, жестокость, отсутствие заинтересованности относительно детских проблем;

2) церебральная недостаточность, легкие дисфункции мозга: быстрая утомляемость, раздражительность, неспособность к длительным нагрузкам, ограниченность внимательности, имела количество хороших оценок – факторы, которые ведут к фрустрации, дискомфорта.

Приведем схематические категории дезадаптированных детей:

1. Трудновоспитуемые дети (причинами дезадаптации является сложности темперамента, легкие дисфункции мозга, нарушение внимания, недостаточное умственное развитие, особенности психолого-педагогической ситуации развития и воспитания).

2. Нервные дети, неспособные самостоятельно справиться с тяжелыми переживаниями, связанными с системой их отношений (родители, взрослые).

3. Трудные подростки , которые не умеют решать свои проблемы социально приемлемым образом.

4. Фрустрированные подростки – им свойственные стойкость формы саморазрушительного поведения опасного для их здоровья (алкоголизм, наркотики); духовного развития, факта существования (сексуальные отношения, домашние кражи), склонность к суициду, отсутствие смысла жизни.

5. Подростки-деликвенты , постоянно балансирующие границы позволенного и противоправного.

В науке определены такие формы дезадаптации: запущенность, деприват, фрустрация, внутренний конфликт.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Заключение

Введение

Актуальность темы.

Адаптация занимает существенное место в содержании социальной работы. Она характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой - является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма - необходимое условие профессионализма социального работника. Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды, как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ. В настоящее время усиленное внимание к разработке этой проблемы детерминировано потребностями решения практических задач, связанных с ускорением процесса адаптации человека к новым условиям в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, бытовой, политико-правовой и др.

Цель работы - Охарактеризовать понятие социальная адаптация и основные методы ее регулирования.

Задачи:

1) Охарактеризовать понятие "адаптация, ее виды.

2) Определить роль специалиста социальной работы в адаптации различных категорий населения.

3) Проанализировать понятия социализация и конформизм личности.

социальная адаптация работа инвалид

1. Социальная адаптация: сущность, виды, методы регулирования

Понятие "адаптация" происходит от латинского слова adaptatio - приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса - это проблема выживания человека, через приспособление организма индивида с процессами природной и социальной среды. Существуют различные процессы взаимоотношения человека с окружающим миром, и поэтому жизненно необходимо найти оптимальные механизмы и способы адаптации человеческого организма (его физиологическая организация) с индивидуально-личностными сторонами (психическая организация) и потребностями, нуждами, требованиями и нормами социального обустройства (система социальных отношений). Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм поведения, с "врастанием в социальный мир". По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если "социализация" представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие "социальная адаптация" подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды.

Процесс адаптации - это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры учувствуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития.

Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер, который по разному влияет на личность или подталкивает ее к определенному выбору механизмов действия в заданном контексте времени.

Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:

общество (макросреда) - адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

социальная группа (микросреда) - адаптация человека или, наоборот, несовпадение интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);

сам индивид (внутриличностная адаптация) - стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.

Человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: производственная и профессиональная адаптация; бытовая; досуговая; политическая и экономическая; адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и пр.); к природе и др.

Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации либо дезадаптации личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития. Но, с другой стороны, хорошо организованная профессиональная работа со стороны социальных служб различного профиля направлена на обеспечение помощи отдельным личностям, группам, социальным слоям общества на различных этапах их развития и уровня их социальной адаптации.

Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.

Адаптация как вид взаимодействия личности (либо группы) с общественной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников, во многом зависит от определяемого индивидом первоначального, само идентифицированного положения в системе общественной иерархии. Самоидентификация личности, выбор, который сделает индивид, осуществляется в соответствии с самоопределением личности, с сопоставлением себя и изменившейся социальной среды.

Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Управленческая адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.

Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально - экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы важен так называемый "социальный блок", включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, пенсий пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека.

Педагогическая адаптация. Это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов. Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.

Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств, к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д. В 1936 г. канадский физиолог Г. Селье ввел понятия "стресс" и "адаптационный синдром". Стресс - это состояние психологической напряженности в процессе деятельности в сложных условиях, как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах (например, работа космонавта). Адаптационный синдром - это совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятные воздействия (стрессоры). Эти понятия получили чрезвычайно широкое распространение. Одна из основных причин популярности теории стресса состоит в том, что она претендует на объяснение многих явлений повседневной жизни, реакций человека на неожиданные события, возникающие трудности: развитие самых различных заболеваний, как соматических, так и психических.

Нормальная жизнедеятельность человека немыслима без определенной степени физического и нервно-психического напряжения. Человеку свойствен определенный оптимальный тонус напряжения. Каждый человек должен изучить себя и найти тот уровень напряжения, при котором он чувствует себя наиболее "комфортно", какое бы занятие он ни избрал. В противном случае может развиться дистресс безделья. Так, для человека, оказывающегося без работы, особенно опасным является длительное состояние незанятости. Именно длительная незанятость действует разрушающе на личность, подрывает ее способность вернуться в систему социальных отношений полноценным работником. Западная статистика свидетельствует, что если человек находится без работы более года, то он, как правило, теряет способность найти работу.

В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия: такие как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактныи анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы.

Психологическая поддержка является частью более широкой программы социальной помощи индивидам по ликвидации кризисных ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц (правовая, психологическая, сексологическая, информационная и др.). Главные усилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальной адаптации в новых социально-экономических условиях (помощь клиенту в поиске работы в утверждении социального статуса, в восстановлении веры в духовные ценности и др.).

Профессиональная адаптация. Это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин. Адаптация включает широкий круг понятий: от элементарного опыта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социально-психологической адаптации личности в процессе ее социализации. Человека - субъекта деятельности необходимо рассматривать как сложную, многомерную социопсихологическую-биофизиологическую систему. В рамках системного подхода адаптация личности предстает и процессом, и результатом функционирования целостной саморегулирующейся системы, адаптивность которой обеспечивается за счет взаимодействия отдельных ее элементов. Следовательно, полноценное исследование адаптации человека возможно лишь при реализации комплексного подхода к изучению всех уровней организации человека: от психосоциального до биологического с учетом их взаимосвязей и взаимовлияний.

2. Роль специалиста социальной работы в адаптации различных категорий населения

Социальная работа является универсальным и многоаспектным видом профессиональной деятельности. Те проблемы, которые призван решать социальный работник являются, насущными проблемами нашей сегодняшней жизни. Задачи адаптации и реадаптации людей (молодежи, пенсионеров, людей, потерявших работу, и т.п.), поддержка человека в трудные, кризисные моменты жизни, помощь в реализации его прав, создание условий для более полной реализации человеком своих возможностей, помощь в решении разного рода социальных и психологических проблем - это не полный перечень задач, стоящих перед новой, ориентированной на человека, профессиональной деятельностью. Успех решения профессиональных задач социальным работником зависит от овладения системой знаний, как практических, так и теоретических, соблюдения этических норм и принципов, наличия определенных личностных качеств, статуса и репутации профессии в обществе, узаконенных полномочий специалиста.

Социальная работа с детьми группы риска

Современная ситуация в российском обществе характеризуется наличием многих неблагоприятных факторов, влияющих на возрастание доли детей группы риска. Среди них сохранение высокого уровня социальной и имущественной дифференциации населения, мало обеспеченность, распространенность бытового пьянства и алкоголизма, возросшая в последние годы безработица и другие. Все это снижает воспитательные потенциалы семьи и порождает проблемы недостаточного внимания к детям, педагогической запущенности, безнадзорности, что, в свою очередь, проявляется во множественных и различных по содержанию и выраженности поведенческих отклонениях, характерных для детей группы риска.

К группе риска относятся следующие дети:

1) педагогически запущенные дети, к которым, в свою очередь, относят детей и подростков социально дезадаптированных, с отклоняющимся и предпреступным поведением, то есть тех, поведение которых значительно выходит за границы социальной нормы, которые активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей.

2) неуспевающие дети, то есть тех, кто испытывает стойкие затруднения при усвоении учебной программы или отдельной дисциплины.

3) дети, требующие медицинской помощи . Наиболее тяжелой ситуацией, связанной с потерей здоровья, является инвалидность ребенка. В отношении детей, требующих медицинской помощи, ставятся и решаются, как минимум, две задачи: помочь детям развиваться по возможности в соответствии с нормой; минимизировать возможные отрицательные последствия их состояния здоровья и результатов деятельности.

4) дети, оставшиеся без попечения родителей . Среди таких детей встречаются: отказные (оставшиеся без попечения по заявлению матери или обоих родителей в родильных домах, домах ребенка, больницах); подкидыши (оставленные родителями на улице, в магазине, на вокзале, в других общественных местах для того, чтобы государство, общество взяло на себя заботу об их содержании и воспитании); отобранные (права родителей которых ограничены судом); также дети, оставшиеся без родителей, в случаи смерти двоих или единственного родителя.

Центральной проблемой социальной помощи детям, находящимся на государственном попечении, становится преодоление социальной беспомощности, развитие самостоятельности в жизненном самоопределении, поддержки в вопросах получения качественного образования, успешной постинтернатной адаптации, сформированность социальных знаний и умений, хорошая ориентированность в своих правах и обязанностях, способность адекватно реагировать на жизненные ситуации. Следовательно, социальная работа с детьми, лищенными родительского попечения и воспитывающимися в государственных учреждениях, призвана помочь им занять позицию добропорядочного взрослого человека, осознать себя в мире, понять свое назначение в жизни. Для этого необходимо: создание в таких учреждениях развивающей образовательно-воспитательной среды, базирующейся на принципах безусловного уважения личности ребенка, его фундаментальных потребностей и интересов, собственной активности воспитанников в общении, деятельности, взаимодействии с другими людьми, мотивации на успех и благополучие в самостоятельной жизни, обогащение социального опыта; проведение целенаправленной подготовки детей к самостоятельной жизни в процессе реализации комплекса программ.

5) безнадзорные и беспризорные дети . Это дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих, детского коллектива и одновременно при безразличии родителей, воспитателей к детям. Детская беспризорность - социальное явление, заключающееся в отсутствии у детей и подростков должного семейного или государственного попечения, педагогического надзора, нормальных условий жизни, возникающих как один из результатов социальных бедствий - войн, голода, безработицы, эпидемий, крайней нужды родителей. Беспризорные дети, таким образом - это те, которые не имеют попечения со стороны взрослых, постоянного места проживания, соответствующих возрасту позитивных занятий, систематического обучения. Они - жертвы экономического роста, бедности, утраты ценностей, бытового насилия, физических и моральных оскорблений. Их условно можно назвать детьми улиц.

Работа с детьми улиц начинается с оценки ситуации, определения их нужд и потребностей, что позволяет спрогнозировать, какие необходимы действия для улучшения условий их жизни. Основные этапы оценки ситуации таких несовершеннолетних предполагают: выбор методов сбора информации (индивидуальное собеседование, групповые обсуждения, фокусные группы); отбор источников информации. Следующий этап - анализ этой информации и подготовка плана действий в процессе поиска ответов на вопросы: какие проблемы считать приоритетными?, какое направление в работе нуждается в улучшении?, что желательно предпринимать немедленно?, какие необходимы новые программы или услуги? И наконец - реагирование на потребности и проблемы беспризорных и безнадзорных детей, то есть облегчение их доступа к образованию, создание безопасной, поддерживающей среды; развитие навыков жизнедеятельности и поддержания здоровых, позитивных отношений с окружающими.

Направлениями деятельности социального работника будут:

информирование . Беспризорные и безнадзорные дети имеют право узнавать о своих правах и обязанностях, состоянии здоровья, характере услуг, которые можно получить на определенной территории, местонахождение служб, в которые следует обращаться в случае возникновения конкретных проблем;

формирование умений и навыков безопасной жизнедеятельности, к которым относят обучение принятию решений и разделения проблем, творческому мышлению и критической оценки, навыкам коммуникации и межличностного общения, преодоление (совладание) эмоций и стресса;

психологическое консультирование , которое представляет собой адресную помощь таким детям в периоды кризисных состояний, ориентировано на понимание несовершеннолетним сущности возникшей ситуации для принятия решения по ее преодолению. Консультирование направлено на сопереживание, моральную поддержку личности, поощрение тех, кто нацелен на активное и ответственное выполнение рекомендаций, ослабление у детей чувства страха, недоверия, налаживание доверительных отношений к медико-социальным службам;

организация обучения беспризорных и безнадзорных детей, способствующего изменениям в стиле поведения ребенка, в психологических установках, практических умениях и навыках. В литературе предлагается использовать такие формы обучения: обсуждение в составе группы; демонстрация (показ); обучающие, постановочны Темами такого обучения могут быть: "Репродуктивное здоровье", "Меры зашиты при половом контакте", "Беременность и контрацепция", "Опасность употребления психоактивных веществ", "Секс против желания: его последствия" и другие;

организация практического освоения навыков самопомощи : умения проявлять настойчивость, договариваться, находить друзей, устанавливать контакты, поддерживать отношения, противодействовать отрицательному давлению, осваивать приемлемые с точки зрения социальных норм способы выражения собственных требований.

Социальная работа с пожилыми людьми

В последние десятилетия в России наблюдается демографическое старение, т.е. увеличивается доля пожилых и старых людей в общей численности населения. Происходящая при старении сложная перестройка механизма высшей нервной деятельности составляет основу возрастных изменений психических функций, психической деятельности и поведения человека. Прежде всего это касается такого сложного явления, как интеллект. Возрастные изменения психической деятельности зависят также от взаимодействия ее с социальными факторами, способными существенно изменить психический склад человека, его личность. Большая часть этих психологических особенностей рассматривается как нарушение адаптации в старости. В частности, пожилые люди болезненно воспринимают крушение прежних идеалов и ценностей (в том числе уважительное отношение общества к старости), попытки очернить прежние страницы жизни. Поэтому приоритетной задачей работников социальных служб является преодоление не востребованности жизненного опыта знаний пожилых людей.

Социальным работникам, имеющим дело с семьями пожилых людей, важно знать особенности этой категории клиентов. С выходом на пенсию у пожилых людей изменяются привычные жизненные стереотипы, возникают не только материальные, но и психологические трудности. Порой это ведет к возникновению чувства одиночества, ненужности. Чаще всего оно наступает в результате смерти одного из супругов. В этом случае семья считается, неполной пожилой. С учетом сокращения продолжительности жизни мужчин, пожилая семья заканчивается чаще всего женским одиночеством, которое влечет за собой депрессию, снижает адаптацию организма к изменениям, происходящим в ближайшем социуме, затрудняет самообслуживание. Социальный работник может столкнуться и с таким явлением в жизни пожилых людей, как "социальное одиночество". Оно характерно для неполных пожилых семей, имеющих детей и других родственников, но практически потерявших с ними связь. Преодолеть такое состояние старикам могут помочь окружающие их люди, церковь, социальные работники. Причем важна не только помощь, но и взаимопомощь, которая облегчает жизнь одиноких пожилых людей. Углубить одиночество может неожиданная потеря близких, родных, друзей, знакомых, а также неожиданная перемена места жительства. Такая ситуация связана с глубокими переживаниями и, как правило, создает стрессовое состояние. В этом случае помощь специалиста по социальной работе необходима.

Давно доказано, что с возрастом число болезней увеличивается. На одного пожилого человека приходится от 3,5 до 7 хронических заболеваний. Наиболее типичными из них являются склероз, артериальная гипертензия, онкологические заболевания, сахарный диабет, болезни органов дыхания, пищеварительного тракта, с возрастом у пожилых людей снижается острота слуха, ухудшается зрение. Особое место в пожилом возрасте занимают болезни нервной системы и психические расстройства. Среди пожилых людей распространена так называемая старческая немощь - состояние, когда человек в результате длительной хронической болезни неспособен выполнять повседневные функции, которые необходимы для нормальной самостоятельной жизни. Естественно, что такое состояние требует постоянной опеки и помощи, поскольку человек не может жить один. При тяжелых и хронических болезнях требуется помощь семьи или приходящих людей. Особая роль в таких случаях отводится социальным работникам, социальным службам. Многие пожилые люди нуждаются в советах по личной гигиене, подбору одежды, обуви, правильному питанию, двигательному режиму, лечебной физкультуре, активной общественной жизни и т.д. Часть таких советов дает социальный работник.

Учитывая психологию пожилых людей, их консерватизм в плане бытовых привычек, места жилья и т.д., важно развивать такое направление социально-медицинского обслуживания, каким является обслуживание на дому.

Социальные работники оказывают на дому множество разных услуг, среди которых: доставка на дом продуктов питания и горячих обедов; товаров первой необходимости; содействие в оплате жилья, коммунальных и других услуг; сдача вещей и предметом домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт; содействие и получении медицинской помощи, в том числе сопровождение к лечебно-профилактические учреждения, посещение в стационарах; содействие в прохождении медико-социальной экспертизы; помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе льготных; оказание помощи в вопросах пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат; организация ремонта жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды; содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами, в посещении концертов, киносеансов, выставок; помощь в написании писем, оформлении документов, в том числе при обмене и приватизации жилых помещений, и т.д.

Социальная работа с инвалидами

Человек с инвалидностью очень часто встречается с трудностями, которые способствуют его удалению от общества и замыканию в себе, формируя "проблемное поле", в котором присутствуют: ограниченный доступ к учреждениям культуры и спорта; дефицит общения; отсутствие организации досуга. Культурно-досуговую деятельность инвалидов составляет общение, отдых, вечера встреч, прогулки, физкультурно-оздоровительная деятельность (игра в шашки, шахматы, дартс, теннис и др.), интеллектуально-познавательная деятельность активного (чтение, экскурсии, занятия в кружках, студиях, издание газеты) и пассивного характера (просмотр телевизора, прослушивание музыки и др.), любительская деятельность прикладного характера (шитьё, фотодело, тестопластика, конструирование, моделирование), активная общественная деятельность. Роль специалиста социальной работы, создать условия для активного приобретения знаний и умений, раскрывающих способности и возможности инвалидов, активизирующих и стимулирующих их участие в личностно значимой культурно-досуговой деятельности.

Технология социальной адаптации инвалидов может реализовываться и с помощью таких форм, как игра, социальный тренинг, экскурсия, беседа. Игра как форма технологии социальной адаптации инвалида имитирует реальную социальную среду, в которой инвалид может оказаться в действительности. В процессе социальной адаптации граждан с ограниченными возможностями здоровья широко применяются различные виды деловых игр: имитационные игры, "деловой театр" и др. В целом социальная адаптация как технологический процесс, позволяет: включить инвалида в малую группу, помочь ему усвоить сложившиеся нормы, отношения, образцы поведения, развить умения и навыки общения, включится в доступную для него социально-профессиональную сферу.

Технология социальной терапии включает следующие методы: арт-терапию, сказкотерапию, трудовую терапию и др. Специалист по социальной работе, осуществляющий арт-терапию, специально подбирает - картины, музыку, литературные произведения.

Таким образом, применение различных технологий социальной работы способствует самовыражению, самоутверждению инвалида и позволяет ему освоить социальные умения и навыки. Созданные клиентом в процессе технологий социальной работы творческие работы и их признание окружающими повышают его самооценку, уровень его самопризнания.

Социальная работа с малообеспеченными гражданами

В сложившихся социально-экономических условиях социальная защита направлена на адресную поддержку отдельных слоев и групп населения, наиболее в ней нуждающихся. Под категорию малообеспеченных чаще всего попадают: семьи с низким денежным доходом на члена семьи (чаще всего это многодетные семьи); граждане, потерявшие кормильца; матери, воспитывающие детей в одиночку; инвалиды; престарелые; пенсионеры, получающие недостаточную пенсию; студенты, живущие на стипендию; безработные; лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов и иные категории граждан. Все эти люди нуждаются в социальной защищенности со стороны общества, государства.

Малообеспеченные граждане испытывают состояние бедности, при котором у человека или социальной группы (семьи) основные потребности, необходимые для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности, не могут быть полностью удовлетворены по причине отсутствия или недостаточности средств.

В качестве основного критерия определения уровня бедности населения в Российской Федерации выступает прожиточный минимум. Социальная работа с малообеспеченными и одиноко проживающими гражданами осуществляется с помощью индивидуальных и групповых форм социальной работы. К индивидуальным можно отнести первичный прием, консультирование и т.д. К групповым: социальный патронаж. В ходе первичного приема специалист по социальной работе проводит сбор информации о причинах, которые привели к низкому имущественному статусу или бедности клиента. Он рассказывает гражданину о видах государственной социальной помощи, перечисляет и объясняет требования к оформлению документов, необходимых для получения социальных услуг. Специалист, по социальной работе уточняет у человека следующую информацию: его возраст, фактическое и реальное место проживания, семейное положение. Со слов клиента (при отсутствии документов: справки с места работы, свидетельств о рождении детей) вносится сведения о месте работы, наличии детей в возрасте до 18 лет. Все эти данные специалист по социальной работе заносит в журнал регистрации. На повторную консультацию гражданин должен предоставить все документы, необходимые для оказания ему государственной помощи. Специалист по социальной работе разъясняет клиенту, как оформить заявление на предоставление социальных услуг и договаривается с ним о дате проведения социального патронажа.

Особой формой социального обслуживания на дому, является социальный патронаж, который предполагает посещение клиентов с диагностическими, социально-реабилитационными целями. Данная форма социальной работы раскрывает ресурсы малоимущего гражданина, способствующие выходу из трудной жизненной ситуации. При оказании социальной помощи малообеспеченным гражданам используется первичный и плановый социальный патронаж.

Первичный социальный патронаж осуществляется для выявления, постановки на учет и оказания экстренной помощи клиенту. Плановый социальный патронаж позволяет выявить возможные изменения, которые произошли у малообеспеченного гражданина со времени последнего посещения.

Специалист по социальной работе во время определения среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывает сумму доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи. Специалист по социальной работе во время консультирования принимает у клиента все документы (справки: о составе семьи, о размере заработной платы, о размере пенсии, стипендии и др.) проводит их первичную экспертизу. Затем проверяется наличие печати и подписи ответственных лиц, заверявших документы, отслеживается, правильно ли оформлено клиентом заявление об оказании ему государственной социальной помощи, отражены ли в нём все источники дохода. Специалист по социальной работе вправе проверить следующие сведения, указанные гражданином в заявлении об оказании ему государственной социальной помощи: месте жительства или пребывания семьи или одиноко проживающего клиента; доходах; степени родства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства; имуществе, принадлежащем гражданину на праве собственности.

Далее специалист, по социальной работе определив среднедушевой доход семьи или одиноко проживающего гражданина, назначает вид государственной социальной помощи, а именно социальное пособие, социальные доплаты к пенсии, субсидии, услуги и жизненно необходимые товары или иные меры социальной поддержки. В некоторых регионах страны введен такой вид адресной социальной помощи малообеспеченным одиноко проживающим гражданам как благотворительное горячее питание. Пожилые люди, инвалиды, лица с заболеваниями психоневрологического профиля и попавшие в экстремальные ситуации могут посещать социальные столовые. Для клиентов, имеющих ограничения в передвижении, горячие обеды и полуфабрикаты доставляются на дом. Специалисты по социальной работе проводят ярмарки изделий, изготовленных на предприятиях общественных организаций инвалидов, мастерских центров социального обслуживания населения, социально-реабилитационных учреждений. Данная форма социальной работы с малообеспеченными гражданами позволяет им получить прибыль от продажи изделий, сохранить и увеличить для них рабочие места, дает людям возможность чувствовать себя способными трудиться и создавать изделия, пользующиеся спросом.

Социальная работа с мигрантами

Миграция населения - это характерная черта современного развития общества. Мигрантом называют человека, покинувшего место своего постоянного проживания более чем на шесть месяцев под влиянием выталкивающих или притягивающих факторов. Социальная работа с мигрантами строится в соответствии с основными направлениями Государственной миграционной политики, целью которой является эффективное управление миграционными процессами для устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, обеспечение ее национальной безопасности, геополитических интересов, прав и свобод человека и гражданина. Но не все категории мигрантов в равной степени могут рассчитывать на социальную поддержку со стороны государства. В Российской Федерации к социально поддерживаемым категориям мигрантов относят: студентов - мигрантов; вынужденных переселенцев и беженцев; высококвалифицированных трудовых добровольных мигрантов; легальных мигрантов, относящихся к социально ущемленным слоям населения (многодетные семьи, инвалиды, дети, пожилые люди).

Целями социальной работы с социально одобряемыми категориями мигрантов являются: с одной стороны, повышение социального статуса и улучшение положения мигранта; а с другой - воздействие на среду, в которую они включаются. Результатом должно стать “примирение" с новой социальной средой, интеграция в ней. социальная поддержка легальных мигрантов направлена на смягчение трудной жизненной ситуации, создание условий для их успешной адаптации и интеграции в принимающее общество. Значительно сложнее положение нелегальных мигрантов. в их отношении государство придерживается двух основных линий: во-первых, облегчение процедуры получения легального статуса мигранта на территории страны (в первую очередь для мигрантов из стран СНГ); во-вторых, контроль и выдворение нелегальных мигрантов.

Другая категория мигрантов, это студенты - мигранты. Важным видом социальной поддержки студентов - мигрантов является их жилищное обеспечение на период учебы в вузе или сузе. Студенческие общежития являются обязательным атрибутом учебных заведений профессионального образования. Одной из важных форм социальной поддержки студентов-мигрантов является их социально-экономическая поддержка, осуществляемая в форме стипендиального обеспечения. Другой формой социальной поддержки студентов можно назвать введение компенсаций за транспортные расходы в виде льготных проездных билетов на городские и пригородные (для студентов, включенных в маятниковые миграции) маршруты.

Роль социального работника является организация социально-психологической поддержки данной категории студентов. В качестве основных целей социально-психологической поддержки студентов-мигрантов выделяют: психологическое обеспечение свободного и гармоничного развития личности в процессе адаптации к изменившимся социальным условиям жизнедеятельности; предупреждение негативных тенденций в психологии студентов-мигрантов, преодолении трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с окружающими.

Таким образом, в социальной работе, в отношении студентов-мигрантов уделяется большое внимание, как на федеральном, так и на региональных уровнях, а также на уровне конкретных учебных заведений. В целом категорию студентов-мигрантов в современной России можно назвать наиболее социально защищенной группой.

3. Социализация и конформизм личности

В социологии личность рассматривается как итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия "социализация".

Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация - это процесс становления социального "Я". Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает их в зависимости от своих качеств. Смыслом процесса социализации на ее ранних стадиях является поиск своего социального места.

В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации - это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.

Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп институтов. Вторичные агенты - это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.

Каждый агент социализации дает для личности то, чему в ее становлении может научить и воспитатель. Агенты первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узко специализированно ибо каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами, каждый этап которых сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией. Десоциализация - это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация - это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения в замен старых.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З . Фрейд . По Фрейду, личность включает три элемента: "ид" - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; "эго" - осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и "суперэго", или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. Фреид выделял ряд психологических механизмов социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Идентификация - это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Основное влияние здесь оказывает ближайшее окружение ребенка. Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. Чувства стыда и вины тесно связаны с друг другом и почти неразличимы, однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентированно на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.

Теория "зеркального Я" американца Ч. Кули, зафиксировав воздействие на формирование личности окружающей среды, отмечает избирательный характер поведения личностей. В зависимости от ситуации личность адаптируется к ситуации, избирая для себя определенную роль (победитель, жертва, нейтралитет). Согласно выбранной роли личностью избираются ценности, которыми она руководствуется в процессе социализации.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Слово "Конформизм" в обыденной речи означает приспособленчество или, более точно - соответствие некоему признанному или требуемому стандарту. Противоположным понятием является независимость, самостоятельность человека, который сам вырабатывает определенное мнение и отстаивает его перед другими.

Конформность как социально-психологическое явление необходимо отличать от некоторых других, внешне похожих явлений. Так, единообразие общественных верований, ценностей и привычек может объясняться разными причинами и вовсе не обязательно связано с социальным давлением. Понятие конформизма применимо только к определенному способу разрешения конфликта между индивидом и группой, мерой конформности является степень подчинения индивида групповым стандартам и требованиям. Это подчинение может быть только внешним: индивид не меняет своих взглядов, но не высказывает своих разногласий вслух, делая вид, что принимает позицию группы (лицемерие). В этом случае, как только давление прекращается или как только индивид выходит из-под контроля соответствующей группы, он снова действует в соответствии со своей личной установкой. Гораздо сложнее и глубже "внутренняя" конформность, когда человек под давлением группы меняет свое первоначальное мнение, усваивая мнение большинства. Чем определяется степень конформности и какую социальную функцию она выполняет? Прежде всего, степень конформности зависит от характера соответствующей ситуации, как объективной, так и субъективной. Люди не делятся на конформистов и независимых по природе, и реакция каждого человека на групповое давление будет различной в зависимости от конкретных условий. Так, имеют значение состав и структура группы, значимость (авторитетность) группы для индивида и его собственное положение в группе, значимость обсуждаемых вопросов, насколько они затрагивают непосредственные интересы испытуемого и насколько он к ним подготовлен, степень авторитетности участников взаимоотношения и т.д.

Расхождение с авторитетным коллективом, принадлежность к которому существенна для ролевой структуры личности, неизбежно затрагивает и ее ценностные ориентации, и ее самоуважение. Личность не есть простая функция частной социальной роли или ситуации, в каждом нашем поступке аккумулирован весь наш осознанный и неосознанный жизненный опыт. Человек, воспитанный преимущественно в духе беспрекословного подчинения дисциплине, обнаружит меньшую склонность к независимости, чем тот, в ком с детства воспитывали привычку к инициативе и самостоятельности. И дисциплина, и самостоятельность - это социальные ценности, и их соотношение в том или ином обществе зависит не столько отличных качеств индивидов, сколько от типов общественных отношений.

В сфере познавательных функций конформисты обнаруживают менее развитый интеллект, чем независимые; для них характерна негибкость мыслительных процессов и бедность идей. В сфере мотивации и эмоциональных функций конформисты обнаруживают меньшую силу характера, меньшую способность владеть собой в напряженных условиях; для них характерна большая эмоциональная скованность, подавленные импульсы, склонность к беспокойству.

В сфере самосознания конформисты склонны к явно выраженным чувствам личной неполноценности и неудачи. Им не хватает веры в себя. Их представление о самих себе более поверхностно и менее реалистично, чем у независимых.

В сфере межличностных отношений для конформистов типична повышенная озабоченность мнением о них других людей. В своих отношениях с людьми они обнаруживают большую пассивность, внушаемость, зависимость от других. В то же время их отношения к другим людям характеризуются недоверчивостью и настороженностью, а способность правильно судить другого человека ниже, чем у независимого субъекта.

Таким образом, высокая степень конформизма оказывается связанной с общим догматизмом, авторитарностью, стереотипностью мышления. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определенные образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека.

Заключение

Проблема социальной адаптации одна из самых фундаментальных междисциплинарных научных проблем, которая изучается как на педагогическом, психологическом, так и на социально-экономическом, медико-биологическом и других уровнях.

Адаптация - приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Сам процесс адаптации связан с перестройкой функций тех или иных органов, механизмов, с выработкой обновленных навыков, привычек, качеств, что приводит к адекватности личности и среды. Адаптационный процесс характеризуется двойственностью. В нем приобретаются новые возможности и одновременно перестраиваются уже имеющиеся. Сохранение эффективности деятельности происходит благодаря готовности к привыканию в других ситуациях.

Из всего выше сказанного отметим что, только человеку свойственно создавать определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде. Человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации. Только человек способен с помощью особой технологии целенаправленно контролировать и регулировать процесс социальной адаптации, варьировать при этом свое поведение при изменении условий и обстоятельств.

Список использованной литературы

1. Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред.В.А. Сластенина. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 264 с.

2. Басов Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения. М., 2010.

3. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: учеб. пособие / Г.И. Климантова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2004. - 132 с.

4. Основы социальной работы: учебник / отв. ред.П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 268 с.

5. Социальная работа / под общей ред. проф.В.И. Курбатова. Серия "Учебники, учебные пособия". - Ростов н/Д: "Феникс", 1999. - 576 с.

6. Технологии социальной работы: учебник / под общ. ред. проф.Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 400 с.

7. Технология социальной работы/ Под ред. Зайнышева И. - М.: Владос, 2002. - 49-54c.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Концепция социальной защиты людей пожилого возраста. Основные проблемы и потребности лиц с ограниченными возможностями (инвалидов). Распространенные сложные ситуации, создающие проблемы в жизни пожилого человека. Формы и методы работы с пожилыми людьми.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Сущность социальной адаптации первокурсников. Типология социальной адаптации в социологической науке. Основные проблемы социальной адаптации. Особенности адаптации студентов при поступлении в ВУЗ. Студенческий совет как средство адаптации первокурсников.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2012

    Социальный статус человека в старости. Качество жизни пожилых людей как социальная проблема. Нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми. Социальное и пенсионное обеспечение пожилых людей. Формы и методы технологий социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2012

    Сущность понятий "социальная адаптация", "дезадаптация", "девиантное поведение". Возрастные особенности подростков. Диагностика уровня социальной адаптации подростков. Рекомендации по социально-педагогической коррекции поведения подростка в семье.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2010

    Понятие и стадии социальной адаптации, её уровни и виды. Характеристика половозрастной социальной адаптации. Типология механизмов социальной адаптации личности. Специфические моменты технологии социальной работы по регулированию адаптивных процессов.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Место адаптации в содержании социальной работы, ее виды и свойства. Проблемы социальной адаптации в теории и практике социальной работы. Роль молодежи в современном российском обществе и методы ее социальной адаптации с помощью специальных программ.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2009

    Пожилые люди как социальная общность. Формы и методы работы с пожилыми людьми. Виды социальных услуг и опыт оказания социальной поддержки пожилым людям на примере отделений дневного пребывания комплексных центров социального обслуживания населения.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2015

    Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты населения. Проблемы по совершенствованию работы с пожилыми людьми в ТЦСО "Новогиреево". Технологии социальной адаптации молодых пенсионеров. Организация школ психологической устойчивости пожилых людей.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2016

    Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект социальной работы. Законодательство в области социальной работы с детьми-инвалидами. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. Социальная адаптация как цель социальной политики.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2015

    Работа с детьми и семьями группы риска как социально-педагогическая проблема. Практика социальной работы комиссии по делам несовершеннолетних с детьми и семьями группы риска. Отклоняющееся поведение в разрезе микросоциума.

Технология социальной адаптации.
Соц адаптация - адаптивные процессы в соц раб и методика их регулирования
Адаптация - приспособление, впервые термин применен в медицине в 1860 году
В широком смысле адаптация - взаимодействие человека с институтами (их подчинение человеку)
В узком: приспособление человека к чему либо (к политике, экономики, экологии)
Процесс адаптации имеет две стороны:
1. объективная - не зависит от воли и сознания человека; человек в процессе своей жизни приобретает различные соц свойства
2. субъективная - приобретение соц свойств в зависимости от его соц статуса, психологического и физического здоровья.
Процесс соц адаптации - процесс освоения относительно стабильных условий соц среды, решения повторяющихся типичных проблем путем использования принятым способом соц пояснения, действий.
Влияет на процесс адаптации (механизм соц адаптации)
1. ОТ ОБЪЕКТА (клиента)
— соц положение и активность
— здоровье (психологическое и физическое)
— умения и навыки работы
— желание и возможности
— коммуникабельность
Если этих качеств у объекта нет то он уходит в себя. Теряет статус, становится маргиналом
2. ОТ СУБЪЕКТА (то что работает на клиента)
— соц институты (семья, трудовые, студенческие коллективы)
— морально психологический климат общества
— экология
— соц эконом положение в обществе
— СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА
— военные конфликты
— безработица, бездомность
— миграция населения
3. ДЛЯ ДЕТЕЙ
— отсутствие получения качественного образования (плата)
— отсутствие качественного здравоохранения
— отсутствие проведения качественного досуга, спорт
Адаптация проявляется:
1. Через смену ориентации человека
2. Через соц деятельность, общение и самосознание

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ведущий специфический механизм в организации адаптации человека в единстве его составляющих сторон:
— общение
— учение
— труд
— игры
Все это позволяет осуществить полную включенность в соц среду.
Механизм адаптации в соц деятельность включает:
1. нужды индивида (осознание потребностей, которые являются мотивами принятия решения и побуждают к действию и соц адаптации). В зависимости от достигнутых результатов механизм может повторяться, но на другом качественном уровне
Проблемы соц работника: в случае неудачи найти слабую, недостаточно эффективную сторону механизма, внести коррекцию.
Пример:
— ввести человека в новый коллектив
— для эмигрантов: ввести их в жизнь, традиции, обычаи данной местности.

Социальное общение - механизм соц адаптации, направленный на расширяющий круг усвоения соц деятельности, при контакте с другими индивидами или соц группами.
На адаптацию влияет - пол, возраст, соц статус личности и тд.
Это не только вид деятельности и потребность, но и взаимодействие соц работника с клиентом, которое необходимо расширять в системе соц практики. Самый главные механизм в соц практике - самосознание личности - механизм адаптации самой личности. При этом осущ формулирование и осмысление своей соц принадлежности и принятие решений. Самосознание личности следует понимать как единый процесс общения и самосознания, соц деятельности индивида.

Термин «адаптация» в переводе с латинского означает приспособление. Социальная адаптация - приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе системой норм и ценностей. Социальная адаптация осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, включающих меры общественного и государственного принуждения. В социальной работе популярность технологии адаптации обусловлена наличием проблем социальной дезадаптации в различных социальных стратах общества. Дезадаптация - разрушение адаптивных, приспособительных механизмов. Социальная дезадаптация - разрушение жизненных планов, неготовность к функционированию в социальной ситуации.
Выделяют два крайних варианта общения человека с окружающим миром:

  1. адаптация к внешним условиям;
  2. приспособление и изменение окружающей среды.
Первоначально человек приспосабливается сам, а затем предпринимает попытки по изменению окружающей среды для достижения большего комфорта. Социальную адаптацию можно одновременно рассматривать как процесс, результат и как социальную технологию. Социальная адаптация как процесс - это приспособление личности или социальной группы к среде жизнедеятельности. Результат социальной адаптации - это показатель социализации личности. Результатом социальной адаптации является определенный тип взаимоотношений между человеком и окружающей средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон. В результате социальной адаптации индивид получает возможность выживания, а макросреда трансформируется и вступает в новую стадию динамики. Социальная адаптация как социальная технология - это технологический процесс, посредством которого достигаются определенные цели со-
циалъной работы. Социальная адаптация - сложный и многоуровневый процесс, который осуществляется в различных общественных сферах и областях деятельности человека. Можно выделить профессиональный, социально-ролевой, социально-организационный, социальнопсихологический, бытовой, досуговый, политический и экономический уровни социальной адаптации, а также адаптацию к формам общественного сознания (идеология, философия, наука, религия, искусство, мораль, нормы) и адаптацию к природной среде. Последнее является предметом социальной экологии, где рассматриваются различные исторические и социокультурные формы взаимодействия человека с экосистемами, а также прогнозируются последствия господствующего в современном обществе подчиняющего и нерационального типа отношения общества к природе..
Для более полного раскрытия темы процесс социальной адаптации целесообразно рассмотреть на трех уровнях:
  1. Макроуровень - физическое и социальное пространство а целом. На данном уровне рассматривается адаптация личности, Социальных слоев, общества в целом к особенностям природной экосистемы, к элементам искусственной среды, техносферы, к особенностям социально-экономической, политической, социокультурной сфер общества.
  2. Мезоуровень - социальная группа, коллектив, окружение человека, семья. Здесь происходит адаптация человека или, напротив, нестыковка интересов человека с нормами социальной группы, производственным коллективом, соседской общиной, учебной группой и т. д.
  3. Микроуровень - семья, ближайшее окружение. На данном уровне происходит адаптация или взаимная адаптация членов семьи друг к другу и к особенностям семейного микроклимата.
4. Миниуровень - это сам индивид, его внутрилично- стная адаптация - стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции, собственной Я-концеп- ции и ее оценки с позиции других людей.
Среди факторов социальной адаптации особое внимание следует обратить на биологические, физиологические, психические свойства и свойства социального развития личности, которые во многом определяют характер и способности человека к адаптации. По этим критериям выделяют следующие типы личности: высокоадаптивный, среднеадаптивный, низкоадаптивный, дезадаптивный. Однако макро- и микросреда находятся в постоянном взаимодейк ствии и неразрывной связи, следовательно, особенности макросреды в той же степени влияют на формирование типа личности. Социальная адаптация индивида зависит как от его личностно-субъективных свойств, так и от внешне-объективного фактора. Если условно обозначить разновидности социальной среды и внутренние характеристики личности знаками плюс и минус (С+), (С-) и (Л+), (Л-), то можно представить характер и особенности социальной адаптации в виде таблицы, где (Л+) это личность с положительной направленностью, устоявшимися взглядами, ценностями и ориентациями, (Л-) это личность с устойчивой антиобщественной индивидуалистической направленностью, отрицательными, девиантными взглядами и установками, (С+) - внешняя среда с положительной направленностью, где господствуют социально одобряемые и гуманные образцы поведения, и (С-) - среда с отрицательной направленностью, которая носит девиантный, часто преступный характер, то можно представить характер и особенности социальной адаптации в виде таблицы.

Таблица 2.1 Характер и особенности социальной адаптации
Таким образом, именно сущность социальной среды часто оказывается доминирующей и определяет характер социальной адаптации. Адаптация личности к новой социальной среде включает 4 стадии:
J. Начальная стадия - индивид знает, как он должен вести себя в новой социальной среде, но в своем сознании полностью не признает ее ценностей и в чем-то их отвергает, придерживаясь прежней системы.

  1. Стация терпимости - индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей друг друга.
  2. Аккомодация - признание и принятие индивидом основных систем ценностей новой социальной среды при одновременном признании ценностей и потребностей индивида новой социальной средой.
  3. Ассимиляция - полное совпадение систем ценностей индивида и среды. Существует полная и частичная ассимиляция.

Социальная адаптация часто рассматривается в контексте культуры общества и поведения индивида в рамках другой культуры.
Американский антрополог Ф. Бок отмечает, что культура в самом широком смысле слова - это то, из-за чего ты становишься чужаком, когда покидаешь свой дом. Когда ты в своей группе среди людей, с которыми разделяешь общую культуру, тебе не приходится обдумывать и проектировать свои слова и поступки, ибо все вы - и ты, и они - видите мир в принципе одинаково, знаете, чего ожидать друг от друга. Но, пребывая в чужом обществе, ты будешь испытывать трудности, ощущение беспомощности и дезориентированности, что можно назвать культурным шоком. Культурный шо^ это по сути конфликт двух культур на уровне индивида.
По мнению Бока, существует 5 способов разрешения этого конфликта

  1. Геттоизация (гетто). Человек прибывает в другое общество, но старается или оказывается вынужден из- за незнания языка, собственной робости, вероисповедания избегать всякого соприкосновения с другой культурой. В любом западном городе существуют замкнутые районы гетто, населенные представителями других культур (китайские, турецкие, русские кварталы).
  2. Ассимиляция противоположна героизации. Здесь индивид полностью отказывается от своей культу. ры и стремится впитать в себя новую. Затруднения
бывают и в данном случае, причиной их может стать либо недостаточная пластичность самого ассимилирующегося, либо сопротивление культурной среды, членом которой он пытается стать.
  1. Промежуточный способ преодоления конфликта состоит в культурном обмене и -взаимодействии. Для того, чтобы обмен осуществлялся адекватно, нужны благожелательность и открытость обеих сторон, что встречается довольно редко, особенно если стороны
    изначально не равны, например, коренные жители-эмигранты.
  2. Частичная ассимиляция - индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды частично. В одной из сфер жизни, на работе он руководствуется нормами доминирующей культурной среды, а в семье и на досуге, в религиозной сфере - нормами своей традиционной культуры.
  3. Колонизация - когда представители чужой культуры, прибыв в страну, активно навязывают населению свои собственные ценности, нормы и модели поведения. Другой формой колонизации является распространенная практика помощи слаборазвитым странам (строительство фабрик ведет к внедрению в жизнь коренных жителей новых моделей социальной и технологической организации, а также вносит изменения в культуру организации общества в целом).
Применение технологий социальной адаптации в социальной работе определяется ее основными задачами и актуальностью социальной проблемы. Проблема социальной адаптации остро стоит среди такой категории населения, как дети-сироты и воспитанники детских домов. По мнению специалистов, зачастую условия, в которых живут дети-сироты, тормозят их умственное развитие, искажают развитие личности, ее самоопределение, что впоследствии затрудняет социальную адаптацию в будущей личной жизни. Разрешение таких проблем, как смутное представление этих детей о будущей половой роли в семье и о профессии, отсутствие знаний о половой идентификации и индивидуализации, затрудняет формирование полоролевых, нормативных ориентаций в будущей жизни. Эти проблемы могут преодолеваться путем интенсивной, качественной и комплексной работы социальных работников и психологов методами психологической и игровой коррекции, интеграции детей в условия естественного социума, снятия социальных барьеров, ведущих к изоляции детей, лишенных попечения родителей.

Проблема социальной адаптации важна и для других категорий населения. Бывшие осужденные сталкиваются с проблемой восстановления социального статуса и социально значимых навыков - умение зарабатывать, обеспечивать себя и своих близких, умение общаться в рамках социально принятых образцов взаимодействия и т. д. В работе с этой категорией населения социальная адаптация считается успешной, если бывший осужденный налаживает прочные социальные связи, искореняются пороки поведения и прерываются негативные связи.
Также одной из задач социальной работы является адаптация лиц, страдающих различными психическими и соматическими заболеваниями, индивидов, потерявших определенный социальный статус (беженцы, мигранты, бомжи). В зависимости от контингента населения, охватываемого социальной работой, меняются и содержание процесса социальной адаптации, формы и методы проводимой работы. Особое внимание следует обратить на вопросы социальной адаптации людей с умственной отсталостью. Итогом социальной адаптации этой категории людей является их вовлечение в доступную им социально-профессиональную сферу и приобретение социального опыта. Все более важный характер приобретает процесс социальноадаптивной работы с пожилыми, что во многом связано:
» с изменением демографической ситуации в стране, увеличением числа лиц старших возрастных групп f

  • изменением традиционных форм семьи, увеличением числа одиноких граждан.
  • трансформацией структуры нашего общества, переходом от ориентированности на использование человеческих ресурсов ради достижения всеобщих идеалов к новым гуманным установкам, когда каждый человек независимо от его способностей приносить пользу государству имеет право на достойную жизнь, является ценностью.
Обсуждение проблем социальной адаптации в пореформенный период связано с такой важной особенностью

взаимодействия личности и общества, как несинхронный характер общественных и индивидуальных адаптивных реакций. Основной причиной своеобразного адаптивного лага последних оказывается необходимость затрачивать некоторое время на преодоление разнообразных, разноуровневых адаптивных барьеров, способных затруднить, а в ряде случаев - помешать осуществлению социальных приспособительных процессов.
Барьеры, тормозящие адаптацию, целесообразно разделить по их месту в адаптивном взаимодействии в системе «личность - общество» на индивидуальные (характеризующие особенности адаптирующейся личности), информационно-адаптивные (затрагивающие адаптивное инфовзаимо- действие) и ситуативные (связанные с качественной спецификой адаптивного воздействия социальной среды).
Адаптивные (приспособительные) барьеры отражают систему объективныхи субъективных, внутреннихи внешних факторов, которые тормозят или затрудняют адаптацию личности (группы) кразноуровневым адаптивным ситуациям. Барьеры вступают в действие в тот момент, когда реальная ситуация превращается в адаптивную, т. е. в момент получения субъектом значимой информации об изменениях социальной среды. Предлагается следующая номенклатура адаптивных барьеров:

  1. возрастной;
  2. эмоционально-психологический;
  3. мировоззренческий;
  4. знаковый;
  5. тезаурусный;
  6. контрсуггестивный;
  7. ситуативный (включающий в себя наибольшее количество переменных, непосредственно влияющих на приспособительные процессы в социальной среде);
  8. национально-культурный;
  9. режимный;
  10. временной;
  11. дискретного сознания.
Разумеется, здесь перечислены не все, а лишь наиболее активные адаптивные барьеры.
Остановимся на путях минимизации барьера дискретного сознания и роли индивидуальной системы значения человека в этом процессе. Преодоление дискретности сознания как информационно-адаптивного барьера необходимо начинать с корректировки «информационного ядра» индивидуальной системы значения личности. Понятие «индивидуальная система значений» (далее: ИСЗ) было предложено Я. Рейковским для фиксирования индивидуальных результатов накопления и упорядочения информации. По Я. Рейковскому, ИСЗ личности служит основой того, «что человек замечает и как понимает то, что замечает (ориентационные процессы), как он оценивает замеченное и какие эмоции вызывает то, с чем он сталкивается {эвалюативные и аффективные процессы), чего желает и к чему стремится». Накопленная и упорядоченная личностью в процессе социализации информация служит основным источником формирования ИСЗ. Основная сложность состоит в том, что из всего многообразия идеологических взглядов, теорий и традиций человек сам отбирает те, которые позволяют ему сформировать собственное непротиворечивое миропонимание. Размышляя о субъективной природе индивидуального выбора, Н.Д. Арутюнова пишет: «Человек не может быть склонен к объективному анализу явлений и событий, но он обычно придерживается вполне определенной системы ценностей, убежден в ее непреложности и твердо делит все то, что так или иначе его затрагивает, как, впрочем, и то, что его не касается, на хорошее и плохое: добро и зло, счастье и несчастье, благо и беду, соответствующее его интересам или мешающее ему достигнуть цели». Известно, что ИСЗ личности - это открытое образование, которое постоянно испытывает на себе разнообразные информационные воздействия. ИСЗ будет оставаться в неизменном виде до тех пор, пока она помогает упорядочивать новый опыт (информацию) человека, а также в том случае, если рефе
рентная группа, к которой принадлежит субъект, придерживается этой системы и продолжает ее практиковать. Здесь фактически появляется возможность вести речь о некой «критической массе» новой информации, набрав которую, человек уже не может мириться с существованием ИСЗ в неизменном виде. Сейчас индивидуальные системы значений миллионов россиян перестали их удовлетворять, поскольку традиционная мировоззренческая информация, лежащая в их основе, устарела, а новая информация, частично прорвав мировоззренческий информационный барьер, достигла «критической массы», парализовав тем самым работу ИСЗ, утративших способность адекватно упорядочивать вновь поступающую информацию. Возник антагонистический конфликт между «информационным багажом» старой ИСЗ и новой адаптивной ситуацией в реформируемом обществе. Причем в данном случае мы сталкиваемся с выраженным непродуктивным конфликтом: устаревшая мировоззренческая информация прочно блокирует любые попытки человека адаптироваться - настолько стойкой бывает реакция отторжения всего того, что расходится с привычными представлениями, лежащими в основе ИСЗ. В результате если общество не сумеет гуманно, ненасильственно, применяя новейшие информационные технологии, модернизировать ИСЗ миллионов людей, оно может потерять надежду на возможность преодоления инерции насилия и дискретного сознания.
Проблема социальной адаптации существует практических для всех категорий населения. Критическая ситуация связывается с участниками вооруженных конфликтов, жертвами локальных войн, мигрантами и беженцами, безработными и инвалидами. Существуют особенности социальной адаптации женщин, переживших стрессовую ситуацию, подростков и детей, пострадавших от жестокого обращения.

ЛЕКЦИЯ: Социальная адаптация как технология социальной работы

В процессе изучения темы крайне важно, во-первых, узнать сущность понятия “социальная адаптация” ”, во-вторых, детально изучить вопрос о закономерностях, условиях, видах, структуре социальной адаптации. Дальше перейти к изучению форм и методов работы по урегулированию адаптационных процессов.

Разнообразные социальные проблемы требуют от социального педагога предоставления помощи с целью достижения социальной адаптации детей, молодежи, отдельных личностей разного возраста͵ групп, социальных слоев населœения. Социальные педагоги и социальные работники должны регулировать механизмы взаимоотношений человека с внешней средой, социальными институтами (семьи, системы образования, средств массовой информации).

Термин “адаптация” происходит от лат. слова adaptatio – приспособление. Важным заданием адаптации является выживание человека через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды.

Выделяют четыре вида адаптации :

1) биологическую , которая характеризует процессы приспособления человека к природной среде. Большое теоретическое значение для исследования биологической адаптации имели положение Ч.Дарвина, И.М. Сеченова;

2) физиологичную – оптимальное приспособление человеческого организма к окружающему миру. Исследовали данный вид адаптации И.П. Павлов, А.А. Ухтомский;

3) психологическую – психическая организация, индивидуально-личностное приспособление;

4) социальную – приспособление к социальным отношениям, требованиям, нормам социального уклада. Социальная адаптация является важным механизмом социализации и представляет собой процесс, который по-разному влияет на личность, побуждает ее к выбору механизмов действия в определœенный жизненный период. Этот процесс может происходить на трех уровнях:

а) на уровне макросреды, что будет характеризовать адаптацию личности к социальному, экономическому, политическому, культурному, духовному развитию общества;

б) на мезоуровне – адаптация человека в социальной группе (семья, класс, производственный коллектив и т. п.);

в) на микроуровне – индивидуальная адаптация, стремление к гармоничным отношениям.

Поскольку человек входит в разнообразную систему социальных отношений (личностных, межличностных, интимных, производственных, деловых, профессиональных, экономических, религиозных), то и типы адаптации бывают разными: бытовая, экономическая, политическая, религиозная, научная, интимная и др.
Размещено на реф.рф
Любой вид адаптации требует от человека определœенных способностей, а в связи с этим зависит от ее индивидуально-личностных свойств; от тех, кто организует социальную, социально-педагогическую, социально-психологическую службу.

Адаптация социальная - ϶ᴛᴏ процесс и результат приспособления человека, группы к среде, которая изменяется, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий.

Адаптация происходит на всœех уровнях социальной жизни людей, становится универсальным средством преодоления жизненных кризисов, обеспечивает подготовку человека ко всœему новому, что происходит в его жизни, является средством гармонизации социальных отношений.

Л.Д. Столяренко отмечает, что “Социальная адаптация является целœеустремленным взаимодействием элементов сознания и поведения социального субъекта и ценностей системы внешней для него среды с целью установления между ними соответствия и преодоления противоречивых взаимоотношений”.

Главной целью адаптации является преодоление дисфункций социальной системы и гармонизация взаимосвязей субъекта со средой. В современных социально-экономических условиях успешной гармонизации людей мешает несогласованность между “культурными” и социальными структурами, что ведет к поиску девиантных способов удовлетворения потребностей, отхода от законных общественных способов удовлетворения потребностей и до псевдоадаптации. Девиантные формы поведения “лучше” (как не парадоксально) обеспечивают жизнедеятельность людей, чем законные, хотя они имеют негативное значение для общества (рекет, кражи, убийство с целью обогащения и др.).

Л.Д. Столяренко также попробовал объяснить механизм формирования социальной адаптации по двум основам: личностно-субъективной и внешне-объективной.

(С+) – микросреда с позитивной направленностью, (С-) – микросреда с негативной направленностью; личность: (О+) – с позитивной направленностью, (О-) – с негативной направленностью (антиобщественной, негативными взглядами и др.).

1. Успешная социальная адаптация – первый этап адаптации – (А+) – возможна при условиях взаимодействия позитивной личности и позитивной среды

(А+) = [(С+) ´ (О+)]

2. Второй тип механизма адаптации характеризуется несовпадением ожиданий – требований микрогруппы, коллектива и качеств личности. Возможные два варианта:

а) первый вариант с неустойчивой позитивной направленностью:

(А+) = [(С+) ´ (О-)]

в таком случае личность с антиобщественной направленностью имеет возможность усвоить правовые установки, перевести их в свои особенные качества, целые, поступки;

б) второй вариант – вход позитивной личности в среду с негативной моральной и правовой ориентацией, что характеризуется неустойчивой негативной направленностью:

(А-) = [(С-) ´ (О+)]

в данном случае макросреда формирует черты личности, которые не отвечают интересам общества, в результате взаимодействия, может произойти передача негативных образцов поведения, что в дальнейшем реализуется в противоправном поведении.

3. Третий тип механизма адаптации осуществляется тогда, когда отсутствуют позитивные социальные связи, которые закрепляют негативную направленность личности, то есть когда человек остается в антисоциальной, преступной среде:

(А-) = [(С-) ´ (О-)]

Приспособление личности к негативной криминальной среде принято называть “псевдоадаптацией”.

Эффективность адаптации обусловлена конечным результатом, который определяется показателями достижений субъекта͵ удовлетворением его в той или другой сфере деятельности.

С целью улучшения адаптации детей-сирот, детей, которые лишены родительской опеки, воспитанников интернатов, детских домов, создаются специальные программы, которые направлены на формирование у детей, подростков, юношей самостоятельности, контроля своего поведения, самообслуживание, ведение домашнего хозяйства, умение пользоваться деньгами, психологической готовности к профессиональной деятельности, к семейной жизни.

Не менее важные задачи встают перед социальным педагогом в работе с детьми и молодежью – инвалидами. Свою деятельность по социальной адаптации социальный педагог должен планировать с учетом усиления медицинской, бытовой, психологической, педагогической помощи. Важными формами социальной адаптации таких лиц является создание среды позитивного общения во время обучения, отдыха. Рекомендуются как индивидуальные, так и групповые формы работы. Следует заметить, что работа социального педагога в данном направлении нуждается в особенном внимании, она не может ограничиваться отдельными “актами заботы”, как праздники, конкурсы, благотворительные акции. Такая работа должна стать целœеустремленной, систематической, комплексной.

Дезадаптация - ϶ᴛᴏ несостоятельность индивида приспособиться к условиям и требованиям социального окружения.

Психологическая сущность социальной дезадаптации детей и подростков должна быть понятной лишь с установлением факторов, причин, которые ей способствовали:

1) семейный фактор, пьянство родителœей, безнадзорность детей, жестокость, отсутствие заинтересованности относительно детских проблем;

2) церебральная недостаточность, легкие дисфункции мозга: быстрая утомляемость, раздражительность, неспособность к длительным нагрузкам, ограниченность внимательности, имела количество хороших оценок – факторы, которые ведут к фрустрации, дискомфорта.

Приведем схематические категории дезадаптированных детей:

1. Трудновоспитуемые дети (причинами дезадаптации является сложности темперамента͵ легкие дисфункции мозга, нарушение внимания, недостаточное умственное развитие, особенности психолого-педагогической ситуации развития и воспитания).

2. Нервные дети, неспособные самостоятельно справиться с тяжелыми переживаниями, связанными с системой их отношений (родители, взрослые).

3. Трудные подростки , которые не умеют решать свои проблемы социально приемлемым образом.

4. Фрустрированные подростки – им свойственные стойкость формы саморазрушительного поведения опасного для их здоровья (алкоголизм, наркотики); духовного развития, факта существования (сексуальные отношения, домашние кражи), склонность к суициду, отсутствие смысла жизни.

5. Подростки-деликвенты , постоянно балансирующие границы позволенного и противоправного.

В науке определœены такие формы дезадаптации: запущенность, деприват, фрустрация, внутренний конфликт.

ЛЕКЦИЯ: Социальная адаптация как технология социальной работы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ЛЕКЦИЯ: Социальная адаптация как технология социальной работы" 2017, 2018.