Пальчиковые игры «Здравствуй, лето! Развлечение на улице Тема: «Лето, солнце и игра»

Игра-перевоплощение «Ты — маленькое деревце»

Задачи:

— развивать эмпатию (сочувствие), наблюдательность, диалогическую речь, умение высказывать суждение;

— формировать экологическое сознание.

Воспитатель. Недавно мы гуляли по улицам города и видели, как много высажено молодых деревьев вместо больных старых. Среди них есть и березки — тоненькие, хрупкие. Люди привязали их к колышкам, чтобы ветер не сломал тонкий ствол. Каждый день специальная машина поливает деревца, чтобы они не засохли и быстро прижились.

Представьте себе, что вы — это слабенькие, тоненькие маленькие березки с нежными листочками и хрупкими веточками. Всякий может обидеть такую малышку.

Подул сильный ветер и сломал маленькую хрупкую веточку. Болит пальчик-веточка? Расскажите об этом ветру-озорнику.

Дети рассказывают.

Давайте я пожалею ваши пальчики-веточки. (Гладит пальцы детей, приговаривает.)

Выглянуло ласковое летнее солнышко, пригрело березки. Какое у вас настроение? Что бы вы хотели сказать солнышку?

Дети отвечают.

Но что такое? Летом вдруг стало холодно, нависли хмурые тучи, и пошел такой сильный дождь, что все листочки у березок поникли, а некоторые даже упали на землю. Скажите, березки, как вы себя чувствуете в это время? Как вам можно помочь?

Дети отвечают.

Хорошо, что дождь быстро закончился, и снова выглянуло солнышко. Оно обласкало березки. А тут и красивая бабочка прилетела и села отдохнуть на веточки березки. Вы рады таким гостям? О чем вы бы хотели поговорить с бабочкой?

Дети отвечают.

Мимо молодых березок шел мальчик и сорвал веточку, чтобы подарить своей маме. Как вы к этому отнесетесь? Правильно ли поступил мальчик? Расскажите ему, что вы чувствовали, когда он ломал веточки?

Дети рассказывают.

Но вот еще беда! На ваших веточках поселились прожорливые гусеницы, которые съедают все молодые листочки. Как вам можно помочь?

Дети отвечают.

Расскажите, березки, пожалуйста, о чем вы мечтаете, глядя на другую сторону улицы, где растут большие березы? Хотелось бы вам расти где-то в другом месте? Почему люди высадили вас вдоль дорог? Какую пользу вы приносите людям? Животным? О чем бы вы хотели попросить всех людей?

Дети рассказывают.

Давайте все вместе беречь нашу родную природу, оберегать от поломок и болезней, засухи, пыли молодые деревца.

Загадки о березе

Задача: развивать логическое мышление, умение выделять характерные признаки дерева.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

Стоит красавица:

Косы зеленые,

Платье белое,

Кора горючая,

Ветки плакучие,

Семя летучее.

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Стоит Алена:

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан.

Игра «Путешествие в лес»

Задачи:

— закреплять знания о флоре и фауне леса;

— развивать воображение, пантомимическую и речевую выразительность, двигательную активность;

— формировать интерес к родной природе.

Оборудование: аудиозапись звуков леса.

Воспитатель . Ребята, мы с вами уже много путешествовали в разные места. Но еще не были в летнем лесу. Хотите, мы туда отправимся? На чем же мы туда отправимся? (Выслушивает варианты детей.) Сколько предложений! Давайте выберем одно из них.

Дети имитируют передвижение на выбранном объекте к месту на территории ДОУ, где есть участок леса или деревья.

Наконец-то мы добрались! Никого не потеряли по дороге? Осмотритесь, прислушайтесь. Слышите, как птицы поют в лесу? «Ку-ку, ку-ку», кто так поет? Конечно, кукушка. Это она нас встречает. Давайте у нее спросим: «Кукушка, кукушка, сколько мне осталось жить?» Как нам ответила кукушка?

А что это за птица с красной шапочкой, которая долбит кору сосны? Как стучит дятел?

Дети показывают.

Давайте вместе со мной расскажем четверостишие об этом. Клювом будет указательный палец одной руки, а корой дерева — ладонь другой руки.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Дятел дерево долбит,

Клювом «д-д-д» стучит.

В дубе ищет он жучков,

Самых вредных червячков.

Давайте войдем в лес. Какой под ногами мягкий мох! Идем по мху неслышно, на носочках. Впереди непролазная чаща. Вставайте за мной друг за другом. Пойдем по узкой тропинке. Мы попали в полосу елового леса. Какие деревья растут в еловом лесу? Ель — это хвойное или лиственное дерево?

Дети отвечают.

Пахнет хвоей и смолой

Старый лес дремучий.

Колокольчик удалой

Свесился над кручей.

Сколько здесь поваленных деревьев после сильного ветра! Нам придется через них перелезть.

Дети преодолевают воображаемые препятствия.

Идите осторожно, раздвигайте колючие ветки, приподнимайте их, не уколитесь.

Елка, елка, елочка —

Колкая иголочка.

Ой, я обо что-то укололась! Но это не елка. Кто же это?

Кто колючий, словно елка,

Носит на спине иголки?

Конечно, ежик. Покажите, какой он.

Пальчиковая гимнастика

В лесу растет большая елка, Дети разводят пальцы рук ладонями от себя, соединяют большие пальцы.

У елки колкая иголка. Пружинисто соединяют пальцы подушечками попарно. Под елкой в норе живет еж, Скрещивают пальцы рук.

Его руками не возьмешь. Сжимают и разжимают скрещенные пальцы.

Пора нам выходить из елового леса. Впереди свет. Это значит, начинается лиственный лес. Какие деревья растут в нем?

Дети отвечают.

Но почему мне кажется, что это не деревья, а девушки в белых сарафанах?

Дети отвечают.

Мы пришли в березовую рощу. Как же здесь светло, красиво! Давайте вместе с березками поводим хоровод.

Дети исполняют хоровод «Во поле береза стояла».

Совсем не хочется уходить из березовой рощи. Но впереди дубрава. Какие деревья здесь растут?

Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной.

А на кончиках ветвей

Много-много желудей. (Дуб)

Дети отвечают.

Правильно, в дубраве растут дубы. Вот и мы станем дубками.

Игра «Путешествие к лесному болоту»

Задачи:

— закреплять знания о флоре и фауне лесного болота;

— развивать воображение, пантомимическую и речевую выразительность, двигательную активность, ориентировку в пространстве;

— формировать интерес к природе.

Предварительная работа : чтение, рассказывание и рассматривание картин, иллюстраций о болоте.

Воспитатель . Ребята, мы в прошлый раз путешествовали с вами по летнему лесу. Но побывали далеко не во всех его местах. В лесах под ногами может быть не только мох и трава, но и вода. Кто из вас видел в лесу или на краю леса лесное болотце? Чем болото отличается от озера, пруда, реки? О чем вас предупреждали родители, когда вы подходили к болоту? Почему болото опасно?

Дети отвечают.

Болото не только опасно, но и очень интересно для изучения. В нем много растений и животных, в нем сохраняется влага, необходимая для всего живого. Когда люди осушили болота, это привело к нарушению экологического равновесия в природе, в этих местностях стали появляться овраги, суховей. Оказывается, в природе нет ничего лишнего, болота тоже нужны земле.

Я предлагаю вам отправиться в путешествие к одному из лесных болот. Добраться до него нелегко, поэтому мы станем гусями- лебедями и полетим. Где ваши крылья? Делайте крыльями взмахи энергичнее, чтобы скорее долететь.

Дети имитируют полет лебедей, передвигаются по всей площадке за воспитателем.

Давайте покричим, как лебеди: «Курлы-курлы-курлы».

Дети выполняют.

Вот мы пролетели над лугом, теперь над рекой, полем, маленькой деревенькой и, наконец, впереди появился лес, на краю которого наше болото. Приземляемся. Я предупреждаю вас, что на болоте надо быть очень внимательными. Попадаются места с трясиной, из которой нельзя выбраться. Сядем пока на краю болота, на твердую землю. Теперь можно опять превратиться в детей. Оглядитесь, осмотритесь.

Ребята, мы недавно ходили к березке, путешествовали в березовой роще. А почему у болота березки такие тоненькие, кривые, низкие?

Дети отвечают.

Когда мы показывали березку из леса, то изображали ее, как стройную девушку в белом сарафане, а теперь покажите березку у болота.

Дети изображают березку.

Вы знаете, под такими березками даже подберезовики растут, как губка, наполненная водой. Так много влаги. Какие еще растения растут на болоте?

Дети отвечают.

По болоту ходить можно только с палкой. Для чего она нужна? Дети отвечают.

Выбирайте палку попрочнее и подлиннее. Будем измерять глубину впереди себя. Если палка не проваливается, можно наступать. Покажите мне свои палки (воображаемые). Все готовы? Идем друг за другом, шаг в шаг, чтобы не провалиться.

А кто же тут в болоте такой зеленый? Отгадайте: «Скачет, как мячик; плавает, как рыба». Конечно, это лягушка. Как их много на болоте! И мы с вами станем веселыми лягушатами. Сядьте, как лягушки. Устроим настоящий лягушачий хор.

А теперь попрыгайте, лягушата, по кочкам, половите комаров.

Как веселые подружки,

Скачут, квакают лягушки.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Будем петь мы до утра.

Стихотворение с движениями «Лягушки-хохотушки»

Две лягушки-хохотушки Дети показывают указательный и средний пальцы руки.

Прыгали-скакали. Изображают прыжки пальцами.

Лапкой — хлоп, другою — хлоп, Хлопают рукой по ноге.

Щеки раздували. Показывают округлость щек пальцами рук.

Увидали комара, Показывают комара пальцами, сложенными в щепоть, прослеживают траекторию его полета глазами.

Закричали: «Ква-ква-ква!» Изображают рот лягушки, противопоставив большой палец сомкнутым остальным пальцам.

Улетел комар, как ветер. Резко выбрасывают руку вперед, выставив указательный палец.

Хорошо пожить на свете! Гладят ладонями по груди, выставляют большой палец вперед.

Воспитатель . Что это за птица показалась впереди? Угадайте.

Стоит остроносая птица в воде,

Не шевельнется, проказница!

На левой стоит или на правой ноге,

Какая тут, собственно, разница? (Цапля.)

Г. Буковская

Правильно, это цапля. Цапли живут на болоте. Давайте станем цаплями. Покажите, как они спят на одной ноге. Чем питаются?

Дети отвечают.

Правильно, лягушками. Давайте поиграем в интересную игру.

Проводится подвижная игра «Лягушки и цапля».

Вы были очень ловкими лягушками и цаплями. Но нам пора идти дальше. Нас еще ждет много интересного. Посмотрите, что это за красные бусинки на поверхности болотного мха? Как называется эта ягода?

Дети отвечают.

Клюква растет только на болоте. Ее собирают в конце августа — начале сентября. Это очень полезная для здоровья ягода. Будем собирать ее, перепрыгивая с кочки на кочку. Посчитайте, сколько ягод клюквы вы собрали.

На болотце мы пойдем,

Много клюквы соберем.

А растет она на кочке

И висит на тонкой ножке,

Красным цветом выделяясь,

Кислым соком наливаясь.

Осторожно мы ступаем,

Клюкву дружно собираем.

Я поставлю вам большое лукошко, а вы высыпайте всю клюкву, которую набрали. Теперь зимой у нас будет много витаминов. Будем готовить морсы, кисели. Сколько ягод собрал каждый из вас?

Дети отвечают.

Давайте обойдем болото по краю. Вставайте за мной, идите осторожно, внимательно смотрите. Впереди большая куча сухих веток, а на них свернулись клубком змеи — гадюки. Они могут укусить. Яд гадюк смертелен. Давайте обойдем их тихо, осторожно, на цыпочках, чтобы не потревожить.

Будь осторожен на болоте

И на змею не наступи.

Ее заметить здесь не просто.

Иди тихонько, не спеши.

Как палка, может растянуться

Опасная для нас змея.

Потом клубком она свернется,

Среди кустов лежит, шипя.

Не нарушай ее покоя

И осторожно обходи.

Болото — дом ее законный,

А ты здесь — гость,

Вот и смотри!

Е. Алябьева

Наконец-то прошли мимо гадюк! Мы их не трогали, и они нас не ужалили.

На нашем болоте творятся какие-то сказочные вещи! Я слышу голос Водяного из сказки «Летучий корабль». Помните такого? Мы тоже станем водяными. Сели на дно, а теперь поднимаемся на поверхность и поем песенку Водяного, который жаловался на свою жизнь в болоте.

Я Водяной, я Водяной.

Поговорил бы кто со мной.

А то мои подружки —

Пиявки да лягушки.

Фу, какая гадость!

Эх, жизнь моя жестянка,

Да ну ее в болото!

Живу я, как поганка,

А мне летать, а мне летать,

А мне летать охота!

Ю. Энтин

Я думаю, что Водяному теперь стало повеселее, у него появилось столько друзей.

Ребята, а вот и еще один герой сказки. Он ловит пиявок сачком, а зовут его Дуремар. Из какой он сказки?

Дети. Из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Проводится игра «Пиявки».

Интересное путешествие у нас получилось! Вам понравилось? Но пора возвращаться в детский сад. Ну, гуси-лебеди, приготовились, полетели.

Загадывание загадок о насекомых

Задача: развивать логическое мышление, доказательную речь, умение выделять характерные признаки насекомого.

Заберется на пенек

И зажжет свой огонек.

Светит нам ночной порой,

Чтоб мы путь нашли домой. (Светлячок.)

Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит.

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)

Хоть я мал, да удал,

Очень многих покусал.

Песню звонкую пою,

Ночью спать вам не даю. (Комар.)

Он строитель настоящий,

Деловитый, работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Любит солнечный денек

Беззаботный... (мотылек).

В окна, двери залетаем

И назойливо жужжим.

Очень нас не любят люди,

Потому что им вредим. (Мухи.)

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называют ее... (стрекоза).

Я — мохнатый червячок,

Полосатый бочок.

Скоро бабочкою стану,

Закружусь я над поляной. (Гусеница.)

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он. (Кузнечик.)

Он большой, лохматый,

Жилет носит полосатый.

В норке под землей живет

И нектар цветочный пьет. (Шмель.)

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок,

Пьет хоботком душистый сок. (Бабочка.)

Строим восковые

Себе кладовые,

В них храним мы целый год

Золотистый сладкий мед. (Пчелы, соты.)

Я всегда без приглашенья

Прилетаю за вареньем.

Кто мне есть мешает,

Того могу ужалить.

Вьюсь я, лезу на глаза,

А зовут меня... (оса).

Заучивание и использование в играх считалок

Задачи:

— развивать чувство ритма, умение сочетать слово и движение память;

— активизировать знания о насекомых.

Дятел сел на сучок

И стучит: «Тук, тук!

Открывай-ка двери, жук!»

А жучок —

В теремок

И дверь на замок:

«Лучше, дятел, не стучи,

От дверей ищи ключи!

Если ключик не найдешь,

Значит, ты водить пойдешь».

Чок-чок, чок-чок,

Сел жучок на сучок —

Потерял башмачок.

Есть хочет,

Листья точит.

Раз — листок,

Два — листок,

А третий листок —

Выходи за порог.

Дидактическое упражнение «Последовательность событий»

Задачи:

— учить устанавливать правильную последовательность событий в жизни насекомых в зависимости от времени года, причинно-следственные связи;

— развивать речь.

Оборудование : карточки с изображением весны, поздней осени, зимы, летающих насекомых, насекомых в коре дерева, насекомоядных птиц, улетающих на юг.

Дети показывают и рассказывают, почему весной насекомые появляются, а поздней осенью исчезают.

Дидактическая игра «Собери цветок»

Задача : развивать логическое мышление, умение обобщать, классифицировать, объяснять принцип обобщения.

Оборудование: кружки и лепестки для составления цветка (по количеству участников), у каждого цветка на лепестках нарисованы объекты, относящиеся к одной обобщающей группе (цветы, птицы, рыбы, звери, насекомые и т.п.)

Каждый играющий становится садовником, собирающим и «сажающим» цветок, состоящий из лепестков с нарисованными растениями или животными, которых можно объединить в одну группу и назвать ее одним словом.

Дидактическое упражнение «Соедини точки и узнай, во что превратится гусеница»

Задачи:

— закреплять особенности внешнего вида гусеницы и бабочки;

— развивать точность движения руки, воображение.

На карточке нанесено изображение гусеницы и точечное изображение бабочки. Ребенок должен обвести точечное изображение и рассказать, в кого превращается гусеница.

Дидактическое упражнение «Составь рассказ по этапам развития бабочки»

Задачи:

— закреплять знания о стадиях развития бабочки;

— развивать связную речь.

Ребенку предлагается последовательно разложить картинки с изображением этапов превращения бабочки и рассказать о них.

Дидактическая игра «Где живет насекомое?»

Задачи:

— закреплять знания о местах обитания разных насекомых;

— развивать память, фразовую речь, пополнять словарный запас.

Оборудование: коллективная аппликация с изображением мест обитания разных насекомых (норка, муравейник, улей, дупло, цветок, осиное гнездо, кора дерева и т.п.) и картинки с их изображением.

Ребенок должен «поселить» насекомое в его место обитания и рассказать, чем оно питается, какие звуки издает, чем отличается от других насекомых. Если «домика» для какого-то насекомого нет, ребенку предлагается его нарисовать.

Малоподвижная игра «Летает — не летает»

Задачи:

— развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве.

Воспитатель называет летающих (пчела, шмель, оса, муха, стрекоза, бабочка, майский жук, комар, мотылек) и нелетающих насекомых и животных, а дети должны поднимать руки вверх только тогда, когда воспитатель назовет летающее насекомое. Тот, кто ошибся, должен назвать любое другое насекомое.

Конкурс знатоков насекомых

Задачи:

— активизировать знания о насекомых;

— развивать быстроту реакции, память, умение точно отвечать на вопрос, строить предложение развернутой фразой.

Вопросы

♦ Кто из насекомых живет большими семьями?

♦ Кто из насекомых доит тлей?

♦ Как различают муравьи «своих» и «чужих»?

♦ Как муравьи находят дорогу к муравейнику?

♦ Какое насекомое можно назвать ночным фонариком?

♦ Стенки гнезда какого насекомого напоминают бумагу серого цвета?

♦ Кто из насекомых танцем рассказывает другим насекомым о том, в какой стороне и на каком расстоянии растут цветы со сладким нектаром?

♦ Какая команда быстрее разделит карточки с насекомыми на группы: летающие и нелетающие; правильно выстроит цепочку превращений бабочки; знает больше стихов, пословиц, поговорок, песенок о насекомых?

Найди щетку!

Водящий стоит в середине круга, а остальные участники игры стоят, тесно прижавшись друг к другу.

В руке одного из детей щетка. По команде дети начинают передавать щетку друг другу, держа руки за спиной. Время от времени играющие дразнят того, кто водит: незаметно прикасаются щеткой к его спине.

Водящий должен указать, у кого в руках находится щетка. Для этого требуется особая наблюдательность, потому что участники то и дело пытаются обмануть его, притворяясь, что передают щетку друг другу, тогда как она находится вовсе с другой стороны круга. Вот водящий указал на кого-то, но именно в этот миг другой играющий проводит ею ему по спине. Водящий мгновенно оборачивается, но щетка уже у кого-то другого.

Как только он угадает, ему на смену приходит тот, у кого нашли щетку

Если кто-то уронил ее, водящий меняется.

Нарисуйте хвостик

Для этой игры потребуется мольберт и кусок мела (можно маркер).

Сначала воспитатель рисует на листе или доске какое-нибудь животное. Рисует все детали, кроме хвоста.

Одному из играющих завязывают глаза, подводят к доске, и он должен попытаться вслепую дорисовать недостающий хвостик. Младшие дети могут прикреплять готовый хвостик с помощью липучки.

Воспитатель может нарисовать хвост, чтобы дети представили, где он находится. После этого хвост стирается.

Рисующему можно немного подсказывать, где рисовать хвост.

Нарисуйте животное

Игра проводится аналогично игре «Нарисуй хвостик», но дети разбиваются на две подгруппы. Каждая подгруппа рисует одно и то же животное. Детям по очереди завязывают глаза. Каждый из них рисует только одну часть тела животного. Готовые рисунки сравниваются, выделяются смешные особенности.

Не надо брать сложных для изображения животных.

Детям можно помогать словесными подсказками.

Звонарь (Поймай колокольчик)

Дети берутся за руки, образуя не слишком маленький круг. Двум- трем участникам игры завязывают глаза и одному из них дают в руки колокольчик. Он время от времени позванивает им. Остальные водящие пытаются поймать «звонаря», ориентируясь только по звуку. «Звонарь» же всячески увертывается от тех, кто его ловит, — тоже вслепую.

Кто поймал «звонаря», тому и достается колокольчик.

Жмурочки

Участники игры образуют круг. Водящий-«жмурочка» сидит в центре круга. Он становится на колени перед сидящим воспитателем и утыкается лицом ему в колени так, чтобы не было видно, что творится у него за спиной. Руки при этом «жмурочка» закладывает за спину.

Остальные играющие по очереди несильно хлопают водящего по одной из рук. Он должен угадать по характеру прикосновения, кто именно из ребят только что к нему прикоснулся.

Кроме того, «жмурочке» разрешается сразу после касания вскочить на ноги, обернуться к детям и по их лицам попытаться догадаться, кто дотронулся до его руки.

Если последуют сразу два касания руки, водящий может угадать одного. Если догадка «жмурочки» правильная, водящим становится угаданный.

Водящий может и стоять с завязанными глазами или закрывать глаза руками. Дети же могут выставлять вперед большой палец, поддразнивая «жмурочку», говоря хором: «Это — я, это — я, это вся моя семья».

Жмурки

Вариант 1. Водящему закрывают глаза. Кто-нибудь из группы играющих крутит его на месте, чтобы затруднить ориентацию. При этом можно произносить скороговорку типа:

— На чем стоишь?

— На мосту.

— Что ешь?

— Колбасу.

— Что пьешь?

— Ищи мышей, а не нас.

После этого дети разбегаются. «Жмурка» должен ходить по участку и ловить их. Участники игры бегают, дразнят «жмурку», трогают его, чтобы отвлечь и т.п. «Жмурка» должен поймать кого-нибудь из детей и на ощупь отгадать, кто это.

Вариант 2. Жмурки с колокольчиками

Правила игры, в основном, остаются такими же. В руках у детей колокольчики. «Жмурка» должен ловить, ориентируясь на звук колокольчиков.

Пойманного ребенка ведущий должен узнать по голосу. Голос можно изменять.

Дети могут тихо переходить с места на место, при этом имитируя различные звуки (кричат петухом, кукушкой, звать водящего по имени и т.д.).

Полонез стульев

Для игры потребуются две крышки от кастрюли или бубен и стулья меньше на один, чем количество детей.

Стулья ставятся по одной линии так, чтобы сиденья смотрели в разные стороны.

Дети становятся вокруг стульев, держа руки за спиной. По команде воспитателя дети начинают ходить вокруг них с заложенными за спину руками, напевая знакомую песенку или маршируя. Расстояние между детьми и стульями небольшое, но задевать их они не должны.

Неожиданно воспитатель ударяет в бубен. По этому сигналу все дети стараются занять свободный стул. Если последний стоит сиденьем от играющего, он должен обежать вокруг всего ряда стульев, чтобы на него сесть.

Если на стул уселись два играющих одновременно, воспитатель сам решает, кто из них должен уступить другому.

Каждый раз один из играющих выбывает и уносит один стул в сторону. Так продолжается до тех пор, пока не останется всего один ребенок, который и считается победителем.

Если воспитатель использует выносной музыкальный инструмент, сигналом для детей будет служить обрыв мелодии.

Усложнением игры также является введение разных заданий по ходу продвижения детей по кругу.

Мигалки

Участников игры должно быть нечетное число. Стулья ставят в круг. Количество их соответствует количеству детей, стоящих за ними. Внутри круга дети сидят на всех стульях, кроме одного. У детей, стоящих за стульями, руки заложены за спину.

Начинает игру стоящий за пустым стулом «сторож». Он незаметно подмигивает кому-то из сидящих, призывая его ловко вскочить, добежать и сесть на пустой стул.

«Сторож» из-за стула пытается удержать ловкача. Для этого достаточно осалить его. «Сторож», оставшийся без пары, начинает подмигивать.

«Сторожа», стоящие позади стульев, имеют право вынуть руки из- за спины, только чтобы осалить сидящих. «Сторожа» должны быть очень внимательными, чтобы не упустить своего напарника.

Если кто-то из ребят не умеет подмигивать, можно использовать другой знак, заранее договорившись.

Лирум, ларум, ложка!

Участники игры должны передавать по кругу ложку. При этом каждый говорит какое-нибудь «заклинание». Например, немецкие дети используют традиционное заклинание: «Лирум, ларум, ложка — не ошибись немножко!»

Задача каждого играющего состоит в том, чтобы передать ложку следующему точно таким же манером, как он сам только что ее получил.

Обычно новички или невнимательные дети упускают какие-то детали: например, получил ли играющий ложку из правой или левой руки; надо ли ее перевернуть в процессе передачи; какой стороной она будет кверху — черенком или черпалом и т.п.

Если ложка передана с ошибкой, все, кто это заметил, кричат: «Неправильно, неправильно!» — и ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.

С детьми заранее можно придумать разные способы передачи ложки.

Носильщик

Стулья ставятся в круг. На них рассаживаются все дети, кроме одного — «носильщика». Он ходит внутри круга, на спине у него мягкий сверток или котомка на палке.

Стоит «носильщику» повернуться к кому-нибудь спиной, как дети пытаются незаметно поменяться друг с другом местами.

«Носильщик» внимательно следит за всеми сидящими и чуть что — бросает на освободившееся место свой груз.

Если котомка или сверток попали на стул, «носильщик» имеет право его занять. Оставшийся без места, становится «носильщиком».

Если котомка пролетела мимо цели или упала со стула, «носильщик» продолжает водить.

Скорый поезд

Стулья (по количеству играющих) ставятся без промежутков в круг. Один из играющих водит в центре круга. Остальные садятся на стулья.

По команде дети начинают как можно быстрее пересаживаться на поочередно освобождающийся стул.

Водящий пытается сесть на только что освободившийся стул, прежде чем его займет ближайший из играющих. Движение по кругу возможно в любую сторону.

Если водящему удалось на ходу «вскочить в скорый поезд», то им становится играющий, который должен был занять это место, но не успел.

Стульчики

Стулья, на которых сидят дети, поставлены в ряд сиденьями поочередно в разные стороны.

Водящий берет длинную палку (швабру, щетку) и начинает обходить сидящих детей. Если около кого-то водящий стукнет палкой оземь, этот ребенок должен встать со стула и пойти за ним следом. Так водящий бродит вокруг стульев, стучит то тут, то там оземь. За ним выстраивается целая свита.

Водящий начинает удаляться от стульев. Совершает по участку любые передвижения. Свита повторяет все за ним.

Вдруг, в неожиданный для всех момент, водящий дважды стучит оземь: подает сигнал, что всем надо немедленно занять свои места, а поскольку стулья смотрят в разные стороны, сделать это не так-то просто.

Сам водящий старается занять стул одним из первых. В следующем круге водит тот, кому не досталось места.

Пожарная команда

Стулья стоят в два ряда, спинками друг к другу. Дети-«пожарные» ходят вокруг стульев, напевая какую-нибудь песенку под бубен или другой выносной инструмент.

Как только мелодия обрывается, ребята должны положить на ближайший к ним стул один из заранее приготовленных фантов (предметов одежды).

Когда каждый снял с себя две-три вещи, ведущий, вновь оборвав мелодию, подает команду «Пожар!». Дети должны как можно скорее найти свои вещи и надеть их на себя.

Побеждает тот, кому удается сделать это быстрее всех.

Чудо-рисунок

Детям раздаются цветные мелки. Можно разделить детей на две команды и устроить веселое соревнование. Команда создает общий рисунок на асфальте. Чей-нибудь портрет они рисуют из разных цветов, овощей, фруктов, птичек, бабочек и т.п.

Выигрывает команда, создавшая похожий портрет и работавшая дружно.

Есть или нет?

Играющие встают в круг и берутся за руки. Ведущий — в центре.

Он объясняет задание: если дети согласны с утверждением, поднимают руки вверх и кричат: «Да!», если не согласны, опускают руки и кричат: «Нет!»

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

Покажи цифру

Дети вместе с воспитателем показывают движением без использования прижатых к телу рук и ног цифры по порядку от 1 до 10. При этом можно смеяться, наблюдая, как это делают другие.

Дракон

Играющие становятся в колонну (шеренгу), держась за плечи. Первый участник — «голова», последний — «хвост» дракона.

«Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом».

Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в обеих ролях.

Сборщики

Много всевозможных мелких игрушек разбросано по участку. Участники игры разбиваются на группы по двое-трое и берутся за руки.

По сигналу ведущего двумя свободными руками каждая тройка должна собрать как можно больше предметов. В конце их количество подсчитывается.

В задачу подгрупп входит не только сбор предметов, но и сохранение при этом веселого настроения.

Ладонь в ладонь

Дети делятся на пары, прижимают ладони друг к другу. Таким образом они двигаются по участку, преодолевая различные препятствия, которые должны вызывать у детей смех. Они должны попадать в курьезные ситуации.

Капризная ноша

Для этого веселого аттракциона потребуются две стойки и картонный колпак, как у Незнайки. Нижняя часть колпака может быть сделана из плоского малого обруча.

Колпак надевают на одну из стоек, установленных на расстоянии друг от друга.

Играющий, взяв в каждую руку по палочке, должен с их помощью снять колпак со стойки, донести его, не уронив, до второй стойки и надеть на нее (скрещивать палки нельзя).

Неловкие и неуклюжие действия играющего вызывают у зрителей смех.

Вдвоем одну ношу

Каждая пара играющих получает по две гимнастические палочки и дощечку длиной 70—75 см с укрепленным на ней флажком.

Стоя рядом, играющие держат свои палочки двумя руками, направленными вперед. На концы палочек кладутся дощечки. В таком виде совместными усилиями они должны донести свою ношу до условного места и вернуться обратно.

Если дощечка падает, игроки останавливаются, поднимают ее и продолжают свой путь.

Фанты

Дети приносят с собой любые некрупные предметы — фанты и складывают их в какую-нибудь посудину или шляпу, закрывают платком.

Воспитатель, вынимая один из предметов, спрашивает: «Что делать этому фанту?»

Водящий стоит спиной к фантам и не видит, какой из них вынул воспитатель. Задача водящего — назначить «штраф», задание, которое требуется выполнить, чтобы выкупить фант.

Задания могут быть самые разные:

— попрыгать на одной ноге по кругу;

— рассказать о каком-то реальном происшествии;

— с завязанными глазами найти на полу какой-то предмет;

— поклониться каждому из присутствующих;

— сесть на мяч, не касаясь пола руками;

— трижды обернуться вокруг себя на одной ноге;

— сесть на пол и снова встать без помощи рук;

— обойти круг, делая три шага вперед и два назад;

— с завязанными глазами провести рукой по лицу одного из ребят и угадать, кто это;

— три раза подряд сказать замысловатую поговорку;

— в одном углу рассмеяться, в другом — заплакать, в третьем — зевнуть, а в четвертом — начать танцевать;

— просидеть 2 минуты с серьезным выражением лица, пока остальные смешат.

Вариант 1. «Четыреуголка»

Ребенок, на чей фант указал водящий, уходит с площадки. Остальные дети сговариваются, к какому углу площадки каждый будет «приписан».

Когда ушедшего ребенка позовут обратно, его спрашивают: «Что ты сделаешь с этим уголком?» Он может ответить, к примеру, так: «С этим уголком я хочу танцевать, а остальные споют нам песню». После этого все ребята разбегаются по своим уголкам и исполняют пожелание водящего.

Вариант 2. «Три вопроса за дверью»

Водящий уходит с площадки, а оставшиеся дети договариваются, какие вопросы и в какой последовательности они будут задавать, когда он вернется. Вопросы должны иметь отношение к отсутствующему. Например, можно спросить: «Ты уже умеешь сам одеваться? Ты отдашь мне сегодня компот за обедом?» и т.п.

Водящего зовут вернуться и трижды спрашивают: «Да или нет?» После того как водящий ответит «да» или «нет», ему задают вопросы.

Собери по одному

Трое-четверо играющих становятся у стартовой черты. У ног каждого очерчен круг (можно вырыть ямки). Против каждого игрока кладут по 8—10 камней. Первый на расстоянии метра от черты, все остальные — через метр.

По сигналу играющие бегут, берут первый камень, возвращаются и кладут его в круг или в ямку. Потом бегут за вторым и последующими.

Побеждает тот, кто соберет камни первым.

Игра с песком

В соревновании могут принять участие две-три пары играющих.

Перед ними на деревянных щитах высыпают по кучке песка. В 10—15 шагах от щитов ставят по три-четыре стеклянные или пластиковые прозрачные банки.

В каждой паре один из играющих держит мешочек, а второй наполняет его песком. После того как мешочек будет наполнен, первый участник бежит к банкам и наполняет их песком. Затем дети меняются местами.

Так продолжается до тех пор, пока банки не будут наполнены до краев.

Попади в кольцо

К турнику подвешивается кольцо (обруч). Необходимо изготовить 10—15 деревянных палочек-«дротиков».

Играющие становятся на некотором расстоянии от кольца и по очереди бросают дротики, стараясь, чтобы они прошли сквозь кольцо.

Кольца можно брать разного диаметра, увеличивать расстояние.

Набрасывание колец

На прочном фанерном или деревянном щите рисуется ромб. По углам этой фигуры забиваются большие гвозди или костыли, проставляется по 10 очков, внутри фигуры — по 15 очков.

Играющие отходят от щита на 6—8 шагов. Каждый из играющих получает по 5—6 колец. По очереди они бросают кольца одно за другим, чтобы они повисли на гвоздях.

Подсчитывается общее количество очков.

Рыболовы

На земле устанавливают несколько гимнастических булав, чем-то укрепленных, или пластиковых бутылок с песком. По числу булав изготавливают удилища длиной 1—1,5 м и на тонких веревочках подвязывают к ним проволочные кольца.

Задача каждого играющего — держа в одной руке удилище, надеть кольцо возможно большее число раз на головку булавы или горлышко бутылки.

Пронеси, не разлей

Доска толщиной в 4—6 см ставится на ребро и прочно закрепляется. Вместо доски можно положить на землю шнур и натянуть его.

Играющие, один за другим, беря в каждую руку по пластиковой кружке с водой, должны пройти по доске, не расплескав воду. Тот, кто потерял равновесие, оступился или разлил воду, выбывает.

Между поленьями

На землю ставятся в шахматном порядке 7—8 кеглей или пластиковых бутылок с песком.

Играющий должен запомнить расположение кеглей. Затем ему завязывают глаза, и он должен пройти между ними, не задев и не свалив их.

Кто пройдет?

На земле чертится прямоугольник 2x8 м, который делят на 16 квадратов (1x1 м).

Играющий становится у края прямоугольника. Ему завязывают глаза и предлагают пройти по всем квадратам, ни разу не наступив на линии, разделяющие их.

Детям надо предоставить пробный ход с открытыми глазами.

Ямки

В игре принимают участие пятеро-шестеро детей.

На площадке проводится черта, а в 5—6 шагах от нее выкапывается ямка, за ней выкапываются еще две ямки на расстоянии 1—2 м одна от другой.

Играющие становятся у черты и по очереди бросают в ямки камешки или шишки. Если начинающий с первого раза попадет в первую ямку, то бросает во вторую и т.д. После каждого промаха в игру вступает следующий играющий.

Тот, кто без промаха попадет подряд в первую, вторую и третью ямки, называется «учеником». Чтобы стать «подмастерьем», надо вслед за этим попасть без промаха во все ямки в обратной последовательности. И наконец звание «мастера» получает тот, кто вслед за этим сумеет попасть сначала во вторую, потом в первую и затем в третью ямку.

Ямки можно поменять на корзины. Перед игрой нужно потренироваться бросать камешки.

Попади в ямку

На площадке надо вырыть одну ямку побольше, вокруг нее в радиусе 50—70 см еще 3—4 ямки поменьше.

Играть могут пятеро-шестеро детей. Каждый из играющих получает по 10 камешков. По два из них каждый кладет в центральную ямку, по одному камешку в остальные.

Затем, встав у черты в 3—4 шагах от самой близкой ямки, играющие по очереди бросают свои камешки, стараясь попасть в одну из ямок.

В случае попадания играющий забирает себе все камешки, которые там находились. Если он попадет в ямку, откуда уже вынуты камешки, его камешек остается там.

Тот, кто промахнется, подбирает свой камешек.

Игра заканчивается, когда в ямках не окажется ни одного камешка.

Побеждает тот, кто к концу игры соберет больше камешков.

Игра в камешки

Дети играют, сидя за столом или на земле, площадке. У каждого играющего должно быть по пять камешков.

Сначала определяют, кому начинать. Каждый играющий берет в руку свои камешки, подбрасывает их невысоко вверх и, быстро повернув руку ладонью вниз, ловит их тыльной стороной руки. При этом часть камешков падает на землю. У кого на руке окажется больше камешков (горсти песка), тот и начинает игру. Далее каждый играющий проделывает то же в порядке очереди по кругу.

Примерные упражнения

1. Взять в руку пять камешков, один подбросить вверх, остальные быстро положить и успеть поймать подброшенный камешек той же рукой.

2. Подбросить вверх перед собой находящиеся в руке три камешка и поймать их, взяв предварительно со стола оставшиеся два камешка.

3. Подбросить вверх пять камешков и поймать их.

4. Держа в руке пять камешков, один придерживать большим пальцем, остальные подбросить вверх и поймать, предварительно положив пятый камешек на стол.

5. Вновь подбросить четыре камешка вверх и поймать, предварительно взяв со стола один.

Другие варианты придумайте вместе с детьми.

Чапан-куль

(узбекская игра)

Все участники, скрестив ноги, садятся на корточки в круг. Водящий остается вне круга и начинает бегать. Сидящие в кругу передают друг другу мяч, то вправо, то влево, как можно быстрее. Водящий старается поймать играющего с мячом прежде, чем тот успеет передать его соседу.

Пойманный становится водящим. Если же он долго не может поймать мяч, ему назначается веселое наказание.

Карлики и великаны

Играющие становятся в круг. Воспитатель договаривается с ними, что если скажет: «Великаны!», все должны встать на носки и поднять руки вверх; если же скажет: «Карлики!», все должны присесть на корточки и вытянуть руки вперед.

Сначала воспитатель проводит репетицию, при этом может не делать движений. Потом, проводя игру, воспитатель может время от времени показывать движения невпопад. Кто ошибется, получает штрафное очко.

Запрещенное движение

Играющие образуют круг. Воспитатель заранее условливается с ними, какое движение делать нельзя, например, приседать. Затем показывает детям различные движения (можно под музыку), которые играющие должны в точности за ним повторять. Чем более разнообразны и забавны эти движения, тем интереснее игра.

Неожиданно воспитатель показывает запрещенное движение. Тот из играющих, кто по невнимательности повторит его, должен будет потом сплясать, спеть, прочесть стихи.

Воздух, вода, земля, ветер

Играющие становятся в круг. Водящий стоит в центре круга.

Подойдя к кому-нибудь из играющих, водящий говорит одно из четырех слов: «воздух», «вода», «земля», «ветер» — и считает до пяти.

Играющий за это время в зависимости от заданного слова должен назвать птицу, рыбу, зверя или же покружиться на месте (ветер). Кто не успел ответить, выходит из круга.

Неожиданно вместо четырех указанных слов водящий говорит кому-нибудь: «Огонь». При этом слове все играющие должны поменяться местами, и водящий становится на чье-нибудь место в кругу. Последний, не успевший встать в круг, становится водящим.

Можно усложнить игру тем, что отвечающий ребенок не только называет птицу, рыбу и зверя, но и показывает его.

Белки, орехи, шишки

Играющие рассчитываются по трое. Первые номера — «белки», вторые — «орехи», третьи — «шишки». Каждая тройка берется за руки, образуя кружок. Водящий стоит в середине площадки.

Воспитатель кричит: «Белки!» — и все играющие, названные белками, должны поменяться местами. Водящий в это время старается занять любое освободившееся место. Если он сумеет это сделать, становится «белкой», а оставшийся без места — водящим. То же самое с шишками и орехами.

В разгар игры можно подать команду «Белки, орехи, шишки!». Тогда все игроки должны поменяться местами.

Светофор

Две команды по 12—15 детей выстраиваются полукругом, одна слева, другая справа от воспитателя. В руках у последнего светофор — два картонных кружка, одна сторона которого желтая, вторая — разная(красная и зеленая).

Воспитатель напоминает детям о значении соблюдения правил дорожного движения. Читает стихи С. Михалкова. Недостающие слова дети подсказывают хором.

Если свет зажжется красный,

Значит, двигаться... (опасно).

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь... (открыт)».

Желтый свет — предупрежденье —

Жди сигнала для... (движенья).

Затем воспитатель объясняет правила игры: когда он покажет зеленый сигнал светофора, все маршируют на месте, начиная с левой ноги, когда желтый — хлопают в ладоши, а когда красный — стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, делает шаг назад.

Сигналы должны меняться неожиданно, через равные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.

Бери под руку

Дети становятся парами в круг. Двое водящих — в стороне. Один из них убегает, а другой догоняет. Пары под музыку или песню двигаются по кругу. Убегающий, спасаясь от догоняющего, подбегает к кому-нибудь из идущих в паре и берет его под руку Тогда стоявший в этой паре с другой стороны должен убегать.

Если догоняющему удастся запятнать убегающего раньше, чем он успеет взять кого-нибудь под руку, они меняются ролями. Если нет, догоняющий остается тот же.

Волейбол с воздушными шарами

Между двумя стойками натягивается веревка. Мячом служат два воздушных шарика, связанных вместе. В каждый из них наливают по нескольку капель воды. Это делает их чуть тяжелее, и, главное, благодаря перемещающемуся центру тяжести их полет становится очень забавным.

По обеим сторонам веревки располагаются команды, в каждой по три-четыре ребенка. Играющие отбивают мяч, как при обычной игре в волейбол, стараясь перегнать его на сторону противника и не давая упасть на пол на своей стороне. За это присуждается штрафное очко.

Побеждает команда, получившая к концу игры (через 5—7 мин) меньше штрафных очков.

Сядь первым

К спинке стула привязываются две ленты (или два отрезка шнура) длиной 4—5 м. Одна лента оттягивается вправо, а другая влево от стула. Двое играющих прикрепляют концы лент к поясу. По сигналу они начинают кружиться, стараясь как можно быстрее обвить ленту вокруг себя, чтобы первыми приблизиться и занять место на стуле.

Лента все время должна быть натянутой, ее можно слегка придерживать рукой, чтобы она находилась на уровне пояса. Чтобы стул не сдвигался, кто-нибудь должен сзади придерживать его за спинку.

Нельзя садиться, пока лента не обмотается полностью.

Где нос, где ухо

Играющие становятся в круг. Водящий идет по кругу и останавливается перед кем-либо из детей. Он должен дотронуться до какой-ни- будь части тела и назвать при этом другую, например, дотронуться до своего уха и сказать: «Это мой нос». Играющий должен немедленно показать на свой нос и сказать: «Это мое ухо». Если он ответит неправильно, сменяет водящего.

Лови!

Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет правила игры. Они должны кидать друг другу разные предметы, сразу называя их. Тот, кому кидают, должен ловить определенным способом в зависимости от того, как предмет назван: ведь котенка надо ловить иначе, чем змею. С детьми заранее можно обсудить круг предметов, которые можно кинуть.

Если тот, кому кидают, поймает предмет неправильно, он пропускает кон.

Дорога

Дети берут по кубу (стулу) и отправляются «в дорогу». Воспитатель заранее определяет маршрут по участку.

Он ставит условия:

— кубы — это большие, тяжелые ящики. Решите, куда вы их понесете;

— кубы — это дорогие музейные экспонаты. Вы их переносите из одного зала музея в другой;

— кубы — хрупкие стеклянные вазы для цветов;

— кубы — кастрюля с горячим супом. Ее надо поставить на стол.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети выполняли условия передвижения, комментирует их действия.

Простые ходули

Из двух жестяных банок из-под консервов или краски, веревок и палочек мастерятся ходули. Для этого две веревки высотой от стопы ребенка до опущенной руки крепят к боковым сторонам банки параллельно друг другу. Там, где ребенок будет держать веревку, приделывают для удобства палочку (можно прикрутить скотчем).

На таких ходулях можно организовать соревнование между командами. На поверхности, находящейся на уровне, доступном ребенку, стоящему на ходулях, кладут мелкие игрушки (любые мелкие предметы). Каждый ребенок из команды доходит до этой поверхности, берет один предмет и возвращается с ним назад. Побеждает команда, которая выполнит задание быстрее и правильнее.

Птицы

Воспитатель читает стихотворение, в котором вперемежку перечислены птицы и разные предметы. Если воспитатель называет птицу, дети должны хлопнуть в ладоши, а если что-то другое — топнуть ногой.

Если птицу назову,

В ладоши надо хлопнуть.

А если что-то другое —

Ногой надо топнуть!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи,

Лисы, вороны,

Галки, макароны.

Воробьи и чайки,

Грачи и балалайки.

Чибисы, моржи,

Соколы, чижи.

Снегири, кукушки,

Гуси и ватрушки.

Лебеди и совы,

Дятлы и коровы.

Прилетели под конец

Утка, щука и скворец.

А-рам-шим-шим

Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами и вытянутой вперед рукой. Играющие бегут по кругу со словами:

А-рам-шим-шим,

А-рам-шим-шим,

Арамия-гусия,

Покажи-ка на меня.

На последних словах круг останавливается. Играющие смотрят, на кого указывает рука водящего. Тот, на кого он показал, входит в круг и встает спина к спине с водящим. Дети хором произносят: «И раз, и два, и три». На счет «три» стоящие в центре одновременно поворачивают головы. Если они повернули головы в одну сторону, выполняют задание — поют, танцуют, читают стихи, обнимаются и т.п. Если они повернули головы в разные стороны, то первый водящий уходит, а второй начинает игру сначала.

Гиппопотам

Дети берутся за руки и встают в круг. В кругу стоит ведущий. Все вместе они идут по кругу по часовой стрелке и говорят слова:

От страха я на веточку залез. (Два хлопка.)

И вот я здесь, а нога моя там. (После каждого сдвоенного хлопка руки перемещаются с плеч, груди, колен.)

Меня укусил гиппопотам. (Два хлопка.)

Я говорю: «Отдай ногу!» (Два хлопка.)

И вот я здесь, а нога моя там.

Меня укусил гиппопотам (2 раза). (Два хлопка.)

Воспитатель спрашивает у детей, что такое эхо, где его можно услышать, как оно отвечает на вопросы. Предлагает детям стать эхом. Используется пробный ход для понимания детьми, как играть. Воспитатель просит отвечать дружно и хлопать в ладоши.

Собирайся, детвора! (Ра-ра!)

Начинается игра! (Ра-ра!)

Да ладошек не жалей! (Лей-лей!)

Бей в ладоши веселей! (Лей-лей!)

Сколько времени сейчас? (Час-час!)

Сколько будет через час? (Час-час!)

И неправда: будет два! (Два-два!)

Думай, думай, голова! (Ва-ва!)

Как поет в селе петух? (Ух-ух!)

Да не филин, а петух! (Ух-ух!)

Вы уверены, что так? (Так-так!)

А на самом деле как? (Как-как?)

Если дети здесь закукарекали, им ставится штрафное очко, а игра продолжается.

Сколько будет два и два? (Два-два.)

Ходит кругом голова! (Ва-ва!)

Это ухо или нос? (Нос-нос!)

Ведущий держится за ухо.

Или, может, сена воз? (Воз-воз!)

Это локоть или глаз? (Глаз-глаз!)

Ведущий показывает на локоть.

А вот это что у нас? (Нас-нас!)

Ведущий показывает на нос. Кто ошибся, тому штрафное очко.

Вы хорошие всегда? (Да-да!)

Или только иногда? (Да-да!)

Не устали отвечать? (Чать-чатъ!)

При ответе «нет» — штрафное очко.

Разрешаю помолчать!

Лето – время, когда дети младшего школьного возраста предоставлены сами себе. Не многим из них удается поехать с родителями на море или самостоятельно отправляются в пионерский лагерь. Во дворе, на пляже или на даче дети собираются небольшими компаниями, но совершенно не знают, чем заняться и как провести свободное время. А ведь на самом деле летние игры для детей настолько разнообразны и интересны, что можно часами и сутками играть и развлекаться. Ведь даже прыгание на скакалке, игра с мячом, эстафеты, догонялки способствуют физическому развитию. А уж подвижные игры – это еще и отличные развивающие, познавательные занятия, которые позволяют ребенку проявить себя и свою смекалку, а также скрепляют отношения между детьми и между детьми и их родителями.

Подвижные летние игры для детей во дворе.

«Кис-брысь-мяу». Выбирается поочередно, из всех игроков, водящий, который стоит спиной к остальным. Ведущий, показывая рукой на любого игрока, говорит: «Кис», как бы задавая вопрос. Если водящий в это время отвечает: «брысь» - игра продолжается, если «мяу» – игра останавливается. Затем ведущий спрашивает у еще невидящего водящего, что он будет делать в паре с выбранным человеком. Только после этого водящий поворачивается лицом, видит, кого он выбрал себе в пару и делает то, что сказал. Можно заранее подготовить какие-то интересные задания и потом их по парам и выполнять.

«Тянулка».

Необходимо провести ровную черту, за нее во время игры нельзя будет переступать. Необходимо 2 команды, игроки которых выбирают в каждой команде самого сильного. Абсолютно все игроки должны сцепиться руками между собой в локтях так, чтобы образовалась 1 длинная цепь. С каждой стороны этой цепи становятся выбранные силачи, которые должны перетянуть всех ребят в свою сторону так, чтобы противоположная команда заступила за черту.

«Дворовые городки».

Нужно то количество бит (палок), какое количество игроков. Затем рисуется круг, в который устанавливаются друг на друга разнообразные жестяные банки. Кроме того, на некотором расстоянии от этой конструкции рисуются линии – это уровни. Ребята по очереди бросают свои биты так, чтобы выбить из круга банки. При этом - сколько выбил банок – на тот уровень игрок и становится. Побеждает тот, кто быстрее всех прошел все уровни.

«Заколдованный замок».

Все участники должны разделиться на 2 команды. Одной из них нужно расколдовать замок (какой-то выбранный объект – дерево, качели, стена), а другой, соответственно, необходимо не дать этого сделать. Кроме того, у замка есть ворота в виде двух игроков. Надо отметить, что у тех, кто охраняет объект: и у ворот и у остальных, которые разбредаются по всей площадке - завязаны глаза. Та, команда, которая пытается покорить этот замок, бесшумно двигается по площадке и незаметно проходит через ворота к замку. Другая же команда, не видя и ориентируясь только на звуки, охраняет замок и ловит наступающих.

«Направления».

Наверное, все летние игры для детей очень веселые. Вот одна из наиболее смешных. Здесь необходим судья и 2 параллельные линии, прочерченные на приличном расстоянии друг от друга. Все ребята встают посередине между линиями. Затем, после крика или свистка судьи, все разбегаются в разные стороны, чтобы добежать до любой из двух линий. Затем судья опять свистит и все игроки, не останавливаясь, продолжают бежать, но уже в другом направлении. Задача судьи - не дать игрокам возможности добежать до линии и поэтому он постоянно должен свистеть. Тот, кто все-таки добежал – сам становится судьей.

Летние игры для детей с мячом.

Мяч – самый распространенный инвентарь, который используется людьми разного возраста. Что уж говорить о ребятах 6-10 лет. Многие летние игры для детей не обходятся без этого незатейливого снаряжения. Футбол, волейбол, пионербол– каких только игр не существует в арсенале детей и взрослых. Вот еще одна интересная и увлекательная игра - видоизмененный и усложненный вариант простой и знакомой «Вышибалы», для которой необходима большая свободная территория.

«Перекрестный огонь».

Дети делятся на команды - 3 штуки. На середине игрового поля нужно нарисовать полосу, куда встает одна команда. 2 другие при этом становятся по противоположным сторонам черты. Каждой из этих двух команд необходимо 3 мяча. Мячами дети устраивают перекрестную пальбу по тем, кто стоит в центре. После последнего выбитого игрока, команды должны поменяются местами, причем на линию выходит та, которая выбила последнего игрока.

«Страусиное яйцо».

Каждый игрок ступней, рукой или коленом набивает мяч такое количество раз, которое может по максимуму. Затем результаты фиксируются, а потом от большего числа отнимается меньшее. Разность этих чисел – очков равно тому количеству шагов, которое должен пройти проигравший (то есть который выбил меньше всех) с мячом, зажатым между коленями. В это время все остальные игроки должны смешить этого неуклюжего страуса, чтобы он рассмеялся и выронил мяч.

«Горячая картошка».

Желающие поучаствовать становятся в круг и спокойно перекидывают мячик друг другу. Затем любой желающий из игроков говорит: «Картошка горячая!». После этих слов, дети начинают бросать мяч так, будто он действительно горячий – быстро-быстро. Проигрывает и выбывает из игры ребенок, который уронил мяч.

«Шаги».

Подобные летние игры для детей вырабатывают у них физические навыки и развивают фантазию, смекалку и интуицию. Происходит это так: все встают в начерченный круг диаметром примерно 2 метра. Дружно выбранный водящий подбрасывает мячик очень высоко и в этот момент пока мяч летит вниз - все дети разбегаются подальше от круга. Когда водящий ловит мячик, он должен прокричать «стоп» и после того, как все остановились, выбрать любого из игроков. Тот в свою очередь называет количество шагов до круга. Эти шашки могут быть названы в абсолютно любом количестве и могут быть любого вида (гигантские, лилипутские, прыжки, и подобные). После этого выбранный шагает то количество шагов, которое он сказал и если ему удается достать до водящего, то он сам становится водящим.

Таких разнообразных, но одинаково веселых и, что немаловажно, полезных игр очень много. Летние игры для детей – это всегда физическое, психологическое, умственное и социальное воспитание младших школьников. Летние каникулы позволяют детям весело и интересно провести время, найти новых друзей, поиграть в любимые игры, придумать их самим и узнать много нового и интересного.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №20 г. Владивостока» .

Подготовительная группа.

Программное содержание: Формировать стремление детей активно участвовать в развлечениях. Развивать у детей потребность к ежедневной двигательной деятельности. Учить играть в подвижные игры с элементами соревнования. Воспитывать: ловкость, силу, выносливость, ответственность.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о лете.

Беседы на тему: «Лето» , «Здравствуй лето» .

Заучивание стихов о лете, дружбе.

Материал: Воздушные шары, обручи, флажки, мячи, печатные буквы, шоколадные медальки.

Воспитатель:

Опять смеется лето
В открытое окно
И солнышка и лета
Полным, полным – полно!

Дети, сейчас мы с вами разобьемся на две команды и проведем летнее соревнование, узнаем кто у нас самый сильный, ловкий, смелый.

Чтобы разбиться на команды, мы сначала, каждый из вас задумает кто он будет (солнце, месяц, цветы, деревья, трава и т.д.) . После этого вы подойдете к капитанам, и они будут вас выбирать. А кто будет у вас капитанами команд?

(дети выбирают двух капитанов, после этого подходят парами и капитаны отбирают себе в команду детей) .

Воспитатель: Я вижу, команды готовы. Теперь надо дать название командам.

(Дети советуются) .

Воспитатель: Первая команда.

Дети хором: Ромашки.

Воспитатель: Вторая команда.

Дети хором: Ветерки.

Воспитатель: Отлично! Приступаем к первому заданию.

Летом цветет много цветов. Сейчас вы по очереди (команды) будете называть цветы, чья команда больше назовет, та и победит.

Воспитатель: Второй конкурс – эстафета «Пронеси и не урони» .

(Дети друг за другом по очереди на вытянутых руках несут воздушный шар, передают друг другу) .

Воспитатель: следующий конкурс называется «Рыбалка»

Мы с вами будем ловить рыбу. Вначале одна команда будет рыбаками. А вторая рыбками. Потом поменяетесь, чья команда поймает больше рыбы, та и победит. Но рыбу вы будете ловить сетями. Для этого рыбаки по 3-4 ребенка берутся за руки, образуя сеть, и ловят рыбу.

Команда «Ромашки» готовы: Е, Т, О, Л. (ЛЕТО) .

Р, И, А, Б. (РЫБА) .

Команда «Ветерки» готовы: Р, И, Г, А. (ИГРА) .

М, Р, О, Е. (МОРЕ) .

Воспитатель: Молодцы.

Следующий конкурс называется:

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» .

Этот конкурс сложен тем, что члены команды должны уметь договариваться и выполнять одно движение.

Воспитатель: И последний конкурс – эстафета:

Вы должны прокатить обруч до флажка, оставить его там, взять мяч и добежать, отбивая его о землю до команды. Отдать мяч следующему игроку. Он бежит, отбивая мяч до флажка, берет обруч и катит его до финиша.

Понятно! Готовы! На старт! Внимание! Марш!

Воспитатель: Наше соревнование закончено.

Команда победитель получает золотые медали

(Медальки – шоколадки) .

Команда, занявшая второе место - серебряные медальки

(Медальки – шоколадки) .

Воспитатель: Соревнование закончено, но мы знаем самое главное, что победителей нет, победила……

Дети хором: ДРУЖБА!

Елена Чувилина
Подвижные игры для детей на прогулке в летнее время

Подвижные игры для детей на прогулке в летнее время

Летом дети больше времени проводят на улице. Обязательным компонентом каждой прогулки являются организованные взрослым подвижные игры. Подвижные игры на прогулке проводятся ежедневно продолжительностью 6 – 10 минут, с целью закрепления двигательных навыков. С их помощью на прогулке решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Сюжет игры должен быть простым и доступным пониманию, персонажи хорошо знакомы. Чтобы дети с удовольствием включались в игру используют атрибутику: шапочки, эмблемы птиц и животных, ягод, цветочки, веночки, платочки. Часто в подвижных играх используются крупные мягкие игрушки. Взрослый – организатор и участник игры.

Картотека игр

1. ПОКАЖИ ЦВЕТОК

Ход игры: Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают цветок. Ведущий позади своей команды незаметно вкладывает цветок в руку одному из детей. После этого игрок в центре дает команду: «Покажи цветок!» Дети с цветками должны выбежать и отдать свой цветок ведущему. Побеждает тот, кто быстрее отдаст цветок.

2. ЦВЕТЫ

Цель: развивать быстроту, ловкость, внимание.

Ход игры: Каждый играющий выбирает себе название какого-нибудь цветка. Одно и то же название не может быть у нескольких детей. По жребию выбранный цветок, Например «Роза», начинает игру: вызывает какой-нибудь цветок, например мак. «Мак» бежит, а «Роза» его догоняет. Когда ему грозит опасность быть пойманным, он произносит название какого-нибудь другого цветка, убегает следующий цветок. Пойманный меняет свое название и снова включается в игру. Нельзя повторно придумывать одно и то же название цветка.

3. ВОРОБЫШКИ И КОТ

Цель: развивать двигательные умения, быстроту, умение слушать команду.

Ход игры: Границы площадки очерчиваются или отмечаются флажками. На одном конце площадки размещаются на скамейках «воробышки». На другом конце место для «автомобиля» - «гараж». Воробышки вылетают из гнезда, - говорит воспитатель. Дети спрыгивают со скамеек (высота 10-15 см, начинают бегать, прыгать на двух ногах. По сигналу появляется «автомобиль» - воспитатель. Воробышки улетают в «гнезда» (при этом каждый занимает свое место – гнездо). «Автомобиль» возвращается в «Гараж». Игра продолжается.

4. ГУСИ-ЛЕБЕДИ

Цель: развивать быстроту, ловкость, умение слушать команду.

Ход игры: Выбирается волк и хозяин, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять. Гуси уходят от дома подальше. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси!

Га-га-га.

Есть хотите?

Да-да-да.

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

5. ПЧЕЛЫ

Цель: развивать быстроту, ловкость, внимание, память.

Ход игры: Выбирается ребенок – «цветок». Дети делятся на две группы: «Сторожа» и «Пчелы». «Сторожа», взявшись за руки, ходят вокруг «Цветка» и говорят:

Пчелки яровые, Крылья золотые, Что вы сидите, В поле не летите?

Аль вас дождичком сечет,

Аль вас солнышком печет?

Летите за горы высокие,

За леса зеленые-

На кругленький лужок,

На лазоревый цветок.

«Пчелы» стараются забежать в круг, а «сторожа», то поднимая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из «пчел» удастся проникнуть в круг и коснуться «цветка», «сторожа», не сумевшие уберечь «Цветок», разбегаются. «Пчелы» бегут за ними, стараясь «ужалить» - коснуться рукой.

6. БАБОЧКА И ЦВЕТОЧКИ

Цель: развивать быстроту, ловкость, двигательные умения, внимание, аккуратность.

Ход игры: Среди детей выбираются «бабочка» и водящий. Остальные становятся в круг – они «цветы». По сигналу «бабочка» улетает от водящего, который ее ловит, и прячется то у одного цветка, то у другого. «Цветочек» должен успеть обхватить «бабочку» руками – «лепестками», пока ее не коснулся водящий. Если водящий поймал «бабочку», то становится «бабочкой», а «бабочка» - водящим. При следующих повторах игры водящий и «бабочка» выбираются жребием.

7. МЕДВЕДИ И ПЧЕЛА

Цель: развивать быстроту, внимание, двигательные умения.

Ход игры: Дети делятся на две неравные группы. Примерно одна треть детей – «медведи», остальные – «пчелы». В одной стороне площадки «лес», а в противоположной – «луг». «Пчелы» должны быть в «лесу». По сигналу воспитателя «пчелы» летят на «луг» и жужжат. Как только все «пчелы» улетят, «медведи» идут в «лес» за медом. По сигналу воспитателя «Медведи!» «пчелы» летят и жалят «медведей», не успевших убежать. Игра повторяется 2-3 раза.

8. ЕЖИК И ГРИБЫ

Цель: развивать мышцы ног, рук, спины, быстроту и ловкость движений.

Ход игры: Из числа играющих выбирается ежик. Детям дают названия грибов. Ведущий спрашивает у ежика:

За чем пришел?

За грибком.

За каким?

Еж называет гриб. Гриб выбегает, еж его ловит. Если названного ежом гриба нет, то ведущий прогоняет ежа. Игра продолжается до тех пор, пока не соберет все грибы.

9. ЯГОДА

Цель: развивать мышцы рук, ног, спины с помощью упражнений.

Ход игры: Взявшись за руки, дети образуют круг. Водящий встает в центр круга и говорит:

Ягода, червивая ягода, Ветер дует, она падает.

Пока водящий произносит эти слова, игроки бегут по кругу. С окончанием фразы все должны быстро присесть на корточки. Тот, кто не сумеет это выполнить, то есть сделает хотя бы один шаг или упадет, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется трое игроков. Они объявляются победителями. Бегущим по кругу игрокам не разрешается разъединять руки. Из двух игроков, нарушивших правило, выходит из игры один – то, у кого окажется свободной правая рука.

10. СОБИРАЕМ ЯГОДЫ

Цель: развивать быстроту движений, мышцы рук, ног.

Ход игры: Дети делятся на две команды, строятся друг за другом за линией старта. По сигналу первые игроки обеих команд бегут до линии финиша, берут карточки с ягодами и бегут назад к команде. Встают за последним игроком. Как только первые игроки пересекли линию старта на обратном пути, начинают бег вторые игроки.

11. КОШКА И МЫШКИ

Цель: учить детей имитировать звуки, бегать тихо, как мышки.

Ход игры: Воспитатель объясняет, что по одну сторону шнура будет домик мышек – норка. По другую сторону от шнура (на расстоянии 2-2,5м) на скамеечке сидит кошка. Раздает всем детям эмблемки и приглашает «мышек» в норку. Воспитатель медленно произносит:

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка. («Мышки» бегают, пищат.)

Кошка глазки открывает

И мышат всех догоняет:

Мяу! Мяу! («Мышки» прячутся в норку.)

Воспитатель берет игрушку – кошку и догоняет детей. Игра повторяется 2-3 раза.

12. ПЕРЕПРЫГНЕМ ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК

Цель: учить детей прыжкам, развивать мышцы ног, ловкость движений.

Ход игры: На площадке рисуется ручеек, с одного конца узкий, а дальше все шире и шире (от 10 до 40 см).

Группке детей предлагается перепрыгивать через ручеек вначале там, где он узкий, а затем там, где он пошире, и, наконец, где самый широкий. Воспитатель отмечает тех, кто сумел перепрыгнуть ручеек в самом широком месте.

Таким образом, ребенок постоянно и разнообразно двигается на участке. В теплое время года потребность в активных движениях удовлетворяется полностью.