Сопоставьте общественные. Сопоставьте сферу жизни общества и её проявления. Какие науки изучают общество

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле слова?

Понятию «общество» мы можем дать несколько определений.

Общество в широком значении слова включает в себя все способы взаимодействия людей в разных сферах общественной жизни: политической, экономической, правовой, духовной. С этой точки зрения обществом можно считать человечество в целом, население Земли во всем его культурном многообразии.

Общество в узком смысле слова - совокупность людей, устойчиво связанных между собой теми или иными видами взаимодействия. Это может быть определенная группа людей, объединенных общими целями, интересами, мировоззрением, происхождением (дворянское общество, общество охотников и рыболовов и т. п.).

2. Какова взаимосвязь общества и природы? В чём выражается специфика общественных явлений?

Взаимосвязь общества и природы очень значительная. Во-первых, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественный прогресс, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда. Во-вторых, и общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует и о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, и о пагубных её последствиях. Так, в своё время были осушены болота вокруг Флоренции, ставшие затем цветущими землями.

Специфика общественных явлений заключается в том, что в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. Есть и ещё одно обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры.

3. В чём заключается особенность человеческой деятельности?

Человек не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует её. В основе деятельности человека не биологическая программа поведения, а сознательно поставленная цель. Деятельность людей обеспечивается их взаимодействием, в процессе которого рождаются различные формы их объединения. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нём организаций (государство, церковь, система образования и др.), другие - сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь одновременно членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, спортивного и др.). Общество представляется как коллектив коллективов.

4. Какова связь между совместной деятельностью людей и формами их объединения?

Формы объединения образуются за счёт совместной деятельности людей. В любом обществе люди взаимодействуют, по крайней мере, должны это делать, чтобы обеспечивать для себя определённые условия. В результате таких взаимодействий настраивается связь, которая перетекает в формы объединения. Так между ними образуется прочная связь. Одно обеспечивает дорогу другому.

К общественным отношениям относятся многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Но не все связи, возникающие между людьми в процессе общения или совместной деятельности, относят к общественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: кто-то интересуется, когда будет нужная ему остановка, кто-то просит уступить место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям.

6. Раскройте разные смыслы понятия «культура».

Культура - это достижение человеческой мысли во всех сферах деятельности.

Она подразделяется на материальную и духовную.

Духовная культура - это достижения в живописи, литературе, поэзии. музыки и т. д.

Материальная культура - это достижения во всех сферах материального производства начиная от земледелия и кузнечного дела, заканчивая высокими технологиями. Само понятие культура в наиболее широком смысле означает всё созданное человеком: это сотворённая человеком вторая природа, которая как бы надстроена над природой естественной. Всё это порождает представление о том, что человек и общество в своей деятельности противопоставляются природе. Отношение к природе как к чему-то неоформленному, более низкому, чем культура, ставит человека в позицию завоевателя, покорителя природы.

7. Что исследователи относят к культурным универсалиям?

Исследователи относят к культурным универсалиям ценности или способы поведения, характерные для всех человеческих культур.

8. Какие науки изучают общество?

К наукам, изучающим общество относятся: философия, психология, обществоведение, история, биология, социология, культурология, экономика, правоведение, антропология и др.

ЗАДАНИЯ

1. На одном из уроков завязался спор. Николай утверждал, что раньше появился человек, а потом - общество. Ему возразила Ольга: человек становится человеком только в обществе, поэтому сначала возникло общество, а затем - человек. А как думаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

Я считаю, что человек и общество зародилось одновременно, ещё с древних пор нашим предкам свойственно было жить совместно, общинами. Человеку необходимо было выживать в тяжёлых условиях, где одному просто не под силу было справиться.

2. Римский философ Сенека (ок. 4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) говорил: «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Как вы понимаете это высказывание? Сопоставьте его с определением общества, приведённым в учебнике. Совпадают ли эти характеристики? Если современное определение общества отличается от данного античным философом, то в чём заключаются отличия?

На сегодняшний день понятие общества таково: общество - это совокупность людей. Однако это не простая сумма входящих в него индивидов, которых иногда называют «социальными атомами», а скреплённая многочисленными связями и отношениями. Но в современном обществе, где пропагандируется индивидуализм эти связи и отношения носят формальный характер, а ранее, действительно, каждый человек был связан с другим более сильными связями. В этом и заключается отличие.

3. Л. Н. Толстой писал: «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей - это самоубийство». Какая мысль в учебном тексте созвучна этому высказыванию писателя? Почему вы так считаете?

Человек становится человеком только в обществе. А если человек уходит от людей, то как человек он «умирает».

4. Относятся ли так называемые отрицательные ценности (правила поведения в преступном сообществе, производство порнографии и т. п.) к явлениям культуры? Свой вывод аргументируйте.

Да, отрицательные ценности также относятся к явлениям культуры, т.к. это признаки нашей сегодняшней культуры, то что создаётся в обществе нынешнем, в общественном сознании людей.

5. В 2011 г. на вопрос социологов «Как вы считаете, современное российское общество устроено в целом справедливо или несправедливо?» дали ответ «справедливо» 12% опрошенных, а «несправедливо» - 61%. Ещё 27% затруднились с ответом (опрос ФОМ, 24.11.2011 г.). А как считаете вы? Объясните своё мнение.

Чаще всего справедливое общество описывается россиянами как общество, где реализован принцип равенства всех людей перед законом, а также нет экономического неравенства. Но на сегодняшний день по данным параметрам наблюдается несоответствие, т.к. не все граждане равны перед законом и материальное неравенство очень заметно. Из вышесказанного следует сделать вывод, что российское общество на сегодняшний день «несправедливо».

  1. Культура - социальный по своему происхождению и характеру механизм регулирования общественной жизни. В современном мире сохраняется культурное многообразие. В сближени и, взаимодействии, взаимообогащении проявляется диалог культур. Духовный мир каждой личности уникален, вместе с тем он может быть понят лишь в связи с духовной жизнью общества.
  2. Влиятельным институтом общества является наука. Она превратилась сегодня в непосредственную производительную силу, выполняет познавательную, культурно-мировоззренческую, социальную функции.

    Возрастающее воздействие науки на различные сферы жизни общества ведет к усилению социальной ответственности ученых за результаты научной деятельности.

  1. Усиливается роль образования в обществе. Без него невозможно формирование качественного человеческого интеллектуального капитала - основного фактора прогресса в современном обществе. В условиях постиндустриального общества особое значение наряду с усвоением готовых знаний приобретает овладение умениями искать необходимую информацию в различных источниках, осмысливать ее, опираясь на имеющиеся знания, собственный социальный опыт.
  2. Одним из наиболее долговременных, устойчивых, массовых институтов общества является религия. Место и роль религии в нынешних условиях общественного развития определяются ее важными функциями: регулятивной, воспитательно-мировоззренческой, компенсаторной, культурной, интеграционной. Большинство верующих в современном мире являются приверженцами одной из трех мировых религий: христианства, ислама, буддизма.
  3. С переходом от традиционного к индустриальному обществу появились предпосылки зарождения массовой культуры. Сегодня продукты массовой культуры, начиная от серийно изготовленных вещей и заканчивая музыкальными, литературными произведениями, модой и рекламой, вошли в повседневную жизнь людей. Результатом и одновременно средством продвижения массовой культуры выступают средства массовой информации, роль которых в обществе существенно возросла в последние десятилетия. Отношение ко все более широкому распространению в обществе массовой культуры неоднозначно.

Вопросы и задания к главе III

  1. Составьте развернутый план выступления по теме «Роль духовной культуры в жизни общества».
  2. Сопоставьте общественные функции науки и образования, выявите общее, укажите различия.
  3. Составьте два небольших сообщения на одну и ту же тему для: а) солидного еженедельника «Культурное наследие»; б) бульварного издания «Богема». В основу положите следующий факт: известная актриса М. серьезно заболела и не сможет принять участие в премьерном спектакле.

Готовимся к экзамену

  1. Героический эпос, обрядовые танцы и песни относятся к:
      а) элитарной культуре;
      б) экранной культуре;
      в) массовой культуре;
      г) народной культуре.
  2. Форма культуры, в которой выражается способность человека к эстетическому освоению мира, называется:
      а) наукой;
      б) искусством;
      в) моралью;
      г) образованием.
  3. В ряде стран приняты законы, облегчающие получение инвалидами среднего и высшего образования. Какую тенденцию характеризует этот факт?
      гуманизацию образования;
      б) интернационализацию образования;
      в) гуманитаризацию образования;
      г) информатизацию образования.
  4. Найдите в приведенном ниже списке средства массовой коммуникации, возникшие в ХХ в.:
      а) кинематограф;
      б) Интернет;
      в) телевидение;
      г) газет ы;
      д) радио.

Понятие «общество» употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле под обществом понимают группу людей (организацию), объединенных по каким-либо признакам (интересам, потребностям, ценностям и т. д.), например общество книголюбов, общество охотников, общество ветеранов войны и т. д.

В широком смысле под обществом понимается совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей на определенной территории, в рамках единой страны, единого государства. Однако надо иметь в виду, что общество возникло задолго до появления государства. Поэтому племенное (или родовое) общество существует в условиях отсутствия страны и государства.

Общество - это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее собой целостный, саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей - социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов.

Основные признаки общества

Основными признаками общества являются: наличие общей территории; наличие социальной структуры; автономность и самодостаточность; определенное социокультурное единство (общность культуры).

Рассмотрим каждый из перечисленных признаков.

1. Территория - это определенное физическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, отношения и взаимодействия между индивидами и социальными общностями. Территория с ее географическими и климатическими условиями оказывает существенное влияние на общественные отношения, на способы и формы жизнедеятельности людей, на обычаи, традиции, ценностные ориентации, культивируемые в обществе. Необходимо иметь в виду, что территория не всегда являлась одним из основных признаков общества. Первобытное общество в поисках пищи часто меняло-территорию своего проживания. Но каждое современное общество как бы навечно «прописано» на своей исторической территории. Поэтому потеря своей территории, своей исторической родины является трагедией для каждого человека, каждой социальной общности.

2. Социальная структура (от лат. structura - строение) - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними.

Социальная общность - большая или малая социальная группа, обладающая общими социальными признаками. Например, рабочие, студенты, врачи, пенсионеры, высший класс, средний класс, бедные, богатые и т. д. Каждая социальная общность занимает свое «индивидуальное» место в социальной структуре, обладает определенным социальным статусом и выполняет присущие ей функции в обществе. Например, основные функции рабочего класса заключаются в производстве промышленной продукции, функции студенчества - в приобретении знаний в той или иной области, функции политической элиты - в политическом управлении обществом и т. д. Отношения между социальными общностями регулируются социальными институтами.

Социальный институт - исторически сложившиеся устойчивые нормы, правила, способы организации совместной деятельности в определенной сфере общества. Наиболее значимыми с точки зрения функционирования общества являются: институты собственности, государства, семьи, производства, образования, культуры, религии. Каждый социальный институт регулирует отношения между социальными общностями и индивидами в определенной сфере жизнедеятельности общества. Например, институт семьи регулирует семейно-брачные отношения, институт государства - политические отношения. Взаимодействуя между собой, социальные институты создают единую многофункциональную систему.

Социальные общности и социальные институты поддерживают разделение труда, осуществляют социализацию индивида, обеспечивают преемственность ценностей и норм культуры, способствуют воспроизводству социальных отношений в обществе.

Социальные отношения - взаимоотношения между социальными общностями и социальными институтами. Характер этих отношений зависит от положения, которое занимает та или иная социальная общность в обществе, и от функциональной значимости того или иного социального института. Например, в тоталитарном обществе институт государства занимает доминирующее положение и навязывает всем свою волю, а господствующая элита преследует прежде всего свои личные интересы, попирая интересы других социальных общностей. Социальные отношения обладают относительной устойчивостью (стабильностью). Они являются отражением социального положения взаимодействующих социальных общностей (расстановки классовых сил) и изменяются по мере изменения положения (социальных статусов) тех или иных социальных общностей в социальной структуре общества.

3. Автономность и самодостаточность. Автономность означает, что общество обладает собственной территорией, собственной историей, собственной системой управления. Автономность - это также способность общества создавать в рамках своей функциональной системы относительно прочные социальные связи и отношения, способные интегрировать все входящие в него социальные общности.

Самодостаточность - способность общества к саморегуляции, т. е. без вмешательства извне обеспечивать функционирование всех жизненно важных сфер, например воспроизводить численный состав населения, социализировать каждое новое поколение, обеспечивать преемственность своей культуры, удовлетворять материальные и духовные потребности всех членов общества.

Автономность и самодостаточность общества - не абстрактные понятия. Если общество не в состоянии удовлетворять те или иные жизненно важные потребности своих членов, то оно теряет свою автономность и ему не избежать нежелательного вмешательства извне.

4. Социокультурное единство. Некоторые исследователи данный признак обозначают термином «общность культуры» . Однако необходимо иметь в виду, что в сложных социальных системах, состоящих из разных этнических, конфессиональных и прочих общностей (например, Россия, США и др.), термин «общность культуры» не совсем точно отражает исследуемое явление. Поэтому, на наш взгляд, понятие «социокультурное единство» является более приемлемым в данном случае. Оно значительно шире понятия «общность культуры» и охватывает (объединяет) общими для всего общества социальными отношениями различные субкультуры и интегрирует их в единое сообщество. Основными факторами социокультурного единства общества являются: общность основных социальных институтов (государства, семьи, образования, финансов и т. д.), общность языка (в многонациональных обществах, как правило, существует язык межнационального общения - Россия, Индия, США и др.), осознание принадлежности людей к единому обществу (например, все мы - россияне), единство основных моральных ценностей и образцов поведения.

Социокультурное единство общества обладает большой интегрирующей силой. Оно способствует социализации каждого нового поколения на основе общепринятых ценностей, норм, правил поведения и общественного самосознания. 13.Культура

Культура (лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание) - область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъектности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, т.к. связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культура является маркером и основой цивилизаций и предметом изучения культурологии. Культура не имеет количественных критериев в численном выражении. Доминанты или признаки являются достаточными для отражения признаков культуры. Наиболее часто различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т.д.

Любая культура обязательно должна включать в себя три основных компонента: ценности, нормы и средства передачи культурных образцов.

Культурные ценности представляют собой свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям индивидов. Проводя оценку различных объектов окружающий среды, любой член общества всегда соотносит эти объекты с системой собственных потребностей, суждений об их настоятельности и делает попытки создания или приобретения этих или новых ценностей. При этом члены общества по-разному относятся к духовным и материальным ценностям, исходя из своих взглядов и потребностей. Каждый индивид имеет собственную систему ценностей, в которой могут преобладать как духовные, так и материальные ценности. В соответствии с этой системой ценностей индивид стремится реализовывать свои индивидуальные потребности. Вместе с тем, в каждом обществе существует некоторая обобщенная, достаточно устойчивая или кристаллизованная система ценностей, которая характеризует основные потребности отдельных групп населения.

Второй компонент культуры - социальные нормы . Социальные нормы - это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп.

Третий компонент культуры представляет собой средства передачи культурных образцов , с помощью которых культурные образцы могут передаваться другим людям или даже другим поколениям. Важно выделить два основных средства передачи культурных образцов, которые используются членами общества: язык и символические коммуникации. Под языком будем понимать такое основное средство передачи культурных образцов, при котором каждому материальному или духовному объекту окружающей среды должен присваиваться определенный набор звуков, в отношении которого существует договоренность в данном обществе. Люди называют определенными словами абсолютно все объекты окружающей действительности, будь то настроение, идея, чувство, верование или материальный предмет. Такой способ распространения культурных образцов позволяет членам общества в точности передавать сложные переживания, системы идей или верований и, не прибегая к демонстрациям, создавать обобщенные образы различных объектов внешней среды.

1) духовная; а) народности, нации, классы, партии;

2) производственно-экономическая; б) государство, профсоюзы;

3) социальная; в) философия, наука, право, мораль;

4) политическая г) заводы, фирмы, фабрики

6. Нация-этнос – это:

а) единение, сформированное на основе общности языка, территории, культуры;

б) единение, характеризующееся общностью происхождения, языка, территории, экономических связей, культуры, психического склада, самосознания;

в) совокупность всех граждан государства независимо от их языка, культуры;

г) компактно проживающие или «рассеянные» группы, у которых нет своей государственности, но имеется общий язык, культура, психология

Что относится к общественной психологии как элементу общественного сознания?

а) система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоёв;

б) чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом;

в) высшее обобщённое восприятие бытия;

г) непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности

8. Сопоставьте понятие и определение:

1) национализм; а) идеология, основа которой, трактовка нации как высшей ценности;

2) патриотизм; б) любовь к Родине, своему народу, культуре, истории;

3) интернационализм; в) отказ от национальных традиций, суверенитета, культуры;

4) космополитизм г) солидарность всех народов планеты на основе равенства, взаимопонимания

9. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности:

1) производственно-экономическая сфера; а) независимое положение личности;

2) социальная сфера; б) частная собственность;

3) политическая сфера; в) рациональное мышление;

4) духовная сфера г) правовое государство

10. Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам:

а) национализм;

б) расизм;

в) геноцид;

г) шовинизм


Литература

Основная

1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г.

2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г.

3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г.

4. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г.

5. Философия. Р-н-Д., 2003 г.

6. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г.

7. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г.

Дополнительная

1. Арефьева Г.С. Общество как объект социального анализа. М., 1995.

2. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

3. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1994.

4. Ивин А.А. Философия истории. М., 2000.

5. Лавриненко В.Н. Социальная философия. М., 1995.

6. Теория общества: Фундаментальные проблемы / Под ред. А.Ф. Филиппова М., 1991.

7. Философия истории: Антология / Сост., редакция и вступит. ст. Ю.А. Кимелева. М., 1994.

8. Белов, А.В. Культура глазами философов-органицистов / А.В. Белов. – Ростов н/Д, 2002.

9. Ойзерман, Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии. – 2001. – № 2.

10. Розов, Н.С. Структура социальной онтологии: на пути к синтезу макроисторических парадигм / Н.С. Розов // Вопросы философии. – 1999. – № 2.

К 1830-40 гг. в российском обществе, начинающем уставать от последствий реакции, обрушившейся на государство после подавления восстания декабристов, формируются 2 течения, представители которых выступали за преобразования России, но видели их совершенно по-разному. Эти 2 течения – западничество и славянофильство. Что же общего было у представителей обоих направлений и чем они отличались?

Западники и славянофилы: кто они?

Позиции для сравнения

Западники

Славянофилы

Время формирования течения

Из каких слоев общества формировались

Дворяне-помещики – большинство, отдельные представители – богатое купечество и разночинцы

Помещики со средним уровнем доходов, частично – выходцы из купцов и разночинцев

Основные представители

П.Я. Чаадаев (именно его «Философическое письмо» послужило толчком к окончательному оформлению обоих течений и стало поводом к началу дебатов); И.С. Тургенев, В.С. Соловьев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин.

Защитником зарождающейся идеологии западничества был А.С. Пушкин.

А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, П.В. Киреевский, В.А. Черкасский.

Очень близки к ним по мировоззрению С.Т. Аксаков, В.И. Даль, Ф.И. Тютчев.

Итак, «Философическое письмо» 1836 г. написано, разгораются споры. Попробуем разобраться в том, насколько сильно различались 2 основных направления общественной мысли России середины XIX в.

Сравнительная характеристика западников и славянофилов

Позиции для сравнения

Западники

Славянофилы

Пути дальнейшего развития России

Россия должна двигаться по пути, уже пройденному западноевропейскими странами. Овладев всеми достижениями западной цивилизации, Россия совершит рывок и достигнет большего, чем страны Европы, за счет того, что будет действовать на основе заимствованного у них опыта.

У России – совершенно особый путь. Ей не нужно учитывать достижения западной культуры: за счет соблюдения формулы «Православие, самодержавие и народность» Россия сможет добиться успеха и достичь равного с остальными государствами, а то и более высокого положения.

Пути преобразований и реформ

Наблюдается деление на 2 направления: либеральное (Т. Грановский, К. Кавелин и др.) и революционное (А. Герцен, И. Огарев и др.). Либералы выступали за мирные реформы «сверху», революционеры – за радикальные способы решения проблем.

Все преобразования – только мирным путем.

Отношение к конституции и необходимому для России общественно-политическому строю

Выступали за конституционный порядок (по примеру конституционной монархии Англии) или за республику (наиболее радикально настроенные представители).

Возражали против введения конституции, считая единственно возможным для России неограниченное самодержавие.

Отношение к крепостному праву

Обязательная отмена крепостного права и поощрение использования наемного труда – таковы взгляды западников этом вопросе. Это ускорит ее развитие, приведет к росту промышленности, экономики.

Выступали за отмену крепостного права, но при этом, как они считали, необходимо было сохранить привычный уклад крестьянской жизни – общину. Каждую общину необходимо наделить землей (за выкуп).

Отношение к возможностям развития экономики

Считали нужным быстрыми темпами развивать промышленность, торговлю, строить железные дороги – все это с использованием достижений и опыта западных стран.

Выступали за поддержку правительством механизации труда, за развитие банковского дела, строительство новых железных дорог. Во всем этом нужна последовательность, действовать надо постепенно.

Отношение к религии

Некоторые западники относились к религии как к суеверию, некоторые исповедовали христианство, но ни те, ни другие не ставили религию во главу угла, когда дело касалось решения государственных вопросов.

Религия имела для представителей этого течения огромное значение. Тот целостный дух, благодаря которому идет развитие России, невозможен без веры, без православия. Именно вера – «краеугольный камень» особой исторической миссии русского народа.

Отношение к Петру I

Отношение к Петру Великому особенно резко «разводит» западников и славянофилов.

Западники считали его великим преобразователем и реформатором.

Отрицательно относились к деятельности Петра, полагая, что он насильно заставил страну двигаться по чуждому ей пути.

Итоги «исторических» дебатов

Как обычно, все противоречия между представителями двух течений разрешило время: можно сказать, что Россия пошла по тому пути развития, который ей предлагали западники. Произошло отмирание общины (как и предполагали западники), церковь превратилась в институт, не зависящий от государства, самодержавие было устранено. Но, рассуждая о «плюсах» и «минусах» славянофилов и западников, нельзя однозначно утверждать, что первые были исключительно реакционны, в то время как вторые «толкали» Россию на верный путь. Во-первых, у тех и других было и общее: они полагали, что государству необходимы перемены, выступали за отмену крепостного права, развитие экономики. Во-вторых, славянофилы немало сделали для развития российского общества, пробуждения интереса к истории и культуре русского народа: вспомним хотя бы «Словарь живого великорусского языка» Даля.

Постепенно происходило сближение славянофилов и западников со значительным преобладанием взглядов и теорий последнего. Споры между представителями обоих направлений, разгоревшиеся в 40-е -50-е гг. XIX в., способствовали развитию общества и пробуждению интереса к острым социальным проблемам в среде российской интеллигенции.