Дела милосердия. Семь дел милости телесной

17:1 Иисус молится Отцу в присутствии учеников и вслух для того, чтобы ещё раз пояснить им значение миссии своей и показать свои с Отцом близкие отношения.
Отче! пришел час,
Как Иисус понял, что пришло время принести себя в жертву? Время его мессианского служения Отцу было предсказано как половина седьмины, то есть, три с половиной года (Дан.9:2). Он также знал о том, что должен выполнить функцию Пасхи - искупления человечества от рабства греха и смерти. К тому же видение Моисея и Илии, говоривших ему об исходе пути его в Иерусалиме (Лука9:31) - также помогло ему сориентироваться в определении времени окончания своего земного пути.

прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, Прославление Иисуса Христа как сына Божьего открылось через его воскресение - благодаря Отцу, воскресившему сына.
А прославление Отца открылось через сохранение верности сына Ему до самой смерти: всё, что Отец заповедал сыну для его земного пути - сын со со славой Божьего сына и с честью духовного человека - выполнил.

17:2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Ученики должны понять, что основное задание от Отца сыну – это сделать что-то, что даст им и всем христианам возможность жить вечно в будущем (здесь говорится об учениках Христа, о тех, кого Отец доверил Христу на «сохранность»)

17:3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Эта вечная жизнь зависит не только от того, насколько на земле познают Иисуса Христа как посланника небес. Но и от того, насколько разберутся в единственном истинном Боге мироздания - в Том, КТО послал Иисуса Христа на землю, в его небесном Отце.

17:4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.
Иисус считает свою миссию законченной, хотя ему предстояло пройти самый сложный для плотского человека этап: сохранить верность Богу, не испугавшись при этом потерять жизнь ради сохранения верности. Иисус был уверен, что силой веры в Отца справится и с этим.

Он прославил Иегову, своего Отца, на земле и словом и делом - всем, что было поручено ему на небесах. Он РАССКАЗАЛ через благовествование суть своей искупительной миссии на земле, дал надежду на спасение и счастливое будущее в мире Отца своего. И он ПОКАЗАЛ на примерах Божьих дел в Израиле, что Отец желает сделать для всех будущих подданных Своего Царства: воскресить, исцелить, насытить физически и духовно, создать райские условия для жизни вечной (утихомирить все разрушительные «ветры» на земле и на море)

17:5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Теперь Иисус ожидает, что Бог вернёт ему ту славу, которую он имел у Отца ещё до прихода на землю.
Здесь речь идёт не о репутации человека Христа, а о том, чтобы ему снова стать духом - духовной личностью на небесах, кем он и был задолго до того, как Иегова запланировал сотворить земной миропорядок (прежде бытия человеческого мира )

17:6 Я открыл имя Твое человекам Имя Того, кому служит на земле Иисус - он открыл и на земле для всех будущих учеников своих не только, показав произношением, как звучит вслух это имя. Но и открыл сущность этого имени Вседержителя, обозначающего «давать быть и давать становиться всему, что задумано Им».
Иисус на деле показал, каким образом возможно давать быть всему, что задумано Богом: например, сказал, что воскреснет Лазарь - и он воскрес; сказал, что буря утихнет -и буря утихла. «Сказал - и стало так» в 1 веке всего лишь по слову посланника Иеговы так же, как «сказал - и стало так» ещё до сотворения мира по слову Иеговы (Быт.1:3,9)

которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне
Иисус также дал понять своим ученикам также и то, что в мире людей их высмотрел для него - Иегова его Отец, а не он сам. Он лишь отыскал тех, кого ему дал Бог - и позаботился о них.

и они сохранили слово Твое. Ученики Христа взяли всё, что дал им Иисус от Отца, посеяв в них слово Божье. Теперь они оставались на земле продолжать дело, начатое Иисусом по спасению человечества от смерти через ознакомление со словом Божьим и распространение его по всей земле, ибо Бог хочет, чтобы люди спаслись через познание Его сущности и Его намерений (1Тим.2:4). Слово Христа они должны сохранять в неискажённом виде и Иисус был уверен в том, что его ученики справятся с этим. Потому и сказал о всех своих учениках, что они «сохранили», а не «сохранят» слово Божье.

17:7,8 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,
К этому времени исхода Христа ученики должны были перестать теряться в догадках о значении Христа для них: он довольно внятно разъяснил им, кто он и кто его Отец, что он сделал уже и что сделает ещё по намерениям Отца своего для людей:
ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

17:9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
Иисус разъяснил, что его забота не о мире людей в общем, а прежде всего - об учениках Христа, которых Отец находит для него в мире, об избранных Божьих и призванных Им на служение.
Что они Божьи - видно из того, что им дорого Божье наставление, и они стараются следовать ему несмотря на трудности.

17:10 И все Мое Твое, и Твое Мое; Всё, что избирает Отец – с тем согласен Иисус, у них одинаковое вИдение и отношение ко всему, у них один и тот же дух, настрой, понимание сути вещей, одинаковые цели и интерес во всём, они - единомышленники во всех сферах бытия.

и Я прославился в них.
Благодаря появлению учеников – прославился и Иисус, ибо они – не сами по себе чьи-то ученики, а ученики Христа, посланного Иеговой, и открылись они не сами по себе, а благодаря мессианской деятельности сына Иеговы.

17:11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Иисус о себе говорит так, будто его уже нет здесь, в этом земном миропорядке с учениками: хотя телом он ещё пребывает на ней, все его помысли устремления - ТАМ, духом он уже пребывает с Отцом на небесах, ибо его человеческая миссия подошла к концу.
И на самом деле Иисусу осталось всего лишь (!!!) умереть жертвенной смертью и отдать последнее, что у него осталось от человека - свою жизнь совершенного безгрешного человека. Всё остальное он уже отдал ученикам своим.

Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Понимая, что ему предстоит уйти, Иисус просит Отца о помощи в том, чтобы ученики его между собой оставались в таком же тесном единстве миропонимания - внутреннего вИдения, отношения ко всему, настроя, понимания сути вещей, одинаковых целей и интереса во всём - в каком Иисус пребывает с Богом.

17: 12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; До тех пор, пока сам Иисус был с учениками в мире - эта задача по сохранению единства между учениками, и самих учеников для всевышнего - лежала на нём.

тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб,
С этой задачей Иисус справился успешно: в основном все, кого доверил ему Отец в качестве апостолов - сохранили верность Ему и единомыслие между собой. Потому и сказано о них, что никто из них не погиб как апостол Христа, что все они остались достойными этого духовного звания.

кроме сына погибели, да сбудется Писание.
Что касается Иуды Искариота - то Иисус ничего не мог сделать для спасения Иуды, погнавшегося за мздой неправедной. Выбор Иуды был сделан, он только что ушёл предавать Христа и непременно предаст, ибо должно исполниться Писание о предательстве Мессии, и Иисусу Бог открыл, что оно исполнится именно на Иуде Искариоте. В итоге Иисус знает, что его предатель - погибнет в глазах Бога сразу, как только завершит начатое предательство. Потому его место позже было отдано другому ученику Христа (Деян.1:16-20)
(заметим: в отличие от оценки Иуды - оценка начальствующим, убившим Христа, дана была иная. По мнению Всевышнего начальствующие убили Христа в неведении, Деян.3:17)

да сбудется Писание Факт, что один из учеников оказался предателем Иисуса Христа - был предсказан и Иисус не имел возможности отменить сказанное Отцом об Иуде Искариоте.
Был ли Иуда поэтому обречён на предательство?
Нет: Иуда изначально имел возможность не грешить подворовыванием и не давать места дьяволу, ведь сохранить в качестве апостола можно только того, кто сам стремится и желает быть сохранённым (остаться непорочным) и прилагает собственные усилия для того, чтобы не согрешать.

Ни Бог, ни Христос не удерживают никого сверхъестественным способом от греха, но могут использовать укоренившегося грешника в своих интересах: вспомним фараона Египта, ожесточавшего своё сердце всё более и более. В результате Бог смог показать на нём силу свою и прославить своё имя (Исх.9:16).
Так же и Иуда: как видно из его поступка, он не считал для себя непорочность - чем - то важным, потому и разрешил себе согрешать, время от времени подворовывая. Этим - сам дал место дьяволу, за что ещё при жизни в веке сём жестоко поплатился (см. Мтф.26:24 о том, почему такому человеку лучше было бы не родиться) .

17:13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.
Говорит он об этом сейчас, перед тем, как уйдёт на небеса - для того, чтобы ученики имели возможность усвоить: Иисус полностью удовлетворён своей жизнью, прожитой на земле ради исполнения воли Божьей. Такого же удовлетворения от осознания мысли, что Отец их одобряет - и ученики достичь смогут.
Именно в этом и заключается радость духовно зрелого человека, радующегося одобрению небесного Отца, а не тому, например, что достиг в мире этом нечестивом высокого положения и стал миллиардером.

17:14 Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их
За то, что ученикам Иисуса Христа предстоит стать носителями слова Божьего и увещевания стремиться к праведности, достигая через искупление Христово спасения - к ним будут плохо относиться и путь их при жизни в этом веке не будет устлан лепестками роз.

потому что они не от мира, как и Я не от мира.

Те, кто желает жить по Божьи - не принадлежат миру, которым управляет дьявол, ибо им не нравится быть нечестивыми и поступать по законам, которые диктует мир нечестия.
Как и Иисус: телом жил в этом нечестивом мире, но поступал не так, как привычно поступать здесь. Он жил по иным законам, законам иного мира - Божьего. Потому мир дьявольский и не смог его принять в свою нечестивую «стаю», за это и отверг.
Такое же положение изгоев мира сего - ожидает и верных последователей его. Если, конечно, они повторят его путь в точности, и не пожелают приспосабливаться к диктаторам морали и нравственности века сего.

17:15,16 Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира.
И, тем не менее, нет воли Отца изолировать христиан от неприятностей мира сего из-за желания идти путём Христа: именно в этом мире им и надлежит светить светом Божьей истины и христианским поведением, иначе как же мир получит возможность спастись?

Итак, нет у христианина возможности жить в полной изоляции от мира сего и уединяться в «скитах». Но есть возможность ожидать и получить помощь свыше для того, чтобы претерпеть всё до конца, не сходя с дистанции пути Христова к Отцу.

17:17 Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.
Истина Иеговы воплощена и в Библии - в слове Божьем, которое все пророки Бога, в том числе и Иисус Христос - передавали человечеству от Него. И в самом Иисусе Христе, названном Словом Бога (Иоанн.1:1, Откр.19:13) , ибо он во всём поступал по слову Отца своего.

Познавая истину Божью через исследование Писания и знакомство с сущностью искупления Иисуса Христа, христиане смогут достичь того уровня святости, который достижим для несовершенного человека. Иного способа освятиться (достичь святости пред Богом) - у христианина нет.

17:18 Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир.
Прежде, чем Иегова послал в мир людей Иисуса Христа со спасательной миссией - Он подготовил его, дав необходимые наставления тому, что делать, зачем и как (Иоанн..12:49,50).
Иисус точно так же посылает своих учеников в мир со спасающей миссией - подготовленными и вооружёнными словом Божьим, а также пониманием, что воину Господа рафинадной жизни в веке этом ожидать не стоит.

17:19 И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.
Именно за своих учеников Иисус, в первую очередь, готов отдать свою жизнь: он посвящает себя целиком исполнению воли Отца. Воля же Отца - в искуплении и освящении их благодаря искуплению. В этом - истина Божья для человечества.

17:20 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
Иисус заботится также и обо всех будущих христианах в принципе, кто найден будет его учениками для Иеговы.
И поскольку Христос не будет иметь возможность общаться с ними лично, ему достаточно будет слышать слово их веры в него - с небес.

17:21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня.
Здесь не о том, что Бог и Христос должны будут разделиться на множество частиц и вселиться буквально в тела христиан. Или - что христиане должны каким-то образом вселиться в них. Здесь о ЕДИНСТВЕ миропонимания, целий, устремлений, интересов и т.д. Иисус желает видеть в христианах своих с Отцом единомышленников.

Пусть все верующие, сколько бы их ни появилось на земле - были бы единомысленны между собой так же, как единомысленны между собой Иисус и Отец его.
Всё, что поможет им сохранять вИдение миропонимания Христа и Отца его – Иисус дал апостолам. Дело теперь - только за ними самими.

17:22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
Речь идёт о славе Божьих сыновей: Иисус показал, что означает на деле - быть Божьим сыном. Божий сын - в абсолютном единстве с Отцом пребывать должен. А если противится Ему в чём-то - значит, не сын Ему.

17:23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино,
СовершенЫ воедино - означает «слеплены» в одно целое, разумеется, образно, как единомышленники в абсолюте.

и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
Через учеников Христа – узнАют сущность Иисуса и мессианской роли его для человечества. Через Христа – узнАют Бога.
Все ученики Христа вместе – суть одно целое с Христом в стремлении способствовать исполнению замысла Иеговы. Потому и возлюбил Бог их всех, что они пожелали жить для Него.

17:24 Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.
Здесь Иисус просит Отца о том, чтобы апостолы имели возможность увидеть его прославленным на небесах, быть там с ним и узнать о подробностях зарождения его предназначения ещё от времени Эдема.

17:25 Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.
Остальные из мира сего, в котором Иисус жил 33,5 года - не познали Бога потому, что не приняли замысла Его в отношении Иисуса Христа.
Только ученикам удалось на тот момент вместить Христа как посланника Иеговы.

17:26 И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них . О значении открытия имени - см. 17:6.
Иисус просит Отца помочь ученикам иметь и сохранять любовь Божью в себе. Благодаря пребыванию в них Божьей любви - они и смогут быть единомышленниками со Христом и Богом, который и Сам есть любовь.

Если вы истинно ищете Свет и если несете Добро, вы обязательно будете выполнять:

Семь дел милости духовной
1. Согрешающего исправить
2. Неумеющего научить
3. Сомневающемуся дать добрый совет
4. О спасении ближнего Господа молить
5. Печального утешить
6. Вынести неправду терпением
7. Прощать врагов
Семь дел милости телесной
1. Голодного накормить
2. Жаждущего напоить
3. Нагого одеть
4. Странника в дом пустить
5. Больного посетить
6. Ходить к находящимся в тюрьмах и выкупать пленников
7. Умершего погрести
Семь таинств Нового Завета:
Крещение, миропомазание, покаяние, причащение, священство, брак и елеоосвящение.

Семь даров Святого Духа:
Премудрость, разум, совесть, крепость, ведение, благочестие и страх Божий.

Семь грехов смертных с противоположными им добродетелями:
Гордость – смирение;
сребролюбие – нелюбостяжание;
блуд – целомудрие;
гнев – терпение;
сластолюбие – пост;
зависть – братолюбие;
уныние – молитва.
Апокалипсис – Откровение Иоанна Богослова о втором пришествии Бога и о Страшном суде содержит в себе таинственную символику числа «семь».

Семь Вселенских соборов :
Выработали Правила церковной жизни и освободили Церковь Христову от смут и ереси.
1-й Никейский (325) – сформулировал первую часть Символа веры, дав определение Божественного Сына Божия.
1-й Константинопольский (387) – установил вторую часть Символа веры, дав определение Божественности Святого Духа.
Эфесский (431) – дал определение Иисуса Христа как воплощенного Слова Божия и Марии как Божией Матери.
Халкидонский (451) – дал определение Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека в одном лице.
2-й Константинопольский (553) – еще раз подтвердил учение о Святой Троице и об Иисусе Христе.
3-й Константинопольский (680) – подтвердил истинное Человечество Иисуса Христа через познание Его человеческой воли и действий.
2-й Никейский (787) – провозгласил икону как истинное выражение христианской веры.

Символ веры содержит семь разделов:
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна, от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страда вша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
3. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.
4. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.
5. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
6. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
7. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Молитва Господня разделяется на: призывание, семь прошений, или семь просьб, и славословие.

Церковная седмица. Воскресение:
Насчитывает семь дней, семь суток подряд.
Воскресение , или неделя , ее главный праздник (свободный от труда земного, от дел – не дельный). Народ так и говорил: «Мы сегодня не делуем», то есть «празднуем». В этот день он ходил в церковь славить Бога, помолиться за Отечество, о здравии живых и упокоении усопших православных христиан. Остальные дни являются буднями, то есть днями бдения, бодрости, труда.
Православная церковь установила особое почитание каждого дня:
Воскресение , или неделя , – малая Пасха.
Понедельник – чинам бесплотным (ангелам и архангелам).
Вторник – Крестителю Господню и Предтече Иоанну.
Среда и пятница – Богородице и Кресту Господню.
Четверг – апостолам и святителю Николаю.
Суббота – всем святым и усопшим.

Злые силы и их иерархии

… И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.

Но кроме мира ангельского, есть еще мир злых духов. Это ангелы, по слову апостола Иуды, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище. Это падшие ангелы. Они находятся в вечных узах, под мраком, до суда великого дня. Это диавол, Сатана, бес.
Все ангелы были сотворены добрыми, чтобы они любили Бога и друг друга и от этой жизни в любви имели постоянную великую радость. Но Бог не желал заставить насильно любить, поэтому Он предоставил ангелам свободно выбирать – желают ли они сами любить Его – жить в Боге, или нет. До тех пор пока диавол был светлым и святым, он обитал на небе. А затем там совершилось несчастное превращение, и многочисленное собрание ангелов отделилось от святого сонма небесных сил, сделалось собранием мрачных демонов, имея во главе падшего херувима. Один, самый высший и могущественный ангел, по имени Люцифер, возгордился своим могуществом и силою, не захотел любить Бога и исполнять волю Божию, а захотел сам стать как Бог. Он начал клеветать на Бога, всему противиться и все отрицать, и стал темным, злым духом – диаволом, Сатаною. Слово «диавол» означает «клеветник», а слово «сатана» – «противник» Бога и всего доброго. Этот злой дух соблазнил и увлек за собою много других ангелов, которые также стали злыми духами и называются бесами.
Вследствие этого превращения была великая битва на небе. Тогда выступил против Сатаны один из высших ангелов Божиих, архистратиг Михаил, и сказал: «Кто равен Богу? Никто, как Бог!»
И произошла на небе война: архангел Михаил и ангелы его воевали против Сатаны, а Сатана и бесы его воевали против них. И в результате этой битвы змий (Сатана) и ангелы его были сброшены вниз.
Так возникло зло в Божием творении. Злом называется все, что делается против Бога, все, что нарушает волю Божию.
Местом пребывания падших ангелов сделалось поднебесное пространство, земная поверхность и бездна, или ад. Там они мучаются в своей злобе, видя свое бессилие перед Богом. Все они, по своей нераскаянности, так утвердились во зле, что уже не могут быть добрыми. Они стараются коварством и хитростью соблазнить каждого человека, внушая ему ложные мысли и злые желания, чтобы погубить.
В настоящее время местопребыванием для диавола, главы падших ангелов, служат бездна, тартар, ад, преисподняя, внутренность Земли.
Предвозвестил это жилище падшему архангелу святой пророк Исайя: «Но ты низвержен в ад. В глубины преисподней». И совершено это над князем воздушной власти силою Спасителя человечества, Богочеловека. Спаситель этот есть великий ангел – Бог, у которого имеется ключ бездны и который сошел с Неба, вочеловечившись, и употребил плоть свою, распростершись на Кресте, для связывания змия, змия древнего, который есть диавол и Сатана.
Будучи заключен в вещественную темницу, диавол по необходимости должен иметь вещественное естество, иначе никакая темница не сможет удержать его. Перед вторым пришествием Господа Сатана будет освобожден из темницы и выйдет прельстить (искусить) народ по всему миру.

«И произошла на небе война: архангел Михаил и ангелы его воевали против дракона и ангелы его воевали против них.
Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и Сатаною, обольщающий всю Вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
И услышал я громкий голос, говорящий на небе: „Ныне настало спасение, и сила, и царство Бога нашего, и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братии наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь“.
Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти.
И так веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени!»
(Откр., 12:7–12).
Демоны имеют по естеству такой наружный вид, как и ангелы, то есть вид человека в его теле. По такому сходству с человеком Господь назвал диавола человеком.
Демоны исказили себя уничтожением в себе добра, рождением и развитием зла. По этой причине Писание называет их зверями, а главного из них – змеем: «Змей был мудрейшим всех зверей, живших на Земле».
Злоба и падение демонов отразились на их наружном виде. Видел Иов диавола страшным чудовищем.
Диавол (клеветник, обольститель) – это злой ангел по своему коварству и старанию обольстить людей и внушить им ложные мысли и злые желания.
Сатана – еврейское слово, означающее вообще противника и врага. В Священном Писании название это прилагается к диаволу, который есть начальник злых духов, враг Божий и искуситель и губитель душ человеческих. Искушению сатаны подвергался апостол Петр.
Бесы – слуги диавола. Они насылают сглаз и порчу, всячески вредят людям и через них Богу. Особенную ненависть у них вызывает брак. С бесами невозможно договориться, поскольку они закостенели во зле и не желают делать ничего, что имеет отношение к добру.
Христианство отождествляет бесов с падшими ангелами. От своего ангельского прошлого они сохранили сверхъестественные способности, а именно: власть над пространством и стихиями, возможность внушать людям мысли и дела. Кроме того, они сохранили свойство становиться невидимыми и менять по желанию облик. Как правило, характерный признак появления беса – удушливый запах серы. Они могут явиться в обличье ангелов, принимать вид того или иного человека либо превращаться в чудовищ или животных – пресмыкающихся, птиц или черных собак и кошек.
Среди сонмищ бесов наиболее известны главные прислужники Сатаны – Вельзевул, Азазель, Велиар, а также искушавший доктора Фауста Мефистофель.
Колдуны различными способами классифицируют духов. Существуют духи семи планет, каждого дня недели, каждого часа и так далее. Существуют также элементалы.
Духи каждой стихии также имеют свои характеры и привычки. Так, например, духи воздуха очень злы и жестоки.
Водные духи являются в виде женщин, они лживы и жестоки.
Духи земли обычно обитают в лесах. Они общительны и стараются сбить путника с дороги, «морочат».
Подземные духи особенно зловредны. Однако колдуны прибегают к помощи падших ангелов.

Диавол

Диавол греч. – клеветник, обольститель) – злые ангелы по своему коварству и старанию обольстить людей и внушить им ложные мысли и злые желания.

«Ваш отец диавол, – говорит Господь неверующим иудеям, – и вы хотите исполнять похоти Отца вашего. Он был человекоубийца изначала и не устоял в истине; ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое: ибо он лжец и отец лжи»
Диаволы самостоятельно не проявляются в нашем мире, их нужно вызывать особыми заклинаниями и специальным ритуалом. Уже вызванного диавола лица, обладающие определенными способностями, могут вгонять куда угодно. Как вызывают диавола особым ритуалом, так и для его изгнания существует особый ритуал, который используется экзорцистами. Диаволов очень много, и все они подразделяются по сфере влияния и имеют разные ранги.
Некоторые демонологи прошлого строили иерархию демонов согласно приписываемой им способности побуждать людей к совершению семи смертных грехов.
Бинсфельд (1589) привел такой список:
Люцифер – гордыня,
Маммона – алчность,
Асмодей – разврат,
Сатана – гнев,
Вельзевул – обжорство,
Левиафан – зависть,
Бельфегор – праздность.
Среди злых духов идет особое упоминание о Вельзевуле – князе диаволов, и Асмодее – диаволе-соблазнителе.
Многие диаволы являются источником болезней. Самые сильные диаволы – Люцифер, Вельзевул и Астарот.
Позже, в 1801 году, Френсис Баррет, оккультист, родившийся на два столетия позже, изменил список диаволов и классифицировал грехи. Маммона стал князем искусителей и соблазнителей, Асмодей – мстителем за причиненное зло, Сатана – символом обмана (обслуживающим ведьм и заклинателей) и Вельзевул – ложных богов. Кроме того, Пифон был представлен как князь духов лжи, Велиал – вместилище порока (карт и костей), Мерихим – духов, вызывающих заразные болезни, Абаддона – войн и Астарот – обвинителей и инквизиторов.
Поскольку диаволы были восставшими и падшими ангелами, они установили свои ранги по типу ангельских, создав иерархию демоническую.

Первый лик

1. Вельзевул был князем серафимов и следующим после Люцифера.
Поскольку все князья, то есть все начальники девяти ангельских хоров, являются падшими, то следует знать, что первыми от хора серафимов отпали Люцифер, Вельзевул и Левиафан, которые возглавили все восстание. Но четвертым был Михаил, который первым выступил против Люцифера, и все добропорядочные ангелы последовали за ним, так что теперь он является самым главным из них. Вельзевул склоняет людей к гордыне. И как Иоанн Креститель занял место Люцифера в Раю благодаря своему смирению, так и Вельзевул имеет на небесах своего противника – апостола евангелиста Иоанна Богослова.
2. Левиафан является князем той же степени, склоняющим людей к грехам, прямо противоречащим вере.
Противостоятель: апостол Петр .
3. Асмодей , падший серафим, имеющий огромную силу, которую не утратил до настоящего времени, и является князем низменных желаний.
Противостоятель: апостол Лука .
4. Бальберит являлся князем херувимов. Он склоняет людей к самоубийству, всевозможным ссорам, которые происходят практически без причин. Он склоняет людей к злословию и употреблению неприличных слов.
Ему противостоит святой Варнава .
5. Астарот склоняет людей к праздному времяпрепровождению: всевозможные попойки, веселые компании, праздное и пустое времяпрепровождение – вот что навязывает он людям. Он также склоняет людей к безделию и лени.
Ему противостоит апостол Варфоломей .
6. Веррен , также князь престолов, следующий после Астарота, склоняет людей к нетерпимости друг к другу и тем самым к ссоре. Это злой и коварный диавол.
Ему противостоят святой Ананий и святой мученик Александр Римский.
7. Грессил . Третий в ряду Престолов, склоняет людей к нечистоте и неряшеству. Ему доставляет удовольствие смотреть, как люди копошатся в грязи, улыбаются с грязными чубами и источают зловоние.
Ему противостоит святой Симеон .
8. Соннелон – четвертый в ряду престолов, возбуждает и людях ненависть к врагам. И этим самым досаждает Богу.
Ему противостоит апостол Павел .

Второй лик

9. Карро , князь властей, склоняет людей к жестокосердию. Его радует, когда не выполняется заповедь Божия «возлюби ближнего»…
Ему противостоит апостол евангелист Матфей.
10. Карниван – также князь властей, склоняет людей к непристойностям и бесстыдству. Ему доставляет удовольствие наблюдать за низкими сценами разврата, он смеется и хохочет, когда унижают женщин, он доводит людей до скотоложства, бисексуальности, орального секса и других бесстыдств.
Ему противостоит Симон Зелот .
11. Элле – князь Господств, подстрекает людей к завладению чужой собственностью.
Ему противостоят апостол Филипп и святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан .
12. Розье – второй в ряду Господств, сладкими речами склоняет людей к любострастию.
Ему противостоит евангелист святой Марк.
13. Верье – князь начал, склоняет людей к нарушению обета послушания и подстрекает их к богохульствам.
Ему противостоит апостол Фадей .

Третий лик

14. Белиал – князь сил, склоняющий людей к высокомерию и тщеславию. Ему доставляет удовольствие наблюдать, как никчемный человек кичится своим положением.
Ему противостоит святой Иосия .
15. Оливий – князь архангелов. Подстрекает людей быть жестокими и безжалостными к бедным, обездоленным и сиротам.
Ему противостоят святая Клеопа и преподобный Сампсон Странноприимец.
А как на практике можно применить то, о чем вы только что узнали? Знания о том святом или апостоле, который противостоит княжествующим диаволам, помогут правильно подобрать молитву в зависимости от того, чье имя вы будете призывать на помощь во время молитвы об избавлении отданного диавола-мучителя.
Число диаволов было легион. Святой Макарий Египетский молил Господа позволить ему увидеть силы зла, глаза святого открылись, и он увидел диаволов «многочисленных, как пчелы».
Количество диаволов больше, чем половина всего населения мира, но тем не менее в борьбе со злом им противостоят следующие архангелы и ангелы:
Михаил – «Который, как Бог»;
Гавриил – Сила Бога;
Рафаил – Бог-исцелитель;
Самуил – Сильнейший;
Анаель – Внемли мне, Господи!;
Сашиель – Справедливость Бога;
Кассиель – Престол Бога;
Уриил – Огонь и свет Божий;
Иериил – Высота Божия;
Салафиил – Молитва к Богу;
Иегудиил – Хвала Божия;
Варахиил – Благословение Божие.
Жизнь их вечна, поэтому в своих молитвах нужно прибегать к помощи именно этих архангелов.

Сети диавола

Злой ловец-диавол ежедневно ловит каждого из нас в свои сети. И как много этих сетей, и как много неосторожных попадают в них! И каждая из них имеет свое название. Вот эти, наиболее распространенные сети, в которые он нас ловит: сеть гнева и вражды, сеть любостяжания, сеть пристрастия к удовольствиям, развлечениям, сеть гордости, сомнения в истинах веры, сеть неверия, сеть зависти к ближнему и недоброжелательства, сеть скупости или страсть копить деньги, сеть чревоугодия, пьянства, сеть блудной страсти, сеть пристрастия к нарядам, когда человек думает только об украшении тела, а об украшении души добродетелями и не думает, сеть уныния, ропота, сеть ложного стыда, сеть осуждения ближнего, сеть празднословия и клеветы.
И мало ли этих сетей на погибель души нашей бросает враг рода человеческого!
Жизнь – море, мы – рыбы, диавол – ловец наш, его хитрости и коварство в совокупности с лукавством нашей плоти и мира составляют ту сеть, которой он отлично удит свою рыбу.
Берегитесь такого искусного ловца и таких опасных сетей! Обходите их стороной!

Сильное оружие против диавола

Сильное оружие против духов злобы есть молитва – молитва усердная, смиренная, чистая. Нет времени, в которое молитва к Богу не была бы для нас потребна, молитва для внутреннего нашего человека есть то же, что дыхание для внешнего. Перестает человек дышать, вместе с тем перестает и жить. Равным образом и душа, не привыкшая к молитве, перестает жить жизнью Божиею и бывает мертва для Бога и для Царства Небесного. Так, душа христианская при всяком искушении тотчас мысленно устремляется к Богу. Ограждай себя крестом и молитвою и – сим побеждай!
В части книги «Молитвенный щит» я привожу замечательные молитвы, которые обладают необыкновенной силой. Читая их, вы в этом убедитесь сами. Они – ваше оружие.

Явления нечистой силы людям

Все мы неоднократно слышали рассказы очевидцев о том, как они сталкивались с нечистой силой. Причем эти проявления бывают очень непохожими друг на друга, а могут быть и почти одинаковыми как по воздействию, так и по видимым очертаниям. Очень часто сталкиваются люди с домовыми, чертями, явлениями полтергейста, всевозможными духами и реже – это бесы, диаволы и высшие диавольские чины. Коснемся немного такого явления, как полтергейст.

Полтергейст

Полтергейст немецкое слово, означающее дух (geist), производящий шум или гам (polter). В легионе демонов это обладающие самым низким потенциалом зла демоны. Очень часто они уживаются с некоторыми людьми, а те в свою очередь называют их ласково барабашка. И все же это демоны, а не духи. Для проявления присутствия этих демонов характерны такие черты, как шумы или стуки, шаги по полу или потолку, причем по скорости шага и его тяжести можно судить, какого ранга демон поселился в вашем доме. В вашем доме могут передвигаться и самовозгораться предметы, появляться надписи в любом месте. Проявления левитации и телекинеза очень часто выбивают из равновесия жителей дома или квартиры. Очень часто демон похищает небольшие предметы, причем впоследствии эти предметы можно будет обнаружить в самых неожиданных местах.
Демоны полтергейста очень любят лязганье цепей или звон маленького колокольчика, поэтому, чтобы «заловить» такого демона, с древних времен используют шум цепей с последующим резким их закручиванием или звон колокольчика для того, чтобы загнать демона в западню, то есть в отдельное помещение, двери которого закрывались, на них ставились особые печати под пение псалма 90, на окна ставились такие же печати, а тот, кто заманивал демона, вступал в единоборство, и не всегда демонов удавалось победить. Но если вызвавшийся изгнать демона оказывался слаб, он либо погибал, либо убегал из комнаты, в таком случае демон ускользал и начинал творить такие бесчинства, от которых спастись было просто невозможно.

Домовой

Домовой – довольно распространенное явление в нашей жизни. Разнообразные истории о домовых наполняют нашу жизнь, и до конца узнать, чем он нам угрожает, мы не можем. Они живут в непосредственном соседстве с людьми, не нанося им большого вреда, изредка показывая свой облик, если чем-то недовольны, могут душить своих хозяев (имеются в виду люди, живущие в доме, где поселился домовой). Размеры домовых очень разные – от небольшого лохматого человечка до гиганта, покрытого густой шерстью. Его, как правило, не изгоняют, но если он начинает приносить вред, от него стараются избавиться.

Черт

Черт в своем облике показывается людям редко. Имеется много очевидцев, которые в своей жизни сталкивались с чертями, причем описания черта у всех одно, и оно не отличается от общеизвестного его облика. Он поселяется в энергетически неблагополучных домах и в домах, где имя черта очень часто призывается. Вред от его присутствия значительный. Черти – прекрасные телепаты, им известны ваши самые сокровенные мысли, и они начинают на них играть. Если вы жадный человек, черт постоянно поддерживает и распаляет вашу жадность до неистовства, если зло поселилось в вашем сердце, черт будет разжигать ваши чувства до тех пор, пока у вас не возникнет желание убить человека. Черт может толкать человека на любое преступление. Если со стороны человека черт встречает сопротивление, то толкает его на самоубийство. Противостоять черту можно постом, молитвой и личным сопротивлением и неприятием греховных дел.

Бес

Бес проявляется в физическом теле еще реже, чем черт, он предпочитает оставаться невидимым. Его воздействие на человека мощнее воздействия черта и крайне губительно.
Ведьмы предпочитают работать с бесами, а те в свою очередь легко идут на соглашение, ведь после смерти ведьмы эти попадают в полную зависимость к бесу и прислуживают ему в самой черновой работе. Обещают же они своей ведьме многие блага. А ведь ведьме должно быть известно о том, что род человеческий ненавистен в «царстве» зла, ведь именно из-за того, что Бог создал человека, и возникла брань на небесах. Диаволу и его легиону нечисти необходимо унизить род человеческий, изуродовать его души и, смеясь, показать Богу: «Смотри, что создал, вот что они сделали, а ведь были созданы по образу и подобию Божьему».
Изгнать беса нелегко, так как человек, в теле которого находится бес, становится очень сильным физически, а при изгнании беса больного необходимо удержать, и очень опасно, если одержимый бесом человек вырвется, так как он в ярости может убить не одного человека, ставшего на его пути.

Духовидение
(по трудам святителя Игнатия)

По изречению Святых Отцов, принадлежащих не только Восточной церкви, но и всей Вселенской, видно, какое большое различие между существом Бога и существом ангела, демона и души, хотя Священное Писание и Святые Отцы называют и Бога Духом, и ангелов, и демонов, и души человеческие духами. Называются они бесплотными, невещественными по той причине, что не имеют нашей плоти, нашей грубой вещественности, не подлежат нашим чувствам, чем отличаются от разряда вещественных предметов, подлежащих нашим чувствам. Называются разумными, мысленными, по главному отличительному свойству, уму или духу, способности не только мыслить, но и ощущать духовно.

2. Пятую заповедь блаженства должно исполнять посредством дел милости, телесных и духовных. Ибо, как говорит Святый Златоуст: "различен милования образ и широка заповедь сия". (На Матф.бес.15).

3. Определены дела милости телесные:

1) Алчущего напитать.

2) Жаждущего напоить.

3) Одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой приличной одежде.

4) Посетить находящегося в темнице.

5) Посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти.

6) Странника принять в дом и упокоить.

7) Погребать умерших в убожестве.

4. Определены дела мюилости духовные:

1) Увещеванием обратить грешника от заблуждения пути его (Иак.5:20).

2) Неведующего научить истине и добру.

3) Подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или непримечаемой им опасности.

4) Молиться за него Богу.

5) Утешить печального.

6) Не воздавать за зло, которое сделали нам другие.

7) От сердца прощать обиды.

5. Пятая заповедь не отрицает наказания виновного по правосудию, если делают сие по долгу и с добрдым намерением, то есть, чтобы исправить его или чтобы предохранить невиновных от его преступлений.

6. Заповеди блаженства требуют от христианина не только внешних дел, но и постоянных настроений. Из св. Евангелия видно, что Господь восхваляет милостивых не по их внешним делам, но по тому настроению любви и щедрости, которая их к таковым делам побуждает. Это выясняется из Его предпочтения бедной жертвовательницы, которая отдала на храм две лепты, пред богачами, полагавшими большие жертвы в сокровищницу храма.

7. Совершенно невозможно творить дела милости духовной и быть утешителем и миротворцем, не имея сердца, исполненного любви и сострадания к ближним. Слова утешения ии примирения, исходящие из сердца, чуждого любви, не будут иметь доброго влияния и о таком благотворителе ап. Павел говорит так: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими а любви не имею, то я - медь звенящая или камвал звучащий". (1Кор.13:1).

8. Пятая заповедь блаженства содержит в себе увещевание о самой высокой добродетели Евангелия, т.е. о любви и помиловании души, обещано Господом, как награда не за высшую степень сей добродетели, но тем христианам, которые, подвизаясь в ней, еще не очистили душ своих от других страстей и сами нуждаются по преимуществу в Божественном милосердии.

9. О прощении Богом грехов за милосердие к несчастным немало изречений в Ветхом Завете, но достаточно привести из Нового Завета слова ап. Иакова: "Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом" (Иак.2:13); и о милости духовной: "обративший грешника от ложного пути его спасает душу от смерти и покроет множество грехов" (Иак.5:20) и апостола Петра: "Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов" (1Петр.4:8).

10. Добродетель милосердия по-преимуществу будет цениться на суде Божием. Сие совершенно ясно из речи Господней о Своем Втором Пришествии и последнем суде. (Матф.25).

11. Пятая заповедь блаженства предписывает всем христианам такие основные добродетели, как щедрость, бескорыстие и любовь.

12. Мы дожлжны постоянно помнить себе слова Христовы и Моисеевы: "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Матф.4:4), а также притчу Господню о человеке, у которого нива уродила богатый урожай; как он собирался, никому не помогая, копить свое богатство, а Бог сказал ему: "Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?" (Лук.12:20).

Глава 21. О шестой заповеди блаженства.

1. Шестая заповедь Господня для блаженства требует, что желающие блаженства должны быть чисты сердцем.

2. Чистота сердца это не то же самое, что есть чистосердечие. Чистосердечие или искренность, по которой человек не показывает лицемерно добрых расположений, не имея оных в сердце, но добрые расположения сердца, являющиеся в добрых поступках, есть только нижняя ступень чистоты сердца. Чистоты сердца человек достигает постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собою, отвергая от сердца своего всякое незаконное желание и помышление и всякое пристрастие к земным предметам, и непрестанно соблюдая в сердце памятование о Боге и Господе Иисусе Христе с верою и любовию; сие именуется хождением пред Богом, за что во св. Библии восхваляются Енох и Авраам.

3. Первым основанием для приобретения сего подвига духовной жизни или хождения пред Богом является Страх Божий, как сказано в книге Притчей: "начало премудрости страх Господень". (Прит.9:10).

4. Христианам с чистым сердцем Господь обещает то, что они Бога узрят.

5. Данное обещание надо понимать так, что Слово Божие уподобляет сердце человеческое оку и приписывает совершенным христианам "просвещение очей сердца" (Ефес.1:18). Как чистое око способно видеть свет, так чистое сердце способно созерцать Бога.

6. Данное обещание относится в полноте своей к будущей жизни, но отчасти и к настоящей. Апостол об этом свидетельствует: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан". (1Кор.13:12).

7. Наиболее тесно связана с чистотою сердца такая добродетель, как целомудрие, которое охраняется воздержанием и постом; напротив чревоугодие и пьянство, как пороки враждебные целомудрию, лишают душу и способности возноситься к созерцанию Бога и наслаждению Его словесами: "Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались обьядением и пьянством и заботами житейскими... Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого". (Лук.21:34,36).

8. О том, какая высшая награда обетована сохранившим полное целомудрие и чистоту сердца, апостол Иоанн видит в особенной славе многих праведников, поющих пред престолом Божиим как бы новую песнь, которой никто не мог научиться кроме них самих, и поясняет: "Это те, которые не осквернились с женами ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу". (Апок.14:4).

Глава 22. О седьмой заповеди блаженства.

1. Седьмая заповедь блаженства требует, чтобы желающие блаженства были миротворцами.

2. Должно не только поступать со всеми дружелюбно, даже с уступкою своего права, ради сохранения мира (если только сие не противно долгу и ни для кого не вредно), но стараться и других враждующих между собою примирять, поколику имеем возможность, а когда не можем,- молить Бога об их примирении.

3. Добродетель миротворцев велика потому, что она не о том только печется, что связано с жизнью самого подвижника, но стремится как бы самое небо низводить на землю, дабы взамен злобы и ненависти, разделяющей людей друг от друга, "мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдает сердца ваши" (Филип.4:7), как и Сын Божий, "придя, благовествовал мир вам, дальним и близким". (Еф.2:17).

4. Миротворцами бывают люди, исполненные высокого благочестия и ревностью о Боге. Общество, с которым они входят в соприкосновение, проникается подражанием их ревности о Боге и любви к ближнему, и тогда утихают их мелкие человеческие ссоры и взаимная злоба, имевшая место пока у них не было высшей цели жизни. Так о первых христианах сказано, что у них было одно сердце и одна душа. (Деян.4:32).

5. Чтобы приобрести в себе дух миротворца должно уметь найти в каждом ближнем что-либо доброе или податливое к добру, и с этой стороны подходить к его душе, чтобы получить на нее доброе влияние.

6. Наилучшим примером миротворчества являются сами Апостолы. Этому свидетельство слова ап. Павла: "для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых". (1Кор.9:20-22).

7. Чтобы сделать себя способным к такому прозрению доброго, должно прежде всего не осуждать ближних, а для сего обуздывать язык, затем должно молиться о них и удалять от души своей помысл тщеславия и властолюбия, дабы все доброе окружающей нас жизни направлялось не к нашей, а к Божией славе.

8. К подвигам миротворца призываются все христиане, но по преимуществу пастыри церковные, как преемники служения апостольского, о котором Церковь воспевает: "Союзом любве связуеми апостоли, владычествующему всеми Христу себе возложше, красны ноги очищаху, благовествующе всем мир".

9. Господь обещает миротворцам, что они нарекутся сынами Божиими.

10. Сие обещание знаменует высокость и подвига миротворцев, и уготованной им награды. Поелику они подвигом своим подражают Единородному Сыну Божию, пришедшему на землю примирить согрешившего человека с правосудием Божиим, то им обещается благодатное имя сынов Божиих и, без сомнения, достойная сего имени степень блаженства.

Глава 23. О восьмой заповеди блаженства.

1. Восьмая заповедь блаженства предупреждает, что желающие блаженства должны быть готовы претерпеть изгнание за правду, не изменяя ей.

2. Ревнителям правды и чтителям Христа предсказываются изгнание и оклеветание, потому что мир ненавидит служителей Христовых, так как господствующие в нем обычаи злы, но приятны людям мира сего, а обличители общественной неправды ему ненавистны: "Обличающий нечестивого наживет пятно себе". (Прит.9:7).

3. Священное Писание подтверждает такой взгляд на мир. Ап. Иоанн пишет: "Мир весь во зле лежит" (1Иоан.5:19). Господь говорит Своим ученикам в день предания Своего: "Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир". (Иоан.15:18,19).

4. По роду страданий Господь разделяет ублажения страдальцам за истину на две части: первая их степень заключается в изгнании, которое должно понимать и в прямом смысле, как были изгоняемы в ссылку святые Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Митрополит Московский Филипп и многие другие (а еще в древности Иосиф патриарх), и в более общем смысле, как удаление от ревнителя веры его прежних друзей и даже родных; это первое испытание духовного отчуждения, хотябы и без изгнания из своего дома и родины, ублажается Господом в 8-й заповеди, а изгнание по приговору властей и народа - в 9-й.

5. Примером первого рода гонений в Св. Писании написан весь 68-й псалом от лица такого страдальца за правду и веру: "Ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лице мое. Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей, ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня". (Псал.68:8-10).

6. Изгнанным за правду, как и нищим духом, в награду обещано Царство Небесное. Нищие духом отреклись от самолюбия, т.е. того чувства, которое отдаляет человека от Бога, а изгнанные за правду отреклись от мира, враждебного царству Божию, и потому являются достойнейшими наследниками его на небе. Господь Иисус Христос, сказав ученикам Своим, что Он избрал их от мира, вознес о всех верующих в Него молитву к Отцу Небесному и говорит: "Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною". (Иоан.17:24).

Глава 24. О девятой заповеди блаженства.

а) Первое дело – напитать алчущего, т.е.дать пищу бедному и немощному, который по бо­лезни или по другим неблагоприятным обстоя­тельствам не может добывать себе пищу собствен­ными трудами и для необходимого пропитания имеет нужду в пособии других. К совершению дел милосердия такого рода с силой убеждают нас и слово Божие, и святые отцы церкви. «Раздробляй алчущим хлеб твой,» – говорит Господь, еще в Ветхом завете устами пророка (). Святой Ефрем Сирин учит: «Преломи хлеб свой и дай ни­щим; ты даешь не свое, Бог для того дал тебе с избытком, чтобы и ты давал другим…»

б) Второе дело милости напоить жаж­дущего, имеющего по немощи или другим об­стоятельствам нужду в этой помощи. Дело ми­лости этой, сделанное ради Господа, особенно в странах жарких, где воды мало и добывать ее трудно, имеет немалую цену, и потому не останется без награды по неложным словам Спасителя: «Иже Аще напоит вы чашею воды во имя Мое, яко Христовы есте, аминь глаго­лю вам, не лишится мзды своея» ().

в) Третье дело – одеть нагого или имею­щего недостаток в необходимой и прилич­ной одежде, или дать пособие на приобретение потребной одежды. К милости этого рода мы побуждаемся тем беспомощным положением, в котором нередко находятся наши бедные бра­тия, особенно зимой. Святой Иоанн Златоуст , желая возбудить к ним милосердие богатых, так говорит: «Вот сильная стужа, нищий лежит, оде­тый в рубище, умирая от холода, скрежеща зу­бами, и видом, и одеждой возбуждая сострада­ние, но ты, одетый тепло, проходишь мимо, не обращая на него внимания: как же ты желаешь, чтобы Бог избавил тебя, когда ты находишься в нечестии?..»

г) Четвертое дело милости – посетить находящегося в темнице. Святой Иоанн Зла­тоуст так убеждает к этому делу: «Не будем пре­небрегать таким делом и занятием… Если ска­жешь, что там содержатся не честные, добрые и кроткие люди, но убийцы, грабители, воры, пре­любодеи, люди распутные и злодеи, то и в этом опять укажешь мне побуждение, почему необ­ходимо посещать такие места. Ибо не то нам за­поведано, чтобы миловать добрых и наказывать злых, но повелено всем оказывать человеколю­бие. "Будьте , – сказано, – подобны Отцу небесному , Иже есть на небесах, яко солнце Свое сияет на злые и благие и дождит на праведные и непра­ведные» ().

д) Пятое дело – посетить больного, по­служить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смер­ти. Святой Геннадий, патриарх Константино­польский, так убеждает к исполнению этого дела милосердия: больного посети и принеси ему, чего он желает вкусить, сам послужи ему, как своему сроднику, зная, что и ты также мо­жешь пострадать. Когда иной тяжко стонет от болезни: пролей и ты слезы сострадания, и воз­дохни к Богу о мучительном его состоянии. Если случится тут врач, дай ему плату за исце­ление болящего.

е) IIIестое дело милосердия – принять странника в дом и сделать к его успокоению все, что внушает христианская любовь, и что позволяют сделать средства состояния. «Устрой жилище, – говорит святой Златоуст, – куда бы приходил Христос, скажи: «Это келья Христо­ва, этот дом назначен для Него». Хотя бы это жилище было небогато, Он не гнушается. Хри­стос ходит в виде обнаженного и странника, имея нужду только в покрове; доставь Ему хотя это; не будь жесток и бесчеловечен…

ж) Седьмое дело милосердия – погребать умерших в убожестве и оказывать к тому со­действие по состоянию. Святой Геннадий гово­рит: «Если больной умрет, ты своими руками закрой ему глаза, сомкни уста и омой его свои­ми руками; о душе его помолись Богу от всего сердца. Если он беден, постарайся похоронить его как должно».

3. Но для того, чтобы все эти дела милосер­дия привлекали милостивый взор Отца небес­ного, надобно, чтобы они истекали из убежде­ния веры. Богу угодны те добродетели, которые совершаются ради Его. А потому не могут быть угодными Ему – благотворитель­ность лицемерная, имеющая целью заслужить людские похвалы, и благотворительность коры­стная, с видами на какое-либо возмездие, или милостыня от неправедных трудов. Относительно этой милостыни Иоанн Златоуст говорит: «Если мы теми же самыми руками одних будем обнажать, а других одевать, то хотя бы одевали и не тем, что похитили, и в этом слу­чае не избежим наказания. Иначе милостыня будет поводом ко всякому преступлению. Луч­ше не оказывать милосердия, чем оказывать такое милосердие».

Братие, нет вернее и легче средства к пре­клонению на милость к нам Бога, как дела ми­лосердия, оказываемые нами ближним. Поэто­му, если желаем обрести у Бога милость, а кто ее не желает? То пребудем сами милостивыми к ближним. Аминь.

Поучение 2. Дела милости духовные

«Блажени милостивии, яко тии помилованы будут» ().

1. Если естественное чувство сострадания располагает нас к делам милосердия, относя­щимися к телу: то тем более оно должно рас­полагать нас к делам милости духовным, по­тому что дух выше тела и бедствия духовные пагубнее для человека бедствий телесных. О делах милости, относящихся к телу, мы бесе­довали, – теперь скажем – какие дела милости духовной.

а) Первое дело милости духовной есть – увещанием обратить грешника от заблуждения пути его (). Как велико несчастье человека, когда он стоит на пути заб­луждения и греха, так велика и заслуга того, кто не только сам удаляется от грехов, но заботит­ся и других удерживать от них. Апостол Иаков учит: «Братие! Аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его, да весть, яко обра­тивши грешника от заблуждения пути его спа­сет душу от смерти, и покрыет множество грехов» ().

б) Второе дело милости духовной – неве­дущего научить истине и добру. Эта обязан­ность лежит не на одних пастырях церкви, но в некоторой мере на всех вообще. Святой Тихон говорит: «Пастырское дело есть публично и вез­де слово Божие проповедать, настоять благовре­мение и безвременне, обличать, запрещать, умо­лять (), а твое – не публично, но тайно, дружески, между тобой и братом, где благодать Божия подает тебе случай. Иной отвечает: «Я де невежда; как мне ближнего увещевать или учить». Ответ: «Любовь сыщет слова, коими мо­жешь назидать ближнего; она представит тебе способ, ум и язык твой направить».

в) Третье дело – подать ближнему доб­рый и благовременный совет в затруднении или непримечаемой им опасности. Очень час­то таким советом можно предохранить ближ­него от великих бедствий.

г) Четвертое дело духовного милосер­дия – молиться Богу о ближнем. Часто дру­гих дел милосердия мы не можем оказать ближ­нему, а молиться можем все и о всех. И не имея, по-видимому, никаких средств благотворить ближним, мы можем делать всякого рода добро им, вознося теплые молитвы о них ко Всемогу­щему. Ибо Сам Господь сказал: «Еже Аще проси­те от Отца во имя Мое, то сотворю» ().

д) Пятое дело духовного милосердия – утешить печального. Печаль есть болезнь души. Как телесная болезнь препятствует телу свободно действовать; так печаль связывает де­ятельность душевных сил. Поэтому великое благодеяние – утешением облегчить скорбь души и направить ее к богоугодной деятельно­сти. Святой Григорий Богослов говорит: «Вели­кое врачевство злополучному, когда кто от души пожалеет о нем: несчастье иного облег­чается сокрушением, соболезнованием».

е) IIIестое дело духовного милосердия – не воздавать злом за зло, но переносить ос­корбления и обиды с благодушным терпе­нием ради Христа. Этой добродетели научает нас апостол Петр, говоря: «Вси единомудренни будите, милостиви, братолюбцы, милосердии, благоутробни, мудролюбцы, смиренномудри, невоздающе зла за зло, или досаждение за досаж­дение, напротив благословляйте, ведяще, яко насе звани бысте, да благословение наследите» ().

ж) Седьмое дело духовного милосер­дия – от сердца прощать обиды. Этому Гос­подь учит словом и примером. «Отпущайте, – заповедует Он, – аще что имате на кого: да и Отец ваш, Иже есть на небесех, от­пустите вам согрешения ваша» (); так как и Сам «Он укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше» (); напротив, и со креста молит Отца небесного за Своих распинателей, взывая: «Отче, отпусти им; не ведят бо что творят» (). Святой Иоанн Златоуст говорит: «Прости обиды тем, кто со­грешил против тебя, ибо за это и тебе так же обещано прощение грехов».

3. Так многоплодна добродетель милосердия, братия – христиане! Она ясно отражает в челове­ке свойство Божественной благости, объемля любовью всех окружающих. Святой Григорий Богослов в слове о любви к бедным об этом так говорит: «Ничто столько не уподобляет челове­ка Богу, как благотворение… и ни за что Бог так не награждает Своим человеколюбием, как за человеколюбие». «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.»

Они помилованы будут по непреложному обещанию Спасителя еще в здешней жизни. Так святой Иоанн Златоуст говорит: «Хотя у тебя много грехов, но как милостыня твоя защитни­ца, то не бойся… сколько бы ни было у тебя иных грехов, твоя милостыня перевешивает все… милостыня может и загладить грехи и избавить от суда». Всеблагий Промысл Отца небесного защитит их и поми­лует во время бедствий, неразлучных с настоя­щей жизнью. «Блажен разумеваяй на нища и убога, – говорит святой пророк Давид, – в день лют избавит его Господь» ().

Но обильнейшие сокровища благости и ми­лости Божией прольются на них в последний день суда всемирного, когда Спаситель и Судья Господь наш скажет им: «Прииди те благословении Отца Моею, наследуйте уго­тованное вам царствие от сложения мира» (). Аминь.

Поучение 3-е. О МИЛОСЕРДИИ

1. Христос Спаситель, изъясняя заповедь о любви к ближнему и разрешая вопрос: «Кто есть ближний?» – в притче о в падшем в разбойники, указал образ милосердия, и сказал вопро­шавшему и даже доныне говорит в евангелии каждому из нас: «Иди, и ты твори такожде» ().

2. Посмотрим на этот образ милосердия: Некто шел от Иерусалима к Иерихону. На него напали разбойники, обнажили его, изранили, оставили едва живого. Проходившие той доро­гой священник и левит, видели его и прошли мимо. Но проходивший самарянин, увидев его, сжалился, перевязал его раны, возливая на них елей и вино, посадил его на животное, на кото­ром ехал сам, привез его в гостиницу, продол­жал и здесь заботиться о нем, а, отходя, поручил продолжать это попечете гостинику, которому и дал для этого два сребреника, обещаясь зап­латить и то, что сверх этого издержано будет. Христос Спаситель, заставив совопросника при­знать в лице и действии самарянина разреше­ние вопроса, кто есть ближний, и исполнение заповеди о любви к ближнему, сказал, наконец: «Так поступай и ты. Иди, и ты твори такожде» . Посмотрим же, как должно нам поступать, чтоб исполнить повеление Господне: «иди, и ты твори такожде.»

а) «Иди, и ты твори такожде» . Не проходи мимо бедствующего и страждущего без вни­мания; не смотри на него холодным оком; не скажи: он не из тех, которые возбуждают сочув­ствие. Он человек, и он страждет: чего более для возбуждения твоего сочувствия? Не случается ли, что когда перед глазами нашими нож врача действует над телом больного, для нас посторон­него, сердце наше невольно стесняется? Видишь ли, что ты невольно, природно, как бы телесно, сострадателен; как же тебе не быть сострадатель­ным душевно, свободно, рассудительно?

б) «Иди, и ты твори такожде.» Не доволь­ствуйся мыслью, чувствованием, словом, где нужно и возможно дело. Хорошо, если у тебя не каменное сердце: но не хорошо, если у тебя сухая и скорченная рука, не простирающа­яся и не отверзающаяся для нищего. «Аще брат или сестра , – говорит апостол, – наг будут, и лишени будут дневныя пищи; речет же им кто: идите с миром, грейтеся и насыщайтеся, не даст же им требованья телеснаго: кая польза» (). "Чадца моя, – взывает другой апостол, – не любим словом, ниже языком, но делом и истиной» ().

3. Что еще совершил сострадательный сама­рянин? – «Всадив его на свой скот, приведе его в гостиницу, и прилежа ему» . Здесь достойно примечания то обстоятельство, что самарянин имел одно только животное, на котором ехал сам, и не имел другого, которое мог бы предо­ставить немощному. Итак, он решился лишить себя того, в чем нуждался ближний. Всадив на свой скот, он вез немощного в гостиницу; а сам шел пешком, несмотря на то, что был утомлен, оказывая помощь страждущему.

«Иди, и ты твори такожде» : угодную Богу добродетель творишь ты, когда служишь ближнему тем, в чем у тебя избыток, в чем ты не нуждаешься, если притом делаешь это с любовью к Богу, заповедавшему благотворение, с любовью к ближнему, терпящему нужду. Но если ты лишаешь себя приятности, удоб­ства, покоя, чтобы утешить и успокоить ближнего; ущербляешь нужное для тебя, что­бы помочь нужде ближнего: то ты проходишь подвиг, который может привести к венцу; сеешь семя, которое способно принести обиль­ную жатву благословений и воздаяний. Аминь.

Приложение к катехизическому поучению

Изречения святых отцов, в которых излагается сущность христианского учения о милостыне

1. «В гостеприимном доме, где принима­ют бедных и сирот, иностранцев и стран­ников, – говорит святой Ефрем, – всегда присутствует Христос». «Хотя Христос, – говорит блаженный Августин, – не имеет нуж­ды в наших имуществах, ибо Он Сам Владыка всего, но Ему угодно было чувствовать голод с бедными для того, чтобы мы имели возмож­ность доказать Ему свою благодарность, сде­лав что-нибудь для Него. Поэтому богатым сле­довало бы причислить Его к своим детям, или помнить, что в Нем они имеют брата на небе­сах, Который имеет право на участие в разде­ле их богатств. Питающий брата своего, пита­ет Самого Христа: давай же просящему у тебя, ибо через него Христос просит у тебя того, что Он дал тебе, сделавшись бедным ради тебя».

2. Следуя этой мысли и опираясь кроме того на некоторые изречения Ветхого и Нового за­вета, отцы и учители церкви делам мило­сердия отдавали предпочтение перед дру­гими делами благочестия и набожности и указывали в них одно из самых верных средств к умилостивлению верховного Судьи и заглаждению грехов человеческих.

«Богу нужны не сосуды золотые, а души зо­лотые, – говорит святой Златоуст. – Хорошо украшать храмы, но не было ли бы насмешкой украшать жилище Христа золотом и серебром тогда, как Сам Он наг и стоит у дверей?»

«Древний закон, – говорит блаженный Ав­густин, – предписывал жертвоприношения; Царь (Иисус Христос) является и требует даров, – каких? Милостыни (). Нива Гос­подня охраняется молитвой, возделывается по­стом, засевается же милостыней. Милостыня облегчает и уничтожает бремя греха. У нее боль­шие крылья, которые рассекают воздух и через твердь небесную переносят молитву к самому престолу Божию, как свидетельствуют об этом милостыни сотника Корнилия. Каковы бы ни были грехи твои, если ты подаешь милостыню, не бойся, ибо она перетянет на весах Судьи. Бо­гатство есть бремя, которое надо сложить с себя, чтобы перенестись на небо и пройти через уз­кие врата; это – сокровище, которое следует вы­нести из осажденного города и отослать в безо­пасное место, это запас пшеницы, которая гниет на сырой земле и которую надобно сложить в высокие житницы; милостыня есть попутный ветер, который гонит корабль к гавани; это об­мен, в котором все выгоды на стороне богато­го; это заем, обеспеченный самым верным по­ручительством; это лихва, которой пользуется заимодавец от Самого Бога, этого щедрого ме­новщика, как называет его святой Павлин, ме­новщика, Который за сотую долю, получаемую им, обещался воздать сторицей».

«Бог попускает бедность, чтобы было мес­то милосердию; Ему угодно, чтобы были бед­ные для того, чтобы у богатых было средство искупить грехи». В этом-то смысле бедные на­зываются врачами душевными, сокровищами, драгоценностями церкви, привратниками цар­ства небесного, ходатаями нашими перед пре­столом Божиим».

3. Но, проповедуя таким образом о мило­стыне, отцы церкви могли подать некото­рым христианам повод рассуждать так: если в милостыне заключается верное сред­ство умилостивить Бога, то щедро подаю­щие милостыню безопасно могут преда­ваться грехам в надежде безнаказанности. А некоторые, признавая такие рассуждения непогрешительными, могли руководствовать­ся ими в жизни. Проповедники милосердия хо­рошо понимали опасность такого заблуждения и усиленно старались отвратить ее.

«Милостыня, – говорит блаженный Авгу­стин, – служит во спасение тому, кто испра­вил свою жизнь. Если вы даете только для того, чтобы приобрести право грешить безнаказанно, то вы не питаете Христа в лице бедного, а стараетесь подкупить Судью своего».

«Не одно и то же, – говорит святой Григорий Великий , – творить милостыню за грехи свои или грешить, обещая подавать милостыню. Тот, кто считает себя вправе грешить, потому что по­дает милостыню, и, искупая грехи свои, делает новые, надеясь опять искупить их, тот отдает свое имущество Богу, а сам себя предает диаволу».

4. Отцы церкви особенно восстают про­тив тех, которые, неправедно приобретая богатства, думали загладить свою неспра­ведливость, посвятив часть этого богатства на дела милосердия. «Если ты даешь, – гово­рит святой Григорий Назиазин , – то давай из своего и не корми, и не одевай бедного тем, что не принадлежит тебе».

«Есть люди, – говорит Златоуст , – которые, ограбив ближнего, считают себя оправданны­ми, раздав бедным десять или сто златниц. Это жидовские, или скорее сатанинские милосты­ни!» «Какая польза будет в том, что ты даешь одному то, что отнял у другого? Ты должен воз­наградить вчетверо того, кому ты повредил; в противном случае ты остаешься должником его». «Милостыня, даваемая из имущества, при­обретенного неправедно, есть воровство и чело­векоубийство».

Такова сущность христианского учения о милостыне, которое никогда нельзя упускать из виду истинному христианину.

Многие из нас слышали притчу о милосердном самарянине, раскрывающую смысл одной из главных Заповедей Божиих — возлюби ближнего как самого себя. А кто мой ближний? И как я должен поступать? Ответ можно найти только в Евангелии. Его дает нам Сам Иисус Христос.

В духовной жизни существуют определенные законы, как и в материальном мире. Один из них — закон бумеранга: что закинешь, то к тебе и вернется обратно, что отдашь, то и получишь. Или, как говорится в русской пословице, что посеешь — то и пожнешь.

Перечитывая Евангелие и жития святых, можно заметить, как тонкой, но в то же время центральной нитью через все повествования проходит одна мысль — любви, искренней, чистосердечной, которая не желает своего, но, если нужно, отдаст и все свое. Много примеров приводится, как дела любви, дела милосердия дороги и для Бога, и для людей. Как они преображают человека, когда он их делает не ради своей славы или какой-то выгоды, а ради Христа, более того — Самому Христу.

Каждому человеку, начиная с малого возраста и до самой смерти Господь дает возможность, и не одну, проявить себя по отношению к Нему и к человеку. Как важно заметить ее и не упустить, чтобы не в мыслях только, не на словах и не на ложных делах, а истинно проявить себя как верного Богу христианина.

Горечь сожаления преследует людей в течение всей жизни, даже неосознанно, когда такие святые моменты были не замечены или отвергнуты. Но, пока мы дышим, будем ценить каждый момент нашей жизни, каждый день, данный нам Богом.

Вспоминается праведная Тавифа из Деяний Апостолов, которая, хотя и сама была не богата, но тем лучше понимала нужды людей, и своими руками шила одежду для бедных женщин и вдов. Когда она внезапно умерла, все одаренные ею женщины взяли те платья, которые получили от нее и, плача, пришли к апостолу Петру, показывая ее рукоделие. Апостол был тронут до слез таким искренним выражением благодарности и утраты дорогого для них человека, и, помолившись, воскресил Тавифу. Хочется спросить самих себя, а будут ли нас так вспоминать после смерти, и чем будут вспоминать, будут ли о нас молиться? А ведь жизнь быстротечна, и нужно успеть ее наполнить живым присутствием Бога.

В течение жизни мы много ошибаемся, спотыкаемся, падаем, снова поднимаемся и снова ошибаемся. Наблюдая за собой, видим себя совсем не такими, какими бы хотелось. Но в Церкви Господь дает нам драгоценную возможность очиститься от грехов, омыться, измениться, начать новую жизнь. Святые отцы пишут, что много может искренняя молитва, сопряженная с милостыней.

Милостыня — это когда мы делаем что-то, отдавая часть себя, в чем-то себя ограничивая, ущемляя. Помните, как бедная вдова положила в сокровищницу храма (кружку для пожертвований) всего 2 лепты — 2 мелкие копеечки. А рядом подходили люди с достатком и опускали куда более крупные суммы. Христос сказал, что вдова положила больше всех, потому что отдала все пропитание свое, то есть ущемила себя больше всех остальных ради святого дела — выражения своей любви и благоговения к Божию храму. А вы знаете, когда что-то дорого, отдашь и последнее. Остальные не особо почувствовали, что у них что-то убавилось, поэтому и такого чувства к храму, к Богу, как у этой вдовы у них не было. Возможно, они делали свои пожертвования даже на показ.

И в наше время есть и «бедные вдовы», которые не жалеют для Божьего дела ничего, помогают своими руками, откликаются по первому зову, делятся имеющимся достатком. Есть и «остальные», которые далеки еще от глубокой привязанности к Богу, когда посвящаешь Ему всю свою жизнь, всю деятельность, осмысливаешь жизнь через призму Евангелия. Будем же брать пример с этой бедной вдовы, с праведной Тавифы и многих других святых. Будем помнить о великой пользе и дарах добродетели Милосердия. Не даром Господь в Своей проповеди народу сказал: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Смягчайте свои сердца, наполняйте их любовью и состраданием, возможно и вам посчастливится встретить и оказать милость Господу Иисусу Христу в образе оказавшегося рядом ближнего.