Корабль кил 158. Дальние морские походы: МРК и килекторы вместо крейсеров. Когда не хватает боевых единиц

Как-то в сентябре 2014 года я зависал на Севастопольской дамбе в ожидании возвращения с боевой службы сторожевого корабля "Сметливый". Погода была ветреная, на море и в бухте волны, приближался осенний шторм.

"Сметливый" так и не появился на горизонте, но я все же не зря просидел там три или четыре часа: купался, фотографировал мимо меня уходящие в море суда и встретил вспомогательное судно Черноморского Флота "КИЛ-158" (Проект 141)


Суда-килекторы предназначены для постановки и съемки боно-сетевого заграждения и рейдового оборудования на глубине до 300 метров. Проще говоря, такое судно убирает и выставляет бонны, поднимает якоря и прочие затонувшие объекты, также может использоваться для расчистки фарватера от подводных объектов, может нести глубоководный аппарат, предназначенный для спасения экипажей затонувших подводных лодок.

2.

Судно построено в 1989 г. на судоверфи "Нептун" в порту Росток (ГДР). 30.06.1989 г. на судне был поднят Военно-морской флаг. 01.09.1989 г. включено в состав ВМФ СССР. 08.11.1989 года судно прибыло в Севастополь и включено в состав бригады судов обеспечения Черноморского флота.

3.

С 1990 года "КИЛ-158" перевозил разрядные грузы, продовольствие, боезапас с Кавказа, из Болгарии, из Крымской ВМБ, из Феодосии и систематически выполнял работы по постановке и съемке рейдового оборудования. С 7 сентября по 13 октября 1993 года выполнял специальное задание по доставке в порт Аннаба (Алжир) буровую технику, различное имущество и ЗИПы.

4. осмотрел в своих архивах и увидел один из них у нас на территории Беломорской военно-морской базы. КИЛ-143.

Справка: КИЛ-158 (Проект 141)

Водоизмещение: 5250 т.
Размеры: длина - 113 м, ширина - 18,22 м, осадка - 3,71 м.
Скорость хода максимальная: 13,7 узлов.
Силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 3000 л.с.
Грузоподъемность: грузовая стрела на 100 тонн.
Экипаж: 44 чел. + 10 пассажиров.

Российский флот нуждается в кораблях дальней морской зоны. С этим утверждением, которое непрерывно повторяется в последнее десятилетие, спорить невозможно. Но что делать, если подходящих боевых единиц в составе ВМФ критически не хватает, а присутствовать необходимо в десятках точек Мирового океана? В поход отправляются корабли, не предназначенные для длительных автономных плаваний и вспомогательные суда.

МРК УХОДЯТ В МОРЕ


Проблема нехватки кораблей для длительных автономных походов остро встала после принятия решения о возрождении постоянного соединения ВМФ в Средиземном море. Одной из первых "ласточек", отправившихся в поход за пределы своей зоны ответственности, стал малый ракетный корабль "Самум", полтора месяца бороздивший просторы Средиземки. Несмотря на ударную мощь его ракетного вооружения, сравнимую с эсминцами проекта 956, он остается кораблем ближней морской зоны, предназначенным для стремительных ударов и отхода под прикрытие ПВО.

РКВП "Самум"

К 2015 году работа малых ракетных кораблей за пределами родного черноморья стала скорее правилом, чем исключением. Для выполнения задач в Средиземном море был отправлен МРК проекта 1234 "Мираж", обладающий автономностью всего в 10 суток. Этого достаточно для морских переходов в пределах нескольких морей, однако сильно привязывает экипаж к береговой инфраструктуре. Стоит отметить и погодные ограничения по применению - мореходность корабля составляет 5 баллов.


МРК "Мираж"

Спустя год амбициозные планы ВМФ по удержанию военного превосходства в регионе заставили отправить в Средиземное море еще два малых ракетных корабля: "Серпухов" и "Зеленый Дол". На этот раз более нового проекта - 21631, которые их строитель - "Зеленодольский завод им. Горького" - классифицирует как "многоцелевые корабли класса "река-море".


Малый ракетный корабль проекта 21631 "Серпухов"

КОГДА НЕ ХВАТАЕТ БОЕВЫХ ЕДИНИЦ

Не стоит забывать и о такой важной задаче, как демонстрация российского флага на международных военно-морских мероприятиях. Это задача стратегическая, серьезно влияющая на имидж государства, выполнение которой многие зарубежные командующие возлагают на наиболее мощные и боеготовые корабли. В России эти задачи зачастую возлагаются на ракетные крейсеры проекта 1164 и эсминцы проекта 956. Однако в последние годы не обходится без исключений, которые в дипломатических кругах вполне могли быть расценены как неуважение. В 2013 году на ежегодную Русскую неделю в Греции вместо большого десантного корабля было отправлено килекторное судно КИЛ-158 Черноморского флота.


Килекторное судно "КИЛ-158"

В 2016 году, на индийском International Fleet Review, повторилась. Туда вместо боевых кораблей было направлено спасательное судно "Эпрон", которое при своем более чем 50-летнем возрасте является заслуженным ветераном флота. Ситуация получилась двоякая. Невозможно не гордиться тем, что российские моряки способны в течение такого срока поддерживать материальную часть в состоянии способности к дальним морским походам. Однако нельзя и не сожалеть о более чем скромной демонстрации боевых возможностей государства на фоне пришедших на IFR фрегатов, эсминцев и крейсеров.


Спасательное судно "Эпрон"

НА СТЫКЕ ПРОШЛОГО И БУДУЩЕГО

Причина замены кораблей 1 ранга на гораздо менее крупные боевые единицы и даже вспомогательные суда кроется в весьма затянувшемся обновлении состава ВМФ России. Сегодня крупнейшие судостроительные и судоремонтные верфи страны плотно загружены военными заказами, однако именно по этой причине боевые возможности флота РФ относительно ВМС США, по данным статистики Центрального Военно-Морского Портала, снизились до показателей трехлетней давности. Ряд кораблей 1-го и 2-го рангов находится в длительных ремонтах, в то же время их современные аналоги передаются флоту не так быстро, как того требуют обширные морские границы России и задачи в дальней морской зоне.

Из серии фрегатов проекта 11356 в состав ВМФ в обозримой перспективе войдут только три корабля, головной фрегат проекта 22350 до сих пор находится на испытаниях, эсминец "Лидер" только-только сформировался в виде эскизного проекта. Зато уже прозвучали заявления о строительстве крупной серией малых ракетных кораблей нового проекта 22800.


Макет МРК проекта 22800

А значит, эпоха дальних походов МРК только начинается. С учетом того, что устанавливаемые на них ракетные комплексы "Калибр" успели "прогреметь" на весь мир, даже с задачами демонстрации флага в иностранных портах они справятся должным образом. "Лучше малый ракетный корабль в строю, чем эсминец в проекте", - такое мнение высказывалось в прессе еще в 2012 году. Сегодня в контексте задач по участию в международных военно-морских мероприятиях его можно перефразировать: "Лучше малый ракетный корабль, чем вспомогательное судно".

Вспомогательные суда это вспомогательного флота, предназначенные для обеспечения повседневной и боевой деятельности военно-морских сил и флота. К вспомогательным судам относятся , буксиры, килекторные и гидрографические суда, суда размагничивания, плавбазы, корабли-мишени, и другие. Также в состав вспомогательного флота входят суда морского и рейдового обеспечения.

килекторное судно U852 «Шостка» проект 145

подъемные устройства килекторного судна «Шостка»

килекторное судно «Шостка» у пирса в Севастополе

Килекторное судно «Шостка » является вспомогательным судном Центра поисково-аварийно-спасательных работ ВМС Украины. всегда использовалось по предназначению, но с времен подъема на корабле флага ВМС Украины судьба приковала его к причальной стенке.

Килекторное судно «Шостка » проекта 145 было построено по заказу Советского Союза в 1976 году в городе Росток, Германия на судостроительном заводе «Нептун-Верф » и относится к типу КИЛ-1. После спуска на воду килекторное судно с бортовым номером КИЛ-33 вошло в состав Черноморского флота ВМФ СССР с базированием в городе Севастополе.

Килекторное судно (КИЛ) (от голл. «kiellichter» - плавучий грузоподъемник) это вспомогательное судно, оборудованное мощным грузоподъемным устройством, и предназначено для производства подводных и надводных грузовых работ: постановку (снятие) «мертвых якорей» (рейдовых бочек), боновых заграждений; обеспечение расчистки фарватеров и других гидротехнических работ в акваториях; использование при подъеме грузов, затонувших цепей; участие в судоподъемных работах и прочих объектов.

Однопалубное килекторное судно «Шостка » проекта 145, с мощным грузоподъемным устройством, размещённым в кормовой части выполняло задание как судно инженерной линии, осуществляло постановку и снятие навигационно-гидрографического оборудования в Средиземном море.

В 1997 году 1 августа после раздела ЧФ ВМФ СССР судно КИЛ-33 проекта 145 было передано Военно-Морским Силам Украины и получило новое название «Шостка », в честь подшефных корабля.

С 2004 года килекторное судно «Шостка » бортовой номер U852 входит в состав Центра поисково-аварийно-спасательных работ ВМС Вооруженных Сил Украины. В составе украинского флота КИЛ «Шостка » использовалось для обеспечения поисково-спасательных работ в море, перевозки спасательного оборудования, размещение дополнительного аварийного оборудования, а также для приема с берега и транспортировку рейдового якорного оснащения и плавучих навигационных знаков.

Экипаж судна 26 человек. Средний возраст экипажа превышает 50 лет. Молодежь не заинтересована идти на такую работу, так как заработная плата не позволяет им удерживать семью.

Как и в каждой профессии, успешное выполнение своих функций зависит от профессионализма. Капитан корабля и каждый член экипажа четко знают свою работу и выполняют ее прекрасно. Нет конкретного учебника, в котором бы в деталях описывались все тонкости такой работы, поэтому выход один - надо нарабатывать опыт, ибо лучшей школы не бывает.

Но как получать навыки и совершенствовать мастерство, когда последний раз килекторное судно U852 «Шостка » выходило в море в 2008 году для закрытия района, в котором проводились учебные стрельбы. Судно уже давно требует ремонтных работ, так как последний раз оно было в доке в 1990 году.

Двадцать лет пагубно подействовали на . Частичный ремонт нужен силовой установке, большинство судовых систем в нерабочем состоянии, в частности система объемного тушения и самый главный агрегат - грузоподъемное устройство. Команда с болем в сердцах выполняет проворачивание механизмов килекторного судна один раз в месяц, когда командование ВМС Украины выделяет ежедневно на собственные разъезды около 200 литров топлива.

Единственное килекторное судно U852 «Шостка » в ВМС Украины довольно необходимая единица, которая может быть крайне эффективной. проекта 145 должны эксплуатироваться в море, для различного рода заданий, а не доживать свой век у стенки в базе.

Технические характеристики килекторного судна U852 «Шостка» проект 145:
Длина - 87 м;
Ширина - 14,8 м;
Осадка - 5 м;
Водоизмещение - 3150 тонн;
Силовая установка - дизель-электрическая мощностью 2400 л. с.;
Дальность плавания - 2000 миль;
Экипаж - 26 человек;
Грузоподъемность - 100 тонн;

килекторное судно КИЛ-158 проект 141

Килекторное судно проекта 141 было построено в 1989 году на судостроительном заводе «Нептун-Верф» в городе Росток. В 1989 году морское судно было включено в состав ВМФ СССР и начало свою службу на Балтийском флоте. 8 ноября 1989 года килекторное судно прибыло в порт Севастополь и включено в состав Черноморского флота ВМФ СССР с бортовым номером КИЛ-158 .

Судно КИЛ-158 предназначено для подъема и постановки рейдового оборудования, а также для транспортировки разрядных грузов. С 1990 года килекторное судно КИЛ-158 осуществляло транспортировку разрядных грузов, продовольствия, боезапас по Черному морю между портами Кавказа, Болгарии и Крымского полуострова. Систематически выполняло работы по постановке и съемке рейдового оборудования. В период с 7 сентября по 13 октября 1993 года килекторное судно КИЛ-158 выполняло специальное задание по доставке в африканский порт Аннаба буровую технику и прочее имущество.

В период с 31 марта по 3 апреля 1998 года производило работы по постановке и съемке рейдового оборудования для обеспечения совместных российско-украинских маневров «Фарватер мира-98 ». Ежегодно, начиная с 1998 года по 2003 килекторное судно осуществляло боевую службу в порту Тартус (САР). В период с октября 2007 года по март 2008 года судно прошло плановый ремонт в порту Варна, Болгария и готово к выполнению своих функций, находясь на своем месте в базе Севастополя.

подъемное устройство килекторного судна КИЛ-158

Технические характеристики килекторного судна «КИЛ-158» проект 141:
Длина - 113 м;
Ширина - 18,2 м;
Осадка - 3,7 м;
Водоизмещение - 5250 тонн;
Скорость хода - 13,7 узла;
Силовая установка - два дизельных двигателя, мощностью 3000 л. с.;
Грузоподъемность - 150 тонн;
Экипаж - 44 человека;

Сравните две разные судьбы у практически однотипных кораблей. Думаю, никто меня не осудит за эту статью. С названием Шостка связаны лучшие годы редактора сайта - беззаботное детство.

Небольшой славный городок Шостка, расположен на реке Шостка на севере Украины. Его слава связана с производством пороха. Еще в XVII веке в этих местах начали заселяться казаки из-за уникальных свойств реки, в воде которой была обнаружена селитра, из которой предприимчивые селяне кустарным способом начали изготавливать порох. В процессе образовался поселок, и на реке Шостка был организован приемный пункт селитры, а уже в 1739 году указом Петра I был основан пороховой завод и город. В советские времена в этом городе работало предприятие стратегического значения «Импульс», специализирующееся на изготовлении боеприпасов. Также здесь находился единственный завод в Украине под названием «Звезда», где было налажено производство танковых выстрелов, боеприпасов для артиллерии, пироксилиновых порохов для различных систем вооружения. Но с распадом СССР остановились и заводы. Теперь здесь, как и в любом другом городе, процветавшем при «совке» развита торговля.

Как-то в сентябре 2014 года я зависал на Севастопольской дамбе в ожидании возвращения с боевой службы сторожевого корабля "Сметливый". Погода была ветреная, на море и в бухте волны, приближался осенний шторм.

"Сметливый" так и не появился на горизонте, но я все же не зря просидел там три или четыре часа: купался, фотографировал мимо меня уходящие в море суда и встретил вспомогательное судно Черноморского Флота "КИЛ-158" (Проект 141)

Суда-килекторы предназначены для постановки и съемки боно-сетевого заграждения и рейдового оборудования на глубине до 300 метров. Проще говоря, такое судно убирает и выставляет бонны, поднимает якоря и прочие затонувшие объекты, также может использоваться для расчистки фарватера от подводных объектов, может нести глубоководный аппарат, предназначенный для спасения экипажей затонувших подводных лодок.

2.

Судно построено в 1989 г. на судоверфи "Нептун" в порту Росток (ГДР). 30.06.1989 г. на судне был поднят Военно-морской флаг. 01.09.1989 г. включено в состав ВМФ СССР. 08.11.1989 года судно прибыло в Севастополь и включено в состав бригады судов обеспечения Черноморского флота.

3.

С 1990 года "КИЛ-158" перевозил разрядные грузы, продовольствие, боезапас с Кавказа, из Болгарии, из Крымской ВМБ, из Феодосии и систематически выполнял работы по постановке и съемке рейдового оборудования. С 7 сентября по 13 октября 1993 года выполнял специальное задание по доставке в порт Аннаба (Алжир) буровую технику, различное имущество и ЗИПы.

4. осмотрел в своих архивах и увидел один из них у нас на территории Беломорской военно-морской базы. КИЛ-143.

Справка: КИЛ-158 (Проект 141)

Водоизмещение: 5250 т.
Размеры: длина - 113 м, ширина - 18,22 м, осадка - 3,71 м.
Скорость хода максимальная: 13,7 узлов.
Силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 3000 л.с.
Грузоподъемность: грузовая стрела на 100 тонн.
Экипаж: 44 чел. + 10 пассажиров.

Килекторное судно «КИЛ-158» проекта 141 было заложено под заводским номером №144/1470 на «Нептунверфт», город Росток ГДР. 29 апреля 1988 года судно было спущено на воду. 30 июня 1989 года судно вступило в строй. Первоначально судно было введено в состав Балтийского флота, но потом вошло в состав Черноморского флота. 08 ноября 1989 года судно прибыло в Севастополь и включено в состав бригады судов обеспечения Черноморского флота. В период с октября 2007 по март 2008 года судно прошло плановый ремонт в Варне (Болгария).

Килекторное судно «КИЛ-158» предназначено для постановки (съемки) боно-сетевого заграждения и рейдового оборудования на глубины до 300 метров. Судовые инженерные устройства позволяют ему устанавливать «мертвые» якоря весом до 100 тонн. Судно может быть также использовано для установки и раскрепления плавпричалов, раскладки «постели» для плавдоков и их раскрепления, обеспечения стрельб из корабельного оружия. Может нести глубоководный аппарат, предназначенный для спасения экипажей затонувших подводных лодок.

Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 4200 тонн, полное 5250 тонн. Длина 111,6 метра, ширина 18,25 метра, осадка 5,79 метра. Максимальная скорость хода 13,7 узла. Дальность плавания 2000 миль при 11 узлах. Автономность 45 суток. Экипаж составляет 47 человек.

Силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 3000 л.с.

Грузоподъемность: грузовая стрела на 100 тонн.

С 1990 года «КИЛ-158» перевозил разрядные грузы, продовольствие, боезапас с Кавказа, из Болгарии, из Крымской ВМБ, из Феодосии и систематически выполнял работы по постановке и съемке рейдового оборудования.

С 7 сентября по 13 октября 1993 года выполнял специальное задание по доставке в порт Аннаба (Алжир) буровую технику, различное имущество и ЗИПы.

С 31 марта по 3 апреля 1998 года судно выполнило работы по постановке и съемке рейдового оборудования для обеспечения совместного российско-украинского учения «Бриз-98».

В августе 1999 года судно участвовало в подъеме затонувшего у причала в порту Новороссийска аварийно-спасательного судна.

В 1998, 2001-2002, 2002-2003 годах судно находилось на боевой службе в порту Тартус (САР).

Летом 2011 года судно в составе отряда вспомогательных и спасательных судов флота приняло участие в международном учении спасательных сил «Болд Монарх» у берегов Испании. На обратном пути судно осуществило деловой заход в греческий порт Пирей для демонстрации Российского флага и пополнения запасов. Общая продолжительность похода составила более полутора месяцев, в ходе которых килекторное судно прошло более 4000 миль. (использованы материалы сайта flot.sevastopol.info).

29 сентября 2013 года судно покинуло порт Севастополь, 30 сентября прошел Босфоров пролив, и направилось с деловыми заходами в порты Греческой Республики, где российские моряки примут участие в мероприятиях XII Международного общественного форума «Русская неделя на Ионических островах» и торжествах по случаю годовщины Наваринского морского сражения.

С 04 по 14 октября 2013 года судно посетило греческие острова Корфу, Лекфкада, Кефалония и Закинф.

08 ноября 2013 года судно вернулось в порт Севаспотоль после выполнения задач в Средиземном море. Продолжительность похода составило 40 суток. За это время было пройдено 2300 морских миль и экипаж посетил 7 портов Греческой Республики.

С 21 июля 2016 года в морская экспедиции Минобороны России с участием представителей Поискового движения России и Российского военно-историческое общества, которая работает в акватории Черного моря в районе Качи, Евпатории, Феодосии и в Керченском проливе и завершится в преддверии Дня ВМФ 29 июля. 03 ноября транзитом прошел пролив Босфор, направляясь в Средиземное море.