Как магия викингов оказалась физикой. История викингов

(ну а в этом разделе мы поговорим, наверное, о самом дорогом для любого викинга
существе — его корабле… Да, да, именно существе, с душей, привычками и повадками!
Но все по порядку. Итак…)

«Реставрация» кораблей

Естественно, «живьем» древних кораблей, на которых ходили тысячу лет назад, в Скандинавии не сохранилось. В сказаниях упоминается множество кораблей, каждый со своим названием и особенными свойствами, есть некоторые сведения о мастерах — корабелах и о том, как викинги относились к своим кораблям. Увы, сказания немногословны, как и вообще всегда, когда речь идет о чем-то ничем не примечательном, таком, что у людей каждый день перед глазами. Те, кто рассказывал, а потом записывал сказания о давних и недавних событиях, вовсе не задумывался о том, как их станут читать через тысячу лет люди, принадлежащие к совершенно иному типу культуры, люди, которым будет в диковинку все то, что для древнего викинга само собой разумелось.

Ученые, конечно, сдаваться не собирались. Кроме сказаний, у них были и иные источники информации, в частности наскальные рисунки, большими мастерами которых скандинавы были с первобытных времен. Рисунки, относящиеся не только к эпохе викингов, но и к бронзовому и даже каменному веку, содержат немало изображений лодок и кораблей. Ученые накапливали различные сведения, постепенно составляя
из них, словно из кусочков разбитой мозаики, нечто вроде цельной картины. Случилось, однако, так, что наиболее всеобъемлющий ответ на множество вопросов пришел из… МОГИЛЬНЫХ КУРГАНОВ.

Но зачем, спрашивается, древним скандинавам было зарывать в землю корабль? Викинги верили, что, попав в Обитель Богов, душа героического воина будет предаваться ратным утехам, вот только о загробных походах на кораблях мифы не упоминают. Небесную дружину Отца Богов представляли себе скорее, как отряд всадников, спешащий к месту сражения. Боле того, погребение в ладье зафиксировано у народов, для которых мореплавание не имело того всеобъемлющего значения, как для скандинавов, — например, у славян. А древние кельты, те и вовсе несли умершего к месту погребения посуху в лодке. Хотя и они не были такими прирожденными мореплавателями, как скандинавы. В чем дело? Сравнивая между собой погребальный инвентарь — имущество, которое клали в могилу вместе с покойным, — у самых различных племен, ученые пришли к выводу: этот инвентарь присущ не столько купцу воину, ремесленнику, охотнику или кем там еще был умерший при жизни, сколько ПУТЕШЕСТВЕННИКУ. По мнению древних людей, на тот свет можно было попасть и без каких-либо магических ухищрений, стоило лишь совершить достаточно длинное путешествие. Скандинавы, хороня покойного, с определенными ритуалами надевали на него особые погребальные башмаки и старались покрепче их завязать, чтобы они не свалились в дальнем пути. И что характерно: практически в каждой религии упоминается ВОДНАЯ ПРЕГРАДА, которую путешествующему в мир иной предстоит преодолеть. Для скандинавской мифологии это бешеный горный поток, несущий камни и куски льда либо бездонно глубокий морской пролив — то есть нечто присущее именно скандинавской природе. Вот почему умершему весьма желательно было иметь с собой в загробном путешествии надежное «плавсредство». Первоначально с этой целью использовалась небольшая лодка, когда начали строить и активно использовать большие корабли, вполне естественно, что именно их стали считать подходящими для загробного путешествия знатного человека.

Вот каким образом боевые корабли вождей викингов иногда оказывались внутри курганов, под слоем плотной синей глины, не пропускавшей атмосферный кислород к деревянным конструкциям. Что и помогло сохранить их для науки.

Древние корабли

В данном разделе мы рассмотрим наиболее известные корабли викингов. найденные в могильных курганах. Это суда из:

Нидама,

Осеберга,

Гокстада.

Всем, кто хочет поподробнее узнать об этих судах, а также о других, здесь не описанных, рекомендуется обратиться к книге Иохена фон Фиркса «Суда викингов», вышедшей в Ростоке в 1979 году и переведенной в Санкт-Петербурге в 1982 году.

Корабельное дерево

Изучив во всех деталях судна из Гокстада и Осеберга, специалисты одно время считали, что излюбленным материалом кораблестроителей был ДУБ. Из книги в книгу кочевало утверждение, что использовались также ясень, бук, береза, сосна, ель, липа, ива и даже ольха, но постольку- поскольку… Это мнение держалось до тех пор, пока начали строить копии древних судов. Тут-то и выяснилось, что Гокстадсткий и Усебергский корабли не были «серьезными» морскими судами — скорее, оба они служили чем-то вроде королевских яхт, на которых совершали прогулки конунг или, в случае Усебергской лодьи, вдовствующая правительница. Возможно также, что оба судна были выстроены для торжественного погребения. Так или иначе, в настоящем морском плавании и тому и другому судну пришлось бы плохо. Хотя размеры и обводы обоих выдержаны в лучших традициях своего времени.

Почему?

Опытные моряки, которым дали попробовать «в деле» воссозданные корабли викингов, были потрясены гибкостью и эластичностью корпуса на волне, особенно в шторм. Корабль буквально «перетекал» с гребня на гребень, при этом борта его «дышали» под напором волн так, что у команды поначалу волосы встали дыбом: сейчас затрещат! Только потом мореходы поняли, что это не недостаток, а преимущество… А ученые снова обратились к древним хроникам, повествовавших о корабельных делах, и нашли там упоминание об эластичности корпуса. Оказывается, викинги отлично знали, что так и следовало строить корабли подобного типа. Нашлось и объяснение, которое они давали явлению, испугавшему современных моряков: корабль, мол, изгибается по волнам, словно рыба или тюлень, и оттого движется быстрей. Это объяснение совсем не столь наивно, как кажется на первый взгляд. Люди понимали. что напору сил лучше противостоять не тупой механической прочностью, а упругостью и гибкостью, перераспределением возникающих нагрузок… По ходу дальнейших испытаний выяснилось, что требованиям, которые предъявляет море к корабельным бортам, лучше отвечает не дуб, а ясень. Дуб слишком жесток; во время ходовых испытаний, в условиях свирепого шторма, бывало и так, что дубовые детали ломались, а ясеневые — выдерживали. Тогда снова обратились к древним анналам и выяснили, что жители европейских побережий, напуганные нападениями викингов, нередко называли грозных пришельцев «аскеманнами» — «ясеневыми людьми», ведь «аск» в переводе с древнесеверного — «ясень». «Асками», согласно тем же анналам, иногда называли и сами корабли викингов. Тут можно возвратиться к разделу Сотворение мира и вспомнить, что Мировое Дерево, которое соединяло Девять Миров, было ясенем, первого человека Боги-Асы вырезали также из ясеня, его так и звали — Аск. А мужественного воина в песнях и сагах называли «ясенем битвы»… И уже не узнать, что от чего пошло: дерево от мифологии или наоборот…

Корабельных дел мастера времен викингов не только хорошо разбирались в том, из какой породы дерева делать ту или иную деталь судна, но и как наилучшим способом использовать данное конкретное дерево или его часть. Например, они знали, что для самых ответственных деталей лучше брать древесину из той части ствола, которая при жизни дерева была обращена на север: она получала меньше солнца и тепла, а, значит, древесина здесь оказывалась более мелкослойной и плотной. Кроме того, дерево, выросшее в густом, а, значит, всю жизнь тянувшееся вверх, к свету, не имеет нижних ветвей, волокна древесины в нем ровные, стало быть, из такого ствола может получиться прекрасное бревно для киля или несколько длинных ровных досок.

Дерево, выросшее на открытом месте, имеющее густую крону и мощные нижние сучья, могло быть разделано на доски для носа или кормы (доски в этих местах должны были иметь естественную кривизну), либо на брусья, опять-таки с естественным изгибом, для шпангоутов, штевней и иных деталей, которым полагается сочетать упругую гибкость с немалой прочностью. Свои требования существовали для весел, для палубных досок, для мачт, для блоков, катков и еще множества корабельных деталей и принадлежностей. Всюду использовалась отборная древесина, и то, что не годилось для одного, шло на другое…

Много ли дерева уходило в общей сложности на строительство одного корабля? Специалисты подсчитали: для постройки боевого корабля длиной двадцать — двадцать пять метров было необходимо срубить не менее одиннадцати деревьев метровой толщины с длиной ствола около пяти метров и еще одно пятнадцати — восемнадцатиметровое — на киль. Это давало пятьдесят — пятьдесят восем кубометров древесины нужного качества.

Было бы, однако, величайшей ошибкой считать, что выбор дерева определялся исключительно его «потребительскими» характеристиками. Срубая дерево, особеннно «благородной», овеянной сказаниями породы, древний человек прекрасно понимал, что убивает живое существо, имеющее такие же права на жизнь, ак и он сам. Прежде чем пустить в ход топор, он долго винился перед деревом, объясняя ему, какая неотложная нужда привела его в лес. Когда же доходило до рубки, в сторонке ставилось угощение, — например, кусок хлеба с маслом, — чтобы древесная душа, соблазнившись лакомством, на время покинула ствол и не испытала лишних мучений. В дальнейшем, совершив ДЕРЕВОУБИЙСТВО, человек подвергал себя очистительным обрядам вроде тех, которыми сопровождалось убийство врага.

Кроме того, дерево не должно было падать вершиной на север, в таком случае его не брали. Дело в том, что север считался средоточием злых сил, там «умирало» солнце, там было жилище холода, смерти и тьмы. Еще скандинавы с подозрением относились к востоку. Если смотреть со стороны Норвегии, там располагались негостеприимные горы с ледниками, оползнями и камнепадами. Не случайно норвежский эквивалент «пошел к черту» звучало как «на север и в горы!». Одним словом, прежде чем брать на строительство корабля дерево, упавшее верхушкой на север или на восток, древний скандинав трижды бы подумал. Он ведь собирался доверять кораблю свою жизнь, а значит, должен был вложить в него только самое хорошее и светлое, любезное Богам и послушное человеку!

Разделка на доски

Срубив, наконец, дерево, его разделывали сразу, не оставляя вылеживаться. Современные корабелы предпочитают выдержанное дерево, но и древние мастера знали, что делали. По мнению специалистов, они руководствовались двумя соображениями: во-первых, сырое дерево легче поддается обработке, а во-вторых, при выдерживании оно усыхает и может растрескаться. Гниль же, как пишут исследователи, корабельным доскам отнюдь не грозила: викинги строили суда открытого типа, с отлично проветриваемым трюмом.

В современной промышленности бревна распиливают на доски специальными пилами. Викинги поступали иначе: приготовленное бревно раскалывали вдоль с помощью клиньев на две половинки. Потом — еще и еще раз пополам. Как показали эксперименты, из ствола поперечником около метра выходило примерно двадцать одинаковых досок шириной до тридцати сантиметров. Примитивная техника? Викинги не знали пилы? Отлично знали. И пилу и ножовку.

Просто, как пишут ученые, современная технология деревообработки ориентирована на количество, а в древности во главу угла ставили качество. Особенно в таком жизненно важном деле, как строительство корабля. Доски, полученные из расколотого клиньями бревна, имели целый ряд преимуществ перед пилеными. Они прочнее, меньше подвержены усыханию, не так сильно коробятся и трескаются. Еще бы, ведь клин действует вдоль волокон, так, как «удобнее» раскалываемому бревну, а пила режет и рвет как попало. Ко всему прочему, колотые доски с одного боку получались несколько толще. Легко убедиться, что при соединении бортовых досок внакрой (излюбленная техника викингов) этот, на первый взгляд, недостаток превращался в достоинство. Более толстая часть давала возможность сделать в ней вырез для наиболее плотного прилегания соседней доски.

Инструменты

Инструменты для работы по дереву, которыми пользовались викинги при строительстве кораблей, также стали известны ученым большей частью после раскопок древних могил. Специалисты единодушны в том, что выбор этих инструментов весьма широк и в умелых руках достаточен для всех необходимых операций. Изучение найденных наборов, внимательное рассмотрение сохранившихся изображений, а также следы, оставленные разными инструментами на деревянных деталях, позволили заключить, что важнейшим орудием был, несомненно, ТОПОР. Владели же им древние мастера поистине виртуозно. «Невероятно!» — восклицают исследователи, отмечая, что даже окончательная отделка бортовых и палубных досок производилась иногда топором, хотя существовали и более, казалось бы, подходящие приспособления: ТЕСЛО и СКОБЕЛЬ.

Топоры использовались нескольких типов, в зависимости от вида работы. На одном древнем изображении было найдено сразу четыре типа топоров. Одним валили деревья, другим обрубали сучья, третьим выглаживали доски и четвертым производили окончательную обработку после прилаживания доски к корпусу. Такое пристрастие к топору отнюдь не случайно и не является отличительной чертой именно викингов, основанной, дескать, на том, что действуя «излюбленным оружием» — топором, — в битвах, предпочитали его и в мирном строительстве… Дело в том, что пила лохматит и разрыхляет древесные волокна, тогда как топор их, наоборот, сглаживает и плющит. Деревянная деталь, вытесанная топором, впитывает влагу гораздо меньше выпиленной, а значит, меньше гниет и служит не в пример дольше… Для сверления отверстий использовалось нечто вроде КОЛОВОРОТА: отточенная железная «ложка» на деревянной рукояти с крестовиной, чтобы можно было вращать. В ходу были также НОЖИ всевозможных форм и размеров, ДОЛОТА и СТАМЕСКИ, в том числе полукруглые и фигурные, самые различные РЕЗАКИ, а также МОЛОТКИ и деревянные КОЛОТУШКИ.

Мастерство корабелов

Пользовались ли викинги чертежами? Никаких схем или чертежей пока не найдено, но утверждать заранее, что они не делались вовсе, было бы ошибочно. А вдруг буквально в это время что-то похожее раскапывают на скандинавском полуострове или в Исландии? Примем пока, что наука ответа еще не нашла. Знатоки кораблестроения только предполагают, что викинги, возможно, пользовались своего рода уровнями, позволяющими измерять угол наклона досок обшивки, а также шаблонами для выведения наилучших обводов.

А вот что известно совершенно точно, так это то, что существовали мастера высочайшей квалификации, способные даже и «на глазок» выстроить отменно остойчивый и быстроходный корабль. Такого мастера сопровождала целая бригада различных специалистов: древознатцев, мастеров по выделке досок, резчиков по фигурным деталям и кузнецов, а также некоторое число подсобных рабочих. Лодку или маленькое судно для прибрежного рыболовства каждый уважающий себя скандинав мог построить и в одиночку, на худой конец — с помощником. А вот когда состоятельному человеку требовался большой и качественный боевой или торговый корабль — приглашали хорошего мастера.

Викинги проводили на кораблях всю свою жизнь и, естественно, отлично в них разбирались. Каждый считал себя большим знатоком корабельного дела, поэтому конфликты между мастером и заказчиком, между разными мастерами возникали неизбежно. Решительно все «знали, как лучше», и настаивали на своем. Иногда от мастера требовалась недюжинная смелость, особенно если корабль строился для человека высокопоставленного и к тому же крутого и скорого на расправу.

Однако история свидетельствует, что смелости у таких мастеров хватало. Вот, например, древнее сказание о том, как в самом конце X века строили для Олава конунга сына Трюггви его знаменитый корабль, впоследствии названный «Великим Змеем»:

«…Строитель корабля звался Торберг Строгала. Но многие другие помогали ему — кто сплачивал доски, кто тесал, кто забивал гвозди, кто подвозил лес. Все в корабле было очень тщательно сделано. Корабль был длинный и широкий, с высоким бортом и из крупного леса. Когда уже делали борт корабля, Торбергу понадобилось по какой-то нужде пойти домой, и он там долго оставался. А когда он вернулся, борт корабля был уже готов. В тот же вечер конунг и с ним Торберг пошли посмотреть, какой получился корабль. Все говорили, что никогда не видели такого большого и красивого корабля. Потом конунг вернулся в город. Рано утром на следующий день конунг снова пошел к кораблю, и с ним Торберг. А мастера все уже пришли раньше, но не начинали работать. Конунг спросил, почему они не начинают. Они отвечают, что корабль испорчен: кто-то прошелся от носа до кормы, рубя борт косыми ударами. Конунг подошел и увидел, что это правда. Тогда он поклялся, который из зависти так испортил корабль, поплатится смертью, если он его найдет. А тот, кто мне назовет этого человека, получит от меня большое вознаграждение. Тогда Торберг говорит:

— Я могу сказать тебе, конунг, кто это сделал.

— Ни от какого другого человека — говорит конунг — я не мог бы ожидать, что он знает это и может мне сказать.

— Я скажу тебе, конунг, — говорит Торберг, — кто это сделал. Это сделал я.

Конунг отвечает:

— Тогда ты должен сделать так, чтобы все было, как раньше. От этого зависит твоя жизнь.

И вот Торберг подошел и отстругал борт так, что все косые рубцы исчезли. Конунг и все другие стали говорить, что корабль много красивее с борта, отструганного Торбергом. И конунг веле ему сделать то же самое с другим бортом и сказал, что он ему очень благодарен…»

Обратим внимание на одну фразу только что приведенного отрывка.

Борт, которому придали лучшую, с точки зрения мореходства, форму, стал, по мнению знатоков, МНОГО КРАСИВЕЕ. Это же какой глаз, какой опыт и чутье надо иметь, чтобы определить качество судна по благородству обводов!

Особым же «шиком» у древних мастеров считалось выстроить корабль таким образом, чтобы, идя на веслах, он мог нести на бортах щиты. Корабль со щитами вдоль борта стал прямо-таки «визитной карточкой» эпохи викингов, и не зря. Только не все знают, что щиты не «приколачивались к бортам по обычаю», а удерживались особой рейкой с внешней (либо внутренней) стороны борта. Весла же не вставлялись в уключины, а пропускались сквозь специальные отверстия — «гребные люки». Для боя корабли сходились обычно на веслах; если при этом была возможность держать по борту щиты (то есть если корабль был выстроен так, что щиты не перекрывали отверстия для весел и не мешали грести), они до самого момента рукопашной служили дополнительной защитой гребцам.

Боковой руль

Новоделов кораблей викингов к настоящему времени построено немало. Самый первый поход на воссозданной копии Гокстадского корабля состоялся в 1893 году. С тех пор на подобных судах ходили по всем известным историческим маршрутам древних скандинавов: и вокруг Европы, и по русским рекам, и в Америку через Атлантический океан. И даже далее: энтузиасты совершили плавание вокруг света. А в Дании каждое лето проводится "фестиваль викингов", в программу которого непременно включают и "регату викингов" — гонки на новоделах древних судов, которые собираются на праздник со всей Скандинавии. Одним словом, опыт накоплен немалый. И что характерно, о морских качествах своих кораблей современные "викинги" отзываются неизменно в превосходных степенях. Причем корабль ведет себя тем лучше, чем ближе к древнему образцу выстроена реплика, чем точнее стараются соблюдать каждую мелочь.

Одной из таких "мелочей" оказался БОКОВОЙ РУЛЬ. Рассматривая рисунки и чертежи, легко убедиться, что руль у кораблей викингов располагался не по осевой линии кормы, как мы привыкли, а сбоку, на специальном креплении. И пробные современные плавания доказывают, что даже при жестоком ветре и сильнейшем волнении, судном при помощи этого бокового руля без труда управлял ВСЕГО ОДИН ЧЕЛОВЕК! Однако, при всей физической легкости управления кораблем, занятие это очень ответственное, требует большого внимания и сосредоточенности и потому весьма утомительное. И, учитывая, что в отличие от гребцов, кормчий не мог даже согреться греблей в холодную и сырую ночь, ему старались облегчить жизнь хотя бы тем, что на корме устраивали специальное сидение. Оно было расположено выше обычных скамей, таким образом, что головы товарищей не заслоняли рулевому обзор.

Мачта

Корабль викингов не выглядел особенно "стройным". Так, у Гокстадского корабля при длине корпуса двадцать три с лишним метра высота мачты составляла, по мнению ученых, не более двенадцати метров; как будет показано ниже, изрядная площадь паруса достигалась в основном за счет ширины. Но многие ли теперь знают, что мачты на кораблях викингов делались.. СЪЕМНЫМИ?

Первооткрывателем Америки считается Колумб. Но до Колумба там побывали славившиеся своим бесстрашием и мореходным искусством викинги.

Викинги, жители Скандинавии, были жестокими, наводящими ужас воинами. На Руси их называли варягами, в Западной Европе - норманнами. Часть народа занималась земледелием, часть совершала грабительские и завоевательные походы. В 9 веке они захватили восточное побережье Англии, Сицилию, северо-восток Франции. В поисках новых земель викинги совершали дерзкие экспедиции! В начале 10 века викинг Гуннбьерн отправился в длительное плавание на запад через Исландию. Но по пути встретил лишь пустынные острова и земли, сплошь покрыты льдом.

Узнав об этом походе, исландец Эйрик Рыжий, прозванный так за свою огненную шевелюру, с командой из 32 человек отправился на поиски новой страны. В 982 году экcпедиция достигла берегов земли, которая поразила путешественников зелеными лугами, защищенными от холодных северных ветров. Это, по-видимому, позволило Эйрику Рыжему назвать остров «Зеленой страной», т. е. Гренландией. Через несколько лет на западном побережье острова было основано две колонии, где проживало около 3 тысяч человек.

С именем сына Эрика Рыжего - Лейвы, или Лейфа Эрикcсона, - связывают открытие Америки. В Бостоне в 1887 году бесстрашному викингу был поставлен памятник.

Современники называли Лейву Счастливым. И правда, он имел легкий и веселый нрав, во всех начинаниях был удачлив. В 1000 году Лейва решил доплыть до таинственной, покрытой лесами земли, к которой, по преданиям, в 986 году, сбившись с пути, пристал норвежский купец Бьярни Херульфсон. Это ему удалось, Лейва с командой в 30 человек доплыл до североамериканского берега.

Плывя вдоль побережья в южном направлении, Лейва несколько раз высаживался на сушу. В результате он побывал у берегов Баффиновой земли, которую назвал «Хеллуланд» -«Страна плоских камней». Плывя на юг, он достиг побережья Лабрадора. Путешественники увидели землю с низкими берегами и белыми песчаными отмелями, ограниченными лесом. Она была названа «Маркланд» - «Лесная страна». Продолжая плавание, он решили зазимовать на земле, заросшей диким виноградником и имеющей богатые рыбой реки. Лейва дал ей название «Винланд», что значит «Страна винограда». Это был, скрее всего, северный выступ Ньюфаундленда.


Предполагаемые маршруты плавания викингов в Америку

Викинги пытались основать на североамериканских берегах колонию. Бесчисленные войны с местными племенами индейцев «скрелингами» (буквально «карлики», или «карапузы») - не позволили им это сделать, и переселенцы вернулись домой.

В Гренландии условия жизни оказались нелегкими, к тому же начались изнуряющие набеги эскимосов. К концу 15 века здесь умер последний поселенец. В результате открытие викингами Америки было забыто на несколько веков.

Викинги, жители Скандинавии, совершали набеги на побережья Британских островов и Северо-Западной Европы. В Западной Европе их называли норманнами, а на Руси - варягами.

Пираты и первооткрыватели

В VIII в. потомкам варваров, обосновавшихся в Скандинавии, стало не хватать природных богатств, чтобы прокормить растущее население, и они отправились на поиски новых земель. Но викингов не просто манили дальние страны - они грабили и захватывали чужие земли.

В конце IX - начале Х в. викинги овладели Шетландскими, Оркнейскими и Гебридскими островами и обосновались на крайнем севере Шотландии, а в 700 г. поселились на Фарерских островах. Двигаясь дальше на запад, они добрались до Исландии и в 815 г. основали там колонию. Викинги побывали в Северной Америке почти за 500 лет до путешествия Колумба . Бьярни Херьюльфссон, чей корабль из-за ветра сбился с курса, рассказал, что на западе есть земля. Исследовать эту землю отправился Лейф Счастливый - сын Эрика Рыжего, открывшего Гренландию.

Кораблестроение

Для дальних плаваний викингам нужны были надежные корабли. Викинги были лучшими корабелами в Европе. Для пиратских набегов они строили узкие дракары, на которых можно было пристать к берегу без причала и идти на веслах. В долгие путешествия викинги отправлялись на кноррах - широких кораблях с прочным корпусом.

Викинги изготавливали быстроходные и легкоуправляемые корабли - кнорры, которые вмещали до 30 человек. В их нижней части можно было размещать животных и товары. Двигались корабли под большим квадратным парусом, но, случалось, и на веслах. Недостаток этих судов заключался в том, что они не были приспособлены для длительных плаваний. Члены команды и пассажиры спали прямо на палубе в кожаных мешках, то есть современные спальные мешки - изобретение викингов.

В искусстве навигации викинги не имели себе равных. Переплывая Атлантику, они ориентировались по солнцу и звездам, но больше всего они доверяли своему знанию морских течений, привычек морских птиц, а также изменениям цвета и температуры воды. У викингов не было карт и навигационных приборов, но они имели в своем распоряжении «солнечный сектор» инструмент, отдаленно напоминающий компас, который позволял мореплавателям приблизительно определять местоположение корабля. Во всяком случае, викинги не блуждали в бурных водах Северной Атлантики совершенно вслепую.

Европейские походы

Перебравшись через Атлантику и открыв новые земли на западе, викинги успешно продвигались и на восток: они прошли через всю Европу и проникли в Азию. Датские викинги расселились на северо-востоке Британских островов, совершая набеги на побережья Италии и Северной Африки. Норвежские викинги, поселившиеся в устье Сены и других рек на севере Франции, добились от короля Франции прав на провинцию Руан, которую впоследствии назвали Нормандией. Шведы ходили торговыми путями от Балтийского до Черного моря, а оттуда в Константинополь, проложив путь из варяг в греки по рекам Древней Руси. Перебираясь из одной реки в другую, лодки перетаскивали по суше.

Эрик Рыжий и открытие Гренландии

В 982 г. Эрик Рыжий был изгнан из исландской колонии за совершенное им убийство. Он слышал рассказы о землях, лежащих на расстоянии около 1000 км от Исландии. Туда он и направился вместе с небольшим отрядом. После трудного плавания ему удалось найти эту землю. Климат ее был весьма суров, но, увидев молодую травку, Эрик назвал землю Гренландия («зеленая страна»), надеясь что такое название привлечет новых поселенцев. В 986 г. Эрик собрал группу викингов, готовых обосноваться на открытом им острове.

Из 25 кораблей, отплывших из Исландии, до Гренландии добрались только 14. В походе погибли более 200 человек. Во фьордах западного берега Эрик основал два поселения. Норманны занимались рыбной ловлей и охотой на тюленей, моржей, птиц и песцов. Колонисты не порывали связей с родиной и продавали туда меха, моржовые клыки, а в обмен получали железо, лес, хлеб и ткани. Две небольшие группы жили на острове 400 лет.

Путешествие Бьярни

В 990 г. викинг по имени отправился по морю в гости к своему отцу, который переселился в Гренландию. От Исландии мореходы плыли трое суток с попутным ветром. Затем он прекратился, подул северный, и лег туман. Бьярни плыл, не зная куда, много дней. Наконец моряки увидели землю. Она была плоская, покрыта лесом, с небольшими холмами у горизонта. Бьярни решил двигаться дальше. Вскоре вновь показалась земля, но и она не была похожа на Гренландию: вместо ледников - леса. Через четыре дня Бьярни наконец-то достиг Гренландии.

Кто первый открыл Америку?

Бьярни наткнулся на неведомую землю, холмы которой были покрыты лесами.

Рассказ Бьярни вызвал много споров среди викингов, поселившихся в Гренландии. Согласно исландским легендам, примерно в 1000 г. Лейф Эриксон с командой из 35 человек отплыл на запад. Им был открыт остров с ледниками, о котором говорил Бьярни. Это была Баффинова Земля . Другая земля выглядела более приветливо. Лейф назвал ее Маркланд, что значит «страна лесов» . Вероятно, это был полуостров Лабрадор. Наконец, после еще двух дней плавания, он оказался на зеленом острове.

Что такое Винланд?

Лейф назвал эти земли Винланд («Страна дикого винограда»), поскольку в окрестностях росло много диких ягод. Открытие Северной Америки и попытки основать там поселения долгое время считалось легендой. Однако сегодня археологи располагают неопровержимыми данными о поселении викингов в Л"Анс-оМедоус, на севере острова Ньюфаундленд. Лейф провел на острове зиму. В прибрежных водах было много лососей, день был намного длиннее, чем в Гренландии.

Встреча с индейцами

Примерно в 1004 г. брат Лейфа Торвальд Эриксон отправился в Винланд. На этот раз викинги обнаружили, что в Винланде уже живут люди. Однажды вспыхнула ссора, и Торвальд был убит стрелой местного жителя. Друзья Торвальда вернулись в Гренландию. Потомки Эрика Рыжего предприняли еще две попытки колонизировать Винланд, но им не удалось наладить добрые отношения с индейцами, и викинги покинули открытую ими землю.

Настоящим первооткрывателем Америки в США считается не Христофор Колумб, а викинг Лейф Эрикссон. Каждый год 9 октября в стране отмечается это событие. Материальные следы Лейфа в Новом Свете - бронзовую булавку и стеатитовое пряслице - раскопал в 60-х годах XX века в Канаде норвежский авантюрист, бродяга и писатель Хельге Ингстад.

Более тысячи лет назад древние скандинавы заселили Фарерские и Оркнейские острова, Исландию, а затем южную Гренландию. Подробнее о том, какие загадки существуют относительно гренландских поселений древних викингов можно почитать в этой обстоятельной статье. Вкратце, норманнская колония в Гренландии существовала около 400-500 лет, а затем, по непонятным причинам, исчезла.

Начнем издалека, с Гренландии

Археологические раскопки в Гренландии датские ученые начали еще в 20-х годах 20-го века. Тогда же всерьез стала обсуждаться возможность плаваний гренландских викингов в Америку - благо что от Баффиновой земли в Новом свете юго-западную Гренландию отделял пролив Девиса шириной около 350-450 километров.

Однако о возможной колонизации викингами Америки европейцам было известно намного раньше - когда появилась информация о загадочной стране Винланд (Страна Винограда — как не странно ).

Руины норманнской церкви в Гренландии

Проблемой локализации Винланда всерьез занялись с начала XVIII века, как раз после того, когда были опубликованы исландские саги, прежде всего «Сага о гренландцах» и «Сага об Эрике Рыжем», в которых говорилось о походах скандинавов в таинственную страну Винланд.

Однако в течение следующих 250 лет установить местонахождение этой страны никому не удавалось. Это было немудрено, ибо сами саги не содержали предельно точных указаний на сей счет. Что касается следов материальной культуры скандинавов в Северной Америке, то с ними обстояло еще печальнее: несколько находок (знаменитый Кенсингтонский камень, обломок норвежской монеты, обломок бронзового балансира и т.п.) вызвали споры, по итогам которых находки посчитали фальсифицированными.

Лишь в 1960 году норвежский исследователь, этнограф, авантюрист и писатель Хельге Ингстад (1899-2001), который у себя на родине был не менее популярен, чем хорошо известный советским гражданам Тур Хейердал, сумел совершить прорыв, сравнимый с находкой Генрихом Шлиманом Трои – он обнаружил на северной оконечности Ньюфаундленда, недалеко от деревни Ланс-о-Мидоуз, остатки поселения, которое затем было признано норманнским.

По сути, Ингстад нашел иголку в стоге сена - обнаружить остатки относительно небольшого поселения тысячелетней давности, не имея четкой географической привязки, как знает любой археолог, задача совсем нетривиальная.

Эта находка, признанная в 1964 году на политическом уровне в США, а также - не без скрипа, правда, и в научных кругах Северной Америки, впоследствии вызвала массу скептических вопросов. И как ни странно, еще больше убедила тамошних историков и археологов в том, что к проблематике Винланда надо подходить максимально осторожно. Вероятно, именно поэтому за последние полвека в Северной Америке так и не было найдено каких-то иных убедительных в научном плане доказательств посещения викингами Нового Света.

Что нам известно из саг

Наиболее полная информация о путешествиях норманнов в Винланд содержится в сагах. Именно на сагах основывался и Хельге Ингстад в своих поисках древнего поселения викингов в Новом Свете.

В середине XX века было установлено, что наиболее древним документом из двух произведений является «Сага о гренландцах», тогда как «Сага об Эрике Рыжем» - более поздняя. Ученые из Исландии установили, что первая была записана в середине XII века (дошла в списке, датируемым концом XIV-го века), а вторая – только лишь в XIII веке (сохранилась в двух рукописях XIV и XV веков).

При сопоставлении текстов этих сказаний видно, что несмотря на общие сведения о походах норманнов в Винланд, частности и детали этих путешествий серьезно разнятся.

Разнится информация в сагах о количестве участников плаваний. Совершенно разные сведения содержатся в них и о ключевом сообщении – названии местности. Дело в том, что названия открываемым областям в Америке норманны давали по их внешней характеристике: Хелюланд – страна камней, Маркланд – страна лесов, Винланд – страна винограда. В «Саге о гренландцах» говорится, что на корабле у Лейфа Эрикссона был немец Тюркир, который и обнаружил виноград.

В принципе, перечислять все расхождения между двумя источниками, смысла нет. Стоит лишь упомянуть, что ни «Сага о гренландцах», ни «Сага о Эрике» не дают четких географических указаний по поводу местонахождения страны Винограда. Если быть совсем корректным, в сагах даются лишь общие характеристики местности – ледники, каменные равнины, леса, луга. Единственным исключением является ссылка в «Саге о гренландцах» на широту Винланда:

«Дни здесь не так различались по длине, как в Гренландии или Исландии. В самое темное время года солнце стояло в небе в четверть дня после полудня и за четверть дня до него».

Или, в другом, более точном переводе:

«Сутки были ровнее, чем в Гренландии и Исландии. В день зимнего солнцестояния у солнца был эйктарстад и дагмолостад».

Ближе к викингам и плаванию в Америку

Соответственно, большинство исследователей полагали, что викинги плыли далеко на юг вдоль восточного побережья Северной Америки:

На этой схеме показано, что норманны могли доплывать до современного Бостона.

На этой схеме Винланд также находится не на Ньюфаундленде, а существенно южнее.

Зафиксированные путешествия норманнов

Реконструированный канадцами поселок норманнов в Ньюфаундленде

  1. Итак, первая экспедиция, которая высадилась на американскую землю, согласно сагам, возглавлялась Лейфом Эрикссоном (Бьярни Херульяфссона в расчет брать не будем, ибо он не причаливал к берегу, а видел его лишь издалека). Состав экспедиции – 1 корабль (купленный у Херульяфссона), 36 человек (учитывая самого Лейфа). Путешественники достигли ручья, впадающего в море, поднялись по нему до озера и вырыли себе землянки.

Затем они решили перезимовать и построили «большие дома» (возможно, скандинавские «длинные дома» - longhouse). «Сага об Эрике» упоминает, что в Винланде викинги обнаружили дикую пшеницу и виноград. Перезимовав там, Лейф нагрузил корабль деревом и виноградом, и отправился обратно в Гренландию. За время пребывания в Винланде он и его люди проводили разведку местности.

  1. Через некоторое время в Винланд (по всей видимости, промежуток был небольшим) отправился брат Лейфа – Торвальд (на корабле Эрика). Состав экспедиции – 1 корабль, 31 человек, включая Торвальда. Экспедиция провела более трех лет в Америке, а ее базой были дома Лейфа.

В течение этого времени викинги предприняли несколько походов по местной территории. Во время похода на втором году пребывания в Винланде в стычке со скрелингами - вероятно, индейцами или эскимосами, от их стрелы погиб Торвальд. Он был похоронен в Америке. Информации о других потерях, как и о строительстве викингами новых домов нет.

  1. Путешествие Торстейна Эрикссона. Младший брат Лейфа решил отыскать тело своего брата и на корабле Лейфа он вышел в море. Состав экспедиции – 1 корабль, 27 человек (20 человек согласно «Саге об Эрике»), включая Торстейна и его жену Гудрид. Однако из-за штормов викингам не удалось добраться до Винланда и они зазимовали в Западном норманнском поселении в Гренландии, где большая часть из них умерла от болезней.
  2. Путешествие Торфинна Карслэфне, богатого норвежца. Он женился на вдове Торстейна, Гудрид, и через год после ее возвращения из Западного поселения, предпринял поход в Винланд. Согласно «Саге о гренландцах» в состав экспедиции вошло 67 человек (60 мужчин и 5 женщин), а также сам Торфинн и Гудрид.

По сведениям «Саги об Эрике», норманнов было свыше 150 человек. С собой они взяли скот (быков, коров), поскольку были намерены поселиться в Винланде. Как говорит «Сага о гренландцах», они поселились в домах, построенных еще Лейфом Эрикссоном.

Посмотрим на эти события с точки зрения «Саги об Эрике». Она говорит, что экспедиция Торфинна зазимовала сначала в каком-то другом месте:

Они направили корабли во фьорд. В его устье лежал остров, вокруг которого были сильные течения. Они назвали его Оток. На нем было столько птиц, что трудно было не наступить на их яйца. Они вошли во фьорд и назвали его Оточный Фьорд. Здесь они снесли кладь на берег и обосновались. У них был с собой всякий скот, и они стали разведывать, чем богата страна. Там были горы, и местность была красивая. Они занимались только тем, что разведывали край. Всюду росла высокая трава. Они там зазимовали.

Зима была суровая, а они ничего не запасли летом. С едой стало плохо, а рыбная ловля и охота не удавались. Они перебрались на остров в надежде, что там будет лучше с промыслом или прибьет что-нибудь к берегу. На следующее лето они поплыли на юг: Карлсефни поплыл на юг вдоль берега, и с ним Снорри, Бьярни и другие. Они плыли долго и наконец приплыли к реке, которая впадала в озеро, а потом в море.

В устье реки были большие песчаные отмели, так что в нее можно было войти только во время прилива. Карлсефни и его люди зашли в устье и назвали это место Озерко. Здесь они нашли поля самоссянной пшеницы в низинах и виноградную лозу всюду на возвышенностях. Все ручьи кишели рыбой. Они рыли ямы там, где суша и море встречались, и когда море отступало, в ямах был палтус. В лесу было много всякого зверя.

Здесь викинги обнаружили восемь лодок скрелингов (т.е. налицо пересказ путешествия Торвальда Эрикссона). У озера норманны построили несколько домов. Пересказывать дальше «Сагу об Эрике» смысла нет, отметим только, что там упоминаются погибшие в сражении со скрелингами два норманна. В дальнейшем норманны побывали в Маркланде, где захватили двух туземцев и после нескольких лет жизни в Америке покинули ее.

«Сага о гренландцах» немного по-иному рассказывает о жизни этой экспедиции в Северной Америке. На втором году пребывания викингов в Винланде к ним пришли скрелинги, с которыми была начата торговля. Однако по ряду причин она переросла в войну.

Экспедиция Карслэфни провела в Винланде почти три года и вернулась обратно. О потерях среди норманнов ничего не сообщается, но маловероятно, чтобы в сражении со скрелингами никто не погиб (не исключено, что экспедиция Торвальда и Карлсэфни была одной и той же).

Ограда реконструированного поселка викингов в Канаде
5. Путешествие Фрейдис Эриксдоттир (дочери Эрика Рыжего и сестры Лейфа Эрикссона). Через год после возвращения в Гренландию Торфина, она и два брата-исландца – Финнбоги и Хельги отправились в Винланд. Состав экспедиции – два корабля и 65 мужчин, не считая женщин, а также предводителей – Фрейдис и двух исландцев.

Последние выстроили рядом с домами Лейфа свой дом. Зимовка закончилась скверно – по наущению Фрейдис оба исландца и все их люди (т.е. свыше 30 человек, включая женщин) были перебиты. Перезимовав, Фрейдис и ее люди отплыли из Гренландии.

Все вышеперечисленные путешествия норманнов в Америку считаются достоверными. Не трудно заметить, что мотивация викингов, их цели в Винланде не совсем понятны современным людям. Они не смогли и не захотели наладить общий язык с туземцами, почему-то отказались от колонизации этих территорий, которые выглядели более привлекательными, чем юго-западное побережье Гренландии, где даже в эпоху малого климатического оптимума весна длилась 3 недели, а лето - 2 месяца.

Саги признают, что экспедиции базировались на первоначальный лагерь Лейфа (хотя согласно «Саге об Эрике» они основывали новые поселки). Сведения о строительстве новых домов есть только в отношении экспедиции Фрейдис, но, скорее всего, их строила и экспедиция Торфинна. Поселение, способное разместить до полутора сотен людей (размер экспедиции Торфинна), располагалось, как видно, на берегу озера , добираться до которого надо было по реке. Минимальный отрезок времени функционирования поселка – 8 лет , а с учетом промежутков между экспедициями – максимум 15 лет . Вокруг поселения была построена изгородь , возможно, что-то вроде тына.

Также известно, что в Америке погибло несколько десятков норманнов . Если глава второй партии Торвальд был похоронен вдалеке от поселка, то погибшие при столкновении со скрелингами норманны из отряда Торфинна, как и убитые Фрейдис люди из Исландии, вероятно, были захоронены неподалеку от поселка.

Мы знаем, что в окрестностях селения произошло сражение с скрелингами. Помимо этого, есть информация о том, что у Карлсэвне был скот (коровы и быки, возможно овцы), судьба которого не известна. Все эти факты пригодятся нам позднее.

А при чем тут виноград?

Из саг следует, что поселок древних викингов не мог быть большим по площади. В лучшем случае речь шла о поселении площадью несколько сотен квадратных метров. Отыскать остатки такого поселения на побережье длиной в сотни и даже тысячи километров – поскольку исследователи в зону поисков включают территории от Лабрадора до чуть ли не Каролины – практически невозможно. Да и следов от него за прошедшую тысячу лет не должно было уже остаться.

Поэтому когда вопрос о местонахождении Винланда был впервые поднят в начале XVIII века, исследователи в буквальном смысле блуждали в потемках различных версий. Этому немало способствовало то, что в сагах наряду с отсутствием четких географических указателей, постоянно упоминается произрастающий там виноград.

Сейчас северная граница произрастания винограда лишь едва заходит в Канаду (район Онтарио), но в основном ограничивается Новой Англией в США. Но мы можем предположить, что 1000 лет назад, в эпоху малого климатического оптимума, виноград мог распространяться и дальше на север. Однако пока ни один палеоботаник не согласится с тем, что тогда и на северном Ньюфаундленде произрастал виноград.

График колебания толщины ледников в Гренландии. Видно, что в эпоху викингов климат был достаточно теплым.

Несмотря на то, что ученые никак не могли договориться по поводу расположения Винланда, с конца XIX века одновременно с развитием государственности в Норвегии и притоком эмигрантов-скандинавов в Америку, в общественное мнение США стала проникать мысль о том, что викинги являются одними из первооткрывателей континента.

В позапрошлом столетии памятник Лейфу Эрикссону был открыт в Бостоне, а группа норвежцев сконструировала реплику драккара «Викинг» и дошла на нем до США. После раскопок датских археологов в Гренландии в 30-40-х годах XX века, «обретения» знаменитой карты Винланда (чуть позже ее признают фальшивкой) и нового разбора исландских саг в 50-х годах прошлого века стало очевидно, что норманны теоретически могли побывать в Америке.

Однако проблема «винограда» заставляла ученых относить возможное местонахождение поселка норманнов далеко на юг - в полосу от Бостона до штата Северная Каролина. Но там никаких следов викингов обнаружено не было.