Анализ стихотворения тютчева есть в осени первоначальной. Сочинение Образ осени в стихотворении Тютчева «Есть в осени первоначальной…

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Есть в осени первоначальной…

Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» было создано Ф. И. Тютчевым 22 августа 1857 года. Возвращаясь с дочерью из имения Овстуг в Москву, вдохновленный окружающей картиной поэт быстро набросал строки стихотворения в записную книжку. Относящееся к зрелой лирике (на момент написания поэту было 54 года) стихотворение впервые увидело свет в 1858 году — оно было опубликовано в журнале «Русская беседа».

Проникнутая тончайшим лиризмом пейзажная зарисовка запечатлела картину самого начала осени, той поры, которая традиционно называется «бабьим летом». На период начала осени указывает создающий настроение раздумья эпитет «первоначальной» в нулевом названии стихотворения. Признанный мастер, Тютчев сумел описать в стихотворении переходный период, зыбкую грань между летним расцветом и зарождением нового времени года.

Ведущую роль в раскрытии образа ранней осени играют в стихотворении эпитеты . Называя эту пору«дивной» , Тютчев указывает не только на ее красоту, но и обращает внимание на необычность этих дней, обладающих особой притягательностью. Природа преподносит свой удивительный подарок, передавая прощальный теплый привет от уходящего лета.

Эпитет «хрустальный» по отношению к дню вмещает и игру света, и прозрачность осеннего неба, теряющего яркость летних красок. Слово «хрустальный» передает звонкость осеннего дня, создавая ощущение хрупкости этой красоты.

Эпитет «лучезарны вечера» передает появление новых цветов, создаваемых заходящим солнцем. По всей земле светило разливает теплый свет. Прозрачно-голубое небо («чистая и теплая лазурь» ) празднует вместе с землей наступление осени.

Тесная взаимосвязь природы и человека, характерная для творчества Тютчева, ярко проявляется в стихотворении введением в пейзаж образа поля и метонимий «падал колос» и «серп гулял» .

В третьей строфе все явственнее ощущается дыхание осени и звучит напоминание о грядущей зиме («но далеко еще до первых зимних бурь» ). С восклицанием поэта о пустоте («Теперь уж пусто все» ) появляется мотив звенящей тишины («птиц не слышно боле» ), несущей покой и умиротворение. И природа, и человек нуждаются в этой паузе, возможности насладиться тишиной и разлитой в пространстве гармонией. Поэт сравнивает осень с закатом жизни, но не с приближающейся старостью, а со зрелостью и мудростью, которую дает прожитый возраст. Тютчев охватывает поэтическим взором все огромное пространство – от кажущихся необъятными опустевших полей до мельчайшей детали – тонкого волоса паутины. Оглядываясь на прожитые годы, человек особенно остро ощущает в такие моменты свою принадлежность к этому миру, свое единство с природой. Именно поэтому стихотворение, словно сотканное из легкого прозрачного осеннего воздуха, вызывает светлую печаль и нежную грусть.

Состоящее из трех строф стихотворение написано разностопным ямбом ; двухсложная стопа имеет ударение на втором слоге. Поэт использует перекрестную рифмовку в первых двух строфах и охватную (опоясывающую) рифмовку в последней строфе. Ритм стихотворения очень музыкальный. Чередование мужской и женской рифмы, длинных и коротких строк создают ощущение непостоянства и недолговечности красоты природы.

Все стихотворение представляет собой три длинных предложения. Повтор многоточий создает атмосферу размышлений, ощущение недосказанности, рождающее различные ассоциации.

Стихотворение изобилует не только эпитетами, но и другими средствами выразительности : метафорами (льется чистая и теплая лазурь ), сравнениями (весь день стоит как бы хрустальный ), олицетворениями (паутины тонкий волос ), антитезой (серп гулял – пусто все ). Тютчев использует такую разновидность метонимии, как синекдоха : серп гулял, падал колос, паутины тонкий волос . Единственное число укрупняет предметы, придавая им весомость и выделяя из остальных.

Чуткий певец природы, Тютчев свойственными только ему красками создал в стихотворении пленяющую своей красотой картину ранней осени – наполненное одухотворенными образами воплощение гармонии мира.

Ответы на вопросы по стихотворению Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Внимательно прослушайте музыкальное сопровождение этого стихотворения Ф. И. Тютчева. Какие оттенки настроения добавляет музыка тем чувствам, которые вы испытываете, читая и слушая стихотворение?

1.Умиротворение, спокойствие, легкая ностальгия.

«Есть в осени первоначальной...» было написано Тютчевым в 1957 году в середине творческого пути автора. Вдохновило автора окружающая природа, в один из дней он возвращался домой с дочерью и был поражен картиной вокруг. Стихотворение пронизано лиризмом и тонким описанием пейзажа начала осени. Ведь эта пора по особенному волшебна, автор показал некую грань между уходом лета и появлением нового времени года.

Главную роль в описании принимают эпитеты, автор называет эту пору "дивной", показывая этим не только красоту осени, но и необыкновенность дней. Одной из характерных особенностей творчества Тютчева было объединение человека и природы, особенно видно это в стихотворении благодаря образу поля и метомимий. Третья строфа повествует о том, что всё живое чувствует приближение зимы. Для поэта осень была как зрелость человека, мудрость. Это стихотворение несет легкий осенний воздух, некую печать и нежную грусть.

Произведение состоит из трех строф, Тютчев использовал перекрестную рифмовку и музыкальный ритм. Среди художественных средств не только эпитеты играют главную роль, еще есть сравнения, метафоры, олицетворения и антитезы.

2. Анализ стиха

Поэтическое произведение, как известно, по сво­ему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный тематический материал, «втисну­тый» в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного, возникающего в воображе­нии проницательного читателя. Каждое слово в ли­рическом произведении, даже самом небольшом, может рассказать о многом.

В стихах Тютчева, непревзойденного мастера пейзажной лирики, слово получает новое значение: оно начинает звучать по-другому. Почти все его сти­хи - это оригинальные зарисовки различных времен года: читая стихи Ф. И. Тютчева, читатель может тот­час же воспроизвести в своем воображении черты зимы или лета, весны или осени.

Изображение природы у Тютчева заслуживает самого пристального внимания. Невозможно пред­ставить себе жизнь человека, в которой нет места восхищению красотой окружающего мира. Восхищение красотой природы - одно из отличающих черт по­эзии Тютчева. Именно поэтому каждое стихотворе­ние, восхваляющее родную природу, заслуживает са­мого пристального внимания.

Тютчев изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, на­сколько тесно связана природа с жизнью человека. Действительно, окружающий мир оказывает на чело­века огромное влияние. В данном стихотворении поэт говорит о начале осени. Это удивительно красивая пора Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Природа готовится ко сну, напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Дни становят­ся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивитель­но красив. Особую радость доставляет погода - мяг­кая, поражающая своим волшебным спокойствием:

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

Но вместе с тем человеческую душу тревожат тягостные мысли. Осень всегда напоминает о скором наступлении холодов. Поэтому в окружающем мире появляются некие изменения, заставляющие особен­но остро переживать последние дни тепла.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Люди заканчивают свои привычные работы, свя­занные с наступлением нового сезона. Полным ходом идет приготовление к зиме. Теперь уже поля не раду­ют буйным ростом пшеницы, постепенно подкрады­ваются холода.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь -

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

Природа дарит человеку чудесную возможность отдохнуть перед наступлением зимних вьюг, порадо­ваться красоте окружающего мира. Тем более что привычные работы закончены и можно погрузиться в созерцание красот природы.

Стихотворение создает яркое и отчетливое ощу­щение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Невозможно придаваться мрачным раздумьям и размышлениям, наблюдая за неторопливой сменой сезонов, влияю­щей на настроение так ненавязчиво и легко.

Поэт использует самые изысканные эпитеты, передающие его отношение к окружающему миру: «дивная пора», «хрустальный день», «лучезарный ве­чер». Что стоит за этими словами? Прежде всего поэт хочет показать свое восхищение всем, что его окру­жает. Вся природа наслаждается сменой сезонов, на­ступлением красивейшего времени года - осени.

«Хрустальный день» - это удивительная неося­заемая драгоценность. К ней невозможно прикос­нуться, ее можно только ощутить. И сколь счастлив должен быть человек, умеющий восторгаться тем, что его окружает! «Хрустальный день» в понимании чи­тателя кажется удивительно красивым и прозрачным. Привычные очертания предметов и явлений в про­зрачном воздухе начинают казаться еще более чис­тыми и нежными.

Эта удивительно красивая «дивная» пора очень коротка. Не успеешь оглянуться, как возьмут свое холода. И окружающий мир потеряет столь волную­щую яркость красок. Первые холодные дожди и вет­ра смоют прозрачность и лучезарность «хрустально­го дня». И человеку останется только вспоминать об этой удивительной поре. Не случайно упоминается «паутины тонкий волос». Волосок всегда может легко порваться. И так непременно произойдет, как толь­ко пройдет период, отпущенный природой на любо­вание первоначальной осенью.

Окружающая природа именно сейчас навевает мысли о свободе, ведь человека окружает ничем не скрываемый простор. Поле опустело. Но пустота эта не печальная, а, наоборот, радостная. Поле отдыхает, земля хорошо потрудилась, подарила людям велико­лепный урожай. Мягкие лучи солнца освещают все вокруг, подчеркивая и выявляя всю выразительность отдельных деталей.

Летом солнце иссушает, оно слишком жестокое, поэтому от него хочется спрятаться. Осеннее солнце, наоборот, мягкое, ласковое. Хочется сполна насладить­ся его сиянием и теплом. Особую радость дарит ве­чер: ни ветерок, ни дождичек не омрачают великоле­пия окружающей природы.

«Лучезарный вечер» словно сияет разными крас­ками. Палитра природы удивительно богата. В ней множество цветов, оттенков и полутонов. Даже са­мый лучший художник не может сравниться с кар­тиной, которую пишет сама осень. «Льется чистая и теплая лазурь». Лазурь напоминает о чистом, нежно-голубом цвете. Именно таким предстает окружаю­щий мир с наступлением ранней осени. В этом сти­хотворении воспевается осеннее спокойствие, которое также является отличительным признаком этого сезона. Тишина волнует, заставляет задуматься над человеческой жизнью. Созерцание красот окру­жающего мира - это одна из возможностей сделать человека хотя бы немного счастливее.

Ранняя осень - это совершенно особая пора, она не похожа на все остальные времена года. Тют­чев напоминает о лете в тот момент, когда говорит о «бодром серпе». «Где бодрый серп гулял и падал ко­лос». Действительно, летом кипит работа, нет вре­мени отвлечься и внимательно осмотреться вокруг. А осень позволяет человеку отвлечься от постоянного круговорота своих собственных дел и предаться со­зерцанию красот природы. Именно сейчас блестит на солнце паутина. И эта деталь выглядит совершен­но отстраненной, но вместе с тем заставляет задуматься относительно незаметных, практически не­ощутимых деталей, которые обычно ускользают из поля зрения.

Сейчас отдыхает не только человек, но и сама природа. Но этот отдых не имеет ничего общего с ленью и праздностью, это прежде всего награда за долгую и упорную работу. Поэт подчеркивает красо­ту, легкость окружающей природы. И использует для этого яркие образные средства.

В стихотворении часто встречаются многоточия. Они создают ощущение медлительности и некоторой недосказанности. Именно так и должно быть на са­мом деле, ведь размышления об осеннем пейзаже никогда не могут быть связаны с бурными эмоция­ми. Стихотворение навевает множество различных ассоциаций. Каждый читатель представляет себе соб­ственную картину красоты окружающей природы, которая возможна в начале осени.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Пейзажной лирике Тютчева Федора Ивановича стоит приделить большое внимание. Это непросто описание природы, это целый момент жизни пережитый, описанный и наполнен смыслом. Невозможно читать стихотворение автора и не представлять ту красу, о которой идет речь. Большого внимания требует стихотворение «Есть в осени первоначальной…», потому как автор не любил осень и считал ее, символизирующей смерть живой природы. Но не восхищаться ее красой он также не мог. Поэтому 22 августа 1857 года возвращаясь с дочерью в Москву, он был поражен красотой окружающей природы и сделал черновик данного стихотворения. Относят его уже к более зрелой лирике поэта.

Период, описанный в стихотворении, еще не совсем наступившая осень, а последние теплые деньки, называемые в народе «бабьим летом». Автор использует много красивых эпитетов, делая тем самым стихотворение сказочным и запоминающимся. День в него приобретает хрустальный цвет, а вечера стаю лучезарными. Также видна взаимосвязь человека и природ. Появляется образ поля, где гулял серп и падал колос.

Стихотворение состоит из трех строф написанных разностопным ямбом. Рифмовка в первых двух строфах используется перекрестная, а в последней - опоясывающая. Мужские и женские рифмы чередуются, создавая музыкальное звучание, а использование длинных и коротких строк показывает недолговечность и непостоянство природы.

Федор Тютчев всегда показывал, что осень наводит на него угнетение и тоску. Она напоминает о том, что все в жизни имеет свой финал и человеческая жизнь не исключение. А в более зрелом возрасте такие вещи ощущаются сильнее, поэтому унылый осенний период автор старался проводить за границей, так он спасался от увядающего русского пейзажа. Но предшествие осени и теплые последние деньки очень любил.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной. »

Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный тематический материал, “втиснутый” в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного, возникающего в воображении проницательного читателя. Каждое слово в лирическом произведении, даже самом небольшом, может рассказать о многом.
В стихах Тютчева, непревзойденного мастера пейзажной лирики, слово получает новое значение: оно начинает звучать по-другому. Почти все его стихи - это оригинальные зарисовки различных времен года: читая стихи Ф. И. Тютчева, читатель может тотчас же воспроизвести в своем воображении черты зимы или лета, весны или осени.
Изображение природы у Тютчева заслуживает самого пристального внимания. Невозможно представить себе жизнь человека, в которой нет места восхищению красотой окружающего мира. Восхищение красотой природы - одно из отличающих черт поэзии Тютчева. Именно поэтому каждое стихотворение, восхваляющее родную природу, заслуживает самого пристального внимания.
Тютчев изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, насколько тесно связана природа с жизнью человека. Действительно, окружающий мир оказывает на человека огромное влияние. В данном стихотворении поэт говорит о начале осени. Это удивительно красивая пора Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Природа готовится ко сну, напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Дни становятся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивительно красив. Особую радость доставляет погода - мягкая, поражающая своим волшебным спокойствием:


Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Но вместе с тем человеческую душу тревожат тягостные мысли. Осень всегда напоминает о скором наступлении холодов. Поэтому в окружающем мире появляются некие изменения, заставляющие особенно остро переживать последние дни тепла.

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Люди заканчивают свои привычные работы, связанные с наступлением нового сезона. Полным ходом идет приготовление к зиме. Теперь уже поля не радуют буйным ростом пшеницы, постепенно подкрадываются холода.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.

Природа дарит человеку чудесную возможность отдохнуть перед наступлением зимних вьюг, порадоваться красоте окружающего мира. Тем более что привычные работы закончены и можно погрузиться в созерцание красот природы.
Стихотворение создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Невозможно придаваться мрачным раздумьям и размышлениям, наблюдая за неторопливой сменой сезонов, влияющей на настроение так ненавязчиво и легко.
Поэт использует самые изысканные эпитеты, передающие его отношение к окружающему миру: “дивная пора”, “хрустальный день”, “лучезарный вечер”. Что стоит за этими словами? Прежде всего поэт хочет показать свое восхищение всем, что его окружает. Вся природа наслаждается сменой сезонов, наступлением красивейшего времени года - осени.
“Хрустальный день” - это удивительная неосязаемая драгоценность. К ней невозможно прикоснуться, ее можно только ощутить. И сколь счастлив должен быть человек, умеющий восторгаться тем, что его окружает! “Хрустальный день” в понимании читателя кажется удивительно красивым и прозрачным. Привычные очертания предметов и явлений в прозрачном воздухе начинают казаться еще более чистыми и нежными.
Эта удивительно красивая “дивная” пора очень коротка. Не успеешь оглянуться, как возьмут свое холода. И окружающий мир потеряет столь волнующую яркость красок. Первые холодные дожди и ветра смоют прозрачность и лучезарность “хрустального дня”. И человеку останется только вспоминать об этой удивительной поре. Не случайно упоминается “паутины тонкий волос”. Волосок всегда может легко порваться. И так непременно произойдет, как только пройдет период, отпущенный природой на любование первоначальной осенью.
Окружающая природа именно сейчас навевает мысли о свободе, ведь человека окружает ничем не скрываемый простор. Поле опустело. Но пустота эта не печальная, а, наоборот, радостная. Поле отдыхает, земля хорошо потрудилась, подарила людям великолепный урожай. Мягкие лучи солнца освещают все вокруг, подчеркивая и выявляя всю выразительность отдельных деталей.
Летом солнце иссушает, оно слишком жестокое, поэтому от него хочется спрятаться. Осеннее солнце, наоборот, мягкое, ласковое. Хочется сполна насладиться его сиянием и теплом. Особую радость дарит вечер: ни ветерок, ни дождичек не омрачают великолепия окружающей природы.
“Лучезарный вечер” словно сияет разными красками. Палитра природы удивительно богата. В ней множество цветов, оттенков и полутонов. Даже самый лучший художник не может сравниться с картиной, которую пишет сама осень. “Льется чистая и теплая лазурь”. Лазурь напоминает о чистом, нежно-голубом цвете. Именно таким предстает окружающий мир с наступлением ранней осени. В этом стихотворении воспевается осеннее спокойствие, которое также является отличительным признаком этого сезона. Тишина волнует, заставляет задуматься над человеческой жизнью. Созерцание красот окружающего мира - это одна из возможностей сделать человека хотя бы немного счастливее.
Ранняя осень - это совершенно особая пора, она не похожа на все остальные времена года. Тютчев напоминает о лете в тот момент, когда говорит о “бодром серпе”. “Где бодрый серп гулял и падал колос”. Действительно, летом кипит работа, нет времени отвлечься и внимательно осмотреться вокруг. А осень позволяет человеку отвлечься от постоянного круговорота своих собственных дел и предаться созерцанию красот природы. Именно сейчас блестит на солнце паутина. И эта деталь выглядит совершенно отстраненной, но вместе с тем заставляет задуматься относительно незаметных, практически неощутимых деталей, которые обычно ускользают из поля зрения.
Сейчас отдыхает не только человек, но и сама природа. Но этот отдых не имеет ничего общего с ленью и праздностью, это прежде всего награда за долгую и упорную работу. Поэт подчеркивает красоту, легкость окружающей природы. И использует для этого яркие образные средства.
В стихотворении часто встречаются многоточия. Они создают ощущение медлительности и некоторой недосказанности. Именно так и должно быть на самом деле, ведь размышления об осеннем пейзаже никогда не могут быть связаны с бурными эмоциями. Стихотворение навевает множество различных ассоциаций. Каждый читатель представляет себе собственную картину красоты окружающей природы, которая возможна в начале осени.

18715 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Природа в стихах Ф. И. Тютчева: анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной. "

Анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной. "

Ф. И. Тютчев в своем творчестве очень мастерски описывает природу, одухотворяя ее и наполняя образами. В своих произведениях, автор очень ярко и красочно передает увиденный пейзаж. Он любит природу и понимает ее, придает ей образ живого существа и наполняет жизнью. В своих произведениях он показывает неразрывную связь между природой и жизнью человека, единство и взаимозависимость – основная мысль, которая проходит через все творчество Тютчева. В стихотворении «Есть в осени первоначальной…», поэт описывает период ранней осени, когда природа необычайно красива и на прощанье дарит свои яркие краски.

Поэт утверждает, что «есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора». Этими словами он указывает на особенность этой поры, ее он называет дивной, видит в ней таинственность и необычность. Автор нежно и трепетно описывает период начала осени, это тот самый момент, когда следует любоваться ее дивною красою, потому, что эта пора очень коротка. Описывая дни этой поры, автор использует сравнение «хрустальный день», это придает ощущение трепетности, дорогого удовольствия и показывает необычайную чистоту и свежесть этих дней. А вечера автор наделяет теплом, описывая их как «лучезарны». «Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера. » - необыкновенная красота, которую поэт сумел передать словами.

В продолжение описания этой чудесной картины ранней осени, поэт обращает внимание на осеннее поле. Там когда-то, очень бодро гулял серп и работы было переделано очень много, но сейчас все убрано. И все пусто, «лишь паутины тонкий волос, блестит на праздной борозде». В этой части стихотворения появляется некий двойственный образ, и описания самой природы и связь ее с жизнью человеческой. Здесь осень сравнивается с закатом жизни, когда уже все сделано и «праздно», проходят дни. Это стихотворение призавает поразмышлять о вечном.

Далее поэт говорит о том, что птицы уже улетели и воздух стал пустой, однако еще есть время, потому, что «далеко еще до первых зимних бурь». И на пустынное, отдыхающее поле льется чистая и теплая лазурь. В народе это время осени называют бабьим летом, это очень яркое и короткое мгновение и очень важно в людской суете не упустить шанс, чтобы налюбоваться этою красотою. Есть бабье лето чудесной золотой осени и в жизни каждого человека. Замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев доносит до читателя удивительные впечатления, которые дарит человеку природа в простых вещах. Каждое мгновение единения с природой оставляет в душе неизгладимое впечатление.

Тема стихотворения – состояние природы в первые дни осенней поры. Автор невероятно красиво и правдоподобно описывает то, как выглядит и как «ощущает» себя природа в «осени первоначальной».

Настроение стихотворения полностью умиротворённое, спокойное, полное тихих дум о будущем и, в то же время, не забывающее о настоящем, о ценности этого осеннего мига.

Произведение состоит из трёх четверостиший, каждое из которых является отдельной пейзажной зарисовкой, но свой истинный смысл, значение они обретают, только соединившись в одно целое.

Для передачи всех чувств и мыслей автор использует различные художественные приёмы. Здесь присутствуют эпитеты: дивная пора, лучезарные вечера, бодрый серп, праздная борозда и др. Есть также олицетворения: день стоит, серп гулял, льётся лазурь. И ещё присутствуют метафоры: паутины тонкий волос, отдыхающее поле и др. Эти приёмы как нельзя лучше помогают поэту достичь тех живых впечатлений, которые он и хотел передать своим произведением.

Основная идея стихотворения – каждый момент, каждое время года должно быть нам драгоценно, нужно уметь видеть прекрасное в каждом дне, оставляя при этом в памяти прошлое и будущее.

Это стихотворение по-настоящему оставило во мне неизгладимое впечатление, поэт мастерски передал все чувства, краски, эмоции, которые очень близки и мне.

Обновления на сайте

Послушайте стихотворение Тютчева Есть в осени первоначальной

Темы соседних сочинений

Картинка или рисунок Есть в осени первоначальной

Надежда Королева
Литературный вечер «Есть в осени первоначальной, короткая, но дивная пора»

Цели :

Воспитывать интерес к художественному слову, развивать интерес к стихам разных поэтов.

Активизировать работу с дошкольниками по использованию детской книги в их познавательно-речевом и художественно-речевом развитии.

Задачи :

Способствовать повышению интереса детей к поэзии;

Закреплять знания детей об осени , осенних месяцах , об осенней подготовке растительного и животного мира к зиме.

- Формировать у детей : желание уметь выразительно читать наизусть, умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Развивать артистические способности детей.

Развивать внимание, память мышление и воображение.

Предварительная работа :

Чтение детям стихов и беседы по ним, расширение познавательных интересов через строчки стихов. Работа по проекту «Времена года» раздел осень .

Знакомство детей с Пушкиным через чтение стихов о природе.

Разучивание наизусть стихотворений.

Привлечение родителей к воспитанию интереса к поэтическому слову, как к одному из условий совершенствования речевой деятельности детей. (Разучивание Стихотворения и чтение произведений с детьми)

Разучивание танцев

«Дождик кап- кап- кап» , Листопад – Чародей.

Оборудование :

Фонограмма песен «Дождик кап- кап- кап» , «Листопад – Чародей» , магнитафон.

Презентация c иллюстрациями фотографиями к стихотворениям детей, телевизор.

Выставка книг с осенними стихами . Портреты писателей : Пушкин, Есенин, Фет,Маршак,

Декоративные дополнения к стихам : деревенские домики, у стенки одного дровница с дровами, осеннее дерево , куклы - осенние месяца Сентябрь , Октябрь, Ноябрь, сова с книжками, подсвечник со свечой, перо – ручка. Мольберт с картиной осени , краски, кисточки.

Ход литературного вечера.

Есть в осени первоначальной ,

Короткая но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера .

Как чудесно поэты пишут об осени .

А что такое осень ?

Это время года.

Представьте себе, что вы художники, какого цвета краски вы возьмёте?

Скажите мне, кто может написать картину, не красками, а словами?

Поэты. К сегодняшнему дню мы с вами давно готовимся, каждый из вас выучил стихотворение. Каждое стихотворение это картина. Такие картины можно увидеть только в тишине. Вы готовы прислушаться к каждому слову в стихотворении, стихах- загадках? Тогда начинаем наш поэтический вечер (Денис) .

С летом год решил проститься,

Помутнела вдруг река,

Дружной стаей стали птицы

Собираться в отпуска.

И чтоб стало всё как в сказке,

Красоту земле даря,

Год разлил на осень краски

Из коробок сентября

Из чьей коробки ГОД достал краски ? Денис принеси нам сюда сентябрь (кукла - сентябрь)

Сентябрь (Максим)

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села,

Мчатся птицы” за моря

И открылась школа. С. Маршак

Круглый год. Октябрь. (Рита. П)

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек

С. Маршак

Про какой месяц Рита прочитала нам стихотворение? Рита ищи октябрь и ставь его рядом с сентябрём. Скажите зачем на зиму нужно заготавливать дрова?

(Никита)

Солнце мерзнет, в тучи прячась,

Ветер северный завыл,

Птицы в отпуск потянулись,

Дождь холодный зарядил.

Я про осень размышляю

У закрытого окна :

Осень очень любит Пушкин ,

Осенью родился я !

Кто такой Пушкин? Да верно это великий поэт он написал много стихов, и сказок с ними мы ещё с вами познакомимся, а сейчас, Юлиана прочитает отрывок

Из романа «Евгений Онегин»

Уж небо осенью дышало ,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день ,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу : приближалась

Довольно скучная пора ;

Стоял ноябрь уж у двора.

А. Пушкин

Руслан загадает нам 2 загадки.

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает ?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это. (Дождь)

Осенью часто идут дожди , об этом проказнике поэты тоже написали стихи.

«Дождь по улице идет.» (Рома)

Дождь по улице идет,

Мокрая дорога,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы ,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

Наступила осень

Дождь идет (Илья)

Туча-кошка, хвост трубой,

Туча с длинной бородой,

Туча-лошадь, туча-жук.

А всего их двести штук.

Бедным тучам очень тесно,

Нету тучам в небе места.

Перессорятся все двести,

А потом заплачут вместе.

И кричит внизу народ :

«Разбегайся, дождь идет!»

Летят дождинки (Илья Л.)

Летят, летят дождинки,

Не выйдешь из ворот.

По вымокшей тропинке

Густой туман ползет.

У погрустневших сосен

И огненных рябин

Идет и сеет осень

Душистые грибы!

Когда идёт дождик нам грустно или весело? …

А всё зависит, какое у нас настроение. Давайте мы с вами превратимся в дождик и немножко попроказничаем.

Танец «Дождик кап- кап- кап» .

Осень - дивная пора !

В воздухе летают листья,

Словно летом мошкара.

Об осенних листьях и осени есть много стихов

Осенний листок . (Саша)

За окошком лист осенний пожелтел ,

Оторвался, закружился, полетел.

Желтый листик подружился с ветерком,

Все кружатся и играют под окном.

А когда веселый ветер улетал,

Желтый листик на асфальте заскучал.

Я пошла во двор и листик подняла,

Принесла домой и маме отдала.

Оставлять его на улице нельзя,

Пусть живет всю зиму у меня.

Осень (Катя)

В золотой карете,

Что с конем игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Все переиначила,

Ярко-желтым цветом

Землю разукрасила.

С неба сонный месяц

Чуду удивляется,

Все кругом искрится,

Все переливается

Осень (Артём)

Осень ,

Осень .

В тучах отсырело -

Даже в полдень светит

Тускло и несмело.

Из холодной рощи

На тропинку,

Выдуло зайчонка -

Первую

Снежинку.

Осень (Соня)

Ходит осень по дорожке ,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень ,

Бродит осень .

Ветер с клена листья

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый -

Кленовый.

Листопад!

Листопад! Листопад! (Кирилл)

Весь усыпан парк и сад!

Разноцветными коврами,

Расстелился под ногами!

Листик в ручки я поймаю,

Подарю любимой маме!

Осень листопадная ,

Самая нарядная!

Вы знаете, что осенью спускается на землю «Листопад – Чародей» и гуляет по улицам, паркам, а лес его любимое место для игр.

Танец Листопад – Чародей.

Максим загадает загадку.

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки?

(птицы)

Видеоролик улетающих птиц. Кто это? что они делают? о них мы сейчас и почитаем стихи.

«Наступила осень (Даша)

Наступила осень ,

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

Золотом горят.

Не слыхать веселых

Песен соловья.

Улетели птицы

В дальние края

Стрижи (Рита Г)

Улетели сегодня стрижи.

А куда улетели, скажи?

А туда улетели они,

Где на солнышке греются дни,

Где совсем не бывает зимы.

Но милее им все-таки мы!

И они прилетят по весне

И опять засвистят в вышине.

К зиме готовятся не только птицы, но и звери. Кирилл Юрьев расскажет нам про медведя.

Отыскал корягу Миша –

Есть одна стена и крыша .

Лёг к стене спиной, зевает.

Домик ветер продувает.

Беспокоиться не стоит :

Три стены зима достроит.

А Настенька у нас знает загадку об 1 из осенних месяцев . Попробуйте внимательно слушать и отгадать.

Лягушата, медвежата, (Настя)

И конечно барсучата,

В этом месяце опять,

На зиму ложатся спать!

Словно снег листва кружится,

И цветным ковром ложится,

Засыпает вся природа,

В какой же месяц года? (октябрь)

Давайте вспомним с вами как к зиме готовят припасы белки.

Осенние хлопоты

Сколько белкам хлопот! Поспевает орех,

яблоки, груши, рябины.

Надо белых грибов насбирать,

Нанизать их по веткам сосновым,

Конопатить дупло мохом новым,

Трав и листьев в гнездо натаскать.

Оттого-то в лесу суетня,

И без ветра в движенье верхушки,

Оттого вкруг косматого пня

Взрыты мхов разноцветных подушки.

А вы знаете, что всё это время за вами наблюдали ежик и лисёнок. Нам так понравился ваш литературный вечер , что мы решили подарить вам три свои любимые книжки, о том, как живут в лесу, заяц лиса и медведь. Воспитатель вам почитает, а пока вы можете посмотреть картинки. Только берегите эти книжки, они наши любимые.

На этом мы закончим наш литературный вечер , было очень приятно находится в вашем обществе, слушать чудесное чтение стихов. Я получила от вечера с вами большое удовольствие. Надеюсь на новые встречи.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» было создано Ф. И. Тютчевым 22 августа 1857 года. Возвращаясь с дочерью из имения Овстуг в Москву, вдохновленный окружающей картиной поэт быстро набросал строки стихотворения в записную книжку. Относящееся к зрелой лирике (на момент написания поэту было 54 года) стихотворение впервые увидело свет в 1858 году - оно было опубликовано в журнале «Русская беседа».

Проникнутая тончайшим лиризмом пейзажная зарисовка запечатлела картину самого начала осени, той поры, которая традиционно называется «бабьим летом». На период начала осени указывает создающий настроение раздумья эпитет «первоначальной» в нулевом названии стихотворения. Признанный мастер, Тютчев сумел описать в стихотворении переходный период, зыбкую грань между летним расцветом и зарождением нового времени года.

Ведущую роль в раскрытии образа ранней осени играют в стихотворении эпитеты . Называя эту пору «дивной» , Тютчев указывает не только на ее красоту, но и обращает внимание на необычность этих дней, обладающих особой притягательностью. Природа преподносит свой удивительный подарок, передавая прощальный теплый привет от уходящего лета.

Эпитет «хрустальный» по отношению к дню вмещает и игру света, и прозрачность осеннего неба, теряющего яркость летних красок. Слово «хрустальный» передает звонкость осеннего дня, создавая ощущение хрупкости этой красоты.

Эпитет «лучезарны вечера» передает появление новых цветов, создаваемых заходящим солнцем. По всей земле светило разливает теплый свет. Прозрачно-голубое небо («чистая и теплая лазурь» ) празднует вместе с землей наступление осени.

Тесная взаимосвязь природы и человека, характерная для творчества Тютчева, ярко проявляется в стихотворении введением в пейзаж образа поля и метонимий «падал колос» и «серп гулял» .

В третьей строфе все явственнее ощущается дыхание осени и звучит напоминание о грядущей зиме («но далеко еще до первых зимних бурь» ). С восклицанием поэта о пустоте («Теперь уж пусто все» ) появляется мотив звенящей тишины («птиц не слышно боле» ), несущей покой и умиротворение. И природа, и человек нуждаются в этой паузе, возможности насладиться тишиной и разлитой в пространстве гармонией. Поэт сравнивает осень с закатом жизни, но не с приближающейся старостью, а со зрелостью и мудростью, которую дает прожитый возраст. Тютчев охватывает поэтическим взором все огромное пространство – от кажущихся необъятными опустевших полей до мельчайшей детали – тонкого волоса паутины. Оглядываясь на прожитые годы, человек особенно остро ощущает в такие моменты свою принадлежность к этому миру, свое единство с природой. Именно поэтому стихотворение, словно сотканное из легкого прозрачного осеннего воздуха, вызывает светлую печаль и нежную грусть.

Состоящее из трех строф стихотворение написано разностопным ямбом ; двухсложная стопа имеет ударение на втором слоге. Поэт использует перекрестную рифмовку в первых двух строфах и охватную (опоясывающую) рифмовку в последней строфе. Ритм стихотворения очень музыкальный. Чередование мужской и женской рифмы, длинных и коротких строк создают ощущение непостоянства и недолговечности красоты природы.

Все стихотворение представляет собой три длинных предложения. Повтор многоточий создает атмосферу размышлений, ощущение недосказанности, рождающее различные ассоциации.

Стихотворение изобилует не только эпитетами, но и другими средствами выразительности : метафорами (льется чистая и теплая лазурь ), сравнениями (весь день стоит как бы хрустальный ), олицетворениями (паутины тонкий волос ), антитезой (серп гулял – пусто все ). Тютчев использует такую разновидность метонимии, как синекдоха : серп гулял, падал колос, паутины тонкий волос . Единственное число укрупняет предметы, придавая им весомость и выделяя из остальных.

Чуткий певец природы, Тютчев свойственными только ему красками создал в стихотворении пленяющую своей красотой картину ранней осени – наполненное одухотворенными образами воплощение гармонии мира.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева

Изучая пейзажную лирику русской поэзии, обязательно следует читать стих «Есть в осени первоначальной» Тютчева Федора Ивановича. Обращает на себя внимание необычное построение произведения, состоящего всего лишь из трех предложений. Это стихотворение Тютчев написал в зрелом возрасте, в 1857 году. Как и многие другие описания пейзажей, созданные Тютчевым, оно основывается на личных наблюдениях поэта за природой родного края. Федор Тютчев относился к осени без особой любви, она для него ассоциировалась с увяданием природы и человеческой жизни. Именно поэтому чаще всего с наступлением осени он уезжал за границу.

В этом стихотворении автор описывает период «бабьего лета», когда осень только напоминает о себе тонким волосом паутины, летящем над землей. Называя день «хрустальным», поэт передает ощущение прозрачного воздуха, пронизанного последними теплыми лучами солнца. Описывая прекрасный пейзаж, Тютчев упоминает о том, что до холодной зимы еще далеко. Он специально пропускает период настоящей промозглой осени, с ее холодными дождями и голыми деревьями, потому что именно эта осень для него была нелюбимым временем года. А вот такой период перехода от лета к осени вызывает в душе поэта легкую грусть, он символизирует для него наступление зрелого возраста, освещенного мудростью прожитых лет.

В стихотворении поэт использует много эпитетов, метафор и сравнений, придавая своему творению яркость и выразительность. Эти строки звучат как прекрасная музыка, завораживая читателя с первых слов. Стихотворение написано так точно, что можно очень легко представить себе картину, описанную в нем. Готовясь к проведению урока литературы в классе, можно скачать весь текст стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной» или учить это произведение наизусть полностью в режиме онлайн.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…