Написать праздничное объявление. Как написать объявление — образец, примеры. Какие дни являются предпраздничными

Платон писал, что в свое время акушерки во время родов распевали специальные песни, без которых никакие терапевтические процедуры не имели эффекта.

В Египте женщины во время схваток пели псалмы. Но потом эта мудрость, как и многие другие, была забыта, и лишь в 1960 году, благодаря певице Мари-Луизе Ошер, мы вновь открыли для себя благотворное влияние пения.

После долгого изучения влияния звуков на тело человека, Ошер пришла к выводу, что голос можно использовать в терапевтических целях. Дело в том, что вибрации, вызываемые голосом, распространяются по костям скелета, которые являются идеальными проводниками звуков. Ее метод, названный психофонией, основан на влиянии издаваемых звуков на различные части тела и имеет одновременно физический и психологический эффект.

Акушерка Шанталь Вердьер, продолжившая работу Ошер, пришла к выводу, что пение помогает будущей маме установить более тесную связь с еще не родившимся малышом. Более того, пение во время беременности помогает справиться с токсикозом или понизить тонус матки. При дальнейших исследованиях удалось установить что пение благотворительно влияет и на течение родов. Когда женщина умеет правильно направлять свое дыхание и энергию, издавая все более низкие звуки, роды проходят легче, так как пение способствует расслаблению поперечных мышц матки, облегчает раскрытие шейки и делает схватки более продуктивными. Таким образом, пение является прекрасной альтернативой медикаментозному ведению родов, наряду с гомеопатией, ароматерапией, акупунктурой итд.

Во-первых, не пугайтесь, для этого совсем необязательно уметь петь и иметь идеальный слух.

Вот как происходит сеанс пренатального пения в специальном центре для беременных.

Сеанс начинается с расслабления и легкого самомассажа. Кончиками пальцев необходимо массировать костные участки тела, которые играют роль «резонатора» - лицо, грудная клетка, таз. Будущая мама расслабляется, зевает. Это стимулирует кровообращение и позволяет звуку лучше резонировать.

Затем начинается непосредственно работа с голосом: сначала пропеваются вокализы, позволяющие расслабить челюсть, потом звуки направляются в другие части тела - они как бы «массируют» тело изнутри. Основная цель - сделать дыхание более спокойным и глубоким, способствуя лучшему снабжению кислородом мышц матки и непосредственно плода. Такие упражнения, кстати, помогают женщинам справиться с одышкой, часто присущей беременным. Кроме того, можно даже научиться как бы «опьянять» себя кислородом, что помогает отключаться на время схваток.

Последняя часть сеанса проходит собственно в пении, причем песни могут быть совершенно разные. В пении женщины эмоционально разряжаются, оно помогает им справляться с волнениями, страхами и переживаниями. Установлено, что женщины, которые поют во время беременности, эмоционально более уравновешены, менее подвержены резким перепадам настроения, так как они переносят свои эмоции в пение. Дело в том, что звуковые вибрации на уровне мозга увеличивают производство эндорфинов, знаменитых гормонов удовольствия.

Мы так привыкли быть в окружении образов и звуков, что даже процесс родов воспринимаем как действо, которое требует определенного сопровождения. И, конечно, это сопровождение мы готовы тщательно подобрать!

Однако родовой процесс настолько насыщен телесными переживаниями , что любое желание его «скрасить» воспринимается как попытка его «заглушить» (с точки зрения физиологии и энергетики).

Если вы выбрали домашние роды и хотите, чтобы они были естественными, то стоит опираться на понятие ЕСТЕСТВЕННОСТИ.

А что может быть естественнее «музыки вашего тела»? Той музыки, что рождается внутри вас? Той музыки, что имеет уникальный ритм , сопровождающий появление именно Вашего ребенка?

Ваш организм уже излучает определенные частоты и задача женщины в родах — максимально сосредоточиться на себе и своих ощущениях, т.е. НАСТРОИТЬСЯ на СВОЮ ВОЛНУ.

Какой бы прекрасной ни была любая музыка (хоть природный релакс, хоть подборка классиков), она имеет определенную вибрацию. Эта музыка передает настроение и состояние композитора в процессе ее написания, но не является проводником для Вашего ребенка в земной мир. Он идет со СВОИМ РИТМОМ!

И если во время беременности или при подготовке к родам вы можете успокоиться и расслабиться под эту музыку, то во время родового процесса внешняя музыка начнет сбивать ваш естественный ритм.

А что самое ГЛАВНОЕ в ЕСТЕСТВЕННЫХ родах?

САМОЕ ГЛАВНОЕ — чтобы процесс развивался БЕЗ воздействия из вне!

Есть только Женщина и все то, что происходит внутри нее. Именно для этого так много внимания при подготовке мы уделяем дыханию и расслаблению. Именно эти два физиологических процесса помогают женщине настроиться на свою волну и услышать музыку, которая сопровождает рождение ее ребенка.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ Натальи Качановой (1-е, 2-е и 3-и роды)

Для первых родов мне не даже не нужно было беспокоиться о подборках музыки: на компьютере ее столько, что я легко нашла бы любую самую задушевную или расслабляющую композицию, а если потребовалось бы – и активно-динамическую.

И вот началось! Схватки идут полным ходом, прогуляться с мужем сходили, можно и дома процесс продолжить. Начала искать музыку. Ставлю одну, другую, третью… перебрала штук 10-12 и понимаю, что тело реагирует странно отрицательно . Оно словно отторгает мелодии, которые в обычном состоянии я бы назвала любимыми.

И главное, становится мне нехорошо, не по себе, и что-то в организме меняется.

Благо, чувствительность у меня великолепная, а реакция – быстрая. Бросила я идею сопровождать свои роды музыкой внешней, погрузилась во внутренние переживания. И слава богу! Дальше все пошло, как по маслу.

И главное, ритм в схватках свой, особый. И петь я начала какую-то свою особую песню. Со стороны можно было бы назвать ее шаманским напевом (старая такая шаманка у костра сидит и что-то под нос себе напевает). А мне от этой песни – только радость на душе и легкость в теле!

Со вторыми родами я даже не собиралась экспериментировать. Никаких дополнительных внешних звуков – только тишине зимнего леса и мое тихое подвывание между деревьев.

А уже на потугах в бассейне я чувствовала себя оперной певицей! :) Таких арий я в обычном состоянии исполнить не смогла бы никогда! А в тот момент – и голос откуда-то взялся, и дыхания хватало, и сила звука поражала (не громкостью, а мощью).

Каков результат? Роды благополучны (как в 1-м, так и во 2-м случае), обошлось без разрывов и без боли (только новые ощущения:)). Понятно, что и на 3-х родах я слушала только себя и свое тело.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ Наталья Солохиной (3-и роды)

Моему сыну уже 2 года, но музыку его рождения я помню до сих пор. Она зарождалась на схватках с одновременным покачиваем бедер, в легком танце и была похожа на мягкий и нежный звон колокольчиков. И чем сильнее и продолжительнее были схватки, тем более отчетливо я слышала музыку, и мне было очень легко присоединиться к ней, я пела…

И даже слова складывались в четверостишия в виде потешек, стишков и песенок-попевок. Помню отдельные звуки, которые долго и протяжно звучали на пике схватки.

И, чем больше раскрывалась шейка матки, тем ярче были мои ощущения, что музыка и звуки, рожденные мной, зарождались именно в области прохождения головки и проходя через все мое тело, вырывались наружу через гортань.

А расслабления между потугами давали возможность набрать полную грудь воздуха и с новыми силами запевать, так как на потугах слов уже не было — только пение. Так и родила — и сама здорова осталась, и ребенок родился естественно .

ВНИМАНИЕ!

Учитывайте р аспространенные ОШИБКИ (которые сбивают процесс родов – и затягивают их):

1. Любая музыка ИЗВНЕ

2. Включенный телевизор с любой программой (даже фильмы о родах, природные ландшафты, космические пейзажи, комедии, выступления юмористов, не говоря уже о новостях и обычных программах – ДАЖЕ В СОСЕДНЕЙ КОМНАТЕ!!!)

  1. Любые посторонние разговоры (с вами или вокруг вас). Максимум, что может спросить у вас акушерка, это что-то по поводу вашего самочувствия. Однако опытная акушерка чаще всего видит процесс и без ваших слов, и уж точно не будет вас «заговаривать» или болтать по своему сотовому, пока у вас схватки. :)

Все это нарушает естественный ход родов , грозит осложнениями в процессе, затягивает его и т.д. Короче, ЗАЧЕМ ВАМ ТАКИЕ СЛОЖНОСТИ?!

1. Позаботьтесь о том, чтобы в помещении, где будут проходить ваши роды, было как можно меньше звуков современной цивилизации. Не стоит смотреть телевизор или включать радио.

В самом начале родовой деятельности, когда все только-только начинается и запускается сам процесс, в вашем организме выделяется огромное количество гормона радости . И если вы прислушаетесь к себе и поддержите ваше состояние, то ни одна юмористическая передача не сможет вам подарить столько смеха.

А желанность ребенка – залог благодушного настроя , который существует помимо всех фильмов о красоте планеты Земля – эта красота сейчас рождается внутри вас!

Настройтесь на внутренний ритм родов с помощью настройки . Прослушивайте ее ДО родов — многократно. А во время — не вздумайте!!! Даже такой шедевр в процессе родов — не к месту:) .

2. После 36 недель беременности все книги, фильмы и передачи о беременности и родах, лучше заменить на книги и фильмы об уходе за малышом или о взаимоотношениях супругов после рождения малыша.

Это необходимо, чтобы отсоединиться от чужого опыта родов и БЫТЬ ГОТОВОЙ ПРИОБРЕСТИ СВОЙ.

3. Освойте практику «ПРЕНАТАЛЬНОЕ ПЕНИЕ». Это очень простая и эффективная техника и для нее не обязательно уметь петь или иметь музыкальный слух.

— Сеанс начинается с расслабления и легкого самомассажа . Кончиками пальцев необходимо массировать костные участки тела, которые играют роль «резонатора» – лицо, грудная клетка, таз.

Непосредственно работа с голосом : сначала пропеваются вокализы (пение без слов на гласных), позволяющие расслабить челюсть, потом звуки направляются в другие части тела – они как бы «массируют» тело изнутри. Разные звуки «омывают» разные отделы вашего тела: более высокие - легкие, диафрагму, более низкие - нижние отделы.

Собственно пение , причем песни могут быть совершенно разные. Ваша задача сделать ваш голос глубоким и бархатным – и отпустить его.

Согласно основам йоги, энергия нашего тела поднимается снизу-вверх через энергетические центры, или чакры, каждая из которых ассоциируется со звуком и цветом.

1) тазовый пояс- звук «о-о-о»

2) область пупка- звук «оу»

3) сердце- звук «а-а-а»

4) горло - звук «э-э»

5) центр лба (третий глаз) - звук «и-и-и»

6) венец - звук «ом»

Глубоко дыша, произносите нараспев звук чакры при выдохе, протяните этот звук до полного окончания выдоха, затем медленно вдохните и повторите процедуру несколько раз. Начните с нижней чакры в тазовом поясе и проработайте все энергетические центры. Завершите практику, произнося нараспев звук «ом» три раза (можно больше) и некоторое время посидите молча.

ВНИМАНИЕ! Во время родов лучше, если вы будете более СПОНТАННЫ.

Пропевайте те звуки, которые рождаются естественно. Не задумывайтесь о чакрах, соответствии того, что вы поете энергетическим вибрациям, просто будьте в ощущениях – этим вы поможете и себе, и ребенку.

Благодаря дыхательной гимнастике «Птица» вы освоите три вида дыхания для разных периодов родов, а устойчивый навык дыхания поможет вам слышать музыку своего тела на протяжении всего родового процесса. ()

Вот всего лишь один ОТЗЫВ из многих (от Инны из Москвы):

Спасибо огромное за гимнастику для беременных «БАМБУК», которую вы мне высылали и за дыхательную гимнастику ! Признаюсь, я занималась не каждый день. Работа, ремонт, переезд… поэтому в один день делала «БАМБУК», в другой — «ПТИЦУ», в метро — «КЛАВИШИ», а бывали дни, когда отдыхала от всего:) .

Рожали в роддоме с личной акушеркой, в палате, оборудованной для естественных родов (большая ванна, родильный стульчик и т.д., канатов, правда, не было:) .

В роддом ехали в отличном настроении, шутили, смеялись… Все прошло хорошо, без вмешательств. Папа перерезал пуповину, после того, как она перестала пульсировать. Дочку сразу приложили к груди, и с тех пор мы с ней не расставались.

Я не испытывала адской боли и даже мысли не было просить анестезию. Почему-то в голове звучала фраза из гимнастики, которая очень помогала «Я учусь отличать ощущения от боли»… и я шла на эти ощущения, на эти «ощущения», наблюдала, проживала…

Потуги и вовсе где-то даже приятные, они — как независимая сила. Также очень помогал дыхательный навык: как минимум — хорошо разработаны легкие, чтобы набрать побольше воздуха, как максимум — есть понимание, как работать паттернами дыхания (и где они вообще находятся:)).

Эта методика рекомендовалась роженицам еще бабками повитухами. Не ведая о точной технике влияния голосового сопровождения родов на организм рожающей, они советовали не кричать, а петь или молиться. На Руси было поверие, что беременным и роженицам вообще не стоит много разговаривать. Особенно тщательно требовалось соблюдение обета молчания в родах. Зато приветствовалось голосовое сопровождение родов в виде речитативов, песен или молитв.

Без шума и пыли

Хорошо известны научные факты о том, как крик воздействует на роженицу и родовой процесс. При этом женщинам по-прежнему разрешается голосить, а вот кричать (сильно, натужно) настоятельно не рекомендуется. И вот почему.

Роды - достаточно энергоемкий процесс, требующий от женщины немалых сил. Равно как и сильный крик. Не стоит выбрасывать драгоценную энергию на воздух. Она жизненно необходима вашему ребенку - вам предстоит помогать ему продвигаться по родовым путям во время потуг.
Кроме того, когда вы кричите изо всей силы, создается дополнительное напряжение в брюшной полости, а также в мышцах малого таза, что только увеличивает болевые ощущения от схваток.

Если вы продолжаете голосить и во время непосредственного рождения ребенка, это может мешать вам сконцентрироваться и слушать указания акушерки, которые направлены на скорейшее окончание родов, обеспечение их безопасности для вас и ребенка.

Говорят, что первородящие боятся родовой боли потому, что с ней еще не знакомы, а рожающие повторно - потому, что знают о ней не понаслышке. Стремление избежать неприятных ощущений толкает женщин на принятие самых разных медикаментозных обезболивающих процедур, вплоть до кесарева. Но мало кто знает, что умение родить легко заложено в каждой женщине. Нужно им пользоваться!

Пой, мамочка, пой!

Легкий обезболивающий эффект голосового сопровождения родов обеспечивается за счет расслабления мышц, участвующих в звукоизвлечении (как при звучном выдохе, а не на сильном крике). Это, в свою очередь, приводит к расслаблению тела, что помогает расслаблению родовых путей.

В родах очень важны раскрепощение, открытие сознания, что помогает открыться и телу, в данном случае родовым путям. Обращение к голосовым упражнениям часто помогает снять телесную зажатость и тем самым достичь большей раскрепощенности.

При резком крике диафрагма (перепонка между пространством для легких и брюшной полостью) словно ударяет матку, что может привести к сбою ритма схваток, что в акушерстве называется дискоординацией родовой деятельности. А при постепенном, монотонном пении этого не происходит: звук уходит в пространство звуковой (механической) непрерывной волной перпендикулярно силе напряжения матки, ослабляя ее и тем самым уменьшая боль.

Страх и стресс могут способствовать развитию слабости родовой деятельности, что сделает необходимым проведение стимуляции. При применении стимулирующих средств схватки становятся более частыми и болезненными.

Напевы

Чтобы освоить вокализацию - родовое пение, - важно знать, что оно должно происходить созвучно с работой вашего тела. Все звуки пропеваются на выдохе во время схватки, что называется на одном дыхании. Проще говоря, вы дышите со звуком. Для достижения максимального расслабления используются гласные звуки «а-а-а», «о-о-о», «у-у-у», «э-э-э» в любом удобном для вас положении тела. Пропевая звук, направляйте его в глубину своего тела. Он получится глубокий, мягкий, вибрирующий.

Дыхание осуществляется животом, а не грудью.
В повивальном искусстве рекомендовалось пропевать не только отдельные гласные звуки, но и речитативы (определенным образом сложенные короткие песенки - фрагмент напевной речи из вокально-музыкального произведения), а также молитвенные тексты, или, в восточной практике, мантры. Последние также являются одним из современных видов голосового сопровождения родов.

Во время расслабления родовой процесс протекает правильно, уменьшается кислородный дефицит, который малыш испытывает во время схватки, нормализуются гемодинамические показатели и эмоциональное состояние женщины. При правильном течении родового процесса (а это на 80 % зависит от самой женщины!) уменьшается вероятность осложнений, в том числе и родового травматизма.

Роды надо любить

С психологической точки зрения, сильные, громкие крики свидетельствуют о негативном отношении женщины к родовой боли, а страх, стресс и неприятие естественных процессов, происходящих в теле во время родов, вызывают еще большее напряжение и тем самым еще больше усиливают боль. Мягкие, но мощные, идущие из глубины тела, низкие звуки расслабляют челюстно-лицевую мускулатуру, мышцы гортани.
Эти звуки, издаваемые спонтанно женщиной во время родов, свидетельствуют о концентрации на происходящих внутри процессах, на вхождении в поток ощущений, принятии их и способствуют успешному родоразрешению. Они могут смягчать неприятные ощущения и обезболивать схватки.

Скажите "Ом!"

Чтобы выполнить эту родовую мантру правильно, сядьте на краешек стула, широко расставьте ноги. Руками лучше упереться в колени, чуть наклонив расслабленное тело вперед.

После интенсивного вдоха - «о-о-о!» следует длинный замедленный выдох с пропеванием низкого загрудинного звука - «м-м-м», даже с небольшой хрипотцой. Следите, чтобы звук концентрировался не в носовых пазухах, а за грудиной. В трахее при этом возникает характерная мелкая вибрация. И по мере вашего плавного, спокойного выдоха тело расслабляется и успокаивается. Приходит ощущение, что дышит и поет все тело, каждый его сантиметр.

Когда вы почувствовали, что выдох закончился, спокойно повторите вдох - «о-о-о!» и следующий за ним продолжительный, беспрепятственный, спокойный, щадящий выдох с тихим мычащим грудным свободным звуком - «м-м-м!».

Лучше хором

В некоторых странах существуют «поющие» родильные дома, где практикуется хоровое пение будущих мам и пап. Музыка и пение обеспечивают психологическую и мышечную релаксацию, что приводит к нормализации процессов торможения и возбуждения в головном мозге, а на электроэнцефалограмме отражается в виде появления устойчивого альфа-ритма, характерного для состояния покоя и внутренней гармонии.

«Укачивание»

После того как вы освоили мантру-медитацию «ом-м-м-м-м», присоедините к пропеванию однообразные покачивания тела вперед-назад. Ритмичные движения и звуки приводят к измененному состоянию сознания, так называемому трансу, в котором ресурсы тела возрастают, что важно для рожающей женщины. Во время беременности такие движения полезны при напряжении матки. Живот «отвисает», и малыш оказывается как будто висящим в гамаке. При сочетании с брюшным дыханием матка быстро расслабляется. Практикуйте в любом сроке беременности и во время родов в качестве динамической медитации.

Учиться вокализации стоит еще во время беременности. Они действуют расслабляюще и успокаивают. К тому же это способ общения с ребенком, которому нравятся спокойные мамины песни и регулярные поглаживания живота.

Вам понравилась публикация?

Звуки. Нас окружают миллионы звуков и вибраций… Только подумайте… Эту тему невозможно уложить в одну маленькую статью, она очень обширная и всегда мне была интересна. В йоге два направления работы со звуком: Нада-Йога (пение звуков) и Мантра-Йога (пение Мантр).

Основной эффект практики — остановка непрестанного потока мыслей, оценок, суждений, планов и воспоминаний и освобождение своей истинной сущности, спрятанной под слоем концепций. Звуковые практики нада-йоги — это один из способов исцеления эмоциональных травм и обретения состояния глубокого покоя.

Очень интересна книга “Целительные звуки” . Её автор Джонатан Голдмен , американский музыкант, исполнитель различных направлений обертонального пения, получил множество различных учёных степеней в области изучения звука и различного воздействия его на организм человека. Представляю вам отрывок из его книги:

В этом параграфе вы найдете несколько упражнений, которые помогут вам научиться направлять звук в различные участки собственного тела. Форма тонинга, которую я предлагаю вам освоить, — вполне естественный, но забытый большинством из нас способ применения голоса. Возможно, ключевым элементом этой техники является намерение и, следовательно, ваша воля. После некоторой тренировки вы сможете направить любой тон в любой участок собственного тела: от большого пальца ноги до макушки, особенно, если сконцентрируете на этом всю свою волю.



Большинство из нас каждый день применяют тонинг, даже не подозревая об этом. Ведь, как я уже говорил, вздохи, стоны, ворчание и другие звуки, которые мы издаем, чтобы снять стресс или напряжение, представляют собой формы тонинга. Очень часто тонинг берёт на себя функцию мощного обезболивающего. К примеру, вы споткнулись и ушибли палец. Что вы сделаете непосредственно вслед за этим? Вскрикнете. Что же произойдет, если вы сдержите невольное восклицание? Палец у вас будет болеть гораздо сильнее!

Итак, когда нам больно, мы издаем звук, и этот звук уменьшает наши страдания. Я знаком с людьми, которые при помощи топинга излечивали даже хронические боли. Отчасти этот феномен объясняется тем, что звук способствует образованию эндорфинов — нейрохимических веществ, по силе обезболивающего воздействия превосходящих морфий. Но тонингн сам по себе является мощным орудием против боли, включая, разумеется, и боль душевную. Многим из вас хорошо известно, как рыдания и стоны помогают облегчить последствия сильной психологической травмы.

Тонинг как средство снятия боли

Прежде чем вы приступите к лечебному тонингу, позвольте дать вам одно напутствие: не зажимайтесь. Начинайте петь спокойно и свободно. Пусть звук получается громким — не ограничивайте его. Этот звук должен идти из самого сердца и приносить истинное облегчение. Звуки, призванные снять напряжение, требуют полной релаксации, даже в том случае, если вы испытываете сильную физическую или душевную боль. Это относится даже к тем звукам, которые сами по себе являются выражением боли.

Вы и сами сможете убедиться, что стон или ворчание действуют гораздо эффективнее, чем визг и вопли. Сдавленные звуки могут только задержать боль в теле и даже усугубить последствия травмы. И лишь свободный, открытый звук принесёт вам облегчение.

Создание резонанса в собственном теле

Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений, которые помогут вам научиться создавать резонанс в различных зонах вашего тела. Упражнения эти рекомендуется выполнять сидя или стоя, выпрямив спину. Советую вам также отыскать место, где вашим занятиям не смогут помешать, да и вы, в свою очередь, не побеспокоите окружающих. Начинать обучение лучше всего с пения гласных звуков. Если вам удалось освоить эту технику, значит, вы уже умеете создавать резонанс в различных полостях вашего организма.

Пение гласных звуков — наиболее эффективный способ научиться направлять звук в нужную область. Отведите по пятнадцать минут в день на упражнения с гласными. Пойте гласные звуки — «О» или «А» — на разных высотах, последовательно переходя от самых низких тонов к самым высоким или наоборот. Старайтесь пропеть каждый ряд тонов на одном дыхании. Попробуйте определить, в какой точке вашего тела звук вызывает резонанс. Возможно, от высокого «О-о-о» вы ощущаете вибрацию в шее, а от низкого «А-а-а» — в животе. А может быть, всё наоборот? Помните: тело каждого человека — уникальная система разнообразных вибраций, и понятия «верный» или «неверный» тон к этой системе неприменимы. Именно поэтому я не намерен утверждать, что звук «Э» непременно будет резонировать с большим пальцем на ноге, а «О» — с левым ухом. Ведь звук, который подходит одному человеку, совсем не обязательно подойдет и другому. Каждому из вас будет гораздо легче самому найти звуки, резонирующие с теми или иными участками вашего тела.


Иногда людям удается почти немедленно определить, какие звуки каким зонам соответствуют. Однако в большинстве случаев на это всё же требуется чуть больше времени. Некоторые учителя вокальной техники считают даже, что упражнениям с гласными звуками следует посвящать много недель, а то и месяцев.

Если вы достаточно попрактиковались в пении гласных и соответствующих им гармоник, попытайтесь задать звуку определенное направление. Например, направьте звук «Э» в большой палец ноги, а звук «О» — в левое ухо и наоборот. Прислушайтесь к своим ощущениям. Вы должны учиться распознавать среди прочих именно те звуки, которые легко вступающие в резонанс с тем или иным участком вашего тела. Со временем вы настолько овладеете этим умением, что вам даже не понадобится тратить лишнее время на те звуки, которые вам не подходят.

Помните, что во всем этом процессе ваша воля и намерение, которое вы вкладываете в звук, играют не менее важную роль, чем сам звук. Если вы хотите направить в большой палец ноги звук «Э», со временем и после некоторой тренировки вы научитесь это делать. Если же вашему большому пальцу больше подходит «О», звук устремится в нужную точку гораздо быстрее и без излишнего напряжения с вашей стороны, особенно если вы сосредоточите на нём всё свое внимание и волю.
… Техника создания резонанса в отдельных участках собственного тела важна в первую очередь как сильнейшее терапевтическое средство. Если, к примеру, у вас болит желудок, вы можете, направив звук в зону желудка, создать там резонанс, после чего почувствуете себя гораздо лучше. Я знаю многих людей, которые действительно снимали боль, порой даже хроническую, направляя звук собственного голоса в нездоровые зоны. Овладев этим умением, вы сможете избавляться от головной боли, рези в горле, вылечить ушибленную коленку и многое, многое другое.

Родовое пение

На занятиях йогой мы часто используем нада пранаяму, брамари пранаяму для увеличения выдоха и определения влияний разных звуковых вибраций на наше тело. Очень часто в период родов, когда женщина входит в измененное состояние, голос, звуки помогают отключиться и естественно влиться в божественный процесс родов.

Мишель Оден , известный врач акушер, популяризатор идеи естественных родов писал: «Если женщина рожает, предоставленная сама себе, без медикаментозных средств, то настаёт момент, когда она явно стремится оторваться от окружающего мира, словно отправляется «на другую планету». Она позволяет себе то, о чём и не помыслила бы в повседневной жизни. Она может принимать самые неожиданные позы, издавать самые непривычные звуки».

Врач, акушер гинеколог Дарья Стрельцова , считает, что «помогать процессу родов при помощи голоса, озвучивать свои ощущения, это естественная, инстинктивная потребность любой женщины. Женщина интуитивно подбирает звук такой силы и высоты, чтобы создаваемая им в теле вибрация помогала раскрытию тканей. Однако, живя в современном мире, мы отчего-то считаем эту потребность «пережитком прошлого», чем-то неприличным. А ведь не позволяя себе подобное самовыражение, мы зачастую тормозим нормальную родовую деятельность».

Пение мамы во время родов также идёт на пользу и малышу. Ведь для того, чтобы звучать, маме нужно придерживаться глубокого дыхания, а значит, к малышу будет поступать достаточно кислорода, чтобы пройти через нелёгкое испытание родов.

Ещё не родившийся малыш слушает, как поёт его мама, и проходит своё самое первое в жизни обучение. Материнский голос играет роль камертона, по которому настраивается мировосприятие ребёнка. А особая музыкальность всех рожденных на этом методе детей даже не обсуждается — это лишь приятный побочный эффект. И можете не переживать, что у вас нет слуха или голоса. Профессор М.Л. Лазарев считает, что такой проблемы не бывает. Для вашего слушателя (ребёнка) ваш голос самый лучший на свете по определению. Материнский голос, каким бы он ни был, всегда будет восприниматься плодом, как чудесные вибрации жизни.

В ранний период формирования христианского богослужения святые отцы вы-сказывали различные мнения относительно роли музыки и певческого испол-не-ния псалмов и гимнов. Так, святитель Афанасий Александрийский считал, что церковное пение не способствует духовной сосредоточенности. Напротив, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст рассматривали цер-ковные мело-дии как способ лучшего постижения церковной поэзии. Действи-тельно, наряду со становлением различных богослужебных чино-последований склады-ваются и развиваются различные стили распева-ния текстов, и церковная музы-ка ста-новится одной из главных составляю-щих христианского богослу-жеб--но-го обря-да. На протяжении нескольких столетий в разных Церквях, при-дер-жи--ваю-щих-ся византийской богослужеб-ной тради-ции, формировались свое-об-раз-ные на-прав-ления в области церковной музы-ки. Это происходило и под влия--нием пре-образований в культуре в целом, и из-за изменений эсте-ти-че-ских представле-ний о церковном пении. Но при всем разнообразии взгля-дов и подходов музы-ка, «озвучивание» гимногра-фи-ческих текстов, является неиз-менной частью единого целого — церков-ного богослужения.

Византийское пение

Византийская певческая традиция сложилась главным образом на основе ан-тич-ного наследия. Так, есть основания полагать, что разнообразные звуко-ря-ды (последовательности звуков, построенные таким образом, что это отра-жается на интонационной окраске мелодии), существовавшие в древне-гре-че-ской му-зы-ке, сохранились. По крайней мере, об этом можно судить на основе совре-менной греческой певческой традиции, в которой разные песнопения поются в различных «звуковых красках».

Несмотря на это предположение, нужно сказать о том, что Отцы Церкви, веро-ятно, могли и не поддерживать «вторжение» некоторых античных ладов в цер-ковную музыку, основываясь на учении об их воздействии на слушателя. Так, святитель Климент Александрийский отмечал:

«Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастием и целомуд-рием; мелодии же, душу разнеживающие и расслабляющие, не могут гармонировать с мужественным нашим и великодушным образом мыслей и расположением. <…> Разнежи-вающие звуки музыки хромати-ческой посему мы предоставим людям, устраи-вающим грязные кутежи, и гетерам, имеющим обязанность украшать себя всем цветным». Климент Александрийский, святитель. Педагог. М., 1996.

Зато с большей степенью уверенности можно говорить о том, что такие харак-терные черты языческого периода, как игра на авлосе и кифаре, были реши-тель-но отвергнуты.

Развитие церковной музыки было связано с крупнейшими литургическими цен-трами — Иерусалимом и Константинополем. Именно там складывались но-вые жанры церковной поэзии, создавались формы записи церковных мело-дий, формировались разные стили распевания текстов (простой или более сложный, пространный). Наконец, к VII веку была оформлена система визан-тий-ского осмогласия, то есть система распевов церковных текстов на восемь разных «напевов» (гласов), мелодий. Точно представить себе, как именно исполнялись песнопения даже в тот период, когда появилась форма записи мелодий, то есть с X века, к сожалению, нельзя. Причина в том, что многие особенности церковного пения сохранялись в течение долгого времени в уст-ной форме и на письме не отражались. Однако консервативность церковной музыки позволяет с осторожностью предположить, что современные распевы Церквей, следующих византийской богослужебной практике, сложены на осно-ве византийского певческого наследия и отражают традиции церковной музы-ки Византийской империи.

Кондак святому Нилу Гроттаферратскому (византийский распев) Исполнение: ансамбль Cappella Romana, руководитель — Александр Лингас. Cappella Romana

Знаменный распев

Древнерусская богослужебная традиция — так называемый знаменный распев (название происходит от знаков, по-славянски «знамен», которыми записыва-лась музыка) — в силу обстоятельств Крещения Руси сложилась на основе визан-тийской церковной культуры, несмотря на возможный и отчасти под-твер-жден-ный контакт с традицией западного григорианского одноголосного пе-ния Григорианское пение — литургическое одно-голосное пение, принятое в Римско-католи-ческой церкви. Название получило благода-ря папе Григорию I Великому (590-604), со-бравшему песнопения литургического оби-хода воедино. на самом раннем этапе. Первоначально службы в Русской церкви совер-шались на греческом языке и греческими певчими. В Повести временных лет говорится о прибытии в Киев после официального принятия христианства «епископа корсуньского с попы царицины», то есть духовенства и клира грече-ского происхождения.

Вплоть до XI века, по всей вероятности, древнерусское церковное пение разви-ва-лось в устной форме. Во всяком случае, первая рукопись, в которой записа-ны песнопения на славянском языке со знаками нотации, указываю-щими на опре-деленные мелодии, датируется только рубежом XI-XII веков «Типографский Устав: Устав с кондакарем» (конец XI — начало XII века) — самая древняя славянская певческая рукопись. . Вос-при-няв и усвоив основные черты византийской церковно-певческой тради-ции (система осмогласия, форма нотации, разнообразные стили распе-вания и тек-стов и особые жанры), древнерусское церковное пение с течением време-ни пре-образилось по содержанию, поскольку развивалось в другой культурной среде. По этой причине классический знаменный распев, который сложился к XV ве-ку (и песнопения которого, в отличие от более древних образцов, могут быть расшифрованы), имеет существенные отличия от своих византийских прототипов. Например, появились своеобразные, присущие русской музыкаль-ной традиции, интонации; некоторые знаки нотации были переосмыслены, или их значение поменялось.

Пасхальные стихиры (знаменный распев) Исполнение: Константин Павлов. Рижская старообрядческая община (запись Татьяны Владышевской, 1969 год). Т. Ф. Владышевская

Важная особенность знаменного пения, заимствованная из византийской тра-ди--ции, заключалась в использовании корпуса определенных мелодических формул — «попевок», музыкальных фраз, характерных для определенного гласа (напева). Из них, как в стихотворении, которое состоит целиком из строк дру-гих стихотворений (центон), складывалась собственная композиция песно-пений.

До середины XVI века все сочинения знаменного распева оставались аноним-ными, однако на протяжении XVI-XVII веков появляются разнообразные варианты уже сложившихся традиционных песнопений знаменного распева с указанием «ин роспев», «ин розвод» (то есть «другой распев», «другое тол-кование») или даже с надписанием происхождения распева («троицкий», «кириллов», «усольский») или имени распевщика («Христианинов», то есть свя-щенника Феодора Крестьянина; «Исайи Лукошко»; «Варла-амово», то есть архимандрита Варлаама (Рогова). Несмотря на то что роль авторского начала сводилась либо к изменению композиции (смене традиционной последова-тель-ности «попевок»), либо к вариантному пропеванию некоторых мелоди-че-ских оборотов, эти изменения в певческой культуре свидетельствуют о посте-пенном переходе от средневековой эпохи к Новому времени.

Путевой распев

Со временем музыка становится более сложной, наполняется украшениями и в конце XV века оформляется в новые стили распевов — большой (простран-ный, богатый продолжительными распевами каждого слога), демественный (вероятно, от слова «доместик» — руководитель хора и учитель церковного пения, — поскольку стиль зародился в среде велико-княжеских и архиерейских певчих, знатоков церковно-певческого искусства), путе-вой Точное происхождение термина неизвестно. По одной из наиболее распространенных версий, название могло быть связано с тем, что он формировался в пути — например, когда государевы певчие дьяки сопровожда-ли царя в походах. Так называемая казан-ская нотация, которой записывались песно-пе-ния этого стиля, возможно, сложилась в пе-риод казанских походов Ивана Грозного. . Происходит это, возможно, не без влияния начавшегося с XIV века в Ви-зантии расцвета калофо-нического (от гр. kalos — «прекрасный» и phone — «го-лос, звук») искусства, требую-щего уже очень высокого уровня подготовки испол--нителей.

Так, выросший из знаменного, путевой распев отличается значительной про-дол-жительностью композиции и большим количеством музыкальных укра-шений.

«Достойно есть» (путевой распев) Исполнение: А. Е. Малышев, Е. И. Малышева, И. И. Кривоногова. Старообрядческая община села Раюши (запись Татьяны Владышевской, 1971 год). Т. Ф. Владышевская

Троестрочие

Уже с XVI века и на протяжении по крайней мере первой половины XVII века в бого-слу--жении Русской церкви распространяется своеобразный многоголос-ный певческий стиль, называемый строчным или троестрошным: он со-стоял и записывался в виде трех мелодических строк, которые пелись одновре-менно. (Напомним: до этого господствовало одноголосье.) Для троестрочия хара-ктер-но особое соотношение голосов, которые не образуют стройных аккор-дов, а, слов-но переплетаясь, образуют оригинальную диссонантную (от лат. dissonantia — «неблагозвучие, нестройное звучание») гармонию. Ее можно срав-нить со звоном русских колоколов — похожие терпкие, необычные созвучия.

«Господу Исусу рождшуся» (стихира на Рождество Христово, глас 2-й; троестрочие)

Партесный концерт

Этот стиль сложился в период «русского барокко» под влиянием западной музы--кальной традиции, пришедшей к нам через южнорусскую традицию, преимущественно через Киев. К концу XVII века самобытный русский много-голосный стиль (троестрочие) был заменен на западный тип многоголосия — так называемый партесный стиль, то есть пение по партиям. Интересно, что апологеты нового стиля оценивали предшествовавшие ему троестрочное мно-гоголосие негативно, говоря о несогласованности голосов, «неграмотными мужиками составленное» «…Разногласие составление некоим древним мужем состав-ленное, веду-щим мало грамма-тики. Тем же и гласове суть три, кождо чин имущим: низ, и путь, и верхь, и во едино несогласующии“» (А. Рогов. Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков. М., 1973). .

Партесное пение развивалось в двух направлениях. Во-первых, создавались гармонизации традиционных одноголосных распевов: к основному голосу мелодии добавлялись голоса — как правило, один верхний и два нижних. При-чем гармонизовали не только знаменный, но и южнорусские способы распева, также использовавшиеся в богослужебной практике — киевский, болгарский, греческий. Во-вторых, авторы писали так называемые партесные концерты а капелла (на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12 голосов), созданные под влиянием и по образ-цу барочных хоровых концертов немецких, итальянских и польских компози-торов XVII века.

Постепенно происходила переориентация эстетических вкусов в исполните-льстве. Так, Павел Алеппский, сопровождавший патриарха Антиохийского в путешествии через Украину в Москву, отмечал в своем пространном описа-нии всего увиденного и услышанного, что украинцы, в церковно-певческой культуре которых уже был развит новый многоголосный стиль, «пели сладо-стным и протяжным напевом», в то время как у русских певчих «голос грубый, густой, басистый, который не доставляет удовольствия слушателю» Путешествие антиохийского патриарха Мака-рия в Россию в половине XVII века, описан-ное его сыном, архидиаканом Павлом Алеп-пским. М., 1986. . Наибо-лее известным композитором этого периода стал певчий дьяк Василий Титов, для сочинений которого характерна особая многоголосная грандиозность и вели-чественность.

«Царю Небесный» (глас 6-й, раннее партесное многоголосие) Исполнение: ансамбль «Сирин», руководитель — Андрей Котов. «Сирин» Василий Титов. «Достойно есть» (партесный концерт) Исполнение: ансамбль Rose, руководитель — Джордан Срамек. Ансамбль Rose

Авторские композиции и гармонизации церковных песнопений в XVIII-XIX веках

Во второй половине XVIII века церковно-певческая культура Русской церкви испытывает влияние итальянской многоголосной традиции, что связано с расц-ветом ее в Европе в целом и русской модой на всё европейское в частности.

В течение нескольких десятилетий Придворную певческую капеллу — хоровую школу, ведущую свое происхождение от хора государевых певчих дьяков, — возглавляли именно итальянские музыканты: Бальтассаре Галуппи, Джузеппе Сарти и др. Кроме того, русские композиторы, например Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский, получали музыкальное образование в Италии. Всё это привело к формированию итальянского стиля в церковной хоровой музыке. Преобладающим жанром в творчестве этих композиторов и их современников стал хоровой концерт, который мог исполняться, напри-мер, во время литургии, в паузе перед причастием (несмотря на указ Святей-шего синода 1797 года, запрещавший исполнение песнопений в жанре такого концерта на литургии).

Дмитрий Бортнянский. «Херувимская» Исполнение: объединенный хор Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии и семинарии, регент — архимандрит Матфей (Мормыль). Троице-Сергиева лавра

В XIX веке получили распространение гармонизации (напомним, это когда к основному голосу мелодии добавляются верхние и нижние голоса) тради-цион-ных одноголосных распевов — киевского, греческого (например, создан-ные композитором Федором Петровичем Львовым и, позднее, Николаем Ива-новичем Бахметевым).

Особым стилем гармонизации древних одноголосных распевов уникален по-след-ний директор Синодального училища, готовившего певчих Синода-льного хора, Александр Дмитриевич Кастальский. В отличие от своих предше-ствен-ников он отводил главную роль оригинальной древней мелодии, не изме-няя ее и не искажая традиционный напев в угоду установившимся нормам гармо-низации.

Александр Кастальский. «Всемирную славу» (догматик, глас 1-й) Исполнение: мужской хор под управлением иеромонаха Амвросия (Носова).
Догматик — краткое песнопение догматического содержания, посвященное Богородице. ВГТРК «Культура»

Развитие же собственной церковно-певческой традиции практически законсер-вировалось, поскольку Придворная певческая капелла обладала правом цензу-рирования всех духовно-музыкальных сочинений.

Ситуация изменилась только после судебного процесса Капеллы с издателем Петром Ивановичем Юргенсоном, который осмелился опубликовать свобод-ную от установленных правил общепринятого гармонического языка «Литур-гию» Петра Ильича Чайковского без позволения директора Придворной пев-ческой капеллы (Юргенсон выиграл дело, и монополия Капеллы закончилась).

Певческие стили в современной Русской церкви

Сейчас в Русской церкви господствующим направлением в церков-ной музыке является многоголосное пение, представляющее собой, как прави-ло, гармони-за-ции песнопений киевского распева (южнорусская ветвь знамен-ного распева, формировавшаяся на территории Украины) с включением автор-ских композиций.

В последние пару десятилетий в церковно-певческой практике снова распро-стра-няются традиционные одноголосные распевы. В этой области присутст-вуют две школы, первая из которых полностью ориентирована на возрождение знаменного распева в Русской церкви (эта традиция сохранилась в богослу-же-нии старообрядческих церквей), вторая же представляет опыт переложения песно-пений современной греческой традиции на церковнославянский язык. Связано это с интересом к истории церковной культуры и певческой традиции в частности, который был утерян в годы СССР. Кроме того, одноголосный стиль считается более углубленным, способствующим молитвенному состоя-нию, а текст, распеваемый одноголосным распевом, более понятен, чем испол-ня-емый в многоголосном стиле (в некоторых авторских композициях нередко с подголосками или повторениями слов).

См. также материалы: « » и « » из курса « ».