Учитель биологии: Касаткина Марина Александровна.
ГБОУ КК школа-интернат для одарённых детей им. В.Г. Захарченко.
Тема: «Многообразие форм живых организмов».
Предмет: Биология.
Класс : 9.
Базовый учебник : Пономарёва И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. Биология 9 класс (ВЕНТАНА-ГРАФ).
Цели урока :
обобщить и закрепить знания учащихся о многообразии форм живых организмов;
определить биологическое значение всех царств живой природы для сохранения биосферы;
сформировать познавательный интерес на изучение живой природы;
сформировать у учащихся представление о единстве мира и ценности жизни во всех ее проявлениях
Задачи :
- обучающие
повторить и закрепить понятия царства живой природы;
сформировать значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
с формировать познавательный интерес на изучение живой природы;
- развивающие : создание условий для развития приемов мышления (анализ, синтез, систематизация, обобщение, умение делать выводы); умение аргументировать свою позицию (коммуникативная компетентность); умение работать с источником биологической информации; умение решать проблемную ситуацию;
- воспитательные: создание условий для воспитания активности и самостоятельности, убежденности в познаваемости мира.
Тип урока
: изучение нового материала.
Форма организации учебной деятельности
:
коллективная
Методы обучения
: словесные, наглядные.
Оформление и оборудование: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, презентация «Уровни организации жизни», образовательный комплекс 1С: Школа. Биология, 9 кл.
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка целей и задач урока, организация учащихся.
Проверка домашнего задания.
Какие свойства присущи всем живым организмам?
Назовите основные химические элементы живого?
Дайте определение «жизнь».
Актуализация опорных знаний.
Учитель:
Какие царства живой природы вы знаете?
Ученики:
Растения, Животные, Грибы, Бактерии.
Изучение нового материала:
1.Царства живой природы.
На экране появляется схема.
Учитель:
Какое царство отсутствует на схеме?
Ученики
: Царство Вирусы.
2. Формы жизни.
Учитель:
Какие бывают формы жизни?
Ученики
: Клеточная и неклеточная.
3.Экологические группы организмов.
Учитель
: Назовите среды жизни. Какие организмы их населяют?
Ученики
: водная, наземная, почвенная и организменная.
На экране появляется таблица.
4.Уровни организации живой материи.
Учитель
: Мы рассмотрели с вами царства живой природы; среды жизни организмов.
А теперь предлагаю посмотреть презентацию Уровни организации жизни.
Уровень - это функциональное место биологической структуры определённой степени сложности в общей иерархии живого.
Молекулярно-генетический уровень
представлен отдельными биополимерами (ДНК, РНК, белками, липидами, углеводами и другими соединениями);
на этом уровне жизни изучаются явления, связанные с изменениями (мутациями) и воспроизведением генетического материала, обменом веществ.
Субклеточный- представлен органоидами: ЭПС, АГ, рибосомы и т.д..
Клеточный
– уровень, на котором жизнь существует в форме клетки – структурной и функциональной единицы жизни.
На этом уровне изучаются такие процессы, как обмен веществ и энергии, обмен информацией, размножение, фотосинтез, передача нервного импульса и многие другие.
Органно
-
тканевой
-
представлен тканями и органами;
-ткань
- совокупность клеток, сходных по строению и функциям, связанных межклеточным веществом;
-орган
- часть многоклеточного организма, выполняющая определённую функцию.
Организменный
– это самостоятельное существование отдельной особи – одноклеточного или многоклеточного организма;
организм
- неделимая единица жизни, её реальный носитель, характеризующийся всеми её признаками;
биосистема
- живая система.
Популяционно-видовой
– уровень, который представлен группой особей одного вида – популяцией; именно в популяции происходят элементарные эволюционные процессы – накопление, проявление и отбор мутаций;
-популяция
- совокупность особей одного вида, образующих обособленную генетическую систему, которая длительно существует в определённой части ареала, относительно обособленно от других особей вида;
-вид
- совокупность особей(популяций особей), способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства и занимающих определённый ареал.
Биоценотический
- представлен биоценозами
-биоценоз
– это совокупность популяций разных видов, обитающих на определённой территории.
Биогеоценотический
– представлен экосистемами, состоящими из разных популяций и среды их обитания;
-биогеоценоз
-совокупность биоценозов и абиотических факторов среды (климат, почва).
Биосферный – уровень, представляющий совокупность всех биогеоценозов. В биосфере происходит круговорот веществ и превращение энергии с участием организмов. Продукты жизнедеятельности организмов участвуют в процессе эволюции Земли.
IV
.Закрепление.
Учитель:
1.К какому царству относят цианобактерий? Какая это форма жизни?
2.Дрожжи и трутовик представители какого царства? К какой форме жизни они относятся?
3. К какому уровню жизни относятся:
- таёжный лес
- стадо овец
- амёба обыкновенная
- хлоропласт.
VI
.Подведение итогов урока.
VII
.Домашнее задание.
Параграф 3, вопросы в конце параграфа.
Многообразие живыхорганизмов –
Основа организации и устойчивостибиосферы».
Содержание
Введение
2. Распределение живого вещества
3. Классификация живого вещества
4. Миграция и распределение живого вещества
5. Постоянство биомассы живого вещества
6. Функции живого вещества в биосфере Земли
Заключение
Список литературыВведение
Огромное видовое разнообразие живых организмов обеспечивает постоянныйрежим биотического круговорота. Каждый из организмов вступает в специфическиевзаимоотношения со средой и играет свою роль в трансформации энергии. Этосформировало определенные природные комплексы, имеющие свою специфику взависимости от условий среды в той или иной части биосферы. Живые организмынаселяютбиосферу и входят в тот или иной биоценоз - пространственно ограниченныечасти биосферы - не в любом сочетании, а образуют определенные сообщества извидов, приспособленных к совместному обитанию. Такие сообщества называютсябиоценозами.
Важное экологическое правило состоит в том, что чем разнороднее и сложнеебиоценозы, тем выше устойчивость, способность противостоять различным внешнимвоздействиям. Биоценозыотличаются большой самостоятельностью. Одни из нихсохраняются в течение длительного времени, другие закономерно изменяются. Озерапревращаются в болота - идет образование торфа, а в итоге на месте озеравырастает лес.
Процесс закономерного изменения биоценоза называется сукцессией.Сукцессия - это последовательная смена одних сообществ организмов (биоценозов)другими на определенном участке среды. Приестественном течении сукцессиязаканчивается формированием устойчивой стадии сообщества. В ходе сукцессииувеличивается разнообразие входящих в состав биоценоза видов организмов,вследствие чего повышается его устойчивость.
Повышение видового разнообразия обусловлено тем, что каждый новыйкомпонент биоценоза открывает новые возможности для вселения. Например,появление деревьев позволяет проникнутьв экосистему видам, живущим вподсистеме: на коре, под корой, строящим гнезда на ветвях, в дуплах.
В ходе естественного отбора в составе биоценоза неизбежно сохраняютсялишь те виды организмов, которые могут наиболее успешно размножаться именно вданном сообществе. Формирование биоценозов имеет существенную сторону:«соревнование за место под солнцем» между различными биоценозами. Вэтом«соревновании» сохраняются лишь те биоценозы, которые характеризуются наиболееполным разделением труда между своими членами, а следовательно, более богатымивнутренними биотическими связями.
Так как каждый биоценоз включает в себя все основные экологические группыорганизмов, он по своим возможностям приравнивается биосфере. Биотическийкруговорот в пределах биоценоза - своеобразная уменьшенная модельбиотическогокруговорота Земли.
1. Основа организации и устойчивости биосферы
Термин «биосфера» был введен для обозначения общего обликаповерхности Земли, обусловленного наличием на ней всей массы живых организмов.Два главных компонента биосферы - живые организмы и среда их обитания (включаянижние слои атмосферы, водную среду) - сосуществуют в постоянномвзаимодействии, образуя целостную систему. Отдельные популяции живых организмовнеявляются изолированными от окружения. В ходе эволюции образуются биоценозы - сообщества животных, растений, микроорганизмов, В совокупности со средойобитания биоценозы образуют биогеоценозы. В них происходит непрерывный обменвеществом и энергией, которые реализуются множеством трофических цепочек ибиогеохимических циклов. Биогеоценозы служат элементарными ячейками биосферы,которые,взаимодействуя между собой, устанавливают динамическое равновесие вней. Живое вещество выполняет системообразующую роль в суперсистеме жизни - биосфере. Высокая степень согласованности всех видов жизни в биосфере естьрезультат совместно протекающей эволюции взаимодействующих биологических систем- коэволюции. Коэволюционное развитие проявляется в тонкой...
Все многообразие живого мира практически невозможно выразить в количественном эквиваленте. По этой причине систематики объединили их в группы на основании определенных признаков. В нашей статье мы рассмотрим основные свойства, основы классификации и организмов.
Многообразие живого мира: кратко
Каждый вид, существующий на планете, индивидуален и неповторим. Однако многие из них имеют целый ряд сходных черт строения. Именно по этим признакам все живое можно объединить в таксоны. В современный период ученые выделяют пять Царств. Многообразие живого мира (фото демонстрирует некоторых его представителей) включает Растения, Животные, Грибы, Бактерии и Вирусы. Последние из них не имеют клеточного строения и по этому признаку относятся к отдельному Царству. Молекула вирусов состоит из нуклеиновой кислоты, которая может быть представлена как ДНК, так и РНК. Вокруг них располагается белковая оболочка. С таким строением данные организмы способны осуществлять только единственный признак живых существ - размножаться самосборкой внутри организма хозяина. Все бактерии являются прокариотами. Это значит, что в их клетках нет оформленного ядра. Их генетический материал представлен нуклеоидом - кольцевыми молекулами ДНК, скопления которых находятся прямо в цитоплазме.
Растения и животные отличаются способом питания. Первые способны сами синтезировать органические вещества в ходе фотосинтеза. Такой способ питания называется автотрофным. Животные поглощают уже готовые вещества. Такие организмы называют гетеротрофами. Грибы обладают признаками как растений, так и животных. К примеру, они ведут прикрепленный образ жизни и неограниченный рост, но не способны к фотосинтезу.
Свойства живой материи
А по каким признакам, вообще, организмы называют живыми? Ученые выделяют целый ряд критериев. Прежде всего, это единство химического состава. Вся живая материя образована органическими веществами. К ним относятся белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты. Все они являются естественными биополимерами, состоящими из определенного количества повторяющихся элементов. К также принадлежат питание, дыхание, рост, развитие, наследственная изменчивость, обмен веществ, размножение, способность к адаптации.
Каждый таксон характеризуется своими особенностями. К примеру, растения произрастают неограниченно, в течение всей жизни. А вот животные увеличиваются в размерах только до определенного времени. То же самое касается и дыхания. Принято считать, что этот процесс происходит только при участии кислорода. Такое дыхание называется аэробным. Но вот некоторые бактерии могут окислять органические вещества и без наличия кислорода - анаэробно.
Многообразие живого мира: уровни организации и основные свойства
Указанными признаками живого обладает и микроскопическая бактериальная клетка, и огромный голубой кит. Кроме того, все организмы в природе взаимосвязаны непрерывным обменом веществ и энергии, а также являются необходимыми звеньями в цепях питания. Несмотря на многообразие живого мира, уровни организации предполагают наличие только определенных физиологических процессов. Они ограничиваются особенностями строения и видовым разнообразием. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Молекулярный уровень
Многообразие живого мира наряду с его уникальностью определяется именно этим уровнем. Основу всех организмов составляют белки, структурным элементов которых являются аминокислоты. Количество их невелико - около 170. Но в состав белковой молекулы входит всего 20. Их сочетание обуславливает бесконечное разнообразие белковых молекул - от запасного альбумина птичьих яиц до коллагена мышечных волокон. На этом уровне осуществляется рост и развитие организмов в целом, хранение и передача наследственного материала, обмен веществ и превращение энергии.
Клеточный и тканевый уровень
Молекулы органических веществ формируют клетки. Многообразие живого мира, основные свойства живых организмов на этом уровне уже проявляются в полном объеме. В природе широко распространены одноклеточные организмы. Это могут быть как бактерии, так и растения, и животные. У таких существ клеточный уровень соответствует организменному.
На первый взгляд может показаться, что их строение достаточно примитивно. Но это совсем не так. Только представьте: одна клетка выполняет функции целого организма! К примеру, осуществляет движение с помощью жгутика, дыхание через всю поверхность, пищеварение и регуляцию осмотического давления посредством специализированных вакуолей. Известен у этих организмов и половой процесс, который происходит в форме конъюгации. У формируются ткани. Эта структура состоит из клеток, сходных по строению и функциям.
Организменный уровень
В биологии многообразие живого мира изучается именно на этом уровне. Каждый организм является единым целым и работает согласовано. Большинство из них состоит их клеток, тканей и органов. Исключением являются низшие растения, грибы и лишайники. Их тело образовано совокупностью клеток, которые не формируют тканей и называется слоевищем. Функцию корней в организмах такого типа выполняют ризоиды.
Популяционно-видовой и экосистемный уровень
Наименьшей единицей в систематике является вид. Это совокупность особей, обладающих рядом общих черт. Прежде всего, это морфологические, биохимические особенности и способность к свободному скрещиванию, позволяющие обитать данным организмам в пределах одного ареала и давать плодовитое потомство. Современная систематика насчитывает более 1,7 млн. видов. Но в природе они не могут существовать разрозненно. В пределах определенной территории обитает сразу несколько видов. Это и определяет многообразие живого мира. В биологии совокупность особей одного вида, которые обитают в пределах определенного ареала, называются популяцией. От подобных групп они изолированы определенными природными барьерами. Это могут быть водоемы, горные или лесные массивы. Каждая популяция характеризуется своим разнообразием, а также половой, возрастной, экологической, пространственной и генетической структурой.
Но даже в пределах отдельно взятого ареала, видовое разнообразие организмов достаточно велико. Все они приспособлены к обитанию в определенных условиях и тесно связаны трофически. Это означает, что каждый вид является источником питания для другого. В результате формируется экосистема, или биоценоз. Это уже совокупность особей уже разных видов, связанных местом обитания, круговоротом веществ и энергии.
Биогеоценоз
Но со всеми организмами постоянно взаимодействуют К ним относятся температурный режим воздуха, соленость и химический состав воды, количество влаги и солнечного света. Все живые существа находятся в зависимости от них и не могут существовать без определенных условий. К примеру, растения питаются только при наличии солнечной энергии, воды и углекислого газа. Это условия фотосинтеза, в ходе которого синтезируются необходимые им органические вещества. Совокупность биотических факторов и неживой природы называются биогеоценозом.
Что такое биосфера
Многообразие живого мира в самом широком масштабе представлено биосферой. Это глобальная природная оболочка нашей планеты, объединяющая все живое. Биосфера имеет свои границы. Верхняя, расположенная в атмосфере, ограничена озоновым слоем планеты. Он расположен на высоте 20 - 25 км. Данный слой поглощает вредное ультрафиолетовое излучение. Выше него жизнь просто невозможна. На глубине до 3 км находится нижняя граница биосферы. Здесь она ограничена наличием влаги. Так глубоко способны обитать только анаэробные бактерии. В водной оболочке планеты - гидросфере, жизнь найдена на глубине 10-11 км.
Итак, живые организмы, населяющие нашу планету в разных природных оболочках, обладают рядом характерных свойств. К ним относят их способность к дыханию, питанию, движению, размножению и т. д. Многообразие живых организмов представлено разными уровнями организации, каждый из которых отличается уровнем сложности структуры и физиологических процессов.
Лекции по общей биологии
- Лекция № 1. Введение. Химические элементы клетки. Вода и другие неорганические соединения
- Лекция № 2. Строение и функции углеводов и липидов
- Лекция № 3. Строение и функции белков. Ферменты
- Лекция № 4. Строение и функции нуклеиновых кислот АТФ
- Лекция № 5. Клеточная теория. Типы клеточной организации
- Лекция № 6. Эукариотическая клетка: цитоплазма, клеточная оболочка, строение и функции клеточных мембран
- Лекция № 7. Эукариотическая клетка: строение и функции органоидов
- Лекция № 8. Ядро. Хромосомы
- Лекция № 9. Строение прокариотической клетки. Вирусы
- Лекция № 10. Понятие об обмене веществ. Биосинтез белков
- Лекция № 11. Энергетический обмен
- Лекция № 12. Фотосинтез. Хемосинтез
- Лекция № 13. Способы деления эукариотических клеток: митоз, мейоз, амитоз
- Лекция № 14. Размножение организмов
- Лекция № 15. Половое размножение у покрытосеменных растений
- Лекция № 16. Онтогенез многоклеточных животных, размножающихся половым способом
- Лекция № 17. Основные понятия генетики. Законы Менделя
- Лекция № 18. Сцепленное наследование
- Лекция № 19. Генетика пола
- Лекция № 20. Взаимодействие генов
- Лекция № 21. Изменчивость
- Лекция № 22. Методы генетики человека
- Лекция № 23. Селекция растений
- Лекция № 24. Селекция животных
- Лекция № 25. Селекция микроорганизмов. Биотехнология
Лекция № 1.
Введение. Химические элементы клетки. Вода и другие неорганические соединения
Введение
Биология - наука о жизни. Важнейшая задача биологии - изучение многообразия, строения, жизнедеятельности, индивидуального развития и эволюции живых организмов, их взаимоотношений со средой обитания.
Живые организмы имеют ряд особенностей, отличающих их от неживой природы. По отдельности каждое из отличий достаточно условно, поэтому их следует рассматривать в комплексе.
Признаки, отличающие живую материю от неживой:
- способность к размножению и передаче наследственной информации следующему поколению;
- обмен веществ и энергии;
- возбудимость;
- адаптированность к конкретным условиям обитания;
- строительный материал - биополимеры (важнейшие из них - белки и нуклеиновые кислоты);
- специализация от молекул до органов и высокая степень их организации;
- рост;
- старение;
- смерть.
Уровни организации живой материи:
- молекулярный,
- клеточный,
- тканевой,
- органный,
- организменный,
- популяционно-видовой,
- биогеоценотический,
- биосферный.
Многообразие жизни
Первыми на нашей планете появились безъядерные клетки. Большинством ученых принимается, что ядерные организмы появились в результате симбиоза древних архебактерий с синезелеными водорослями и бактериями-окислителями (теория симбиогенеза).
1. Многообразие живого мира
2. Развитие систематики.
3. Возникновение естественной системы классификации.
4. Систематические группы.
1. Многообразие живого мира
Окружающая нас живая природа во всем ее многообразии - результат длительного исторического развития органического мира на Земле, которое началось почти 3,5 млрд лет назад. Биологическое разнообразие живых организмов на нашей планете велико. Каждый вид уникален и неповторим. Например, животных насчитывается более 1,5 млн видов. Однако, по представлениям некоторых ученых, только в классе насекомых не менее 2 млн видов, подавляющее большинство которых сосредоточено в тропической зоне. Велика и численность животных этого класса - она выражается в цифрах с 12 нулями. А разных одноклеточных планктонных организмов только в 1 м 3 воды может находиться до 77 млн особей.
Особенно высоким биологическим разнообразием отличаются дождевые тропические леса. Развитие человеческой цивилизации сопровождается увеличением антропогенного пресса на естественные природные сообщества организмов, в частности уничтожением величайших массивов лесов Амазонии, что приводит к исчезновению ряда видов животных и растений, к снижению биоразнообразия.
2. Разобраться во всем многообразии органического мира помогает специальная наука - систематика. Как и хороший коллекционер по определенной системе классифицирует собираемые им предметы, систематик на основе признаков классифицирует живые организмы. Каждый год ученые открывают, описывают и классифицируют все новые виды растений, животных, бактерий и др. Поэтому систематика как наука постоянно развивается. Так, в 1914 г. впервые был описан представитель неизвестного тогда беспозвоночного животного и лишь в 1955 г. отечественный зоолог А.В.Иванов (1906-1993) обосновал и доказал принадлежность его к совершенно новому типу беспозвоночных - погонофорам.
Развитие систематики (создание искусственных систем классификации). Попытки классифицировать организмы предпринимались учеными еще в глубокой древности. Выдающийся древнегреческий ученый Аристотель описал свыше 500 видов животных и создал первую классификацию животных, разделив всех известных тогда животных на следующие группы: I. Животные без крови: мягкотелые (соответствует головоногим моллюскам); мягкоскорлуповые (ракообразные); насекомые; черепнокожие (раковинные моллюски и иглокожие). II. Животные с кровью: живородящие четвероногие (соответствует млекопитающим); птицы; яйцекладущие четвероногие и безногие (амфибии и рептилии); живородящие безногие с легочным дыханием (китообразные); покрытые чешуей безногие, дышащие жабрами (рыбы).
К концу XVII в. был накоплен огромный материал о многообразии форм животных и растений, что потребовало введения представления о виде; впервые это было сделано в работах английского ученого Джона Рея (1627-1705). Он определил вид как группу морфологически сходных особей и попытался классифицировать растения на основе строения вегетативных органов. Однако основоположником современной систематики по праву считают известного шведского ученого Карла Линнея (1707-1778), который в 1735 г. выпустил свой знаменитый труд «Система природы». За основу классификации растений К.Линней принял строение цветка. Близкие виды он объединил в роды, сходные роды в отряды, отряды в классы. Таким образом, им была разработана и предложена иерархия систематических категорий. Всего ученым выделено 24 класса растений. Для обозначения вида К.Линней ввел двойную, или бинарную, латинскую номенклатуру. Первое слово означает название рода, второе - вида, например Stumus vulgaris. На разных языках название этого вида пишется по-разному: по-русски - скворец обыкновенный, по-английски - common starling, по-немецки - Gemeiner Star, по-французски - etoumeau sansonnet и т.д. Единые латинские названия видов позволяют понять, о ком идет речь, облегчают общение между учеными различных стран. В системе животных К. Линней выделил 6 классов: Mammalia (Млекопитающие). Человека и обезьян он поместил в один отряд Primates (Приматы); Aves (Птицы); Amphibia (Гады, или Земноводные и Пресмыкающиеся); Pisces (Рыбы); Insecta (Насекомые); Vermes (Черви).
3. Возникновение естественной системы классификации. Система К.Линнея, несмотря на все ее неоспоримые достоинства, была по своей сути искусственной. Она строилась на основе внешнего сходства между различными видами растений и животных, а не на основе их истинного родства. В итоге в одни и те же систематичес- кие группы попали совершенно не родственные виды, а близкие оказались отделенными друг от друга. Например, Линней рассматривал количество тычинок в цветках растений как важный систематический признак. В результате такого подхода были созданы искусственные группы растений. Так, в одну группу попали калина и морковь, колокольчики и смородина лишь потому, что цветки этих растений имеют по 5 тычинок. Различные по характеру опыления растения Линней поместил в один класс однодомных: ель, березу, ряску, крапиву и т.д. Однако, несмотря на недостатки и ошибки в системе классификации, труды К. Линнея сыграли огромную роль в развитии науки, позволяя ученым ориентироваться в многообразии живых организмов.
Классифицируя организмы по внешним, часто по наиболее броским признакам, К.Линней так и не раскрыл причины такого сходства. Это сделал великий английский естествоиспытатель Чарлз Дарвин. В своем труде «Происхождение видов...» (1859) он впервые показал, что сходство между организмами может быть результатом общности происхождения, т.е. родства видов. С этого времени систематика стала нести эволюционную нагрузку, а построенные на данной основе классификационные системы являются естественными. В этом состоит безусловная научная заслуга Ч.Дарвина.
Современная систематика базируется на общности существенных морфологических, экологических, поведенческих, эмбриональных, генетических, биохимических, физиологических и других признаков классифицируемых организмов. Используя эти признаки, а также палеонтологические сведения, систематик устанавливает и доказывает общность происхождения (эволюционного родства) рассматриваемых видов или же устанавливает, что классифицируемые виды существенно различаются и удалены друг от друга.
4. Систематические группы и классификация организмов. Современная система классификации может быть представлена в виде следующей схемы: империя, надцарство, царство, подцарство, тип (отдел - для растений), подтип, класс, отряд (порядок - для растений), семейство, род, вид. Для обширных систематических групп введены также дополнительные промежуточные систематические категории, такие, как надкласс, подкласс, надотряд, подотряд, надсемейство, подсемейство. Например, классы хрящевых и костных рыб объединены в надкласс рыб. В классе костных рыб выделены подклассы лучеперых и лопастеперых рыб и т.д.
Раньше все живые организмы делились на два царства - Животных и Растений. Со временем были открыты организмы, которые не могли быть отнесены ни к одному из них. В настоящее время все известные науке организмы делят на две империи: Доклеточные (вирусы и фаги) и Клеточные (все остальные организмы). Доклеточные формы жизни. В империи Доклеточных имеется только одно царство - вирусы. Это неклеточные формы жизни, способные проникать и размножаться в живых клетках. Впервые наука узнала о вирусах в 1892 г., когда русский микробиолог Д.И.Ивановский (1864-1920) открыл и описал вирус табачной мозаики - возбудителя мозаичной болезни табака. С этого времени выделилась особая ветвь микробиологии - вирусология. Различают ДНК-со-держащие и РНК-содержащие вирусы.
Клеточные формы жизни. Империя Клеточных делится на два над царства (Доядерные, или Прокариоты, и Ядерные, или Эука-риоты). Прокариоты - это организмы, клетки которых не имеют оформленного (ограниченного мембраной) ядра. К прокариотам относится царство Дробянок, включающее подцарства Бактерий и Синезеленых (Цианобактерий). Эукариоты - организмы, клетки которых имеют оформленное ядро. К ним относятся царства Животных, Грибов и Растений (рис. 4.1).
В целом империя Клеточных состоит из четырех царств: Дробянок, Грибов, Растений и Животных.
В качестве примера рассмотрим систематическое положение широко известного вида птиц - обыкновенного скворца:
Таким образом, в результате длительных исследований была создана естественная система всех живых организмов.