Мироточение икон: почему иконы плачут - чудо? О церковности чудес. Лжечудесные мироточения икон в квартире Валентины Жучкой

Теперь же расскажем вам про чудеса и объяснение явления мироточения мощей и икон.

К чудесам следует отнести истечение мира от святых мощей. Это дивное явление, которым Богу благоугодно было прославить некоторых Своих верных рабов, наши ученые объясняют по-своему: одни из них говорят, что монахи приготовляют особый жидкий состав, похожий на миро, и подливают его к мощам; другие объясняют это явление особенным свойством воздуха, окружающего мощи, и т. д.

О киевских, например, Мироточивых главах некоторые говорят, что главы эти «не тверды, ноздреваты, а потому они постоянно поглощают в себя тучные пары, находящиеся в изобилии в пещерах и выходящие из тел, которые лежат в пещерах. Эти пары, сгущаясь и осаживаясь на главах, стекают с них в нарочито поставленный сосуд или блюдо. Эта-то сгустившаяся жидкость представляет собою вид масла, которое выдают за миро.»

Мы не станем входить в рассуждение о том, как неосновательны и даже смешны подобные извороты и попытки неверующих пояснять дело Божие без Бога (Эти умствования ученых основательно опровергнуты в книге «Рассуждение о нетлении мощей св. угодников Божиих, в киевских пещерах нетленно почивающих» Феофана Прокоповича, бывшего архиепископа Нова-града и Великих Лук. Издание 4-е, Киев, 1852 г).

Явление мироточения фото видео

В опровержение подобных умствований представим лишь несколько случаев истечения мира от святых мощей — случаев, ясно доказывающих, что истечение мира от святых мощей нельзя изъяснить ни «проделками монахов,» ни свойством воздуха, а только непостижимым действием всемогущества и премудрости Божией.

В 1200 г. скончался преп. Симеон, до иночества Стефан Неемани, владетель Сербии. Спустя год после кончины, в самый день поминовения, мраморный гроб его наполнился благоуханным миром. В изумлении и страхе все молящиеся в храме воскликнули: «Господи помилуй!»

Потом все мазались миром. Страдавшие болезнями и одержимые духами получали исцеление, будучи помазаны миром. Перенесенное из Хиландарского афонского монастыря в Студенецкий монастырь (в Сербии), святое тело Симеона также источало живительное миро.

Потому Симеон не иначе называется в памятниках древности, как «св. Симеон Неемани, новый мироточец сербский» («Святые южных славян» Филарета архиепископа Черниг. 1863 г., отдел. 1, под 13 февраля). Даже оставленный в Хиландаре мраморный гроб святого известен поныне совершаемыми исцелениями (См. Письма с Востока, 1, 227. Письма святогорца, 2, 229).

Мироточение икон научное объяснение


Мощи св. великомученика Димитрия Солунского (мученическая кончина его последовала около 306 г.) по временам в обилии источали многоцелебное миро (Месяц. Востока а. Сергия, т. II, зам. стр. 340-341), и в настоящее время, по словам паломников, одна из внутренних колонн великолепного храма великомученика, где турками устроена мечеть, источает из себя по временам маслянистую влагу в виде как бы пота в знамение продолжающегося чуда мироточения от лежащих близ колонн под спудом святых мощей страстотерпца (См. «Заметки паломника» в Воскресном Чтении, год 23, стр. 316-318).

Сами турки, в руках которых находится этот храм, не скрывают своего удивления при виде этого чуда и, по примеру православных поклонников, ставят перед гробницей великомученика зажженные свечи (Там же).

Мощи св. Гурия, архиепископа Казанского (преставился в 1563 г.), найдены были нетленными по прошествии тридцати двух лет со дня его кончины и оказались, по словам очевидца, в следующем виде: «Вся рака св. Гурия наполнена была благоуханным миром, и мощи в нем плавали; святое тело было неизменно, только верхней губы несколько коснулось тление.

Сам я недостойный грешною моею рукою коснулся святого тела и чувствовал, как оно плавало; осязал и погребальные ризы, и оне были крепки; прикасался мантии и сильно тянул ее, но она была крепче новой» (См. «Житие святителей Гурия и Варсонофия» митрополита Григория, Спб., 1853 г).

Чудеса мироточения икон и мощей фото и видео


Мощи св. Николая чудотворца в настоящее время находятся в апулийском городе Бари (в южной части Италии), в храме его имени под престолом. Мраморная толстая рака и такая же крышка скрывают от очей поклонников эти священные останки, плавающие в мире. Через небольшое отверстие, сделанное в крышке, опускается в раку на тонком шнуре губка, которая напитывается цельбоносным миром.»

Истечение мира бывает и от твердых частей святых мощей. В дальних пещерах Киева (в пещерах преп. Феодосия) лежит на белом каменном блюде глава неизвестного святого, выделяющая маслянистую благоуханную влагу, похожую на миро. Миро это никогда не оскудевает на блюде, где лежит глава; так что, сколько ни бывает ежедневно богомольцев, помазуемых миром из этого блюда, всегда есть на нем влага в потребном количестве для их помазания.

При виде такого явления некоторые из маловерных думают, что глава эта нарочито обливается деревянным маслом или какой-либо составленной жидкостью, похожей на миро, которая затем выдается за источаемое главою миро. Как бы в обличение этой ложной мысли и для удостоверения, что эта глава действительно мироточивая, был в 50-х годах XIX столетия замечательный случай, записанный в летописи важнейших событий Киево-Печерской лавры.

Раз один новичок из братии, приставленный возжигать лампады в дальних пещерах, заметил вечером, что в каменном блюде под мироточивой главой мало мира. Усомнился инок, хватит ли мира для следующего дня для помазания богомольцев и, недолго думая, подлил деревянного масла в блюдо.

Явление мироточения мощей и икон фотографии

На другой день утром, вошедши в пещеры, он увидел, что мироточивая глава вся покрылась зеленой плесенью. В страшном испуге побежал он к блюстителю пещер и сообщил ему виденное. Тот понял, что, вероятно, тут случилось что-либо недоброе и оскорбительное для святыни и, расспросив послушника, узнал о подлитии им деревянного масла в блюдо святой главы.

Немедленно глава была омыта теплой водой и насухо вытерта чистым полотенцем; омыто было и вытерто начисто и блюдо. Поставленная на него глава в самое короткое время опять источила чистое миро, которого оказалось вполне достаточно для помазания богомольцев. Свидетелями этого чуда были и монахи, и миряне-богомольцы.

В тех же дальних пещерах (в церкви Рождества Христова) находятся еще тридцать мироточивых глав неизвестных по имени святых. Вот что рассказывает о них одно уважаемое светское лицо: «В той части пещер, которая доступна для всех богомольцев, мироточивые главы лежат на блюдах, прикрытые особого устройства колпаками; из глав сочится на эти блюда по каплям миро, что-то вроде бесцветного и безвкусного масла, на вид жиже обыкновенного деревянного, нежно-приятного запаха.

Однажды при мне был такой случай: мой знакомый, доктор Савенко, не верил, чтобы из главы могло истекать миро и притом беспрерывно; он думал, что это — проделка монахов. Поэтому, как только ему случилось быть в Киеве, он не преминул сделать относительно этого опыт, разумеется, с разрешения монастырских властей.

Мироточение икон и мощей святых чудеса и объяснение явления

Опыт состоял в том, что Савенко взял одну из мироточивых глав, вытер ее насухо сукном внутри и снаружи, точно так же вытер и сосуд, обвязал все это протечною бумагою и запечатал. Дверь комнаты, где была оставлена глава, тоже запечатали. На другой день Савенко пришел, сам распечатал главу, и в сосуде оказалось миро» (Рассказ профессора О. Т. Солнцева в «Русской Старине,» 1876 г., июнь).

К этим рассказам о миротечении добавим следующий случай, бывший на Афоне. В 1837 г. скончался на Афоне схимонах Никодим. Через три года — в 1840 г. 7 ноября настало время открытия его могилы. Вынули и обмыли его кости; они оказались желты и благоуханны. Сложили их в корзину и по обычаю внесли в церковь на всенощное бдение.

Во время бдения благоухание от костей почившего так усилилось, что заглушило собою церковный фимиам, и в самом алтаре ощущалось оно священнослужителями. Тогда о. Иоанникий, духовник Русской Пантелеймоновой обители (преставился 14 ноября 1885 г.), с зажженной свечой подошел к костям покойника, лежавшим среди церкви в корзине, и увидел, что из ушных отверстий черепа текли две струи благоуханного мира, от которого на всю церковь разносилось благоухание.

Тогда духовник воскликнул: «Приидите, отцы и братия, посмотрите сию дивную вещь и прославьте Господа, творящего чудеса.

Вот, отцы святые, из сухой кости истекло миро, и притом не из другого места, а из ушей; и это потому, что уши сии не имели сытости в слушании слова Божия и всякого душеспасительного писания. В Бозе почивший о. Никодим так любил слушать Св. Писание, что день и ночь готов был его слушать без утомления. Это хорошо мне известно» (Душепол. Чт., 1886 г., март, стр. 288).

Итак, мы видели, что нетление святых мощей соединялось и соединяется почти всегда с разными другими чудесными знамениями, а именно: при мощах святых врачуются разные телесные недуги, вразумляются неверующие и маловерные; некоторые святые мощи источают многоцелебное миро; даже твердые части святых мощей источают миро; о телах не святых мы, конечно, не можем этого сказать.

Не напрасно святые отцы Церкви и разные церковные писатели, когда говорят о святых мощах, то указывают на них, как на источники исцелений.

Большинству людей, даже тем, кто имеет весьма отдалённое отношение к христианству, доводилось слышать о таком удивительном явлении, как мироточение икон. На протяжении многих лет оно является поводом для дискуссий среди учёных, священников и просто знатоков древнего искусства. Несмотря на то что в этом направлении проводится определённая работа, установить, почему мироточат иконы, до сих пор не удалось, и ничто не обещает скорых открытий в будущем.

Что означает термин «святое миро»?

Под мироточением принято понимать появление на поверхности икон, а также на мощах святых капель маслянистой ароматической жидкости, издающей специфическое благоухание, подчас весьма сильное. Именно она и носит название миро. При этом надо отметить, что его количество, цвет и густота могут быть различными и не зависят от каких-либо внешних факторов. По крайней мере, установить эту связь не удалось.

Мироточения прошедших веков

Характерно, что в Священном Писании нет упоминаний о случаях мироточения в первые века христианства. Информацию о них доносит до нас лишь Священное Предание, то есть устная традиция передачи тех или иных фактов, связанных с христианством, а также апокрифы - неканонические (не признанные церковью) литературно-религиозные памятники.

Из них, например, мы знаем о ежегодном истечении мира от мощей Иоанна Богослова, а также великомученика Феодота. Кроме того, широко известно (из тех же источников) мироточение мощей святителя Николая Чудотворца, Димитрия Солунского и Иоанна Скилицы.

Мироточения последних десятилетий

Хронология известных случаев истечения мира показывает, что за весь период истории христианства, предшествующий XX веку, это явление представляло собой большую редкость. В литературе о нём встречаются лишь отрывочные и разрозненные сведения. И только в XX веке оно приняло по-настоящему массовый характер.

Первый этап приходится на начало двадцатых годов, но затем сведения о мироточении икон становятся редкими. Возможно, это объясняется тем, что богоборческая власть, установившаяся в стране, просто замалчивала подобные случаи. Лишь в девяностых годах в СМИ появился настоящий поток сообщений о чудесных обретениях икон, их мироточении и случаях самопроизвольного обновления. Причём места, где мироточат иконы, назывались самые различные - от частных квартир до всемирно известных храмов.

Как это начиналось?

Начало было положено в мае 1991 года иконой Пресвятой Богородицы «Державная» хранившейся в Николо-Перервинском монастыре столицы. Вслед за ней источились слёзы из очей Спасителя на образе, находившемся в одном из вологодских храмов, а в ноябре того же года замироточила из

Наиболее обильными на чудеса оказались конец XX и начало XXI века. Сообщения о случаях истечения мира достигли такого количества, что специально созданная при Московском патриархате комиссия, в обязанность которой входило изучение и описание чудесных знамений, буквально не знала отдыха.

Точка зрения служителей церкви

С богословской точки зрения, если мироточит икона - этому должно быть вполне конкретное объяснение. Несмотря на то что все канонические иконы священны в силу своего духовного содержания, некоторые из них избираются Промыслом Божьим, и через них Господь ниспосылает людям особые знамения.

При этом вещественными знаками высшего горнего мира считаются как само миро, имеющее целебные свойства, так и, источаемое им благоухание. Таким образом, икона мироточит, являя нам определённое знамение свыше, смысл которого не всегда понятен.

Важно отметить: сам по себе факт мироточения иконы не является основанием для признания её чудотворной, но истекшее из неё миро считается способным творить чудеса. В связи с этим стоит упомянуть захват турками греческого города Салоники в 1430 году. Фанатики-мусульмане, игнорируя хранившиеся в городе православные святыни, расхватывали миро с мощей святого Дмитрия Солунского, используя его, как медицинское средство самого широкого назначения.

Голоса скептиков

Однако следует признать, что среди церковных деятелей современности находится немало скептиков, весьма настороженно относящихся к этому явлению. Они обращают внимание общественности на то, что известны случаи мироточения языческих статуй и даже икон, находившихся в распоряжении самых антигуманных и бесчеловечных тоталитарных сект. В связи с этим они рекомендуют более сдержанно относиться к случаям истечения из икон мира, слёз и даже крови, и, если мироточит икона, не делать преждевременных выводов.

Освидетельствование мироточивых икон

Так как мироточащие иконы, как правило, привлекают к себе большое количество паломников, и тем самым создают предпосылки для извлечения прибыли, нередки случаи фальсификации этого явления и прямого мошенничества. Для предотвращения подобных злоупотреблений Московским патриархатом была разработана специальная процедура освидетельствования икон и мощей на установление подлинности их мироточения.

Согласно установленному правилу, в тех случаях, когда мироточит икона, и в местное епархиальное управление поступает сообщение об этом, незамедлительно формируется специальная комиссия, которая производит её осмотр и опрос свидетелей. Цель этих действий - установить наличие внешних причин, способных вызвать подобный эффект и ввести в заблуждение окружающих.

При их отсутствии икона на определённый срок помещается в запертый и опечатанный киот. Если и в этом случае появление масляных пятен не прекращается, то даётся официальное заключение о мироточении. За последние десятилетия с помощью этого несложного метода было выявлено немало случаев прямого подлога.

Экспертиза, проведённая государем

Любопытно отметить, что первый известный факт разоблачения подобного рода фальсификации связан с именем Петра I. Известно, что однажды государь принялся тщательно осматривать одну из богородичных икон, истекавшую «слезами». От его внимания не ускользнуло, что в углах глаз образа были проделаны тончайшие отверстия, искусно замаскированные наложенной сверху тенью.

Это побудило его продолжить осмотр и снять покрытие с оборотной стороны иконы. Под внешним слоем он обнаружил углубления, сделанные в доске как раз напротив отверстий в глазах Богородицы. Как и следовало ожидать, они были наполнены густым маслом, которое под воздействием тепла свеч, зажигаемых перед иконой, таяло и сквозь каналы выходило наружу, создавая эффект стекающих по щекам слёз.

Разоблачив, таким образом, обман, государь издал указ, определяющий меру наказания для тех, чья вина в фальсификациях подобного рода будет установлена и доказана. Однако с тех пор не переводились на Руси лиходеи, в равной степени презиравшие и Божий Суд, и земной - уголовный. И продолжали святые образа истекать чистейшим лампадным маслом, уснащённым благовониями.

Иные причины появления капель на иконах

Но кроме Божьего повеления, в результате которого мироточит икона, и умышленной фальсификации, отмечены и иные причины появления характерных капель на их поверхности. Прежде всего, они могут образовываться вполне естественным путём - в результате внешних условий.

Кроме того, причина может заключаться в попадании капель масла после того, как прихожане, пройдя обряд полиелея (помазания лба елеем), целуют икону и, прикасаясь к ней, оставляют масляные следы. И, наконец, известны случаи, когда икона «мироточит» в результате случайного попадания на её поверхность масла от находящихся рядом икон.

Важно отметить, что явление источения мира не является особенностью икон какой-либо определённой страны или даже континента. Например, в СМИ было много информации о том, что активно мироточат иконы Абхазии. Рассказывалось в связи с этим о двенадцати образах Святого Георгия. И в то же время широко известны подобные случаи, зафиксированные в Греции, Италии, Канаде и Южной Америке.

Какие иконы мироточат?

Дать на этот вопрос какой-либо однозначный ответ весьма трудно. Но, тем не менее, замечено, что чаще всего это происходит с относительно новыми иконами, написанными в течение последних десятилетий. Сведения о мироточении старинных и издревле почитаемых икон весьма ограничены.

Причём совершенно невозможно заранее предвидеть когда и при каких обстоятельствах это может произойти. На одном из приведённых в статье фото мироточит икона с изображением царевича Алексея, написанная в наши дни (фото № 1), а на другом - Спасителя, возраст которой превышает сто лет (фото № 2).

Можно привести наглядный пример, взятый из недавнего прошлого. В 1981 году на Афоне одним из монахов была написана икона Божьей Матери. На следующий год её увидел и пожелал купить некий канадец Иосиф Кортес, но получил отказ. Не желая огорчать гостя, монахи подарили ему список столь понравившегося ему образа. Перед отъездом канадец приложил копию к оригиналу, после чего отправился на родину.

Через несколько дней после его возвращения в Монреаль копия, полученная в подарок, замироточила, и это продолжалось в течение пятнадцати лет. Следует заметить, что на оставшемся в Афонском монастыре оригинале никогда не появлялось ни капли мира. В 1997 году Иосиф Кортес был ограблен и убит, а его реликвия похищена. Но чудо на этом не прекратилось - в 2007 году неожиданно для всех начала мироточить сделанная с неё бумажная репродукция.

Если икона мироточит, что это значит?

Из приведённого примера можно заключить, что объяснить возникновение этого явления с позиции нашей общечеловеческой логики невозможно. Почему мироточит икона Божией Матери, являющаяся лишь типографским оттиском, и не источает миро оригинал, написанный во святой обители на Афоне? Невозможно дать сколько-нибудь исчерпывающий ответ на этот и многие подобные ему вопросы. Но главное - для нас непостижим скрытый смысл этого явления. Если ниспосылаемое свыше, то прозреть заложенное в нём нам, грешным, увы, не дано. Единственное, о чём можно сказать с определённой долей уверенности, - миро не является указанием на чудотворность иконы, на которой оно появилось.

Чудотворные иконы России

Что же касается икон, действительно прославившихся чудотворениями, то, согласно имеющимся официальным данным, которыми располагает Русская православная церковь, их за всю историю христианства на Руси насчитывается около тысячи. Большую часть из них составляют образы Пресвятой Богородицы. Во всех случаях их почитание обусловлено конкретной помощью, оказанной людям. Обычно это исцеление недужных, защита от нашествий врагов, пожаров, а также избавление от эпидемий и засухи.

Нередко с чудотворными иконами связаны различные сверхъестественные события. Например, явление в сонном видении Богородицы, указывающей конкретное место, где будет обретён её образ, перемещение икон по воздуху, исходившее от них сияние и многое другое. Известны также случаи чудесного обновления икон и даже исходящих от них голосов.

- 7414

"Когда говорят о мироточении икон, нужно понимать, что название этого чудесного явления - условное. Некое светлое, маслянистого вида вещество, выделяющееся при чудотворениях не тождественно священному миру, применяемому в таинстве миропомазания.

На иконах появляется жидкость, лишь напоминающая миро, столь же благоуханная. Вид, цвет и консистенция образующейся жидкости разнообразны: от густой, тягучей смолы до росы, поэтому иногда говорят о "елеоточении" или "росоточении".

Газета "Пятое измерение" за 2002г,статья "Мироточение: почему иконы плачут".

1.Библейское мирро. Мирра, мирро - название пахучих масел, изготавливаемых их зерен эфирных и масляничных растений. Значительный удельный вес в нем занимает мирта (мирра), которая и дала название маслу. Оно известно из давних библейских времен (Песнь песней, 1:12; 3:6; 4:6;5:13; Исайи, 41:19; 55:13; Захарии, 1:3; Неемии, 8:15). Известная в округе блудница, узнав о пришествии в ее селение Иисуса Христа, "принесла алавастровый сосуд с миром; и ставши позади ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги его, и мазала миром"(Лука, 7:37-38). Подобно этому, как сообщают евангелия, миром неоднократно обмывали ноги Иисуса Христа и другие женщины сходного поведения (Матфея, 26:7; Марка, 14:3; Иоанна, 11:2; 12:3). Сто литров смеси смирны и алое израсходовал некий Никодим для погребения Иисуса Христа (Иоанна, 39-40). В воскресенье утром женщины пришли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать его тело миром. Этих женщин в православной церкви называют женами.

2.Церковное миро. В процессе оязычивания христианства церковники постепенно вводили в религиозную практику верующих обряды, поклонение ангелам и святым, изготовляли истуканов (иконы и скульптуры)... Все это строго-настрого запрещается Священным писанием (Библией) Старого (Исход, 20:4-6; Левит, 26:1; Чисел, 14:18; Второзаконие, 5:8-9; Псалом 96:7) и Нового (Иоанна,4:21-24; 2-ое коринфянам, 3:17; филипийцам, 3:3) Заветов. В VIII-X столетиях христианская церковь вводит 7 так называемых Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Венчание, Священство и Елеоосвящение, - . в которых "видимом образом верующим реподаются дары божьей благодати". Миропомазание - это "дары Духа Святого, которыми через видимое помазание мирром и слышимое произнесение определенных слов молитвы/заклинания верующему подаются силы божьей благодати для проведения христианского образа жизни или для выполнения отдельного служения". В православной церкви таинство Миропомазание совершается священником сразу же после крещения ребенка или взрослого. В католической церкви

Миропомазание, которое называется Конфирмацией, совершается епископом над детьми, достигшими 8-12-летнего возраста. В православных церквах монархического правления (Византии, Грузии, Болгарии, Румынии) главой церкви страны совершалось еще Миропомазание монарха/царя на царство.

О мироточении (истечении маслянистой благоухающей жидкости) икон известно давно. Раньше подобные случаи происходили крайне редко. За две тысячи лет зафиксировано не больше 18 случаев мироточения икон Пресвятой Богородицы. Мироточение икон происходило не больше двух-трех раз в столетие. В конце же двадцатого века и начале двадцать первого, буквально хлынул поток сообщений о мироточащих иконах.

Количество сообщений о мироточащих иконах в наше время стали появляться чуть ли не еженедельно. Например, в расположенном в г. Иваново Свято-Веденском монастыре в период с декабря 1998 по март 1999 года мироточили, если верить сообщениям, 1047 икон.(!)

Широкую известность приобрел случай, когда в военном городке Клин-2 у пожилой женщины стали мироточить почти все имеющиеся в доме иконы. После публикаций в СМИ к женщине устремились многочисленные паломники, привозившие с собой свои иконы. И привезенные иконы тоже начинали мироточить. Женщина перестала ходить в церковь, совершая самостоятельные молебны дома. К ней стали приезжать сомнительного вида «старцы», к которым она водила на «лечение» всех знакомых. Возникает резонный вопрос: от Бога ли было чудо мироточения?

Как это ни покажется странным, но мироточат не только иконы святых. Известны случаи мироточения изображений Григория Распутина и даже царя Ивана Грозного.

Служители церкви считают мироточение икон знаком милости и поддержки свыше, но к сообщениям об очередном мироточении относятся с большой осторожностью – уж слишком часты случаи фальсификаций. По каждому случаю мироточения епархиальным управлением назначается специальная комиссия, в функции которой входят осмотр иконы и опрос свидетелей. Если комиссия выносит положительное решение, создается новая комиссия для проведения более тщательного расследования.

Один из случаев фальсификации был разоблачен еще царем Петром Первым.

Не так давно, в ходе визита Папы Римского в Грецию, служители греческой православной церкви объявили, что одна из икон стала источать кровавые слезы, будто свидетельствуя о богопротивной сущности визита главы католической церкви. Анализ «слез» показал, что они являются соком дикой вишни. Оказывается, что шарлатаны есть не только среди простых людей, а и среди самих священнослужителей.

1. Мироточения бывают разными. От капли на иконе, до лужи масла, в которой почти плавает икона.

Как это можно повторить? Капнуть масло из пипетки, налить масло в пакет с иконой. Это не сложно, главное посильнее орать о чуде. Тут проверить нельзя, а вот повторить такое чудо можно.

Если слухи, что мироточит икона не сверху вниз, а снизу вверх, противореча законам физики. Или миро точение происходит на глазах с заметным увеличением объема. Тут надо более внимательно рассматривать этот процесс (нужен выезд на место). Не забывая опыт разоблачения сделанный Петром 1.

Во время царствования Петра I в одном из соборов "заплакала" икона богородицы. Попы заявили, что она оплакивает старые порядки, которые разрушались Петром... Петр был верующим человеком, но "чудо" почему-то не произвело на него какого-либо впечатления. Более того, он по слал настоятелю собора, в котором "заплакала" икона, грозное предписание. "Приказываю,- писал царь,- чтобы отныне богородицы не плакали. Если богородицы еще заплачут маслом, то зады попов заплачут кровью". Верующему человеку может показаться, что попы здесь совсем ни при чем. Однако плач икон сразу же прекратился. И не случайно: в подавляющем большинстве "чудо" "плачущих" икон и "кровоточащих" крестов творится не кем иным, как служителями культа. Реакционному духовенству времен Петра I не нравились вводимые им новые порядки. Вот и решили они "сотворить" "плачущую" икону богородицы, чтобы настроить народ против Петра. Тот разгадал замысел церковников и пригрозил им расправой за "творение чуда".

Но как же "чудотворцы" заставляют иконы "плакать" и кресты "кровоточить"? Очень просто. Для этой цели они просверливают, например, отверстия в иконе и с противоположной ее стороны помещают сосуд со "слезами" или "кровью". С помощью различных приспособлений "слезы" или "кровь" выдавливаются из отверстий. Затем эту "божью благодать" собирают и продают верующим. То же самое проделывается и с крестами.

Конечно, иконы "плачут" и кресты "кровоточат" не настоящими слезами и кровью. "Чудотворцы" в рясах заменяют их либо постным? маслом, либо водой, либо смесью каких-нибудь химических веществ. Это еще одно доказательство, что "чудо" "плачущих" и "кровоточащих" икон и крестов творится не богом, а человеком. Будь это делом рук божьих, иконы заплакали бы настоящими слезами или кровью. А земным "чудотворцам" это не под силу, и они пользуются для творения "чуда", например, постным маслом, так как оно стекает по иконе не ручейком, а каплями, как настоящие слезинки. Иногда пользуются водой. Но тогда смазывают поверхность иконы маслом, чтобы и вода скатывалась по иконе каплями.

Иногда "плакать" и "кровоточить" предметы могут и без вмешательства рук человеческих. Подобное "чудо" произошло в 1923 году в Подолии. Здесь, в местечке Калиновка, стоял у дороги обитый жестью крест, на котором красками был написан образ Христа. В годы гражданской войны жесть была пробита пулями. У отверстия скопилась ржавчина, смешанная с краской, которая, размываясь дождем, стекала по кресту, образуя красные полосы. Эти полосы и были приняты верующими за следы крови. Весть о "чуде" быстро облетела всю Украину. И к "кровоточащему" кресту начали стекаться толпы верующих. Секрет "чуда" был раскрыт специальной комиссией, в которую входили и представители духовенства.

В истории известны случаи, когда ужас на людей наводило появление "кровавых" пятен на гостиях и просфорах. Такое "чудо" имело место, например, в 1383 году в небольшом германском городке Вильснаке, где стали "кровоточить" гостии, лежавшие в алтаре церкви. И каких только догадок не высказывали верующие, глядя на "окровавленные" лепешки! Многие видели в этом грозное предзнаменование божье о наступлении "светопреставления". На самом же деле за кровь верующие приняли скопление особого вид& бактерий, имеющих красный цвет. Эти бактерии поселились на гостии и настолько размножились, что их скопления стали видимы даже невооруженным глазом.

За "плач" иконы однажды даже приняли ее простое запотевание. В 1934 году в Пружанах (Белоруссия) в холодной церквушке собралось много верующих, и от их дыхания на поверхности иконы божьей матери появились капли воды. Это было принято за "чудо".

Если мы будем подходить к "чудесам" без предвзятого мнения, то убедимся, что в природе ничего "чудесного", то есть сверхъестественного, не бывает. "Чудо" -это или результат преднамеренного мошенничества, или явление, вполне объяснимое с научной точки зрения. (100 ответов верующим. М.: Политиздат, 1974.)

2. Мироточат мощи святых. Но в музеях они не мироточили, лишь в последнее время ходят жуткие рассказы, как музейные работники заливали цемент в глаза святым, чтоб из них не шло миро и т.п.

3. Кровоточат статуи у католиков, но последнее время мы слышим много разоблачений от самих католиков.

4. Комиссия по чудесам. В неё входят верующие учёные. Которые являются послушными членами церкви, выполняющими её предписания, в том числе и по исследованию чудес. Судя по тому, что я слышал в отношение её работы то она в большей степени является описанием чудес мироточения, вместо их всестороннего изучения.

Обычно плачут постным маслом (это очень удобно для них, так как вода просто стекла бы ручьём, не образуя слезинок). Могут иконы плакать и водой, но только в тех случаях, когда они сами смазаны постным маслом или каким-нибудь другим жиром (или в тех случаях, когда за "плач" принимается простое запотевание иконы).

Иногда иконы плачут "кровью". Химический анализ "крови" показывает, что изготовляется она, в частности, из смеси кармина с глицерином. Весьма эффективная "кровь", изготовленная путём смешивания бесцветного раствора небольшого количества роданистого калия и тоже почти бесцветного раствора хлорного железа.

Что касается конденсации, то давайте поставим эксперимент, чем покрыть икону или стекло, что бы на нём конденсировалось масло или вода. Или ещё что-то.

После эксперимента будет ясно, возможно это явление в естественных условиях и будет понятно что искать на мироточащих сходным образом.

После установления Советской власти иконы почему-то вообще перестали рыдать, хотя именно это время было наиболее благоприятным для плача икон, чтобы тем самым бог мог выразить своё возмущение так называемыми "дьявольскими гонениями" безбожной власти против религии и церкви.

Возможно, в данном случае иконы просто поопасались, что очередное разоблачение тайного (разумеется, божественного) механизма сотворения данного чуда может обернуться явно не в пользу организаторов этого "чуда". Так или иначе, но божий протест с помощью плачущих икон при Советской власти не проявлялся.

Но изменились времена, церковь, при активной поддержке со стороны нынешней политической власти, вновь обрела силу. Благоприятность момента проявляется и в том, что сейчас уже нет Петра I, который бы мог бесцеремонно обследовать "плачущую икону" и выявить земные причины механизма её "плача": ведь опекаемая государственной властью церковь ни в коем случае не допустит, чтобы какие-то "богохульники" усомнились в чудотворности иконы и позволили бы себе обследовать саму икону.

Вот почему вполне естественно следовало бы ждать нового нашествия чуда плачущих икон. И, разумеется, вскоре последовала реализация этого нашествия.

В Волгоградской области (см. газ. "Мир новостей" от 18.11.2001) почин был осуществлён иконой Варвары Великомученницы. Именно на ней, вначале скромно, в виде испарины стали выступать капельки. Причём, обратите внимание на то, как удачно икона выбрала для себя время сотворения своего чуда: оно произошло именно в канун праздника пресвятой Богородицы! Видимо, это была пока проба сил, поскольку с иконы "начали стекать тоненькие струйки… Мироточение было настолько обильным, что служителям пришлось собирать воду ваткой".

Почин этой иконы быстро подхватили другие сообразительные иконы ("Позднее заплакали и другие иконы"), видимо для того, чтобы ни у кого не осталось сомнения в подлинности чуда и решительности божьей поставить производство чудес на широкую ногу, использовав для этого дела поточный метод. И к храму потянулись верующие. За короткий срок здесь замироточили уже 19 икон. Не иначе, это кому-то было выгодно...

Наверное, нет в христианской религии более удивительного явления, чем мироточение икон. И для священников, и для знатоков икон, и для учёных это явление всегда было предметом спора и больших дискуссий. Но ответ на вопрос о том, почему же происходит такое явление, так до сих пор и не найден. Вполне возможно, что раскрыть эту тайну человечество не сможет никогда.

Что такое мироточение икон?

Это появление на их поверхности маслянистой влаги, которая называется миро. Ко всему прочему это миро имеет очень приятный благоухающий запах, который можно почувствовать на довольно большом расстоянии. Причём миро может быть как густым, так и жидким, и может иметь очень разный цвет.
Но была когда-то в нашем мире икона, которая мироточила в течение 15 лет. И имя этой иконы Мироточивая Иверская-Монреальская икона Божией Матери.

Эта икона была написана в 1981 году на Афоне. И написал её иеромонах Хризостом. В 1982 году эту икону увидел православный канадец Иосиф Муньос Кортес и попросил создателя иконы её продать. Но получил отказ.

Несколько дней провёл Иосиф в монастыре, а в день своего отъезда получил в дар образ иконы. Перед тем, как покинуть монастырь, он приложил полученную икону Божьей матери к оригиналу в Иверском монастыре.

Иосиф возвратился домой, в Монреаль, а полученная икона заняла достойное место в его «красном уголке». А через несколько дней произошло самое настоящее чудо - икона начала мироточить. Произошло это событие 24 ноября 1982 года. И продолжалось оно долгих 15 лет. Миро этой иконы имело очень сильный аромат роз, и его даже собирали в специальные сосуды.

За эти 15 лет икона побывала во многих странах мира. И везде православные просто глаз не могли оторвать от такого чуда. А её хранитель Иосиф невероятно гордился и радовался тому, что эта икона доверила свою судьбу его рукам.

Но в 1997 году в ночь с 30 на 31 октября Иосиф Муньос был убит в Афинах, а Мироточивая Иверская-Монреальская икона Божией Матери просто бесследно исчезла. Её подлинная судьба не известна до сих пор.

Но в сентябре 2007 года вновь случилось чудо. Простая бумажная копия пропавшей мироточивой иконы снова замироточила, но уже на другом краю света - в Гонолулу на Гавайях.

Все мы земные люди и нам все чудеса хочется засунуть в рамки рационального объяснения. Так происходило и с мироточивостью икон.

Существует 3 версии происхождения миро:

  1. Обман и мошенничество ради наживы и популярности.
  2. Естественный процесс образования влаги при содержании иконы в определённых условиях.
  3. Миро - это ни что иное, как елей, которым помазывают верующих. При целовании иконы часть этого елея остаётся на ней. К тому же на икону может попасть масло от лампад, которые висят перед ней.

Конечно, все эти объяснения можно запросто считать правдивыми. Но в нашей серой и будничной жизни нам так не хватает чудес, нам так хочется верить в то, что мироточение икон происходит на самом деле, что иконы - это не просто картинки, это святые вещи, которые могут не только мироточить, но и лечить многие болезни.

Лабораторные анализы показали, что миро - это жидкость органического происхождения . Каким образом она возникает на святынях, остается необъяснимым. В результате исследования влаги, взятой с одной из плачущих икон, было установлено, что "это самые настоящие слезы". Миро возникает на иконе буквально "из ничего". Бывает, влага появляется и набухает на стекле киота, покрывающем образ, или выступает на самой иконе под ним. Древность или новизна иконы, ее материал не имеют значения; могут мироточить изображения на дереве, бумаге, стекле и т. п.

История Православной Церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями. Большинство из них - образы Божией Матери. Главным основанием для почитания образа как чудотворного являлось удостоверенное дарование конкретной помощи людям: исцеление больных, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении (Елецкая-Черниговская, Ченстоховская-Тывровская, Царевококшайская, Жировицкая, "Милующая", Ахтырская, Галичская, Дубовицкая), исходило благоухание ("Елеоточивая"), звучал голос ("Скоропослушница", Югская, Смоленская-Соловецкая), икона сама собой обновлялась (Касперовская) или оживало изображение на ней ("Нечаянная Радость", Серафимо-Понетаевская).

От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро. Истечение крови ("Закланная", Долисская, Чен-стоховская, Иверская, Кипрская, Пахромская, "Нечаянная Радость"), как правило - от нанесенной образу раны, происходило для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы ("Плачущая", Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Пряжевская, Рядитенская, Казанская-Высочиновская, Ка-занская-Каргопольская, "Умиление"-Новгородская, Каплуновская, Мирожская, "Знамение" - Новгородская, Корсунская-Изборская), воспринимались и как знак скорби о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о своих чадах.

До XX в. мироточение или слезоточение икон было редким, исключительным явлением. Массовые знамения стали наблюдаться в России в XX в. Первый такой период приходится на начало 1920-х годов. 1991 год - начало времени повсеместных знамений от икон в России.
Иконы чудесным образом обретаются, обновляются, мироточат в храмах, монастырях, в домах простых людей. Это несомненный исторический факт.

1991 год положил начало расчленению России. Страна оказалась ввергнутой в пучину испытаний. На Светлой седмице 1991 источала благоуханное миро икона Божией Матери "Державная" из Николо-Перервинской обители в Москве. Летом того же года в одном из старинных храмов Вологды потекли слезы из очей Господа на образе Нерукотворного Спаса.

22 ноября 1991 в Смоленском Успенском соборе источила слезу Казанская икона Божией Матери. "Слезы Богоматери! Явление, приводящее в трепет и благоговение, - пишет о плачущих иконах протоиерей Михаил Помазанский. - Оно свидетельствует, как близка миру Богородица. Но - пусть бы этих слез не было! Если в семье нет для детей большего горя, как видеть плачущую свою мать, то для христиан каким должно быть сильным и страшным потрясением знать, что о них и из-за них проливает слезы Матерь Божия!..

Укорительно для нас и предостерегающе, и призывом к покаянию должны быть приняты нами слезы Богоматери!" Несколько лет происходит мироточение икон в центрах православной святости - Оптиной пустыни, Спасо-Преображенской пустыни Рижского Троице-Сергиева монастыря, в новоустроенных монастырях и др.

Количество сообщений о чудесах от икон в России в конце XX - начале XXI века побило все рекорды. К примеру, в Свято-Введенском монастыре города Иваново с декабря 1998 года по март 1999 года мироточили 1047 икон.

Член комиссии по описанию чудесных знамений в Русской Православной Церкви Павел Флоренский считает, что ничего необычного в этом нет: массовое мироточение вызвано тем, что восстанавливаются храмы, и икон становится больше. Многие чудеса связаны со святыми покровителями России - Царственными мучениками.

В сентябре 1994 в Царском Селе мироточила Феодоровская икона - покровительница Дома Романовых. В Покровском храме Мариенбурга (близ Гатчины), выстроенном в память чудесного спасения Царской семьи при крушении поезда у станции Борки, замироточила икона "Взыскание погибших". Это произошло 17 февраля 1994, в канун празднования этой иконе.

Сначала из ока Богоматери истекла тонкая светлая струйка, затем слезы потекли одна за другой, потом появились три полоски мира от левого плеча. Позже замироточила вся поверхность иконы. Чудо продолжалось около двух месяцев. В свое время получила широкую огласку и история с мироточением иконы святых Царственных мучеников.

31 января 1997 в доме одной московской прихожанки замироточила прозрачным благоухающим миром небольшая бумажная икона Царя-Мученика Николая Александровича и св. равно - ап. кн. Владимира.

В 1998 началось мироточение иконы Государя Николая Александровича в московском храме Вознесения Господня на Гороховом поле. Образ был перенесен сюда из квартиры одной из прихожанок, где чудо впервые было зафиксировано 7 ноября 1998. Обильное истечение мира происходило почти ежедневно, а дивное благоухание не прекращалось ни на один день, особенно усиливаясь во время панихид по Царственным мученикам.
Вопреки законам физики, миро струилось по лежащей на аналое иконе не вниз, а с четырех сторон киота к изображению Царя. С тех пор икона периодически источает миро, что неоднократно было зафиксировано кинокамерами. Эта икона путешествовала по России, ее торжественно принимали в разных епархиях.

Прихожане храма Святой Троицы в селе Старый Валовай, в 200 километрах от Пензы, накануне Пасхи стали свидетелями необычного явления: с икон стекало миро, и на них проступила кровь. "Вот уже в течение года у нас мироточат 27 икон, но за две недели до Пасхи они стали особенно сильно "плакать". А шесть Икон вообще закровоточили", - рассказал староста храма Геннадий Заливное.

"Сначала мы наблюдали, как на иконе "Распятие Христа", на лбу Иисуса, выступила красная капелька, потом она потекла струйкой. После этого кровь появилась на ладонях, ногах, ребре", - заявил он.

Чуть позже закровоточили "Спас Нерукотворный", "Спаситель Благословляющий", "Спаситель Вседержитель", "Богоявление", еще одно "Распятие" - только те иконы, на которых изображен Иисус Христос. Все они стоят либо на алтаре, либо рядом с ним.

После службы прихожане собирают вату и платочки из-под икон, на которые стекает миро. Потом верующие прикладывают их к больным местам и вылечиваются. "У моего сына Владимира больные ноги, операцию даже делали. Одна нога так болела, что ночью спать не мог. Я приложила ему платок, пропитанный миром, и боль прошла. Сейчас ему гораздо лучше", - рассказала одна из прихожанок. Все мироточащие иконы этой церкви раньше находились в домах прихожан. И ни одна ни разу не мироточила, тем более не кровоточила. И только в храме произошло чудо.

Просматривая церковные и околоцерковные ресурсы, часто натыкаешься на сообщения о новоявленных мироточивых или «нерукотворных» иконах. Многие с огромным интересом откликаются на эту информацию. И правда, казалось бы, в православии чудо - в порядке вещей, но что можно считать чудом? Да и всякое ли чудо от Бога?


Мироточение, как известно, есть чудесное истечение некой обычно благоуханной маслянистой жидкости. Это явление издревле известно в Церкви, но если обратиться к церковной истории, мы увидим, что случаи мироточения икон крайне редки: два-три на столетие. Например, случаев мироточения от богородичных икон за почти 2000-летнюю историю Церкви, вплоть до XX века, наблюдалось не более 18 раз (!) (Поселянин Е. Е. «Сказания о чудотворных иконах Богоматери»).

И вдруг в наше время мы натыкаемся, например, на следующую заметку: «В 1998 году в одной из келий Свято-Введенского монастыря замироточили иконы. Тогда в этой чудесной келье паломники стали намеренно оставлять свои иконы, которые тоже становились мироточивыми. А в монастыре стали вести учет: до начала 1999 года количество замироточивших икон было не более 100; в апреле - 2500; к концу 2000 года количество мироточивых икон перевалило за 7000… Т.е., мироточивыми становились около 209 икон в день ».

И таких заметок очень и очень много.

Также стоит отметить, что особо почитаемые у нас издревле иконы, как правило, ни разу не мироточили. Ничего такого ни разу не было связано ни с Владимирской иконой Богородицы, или например с одной из икон письма прп. Андрея (Рублёва).

Казалось бы, если некое весьма редкое исключительное явление в жизни Церкви вдруг приобретает массовость, это могло бы стать поводом задуматься: что-то здесь не так. Это настолько бросается в глаза, что даже апологеты новых мироточивых икон не могут пройти мимо этого факта. Однако воспринимают его некритично, исходя из принципа, что мироточение - априори Божье чудо.

Объяснения же весьма разнообразны, но, по большему счету, сводятся к тому, что сейчас время «глобального неверия», и такими чудесами Бог нас вразумляет и приводит в Церковь множество людей.

С этим трудно согласиться. На мой взгляд, сейчас время как раз «глобального всеверия»

Но «всякое древо познаётся по плодам». Взять, к примеру, известный случай массового мироточения икон в военном городке Клин-2, о котором много и охотно писала пресса. Напомню, у пожилой женщины дома замироточили иконы, причём не одна, а практически все. Тут же в её квартиру начались многочисленные паломничества. Люди приносили свои иконы, которые тоже начинали мироточить. Закончилась эта эпопея так: хозяйка квартиры«перестала участвовать в приходской жизни, перестала исповедоваться и причащаться… предпочтя устраивать самостоятельные молебны у себя дома, перед иконами. К ней в «паломничество» стали приезжать какие-то священнослужители из других епархий, читать там акафисты, какие-то «старцы», к которым на «лечение» она стала водить знакомых женщин».

Нецерковный характер этого «чуда» может подчеркнуть то, что, как только иконы приносились в храм, истечение «маслянистой жидкости» тут же прекращалось.

Этот эпизод - самый характерный, но далеко не самый редкий. Если «чудо» не приводит людей в Церковь, но способствует некой «альтернативной» духовности, от Бога ли оно?

И вот здесь вопрос: если это не Божье чудо, то что?

Ответов может быть несколько. Это может быть банальное шарлатанство, о котором известно ещё «с петровских времен». И правда, случаи, когда икона в некой квартире обильно источает «миро», а после принесения в храм прекращает «течь», настораживают. Особенно, если с такими «святынями» совмещается «сбор пожертвований».

Это может быть явление, имеющее физическую природу, ложно принятое за чудо. Есть ведь и так называемое кровоточение, когда икона как бы истекает кровью. И очень часто это всего лишь действие шелака, который из-за горячего влажного воздуха пробивается сквозь верхние красочные слои.

Но бывает так, что явление материально объяснить нельзя. Например, общеизвестна картонная икона Спасителя (обычная полиграфическая репродукция), которая однажды стала кровоточить. Здесь, на мой взгляд, нужно очень осторожно подходить к вопросу, согласно трезвой заповеди «не принимай, но и не хули». Лично у меня к упомянутому кровоточению есть одна, но конкретная претензия: «кровь» так залила лик, что он более не различим. Вместо светлого лика Спасителя, мы видим страшное чёрное пятно. Но если образ перестает нести на себе подобие Первообраза, то это уже не икона.

Вновь и вновь не устаю напоминать: икона есть изображение Господа Иисуса Христа (или Богородицы, или святых), если нет изображения – нет и образа. И это вызывает конкретное сомнение в божественном источнике данного чуда.

Впрочем, это мое частное мнение. Но важно знать, что мы можем принять за чудо бесовское искушение.

Здесь стоит вспомнить, что мироточение само по себе не есть исключительно христианский феномен

Известны аналогичные случаи, когда некая жидкость источалась и языческими изображениями. И сейчас «текут» не только иконы Христа, Богородицы и святых, но и изображения совершенно сомнительных личностей, таких как Григорий Распутин или царь Иван Грозный.

То есть, «мироточение» может иметь инфернальное происхождение. Ведь из жизнеописаний святых нам известно множество случаев, когда бесы пытались прельстить людей, имитируя чудеса и примеряя на себя образ ангелов, а то и Богородицы и самого Христа. Впрочем, это не удивительно, ведь если человеком движет не стремление ко Христу, а поиск «чудес», «откровений», различных экстатических состояний и просто острых ощущений, то темным силам трудно было бы этим не воспользоваться.

К сожалению, в отличие от дореволюционной практики, духовенство на местах часто спешит объявить произошедшее явление чудом, не дожидаясь выводов соответствующей церковной комиссии.

Возможно, я повторюсь, но отцы Церкви учат нас осторожнее относиться ко всем потусторонним явлениям.

«Некоторым враг внушил мысль, что если они не сподобятся в сей жизни благодатных даров от Господа, то и не получат их в будущей жизни. Одному из таких враг показал лучи, исходящие от иконы , приказал ему открыть рот и глотать их как благодатные дары. Тот по неопытности сделал это и затем, повредившись, через неделю умер, не принимая пищи от страха. Другой усердно молился пред иконой. Лампадка закачалась . Он принял это за признак угодности его молитвы. Лишь только утвердился в этой мысли, тотчас упал в обморок, и затем обмороки эти стали с ним повторяться. Третьему явилась икона Богородицы , к которой он приложился, сделался бесноватым и скоро умер. Таковы последствия доверия своему мнению, мнимой своей святости и достоинству в собственных своих глазах» («Духовная брань. О кознях врага спасения и как противостоять им»).

В Евангелии прямо сказано: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса , чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24)

Профессор Московской духовной академии А.И.Осипов по этому поводу конкретно говорит: «Уже сейчас идет активная подготовка сознания народа, в том числе и вполне православных («избранных») людей к исканию чудес, погоне за ними. Посмотрите, сколько литературы посвящено им. И, увы, многие православные уже хорошо знают, в каких нуждах каким иконам молиться, к каким святым обращаться, и к каким мощам прикладываться. Мысль о спасении от страстей и греха, от зла, неприязни, зависти, блуда, воровства постепенно отходит на второй план».

По словам Осипова, «через искание земных благ, чудес, прозорливцев» люди придут к тому, что примут антихриста, который будет совершать поражающие воображения чудеса».