Право османской империи. Завоевания и падение Баязида I. Узаконенное убийство сыновей султана

Зачем нужно было соревноваться с палачом в беге? Для чего почти всех сыновей султана убивали? И какую жуткую дань платили немусульмане?

Раньше можно было буквально убежать от правосудия

В Османской империи продолжительный период времени не было гражданских и междоусобных войн. Одной из причин этого являлись казни высокопоставленных лиц, которые осуществлялись с одобрения султана. Однако не каждый смертный приговор приводился в исполнение из-за довольно странного обычая, сформировавшегося в XVIII веке. Осуждённый из числа высшей знати мог бросить вызов главному палачу и посоревноваться с ним в беге от главных ворот дворца Топкапы до места публичной казни на рыбном рынке. В случае победы казнь обычно отменялась и заменялась изгнанием из Стамбула. Но на самом деле это было сделать не так просто, так как чиновникам приходилось соревноваться с более молодыми и выносливыми палачами.

Узаконенное убийство сыновей султана

В XV веке в Османской империи разразилась война между претендентами на престол, по итогам которой султаном, объединившим воедино все земли, стал Мехмед I. Его внук Мехмед II для избежания подобных разрушительных междоусобиц ввёл практику убийства братьев, которые тоже могли иметь виды на трон. Самым кровавым в этом аспекте было правление Мехмеда III, умертвившего 19 родных и сводных братьев. Традицию отменил в XVII веке султан Ахмед I, заменив убийство тюремным заключением. Вот выдержка из законов Мехмеда II: «Если кто-нибудь из моих детей станет во главе султаната, то для обеспечения общественного порядка ему надлежит убить своих братьев. Большинство улемов одобряет это. Пусть это правило соблюдается».

Визирь - один из самых опасных видов деятельности

Несмотря на то что во власти великие визири уступали лишь султану, их, как правило, казнили или отдавали толпе, когда всякий раз, что-то шло не так. За время правления Селима Грозного сменилось так много великих визирей, что они стали постоянно с собой носить завещания.

Султан и безразмерное либидо

Гарем султана состоял из огромного числа женщин. Примечательно, что при правлении некоторых султанов в нём насчитывалось до 2000 жён и наложниц. Стоит отметить, что их удерживали взаперти, а любого постороннего человека, который увидел их, казнили на месте.

Налогообложение

Девширме - это один из видов налога с немусульманского населения, система принудительного набора мальчиков из христианских семей для их последующего воспитания и несения ими службы в качестве личных невольников султана.
Основной причиной возникновения девширме было недоверие османских султанов к собственной тюркской элите. Начиная со времён Мурада I, у османских правителей появилась постоянная необходимость «уравновешивать власть (тюркской) аристократии с помощью создания и развития личного войска из христианских зависимых солдат».

Аналог гетто

Османские законы предписывали членам каждого миллета определённые права и обязанности. Естественно, Османское государство стремилось всячески подчеркнуть примат ислама и мусульман на его территории. Наибольшими правами пользовались мусульмане. Члены других общин имели в основном обязанности: определённый цвет тюрбанов; линия оседлости, то есть проживание в определённом квартале; запрет на верховую езду; налог деньгами или детьми. Переход «неверных» в ислам всячески поощрялся, мусульмане же наказывались за переход в другие религии смертной казнью. При этом государственный бюджет немусульманских миллетов из года в год урезался, всячески подчёркивался их маргинальный характер, декларировался «переходный период» на пути к полному торжеству исламских законов шариата.

Любой голливудский сценарий меркнет в сравнении с жизненной дорогой Роксоланы,ставшей самой влиятельной женщиной в истории великой империи. Её полномочия, вопреки турецким законам и исламским канонам, могли сравниться лишь с возможностями самого султана. Роксолана стала не просто женой, она была соправительницей; к её мнению не прислушивались- оно единственное было правильно, законно.
Анастасия Гавриловна Лисовская (родилась ок. 1506 г. - ум. ок. 1562 г.) была дочерью священника Гаврилы Лисовского из Рогатина — небольшого городка на Западной Украине, расположенного юго-западнее Тернополя. В XVI веке эта территория принадлежала Речи Посполитой и постоянно подвергалась опустошительным набегам крымских татар. Во время одного из них летом 1522 года юная дочь священнослужителя попалась отряду людоловов. Легенда гласит, что несчастье произошло как раз накануне свадьбы Анастасии.
Сначала пленница попала в Крым — это обычный путь всех невольниц. Ценный «живой товар» татары не гнали пешком через степь, а под бдительной охраной везли на лошадях, даже не связывая руки, чтобы не попортить веревками нежную девичью кожу. В большинстве источников написано,что пораженные красотой полонянки крымчаки решили отправить девушку в Стамбул, надеясь выгодно продать ее на одном из самых больших невольничьих рынков мусульманского Востока.

«Giovane, ma non bella» («молода, но некрасива»), - рассказывали о ней венецианские вельможи в 1526 году, однако «грациозна и невысока ростом». Никто из современников, вопреки легенде,не называл Роксолану красавицей.
В столицу султанов пленницу отправили на большой фелюке, и продавать ее повез сам хозяин — его имя история не сохранила.В первый же день, когда ордынец вывел пленницу на рынок, она случайно попалась на глаза оказавшемуся там всесильному визирю молодого султана Сулеймана I, благородному Рустем-паше.Опять таки,легенда гласит,что турка поразила ослепительная красота девушки, и он решил купить ее, чтобы сделать подарок султану.
Как видно из потретов и подтвеждений современников, красота тут явно не причем,- я могу назвать это стечение обстоятельств только одним словом-Судьба.
В эту эпоху султаном был Сулейман I Великолепный (Пышный), правивший с 1520 по 1566 гг, считающийся величайшим султаном из династии Османов. За годы его властвования империя достигла апогея своего развития, включив в свой состав всю Сербию с Белградом, большую часть Венгрии, остров Родос, значительные территории в Северной Африке до границ Марокко и на Ближнем Востоке. Прозвище Великолепный дала султану Европа, тогда как в мусульманском мире его чаще называют Кануни, что в переводе с турецкого означает Законодатель. «Такое величие и благородство»,- писалось о Сулеймане в докладе венецианского посла XVI века Марини Сануто — «украшало ещё и то обстоятельство, что он, в отличии от отца и многих других султанов, не имел склонности к педерастии». Честный правитель и бескомпромиссный борец со взяточничеством, поощрял развитие искусств и философии, а также считался умелым поэтом и кузнецом - мало кто из европейских монархов мог составить конкуренцию Сулейману I.
По законам веры падишах мог иметь четырех законных жен. Дети первой из них становились наследниками престола. Вернее, наследовал трон один первенец, а остальных часто ждала печальная судьба: все возможные претенденты на верховную власть подлежали уничтожению.
Кроме жен, повелитель правоверных имел любое число наложниц, которое пожелает его душа и потребует плоть. В разное время при разных султанах в гареме жило от нескольких сотен до тысячи и более женщин, каждая из которых непременно была удивительной красавицей. Кроме женщин в гареме состоял целый штат евнухов-кастратов, служанок разного возраста, костоправок, повитух, массажисток, врачей и тому подобных. Но никто, кроме самого падишаха, не мог посягнуть на принадлежащих ему красавиц. Руководил всем этим сложным и беспокойным хозяйством «начальник девушек» - евнух кызлярагассы.
Впрочем, одной удивительной красоты было мало: предназначенных для гарема падишаха девушек в обязательном порядке обучали музыке, танцам, мусульманской поэзии и, конечно, искусству любви. Естественно, курс любовных наук являлся теоретическим, а практику преподавали опытные старухи и женщины, искушенные во всех тонкостях секса.
Теперь вернусь к Роксолане,итак, Рустем-паша решил купить славянскую красавицу. Но ее хозяин-крымчак отказался продавать Анастасию и преподнес ее в дар всесильному царедворцу, справедливо рассчитывая получить за это не только дорогой ответный подарок, как принято на Востоке, но и немалые выгоды.
Рустем-паша приказал всесторонне подготовить ее в подарок султану, в свою очередь рассчитывая добиться этим еще большего его благорасположения. Падишах был молод, он взошел на престол только в 1520 году и очень ценил женскую красоту, причем не просто как созерцатель.
В гареме Анастасия получает имя Хуррем (смеющаяся).И для султана она всегда оставалась только Хуррем. Роксолана,имя под которым она вошла в историю, всего лишь название сарматских племен во II-IV веках нашей эры, кочевавших в степях между Днепром и Доном,в переводе с латыни означает «русская». Роксолану часто и при жизни, и после смерти будут звать не иначе как «русинкой» - уроженкой Руси или Roxolanii, как раньше называли Украину.

Тайна рождения любви между султаном и пятнадцатилетней безвестной пленницей так и останется неразгаданной. Ведь в гареме существовала строгая иерархия, нарушившего которую ждало жестокое наказание. Часто - смерть. Девушки новобранцы - аджеми, ступень за ступенью ставали сначала джарие, потом шагирд, гедикли и уста. Никто, кроме уста не имел право быть в султанских покоях. Только мать правящего султана, валиде-султан, имела абсолютную власть внутри гарема,и решала, кому и когда из уста делить ложе с султаном. Как удалось Роксолане почти сразу занять султанскую обитель навсегда останется загадкой.
Существует легенда о том, как Хуррем попала на глаза султану. Когда султану представляли новых рабынь (более красивых и дорогих, чем она) в круг танцующих одалисок вдруг влетела маленькая фигурка и, оттолкнув «солистку», рассмеялась. А потом запела свою песню. Гарем жил по жестоким законам. И евнухи ждали только одного знака — что приготовить для девчонки-одежду для спальни султана или шнурок, которым удавливали рабынь. Султан был заинтригован и удивлен. И в тот же вечер Хуррем получила платок султана - знак того, что вечером он ожидает ее в своей спальне. Заинтересовав султана своей молчаливостью, она попросила только одного — права посещать султанскую библиотеку. Султан был шокирован, но разрешил. Когда через некоторое время он вернулся из военного похода, Хуррем владела уже несколькими языками. Она посвящала своему султану стихи и даже писала книги. Это было невиданно по тем временам, и вместо уважения вызывало страх. Ее ученость плюс то, что султан проводил все свои ночи с ней, создали Хуррем устойчивую славу ведьмы. О Роксолане говорили, что она заколдовала султана с помощью нечистой силы. И в самом деле он был околдован.
«Наконец соединимся душою, мыслями, воображением, волей, сердцем, всем, что я бросил своего в тебе и взял с собой твоего, о моя единственная любовь!», - писал султан в письме к Роксолане. «Господин мой, твоё отсутствие распалило во мне огонь, который не гаснет. Пожалейте эту страдальческую душу и поспешите своё письмо, чтобы я могла найти в нём хоть малое утешение», -отвечала Хуррем.
Роксолана жадно вбирала в себя все, чему ее учили во дворце, брала все, что давала ей жизнь. Историки свидетельствуют, что через некоторое время она действительно овладела турецким, арабским и персидским языками, научилась в совершенстве танцевать, декламировать современников, а еще играть по правилам чужой, жестокой страны, в которой она жила. Следуя правилам своей новой родины, Роксолана приняла ислам.
Ее главный козырь был в том, что Рустем-паша, благодаря которому она попала во дворец падишаха, получил ее в подарок, а не купил. В свою очередь он не продал ее кызлярагассы, пополнявшему гарем, а подарил Сулейману. Значит, Роксалана осталась свободной женщиной и могла претендовать на роль жены падишаха. По законам Османской империи рабыня никогда, ни при каких обстоятельствах не могла стать женой повелителя правоверных.
Через несколько лет Сулейман вступает с ней в официальный брак по мусульманскому обряду, возводит её в ранг баш-кадыны - главной (а фактически — eдинственной) жены и обращается к ней «Хасеки», что означает «милая сердцу».
Невероятное положение Роксоланы при султанском дворе изумляли и Азию, и Европу. Её образованность заставляла преклоняться учёных, она принимала иностранных послов, отвечала на послания иноземных государей, влиятельных вельмож и художников.Она не только смирилась с новой верой, но и обрела славу ревностной правоверной мусульманки, чем заслужила немалое уважение при дворе.
Однажды флорентийцы поместили парадный портрет Хюррем, для которого она позировала венецианскому художнику, в картинной галерее. То был единственный женский портрет среди изображений крючконосых бородатых султанов в огромных тюрбанах. «Ещё не было в оттаманском дворце другой женщины, которая бы имела такую власть» - венецианский посол Наваджеро, 1533 год.
Лисовская рожает султану четырех сыновей (Магомета, Баязета, Селима, Джехангира) и дочь Хамерие.Но наследником престола по-прежнему официально считался Мустафа — старший сын первой жены падишаха,черкешенки Гульбехар. Она и ее дети стали смертельными врагами властолюбивой и коварной Роксаланы.

Лисовская прекрасно понимала: пока ее сын не станет наследником престола или не сядет на трон падишахов, ее собственное положение постоянно находится под угрозой. В любой момент Сулейман мог увлечься новой красивой наложницей и сделать ее законной супругой, а какую-нибудь из старых жен приказать казнить: в гареме неугодную жену или наложницу живьем сажали в кожаный мешок, кидали туда же разъяренную кошку и ядовитую змею, завязывали мешок и по специальному каменному желобу спускали его с привязанным камнем в воды Босфора. Провинившиеся считали за счастье, если их просто быстро удавят шелковым шнурком.
Поэтому Роксалана очень долго готовилась и начала активно и жестоко действовать лишь по прошествии почти пятнадцати лет!
Ее дочери исполнилось двенадцать лет, и она решила выдать ее замуж за… Рустем-пашу, которому уже перевалило за пятьдесят. Зато он был в большом фаворе при дворе, близок к трону падишаха и, самое главное, являлся кем-то вроде наставника и «крестного отца» наследника престола Мустафы — сына черкешенки Гульбехар, первой жены Сулеймана.
Дочь Роксаланы выросла похожей лицом и точеной фигурой на красавицу-мать, и Рустем-паша с большим удовольствием породнился с султаном — это очень высокая честь для придворного. Женщинам не возбранялось видеться, и султанша ловко выведывала у дочери обо всем, что творилось в доме Рустем-паши, буквально по крупицам собирая нужные ей сведения. Наконец, Лисовская решила, что пора нанести смертельный удар!
Во время свидания с мужем Роксалана по секрету сообщила повелителю правоверных о «страшном заговоре». Милостивый Аллах сподобил ее вовремя узнать о тайных планах заговорщиков и позволил предупредить обожаемого супруга о грозящей ему опасности: Рустем-паша и сыновья Гульбехар задумали лишить падишаха жизни и завладеть троном, посадив на него Мустафу!
Интриганка хорошо знала, куда и как ударить — мифический «заговор» был вполне правдоподобен: на Востоке времен султанов кровавые дворцовые перевороты являлись самым обычным делом. К тому же Роксалана приводила как неопровержимый довод подлинные слова Рустем-паши, Мустафы и других «заговорщиков», которые слышала дочь Анастасии и султана. Поэтому зерна зла упали на благодатную почву!
Рустема-пашу немедленно взяли под стражу, и началось следствие: пашу страшно пытали. Возможно, он оговорил себя и других под пыткой. Но даже если он молчал, это только утвердило падишаха в действительном существовании «заговора». После пыток Рустема-пашу обезглавили.
Отсавались только Мустафа и его братья — они были препятствием на пути к трону первенца Роксаланы, рыжего Селима, и уже поэтому просто обязаны были умереть! Постоянно подстрекаемый женой, Сулейман согласился и отдал приказ умертвить своих детей! Пророк запретил проливать кровь падишахов и их наследников, поэтому Мустафу и его братьев удавили зеленым шелковым витым шнурком. Гульбехар сошла с ума от горя и вскоре скончалась.
Жестокость и несправедливость сына поразили валидэ Хамсе — мать падишаха Сулеймана, происходившую из рода крымских ханов Гиреев. При встрече она высказала сыну все, что думает о «заговоре», казни и любимой жене сына Роксалане. Нет ничего удивительного, что после этого валидэ Хамсе, мать султана, прожила меньше месяца: Восток знает толк в ядах!
Султанша пошла еще дальше: она повелела отыскать в гареме и по всей стране других сыновей Сулеймана, которых родили жены и наложницы, и всех их лишить жизни! Как оказалось, сыновей у султана нашлось около сорока человек — всех их, кого тайно, кого явно, убили по приказу Лисовской.
Таким образом, за сорок лет брака Роксолане удалось практически невозможное. Она была провозглашена первой женой, а ее сын Селим стал наследником. Но на этом жертвы не прекратились. Были задушены два младших сына Роксоланы. Некоторые источники обвиняют ее в причастности к этим убийствам - якобы это было сделано для того, чтобы упрочить положение ее любимого сына Селима. Однако достоверных данных об этой трагедии так и не было найдено.
Ей уже не удалось увидеть, как ее сын взошел на трон, став султаном Селимом II. Он процарствовал после смерти отца всего восемь лет — с 1566 по 1574 год — и, хотя Коран запрещает пить вино, был жутким алкоголиком! Его сердце однажды просто не выдержало постоянных чрезмерных возлияний, а в памяти народа он так и остался, как султан Селим-пьяница!
Никто уже никогда не узнает, какими были истинные чувства знаменитой Роксоланы. Каково оказаться молодой девочке в рабстве, в чужой стране, с навязанной чужой верой. Не только не сломиться,но и вырасти во владычицу империи, обрести славу во всей Азии и Европе. Стараясь стереть из памяти позор и унижение, Роксолана приказала скрыть невольничий рынок и поставить на его месте мечеть, медресе и богадельню. Та мечеть и больница в здании богадельни до сих пор носят имя Хасеки, так же как и прилегающий к ним район города.
Её имя, окутанное мифами и легендами, воспетое современниками и обличённое чёрной славой, навеки осталось в истории. Настасия Лисовская, чья судьба могла бы быть похожей на сотни тысяч таких же Настей, Христин, Олесь, Марий. Но жизнь распорядилась иначе. Никто не знает, сколько горя, слёз и несчастий перенесла Настасья на пути к Роксолане. Однако для мусульманского мира она так и останется Хюррем - СМЕЮЩАЯСЯ.
Роксолана умерла то ли в 1558, то ли в 1561 году. Сулейман I - в 1566 году. Он успел достроить мечеть величественную Сулейманийе - один из наибольших архитектурных памятников Османской империи,- возле которой покоится прах Роксоланы в восьмигранной каменной усыпальнице, рядом с тоже восьмигранной гробницей султана. Больше четырёхсот лет стоит эта усыпальница. Внутри под высоким куполом Сулейман велел высечь алебастровые розеты и украсить каждую из них бесценным изумрудом, любимым самоцветом Роксоланы.
Когда умер Сулейман, его гробницу тоже украсили изумрудами, забыв, что его любимым камнем был рубин.

Почему началось падение могущества Блистательной Порты? Невозможно назвать единственную причину. Обычно указывают на последствия открытие Америки, когда сменились направления крупнейших торговых коммуникаций, а приток испано-американского золота привел к девальвации турецкой валюты и высокому уровню инфляции.

Иван Айвазовский Синопский бой (дневной вариант, 1853)

Возможно, причины упадка накапливались постепенно в многомерном коммуникационном пространстве империи. В пространстве престолонаследия - это переход трона от Сулеймана Великолепного к Селиму II, известному как «горький пьяница» (восхождению к власти своего сына способствовала наложница Сулеймана украинка Роксолана). В геополитическом пространстве - это последнее великое морское сражение гребных флотов в 1571 году у берегов Греции, закончившееся поражением османов и освобождением христианского мира от заблуждения - веры в непобедимость турок. Погубила Османскую империю и коррупция, особо усилившаяся, когда султан стал получать свою долю от продажи собственных льгот (преференций). Эту идею султану подсказал фаворит, выходец из сельджукских правителей, рассматривающих османов как кровных врагов. Когда многочисленные причины и последствия упадка в каждом из геострат (геополитическом, геоэкономическом, конфессиональном, социокультурном и социопсихологическом) стратифицировались (наложились друг на друга) в многомерном коммуникационном пространстве, образовалась рубежная энергетика с разрушительным зарядом.

Иван Айвазовский Синопский бой 18 ноября 1853 г. (ночь после боя, 1853)

Иван Айвазовский Смотр российского Черноморского флота в 1849 году

Литература

Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм {XV-XVIII вв.), том 3. - М.: Прогресс, 1992.
Дергачев В.А. – В кн. Цивилизационая геополитика (Геофилософия). – Киев: ВИРА-Р, 2004.
Кинросс Лорд Расцвет и упадок Османской империи/Перевод с английского М.Пальникова. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1999.
Лоуренс Т.Э. Перемены на Востоке. - Иностранная литература, 1999, № 3.

«Геополитика сверхдержав»

Османская империя возникла в 1299 году на северо-западе Малой Азии и просуществовала 624 года, сумев покорить множество народов и превратиться в одну из самых великих держав в истории человечества.

С места – в карьер

Положение турок в конце XIII века выглядело бесперспективным, хотя бы по причине наличия Византии и Персии по соседству. Плюс султаны Конии (столица Ликаонии – области в Малой Азии), в зависимости от которых, пусть и формально, находились турки.

Однако все это не помешало Осману (1288-1326 гг.) территориально расширять и укреплять свое молодое государство. Кстати, по имени своего первого султана турки и стали называться османами.
Осман активно занимался развитием внутренней культуры и бережно относился к чужой. Поэтому многие греческие города, находившиеся в Малой Азии, предпочитали добровольно признать его главенство. Таким образом они «убивали двух зайцев»: и получали защиту, и сохраняли свои традиции.
Сын Османа – Орхан I (1326-1359 гг.) блестяще продолжил дело отца. Объявив, что собирается объединить всех правоверных под своей властью, султан отправился покорять не страны востока, что было бы логично, а западные земли. И первой на его пути встала Византия.

К этому времени империя находилась в упадке, чем турецкий султан и воспользовался. Как хладнокровный мясник он «отрубал» область за областью от Византийского «тела». Вскоре вся северо-западная часть Малой Азии оказалась под властью турок. Закрепились они и на европейском побережье Эгейского и Мраморного морей, а также Дарданелл. А территория Византии сократилась до Константинополя и его окрестностей.
Последующие султаны продолжили экспансию Восточной Европы, где успешно воевали против Сербии, Македонии. А Баязет (1389 -1402) «отметился» разгромом христианского войска, которое в Крестовый поход против турок повел король Сигизмунд Венгерский.

От поражения до триумфа

При том же Баязете случилось одно из самых тяжелых поражений османского войска. Султан лично выступил против армии Тимура и в битве при Анкаре (1402) он был разгромлен, а сам угодил в плен, где и умер.
Наследники всеми правдами и неправдами пытались взойти на престол. Государство оказалось на грани гибели из-за внутренних смут. Лишь при Мураде II (1421-1451 гг.) ситуация стабилизировалась, и турки сумели вернуть контроль над потерянными греческими городами и завоевать часть Албании. Султан мечтал и окончательно расправиться с Византией, но не успел. Стать убийцей православной империи было суждено его сыну – Мехмеду II (1451-1481 гг.).

29 мая 1453 года для Византии настал час Х. Турки осаждали Константинополь два месяца. Столь непродолжительного времени оказалось достаточно, чтобы сломить жителей города. Вместо того чтобы всем взяться за оружие, горожане просто молили бога о помощи, не выходя сутками из церквей. Последний император Константин Палеолог попросил помощи у Папы Римского, но тот потребовал взамен объединение церквей. Константин ответил отказом.

Возможно, город бы и продержался еще, если бы не предательство. Один из чиновников согласился на подкуп и открыл ворота. Он не учел одного важного факта – у турецкого султана помимо женского гарема был еще мужской. Туда-то и попал миловидный сын предателя.
Город пал. Цивилизованный мир замер. Теперь все государства и Европы, и Азии поняли, что настало время новой сверхдержавы – Османской империи.

Европейские походы и противостояния с Россией

Останавливаться на достигнутом турки и не думали. После гибели Византии уже никто не закрывал им дорогу в богатую и неправоверную Европу, даже условно.
Вскоре к империи была присоединена Сербия (кроме Белграда, но турки захватят ее в XVI веке), Афинское герцогство (и соответственно, большая часть всей Греции), остров Лесбос, Валахия, Босния.

В Восточной Европе территориальные аппетиты турок пересеклись с интересами Венеции. Правитель последней быстро заручился поддержкой Неаполя, Папы и Карамана (ханство в Малой Азии). Противостояние длилось 16 лет и закончилось полной победой Османов. После этого уже никто им не мешал «добрать» оставшиеся греческие города и острова, а также присоединить Албанию и Герцеговину. Турки так увлеклись расширением своих границ, что успешно атаковали даже Крымское ханство.
В Европе началась паника. Папа Сикст IV начал строить планы по эвакуации Рима, а заодно поспешил объявить Крестовый поход против Османской империи. На призыв откликнулась одна Венгрия. В 1481 году Мехмед II умер, и эпоха великих завоеваний временно прекратилась.
В XVI веке, когда внутренние смуты в империи утихли, турки вновь направили оружие на соседей. Сначала была война с Персией. Хоть турки в ней и победили, но территориальные приобретения были незначительны.
После успеха в североафриканских Триполи и Алжире, султан Сулейман в 1527 году вторгся на территорию Австрии и Венгрии и уже через два года осадил Вену. Взять ее не удалось – помешала плохая погода и массовые болезни.
Что касается отношений с Россией, впервые интересы государств столкнулись в Крыму.

Первая война произошла в 1568 году и закончилась в 1570 победой России. Империи воевали друг с другом на протяжении 350 лет (1568 - 1918) - одна война приходилась в среднем на четверть века.
За это время было 12 войн (в том числе Азовская, Прутский поход, Крымская и Кавказский фронт во время Первой мировой). И в большинстве случаев победа оставалась за Россией.

Рассвет и закат янычар

Рассказывая об Османской империи нельзя не упомянуть о ее регулярных войсках - янычарах.
В 1365 году по личному приказу султана Мурада I была сформирована янычарская пехота. Комплектовалась она христианами (болгары, греки, сербы и так далее) в возрасте от восьми до шестнадцати лет. Таким образом работал девширме – налог кровью – которым были обложены неправоверные народы империи. Интересно то, что сначала жизнь у янычар была довольно тяжелая. Они жили в монастырях-казармах, им запрещалось заводить семью и какое-либо хозяйство.
Но постепенно янычары из элитного рода войск стали превращаться в высокооплачиваемую обузу для государства. К тому же, эти войска все реже и реже принимала участие в военных действиях.

Начало разложению было положено в 1683 году, когда вместе с христианскими детьми в янычары стали брать и мусульманских. Богатые турки отдавали туда своих детей, решая тем самым вопрос об их успешном будущем – они могли сделать хорошую карьеру. Именно янычары-мусульмане стали заводить семьи и заниматься ремеслами, а также торговлей. Постепенно они превратились в алчную, наглую политическую силу, которая вмешивалась в государственные дела и участвовала в свержении неугодных султанов.
Агония продолжалась до 1826 года, когда султан Махмуд II упразднил янычар.

Гибель Османской империи

Частые смуты, завышенные амбиции, жестокость и постоянное участие в каких-либо войнах не могли не сказаться на судьбе Османской империи. Особенно критичным оказался XX век, в котором Турцию все сильнее раздирали внутренние противоречия и сепаратистский настрой населения. Из-за этого страна сильно отстала в техническом плане от Запада, поэтому начала терять некогда завоеванные территории.

Роковым решением для империи стало ее участие в Первой мировой войне. Союзники разгромили турецкие войска и устроили раздел ее территории. 29 октября 1923 года появилось новое государство - Турецкая республика. Ее первым президентом стал Мустафа Кемаль (впоследствии, он смел фамилию на Ататюрк – «отец турок»). Так закончилась история некогда великой Османской империи.

Министерство внутренних дел Украины

Национальный университет внутренних дел

Контрольная работа

по курсу “История государства и права зарубежных стран

на тему

“Право Османской империи”

Выполнил:
Шевцов И.П.


Проверил: доц. Пр.


План

1. Государственное устройство Османской империи.

2. Шариат.

3. Султанские канун-наме.

4. «Маджаллат ал-Ахкам ал-Адлийя» (Кодекс правовых норм, 1869–1876).

5. Выводы.


В данной работе рассматриваются базовые принципы и эволюция правовой системы одного из крупнейших государств Средневековья – Османской империи. Задача исследования – использовать сохранившиеся или реконструированные правовые памятники этого государства, а также источники, отображающие современные исследования этой области. Необходимо отметить как общую важность роли Османской империи среди остальных стран Средневекового Востока, так и её влияние на находящиеся в непосредственной близости украинские земли. Следует подчеркнуть некоторые факторы, которые придают дополнительную актуальность исследуемой проблеме в наше время. Возможно, одной из важнейших особенностей геополитической ситуации в мире является так называемый конфликт «Восток–Запад»: конфликт западной и восточной культур, западных и восточных ценностей. Осенью 2005 г. во Франции (погромы выходцев из мусульманских стран) обозначился один профиль конфликта, а события вокруг публикации карикатур на пророка Мухаммада в начале 2006 г. – это новое подтверждение напряженных отношений, виток длительного противостояния цивилизаций. Одной из центральных проблем современного мирового сообщества является терроризм. Причём, очень часто он связан с радикальными исламистскими течениями. В этом отношении важно отметить взаимосвязь исламистского проявления терроризма и джихада, который включает в себя «священную войну против неверных» (джихад меча или малый джихад (газават) – вооружённое сопротивление врагам ислама). Именно эта теория, быть может, и формально, легла в основу современных радикальных организаций исламистского направления, например Аль-Каиды, результатом деятельности которой, стал один из самых громких терактов в мировой истории – 11 сентября в Нью-Йорке. Некоторые из узаконенных правил джихада происходят из Корана или из хадисов – информации о поступках, одобрениях или изречений пророка Мухаммада. А хадисы, в свою очередь, являются источником шариата – мусульманского права. Особое внимание следует обратить на эволюцию, произошедшую в правовой системе правонаследницы Османской империи. Турецкая республика – практически единственное государство, в котором не сохранилось влияние ранее господствовавшего мусульманского права. Новая правовая система строилась уже по европейской модели, например, турецкий гражданский кодекс, базирующийся на шведском, предоставил гражданские права женщинам и запретил полигамию. Конституция Турции 1982 г. объявила республику демократическим, светским и социально-правовым государством.

Отдельно следует сказать об источниках, использующихся в данной работе. Для получения общей информации по истории Османской империи и мусульманскому праву были преимущественно использованы учебники для юридических и исторических факультетов. Их названия включены в список литературы в конце работы. В частности, это учебник Скакун О.Ф. «Теория государства и права» и книга Васильева Л.С. «История Востока». Также были использованы переводы на русский язык, непосредственно, отдельных правовых памятников, таких как, например, «Книга законов султана Селима I» (пер. Тверитиновой А.С., 1969). Необходимо сказать о характерной черте средневековых правовых памятников Османской империи. Наиболее серьезные работы, содержащие анализ данных по этой теме, принадлежат видному турецкому специалисту, профессору Стамбульского университета Омеру Лютфи Баркану. О.Л. Баркан отметил, что большие трудности для всестороннего исследования турецкого законодательства в средние века создаются отсутствием в архивах Турции официальных текстов даже тех законодательных сводов, которые известны историкам по различным публикациям. Очевидно, следствием этого является и недостаточно обширная информация в литературе по общей истории государства и права. И в заключение, автор этой работы проанализировал ряд современных статей в СМИ, посвященных мусульманским праву и культуре, в том числе иностранных (англоязычных).

Высокое Османское Государство (Османская империя) появилось вследствие завоеваний Анатолии (Малой Азии) в 11 в. турками-сельджуками, которые овладели землями, ранее принадлежавшими Византии, и ассимилировали её, преимущественно, греческое население. Наследниками первых тюрок-завоевателей стала Османская империя, которая завершила завоевание Византии взятием в 1453 году Константинополя. На вершине своего могущества, в правление Сулеймана «Великолепного» (1520-1555), империя простиралась от Вены до Персидского залива, от Крыма до Марокко. Период Османской империи закончился после окончания Первой мировой войны, когда она распалась на множество независимых государств, а турецкие земли вошли в современную Турецкую республику.

Османская империя на протяжении 6 столетий развила достаточно сложное государственное устройство. В годы правления Османа (1288 – 1326) формируется могущественное военное государство, абсолютистское, по сути, хотя полководцы, которым султан давал разные области в управление, часто оказывались самостоятельными и неохотно признавали верховную власть султана. Этот период обозначен созданием Османской системы государственного управления, которая оставалась практически неизменной на протяжении четырёх столетий. Преимущественно по практическим причинам (торговля, налоги), Османское государство относительно терпимо относилось к немусульманам, в частности не практиковалось принудительное обращение в ислам. Было введено понятие «миллет», согласно которому, религиозные и этнические меньшинства получали возможность быть независимыми от центральной власти в решениях своих вопросов. Миллет был трактовкой мусульманских правил обращения с немусульманским меньшинством (дхимми). Лидером каждого миллета был этнарх, чаще всего религиозный иерарх, как, например, Патриарх Константинопольский, который подчинялся непосредственно Османскому Султану. Миллеты обладали реальной властью – они устанавливали свои собственные законы, а также собирали и распределяли налоги. Когда член одного миллета совершал преступление по отношению к члену другого, применялся закон потерпевшего, однако если дело было связано с членом мусульманской общины, то использовалось первостепенное мусульманское право – шариат. Соседние государства, которые оказались в вассальном подчинении по отношении к Османской империи, были вынуждены платить налоги султану, а также предоставлять свои формирования в случае Османских военных кампаний. Многие вассальные государства со временем преобразовывались в провинции непосредственно империи. Однако были и такие, которые не стали провинциями, как, например Крымское ханство, впоследствии отошедшее к Российской империи.

В Османской империи не было строгого правила передачи султанской власти по праву первородства (от отца к старшему сыну) или по праву старшинства (старшему брату). Хотя корона нередко переходила к сыну султана, система наследования часто изменялась и была неустойчивой. Государственный аппарат, как и вся система администрации, вся внутренняя структура империи, был очень близок к классическому эталону, который соответствует генеральной схеме командно ‑ административной структуры традиционного Востока, включая институты власти ‑ собственности и централизованной редистрибуции (перераспределения). Все земли империи считались государственными, а распоряжался ими от имени султана аппарат власти. На завоеванных территориях формы землевладения частично изменялись в соответствии с османскими стандартами, частично оставались прежними, но при этом все же приводились в соответствие с теми порядками, которые были приняты в империи. Хотя султан и был верховным монархом, он имел множество советников и министров. Наиболее могущественными среди них были визири и Диван (по сути – правительство), подчиняющиеся Великому визирю. Диван представлял собой совет, на котором визири обсуждали политику империи. Обязанностью Великого визиря было сообщать султану мнение Дивана. Диван состоял от 3 визирей в 14 веке до 11 – в 17 веке. Деятельность правительства регламентировалась принятым при Мехмеде II (1444–1481) сводом законов Канун‑наме, а также исламским правом, шариатом. Организационно центральный аппарат власти состоял из трех основных систем – военно‑административной, финансовой и судебно‑религиозной. Каждая из них была представлена как в центре, так и на местах. Возглавлявшаяся самим Великим визирем военно-административная система являла собой костяк всей структуры империи. Страна к XVI в. была разделена на 16 крупных областей-эялетов, возглавлявшихся губернаторами‑бейлербеями, подчиненными Великому визирю и отвечавшими за положение дел в своих областях – прежде всего за боеспособность тех частей, которые всегда должна была быть готовой выставить та или иная область. Бейлербеям, в свою очередь, подчинялись уездные военачальники‑управители санджакбеи (уездов-санджаков в стране было около 250), административно ответственные за свои уезды. В уездах власть санджакбея была очень сильна, хотя формально она регулировалась уездными Канун‑наме, которые со временем были созданы для каждого санджака. И, наконец, на низшем уровне власти вся военно-административная система опиралась на тимариотов, подчиненных санджакбеям и отвечавших перед ними как за боеспособность и экипировку выставляемых от своего тимара-землевладения воинов-сипахи, так и за сохранение административного порядка среди местного населения.

В функции финансового ведомства, возглавлявшегося визирем-дефтердаром и представленного на областном и уездном уровнях специальными чиновниками с подчиненными им писцами, входило вести строгий учет ресурсов и доходов казны, определять размеры налогов и податей, различного рода повинностей. Видимо, именно чиновники этого ведомства должны были строго контролировать сумму налогов с каждого тимара, включая ту ее долю, которая доставалась тимариоту, и превышать которую он не имел права. Система налогов в империи была достаточно сложной, особенно если учесть, что находившиеся на полуавтономном положении некоторые отдаленные провинции имели свои традиционные типы налогов. Однако в целом система была стройной и жестко обязательной. Она подразделялась на две основные части – законные налоги (т.е. соответствовавшие шариату – десятина-ушр с мусульман, харадж и подушная подать джизия с немусульман, закят с имущих и соответствующие более тяжелые пошлины с немусульман, особенно с богатых горожан, и т.п.) и дополнительные поборы, к числу которых относились различные местные и чрезвычайные налоги, пошлины, подати. От налогов, кроме служивых, было освобождено мусульманское духовенство, как служилое (судьи-кади и др.), так и неслужилое (улемы).

На долю судебно-религиозной системы в рамках общей административно-политической структуры империи приходилась функция контроля над образом жизни и поведением населения. Возглавляемая на уровне центрального правительства шейх-уль-исламом и представленная на уровне губернаторств несколькими (вначале лишь двумя) кади-аскерами, эта система на уездном уровне замыкалась мусульманскими судьями-кади и их помощниками. Судьи-кади были, прежде всего, судьями, решавшими от имени ислама и по поручению властей все судебные дела, касавшиеся мусульман. Но это была только часть их функций, хотя и основная, важнейшая. Кроме того, кади выступали в функции нотариусов, фиксировавших документы и сделки, а также посредников разрешавших торговые, финансовые и прочие споры, контролеров, следивших за регламентацией доходов и порядком сбора налогов, за установлением цен, за порядком и характером общественных работ и т.п. Словом, в типичных для исламских структур условиях слитности политики и религии, состоявшие на административной службе кади были и духовниками, и чиновниками. В том, что касалось иных, немусульманских слоев населения, аналогичные функции были возложены на руководителей соответствующих религиозных общин-миллетов – греческо-православной, армяно‑григорианской, иудейской, получивших для этого широкие полномочия.

В итоге следует отметить основные принципы, на которых базировалась концепция Османского государства. Важно выделить религиозную составляющую, являющуюся неотъемлемой основой, фундаментом государственности. Отсюда вытекает корень всей правовой системы Османской империи – шариат. Следующая особенность – слабая централизация государственной власти. Показательным в данном случае является наличие миллетов – этническо-религиозных автономий, осуществлявших достаточно независимое от султанской власти самоуправление.

Следующей темой для рассмотрения будут основные принципы и область применения шариата. Шариат ( – надлежащий (правильный) путь, образ действия) – совокупность , - и , охватывающая все стороны жизни , провозглашенных «вечным и неизменным» . Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс её развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммаде) до одной из крупнейших империй VIII-X вв. при династиях Омейядов и Аббасидов. После падения Арабского халифата мусульманское право стало действующим в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам (в том числе в Османской империи).

Согласно исламским традициям, главными источниками шариата являются Коран и Сунна, а все прочие источники не должны им противоречить. Ниже приведём список базовых источников шариата:

В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покорённых в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты).

Таким образом, можно подытожить, что шариат является стержнем исламской религиозно-правовой системы большинства мусульманских стран. Эта система распространилась на территории всех стран, находящихся под влиянием Арабского Халифата, в частности, Османской империи. И сейчас, хоть и, не являясь реально действующим законодательством, он всё же оказывает воздействие на социальную жизнь наследницы Османской империи – Турции.

Производным от шариата источником права были указы и распоряжения халифов – фирманы. В последующем с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть всё возрастающую роль законы – кануны. Фирманы и кануны не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его, прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственных органов и регулирующих административно-правовые отношения государственной власти с населением. Правовая система, построенная на законах-канунах, разрешала вопросы непосредственно не отражающиеся в законах шариата, и, фактически, была светским законодательством султана. К первой половине XV в. относятся и первые попытки кодификации османского феодального права в виде сводов законодательных положений (канун-наме) по отдельным провинциям государства. В них обобщались положения по административным, финансовым и уголовным делам, устанавливались принципы налогообложения различных групп податного населения, регулировались вопросы поземельных отношений с учетом практики, сложившейся в данных районах к моменту их включения в Османское государство. С точки зрения мусульманского права подобные кодексы представляли новшество, умалявшее роль шариата. Составлявшие их законоположения базировались в основном на нормах обычного права и регламентах, действовавших до османского завоевания, и потому иногда существенно расходились с шариатскими догмами, которыми обычно руководствовались мусульманские судьи – кади. Позже, в годы правления султана Мехмеда II Фатиха (1451-1481), на их основе были составлены общие канун-наме (Фатих Кануннамеси), ставшие обязательными руководствами при решении государственных дел и в практике шариатских судов. Тексты постановлений первых османских правителей до нас не дошли. Лишь из сочинений летописцев и позднейших записей законоведов известно, что Османом были установлены правила взимания базарных пошлин и объявлен закон о порядке раздачи тимарных владений, а при Орхане, в 1328 г., было принято решение о чекане собственных монет (акче), о введении особой одежды (в частности, белых колпаков) для военных ленников (сипахи; лиц в васальной зависимости), “чтобы можно было видеть различия между ними и простолюдинами (райятами)”, о создании иррегулярного пехотного войска яя и мюселлемов, содержавшихся на жалованье в военное время и распускавшихся по деревням для занятия земледелием по окончании войны. Султан Мурад I, по совету бейлербея Румелии Тимурташ-паши, уточнил порядок наследования тимаров и исполнения их владельцами военно-ленных обязанностей, а также установил закон об отчислении в пользу казны 1/5 стоимости доставляемой турецкими завоевателями из походов военной добычи и в том числе пленных, определив цену каждого пленного-раба в 25 акче. При султане Баязиде I была установлена такса для кади за написание ими свидетельств, прошений и тому подобных документов, а также за исполнение различных судебных обязанностей. Перечисленные и многие другие постановления первых османских султанов, по-видимому, оставались в разрозненном, не систематизированном состоянии, по крайней мере, до второй половины XV в. Первая кодификация их относится к периоду султана Мехмеда II Фатиха, о чем мы можем судить по дошедшим до нас текстам двух законодательных сводов (канун-наме) этого времени. Один из них содержит три части: 1) табель о рангах, 2) основы придворного церемониала и правила назначения сановников и их детей на государственные должности, 3) несколько статей о наказаниях за уголовные проступки, определение содержания сановным лицам и их титулатуру.

После Мехмеда II Фатиха, издателем канун-наме выступил султан Баязид II (1418-1512). В этом сборнике законов расширялись правила религиозных сборов и налогов с тимаров. Султан Сулейман Великолепный (1494-1556), называемый ещё Кануни (Законодатель), установил ещё более сложную систему правил канун-наме: начиная от прав и ответственности воинов тимар-сипахи, заканчивая правилами внешнего вида. Новые законы также издавались для завоёванных стран и регионов. Так, например, в 1520 г. был издан канун-наме Амфиссы (Канун-Наме-и Сална), который регулировал, главным образом, порядок сборов налогов и таможенных пошлин в районах Центральной Греции, находящейся под Османским владычеством. Так, например, в канун-наме Амфиссы говорится: «С неверных, которые достигли зрелого возраста, взимается 25 акче в качестве испендже (земельного налога); с [неверных], состоящих в браке, взимается 6 акче в качестве налога на сено, со вдов кяфиров (т.е. немусульман) взимается испендже в 6 акчe». Или о таможенных пошлинах (бадж) на продовольствие, одежду и прочее: «За продажу невольника или невольницы взимается 4 акче как с продавца, так и с покупателя, что в целом составляет 8 акче» .

Основные этапы в развитии османского законодательства после Мехмеда II историки Турции связывают с именами султанов Сулеймана Кануни (1520-1666), Ахмеда I (1603-1617) и с деятельностью, преимущественно в XVI-XVII вв., многих законоведов (шейх уль-исламов и др.).

Из вышеизложенного можно заключить, что султанские канун-наме были одним из важнейших источников права в Османской империи. Весьма существенным является и то обстоятельство, что дальнейшее развитие османских правовых концепций связано именно с теми, пусть еще недостаточно систематизированными положениями, которые изложены в этих сводах султанских законов.

В 1869-1877 гг. был принят “Маджаллат ал-Ахкам ал-Адлийя” (“Кодекс правовых норм”), который ещё называют Гражданским кодексом Османской империи. После появления кодекса судьи (кади) были обязаны в первую очередь применять ее нормы, а не основывать свои решения на доктринальных толках. Кодекс запрещал толкование вопросов, урегулированных его нормами. Преимущественное внимание в этом кодексе (ещё одно название – Маджалла) уделяется вопросам гражданского и судебного права. Маджалла стала первой серьезной попыткой кодифицировать нормы мусульманского права, значение которых невозможно переоценить, некоторые гражданские кодексы арабских стран до сих пор включают отдельные положения данного источника, например, до настоящего времени в законодательстве Кувейта и др. стран сохраняются отдельные нормы, заимствованные из «Маджаллы». Её действие распространялось на большинство арабских стран, входивших в состав Османской империи (за исключением Египта). Кодекс регулировал вопросы правоспособности, но не затрагивал семейных отношений, которые в соответствии с принципом свободы веры и персонального права последователей многочисленных сект и толков продолжали регулироваться различными традиционными школами мусульманского права. Маджалла действовала в Турции до 1926, в Ливане – до 1931, в Сирии – до 1949, в Иране – до 1953, в Иордании – до 1976 г. В настоящее время ее действие частично сохраняется в Израиле, Кувейте и на Кипре. В Маджалле широко представлены принципы правового регулирования, сформулированных в результате толкования казуальных предписаний мусульманского права и рассматриваемых в качестве исходного пункта для применения конкретных правовых норм. Значительное число данных статей посвящено ответственности за причиненный вред. Сюда вошли такие правила, как «ущерб не устраняется ущербом» (ст. 25), «ущерб не бывает давним» (ст. 7), «больший вред устраняется меньшим» (ст. 27), «вреда избегают по мере возможности» (ст. 31), «взыскание по приобретенному» (ст. 87) и др. Основаниями наступления гражданско-правовой ответственности считаются нарушение условий договора, незаконное завладение чужим имуществом и причинение ущерба чужому имуществу («итлаф»). В «итлаф» мусульманские правоведы включали и неумышленные преступления против личности (убийство; телесные повреждения), ответственность за которые также носила компенсационный характер. Одновременно ответственность за преступления наступала и по уголовному законодательству. Концепция «итлаф» различает прямое и косвенное причинение ущерба чужому имуществу. Во втором случае между квалифицируемым действием и наступлением ущерба обязательно должен быть разрыв в виде другого действия или события. По правилу ст. 92 и 93 Маджаллы бремя ответственности за ущерб возлагается на лицо, действия которого прямо привели к ущербу: причинивший его косвенно несет ответственность только в случае, если его действия были умышленными.

Таким образом, «Кодекс правовых норм» является первым законодательным актом, закрепившим нормы мусульманского права как целостной системы в виде государственного закона. В дальнейшем эти положения были приняты законодательством целого ряда стран Азии и Африки на уровне отраслей или даже отдельных норм.

Следует сделать некоторые выводы из настоящей работы. Во-первых, нужно констатировать тот факт, что особенностью правовых систем, в государствах, господствующей религией в которых стал ислам, является жесткая связь права и государственной системы власти с религией. Даный тип правовых систем кардинальным образом отличается от западного (европейского типа). Исследователи обычно называют клас таких систем традиционно-религиозными. Главными источниками права в этом случае являются священные книги, высказывания пророков (в частности, в исламе – Коран и Сунна), а также правовые традиции и обычаи, присущие данному этносу или региону. Ещё одной характерной чертой мусульманского права, можно назвать широко распространённый принцип авторитета: нормами права становились отдельные решения пророков, исторических личностей, религиозных лидеров, начиная от пророка Мухаммада, и заканчивая отдельными муфтиями (фетвы). Во-вторых, кроме анализа самой сущности права Османской империи, необходимо сделать выводы, исходя из временного ракурса, тоесть трансформации правовой системы с течением времени. Значительные изменения произошли за 7 веков в Малой Азии, начиная от жесткого применения норм шариата в период тюрков-сельджуков, завоевавших Анатолию. Важную роль сыграл Арабский Халифат, который заложил основы мусульманской религиозно-правовой системы. Далее взаимоотношение религиозных норм и султанского права, развивалось в сторону возрастания роли последнего, хотя и не отменявшего никогда законов шариата. Показательными в данном плане являются своды законов, изданные Сулейманом Великолепным (Кануни). И, наконец, важнейшим собитием в истории права Османской империи, стало издание «Кодекса правовых норм» (Маджаллы) в конце 19 в, который ещё более ограничил действие норм религиозного права. Появился принцип, указывающий, в первую очередь использовать нормы, выписанные в Маджалле. В качестве заключения, нужно сказать, что и после исчезновения Османской империи с политической карты мира в 1923 г., тендеции уменьшения роли религиозного права остались неизменными, что, в конце концов, привело к объявлению Турции демократическим и светским государством.


Дописать хоть какую-то литературу по Маджалле

Есть в «Антология мировой правовой мысли. Том 1. Античный мир и Восточные цивилизации / Рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 1999. – 750 с.»

Список использованных источников и литературы

1. Васильев Л.С. История Востока: В 2-х т. Т. 1. –М., 1998.

2. Законоположение об Амфиссе. (пер. Й. Кабрды) // Восточные источники по истории народов юго-восточной и центральной Европы. Т. 1. - М., Институт Востоковедения, 1964.

3. История Востока. В 6 т. Т.2. / Гл. ред. Р.Б. Рыбаков. - М.: Восточная литература, РАН, 1997.

4. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. проф. Крашенинниковой И. А. и проф. Жидкова О. А. - М.: Издательство НОРМА, 2003.

5. Книга законов султана Селима I. (пер. Тверитиновой А. С.) - М., Главная редакция восточной литературы, 1969

6. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА, 2002.

7. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. – Харьков: Консум; Университет внутр. дел, 2000.

8. Сюкияйнен Л.Р. Запад и Восток – тлеющий конфликт // Независимая газета. – <#"#_ftnref1" name="_ftn1" title=""> Сюкияйнен Л.Р. Запад и Восток – тлеющий конфликт // Независимая газета. – <#"#_ftnref2" name="_ftn2" title=""> Fiona Symon. Analysis: The roots of jihad // BBC News. – #"#_ftnref3" name="_ftn3" title=""> Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА - М., 2002. – с. 471 – 473

Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. – Харьков: Консум; Университет внутр. дел, 2000. – с. 650.

Васильев Л.С. История Востока: В 2-х т. Т. 1. –М., 1998. Глава 4, - с. 225-227.

История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. проф. Крашенинниковой И. А. и проф. Жидкова О. А. - М.: Издательство НОРМА, 2003. - с. 551.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.