Рене декарт страна где он родился. Биография ученого-математика Рене Декарта: метод радикального сомнения

Биография

Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, математик, физик и физиолог, основатель новоевропейского рационализма и один из влиятельнейших метафизиков Нового времени.

В основе философии Декарта - дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Материю отождествлял с протяжением (или пространством), движение сводил к перемещению тел. Общая причина движения, по Рене Декарту, - Бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек - связь телесного безжизненного механизма с душой, обладающей мышлением и волей.

Другие научные достижения Декарта

    Крупнейшим открытием Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов».

    Наряду с учениями о механизмах тела разрабатывалась проблема аффектов (страстей) как телесных состояний, являющихся регуляторами психической жизни. Термин «страсть», или «аффект», в современной психологии указывает на определённые эмоциональные состояния.

Доказательство существования Бога

Декарт берется доказать существование Бога и выяснить основную природу вещественного мира.

Таким образом, из ясной идеи всесовершенного существа двояким путём выводится реальность бытия Бога:

    во-первых, как источника самой идеи о нём - это доказательство, так сказать, психологическое;

    во-вторых, как объекта, в свойства которого необходимо входит реальность, - это доказательство так называемое онтологическое, то есть переходящее от идеи бытия к утверждению самого бытия существа мыслимого.

Открытия Декарта

Коснемся теперь некоторых научных достижений Декарта. В истории математики он занимает весьма видное место. И именно Декарт сыграл решающую роль в становлении современной алгебры тем, что ввёл буквенные символы, обозначил последними буквами латинского алфавита (х, у, z) переменные величины, ввёл нынешнее обозначение степеней, заложил основы теории уравнений. Понятия числа и величины, ранее существовавшие раздельно, тем самым были объединены. Историческое значение Декартовой "геометрии" состоит также в том, что здесь была открыта связь величины и функции, что преобразовало математику. Физические исследования относятся главным образом к механике, оптике и строению Вселенной. Декарт ввёл понятие "силы" (меры) движения (количества движения), подразумевая под ним произведение "величины" тела (массы) на абсолютное значение его скорости, сформулировал закон сохранения движения (количества движения), однако толковал его неправильно, не учитывая, что количество движения является векторной величиной. Исследовал законы удара, впервые четко сформулировал закон инерции. Высказал предположение, что атмосферное давление с увеличением высоты уменьшается. Первый математически вывел закон преломления света на границе двух различных сред. Рене Декарт также создал свою психологическую теорию, ориентируясь на объяснение принципов Галилея, новой механики Ньютона и открытие Гарвеем системы кровообращения. Крупнейшим открытиям Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм.

Имя: Рене Декарт (Rene Descartes)

Возраст: 53 года

Деятельность: философ, математик, механик, физик, физиолог

Семейное положение: не был женат

Рене Декарт: биография

Рене Декарт – математик, философ, физиолог, механик и физик, чьи идеи и открытия сыграли большую роль в развитии сразу нескольких научных отраслей. Он разработал алгебраическую символику, которую мы используем и по сей день, стал «отцом» аналитической геометрии, заложил основы для становления рефлексологии, создал механицизм в физике – и это далеко не все достижения.

Детство и юность

Рене Декарт появился на свет в городе Лаэ 31 марта 1596 года. Впоследствии название этого города было переименовано в «Декарт». Родители Рене были представителями старинного дворянского рода, который в XVI веке еле сводил концы с концами. Рене стал третьим сыном в семье. Когда Декарту исполнился 1 год, мать скоропостижно скончалась. Отец будущего прославленного ученого работал судьей в другом городе, потому редко навещал детей. Поэтому после смерти матери воспитывать Декарта-младшего взялась бабушка.


С ранних лет Рене демонстрировал поразительную любознательность и стремление к получению знаний. При этом у него было хрупкое здоровье. Первое образование мальчик получил в иезуитской коллегии Ла Флеш. Это образовательное учреждение отличалось строгим режимом, но Декарту, учитывая состояние здоровья, делали в этом режиме послабления. К примеру, мог просыпаться позже, чем другие ученики.

Как и в большинстве колледжей того времени, в Ла Флеш образование носил религиозный характер. И хотя учеба много значила для юного Декарта, такая направленность образовательной системы зародила и укрепила в нем критичное отношение к философским авторитетам того времени.


Завершив учебу в коллегии, Рене отправился в Пуатье, где получил степень бакалавра в области права. Затем некоторое время провел во французской столице, а в 1617 году поступил на военную службу. Математик участвовал в военных действиях на территории Голландии, в то время поглощенной революцией, а также в непродолжительном сражении за Прагу. В Голландии Декарт подружился с физиком Исааком Бекманом.

Потом Рене еще некоторое время жил в Париже, а когда о его смелых идеях узнали последователи иезуитов, отправился обратно в Голландию, где прожил 20 лет. На протяжении жизни подвергался гонению и нападкам со стороны церкви за прогрессивные идеи, опережавшие уровень развития науки XVI-XVII веков.

Философия

Философскому учению Рене Декарта был свойственен дуализм: он полагал, что существует и идеальная субстанция, и материальная. И то, и другое начала признавались им самостоятельными. Концепция Рене Декарта также предполагает признание наличия в нашем мире двух видов сущностей: мыслящей и протяженной. Ученый полагал, что источником обеих сущностей является Бог. Он формирует их по одинаковым законам, творит материю параллельно с ее покоем и движением, а также сохраняет субстанции.


Своеобразный универсальный метод познания Рене Декарт видел в рационализме. При этом само познание ученый считал предпосылкой к тому, что человек будет господствовать над силами природы. Возможности разума по Декарту скованы несовершенством человека, его отличиями от совершенного Бога. Рассуждение Рене о познании в таком ключе, по сути, заложило базу рационализма.


Исходным пунктом большинства поисков Рене Декарта в области философии было сомнение в правдивости, безошибочности знаний, относящихся к общепризнанным. Цитата Декарта «Я мыслю – следовательно, я существую» обусловлена этими рассуждениями. Философ заявлял, что каждый человек может сомневаться в существовании своего тела и даже внешнего мира в целом. Но при этом однозначно существующим останется это сомнение.

Математика и физика

Главным философско-математическим результатом работы Рене Декарта стало написание книги «Рассуждение о методе». Книга содержала несколько приложений. Одно приложение содержало азы аналитической геометрии. Другое приложение включало в себя правила изучения оптических приборов и явлений, достижения Декарта в этой отрасли (впервые правильно составил закон преломления света) и так далее.


Ученый ввел используемый сейчас показатель степени, черту над выражением, которое взято под корень, начал обозначать неизвестные символами «x, y, z», а постоянные величины – символами «a, b, c». Математик также разработал каноническую форму уравнений, которая и сегодня используется при решении (когда в правой части уравнения оказывается нуль).


Еще одно достижение Рене Декарта, важное для совершенствования математики и физики, это разработка системы координат. Ученый ввел ее для того, чтобы сделать возможным описание геометрических свойств тел и кривых на языке классической алгебры. Другими словами, именно Рене Декарт сделал возможным анализ уравнения кривой в Декартовой системе координат, частным случаем которой является известная прямоугольная система. Это нововведение также позволило гораздо подробней и точней трактовать отрицательные числа.


Математик исследовал алгебраические и «механические» функции, при этом утверждая, что единого метода для изучения трансцендентных функций нет. Декарт преимущественно изучал вещественные числа, однако начал принимать во внимание и комплексные. Он ввел понятие мнимых отрицательных корней, сопряженных с понятием комплексных чисел.

Исследования в области математики, геометрии, оптики и физики впоследствии стали основой научных трудов Эйлера, и ряда других ученых. Все математики второй половины XVII века основывали свои теории на работах Рене Декарта.

Метод Декарта

Ученый полагал, что опыт необходим лишь для помощи разуму в тех ситуациях, когда прийти к истине исключительно размышлениями невозможно. Через всю научную жизнь Декарт пронес четыре основные составляющие метода поиска истины:

  1. Начинать необходимо из наиболее очевидного, не подлежащего сомнениям. С того, противоположное чему даже невозможно допустить.
  2. Любая проблема должна разделяться на столько мелких частей, сколько потребуется, чтобы добиться ее продуктивного решения.
  3. Начинать следует с простого, от которого нужно постепенно передвигаться ко все более сложному.
  4. На каждом этапе необходимо перепроверять правильность составленных умозаключений, чтобы по результатам исследования быть уверенным в объективности полученных знаний.

Исследователи отмечают, что эти правила, которые Декарт неизменно использовал, создавая труды, ярко демонстрируют стремление европейской культуры XVII века к отказу от устаревших правил и к построению новой, прогрессивной и объективной науки.

Личная жизнь

О личной жизни Рене Декарта известно мало. Современники утверждали, что в обществе он был высокомерным и молчаливым, предпочитал уединение компаниям, однако в кругу близких людей мог проявлять поразительную активность в общении. Жены у Рене, по всей видимости, не было.


В зрелом возрасте он был влюблен в служанку, которая родила ему дочь Франсину. Девочка была незаконно рожденной, однако Декарт сильно ее полюбил. В пятилетнем возрасте Франсина скончалась из-за скарлатины. Ее смерть ученый назвал самой большой трагедией своей жизни.

Смерть

На протяжении многих лет Рене Декарт подвергался травле за свежий взгляд на науку. В 1649 году он переехал в Стокгольм, куда его пригласила шведская королева Кристина. С последней Декарт много лет переписывался. Кристина поражалась гению ученого и обещала ему спокойную жизнь в столице своего государства. Увы, жизнью в Стокгольме Рене наслаждался недолго: вскоре после переезда он простудился. Простуда быстро переросла в воспаление легких. Ученый ушел в мир иной 11 февраля 1650 года.


Существует мнение о том, что Декарт умер не из-за пневмонии, а по причине отравления. В роли отравителей могли выступать агенты католической церкви, которой было не по нраву присутствие вольномыслящего ученого рядом с королевой Швеции. Последнюю католическая церковь намеревалась обратить в свою веру, что и случилось через четыре года после смерти Рене. Объективных подтверждений эта версия на сегодняшний день не получила, однако к ней склоняются многие исследователи.

Цитаты

  • Главное действие всех людских страстей заключается в том, что они побуждают и настраивают душу человека желать того, к чему эти страсти подготавливают его тело.
  • В большинстве споров можно подметить одну ошибку: в то время, как истина лежит между двумя защищаемыми воззрениями, каждое из последних отходит от нее тем дальше, чем с большим жаром спорит.
  • Обыкновенный смертный сочувствует тем, кто больше жалуется, потому что думает, что горе тех, кто жалуется, очень велико, в то время как главная причина сострадания великих людей - слабость тех, от кого они слышат жалобы.
  • Философия, поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания, одна только отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов.
  • Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться.

Библиография

  • Философия духа и материи Рене Декарта
  • Правила для руководства ума
  • Разыскание истины посредством естественного света
  • Мир, или Трактат о свете
  • Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках
  • Первоначала философии
  • Описание человеческого тела. об образовании животного
  • Замечания на некую программу, изданную в Бельгии в конце 1647 года под заглавием: Объяснение человеческого ума, или разумной души, где поясняется, что она собой представляет и какой может быть
  • Страсти души
  • Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом
  • Возражения некоторых учёных мужей против изложенных выше «Размышлений» с ответами автора
  • Глубокочтимому отцу Дине, провинциальному настоятелю Франции
  • Беседа с Бурманом
  • Геометрия
  • Космогония: Два трактата
  • Первоначала философии
  • Размышления о первой философии

Все мы еще со школы знаем утверждение Ньютона: "Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов". Одним из этих "гигантов", ученых-предшественников, был Рене Декарт.

Глава 1. Детство Декарта и краткая история семьи

Рене появился на свет 31 марта 1596 г. в городе Лаэ, находящемся в провинции Турень. Отец принадлежал к старинному дворянскому роду, но не слишком богатому. Иоахим Декарт являлся членом парламента и служил судьей в бретонском Высшем суде в городке Ренн (620 км от дома). Поэтому семья его видела только полгода. Мать, Жанна Брошар, была дочерью наместника короля в провинции. Один из родственников Рене, Пьер Декарт, был доктором медицины, а другой изучал почечные болезни и слыл прекрасным хирургом. Декарт был третьим ребенком в семье. Его мать умерла через год после его рождения. Отец передал детей на попечение бабушки по матери, поэтому Рене до 10 лет воспитывался у нее вместе с братом Пьером и сестрой Жанной.

Глава 2. Школьные годы чудесные

Декарт с детства отличался любопытством и задавал столько вопросов, что отец прозвал его "маленьким философом". В 1606 г., в возрасте 10 лет Рене отправился в иезуитскую коллегию города Ла Флеш. Это учебное заведение было основано, чтобы выпускать образованных священников, способных восстановить престиж католической церкви. Ирония судьбы, именно из этих стен вышел человек, который призвал всех искать истину о мире не на страницах Библии, а с помощью личных исследований и наблюдений. И хоть раз жизни усомниться во всех вещах. Он изучал древние языки (латынь и греческий), произведения античных и средневековых писателей, правила риторики, философию, логику, этику, метафизику, математику и физику. Коллегия Ла Флеш славилась углубленным изучением математических дисциплин. Декарт писал, что ему очень нравилась математика из-за ее достоверности, но он абсолютно не понимал, как ее применить в повседневной жизни, кроме как в ремеслах. Именно здесь Рене, имевший значительные математические способности, начал изучать геометрию и алгебру, навигацию и фортификацию. Это объяснялось тем, что все ученики были из дворянских родов, а младшие сыновья после окончания школы могли стать либо священниками, либо военными.

Глава 3. Его университеты

В 1613 г. Рене завершает обучение в Коллегии. Не имея склонности ни к военной карьере, ни к духовной, он решает немного развлечься в Париже, примыкает к "золотой молодежи", ведет веселый образ жизни. Даже увлекается карточной игрой, но его привлекала необходимость производить математические вычисления, а не возможность выигрыша.

Через полтора года он полностью утратил интерес к светской жизни. Декарт на некоторое время заперся в доме на улице Фобур Сен-Жермен, попытавшись написать трактат "О божестве". Затем он поступает в университет Пуатье для изучения права и медицины. В 1616 г. Рене получает степень бакалавра права, однако и юридическая стезя его не привлекает. На что его отец иронично замечает, что, видимо, он годится только на писательство. Нужно также заметить, что Рене еще много раз был студентом: в 1618 г., будучи в Голландии, поступил в военное училище в Бреде, в 1629 г. он изучал философию в университете Франекера, в 1630 г. – математику в Лейденском университете. И везде, как и в Коллегии, его раздражало засилье схоластических методов, которые признавали только умозрительные размышления о сути вещей, подкрепленные лишь цитатами из Библии и уже существующих научных трактатов.

Глава 4. Книга жизни

Декарт понял, что познать истину о природе и человеке можно только путем непрерывных наблюдений и размышлений. Поэтому почти десять лет он путешествовал по Европе, терзаемой Тридцатилетней войной. Передвигаться в одиночку было опасно, поэтому Рене придумал интересное решение. Он поступал волонтером-офицером (без оплаты) в разные армии, чтобы не иметь обязанностей. Декарт жил на ренту от земельных угодий, доставшихся в наследство от матери, а потому мог обойтись и без "зарплаты".

Для первого путешествия им была выбрана Голландия, на тот момент передовая буржуазная держава, известная свой веротерпимостью и интенсивным развитием экономики. Сюда стекались вольнодумцы со всей Европы, здесь публиковались самые последние открытия, которые в католических странах сразу попадали в "Индекс запрещенных книг".

В 1618 г. произошло его знакомство с директором Дортрехтской школы и доктором медицины И.Бекманом. Одна история рассказывает, что тот от отчаяния написал на уличной стене трудную математическую задачу, с которой долго не мог справиться, а проходивший мимо Декарт решил ее в тот же день. Бекман обладал обширными знаниями и подтолкнул Рене к научным изысканиям, извлекши из праздности и заставив вспомнить, что тот учил раньше. Уже в конце года появилось сочинение "О музыке", с благодарностью Бекману.

В 1619-21 гг. он побывал в Германии и близлежащих странах. В 1622-28 гг. Рене был в Париже, ведя снова рассеянный светский образ жизни. Правда, в 1623-24 гг. он побывал в Италии и Швейцарии, специально посетив Рим. Нужно сказать, что именно Декарт подал идею нумеровать сидения в парижских операх и театрах, чтобы избежать драк и скандалов за самые лучшие места. Современники считали это гениальным решением, а для нас билет с указанием ряда и места – это обычное дело.

В конце 1620-х в Париже он подружился с М.Мерсенном. В то время не существовало журналов, поэтому узнавать об открытиях или идеях коллег можно было только в процессе приватной переписки. Мерсенн был центром такого общения во Франции.

Рене охотно делился своими умозаключениями с друзьями, и те уговаривали его приступить к написанию трактата. Как он сам говорит, ему это казалось таким трудным, что он все не решался на это, пока кто-то не пустил слух, что работа уже создана. После этого пришлось ее все-таки создать.

Глава 5. Слова, слова, слова…

Лучше всего для работы над трактатом подходила Голландия. Туда Декарт и отправился в 1628 г. Будучи по жизни беспокойным и малоразговорчивым ипохондриком, он постоянно менял свое место жительство. Так начались 20 лет непрерывной научной деятельности Рене Декарта, когда он каждый день подтверждал свое известнейшее изречение: "Я мыслю, следовательно, существую".

Здесь он начал писать "Правила для руководства ума", которые забросил в 1629 г., приступив к работе над огромным произведением "Мир". Задача перед ним стояла масштабная – нарисовать и объяснить картину мироздания. К 1633 г. работа была завершена, но Декарт, как добрый католик и весьма осторожный человек, решил не публиковать ее, ведь она основывалась на тех же принципах, что и печальноизвестный труд Галилея. Часть труда вошла затем в сочинение "Размышление о методе", опубликованное в 1637 г. Оно стало основой для законов логики и философского течения картезианства. В нем философ затронул вопросы о научном методе, о науках и способах их дальнейшего развития, о морали, существовании Бога и бессмертии души. К трактату прилагались работы: "Диоптрика", "Метеоры", "Геометрия".

Когда он жил в Амстердаме, то познакомился с простолюдинкой-служанкой Еленой Янс. В 1635 г. у них родилась дочь Франсина. Любопытно, что ученый и историк Джон Магаффи попытался связать воедино два факта: в 1634 г. Декарт создает эссе "О человеке и образовании зародыша", а в одной из личных книг ученого была найдена запись "Зачата 15.10.1634 г.". До сих пор никто не может сказать, был ли этот ребенок плодом любви или любознательности Рене Декарта. Впрочем, он был к ней весьма привязан, хотя и представлял ее всем, как свою племянницу. Дочь умерла от скарлатины в 5 лет, что причинило ему большую боль. Практически в это же время ушли из жизни отец и сестра Жанна. Только работа отвлекает от грустных дум. В 1641 г. публикуется трактат "Размышления о первой философии", в 1644 г. – "Первоначала философии". В 1648 г. Декарт дописал "Описание человеческого тела. Об образовании животного", но не опубликовал. При его написании ученый сам препарировал животных, не полагаясь на анатомические атласы и имеющиеся труды. В 1649 г. он издал "Страсти души", которые, несмотря на название, достойное любовного романа, рассказывали о духовных и телесных качествах человека.

Глава 7. Нет пророка в своем отечестве

В 1640-е годы его идеи нашли много приверженцев. Его друзьями считались Б.Паскаль, П.Гассенди, Т.Гоббс, А.Арно. Картезианцами объявили себя профессоры Х.Ренери и Х.Деруа из Утрехта и А.Хеерборд из Лейпцига. На него началась травля со стороны церкви, ведь в опасности были привычные схоластические традиции. Противниками Декарта были голландский профессор Г.Воэций и парижский математик Ж.Роберваль. После смерти ученого появился указ Людовика XIV, согласно которому запрещалось преподавать картезианство в школах Франции. Тем не менее, его труды оказали влияние на работы ученых следующего поколения: Б.Спинозы, Н. Мальбранша, И.Канта, Д.Локка, Г. Лейбница, А.Арно, Э.Гуссерля.

Глава 8. "Пора в путь, душа моя!"

Чтобы уехать из этой "зоны боевых действий", ученый принимает в 1649 г. приглашение королевы Христины, которая не просто просила его приехать, а даже прислала за ним корабль. Ей очень хотелось создать в Стокгольме Академию наук и стать первой королевой-философом. Но всего за несколько месяцев слишком суровый климат и нарушение привычного режима дня (королева требовала занятий в 5 утра) привели к пневмонии. Ученый жаловался, что шведская зима настолько сурова, что здесь у человека даже мысли промерзают. Декарт признавал только два лекарства: отдых и диета, а потому запустил болезнь. Его друзья долго не верили в его смерть, ведь ему еще не исполнилось и 54 лет. Об отравлении мяшьяком шептались одно время придворные Христины, да и надпись на могильной плите ученого была двусмысленная: "Он заплатил за нападки соперников своей невинной жизнью".

В 1666 г. Франция все-таки спохватилась и решила, что место Декарта на родной земле. Останки перевезли, но исчез череп. Во время Французской революции гроб опять перезахоронили, теперь он в часовне церкви Сен-Жермен-де-Пре, где туристы могут увидеть черную мраморную плиту с надписью "Renatus Cartesius". Череп всплыл через какое-то время на аукционе и был передан Франции, теперь он хранится в парижском Музее человека. Так голова и тело ученого оказались разделены Сеной. В этом тоже есть какая-то ирония, ведь и при жизни Рене Декарт отделял требования рассудка от желаний тела, уделяя больше времени науке, нежели проявлению человеческих чувств.

Глава 9. За что должны поблагодарить Декарта

Математики: благодаря ему появились аналитическая геометрия, термины "мнимое число" и "действительное число", привычные обозначения степеней и переменных значений x, y, z, теория касательных к кривым, формулы для расчета объемов тел вращения; основы теории уравнений, связь между величиной и функцией, прямолинейная система координат. В его честь названы координаты, овал, парабола и лист;
- философы: сформулировал философский метод "радикальное сомнение" и рационализм Нового Времени;
- физики: поставил вопрос о научном объяснении возникновения Солнечной Системы; создал первую теорию радуги и формулы для определения центра тяжести тел вращения, сформулировал закон преломления света на границе различных сред, понятие "инерция тела", практически совпавшее с ньютоновским. Появилась возможность усовершенствовать оптические приборы, а потому астрономы назвали в его честь лунный кратер;
- медики: сформулировал теорию об организме, как о сложном механизме; ввел понятие "рефлекс", за что его особо отблагодарил академик И.П.Павлов, поставив бюст ученого возле своей лаборатории. Создал описание анатомии глаза, почти не уступающее современному.

(Descartes Rene, латинизированный вариант - Renatus Carte s i u s, 1596- 1650)- французский философ и естествоиспытатель.

Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу. До 1621 г. служил в армии, участвовал в Тридцатилетней войне и посетил многие страны Европы, где установил контакты с философами и учеными. Затем поселился в Париже и работал над проблемами философии и других современных ему наук, стремясь придать науке, в т. ч. философии, характер строгого, целостного и достоверного знания.

В 1629 г. переехал в Голландию- в то время передовую капиталистическую страну, где проводил философские изыскания и научные исследования e области математики, физики, космогонии, метеорологии и физиологии. Проникновение научных и философских идей Р. Декарта в голл. ун-ты навлекло на него преследования со стороны протестантских богословов. В 1649 г. по приглашению шведской королевы он переехал в Стокгольм.

Р. Декарт сформулировал исходные идеи аналитической геометрии, в механике - ряд фундаментальных законов, в т. ч. закон сохранения количества движения и закон преломления света, основал научную космогонию, пытаясь объяснить естественными причинами возникновение и развитие Солнечной системы.

Свои научные исследования Р. Декарт вел в тесной связи с философией, реформе в к-рой, по его мнению, должно предшествовать сомнение в достоверности всех знаний. В сомнении он видел средство для освобождения от недостоверных знаний и обоснования достоверных истин. Тем самым Р. Декарт сформулировал теорию познания рационализма.

Научное знание о мире в целом он строил на основе принципиально нового предметно-практического (прежде всего производственного) отношения к природе как к объему деятельности. Определяла это отношение развивающаяся в то время капиталистическая система общественного разделения труда. Ее порождения - производственная кооперация и мануфактура - базировались прежде всего на использовании «умелости, вложенной в мертвые силы природы» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 46, ч. II, стр. 83-84). Вскоре главной силой «умелости» становится знание, начинается эпоха «технологического применения науки» (там же, стр. 206), определившего способы получения, оформления и использования научного знания. В такой системе знания природа представляется как совокупность своих наличных свойств, пространственно-геометрически, как тело, все части к-рого находятся между собой в непосредственном механическом взаимодействии. Всякое изменение их положения Р. Декарт объяснял вихревыми движениями, или возмущениями, волнами, пробегающими по «эфиру» телесной субстанции.

Организм для Р. Декарта - часть телесной природной субстанции, элементы к-рой (как мельчайшие, неделимые атомы, так и их организованные сочетания - кровь, органы и т. д.) взаимодействуют друг с другом под влиянием внешних воздействий, а жизнь - процесс, в к-ром он видел единство постоянных непосредственных реакций тела на эти воздействия.

Поэтому каждое жизненное действие организма, по Декарту, имеет рефлекторную природу. Разработанная им схема рефлекторной дуги - важнейший результат его физиол, исследований. Он считал, что одни нервы являются проводниками к мозгу центростремительных импульсов, вызываемых внешними раздражителями, другие - проводниками центробежных импульсов от мозга к членам, приводимым в движение.

Жизнь растений, животных и человека по-разному сложна и находится в прямой зависимости от их различной организации. Однако вся природа имеет одни и те же регулятивные принципы, один и тот же порядок бытия, и, кроме законов механики, «нет нужды воображать себе иную причину», заставляющую частицы крови соединяться и образовывать «животные духи» (esprits animaux), приводящие в движение органы тела. Все проявления человеческой жизни, кроме мышления, могут быть поняты, если удается объяснить взаимодействие всех элементов сложного механического устройства, каким представлялся Р. Декарту человеческий организм. Мышление же есть способность души, а не тела. Действенность мышления - в свободном творении того, что лишь потенциально присуще физ. телу природы, и мышление в принципе не может быть объяснено пространственным взаимодействием телесных структур, какими бы сложными они ни были. Духовное вообще (и мышление как его проявление в частности) есть особая субстанция, существующая наряду с телесной. Т. о., Р. Декарт, рассматривая мир как целостную механическую систему, понимая, что мышление невозможно представить ее следствием (или частью), впервые сформулировал проблему отношения мышления к бытию как психо-физ. проблему и решал ее дуалистически, постулируя самостоятельность духовной и материальной субстанций.

Человека Р. Декарт рассматривал как существо, в к-ром механизм тела соединен с нематериальной и непротяженной душой. Между телом и душой существует взаимодействие, физ. органом к-рого является шишковидная железа. Резко отделив в человеке душу - мыслящую субстанцию - от тела, Р. Декарт развил чисто соматическую теорию боли, голода и жажды. Он строго отличал телесные движения и явления, в которых выражаются эти состояния, от ощущений, сопровождающих их в человеке. Такой же соматический характер имела разработанная им физиол, теория зрения, опирающаяся на оптику, а также физиол. теория памяти. При этом он особо подчеркивал, что явления памяти не требуют участия сознания. Механистический принцип своих физиол, воззрений Р. Декарт четко сформулировал в трактате «О человеке». Будучи передовым для своего времени физиологом, Р. Декарт считал, что сложность строения органов животных не препятствует предположению, что они образованы природой, действующей согласно точным законам механики. По мысли Р. Декарта, тело животного и человека - автомат; его движущей силой является теплота, а ее источник- происходящие в теле процессы сгорания без пламени. Средоточием этой теплоты он считал сердце. В трактате «О человеке», повторив теорию кровообращения У. Гарвея, он несколько усилил ее механистический характер. Механистический характер имеет и набросанный им очерк теории пищеварения. Венцом его самостоятельных физиол, исследований была разработанная впервые схема рефлекторной дуги.

Рассматривающие человека (с физиол. точки зрения) как машину, односторонне механистические с современной точки зрения воззрения Р. Декарта в условиях 17 в. были прогрессивными. Вместе с тем механистическое определение объекта познания логически привело его к выводам, решительно повлиявшим на дальнейшее развитие философии и науки Нового времени. Согласно Р. Декарту, каждый человек видит себя существующим постольку, поскольку он осознает сам факт своего мышления (cogito, ergo sum - мыслю, следовательно существую). Исходя из этого, он утверждал, что не в опыте с предметами,телами, а в мышлении, в его интуитивно ясных и отчетливых «идеях» (понятиях) черпает человек исходные определения и принципы построения доказательного знания -«врожденные идеи» и дедукцию, оформляющую до степени интуитивной (непосредственно-познаваемой) четкости результаты индуктивного исследования. Этим Р. Декарт заложил основы философского рационализма (лат. rationalis - разумный). Дальнейшее развитие философии Нового времени в известной мере определялось борьбой рационализма и эмпиризма, а разработанные Р. Декартом механистические принципы легли в основу многих естественнонаучных концепций, в т. ч. и в медицине.

Сочинения: Сочинения, Казань, 1914; Избранные произведения, пер. с франц., М., 1950.

Библиография: Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т. 2, с. 138, М., 1955; Асмус Б.Ф. Декарт, М., 1956.

В. Ф. Асмус, Ф. Т. Михайлов.

Значительные идеи Cogito ergo sum , метод радикального сомнения , Декартова система координат , Картезианский дуализм, Онтологическое доказательство бытия Божия ; признан основателем Новоевропейской философии Оказавшие влияние Платон , Аристотель , Ансельм , Фома Аквинский , Оккам , Суарес , Мерсенн Испытавшие влияние

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Рене Декарт и картезианство (рассказывает Владимир Стрелков)

    Рене Декарт - Фильм из цикла "Философы" ("Filosofos")

    Из истории математики. Декарт. Урок 9

    Декарт, Спиноза, Лейбниц

    Сергей Шандарин: "Гигантская паутина Вселенной"

    Субтитры

Биография

Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода, был младшим (третьим) сыном в семье.

Начальное образование Декарт получил в иезуитском колле́же Ла Флеш , где его учителем был Жан Франсуа . В коллеже Декарт познакомился с Мареном Мерсенном (тогда - учеником, позже - священником), будущим координатором научной жизни Франции. Религиозное образование только укрепило в молодом Декарте скептическое отношение к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов.

Другие научные достижения

  • Крупнейшим открытием Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов».
  • Наряду с учениями о механизмах тела разрабатывалась проблема аффектов (страстей) как телесных состояний, являющихся регуляторами психической жизни. Термин «страсть», или «аффект», в современной психологии указывает на определённые эмоциональные состояния.

Философия

В развитии картезианства обозначились две противоположные тенденции:

  • к материалистическому монизму (Х. Де Руа, Б. Спиноза)
  • и к идеалистическому окказионализму (А. Гейлинкс , Н. Мальбранш).

Мировоззрение Декарта положило начало т. н. картезианству , представленному

  • голландской (Барух де Спиноза),
  • немецкой (Готтфрид Вильгельм Лейбниц)
  • и французской (Николь Мальбранш)

Метод радикального сомнения

Исходной точкой рассуждений Декарта является поиск несомненных оснований всякого знания. В эпоху Возрождения Монтень и Шаррон пересадили во французскую литературу скептицизм греческой школы Пиррона .

Скептицизм и поиски идеальной математической точности - два различных выражения одной и той же черты человеческого ума : напряжённого стремления достигнуть абсолютно достоверной и логически непоколебимой истины . Им совершенно противоположны:

  • с одной стороны - эмпиризм , довольствующийся истиной приблизительной и относительной ,
  • с другой - мистицизм , находящий особое упоение в непосредственном сверхчувственном, надрациональном знании .

Ничего общего ни с эмпиризмом, ни с мистицизмом Декарт не имел. Если он искал высшего абсолютного принципа знания в непосредственном самосознании человека, то речь шла не о каком-либо мистическом откровении неведомой основы вещей, а о ясном, аналитическом раскрытии самой общей, логически неопровержимой истины. Её открытие являлось для Декарта условием преодоления сомнений, с которыми боролся его ум.

Сомнения эти и выход из них он окончательно формулирует в «Первоначалах философии» следующим образом:

Так как мы рождаемся детьми и составляем разные суждения о вещах прежде, чем достигнем полного употребления своего разума, то многие предрассудки отклоняют нас от познания истины; избавиться от них мы, по-видимому, можем не иначе, как постаравшись раз в жизни усомниться во всём том, в чём найдём хотя бы малейшее подозрение недостоверности…. Если мы станем отвергать всё то, в чём каким бы то ни было образом можем сомневаться, и даже будем считать всё это ложным, то хотя мы легко предположим, что нет никакого Бога, никакого неба, никаких тел и что у нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела, однако же не предположим также и того, что мы сами, думающие об этом, не существуем: ибо нелепо признавать то, что мыслит, в то самое время, когда оно мыслит, не существующим. Вследствие чего это познание: я мыслю, следовательно существую , - есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке. И это - лучший путь для познания природы души и её отличия от тела; ибо, исследуя, что же такое мы, предполагающие ложным всё, что от нас отлично, мы увидим совершенно ясно, что к нашей природе не принадлежит ни протяжение, ни форма, ни перемещение, ничто подобное, но одно мышление, которое вследствие того и познаётся первее и вернее всяких вещественных предметов, ибо его мы уже знаем, а во всём другом ещё сомневаемся.

Таким образом, найден был Декартом первый твёрдый пункт для построения его миросозерцания - не требующая никакого дальнейшего доказательства основная истина нашего ума. От этой истины уже можно, по мнению Декарта, пойти далее к построению новых истин.

Доказательство существования Бога

Найдя критерий достоверности в отчётливых, ясных идеях (ideae clarae et distinctae ), Декарт берётся затем доказать существование Бога и выяснить основную природу вещественного мира. Так как убеждение в существовании телесного мира основывается на данных нашего чувственного восприятия , а о последнем мы ещё не знаем, не обманывает ли оно нас безусловно, то надо прежде найти гарантию хотя бы относительной достоверности чувственных восприятий. Такой гарантией может быть только сотворившее нас, с нашими чувствами, совершенное существо, идея о котором несовместима была бы с идеей обмана. Ясная и отчётливая идея такого существа в нас есть, а между тем, откуда же она взялась? Мы сами сознаем себя несовершенными лишь потому, что измеряем своё существо идеей всесовершенного существа. Значит, эта последняя не есть наша выдумка, не есть и вывод из опыта. Она могла быть внушена нам, вложена в нас только самим всесовершенным существом. С другой стороны, эта идея настолько реальна, что мы можем расчленить её на логически ясные элементы: полное совершенство мыслимо лишь под условием обладания всеми свойствами в высшей степени, а следовательно и полной реальностью, бесконечно превосходящей нашу собственную реальность.

Таким образом из ясной идеи всесовершенного существа двояким путём выводится реальность бытия Бога:

  • во-первых, как источника самой идеи о нём - это доказательство, так сказать, психологическое;
  • во-вторых, как объекта, в свойства которого необходимо входит реальность, - это доказательство так называемое онтологическое, то есть переходящее от идеи бытия к утверждению самого бытия существа мыслимого.

Всё же вместе Декартово доказательство бытия Божия должно быть признано, по выражению Виндельбанда , «соединением антропологической (психологической) и онтологической точек зрения».

Установив бытие всесовершенного Творца, Декарт уже без труда приходит к признанию относительной достоверности наших ощущений телесного мира, причём строит идею материи как субстанции или сущности , противоположной духу . Наши ощущения материальных явлений далеко не во всём своём составе годны для определения природы вещества. Ощущения цветов, звуков и проч. - субъективны; истинный, объективный атрибут телесных субстанций заключается только в их протяжённости, так как только сознание протяжённости тел сопровождает все разнообразные чувственные восприятия наши и только это одно свойство может быть предметом ясной, отчётливой мысли.

Таким образом, в понимании свойств материальности сказывается у Декарта всё тот же математический или геометрический строй представлений : тела суть протяжённые величины. Геометрическая односторонность Декартова определения материи сама собой бросается в глаза и достаточно выяснена новейшей критикой; но нельзя отрицать, что Декарт верно указал на самый существенный и основной признак идеи «материальности». Выясняя противоположные свойства той реальности, которую мы находим в самосознании своём, в сознании своего мыслящего субъекта, Декарт, как мы видим, признаёт мышление главным атрибутом духовной субстанции.

Декарт в своей системе, как и Хайдеггер позднее, выделял два модуса существования, - прямой и криволинейный. Последний определяется отсутствием какой-либо базовой ориентации, поскольку вектор его распространения меняется в зависимости от столкновений идентичностей с породившим их социумом. Прямой модус бытия утилизирует механизм длящегося волевого акта в условиях вселенского безразличия духа, что даёт человеку возможность действовать в контексте свободной необходимости.

Несмотря на кажущийся парадокс, это наиболее экологичная форма жизнедеятельности, поскольку через необходимость она определяет оптимальное аутентичное состояние здесь-и-сейчас. Равно как Бог в процессе творения не имел над собой никаких законов, объясняет Декарт, так и человек трансцендирует то, что не может в этот момент, на этом шаге быть другим.