Признаем свои ошибки, или как превратить недостатки в достоинства

Но, когда вы в сотый раз сталкиваетесь с проблемой внутри себя, ее признание может показаться не таким уж страшным решением. Первым шагом к обретению внутренней свободы.

Смелые выигрывают

Почти каждый из нас твердо верит, что он ангел с крохотной щепоткой очаровательных недостатков. И искренне признать, что мы ленивые, злые, жадные, эгоистичные (список можно продолжать до бесконечности), – это ужасно сложно. Но те, кто все-таки находит в себе силы, смелость и мужество это осознать, неожиданно оказываются в выигрыше. Почему?

Во‑первых, только признав свои темные стороны, вы можете их исправить.

Во‑вторых, люди, открыто признающие свои недостатки, вызывают уважение окружающих.

В‑третьих, маскировка недостатков требует от нас огромного количества усилий – они уходят на то, чтобы контролировать свои слова, жесты, поступки. И вообще долго скрывать свои изъяны все равно не получается. О них вскоре узнают окружающие и, возможно, разочаруются в вас.

Продолжение достоинств…

Есть такой афоризм: «Наши недостатки – продолжение наших достоинств». Попытайтесь найти выгоды, которые дают так называемые темные стороны вашей натуры.

Если вы жадный, кто сказал, что это плохо? Вы не станете переплачивать за вещь, которая того не стоит. И вы наверняка бережливый. У вас всегда есть запасы, которых хватит, чтобы пережить любое стихийное бедствие.

А если вы агрессивны и раздражительны? Вы сможете постоять за себя. Тот, кто ступит на вашу территорию, получит жесткий отпор. Никто не сможет напрасно тратить ваше время, потому что вы не станете из вежливости слушать тех, кто вам не интересен.

Вы ленивы? Но ведь жизнь создана не для того, чтобы бесконечно трудиться как пчелка. Да, здорово, конечно, беспрестанно надраивать до блеска квартиру, нести у плиты бессменную вахту, перемывать горы посуды, переглаживать все, включая носки и т. д. При желании всегда можно найти для себя полезное дело. А можно полежать с книжкой на диване, посмотреть интересный фильм, пообщаться с друзьями, погулять. А то так за пылесосом и плитой вся жизнь пройдет…

Ни радости, ни приятных воспоминаний, только бесконечный труд. Кроме того, как известно, именно , она подталкивает человека к изобретению приспособлений для удобной и комфортной жизни.

Стать господином своих недостатков

Как превратить недостатки в достоинства? Для начала анализируйте те действия, которые вы собираетесь совершить. Каждое наше действие – это наш собственный выбор, и только мы сами за него отвечаем. Не надо занимать позицию жертвы и становиться рабом своих недостатков и негативных эмоций. Вас разозлил начальник на работе и теперь вы ищете выход своему гневу?

Остановитесь и задумайтесь, хотите ли вы проявить свою несдержанность? Какая польза будет вам от этого? Обычно в такой ситуации вы можете сорваться на первого, кто попадется вам под руку. Испортить человеку настроение и передать зло по цепочке легче всего. Может, лучше успокоиться, сделать что-то, что доставляет вам удовольствие и восстанавливает душевное равновесие? Например, выпить кофе, поговорить с близким человеком, почитать сборник анекдотов…

Любовь побеждает всё

Умение признавать ошибки и быть готовым нести за них ответственность – свидетельство силы характера, присущего людям состоявшимся, не боящимся учиться на своих ошибках, а значит, постоянно развиваться и двигаться вперед. Признание недостатка – это только первый шаг. Теперь у вас есть реальная возможность измениться и улучшить свою жизнь. Например, вы ленивы, а жена просила убрать квартиру, если будет время. И время у вас вроде как есть, но вот тратить его на уборку как-то не хочется. Но вы ведь любите жену и знаете, что ей будет приятно, если вы немного поможете ей по хозяйству. Так может, стоит на время позабыть про лень и порадовать близкого человека?

Многие люди не могут принять саму идею соционики потому, что им неприятна мысль, что человек не может быть универсален. Хочется, чтобы все стороны характера, все способности были развиты одинаково, или хотя бы имели потенциальную возможность развиться одинаково. И хотя все мы наблюдаем, какие разные люди нас окружают, все равно где-то в глубине души таится мысль о том, что … «человек может все – стоит только захотеть». Кстати, это отдельная тема, из-за которой так часто возникают проблемы в отношениях. Разочарования, неоправданные ожидания, ощущение обмана в большинстве случаев появляются именно по этой причине – мы ждем от человека того, что он не может нам дать без потери значительной части своей индивидуальности. На самом деле возможности человека действительно безграничны, но при условии, что выбрано верное направление . И у каждого социотипа оно свое.

Бывает ли идеальная симметрия?

Однако вернемся к теме. В универсальности многие люди видят некую гармонию, слаженность, синхронность. Якобы если у человека будут одинаково развиты противоположные функции, то нигде не будет «перекосов», и он сможет быть таким, каким ему захочется. У него всегда будет выбор. В противоположном же случае он будет вынужден выбирать то, что «предначертано». Есть сильная сторона, есть слабая сторона, и, конечно, выбор будет «вынужденно» осуществлен в пользу сильной.

Однако если мы посмотрим вокруг, то заметим, что в природе редко можно встретить абсолютную симметрию. Даже строение тела человека симметрично только на первый взгляд. Если, например, сделать две фотографии одного лица, разрезать оба фото вертикально посередине и соединить правую часть с правой, а левую с левой в зеркальном отражении, то мы увидим, что лицо, состоящее из двух правых или двух левых частей, выглядит неестественно. Некоторые мои клиенты находили эти изображения даже немного отталкивающими.

Пара наших рук, ног, глаз, ушей только на первый взгляд одинаковы. Однако если присмотреться, каждый без труда найдет различия. Кроме того, даже парные органы тела обладают различной силой, выносливостью, сноровкой. Все люди делятся на левшей и правшей по признаку силы и ловкости опорной руки. У каждого из нас есть опорная «толчковая» нога. Конечно, существуют люди-амбидекстры, у которых хорошо развиты обе руки и которые могут успешно осуществлять манипуляции ими обеими. Однако даже у них одна рука пусть не намного, но сильнее и ловчее другой. То же самое с глазами и ушами.

Что обеспечивает нам разделение на сильные и слабые функции

Почему природа так распорядилась? Ведь это не случайно. И что дает человеку разделение на сильные и слабые функции?

В горящем здании человек-правша хватается за ручку двери, чтобы открыть ее и выбежать наружу, правой рукой. Это – ситуация стресса, когда необходимо отреагировать быстро .

Ребенок-левша, который первый раз в жизни берет в руки карандаш, инстинктивно делает это более развитой левой рукой. Ему предстоит освоить новый сложный навык и, вполне закономерно, что эту задачу берет на себя более развитая часть.

Бегун на соревнованиях делает первоначальное отталкивание той ногой, которая осуществит его ускорение более эффективно . Толчковая нога дет возможность более быстрого старта.

Разделение на сильные и слабые функции обеспечивают прежде всего возможность выбора . Человек так устроен, что он может выбрать только из двух неравноценных возможностей. Если же оба варианта одинаково выгодны (или ему кажется, что они одинаково выгодны), то сделать выбор становится очень сложно. Даже если этот выбор осуществится, то человек будет чувствовать себя ущемленным из-за потери возможностей другого варианта и это принесет ему сильный дискомфорт.

У человека должны быть ориентиры, которые, как маяки, будут вести его, помогая правильно расставить приоритеты . Иначе он не сможет чувствовать опору под ногами и не сумеет успешно делать выбор в процессе самореализации и в жизни в целом. А этот выбор мы осуществляем буквально каждую минуту.

Кроме того, что появляется возможность выбора, автоматически увеличивается скорость реакции при выборе и эффективность. Это тоже дает ряд преимуществ.

Что будет, если человек начнет активно развивать свои слабые стороны?

Дело в том, что в соционике понятие «сильные и слабые функции» означают не только большую или меньшую эффективность. Это, прежде всего противоположность этих сторон, их взаимоисключаемость . Невозможно, например, отстраненно и объективно оценивать ситуацию и одновременно с этим проникать в душу другого человека, переживая вместе с ним сложную гамму чувств (логика-этика). Невозможно находиться здесь и сейчас, прекрасно чувствуя потребности своего тела и одновременно уноситься мечтами в далекое будущее , не замечая насущных потребностей (сенсорика-интуиция). Эти состояния возможно чередовать, и у психически здорового человека именно так и происходит. Однако к какому-то из них каждый склонен в большей степени, а к какому-то – в меньшей. Одно является наиболее привычным и комфортным , в нем работа осуществляется быстрее и эффективнее. Для развития противоположной стороны человек переключается на совершенно иной, не комфортный и неестественный для него режим, а это требует очень больших энергозатрат. В этом смысле наши недостатки действительно являются продолжением наших достоинств, потому что наши сильные стороны развиваются за счет слабых.

В соционике существует такое понятие как «наполнение функций». Сильные и слабые функции можно сравнить с разными по размеру резервуарами для воды. Слабая – это пруд или озеро, а сильная – это океан. Вода – это информация. В озеро невозможно залить такое же количество воды, как и в океан. Слабая функция не сможет воспринимать столько же информации, сколько и сильная. Человек способен практически безгранично расти только по аспектам своих сильных функций.

Однако наши сильные функции нуждаются в определенном количестве энергии для того, чтобы успешно развиваться, и в постоянном и непрерывном притоке информации по своему аспекту. Если человек начинает развивать свои слабые стороны в ущерб сильным, то его энергия, силы и ресурсы перестают поступать в сильные функции, и те затормаживаются в своем развитии. С другой стороны, по слабым функциям всегда существует свой «потолок», дальше которого развитие уже идет с огромным трудом. Человек начинает замечать: то, что другим дается легко и играючи, у него отнимает очень много сил и времени. Это порождает неудовлетворение, ощущение своей малоценности, а иногда и зависть. На этом этапе люди обычно впервые начинают задумываться о смене профессии.

С другой стороны, в жизни есть много примеров того, как люди, изначально обладая слабыми способностями в той или иной сфере при фантастическом упорстве и желании добивались больших успехов. Они доказывали не только себе, но и всему миру, что это возможно. Однако каждый решает сам, готов ли он к подобным энергозатратам.

Конечно, это не значит, что, работая по сильным функциям, человек никогда не будет сталкиваться со сложностями и препятствиями. В любое дело необходимо вкладывать силы и ресурсы. Однако преодоление этих трудностей осуществляется гораздо более успешно и приносит настоящее удовлетворение, если человек подходит к нему со своих сильных сторон.

Соционика и свобода выбора

Если перейти непосредственно к соционике, то мы можем видеть, что ориентиры людей-экстравертов значительно отличаются от людей – интровертов (объекты – связи между объектами), а сенсорики выбирают в качестве опоры совсем другие понятия, нежели интуиты (утка в руках -журавль в небе). То, что для людей иррационального типа является преимуществом, люди рационального типа расценивают как недостаток (спонтанное движение – запланированное движение), а логики принимают решения на основе, которая этикам покажется совершенно неубедительной, равно как и наоборот (факты – субъективные переживания).

Однако не стоит забывать, что у каждого человека есть свободный выбор. Каждый вправе сам решать, какие стороны у себя развивать. Если человек любит свое дело, если оно приносит ему истинное удовольствие и радость, то почему бы не продолжать им заниматься и дальше? В целом же на свете очень мало профессий, в которых мы задействуем одну функцию. Обычно это взаимодополнение нескольких функций – мы применяем разные навыки, способности и умения. Однако чтобы работать эффективно, необходимо знать свои сильные и слабые стороны. Это позволит находить наиболее простые, доступные и при этом наиболее успешные способы решения задач. Чем адекватнее человек оценивает собственные возможности, тем меньше разочарований и тем устойчивее его самооценка. Вот почему важно осознанно подходить к своему развитию.

Резюме

Человек не универсален, и это не случайно
Наличие сильных и слабых сторон обеспечивают возможность выбора, скорость, и эффективность
Человек способен безгранично развивать свои сильные стороны
В развитии слабых функций можно достичь определенных успехов, однако на это уйдет гораздо больше времени и сил, чем на достижение тех же успехов по сильным функциям
Развитие слабых функций замедляет рост сильных.
У каждого есть право выбирать, какие стороны у себя развивать, однако к этому необходимо подходить осознанно, чтобы избежать разочарований

Фраза «Недостатки человека есть продолжение его достоинств» - это яркий пример ложной мудрости. Или полуправды, которая часто оказывается хуже явной лжи.

Как строятся подобные «мудрости»? Берётся некоторая реально существующая, всем заметная закономерность, и из неё делается совершенно ложный вывод. Человек соглашается с очевидным и легко проглатывает наживку, попадаясь при этом на скрытый крючок лжи. А дальше он уже сам может строить неверную картину мира, основываясь на этой самой лжи.

Вот и здесь то же самое. На первый взгляд - всё абсолютно верно.

Например, если человек силён и смел, он довольно часто бывает дебоширом, хулиганом, хамом. Сила и смелость - это, конечно, достоинства. А хамство и драчливость, как правило, свойственны именно сильным и смелым людям. Если нет силы, драться обычно не лезут, да и смелость нужна, чтобы кого-то обхамить, унизить, ударить. Бывают, правда, и исключения, но они редки.

Ещё пример. Если человек умён, эрудирован, начитан, то ему часто свойственны занудство, чванство, презрение к менее эрудированным людям. Он не считает за людей тех, кто не знает, например, чему равен шпур тензора квадрупольного момента системы. Или тех, кто не понимает разницы философских воззрений раннего Гегеля и позднего Канта. Его речь насыщена научными штампами и никому не понятной терминологией. Он всё время пытается продемонстрировать свою учёность и серость окружающих. Ум и эрудированность - это, конечно, достоинство, а всё остальное - недостатки.

Третий пример. Если человек уважает, чтит, изучает старинные традиции, древние культуры, религии, то довольно часто это сопровождается нетерпимостью к чужим взглядам, фанатизмом, преследованием инакомыслящих. Он готов заклеймить каждого, кто нарушает хоть какие-то обряды даже в мелочах, кто не соблюдает досконально все обычаи, кто пытается разобраться в теме самостоятельно, кто не использует устаревших и малопонятных речевых оборотов. Уважение к прошлому - это прекрасно, но фанатизм недопустим в любом деле.

Легко можно согласиться, что описанные случаи бывают. И совершенно понятно, что перечисленные недостатки были бы невозможны без указанных достоинств. В чём же тогда ложь обсуждаемого нами утверждения? А в слове «продолжение»!

Ведь что нам пытаются внушить? Если есть достоинства, то абсолютно неизбежны и недостатки. То есть недостатки существуют не сами по себе, а являются продолжением, частью, неизменным спутником достоинств. А вот это уже совсем не верно.

Бывают смелые, сильные, но при этом спокойные, вежливые, скромные люди.

Бывают очень умные люди, но при этом не кичащиеся своей учёностью, совестливые и порядочные служители истины.

Бывают глубоко верующие и знающие традиции люди, напрочь лишённые фанатизма и уважительно относящиеся к чужой вере или неверию, готовые спокойно обсуждать любые проблемы на любом уровне.

Их достоинства не имеют никаких «продолжений» в виде недостатков.

А теперь представим ситуацию. У человека есть компьютер. И вдруг этот компьютер заражается вирусом. Можно ли назвать вирус продолжением компьютера? Был ли он заложен в конструкцию компьютера проектировщиками этого компьютера?

Ещё ситуация. У человека есть загородный дом. И вдруг пожар в окрестном лесу перекидывается на дом, и дом сгорает. Был ли этот пожар неизбежным продолжением дома?

Третья ситуация. У человека есть ребёнок, который вдруг заболевает коклюшем. Можно ли считать коклюш продолжением, частью ребёнка?

Совершенно понятно, что во всех этих случаях мы имеем дело с осквернением, искажением, порчей компьютера, дома, ребенка, но никак не с их продолжением. Хотя очевидно, что без компьютера нет компьютерного вируса, без дома нет пожара, без ребёнка нет его коклюша.

Вот точно так же и в случаях с достоинствами человека. Они вовсе не имеют продолжений в виде недостатков. Но они могут быть осквернены, искажены, испорчены злом вследствие неправильного поведения этого самого человека.

Более того, силы зла всячески толкают одарённых, имеющих выдающиеся достоинства людей на этот путь осквернения, искажения и порчи. Потому что одарённый служитель зла гораздо более эффективно будет разрушать мир, чем тот, кто лишён каких-либо достоинств. Понятно, что смелый и сильный разрушитель эффективнее слабого и трусливого. Умный разрушитель эффективнее глупого. А фанатичный - эффективнее безразличного и ленивого.

И только от выбора самого человека зависит, будут ли его достоинства служить добру, укреплять гармонию мира, или служить злу, разрушать гармонию мира. Позволит ли он силам зла прицепить к своим достоинствам так называемые «продолжения», а точнее - осквернения, болезни, порчу. Сможет ли он остаться человеком и прожить жизнь не напрасно. И не стоит при этом забывать, что кому много дано, с того больше и спрашивается.