Роль индивида в группе. Как проявляет себя человек в группе? Общение человека в группе

Первым из понятий, употребляемых в данном контексте, является понятие «статус» или «позиция», обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Термины «статус» и «позиция» часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие «позиция» имеет несколько иное значение. Статус индивида в группе - это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Самое широкое применение понятие «статус» находит при описании структуры межличностных отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика.

Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений - это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то как он оценивает свое реальное положение. Действительный статус и его восприятие человеком могут не совпадать.

Другая характеристика индивида в группе - это «роль». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Принятая на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутригрупповых отношений.

Существует много классификаций и названий групповых ролей. Набор ролевых функций определяется типом группы ее структурой. Так, например, в психокоррекционной группе многие роли носят яркие названия: «добродетельный моралист», «жалобщик», «хранитель времени», «страж демократии», «аут-сайдер». Набор ролей в группе также зависит от задач, которые она выполняет. Роли, связанные с групповой поддержкой, носят следующие названия: «поощряющий», «гармонизирующий», «идущий на компромисс», «охраняющий и выполняющий», «устанавливающий стандарты», «пассивно следующий».

В наиболее общем виде роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы, представлены в таблице 3.

Типологий групповых ролей достаточно много, в основе их, как правило, лежат отношения власти - подчинения или предпочтения - отторжения. Наиболее яркое представление о ролевом разделении в группе дает анализ таких групп, где существует жесткая иерархия, недостаток ресурсов и проблемы с их распределением. Пользуясь греческим алфавитом, статусно-ролевое распределение в такой группе обычно определяется следующим набором ролей:

бета - второе лицо в группе с соответствующим правом на блага, менее энергичен, но часто более интеллектуален, чем альфа; обычно является хранителем групповых норм и правил;

гамма-1 - приближенные, опора, соратники, команда альфы;

гамма-2 - обычно многочисленная подгруппа инертных, подчиняющихся членов группы, становящихся жертвами манипуляций представителей верхнего уровня;

гамма-3 - оппозиция, подгруппа недовольных своим статусом, но вынужденных подчиняться; по отношению к ним применяется политика «кнута или пряника», причем «пряником» может быть введение в число приближенных (кооптация), а «кнутом» - ограничение прав, получаемого вознаграждения, довольства, изгнание из группы и вплоть до физической расправы;

гамма-4 - шут, позволяющий себе (с разрешения лидера) критические замечания, поддерживая видимость демократии, свободы слова и т. п.; по статусу может быть на уровне от гамма-1 до гамма-3;

омега - «козел отпущения» - лицо, принимающее на себя групповую агрессию. Такая роль группе необходима для сплочения, демонстрации единства, ощущения чувства «мы» в противовес омеге, которая как раз и есть «не мы». Если личность в позиции омега не согласна со своим статусом и покидает группу, группа находит другую личность на эту роль.

Довольно сильно такое групповое деление проявляется и в группах социально незрелых личностей-детей, преступников.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий». Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для оптимизации контроля членами группы используются групповые нормы и групповые санкции.

Группа является одной из основополагающих форм социального взаимодействия. Люди, как и многие из представителей братьев наших меньших, объединяются в группы для удовлетворения разнообразных потребностей. Происходит данный процесс посредством взаимодействия членов объединения между собой.

Различия в поведении

То, как проявляет себя человек в группе, можно представить при помощи самого простого примера. Представьте себе, что в комнате находится обычный человек. Он может отдыхать, может пойти пообедать, а если ему заблагорассудится - соберет сумку и пойдет гулять. Но совершенно другую картину можно увидеть в том случае, когда упомянутый индивид будет членом группы. Свободное поведение возможно, только если он находится в обществе близких друзей или родственников. В остальных случаях человек в одиночестве и тот, что является частью группы, - это практически разные люди. Психологи утверждают: только после оценки того, как проявляет себя человек в группе, можно судить о его характере и личных качествах. Невозможно составить мнение об индивиде, не зная, каким образом он ведет себя в обществе себе подобных.

Типы групп

Существует огромное количество групп. Это различные социальные объединения, семейный круг, школьный класс, студенческая группа. В какие-то объединения человек может попасть случайно, частью других он становится по собственному желанию. Одни можно легко покинуть, а другие - практически невозможно. То, как проявляет себя человек в группе, кратко говоря, во многом зависит от ее типа. Среди всего их многообразия выделяют большие и малые объединения. К большим относятся союзы на основе профессиональных интересов, этнические группы, социальные образования, связанные с географическим положением. Время жизни таких объединений больше времени отдельно взятого человека, оно зависит от исторических событий.

Толпы

Также к категории групп относят возникающие стихийно толпы. Проявляются они в виде политических митингов, стихийных действий. Существование толпы недолговечно. Она исчезает так же внезапно, как и появляется. Толпы часто бывают неуправляемыми, одно из их главных свойств - это высокая эмоциональная заряженность. Как проявляет себя человек в группе подобного рода?

Первым свойством, определяющим его поведение, является анонимность. Человек теряется в «безликой толпе» и практически прекращает нести ответственность за свои поступки. Именно отсюда и происходит жестокость толпы, ее агрессивность. В такой группе у индивида создается ложное ощущение, что он свободен от других типов социальных связей - например, он забывает, что является частью трудового коллектива, семьи.

«Растворение» в толпе

То, как проявляет себя человек в группе такого типа, во многом определяется упомянутой анонимностью и безответственностью. Индивид полностью отдается во власть таким инстинктам, которым в здравом уме он бы никогда не дал волю. Он оказывается неспособным перерабатывать информацию рационально. Если у изолированного индивида сохраняется способность к критике, наблюдению, то у человека в толпе она полностью исчезает.

В толпе индивид подвержен ассоциации с другими ее членами. Такая группа напрямую влияет на человека своим присутствием, он чувствует ее мощь. Это воздействие может выражаться двумя способами - либо усилением поведения индивида, либо его подавлением. Человек чувствует непреодолимую которая обусловлена ее огромной численностью. Здесь не существует такого понятия, как невозможность. Именно поэтому индивид отдает себя во власть инстинктам.

Человек как часть коллектива

Как было указано, поведение человека меняется, когда он становится частью группы. Общение человека в группе существенно влияет на его мотивацию, сферу оценок и другие характеристики. Интересы его становятся более широкими, ведь он теперь не только занят собой, но и заостряет внимание на проблемах других членов объединения.

Кроме того, в коллективе человек наделяется определенным «весом». Люди могут находиться на совершенно одинаковых позициях, выполнять одинаковую работу. Однако они будут иметь абсолютно разный «вес» внутри коллектива. Для многих эта характеристика имеет особую ценность, ведь вне группы человек никогда бы не смог обрести значимость.

Группа также влияет на самооценку индивида, его самовосприятие. Член группы постепенно идентифицирует себя с ней, что приводит к изменениям в данной сфере. Он начинает по-другому относиться к своему месту под солнцем, у него формируется новый тип мировоззрения.

Роль и статус

То, как проявляет себя человек в группе (обществознание или психология обычно являются теми предметами, при изучении которых школьники разбирают данный вопрос), зависит от индивидуального положения участника того или иного объединения, его статуса. Каждая группа наделяет своего члена определенным статусом. Он, в свою очередь, предполагает ту или иную роль. Статус человека в группе - это позиция по отношению к другим участникам объединения. Роль представляет собой определенный набор функций, которые предписываются участнику группы другими ее членами. Также она зависит от той спецификой деятельности, которая характерна для данной группы. Существует большое количество типологий ролей в социальном объединении. Однако большинство из них построены по критериям власти и подчинения либо предпочтения и отторжения.

Типы социальных статусов

Лучше всего для понимания различных социальных статусов и ролей подходит группа с жесткой социальной иерархией. Обычно ей свойственен недостаток ресурсов, а также внутри таких объединений наблюдаются проблемы с их справедливым распределением. Не последнюю роль в группах подобного рода играет низкая ее вожака (или лидера). У него могут отсутствовать понятия о морали и ценностях. Место человека в группе с жесткой социальной иерархией обычно обозначается буквой греческого алфавита. В ней наблюдаются следующие роли:

  1. Альфа - это «вожак стаи». Лидер пользуется приоритетом в распределении благ, он обладает самым большим авторитетом.
  2. Бета представляет собой второе после лидера лицо в группе. Нередко бета бывает умнее альфы. Однако он не так энергичен. Он занимает второе место в иерархии и потому имеет соответствующее право на распределение благ. Нередко бета является своеобразным хранителем принятых в и правил.
  3. Гамма-1. Это приближенные лидера группы, его соратники.
  4. Гамма-2. Членов группы с таким статусом обычно больше всего. Они, как правило, инертны и нередко становятся объектами манипуляций со стороны более «высокопоставленных» членов объединения.
  5. Гамма-3. Эта подгруппа также вынуждена подчиняться, однако ее представители нередко бывают недовольны присвоенным им статусом. К ним члены с более высоким рангом применяют политику «кнута и пряника». В роли «пряника» обычно выступает возможность стать приближенным к высшим слоям группировки, а «кнут» - это лишение прав, уменьшение количества получаемого вознаграждения, иногда - изгнание из группы, а также физическая расправа.
  6. Гамма-4. Это своеобразный «шут», которому позволено делать критические и язвительные замечания в адрес других членов группы. Естественно, такое позволение ему дают представители высших рангов. Гамма-4 несет особую роль: он поддерживает видимость «свободы слова» и «демократии» в группе.
  7. Омега - это индивид, который принимает на себя всю агрессию объединения. Роль омеги нужна для того, чтобы группа была сплоченной. С помощью человека с данным статусом другие члены объединения обретают ощущение «мы». В том случае, если человек не согласен с этой ролью и покидает группу, в скором времени на эту позицию находится другой кандидат.

Цели членов группы

Обычно поведение члена группы направлено на достижение одной из двух целей - решение практических задач или же построение взаимоотношений. Одному человеку сложно выполнять сразу обе функции, поэтому каждый участник объединения либо занимается решением практических задач, либо способствует развитию гармоничных отношений в коллективе.

Важнейшей характеристикой положения индивида в социальной группе является его роль и статус. Статус - это достаточно устойчивая позиция в рамках институциализированного взаимодействия, он определяется местом индивида в системе общественного разделения труда, социальной иерархии, может быть формализованным илинеформализованным , главным и второстепенным , предписанным и достигаемым , прирожденным и приобретенным (образование, квалификация), социальным (принадлежность к большой социальной группе) и личным (принадлежность к малой или первичной социальной группе). Социальный статус наиболее важен среди незнакомых, личный - среди знакомых людей. Они могут, как совпадать, так и не совпадать (пример несовпадения: высокий статус в трудовом коллективе, и низкий - в семье). Главным называется характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие. Он определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. Для научной интеллигенции это ученая степень, для менеджеров - должность.
Прирожденными в строгом смысле слова считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса (мужчина, африканец, русский, сын, дочь, сестра, брат и т.д.). Однако уже появились понятия биологического пола и социально приобретенного. Люди сами могут выбирать и национальность.
Приписываемый (предписанный, аскриптивный) статус не сводится к прирожденному, так как является социально приобретаемым, но различить их бывает весьма сложно (теща, тесть, падчерица, пасынок, крестный отец и мать).
Достигаемый статус человек приобретает благодаря собственным усилиям или удаче (муж, студент, чемпион мира, рок-звезда и др.). Чем более общество является развитым и открытым, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы.
Но зачастую очень сложно определить, к какому типу относится тот или иной статус, в этих случаях говорят о смешанном статусе (дворянин, академик, олимпийский чемпион и т.д.).
К элементам статуса относятся: адекватность поведения, реализация определенных прав и обязанностей, идентификация (психологическое отождествление себя со своим статусом).
Статусный набор - это совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.
Если статус рассматривается как место в иерархии, его называют рангом . Ранг статуса может быть высоким, средним и низким.
Престиж - это оценка определенного статуса в социальной иерархии, принятая и закрепленная в общественном мнении.
Социальной ролью принято называть ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с его статусом. Роль является динамической стороной статуса. Она представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же носить неформальный характер. Каждый человек обладает целым набором социальных ролей, осуществляемых им в обществе (ролевой набор ). Их совокупность называется ролевой системой . Общество стремится подчинить индивида его социальной роли с помощью механизмов отбора, предписания и контроля за исполнением роли. С другой стороны, чтобы сформировать свою личностную идентичность, индивиду необходимо общество. Самоидентификацией называют самоопределение личности в статусно-ролевой системе общества.



Семья как малая социальная группа

К малым социальным группам можно отнести семью, бригаду, а к большим - этносы, классы, страты. Малой группой называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и взаимодействуют между собой. К ее признакам можно отнести: ограниченное число членов (2-20), стабильность состава, наличие внутренней структуры, ролей и т.д. Исходные формы малой группы - диада (в основе эмоциональная привязанность) и триада (уже присутствует социальное отношение, понятие большинства). Триада более стабильна. В ней меньше чувств, но лучше развито разделение труда, что дает независимость индивидам.
Семья - это малая группа, фундаментальный институт общества, придающий ему стабильность, первичная ячейка общества (так считали Аристотель, Гегель, Маркс), среда воспитания детей и формирования их личности. В ней осуществляется начало социализации индивида, она способствует становлению гражданина. Благодаря семейным отношениям обеспечивается преемственность поколений, воспроизводится культура. Чем крепче семья, тем стабильнее общество. С разрушением семейных уз разлагается и общество.
Семья выполняет следующие функции: репродуктивную (продолжение рода), воспитательную, хозяйственно-экономическую, рекреативную (взаимная моральная и материальная поддержка) и коммуникативную (общение). Члены традиционной семьи связаны общностью быта, ведением совместного хозяйства, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В нормальной семье человеку всегда легче решать проблемы и материальные, и психологические, чем будучи одному.
Семья может быть основана на (1) кровном родстве, (2) браке или (3) опекунстве. Гегель полагал, что семья - это прежде всего нравственный союз. В жизненном цикле семьи можно выделить несколько стадий: начальная (от брака до рождения ребенка) - стадия роста; зрелая (стадия отселения взрослых детей или рождение внуков); завершающая для старшего поколения и знаменующая начало нового жизненного цикла.
Семья может быть многопоколенной (в которой дети, создав собственные семьи, не отъезжают от родителей) и двухпоколенной (нуклеарной , когда дети отделяются от родителей, идет процесс "ядерного" деления. Первый тип семьи свойственен для традиционного аграрного общества, для сельской жизни, он носит патриархальный характер, при котором уважается старшинство и глава семьи; второй - для современного общества, городской жизни, где каждый член семьи обладает свободой и независимостью. Однако нуклеарная семья менее устойчива, в ней меньше детей и выше процент разводов.
Основой создания новой семьи является брак как "добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, порождающий для них личные и имущественные права и обязанности и направленный на создание семьи". Государство, заботящееся о своей стабильности и о своем будущем, должно всячески поддерживать семью, особенно помогать молодоженам и многодетным семьям.

Расы и расизм

Социальная сфера может быть представлена различными формами общности людей в соответствии с мерой природной определенности:
1) естественноисторическими - пол, поколение, раса и т.д. (целиком в природе);
2) этноисторическими - род, племя, народность, нация (смесь природных и социальных факторов: осуществляется мощное влияние культурных факторов, но и природа еще не уступает своих позиций);
3) социально-историческими - касты, сословия, классы и страты (всецело определяются социально-экономическими и культурными факторами).
Раса - это категория людей с общими биологическими чертами, природно-климатически детерминированными, передающимися от поколения к поколению. Происхождение и изменение физического типа человека изучает антропология (от греч. "антропос" - человек).
Есть различные классификации рас . Самая общая выделяет три основных: европеоидную (относительно светлая кожа и пушистые волосы); монголоидную (желтая или желто-коричневая кожа и узкий разрез глаз); негроидную (темная или черная кожа и вьющиеся волосы). Это белая, желтая и черная расы - в массовом сознании. Однако чистых рас практически уже нет, и границы между ними достаточно условны.
Существуют две точки зрения относительно происхождения рас: моногенетическая (она говорит о том, что все расы происходят от одного общего предка, а расовые различия возникли в результате длительного влияния различных географических зон, ее придерживается большинство ученых) и полигенетическая (расы рассматриваются как биологически различные виды).
Расизм несостоятелен как с точки зрения строго научной, биологической и социальной, также он недопустим и с точки зрения духовной, морально-нравственной. Расовые признаки не носят морфологический характер, а являются надстроечными, внешними и второстепенными по отношению к общей природе человека. Морфологическими являются, например, строение скелета, мышц, мозга, а внешними - цвет кожи, разрез глаз и т.п. Последние начали формироваться в период позднего палеолита (30-40 тыс. лет назад). Представители различных рас дают здоровое потомство, что невозможно при видовом отличии, а физические и психологические различия между расами не являются препятствием к их социальному и духовному развитию. Они несущественны для характеристики человека как социального и духовного существа. Умственное, социальное, духовное развитие - это плод длительного культурно-цивилизационного развития, результат воспитания и образования, а не биологического наследования. В основе расизма могут лежать неверно интерпретированные биологические данные, а духовно-нравственно он абсолютно невозможен и недопустим.

Этнические общности

Этнические общности представляют собой территориальные группы, связанные кровнородственно. В основе формирования этносов - семья, род, клан, которые иногда называют доэтническими общностями. Их состав ограничен, они входят в более крупное целое и не обладают самостоятельной культурой. Семья - наименьшая кровнородственная группа людей, связанная общностью происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз (или разросшаяся семья), образуют род (группа кровных родственников, возводящих себя к одному предку). Роды объединяются в кланы (группа родственников, носящих имя предполагаемого предка), которые сохраняют общую собственность на землю, кровную месть и круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.
Племя управляется вождем или племенным советом, его численность может доходить до многих тысяч. Этот тип этнической организации свойственен родовому строю. На основе родственных племен, живущих по соседству, имеющих общий язык и сходные обычаи возникает соплеменность . Союз племен - это уже скорее политическое, нежели этническое образование. На его основе возникали метаэтносы из родственных или близких по формам хозяйствования и языку этносов (этнические объединения эллинов, древних славян, иранцев, тюрков и т.д.).
Вместе с формированием дифференцированного общества племена объединяются в общности, на основе которых возникает новый исторический тип этноса - народность. Обычно в народность консолидируются близкородственные племена, но бывает, что и не родственные этнические группы. Решающую роль в превращении соплеменности в народность играет государство. Народность - это этническая общность, исторически расположенная между племенами и нацией, свойственная для рабовладельческого и феодального общества.
Архаические народности возникают в IV-III тыс. до н.э., вместе с первыми цивилизациями. Они уже имели границы, были более сплоченными. Древнерусская народность сформировавшаяся во второй половине I тыс. н.э., включила в себя и неславянские этносы (финно-угорские, балтские, тюркские). Русское слово народ отражает процесс его происхождения (корень "- род" дополняется расширяющей приставкой "на-", что означает "все увеличивающееся потомство").
Римская империя, объединив многие народы (этруски, галлы, иберы и др.), создала новый - "популюс романус". Однако после ее развала стали формироваться новые европейские этносы, что было связано со становлением новых государств - Италии, Испании, Франции и др. История рождения новых народов представляет собой процесс смешения и слияния, который продолжается и сегодня. С XVIII в. выходцы из Англии, Голландии и Германии стали осознавать себя американцами. Большинство жителей США перешли на английский язык и считают себя американцами, хотя и с различным происхождением. В Южной Африке к XIX в. выходцы из Европы образовался народ - африканеры или буры (от нидерландского "крестьяне"). Их язык похож на голландский. В конце XX столетия в молодых государствах Океании происходит процесс сближения мелких племен и образование новых народов (новогвинейцы и др.).
Этнос (от греч. "группа", племя, народ) - это исторически возникший вид устойчивой социальной группы людей, обладающий неповторимой внутренней структурой: языком, обычаями, культурой, формами хозяйственной деятельности и т.д. Но в целом четкого определения этноса пока нет, его ищут биологи, географы, историки. К этническим общностям относят племя, народность и нацию.
Понятие этноса широко использовалось Л.Н. Гумилевым (1912-1992). С его точки зрения этнос связывает как социальный, так и природный аспекты. Он есть как социокультурная общность, так и форма внутренней дифференциации вида homo sapience, которая зависит, прежде всего, от географических условий жизни и форм хозяйственной деятельности. "Этничность" является универсальным признаком человека, ибо он обязательно принадлежит к какому-либо этносу.
Этногенез представляет собой локальный вариант внутривидового формообразования, обусловленный сочетанием исторических и географических факторов. Гумилев рассматривал этногенез через понятие "месторазвития" - когда характер территории оказывает определяющее воздействие на духовный склад и обычаи народа. Формирование этносов он также соотносил с понятием пассионарности . Данное понятие занимает центральное место в теории этногенеза Гумилева 1 . Пассионарный толчок образует начальную точку этногенеза, что связано с мутацией, происходящей в результате воздействия определенных географических факторов. Естественный срок жизни этноса - 1200-1500 лет.
Процесс этногенеза рассмотрен Гумилевым с позиций его энергетической природы, а в качестве источника исторического творчества названа биохимическая энергия живого вещества биосферы. Отдельные люди различаются, согласно теории Гумилева, по количеству биохимической энергии, которую они способны устойчиво извлекать из внешней среды. В этой связи Гумилев выделил три индивидуальных типа: "гармоничные люди", которые обладают достаточным количеством энергии для приспособления к окружающему миру; "субпассионарии", которые, будучи не в состоянии поддерживать бытовую устроенность, живут в погоне за сиюминутными удовольствиями; и "пассионарии", обладающие избытком биохимической энергии. Этот избыток они обращают в деятельность, направленную на творческое переустройство действительности.
В наибольшей степени единство этноса выражается в общности фундаментальных стереотипов поведения. Основаниями для объединения в этносы могут быть разными, от общности языка, религии, культуры и государственной принадлежности, до единства территории и т.д., в связи с чем возникло несколько классификаций этносов :
1) территориально-государственная, в основе которой - географический критерий;
2) языковая. Однако существуют самые разнообразные соотношения языков и народов. Так евреи в рассеянии стали говорить на языках других народов, сохраняя, тем не менее, свою письменность. Английский язык, стал языком иных этносов (австралийцев, новозеландцев, американцев и др.). Сербскохорватский язык является родным для нескольких народов (хорваты, сербы, черногорцы). Но есть народы, пользующиеся одновременно несколькими языками: люксембуржцы (летцембургиш, французский и немецкий), швейцарцы (немецкий и французский);
3) на основе особенностей хозяйственной деятельности и культуры.
Наряду с этносами выделяют хозяйственно-культурные типы населения и историко-культурные области , когда у разных народов, живущих в сходных природных условиях, наблюдаются совпадения. Структура этносов разнообразна и может включать в себя как различные племена, так и субэтнические группы (у русских - поморы, казаки, старообрядцы и т.д.) и социально-правовые корпорации . Суперэтносы включают в себя целые регионы ("Запад", "Мир ислама" и т.д.).
В отношениях между народами возможны:
Симбиоз (от греч. "симбиозис" - совместная жизнь) - сосуществование разных организмов или народов. Новые народы и нации могут образовываться путем стихийного смешения различных этнических групп (латиноамериканские народы).
Ассимиляция (от лат. assimilatio - уподобление) - слияние этносов, при котором один из них усваивает чужую культуру и утрачивает свою (этническое поглощение). Ассимиляция бывает естественной (при длительных культурных контактах и межэтнических браках) и насильственной (подавление развития языка и культуры этнического меньшинства).
Диаспора (греч. "рассеяние") - большая группа людей, территориально оторванная от своего народа существующая достаточно автономно, не смешиваясь с другими народами.
Народы не только рождаются, но и умирают, в основном из-за политических причин. На территории Восточной Европы исчезли, ассимилировались такие народы, как болгары (древний тюркский народ), половцы и др. Полностью были уничтожены тасманийцы, исчезли убыхи - кавказский народ, подвергшийся изгнанию в Турцию. Существуют народы-странники, правда - по принуждению в основном: ирландцы, евреи, армяне, цыгане (самоназвание ромa , в X в. вышли из Индии), курды. Есть также этносы, сохранившиеся на протяжении более чем 2-х тыс. лет: греки, армяне, китайцы, евреи, эскимосы.

6. Понятие нации и его современное содержание

В Европе в XIII-XVI вв. стали формироваться этносы современного типа - нации. Они возникают на основе народностей в эпоху капитализма как высший тип этноса. Западноевропейское понятие "нация" сформировалось в эпоху Возрождения. Нация - это исторически устойчивая общность людей, возникающая в результате единства государственной, территориальной, экономической, социальной и культурной жизни. Экономическая основа существования нации характеризуется наличием общенационального рынка, который преодолевает раздробленность и замкнутость местных рынков. Народ как этническая категория становится нацией, только осознав свою индивидуальность, живое место в общечеловеческой семье. Можно говорить также о чувстве этнической принадлежности , которое характерно для рода, племени и народности. Национальной культуре свойственен фольклор, определенные обычаи и верования. Национальное самосознание является высшей формой этноисторической общности людей. Если чувство этнической принадлежности выражает бессознательное единство, то национальное самосознание - сознательную самоидентификацию нации. О прочности и интенсивности национальной самоидентификации может служить отношение к языку, традиции, обычаям, верованиям, образу жизни и т.д.
В современном смысле слова нация - это автономная, зачастую не ограниченная территориальными рамками общность, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже могут не иметь общего предка и общего происхождения, хотя объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории, языку и культуре. Проходя эволюцию от племени и народности к нации, в общности людей убывают биологические черты и начинают преобладать социально-политические и даже духовные. Если общность территории первоначально было одним из главных факторов образования нации (английская и американская), то в современном мире это уже не столько территория, сколько общая коммуникативная целостность . Нация - это "говорящее бытие", языковая общность. Общенациональный язык возвышается над диалектами и жаргонами, получает свое закрепление и развитие в литературе. Однако в современном мире есть факты, когда на одном языке говорят различные нации (английский - англичане и американцы) и наоборот, в рамках одной нации существует несколько языков (Швейцария - нация без языкового единства). Вопрос о единстве языка крайне важен для жизни нации, и все же он не определяет ее бытие: швейцарская нация говорит на трех языках; евреи, отправляющиеся на вновь обретенную родину, заново учат иврит. Русские эмигранты во втором и третьем поколении порой едва говорят на родном языке, но считают себя русскими и тоскуют по родной земле. На базе общности территории, экономической жизни и языка формируется общая культура и менталитет нации. Менталитет - это особые стереотипы и установки мышления людей.
Традиционно выделяемые признаки нации (общность экономики, территории, языка и "психического склада") явно недостаточны и ограниченны. Пример цыган и евреев показал, что можно сознавать себя нацией, не имея ни своей территории, ни общей экономики и т.д. Антропологи считают, что слово "нация" характеризует не столько принадлежность к определенному народу, сколько к государству. Это подтверждает то, что такие названия как индийцы, индонезийцы, филиппинцы, американцы означают не этносы, а совокупность граждан определенной страны. Афроамериканцы, пожалуй, составляют в США самостоятельный народ, несмешивающийся с представителями других народов нации. Однако как национальную, так и этническую территорию не следует отождествлять с государственными границами (хотя зачастую они совпадают, или стремятся к этому). Бывает и так, что два государства представляют одну нацию (Северная и Южная Корея, Россия и Беларусь (согласно определенному мнению), ранее - разделенные Вьетнам и Йемен), Однако эти разделения преодолеваются. Может ли нация существовать, не будучи государством? Возможно многонациональное государство, а потеря государственной самостоятельности не ведет автоматически к гибели нации. Главное в проблеме нации - самосознание. Возможно создание многонационального государства (Россия), в котором соблюдаются права и свободы каждой народности. При этом несколько языков могут быть государственными (Бельгия, Швейцария), и существовать культурный плюрализм. Так в США на место "плавильного котла", в котором стираются все национальные различия, приходит идея этнического "салата". Культурный плюрализм иногда рассматривается как успешная адаптация человека к чужой культуре без отказа от своей собственной.
Если в западной науке развита концепция политической нации, то в России это, прежде всего, духовное образование. "Сущность всякой национальности, - писал В.Г. Белинский, - состоит в ее субстанции. Субстанция есть то непреходящее и вечное в духе народа, которое, само не изменяясь, выдерживает все изменения, целостно и невредимо проходит через все формы исторического развития" 2 . Главным признаком современной нации является единство культуры, понимаемой как системы ценностей. Нация - это общность святынь. Для Бердяева ни раса, ни территория, ни язык, ни религия не являются признаками, определяющими нацию, хотя все они играют ту или иную роль в ее формировании. Нация - это сложное историческое образование, возникающее в результате смешения рас и племен, многих перераспределений земель, с которыми она связывает свою судьбу в ходе культурного процесса, созидающего ее неповторимый духовный лик. В результате всех исторических и психологических исследований "остается неразложимый и неуловимый остаток, в котором и заключается вся тайна национальной индивидуальности" 3 . Россия стоит на пути создания единой нации. От реализации этой задачи зависит ее будущее существование. Формированию единого общенационального сознания, общенациональной культуры способствует массовое образование, ставшее с XIX в. в развитых странах мощным механизмом национальной интеграции.
В отношениях между народами недопустима никакая дискриминация как исключение или предпочтение, основанное на признаках пола, расы, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства правовых возможностей человека и гражданина в различных сферах его общественной и личной жизни.
Дискриминация может возникать в силу группового эгоизма, к которому можно отнести этноцентризм как свойство этнического самосознания, рассматривающего все с точки зрения ценностей собственной этнической группы. С точки зрения социологии этноцентризм может быть функционально целесообразен, поскольку содействует стабильности общности, ее развитию. Но при определенных условиях он становится дисфункциональным. Как только людей начинают различать по крови, в том, что касается прав, - это начало бесчеловечности. Этноцентризм является следствием предубеждений, неправильных, искаженных представлений одной нации по отношению к другой. Расовая и национальная нетерпимость представляет собой бытовую разновидность этноцентризма. В демократических странах права национальных меньшинств равны правам коренного народа. Каждый народ, как и человек, неповторим.
Ксенофобия - это страх и ненависть по отношению к другой расе, народу, культуре.
Из расизма могут вытекать как апартеид, так и геноцид.
Апартеид представляет собой политику расового разделения и дискриминации. В наиболее резкой форме он проводился в Южно-Африканской Республике в отношении африканцев и индийцев в XX в. Белые расисты этой страны лишали каких-либо прав коренное население, изолировали его, устраивали массовые репрессии.
Геноцид (от греч. genos род и лат. caedere убивать) представляет собой истребление отдельных групп населения исходя из расовых, национальных, религиозных, политических и иных мотивов. Геноцид является тягчайшим преступлением против человека и человечества, ибо культура каждого народа неповторима.
История знает не один пример геноцида целых народов. Однако XX в. превзошел в этом преступлении все времена (две кровавые мировые войны и зверства тоталитарных режимов). Фашисты осуществляли геноцид против ряда народов, в войне, развязанной ими, погибло около 50 млн. человек. Особенно пострадали русские, украинцы, поляки, белорусы, югославы и сами немцы. В отношении евреев фашисты осуществляли тотальный геноцид, варварски уничтожая не только мужчин, но и детей, женщин и стариков.
В XX в. произошло два крупнейших геноцида по собственно национальному признаку: армян в Турции в 1915 г. и Холокост (англ. "жертва всесожжения") - уничтожение евреев фашистами во Второй мировой войне, когда погибло 6 млн. евреев (более 1/3 от общей численности).
Сталинизм, в отличие от фашизма, который уничтожал другие народы, обрушился на свою страну, устроив геноцид народов, ее населяющих. Он ввел институт заложников, организовал концентрационные лагеря, использовал бессудные массовые репрессии, проводил выселение целых народов. Геноцид выражался и в уничтожении исторической памяти народов, памятников истории и культуры, сведением к нулю свободы совести и религии, полное удушение свободы слова, мысли и интеллектуального поиска.
Уже в начале XXI века в Косово произошли события, которые также можно назвать геноцидом, когда сотни тысяч сербов были изгнаны с их земель, их памятники истории и культуры варварски уничтожались и осквернялись. Относительно межнациональных отношений в современности можно сказать, что мир сошел с ума…

Человек не может жить в полном одиночестве. Люди с которыми он взаимодействует непосредственно называют малой группой.

Группа - это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определенным признакам. Признаком , отличающим группу, можно считать какую-то общую деятельность, подчиненную общей цели. Единство цели при этом - основной принцип объединения людей в малой группе, а главным средством объединения является межличностное взаимодействие.

Группы имеют определенные нормы (правила поведения) и ценности, откло­нение от которых карается санкциями (от осуж­дения до бойкота и исключения из группы).

Все группы людей можно разделить на боль­шие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Разница между ними не только количе­ственная (по разным оценкам малая группа включает 7-20 человек), но и качественная (осо­бенностью малой группы является возможность прямых контактов между всеми представителя­ми группы).

Малая группа - это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. По количественному составу: от 2 до 40 человек.

Малую группу характеризуют: наличие об­щей цели, совместная деятельность, личное (прямое) взаимодействие членов группы, опреде­ленный эмоциональный фон, длительность суще­ствования, добровольный характер, наличие вза­имных ожиданий.

Малые группы бывают :

Формальные - группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций;

Неформальные - группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций.

Эти отношения складываются как бы сами собой. Хотя это не совсем так. Положение человека в малой группе называется словом «статус» (от латинского положение, состояние). Оно определяет права, обязанности и привилегии человека. В разных группах один и тот же человек может иметь разный статус, разное положение.

Человек всегда играет какую-либо «социальную роль». Это как бы способ поведения, определяемый статусом человека. Некоторые роли как бы постоянно закреплены за человеком: роль члена семьи, роль работника. Пока ты учишься в школе, твоя роль - ученик. В группе же человек играет различные роли. Эти роли определяются характером деятельности группы.

Наиболее важной является роль лидера. Лидер в группе - это человек, имеющий влияние на других при выполнении ими совместных действий. Это может быть и рядовой член группы, если его слушаются, его руководство признают. Причем по ходу деятельности лидер может меняться.

Группа оказывает определенное давление на индивида. По способу реакции на такое давле­ние определяют возможные модели поведения:

· конформизм или приспособленчество (измене­ние человеком своего поведения, чтобы внешне соответствовать требованиям других людей при внутреннем несогласии),

· внушаемость (человек не раздумывая принимает линию поведения, принятую в группе),

· активное согла­сие (сознательное отстаивание интересов груп­пы),

· нонконформизм (несогласие с большин­ством, отстаивание собственных интересов).

u Членом каких малых групп являетесь вы? Приведите 3 примера. Какие модели поведения в группе вы используете?