Образование в швеции. Образовательная система швеции

В Швеции все дети должны учиться в девятилетней начальной школе (grundskola). Такое требование сформулировано в шведском законодательстве о школьном образовании. Начальная школа принимает на обучение детей в возрасте 7-16 лет. Учебный год состоит из осеннего и весеннего полугодий.

Родители имеют право выбирать школу для своих детей. Заявление о предоставлении места в школе подается на имя директора интересующей вас школы. Детей принимают в школу при наличии свободных мест.

Дети, которым трудно дается учеба в средней школе, могут проходить обучение в специальной или вспомогательной школе. Специальные школы (specialskola) предусмотрены, например, для глухих или слабослышащих детей. Вспомогательные школы (särskola) предназначены для детей с отставанием в развитии или аутизмом. В таких учебных заведениях учащиеся получают дополнительную поддержку в прохождении школьной программы.

Все начальные школы работают по единому учебному плану, где регулируются вопросы о содержании образовательной программы и педагогических методах работы школы.

Обязательность обучения в школе

Обязательность обучения означает, что дети должны ходить в школу, начиная с осеннего полугодия по достижении 7-летнего возраста или после поступления в первый класс.

Предметы, изучаемые в начальной школе

К школьным предметам относятся, например, курсы обучения математике или шведскому языку. Каждый предмет изучается в объеме определенной программы, в которой указано, какие знания ученик должен иметь по окончании начальной школы.

Половое просвещение в школе

В шведской школе вопросы полового просвещения и семейной жизни включены в учебный план. Такая традиция существует более 50 лет.

Система школьных оценок в Швеции

С осени 2012 года школьникам выставляются оценки, начиная с шестого класса. Каждое полугодие дети получают оценки по всем предметам, а после окончания девятого класса им выдают аттестат о начальном образовании.

С 1 июля 2011 года действуют новые правила определения и выставления отметок. Учащиеся начальной школы получают оценки «A», «B», «C», «D», «E» и «F». Оценка «F» означает «зачтено». Самая высокая оценка – «A». Новые правила установлены по инициативе государственного органа под названием Шведское управление школьного образования.

До 1 июля 2011 года учащиеся получали оценки «зачтено» (G), «хорошо» (VG) и «отлично» (MVG). Оценка IG означает «неудовлетворительно» и выставляется, когда знания ребенка не зачтены.

Шведская школа в прежние времена

С середины ХХ века в шведской школе произошли значительные изменения. Раньше в школе царили строгие нравы. Учитель мог бить учеников, а угроза телесных наказаний сохранялась до 1958 года.

Ученики не могли обращаться к учителям на «ты» или называть их по имени. Вместо этого они должны были говорить «фрёкен» или «магистр». Детям уже с первого класса ставили оценки за поведение. Если у школьника были плохие оценки по двум или трем предметам, его оставляли на второй год.

Современная школа

Нынешняя школа является демократичной по своему характеру. Детей учат самостоятельному мышлению и принятию решений, касающихся процесса обучения. Учитель выступает в качестве лидера группы, но между ним и учениками сохраняются равноправные отношения.

Шведская школа работает на основе общих принципов Декларации ООН о правах человека. Это этические ценности, на которых строятся взаимоотношения между детьми, подростками и взрослыми.

В соответствии с этим в шведской школе нельзя никого обижать. Девочки и мальчики имеют равные возможности для выбора и развития. Учащиеся могут сами воздействовать на процесс обучения, благодаря участию в классных собраниях и работе классного совета.

Языковое обучение

Если один или оба родителя имеют другой родной язык или используют его в качестве домашнего языка, ребенок имеет право на обучение этому языку в школе (modersmålsundervisning). Школьники, говорящие на другом родном языке, имеют также право изучать шведский как второй язык. Шведский как второй язык предусмотрен как для начинающих, так для тех, кто уже немного говорит по-шведски.

Подготовительный класс для детей иммигрантов

Для детей, вновь прибывших в Швецию, созданы подготовительные классы, где они проходят языковой тренинг по шведскому языку и изучают другие школьные предметы.

Ученики подготовительного класса обучаются с целью как можно быстрее перейти на изучение предметов в рамках обычной программы начальной школы. Обучение индивидуальное, в зависимости от возраста, родного языка и уровня знаний, полученных раньше. Подготовительные классы для детей иностранного происхождения имеются во многих муниципалитетах Швеции.

Королевство Швеция - страна с высоким уровнем жизни, ежегодно привлекающая молодых людей из других государств. Дипломы университетов ценятся многими работодателями во всём мире, поэтому образование в Швеции, полученное молодым специалистом, помогают быстро продвигаться по карьерной лестнице.

Программы обучения

Страна: Австралия Австрия Бельгия Бразилия Великобритания Венгрия Германия Голландия Греция Дания Индия Ирландия Испания Италия Канада Кипр Китай Коста-Рика Куба Мальта Марокко Монако Новая Зеландия Норвегия ОАЭ Польша Португалия Сингапур США Таиланд Турция Филиппины Финляндия Франция Чехия Чили Швейцария Швеция ЮАР Япония

Город: Все Стокгольм (1)

Язык обучения: Все шведский

Проживание: Все Общежитие - Резиденция Отель - Бунгало - Вилла Семья

Сортировка: дешевле дороже

Дошкольное образование в Швеции

Посещение детского сада (по-шведски dagis) считается необходимым этапом успешного воспитательного процесса. Учреждения для дошкольников можно найти даже в небольших населённых пунктах. Согласно статистике, дошкольное образование получают не менее 80% детей.

Система дошкольного образования в Швеции не предполагает подготовку к следующему этапу обучения. Воспитание направлено на получение ребёнком первых навыков общения со сверстниками различных рас и национальностей. Большую часть времени малыши проводят на прогулке, что благоприятно сказывается на их здоровье. Посещение детского сада стоит недорого: родители тратят не более 3% своих доходов. Дети из малоимущих семей имеют право посещать дошкольное учреждение бесплатно.

Система среднего образования

Посещение основной школы (grundskola) обязательно с 1 по 9 класс. В учебное учреждение принимают после собеседования. Если у ребёнка выявлены отклонения в развитии, его могут отправить в särskola (для детей с психическими отклонениями) или в specialskola (для детей с физическими отклонениями). Первые несколько лет пребывания в grundskola направлены на социализацию. Получение знаний не является ведущей деятельностью. До 5 класса оценок не ставят и не оставляют на второй год. Для школы характерны следующие особенности:

  1. Среднее образование является бесплатным для всех подданных королевства и официальных иммигрантов. Родители не обязаны делать каких-либо взносов. Бесплатно предоставляются не только учебники, но и обеды, канцелярские принадлежности и даже проездной билет, если ученик проживает далеко от места учёбы.
  2. Физкультура считается одной из важнейших дисциплин.
  3. В некоторых школах учащиеся могут бесплатно научиться играть на одном музыкальном инструменте.
  4. Школьный учитель играет важную роль в жизни ребёнка. Он поддерживает связь с родителями, информируя их об успеваемости сына или дочери. К преподавателю допустимо относиться как к равному и называть его по имени.

Ученик, решивший продолжить обучение после 9 класса, переходит в гимназию. Подростку предстоит выбрать программу: академическую, техническую или профессиональную. Для перехода на новый этап нужно успешно сдать 3 вступительных экзамена: математику, шведский и английский языки. Обучение длится 2-3 года.

Получить среднее образование можно в высшей народной школе (folkhögskola). Здесь обучаются люди, не окончившие grundskola или выпускники гимназий. В народных школах по специальным программам обучаются иммигранты.

Высшее образование в Швеции

Представлена университетами и университетскими колледжами. В университете больше академических дисциплин. Здесь можно получить докторскую степень. Колледжи предлагают только те знания, которые пригодятся на практике. Такое учебное учреждение нередко готовит специалистов для конкретного предприятия. Специфика шведских вузов:

  1. Чтобы стать студентом без вступительных экзаменов, необходимо успешно окончить гимназию.
  2. Учебная программа состоит из лекций и семинаров. Студент имеет право выбирать занятия для посещения.
  3. Чтобы переходить с одного курса на другой, нужно своевременно сдавать установленное количество зачётов и экзаменационных работ.
  4. Обучение в Швеции в высшем учебном заведении бесплатно для подданных королевства, граждан ЕС и некоторые стран, не входящих в Европейский Союз. С 2011 года иностранные граждане, не относящиеся к льготной категории, обязаны платить за учёбу от 7500 € до 21000 €.
  5. Резидент страны может рассчитывать не только на бесплатное обучение, но и на финансовую помощь от государства, помогающую покрывать расходы неработающего студента.

Самые известные шведские университеты

К наиболее популярным среди самих шведов и иностранцев университетам относятся:

  1. Стокгольмский Университет (Stockholm University). Предлагает широкий выбор программ, сотрудничает со многими вузами мира.
  2. Шведский университет аграрных культур (Swedish University of Agricultural Sciences). Вуз считается одним из лучших в сфере сельского хозяйства. Популярное направление - создание экологически чистой среды обитания.
  3. Университет технологий Лулио (Luleå University of Technology). Предлагает получить образование не только по техническим, но и по гуманитарным направлениям.
  4. Университет Умио (Umeå universitet). Предлагает более 1000 различных программ, некоторые из которых представлены на английском языке .
  5. Университет Лунда (Lund University). Вуз является крупнейшим исследовательским центром.
  6. Университет Карлстада (Karlstads universitet). Вуз предлагает несколько десятков образовательных программ.
  7. Университет Упсалы (Uppsala universitet). Даёт образование по большому количеству направлений и является старейшим вузом королевства.

Бакалавриат, магистратура, докторантура

Учёба в Швеции в вузе даёт возможность получить степень по европейскому стандарту:

  • Бакалавриат . Является основной программой высшего образования, доступной сразу же после окончания старших классов школы. Обучение длится 3 года, в течение которых бакалавр должен получить 180 академических кредитов (зачётов);
  • Магистратура . Предполагает более углублённое изучение предметов. Обучение длится 1-2 года и заканчивается написанием магистрской работы. За время учёбы необходимо получить 60-120 кредитов;
  • Докторантура . Содержание и длительность учебного курса зависит от высшего учебного заведения. Получение степени требует проведение научной работы и написание диссертации.

Обучение в Швеции для русских

Шведские школы принимают иностранных граждан. Учащемуся необходимо владеть английским. Однако получение навыков общения на шведском языке является обязательным. Для иностранцев предусмотрены специальные подготовительные классы, в которых они изучают язык королевства.

Среднее образование в Швеции для русских доступно в гимназии подросткам от 14 до 17 лет. Программа гимназии рассчитана на 3 года. Однако россияне могут учиться только год. В течение всего этого периода школьники проживают в семьях. Дети имеют право обучаться как в частных, таки в государственных учреждениях. В некоторых крупных городах организованы русские школы, где обучаются дети россиян, временно проживающих в королевстве.

Подданные Швеции оканчивают школу на 2 года позднее своих российских ровесников. Именно поэтому, поступая в вуз в 17 лет, россиянин может столкнуться с трудностями и получить отказ. В таком случае выпускнику рекомендуется поступить в университет в России и проучиться 1-2 года.

Знание шведского необязательно. В королевстве достаточно учебных заведений, предлагающих программы на английском. Владение этим языком на хорошем уровне должно быть подтверждено сертификатом международного образца. Кроме этого, абитуриент должен представить справку из банка о том, что он располагает суммой, необходимой для оплаты всех возможных расходов. Работать в Швеции студентам разрешено только в период летних каникул. Также учащийся вуза должен будет подписать обязательство покинуть государство после окончания обучения.

Выбрав учебное заведение, необходимо подать заявку через сайт этого учреждения. Абитуриент должен быть готов пройти собеседование на английском или шведском. По итогам собеседования принимается решение об отказе или зачислении. Если учёба в Швеции для россиян не превышает трёх месяцев, учащемуся необходимо оформить . Для проживания в стране в течение более длительного времени нужно получить разрешение, для оформления которого необходимы:

  • Медицинская страховка;
  • 2 цветные фотографии на документы;
  • Анкета на английском или шведском;
  • Подтверждение платёжеспособности ученика;
  • Решение о зачислении;
  • Загранпаспорт с ксерокопиями всех его страниц.

Стоимость обучения в Швеции

Сколько стоит обучение в Швеции вопрос важный для любого студента. Учёба в государственной школе обойдётся для россиянина в 6000 €. В частных учреждениях цена будет выше. Средняя стоимость учёбы в вузе - от 10500 € до 38400 €. Студенту также придётся оплачивать:

  • Жильё . Университеты предоставляют общежития. Ежемесячная стоимость проживания - от 240 € до 470 €. Однако мест в общежитиях не всегда бывает достаточно для всех желающих. Учащийся может поселиться в специальных студенческих апартаментах и платить за них до 420 € в месяц. Съём однокомнатной квартиры стоит до 1000 € (в центре Стокгольма);
  • Питание . Обед в недорогом кафе обойдётся в 9 €. Ужин в ресторане может стоить в несколько раз дороже. Чтобы сэкономить, необходимо покупать продукты в супермаркете и готовить самостоятельно. Затраты на питание составят до 200 € в месяц;
  • Транспорт . В целях экономии необходимо купить проездной билет за 73 €;
  • Прочие расходы . На посещение достопримечательностей, кинотеатров и покупку предметов первой необходимости уходит до 100 € в месяц.

Высшее образование в Швеции для русских бесплатно

Претендующие на степень бакалавра абитуриенты из России не смогут получить образование бесплатно. Чтобы поступить на бюджетное отделение магистратуры, необходимо подать заявку в Шведский Институт (Swedish Institute), созданный в середине прошлого века для организации интернационального сотрудничества. Стипендии, назначаемые этим учреждением, покрывают все расходы на перелёт и пребывание в стране. Студентам, поступившим в докторантуру, платят зарплату в размере 1500 € за проведение научной работы.

Некоторые вузы самостоятельно поддерживают иностранных студентов, полностью или частично покрывая их расходы.

Получить высшее образование на родине Астрид Линдгрен может любой желающий. Знание государственного языка при поступлении не является обязательным. Система образования в Швеции является одной из лучших во всем мире. Стать студентом выбранного ВУЗа может не только юный абитуриент, но и человек, уже имеющий специальность. Прием на обучение в Швеции осуществляется в результате конкурсного отбора. Этот отбор осуществляется дважды в год. Сдавать вступительные экзамены при этом не требуется.

Панорамный вид на шведские фьорды и яхтенную стоянку

Высшее образование в Швеции занимает в различных рейтингах одно из лидирующих мест. Многие шведские университеты находятся в ТОП-двести всех ВУЗов нашего земного шара. Шведская образовательная система предполагает несколько ступеней, каждая из которых является бесплатной. Практически все учебные заведения финансируются властями этой страны.

Имея отличную репутацию, шведские университеты с каждым годом привлекают все больше абитуриентов-иностранцев. Главной чертой сегодняшней образовательной системы считается ее демократичность.


То есть, получить качественное высшее образование могут не только представители элиты, но и ребята, родители которых находятся на более низкой социальной ступени.

Получение среднего образования

Обязательное среднее образование было введено в шведском государстве в сороковых годах девятнадцатого столетия. В настоящем виде школа существует с середины двадцатого века. Посещать школу обязуются все дети, проживающие на территории шведского государства и достигшие семилетнего возраста. В начале девяностых власти государства приняли решение открыть классы для ребятишек шестилетнего возраста.

Сегодня среднее образование предполагает посещение следующих школ:

  1. Государственных.
  2. Альтернативных.
  3. Муниципальных.

Интерьер и обустройство муниципальных школ в Швеции

Также уделяется внимание изучению математики и английского языка. Отметки выставляются только во 2-м полугодии 8-го класса. При этом отметки выставляются не по пяти бальной шкале, а по критериям отечественного университета. Примечательно, что если тот или иной предмет школяр тянет исключительно на «неуд», то отметка не выставляется. Иначе, по мнению шведских школьных чиновников, психика ребенка будет травмирована.

Помимо педагогов, преподавательский состав муниципальной школы включает в себя единицу психолога. Этот специалист, совместно с консультантом, помогает юным выпускникам корректно выбрать ВУЗ.

Особенности альтернативных школ

Количество альтернативных учебных заведений, в сравнении с муниципальными, относительно невелико. В основе обучения находится методика Монтессори, столь популярная во многих отечественных школах и садиках.

Также на территории Швеции есть религиозные альтернативные учебные заведения. Поступить в такую школу ученик имеет право только тогда, когда ее статус равняется обязательному среднему учебному заведению.

Особенности высшего образования

Шведское государство имеет право гордиться уровнем образования в школах и университетах. Именно университеты Швеции способствовали тому, что бедное относительно природных ресурсов государство встало вровень с такими мощными «империями», как и . Учеба в Швеции предполагает грамотное сочленение экономической и социальной отраслей. В сердце образовательной сферы находятся легендарные шведские университеты.

Устройство системы высшего образования в Швеции

Сегодня на территории этой державы насчитывается около шестидесяти высших учебных заведений. Большинство из них финансируется государством. Впрочем, некоторые ВУЗы существуют и на частной основе.

Стокгольмский ВУЗ

Одним из наиболее значительных университетов Швеции является Стокгольмский университет. Он был основан в конце восьмидесятых годов девятнадцатого столетия, а первый диплом был выдан в 1904 году.
Сегодня в стокгольмском университете имеется 4 факультета:

  • гуманитарный;
  • юридический;
  • факультет естественных и общественных наук.

К 2005 году Стокгольмский ВУЗ насчитывал немногим более тридцати семи тысяч студентов и трех тысяч преподавателей.

Гётеборгский ВУЗ

Одним из самых крупных университетов Швеции является Гётеборгский ВУЗ.

Фасад Гетеборгского университета в Швеции

Основанный в самом конце девятнадцатого века, современным университетом он стал только в пятидесятых годах двадцатого столетия, когда в его состав включили школу медицины. Сегодня состав этого ВУЗа включает в себя восемь факультетов и около шестидесяти отделений. Здесь имеется огромная научная и исследовательская базы в области экспериментальной биологии, генетики и инженерии.

Получение социального образования

Многие молодые люди мечтают приносить пользу обществу. Важно понимать, что только желания и наличия доброго сердца для такой работы недостаточно. В первую очередь молодой человек, желающий работать с лицами, имеющими проблемы с алкоголем или наркотиками, обязуются получить социальное образование.

Сегодня социальное образование включает в себя изучение психологии, социологии и методологии. Экономика также является обязательной дисциплиной.


Примечательно, что именно шведская модель работы на социальной ниве признается наиболее эффективной. Сегодня социальное образование, полученное на территории этой страны, признается в большинстве государств мира.

Получить социальное образование можно в Гётеборгском университете, который сегодня признан как один из самых сильных ВУЗов мира. Возрастных рамок для получения такого образования не существуют. Студенты занимаются в аудиториях, но львиная доля времени уделяется работе в специальных организациях. Там студенты работают со своими будущими клиентами под руководством опытных соцработников.

Получение инклюзивного образования

Зародыш инклюзивного образования появился более 200 лет назад.


Тогда в специальной школе обучались глухонемые дети. Спустя тридцать два года была проведена школьная реформа, согласно которой дети-инвалиды имели возможность обучаться в соответствии с минимальным школьным планом.

К сожалению, инклюзивное обучение сегодня недостаточно финансируется. Также существуют проблемы с подготовкой квалифицированных кадров. Во многом это связано с низкими заработными платами. Существует связь и с неолиберальной политикой, насаждаемой в Швеции последние 20 лет. Согласно новой доктрине, муниципальная и государственная собственность подлежат приватизации. Это мешает и дальше развивать инклюзивное образование.

В этой статье пойдет речь о шведской системе образования. Эта система неоднократно перестраивалась за последние полвека и продолжает изменяться, так как среди политиков всегда найдется кто-то, кто недоволен существующей системой и хочет ее улучшить.

Здесь я расскажу о том, как выглядит шведская система образования сегодня и каковы основные отличия между шведской средней школой, гимназией и высшей школой.

Поскольку в Швеции принят демократический строй управления, то и своих граждан здесь обучают и воспитывают в демократическом духе.

Принцип демократии

проявляется, например, в том, что у учеников есть возможность оказывать влияние на процесс обучения - в школе, гимназии или высшей школе. Недовольные ученики класса могут высказать недовольство своим учителем, а также свои требования о его замене.

Если это было большинство класса, то учителя заменят. Кроме того, в шведских учебных заведениях создаются так называемые Советы Учеников, которые влияют на процесс обучения.

Представители Совета Учеников могут также присутствовать и задавать свои вопросы на собеседованиях при приеме на работу ректоров или учителей.

Кроме того, шведским учителям законодательно запрещено давить на учеников своим авторитетным мнением. Задача учителя - дать знания, вызвать обмен мнениями учеников, помочь сформулировать собственный взгляд, ведь только так можно воспитать в человеке способность независимого мышления.

Поскольку система образования начинается с дошкольного образования, то начну с детских садов.

Шведы отдают своих детей в детсад с возраста примерно одного года или полутора. В отпуске по уходу за детьми обычно сидят обя родителя, сначала мать, потом отец, на обоих дается полтора года отпуска, в течении которого государство оплачивает молодым родителям 80% от получаемой до этого зарплаты.

Шведское государство поощряет рождение детей тем, что выплачивает ежемесячное пособие в размере 1000 крон (или 100 евро) до дех пор, пока ребенку не исполнится 18 лет. Этой суммы обычно хватает на ежемесячную оплату детсада. Поскольку услуги нянь или гувернанток стоят очень дорого в Швеции, то редкие семьи могут позволить себе их услуги, поэтому и отдают детей в садик.

Детские сады в Швеции есть государственные и частные. Оплата в тех и других одинаковая. Но если садик государственный, то родители, которые не работают, а, например, находятся в декретном отпуске с другим ребенком или же являются безработными, имеют право на размещение ребенка в детсаду не на полный рабочий день, а лишь 15 часов в неделю.

Уже начиная с детских садов отношение к детям уважительное, с личностно-ориентированным подходом к каждой маленькой индивидуальности.

Ребенка не заставляют делать то, что он не хочет сам или еще не понимает, как это делать вследствие возраста, к примеру, приучение к горшку идет в возрасте 2-3 лет и после того, как ребенок сам проявил интерес и захотел перестать носить подгузники.

Шведские образовательные учреждения преуспели в воспитывании в детях чувства ответственности за свои поступки, умения отвечать за них и делать выводы. Детей с детства приучают к самостоятельности, умению выбирать и принимать решения.

Так, детсадовская группа трехлеток спокойно стоит в очереди к завтраку и аккуратно набирает в свои тарелки предложенную еду из разных блюд шведского стола. При этом они не толкаются, не бросают друг в друга морковкой и не запихивают за шиворот лапшу. Кроме того, с раннего возраста в детях воспитывают любовь к природе и естественным наукам.

Так, в детсаду дети выращивают и кормят червячков, поливают в лесу головастиков и садят зеленые насаждения на участке, например, морковку или землянику. При этом детям позволяется валяться в мокром песке, ходить по лужам и гулять даже тогда, когда идет дождь. Прогулки на свежем воздухе не отменяются только потому, что идет дождь, так как есть простое решение - непромокаемая прорезиненная одежда и обувь для таких прогулок.

В школу дети идут с шести лет, точнее сначала в подготовительную к первому классу группу. Начальная средняя школа в Швеции - это 1-3 классы, средняя ступень - это 4-6 классы, высшая ступень средней школы - это 7-9 классы. Шведская средняя школа бесплатная и обязательная для посещения. Если ученик отлынивает от школы, то за ним приедет полиция и отвезет его в школу. Видимо, шведской полиции больше нечем заняться.

Часто в шведской школе не задают домашних заданий. Детей не оставляют "на второй год". Если ученик не был аттестован по какому-то предмету, то он продолжает учиться в следующем классе, несмотря на пробелы в знаниях.

Часто одним из предметов начальной школы является экскурсия в лес, физическая подготовка тоже один из важных предметов, так как здоровый образ жизни - норма шведского общества. Примерно с 11-13 лет детям преподается предмет о сексуальной жизни, где детям рассказывают в том числе о средствах контрацепции.

Если после 9 класса средней школы у ученика в аттестате большинство оценок положительные, то есть он аттестован по большинству предметов, то он может поступить в гимназию и обучаться там три года.

Прием в гимназию осуществляется на основании школьного аттестата и количества желающих учиться в конкретной гимназии. Чем выше конкурс на место, тем лучше должны быть оценки в аттестате.

Гимназии могут быть техническими, где преподаются естественнонаучные и технические дисциплины, или гуманитарные, где преподаются иностранные языки, обществознание и т.п.

Таким образом, ученикам, выбравшим техническую гимназию, не нужно изучать гуманитарные науки, и наоборот, гуманитариям не нужно изучать естественные науки.

После окончания гимназии есть два пути - работать по приобретенной специальности (парикмахер, пекарь, бухгалтер и т.д.) или продолжать обучение в высшей школе или университете.

Еще лет пятнадцать назад высшее образование получали примерно 30% закончивших гимназии, а в последнее время эта цифра увеличилась до 50%, из них большинство девушки.

Каждый шведский студент знает минимум два иностранных языка. Учить по четыре-шесть языков в гуманитарной гимназии - нормальное явление.

Многие гимназисты устают от учебы и после окончания гимназии предпочитают год-другой отдохнуть от учебы и поработать. Есть даже такое понятие "уставший от школы".

В гимназиях дается большое количество письменных заданий, сочинений, где надо сравнивать, сопоставлять, делать выводы, развивать дискуссии на представленную тему.

По отношению к учебе шведских учеников и гимназистов можно разделить на две группы - заинтересованные и незаинтересованные.

К заинтересованным относятся те, кто стремится к получению новых знаний и им это зачем-то нужно - интересен предмет или они стремятся построить карьеру в будущем.

Ко второй группе относятся те, которым не интересно учиться, но получить аттестат все-таки нужно и они прогуливают занятия, игнорируют задания учителя, есть и такие, кто весь урок пялится в свой мобильник, жует жвачку, закинув ноги на стул или вставив в уши наушники.

И учителя здесь бессильны, лишь недавно у учителей появилось право отбирать у учеников мобильники, если они мешают учебному процессу.

В гимназиях практикуется выбор предметов по желанию.

Выбор предмета можно сделать как в начале учебного года, так и в середине. Детей с детства приучают, что нужно искать то занятие, которое тебе нравится. Если ты, к примеру, выбрал учиться рисовать, или играть на музыкальном инструменте, то только потому, что тебе это интересно.

Ну а если в какой-то момент это перестает быть интересным, то можно поменять предмет и дальше продолжать искать себя.

Детям внушается также то, что ты все можешь, нужно лишь захотеть. Но часто дети хотят быть звездами сцены или спорта, или выбирают какую-нибудь очень интересную им профессию, но на которую нет спроса на рынке труда, как, например, уход за лошадьми или работа флориста.

Часто бывшие гимназисты остаются без работы много лет, а затем идут переучиваться на другую профессию.

Те гимназисты, которые планируют поступление в высшую школу или университет после окончания гимназии, стремятся к тому, чтобы получить как можно лучшие оценки в своем гимназическом дипломе. Почему это важно? Потому, что при поступлении в высшую школу или университет нет вступительных экзаменов, набор студентов делается на основании дипломов об окончании гимназии.

И если конкуренция большая на место, то шансы поступить снижаются, если оценки в дипломе хуже, чем у других. К примеру, для поступления на обучение профессии врача требуется, чтобы все оценки в дипломе были высшими, иначе шансы пройти по конкурсу невелики.

Если какой-либо гимназист считает, что его оценки были незаслуженно занижены учителем, или он сам поздно спохватился и не придавал значения своим оценкам, то у такого ученика есть шанс написать тест, организуемый высшей школой один раз в год примерно в феврале-марте, который пишется единовременно всеми желающими по всей стране, и после успешного написания которого у бывших гимназистов есть шанс изменить свои оценки в дипломе.

Обучение в университетах может начаться как осенью (в августе-сентябре), так и весной (с конца января). Если выбранная программа обучения начинается в августе-сентябре, то заявление на поступление во все университеты Швеции подаются по интернету до 15 апреля текущего года.

Затем до конца июня нужно выслать все необходимые дипломы и прочие документы, необходимые для зачисления, а в середине июля приходит решение университета на е-мэйл о том, зачислен ли ты или нет.

Если же программа обучения начинается в январе, то заявление на поступление нужно подать по интернету до 15 ноября, затем выслать все документы до конца ноября и ждать решения университета до конца декабря.

Если будущий студент выбрал обучение в университете другого города, то нужно быть готовым к переезду и тому, что в Швеции сложно снять жилье, особенно в крупных городах. Для того, чтобы снять жилье, нужно встать в очередь, тоже по интернету и набирать по одному баллу за каждый день стояния в этой электронной очереди.

При наличии нескольких желающих на одну и ту же квартиру, предпочтение отдается тому, кто дольше простоял в очереди. Поэтому большинство молодых людей встают в очередь сразу же по исполнении им 18 лет. Обычно после года стояния в очереди уже можно снять маленькую студенческую квартиру, даже в Стокгольме, где вопрос съема жилья стоит очень остро.

Обучение в шведском университете или высшей школе отличается от российского прежде всего тем, что в Швеции делается упор на самостоятельное изучение и работу студентов в группах, то есть задания часто даются не индивидуально, а на группу, состоящую из двух и более студентов, тем самым студенты учатся находить общий язык и сотрудничать друг с другом.

Что касается самостоятельного изучения предмета, то количество лекций и часов общения с преподавателем гораздо меньше, чем в российском вузе, а студентам выдается список литературы, который они должны освоить по прохождении курса. Каждый курс рассчитан обычно на месяц.

После окончания курса пишется письменный экзамен, устных экзаменов здесь нет. Если курс обширный, то часто к письменному экзамену добавляется еще и другая форма оценки студентов, например, лабораторная работа, кейс или что-то еще. Курсы изучаются один за другим так, что после окончания одного курса начинается изучение другого.

Иностранные граждане также могут обучаться в университетах или высших школах Швеции. Для этого существует два пути - по обмену между университетами разных стран и тогда обучение бесплатное и ведется на английском языке, или поступая самостоятельно с последующей оплатой обучения.

Что объединяет шведскую и российскую систему образования, а что в них принципиально разное?

Прошло два года с тех пор, как я переехала в Швецию, и мне становится все сложнее «понимать» российскую школу, и все более естественной кажется школа Шведская. Хотя я прекрасно отдаю себе отчет в том, что мое восприятие шведской школы во многом субъективно. Хороший (доброжелательный, позитивный, контактный) ребенок ходит в «хорошую» школу, в благополучном районе небольшого города, к прекрасной учительнице, доброжелательному директору и в хороший класс.

Я училась в российской школе, мой ребенок ходил в питерский детский сад, по роду деятельности я часто общалась с сотрудниками системы образования Санкт-Петербурга и РФ. Многие из моих друзей тоже родители и я, так или иначе, сталкиваюсь с их впечатлениями от российской школы. Поэтому попробую найти точки пересечения и подчеркнуть различия в этих двух системах образования.

Урок в Новой Начальной Школе в Стокгольме. В классе установлен проектор. (1953 год)

Как устроена шведская школа?

Шведская образовательная система очень похожа на российскую и включает в себя ступени:

  • Детский сад (с 1 года) - детский сад, как детский сад. Необязательная ступень.
  • Нулевой класс (с 6 лет) - подготовка к школе. Часто находится в том же здании, что и начальная школа. Необязательная ступень.
  • Средняя школа - в 7 лет ребенок идет в первый класс, чтобы получить обязательное образование. В средней школе 9 классов.
  • Гимназия - после 9-го класса ученики могут 3 года проучиться в гимназии по одному из направлений. Направления связаны с получением рабочих специальностей или подготовкой к университету.

Существуют отдельные образовательные программы для детей со специальными потребностями или для тех, кто не сдал экзамены.

Обучение в школе бесплатное. В средней школе ребенок обеспечен всем необходимым для учебы (кроме одежды). В большинстве случаев детский сад - отдельное здание и организация, потом школа, в котрой учатся с 0 по 6 класс, потом школа, в которой учатся с 6 по 9 класс и отдельно гимназия. Гимназия может быть большая, но одна на район.

А вот система оценок сильно отличается от нашей, потому что:

1) Оценки за семестр и год появляются только в 6м классе. (A, B, C, D, E и последнее F - не зачтено). Оценки с 6 по 9 класс важны, потому что при поступлении в гимназию существует конкурс аттестатов.

2) Я не понимаю, каким образом оценивается работа детей в начальной школе. Сейчас в информационной системе есть три градации «Требуется дополнительно поработать», «Хорошо», «Очень-очень хорошо». При этом по всем предметам у дочки сейчас значится «хорошо». Комментарий учителя был следующий: А к весне ты будешь еще больше знать по математике и другим предметам, поэтому может быть по каким-то направлениям будет «очень хорошо». Видимо никаких жетских критериев нет, в стандартном понимании.

Что у общего у шведской и российской систем образования?

Попробую разобраться (сейчас будет «экспертная» оценка, основанная скорее на ощущениях, чем на фактах):

  • В школе много женщин. (Хотя в шведской школе мужчин почти треть. Это, кстати, факт из результатов исследования Министерства образования 2013 г.).
  • Учителя недовольны своей работой. Зарплатами, отношением, объемом и графиком работы - всем.
  • Материально-техническое обеспечение школ оставляет желать лучшего. Тут я немного кривлю душой, потому что во многих городах России школы очень хорошо оснащены. Пока в Швеции с подозрением смотрят на интерактивную доску, а карта мира опускается на веревочке, во многих Российских школах с оборудованием все отлично.
  • Ни те, ни другие не очень понимают, что с современным оборудованием делать. (Хотя я думаю, что в России звезд от методики больше)
  • Проблема психологического климата в школе. Правда в Швеции о буллинге говорят постоянно, а в России наоборот, умалчивают. Тем не менее он есть и там, и там.
  • Учебная нагрузка. Разница в том, что в российской школе постоянно высокая нагрузка, а в шведской - резко возрастает на этапе гимназии (старшая образовательная ступень, а ля 10–11 классы)
  • Гиперактивные родители. Родители, которые очень активно вовлекаются в школьную жизнь. (Хотя шведские родители кажутся мне более управляемыми и имеют меньше точек для столкновения: денег не требуется, отметок нет)
  • Языковой барьер. И в России и в Швеции есть школы с высоким процентом детей, для которых русский/шведский не родной.
  • Нестабильные результаты PISA и TIMSS .

Карта школ Кунгэльва . Табличка с греческими буквами - гимназия, «доска» с цифрами - школа, дети под крышей - детский сад. Зелеными значками обозначены государственные образовательные организации, голубым - частные. (Большую часть финансирования частные школы получают от государства, то есть родители пишут заявление о переводе ребенка в частную школу и деньги, которые Швеция выделяет на образование ребенка, будут перенаправлены в частную школу. Родитель доплачивает незначительную сумму поверх. Но в таких школах родителей привлекают к уборке, ремонту итд.)

Что различается в шведской и российской школе?

Информатизация

Шв: обучают детей программированию и алгоритмизации, причем во всех предметных областях.

РФ: в первую очередь улучшение материально-технической базы.

Представление школы во «вне»

Шв : понять снаружи, что происходит в шведской школе, довольно сложно. Сайты есть не у всех, чаще это страница с контактной информацией на сайте коммуны. Информация о школьной жизни доступна только родителям на внутренних образовательных порталах. Сайт русской школы в Гетеборге не менее непоказателен с точки зрения российского минобра.
Сайт школы , в которую ходит мой ребенок. Там же есть ссылка на статистику из министерства образования. Теоретически можно найти рейтинг школ.

РФ: У каждой школы есть свой сайт, на котором есть обязательные сведения об образовательной организации (формализованный перечень) и демонстрация достижений школьников, кружков, школьной жизни.

Буллинг

Шв: поисковый запрос в Гугл «если меня дразнят в школе» предлагает первым результатом ссылку на портал шведской молодежной консультации, который создан при поддержке правительства Швеции и существует в том или ином виде на 11 языках, включая русский .

Там есть раздел посвященный тому, как скрыть посещение этого портала и справа болтается крупная рожица, на которую надо кликнуть в случае паники или «опасности», сразу откроется гугл.ком и никто не узнает, что ты, например, читал про презервативы.

А еще моя дочь знает, куда и как звонить, если страшно, боязно, одиноко, ничего не получается и никто ее не любит. Им в школе рассказывают. Это вполне себе нормальная вменяемая организация BRIS , которая оказывает бесплатную, анонимную психологическую помощь.

РФ: поисковый запрос в Гугл «если меня дразнят в школе» предлагает первым результатом ссылку на статью в Комсомольской правде, а Яндекс - сайт одного из психологов.
По первой странице результатов поиска я не смогла найти сайт, которому можно было бы довериться без оглядки.

Учитель

Шв: средняя наполняемость класса 21 человек. В классе моего ребенка учится 25 человек. С ними работает учитель и помощник учителя. Иногда добавляются стажеры, педагоги поддержки. Учителя музыки, физкультуры, труда, рисования, плавания - другие люди. С продленкой работает около пяти взрослых, причем в начальной школе работают и мужчины тоже. Ребенок с начальной школы контактирует с большим количеством разных взрослых.

У одной из наших учительниц продленного дня в ушах тоннели, а она вся покрыта татуировками. Очень доброжелательная, внимательная, спокойная. Дети ее обожают. Несколько раз наблюдала, как она мудро и грамотно решала конфликтные ситуации.

РФ: средняя наполняемость класса в школе СПб - 25/30 человек . Учитель в классе один. В средней школе начинается кабинетная система и ребенок внезапно вынужден учиться взаимодействовать с большим количеством взрослых с большим разнообразием требований и подходов к обучению.

Образовательное пространство класса (начальная школа)

Шв: у каждого класса есть раздевалка, которая находится прямо напротив кабинета. Кабинетов на самом деле три: учебный класс, комната с большим круглым столом (и кофеваркой), маленькая комната для индивидуальной работы. Комната с круглым столом и маленькая комната - общие для 2 и 3 классов. В первом/нулевом классе была отдельно звуконепроницаемая библиотека с диваном и игрушками, где можно было уединиться, если станет слишком шумно. Еще в нулевом классе был холодильник и плита с духовкой. Во втором классе только кран и раковина.

Детские чашки, учебники и папки с портфолио учеников расположены вдоль одной из стен класса школы Фонтин.

Парты в кабинете постоянно переставляются. Затылок-в-затылок дети сидят не часто и не долго. В основном парты составлены так, чтобы сидеть вокруг них. Хотя бывает, что часть детей сидит одним образом, часть другим - зависит от поставленных перед ними задач. Судя по расписанию, довольно часто дети учатся половинным классом: половина изучает шведский, а половина в бассейне, или на физкультуре, или на музыке или на рисовании. Потом меняются.

В классе есть диван, если пасмурно, то могут зажечь свечи, чтобы было уютнее. Например зимой при свечах проходил первый урок, чтобы можно было проснуться не торопясь, а в удовольствие.

Стены увешаны работами, которые дети выполняют по изучаемой сейчас теме. Работы, связанные с вопросами прав ребенка, висят долго. У каждого ребенка есть ящик, в котором он хранит свои учебники, тетради, поделки, ручки. Все выдается в школе.

Есть два туалета, каждый закрывается изнутри.

В школе реализована доступная среда. В классе моего ребенка нет учеников с проблемами с опорно-двигательным аппаратом, но когда одна девочка сломала ногу - она пользовалась инвалидной коляской. Могла везде проехать, воспользоваться лифтом или туалетом для людей с ограниченными возможностями.

РФ: в большинстве случаев школьники сидят затылок-в-затылок, канцелярские товары надо закупать самостоятельно, стены украшены лучшими работами, дипломами и сертификатами. Некая «выставка достижений».

Территория школы

Шв: у школы есть зона с игровой площадкой, зона для активных игр, футбольное поле, в одном месте закрытое сеткой, два стола для пинг-понга и кусочек леса. Еще есть сарай, в котором хранится спортивный инвентарь (мячи, беговелы, маленькие велосипеды, клюшки, теннисные ракетки итд). С другой стороны школы есть парковка для велосипедов и место для высадки детей и разворота (там же останавливается школьный автобус).

Видите слева около здания дерево, на котором белой краской нарисованы две полоски? Это забор. За него не выходить. Четырехэтажное здание на заднем плане - здание школы. Пристройка слева - кабинеты труда, физкультурный зал и столовая. Сетка защищает окна столовой и случайных прохожих от метких попаданий мячом. Футбольное поле покрыто крупным песком, площадка между ним и школой - заасфальтирована. Часть территории ближе к лесу - просто земля с травой.

Территория школы отмечена табличкой «Территория школы» и белыми полосами на деревьях. Забора нет, вообще нет.

Все перемены дети проводят на улице и только на улице. В любую погоду. Так как директор посчитал, что вся школа на улице одновременно это слишком много, то с сентября этого года расписание уроков смещено таким образом, чтобы перемены у классов не совпадали.

У классов есть доступ к сушильным шкафам. Родителям напоминают, что у детей должен быть дополнительный комплект водонепроницаемой верхней одежды (резиновые сапоги и прорезиненные комбинезоны). Зимой, если достаточно снега и дети хотят кататься с горки, то у них должен быть шлем.

Это школьный коридор напротив класса. Для второшклашек есть подписанные ящики, куда можно сложить сменную одежду, несколько вешалок, стойка для резиновых сапог и два сушильных шкафа на два класса.

Перед закупкой нового спортивного инвентаря, руководство школы проводит опрос среди учеников, какое оборудование они бы хотели еще.

С перемены учитель зовет детей через громкоговоритель, называя класс или (во время продленки) имя ученика.

Если ребенок не будет идти на урок, то волоком его никто туда тащить не будет. Максимум с ним в сторонке сядут на лестницу и поговорят, убеждая, что будет лучше, если он зайдет в школу. Зато при отсутствии заборов дети не убегают за территорию.

Это тоже часть школьной территории. Она примыкает к лесу, в который они иногда ходят изучать живую природу. Полосы символизируют забор.

РФ: перемены проходят в школе и подчинены единому расписанию звонков. Гардеробы находятся в отдельной зоне. В Петербурге территории почти всех школ огорожены забором, а физкультурное поле - еще одним забором.

Питание

Шв: питание бесплатное. В питание во время учебного процесса входит горячее блюдо с гарниром (накладывает повар) и шведский стол с разными видами овощей, часто сырых, и иногда - фрукты. Если ребенок не наелся, он может подойти и взять еще овощей. Отдельно есть хлебцы, масло, творог, молоко. Есть стол с безлактозными и безмолочными продуктами. Можно подать заявление, если у ребенка реакция на глютен, сою, рыбу, птицу, яйца, специи итд, итп.

Питание включает один вегетарианский день и один рыбный день в неделю. Меню рассчитано на 4 недели и такие блюда как, например, чикен масала, паста карбонара, бефстроганов, мясо по-карибски.

Можно я буду ходить туда обедать, а?.. Пожалуйста! Мне надоело, что в кафе ребенок говорит «Нам такое дают в школе».

Окна столовой большие, и выходят не на дорогу, а на деревья. Однажды за обедом ребенок видел белку. Дети сами убирают посуду и протирают столы. Перемены не совпадают, поэтому младшие школьники питаются отдельно от старших.

Школьная форма

В дни перед каникулами в нашем классе обычно устраивают «уютную пятницу», когда детям можно приходить в уютной одежде, например в дурацких пижамах с пледами и плюшевыми игрушками. Сменной обувью часто становятся кроксы.

РФ: школа устанавливает либо требования к школьной форме либо требование к деловому стилю в одежде.

Другие дети

Шв: у меня есть подозрение, что мой ребенок знает в лицо все детское население города, а половину по именам. На продленку она два года ходила с детьми старше на год, теперь два года будет ходить с детьми младше на год. Классы 2А и 3А находятся в соседних помещениях (фактически у них есть единый сквозной проход, поэтому после уроков они находятся вместе во всем этом пространстве). Классы 2Б и 3Б находятся в другом коридоре, но вместе с ними делаются общие выступления и в бассейн ходит половина класса 2А и половина класса 2Б.

Есть проекты, которые они делают совместно со старшими классами и дни, когда они учатся вместе.

Плюс почти у каждого ребенка есть братья-сестры старше или младше. Многие ходят на спортивные занятия, например гандбол или хоккей с мячом, на которых встречают одноклассников и знакомятся с детьми из других школ.

РФ: у меня нет достоверной информации о том, как сейчас организовано взаимодействие между классами. По моим воспоминаниям классы в параллели встречались только в общем пространстве рекреации во время перемен. Может быть вы знаете лучше? Поделитесь!

Родитель и учебный процесс

Шв: «Ваша задача быть мамой, а образованием занимается школа» (ответ учителя на мой вопрос: Как я могу помочь ребенку дома?) Родители иногда сопровождают детей на экскурсиях и, конечно, всеми семьями приходят смотреть детские праздники, даже если кто-то будет сидеть на полу. Никакого разрезного материала, поделок на конкурс, костюмов к празднику. На новый год дети могут прийти в костюме имбирного печенья, причем эти костюмы одни и те же из года в год и явно передаются из поколения в поколение. Если они хотят быть «подарками», то создание костюмов входит в подготовку праздника в школе.

РФ: насколько я знаю, родители довольно активно привлечены к учебной деятельности: разрезной материал, поделки на конкурсы, домашние задания итд.

Родитель на уроке

Шв: «Пожалуйста, не все сразу. Для детей это праздник, давайте не будем превращать его в рутину!» (с) учитель на родительском собрании. Родители приходят, приходят достаточно часто (причем и папы, и мамы). Родитель полностью вовлечен в процесс: он сидит рядом с детьми, вместе с ними выполняет задания, вместе ест в столовой (бесплатно), вместе выходит на улицу на переменках и проводит в школе столько времени, сколько ему хочется, то есть пребывание не ограничено одним уроком. Цель посещения - узнать, что делает мой ребенок в школе. Это интересно. Он же там пол жизни проводит.

Впечатления мужа от дня в школе с ребенком: «Да ничего особенного. Все как на работе (в Эриксоне): сначала планерка, потом все разошлись работать, сходили поели - столовая такая же, еда такая же - потом снова поработали, подвели итоги дня».

Шведская школа доброжелательно и неформально подходит к детям, их поведению и внешнему виду. Важным является научить ребят взаимодействовать друг с другом так, чтобы не мешать, а помогать (разговоры на уроке разрешены только на рабочие темы, чтобы не мешать остальным). Ребенок во время всего школьного дня подвижен, раскрепощен, общается с большим количеством взрослых и детей.

Нет жестких требований. У детей есть большая свобода по выбору заданий, которые они будут делать, чтению книг итд. Начальная школа старается сформировать интерес к познанию и умению планировать свою деятельность.

Много годовых или даже многолетних проектов, упор сделан не на индивидуальную, а на командную работу.

Российская школьная система жесткая, формальная. Большая учебная нагрузка на ученика и его родителей, сразу с начальной школы. Школа очень процедурная, что находит отражение как в организации учебного процесса, так и в питании, обустройстве классов. Каждая область строго регламентирована и надо стремиться к достижению этого норматива.