Военный корабль 532. Корвет «Бойкий»: снаружи, внутри, на стрельбах и в море. Боевая необходимость или дань традиции

May 16th, 2013

Новейший корвет-»невидимка» проекта 20380 «Бойкий» передан Балтфлоту; в четверг на корабле у причала судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге торжественно подняли военно-морской флаг России, сообщил РИА Новости представитель информационного отдела пресс-службы Западного военного округа по БФ.

«После подписания акта о приеме корвета от промышленности и торжественной церемонии поднятия флага корабль приказом главнокомандующего ВМФ зачислен в состав ВМФ и включен в боевой состав Балтийского флота», - пояснил собеседник агентства.

Корвет «Бойкий» - второй серийный корвет проекта 20380, построенный для Балтийского флота. Головным кораблем серии является корвет «Стерегущий», переданный БФ в феврале 2008 года. Первый корвет серии проекта - «Сообразительный» - был передан флоту в октябре 2011 года.

Корабли этого проекта вооружены 100-миллиметровыми универсальными артиллерийскими комплексами, зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами, сверхзвуковыми ракетами и автоматическими артиллерийскими установками. Авиагруппа корабля включает один вертолет Ка-27ПЛ.

По своим тактико-техническим характеристикам и боевым свойствам корветы проекта 20380 на порядок превосходят аналогичные корабли своего класса. Главными их особенностями являются многофункциональность, гибкость, компактность, малозаметность, высокий уровень автоматизации и интеграции систем.

А теперь немного подробнее про корабли этого проекта:

Традиция называть сторожевые корабли именами прилагательными иногда бьет на редкость метко. «Стерегущий», первенец проекта 20380, – это просто символ класса, сторожевой корабль. «Бойкий», любезно принявший нас на борт, – уже серьезная заявка на успех, ведь он – третий в серии. Спустя десяток-другой настанет черед имени «Разумный» – ведь если кораблю удастся стать по-настоящему массовым, это как нельзя лучше продемонстрирует, что ставка на новый для России класс корветов была сделана верно.

Класс сторожевых кораблей прибрежной зоны в СССР – это то самое «свято место», которое на протяжении десятков лет пустовало. Почему так происходило, неплохо объясняет история корабля проекта 12441 типа «Новик».

В 1991 году был утвержден проект 12440, спроектированный по последнему слову техники: газотурбинная силовая установка с двумя маршевыми и двумя форсажными двигателями ; корпус и надстройки, выполненные с применением композитных материалов и с учетом требований малой радиолокационной заметности (технология «Стелс»); самый современный и перспективный на тот момент зенитно-ракетный комплекс «Полимент / Редут», ангар для постоянного базирования противолодочного вертолета.

В 1994 году была завершена корректировка проекта, вызванная распадом СССР: множество предполагаемых поставщиков в одночасье оказались в зарубежных странах. Проект многократно модернизировался по ходу строительства. Улучшались его ходовые характеристики и боевые качества , но вместе с ними росло и водоизмещение корабля, которое существенно превысило первоначально обозначенное в задании. «Новик» вплотную приблизился к кораблям морской зоны, способным к длительному патрулированию и сопровождению судов на переходах по морям, но обладающим избыточными характеристиками для боевых действий у берегов.

В итоге самый технически продвинутый корабль России был переквалифицирован в учебный и не был достроен.
Похожая история приключилась с разрабатывавшимся в 1970-х «Неустрашимым», проект 11540. Задуманный как малый противолодочный корабль с водоизмещением 800  т, он за считанные годы «раздобрел» до 1500, затем до 2000, а в варианте с вертолетом достиг 2500  т и перебрался в морскую зону. Итог схожий: на службу в 1987 году вышел лишь один «Неустрашимый».

Разумеется, быстрый , хорошо защищенный и вооруженный «Новик» легко справился бы с любыми задачами в прибрежной зоне. Его критический недостаток – цена. А ведь для охраны морских границ и своевременного реагирования в локальных территориальных конфликтах сторожевых кораблей должно быть много.

Поэтому ближе к концу 1990-х был объявлен конкурс на разработку более легкого и дешевого сторожевого корабля, который выиграло Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», то самое, что спроектировало «Новик».

Корабли проекта 20380 типа «Стерегущий» обещают стать основной силой военно-морского флота России в прибрежной зоне. И несмотря на меньшую стоимость по сравнению с «Новиком», это, без сомнения, одна из самых инновационных и технически совершенных машин отечественного флота.

К примечательным нововведениям можно отнести и переработанные обводы корпуса с едва ли не на четверть уменьшенным гидродинамическим сопротивлением, и вертолетный ангар, впервые размещенный на столь небольшом корабле. Важнейшим прорывом можно назвать применение единой информационной системы управления вооружением и всем электронным оборудованием машины.
Наконец, корабль получил новое классовое обозначение в полном соответствии с временем и международной терминологией. Теперь это уже не сторожевой корабль, а корвет.

В сравнении с предшественниками проект 20380 уже сейчас можно назвать успешным. Нам посчастливилось подняться на борт «Бойкого» – третьего корабля проекта, стоящего у причала завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. Он пребывает на завершающей стадии заводских испытаний. Два других, «Стерегущий» и «Сообразительный», уже приняты на вооружение ВМФ России. Еще четыре корвета заложены на стапелях «Северной верфи» и Амурского судостроительного завода, всего же заказано 20 кораблей, и возможно, это не предел.

Главные составляющие успеха проекта 20380 – тщательно проработанная конструкция корпуса и единая электронная система автоматизации. Эти слагаемые определяют и боевые качества, и состав вооружения, и условия работы экипажа, а также надежность, ремонтопригодность и возможность модернизации машины.

Обводы стального корпуса корабля были разработаны с нуля и настолько удачно, что гидродинамическое сопротивление на полном ходу (27 узлов или 50 км/ч) уменьшилось на 25%. Это позволило использовать менее мощную и более легкую главную энергетическую установку (ГЭУ), тем самым высвободив более 15% водоизмещения для увеличения боевой нагрузки. Отсюда и внушительный для 1500-тонного корабля набор разнообразного вооружения, и даже вертолетная площадка, ангар и 20-тонный запас горючего для противолодочного вертолета «Ка-27».

Улучшенная мореходность корвета позволяет использовать его вооружение при волнении силой до пяти баллов (на два балла больше, чем у предшествующих аналогов). Кроме того, менее мощная ГЭУ работает тише, способствуя снижению заметности корабля в гидроакустическом диапазоне. Для уменьшения шумности механизмов двигателей были применены технологии, ранее отработанные на подводных лодках.

ГЭУ представляет собой два дизель-дизельных агрегата ДДА12000, специально разработанных ОАО «Коломенский завод» на основе проверенного дизеля Д49 с микропроцессорным управлением. Каждый агрегат состоит из двух 16-цилиндровых V-образных дизелей и суммирующего редуктора и приводит гребной винт фиксированного шага. Общая мощность двухвальной ГЭУ достигает 24 000 л.с. Четыре дизель-генератора по 630 кВт каждый обеспечивают бортовую сеть питанием.

«Стерегущий» не зря называют невидимкой, хотя следование принципам технологии «Стелс» – непременный атрибут современных кораблей такого класса. Надстройка корабля шириной от борта до борта сделана из трудногорючих радиопоглощающих стекло- и углепластиков. Антенные посты и ракетное вооружение по возможности убраны в корпус. Четырехтрубные 330-мм торпедные аппараты комплекса противоторпедной защиты «Пакет-НК» скрыты в лацпортах. В целом средняя круговая эффективная поверхность рассеяния корабля уменьшена втрое по сравнению с предшествующими аналогами, благодаря чему вероятность наведения на него противокорабельных крылатых ракет снижена с 0,5 до 0,1.

Единая боевая информационно-управляющая система – это, пожалуй, главное нововведение проекта 20380, так или иначе влияющее и на тактические характеристики корабля, и на жизнь экипажа, и на надежность всех технических средств, и даже на скорость модернизации вооружений.

«Если раньше системы были разбросаны по всему кораблю и вся работа по их координации ложилась на членов экипажа, то теперь бал правит интегрированная мостиковая система, в которой сосредоточено описание текущего состояния всех систем корабля, от механики до применения оружия», – говорит заместитель главного строителя завода «Северная верфь» Юрий Александров.

Кроме органов управления кораблем интегрированная мостиковая система включает в себя два компонента: секцию управления ракетным и противолодочным оружием и секцию радиолокационной борьбы и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки. Первая секция представляет собой три поста, расположенных бок о бок прямо на капитанском мостике. Здесь работают командиры боевых частей (БЧ). Первый отвечает за противолодочную борьбу, второй – за противокорабельный комплекс. Внешне их посты выглядят одинаково: это большие экраны, на которые выводится информация о целях и состоянии боевых систем. Такие же экраны есть у командира корвета, который может в любой момент запросить любую информацию по кораблю, и у вахтенного офицера, также имеющего доступ к самым разным данным – от параметров работы дизелей до запасов провизии.

В задачи третьего командира БЧ входит координация всех систем вооружения и выдача рекомендаций командиру корабля по применению оружия. Важно, что и командир корабля, и рулевой, и вахтенный офицер, и командиры БЧ работают в одном помещении и могут молниеносно принимать скоординированные решения и приводить их в исполнение.

На корвете есть система, способная координировать работу оружия и систем обнаружения нескольких кораблей, действующих в составе дивизии. О технических сторонах ее работы сотрудники завода предпочитают не распространяться, отмечая, правда, что с каждым новым кораблем система становится все мощнее.

Ее суть в том, что информация по воздушной, надводной и подводной обстановке, по обнаруженным целям и связям концентрируется в едином центре и обрабатывается. Здесь определяется степень опасности целей, принимается решение о типе применяемого оружия, после чего информация мгновенно отправляется входящим в группу кораблям, вертолетам и самолетам для скоординированных действий.

Применение такой системы особенно логично в сочетании с вертолетом, который, будучи неуязвимым для подводных лодок и применяя активные средства гидроакустического обнаружения, имеет перед кораблями неоспоримые преимущества в плане освещения подводной обстановки.

Пока что система управления дивизией представляет собой весьма увесистое стационарное оборудование, размещаемое на корабле, но в ближайшем будущем она станет портативной: образно говоря, вся тактическая информация будет концентрироваться в чемоданчике адмирала.

Секция радиолокационной борьбы и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки располагается в штурманской рубке, по соседству с мостиком.

Средствами обнаружения целей управляют несколько офицеров. Здесь же находится карт-сервер, на который штурман загружает карты морских районов в соответствии с планом похода. Благодаря единой системе управления эти карты становятся доступны на всех постах, где это необходимо, – от мостика до вертолетного ангара.

Максимальная автоматизация всех систем корабля позволила многократно уменьшить время, необходимое для принятия решений, а также облегчить труд экипажа и снизить его численность до 100 человек.

Пост командира корабля занимает левую часть мостика. По большей части он состоит из экранов, на которые командир может вывести практически любую информацию о состоянии систем корабля и вооружения, целях, обстановке, навигации. 2. Пост рулевого представляет собой навигационный экран, штурвал и пульт управления ГЭУ (полный ход, малый ход и т.п.). Корабль может самостоятельно поддерживать заданный курс, однако даже на автопилоте у руля всегда дежурит матрос. По правую руку от рулевого можно заметить рукоятку автономного прибора связи, который даст возможность передать сообщение на любой пост в случае отключения электричества. 3. Пост вахтенного офицера позволяет одновременно контролировать работу всех систем корабля, от состояния ГЭУ до запасов провизии. Вахтенный офицер имеет в распоряжении расширенную систему связи и может оперативно связаться с любым постом на корабле.

Наличие объединенных информационных сетей на корабле влечет за собой ряд дополнительных преимуществ, связанных с надежностью, ремонтопригодностью и скоростью модернизации оборудования. По словам Юрия Александрова, в постройке корвета задействовано более тысячи промышленных и исследовательских предприятий, разбросанных буквально по всей России. Когда очередной компонент приходит на завод, наступает момент истины: он должен продемонстрировать идеальную совместимость со всеми системами корабля.

Проблемы с совместимостью в судостроении не редкость. К счастью, благодаря современным электронным технологиям многие компоненты стали меньше и легче, чем раньше. Появилась возможность вернуть их производителю на доработку или же пригласить специалистов на завод с необходимыми запчастями.

Единая корабельная сеть, с одной стороны, означает определенную унификацию коммуникационных протоколов различных устройств. Компоненты изначально создаются именно под них, поэтому вероятность «отторжения» становится меньше. С другой стороны, предприятия-поставщики могут протестировать свои компоненты заранее с помощью компьютерных симуляторов.

К примеру, если тестируется радиолокационная станция, компьютер может сыграть роль как всего остального корабля и его вооружений, так и цели, которую требуется обнаружить.

Наконец, модульная концепция корабля предусматривает возможность установки новейших вооружений по мере их вступления в строй. К примеру, если на титульном корабле проекта 20380 «Стерегущий» за противовоздушную оборону отвечал зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М», то на «Бойком», появившемся на свет третьим, его место занял более современный и несопоставимо более мощный ЗРК «Редут».

Три блока по четыре ячейки (всего 12 ячеек) могут нести от 12 ракет 9М96Е2 с дальностью пуска 135 км и высотой поражения до 35 км до 48 ракет самообороны 9М100 с дальностью до 12 км в различных комбинациях. Обороняться от нападения с воздуха «Редуту» помогут переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла» (запуск с плеча) и две кормовые шестиствольные 30-мм артиллерийские установки АК-630М.

Как и положено новому проекту, корабль встретил на своем пути немало критики. Пожалуй, выпады в адрес недостаточно большой дальности плавания вызваны отсутствием ранее самого класса корветов на вооружении ВМФ России. Скептикам следует признать, что задачи, стоящие перед флотом, изменились, и в наши дни иметь несколько десятков корветов более актуально, чем несколько океанских эсминцев.

Обсуждения возникали по поводу состава вооружения корабля, его защищенности и живучести, однако эти качества также сложно рассматривать в отрыве от тактических схем, характерных именно для класса корветов.
За несколько лет службы на «Стерегущем» дважды возникали неполадки в главной энергетической установке, что послужило поводом для сравнения дизель-дизельного агрегата с газотурбинными двигателями, более надежными и легкими, но несопоставимо более дорогими.

На момент выхода этого материала в печать «Бойкий» мог быть уже в строю, если бы не неполадки со 100-мм артиллерийской установкой «Универсал», которая отказалась работать в штатном режиме не только на проекте 20380, но и на индийских фрегатах российского производства Talwar, Trishul и Tabar.

Однако главное преимущество кораблей типа «Стерегущий» – гибкость. Дизели могут быть доработаны, артустановка заменена, но корабли не останутся на стапеле и не превратятся в недострой. «Ни один корабль не повторяет предыдущий, – подтверждает Юрий Александров. – “Сообразительный” во многом отличался от “Стерегущего”, “Бойкий” также выглядит несколько по-другому». Именно гибкость, доступность, серийность и в перспективе массовость говорят о том, что проект 20380 – это большой успех российского флота.

Напомню вам, как , а так же какие были Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Корвет «Бойкий» (бортовой номер 532) является третьим в серии кораблей проекта 20380, построенных ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» для ВМС России. Головным является (введен в эксплуатацию 20 ноября 2007 года), вторым - (введен в эксплуатацию 14 ноября 2011 года).

Проект 20380 был разработан Санкт-Петербургским ЦМКБ «Алмаз» для ВМФ России.

Корветы проекта 20380 предназначены: для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника; для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах; для патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

Основные характеристики корвета «Бойкий»: Водоизмещение стандартное 1800 тонн, полное 2220 тонн. Длина наибольшая 104,5 метра, по КВЛ 90 метров. Ширина 13 метров, максимальная осадка 7,95 метров. Максимальная скорость хода 27 узлов, экономическая 14 узлов. Дальность плавания от 3500 до 4000 миль на 14 узлах. Автономность плавания по запасам провизии 15 суток. Экипаж составляет 99 человек.

Двигатели: 4 дизеля 16Д49, 2 вала, 2 пятилопастных гребных винта. Мощность: 23320 л. с. или 17140 кВт.

Вооружение:

Радиолокационное вооружение: РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2», РЛС целеуказания УРО «Монумент-А», НРЛС 1 х «Пал-Н», ГАС «Заря-2», буксируемая ГАС «Минотавр-М», опускаемая ГАС «Анапа-М», система спутниковой навигации CH-3101.

Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Сигма-20830», СУО 5П-10 «Пума-02», системы РЭП: 4х10 122-мм ПУ ПК-10 «Смелый», средства РЭБ: ТК-25-2.

Тактическое ударное вооружение нет.

Артиллерия: 1х100-мм АУ А-190 (332 выстрела).

Зенитная артиллерия: 2х6 30-мм АУ АК-630М (6000 выстрелов).

Ракетное вооружение: 2х4 ПКРК «Уран» (8 ПКР Х-35), 1 ЗРАК «Кортик-М» (32 ЗУР, 3000 выстрелов).

Противолодочное вооружение: 2х4 330-мм ТА Пакет-НК (8 торпед).

Авиационная группа: 1 вертолёт Ка-27ПЛ, палубный ангар.

Корвет «Бойкий» был заложен 27 июля 2005 года на стапеле ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь», строительный номер 1003. Спущен на воду 15 апреля 2011 года. 25 сентября 2012 года без артиллерийской установки А-190. По сообщению от 10 октября в морских полигонах.

По сообщению от 24 января 2013 года под командованием капитана 2 ранга Сергея Липского в Балтийск для продолжения заводских ходовых, а затем и государственных испытаний в полигонах боевой подготовки в зоне ответственности Балтийской военно-морской базы. По сообщению от 04 февраля в Балтийск. По сообщению от 11 февраля под командованием капитана 2 ранга Сергея Липского в полигонах боевой подготовки в зоне ответственности Балтийской военно-морской базы. По сообщению от 15 февраля успешно по надводным целям в морских полигонах Балтийского флота. По сообщению от 01 марта . По сообщению от 15 марта в полигонах боевой подготовки в зоне ответственности Балтийской военно-морской базы Балтийского флота. По сообщению от 29 марта в рамках проведения государственных испытаний главным корабельным комплексом в полигонах боевой подготовки Балтийского флота. По сообщению от 11 апреля государственных испытаний. 16 мая на корабле , который пополнил состав Балтийского флота. Буксиры ЗАО «ПОРТОВЫЙ ФЛОТ» в ночь с 23 на 24 июля по Неве под разведенными мостами Санкт-Петербурга. Малый артиллерийский корабль «Махачкала», корвет «Бойкий» и дизель-электрическая подводная лодка «Санкт-Петербург» будут установлены напротив Адмиралтейства и «Медного всадника» для участия в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Военно-морского флота. 30 сентября корвет «Бойкий» города Балтийска и взял курс на Санкт-Петербург, где со 02 по 07 октября впервые с неофициальным визитом будет находиться фрегат «Карлсруэ» («Karlsruhe») ВМС Германии. 07 октября корвет «Бойкий» Балтийского флота и фрегат «Карлсруэ» военно-морских сил Германии , которое пройдет в морском полигоне Ленинградской военно-морской базы БФ в акватории Финского залива. По сообщению от 12 ноября второй курсовой задачи (К-2) во взаимодействии с морской авиацией флота.

По сообщению от 17 февраля 2014 года в морских полигонах Балтийской военно-морской базы - провел учения по поиску, обнаружению, поддержке контакта и слежению, а также противодействию подводной лодке условного противника с применением комплекса противолодочного вооружения. По сообщению от 27 марта по различным целям. По сообщению от 10 апреля для выполнения курсовых задач, ракетных, артиллерийских стрельб и минно-торпедных упражнений в рамках проверки за зимний период обучения 2014 учебного года. По сообщению от 15 апреля в морских полигонах по поиску и уничтожению подводной лодки условного противника. По сообщению от 25 апреля под руководством начальника штаба Балтийского флота контр-адмирала Сергея Попова с боевыми пусками противокорабельных ракет в полигонах Балтийского моря. Также принял участие и подавил береговую артиллерию условного противника. 16 мая корвет «Бойкий», которым командует капитан 3 ранга Алексей Суслов, со дня поднятия Военно-морского флага.

По сообщению от 28 января 2015 года по специальной курсовой задаче К-1, включающей в себя подготовку корабля к плаванию. По сообщению от 14 апреля и обнаружению подводной лодки с применением новейшего противолодочного вооружения. 07 мая в Балтийске под руководством начальника штаба Балтийского флота контр-адмирала Сергея Попова военно-морского парада боевых кораблей флота с участием морской авиации. В линию военно-морского парада в Балтийске было поставлено 9 боевых кораблей Балтийского флота – эскадренный миноносец , корвет «Бойкий», большой десантный корабль «Минск», малый противолодочный корабль «Кабардино-Балкария», малый ракетный корабль «Ливень», базовый тральщик «Сергей Колбасьев», ракетный катер «Чувашия», судно связи «Фёдор Головин», а также дизель-электрическая подводная лодка «Магнитогорск» и пограничный сторожевой корабль «Чебоксары». По сообщению от 26 мая во взаимодействии с противолодочным вертолетом Ка-27ПЛ моряки - провели учение по поиску, обнаружению и уничтожению подводной лодки с условным применением противолодочного вооружения. По сообщению от 29 мая в ходе планового выхода в море экипажи корветов «Бойкий» и в морских полигонах Балтийского флота по морским надводным целям из корабельных комплексов АК-630 и А-190 в ходе розыгрыша боя с надводными кораблями условного противника. По сообщению от 18 июня - поиск, обнаружение, поддержку контакта и слежение, а в завершающей стадии - уничтожение подводной лодке условного противника с применением комплекса вооружения «Пакет». По сообщению от 23 июня с применением вооружения корабля. В частности, моряки выполнили торпедные стрельбы по различным целям, а также отработали защиту корабля с применением комплекса «Пакет». По сообщению от 10 июля экипаж корабля в море. По сообщению от 16 сентября в рамках совместного российско-белорусского оперативного учения «Щит Союза-2015» одновременную ракетную стрельбу по сложным мишеням, имитирующим корабль условного противника. По сообщению от 20 октября экипаж корабля по различным целям, а также отработал защиту корабля от торпедной атаки.

По сообщению от 04 апреля 2016 года в рамках проведения на Балтийском флоте конкурса профессионального мастерства «Кубок моря-2016» выполнил комплекс артиллерийских стрельб по мишеням, имитирующим боевой корабль и средства воздушного нападения условного противника. По сообщению от 15 апреля совместно со сторожевым кораблем выполнил й по отражению атак средств воздушного нападения условного противника. 05 июля в Балтийск после выполнения задач в Северном море. По сообщению от 12 июля в ходе выхода в море экипаж корвета с применением вооружения корабля, в частности, артиллерийские стрельбы, а также действия по защите корабля с применением антиторпеды противолодочного комплекса «Пакет». 22 июля в Кронштадт для участия в военно-морском параде в День Военно-Морского Флота России в Санкт-Петербурге. 31 июля принял участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню ВМФ России в акватории Невы, Санкт-Петербург. По сообщению от 05 августа для совершения перехода к пункту постоянного базирования в порт Балтийск. По сообщению от 01 сентября Балтийск и взял курс на Кронштадт для последующего участия в мероприятиях Международного военно-технического форума «Армия-2016». По сообщению от 22 октября в военную гавань города Балтийска после выполнения задач в Северной Атлантике.

По сообщению от 16 февраля 2017 года в рамках курсовой задачи К-2 во взаимодействии с морской авиацией артиллерийские стрельбы в морских полигонах. По сообщению от 23 марта в рамках проведения тактического учения с соединением надводных кораблей Балтийского флота артиллерийские стрельбы по морским надводным и воздушным целям. По сообщению от 07 апреля в составе отряда кораблей Балтийского флота Военную гавань Балтийска и взял курс в Северную Атлантику. 14 апреля фрегат Королевского флота Великобритании при прохождении пролива Ла-Манш. По сообщению от 25 апреля стал победителем по содержанию и морской культуре. 04 июня покинул Военную гавань города Балтийска для выполнения плановых учебно-боевых задач в операционной зоне Балтийского флота. По сообщению от 09 июня

Первый корвет серии проекта «Сообразительный» был передан флоту в октябре 2011 года. Корабли этого проекта вооружены 100-миллиметровыми универсальными артиллерийскими комплексами, зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами, сверхзвуковыми ракетами и автоматическими артиллерийскими установками. Авиагруппа корабля включает один вертолет Ка-27ПЛ.

По своим тактико-техническим характеристикам и боевым свойствам корветы проекта 20380 на порядок превосходят аналогичные корабли своего класса. Главными их особенностями являются многофункциональность, гибкость, компактность, малозаметность, высокий уровень автоматизации и интеграции систем.


Корвет “Стерегущий” 530

К нововведениям можно отнести переработанные обводы корпуса c на четверть уменьшенным гидродинамическим сопротивлением и вертолетный ангар, впервые размещенный на столь небольшом корабле. Модульная концепция корабля предусматривает возможность установки новейших вооружений по мере их вступления в строй.


Российский зенитный ракетно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) “Кортик” (“Каштан”) на корвете “Стерегущий”
Источник: http://commons.wikimedia.org/

К примеру, если на титульном корабле проекта 20380 «Стерегущий» за противовоздушную оборону отвечал зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М», то на «Бойком», появившемся на свет третьим, его место занял более современный и более мощный ЗРК «Редут».

Обороняться от нападения с воздуха «Редуту» помогут переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла» и две кормовые шестиствольные 30-мм артиллерийские установки АК-630М. Однако главное преимущество корветов проекта 20380 – гибкость.


«Ни один корабль не повторяет предыдущий, – подтверждает заместитель главного строителя завода «Северная верфь» Юрий Александров. – “Сообразительный” во многом отличался от “Стерегущего”, “Бойкий” также выглядит несколько по-другому».

Именно гибкость, доступность, серийность и в перспективе массовость говорят о том, что проект 20380 – это большой успех российского флота.

Краткая справка по кораблям с просторов Инета:
К 1957 году Средненевский завод сдал флоту 23 тральщика пр.264-А. Оставшиеся 14 корпусов ранее заложенных тральщиков было решено достроить на том же заводе по проекту 532 (532-А) как спасательные суда подводных лодок.
Первым спасательным судном проекта 532 построенное в 1958 году, на базе тральщика пр.264, было спасательное судно подводных лодок СС-30. После сдачи флоту оно было приписанное к Лиепайскому дивизиону спасательных судов и несло спасательный колокол СК-57 № 2, первый опытный СК-57 был размещен и испытан на Черноморском СС-44 (бывшем военно-транспортном судне «Тамань»).
Специальное оборудование судна проекта 532 состояло из:
1. Глубоководного водолазного комплекса в составе водолазного колокола и двух четырех отсечных барокамер;
2. Спасательного колокола СК-57 (СК-59, СК-64) с одной двух отсечной барокамерой;
3. Наблюдательной камеры НК-300.
4. Четырех водолазных станций обычного вентилируемого снаряжения,
5. Станции приготовления и хранения воздушных и гелиокислородных смесей,
6. Нескольких десятков 200 литровых баллонов для хранения запасов воздуха высокого давления для приготовления водолазных смесей;
7. Три дизель компрессора ДК-2 (ДК-4)
8. Якорное и швартовные устройства для постановки и удержания над затонувшей подводной лодкой на рейдовом оборудовании из четырех комплектов устанавливаемых специализированными баржами.
Радиотехническое оборудование:
1. ГАС для поиска затонувших объектов «Тамир-11М»
2. ЗПС ГАС МГ-15 (МГ-25)
3. ЗПС ГАС «Кама» (МГ-1)
4. Станция подводного телевидения
5. Две РЛС «Нептун» (Дон)
6. Две станции опознавания «Хром КМ»
Экипаж судна состоял из 73 человек, из них 9 офицеров (командир, помощник командира, заместитель командира по политической части, командир БЧ-1,4,Р, командир БЧ-5, начальник аварийно-спасательной службы, командир группы водолазов, два врача-физиолога) 7 мичманов (3 старшины команды водолазов, старшина команды мотористов, старший боцман, баталер, специалист СПС), 28 водолазов-глубоководников.
В ходе строительства первого судна "СС-30" была проведена дополнительная балластировка корпуса судна с целью обеспечения достаточной остойчивости при спуске с левого борта спасательного колокола. В результате водоизмещение проекта 532 было увеличено до 940 тонн.
В ходе опытной эксплуатация спасательного колокола СК-57 были выявлены некоторые недоработки и с их учетом создан новый серийный проект спасательного колокола СК-59, которым с 1959 года вооружались последующие спасательные суда подводных лодок проекта 532: СС-38 для Тихоокеанского флота, СС-47 и СС "Хибины" для Северного флота, СС-50 для Черноморского флота, СС-51 для Каспийской флотилии, СС «Зангезур» для Школы водолазов на Черноморском флоте, СС-35, СС-40, СС-53 и СС «Валдай» для Балтийского флота.
К 1964 году было закончено проектирование и строительство еще более совершенного спасательного колокола способного выводить экипаж аварийных подводных лодок с глубин до 500 метров СК-64. Руководством Аварийно-спасательной службы ВМФ было принято решение об оснащении им заложенных в феврале 1964 года спасательных судов подводных лодок СС «Казбек»СС «Пулково». Первый предназначался для Черноморского флота, а второй для Тихоокеанского флота. Эти суда получили современные радиотехнические, навигационные, вспомогательные энергетические средства и стали именоваться спасательными судами подводных лодок проекта 532А.
Итого было построено 13 спасательных судов подводных лодок проекта 532-532А. Строительство последнего четырнадцатого спасателя было прекращено, поскольку флота начали получать современные, высокомореходные, специально спроектированные спасательные суда проекта 527-527М.
До 1982 года водолазные станции спасателях проекта 532 укомплектовывались глубоководным снаряжением ГКС-3М, а затем СВГ-200.
На СС-30 с конца 70-х годов и до его списания вместо НК-300 находилась камера "Галеацци".
В семидесятые годы СС-53 был продан ВМС Индии и под названием «NISTAR» более 20 лет успешно выполнял задачи по обеспечению действий подводных лодок ВМС Индии. Этот спасатель выполнял подводно-технические работы на глубинах до 220 метров, поднимал образцы вооружения и техники, принимал успешное участие в военных конфликтах с ВМС Пакистана, поднимал затонувшие корабли и подводные лодки и с почетом закончил свою службу в начале девяностых годов.
СС-47 в середине семидесятых готов был переведен с Северного на Черноморский флот, передан Школе водолазов и служил вместе с «Зангезуром» до начала девяностых годов.
Балтийские спасатели подводных лодок СС "Валдай", СС-30, СС-35, СС-40 прослужили верой и правдой в составе 54 бригады спасательных судов до начала 90-х годов. Черноморские СС-50, СС "Казбек", северного флота СС "Хибины" и каспийский СС-51, также прослужили до начала девяностых. Базировавшийся на Владивосток Тихоокеанский СС "Пулково" списан в начале девяностых и сейчас находится на кладбище списанных кораблей остров Русский.

Корветы Балтийского флота "Бойкий" и "Стойкий" вернулись в Балтийск после выполнения задач в Северном море.

Корветы находились в походе более полумесяца. За это время они прошли более 2 000 морских миль. В период похода экипажи кораблей выполнили десятки учебно-боевых задач, среди которых учения по противовоздушной и противолодочной обороне, корабельные учения и тренировки.

Корабли вернулись из похода технически исправными и готовыми после пополнения необходимых запасов выполнять задачи по предназначению. Отличившиеся в походе военнослужащие награждены ценными подарками от командования флота.

Корвет «Стойкий» проекта 20380 является кораблем ВМФ России (с бортовым номером 545) новейшего класса, созданного в развитие класса корветов «Гремящий». Он был разработан в ЦМКБ «Алмаз», построен в 2006-2012 гг., а летом 2014 года вошел в состав военного флота России. Кроме него в составе Балтийского флота на сегодняшний день находятся еще 3 корвета этого проекта. С его водоизмещением в 2200 тонн корвет «Стойкий» (как и другие корабли проекта) считается по «натовской» классификации слишком большим для своего класса и относится скорее к фрегатам.

«Военная гавань» примет новые подлодки в установленные сроки >>

Корвет «Стойкий» проекта 20380 является многоцелевым. Они используются для операций в береговой зоне, включая морскую блокаду, противодействия вражеским подводным лодкам и надводным кораблям, а также для огневой поддержки десантных операций. Корвет «Стойкий» входит в первую партию судов этого проекта, построенную на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге и состоящую из четырех кораблей. Вторая партия из семи корветов будет построена Амурским судостроительным заводом в Комсомольске-на-Амуре. ВМФ России публично заявил, что он намерен приобрести по крайней мере 30 таких судов для всех 4-ех основных флотов.

«Бойкий» - корвет с управляемым ракетным оружием Военно-Морского Флота Российской Федерации, третий корвет (второй серийный) проекта 20380. Он второй серийный корвет проекта 20380, построенный для Балтийского флота. Заложен на стапеле Северной верфи 27 июля 2005 года, в 2012 году ожидалась передача корабля ВМФ России.

Смонтирован главный ударный комплекс на фрегат «Адмирал флота Касатонов» >>

11 марта 2010 года Коломенский завод отправил на верфь первый дизельный агрегат ДДА12000 для главной энергетической установки. Спущен на воду 15 апреля 2011 года. 25 сентября 2012 года корвет вышел на ходовые испытания без артиллерийской установки А-190. Во время швартовки в военной гавани Кронштадта «Бойкий» столкнулся с исследовательским судном «Адмирал Владимирский» .

В 2013 году установлена АУ А-190, проведены испытания посадки вертолета на корабль и начаты государственные испытания. 16 мая 2013 года корабль пополнил состав Балтийского флота.

Основные характеристики проекта 20380:

Водоизмещение.....1800 т (стандартное), 2220 т (полное);
Длина.....90 м (по КВЛ), 104,5 м (наибольшая);
Ширина.....11,1 м (по КВЛ), 13 м (наибольшая);
Осадка.....3,7 м (средняя), 7,95 м (наибольшая с бульбом);
Двигатели.....4 дизеля 16Д49; 2 вала;
Мощность.....23 320 л. с. (17 140 кВт);
Движитель.....2 пятилопастных гребных винта;
Скорость хода.....27 узлов (полная), 14 узлов (экономическая);
Дальность плавания.....4000 миль на 14 узлах;
Автономность плавания.....15 суток (по запасам провизии);
Экипаж.....99 человек.

«Корабль-невидимка» российского флота >>

Вооружение проекта 20380:

Радиолокационное вооружение.....РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2»,
РЛС целеуказания.....УРО «Монумент-А»,
НРЛС.....1 х «Пал-Н»,
ГАС.....«Заря-2»,
буксируемая ГАС.....«Минотавр-М»,
опускаемая ГАС.....«Анапа-М»,
система спутниковой навигации.....CH-3101.
Радиоэлектронное вооружение.....БИУС «Сигма-20830»,
СУО.....5П-10 «Пума-02»,
системы РЭП.....4х10 122-мм ПУ ПК-10 «Смелый»,
средства РЭБ.....ТК-25-2.
Артиллерия.....1х100-мм АУ А-190 (332 выстрела).
Зенитная артиллерия.....2х6 30-мм АУ АК-630М (6000 выстрелов).
Ракетное вооружение.....2х4 ПКРК «Уран» (8 ПКР Х-35).
1 ЗРК.....«Редут» (до 32 ЗУР 9М96М или 9М96Е).
Противолодочное вооружение.....2х4 330-мм ТА «Пакет-НК» (8 торпед).
Авиационная группа.....1 вертолёт Ка-27ПЛ, палубный ангар.

Статьи которые Вам могут быть интересны: