Перечень, образцы и требования, предъявляемые к оформлению прилагаемых к работе на соискание премии министерства обороны российской федерации в области культуры и искусства документов. Перечень, образцы и требования, предъявляемые к оформлению прилагаемых

Главная Соцобеспечение Культура Правила представления работ

Перечень, образцы и требования, предъявляемые к оформлению прилагаемых к работе на соискание премии Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства документов

Настоящий Перечень устанавливает правила представления работ на соискание премии Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства в соответствии с Положением о премии Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства (далее - премия), утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 ноября 2015 г. № 705 «Об учреждении премии Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства», и требования к оформлению соответствующих документов и материалов.

1.Общие положения

1.1. Работы, выдвинутые на соискание премии, принимаются с момента объявления на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации www.mil.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» конкурса на соискание премии до 1 сентября 2019 г.

1.2. Премия присуждается ежегодно военнослужащим, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, творческим или авторским коллективам, а также организациям (учреждениям) за произведения и творческие проекты, способствующие военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, а также за значительный вклад в развитие культуры в Вооруженных Силах Российской Федерации.

1.3. Выдвигаемая на соискание премии работа принимается к рассмотрению при наличии материалов и документов, подтверждающих опубликование либо обнародование иным способом произведения или результатов творческой деятельности не позднее чем за полгода до их представления.

1.4. Лауреат премии может повторно участвовать в конкурсе на присуждение премий не ранее чем через пять лет.

1.5. Работа, не прошедшая по конкурсу, может быть выдвинута на соискание премии еще один раз. При этом оформление документов производится заново.

1.7. Не допускается включение в состав соискателей лиц:

а) осуществлявших в процессе выполнения работы только административные и (или) организационные функции;

б) удостоенных за данную работу других премий, учрежденных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

в) выдвинутых в том же году на соискание премии в составе других коллективов.

Также не допускается выдвижение посмертно, если коллектив включает менее трех человек.

2.Выдвижение работ

2.1. Выдвижение работ на соискание премии производится по ходатайству заместителей Министра обороны Российской Федерации, органов военного управления, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных организаций (учреждений)
и предусматривает их предварительное и всестороннее общественное обсуждение.

Заместители Министра обороны Российской Федерации, органы военного управления, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные и иные организации (учреждения) могут выдвинуть в год только одну работу на соискание премии.

2.2. Выдвижение работ на соискание премий должно проводиться на принципах информационной открытости, что выражается:

в доступности для широкой общественности информации о произведении, результатах творческой деятельности и авторах;

в осуществлении общественного контроля за процессом выдвижения работы.

3.Комплектация представляемых документов и материалов

3.1. Работа считается выдвинутой на соискание премии, когда в Департамент культуры Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент культуры) представлены необходимые документы и материалы в одном комплекте.

3.2. Комплект должен содержать:

1) документы выдвижения в одном экземпляре, в том числе:

Ходатайство (п. 4.1.);

Сведения о публикации работы либо ее обнародовании иным способом (п. 4.2.);

Аннотация (п. 4.5.);

2) описание работы в одном экземпляре (п. 4.6.);

3) копии 2-й и 3-й страниц паспорта каждого автора;

4) заверенные нотариусом или отделом кадров копии первых страниц уставов организаций, в которых работают соискатели, с указанием организационно-правовой формы (полное название организации); неработающие пенсионеры представляют копии первых страниц уставов организаций с последних мест работы;

6) все представленные документы и материалы на электронном носителе (DVD-RW или другой).

Дополнительные материалы (п. 4.8.) могут быть представлены в отдельной папке.

Указанные документы в приведенной последовательности подшиваются в скоросшиватель.

4.Оформление документов

4.1. Документы оформляются в соответствии со стандартными требованиями: 14 пт, шрифт TimesNewRoman, полуторный интервал.

Письмо о выдвижении работы на соискание премии (письмо-выдвижение) оформляется на бланке федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных организаций (учреждений) по следующей форме:

Ходатайство должно включать:

Обоснование ее выдвижения;

Общую оценку работы;

Сведения о времени начала и окончания работы, периоде и объемах ее опубликования либо обнародования, практической реализации результатов творческой деятельности;

Сведения о полученном социальном эффекте (при наличии).

Ходатайство подписывается руководителем выдвигающей организации, должно иметь номер, дату и быть заверено печатью.

4.2. Сведения о публикации либо обнародовании работы, ее авторах, их должностях и местах работы оформляются на бланке выдвигающей организации за подписью руководителя организации и заверяются печатью.

4.3. Справка о творческом вкладе соискателя оформляется на бланке выдвигающей организации (с указанием фамилии, имени, отчества, полного наименования места работы, а также описания его творческого вклада) и заверяется печатью.

4.4. Анкетные сведения о кандидатах на соискание премии подписываются ими лично и заверяются руководителем выдвигающей организации либо по месту работы кандидата.

Если в сведениях о кандидате после представления документов и материалов произошли изменения (изменились должность, место работы, номер телефона и т.п.), то выдвигающей организации необходимо уведомить об этом Департамент культуры.

Если кандидатура представляется на соискание премии посмертно (в составе коллектива соискателей), то к документам прилагается нотариально заверенная копия свидетельства о смерти, а также указываются анкетные сведения наследника и прикладывается копия свидетельствао праве на наследство.

4.5. Аннотация представляет собой краткую характеристику произведения или результата творческой деятельности с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.

Во всех представленных документах название должности, места работы и другие сведения о кандидате на соискание премии должны быть одинаковыми.

Не допускается сокращение названий организаций. Использование аббревиатур возможно только при наличии их расшифровки в том же документе.

4.6. Описание работы должно включать:

Основное содержание работы;

Полученные результаты;

Варианты реализации результатов работы, перспективы дальнейшего использования этих результатов.

Описание должно быть снабжено необходимыми иллюстрациями, схемами, таблицами и т.п., а также отзывами, заключениями.

Описание должно иметь титульный лист, на котором указываются:

Полное и точное название выдвигающей организации;

Название работы;

За титульным листом помещается лист с подписями авторов работы. Лист имеет заголовок «Авторы работы» и содержит расположенные в один столбец собственноручные подписи авторов и расшифровку их фамилий с инициалами.

Описание оформляется в соответствии со стандартными требованиями к текстовым документам. Объем описания не должен превышать 100 листов (текст печатается на одной стороне листа формата А4 (297х210мм). Иллюстрации могут располагаться по тексту или в отдельном альбоме.

Все материалы оформляются на русском языке.

4.7. Согласие на обработку персональных данных оформляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2007 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

4.8. Дополнительно должны быть представлены следующие материалы по выдвигаемым проектам:

а) в номинации «Литературное творчество» - книги;

б) в номинациях «Музыкальное искусство» и «Театральное искусство» - программы, аудио- и видеоматериалы, фотографии и другие иллюстративные материалы;

в) в номинации «Изобразительное искусство» - альбомы, каталоги, проспекты, фотографии, видеоматериалы и другие наглядные материалы;

г) в номинации «Культурно-просветительские проекты в области библиотечного, музейного дела, народного, литературного творчества, театрального, музыкального, изобразительного искусства» - списки публикаций, каталоги выставок, научно-методические и практические разработки и другие иллюстративные материалы; комплекты учебно-методических пособий, монографии, научно-практические разработки; применительно к учебным пособиям, выдвинутым на соискание премии, вместо описания (п. 4.6.) должно быть представлено само учебное пособие, а в других документах следует отразить соответствие учебного пособия современному мировому состоянию науки, охарактеризовать полноту охвата темы, отличие от других учебников (наличие отзывов учреждений культуры и искусства, деятелей искусства в данной области на выдвигаемое на соискание премии учебное пособие является обязательным);

д) в номинации «Произведение аудиовизуальных искусств» - видеокассеты, фотографии и другие наглядные материалы;

е) в номинации «Мультимедиа проекты» - компьютерные программы, фильмы, созданные с помощью компьютерных технологий и выраженные в электронной (цифровой) форме, компьютерные игры, компьютерные презентации, энциклопедии, учебники, слайды, базы данных справочного характера, анимация, адреса интернет-сайтов;

ж) в номинациях «За вклад в развитие культуры» и «За активную культурно-шефскую работу» - перечень и количество проведенных мероприятий в период с 1 января 2018 г. до даты выдвижения работы на соискание премии, а также сведения о социально-культурном эффекте.

Прием и возврат документов

5.1. Все документы и материалы, оформленные в соответствии с изложенными выше требованиями, направляются в Департамент культуры, на который возложено организационно-техническое обеспечение деятельности конкурсной комиссии по присуждению премии, по адресу: 119160, г. Москва, Знаменка, д. 19, с пометой «В конкурсную комиссию по присуждению премии Министерства обороны Российской Федерации
в области культуры и искусства».

5.2. Работы, оформленные с нарушением указанных требований, не рассматриваются.

5.3. Материалы, поступившие в Департамент культуры позже 1 сентября 2018 г., не рассматриваются.

5.4. Документы и материалы, присланные на конкурс, не рецензируются и не возвращаются.

Телефон для справок: 8-495-693-09-84, консультант отдела (работы с творческими организациями и библиотечной работы) Департамента культуры Николаева Юлия Викторовна.

18 ИЮНЯ 2007 ГОДА ТАТЬЯНА ЛЬВОВНА МАНИЛОВА ОТМЕТИЛА СВОЙ ЮБИЛЕЙ

Татьяна Львовна Манилова родилась в Москве в 1957 г. По окончании библиотечного факультета Московского государственного института культуры в течение пяти лет работала младшим научным сотрудником в научно-исследовательском секторе МГИК, участвовала в исследованиях кафедры общей библиографии, посвященных вопросам организации информационного и справочного обслуживания населения Москвы. Затем непродолжительное время работала в научно-методическом отделе Центральной городской публичной библиотеки им. Н.А. Некрасова.
С 1987 по 1992 г. она – младший, а вскоре старший научный сотрудник сектора единой сети библиотек отдела организации и функционирования библиотечных систем в Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина. Здесь она плодотворно занимается разработкой проблем территориального межведомственного взаимодействия библиотек в аспектах управления методической деятельностью и развития профессиональных общественных объединений.
Позже, на протяжении полутора лет работая в Парламентской библиотеке Верховного Совета РФ, активно участвовала в формировании справочно-информационного фонда и непосредственном справочном обслуживании народных депутатов и сотрудников Верховного Совета.
С лета 1993 г. Т.Л. Манилова возвращается в «Ленинку», получившую статус Российской государственной библиотеки, где трудится в должности старшего, затем ведущего научного сотрудника. В сфере ее внимания изучение вопросов организации библиотечных сетей в условиях местного самоуправления, роли библиотек в местном (региональном) сообществе. В начале 1997 г. она успешно защитила кандидатскую диссертацию по проблеме нормирования муниципальных библиотечных сетей в условиях местного самоуправления.
С марта 1997 г. – ведущий специалист, затем заместитель начальника Управления библиотек и информации Министерства культуры РФ. С октября 2005 г. Т.Л. Манилова занимает должность начальника отдела библиотек Управления культурного наследия, художественного образования и науки Федерального агентства по культуре и кинематографии.
Библиотечной общественности хорошо известны программные выступления и основные доклады Т.Л.Маниловой на всех важнейших совещаниях и конференциях. Естественно, что в поле зрения руководителя отдела библиотек находятся новые законодательные документы, касающиеся библиотечного дела. Она прилагает немалые организационные усилия для повышения потенциала российских библиотек и признания их большой общественной роли во всех демократических преобразованиях нашей страны.
На протяжении последнего десятилетия Татьяна Львовна – научный руководитель и консультант ряда крупнейших библиотечных проектов России. Один из них – «Создание модельных публичных библиотек в сельских районах». Ныне она курирует проект «Создание информационно-образовательных медиацентров на базе детских и детско-юношеских библиотек».
Т.Л. Манилова является доцентом кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ, имеет более 80 научных публикаций.

Библиотекари страны, хорошо знающие, уважающие, искренне любящие Татьяну Львовну, поздравляют ее с первым крупным юбилеем в жизни и надеются на долгое плодотворное сотрудничество!

Татьяна Львовна Манилова родилась в Мосве. По окончании библиотечного факультета Московского государственного института культуры (МГИК) в течение пяти лет работала младшим научным сотрудником в научно-исследовательском секторе МГИК, участвовала в исследованиях кафедры общей библиографии. Затем непродолжительное время работала в научно-методическом отделе Центральной городской публичной библиотеки им. Н.А. Некрасова.
С 1987 по 1992 г. Т.Л. Манилова - младший, а затем старший научный сотрудник сектора единой сети библиотек отдела организации и функционирования библиотечных систем в Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина. Позже, на протяжении полутора лет работала в Парламентской библиотеке Верховного Совета РФ, активно участвовала в формировании справочно-информационного фонда и непосредственном справочном обслуживании народных депутатов и сотрудников Верховного Совета.
В 1993 г. Т.Л. Манилова возвратилась в «Ленинку», получившую статус Российской государственной библиотеки, где трудилась в должности старшего, затем ведущего научного сотрудника. В 1997 г. она успешно защитила кандидатскую диссертацию по проблеме нормирования муниципальных библиотечных сетей в условиях местного самоуправления.
С марта 1997 г. начала работать в Министерстве культуры Российской Федерации в должности ведущего специалиста.
Впоследствии занимала различные руководящие должности в Минкультуры России, затем Роскультуре. С июля 2009 г. по настоящее время Т.Л. Манилова занимает должность заместителя директора Департамента культурного наследия - начальника отдела библиотек и архивов Минкультуры России. Имеет около 90 публикаций.

Главный редактор журнала «Университетская книга» С.С. Носов встретился с Татьяной Львовной и попросил ее ответить на несколько вопросов.

- Татьяна Львовна, вы уже многие годы работаете в органах управления библиотечным делом России. Как, по вашему мнению, отразится экономический кризис на деятельности библиотек? Мы понимаем, что существенного повышения заработной платы - еще одного после проведенного в прошлом году - ожидать теперь не приходится. Больше волнует то, что финансирование библиотек почти повсеместно уже сокращено примерно на 30%.

Безусловно, кризис отразится, и уже отражается на библиотеках. От кризиса им не будет лучше, это уж точно. Не знаю насчёт 30%, я не располагаю такими данными, но объемы финансирования уменьшаются по всем источникам. Например, по федеральной целевой программе «Культура России (2006-011)» первый секвестр был в начале года, обещают ещё один... Спасает нас немного то, что в этом году заметно увеличились средства на библиотечные проекты ФЦП, кроме того, добавился один новый. За счёт этого увеличения в целом «библиотечных денег» в федеральной целевой программе в текущем году больше, чем в предыдущие. По федеральным библиотекам объёмы текущего финансирования вроде бы не сократились, но с учетом роста цен, перераспределения средств и инфляции реальное финансирование профессиональной деятельности и, в первую очередь, комплектования фондов, стало гораздо меньше.

- Какими основными проблемами приходится заниматься «главному библиотечному начальнику» на работе? Есть, наверное, проблемы первого, второго порядка... Часто ли приходится вам ездить по стране?

Проблемы первого порядка - это, конечно, поручения Администрации Президента и Правительства. Их сейчас много. С одной стороны, это радует, потому что теперь библиотеки не обделены вниманием. Например, в «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» включен проект «Развитие библиотечного дела». С другой стороны, оформление документов для проектов - дело достаточно трудоёмкое и отнимает много усилий и времени. Сюда же я бы отнесла, пожалуй, реализацию проектов, поддерживаемых федеральными финансовыми средствами. В условиях 94-ФЗ это так нелегко.

Проблемы второго порядка... Хотелось бы заниматься развитием профессиональной деятельности, тем, за что мы отвечаем. Но сейчас очень много бумажной работы, и на профессиональное развитие, чем мы активно занимались в течение многих лет, практически совсем не остаётся времени. Не говоря уже о публикациях, которые мы прежде делали регулярно. Сейчас, к сожалению, таких публикаций мало, потому что физически невозможно работать больше двенадцати часов в сутки.
И ездим по стране не так много и часто, сколько ездили раньше. А в этом году нам к тому же сократили финансирование на командировки. Но даже не это главное, а просто нет времени. Штат, к сожалению, очень небольшой, рассчитывать на увеличение численности не приходится. Малой численностью нужно обеспечить документооборот, в том числе, как и везде, торги в соответствии с 94-ФЗ. Руководители библиотек знают, как это трудоемко. Поэтому езжу только на самые основные мероприятия. Планируем поехать на Всероссийский библиотечный конгресс в Вологду, на Конференцию «Крым-2009» в Судак, но только на пару дней. Полное пребывание там уже не можем себе позволить. Хотелось бы больше, конечно, ездить, потому что ещё осталось много ни разу не посещённых регионов, треть, наверное, по стране.

- Мы чаще говорим о наших достижениях, о том, что уже удалось сделать. А нам хочется спросить вас, что, по вашему мнению, пока не поддается решению - не в единичном, а в массовом порядке?

Никак не удаётся принципиально решить вопрос о компьютеризации библиотек. Вот с комплектованием пока решили: на три года Правительство выделило субсидии на комплектование фондов муниципальных библиотек. Хотелось бы аналогично поступить с компьютеризацией. В ФЦП «Культура России (2006-2011)» нет столько денег, чтобы компьютеризировать хотя бы общедоступные библиотеки страны. Есть точечные, катализирующие проекты. Например, создание модельных сельских библиотек, которых в этом году, например, сделаем всего 60 с небольшим. По сравнению с 36 тысячами сельских библиотек это же очень мало. Хотя опыт показывает, что на каждую модельную библиотеку, созданную в рамках Федеральной целевой программы, появляется еще несколько модернизированных библиотек. В принципе, за федеральные деньги надо обеспечить муниципальные и сельские библиотеки одним-двумя компьютерами каждую. Мне кажется, для страны это реально, ведь поставили же по два компьютера в каждое почтовое отделение в рамках Федеральной целевой программы, которую ведет Минсвязи России. Мы не оставляем надежду на компьютеризацию библиотек, у нас всё посчитано, и каждый раз, когда представляется случай, мы подаем свои предложения.

Вторая проблема, которую не удается решить в течение многих-многих лет, — это заработная плата библиотекарей, крайне низкая по отношению к другим профессиям. Если средняя зарплата в стране, по данным прошлого года, была около 14 тыс. руб., то у библиотекарей — меньше 6 тыс. Речь идет о муниципальных библиотеках, в среднем по всем библиотекам зарплата, может быть, чуть повыше, но все равно в 2 раза ниже, чем средняя по стране. Проблема низкой заработной платы библиотекарей имеет длинную и печальную историю. В советские времена библиотечная зарплата тоже была низкой. Библиотекари зарабатывали 37 руб., потом -62,50. То есть самые низкие зарплаты были в библиотечной сфере всегда, за исключением крупнейших библиотек, таких, например, как Ленинка. Справедливости ради надо сказать, что сегодня в некоторых субъектах Российской Федерации зарплата библиотекарей неплохая, а в иных -даже хорошая.

Вот эти две самые главные проблемы никак не удается решить, хотя, конечно, строго говоря, обе они не относятся к нашей компетенции.

Есть и проблемы, решение которых затянулось, но все же сдвинулось с мертвой точки. В 1997 г. я пришла работать в Министерство культуры с мыслью провести всероссийскую перепись библиотек. Потому что последняя была в 1985 г., с библиотечными сетями за прошедшие годы произошли серьёзные, принципиальные изменения, и эти изменения можно было отследить только с помощью переписи. Общая картина была, конечно, понятна по экспертным оценкам, по наблюдениям, но цифр для серьезной и глубокой аналитики у нас не было. Прошло больше 10 лет, в течение которых постоянно предпринимались попытки осуществить эту идею, и, наконец, вышло распоряжение Правительства, смысл которого заключается в проведении переписи всех библиотек России. Сейчас готовится инструментарий, и в 2009-2011 гг. усилиями всех министерств, ведомств, регионов, муниципальных образований, библиотек будет проводиться «инвентаризация». Дело большое и очень трудоёмкое.

Все основные направления государственной библиотечной политики вырабатывались поэтапно с начала 1990-х гг. Эту политику, начатую Евгением Ивановичем Кузьминым, тогда начальником отдела библиотек Минкультуры России, мы пытаемся сохранять и развивать по мере возможности, не внося в нее принципиальных изменений, потому что все основные направления, сохранили свою актуальность. Это создание Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ, Национальной программы сохранения библиотечных фондов, содействие предоставлению свободного доступа к социально значимой информации.

Наши (я имею в виду всё профессиональное сообщество) многолетние усилия стали заметны, библиотеки «попали» в важные государственные документы. Я уже упоминала «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года». Есть позиция по созданию центров правовой информации в Стратегии формирования электронного правительства. В Стратегии развития информационного общества тоже есть небольшая библиотечная составляющая.

Даже если все это не сопровождается непосредственным выделением средств, все равно способствует развитию библиотечного дела. Субъект Российской Федерации уже не может игнорировать библиотечное дело у себя в регионе, если оно попало в «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года». Заметно улучшилось отношение руководства, в том числе регионов, к библиотечному делу после того, как в Послании Президента Федеральному собранию Российской Федерации 2007 г. прозвучали слова про библиотеки, их стали больше финансировать. Пусть нам и не очень приятно было слышать из уст главы государства, что библиотечное дело в стране развалилось.

- Специалисты, побывавшие за рубежом, отмечают, что фонды иностранных библиотек доступны, открыты, а в нашей стране фонды отгорожены от читателей прилавками. Не пришла ли пора и нашим библиотекам приобрести необходимое оборудование и открыть хранилища?

Конечно, пришла пора, и очень многие библиотеки уже давно сделали это не только в центре, но и в регионах. Вот свежий пример. После модернизации открылась Российская государственная юношеская библиотека. Там принципиально изменилась концепция обслуживания читателей и, соответственно, концепция представления фондов. Они теперь открыты.

Точно так же, как в публичных библиотеках за рубежом. Абонемент и читальный зал ныне «в одном флаконе». Все книги можно читать в стенах библиотеки, а какие-то из них брать на дом. Но фонд в каждом таком подразделении (а их несколько, созданных по отраслевому принципу) един. Осталось, конечно, и закрытое хранилище, литература из которого будет выдаваться библиотекарем по требованию читателей.

Конечно, не во всех библиотеках откроешь хранилища, но в публичных это сделать можно. Центральная публичная библиотека города Новоуральска, например, которую возглавляет руководитель секции публичных библиотек Российской библиотечной ассоциации Светлана Федоровна Бартова, является ярким примером такой открытой библиотеки. В Москве и других городах тоже есть целый ряд библиотек с открытым доступом. На самом деле эта проблема не такая уж простая. Мало просто открыть хранилище. Его надо модернизировать, поставить соответствующее оборудование, чтобы предупредить несанкционированный вынос изданий. Дело еще и в том, что каждому типу общества соответствует свой тип библиотеки - ее структура, организация работы, принципы комплектования и работы с читателями, и т.д. и т.д., даже внешний облик.

Советское общество было закрытым, библиотеки, соответственно, тоже были достаточно закрытыми. Западное общество - общество открытое, поэтому и публичные библиотеки там были открытыми, они такими создавались. То есть, какое общество - такие и библиотеки. Поэтому сейчас, когда пусть непросто, но все же идет процесс модернизации страны, неизбежна и модернизация библиотек. Вопрос в том, сколько времени она займет. Это будет зависеть, в том числе, и от того, насколько каждый конкретный руководитель и его учредитель осознают необходимость именно этой перемены, и хватит ли у них ресурсов реализовать идею открытости.

- Вы автор нескольких книг, множества статей в профессиональной печати, часто выступаете на совещаниях и конференциях с докладами. Библиотекари любят вас слушать, так как ваши выступления всегда основаны на анализе большого фактического материала. Над какими книгами работаете сейчас?

К сожалению, сейчас ничего не пишу. И хотелось бы писать, но нет сил и времени. Работа, работа, работа - в этом вся проблема. Меня хватает только на подготовку к выступлениям, презентациям. Уже несколько профессиональных книг родилось и умерло у меня в голове. Давно очень хочется, но не знаю, получится или нет, сделать книгу типа «Отдел библиотек в документах». Собрать все материалы и документы, которые разрабатывал отдел библиотек Министерства культуры. Например, первое решение Коллегии Минкультуры России по созданию Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети было в 1992 г. Мало кто теперь об этом помнит. Евгений Иванович Кузьмин первое, что сделал, когда пришел работать в Министерство, организовал заседание Коллегии на эту, тогда еще вообще никому непонятную и чуждую тему.

По каждому разрабатываемому направлению нашей политики проводили заседания Коллегии, а решения потом распространяли по стране, и это помогало руководителям библиотечного дела на местах ориентироваться и строить свою региональную политику. Хотелось бы, чтобы это не забылось, потому что отделом (или управлением, названия менялись), особенно под руководством Евгения Ивановича, была проделана колоссальная работа. Даже мемуаров можно не писать, просто привести факты, опубликовать документы, перечислить подготовленные и опубликованные книги, статьи сотрудников, защищенные диссертации. И сразу были бы видны вклад и роль отдела библиотек в развитие библиотечного дела России. Вот что мне бы очень хотелось сделать, хотя одной справиться невозможно, конечно. Надеюсь на помощь коллег, работающих и когда-то работавших в отделе. Пока это все в мечтах, мы только копим материалы, потихоньку собираем документы.

Сейчас готовим третий выпуск статистических материалов по библиотекам. Первая книга «Региональные библиотеки России в зеркале цифр и информации» и вторая «Библиотеки России на пороге XXI века: цифры и факты» были придуманы Е.И. Кузьминым и подготовлены под его руководством. Сейчас делаем третью. Уже провели опрос в регионах, обрабатываем материал.

Третья книга нужна для того, чтобы не прерывалась нить аналитики. Любопытно, что эти книжки в свое время помогли многим библиотекарям увеличить финансирование, в том числе на комплектование фондов своих библиотек. Каким образом? Показали книгу губернатору Пензенской области, а там приведены данные, что его область занимает 88-е место в стране по объему финансирования на комплектование фондов. Он был потрясен этим - и не сразу, но пошли деньги на комплектование. Я знаю, что во многих регионах так же получилось. Плюс к этому некоторые регионы по аналогии стали делать свои книги. В них было представлено состояние муниципальных библиотек. Книгу дарили главам администраций, и это тоже стимулировало развитие библиотечного дела.

- Татьяна Львовна, скажите несколько слов о своей семье, родных и близких.

О семье... У меня есть муж, есть сын, он женат, есть внучка, которой два года и семь месяцев. Самый замечательный возраст. Радует нас, конечно, очень. Мама еще жива. Понятно, что семья - это самое главное. Никакая работа не будет приносить удовлетворения, если у тебя нет хорошего, замечательного, прочного тыла. Считаю, что он у меня есть, и это большое счастье.

- Это номер «Университетской книги» юбилейный - 150-й. Что бы вы могли пожелать нашему журналу?

Хотелось бы, чтобы журнал был успешным, потому что университетская книга очень нужна людям и обществу в целом. Десять лет назад, когда я занималась муниципальными библиотеками, часто общалась с мэрами в основном небольших городов. Задавала им вопросы: «Скажите, пожалуйста, кто-нибудь из вас вырос без библиотеки? Хоть один?» - «Нет». -«Почему же вы про них забыли, когда стали мэрами?».

То же самое и с университетской книгой. Нет ни одного образованного человека, который смог бы вырасти без нее. Поэтому я хотела бы пожелать успеха и университетской книге как таковой, и журналу с этим названием.

Люди забывают про воздух и хлеб, когда они есть в достатке, но когда (хотя бы чуть-чуть) сокращается их потребление, тогда становится заметным, насколько они нужны человеку. Библиотеки и книги - те же воздух и хлеб.