Внимание. Внимание у человека, направленность сознания Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности

Внимание

Функции внимания:

1) фун­кция отбора значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности;

2) функция игнориро­вания других несущественных конкурирующих воздейст­вий;

3) функция удержания, сохранения выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, т. е. регуля­ции и контроля деятельности.

Виды внимания:

Непроизвольное внимание - непроизвольно, само со­бой возникающее внимание, вызванное действием сильно­го, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раз­дражителя.

Произвольное внимание - сознательное сосредоточе­ние на определенной информации, требует волевых уси­лий, утомляет через 20 минут.

Послепроизвольное внимание - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целе­направленность, снимается напряжение и человек не уста­ет, хотя послепроизвольное внимание может длиться часа­ми.

Качества или свойства внимания:

концентрация - степень сосре­доточенности внимания на объекте; объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием однов­ременно;

переключение - намеренный осознанный пере­нос внимания с одного объекта на другой;

распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновре­менно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности;

устойчивость - длительность сосредоточе­ния внимания на объекте.

Закономерность циркуляции внимания - через каж­дые 6-10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна. Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали, что качества внима­ния зависят от свойств нервной системы человека. Обна­ружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а ссильной - даже повышают концентрацию внимания.

Однако и дефицит раздражителей, информации - фак­тор неблагоприятный. Исследования показали, что при изоляции человека от раздражителей, поступающих из окружающей среды и из собственного организма (сенсор­ная депривация, когда человека помещают в звуконепро­ницаемую камеру, одевают светонепроницаемые очки, помещают в теплую ванну для снижения кожной чувстви­тельности), то нормальный физически здоровый человек довольно быстро начинает испытывать трудности в управ­лении своими мыслями, он теряет ориентировку в про­странстве, в строении собственного тела, у него начинают­ся галлюцинации и кошмары. При обследовании людей после такой изоляции у них наблюдали нарушения вос­приятия цвета, формы, размера, пространства, времени, иногда утрачивалась константность восприятия.

Внимание - один из тех познавательных процессов человека, в

отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение

которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов. Указывалось, в частности, на роль ретикулярной формации в обеспечении внимания на ориентировочный рефлекс как его возможный врожденный механизм и, наконец, на доминанту, исследованную и описанную в связи с вниманием А. Ухтомским.

Действительно, в системе психологических феноменов внимание

занимает особое положение. Оно включено во все остальные психи­ческие процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаемся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает.

Однако нельзя не видеть и особенностей внимания, красной нитью проходящих через все другие психические явления, где оно проявляется, не сводимых к моментам различных видов деятельности, в которые включен человек. Это - наличие в нем некоторых ди­намических, наблюдаемых и измеримых характеристик, таких, как объем, концентрация, переключаемость и ряд других, непосред­ственно к познавательным процессам типа ощущений, восприятия, памяти и мышления не относящихся.

Правильное решение обсуждаемой проблемы состоит в том, что­бы попытаться соединить и учесть обе точки зрения, т. е. увидеть во внимании и сторону процессов и явлений, и нечто самостоятель­ное, независимое от них. Это значит встать на точку зрения, согласно которой внимание как отдельный, рядоположенный другим психи­ческий процесс не существует, но представляет собой вполне особен­ное состояние, характеризующее все эти процессы в целом. Данная позиция подтверждается известными анатомо-физиологическими данными, основные из которых следующие:

1. Механизм доминанты как физиологический коррелят внимания можно наблюдать на всей поверхности коры головного мозга, незави­симо от того, проекционные зоны каких конкретных анализаторов в них локализуются.

2. Ретикулярная формация, работа которой связывается с явления­
ми внимания, находится на пути нервных импульсов, касающихся
практически всех познавательных процессов (неспецифические пути
афферентного и эфферентного проведения сенсорной информации).

3. Нейроны внимания - клетки-детекторы новизны- можно встретить практически на всей поверхности и в некоторых внутрен­них структурах головного мозга.

4. Вместе с тем все три названных анатомо-физиологических фактора в центральной нервной системе существуют автономно и не­зависимо от отдельных сенсорных анализаторов, что говорит о том, что внимание все же является особенным феноменом, несводимым ко всем остальным.

В чем же сущность этого процесса и одновременно состояния психики человека? Рассмотрим этот вопрос сначала иллюстративно, а затем в более точном его определении.

Одной из характернейших особенностей нашей духовной жизни, писал известный американский психолог Э. Титченер, является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познаватель­ной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительно­сти, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора од­ной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирова­ния другой.

Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредотачивается на том, что он делает.

В каждый отдельный момент времени наше сознание направлено на те предметы, которые являются для нас наиболее значимыми и важными.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте.

Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением. Внимание способствует любой деятельности как составляющий элемент различных психических и двигательных процессов. Внимание с одной стороны является психическим познавательным процессом, с другой, психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей. За вниманием всегда стоят интересы, желания, установки, потребности, направленность личности . Происхождение (природа) внимания до конца не выяснена.

Н.Н. Ланге выделил следующие подходы к проблеме природы внимания:

1. Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода считают, что внимание не возможно без мускульных движений.

2. Внимание как результат ограниченности объёма сознания. К примеру, сторонники этой теории И. Герберт и У. Гамильтон считали, что наиболее интенсивные представления вытесняются менее интенсивными.

3. Внимание как результат эмоций. Эта теория развита в ассоциативной психологии. Она указывает на зависимость внимания от интересности представления.

4. Внимание как результат апперцепции, т.е. результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи принимают его за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

6. Внимание как усиление нервного раздражителя. Согласно этой гипотезе внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7. Теории нервного подавления. Согласно данной теории, преобладание одного представления над другим объясняется тем, что лежащий в основе физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания .

Основные функции внимания:

а) Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов;

б) Отбор и организация поступающей в организм человека информации в соответствии с его актуальными потребностями;

в) Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Существуют несколько классификаций внимания. Классификация по признаку произвольности является наиболее часто встречающейся:

а) произвольное;

б) непроизвольное;

в) послепроизвольное.

Непроизвольное – не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым раздражителем (свойственно человеку и животным). Основная функция непроизвольного внимания – в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное или личностное значение .

Произвольное внимание – свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определённую цель, задач и сознательно вырабатывает программу действий. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно “извлекать из памяти” нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности .

Послепроизвольное внимание – обнаруживается в тех случаях, когда человек чем-либо заинтересовывается, например «с головой уходит в работу». Этот вид внимания характеризуется сосредоточением волевой деятельности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности .

Если классифицировать внимание по критерию опосредованности объектами или явлениями , то внимание бывает :

Непосредственное внимание – это то, которое порождается, удерживается и регулируется напрямую только тем объектом, на который оно непосредственно направлено. Между соответствующим объектом и сознанием человека в данном случае нет никаких других объектов, с помощью которых это внимание регулируется .

Опосредованным внимание – такое внимание, которое привлекается и регулируется не тем объектом, на который оно направлено, а чем-то другим . Например, мы можем нарисовать стрелку направленную в определённую сторону (указывающую путь куда-либо) и внимание человека, проходящего мимо привлечёт этот указатель.

Внимание характеризуется такими пятью основными свойствами, как: устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение, объём .

Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определённых объектах окружающей действительности. Т.е. устойчивость проявляется во времени, в течении которого человек может быть непрерывно сосредоточен на одном объекте. Отвлекаемость – свойство, противоположное устойчивости.

Распределение внимания – это способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для длительной деятельности .

Сосредоточенность внимания – это удержание внимания на одном объекте или одних действиях при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания зависит от возраста и опыта работы (с годами повышается), а также от состояния нервной системы (при небольшой нервно-психической напряжённости несколько повышается, а при высокой – понижается) .

Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо объект или действие.

Сосредоточенное внимание отличается высокой степенью интенсивности, что делает его необходимым условием успешности выполнения отдельных важных для человека видов деятельности.

Концентрация внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы .

Устойчивость внимания – это длительность сосредоточения на объекте или явлении или удержание требуемой интенсивности внимания в течении длительного времени. Устойчивость внимания определяется различными причинами:

1.) индивидуальными физиологическими особенностями организма (свойства нервной системы);

2.) психическим состояниям (возбуждённость, заторможенность);

3.) мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности);

4.) внешними обстоятельствами при осуществлении деятельности .

Интенсивность внимания – характеризуется относительно большей затратой энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, чёткостью и быстротой .

Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.

Переключение внимания – проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. Переключение может обусловливаться программой сознательного поведения, требованиями деятельности, необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями либо осуществляться в целях отдыха .

Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.

В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека – одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно. Кстати, по переключаемости внимания мужчины значительно уступаю женщинам: около 45% женщин могут быстро переключать своё внимание с одного дела на другое, 15% делают это медленно; у мужчин же эти цифры соответственно 18% и 38% .

Объём внимания – измеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множества простых объектов в чечении 1 -1,5 с. объём внимания у взрослого человека в среднем равен 7-9 элементам. Объём внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов, структурной организации материала .

Объём внимания (как ни странно) с точки зрения психологии, является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал . Последнее обстоятельство необходимо учитывать в практике обучения, систематизируя материал таким образом, чтобы не перегружать объём внимания при обучении.

Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.

Критериями внимания являются:

1. внешние реакции – моторные (повороты головы, фиксация глаз, мимики, поза сосредоточенности), вегетативные (задержание дыхания и т.д.);

2. сосредоточенность на выполнении определенной деятельности, ее организации и контроле;

3. увеличение продуктивности деятельности («внимательное» действие эффективнее по сравнению с «невнимательным»);

4. избирательность (селективность) информации;

5. ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле сознания.

Селекция – отбор улучшенных видов, сортов и т.д.

Функции внимания:

· Целенаправленный отбор значимой информации и удержание ее, пока не будет достигнута цель;

· Игнорирование других воздействий;
регуляция и контроль действий с целью их улучшения;

· Усиление видимости (подобно прожектору), позволяющее лучше рассмотреть объект, явление или действие.

Физиологические основы внимания

Внимание не имеет такого специального нервного центра, как зрительные, слуховые и другие ощущения и восприятия, а также движения, которые связаны с деятельностью определенных участков коры больших полушарий головного мозга.

Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляется сопровождаемые вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, другие – заторможенными.

Внимание обеспечивает за счет явления доминанты наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, доминирующего над остальными частями коры. В результате этого осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Свойства внимания

Концентрация внимания – это способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой задачи.



Избирательность внимания – это его сосредоточение на наиболее важных предметах.

Распределение внимания – это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций.

Объектом внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости.

Интенсивность внимания характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.

Устойчивость внимания – это его способность задерживаться на восприятии данного объекта.

Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

Виды внимания

По степени активности : 1) непроизвольное, 2) произвольное и 3) послепроизвольное внимание.

По происхождению : 1) природное, 2) социальное.

По использованию средств: 1) непосредственное, 2) опосредованное.

По объекту внимания: 1) внешнее (чувственное), 2) внутреннее (интеллектуальное).

Внимание непроизвольное – возникающее стихийно, не связано с участием воли, носит пассивный характер, так как навязывается внешними по отношению к цели деятельности событиями. Проявляется в ориентировочной автоматической рефлекторной реакции на раздражитель. Его стимулируют все новые, интересные, сильные раздражители.

Внимание произвольное – вид внимания, для которого характерно наличие сознательной цели и волевого усилия. Носит активный характер, опосредовано социально выработанными способами поведения и по происхождению связано с трудовой деятельностью. Стимулами являются потребности, мотивы, необходимость и значимость стимулов.



Внимание послепроизвольное – вид внимания, который появляется при вхождении в деятельность после произвольного внимания. При этом сохраняется целенаправленность деятельности, но снижается напряженность (появляется как бы «второе дыхание»). Это высшая форма профессионального внимания (Н. Ф. Добрынин).

Внимание природное – врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

Внимание социально обусловленное – складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным и сознательным реагированием на объекты.

Внимание непосредственное – не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным потребностям человека.

Внимание опосредованное – регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Внимание внешнее (чувственное ) – по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

Внимание внутреннее (интеллектуальное ) – связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

1. Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности.

2. Физиологические механизмы внимания. Ориентировочная деятельность и внимание.

3. Виды внимания и их сравнительная характеристика.

4. Свойства (качества) внимания.

На человека воздействует одновременно огромное число раздражителей. Однако доходят до сознания лишь те из них, которые являются наиболее значимыми. Избирательный, направленный характер психической деятельности человека составляет сущность внимания.

Внимание - это внутренний акцент познавательных процессов, особое свойство сознания, познавательной деятельности. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектами внимания могут быть предметы, явления, их свойства и отношения, действия, мысли и чувства других людей, а также свой собственный внутренний мир во всей его полноте. Вместе с тем внимание нельзя ограничивать лишь рамками познавательной деятельности. Субъект может внимательно - сосредоточенно и напряженно - осуществлять практическую деятельность; он может быть внимательным к собеседнику и т. п.

Поэтому внимание определяется как избирательная направленность и сосредоточенность субъекта на самых разных явлениях внутреннего и внешнего мира. За вниманием всегда стоят потребности, мотивы, цели, установки субъекта. В желаниях, эмоциях и чувствах проявляется определенное отношение человека к миру, к другому человеку.

Направленность в психологии понимается как поиск, выбор определенного объекта. Выделение в сознании каких-либо объектов обусловлено их объективными характеристиками или субъективными особенностями их восприятия. Направленность внимания проявляется в готовности к действию.

Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, полноту и ясность отображения в сознании объектов, с которыми субъект взаимодействует. Это - состояние поглощенности субъекта определенным предметом, отвлечение от побочных, не относящихся к предмету условий и объектов.

1. Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И для себя, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности.

2. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем именно наличие характерного продукта служит главным доказательством наличия соответствующей функции... У внимания такого продукта нет, и это более всего говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности. Все известные нам процессы познания - восприятие, мышление, воображение - направлены на тот или иной объект, который в них воспроизводится: мы воспринимаем что-то, думаемо чем-то, что-то воображаем. Когда же мы хотим подчеркнуть особое качество каждого из этих процессов, то мы говорим о внимательном восприятии (слушании, смотрении, всматривании и т. п.), о сосредоточенном размышлении, о напряженной мысли и т. п. Действительно, внимание не имеет своего особого содержания; оно оказывается внутренним свойством восприятия, мышления, воображения.



отношение находит свое выражение во внимании.

Физиологические механизмы внимания. Важный вклад в раскрытие физиологических механизмов внимания внес АЛ. Ухтомский. Согласно его представлению, возбуждение распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер. Доминанта - временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения. Для доминирующего нервного центра характерна способность накапливать в себе возбуждения и тормозить работу других нервных центров. Согласно АЛ. Ухтомскому, д. является физиологической основой внимания.

Точка зрения И.П. Павлова и А Л. Ухтомского получила в настоящее время ряд подтверждений в экспериментах с регистрацией биотоков мозга животных и человека. Современные нейрофизиологические исследования подтвердили ведущую роль корковых механизмов в регуляции внимания. Установлено, что внимание возможно только на основе общего бодрствования коры головного мозга, повышения активности ее деятельности. Некоторые ученые подчеркивают особенно важную роль лобных областей мозга в отборе информации. В настоящее время в мозге обнаружены особые нейроны, получившие название «нейронов внимания». Важная роль в регуляции внимания принадлежит скоплению нервных клеток, расположенных в стволовой части мозга и получивших название ретикулярной формации. Предполагают, что ретикулярная формация представляет собой комплекс нескольких систем, одна из которых обеспечивает активизацию ориентировочного рефлекса, другая - защитного, а третья - пищевого.

В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, которая направляется на контроль своего поведения, на поддержание устойчивости избирательной активности.