Министерство здравоохранения аккредитация. Аккредитация медицинских работников. Непрерывное медицинское образование. Решение ситуационных задач

Минздрав выделяет три вида аккредитации , которые действуют в системе непрерывного медицинского образования:

  • первичная;
  • специализированная;
  • повторная.

Сегодня все выпускники медицинских специальностей проходят первичную аккредитацию – этот экзамен по сути является допуском к профессии . Этот шаг обязателен для ступени среднего медицинского образования, для специалитета, магистратуры и бакалавриата.

Специализированная аккредитация специалистов с медицинским образованием необходима только тем врачам, которые завершили обучение в ординатуре или прошли профессиональную переподготовку с целью освоения нового направления работы. Также эту процедуру аккредитации должны проходить работники, которые получали образование за рубежом.

Повторная аккредитация медицинских работников имеет периодический характер и проводится с целью подтверждения квалификации специалистов. В полном объеме ее будут проходить все медработники с 2021 года. Кроме того, повторная аккредитация специалистов здравоохранения интегрирована в систему НМО.

В течение 5 лет до аккредитации медработники набирают часы обучения в количестве не менее 150. Ранее Минздрав предлагал определять объем баллов, которые необходимо набрать медработнику, однако, на законодательном уровне этот механизм не закреплен. Минздрав обещает, что те врачи, которые уже начинали набирать баллы, их не потеряют.

Документы для аккредитации

  • 1. Заявление о допуске к аккредитации специалиста.
  • 2. Копия документа, удостоверяющего личность.
  • 3. Отчет о профессиональной деятельности аккредитуемого специалиста за последние пять лет (портфолио) - для периодической аккредитации.
  • 4. Копия сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста, если такие документы имеются.
  • 5. Копии документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписка из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии.
  • 6. Копия трудовой книжки, если есть.
  • 7. Копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования. Для иностранцев и неграждан - если есть.

Какие задания входят в аккредитацию

Экзамен по аккредитации включает в себя три последовательных этапа :

  • Решение заданий теста
  • Оценка навыков специалиста на симуляторе
  • Ситуационные задачи

Рассмотрим эти этапы более подробно для всех трех видов аккредитации, поскольку они одинаковы для каждого из них.

Аккредитационный тест: особенности прохождения

  • 1. Задания тестов для каждого теста формируются путем автоматической выборки60 заданий из единой базы оценочных средств. Эту базу формирует Методологический центр аккредитации на базе университета им. Сеченова.
  • 2. Специалист должен ответить на вопросы теста за 60 минут. Но медработники с нарушениями зрения вправе выполнять тестовые задания 120 минут. Это одноиз дополнений к базовому положению об аккредитации.
  • 3. Каждый тест содержит 4 варианта ответа, среди которых только один правильный ответ.
  • 4. Оценка ответов происходит автоматически, в процентах правильных ответов от общего количества заданий теста. Тест сдан, если медработник правильно ответил на 70% и более вопросов, не сдал - если правильных ответов 69% и менее.

Оценка знаний врача на симуляторах

Прохождение симулятора - задание, которое есть в первичной и первичной специализированной аккредитации. На данный момент оценивается не менее 5 практических навыков и умений врачей, и один навык - у медработников со средним образованием. Задания формирует методический центр аккредитации. Оценка проводится либо в симуляционном центре, либо с помощью подготовленных статистов. На выполнение одного задания одному врачу отводится 10 минут, среднему медперсоналу - 30 минут. Для оценки результатов членами комиссии применяются оценочные листы. Результат выполнения практических заданий формируется автоматически в процентах правильно выполненных практических заданий от общего количества практических действий. Сдано – 70% и более верных ответов, не сдано - 69% и менее.

Решение ситуационных задач

Это задание только для первичной и первичной специализированной аккредитации врачей и провизоров. Средний медперсонал такие задачи не решает. Комплект задач для испытуемого генерируется автоматически путем отбора нужного количества заданий из базы. Врач должен подготовить и оформить ответ в течение 60 минут. Количество задач – 3, в каждой из задач представлено 5 практических вопросов. Решение оценивают члены комиссии, не менее 3 человек. Они одновременно заслушивают ответ врача и оценивают его правильность. На это отводится не более 30 минут. Затем происходит подсчет результатов. Для того, чтобы успешно пройти этот этап, врач должен правильно ответить на 10 и более вопросов. 9 и менее верных ответов – этап не сдан.

Новый формат ситуационных задач

Недавно были анонсированы грядущие изменения в решении ситуационных задач. Сейчас проходит апробация этой новой системы и даже были планы в конце 2018 года, что какая-то часть специальностей будет сдавать аккредитацию с новыми задачами.

Особенности нового формата ситуационных задач:

  • множественные кейсы изменена навигация по условиям задания; использование изображений для визуализации условий задачи (например, кожа);
  • 12 заданий множественного кейса располагаются последовательно в 4 блоках – лабораторное и инструментальное обследование, диагноз, лечение и вариативная часть;
  • врач не видит следующих заданий, не ответив на текущий вопрос (исключаются возможные подсказки). Кроме того, система контролирует количество ответов (не пускает дальше, если выбрано меньше или больше заданного числа ответов);
  • раздел лабораторных исследований:
    • при выборе правильных ответов система предоставляет подготовленные результаты лабораторных исследований и выдает соответствующее сообщение;
    • аналогично предоставляются подготовленные результаты инструментальных исследований.

Вопрос о диагнозе является ключевым вопросом множественного кейса. В случае выбора неправильного ответа система выдаст предупреждающее сообщение и предоставит информацию о правильном диагнозе. после завершения ответов на все задания система проведет оценку и выдаст ее результат: например, вы ответили верно на 9 из 12 вопросов, а затем даст возможность посмотреть на правильные ответы к каждому вопросу из 4-х разделов и на их обоснования.

Если в обосновании приводится ссылка на источник, система дает возможность посмотреть на этот источник с подсветкой соответствующих мест в документе (например, клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи больным болезнью …… ). Сейчас новый формат решения задач апробируется по двум специльностям - педиатрия и терапия.

Оценка результатов аккредитации

Если оценка за каждый этап "сдано", то аккредитации считается пройденной. Решение об этом отражается в протоколе заседания специальной комиссии, его подписывают в течение двух календарных дней от даты прохождения последнего этапа аккредитации. Итоговый протокол в течение 5 календарных дней со дня подписания ответственный секретарь аккредитационной комиссии направляет в Минздрав РФ. Заседания аккредитционной комиссии проводятся после каждого этапа аккредитации. По итогам каждого заседания оформляется протокол, то есть количества протоколов за одну процедуру аккредитации соответствует количеству его этапа. В случае первичной специализированной аккредитации - 3 этапа, 3 протокола. Сведения о лицах, признанныз прошедшими аккредитацию ответственный секретарь комиссии вносит в Федеральный регистр медицинских работников.

Когда аккредитация не пройдена

Аккредитируемый признается не прошедшим этап медицинской аккредитации, если он:

  • не явился для прохождения этапа аккредитации специалиста;
  • получил оценку «не сдано»;
  • нарушил требования о запрещении иметь при себе и использовать средства связи.

Если это произошло, необходимо представить в аккредитационную комиссию в течение недели заявление, в котором указать не пройденный этап.

Комиссия рассмотрит это заявление и примет решение, может ли специалист пройти этап повторно. Если трижды не удалось пройти этап аккредитации, то комиссия признает специалиста не прошедшим аккредитацию. Повторно можно пройти процедуру через месяц со дня признания аккредитуемого не прошедшим аккредитацию.

Какова процедура аппеляции

Процедура апелляции также предусмотрена в положении об аккредитации.

  • Аккредитуемый, не прошедший аккредитацию полностью или отдельный ее этап, вправе подать жалобу на соответствующее решение в апелляционную комиссию.
  • Это нужно сделать в течение 2 рабочих дней с момента размещения результатов прохождения этапа медицинской аккредитации на официальном сайте и информационных стендах аккредитующей организации.
  • Для рассмотрения жалоб председатель комиссии формирует апелляционную комиссию. При этом члены апелляционной комиссии не вправе рассматривать жалобы в отношении решений, которые они принимали сами.

Апелляционная комиссия рассматривает жалобу в течение 5 рабочих дней со дня ее подачи (п. 57) и принимает одно из двух решений:

  • удовлетворить жалобу и аннулировать решение АК, на которое подана жалоба;
  • отказать в удовлетворении жалобы и оставить решение АК без изменения.

О своем решении апелляционная комиссия уведомляет аккредитуемого, подавшего жалобу, в день рассмотрения жалобы. Если решение комиссии аннулируется, то аккредитуемый вправе продолжить прохождение процедуры аккредитации специалистов начиная с этапа, который он не прошел. Если же в удовлетворении жалобы отказано, аккредитуемый вправе обжаловать решения аккредитационной и апелляционной комиссий в Минздрав.

Сколько раз медработники могут пересдавать экзамен по аккредитации

Если с первого раза пройти успешно тестирование на аккредитацию медработнику не удалось, то он имеет право на пересдачу.

Регламент разрешает три раза подряд пройти этап аккредитации. После третьей попытки комиссия признает его «не прошедшим аккредитацию специалиста».

Если медработник не согласен с решением, он вправе подать жалобу в апелляционную комиссию на решение аккредитационной комиссии. Сделать это нужно в течение двух рабочих дней.

Жалобу рассмотрят в течение пяти дней (приказ Минздрава от 26.04.2018 No 192н <О внесении изменений в Положение об аккредитации специалистов...>).



Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.

В Сочи завершился Российский инвестиционный форум, в котором приняла участие глава Минздрава Вероника Скворцова. В интервью «Известиям» она рассказала об инвестпроектах в медицине, аккредитации врачей, а также о том, когда будут модернизированы все детские поликлиники страны, зачем сотрудники регистратур проходят курсы вежливости и кто уговорит россиян вести здоровый образ жизни.

Ваш проект «Реконструкция Центра микрохирургии глаза в Екатеринбурге» стал лауреатом национальной премии в сфере инфраструктуры «РОСИНФРА». Какие еще важные проекты государственно-частного партнерства удалось реализовать в последние годы?

Среди важнейших - запуск производственной площадки при научном центре травматологии и ортопедии в Новосибирске, создание учебного корпуса при Пермском медицинском университете. Вообще в регионах мы реализуем более ста проектов. Общий объем привлеченных негосударственных средств оценивается уже десятками миллиардов. Это все средства, направляемые на повышение доступности и качества именно бесплатной для самого человека помощи.

Хотела бы отметить отдельно ввод в строй протонного центра в Санкт-Петербурге. Это частный проект. Но технология - крайне важна для страны. В этом году у нас появляются три новые площадки с протонными технологиями. Одна из них - частная, две - государственные. Все эти площадки должны быть включены в систему оказания высокотехнологичной помощи. Сначала в рамках клинической апробации, т.к. эта технология новая для России, а затем, после просчета клинико-экономической эффективности, - в программу госгарантий.

Экзамен с трех попыток

- Расскажите о внедрении системы аккредитации медработников. Что вы ожидаете от этого нововведения?

Это для нас нововведение, а для всего мира такая система существует уже больше 20 лет. Аккредитация медработников - механизм допуска к профессиональной деятельности, который позволяет оценивать, во-первых, теоретические знания - с помощью беспристрастного тестового экзамена по типу школьного ЕГЭ. Во-вторых, умения и навыки - по международному экзамену ОСКЭ (объективный структурированный клинический экзамен. - «Известия»). Он проводится с помощью компьютерных тренинговых программ, симуляторов, которые позволяют оценить, насколько человек может применить свои знания на практике. Третий экзамен, традиционный для России, - на клиническое мышление. То есть на возможность быстро и правильно принимать решения (стратегические и тактические) по диагностике, лечению и реабилитации.

Эта трехэтапная проверка позволяет оценить реальные знания медика.

Мы начали проводить ее в 2016 году. Первыми стали выпускники медицинских вузов по двум специальностям: фармация и стоматология. В 2017 году аккредитовали уже 32,5 тыс. выпускников всех медицинских и фармацевтических вузов по всем базовым специальностям.

- Какие медработники будут проходить аккредитацию в ближайшие годы?

- В этом году мы внедряем в систему аккредитацию выпускников медицинских колледжей. С 2019 года вводится аккредитация выпускников ординатур по узким медицинским специальностям. Меняется время обучения в ординатуре - оно будет варьировать от одного года до пяти лет, в зависимости от специальности. Структура ординатур станет модульной. Чтобы человек, проучившийся, например, три года в ординатуре по нейрохирургии, мог пройти аккредитацию и приступить к работе с выполнением вмешательств средней сложности. Но в то же время мог продолжить обучение в ординатуре в течение еще двух лет, чтобы стать специалистом экстра-класса - заниматься нейроонкологией, сложнейшими нейрососудистыми операциями. Каждый этап (модуль) обучения будет завершаться аккредитацией.

Наша задача - до 2021 года включить в систему аккредитации всех медицинских работников с высшим и средним медицинским образованием. А далее внедрять повторную аккредитацию, которая должна проводиться не реже раза в пять лет на основе непрерывного профессионального образования. Мы создали специализированный портал, который уже сейчас содержит более 1 тыс. интерактивных образовательных модулей.

Он сопряжен с федеральным регистром медицинских работников. В течение двух лет мы внедрим самые современные подходы к электронным автоматизированным системам помощи для врача. Такое живое взаимодействие с компьютерными программами позволит поддерживать и развивать профессиональный уровень.

- Если врач не справился с экзаменами - он отстраняется от работы?

- Дается три попытки. Пока показатели, с учетом этих трех попыток, очень хорошие. По медицинским вузам самые высокие у педиатров - аккредитацию прошли более 99% выпускников. На втором месте стоматологи и терапевты - более 98%. Чуть ниже показатели у профилактологов - около 96%.

Если человек не справился за три попытки, он может повторить испытание через год - так работает весь мир.

Лечение по протоколу

- Как еще, помимо аккредитации, вы планируете поднять качество медуслуг?

- Мы подготовили законопроект, подробно описывающий систему управления качеством медицинской помощи. Он основывается на внедрении разработанных национальных клинических рекомендаций по основным заболеваниям человека - их сейчас уже разработано более 1,2 тыс. По сути, каждая рекомендация - это стандартизованный алгоритм действий врача, который позволяет лечить больных индивидуально и избежать возможных ошибок. Критерии качества медицинской помощи, вошедшие в структуру клинических рекомендаций, утверждаются приказом Минздрава и являются обязательными. На их основе разрабатываются регламенты экспертизы качества медицинской помощи, проводимой экспертами медицинских страховых организаций и Росздравнадзора, - вся система должна работать по единым требованиям.

Если медицинский работник повторно нарушает клинические рекомендации, его должны направить на внеочередную аккредитацию с тем, чтобы подтвердить его профессиональный уровень. Бывают случайности - совершил ошибку, например, из-за усталости или плохого самочувствия. Но если аккредитационная комиссия обнаружит бреши в знаниях специалиста, он должен быть направлен на дополнительное обучение или повышение квалификации. Таким образом система должна самоочищаться. И это очень важно, потому что врачи работают не с неодушевленным материалом, а с людьми.

Долгие годы поликлиники страдали из-за нехватки узких специалистов. Удалось ли что-то изменить в этой сфере?

- Традиционно первичному звену не хватало прежде всего участковых терапевтов и педиатров, а также и узких специалистов. С 2011 года внедрены новые государственные образовательные стандарты для медицинских и фармацевтических вузов. Теперь начиная с первого курса и в течение всего обучения студенты проходят практическую подготовку. По сути, шестой курс стал субординатурой по терапии или педиатрии. Благодаря этому, а также введению аккредитации мы впервые смогли сразу по окончании вуза выпускать терапевтов и педиатров в первичное звено. Уже в 2017 году более 5 тыс. выпускников пришли в поликлиники и сельские врачебные амбулатории.

Кроме того, нам очень помогла программа «Земский доктор». Сейчас в ней могут участвовать врачи до 50 лет. Это привлекло 29 тыс. медиков в удаленные районы. Поэтому ситуация начала выправляться.

Что касается узких специалистов, то по ним у нас сформировался выраженный дисбаланс начиная с конца 1990-х - начала 2000-х годов. Особенно выраженным был дефицит онкологов, анестезиологов-реаниматологов, рентгенологов, патологоанатомов.

Благодаря внедрению механизма целевого приема в вузы ситуацию удалось переломить. За последние два года на 9,5% увеличилось число онкологов, это очень существенно. На 7% - анестезиологов-реаниматологов, на 4,5% - рентгенологов и т.д.

Сейчас в ординатуре уже 60% бюджетных мест - целевые. То есть регионы имеют возможность заказывать тех специалистов, которые им нужны. При этом эффективность целевого приема приблизилась к 90%, то есть практически все обучающиеся возвращаются на целевые рабочие места.

- Можно ли это сравнить с распределением советских времен?

Де-юре это разные вещи, а де-факто целевая подготовка замещает отсутствующее распределение. Единственное различие в том, что распределение было обязательным для всех. Я через него проходила, мои родители. Сейчас, если ты по открытому конкурсу поступил (а он по многим специальностям доходит до 32 человек на место), - пожалуйста, можешь дальше распоряжаться своей судьбой так, как считаешь нужным. Но если ты идешь по целевому конкурсу, ты обязан отработать в течение трех лет на том рабочем месте, для которого тебя направляли на целевую подготовку.

В регистратуру - с любовью

- Как Минздрав планирует решить проблему очередей в поликлиниках?

- С помощью устранения дефицита кадров и внедрения бережливых технологий. Родоначальниками таких технологий являются японские производители. К нам проект «Бережливая поликлиника»принесли эксперты «Росатома». Суть заключается в том, что в любом медицинском учреждении проводится не только жесткая инвентаризация материальных объектов, но и скрининг организационных и технологических процессов. Выявляются логистические ошибки и несовершенства, которые заставляют людей долго ждать, создают очереди и риски инфицирования от заболевших. Далее создается план устранения несовершенств. Например, изменяется работа входной группы - организуются раздельные входы для здоровых и больных пациентов, вводится навигация движений пациентов, создаются удобная регистратура и отдельный call-центр, чтобы регистратор не отвлекался и занимался только посетителями. Расширяется спектр возможных механизмов записи на прием к врачу. Уже во всех регионах страны внедрена электронная запись: через интернет и терминалы в поликлинике. Работают информаты. Но по-прежнему можно записаться по телефону или придя в регистратуру. Как кому удобнее.

Мы поменяли расположение кабинетов. Сделали элементарную вещь - линейную траекторию прохождения кабинетов в рамках диспансеризации.

Это позволило сократить время прохождения первого этапа диспансеризации до одного-двух визитов. Вход в лабораторию для взятия крови тоже изменили: люди, которые входят и выходят, не пересекаются. Усовершенствовали рабочее пространство врачей и медицинских сестер. Выясняется, что такими несложными действиями можно в два раза увеличить число пациентов, проходящих через лаборатории и процедурные кабинеты за одну смену.

Благодаря внедрению четкой предварительной записи, а также организации кабинетов доврачебного приема ушли очереди у кабинетов врачей. Теперь медицинские сестры заполняют анкеты, измеряют температуру.

Очереди в поликлинике и время на прохождение записи сократились в 3,5–7,5 раза.

- Где работает «Бережливая поликлиника»?

- Мы начали этот проект менее года назад в трех регионах, взяв в каждом по две поликлиники: одну - детскую, вторую - взрослую. Сейчас таких поликлиник уже более трехсот в 40 регионах. Этот проект оказался очень эффективным. Мы планируем в него включить все детские поликлиники страны в течение трех лет. Эту задачу поставил перед нами президент страны в рамках пакета демографических мер. Выделен ресурс на обновление детских поликлиник - по 10 млрд рублей федерального финансирования ежегодно. Регионы должны обеспечить его софинансирование.

Пациенты нередко жалуются на недоброжелательность персонала в поликлиниках, отсутствие информации об услугах. Будут ли решаться эти проблемы в рамках проекта «Бережливая поликлиника»?

Да. Вводится психологический тренинг и тестирование для регистраторов и другого персонала, который работает с людьми. Очень важно, чтобы эти специалисты любили других людей, чтобы посетители их не раздражали, не вызывали желания нагрубить. Для этой работы подбираются доброжелательные люди. Даже то, что им ввели дресс-код - одинаковые халаты, эмблемы, косынки, - создает иную атмосферу.

Конечно же, важнейший вклад в совершенствование работы медицинских организаций вносит информатизация. В поликлиниках активно внедряются информационные медицинские системы, которые удовлетворяют единым для страны требованиям. Параллельно создаются единые региональные информационные системы, объединяющие все системы медицинских организаций, создающие централизованный архив цифровых изображений с приборов. Это позволяет вводить перекрестный обмен электронными документами. Скажем, человек из поликлиники отправляется на плановую госпитализацию, потом в санаторий, а потом на плановое амбулаторное наблюдение. Всё фиксируется в единой информационной системе. Не надо носить карты из кабинета в кабинет, сотрудник, который принимает пациента, видит в компьютере его историю болезни, результаты исследований и консультаций, может запросить изображения с приборов (томограммы, рентгенограммы) и оценить их в динамике.

Очень удобна и электронная документация. Так, электронные справки, заключения, выписки может быстро формировать медицинская сестра. Активно внедряются электронные больничные листы, электронные рецепты для льготного лекарственного обеспечения. Врач может получать результаты анализов автоматизированно, вводить в компьютер название лекарства, которое он хочет выписать, и видеть все аптеки, где оно есть и в каких количествах. Может посоветовать пациенту ближайшую аптеку.

Там, где информатизация уже внедрена, мы видим реальный ощутимый результат. Медицинская помощь становится более комфортной, быстрой и качественной.

Уговорят лечиться

- В 2016 году был создан институт страховых представителей. Зачем он нужен?

- Страховые медицинские организации - особые структуры. Они должны быть гарантом удовлетворения главного права каждого человека - на охрану жизни и здоровья. В 2016 году мы создали программу поэтапной подготовки и включения в работу страховых представителей трех уровней.

Первый уровень - это хорошо подготовленные операторы. Для их обучения разработали методические руководства, единые справочники наиболее частых вопросов и ответов. У операторов есть информационная база, графики работы всех учреждений, врачей. Они в состоянии ответить на любой вопрос, помочь в записи на прием к любому специалисту, на плановую госпитализацию, посоветовать, где меньше очередь.

Второй уровень страховых представителей - это специально обученная команда, которая занимается массовыми рассылками через SMS или звонками по телефону, приглашая застрахованных на профилактические осмотры, диспансеризацию. Они отслеживают, приходил ли человек на прием. Информируют пациентов о результатах диспансеризации.

Если по результатам диспансеризации человек оказывается во второй или третьей группе здоровья, он должен подлежать диспансерному наблюдению. Это позволяет предупредить ожидаемые патологические состояния. Например, если у пациента нарушена толерантность к глюкозе, но при этом диабет еще не сформировался, важно поставить на контроль все факторы риска. Их очень легко скорректировать, и в результате человек получает дополнительные годы здоровой жизни. Если выявляется хроническое заболевание, необходимо проводить лечение и вторичную профилактику. Здесь требуется опека со стороны страховых медицинских организаций. Она позволяет резко повысить приверженность пациентов к медикаментозной терапии. Так, за последние три года мы достигли максимальной за всю историю нашей страны приверженности людей с повышенным давлением к антигипертензивной терапии. Поэтому уже 40% гипертоников вышли на постоянные целевые значения артериального давления, то есть они застрахованы от гипертонических кризов, инсультов и инфарктов миокарда. Их правильно лечат.

Аналогичная ситуация и с лечением пациентов с ранним атеросклерозом, изменениями липидного спектра. Уже в 36% случаев у них полностью нормализуются уровни холестерина.

- Чем занимаются страховые представители третьего уровня?

- Они подключаются к работе с этого года - это специалисты, которые научены мотивировать людей к ответственности за свое здоровье, ведению здорового образа жизни, включению в профилактические программы.

Сейчас у нас в базе уже около 7 тыс. страховых медицинских представителей. Страховое сообщество очень консолидировалось за последнее время вокруг этой стратегии. Всероссийская ассоциация медицинских страховщиков стала настоящим нашим соратником и партнером по защите прав пациентов и обеспечению доступности и качества медицинской помощи.

22 декабря утверждены новые сроки вступления медицинских работников в систему аккредитации. Приказ Минздрава России от 22.12.2017 №1043н внес ряд изменений в сроки и этапы аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов. Этим же документом отменятся раннее действовавший Приказ Минздрава РФ №127н от 25.02.2016.

Сроки аккредитации медицинских работников

В 2018 году процедуре первичной аккредитации будут подвергнуты выпускники специалитета (высшее образование) и получившие среднее профессиональное образование. При этом указывается, что к аккредитации не будут допущены те выпускники ВУЗов, которые завершили обучение по образовательным программам, не имеющим государственной аккредитации.

С 2019 года аккредитацию будут проходить и те лица, которые после 1 января 2019 года завершат обучение в ординатуре и на курсах профессиональной переподготовки.

Также аккредитация в 2019 году ждет лиц, освоивших программы бакалавриата, магистратуры по направлениям группы «Здравоохранение и медицинские науки».

В 2020 году - лица, получившие образование в иностранных государствах, а также те, кто получил иное высшее образование (осуществляющих медицинскую деятельность, например, биологи).

Прошедшие сертификацию в период с 2016 по 2020 г. проходят аккредитацию по истечении срока действия сертификата специалиста, т.е. начиная с 2021 года. Можно скачать Приказ от 22.12.2017 №1043н

Пройти переподготовку с сертификацией без аккредитации

Необходимо отметить, что многие специалисты путают сертификацию с переподготовкой. Напоминаем, что медработники и фармспециалисты, которые получили сертификаты до 2016 года, могут еще 1 раз пройти курсы повышения квалификации по старой системе и еще раз однократно получить сертификат государственного образца.

Если специалист желает пройти переподготовку по новой специальности, то ему нужно успеть ее пройти до 1 января 2019 года, т.к. после упомянутой даты им придется сдавать экзамен в аккредитационном центре (то есть проходить аккредитацию)

Что нового в этом Приказе?

Он полезен для тех, кто заканчивает курсы переподготовки или ординатуру в 2018 году. Они не будут в этом году проходить аккредитацию, а просто пройдут сертификацию. То есть получат с дипломом и сертификат. Раньше по старому Приказу они должны были проходить аккредитацию в этом (2018) году. Как видитие, им отсрочили эту процедуру. То есть можно смело завершить обучение по данным программам. Но сделать это нужно до 1 января 2019 года.

P.S. Рассмотрим ситуацию Специалист прошел курсы повышения квалификации 27 января 2016 года. Согласно правилам, он уже не сможет вновь получить сертификат по этой специальности и ему придется вступать в систему НМО и впоследствии проходить аккредитацию.

Вопрос: Может ли этот же специалист получить сертификат до 1 января 2018 года, если пройдет курсы профессиональной переподготовки по новой специализации?

Ответ: Да, может получить диплом и сертификат специалиста государственного образца.

Внимание!

Вышел новый приказ Минздрава от 26 апреля 2018 года №192 "Об изменениях в Положении об аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов" (изменения в Приказ 334. В новой версии Приказа 334 от 02 июня 2016 года). Внесены правки, уточнения.


Приглашаем медицинских специалистов и фармацевтических работников посетить наши семинары. Часть семинаров аккредитовано на сайте Минздрава, и за них можно получи баллы НМО. Часть семинаров проходит в режиме вебинара. То есть их могут освоить специалисты из отдаленных регионов России. Также принимаются групповые заявки на семинары от юридических лиц. Специально для юридических лиц наши специалисты подготовят учебную программу, пригласят преподавателей, зарегистрируют курс на портале НМО, выдадут документы и начислят баллы НМО

Аккредитация врачей с 2016 года является одним из этапов начавшегося еще в 2011 году процесса обновления отрасли, когда были внедрены новые стандарты вузовского образования.

Законодательная база

Четыре года назад вступил в силу Федеральный Закон №323–ФЗ. Согласно ст. 69, медицинской деятельностью имеют право заниматься лица, получившие профильное образование в соответствии с госстандартами и имеющие свидетельство об аккредитации установленного образца. Без этого документа врач не имеет права заниматься профессиональной деятельностью.

Положение это вступает в силу 1 января 2016 года, но происходит это не сразу и не вдруг. За четыре года подготовлены аккредитационные критерии, а также обозначен список учреждений, предназначенных для соответствующего мероприятия. Период действия нового документа ограничивается пятью годами, после чего процедуру необходимо будет пройти заново.

Аккредитация врачей с 2016 года упраздняет прежнюю систему выдачи сертификатов. Однако для тех специалистов, у которых сертификат выдан совсем недавно, его легитимность будет сохраняться в течение всего указанного срока.

Кардинальное отличие

Аккредитация не равнозначна сертификации специалистов. Врач должен повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Именно в этом и состоит отличие аккредитации врачей с 2016 года.

Как будет проходить аккредитация в 2016 году?

Медицинский работник должен не только подтвердить свой профессионализм посредством сдачи специального экзамена. При прохождении планового тестирования, работник здравоохранения должен получать дополнительное послевузовское образование.

С другой стороны, будет происходить отбор или своеобразная кадровая выбраковка непрофессионалов от высококвалифицированных специалистов. Выданное свидетельство подтверждает, что услуги конкретным специалистом будут оказаны на должном профессиональном уровне и в соответствии с современными достижениями медицины.

Где пройти аккредитацию?

В течение продолжительного времени не было единого мнения относительно организационных вопросов проведения аккредитации врачей с 2016 года. Было принято решение, что эта процедура будет происходить в тех же медицинских учебных заведениях, которые прежде осуществляли выдачу сертификатов. При этом количество учебных центров сократится.

Ведущую роль играет Национальный Центр на базе Первого медицинского университета им. И.М.Сеченова. Методическая поддержка будет осуществляться специально учрежденными региональными экспертными подразделениями. Всего на территории России предполагается создание не менее двенадцати подобных организаций.

Соответствие международным стандартам

Есть и еще одна причина введения аккредитации врачей с 2016 года. В 2003 году Российская Федераци присоединилась к так называемому Болонскому процессу, сутью которого является введение в перспективе на территории всей Европы единых стандартов высшего образования. В связи с этим в 2009 году все вузы России перешли на двухуровневую схему обучения: бакалавр и магистр. А традиционная одноступенчатая система для подготовки медицинских работников — специалист — осталась неизменной.

Подобный подход существует в большинстве европейских государств. Со временем договоренность в Болонье должна привести к сопоставимости не только различных государственных образовательных систем, но и возможности конвертации одной в другую. Врач, окончивший учебное заведение и получивший соответствующую лицензию или аккредитацию, без дополнительного подтверждения своей квалификации сможет практиковаться на территории другой страны.

Аккредитация — не единственное нововведение для медицинских работников, в 2016 году также .

Чтобы осуществлять свою деятельность, врач обязан получить на руки свидетельство об аккредитации. Но и имеющиеся у медиков сертификаты специалиста пока еще тоже действуют. Отсюда вопрос, которым часто задаются руководители медицинских клиник, - на что же тогда ориентировать персонал: на подготовку к медицинской аккредитации или прохождение повторной сертификации, когда вступать в систему непрерывного медобразования и как оплачивать ее услуги.

Чем прохождение аккредитации врачей будет отличаться от сертифицирования

По законодательству, допуск к меддеятельности регламентируют и сертификация, и аккредитация.

Аккредитация врачей определяет, соответствует ли специалист-медик требованиям к его квалификации. Чтобы получить допуск к меддеятельности, медработник должен сдать экзамены. Теперь же сертифицирование заменила аккредитация. По сути, это просто разные виды экзаменов. Но в обоих случаях их задача та же - раз в каждые пять лет любой медработник обязан подтвердить свою компетенцию, чтобы оставить за собой право заниматься меддеятельностью. По итогам сертификации медик получает на руки сертификат специалиста, а после аккредитации ему вручается свидетельство (ч. 1 и 2 ст. 100, ч. 1, 2, 2.1. ст. 69 ФЗ от 21.11.2011 No 323-ФЗ).

Аккредитацию можно дифференцировать по трем типам: первичное аккредитование, специализированное и периодическое. В первичном прохождении аккредитации нуждаются студенты, завершившие шестой курс обучения и медики, получившие свое образование еще до 2016 года. Аккредитация врачей, относящаяся к типу “первичная специализированная” (ПС), будет нужна для врачей и ординаторов, проходящих переподготовку по профдеятельности(см. схему ниже). По итогам прохождения ПС-аккредитации врачи и ординаторы получают на руки свидетельство об аккредитации, и это свидетельство уже дает им право работать в медицине в течение 5 лет. После этого срока потребуется получать новое свидетельство - но уже о периодической аккредитации.

Задача проведения аккредитации ложится на специальную аккредитационную комиссию. Медик, проходящий аккредитацию, подает документы ответственному секретарю аккредитационной комиссии. После этого в течение полутора недель члены комиссии определяют аккредитационные сроки. Аккредитационный экзамен проводится в течение трех этапов. Первым из них становится тестирование. Второй - проверка практических умений и навыков в симуляционном центре. Третьим этапом становится решение ситуационных профессиональных задач. Затем комиссия подписывает протокол и выдает испытуемому свидетельство о прохождении медработником экзамена аккредитации. Если что-то пошло не так, то подать документы на пересдачу можно лишь через 30 дней. Для прохождения аккредитационного экзамена положены лишь три попытки.

ВАЖНО!
Переход российских медработников на прохождение именно аккредитации будет постепенным, согласно Приказу Минздрава РФ от 02.06.2016 N 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов». Начало этого перехода происходило еще в 2016 году. Тогда аккредитацию были вынуждены пройти провизоры и выпускники стоматологических факультетов.

Следующий этап состоялся летом 2017 года. В этом случае аккредитацию прошли все выпускники медицинских факультетов. По плану, третий этап должен состояться в период с 2018 по 2020 годы. Теперь аккредитацию обязаны проходить те специалисты, которые нуждаются в подтверждении иностранных дипломов. Вместе с ними аккредитоваться будут те, кто в 2016 году поступил в ординатуру. Если студенты поступали в 2017 году, то их ждет аккредитация в 2019. Их профессиональная переподготовка при этом будет вестись в рамках первичной аккредитации.

Последний этап ждет медиков с 2021 года. В это время первичную медаккредитацию должны будут пройти все практикующие врачи, которые получили медобразование в период до 01.01.2016 года и по каким-либо причинам не участвовали в прохождении аккредитации на первых трех этапах. В дальнейшем, начиная с 2026 года медикам будет нельзя работать в их профессиональной сфере, не имея полученного свидетельства об аккредитации.

Можно ли врачам пройти аккредитацию позже

Медицинские работники, получившие на руки сертификат до начала 2016 года, могут выбрать прохождение сертифицирования вместо аккредитования - это будет возможно сделать до 2021 года. Однако те медики, которые смогли получить профессиональные сертификаты в 2016–2017 годах, смогут пройти профпереподготовку лишь в рамках аккредитации (благодаря интерактивному алгоритму обучения). Врачам, получившим свои сертификаты в 2016–2017 годах, будет необходимо пройти аккредитацию в 2021–2022 годах.

Допуск к профдеятельности медработника зависит от того, когда им был получен подтверждающий его компетентность сертификат – до или после начала 2016 года

ФАКТ
Профессиональные мед. сертификаты, которые медработники получат в срок до начала 2021 года, будут действительны вплоть до истечения указанного в них срока.

Существуют два варианта обучения. В первом случае будет необходимо пройти цикл повышения квалификации общим объемом не менее 144 академических часов. Второй - стать частью системы непрерывного медобразования: при этом потребуется сформировать индивидуальный план медобучения общим объемом не меньше 144 акад. часов в течение того периода, когда будет действовать ваш сертификат. В разработанный план обучения могут входить одна или (по желанию) несколько программ, задача которых - повышение квалификации медработников, минимальная из которых должна составлять от 16 часов - в общей сумме не менее чем 108 часов. Либо медработник должен пройти одно или несколько очных или же заочных медобразовательных мероприятий - общим объемом не более чем 36 часов.

Начать новый процесс обучения до завершения этогосрока, пока вы работаете по еще действующему сертификату, нельзя. То есть, если медицинский работник получал свой сертификат в 2017 году, то до 2021 года он пока не сможет снова пройти процесс обучения, чтобы претендовать на получение нового документа. Это контролируется Минздравом России, который имеет единый реестр лиц, получавших сертификаты после 2016 года.

Когда нужно начинать пользоваться системой непрерывного медобразования

Предполагается, что врачей, завершивших последнюю из своих сертификаций или аккредитаций уже после 1 января 2016 года, обяжут повышать их квалификацию в рамках сформированной системы непрерывного медобразования.

Медицинский работник будет должен сформировать личный пятилетний план обучения.

ВАЖНО!
Если вы, будучи врачом, не работали по специальности более 5 лет, вы сможете обучиться и пройти первичную специализированную аккредитацию, согласно ч. 4 ст. 69 Закона No 323-ФЗ.

Продолжительность подобного плана должна составлять объем в размере 250 часов. В течение 5 лет обучающемуся медику ежегодно придется набирать по 50 часов/ЗЕТов: 36 - по общеобразовательным программам, и 14 - по медобразовательным мероприятиям и прохождению интерактивных модулей. Через пять лет медработнику потребуется прохождение новой периодической аккредитации.

На протяжении всего прохождения обучения Минздрав рекомендует медикам собирать портфолио (Приказ Минздрава России от 02.06.2016 No 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»). На данный момент обязательность сбора портфолио и его содержание пока еще не установлены законодательными актами. Однако есть предпосылки к тому, что Минздрав может издать приказ, распространяющий действие на правоотношения в медицинской сфере до вступления этого документа в силу. Чтобы у медработников в итоге не возникало проблем с допуском к меддеятельности, лучше все же заранее вступить в систему непрерывного медобразования до того момента, когда у сертификата медработника закончится срок его действия. Для начала прохождения образовательного процесса медицинский работник должен проходить регистрацию на портале edu.rosminzdrav.ru.

Поскольку в данный момент система непрерывного медобразования пока является экспериментом, участвовать в ней или нет - решение медик принимает добровольно. Работодатель не имеет права его к этому обязать. Более того, в случае самоуправства работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

За что главврача могут наказать

У руководителей клиник могут возникнуть проблемы, если они:

1. Начнут приказывать своим подчиненным вступать в систему непрерывного медобразования. Помните, что пока юридически значимых актов об обязательном повышении квалификации с участием системы непрерывного медобразования еще нет. В единственном существующем акте содержится экспериментальная модель непрерывного медобразования (приказ Минздрава России от 11.11.2013 No 837). На rosminzdrav.ru сейчас отрабатывается образовательная модель. До появления правовой базы российские медработники участвуют в системе только добровольно (Письмо Минздрава РФ от 26.05.2017 No 16–2/2048112).

2. Начнут обязывать врачей оплачивать проходимое ими обучение. Да, существуют платные циклы, на которых медицинские работники набирают баллы. С другой стороны, работодатель, который не оплачивает обучение подчиненных, формально прав. Минздрав на edu.rosminzdrav.ru указывает, что обучение может оплачиваться за счет физлиц. Может, но это не является обязательным действием. Тем более что ФЗ от 21.11.2011 No 323 установил, что у работника есть право на прохождение переподготовки и обучение для повышения квалификации, которые он проходит за счет финансовых средств компании работодателя (п. 2 ч. 1 ст. 72).

Трудовой кодекс определяет, что в обязанность работодателя входит обучение его же персонала тогда, когда это условие деятельности (ч. 4 ст. 196 ТК РФ). Если же Минздрав издаст новый нормативный акт, который будет распространять свое действие на правоотношения в клиниках задним числом, например, с 01.01.2016, может оказаться, что руководитель клиники был обязан оплачивать обучение своих врачей. В этом случае есть риск того, что работники, которые собирали чеки за свое обучение, потребуют у руководства возмещения потраченных сумм.

Наиболее приемлемый в этом случае вариант - оплата обучения за счет средств нормированного страхового запаса ТФОМС (постановление Правительства РФ от 21.04.16 N 332). Для применения этого варианта медорганизация подает заявку на финансовое обеспечение плана мероприятий на очередной квартал.

3. Начнут требовать от сотрудников прохождения обучения в свободное от работы время. Учеба в системе непрерывного медобразования может проходить в рабочее время с отрывом от профдеятельности, либо без отрыва от места работы. Медработник для прохождения обучения должен написать соответствующее заявление на обучение на имя главного врача. И руководитель медорганизации обязан его удовлетворить.

4. Откажут в трудоустройстве выпускнику по той причине, что у него вместо свидетельства об аккредитации имеется выписка из протокола. Принимать кандидатов на трудоустройство на должность с выпиской из такого протокола рекомендовал своим письмом Минздрав - от 20.07.2017 No 16–5/10/2–4889. Так что, если руководитель клиники откажет в приеме на работу только поэтому, соискатель вправе оспорить это в трудовой инспекции, прокуратуре или в суде.

Правда и ложь об аккредитации

Существуют следующие мифы о прохождении аккредитации:

1. С началом действия аккредитации появится персональная ответственность медработников. Есть мнение, что после начала аккредитации каждый медработник должен будет сам отвечать за вольно или невольно совершенные неправомерные действия. Это не так. Ответственность по-прежнему лежит на медорганизации.

2. Врачи после введения аккредитации сами будут оплачивать страховые штрафы. Некоторые медработники считают, что после того, как начнет действовать аккредитация, они будут обязаны оплачивать лично штрафы страховых компаний. Это неправда - законом такое не предусмотрено.

3. Многим медработникам будут грозить массовые увольнения. Возникающие слухи о возможных больших увольнениях связывают, в частности, с тем, что теперь получать предписываемое законом непрерывное системное медобразование можно будет только лишь через интернет-портал edu.rosminzdrav.ru. Но поскольку интернет в своей работе использует пока еще небольшая часть работников, если в дальнейшем ситуация не переменится, эти предположения могут и подтвердиться, поскольку не все врачи еще не используют ресурсы интернета либо не получили к ним доступ, и по этой причине не смогут в итоге осуществить необходимые действия для аккредитации.

Что предпочтительнее в качестве подтверждения компетентности специалиста-медика: свидетельство об аккредитации или сертификаты специалиста

Максим Привалов, старший врач-координатор , bookimed.com

О компании: Bookimed - сервис по подбору медицинских решений и организации лечения в зарубежных медицинских клиниках для людей из любой точки мира.

Если у врача нет аккредитации, то, конечно, сложно говорить вообще о возможности и праве этого врача работать - у каждого врача должна быть аккредитация для работы (до 2016 года была обязательной сертификация). Это является обязательным условием, и не влияет на качество работы медицинского специалиста.

В вопросе оценки принимается во внимание несколько факторов:

  • где учился?
  • проходил ли дополнительную стажировку и в каких учреждениях?
  • какой опыт работы уже имеется?

Важно обратить внимание и на то, какие источники использует кандидат для совершенствования и каким образом узнает о новой информации в области медицины.

Существуют немало сервисов, содержащих отзывы о работе каждого из врачей. Благодаря им также можно составить мнение об умении работать с пациентами. Конечно, порой по отношению к одному и тому же человеку могут встретиться диаметрально разные рекомендации и отзывы пациентов - но здесь всегда присутствует момент субъективности, который тоже необходимо учитывать.

Если рассматривать само наличие сертификатов - то у врача на самом деле может быть какое угодно количество этих сертификатов, но приоритетен вопрос об их “качестве”, так сказать: какого уровня научные конференции были посещены врачом, получившим сертификат? Были ли на этих научных конференциях доклады врача-держателя сертификатов?

Дополнительным фактором, на который можно обратить внимание - количество научных публикаций. Здесь важны два аспекта:

  1. Значим не сам факт публикации, а показатель индекса ее цитируемости в международных журналах - если он высокий, то это доказывает ценность опыта врача для других врачей, для его коллег в частности и вообще в целом для клиники. Это означает, что врач-специалист рефлексирует в области своего врачебного опыта и достаточно серьезно углубляется в свою тему - то есть, постоянно растет как профессионал. Индекс цитируемости стоит сравнивать только внутри конкретного направления: так как этот средний показатель может быть различным для разных направлений медицины. Для поиска можно использовать, например, реферативную базу данных Scopus.

Если медицинское учреждение оказывает услуги только в области какой-то конкретной специализации, то необходимо рассматривать конкретные темы научных публикаций врача, и уровень цитируемости именно среди этих тем.

По сумме этих факторов и стоит принимать решение о сотрудничестве с кандидатом на должность вашего будущего врача.