Подборка интересных фактов про уши человек. Из чего состоит основной аппарат слуха у человека, его функции Доступный рассказ для детей об ушах

передается при помощи колебаний воздуха, которые производят все движущиеся или дрожащие предметы, а ухо человека – это орган, предназначенный для улавливания этих колебаний (вибраций). Строение уха человека обеспечивает решение этой непростой задачи.

Человеческое ухо имеет три отдела: наружное ухо, среднее и внутреннее. Каждое из них имеет своё строение, а вместе они образуют своеобразную длинную трубку, уходящую вглубь головы человека.

Строение наружного уха человека

Наружное ухо начинается с ушной раковины. Это единственная часть человеческого уха, которая находится вне головы. Ушная раковина имеет форму воронки, которая улавливает звуковые волны и перенаправляет их в слуховой проход (он находится внутри головы, но тоже считается частью наружно уха).

Внутренний конец слухового прохода закрывается тонкой и упругой перегородкой – барабанной перепонкой, которая принимает на себя колебания прошедших по слуховому проходу звуковых волн, начинает дрожать и передает их дальше, в среднее ухо и, кроме того, отгораживает среднее ухо от воздуха. Рассмотрим, как это происходит.

Строение среднего уха человека

Среднее ухо сложено из трёх ушных косточек, которые называются молоточком, наковаленкой и стремечком. Все они соединены друг с другом маленькими суставчиками.

Молоточек примыкает к барабанной перепонке изнутри головы, принимает на себя её колебания, заставляет дрожать наковаленку, а та, в свою очередь, стремечко. Стремечко вибрирует уже значительно сильнее барабанной перепонки и передаёт такие усиленные звуковые колебания внутреннему уху.

Строение внутреннего уха человека

Внутреннее ухо служит для восприятия звуков. Оно крепко прикреплено к костям черепа, почти сплошь закрыто костяным чехольчиком с отверстием, к которому примыкает стремечко.


Слуховая часть внутреннего уха – это спиралеобразная костяная трубка (улитка), имеющая длину около 3 сантиметров и ширину меньше сантиметра. Изнутри улитка внутреннего уха заполнена жидкостью, а стенки её покрыты очень чувствительными волосковыми клетками.


Зная строение внутреннего уха человека, очень просто понять, как оно работает. Примыкающее к отверстию в стенке улитки стремечко передает свои колебания находящейся внутри её жидкости. Дрожание жидкости воспринимается волосковыми клетками, которые при помощи слуховых нервов передают сигналы об этом в мозг. И уже мозг, его слуховая зона, обрабатывает эти сигналы, и мы слышим звуки.

Кроме возможности слышать, строение уха человека обеспечивает и его способность удерживать равновесие. Специальный – полукружные каналы - помещается во внутреннем ухе.

музыка.
Оборудование: Презентация: «Наши уши» (слайд 1), изображение уха (слайд 2), изображение внутреннего уха (слайд 3), мнемотаблица с последовательностью выполнения пальчиковой гимнастики (слайд 4), мнемотаблица «Правила сохранения слуха» (слайд 5), аудиозаписи со звуками природы, фуражка для машиниста, иллюстрации с предметами, издающими звуки (тихо-громко). Раздаточный материал: карточки с изображением предметов, издающих звуки, цветные карандаши.
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий о строении человека, дидактическая игра: «Что вредно,что полезно для здоровья», разучивание массажа ушей.
Ход занятия:
Эмоциональный настрой.
Ребята, хотите поиграть в игру «Да – нет»? Встаньте все в круг. Я буду задавать вопросы, а вы мне отвечайте при помощи движений. Если хотите ответить «да» - топайте и хлопайте, если «нет»- указательным пальчиком и ножкой, выставленной на пятку, двигайте одновременно вправо - влево. Например, вы веселые? вы красивые? вы ленивые? Молодцы, в нашей группе самые лучшие дети.
Послушайте загадку:
Оля слушает в лесу,
Как кричит кукушка,
А для этого нужны
Нашей Оле…(ушки). (Слайд 2) .
Правильно, это ушки. Посмотрите на ухо своего соседа. Что вы видите? (ухо). Да, мы видим ухо,
ушную раковину . Повторите хором. А если внимательно присмотреться, мы видим дырочку. Это слуховой проход . Повторите. Как вы думаете, можно ли пальчиками добраться до конца прохода? Конечно же, нет. В конце слухового прохода есть тонкая пленочка, которая называется барабанной перепонкой. Звуки проходят через слуховой проход, ударяются об перепонку и мы слышим звук. (слайд N3).
Включается аудиозапись: пение птиц. Что вы услышали?(звуки). При помощи чего мы услышали? Да, при помощи ушей мы слышим звуки: узнаем голос мамы, голоса друзей.
Игра: « Кто тебя позвал».
А сейчас немного отдохнем. Хотите покататься на волшебном паровозике? Вставайте друг за другом, кладите руки на плечи соседу на плечи. Какой звук издает паровоз? (чух-чух). А наш волшебный паровоз издает: «чух-чух вау». Поехали (без «змейкой», через тоннель (полуприсядем), по «кочкам» (прыжки)). Вот и приехали.
Игра: « Поймаем тишину».
Считаем: «раз, два, три» (на слово «три» хлопаем).
Отдохнем. Присядем на коврик.
Пальчиковая гимнастика(слайд N 4) «Тук-тук-тук».
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Наши ушки слышат стук (удар кулачками друг о друга)
Вот ладошечки шуршат,
Наши пальчики трещат. (потирание ладоней друг о друга)
Теперь в ладошки громко бей, (хлопки)
А теперь ты их согрей. (хлопки по щекам)
А сейчас поиграем в игру « Громкие и тихие звуки».
Я буду показывать различные предметы, которые могут издавать звук, если звук громкий, вы поднимите руки, если тихий положите пальчик к губам.

    Тиканье часов

    Стук топора

    Шелест листьев

    Шум машины

    Гудение поезда

    Шелест страниц

    Шум аплодисментов

    Топот копыт

    Журчание ручейка

    Крик петуха

Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру: « Внимательные ушки».

Я раздам вам карточки с изображением нескольких предметов, издающих или не издающих. Посмотрите на них и поставьте рядом красный кружочек на тех предметах, которые издают звуки.

А у нас ещё одна игра: « Закончи мою фразу».
Вы должны закончить мою фразу, добавляя только одно слово «уши».
У вас есть…(уши).
У рыбки нет...(ушей).
Зимой холодно...(ушам).
Брат может шевелить…(ушами).
Нельзя застужать … (уши).
Девочки носят сережки в…(ушах).
Чтобы защитить уши от простудных заболеваний, надо делать массаж.
Массаж ушей.

Ушки мы свои найдем
И массаж им проведем (взяться за ушки пальчиками)
По краям сейчас погладим (поглаживание снаружи)
По бороздочкам внутри, (поглаживание бороздочек)
За ушами, за ушами, (за ушами)
Вот какие, посмотри
Вденем в ушки мы сережки,
Вот какие, посмотри (растирание мочек)
А сейчас погладим ушки,
Ушки наши здесь внутри. (поглаживание внутри)
Чтоб слух наш оставался хорошим и уши не болели, надо выполнять основные правила: (слайд N 5)

    Не ковырять в ушах

    Защищать уши от сильного ветра

    Не допускать попадания воды в уши

    Защищать уши от сильного шума

    Не втягивать в себя слизь из носа, сильно не сморкаться

Если за своими ушами ухаживать правильно, их не придется чистить в кабинете врача!
Молодцы! Хотите теперь потанцевать? Танец.
В конце занятия положить руку на голову и сказать: «Какой я молодец!»

Игровая программа "Мы и наши зубки”.

Цели:

    Познакомить учащихся со строением зубов; с мероприятиями по профилактике зубных заболеваний.

    Учить детей основным правилам ухода за зубами.

    Формировать стремление к активной интеллектуальной деятельности;

    Развивать познавательную активность, творческих способностей учащихся в ходе пропаганды "здорового образа жизни".

    Воспитывать у учащихся умение общаться, дружить друг с другом; умение быть искренними и честными, воспитывать доброжелательное отношение к докторам.

Оборудование: иллюстрации, зубные щетки, зубная паста, строение зуба, рисунки детей, компьютер.

1. Орг. момент.

Прозвенел звонок для нас! Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнём и работу мы начнём!

Звонок пригласил вас ребята на нашу игровую программу здоровья.

2. Сообщение темы и целей урока.

Чтобы узнать тему нашего занятия давайте отгадаем загадку

Оля ядрышки грызёт,

Падают скорлупки.

А для этого нужны

Нашей Оле... (зубки)

Разгрызёшь стальные трубы,

Если часто чистишь... (зубы)

Молодцы! сегодняшнее наше занятие посвящено нашим зубкам, уже не раз мы проводили беседы и разговаривали о том, как нужно ухаживать за своими зубами, но вот к нам в школу пришло такое письмо, в котором есть просьба еще раз напомнить всем как, же надо следить и ухаживать за ними.

Вот послушайте это письмо, которое прислал нам один зубик. Он даже прислал свою фотографию. На ней он очень очень грустный

А вот почему он грустный мы узнаем из письма.

Здравствуйте, ребята.

-Я маленький молочный зубик, вот решил написать вам письмо и рассказать о своей жизни!. Мы живем в домике, который называется Ротик. У меня много-много братиков, таких же молочных зубиков. Целых 19! И две сестренки - Верхняя Десна и Нижняя Десна.

А пока нам нужно беречь место для постоянных зубов, не толкаться и не выпадать раньше времени. Мы хотим, чтобы они были ровные и белые, а еще здоровые. Поэтому я, мои братики, очень любим, когда к нам приходят в гости наши любимые тетушки Зубная Паста и Зубная Щетка. Но бывает, что вы ребята забываете про нас и не хотите помогать нам сохранить свою белизну и здоровье. Когда вы нас не чистите, не полощите рот после еды, едите много сладкого и грызете орехи то нам живется очень плохо, поэтому мы становимся вот такими грустными. Я очень хочу, чтобы вы ребята не забывали о нас и о том, что нужно делать, и

Вот такое письмо. Ребята поможем зубику в его просьбе? Расскажем, как мы умеем заботиться о наших зубках?

Когда человек рождается, у него сначала нет зубов. Затем они постепенно появляются и к 2-3 годам, у него полностью прорезаются его первые зубы. Их называют МОЛОЧНЫЕ. Но живут они лишь несколько лет. Потом они начинают постепенно выпадать, а на их месте вырастают другие – ПОСТОЯННЫЕ. Сейчас у вас как раз такой возраст, когда зубки меняются и выпадают. Правда?

Расскажите, как это бывает? (Рассказы детей)

Видите, терять зубы - это совсем не страшно, даже наоборот, если зубы выпадают не от болезни, а потому, что пришло время. Но иногда дети забывают, что главное – это уметь ухаживать за зубами.

Итак, что же мы знаем про то как ухаживать за зубками?

Зубы надо чистить не менее 2 раз в день: утром после завтрака и вечером после ужина, на ночь. - После каждого приема пищи нужно полоскать рот. – Очень важно и правильно подобрать зубную щетку и пасту.

Щетка должна быть с искусственной щетиной и лучше использовать щетку средней жесткости.

Менять зубную щетку надо через каждые три месяца.

А вы знаете, что нужно не только ухаживать за зубками, но и правильно питаться, а вот какие продукты можно или нельзя кушать мы сейчас узнаем

Сейчас мы поиграем с вами в Игру «Вредное – полезное». Детям раздаются карточки с рисунками продуктов питания.

Задание:

    I команда – отбирает полезные продукты.

    II команда – отбирает вредные продукты.

Команды готовы. Приступайте. (Дети набирают карточки с названиями продуктов питания).

I к.: (творог, молоко, сметана, фрукты, овощи, кефир, ряженка, сыр и др).

II к. (шоколад, конфеты, печенье, торты, сливочный крем, сахар и др).

Слово предоставляется представителям 1 и 2 команды расскажите, как вы справились и что у вас получилось..

Молодцы, обе команды справились с заданием.

Как поел, почисти зубки. Делай так два раза в сутки. Предпочти конфетам фрукты, Очень важные продукты. Чтобы зуб не беспокоил, Помни правило такое: К стоматологу идем В год два раза на прием. И тогда улыбки свет Сохранишь на много лет!

А вот еще одно задание которое поможет узнать ваши знания, сейчас я будут читать вам советы и если совет правильный то вы должны хлопать в ладоши, если же нет, то говорите Нет, Нет, Нет,

Вам, мальчишки и девчонки,

Приготовили советы мы.

Если наш совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: нет, нет, нет.

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный,

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

Дети. Нет, нет, нет!

Говорила маме Люба:

Я не буду чистить зубы.

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, в каждом зубе.

Каков будет ваш ответ?

Молодчина Люба?

Дети. Нет!

Блеск зубам чтобы придать,

Нужно крем сапожный взять.

Выдавить полтюбика

И почистить зубики.

Это правильный совет?

Дети. Нет, нет, нет, нет!

Ох, неловкая Людмила

На пол щетку уронила.

С пола щетку поднимает,

Чистить зубы продолжает.

Кто даст правильный совет?

Молодчина Люда?

Дети. Нет!

Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Зубы вы почистили

И идете спать.

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

Дети. Нет, нет, нет, нет!

Запомните совет полезный,

Нельзя грызть предмет железный.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Чтобы зубы укреплять,

Полезно гвозди пожевать.

Это правильный совет?

Дети. Нет, нет, нет, нет!

Вы, ребята, не устали,

Пока здесь стихи читали?

Был ваш правильный ответ,

Что полезно, а что – нет.

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Ребята, а скажите, может зубки нам и не нужны совсем, зачем они нам???

(Кушать, чтобы произносить слова и для красивой улыбки)

Посмотрите какие красивые люди когда улыбаются, а давайте представим если зубов у нас нет, красивые мы будем??? Возьмите сейчас черный фломастер или карандаш и закрасьте на картинке один или два любых зубика!

Ну что изменились люди? Какие они стали? Вот поэтому нужно не допустить, чтобы вы потеряли свои зубки.

А Знаете ли вы ребята, что существует Зубная фея, которая всегда помогает деткам, справится с зубной болью, и дает нужные советы! И вот сегодня она тоже прилетела к нам на занятие вот с таким интересным заданием, что бы с ним справится нужно быть внимательными вот у нас есть такая интересная картинка, здесь есть и рисунки и буквы, мы же должны разгадать и прочитать какой совет зашифровала наша фея.

Вы будете выходить по одному к доске и записывать в ряд разгаданные буквы. А когда разгадаем все то сможем прочитать что же желает нам Зубная фея.

Что же у вас получилось? (Сохраняйте ваши зубы с ранних лет)

Очень хороший совет, не правда ли? Будем стараться! А на память вам Зубная фея приготовила вот такие памятки, чтобы вы всегда помнили, как правильно нужно чистить зубки!

Ребята, а к какому доктору мы ходим лечить наши зубки? (Ответы детей).

Сколько раз в год нужно ходить к стоматологу? (Два раза в год).

А давайте мы сейчас с вами займёмся лечением зубов и поработаем стоматологами. Хотите?

У вас на столе рисунок зубика. В нём поселилась злая зубная боль. Давайте прогоним её, что бы зубик выздоровел и стал улыбчивым.

Что для этого нужно сделать?

Запломбировать зуб.

Этим и займёмся. (Детям раздаю рисунок зуба, на нем кариес).

Почистим дырочку. (Дети ластиком стирают следы от простого карандаша).

Затем запломбируем. (Дети закрашивают дырочку цветным карандашом).

Ну вот когда вы залечили зубик, как вы думаете он будет теперь улыбаться?

И последнее задание, которое осталось нам выполнить это то, о котором просил нас в письме грустный зубик. Нарисуем на ваших вылеченных зубках красивые веселые улыбки. А потом отошлем ему ваши рисунки.

(ДЕТИ РИСУЮТ)

Молодцы!

Итог

Я ЖЕЛАЮ ВАМ ЗДОРОВОЙ И ОСЛЕПИТЕЛЬНОЙ УЛЫБКИ! И надеюсь что вы всегда будете правильно ухаживать за вашими зубками.

А для наших гостей Мы в завершении нашего занятия споем веселую песенку!

Спасибо за работу!

Здравствуйте, ребята.

-Я маленький молочный зубик, вот решил написать вам письмо и рассказать о своей жизни! Мы живем в домике, который называется Ротик. У меня много-много братиков, таких же молочных зубиков. Целых 19! И две сестренки - Верхняя Десна и Нижняя Десна.

Все мы живем дружно и не ссоримся, потому что нам нельзя ругаться, ведь скоро мы -маленькие молочные зубки, станем совсем большими, постоянными зубами.

А пока нам нужно беречь место для постоянных зубов, не толкаться и не выпадать раньше времени. Мы хотим, чтобы они были ровные и белые, а еще здоровые. Поэтому я, мои братики, очень любим, когда к нам приходят в гости наши любимые тетушки Зубная Паста и Зубная Щетка.

Но бывает, что вы ребята забываете про нас и не хотите помогать нам сохранить свою белизну и здоровье. Когда вы нас не чистите, не полощите рот после еды, едите много сладкого и грызете орехи то нам живется очень плохо, поэтому мы становимся вот такими грустными. Я очень хочу, чтобы вы ребята не забывали о нас и о том, что нужно делать, и

рассказали, как вы ухаживаете за своими зубками и как бережёте. А еще у меня к вам будет одна просьба. Пришлите, мне пожалуйста, рисунки своих красивых радостных зубов, я думаю, что они у вас не такие грустные как я. До свидания.

  1. Не ковыряйте в зубах металлическими предметами. В аптеках продаются специальные зубочистки.

  2. Не откусывайте нитки, проволоку зубами.

  3. Сразу после холодной пищи не берите горячую и наоборот. От этого на зубах могут образоваться трещины.

  4. Необходимо помнить: больные зубы могут быть причиной заболевания внутренних органов.

  5. Поменьше ешьте сладостей, а больше фруктов и овощей.

  6. Ни в коем случае нельзя курить. От табачного дыма зубы становятся неприятного жёлтого цвета.

  7. Анатомия уха

    Ухо состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.

    Наружное ухо

    Ушная раковина человека

    Наружное ухо человека состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода . Ушная раковина - сложной формы упругий хрящ, покрытый кожей ; его нижняя часть, называемая мочкой , - кожная складка, которая состоит из кожи и жировой ткани. Ушная раковина очень чувствительна к любым повреждениям (поэтому у борцов эта часть тела очень часто деформирована). В свою очередь, ушная раковина состоит из мочки, козелка и противокозелка , завитка и его ножек, противозавитка. Примерно у 10 % людей на задней стороне одного или двух ушей присутствует дарвинов бугорок - рудиментарное образование, оставшееся со времён, когда у предков человека уши были ещё острыми. Также у всех людей есть ушные мышцы - развитые, например, у лошадей , они почти атрофировались у человека, в результате чего подавляющее большинство людей их не использует .

    Ушная раковина имеется лишь у млекопитающих . Она работает как приёмник звуковых волн , которые затем передаются во внутреннюю часть слухового аппарата. Значение ушной раковины у человека намного меньше, чем у животных, поэтому у человека она практически неподвижна. Но многие звери, поводя ушами, способны гораздо точнее, чем человек, определить нахождение источника звука. У водных млекопитающих (киты , большинство ластоногих) и некоторых роющих видов (кроты , слепыши) ушные раковины отсутствуют (вторично утрачены). Ряд полуводных зверей (бобры , каланы , ушастые тюлени) имеют ушные раковины, способные замыкаться при нырянии .

    Складки человеческой ушной раковины вносят в поступающий в слуховой проход звук небольшие частотные искажения, зависящие от горизонтальной и вертикальной локализации звука. Таким образом мозг получает дополнительную информацию для уточнения . Этот эффект иногда используется в акустике , в том числе для создания ощущения объёмного звука при использовании наушников .

    Функция ушной раковины - улавливать звуки; еe продолжением является хрящ наружного слухового прохода, длина которого в среднем составляет 25-30 мм . Хрящевая часть слухового прохода переходит в костную, а весь наружный слуховой проход выстлан кожей, содержащей сальные , а также серные железы, представляющие собой видоизменённые потовые . Этот проход заканчивается слепо: от среднего уха он отделён барабанной перепонкой . Уловленные ушной раковиной звуковые волны ударяются в барабанную перепонку и вызывают её колебания, передающиеся в среднее ухо. Форма же собственно ушной раковины практически индивидуальная у всех людей - уши могут быть в разной степени оттопырены, торчать вперёд, иметь ярко выраженную или сросшуюся мочку, дарвинов бугорок или какие-то врождeнные дефекты.

    Среднее ухо

    Основной частью среднего уха является барабанная полость - небольшое пространство объёмом около 1 см³, находящееся в височной кости. Здесь находятся три слуховые косточки: молоточек , наковальня и стремечко - они передают звуковые колебания из наружного уха во внутреннее, одновременно усиливая их .

    Слуховые косточки являются самыми маленькими фрагментами скелета . Они представляют собой цепочку, передающую колебания. Рукоятка молоточка тесно срослась с барабанной перепонкой, головка молоточка соединена с наковальней, а та, в свою очередь, своим длинным отростком - со стремечком. Основание стремечка закрывает овальное окошечко внутреннего уха. Наличие указанной цепочки позволяет увеличить давление на овальное окошечко в 20 раз по сравнению с давлением на барабанную перепонку .

    Полость среднего уха связана с носоглоткой посредством евстахиевой трубы (рудимент брызгальца), через которую выравнивается среднее давление воздуха внутри и снаружи от барабанной перепонки. При изменении внешнего давления иногда «закладывает» уши , что обычно решается тем, что рефлекторно вызывается зевота . Опыт показывает, что ещё более эффективно заложенность ушей решается глотательными движениями , или если в этот момент дуть в зажатый нос.

    Чтобы избежать разрыва барабанных перепонок ударной волной, военнослужащим рекомендуют по возможности заранее открывать рот, когда ожидается взрыв или выстрел. В этом случае также работает механизм компенсации давления воздуха на барабанную перепонку со стороны слухового прохода таким же давлением со стороны носоглотки.

    Внутреннее ухо

    Из трёх отделов органа слуха и равновесия наиболее сложным является внутреннее ухо; его из-за замысловатой формы часто называют перепончатым лабиринтом , который погружён в костный лабиринт каменистой части височной кости. Со средним ухом внутреннее ухо сообщается овальным и круглым окошечками, затянутыми перепонками .

    Перепончатый лабиринт состоит из преддверия, улитки и полукружных каналов (расположенных во всех трёх взаимоперпендикулярных плоскостях и заполненных жидкостями - перилимфой и эндолимфой ). Во внутреннем ухе расположена как улитка (орган слуха), так и вестибулярная система , являющаяся органом равновесия и ускорения .

    Колебания овального окошечка передаются жидкости, которая раздражает расположенные в улитке рецепторы; те, в свою очередь, формируют нервные импульсы .

    Рецепторы вестибулярного аппарата - вторичные механорецепторы, расположенные на кристах каналов. Это волосковые чувствительные клетки двух типов: формы колбы с закруглённым дном и формы цилиндра. Волоски обоих типов на кристах размещены противоположно друг другу: с одной стороны расположены стереоцилии (смещение в их сторону вызывает возбуждение), а с другой - киноцилии (смещение в сторону которых вызывает торможение) .

    Собственный голос, воспроизведённый со звукозаписи, значительно отличается от того, что человек слышит при разговоре. Это объясняется тем, что в последнем случае звук достигает уха не только по воздуху, но и через кости черепа, которые лучше передают низкочастотные колебания. Из-за этого люди с некоторыми дефектами развития внутреннего уха могут слышать движение своих глаз в глазницах, а их собственное дыхание звучит для них непереносимо громко .

    Эволюция элементов уха

    Внутреннее ухо как орган слуха и равновесия возник ещё у первых позвоночных и с тех пор претерпел много усовершенствований в процессе эволюции. Кроме того, аппарат слуха постепенно дополнялся средним ухом (впервые появляется у амфибий) и наружным, имеющимся у птиц и млекопитающих.

    Эволюция наружного и внутреннего уха

    Внутреннее ухо (лабиринт) у позвоночных животных возникло как орган равновесия. Оно состояло из преддверия, в состав которого входят круглый и овальный мешочки, а также полукружные каналы. У миксин имеется только одна пара полукружных каналов, у миног - две, у всех других позвоночных (то есть у челюстноротых : начиная с хрящевых рыб и кончая птицами и млекопитающими) - три .

    Формирование стремечка обеспечено высвобождением гиомандибулярной кости из системы подвески челюстей, что произошло ещё на стадии формирования группы хоановых или лёгочнодышащих позвоночных (Choanata). Эта косточка топографически связана со спиракулюмом , который в дальнейшем стал полостью среднего уха и взял на себя функцию передачи колебаний из покровных образований к собственно уху. Указанная косточка (с названием стремечко , или столбик ) присутствует у всех четвероногих. Она имеет палочковидную форму с острым внутренним концом. Гомологичная кость у рыб (гимандибулярная) выполняла функцию опоры челюстей.

    Рептилии Слух развит хорошо. Впервые появляется структура, похожая на улитку: в лагене имеются три канала, дно лагены формирует базилярную мембрану. У всех рептилий, кроме змей, есть среднее ухо. У змей стремечко присоединено к квадратной кости челюсти, поэтому они в основном плохо слышат звуки в воздухе, но хорошо улавливают колебания земли . Птицы Ухо имеет три отдела: внутреннее, среднее и наружное ухо, последнее представлено наружным слуховым проходом. Во внутреннем ухе находится улитка, она короче, чем у млекопитающих, и не закручена. Большинство птиц могут слышать примерно в том же диапазоне частот, что и человек. Однако млекопитающие такого же размера способны воспринимать более высокочастотные звуки. Птицы хорошо отличают частоты звуков, и могут устанавливать место, откуда поступает звук . Млекопитающие Особенностью строения уха млекопитающих является наличие ушной раковины, трёх слуховых косточек в среднем ухе и закрученная улитка. В зависимости от образа жизни ушные раковины различных млекопитающих отличаются по строению. У большинства животных имеются специальные мышцы, позволяющие поворачивать уши; у других млекопитающих, включая человека, подвижность ушной раковины резко ограничена.

    Строение внутреннего уха у различных млекопитающих также несколько отличается. Так, количество поворотов колеблется от четверти у утконоса до четырёх у свиньи и морской свинки. У кита - полтора поворота, у лошади - 2, у человека - 2,75, у кота - 3 .

    Особенно тонкий слух имеют звери, активность которых самая большая в ночное время. Верхний частотный предел чувствительности у собак - 45 кГц , у котов - 50 кГц . Некоторые млекопитающие, в частности, летучие мыши и китообразные, обладают способностью к эхолокации, верхний предел частотной чувствительности уха у них достигает 100 кГц .

    Органы слуха беспозвоночных животных

    Патология

    Различают врождённые дефекты, травмы (акустическая травма , баротравма) и заболевания уха (отосклероз , болезнь Меньера , отит , лабиринтит).

    Нарушение костной системы уха не даёт полной глухоты за счёт проводимости костей .

    Ухо в культуре

    Существует три вида украшения ушей - клипсы , каффы и серьги . Серьги обычно вдеваются в проколотые ушные мочки , клипсы же не требуют прокалывания. Пирсинг ушей был широко распространен по всему миру с древних времён, в особенности в племенных культурах, о чём свидетельствуют многочисленные археологические находки. Неоднократно были обнаружены мумифицированные тела с ушными проколами. Так в леднике Симилаун в Австрии была найдена мумия Эци с проколотыми ушами, возраст мумии составляет 5300 лет . Помимо украшения, возможна модификация ушей растягиванием тоннелей.

    Операция по изменению формы ушей называется отопластикой . Чаще всего она необходима для изменения формы или размера уха, так как в течение жизни оно не претерпевает значительных изменений.

    См. также

    Ухо представляет собой сложный орган человека и животных, благодаря которому происходит восприятие звуковых колебаний и передача их в главный нервный центр головного мозга. Также ухо выполняет функцию удерживания равновесия.

    Как всем известно, ухо человека является парным органом, располагающимся в толще височной кости черепа. Снаружи ухо ограничено ушной раковиной. Она является непосредственным приемником и проводником всех звуков.

    Слуховой аппарат человека может воспринимать звуковые колебания, частота которых превышает 16 Герц. Максимальным порогом чувствительности уха является 20 000 Гц.

    Строение уха человека

    В состав слухового аппарата человека входят:

    1. Наружная часть
    2. Средняя часть
    3. Внутренняя часть

    Для того чтобы разобраться в функциях, выполняемых теми или иными составными частями, необходимо знать строение каждой из них. Достаточно сложные механизмы передачи звуков позволяют человеку слышать звуки в том виде, в котором они поступают извне.

    • Внутреннее ухо. Является самой сложной составной частью слухового аппарата. Анатомия внутреннего уха достаточно сложная, поэтому зачастую его называют перепончатым лабиринтом. Он также располагается в височной кости, а точнее, в ее каменистой части.
      Соединено внутреннее ухо со средним посредством овального и круглого окошек. В состав перепончатого лабиринта входят преддверие, улитка а также полукружные каналы, заполненные двумя видами жидкости: эндолимфой и перилимфой. Также во внутреннем ухе находится вестибулярная система, отвечающая за равновесие человека, и его возможность ускоряться в пространстве. Колебания, которые возникли в овальном окошке, переходят на жидкость. При помощи нее раздражаются рецепторы, находящиеся в улитке, что приводит к образованию нервных импульсов.

    Вестибулярный аппарат содержит рецепторы, которые располагаются на кристах каналов. Они бывают двух типов: в виде цилиндра и колбы. Волоски находятся друг напротив друга. Стереоцилии во время смещения вызывают возбуждение, а киноцилии, наоборот, способствуют торможению.

    Для более точного понимания темы, предлагаем вашему вниманию фото схему строения уха человека, на которой представлена полная анатомия уха человека:

    Как вы видите, слуховой аппарат человека представляет собой достаточно сложную систему всевозможных образований, выполняющих ряд важных, незаменимых функций. Что касается строения наружной части уха, то у каждого человека возможно наличие индивидуальных особенностей, которые не вредят основной функции.

    Уход за слуховым аппаратом является неотъемлемой частью гигиены человека, поскольку в результате функциональных нарушений возможны потери слуха, а также другие заболевания, связанные с наружным, средним или внутренним ухом.

    По исследованиям ученых, человек сложнее переносит потерю зрения, нежели потерю слуха, поскольку теряет возможность общения с окружающей средой, то есть, становится изолированным.

    Ухо – достаточно уязвимая система. Особенно хрупким является строение уха человека для детей грудного и младшего возраста. Причина кроется в его незрелости, через которую в детском возрасте даже банальный вирус легко может дать осложнения на уши.

    Свойства органов слуха

    Ухо человека имеет способность, которая заключается в улавливании звуковых волн и преобразовании их в электрические импульсы.

    Человеческие органы слуха способны воспринимать очень громкие звуки, и еле слышный шорох. Ухо человека во взрослом возрасте способно улавливать звуки от 12 до 20 тысяч Герц, в детском возрасте – до 22 тысяч Герц.

    Кроме того, благодаря органам слуха, человек свободно ориентируется в пространстве и сохраняет равновесие.

    Ухо взрослого человека

    Природа создала уникальным ухо человека-строение его такой:

  8. Внешнее ухо.
  9. Среднее ухо.
  10. Внутреннее ухо.
  11. Наружное ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода. Особенностью ушной раковины имеется бугристость, благодаря которой акустика переданных далее звуков чистая, без искажений.

    Наружное ухо улавливает все звуковые тональности, а мозг, куда поступает информация с внутреннего уха, анализирует ее и точно определяет, откуда именно доносится звук. Весь этот процесс занимает всего сотую долю секунды.

    Ушная раковина также способна усиливать звук.

    В слуховом проходе находятся специальные железки, вырабатывающие специфическое вещество – ушную серу. Она защищает внутреннюю часть уха от вредного воздействия окружающей среды.

    Среднее ухо состоит из барабанной перепонки, барабанной полости, сосцевидного отростка, слуховой (евстахиевой) трубы.

    Барабанная перепонка представляет собой тонкую мембрану, изолирующую среднее ухо он внешнего. По краям она натянута, а в середине расслаблена, имеет конусообразную форму. Со стороны наружного уха перепонка имеет тоненькие ворсинки, с внутренней стороны – слизистую оболочку.

    Под воздействием звуковых волн барабанная перепонка колеблется. Благодаря разному натяжению и своей формой она может передавать разночастотные звуковые волны.

    Барабанная полость является маленькой нишей, в которой располагаются крохотные косточки – молоточек, наковальня и стремечко. Приведенные в движение малюсенькими мышцами, они перенаправляют звуковые волны в слуховой лабиринт. Тут же в углублении расположен сосцевидный отросток. Это небольшая косточка, в толще которой располагаются соединенные между собой воздухоносные клетки.

    Барабанная полость и носоглотка соединяются друг с другом, благодаря слуховой (евстахиевой) трубы. Поверхность ее ворсистая. При попадании в среднее ухо частичек пыли эти ворсинки начинают двигаться и выталкивают посторонние предметы в носоглотку.

    В нижней части среднего уха есть отверстие во внутреннее ухо. Строение его представляет собой костяной лабиринт, который разделяют на части тоненькие мембранки.

    Внутри лабиринта располагается еще один лабиринт из тонких пленок – внутренний, состоящий из соединительной ткани.

    В середине внутреннего уха размещена улитка. Это тоненькие канальчики около 32 мм длиной, свернутый в спираль. В его полости находится лимфа. Именно в улитке звуковые волны преобразуются в электромагнитные. В самом центре лабиринта на задней стенке находится периферический рецептор органа равновесия.

    Не менее уязвимо, чем среднее, внутреннее ухо, строение которого также отличается повышенной хрупкостью. Запущенный отит среднего уха, черепно-мозговые травмы, инфекции могут вызывать воспаление слизистых оболочек лабиринта (лабиринтит).

    В результате начинаются сильные головокружения, тошнота, рвота, нарушается координация движений, возможно самопроизвольное беспорядочное движение глазных яблок. Приступы головокружения могут повторяться по несколько раз на день, а в тяжелых случаях – каждый час.

    Немного другая анатомия

    Строение уха человека у взрослых и детей немного отличается.

    У детей его анатомические особенности таковы:

  12. Барабанная перепонка имеет форму круга. У новорожденных она толще и располагается горизонтально. У детей старшего возраста угол наклона составляет 40-45 градусов.
  13. Барабанная полость располагается в толще височной кости и разделяется на верхний, средний и нижний отделы. У малышей до года ее стенки состоят только из соединительной ткани. В более позднем возрасте они частично зарастают костной тканью.
  14. Слуховые косточки в барабанной полости очень хрупкие, состоят из хрящевой ткани.
  15. Сосцевидный отросток отсутствует. На его месте виднеется только маленький хрящевидный бугорок.
  16. У детей слуховая (евстахиева) труба располагается на одном уровне с носоглоткой. Она короткая и широкая.
  17. У малышей до года в слуховом проходе сохраняется миксоидная ткань.
  18. Такое различие строения ушей делает органы слуха в детском возрасте очень уязвимы к воздействию факторов окружающей среды. Нередки инфекционные заболевания ушей у детей, особенно младшего возраста. Наиболее распространенное заболевание – отит среднего уха, в результате которого блокируется слуховая труба, за барабанной перепонкой скапливается жидкость. В тяжелых случаях из ушей выделяется гной и может идти кровь.

    Опасность воспаления среднего уха уменьшается по мере развития органов слуха у детей. Окончательно среднее ухо формируется до 12 лет, а полностью слуховые органы созревают до 14-19 лет.

    Наша жизнь наполнена различными событиями, которые крутятся вокруг нас. Мы привыкаем к обыденным вещам, принимая их как должное. Так, мы пользуемся зрительными, обонятельными, осязательными и слуховыми органами, даже не подозревая, какими интересными способностями они обладают. Сегодня мы рассмотрим самые интересные факты про уши человека, о которых вы вряд ли догадывались.

    Баланс

    Уши, как орган, отвечают не только за слуховые способности человека. Дело в том, что вблизи внутреннего уха находятся особые каналы, называемые вестибулярным аппаратом , которые отвечают за равновесие и устойчивость человека. Через эти каналы проходит особый вид сигналов, который определяет положение человека относительно окружающих его предметов.

    Отличительные черты

    Если внимательно рассматривать любое изображение человека, то вскоре вы заметите, что уши человека различаются . Следует отметить, что этой способностью обладают не только уши, но и все остальные парные органы человека. Хоть, зачастую, эти различия незаметны, но сам факт имеет место быть.

    Лидер среди двух

    Учеными, проводящими различные исследования в области изучения человека и его особенностей, было отмечено, что все люди имеют лидирующее ухо . Именно его человек направляет в сторону исходящего звука, пытаясь внимательно его услышать. Так, большинство людей, а именно 75%, использовали в этих целях правое ухо, в то время, как оставшиеся 15% довольствовались левым. Всему этому есть свое научное объяснение, которые предлагают нам ученые. Дело в том, что именно левое полушарие головного мозга отвечает за логическое и математическое мышление, которое не дано правому полушарию, отвечающему за искусство и творчество человека. Так, какое полушарие преимущественно преобладает у вас, значит то ухо у вас и лидирует.

    Рост на протяжении жизни

    Сдует отметить, что уши, а точнее мочки растут вместе с нами всю нашу жизнь . В это трудно поверить, но люди, фиксирующие свои уши на протяжении многих лет, с легкостью согласятся с данным утверждением. Конечно, в данной отрасли науки, существуют разногласия между учеными.

    Одни из них соглашаются с этим фактом, а другие склоняются на возрастное отвисание кожи. Его можно с легкостью заметить у женщин, предпочитающих носить громоздкую бижутерию на ушах, которая на протяжении жизни заметно оттягивает мочки.

    Самостоятельный орган

    Так же следует упомянуть о самоочищающихся способностях ухо. Дело в том, что в ушном проходе уха расположены волоски , которые ученые называют ресничками уха. Именно они выталкивают серу, которая собирает различные микроскопические загрязнение и микробов, старающихся попасть вовнутрь.

    Сера

    Говоря о сере, следует уточнить, что она полезна для ушей, так как защищает нежные ушные проходы от загрязнений. Из-за этого, доктора, специализирующееся в этой отрасли, советуют убирать загрязнения только с видимой части ушного прохода. Обычно его длина определяется расстоянием, которое вы можете пройти вашим мизинцем. Не следует лезть ватными палочками глубже, так как вы рискуете повредить нежную кожу уха или даже создать серную пробку, которую придется лечить медицинскими средствами.

    Чувствительность

    Как кожа, так и хрящи, располагающиеся в ушах, являются очень нежными. Даже обыкновенная вода может стать раздражителем такой кожи, принеся различные ушные инфекции. Хрящи также требуют особого бережного отношения, так как при неудачном ударе они могут повредиться, что приведет как минимум к потере слуха.

    Зависимость от мышц

    Уши человека являются таким органом, мышцы которого не могут сокращаться произвольно. Это значит, что вы не можете шевелить ушами, не затрагивая мимические мышцы лица. Однако, многие преуспели в этом, получив этот необычный навык. Другие же, на основе этих способностей создают специальные упражнения, которые не только заставляют двигаться уши, но и приводят кожу лица в тонус.

    Факт из истории

    Согласно заметкам из истории, наши слуховые органы не всегда считались органами чувств. Так, в начале двадцатого века в Тибете уши были названы предметом налогообложения. Те, кто могли платить оставались целыми, а те, кто не располагали большими средствами просто лишались ушей.

    Развитие

    Ученые утверждают, что слух, как человеческую способность, можно развивать. Конечно же, для этого не нужно посещать какие-то курсы: вам всего лишь необходимо уделять небольшое количество времени на прослушивание музыкальных произведений. Это может быть классика или даже современная музыка. Главное, чтобы вы получали удовольствие от этого процесса и не превышали громкость.

    Изменения чуткости

    С уверенностью можно сказать, что наши слуховые способности изменяются на протяжении все жизни. Так, ребенок может слышать любую, слышимую для человека частоту, в то время, как пожилые люди услышат только определенную.

    Согласно этой способности, можно узнать возраст слушающего только предоставив ему возможность послушать разные частоты. Все полученные результаты зависят от сенсорных рецепторов, которые располагаются в человеческом ухе. Их называют волосковыми клетками, и главная их особенность в том, что они не могут восстанавливаться. Именно это объясняет ухудшение слуха с возрастом.

    Также, можно отметить еще несколько занимательных фактов об ушах:

    • Наши уши работают во время сна, но все звуки, которые они улавливают, игнорируются нашим мозгом.
    • Звук имеет собственную скорость, которая равна 344 метрам в секунду.
    • Люди, активно посещающие шумные дискотеки и концерты, рискуют потерять слух намного раньше, чем их сверстники.
    • Когда мы подносим к уху морскую раковину, то мы слышим не что иное, как собственный шум тока крови и звуки окружающей среды. Но точно не шум морских волн.
    • Частота детского плача намного превышает частоту автомобильной сигнализации.