Тема родины в поэзии тютчева. Несколько интересных сочинений. Пустеет воздух, птиц не слышно боле

" Родина в лирике А.Фета и Ф.Тютчева"

Курбашнова Т. Н. , учитель русского языка и литературы

В 9-м классе это первое знакомство с творчеством А.Фета и Ф.Тютчева. Поэтому важно донести до учащихся красоту и глубину их стихов, то, как происходит познание родины в лирике Тютчева и Фета; выяснить особенности напевного стиха А.Фета , философского стиха Ф.Тютчева ; научиться понимать смысл поэтического текста. Это первый урок по лирике этих поэтов, поэтому разумно провести его, на наш взгляд, ярко, нестандартно, чтобы учащиеся увидели полноту восприятия мира и любви ко всему, что нас окружает в стихах этих замечательных поэтов.

До урока учащиеся получили задание познакомиться с биографией и творчеством А.Фета и Ф.Тютчева, прочитать и понять, в чем наблюдается сходство и различие в стихах поэтов: А.Фет “Я потрясен, когда кругом //Гудят леса, грохочет гром…”, “Как нежишь ты, серебряная ночь…”, “Шепот, робкое дыханье…”, “Долго снились мне вопли рыданий твоих…”, “Сияла ночь. Луной был полон сад…” и др.; Ф.Тютчев “Чему бы жизнь нас не учила…”, Сияет солнце, воды блещут…”, “Тени сизые смесились…”, “Молчание”, “О, как убийственно мы любим…” и др.

Оборудование урока:

    Портрет А.Фета

    Портрет Ф.Тютчева

    Грамзаписи романсов на стихи Ф.Тютчева и А.Фета.

Эпиграфы к уроку:

Целый мир от красоты…” А.Фет

Все во мне и я во всем…” Ф.Тютчев

1.

Организационный момент

Начинается урок с исполнения романса на стихи А.Фета “На заре ты ее не буди” (романс можно прослушать в грамзаписи, на нашем уроке его исполняла ученица под аккомпанемент учителя музыки).

Слово учителя. Этот замечательный романс на стихи известного русского поэта А.Фета. Удивительные стихи, удивительная музыка…

Наш сегодняшний урок посвящается пленительным стихам двух самых удивительных поэтов 19 века – Ф.И.Тютчеву и А.А.Фету.

Это уже не первая встреча с ними, многое вы уже знаете о их судьбе и произведениях. Но сегодня мы прикоснемся к сложному миру их лирики, чтобы еще глубже понять, как эти поэты познают родину, Россию. На примере стихотворений Тютчева и Фета мы попытаемся увидеть, как, отображая окружающий мир в тончайших его переливах, поэты прикасаются к тайнам души человека, души природы, проявляя любовь к жизни, а значит, любовь к родине.

- Из чего, на ваш взгляд, складывается любовь к родине?

(Русская березка, весенняя гроза, “трусишка зайка серенький”, любимая женщина, встретившаяся на пути, -- и множество других важных и неважных проявлений.

Любовь к родине – это любовь к жизни, а любовь к жизни – это сотворчество со всем живым. Любовь к женщине не может возникнуть без любви к ближнему. А любви к ближнему не бывает без сочувственного отклика на все проявления бытия: будь то гроза, солнце, трава, река, мышь-полевка – и мало ли что ещё.)

- Так значит, можно сказать, что “целый мир от красоты”?

А.Фет “Целый мир от красоты…”. (Быков М.)

Стихотворение это у каждого ученика есть на столе.

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать его начало.

Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, – человечно –

Говорит в своем стихотворении А.Фет, строки из которого я и взяла эпиграфом к нашему уроку.

Учитель:

Прочитайте еще раз стихотворение самостоятельно и скажите, как понимаете смысл его? Какую фразу можно считать ключевой? (“То, что вечно – человечно”).

-Как вы её объясните?

-Что имел в виду поэт под словом “вечно”?

-Какой художественный прием использует Фет в этом стихотворении? (Прием антитезы, используя антонимы).

Но мы сегодня рассматриваем лирику двух поэтов, живших в одно время. А значит, нужен ещё один взгляд на красоту окружающего мира, взгляд Ф.Тютчева. Прослушайте его стихотворение “Тени сизые смесились…”

(Стихотворение читает подготовленный ученик):Швецова Евгения.

Тени сизые смесились,
Цвет поблёкнул, звук уснул –
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!...
Все во мне – и я во всем!...

Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, темный, благовонный,
Всё залей и утиши.
Чувства – мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!

Подумайте, о чем это стихотворение. Как можно его интерпретировать?

Тютчева и Фета часто называют певцами природы. Но подумайте, они рассматривают природу отдельно или она связана с чем-то ещё?

(Тютчев и Фет – певцы природы, но они не рассматривают её отдельно, для них важна гармония души человека и природы, взаимодействие природы с душой человеческой.)

Природа часто заставляет поэта задуматься, размышлять о жизни. Как называются стихотворения, в которых поэт размышляет о жизни и смерти, о месте человека в мире, о красоте и безобразном? (Философская лирика )

(Перед нами стихотворение о душе в сумерках и о душе сумерек).

Какая строка из этого стихотворения отражает тему нашего урока, которую можно взять эпиграфом к уроку? (“ Всё во мне – и я во всем”).

Объясните её, связав с первым эпиграфом.

Итак, “целый мир от красоты”…А.А. Фет во всем видит красоту, особенно в природе. Он замечает едва уловимые движения света и воздуха, малейшие изменения цветовой гаммы пейзажа и, выбрав свои краски, изображает свои впечатления, превращая мгновенное в вечное. Не об этом ли стихотворение “ Шепот, робкое дыханье…”, которое считают “визитной карточкой” поэта.

(Подготовленный ученик читает стихотворение А.Фета “Шепот, робкое дыханье…”) Глаголева Люда

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Учитель: В чем особенность этого стихотворения?

(В стихотворении нет центрального образа. Какие-то смутные очертания да неясные звуки. Поэт передает неповторимость происходящего . Все стихотворение – одно большое сложное предложение, состоящее из цепочки назывных. Стихотворение, в котором нет ни одного глагола.

Л.Н.Толстой заметил: “В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина…”

Постепенно из звуков, дыхания ночи, отблесков ручья возникает “милое лицо” в его “волшебных волнениях-изменениях”).

Какие части речи присутствуют? (сущ.,прилаг.)

Это стихотворение исполнено трепета жизни, движения, несмотря на то, что в нем, действительно, нет ни одного глагола. Движение в нем не бурное, резкое, порывистое, а затаенное, едва приметное. Существительные и прилагательные в этом стихотворении силой искусства обретают художественные качества глаголов.)

Это стихотворение, как и многие другие стихотворения А.Фета, написано в импрессионистской манере. Что такое импрессионизм?

(Сообщение учашегося: Имрпессионизм как художественное направление происходит от французского слова, означающего “впечатление”. Предметы рисуются не в полном объеме и конкретности, а в неожиданном освещении, с какой-то неожиданной стороны, как они представляются художнику).

(Запись в тетрадях: Импрессионизм в поэзии – изображение предметов не в их целостности, а словно бы в мгновенных и случайных снимках памяти. Предмет не столько изображается, сколько фиксируется. Перед нами проходят отдельные обрывки явлений, но эти “обрывки”, взятые вместе, образуют цельную и психологически очень достоверную картину).

(Звучит романс в грамзаписи на стихи А.Фета “Весенние воды”).

- “Целый мир от красоты…” Можно ли назвать поэзию Ф.Тютчева импрессионистской? (Нет, она более философична, чем изобразительна. Главное в его лирике – это осмысление жизни, природы, красоты. Думы о человеке, о смысле бытия, сосредоточенность личности на себе, трагические страницы жизни и одновременно оптимизм её восприятия).

Очень характерно в этом отношении стихотворение “Силентиум ”. (Чтение стихотворения подготовленным учеником).

Федор Тютчев
Silentium!
1(молчание)

Молчи, скрывайся и таи,
И чувства, и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь -
Взрывая, возмутишь ключи,
Питайся ими - и молчи...

Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум -
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи -
Внимай их пенью - и молчи!..

Объясните смысл стихотворения. (Все стихотворение представляет собой обращение ко всем нам, к каждому в отдельности. Поэт говорит о живущей в “тебе”, т.е. нас, “душевной глубине”, где содержится “целый мир”. Этот мир таинственен и неповторим, и его действительно невозможно полностью, во всем его многообразии ни “высказать”, ни “понять” другому. Но каждый из нас может и должен знать о существовании этого мира в каждой душе. Тютчев говорит: “Я знаю, что в твоей душевной глубине есть такой “таинственно-волшебный” мир, который нельзя высказать, но я дорожу им – как и миром своей души”. Поэтому и звучит рефреном слово “молчи” в конце каждой строфы. Ведь ценности, красота, если они не могут быть всецело поняты, не доступны черствым душам, жестоким сердцам).

Действительно, красота не доступна жестоким, не умеющим любить и чувствовать сердцам.

3. Лирика любви.

Какая тема, на ваш взгляд, является основной в творчестве обоих поэтов? (Тема любви).

Да, любовь – это источник обогащения души, способ связи человека с миром, со всем живым. “Всё во мне – и во всем…”. Есть любовь – значит, есть ощущение родины. На это накладывается особое ощущение красоты.

Можно ли понять красоту, любовь, уложить их в какие-то рамки? (Нет, это можно только чувствовать и восхищаться, дивиться и подниматься на крыльях вдохновения. Именно любовь вдохновляла Фета и Тютчева на стихи, равных которым мало найдется в русской лирике).

Учитель : Однажды Фет гостил у Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. В один из вечеров им пела Татьяна Андреевна Кузминская, женщина живая, обаятельная, с хорошим голосом. Она была одним из реальных прототипов толстовской Натальи Ростовой. Фет очень высоко ценил её голос. Когда она пела, он говорил ей, что музыка действует на него так же сильно, как красивая природа. В память этого “эдемского вечера” Фет за ночь написал стихотворение и подарил его Кузминской. Уже позже на него написали музыку. Это стихотворение – романс “Сияла ночь”.(Можно прослушать в грамзаписи этот романс, можно в чтении подготовленного ученика).

Да, удивительное стихотворение. Увидели ли вы в нем некие параллели с другим шедевром русской поэзии? (Напоминает стихотворение А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”).

Жизни блаженство в одной лишь любви…” -- скажет Тютчев в одном из своих стихотворений. Любовь для Тютчева – это счастье, несмотря на то, что часто в его произведениях любовь – это роковая страсть, которая может стать причиной гибели одного из любящих.

У Тютчева первая жена Элеонора Петерсон умерла рано; поздняя, осуждаемая обществом любовь к Елене Александровне Денисьевой привела к тому, что бедная женщина тоже погибла

(Подготовленный ученик читает стихотворение Ф.Тютчева “О, как убийственно мы любим…” ).Денисьевский цикл

(Звучит романс

Учитель :Посвящен романс Амалии Лерхенфельд (баронессе Крюденер). ему 20 лет, ей 15 лет ТЕОДОР, сегодня я вам покажу место, где в Мюнхене раньше всех зацветают яблони! - объявила Амалия, и ее ножки в маленьких башмачках резво заскользили вниз по лестнице, у подножия которой их уже ожидала запряженная коляска.

ФЕДОР поспешил за ней. Он совсем недавно приступил к работе в русской дипломатической миссии, находящейся в Мюнхене, и город с его окрестностями еще почти не знал.

Амалия привезла его на берег реки. На крутом склоне высились развалины старинного поместья, а рядом раскинулся цветущий яблоневый сад, весь в розовых лучах заходящего солнца. (Амалия Лерхенфельд.)

Федор любовался спутницей и полудиким романтическим пейзажем вокруг и все не мог решить: какое творение природы более совершенно - яблони, усыпанные бело-розовым цветом, или девушка в нежно-палевом платье, свежая, как майское утро? Порыв ветра вдруг сорвал с ветвей облачко цветов и осыпал ими Амалию: изящную шляпку, рассыпанные по плечам черные локоны, длинный прозрачный шарф. Девушка осторожно сняла с рукава один цветок и положила его на ладошку:

Ничего особенного, всего пять лепестков, но разве это не сама гармония? - тихо сказала она и коснулась лепестков губами.

«Нет, она - совершенство!» - окончательно решил Федор.

Хотите, Теодор, поклянемся друг другу, что до самой смерти, когда бы ни пришлось нам увидеть яблони в цвету, мы будем вспоминать друг о друге: я - о вас, вы - обо мне? - вдруг предложила Амалия.

Клянусь, моя фея! - тут же откликнулся Федор и опустился перед ней на одно колено. Взяв подол ее платья, он прижал его к своим губам. А сам подумал, что он-то будет вспоминать о ней, на что бы ни поглядел: хоть на яблоню в цвету, хоть на чертополох без всякого цвета. И завтра на службе, разложив на столе документы, он опять будет видеть одну ее и думать о ней.
***

А в письме матушке, взбудораженный воспоминаниями, Федор признался, что ведь Амалия, пожалуй, его вторая самая большая любовь. На первое место он ставил не жену, а Россию.

Поседевшему Тютчеву было в это время 66 лет, все еще привлекательной Амалии - 61.

Три года спустя Федор Иванович, разбитый параличом, тяжело умирал в Царском Селе. В один из дней, открыв глаза, он вдруг увидел у своей постели Амалию. Долго не мог говорить, не вытирал слез, и они тихо бежали по его щекам. Молча плакала и она.

Тютчев уже плохо владел телом, но еще в полной мере владел слогом. И на другой день продиктовал одно из последних своих писем к дочери Дашеньке: «Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».

Множество людей еще будет испытывать сердечный трепет, читая удивительные строки Тютчева, вдохновленные божественной Амалией. И только сама «виновница» их появления на свет так никогда в жизни и не насладилась их очарованием. Она не знала по-русски. Правда, вдова поэта послала ей аккуратно выполненный подстрочный перевод стихотворения про то, «как поздней осени порою бывают дни, бывает час…» Но ведь буквальный перевод не может передать и половины той волшебной ауры, что присутствует в подлиннике гениальных стихов.

Однажды Федор Иванович, уже камергер двора, председатель комитета цензуры при Министерстве иностранных дел, приехал на лечение в Карлсбад. Среди отдыхавшей здесь русской и европейской знати было много его знакомых. При виде одной из дам по-молодому затрепетало его сердце. Это была все она же, только уже Адлерберг. Они часто и долго, как когда-то в Мюнхене, бродили по улицам Карлсбада, и все вспоминалось Федору Ивановичу: и первая встреча на балу, и яблоня, осыпавшая девушку бело-розовыми цветами, и та смешная шелковая цепочка, за которую его так ругал верный дядька Хлопов…

Вернувшись в отель после одной из таких прогулок, Тютчев почти без помарок записал словно продиктованное свыше:

Я встретил вас - и все былое

Звучит “Я встретил Вас – И всё былое…” на стихи Тютчева.)

Какое ощущение возникает при его прослушивании?

(Лёгкой грусти, печали по ушедшей молодости)

Вывод : Мы видим, что образ любимой может вызывать у поэта не только трагические воспоминания, но и светлые чувства.

Выводы:

Говорят, о Тютчеве не спорят. Кто его не чувствует, тот не чувствует поэзии вообще. Некрасов писал: “Каждый стих его хватает за сердце, как хватают за сердце внезапно набегающие порывы ветра; их и слушать больно и переставать слушать жаль. Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в человеческом сердце”. И это действительно так, потому что “всё” в нем – и он “во всем”.

Итог:

В произведениях Ф. И.Тютчева, А. А. Фета любовь к природе, любовь к женщине неразрывно связаны с любовью к Родине, к родному народу . Всю свою жизнь Ф. И. Тютчев верил в особое предназначение России, в великую судьбу ее. Судьба же самого поэта сложилась так, что свои лучшие годы он провел за границей. Тютчев длительное время служил в Мюнхене, в русской дипломатической миссии. Живя в Германии, Федор Иванович побывал во многих странах Европы - в Греции, Италии, во Франции. Однако мысль его всегда была устремлена к России, он был «русский сердцем и душою». Земля эта у поэта - земля, благословенная Господом. И именно в русской патриархальности, в православных традициях, в самом складе русской души Тютчев видел залог спасения России. Безоговорочная вера поэта в особый путь России .Являются пророческие слова самого Тютчева о России:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Ещё Пушкин говорил, что поэт должен быть пророком. И мы всё чаще убеждаемся, насколько пророческими были стихи Тютчева о России.

О значении А.А.Фета хорошо сказал его современник Алексей Михайлович Жемчужников в своём стихотворении:

Он в мире грёзы и мечты,
Любя игру лучей и тени,
Подметил беглые черты
Неуловимых ощущений,
Невоплотимой красоты.
И пусть он в старческие лета
Менял капризно имена
То публициста, то поэта –
Искупят прозу Шеншина
Стихи пленительные Фета.

Д/з предлагается выучить наизусть любое стихотворение А.Фета или Ф.Тютчева, а также написать мини-сочинение “Как раскрывается любовь к родине в творчестве Тютчева и Фета”.

Думается, поэт не ошибся в своем пророчестве, и одновременно необычайно точно и верно предсказал будущее России. Пройдя через бунты, войны и революции, Россия все же не изменила себе, возвратившись к своим истокам и вечным ценностям - к христианству и милосердию, доброте.

Тютчев призывал построить отношения в обществе на духовных, христианских началах:

Растленье душ и пустота,

Что гложет ум и сердце ноет…

Кто их излечит и прикроет?

Ты, риза чистая Христа…

Всю свою жизнь Ф. И. Тютчев верил в особое предназначение России, в великую судьбу ее. Судьба же самого поэта сложилась так, что свои лучшие годы он провел за границей. Тютчев длительное время служил в Мюнхене, в русской дипломатической миссии. Живя в Германии, Федор Иванович побывал во многих странах Европы - в Греции, Италии, во Франции. Однако мысль его всегда была устремлена к России, он был «русский сердцем и душою».

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Эту веру поэт пронес через всю свою жизнь. «Истинный защитник России - это история; ею в течение трех столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым она подвергает свою таинственную судьбу», - писал Тютчев в статье «Россия и Германия».

Россия для поэта - это «край родной долготерпенья», «грустные места», со свинцовым небосклоном и огромными снежными равнинами. В лирике Тютчева мы встречаем множество прекрасных скромных русских пейзажей. Вот «бледные березы», «пустырник легкий», «мох седой». Все так бледно, уныло, мертвенно. Кажется, усталая природа спит, «погрузившись в сон железный». Родной ландшафт рождает в душе поэта грусть:

Под дымчатым навесом
Огромной тучи снеговой
Синеет даль - с ее угрюмым лесом,
Окутанным осенней мглой...
Все голо так и пусто-необъятно.
В однообразии немом...
Местами лишь просвечивают пятна
Стоячих вод, покрытых первым льдом.
(«На возвратном пути»)

В душе его еще живы воспоминания о краях, где «радужные горы» и «лазурные озера». Однако Россия для Тютчева - это не только грустные места, застывшие в роковом безмолвии. Но это еще и Родина, с которой судьба разлучила его юношей и куда он все же возвратился много лет спустя, зрелым мужчиной, чтобы исполнить свое истинное предназначение. Европа не стала для поэта родной. Запад и Восток всегда были противопоставлены в сознании Тютчева. Картины скромной русской природы и «бедных селений» у поэта одухотворенны и прекрасны, несмотря на их незатейливость и неброский вид. Но красота эта недоступна западному пониманию:

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.
(«Эти бедные селенья»)

Земля эта у поэта - земля, благословенная Господом. И именно в русской патриархальности, в православных традициях, в самом складе русской души Тютчев видел залог спасения России. Безоговорочная вера поэта в особый путь России, в ее особую миссию звучит в стихотворении «Нет, карлик мой! трус беспримерный!..». Стихотворение обращено к государственному канцлеру Карлу Васильевичу Нессельроде, который пропагандировал в России антирусские настроения. Русь, по мнению поэта, несмотря ни на какие веяния модных и прогрессивных идей, не отречется от своего великого предназначения:

То, что обещано судьбами

Уж в колыбели было ей,

Что ей завещано веками

И верой всех ее царей...

Венца и скиптра Византии

Вам не удастся нас лишить!

Всемирную судьбу России -

Нет! вам ее не запрудить.
(«Нет, карлик мой! трус беспримерный...»)

У России, по мысли Тютчева, свой особый путь, далекий от западных революционных идей, бунтов, восстаний и переворотов. Поэт считал, что революция по природе своей чужда России. «Россия прежде всего христианская империя. Русский народ - христианин не только в силу православия своих убеждений, но еще благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения. Он христианин в силу той способности к самоотвержению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы. Революция - прежде всего враг христианства», - писал Тютчев в статье «Россия и революция».

Революционное движение поэт воспринимал как безудержную природную стихию, проникнутую бесовским, сатанинским началом. Россия же в представлении Тютчева - страна незыблемых моральных устоев, страна патриархальности и стабильности общественного устройства. Любовь к ближнему, добро, справедливость, христианство и милосердие, мужество и сила духа - вот те качества, что издавна были присущи русскому человеку, что помогли ему выстоять среди всех исторических бурь, в пору смуты и вражеских нашествий. В этом залог величия и жизненной стойкости России.

Волн неистовых прибоем,

Беспрерывно вал морской

С ревом, свистом, визгом, воем

Бьет в утес береговой, -

Но спокойный и надменный,

Дурью волн не обуян,

Неподвижный, неизменный,

Мирозданью современный,

Ты стоишь, наш великан!

Так Тютчев писал в стихотворении «Море и утес». Бурные морские волны олицетворяют здесь западное революционное движение, утес же - незыблемость самодержавной России.

Думается, поэт и ошибся в своем пророчестве, и одновременно необычайно точно и верно предсказал будущее России. Пройдя через бунты, войны и революции, Россия все же не изменила себе, возвратившись к своим истокам и вечным ценностям - к христианству и милосердию, доброте.


Рефераты по биологии, экологии и охране окружающей среды

Подготовка к урокам литературы
(Все сочинения приведены для примера)

Памятный день летних каникул. Рассказы детей на тему: "Как я провел лето?"
Стихи А. А. Фета
Стихи Ф. И. Тютчева

Ф. И. Тютчев, А. А. Фет

Основные мотивы лирики Тютчева и Фета (Темы вечные в лирике Тютчева и Фета)

Примерный текст сочинения

Русская классическая литература всегда активно участвовала в общественной жизни страны, горячо откликаясь на животрепещущие социальные проблемы времени. Это особенно характерно для 60-х годов XIX века, когда происходило размежевание дворянской, аристократической и революционно-демократической литературных группировок. В данной исторической ситуации отказ "чистых" лириков затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы действительности не мог не вызвать со стороны критики негативную реакцию.

Наверное, нужно было обладать немалым мужеством, чтобы в такой обстановке упорно и последовательно отстаивать свое творческое кредо, вести своеобразный "спор с веком".

Мне думается, что отказ от социальных проблем у Ф. И. Тютчева и А. А. Фета был продиктован вовсе не их душевной черствостью или равнодушием к страданиям народа. Каждая поэтическая строчка этих выдающихся лириков свидетельствует об их гуманизме, великодушии, интересе к жизни, открытости миру. Просто такова была природа их поэтического дарования. Она манила их к неведомому, заставляла вглядываться в сложный и причудливый мир человеческой души, остро и тонко воспринимать красоту и гармонию природы в ее вечной пленительной изменчивости. Поэтому основными темами лирики Фета и Тютчева стали любовь, природа, философское осмысление жизни. При яркой индивидуальности этих поэтов их, безусловно, объединяет общность эстетических воззрений и творческих поисков.

Лирика природы стала величайшим художественным достижением Фета и Тютчева. Их пейзажные картины напоены запахами, звуками, переливами лунного и солнечного света. Природа оживает в стихах замечательных поэтов. Весенние ручьи "бегут и будят сонный брег", "дремлют розы, не зная снегов", "робко месяц смотрит в очи" и "как мечты почиющей природы, волнистые проходят облака".

Тютчевские "пейзажи в стихах" неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:

Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном...
Час тоски невыразимой!..
Все во мне, и я во всем!..

Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно влечет за собой гибель, "растворение в изначальном хаосе". Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни.

Фетовское восприятие пейзажа передает тончайшие нюансы человеческих чувств и настроений в их причудливой изменчивости:

Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песней соловьиной
Разносятся тревога и любовь.

Весеннее обновление природы порождает в душе лирического героя неясные предчувствия счастья, взволнованного ожидания любви.

Любовь - это высший дар судьбы, несущий величайшую радость и величайшее страдание. Такова трактовка этой вечной темы в лирике двух выдающихся поэтов. Любовная лирика Фета и Тютчева наполнена мощным трагедийным звучанием. Она рождается из настоящей, реальной боли, невыносимого страдания, острого чувства потери, сознания вины и раскаяния.

В знаменитом "Денисьевском цикле" Ф. И. Тютчева есть удивительные по глубине и силе стихи:

О, этот Юг, о, эта Ницца!..
О, как их блеск меня тревожит!
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет - и не может...

Нет ни полета, ни размаху -
Висят поломанные крылья,
И вся она, прижавшись к праху,
Дрожит от боли и бессилья...

Неожиданный и яркий образ птицы с поломанными крыльями с жестокой точностью передает чувства человека, потрясенного горем, не способного преодолеть тяжелейший душевный кризис, найти в себе силы жить.

Стихи А. А. Фета, посвященные Марии Лазич, тоже пронизаны болью и тяжким чувством вины. В "Старых письмах" поэт вновь и вновь переживает былую драму:

Я вами осужден, свидетели немые
Весны души моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
Как в тот ужасный час, когда прощались мы...

Самобичевание, муки больной совести достигают наивысшего предела, когда поэт, обращаясь к возлюбленной, как к живой, завидует ее небытию.

Прошли годы и десятилетия. Осталась в прошлом трагическая история любви двух великих поэтов. Но их возлюбленные обрели вечную жизнь в изумительных стихах.

Беспристрастное время все расставило по своим местам, всему дало объективную и верную оценку. Кому сейчас, в начале третьего тысячелетия, интересны идейные политические баталии 60-х годов XIX века? Кого всерьез могут занимать злобные выпады и упреки в гражданской пассивности, адресованные великим поэтам? Все это стало лишь предметом изучения истории. А поэзия Тютчева и Фета все так же свежа, удивительна, неповторима. Она волнует, будоражит, заставляет замирать от сладкой тоски и боли, потому что вновь и вновь открывает нам бездонную тайну человеческой души.

Проектная работа по литературе по теме: «Сравнение природы в произведениях Тютчева и Фета»

Подготовила ученица 10 «В» класса

Новохаритоновской школы №10

Попихина Анастасия.

Руководитель: Козулицына Светлана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы


Цели и задачи проекта:

  • Выделить существующие признаки поэтики Тютчева и Фета.
  • Определить своеобразие поэтики авторов.
  • Развить способности к анализу.
  • Воспитать эстетический вкус читателя.

Введение:

Девятнадцатый век щедро одарил нас духовными сокровищами. Среди замечательных поэтов и авторов этого «золотого века» достойное место принадлежит А.А. Фету и Ф.И.Тютчеву.

За годы долгой литературной жизни Тютчев стал крупнейшим представителем русской философской лирики. Всё пережитое и передуманное им нашло воплощение в его стихах.

Замечательная художественная одарённость Фета составляла суть его сути, душу его души. Уже с детства он был «жаден до стихов» , испытывал ни с чем не сравнимое наслаждение, читая Пушкина.


Немного биографии…

Тютчев Фёдор Иванович(1803-1873).

Родился и провёл детство в имении своего отца в Орловской губернии. В 15 лет поступил в Московский университет, в 17 лет закончил его и уехал на службу за границу. В 1836 году к Пушкину попала тетрадь со стихами неизвестного поэта, с подписью «Ф.Т.». Стихи Пушкину очень понравились и он опубликовал их в «Современнике». Позднее, уже Некрасовский современник опубликовал подборку стихов Тютчева и его имя сразу же стало известным.


Фет Афанасий Афанасьевич(1820-1892) .

Родился в селе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии. Через 14 лет после его рождения произошло неприятное событие: обнаружилась ошибка в записи о рождении, что лишило его дворянского титула. В 1837 году Фет окончил частный пансион Крюммера в городе Верро (Эстония). Первые стихи были написаны им еще в юности. Поэзия Фета впервые публикуется в сборнике «Лирический пантеон», почле чего издавались регулярно. Всю жизнь Фет пытался вернуть свой титул и это удалось ему только в 1873 году


Меню:

  • Признаки поэтики Тютчева и Фета.
  • Своеобразие поэтики Афанасия Афанасьевича и Фёдора Ивановича.
  • Стихотворения Великих лириков.
  • Вывод

Тютчев и Фет вошли в литературу как поэты «чистого искусства» , выражающие в своём творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы.

Для дальнейшего рассмотрения особенностей поэтики двух величайших поэтов, нам необходимо ввести понятие –лирический герой.

Лирический герой - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём.



«…Святая ночь на небосклон взошла,

И день отрадный, день любезный,

Как золотой покров, она свила,

Покров, накинутый над бездной.

И, как виденье, внешний мир ушёл…

И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь и немощен и гол,

Лицом к лицу пред пропастию темной…»

Ф.И. Тютчев

«…Земля, как смутный сон немая,

Безвестно уносилась прочь,

И я,как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся к бездне полуночной,

Иль сомны звёзд ко мне неслись?

Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис…»

А.А.Фет


Своеобразие поэтики Ф.И. Тютчева

Тютчев- поэт-философ. В своих стихах он стремится понять природу, включив её в систему философских взглядов, превратив её в часть своего внутреннего мира. У Тютчева нет «мёртвой природы»- она всегда полна непрерывного и вечного движения. Органический мир Фёдора Ивановича всегда многолик и разнообразен. Он представлен в постоянной динамике, в переходных состояниях: от зимы к весне, от дня к ночи:

« Тени сизые смесились,

Цвет поблёкнул, звук уснул-

Жизнь, движенья разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул…»


Фёдор Иванович Тютчев- певец стихий, то есть устойчивых составных частей природы. Особенность природы Тютчева в том, что в ней живут и действуют не конкретные лица, а сверхличные силы и закономерности. «Светлость» осенних вечеров и «певучесть» морских волн, «огневая лазурь» неба и «вещая дремота леса – это чистые проявления природы, выделенные из конкретного пейзажа и представшие не только взору, но и мысли.

« Уж солнца раскалённый шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звёзды светлые взошли

И тяготеющей над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами.

Река воздушная полней

Течет меж небом и землёю,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобождённая от зною.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.»

Ф.И.Тютчев «Летний вечер»


Своеобразие поэтики А.А. Фета

В отличие от Тютчева, Фет не стремится «подняться» над природой, анализировать её с позиции разума. Ему важно запечатлеть мгновения. Природа у Фета необыкновенно очеловечена, она будто бы растворяется в чувстве лирика. Лирический герой ощущает себя её органической частью. Ему неведомы хаос, бездна, сиротство. Напротив, красота природы вливает в душу ощущение полноты и радости бытия.

В кустах малиновки звенят,

И с побелевших яблонь сада

Струится сладкий аромат.

Цветы глядят с тоской влюблённой,

Безгрешно чисты, как весна,

Роняя с пылью благовонной

Плодов румяных семена.

Сестра цветов, подруга розы,

Очами в очи мне взгляни,

Навей живительные грезы

И в сердце песню зарони.»

А.А. Фет « Цветы»


Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Прозрачный воздух, день хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё- простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь-

И льётся чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Ф.И. Тютчев


Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил своё чело,

Дохнул сентябрь, георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

А.А. Фет


Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И елей ветки шевелит.

Ещё природа не проснулась,

На сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Ф.И.Тютчев


Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен,

И реки блестят извивы.

От вершин скользя к вершинам,

Ветр ползёт лесною высью.

Слышишь ржанье по долинам?

То табун несётся рысью.

А.А.Фет


Вывод:

Итак, мы рассмотрели изображение природы в творчестве таких двух русских поэтов, как Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Оба поэта сделали природу одной из центральных тем в своём творчестве. Часто с помощью картин природы эти поэты передают состояние человеческой души. Однако для Тютчева более характерно отношение к природе с позиции разума, а для Фета- с позиции чувства. Но бесспорно то, что оба поэта являются величайшими мастерами пейзажной лирики, и их творчество стало определяющим для многих литературных течений русского серебряного века.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Природа в творчестве А. Фета и Ф. Тютчева

Творчество Тютчева и Фета взаимосвязано. Нельзя не вспомнить, что Тютчев и Фет глубоко уважали и ценили друг друга. Тютчев высоко отзывался о поэтическом даре своего младшего современника:

Великой Матерью любимый,

Стократ завидней твой удел:

Не раз под оболочкой зримой,

Ты самое ее узрел.

В свою очередь, Фет глубоко почитал Тютчева, видел в нем для себя образец творческого духа. В одном из посланий Тютчеву Фет обращается к нему: «Мой обожаемый поэт». В стихотворении «На книжке стихотворений Тютчева» автор пишет:

Здесь духа мощного господство,

Здесь утонченный жизни цвет.

Такая взаимная симпатия поэтов имеет много причин. Фет и Тютчев исповедовали доктрину «чистого искусства», с которой спорили в тот период демократически настроенные поэты некрасовской школы. В творчестве поэтов большое место занимает природа.

Обоих поэтов отличает внутренняя близость к природе, гармония с ней, тонкое понимание природной жизни.

Лирика природы стала величайшим художественным достижением А. Фета и Ф. Тютчева. Их пейзажные картины наполнены запахами, звуками, переливами лунного и солнечного света. Природа оживает в стихах: весенние ручьи «бегут и будят сонный брег», «дремлют розы, не зная снегов», «робко месяц смотрит в очи». Поэзия Ф. Тютчева и А. Фета все так же свежа, удивительна, неповторима. Она волнует, будоражит, заставляет замирать от сладкой тоски и боли, потому что вновь и вновь открывает нам бездонную тайну человеческой души. Традиционным для русской литературы является отождествление картин природы с определенным настроением и состоянием человеческой души.

Этот прием образного параллелизма широко использовали В. Жуковский, А. Пушкин и М. Лермонтов. Эту же традицию продолжают в своих стихах А. Фет и Ф. Тютчев. Так, Ф. Тютчев в стихотворении «Осенний вечер» сравнивает увядающую природу с измученной человеческой душой. Поэту удалось с изумительной точностью передать болезненную красоту осени, вызывающую одновременно и восхищение, и грусть. Особенно характерны для Тютчева смелые, но всегда верные эпитеты: «зловещий блеск и пестрота дерев», «грустно сиротеющая земля». И в человеческих чувствах поэт находит соответствие настроению, царящему в природе:

Ущерб, изнеможенье - и на всем,

Та кроткая улыбка увяданья.

Это стихотворение явно перекликается с пушкинской «Осенью», где «унылая пора» сравнивается с «чахоточной девой», кроткой и прекрасной в своей болезни.

Прием образного параллелизма мы встречаем и у А. Фета. Причем чаще всего этот прием А. Фет использует как бы в скрытой форме, опираясь прежде всего на ассоциативные связи, а не на открытое сопоставление природы и человеческой души. В качестве примера можно привести стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер!». Прежде всего это, конечно, шедевр «импрессионистской» лирики А. Фета. Ельник в стихотворении шатается, напоминая поэту «пьяных гигантов столпившийся хор». Конечно, на самом деле ели стоят неподвижно, но поэту удается точно передать то, какими они кажутся в неверных отблесках костра. В стихотворении использована «кольцевая» композиция: оно начинается и заканчивается изображением горящего костра. Многие детали стихотворения символичны, и это позволяет увидеть в описании костра, угасающего днем и разгорающегося ночью, некий скрытый смысл. В самом деле, что это за костер, в свете которого оживают даже деревья, тепло которого проникает «до костей и до сердца», отгоняя все житейские тревоги? Не символ ли это огня творчества, который даже под гнетом будничной жизни «будет теплиться скупо, лениво» в душе поэта?

Весьма интересно используется прием образного параллелизма в другом стихотворении Фета «Шепот, робкое дыханье...». Здесь поэт изображает любовное свидание, которое как бы переплетается с картинами ночного сада, соловьиными трелями и разгорающейся зарей. Природа в стихотворении предстает участницей жизни влюбленных, она помогает понять их чувства и придает им особую поэтичность и таинственность.

Наряду с образным параллелизмом в изображении природы Фета и Тютчева роднят и общие мотивы природных стихий. Это прежде всего описание звезд, моря и огня. В образе звездного неба для Тютчева и Фета наиболее ярко проявляется таинственное могущество природы, ее величие и сила. Поэтому у Тютчева мы читаем такие строки:

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины...

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал.

Это не единственный пример подобной переклички мотивов. Понимание природы как могучей силы, как содружества стихий, мы находим и у Ф. Тютчева, и у А. Фета. Среди повторяющихся мотивов можно выделить разговор о море, воде. Всем известны тютчевские строки:

Как хорошо ты, о море ночное!

То лучезарно, то сизо-темно...

У А. Фета одна из книг его стихотворений также посвящена морю. Однако для А. Фета вода оставалась «стихией чуждою», тогда как у Ф. Тютчева вода является одним из любимейших мотивов. Именно в этой стихии поэт видел начало и конец мира, «темный корень мирового бытия». Этот мотив пронизывает почти все стихотворения Ф. Тютчева.

И наконец, наряду с общими приемами и мотивами поэтов объединяет сходное отношение к природе вообще. Для Ф. Тютчева и А. Фета природа - носительница высшей мудрости, гармонии и красоты.

Именно к ней должен обращаться человек в трудную минуту, у нее искать вдохновения и поддержки. «Великой Матерью» называет природу Тютчев. Это же сравнение возникает и в другом его стихотворении, где поэт восклицает:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездумный лик,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

В свою очередь, А. Фет в своем стихотворении «Учись у них - у дуба, у березы...» предлагает искать примеры для подражания в самой природе, в ее способности бесконечно возрождаться к новой жизни.

Однако в изображении природы у Ф. Тютчева и А. Фета есть и глубокое различие. Обусловлено оно, прежде всего, различием поэтического темперамента этих авторов.

Ф. Тютчев - поэт-философ. Именно с его именем связано течение философского романтизма, пришедшее в Россию из германской литературы. И в своих стихах Ф. Тютчев стремится понять природу, включив ее в систему своих философских взглядов, превратив в часть своего внутреннего мира. Может быть, этим стремлением вместить природу в рамки человеческого сознания продиктована страсть Ф. Тютчева к олицетворениям. Вспомним хотя бы известное стихотворение «Весенние воды», где ручьи «бегут и блещут, и гласят». Порой это стремление к «очеловечиванию» природы приводит поэта к языческим, мифологическим образам. Так, в стихотворении «Полдень» описание дремлющей природы, истомленной зноем, завершается упоминанием бога Пана.

А в стихотворении «Весенняя гроза» блистательную, радостную картину пробуждения сил природы венчают такие строки:

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Однако стремление понять, осмыслить природу приводит лишь к тому, что поэт чувствует себя оторванным от нее. Поэтому во многих стихотворениях Ф. Тютчева, особенно позднего периода, так ярко звучит стремление раствориться в природе, «слиться с беспредельным». В стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное...» мы читаем:

В этом волнении, в этом слиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою,

О, как охотно бы в их обаянье,

Всю потопил бы я душу свою...

Так, попытка разгадать тайну природы приводит любопытного к гибели. Об этом с горечью пишет поэт в одном из своих четверостиший:

Природа - Сфинкс.

И тем она верней,

Своем искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века,

Загадки нет и не было у ней.

К концу жизни Ф. Тютчев осознает, что человек является «лишь грезою природы». Природа видится ему «всепоглощающей и миротворной бездной», которая внушает поэту не только страх, но едва ли не ненависть. Над ней не властен его разум, «духа мощного господство». Так на протяжении жизни меняется образ природы в сознании и творчестве Ф. Тютчева. Отношения поэта и природы все больше напоминают «поединок роковой». Но ведь именно так сам Ф. Тютчев определил подлинную любовь.

Совершенно иные отношения с природой у А. Фета. Он не стремится «подняться» над природой, анализировать ее с позиций разума. А. Фет ощущает себя органичной частью природы. В его стихах передается чувственное, эмоциональное восприятие мира. Чернышевский писал о стихах А. Фета, что их могла бы написать лошадь, если бы выучилась писать стихи. В самом деле, именно непосредственность впечатлений отличает творчество А. Фета. Он часто сравнивает себя в стихах с «первым жителем рая», «первым иудеем на рубеже земли обетованной». Это самоощущение «первооткрывателя природы», кстати, часто свойственно героям Толстого, с которым А. Фет был дружен.

Вспомним хотя бы князя Андрея, воспринимающего березу как «дерево с белым стволом и зелеными листьями». У А. Фета же в стихотворении «Весенний дождь» мы читаем:

И что-то к саду подошло.

По свежим листьям барабанит.

Это «что-то», конечно, дождь, но для А. Фета органичнее назвать его именно таким неопределенным местоимением. Тютчев, пожалуй, такого себе позволить бы не мог. Для А. Фета природа, в самом деле, является естественной средой жизни и творчества. Творческий порыв приходит к нему вместе с пробуждением природы. В стихотворении «Я пришел к тебе с приветом» особенно ясно чувствуется единство тех сил, что побуждают петь птиц и творить поэта:

Отовсюду,

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду,

Петь - но только песня зреет.

«Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!» - сказал об этом стихотворении критик Василий Боткин. Пожалуй, это высказывание можно применить и ко всей поэзии А. Фета.

Тютчевские "пейзажи в стихах" неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:

Мотылька полет незримый,

Слышен в воздухе ночном...

Час тоски невыразимой!

Все во мне, и я во всем!

Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно влечет за собой гибель, "растворение в изначальном хаосе". Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни. Но для каждого времени года он нашел свои краски, такие рифмы и сравнения:

Чародейкою Зимою,

Околдован, лес стоит...

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован,

Легкой цепью пуховой...

Потом приходит пора, когда «еще в полях белеет снег»:

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна,

Весну послышала она,

И ей невольно улыбнулась...

А какая веселая, озорная майская гроза изображена Ф. Тютчевым: “Первый гром... грохочет”, “гремят раскаты молодые”, “все вторит весело громам”.

Великолепно описан летний вечер, который опускается на землю после знойного дня:

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ее,

Коснулись ключевые воды.

И, наконец, «умильная таинственная прелесть» осени, «туманная и тихая лазурь над грустно сиротеющей землею»:

Когда лежит на всем,

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем,

Божественной стыдливостью страданья.

Идея торжества природы и человека пронизывает всю лирику Ф. Тютчева. Для него природа:

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Однако существует и трагическое различие. “Созвучье полное в природе”: после бурь и гроз всегда наступает успокоение, а в душе человека бури, обогащая ее многообразием чувств, часто оставляют после себя боль утраты и опустошенность.

У А. Фета природа очеловечена, как ни у одного из его предшественников. Цветы в стихах А. Фета улыбаются, пруд грезит, березы ждут, ива «дружна с мучительными снами», «изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами», звезды, которым так много строк посвятил А. Фет, говорят человеку:

Вот почему, когда дышать так трудно,

Тебе отрадно так поднять чело,

С лица земли, где все темно и скудно,

К нам, в нашу глубь, где пышно и светло.

А. Фет описывает природу детально, ни один штрих не ускользает от его пристального взгляда:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье,

Сонного ручья...

Фетовское восприятие пейзажа передает тончайшие нюансы человеческих чувств и настроений в их причудливой изменчивости:

Какая ночь! Все звезды до единой,

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песней соловьиной,

Разносятся тревога и любовь.

Весеннее обновление природы порождает в душе лирического героя неясные предчувствия счастья, взволнованного ожидания любви.

Заключение

Итак, мы рассмотрели изображение природы в творчестве таких двух крупнейших русских поэтов, как Ф. Тютчев и А. Фет. Будучи близки к идеологии «чистого искусства», оба поэта сделали природу одной из центральных тем в своем творчестве.

Для Ф. Тютчева и А. Фета природа является могущественной силой, носительницей некой высшей мудрости. В их стихах повторяются общие мотивы природных стихий: звезд, неба, моря, огня, зари и так далее. Часто с помощью картин природы эти поэты передают состояние человеческой души. Однако для Ф. Тютчева более характерно отношение к природе с позиций разума, а для А. Фета - с позиций чувства.

Но бесспорно то, что оба поэта являются величайшими мастерами пейзажной лирики, и их творчество стало определяющим для многих литературных течений русского серебряного века. Едва ли без А. Фета было бы возможно явление в русской литературе Блока и Мандельштама. Ф. Тютчев же стал своего рода «учителем» русских символистов. Так своеобразно преломилась за столетие традиция пейзажной лирики, идущая от В. Жуковского и А. Пушкина. поэт стихотворение литература

Список использованной литературы

1. Тютчев Ф.И. «Стихотворения. Письма. Воспоминания современников» // «Правда» М. 1988 г.

2. Фет А.А. «Избранное», Москва, 1985 г.

3. Тютчев Ф.И. «Я встретил Вас…» // «Детская литература» М. 1997 г.

5. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века // «Аванта +» М. 1998 г.

6. Пигарев К.В. «Жизнь и творчество Тютчева» // «Детская литература» М. 1962 г.

7. Энциклопедия для детей по литературе // «Аванта +» М. 1998 г.

8. Хрестоматия для старшеклассников // «Дрофа» М. 2002 г.

9. Шайтанов И.О. «Ф.И. Тютчев: поэтическое открытие природы» // «МГУ» М. 2001 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Зарождение и рассвет творчества Ф. Тютчева и А. Фета. Анализ общих признаков и образных параллелей присущих каждому поэту. Романтизм как литературное направление лирики Ф. Тютчева. А. Фет как певец русской природы. Философский характер их лирики.

    контрольная работа , добавлен 17.12.2002

    Основные факты биографии Афанасия Фета. Единство природы и человекы в поэзии Фета. Роль цвета, звука и контрастов в стихотворении. Любимые символы поэта. Любовная лирика. Стихи, посвященные Марии Лазич. Общее и отличное в творчестве Фета и Тютчева.

    презентация , добавлен 23.01.2012

    Расцвет творчества Ф. Тютчева и А. Фета. Анализ стихотворений с выводами сопоставительного характера. Стремление к порывам в пейзажной лирике Фета. Сопоставление Некрасова с поэтами предшественниками и современниками. Использование художественных средств.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2010

    Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета и ее особенности. Художественные особенности, методы и средства отображения времен года, их воплощение в поэтичеcких картинах природы. Взыcкательное отношение к cтихотворному маcтерcтву у Ф. Тютчева и А. Фета.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    Изображение времен года в поэзии М.Ю. Лермонтова и А.А. Фета. Внутренняя связь мира природы и мира человека, одушевление природы в стихотворениях А. Фета. Природа как символ свободы в творчестве М. Лермонтова, использование им эмоциональных эпитетов.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2012

    Биография Афанасия Афанасьевича Фета. Основное настроение поэзии Фета, упоение природой, любовью, искусством, женской красотой, воспоминаниями и мечтами. Цикл стихов, посвященных М. Лазич. Мир поэзии Фета. Связь природы и любви в творчестве Фета.

    реферат , добавлен 28.12.2011

    Творческий путь Ф.И. Тютчева. Особенность лирики Ф.И. Тютчева - преобладание пейзажей. Сопоставление "человеческого Я" и природы. Весенние мотивы и трагические мотивы пейзажной лирики Ф.И. Тютчева. Сравнение ранней и поздней пейзажной лирики.

    доклад , добавлен 06.02.2006

    История жизни и творческой деятельности Фёдора Ивановича Тютчева, его любовная поэзия. Роль женщин в жизни и творчестве поэта: Амалии Крюденер, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дернберг, Елены Денисьевой. Величие, мощь и утончённость лирики Тютчева.

    разработка урока , добавлен 11.01.2011

    Место Федора Ивановича Тютчева в русской литературе. Первый литературный успех юноши. Обращение молодого поэта к Горацию. Поступление в Московский университет. Попытки разгадать исторический смысл происходящего. Романтизм Тютчева, его понимание природы.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2012

    Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов второй половины XIX века. Пейзажная лирика в стихотворениях Алексея Толстого, Аполлона Майкова, Ивана Никитина, Алексея Плещеева, Ивана Сурикова. Сочетание внутреннего мира человека и красоты природы.