Спряжение 5. Спряжение глаголов в русском языке: просто о сложном. I спряжение II спряжение

Наибольшее количество знаний о Вселенной и ее влиянии на Землю люди получили в XX в., когда стали использовать самые современные способы изучения космоса. Но все-таки воздействие космоса на Землю пока что изучено слабо. Как любое другое космическое тело, Земля движется и развивается по единым законам Вселенной. Больше сведений получено о влиянии на Землю ближнего космоса - Солнечной системы.

Во-первых , Солнце притягивает Землю и таким образом упорядочивает ее движение. Влияет на Землю и притяжение ее спутника - Луны.

Во-вторых , Земля получает от Солнца тепло и свет. Без них жизнь на Земле была бы невозможна.

В-третьих , Солнце испускает потоки частиц (солнечный ветер), которые порождают на Земле магнитные бури. Они влияют на все живые организмы, в том числе и на самочувствие людей, а также на работу многих приборов.

В-четвертых , Земля постоянно сталкивается с небесными телами разной величины. Мелкие сгорают в земной атмосфере, а образовавшаяся от их разрушения пыль оседает на земную поверхность.

Рис. 13. Метеоритный кратер на поверхности Земли

Землю и жизнь на ней необходимо защищать от падения астероидов и комет. Падение любого небесного тела с диаметром более 2 км способно вызвать катастрофу планетарного масштаба. Небольшие небесные тела, представляющие опасность для Земли, можно или уничтожать с помощью ракет, или изменять их орбиту специальными двигателями.

Ежегодно на Землю выпадает несколько сотен тонн космического вещества, из которого 99% - мельчайшие частицы. Но за время своего существования Земля, как и другие планеты, неоднократно сталкивалась и с крупными телами, которые достигали земной поверхности в виде метеоритов, оставляя на ней гигантские кратеры. Ветры и дожди уничтожили основную часть кратеров. Но некоторые из них хорошо сохранились до наших дней (рис. 13).

О воздействии на Землю дальнего космоса известно меньше. Ученые выяснили, что вся Вселенная буквально пронизана различного рода космическими лучами. Но характер их влияния на Землю пока что не раскрыт.

Человечество издавна волнует вопрос: есть ли жизнь на других планетах? По мнению ученых, на каждый миллион звезд приходится по крайней мере одна планета, на которой возможна жизнь. Значит, только в нашей Галактике около 150 000 таких планет. Пытаясь обнаружить обитаемые планеты, люди отправляют во Вселенную космические радиосигналы (рис. 14) и пытаются уловить сигналы, поступающие из космоса.

Рис. 14. Послание в космос. Это зашифрованное радиопослание было отправлено в 1974 г. к созвездию Геркулеса и достигнет места назначения через 26 000 лет

Представьте себе, что вы инопланетянин, получивший этот сигнал. Попробуйте расшифровать его.

Вопросы и задания

  • Что вы знаете о падении крупных метеоритов на Землю?
  • Какое воздействие на планету Земля оказывает Солнце?
  • Приведите примеры роли Солнца в жизни и хозяйственной деятельности людей.

Людям, грезящим космосом, следовало бы подумать о более насущных проблемах, нежели задаваться вопросами о существовании внеземных цивилизаций и отсутствии у них желания нас навестить или хотя бы услышать. В конце концов, мы уже не только довольно давно посылаем людей на орбиту, мы также говорим об уже почти ощущаемом на горизонте космическом туризме, радостно удивляемся планам мировых космических агентств поселиться на Марсе и новостям о частных компаниях, инвестирующих сотни миллионов долларов в изучение вопросов, связанных с выживанием на других планетах.

«Космос — это суровая среда, очень редко прощающая человеческие ошибки и технические неисправности», — пишут исследователи в книге «Биология в космосе и жизнь на Земле: влияние космических полетов на биологические системы» (Biology in Space and Life on Earth: The Effects of Spaceflight on Biological Systems).

Но, к сожалению, человеческие ошибки и технические сбои - не единственные проблемы, о которых всем нам стоит подумать, перед тем как начать эпоху космической колонизации.

«Самая главная проблема в подобных миссиях — биомедицинская. И заключается она в том, как поддерживать здоровье человека в условиях долгого пребывания в подобных суровых условиях», — комментирует отставной астронавт Лерой Чиао.

Ниже рассмотрим примеры последствий, с которыми людям, летающим в космос, приходится сталкиваться как в рамках самих полетов, так и после их возвращения домой.

Микрогравитация - тихий убийца

На первый взгляд может показаться, что невесомость - это одна из самых приятных вещей, связанных с космическими путешествиями, однако не стоит недооценивать микрогравитацию и ее влияние на биологические системы человека.

Нехватка гравитации в космосе ослабляет и делает менее эффективной нашу сердечно-сосудистую систему. Вместо того чтобы как обычно и без особых усилий распределять кровь по всему нашему организму, ее неэффективная работа позволяет крови концентрироваться в голове и груди, что существенно повышает риск развития артериальной гипертензии (постоянно высокого артериального давления). В более серьезных случаях, когда вследствие невесомости снижается эффективность подачи и распределения кислорода в организме, повышается риск развития сердечной аритмии.

Так как мышечная активность в условиях микрогравитации существенно снижается (мышцам не нужно бороться с земной гравитацией), некоторые главные мышцы организма при долгом нахождении человека в космосе начинают атрофироваться. Потеря мышечной массы и ее прочности являются непременным бонусом каждой долгоплановой космической миссии. Именно поэтому членам экипажа Международной космической станции предписано в обязательном порядке ежедневно выполнять в течение пары часов физические упражнения, направленные на укрепление икроножных мышц, квадрицепсов, а также мышц шеи и спины.

Частичная слепота

Риску последствий от долгого пребывания в космосе подвержена не только мышечная система человека. Были случаи, когда после продолжительного нахождения в космосе отмечались тревожные признаки нарушения зрения. И случаи эти, нужно признаться, оказались, к сожалению, не единичными.

Две трети астронавтов Международной космической станции сообщали о проблемах со зрением. Основное подозрение, по мнению специалистов из аэрокосмического агентства NASA, падает на изменения в распределении жидкости в полости черепа, в глазах и спинном мозге в ответ на условия, создаваемые микрогравитацией. Результатом этого является появление синдрома нарушения зрения ввиду повышения интракраниального давления. У нас этот синдром чаще всего называют внутричерепной гипертензией (ВЧГ). К счастью, технологии не стоят на месте, и однажды мы получим инструменты, позволяющие не только понимать, но и эффективно предотвращать появление последствий связи между внутричерепным давлением и микрогравитацией.

Неизбежность облучения

Некоторые люди на Земле обеспокоены излучением электрических устройств вроде смартфонов. Интересно, что бы они сказали, если бы узнали, с каким уровнем излучения приходится сталкиваться человеку в космосе?

«В космосе мощность дозы облучения может быть в 100-1000 раз выше, чем на Земле», — комментирует Кери Зейтлин из Юго-Западного исследовательского института США.

«Само же излучение присутствует в виде космических лучей - высокозаряженных частиц, от которых нас на Земле экранируют магнитное поле нашей планеты и ее атмосфера».

Влияние этого воздействия на человеческий организм может выходить далеко за рамки нашего понимая здоровой среды. Средняя доза облучения, которой в течение года от естественных источников подвергается человек на Земле составляет 2,4 мЗв (миллизиверта) с разбросом от 1 до 10 мЗв. Все, что выше 100 мЗв, рано или поздно может привести к возникновению рака. Тем временем астронавты, находящиеся на борту Международной космической станции, могут подвергаться облучению в 200 мЗв. Если же говорить о межпланетных перелетах, то этот уровень вообще будет составлять около 600 мЗв. Даже полет на самую ближайшую соседнюю планету, Марс, может привести к возникновению генетических мутаций, разрушению ДНК-цепочек, а также к 30-процентному повышению риска развития рака.

К счастью, экипаж МКС находится под защитой от большей части излучения благодаря тому же магнитному полю, которое бережет нас на поверхности планеты. Но если речь идет о реальном полете на Марс, то никакой подходящий защиты для этого у нас пока нет. Решить этот вопрос пытается NASA, которое ведет разработку методов по оптимизации экранирующих средств, а также способов биологических контрмер в отношении радиоактивного облучения.

Грибковая инфекция

Несмотря на все наши старания обеспечить безопасность и чистоту внутри космических аппаратов, проблема появления и воздействия на человеческий организм патогенных организмов в космосе по-прежнему остается нерешенной. Согласно исследованию, опубликованному Американским сообществом микробиологов, уровень роста Aspergillus fumigatus (аспергиллус фумигатус), являющегося самой распространённой причиной появления грибковой инфекции у людей, совершенно не подвержен суровым космическим условиям.

Если такая банальная и распространенная вещь, как фумигатус, способна попадать и существовать на МКС, то, вероятнее всего, на станции могут иметься другие и уже более летальные патогенные микроорганизмы. Учитывая далеко от легкой доступность ближайшей больницы, любая инфекция на борту космического аппарата может привести к очень серьезным последствиям. Поэтому только дальнейшее улучшение жилищных условий и уровня гигиены, а также развитие технологий, способных обеспечить медицинскую диагностику и помощь в космосе, сможет уберечь астронавтов от больших проблем, начинавшихся когда-то, казалось бы, с самого малого и незначительного.

Нарушения психики

Не только физическое здоровье астронавтов, долгое время пребывающих в космосе, находится под угрозой. Нахождение в маленькой, герметично запертой космической консервной банке в течение долгих месяцев, в рамках которых вам приходится ежедневно общаться с одними и теми же людьми, осознавать то, что вы не можете даже просто удобно улечься на кровать или встать и свободно пройтись, - все это, а также многое другое может накалить ваше психическое состояние до предела и в конечном итоге нанести серьезную психологическую травму.

Результаты профинансированного аэрокосмическим агентством NASA исследования, связанного с проблемами долгого пребывания в космосе, показывают, что основная обеспокоенность американских астронавтов во время их миссий на борту Международной космической станции связана с вопросом о том, как себя вести с членами экипажа. В своем личном дневнике один астронавт писал о стрессе, который он испытал в рамках таких межличностных отношений:

«Мне очень хочется выбраться отсюда. Из этих тесных каморок, в которых тебе приходится проводить долгое время с одними и теми же людьми. Даже те вещи, на которые вы в повседневной обычной жизни, скорее всего, не обратили бы своего внимания, после определенного времени начинают здесь надоедать настолько, что способны свести с ума любого».

Исследований на тему безопасности и защиты психологического здоровья астронавтов в рамках их пребывания в космосе проводилось уже немало и будет проводиться еще больше с учетом увеличения времени продолжительности космических полетов.

Максимальная поддержка здоровья человека в период долгих космических полетов является очень серьезной проблемой и очень трудоемкой задачей для решения, однако даже это не останавливает людей, желающих стать космическими пионерами. В мире действительно есть люди, готовые буквально на все. Несмотря на все риски, описанные в результатах многочисленных исследований, несмотря на все те потенциальные опасности, которые ожидают человека в космосе, несмотря на все те риски для здоровья наших биологических систем и психики, аэрокосмическое агентство NASA в 2016 году получило более 18 000 заявок на право стать астронавтами. Рекордное число! Остается лишь надеяться, что проводящиеся сегодня исследования в недалеком будущем действительно позволят нам осуществлять безопасные космические путешествия, по уровню угроз не обгоняющие обычные земные.

Добрый день, уважаемый студент! Сегодня мы поговорим об одном из самых сложных видов частей речи в русском языке - о глаголе. Неудивительно, что у иностранцев при изучении этой части речи всегда возникают трудности, ведь даже русскоязычные люди, очень часто совершают ошибки. Итак, что же собой представляет спряжение?

Спряжение - это изменение формы глагола по лицам и числам. В русском языке всего 2 вида спряжения: 1-ое и 2-ое, но здесь достаточно много исключений, которые необходимо запомнить. Лицо в русском языке -это категория глагола, с помощью которой указывается, кто производит действие. Насколько нам известно из предыдущих статей, что в русском языке 3 лица: 1- относятся местоимения я, мы. Ко 2 лицу относятся - ты,вы. К 3-ему относят - он, она, оно, они.

Чтобы понять к какому спряжению относится тот или иной глагол, нам необходимо знать,что важное место здесь занимает ударение. Дело в том,что спряжение определяется по окончаниям и суффиксам глагола.

1. По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени.
2. Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксам неопределенной формы. Рассмотрим, как определить спряжение по личным окончаниям, выделенные буквы у нас находятся под ударением:

1 спряжение

Лицо Окончания Ед. ч. Окончания Мн. Ч. Пример
1 -у/ю -ем Рису ю/Растё м
2 -ешь -ете Рису ешь/Растё те
3 -ет -ут/ют Рису ет/Рису ют

2 спряжение

Если же окончания у нас безударные, то, чтобы определить спряжение глагола, нам необходимо обратиться к неопределенной форме и по суффиксу определить нужное спряжение. Но в русском языке есть много исключений, о которых я писала выше.

Глаголы 1 спряжения представлены следующими суффиксами:

  • глаголы в неопределенной форме с суффиксом -еть, кроме 7 глаголов-исключений: видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть .
  • глаголы, имеющие в неопределенной форме суффикс -ать, кроме глаголов-исключений: дышать, гнать, слышать и держать .
  • три глагола с суффиксом - ить: зиждиться (основываться на чём-то), стелить и брить .
  • все глаголы с суффиксами: -оть, -уть,-ть: обуть, полоть, смолоть.
Глаголы 2 спряжения:
  • все глаголы, имеющие суффикс -ить , кроме 3-х глаголов, которые были описаны в 1 спряжении.
  • семь глаголов с суффиксом -еть : которые были описаны в 1 спряжении.
  • четыре глагола-исключения с суффиксом -ать : описаны в 1-ом спряжении.
Однако, в русском языке очень много разноспрягаемых глаголов, которые могут относиться как к 1, так и ко второму спряжению, например,

Хотеть, чтить, бежать, прощать

Данные глаголы относятся частично к 1 и 2 спряжению.

Научить учащихся 5 класса определять спряжение глаголов через проблемную ситуацию. Способствовать формированию у детей орфографической зоркости, активизации познавательной деятельности через решение логических задач. Формировать умение сравнивать, анализировать, работатать в группе и самостоятельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина

УРОК в 5 классе по теме

« Спряжение глаголов»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Такменина Вера Александровна

г. Таганрог, 2017г.

Цель урока: познакомить детей с изменением глагола по лицам и числам, т. е. спряжением

Задачи урока:

Образовательная:

  • Научить определять спряжение у глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию. Самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме; сравнивать, анализировать, работать в группе;
  • Повторить материал по теме «Глагол как часть речи, его грамматические признаки»;

Развивающая:

  • Способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся; активизация познавательной деятельности через решение логических задач. Развивать умение давать самооценку своей деятельности.продолжать формировать исследовательские умения(постановка вопроса, самостоятельный поиск правильного ответа,выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка), устанавливать причинно-следственные связи,

Воспитательная:

  • Прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка; создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда. Воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, дисциплинированность, ответственность, самоуважение, а также воспитывать любовь к русскому языку.

Тип занятия: урок усвоения знаний

Оборудование (средства) занятия: листы с заданиями для детей, тесты, словарь, презентация.

Методы: словесный, практический

Формы: самостоятельная, групповая, коллективная, парная.

Планируемые результаты:

Предметные: что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает, что обозначает, каким членом предложения является; совершенный, несовершенный вид глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов 1 и 2 –го спряжения; глаголы – исключения 2-го спряжения.

Метапредметные: познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации; умение работать с текстом – воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Личностные: осознание значимости самоуважения, личности человека, его достоинств; воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, дисциплинированность, ответственность, самоуважение, любовь к русскому языку

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Я пришла на урок с хорошим настроением, так как урок русского языка – мой любимый урок, поэтому стараюсь привить эту любовь вам. Ребята, поделитесь своей улыбкой.с товарищем по парте Поработаем с палитрой, покажите свое настроение на урок

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол !)

Сегодня на уроке мы продолжим работать с глаголом. Ч тобы перейти к изучению нового материала, необходимо вспомнить, что мы знаем о глаголе.

II. Актуализация знаний учащихся. Восстановите “слепой” текст с пропущенными словами.

1. Работа с карточкой: в предложения вместо ….. вставить подходящие по смыслу слова.

1 )Часть речи, которая обозначает ………………. и отвечает на вопросы ……………………………. называется глаголом.
2) Не с глаголами пишется …

3) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы……
4) Глаголы в неопределенной форме имеют окончания ….
………
5) Глаголы изменяются в прошедшем времени по …………….., а в единственном числе по ……….. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по... …………………..
6) В предложении глагол обычно бывает ………….. и согласуется с … …….. .

7) Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос……………., а несовершенного вида……………

2. Работа со словарем.

Как вы можете дать лексическое значение слова “глагол”?

Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи”.

Откуда у глагола такое название? Вспоминайте: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…

Рассказать нам об этом может “ Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля : “ ГЛАГОЛ - слово, речь, мысль… Глаголь - название буквы Г в славянской и русской азбуке ”.

III. Новый материал.

Проблемный вопрос урока : « Как определить спряжение глагола и правильно написать безударное окончание глагола?»

  1. Фронтальный опрос по ранее изученному материалу.

Ребята, что такое спряжение глагола?

А для чего нужно определять спряжение глагола?

А вы знаете, какие глаголы относятся к I спр?

А ко II спр?

Какое окончание пишется в безударном положение в ед. ч, и во

Мн. ч у глаголов I и II спр?

2.Работа с учебником (сопоставление ответов учащихся с теорией,

Данной в учебнике, работа с опознавательным признаком

Орфограммы параграф № 118, стр.121-122). Записываем правило в стихотворной форме для запоминания:

Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е- спрягать нельзя.

IV. Этап первичного закрепления. Учитель читает предложения из разных сказок, дети пишут диктант с программированием . Ключ к диктанту на обратной стороне доски (или на мониторе),дети проверяют и ставят оценку себе сами, используя цветные кружочки

Нап ри мер: 1 .Ничего ты не получ…шь.Сам себя ты, грешник, муч…шь.

2.Посмотр…м,какова у тебя сила,вид…шь, там сивая кобыла?

3.Дорогой дам за себя откуп: откуплюсь,чем только пожела…шь.

4.Отвеча…т золотая рыбка: « Не печалься, ступай себе с богом…»

5.До светла все у него пляш…т,лошадь запряжет,полосу вспаш…т

6.Оброк сполна ты получ…шь вскоре….

7.Ветер,ветер!Ты могуч.ты гоня…шь стаи туч ….

(Обратить внимание на окончание в слове гоняешь ,т.к начальная форма –гонять,а не гнать)

Бесну..тся море,

Вороча..т камни,

Встаёт на дыбы.

И пен..тся волны

В широком просторе,

С разбега дробясь

О гранитные лбы.

Как будто бы вызов

Природою брошен,

И листья шуршат

На крутом берегу.

И ветер мохнатое

Небо ерош..т

И гнёт кипарис

На бульваре в дугу.

Крикливые чайки

Пугливо притихли.

Баркасы укрылись

За каменный мол.

По улицам города

Нос..тся вихри,

И тополь стоит

Весь до веточки гол.

VI. Минутка релаксации: Упражнение "Загораем"

Учитель: Представьте себе, что вы загораете на солнышке вместе с Львенком и Черепахой (отодвинуть стул назад, вытянуть ноги вперед, сидя за партой ). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы ). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало! Вдох – пауза, выдох – пауза. Аналогичное упражнение проводится для рук.

Мы прекрасно загораем!
Выше ноги (руки) поднимаем!
Держим... Держим... Напрягаем...
Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).
Ноги не напряжены, расслаблены.

VII. Этап применения изученного материала. Работа с учебником.
1. Работа по определению спряжения.
Выполним упр.674, стр. 123
Как определили спряжение? (по окончанию).