Буква д словообразования адыгов и абхазов. Адыгские заимствования в русском языке хагасова таисия хамзетхановна. Гипотеза существования сино-кавказской макросемьи языков

Категория : Языки Евразии Северокавказская надсемья (гипотеза) Состав Файл:Abxaz-Adyge-tree.PNG См. также: Проект:Лингвистика

Абха́зо-ады́гские языки́ - одна из семей кавказских языков , предположительно входящая в северокавказскую надсемью . Включает адыгскую и абхазо-абазинскую ветви и убыхский язык . Последний, генетически более близкий к первой ветви, испытал значительное влияние второй, так что в целом занимает промежуточное положение между обеими.

Абхазо-адыгские языки иначе называются северозападнокавказскими по месту своего первоначального и основного распространения - Северо-Западному Кавказу .

Распространены в России (на Северном Кавказе), в Абхазии и среди ближневосточной диаспоры (преимущественно в Турции , Сирии , Иордании). Общее число говорящих на абхазо-адыгских языках - ок. 1,1 млн чел., в том числе в России - 764 660 чел. (перепись 2002 года).

Внешнее родство

Наиболее популярна и доказуема точка зрения о родстве абхазо-адыгских языков с нахско-дагестанскими , с которыми они совместно образуют северокавказскую семью . Согласно альтернативной точке зрения, родство с нахско-дагестанскими языками является приобретённым ввиду тесного их соседства и ограничивается в основном лексикой, тогда как на уровне морфологии и фонетики имеются существенные расхождения.

Имеются также попытки сблизить абхазо-адыгские языки с давно вымершим хаттским языком северо-восточной Анатолии (III-II тыс. до н. э.) - малоуспешные, однако, из-за скудости материалов последнего.

Классификация

Адыгская ветвь

Адыгская (черкесская) группа включает два близкородственных языка, которые иногда считают наречиями единого адыгского языка. В частности, самоназвания обоих языков одинаковые - адыгэ(бзэ).

  • Адыгейский язык (адыгабзэ) - ныне распространён в северных и северовосточных районах Республики Адыгея и некоторых горных долинах по берегу Чёрного моря (шапсугский диалект). В кавказское мухаджирство было вовлечено до 90 % западных адыгов, и сейчас они составляют почти 80 % турецких черкесов. Однако на исконных землях Кавказа язык сохранялся лучше, и языковая статистика выглядит следующим образом: 129 419 чел. в РФ (2002), ок. 160 тыс. в Турции и других странах диаспоры .
  • Кабардино-черкесский язык (адыгэбзэ) - один из официальных языков Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии . В России на нём говорят две основные этнические группы: кабардинцы и черкесы , всего 587 547 чел. В состав последних входят остатки бесленеевцев , диалект которых занимает промежуточное положение между адыгейским и кабардино-черкесским языками. Немало кабардинцев живёт в диаспоре, где ок. 50 тыс. ещё используют родной язык.

В диаспоре черкесами называют всех адыгов, причём нередко в это число включаются и родственные им убыхи, абхазы и абазины.

Абхазо-абазинская ветвь

Абхазо-абазинские языки также довольно близки между собой и включают следующие языки:

  • Абхазский язык (аҧсуа бызшǝа, аҧсшǝа) - официальный язык Республики Абхазия (Апсны), частично признанного государства, где на нём говорит более 90 тыс. человек. Однако если в 1989 году они составляли всего 17,8 % населения Абхазии, то после грузино-абхазской войны (1992-93) , в 1995 - более половины. На Кавказе остались носители только двух диалектов (абжуйского и бзыпского), носители других (садзского и ахчыпсы) были депортированы в Османскую империю.
  • Абазинский язык (абаза бызшва) - официальный язык Карачаево-Черкесии , где он распространён на севере республики. Три с половиной аула говорят на ашхарском диалекте, ещё около десяти - на тапантском. До Кавказской войны абазины заселяли почти всю территорию современной Карачаево-Черкесии, кроме Карачая на крайнем юго-востоке и крайнего северо-запада, который населяли бесленеевцы; а также бо́льшую часть Мостовского района Краснодарского края. Всего в России на нём говорит 38 247 чел.

Генетически абхазо-абазинские языки достаточно близки между собой, чтобы считаться наречиями одного языка. При этом, ашхарский диалект абазинского ближе к абхазскому, чем к тапантскому диалекту. Условно это изображено на схеме выше.

Убыхская ветвь

Судьба последнего абхазо-адыгского языка - убыхского (a-t°axə) оказалась более печальной. Убыхи жили по берегу Чёрного моря между садзами и шапсугами - там, где сейчас располагается курортный город Сочи . Будучи активными участниками Кавказской войны, они полностью выселены после поражения горцев. В Османской империи они селились вместе с адыгами и впоследствии перешли на их язык: последний носитель убыхского языка Тевфик Эсенч умер в деревне Хаджиосман (на берегу Мраморного моря в Турции) 7 октября 1992 года . Однако сами убыхи ещё живы, и в Турции их насчитывается около 10 000 человек. Существует движение за восстановление языка и даже за разработку его литературной формы. Убыхский считается одним из рекордсменов по звуковому разнообразию: по оценкам специалистов, в нём насчитывается до 80 согласных фонем.

История

Чересполосное распространение абхазо-адыгских языков на довольно обширной территории объясняется историческими фактами, в частности миграциями их носителей. Мало что известно об их жизни в древнее время. Наиболее вероятными предками абхазо-адыгов были меоты , распространённые в античное время на северо-западном Кавказе. После сокрушительных походов гуннов и готов -тетракситов меотские племена были оттеснены в горные районы Закубанья, а само имя меотов вовсе исчезло. На смену ему пришли имена зихов и касогов (кашак ) - названия крупных местных племён. Возможно, к абхазско-адыгским народам относились также тавры - племя, проживавшее в Крыму в эпоху греческой колонизации.

Очередным ударом по всему Северному Кавказу стали опустошительные нашествия татаро-монголов в XIII и полчищ Тамерлана в XIV веках, после которых адыгские племена укрылись в недоступных горных долинах. Предки абхазов, абазин и убыхов жили по другую сторону Кавказского хребта вдоль берега Чёрного моря . Но места в горах было мало, и как только вокруг стало спокойнее, часть адыгов переселилась на восток (ок. XIII-XIV вв.), положив начало кабардинскому этносу . На освободившиеся земли с юга, из-за Кавказского хребта стали переселяться группы абазин - сначала тапанта (что значит в переводе «жители равнины»), а затем и ашкарауа (="горцы"), занявшие территорию современной Карачаево-Черкесии . Позднее, уже в XVIII веке, часть кабардинцев вернулась обратно и осела на севере современной Карачаево-Черкесии, получив название «беглых» кабардинцев. Уже в советское время за ними закрепился этноним «черкесы », до того обозначавший всех адыгов вообще.

Во второй половине XIX века все абхазо-адыгские народы в той или иной мере пережили очередное великое бедствие - т. н. мухаджирство , или переселение значительной их части в пределы Османской империи . С немалым трудом закончив в 1864 году Кавказскую войну , российское правительство понимало: оставить горцев в горах - заложить мину замедленного действия. И оно выставило им ультиматум: или переселиться на равнину, или покинуть пределы России. Первое выбрали те, кто долгое время уже находился под российским влиянием: большинство кабардинцев, северная часть западных адыгов, часть абазин и абхазов. В изгнание ушли те, кто жил ближе к морю и был под влиянием Порты . В результате на Кавказе совсем или почти не осталось натухаевцев, хатукаевцев, егерукаевцев, мамхегов, махошевцев, абадзехов (остался 1 аул), шапсугов , садзов , убыхов , бесленеевцев (4 аула), горных (псху, дал, цебельда) и гумских абхазов . Горная полоса северо-западного Кавказа полностью обезлюдела и впоследствии заселялась выходцами из других районов России и Османской империи (армянами , греками), а опустевшие районы Абхазии - также мегрелами , сванами и грузинами .

Однако новая родина оказалась не очень приветливой: тысячи мухаджиров, часто размещённые в пустынных местах, гибли от голода и болезней. Судьба родного языка была ещё менее благополучной. Прямыми и косвенными методами турецкое правительство вытесняло любые языки меньшинств и только в самое недавнее время, стремясь соответствовать европейским стандартам, Турция пошла на некоторые послабления. Однако и сейчас ни один из абхазо-адыгских языков не имеет в Турции официального статуса, не преподаётся в школе, фактически не имеет письменности. Официальная статистика говорит о чуть более 100 тыс. носителей адыгского языка (там он рассматривается как один язык) и 12 тыс. говорящих по-абхазски, в то время как этнических адыгов и абхазов-абазин насчитывается более полумиллиона, а число людей, так или иначе являющихся потомками мухаджиров, достигает нескольких миллионов.

Грамматическая характеристика

В типологическом отношении абхазо-адыгские языки довольно близки между собой. Наиболее яркими чертами их грамматики являются следующие:

  • крайне бедный вокализм при весьма богатом консонантизме . В адыгских языках представлены три базовые гласные фонемы /a, ə, ɨ/ (а, э, ы), а в убыхском, абхазском и абазинском - всего две - /a, ɨ/ (а, ы). В то же время в живом произношении каждая из этих фонем имеет несколько произносительных аллофонов (вариантов) в зависимости от окружающих согласных, что частично передаётся орфографически.
  • Число же согласных варьирует от 45 в кабардинском до 80 в убыхском языках. Такое огромное число объясняется тем, что в этих языках существует несколько дополнительных артикуляций, добавляемых к основному набору согласных. Так, в убыхском представлено «всего» 44 основных согласных, многие из которых могут быть фарингализованными, палатализованными («смягчёнными») и лабиализованными («огублёнными»). В результате и получается набор в 80 фонем. Помимо обычных для Кавказа абруптивных (пӀ, тӀ, кӀ, цӀ), латеральных (лӀ, лъ), увулярных (хъ, къ, гъ) и фарингальных (Ӏ, хь) согласных, в абхазо-адыгских языках представлены такие редкие звуки, как альвео-палатальные («шепелявые») (шъ, щӀ, жъ) и абруптивные спиранты (фӀ, шӀ, щӀ). Для такого большого числа согласных, конечно, не хватает букв русского алфавита (которым пользуются эти языки). Разные языки по-разному решают ту проблему: абхазский пошёл по пути использования дополнительных букв путём модификации имеющихся и добавления новых, а остальные - более обычным для Кавказа - путём использования специальных дополнительных знаков ъ, ь, , у. Соответствия между буквами и фонемами для согласных в абхазо-адыгских языках см. в статье про графику абхазо-адыгских языков.
  • В морфологии абхазо-адыгские языки отличаются богатым глагольным словоизменением, или полисинтетизмом . К одному глагольному корню может присоединяться большое количество приставок и суффиксов с определённым значением и фиксированным местом, в результате чего одним словом может передаваться целое предложение. При помощи согласовательных глагольных аффиксов для субъекта, объекта и косвенного объекта может быть выражено направление, место, версия (если действие совершается для кого-то), принуждение, отрицание, переходность, время и некоторые другие значения. Например, в адыгейском языке возможны такие слова, как п-ф-е-с-тыгъ «его-для.тебя-ему-я-отдал», у-къы-с-ф-е-плъыгъ «ты-для.меня-посмотрел-на.него», сы-б-дэ-кӀо-н-эп «я-за.тебя-не-выйду.замуж»; в абазинском д-и-ба-зтIхIва «хотя-его-он-и-увидел»; абх. и-сы-з-и-лы-рҩит «для.меня-она-заставила-его-то-написать».
  • Синтаксически абхазо-адыгские языки относятся к языкам эргативного строя : ср. адыг. «Ар ашь ежэ» ‘Он его ждёт’ (номинат. конструкция) - «Ащ ар ещэ» ‘Он его ведёт’ (эргат. конструкция). Функции придаточных предложений выполняют глагольные формы, включающие обстоятельственные аффиксы в значениях ‘где’, ‘когда’, ‘куда’, ‘почему’, ‘откуда’; ср. абх. «д-ахъ-гылаз» ‘где он стоял’, «д-а-хь-неиз» ‘куда он пришёл’. Основной

Адыго-абхазская (ашуйская) группа языков.
Абхазская подгруппа: абхазы (апсуа), абазины.
Убыхская подгруппа: убыхи (апёх).
Касогская подгруппа: адыгейцы, кабардинцы, черкесы.

Сафронов В.А. «Индоевропейские прародины».
Майкопская культура была сформирована в районах Средней и Верхней Месопотамии и принесена на Северный Кавказ выходцами из районов Харрана, которые находились в сфере влияния государства западных семитов – Эблы (23-20 гг. до н.э.). Импульсом к подвижности населения Тель-Хуэйры было разрушение ее Саргоном и устойчивая направленность интересов династий Аккада на запад. Миграция была единовременной и быстрой: имеются только слабые следы передвижения в Закавказье. По Северному Кавказу носители семитской (майкопской) культуры продвинулись от моря до массива гор Дагестана. Они вышли в степи Предкавказья и Причерноморья, достигнув Поднепровья (Михайловка, Соколовка-Шапошникова), вошли в контакт с индоевропейскими культурами – кеми-обинской, нижнемихайловской, древнеираноязычным населением Поволжья (древнеямная культура), индоариями Прикубанья (кубано-днепровская культура), протохеттскими племенами (культура дольменов Новосвободной) Восточного Причерноморья. Следы пребывания семитоязычных племен на Северном Кавказе подтверждаются 12 изоглоссами культурной лексики, выявленной Милитаревым, Старостиным между семитскими (в основном, западносемитскими) и восточно-кавказским языками. Археологическими эквивалентами общности, говорящей на этих (северно-кавказских) языках можно считать восточную группу куро-аракской культуры, распространенной как в Закавказье, так и в восточной части Северного Кавказа.

Время существования единого адыго-абхазского (ашуйского – названного так по имени ашуйской археологической культуры) праязыка относится к III тыс. до н.э. Древнейшими археологическими реалиями ашуйской цивилизации были майкопская и колхидская культуры. Имеется влияние дольменной культуры. Письменные памятники ашуйского языка охватывают период с середины III тысячелетия до н.э. до 4-5 вв. н.э. К ашуйским племенам, по многочисленным данным, относились тавры (Крым), меоты и таны (Дон), синды, дардарии, тореаты, арехи (Кубань). Древние греки называли население Кубани, Черноморского побережья и севера Малой Азии – гениохи. “У моря лежит азиатская часть Боспорского царства и Синдика, а за ней живут ахеи, зиги, гениохи, керкеты и макропогоны (длиннобородые). Выше их лежат теснины фтейрофагов (вшеедов). За гениохами находится Колхида…” (Страбон).

Антропология(см. страницу "Антропологические типы Понтийской ветви"):
1 абхазы, абазины – колхидский тип понтийской ветви.
2 адыгейцы и черкесы – северо-западный тип понтийской ветви
3 западные адыги – юго-западный тип понтийской ветви.
4 кабардинцы – пятигорский микс понтийской ветви.

Характеристика языков:
Характерным для адыго-абхазских языков является огромное кол-во согласных звуков: в убыхском языке – 82, в бзыбском диалекте абхазского языка – 67, в адыгейском – 55, в кабардинском – 48. Гласных очень мало: в абхазском языке – две, в абазинском – две в ударном и одна в безударном слоге, в убыхском – три. А всего в северокавказских языках (ашуйских и нахско-дагестанских) суммарно насчитывается 299 различных звуков. Ашуйские языки имеют около 400 общих корней. Фонетические соответствия очень малочисленны. Грамматика и словоборазование различаются довольно сильно.
Ашуйские языки (вкл. хаттский), как и большинство сино-кавказских, являются эргативно-агглютинативными.

Абхазы (апсуа):
Абхазский этнос сформировался к 8 в. н.э. Этнооснову составили древние ашуйские племена абешла (апсилов), касков (кашков), абазгов, санигов. От этнонима «кашк» произошло наименование «касог»: каск – кашк – кашаг (картвельская транскрипция) – касог. Этноним «абешла» предшествует «апсуа»: абешла – абсиле (латин.) – апсилай (греч.) – апшуа – апсуа.
Где «апс» (абеш) – «душа», а “-уа” – окончание множественного числа.
Консолидация ашуйских народов связана с принятием в 6 в. н.э. христианства, которое сменило местные языческие культы, в том числе культ человеческих жертвоприношений.
В 6 в. на территории совр. Абхазии сложились такие образования как Абазгия, Апсилия, Мисиминия и Санигия. Слово «абхаз» представляет грузинскую транскрипцию этнонима «абазг».
Абхазы делятся на 7 терр. этногрупп: асадзуа, бзыбь (бзып), гудаут (гудоут), дал, цабал, абжуа, самурзакан (“са-” – притяжательный падеж от “сара”–«я»; Мурзакан – имя одного из правителей), псхувы.
Абхазский язык подразделяется на два диалекта: кодорский (к нему отнесены говоры – абжуйский, самурзаканский, гумский <гудоут>) и бзыбский. Основой литературного языка является абжуйский говор.
Характерные окончания фамилий: -ба (Чанба, Ардзинба), -аа (Ашхараа).
Окончание “-ба” является видоизменённым абхазским словом "ипа" – «его сын». Например, Агрба изначально звучало как Агыруа-ипа – «сын мегрела». Женские формы абхазских фамилий произносятся отлично от мужских. Муж. Тар-ипа – жен. Тар-пха. По новым правилам “-ипа” и
“-пха” заменяются на “-ба”. В случае с абхазированными мегрельскими фамилиями окончания “-ипа” и “-пха” заменяются прибавляются к цельной фамилии. Например, муж. Берулава-ипа – жен. Берулава-пха. Но эта фамилия по-абхазски произносится как Бырулаа.
Мегрельские фамилии стали широко распространяться среди абхазов в 17-19 веках. Сначала мегрелами был ассимилирован Самурзакан (Гальский район Абхазии). Начали появлялись такие "мегрельские" фамилии, как Эшбая (от абх. Эшба), Килбая (от Килба), Эмухвари (от Аимхаа, Эмхаа), Дзяпшискуа (от Дзяпш-ипа), Маршания (от Амарщан), Тарбая (от Тарба), Зухбая (от Зухба), Шакирбая (от Шакрыл) и т.д.
Собственно мегрельские фамилии появились у абхазов со вступлением в состав России. Когда стали прибывать мегрельские священники, которые переписывали паству, давая им удобные фамилии. Большинство обладателей мегрельских фамилий среди абхазов, помнят свои старые абхазские фамилии. Так, например, абхазы с фамилией Дзидзария имеют исконную фамилию Лажв-ипа. В переводе с абхазского означает "дети кобеля" и используется редко. “-уа” в абхазском языке является суффиксом множественного числа, поэтому фамилии с таким окончанием часто считаются этимологически абхазскими.
Профессор Т. Мибчуани насчитывает порядка 450 фамильных единиц, из них:
а) грузинизированные, в ч. мегрелизированные фамилии (из них половина имеет абхазские корени) составляют 80 %
б) чисто абхазские фамилии и северо-кавказские – 13 %
в) иное происхождение – 7 %
Чисто абхазские фамилии: на “-ба” (этнические абхазы), на “-аа” (абхазированные мегрелы), Смыр, Бгуец, Барциц, Инал-Ипа, Кове, Киут, Лакербай, Мантой (абх. евреи), Патейпа, Симсим, Тапанц, Таркил, Шакрыл, Шуген, Чукбарь, Хашиг, Эник, Аджинджал и др.
Численность – 115 тыс. человек в Абхазии (Апсны – «Страна души»), по другим данным 64 тыс.
Основная масса верующих – православные.

Убыхи (апёх, пэху, асадзуа, уббух, брухи):
Промежуточный этнос между адыгами и абхазами, которые считали убыхов своей этногруппой. Жили в районе Сочи. С 17 века известны как вайяпиха (от имени двух племён – гуайя <роды Керзедж, Куйцук, Хатираме, Бирдж, Черч> и пэху). В 19 веке турецкие источники их называют суачалилер (жители Сочи). В верховьях рек Сочи и Хоста находилась область проживания локальной этногруппы убыхов – Садаша. Убыхские земли делились на Саше-и-Хамыш (Сочи), Убых-и-Ворданэ, которые распадались на Ворданэ, Псахо, Субешх (+ Берзеки), Хизе. В результате Русско-Кавказской войны они были в полном составе изгнаны в пределы Османской Империи в 1861-64 гг., где растворились в местном населении, а частью погибли – это являлось одним из итогов совершённого Царской Россией геноцида. В 1992 году в Турции умер последний носитель разговорного убыхского языка – Тефвик Есенч. Говорили на реликтовом адыго-абхазском языке, промежуточном между абхазской подгруппой и адыгской. Религия представляла собой микс христианства, ислама и язычества.

Абазины (абаза):
Произошли от этнической общности абазгов, впервые упоминавшихся во 2 в. Тогда абазги населяли северную часть современной Абхазии, от Сухума до реки Бзыбь; в 3-5 вв. абазги, вытесняемые мегрелами, продвинулись на север, до реки Псоу и дальше, оттесняя и ассимилируя другой адыго-абхазский этнос санигов. С 8 в. абазги политически господствуют в образовавшемся Абхазском царстве (8-10 вв.), отчего вся территория этого государства, включая современную Абхазию и Западную Грузию (Самегрело, т.е. Мегрелия, искаженно – Мингрелия), называется в письменных источниках разных стран того времени Абазгией (даже в 12 в. в русских источниках Грузия иногда называется Обезия, т.е. Абазгия). В период распада единой Грузии (1466 г.) начинается новое движение абазгов на север и северо-восток, на земли, опустошенные походом Тамерлана на Северный Кавказ (1395). Оседая на новых местах, абазги вступают в тесные контакты с адыгскими племенами, родственными абазгам по языку. В ходе этно-исторического развития часть абазгов стала одним из основных этнических компонентов в этногенезе абхазского народа (прямые потомки абазгов – абхазы Гудаутского района Абхазии, говорящие на бзыбском диалекте абхазского языка), другая часть вошла в состав некоторых адыгских этногрупп (группа т.н. «абадзе»: бжедуги, натухаевцы, шапсуги и особенно абадзехи (16-17 вв.), третья – образовала самостоятельный этнос абазинов.
В XIX веке часть абазин переселилась на равнину, а часть была изгнана царской властью на Ближний Восток.
Выделяются субэтнические группы (т.н. безшаги: абазакты, апсуа, кубинцы-эльбурганцы, кувинцы и псыж-красновостокцы), говорящие на диалектах: ашхаруа (кувинский и апсуйский говоры) и тапанта (кубино-эльбурганский и красновостокский говоры). Кубино-эльбурганский говор – основа литературного языка. Диалекты ашхаруа близки абхазскому языку.
Разделение абхазского и абазинского языков произошло в 8-9 вв. н.э.
В настоящее время насчитывается около 45 тыс. человек – в Карачаево-Черкессии и на Ближнем Востоке. Сунниты.

Адыгские народы.
Под этим термином подразумеваются носители т.н. языков касогской (адыгской) подгруппы ашуйской (адыго-абхазской) группы, а именно: адыги, черкесы и кабардинцы. Самоназвание этих народов («адыгэ») происходит от древнеадыгской формы «а-дыгъэ» – «народ солнца». По другой версии – от “адзэхэ” («войска» или «народ войск»). На рубеже н.э. древнеадыгские племена занимали территории по побережью Чёрного моря вплоть до Сочи, где жили убыхи. В 5 в. н.э. образовалось государство Синдика, в 6 в. н.э. – Зихский, Абазгский и Касогский союзы. С 13 в. применяется тюркское слово черкес. В XI в. часть адыгских племён стала продвигаться на восток. К XIII-XIV вв. можно отнести обособление кабардинских племён. Черкесская династия аль-Мамляка аз-Захира Баркука аль-Черкеси правила в Египте и Сирии с 1382 по 1517 гг.
В 17-18 веках состояли из нескольких кланов: Абадзех, Шапсуг, Надкуадж, Кабертей, Бесленей, Мохошь, Кемгуй-Темиргой, Хатукай, Бжедуг (Черченей, Хамыш), Жаней. Кланы Чёбсин и Хегайк слились с натухаевцами, Хетук (Адале) переселились на п-ов Тамань и смешались с ногайцами.
В формировании адыгских народов участвовали также киммерийцы (народ, живший в Причерноморье, имеющий, вероятно, смешанное ашуйско-индоевропейское происхождение) и ахейцы (арийские племена, пришедшие из Причерноморья).
По совокупности в мире насчитывается 5 млн. носителей адыгских языков: в Турции (130 тыс.), Иордании (44 тыс.), Сирии (25 тыс.), Ираке (19 тыс.), Израиле, США, Нидерландах (Голландии), Швеции. До недавнего времени проживали Косово-Метохии (Югославия).

> Адыги (киахи):

Прямые потомки ашуйских народов, живших на Кубани и Западном Кавказе с древности.
Говорят на адыгском языке, который распадается на несколько диалектов, на которых говорят субэтнические группы: абадзехи, бесленеевцы, егер-укаевцы, адамиевцы, мамхеги, махошеи, жанеевцы, натухаевцы, темиргоевцы-чемгуйцы (литературный диалект) и хатукаевцы (хакучинцы). Особо выделяются западные адыги: шапсуги и бжедуги (хамышеевцы и черченеевцы), которых даже выделяют в отдельный этнос. Генетически различаются причерноморские и прикубанские шапсуги. В 16-18 веках они делились на «аристократические племена» (жанеевцы, бжедуги, хатукаевцы) и «демократические племена» (шапсуги, абадзехи, натухайцы).
В результате колониально-захватнической войны России на Кавказе, вошедшей в мировую историю под названием Русско-Кавказская война, подавляющее большинство уцелевших адыгов (не менее 2 млн. человек) и все убыхи (около 100 тыс.) были изгнаны в пределы Османской Империи. На Кавказе осталось лишь 5 %.
Абадзехи – до Кавказской войны насчитывали 250 тыс. чел. Жили на северном склоне Кавказа. Делились на горных и равнинных. Выделялись дворянские роды: Бешок, Инемок, Джанчат, Анчок, Даур, Нешок. В настоящее время насчитывают 150 тыс. в селе Хакурино-Хабль и др.
Агучипс – обобщенное название пяти кланов-зэтхьярогу (одноклятвенники), которые распределялись между шапсугами и натухаевцами.
- шапсуги (Кобле, Схапете, Соотх-Гоаго): «шэпси» – молочная река, «шэстопсы» – сторечье. Дворянские роды: Абат, Немере, Шеретлук, Кадрук, Джасте, Улагай, Екутеч, Тхагус. Говоры: прикубанский и причерноморский <от Джубги до Туапсе> (вкл. хакучинский). Хакучи жили в труднодоступных районах. Для шапсугского диалекта характерны: шипящие, 88 звуков <67 – лит. норма>. Ислам приняли в 18 веке. В настоящее время – 5 аулов в Адыгее и 14 – в Туапсинском и Лазаревском районах. 15 тыс. чел. В 30-е гг. 20 в. существовал Туапсинский район.
- натухаевцы (Натхо – сероглазые, Нетахо): До Кавказской войны было около 200 тысяч. Жили от Джубги до Анапы. В 19 веке в них влились племена гуайя, хегаки, хатукаевцы, жанеевцы. Число натухаевских родов точно неизвестно (от 44 до 64). Дворянские: Сюпако, Мегу, Зан, Каз, Чах, Ерыку, Деды. Дольше всех сохраняли христианство. В наст. Время – аул Натухай и несколько сёл в Краснодарском крае и Адыгее.
Численность: 124 тыс. чел. носителей данных адыгских диалектов проживают в Республике Адыгея, в Лазаревском, Туапсинском и Новокубанском районах Краснодарского края. Абадзехи (16 тыс. чел.) живут в посёлке Хакурино-Хабль. Шапсуги (10 тыс. чел.) проживают в районе Джубга – Сочи.
Религия: С Х века н.э. на Западном Кавказе господствовало христианство, что в 18 в. сменилось суннитской ветвью ислама.
Субэтносы абадзехов, шапсугов и натухаевцев составляют до 2/3 всего числа адыгов.

> Черкесы и кабардинцы:

Предки кабардинцев – часть касогских племён – в 14 в. переселились в местность Пятигорье (Беш-Тау), где они потеснили алан-осетин. Первоначально кабардинцы относились к понтийскому расовому типу, но впоследствие в результате многовекового смешения с вайнахами (мыстаками) и аланами, образовали смешанный кабардинский (пятигорский) антропотип. Названием этнос обязан князю Кербертею.
Различали Большую Кабарду (Кэбэрдэй), состоящую из нескольких родов – Джинбот, Месост, Хатошхок, Кайток; Малую Кабарду (Глехстан, Джылэхстэнэй) – род Гилосхан; Среднюю Кабарду – род Татлостан. В России их делили на кабартынских и пятигорских черкесов.
Чиленность – 400 тыс. чел. в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии.
В большинстве своём – сунниты, моздокские кабардинцы – православные.
Черкесский этнос возник вследствие смешения касогов-бесленеевцев (родоначальник тейпа – Беслан) с родственными им кабардинцами в 18 в. н.э. «Черкес» – литературное наименование кавказских народов в 18 в. Это слово, по наиболее распространённым версиям, происходит от тюркского «чер-кесмек» (“перерезающий дорогу”) или от названия племени керкетов.
Значительная часть кабардинцев в XIX в. переселилась в Турцию.
Численность черкесов – 52 тыс. человек в Карачаево-Черкессии.
Говорят на диалектах кабардино-черкесского (или просто – черкесского/кабардинского) языка:
Кабардинский диалект
- баксанский литературный говор Большой Кабарды (выполняющий функции государственного языка КБР)
- малкинский говор Большой Кабарды
- малокабардинский говор
Моздокский диалект
Черкесский диалект (выполняющий функции государственного языка КЧР)
Бесленеевский диалект
Кубанский диалект


www.randevu-zip.narod.ru
www.randevu.nm.ru
[email protected]

Антропологические типы Понтийской ветви (обзор).
Развилась в Малой Азии или на северо-западном Кавказе в IV-III тыс. до н.э в результате смешения переднеазиатских брахикефальных и средиземноморских долихокефальных племен. Описан в 1932 году учёным Бунаком. Выделяют колхидский, северо-западный, юго-западный и пятигорский, нижнедунайский, византийский кластеры и типы. Юго-западный тип понтийской ветви схож с каспийским типом индо-иранской. Очень высок % распространения II группы крови, в частности редкого фенотипа А2 (5 % носителей II группы). Подобный высокий % группы А2 встречается у кавкасионцев и лаппоноидов.

Северо-западный/кубанский («основной») тип:
<Адыги – кроме западных, черкесы>
- Высокий рост (> 170 см).

- Волосы жесткие, прямые. Цвет чёрный. Часто встречаются светло-каштановые волосы.
- Мезокефалия (черепной указатель – 80-81), часто встречаются суббрахикефалы.
- Оттенки глаз: черные (50 %), карие и серые (50 %).
- Глазная щель узкая. Расположение глаз горизонтальное или “переднеазиатское”. Брови прямые, часто сросшиеся.
- Волосяной покров развит нормально. Усы и борода негустые.
- Лицо узкое, длинное. Черты лица угловатые. Скулы заметны в профиль. Лоб высокий.
- Нос: длинный, узкий, прямой, невыступающий. Кончик расположен горизонтально, иногда приподнят. Часто нос и лоб образуют одну линию.
- Губы толстые.
- Подбородок высокий, невыступающий.
- Затылок выпуклый.

Юго-западный тип (отличия от северо-западного):
<Западные адыги – шапсуги и бжедуги>
- Рост средний (164-165 см).
- Волосы чаще чёрные.
- Глаза чаще чёрные (светлые оттенки почти не встречаются).
- Лицо широкое.

Пятигорский микс (отличия от северо-западного):
<Кабардинцы, часть ингушей и осетин>
- Лицо широкое.
- Нос иногда с горбинкой. Кончик расположен горизонтально.

Колхидский тип (отличия от северо-западного):
<Абхазы, абазины, мегрелы, лечхумцы, лазы, гурийцы, имеретинцы, имерхевцы>
- Рост: лазы (166-167 см), остальные (164-165 см).
- Широкий нос с плоской спинкой (иногда вогнутой).
- Широкое лицо.
- Встречаются светлые волосы и серые глаза, в основном у абхазов и абазинов.
- Развитый волосяной покров.
- Затылок плоский.

КАВКАСИОНСКИЙ ТИП
Тип сформировался в III тыс. до н.э. на основе прото-переднеазиатского в высокогорных условиях Кавказского хребта. Встречается только на Кавказе. Описан учёными Натишвили и Абдушелишвили в 1954 году. Некоторые учёные полагают, что кавкасионский тип сложился на основе древнейшего кроманьонского населения горного Кавказа и пришедших сюда хуррито-урартов переднеазиатского типа. По многим показателям кавкасионцы близки понтийцам. Параллельной формой являются представители ультра-динарского типа (балканские борреби), живущие в Черногории, Албании и на Крите. Они, правда, отличаются более низким черепом и более темной окраской. В российской антропологии (Алексеев, Алексеева) кавкасионский тип отождествляется с динарским, что в корне не верно.
Выделяют центральный, южный и дагестанский кластеры. Высок процент носителей II группы крови (А2).

Центральный кластер:
<Карачаевцы, балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы, бацбийцы, аваро-андо-цезские народы, часть горских евреев>
- Высокий рост (> 170 см)
- Телосложение нормокостное, туловище длинное.
- Волосы жесткие, прямые, черные (часто встречаются светло-рыже-каштановые и русые)
- Глаза карие и серые.
- Глазная щель узкая. Расположение глаз горизонтальное. Брови прямые.
- Развитый волосяной покров.
- Лицо широкое (14,6-14,8 см) , невысокое. Черты лица угловатые. Скулы широкие, но незаметные. Лоб низкий.
- Брахикефалия (черепной указатель – 84-85)
- Нос длинный, широкий (переносица узкая, к кончику нос постепенно расширяется). Профиль прямой и, реже, выпуклый. Кончик расположен горизонтально или загнут вниз.
- Губы толстые.
- Побородок низкий, острый, выступающий. Узкая челюсть.
- Затылок выпуклый.
- Высокие уши с длинными мочками.

Южный кластер (отличия от центрального):
<Сваны, хевсуры, мохевцы, тушинцы, пшавы, мтиулы, гудамакарцы, рачинцы, южные осетины>
- Средний рост.
- Нос длинный, широкий. Профиль с горбинкой в верхней трети. Кончик расположен горизонтально.

Дагестанский кластер (отличия от центрального):
<Лезгинские, даргинские, лакские народы, хиналугцы, часть карабахцев>
- Средний и низкий рост.
- Черные волосы (светлые почти не встречаются)
- Мезокефалия (черепной указатель – 78-79)
- Характерны чёрные глаза.
- Волосяной покров развит слабо.

КАСПИЙСКИЙ ТИП
Сформировался на основе памиро-ферганской (низкорослые брахикефалы), индо-иранской и балкано-кавказской ветви (переднеазиатский тип) европеоидной расы. Описан Бунаком в 1947 году. Наименее коррелируемый тип. К постоянным величинам относятся: рост, цвет глаз, цвет волос, строение черепа. Спинка носа чаще всего прямая, но при метисизации с арменоидами (ассирийцы, армяне, евреи) проявляется выпуклая форма. Для народов каспийского типа самой характерной является третья группа крови. Выделяют западный (см. ниже) и восточный (туркмены) кластеры.
<Азербайджанцы, кумыки, персы, иракские арабы (восток страны), кувейтские арабы, персы, таты-мусульмане и другие западно-иранские народы (кроме – курдов, луров и бахтиаров), ингилойцы>
- Рост низкий и средний (< 164–166 см).

- Волосы чёрные и тёмно-каштановые (93 %)
- Мезокефалия и суббрахикефалия (черепной указатель – 77–80).
- Глаза, как правило, чёрные (80 %). Наблюдаются матово-зелёные, переднеазиатского типа.
- Глазная щель нормальная, глаза расположены горизонтально, в 30 % случаев разрез “монголоидный”. Расстояние между глазами большое.
- Брови дугообразные.
- Лицо круглое, среднее и узкое, высокое. Скулы не выступают.
- Подбородок низкий, невыступающий. Нижняя челюсть широкая.
- Большое расстояние между носом и верхней губой.
- Нос короткий, широкий, выступающий. Спинка прямая. Кончик расположен горизонтально или приподнят.
- Губы толстые.
- Затылок выпуклый.
- Волосяной покров развит нормально.
- Уши с длинными мочками.

ПЕРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ТИП
Первоначальными носителями этого типа были древние ностраты (читай «Макросемьи»), жившие от Палестины (пракартвелы-рефаим) до Междуречья и хребта Загрос в Иране (древние семиты) и алародии (сино-кавказцы). Тип лёг в основу типов индо-иранской ветви (смешение с веддоидами австралоидной расы в Иране и Индии), включая семито-аравийский (смешение арменоидов с дравидами и средиземноморцами в Аравии). Описан в 1911 году фон Лушаном. По многим показателям переднеазиаты сближаются с кавкасионцами и динарцами (Балканы), но отличаются малым ростом, формой носа и плоскостью затылка. Другие названия этого типа: арменоидный, алародийский, сирийско-загросский, семитический, понтийско-загросский, хеттский, ассириоидный, таврический. Деникер называл этот тип ассириоидным и считал, что для него характерен прямой, узкий нос. Частота встречаемости прямой спинки носа не имеет географической привязки, это связано с частой метисизацией армян и евреев с другими народами (в основном, если представители другого народа исповедуют иудаизм или григорианство, т.к. часто религиозная принадлежность к моноэтнической религии отождествляется с этнической). Встречаются альбиносы, обычно, в рамках центрального кластера – переднеазиатские черты плюс светлые волосы и глаза. Некоторые из альтернативных названий переднеазиатского типа используются для обозначения родственных типов, к примеру ассириоидный тип, распространенный среди курдов и ассирийцев, отличается меньшей брахикефальностью и прямым узким носом. Семитическим часто именуют семито-аравийский тип.
Для народов переднеазиатского типа характерной является вторая группа крови.

Центрально-переднеазиатский кластер:
<Армяне, турки (центр и восток страны), турки-месхетинцы, евреи Израиля, сирийско-палестинские арабы (Палестина, Сирия, Ливан, Иордания), некоторые западно-иранские народы (луры, бахтиары, талыши, курды-мусульмане), джавахи, месхи>
- Рост низкий.
- Телосложение толстокостное.
- Волосы чёрные, жесткие, вьющиеся.
- Глазная щель широкая, расположение глаз “переднеазиатское” – внешний уголок глаз ниже внутреннего.
- Оттенки глаз: чаще всего чёрные, но встречаются и экзотические расцетки (тёмно-синие, матово-зелёные, черные с бирюзой).
- Брахикефалия (указатель – 86-88)
- Лицо овальное, широкое (до 143 мм), невысокое. Брови дугообразные. Скулы невыступают.
- Побородок маленький, невыступающий. Челюсть широкая.
- Нос длинный, выступающий, широкий. Профиль: выпуклый, горб – в средней трети спинки. Кончик загнут книзу. Видна носовая перегородка.
- Губы толстые. Верхняя выступает над нижней.
- Сильно развитый волосяной покров (захождение волос на лоб, сросшиеся брови, волосы на спине).
- Плоский затылок – отличительный элемент переднеазиатского типа.
- Уши маленькие, часто без мочек.

Иберийско-кавказский кластер (отличия от центрального):
<Кахетинцы, картлийцы, ферейданцы>
- Средний рост
- Прямой, длинный, широкий нос.
- Широкое лицо.
- Сетло-каштановые и чёрные волосы.
- Карие и серые глаза.
- Горизонтальное положение глаз.

Alexice Schneider (c) 2003-2005
www.randevu-zip.narod.ru
www.randevu.nm.ru
[email protected]

Типология языков
Типология языка определяется его морфологией, т.е. системой склонения и спряжения слов, структурой слова, наличием суффиксов, префиксов и окончаний, и синтаксисом, т.е. системой построения предложения.

&覐 На основании морфологического аспекта выдеяют несколько типов.

Корневые языки:
- изолирующие, для которых характерно полное отсутствие словоизменения и наличие грамматической значимости порядка слов, представленных только корнями. Непротивопоставление служебных слов и имён собственных, неразличение частей речи.
- основоизолирующие отличаются от изолирующих более развитой глагольной морфологией.

Агглютинативные языки:
Характеризуются развитой системой употребления суффиксов, приставок, добавляемых к неизменяемой основе слова, которые используются для выражения числа, падежа, рода и др. Включение служебных частиц (до 12) в состав слова – т.н. явления полисинтетизма и инкорпорации. Чёткое разграничение частей речи. Неиспользование окончаний.

Флективные языки:
Флективная морфология характерна, в основном, для большинства индоевропейских языков, а именно, для многих славянских, балтийских, албанского, греческого, санскрита, немецкого и исландского (английский и скандинавские относятся к смешанному типу, имеющему черты основоизолирующих и агглютинативных языков; романские, голландский, армянский, болгарский, македонский и индоиранские языки – профлективные). Характерно развитое употребление окончаний (флексий) для выражения рода, числа, падежа, сложная система склонения глаголов, чередование гласных в корне. Строгое различение частей речи. Порядок слов не всегда имеет значение.

Профлективные (агглютинативно-флективные):
Промежуточное звено между агглютинативными и флективными языками. Для именного словоизменения характерна агглютинация, а для глагольного – флексия и чередование гласных (аблаут).

&覐 Синтаксически языки подразделяются на следующие типы.

Нейтральный строй:
Харктеризуются бедностью морфологии и зависимостью значения слова от тона и высоты голоса (в языках мяо-яо 11 различных тонов). Одно и то же слово может иметь до двух десятков значений, в зависимости от контекста. Дупликация слова для выражения того или иного дополнительного смысла. Неразличение частей речи. Как правило, в морфологии преобладает корневая структура. Выделяют классный подтип, в котором существует согласование между словами в предложении, зависящее от того, к какому классу относится главный член предложения (мужчина, женщина, одушевлённый, неодушевлённый и т.д.).

Эргативный строй:
На уровне лексики явно прослеживается различение агентивных (преобразующих, считающихся переходными – “есть”, “ломать”) и фактитивных (поверхностного действия, считающихся непереходными – “спать”, “целовать”) глаголов. Агентивные глаголы не требуют согласования через суффиксы или приставки, а фактитивные – требуют. Предлоги употребляются редко. Отсутствует пассивный (страдательный залог).
- для эргативного строя с лабильной структурой характерна второстепенная значимость подлежащего. Строгий порядок слов.
- для эргативного строя со стабильной структурой характерна первостепенная значимость подлежащего и свободный порядок слов.

Номинативный (аккузативный) строй:
Характерен упор на явное обозначение ролей подлежащего и сказуемого. Различение частей речи. Развитая система склонений и падежей. Дополнение может быть главным членом предложения. Наличие и частое использование страдательного залога. Развитая временная структура у глагола.
- классный подтип номинативного строя имеет много показателей класса у всех частей речи, склонение отсутствует, которое компенсируется приставками и суффиксами притяжательного и определительного характера.
- восточно-азиатский (корейско-японский) подтип характеризуется бедной фонетикой, незначимостью тона, развитием смыслоразличительного ударения, отсутствием прилагательных, выражаемых как существительное. Отстутствие спряжений у глагола.
- выделяют т.ж. активный подтип – отсутствие падежей, зависимость активности/пассивности глагола от контекста.

Прономинативный (эргативно-номинативный) строй:
Переходный тип, характеризующийся чертами, как номинативными, так и эргативными.

Многие языки совмещают в себе нескольких типов с превалированием того или иного.

Баскский, шумерский, адыго-абхазские, хуррито-уартские, хаттский, некоторые папуасские и австралийские, языки майя и некоторых других индейских групп.

Аварские, даргинские, лакские, хиналугскийНахские языкирономинативныеЛезгинские, чукотско-камчатские, эскимосско-алеутскиеЛазский и бурушаскинейтральныеКитайский, австроазиатские, тайские, центрально-африканские, кроме банту, мон-кхмерские, гвинейские языки, английский, шведский, датский, норвежскийАвстронезийские, тибето-бирманские, кордофанские, некоторые из папуасских.номинативныеЯзыки на-дене, эламский, древнеиндоевропейский, японский, банту, корейский, алтайские, часть уральских языков (пермские, волжские, обские), кетский, юкагирский, нивхский, нило-сахарские, индейские, армянский, индоиранскиеКартвельские, дравидские, часть афразийских (вкл. семитские), уральские (венгерский, эстонский, финский, самодийские), романские, голландский, македонский, болгарский, ивритСлавянские, некоторые центрально-германские, балтийские, кельтские, албанский, греческий, древний аккадский языкAlexice Schneider (c) 2003-2005

Адыги- этническая общность, включающая в на­стоящее время адыгейцев, кабардинцев, черкесов и шап­сугов. Численность адыгского населения РФ- 559,7 тыс. чел. Адыги живут, кроме того, во многих странах мира, главным образом на Ближнем и Среднем Востоке, где их обычно называют черкесами. Здесь адыгские народы расселены компактно и включают таюке абхазов, абазин, осетин и других выходцев с Северного Кавказа. Общая численность адыгов свыше 1 млн. чел. По вероисповеда­нию все они мусульмане-сунниты. Языки - адыгейский и кабардино-черкесский. По другим классификациям выделяется один адыгский язык, включающий западно-адыгскую диалектную группу (адыгейский язык с диа­лектами) и восточноадыгскую группу (диалекты кабар-дино-черкесского языка).

Кабардинцы (самоназвание адыгэ; 386,1 тыс. чел.) проживают в Кабардино-Балкарии (363,5 тыс. чел.), а также в Краснодарском и Ставропольском краях и Се­верной Осетии. Общая численность в пределах бывшего СССР около 391 тыс. чел. Кабардинский язык делится на диалекты: Большой Кабарды (его баксанский говор лег в

основу литературного кабардино-черкесского языка), моздокский, бесленеевский и кубанский (диалект кабар­динцев, живущих в Адыгее); выделяется также малока­бардинский говор в составе диалекта Большой Кабарды. Кабардинцы - мусульмане-сунниты, но моздокская группа народа- в основном христиане-православные.

Адыгейцы (самоназвание адыгэ; 122,9 тыс. чел.) жи­вут в Адыгее (95,4 тыс.), а также в соседних районах Краснодарского края (20,8 тыс. чел.). Часть адыгейцев живет в Турции и других странах Ближнего Востока. До начала XX в. существовали следующие субэтнические группы: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, еге-рухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоев-цы, хатукаевцы, шапсуги, хакучи. Западноадыгская диа­лектная группа включает четыре диалекта: тимиргоев-ский (положенный в основу адыгейского литературного языка), абадзехский, бжедугский и, наиболее своеобраз­ный, шапсугский.

Черкесы (самоназвание адыгэ; 50,8 тыс. чел.) прожи­вают в 17 аулах Карачаево-Черкесии (40,2 тыс. чел.), а также в странах Юго-Западной Азии и Северной Афри­ки, куда переселились во второй половине XIX в. Черке­сы имеют единый литературный язык с кабардинцами.

Шапсуги в настоящее время выделяются как само­стоятельный народ. В 1992 г. было принято решение о создании Шапсугского национального района. Совре­менная численность шапсугов около 10 тыс. чел. Они живут в Туапсипском и Лазаревском районах Краснодар­ского края и небольшими группами в Адыгее.

Абхазы (самоназвание апсуа; 7,3 тыс. чел.) - корен­ное население Абхазии (93,3 тыс. чел.). Живут также в Турции, Сирии, Иордании и в некоторых странах Запад­ной Европы, США. Диалекты абхазского языка- аб-

жуйский и бзыбский. Верующие абхазы - христиане-православные и мусульмане-сунниты.

Абазины (самоназвание абаза; 33 тыс. чел.) расселе­ны в Карачаево-Черкесии (27,5 тыс.). Живут также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане (около 10 тыс. чел.). Общая численность около 44 тыс. чел. Язык, близкород­ственный абхазскому, имеет два диалекта (соответст­вующих двум субэтническим группам): тапантский (ле­жит в основе литературного языка) и ашхарский. Тапант­ский диалект занимает особое место в абхазо-абазинской языковой общности, ашхарский же близок к абхазскому языку. Распространен также кабардино-черкесский язык.

Некоторые исследователи говорят о едином абхазо-абазинском языке и его диалектах. Промежуточное по­ложение между адыгским и абхазо-абазинским языками занимает ныне почти мертвый убыхский язык. Его пом­нят лишь несколько человек - потомки убыхских ма-хаджиров, проживающие в Западной Турции. Оставшие­ся сегодня убыхи полностью ассимилированы либо абха­зами, либо адыгейцами-шапсугами.

Черкесы — это народ, что проживает в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Ставропольском и Краснодарском крае. Численность — около 73 тысяч человек. Языковая группа: абхазо-адыгская.

В современном мире обитает огромное количество людей разных рас, национальностей и вероисповеданий. Философ Гегель в своей книге «Философия души» анализировал некоторые из них. Принимая ко вниманию европеоидную расу, он выделил в ней отдельную ветвь, кавказскую, и отнес к ней непосредственно черкесов.

Сами черкесы издавна называют себя адыгами, а свой язык — черкесским. Их мировоззрение, отношения между собой, бытовые условия и менталитет это результат адыгского этикета, который в свое время регламентировал правила, контролировал поступки населения и особенности их жизнедеятельности. Часто их называли и черсами, и шеркасами, но оригинальное название этого народа одно — черкесы.

Древнее население занималось отгонным скотоводством. До принятия мусульманства люди разводили свиней. Позже черкесы разводили лошадей кабардинской породы.

Основным ремеслом адыгов была выделка сукна, производство одежды и обуви. Та юге была широко развита обработка древесины. Мужчины занимались оружейным делом и кузнечным ремеслом. Все изделия очень ценились и были востребованы на соседних территориях.

Происхождение

Черкесы — древний народ. Начало их существования связывают с формированием страны Хатии. Население этой страны было очень разнообразным, тут жили такие народности как абешла и кишпеки. Именно их считают прародителями славного рода черкесов.

Адыги всегда располагались на одной территории. На их землях жили лишь они, поэтому их кровь невероятная чистая. Они кочевали на берегах Дона и аж до Большого Кавказского хребта.

Жизнь черкесов всегда была под угрозой. Они подвергались многочисленным набегам непосредственно со стороны других племен, соседей. Враги хотели отвоевать территорию с свободным доступом к морю и комфортным климатом. Черкесы не сдавались и всегда боронили свой край и независимость, хотя их было меньше и они не имели достаточно вооружения.

Война на Кавказе длилась 101 год. За это время погибло огромное количество черкесов, рушились их поселения и завоевывались земли. Они понесли страшные потери.

Современная численность

На сегодняшний день, черкесы живут в Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и на территории Северной Осетии. Современные представители данного народа называют себя адыгами, но в документах указанны как адыгейцы, черкесы, кабардинцы.

Большое количество черкесов проживает за границей, на территории Турции, Сирии, Египта и Ближнего Востока. В Европе они также зарегистрированы. В Российской Федерации проживает около 73 тысяч представителей черкеской национальности. Очень маленький процент черкесов живет на родном Кавказе, все они разбросаны по всему миру.

Черкесы внесли огромный вклад в развитие российской культуры и инфраструктуры. Такие известные имена как Инал Светлый, Темрюк Идаров, Камбулат Идаров, Дмитрий Черкасский, являются гордостью всего народа, о них всегда помнят и уважают.

Языковая группа

Черкесы относятся к абхазо-адыгской языковой группе. Их родным языком считается кабардино-черкесский язык, но часто бытует название просто «черкесский язык».

Данный язык распространен в основном на Ближнем Востоке и России. Представители народа, которые обитают в других странах, говорят на иностранном, но между собой общаются лишь на родном. Черкесы очень любят свой родной язык и не забывают.

Было осуществлено много попыток для создания письменности. До 1924 года она была основана на арабском алфавите, а с 1936 года и до сегодняшнего дня кабардинская письменность сформирована на кириллической основе.

В 1996 году кабардино-черкесский язык принят официально в качестве государственного в Карачаево-Черкесии.

В настоящее время черкесы так и остаются народом, что скитается по всему миру. Их положение вызывает большую тревогу и ставит под угрозу их дальнейшее существование, так как коренных представителей народа осталось очень мало и 80% из них находятся в Турции. Очень важно, чтоб черкесское население оставляло после себя свои обычаи, культурные ценности, которые будут передаваться из поколения в поколение, тем самым не давая нации исчезнуть.

Абхазско-адыгская (абхазо-адыгская; западнокавказская) группа иберийско-кавказских языков включает5 языков :абхазский, абазинский, убыхский, адыгейский и кабардинский. Убыхи в 1864 г. переселились с черноморского побережья Кавказа в Турцию, остальные носители абхазско-адыгских языков проживают в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Абхазии, Республике Адыгея и Карачаево-Черкесской Республике. Общее число абхазо-адыгов – 597 тысяч чел.

Внутри данной языковой группы выделяются подгруппы : 1)абхазская: абхазский и абазинский; 2)адыгская (черкесская): кабардинский и адыгейский; 3)убыхский язык образует как бы промежуточное звено между этими двумя подгруппами.

Адыгские языки распространены также в ряде районов Краснодарского и Ставропольского краёв, в республике Северная Осетия (в районе Моздока), а также за рубежом (в Турции, Иордании, Сирии, и др.). Основными их носителями являются адыгейцы, кабардинцы и черкесы. Общее дореволюционное название всех адыгов – черкесы – в послереволюционный период закрепилось за адыгами, проживающими на территории Карачаево-Черкесской Республики.

Абхазский язык

Распространён в Абхазии, в двух сёлах Аджарской Автономной республики Грузии, носители проживают также в странах бывшего СНГ, Ближнего Востока (Турции, Иордании, Сирии). Общая численность говорящих – 91 тыс. чел., 83 тыс. из них проживают в Абхазии.

Функционирует во всех сферах общественной жизни наряду с русским и грузинским языками. Как литературный язык стал формироваться с конца ХIХ в., сложился в советскую эпоху. В основу литературного языка лёг абжуйский диалект. На литературном языке существует оригинальная и переводная художественная, политическая, научная литература, учебники для школ и вузов, функционируют театр, радио, телевидение. К наддиалектной форме можно отнести язык эпоса «Нарты».

На абхазском языке ведётся преподавание в национальной школе и в Абхазском государственном университете.

В 1862 г. Пётр Карлович Услар на основе русской графики с добавлением нескольких латинских и грузинских букв создал абхазский алфавит, который затем совершенствовался и уточнялся. С 1926 по 1928 г. параллельно с существующим в практику вводился созданный Николаем Яковлевичем Марром на базе латиницы аналитический алфавит. В 1929 г. был принят предложенный Николаем Феофановичем Яковлевым алфавит, основанный также на латинской графике, который действовал до 1938 г. С 1938 по 1954 год практиковался алфавит, основанный на грузинской графике. С 1954 г. действует алфавит, объединяющий 40 знаков. Из них 26 знаков русской графики, 10 изменённых русских знаков, 4 - из старых алфавитов.

В дописьменный период абхазский язык выступал языком обиходно-разговорного общения и устной эпической поэзии; в письменный – как литературный язык с функциональными разновидностями: художественным, публицистическим, научным, деловым, разговорным стилями.

Источники заимствований различны на разных этапах. Древний пласт заимствований – это арабские, тюркские, персидские слова. Чаще всего это бытовая, торговая лексика, а также названия птиц, животных, растений: асапын – мыло (араб.),алаша – мерин (тюрк.),ашьал – шаль (перс.). Немало слов вошло из картвельских языков:зхуархъ – пила,цьым – брат. Из русского языка вошли словаастол – стол,апалта – пальто,ачайник – чайник,аинрал – генерал,афицар – офицер, и мн. др.