Графико цифровой способ записи зубной формулы. Правилазаполнения зубнойформулы. Универсальная цифровая буквенная система

  • 5. Преддверие рта, его стенки, рельеф слизистой оболочки. Строение губ, щек, их кровоснабжение и иннервация. Жировое тело щеки.
  • Слизистая оболочка губ и щёк.
  • 6. Собственно полость рта, ее стенки, рельеф слизистой оболочки. Строение твердого и мягкого неба, их кровоснабжение и иннервация.
  • 7. Мышцы дна полости рта, их кровоснабжение и иннервация.
  • 8. Клетчаточные пространства дна полости рта, их содержимое, сообщения, практическое значение.
  • 9. Зев, его границы. Миндалины (лимфоэпителиальное кольцо), их топография, кровоснабжение, иннервация, лимфатический отток.
  • 10. Развитие временных и постоянных зубов. Аномалии развития.
  • 11. Общая анатомия зубов: части, поверхности, их деление, полость зуба, зубные ткани.
  • 12. Фиксация зубов. Строение периодонта, его связочный аппарат. Понятие о пародонте.
  • 13. Общая (групповая) характеристика постоянных зубов. Признаки принадлежности зуба к правой или левой стороне.
  • 14. Молочные зубы: строение, отличия от постоянных, сроки и порядок прорезывания.
  • 15. Смена зубов: сроки и последовательность.
  • 16. Понятие о зубной формуле. Виды зубных формул.
  • 17. Зубная система как целое: виды дуг, окклюзий и прикусов, артикуляция.
  • 18. Понятие о зубочелюстных сегментах. Зубочелюстные сегменты верхней и нижней челюсти.
  • 19. Резцы верхней и нижней челюстей, их строение, кровоснабжение, иннервация, лимфатический отток. Взаимоотношение верхних резцов с носовой полостью.
  • 20. Клыки верхней и нижней челюстей, их строение, кровоснабжение, иннервация, лимфатический отток.
  • 22. Большие коренные зубы верхней и нижней челюстей, их строение, кровоснабжение, иннервация, лимфатический отток, взаимоотношение с верхнечелюстной пазухой и нижнечелюстным каналом.
  • 23. Язык: строение, функции, кровоснабжение и иннервация.
  • 24. Околоушная слюнная железа: положение, строение, выводной проток, кровоснабжение и иннервация.
  • 25. Подъязычная слюнная железа: положение, строение, выводные протоки, кровоснабжение и иннервация.
  • 26. Поднижнечелюстная слюнная железа: положение, строение, выводной проток, кровоснабжение и иннервация.
  • 27. Малые и большие слюнные железы, их топография и строение.
  • 28. Глотка: топография, отделы, сообщения, строение стенки, кровоснабжение и иннервация. Лимфоэпителиальное кольцо.
  • 29. Наружный нос: строение, кровоснабжение, особенности венозного оттока, иннервация, лимфатический отток.
  • 31. Гортань: топография, функции. Хрящи гортани, их соединения.
  • 32. Полость гортани: отделы, рельеф слизистой оболочки. Кровоснабжение и иннервация гортани.
  • 33. Мышцы гортани, их классификация, функции.
  • 34. Общая характеристика желез внутренней секреции, их функции и классификация по развитию. Паращитовидные железы, их топография, строение, функции, кровоснабжение и иннервация.
  • 35. Щитовидная железа, ее развитие, топография, строение, функции, кровоснабжение и иннервация.
  • 36. Общая характеристика желез внутренней секреции. Гипофиз и эпифиз, их развитие, топография, строение и функции.
  • 16. Понятие о зубной формуле. Виды зубных формул.

    Порядок расположения зубов записывается в виде зубной формулы, в которой отдельные зубы или группы зубов обозначаются цифрами или буквами.

    В клинике полная формула временного прикуса записывается римскими цифрами, которые соответствуют порядковому номеру зуба каждой половины челюсти.

    В клинике полная формула зубов постоянного прикуса отмечается также как и временного, но арабскими цифрами:

    Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) предложена следующая запись формулы зубов: цифрами обозначается каждый зуб и каждая половина верхней и нижней челюсти, причем возрастание числового значения идет по часовой стрелке.

    Формула зубов постоянного прикуса (ВОЗ):

    8 7 6 5 4 3 2 1

    1 2 3 4 5 6 7 8

    8 7 6 5 4 3 2 1

    1 2 3 4 5 6 7 8

    При записи формулы зуба этим способом, не ставится значок, отмечающий ту или иную половину челюсти, а ставится соответствующая той или иной половине челюсти цифра. Так, например, чтобы записать формулу второго моляра нижней челюсти слева, ставится обозначение 37 (3 - левая половина нижней челюсти, 7 - второй моляр).

    Формула зубов временного прикуса (ВОЗ):

    17. Зубная система как целое: виды дуг, окклюзий и прикусов, артикуляция.

    Зубы, расположенные в челюстях, образуют зубные дуги . Подзубной дугой в стоматологии понимают линию, проведенную через вестибулярные края окклюзионных поверхностей и режущих краев коронок. Верхний ряд постоянных зубов образуетверхнюю зубную дугу (arcus dentalis superior) , а нижний -нижнюю зубную дугу (arcus dentalis inferior) параболической формы. Верхняя зубная дуга несколько шире нижней, вследствие чего окклюзионная поверхность верхних зубов находятся кпереди и кнаружи от соответствующих нижних.

    Кроме зубных дуг, в стоматологии выделяют альвеолярную дугу - линию, проведенную по гребню альвеолярного отростка (альвеолярной части), ибазальную дугу - линию, проведенную через верхушки корней. В норме на верхней челюсти зубная дуга шире альвеолярной, которая в свою очередь шире базальной. На нижней челюсти самой широкой является базальная дуга и самой узкой - зубная дуга. Формы дуг имеют индивидуальные различия, что н обусловливает особенности положения зубов и прикуса.

    Зубные дуги в целом образуют функциональную систему , единство и устойчивость которой обеспечиваются альвеолярными отростками, пародонтом и периодонтом, фиксирующим зубы, а также порядком расположения зубов в смысле ориентации их коронок и корней.

    Соседние зубы, как отмечалось, имеют контактные пункты (рис. 1), расположенные на выпуклых участках вблизи режущих поверхностей. Благодаря межзубным контактам давление при жевании распределяется на соседние зубы и таким образом уменьшается нагрузка на отдельные корни. По мере функционирования контактные пункты вследствие стирания эмали увеличиваются, что связано сфизиологической подвижностью зубов . При стирании контактных пунктов происходит постепенное укорочение зубной дуги.

    Коронки коренных зубов нижнего зубного ряда наклонены внутрь и вперед, а корни - кнаружи и дистально, что обеспечивает устойчивость зубного ряда и предупреждает его сдвиг назад. Устойчивость верхнего зубного ряда достигается преимущественно увеличением числа корней.

    Поверхность, образуемая окклюзионными поверхностями коренных и режущими краями передних зубов, называется окклюзионной поверхностью . В процессе функционального приспособления она приобретает дугообразное искривление с выпуклостью дуги в сторону нижней челюсти. Линия, проведенная через окклюзионную поверхность, называетсясагиттальной окклюзионной линией . Функциональное перемещение нижней челюсти жевательными мышцами обозначается терминомартикуляция .

    Положение зубных рядов в стадии их смыкания называют окклюзией . Возможны 4 основных вида окклюзии: центральная, передняя и две боковые - правая и левая.Центральная окклюзия образуется при срединном смыкании зубных рядов и физиологическом контакте зубов-антагонистов. В этом случае наблюдаются наиболее полный бугорково-фиссурный контакт зубов-антагонистов, симметричное сокращение жевательных мышц, а головка нижней челюсти находится на середине заднего ската суставного бугорка. Припередней окклюзии отмечается срединное смыкание зубных рядов, но нижний зубной ряд выдвинут.Боковая окклюзия характеризуется сдвигом нижней челюсти влево (левая окклюзия) или вправо (правая окклюзия). Анализ биомеханики артикуляции и окклюзии отражает функциональное состояние различных элементов зубочелюстной системы, что помогает в конструировании зубных протезов.

    Прикусы

    Положение зубных дуг в центральной окклюзии называется прикусом (рис. 2). Различают физиологический и патологический прикусы. Прифизиологическом прикусе жевание, речь и форма лица не нарушены, припатологическом прикусе отмечаются те или иные нарушения. Существуют 4 вида физиологического прикуса: ортогнатия, прогения, бипрогнатия и прямой прикус.

    При ортогнатии (ortos - прямой,gnatio - челюсть) имеется небольшое перекрытие резцами верхней челюсти зубов нижней челюсти.Прогения (pro - вперед,genio - подбородок) характеризуется обратными отношениями. Длябипрогнатии типичен наклон вперед верхних и нижних зубов с перекрытием нижних верхними. Впрямом прикусе режущие края верхних и нижних резцов соприкасаются друг с другом (рис. 3)

    Рис. 3. Разновидности физиологического постоянного прикуса, вид сбоку. Схематично в правом верхнем углу каждого рисунка показаны взаимоотношения зубов верхней и нижней челюстей:

    1 - ортогнатический прикус; 2 - прогенический прикус; 3 - прямой прикус; 4 - бипрогнатический прикус

    К патологическим прикусам (рис. 4) относятся значительные степени прогнатии и прогении, а также открытый, закрытый и перекрестный прикусы.

    Рис. 4. Разновидности (аномалии) постоянного прикуса, вид сбоку и спереди. Схема:

    1 - значительная степень прогнатии; 2 - значительная степень прогении; 3 - перекрестный прикус; 4 - открытый прямой прикус; 5 - открытый боковой прикус

    При открытом прикусе между верхними и нижними резцами образуется большая или небольшая щель; контакта между передними зубами нет. Призакрытом прикусе верхние резцы полностью перекрывают (закрывают) нижние. Приперекрестном прикусе смыкание передних зубов правильное, но щечные жевательные бугорки нижних коренных зубов расположены не кнутри, а кнаружи от верхних. Встречаются и другие виды прикусов (рис. 5, 6).

    Рис. 5. Схема сагиттальных аномалий прикуса (по Энглу). Вертикальными линиями показаны соотношения верхнего и нижнего первых моляров по сравнению с нейтральным прикусом, вид сбоку. Схема:

    1 - нейтральный прикус; 2 - дистальный прикус (или прогнатия) с вестибулярным отклонением верхних резцов; 3 - дистальный прикус (или прогнатия) с лингвальным отклонением верхних резцов; 4 - медиальный прикус (или прогения) с лингвальным отклонением нижних резцов

    "

    Для определения принадлежности зуба существует несколько схем.

    Схема Zsigmondy обозначает зубы постоянного прикуса арабскими цифрами по четырем квадрантам челюстей, начиная от срединной линии лица. Таким образом, формула постоянных зубов будет иметь вид:

    Американская схема предусматривает порядковую нумерацию зубов по часовой стрелке, начиная с правого верхнего зуба мудрости, и заканчивается правым нижним зубом мудрости. Таким образом, первый правый моляр будет иметь номер 3, а первый левый моляр номер 14.

    Схема FDI (Международной Федерации Стоматологов) и ВОЗ. По данной схеме каждый зуб имеет двух цифровое обозначение: первая цифра обозначает номер квадранта (начиная с правой верхней стороны), а вторая номер зуба в каждом квадранте (начиная со средней линии).

    Постоянные зубы

    Правая сторона Левая сторона
    квадрант 1 квадрант 2
    18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28
    48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38
    квадрант 4 квадрант 3

    Временные зубы

    Правая сторона Левая сторона
    Квадрант 1 (5) Квадрант 2(6)
    55 54 53 52 51 61 62 63 64 65
    85 84 83 82 81 71 72 73 74 75
    квадрант 4(8) квадрант 3(7)

    Нумерация зубов в каждом квадранте начинается с центрального резца и заканчивается третьим моляром. Так же каждый квадрант верхней и нижней челюсти имеет цифровое обозначение, возрастание которого происходит по часовой стрелке. Временные зубы нумеруются по квадрантам 5,6,7,8.

    Результаты осмотра зубных рядов записывают в формулу начиная с последнего моляра верхней челюсти справа, и заканчивая последним моляром нижней челюсти справа, т.е. в том же направлении как проводят осмотр зубных рядов.

    Для записи итогов осмотра зубных рядов и отдельного зуба, существуют обозначения:

    «О » – отсутствующий зуб, «С » – кариес, «П » – пломба, «Р » – пульпит, «Pt » – периодонтит, «R » – корень, «К » – коронка, «И » – искусственный зуб, «I, II, III » – степень подвижности зуба



    Контрольные вопросы:

    1. Что такое перкуссия? Сравнительная перкуссия?

    2. Как проводится пальпация?

    3. Зубная формула по ВОЗ.

    4. Правила записи осмотра в зубной формуле.

    5. Что такое карта стоматологического пациента?

    Литература

    1. Пропедевтическая стоматология: Учебник для медицинских вузов / под редакцией Э.А. Базикяна. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 3

    2. Терапевтическая стоматология: Учебник для студентов медицинских вузов / под ред. Е.Е. Боровского. – М: Медицинское информационное агентство, 2006. – С.

    3. Практическая терапевтическая стоматология: Учебное пособие / А.И. Николаев, Л.М. Цепов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: МЕД пресс-информ, 2007. – С.


    ТЕМА № 2

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: РЕНТГЕНОГРАФИЯ, УЗИ, ЭОД, МИОГРАФИЯ, КТ, МРТ, ТЕПЛОВИЗИОГРАФИЯ.

    Цель: изучить дополнительные методы обследования стоматологического больного: рентгенографию, термометрию, ЭОД.

    Термометрия – метод основан на реакции пульпы зуба на температурные раздражители: холод и тепло. Термометрия может проводится с помощью холодной либо теплой воды, воздуха. Для определения реакции на горячее может использоваться плаггеры разогрева гуттаперчи.

    Рентгенологическое обследование:

    Плотные ткани поглощают рентгеновские лучи, мягкие – про-

    Виды рентгенологического исследования:

    · прицельные дентальные (внутриротовые) рентгенограммы (рис. 1);

    Рисунок 1

    · панорамные рентгенограммы;

    · ортопантомограмма (рис.2);

    Рисунок 2

    · радиовизиоргаф (меньше доза, но меньше и разрешающая способность датчика).

    Рентгенографические методы исследования позволяют определить:

    · Состояние зубов: положение, состояние твердых тканей зуба, корневых каналов, корней, степень формирования

    · Состояние около верхушечных тканей

    · Состояние костной ткани

    · Состояние височно-нижнечелюстного сустава

    · Состояние пазух

    · Наличие новообразований, секвестров

    Несмотря на все индивидуальные особенности каждого человека, расположение зубов и их название одинаково для всех. Это объясняется тем, что зубные элементы начинают формироваться еще задолго до появления на свет (примерно на 2-3 месяце эмбриогенеза), и при рождении у ребенка имеются все зубные зачатки, расположенные глубоко в челюсти.

    У малышей старше двух лет в зубном ряду имеется 20 молочных зубов

    Как у взрослых, так и у детей зубные ряды симметричны — верхняя и нижняя челюсть имеет одинаковое количество одноименных зубов (точкой отсчета при этом берется срединная линия лица).

    В таблице приведен порядок расположения зубов и их правильное название.

    Порядковый номер Молочные Постоянные
    1 центральный резец центральный резец
    2 боковой резец боковой резец
    3 клык клык
    4 первый моляр первый (малый) премоляр
    5 второй моляр второй (малый) премоляр)
    6 первый (большой) моляр
    7 второй (большой) моляр
    8 третий (большой) моляр

    У взрослых количество постоянных зубов может варьировать от 28 до 32 (это зависит от того, прорезались ли «зубы мудрости» или нет)

    Как видно из таблицы, у детей и взрослых совпадают названия и расположение лишь передних зубов (резцов и клыков). Задние (или «коренные») имеют существенные отличия.

    Зачем необходима нумерация зубов?

    Все зубы человека имеют свое определенное расположение по номерам. Но как понять на верхней или нижней челюсти он располагается, а также слева или справа? Можно пользоваться полными формулировками (например, первый постоянный моляр верхней челюсти справа) Но такие громоздкие названия создают определенные трудности для работы стоматологов и часто могут стать причиной ошибок, которые особенно опасны, если пациент идет на удаление больного зуба.

    С целью оптимизации труда врачей и максимального упрощения обозначения номеров зубов и были придуманы специальные нумерации.

    Схемы нумерации зубов в стоматологии

    В настоящее время номера зубов в стоматологии систематизированы в соответствии с несколькими схемами:

    1. Универсальная система нумерации.
    2. Квадратно-цифровая или система Зигмонди-Палмера.
    3. Система Хадерупа.
    4. Американская нумерация или буквенно-цифровая система.
    5. Европейская нумерация Виола или система по ВОЗ.

    Рассмотрим подробнее особенности каждой из них.

    Универсальная система

    В основе такой схемы нумерации лежит присвоение каждому постоянному зубу определенного номера от 1 до 32. В молочном прикусе каждому зубику соответствует своя буква. Подсчет в таком случае ведется с правой половины верхней челюсти по часовой стрелке от зуба мудрости.

    Зубная формула постоянного комплекта по универсальной системе выглядит так:


    Схема: номера постоянных зубов верхней и нижней челюсти

    Молочные зубики маркируются по тому же принципу, но только с использованием букв латинского алфавита:


    Система Зигмонди-Палмера

    Такая нумерация является самой несовершенной, поскольку в ней по старому указываются зубы под номерами без более точного указания их локализации. При этом для постоянного комплекта используются арабские цифры от 1 и до 8, а при нумерации молочных применяют цифры римские (I-V).


    Цифровая система не исключает ошибки при проведении диагностических или лечебных мероприятиях, поэтому, сегодня ею пользуются только врачи-ортодонты (например, при установке и маркировке брекетов) или челюстно-лицевые хирурги. И записи по ней в медицинской карте пациента делаются только на специальной схеме.

    Система Хадерупа

    Нумерация по системе Хадерупа также относится к цифровым. Для обозначения зубов взрослого человека применяются арабские цифры 1-8 со знаком плюс или минус перед ними. Знак «+» проставляется для нумерации верхних, а знак «-» для обозначения нижних.

    Номера детских зубиков аналогично прописываются арабскими цифрами со знаками «+» или «-», но при этом спереди к ним приставляется цифра «0».

    Неудобство такой системы заключается в необходимости указывать расположение зуба в левой или правой стороне на челюсти.

    Американская буквенно-цифровая система

    Такая нумерация широко распространена в США. Буквенно-цифровая система основана на присвоении каждой группе зубов буквенного значения (заглавные для постоянного комплекта, а прописные — для молочного), а также цифрового кода, который обозначает расположение зуба при правильном прикусе.

    Буквенные значения зубов:

    • I (i) — постоянные (молочные) резцы;
    • С (с) — постоянные (молочные) клыки;
    • P — премоляры (в молочном прикусе отсутствуют);
    • M (m) — постоянные (молочные) моляры.

    Американская нумерация также не учитывает лево- или правостороннее расположение зуба, что может вызывать определенные трудности.

    Европейская международная нумерация Виола

    На сегодняшний день — это самая новая и совершенная система нумерации зубов. Ее суть заключается в том, что челюсти разделяются на сегменты (по 2 сверху и снизу), каждому из которых присваивается свой номер. У взрослых используются цифровые значения 1-4, а у детей — 5-8. В результате каждый зуб получает двузначный номер, первая цифра которого обозначает определенный сегмент, а вторая — порядковый номер.


    Удобство системы Виола заключается в отсутствии громоздких названий при точном указании расположения необходимого зуба и в минимальном риске ошибки. Такая нумерация незаменима при направлении пациента на рентген, а также при обозначении зубов на панорамном снимке.

    Как определить номер зуба — практикуемся на примерах

    Определить какие номера у зубов достаточно просто, необходимо лишь немного потренироваться на примерах.

    Зуб номер 37 — это какой?

    Незнающему человеку, который не знаком с системами нумераций в стоматологии, может показаться, что речь идет о лишних 5 зубах во рту. Но это не так. По системе Виола зубы с номерами, начинающимися на тройку, располагаются на нижней челюсти слева. А порядковому номеру 7 соответствует второй моляр. Значит 37-й зуб — это второй нижний моляр слева.

    Какой номер соответствует верхнему правому зубу мудрости (восьмерка)?

    В различных системах третий моляр будет обозначаться по-разному.

    • В универсальной числовой схеме — номер 1.
    • По схеме Зигмонди-Палмера — «верхняя правая восьмерка».
    • По системе Хадерупа — «+8 справа».
    • В американской схеме — «верхний М3 справа».
    • По системе Виола — цифрой 18.

    У ребенка школьного возраста в зубной формуле написано, что рядом с 21 зубом располагается зуб 62. Как такое может быть?

    У детей в 6-7 лет (реже в 8-9 лет) начинается смена молочных зубов. Поэтому во рту одновременно могут располагаться как зубы из временного комплекта, так и уже прорезавшиеся постоянные. В данной ситуации они пронумерованы по системе Виола, а их номера обозначают, что центральный верхний резец слева (номер 21) уже успел смениться на коренной зуб, а вот боковой резец еще из молочного прикуса (поэтому он маркируется под номером 62).

    Нумерация при аномальном количестве зубов

    Если у человека во рту располагается нормальное количество зубов, то их нумерация не вызывает затруднений и остается постоянной как в молодом возрасте, так и после 60 лет.

    Если же некоторые зубы утеряны (например, вследствие различных заболеваний или аномалий развития), то в зубной формуле рядом с соответствующим номером просто указывается его отсутствие.

    Но бывают заболевания зубной системы, для которых характерно увеличение количества зубов с атипичным их расположением. При таких вариантах использование любых схем нумерации затруднительно и чаще всего стоматологи отказываются от их использования. В этом случае в медицинскую документацию пациента вносится полная информация о количестве зубов, их описание и расположение.

    Практически каждый взрослый человек имеет 32 зуба, являющихся постоянными. В детском возрасте их количество намного меньше - 20 зубов, которые считаются молочными. Приблизительно в 12-13 лет у подростка появляются последние коренные зубы и с этого момента их набор полноценен. Когда человек посещает стоматолога, тот осматривает его ротовую полость и проверяет на наличие заболеваний разной классификации. При их обнаружении врач обязан каким-то способом зафиксировать зубные проблемы с помощью соответствующей записи.

    Почему в стоматологии используется нумерация зубов?

    Каждый зуб в ротовой полости в стоматологии имеет номер, являющийся индивидуальным. Формула зубов нужна для оптимизации диагностики ротовой полости пациента. С помощью зубной формулы врачу удобно вносить записи о пациенте в его амбулаторную карту. При проведении всяческого рода стоматологических процедур конкретный зуб идентифицируется безошибочно и точно, что невероятно удобно и безопасно.

    Системы обозначения

    В современности непосредстенно в стоматологической области для осуществления диагностических и лечебных процедур имеется четыре формулы зубов:

    1. схема Виола;
    2. нумерация Хандерупа;
    3. формула Зигмунд-Палмера;
    4. универсальная порядковая теория, характеризуемая, как буквенно-цифровая.

    Любая система является по-своему востребованной в стоматологии и врачи всего мира успешно практикуют их в своей зубной деятельности. Несмотря на это, наиболее удобной и несложной в применении является знаменитая теория Виола. Именно она применяется во всех учебных учреждениях - описываемую зубную систему рекомендовала сама ВОЗ.

    Схема Виола

    Буквально с 1971 года в стоматологии начала применяться формула человека Виола и пользуется былым спросом по сей день. Как уже упоминалось, именно таблица Виола рекомендована ВОЗ для применения в специализированных учебных заведениях. Особенность этой формулы заключается в том, что каждый зуб, который находится в ротовой полости, имеет номер индивидуального характера. Двухцифровая зубная формула характеризуется и тем, что зубы в ней обозначаются двумя цифрами.

    Рассмотрим описываемую формулу человека максимально подробно. Каждый зуб во рту имеет номер от 1 до 8. Этот номер, в соответствии с формулой, указан в ней вторым. На первом месте указывается то число, которое маркирует зуб в квадранте челюсти. Отметим, что во рту у человека имеется 4 квадранта челюсти. Как верхняя, так и нижняя челюсть может условно разделиться на 2 части: правая относится ко второму квадранту, левая - к первому.


    Схема Виола применяется и для нумерации молочных зубов. Сама теория имеет при этом несколько другой вид по той причине, что квадранты имеют совсем иные номера - 5, 6, 7, 8.

    Как нумеруются постоянные зубы?

    Нумерация постоянных зубов значительно отличается от нумерации молочных (подробнее в статье: нумерация зубов в стоматологии и схема их расположения). Челюсть делится на 4 части, каждая из которых имеет индивидуальное название:

    • Первая часть - десятки. Эта часть начинается с верхнего резца справа и обозначают этот зуб цифрой 11.
    • Вторая часть характеризуется двадцатками. Здесь первым выступает левый верхний резец, пронумерованный цифрой 21.
    • Третью часть именуют тридцатками. Эта часть находится на нижней челюсти с левой стороны, а первый клык в ней - зуб под номером 33.
    • Четвертая часть - сороковки. Эта часть расположена справа на нижней челюсти. То есть, отсчет начинается с клыка под номером 41.

    Чтобы хорошо запомнить сегментацию крайне важно определить точку отсчета так, как требуется. Затем рекомендуется двигаться по часовой стрелке.

    Молочные зубы - детская формула

    Что касается детской системы для зубной нумерации, то она немного отличается от вышеописанной. Чтобы разобраться в том, какие принципы исчисления имеют молочные зубы, нужно изучить, каким образом они сменяются постоянными (рекомендуем прочитать: какие молочные зубы меняются на постоянные в первую очередь?). В целом, процесс смены зубов у детей выглядит следующим образом:

    У детей, которые еще не потеряли сменные зубы, принято нумеровать их по следующему принципу:

    1. пятидесятки;
    2. шестидесятки;
    3. семидесятки;
    4. восьмидесятки.

    Нумерация Хадерупа

    К другой популярной нумерации в стоматологической сфере относится деление по формуле человека Хандерупа. Описываемая система характеризуется тем, что верхняя челюсть помечается знаком «+», а нижняя - знаком «-«. Зубы при этом имеют номера от 1 и до 8, причем, как на верхней, так и на нижней челюсти.

    Описанная схема применяется и для нумерации молочных зубов. Для этого применяются те же значки верхней и нижней челюсти, а зубы при этом пронумерованы от 1 до 5. При обозначении молочных зубов перед номером зуба ставят 0.

    Формула Зигмонди-Палмера

    Она была придумана еще в далеком 1876 году, однако, эту формулу человека по-прежнему применяют для удобной нумерации во множестве стран. Как и предыдущие зубные теории, ее допустимо использовать для нумерации зубов как у взрослого, так и у ребенка.

    Зубную формулу Зигмонди-Палмера еще называют квадратно-цифровой, ведь она имеет несложные обозначения и расшифровку. Постоянные зубы здесь отмечаются арабскими цифрами о 1 до 8. Что касается молочных, то тут для их обозначения используют римские цифры - от I до V.

    В преобладающих случаях эта система используется ортодонтами, а также хирургами, которые имеют дело с операциями всякой сложности в челюстно-лицевом отделе.

    Буквенно цифровой способ обозначения зубов

    Нередко для зубной нумерации используют и универсальную формулу, основанную на комбинировании букв и цифр. Здесь все удивительно просто: буквой обозначается название зуба, а цифрой - его последовательность. Для определения конкретных зубов в этой схеме применяются исключительно английские буквы.

    Резцы, находящиеся как по центру, так и по бокам, всегда обозначаются буквой I. Для обозначения клыков используется буква С. Что касается премоляров, то они отмечаются буквой Р, а моляры - М. Помимо постоянных, данная популярная формула используется и в обозначении молочных зубиков у детей. Основной плюс этой распространенной системы заключается в том, что ее легко понять даже человеку, который не разбирается в стоматологической области.

    Особенности каждой из систем

    Зубная формула исчисления зубов, какой бы она ни была, имеет свои особенности (рекомендуем прочитать: за какой орган отвечает какой-либо из зубов?). Например, система Зигмонди-Палмера практически никогда не применяется в тех случаях, где необходимо провести диагностику или лечение зубов. Подобное явление объясняется непосредственно тем, что эта система несовершенна, и во время ее использовании в таких целях часто допускаются ошибки. Безошибочно система Зигмонди-Палмера используется исключительно в ортодонтии, а также челюстной хирургии.

    Американская система зубных обозначений также не без изъянов - здесь неудобства появляются в тот момент, когда необходимо обозначить левую или правую сторону челюсти. Именно в этом месте во время пользования данной зубной формулой случаются ошибки. То же самое можно сказать и о теории Хандерупа, которая далеко не всегда является удобной.

    Максимально удобной, как было сказано выше, является формула человека Виола. Она применяется для диагностики, а также для лечения всяческих заболеваний ротовой полости (кариес, пульпит и подобное).

    Кафедра стоматологии детского возраста КрасГМА

    ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия

    Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

    Кафедра стоматологии детского возраста

    ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

    К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

    Тема: «ЗУБНЫЕ ФОРМУЛЫ (ГРАФИКО- ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА, МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ВОЗ »

    Утверждена на кафедральном заседании

    № протокола 211

    Зав. кафедрой Стоматологии детского возраста

    ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

    д.м.н., проф. Тумшевиц О.Н. ______________

    Составитель:асс.СурдоЭ.С.

    Красноярск

    ЗАНЯТИЕ № 2 (IV семестр)

    Тема занятия:

    ЗУБНЫЕ ФОРМУЛЫ (ГРАФИКО- ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА, МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ВОЗ)

    Форма организации учебного процесса:

    Практическое занятие.

    Актуальность темы:

    Первым этапом работы врача стоматолога является сбор фактического материала, т. е. выявление симптомов болезненного состояния. От того насколько полученная информация будет полная и объективная зависит окончательный диагноз. Развитие науки способствует появлению новых методов диагностики состояния органов полости рта. В связи с этим, важным является формирование такого порядка осмотра пациента, при котором будут учтены и зарегистрированы все факторы, способствующие развитию заболеваний полости рта.

    Цель занятия:

    1 . Общая цель.

    Научить проводить осмотр пациента с регистрацией всех факторов, влияющих на формирование стоматологического статуса пациента.

    2 .Учебная цель.

    Изучить анатомию челюстно-лицевой области и полости рта;

    Научиться подбирать инструменты для осмотра полости рта;

    Отработать навыки проведения профилактических осмотров.

    3 . Психолого-педагогическая:

    Выработать алгоритм действий требований, предъявляемых к организации стоматологического кабинета, методов дезинфекции. предстерилизационной обработки и стерилизации стоматологического инструментария.

    Место проведения занятия:

    Лечебные кабинеты стоматологических клиник, стоматологические кабинеты в до­школьных образовательных учреждениях и школах, учебные комнаты. Длительность занятия – 90 мин.

    Оснащение занятия:

    Таблицы, набор стоматологических инструментов, стоматологическая установка.

    Хронокарта

    Этапы практического занятия

    Продолжи-­

    тельность

    и оснащенность

    Организация занятия

    Проверка посещаемости

    и внешнего вида обучающихся

    Формулировка темы и цели

    Проводится объяснение темы, ее актуальности, цели занятия

    Контроль исходного уровня знаний, умений

    Тестирование, индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос

    Раскрытие учебно-целевых вопросов

    Инструктаж обучающихся (ориентировочная основа деятельности, амбулаторные карты)

    Самостоятельная работа обучающихся

    (текущий контроль)

    Строение твёрдых тканей зуба, пародонта и слизистой оболочки полости рта.

    Методы специализации стоматологического инструментария.

    Антисептическая обработка рук стоматолога.

    В стоматологическом кабинете детской поликлиники, школы;

    Освоить запись зубной формулы с использованием различных систем записи, отработать навыки по записи зубной формулы.

    Итоговый кон­троль знаний письменно.

    Решение ситуационных задач.

    Тесты, ситуационные задачи.

    Задание на дом (на следующее занятие)

    Учебно – методические разработки следующего занятия, индивидуальные задания разработки

    Аннотация темы:

    Методы осмотра в стоматологии.

    Первым этапом работы врача-стоматолога является сбор фактического материала, т. е. явление симптомов болез­ненного состояния. Развитие науки способствует появлению новых методов диагностики состояния твердых тканей зубов и тканей пародонта. В связи с этим, важным является форми­рование такого порядка осмотра пациента, при котором бу­дут учтены и зарегистрированы все факторы, способствую­щие развитию заболеваний полости рта. От того насколько полученная информация будет полная и объективная зави­сит окончательный диагноз.

    Методы обследования делятся на основные (клинические) и дополнительные (инструментально-лабораторные).

    При обследовании пациента существует определенный порядок. Клиническое обследование слагается из следующих этапов:

    Опрос: сбор жалоб, сбор анамнеза жизни, сбор анамнеза заболевания.

    Объективное исследование:

    осмотр кожных покровов челюстно-лицевой области, осмотр преддверия полости рта,

    осмотр собственно полости рта.

    Запись зубной формулы .

    Для краткости записи зубной формулы используется графико-цифровая система. Зуб обозначается порядковым номе­ром, помещенным в соответствующий квадрант:

    Постоянные зубы

    правая 87654321112345678 левая сторона 87654321|12345678 сторона

    Временные зубы

    правая V IV III II I | I II III ГУ V левая сторона V IV IIIII I | I II IIIIV V сторона

    Зубы можно записывать в виде части графической число­вой зубной формулы:

    6 | первый постоянный моляр верхней челюсти справа,

    | IY первый временный моляр верхней челюсти слева.

    Международная двузначная система ВОЗ: зуб обозначает­ся двумя цифрами. Первая цифра числа обозначает сторону конкретной челюсти, а вторая - порядковый номер зуба.

    Для постоянных зубов: правая половина верхней челюсти обозначается цифрой 1, левая - 2, нижняя левая - 3, правая - 4:

    1 | 2

    18 17 16 15 14 13 12 11 1 21 22 23 24 25 26 27 28

    48 47 46 45 44 43 42 411 31 32 33 34 35 36 37 38 Для временных зубов обозначение квадрантов: справа 5 [ 6 с лева 8 | 7 55 54 53 52 51 J 6162 63 64 65 85 848382 81 |71 72 73 74 75 Примеры: зуб 17 - 7J -постоянный второй моляр верхней челюсти справа,

    зуб 23 - |3 - постоянный клык верхней челюсти слева зуб 53 - Ш| временный клык верхней челюсти справа.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Строение челюстно-лицевой области и полости рта.

    2. Строение твердых тканей зуба, пародонта и слизистой оболочки полости рта.

    3. Методы стерилизации стоматологического инструментария.

    4. Антисептическая обработка рук стоматолога.

    5. Запись зубной формулы с использованием различных систем записи.

    6. Методы стоматологического обследования детей различного возраста.

    Тестовые задания и ситуационные задачи по теме занятия (см. приложение)

    Список темы УИРС:

    1. Особенности строения и развития челюстно-лицевой области у детей.

    2. Новые методы диагностики стоматологических заболеваний.

    3. Особенности строения СОПР у детей.

    Перечень практических знаний и умений:

      Знать алгоритмы проведения осмотра полости рта ребенка.

      Уметь заполнить зубную формулу.

      Выучить алгоритмы стоматологического обследования детей различного возраста.

    Домашнее задание:

    1. Перечислить основные и дополнительные методы обследования полости рта.

    Основная литература:

    Персин Л.С. с соавт. Стоматология детского возраста, М.: Медицина, 2006. – 639 с.

    Дополнительная литература:

      Водолацкий М.П. с соавт. Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний: Учебное пособие. – Ставрополь: Из-во СГМА, 2004. – 200 с.

      Раднаев С.Н., Люлякина Е.Г., Парилов В.В. Значение эргономики в профилактике профессиональных заболеваний стоматолога. В кн.:Вузовская педагогика. Красноярск, 2002. - С.52 - 53.

      Алямовский В.В., Бахтурина Г.И., Буянкина Р.Г., Дуж А.Н. Активность кариеса зубов у дошкольников Красноярска и методы ее расчета. Методические рекомендации для сту­дентов. Красноярск, 2001. - 14 с.

      Алямовский В.В., Бриль Е.А., Нарыкова С.А. Санитарно-просветительная работа среди дошкольников в системе первичной стоматологической профилактики. Учебно-методическое пособие для студентов. Красноярск, 2001. - 25 с.

      Терехова Т.Н., Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний, Учебное пособие. – Минск: Беларусь, 2004. - 526 с.

      Тумшевиц О.Н. Профилактика патологии зубочелюстной системы при неблагоприятном антенатальном и постнатальном периоде развития.- Красноярск: изд-во КрасГМА, 2005. 225с.

      Царев В.Н. – Антимикробная терапия в стоматологии: Руководство / авт.текста В.Н. Царев и Р.В. Ушаков. – Москва: ООО «Мед.информ.агентство», 2006. – 144 с.

      Трезубов В.Н.- Стоматологический кабинет: Оборудование, материалы, инструменты: Учебное пособие / авт.текста В.Н. Трезубов, Л.М. Мишнев, М.М.Соловьев и О.А. Краснослободцева; Ред. В.Н. Трезубов. – 2-изд., доп. И перераб..- Санкт-Петербург: Спец.лит., 2006.- 144 с.