Что делать когда ребенок не слышит. Детская тугоухость: как определить и что делать

Как реагировать маме на «избирательную глухоту» ребенка? Ситуации из жизни и профессионального опыта разобрала Виттория Филинова - детский и семейный психолог сети частных детских садов «Интересный Детский сад».

Очень часто в своей работе детского психолога я сталкиваюсь с жалобами родителей на сложности воспитания, в частности такими: почему нужно десять раз повторять одну и ту же просьбу? Почему ребенок слышит и выполняет мое требование только тогда, когда я уже начала кричать? Почему часть моих просьб вообще игнорируется, как будто я и не просила ни о чем? - говорит Виттория.

В рамках диагноза специалист определит индивидуальные потребности пациента. План ухода будет иметь следующие цели. Помогая ребенку стать несколько независимым - например, рекомендуя использовать трость или руководствоваться собакой, чтобы максимизировать сенсорные функции, чтобы изучить другие способы коммуникации. Определение времени похищения ребенка имеет жизненно важное значение для его здоровья, социальных и образовательных потребностей. Уход за детьми и образование будут играть важную роль в стратегии общего ухода с детства до взрослой жизни.

Все подобные вопросы касаются одного явления, которое называется «избирательная глухота». Конечно, речь не идет о физическом нарушении слуха у ребенка, ведь приятные просьбы, ласковые слова, интересные беседы взрослых ребенок прекрасно слышит и правильно реагирует на них. Однако нарушение все же есть, но оно лежит совершенно в другой области - области коммуникаций. Оказывается, что не всегда бывает просто донести свою просьбу до ребенка так, чтобы он ее услышал и сразу же начал исполнять.

Диагностика и раннее вмешательство

Чем глубже проблема обнаруживается раньше, тем лучше. Все дети испытывают слух сразу после рождения. Этот скрининг может указывать на наличие определенных нарушений слуха. Если, несмотря на то, что тест на скрининг на рождение был в порядке, позже вас беспокоит слух или видение вашего ребенка, обратитесь к своему семейному врачу. Специалисты здесь проведут проверку слуха и видения ребенка и зададут вопросы о том, как он обычно себя ведет. По окончании тестов врачи должны быть в состоянии предоставить вам соответствующий диагноз.

Причины

Одной из причин игнорирования ваших просьб ребенком является его возраст и особенности нервной системы . Понаблюдайте за малышом, который занят крайне интересным для него делом. В этот момент для него действительно не существует ничего вокруг. И если в этот момент озвучить просьбу, каковы у родителя шансы быть услышанным? Они практически равны нулю. Кроме того, быстро, как взрослый, переключаться с одного вида деятельности на другую ребенок просто не в состоянии, поэтому указание закончить игру на планшете и идти мыть руки перед обедом, скорее всего, останется без ответа.

В случае глухоты вы будете руководствоваться тем, что вы должны делать дальше. Дети учатся лучше всего от тех, кто заботится о них и тех, с кем они проводят большую часть своего времени, чтобы каждый день игры и общения могли им очень помочь. Диагностика и промежуточные времена могут помочь ребенку быстрее общаться, дружить и чувствовать себя комфортно в присутствии других, и уверенно исследовать окружающую среду вокруг него.

У ребенка с нарушениями слуха и зрения возникают трудности или задержки в понимании того, что происходит вокруг него. Это означает, что глухота также может влиять на другие области развития ребенка. Коммуникация - например, ребенок не видит, когда кто-то прощается и улыбается, не может установить визуальный контакт. Язык - ребенок может указывать объекты, чтобы те, кто вокруг них, не назовете эти объекты. Осознание разницы между днем ​​и ночью - Это может быть сложно установить обычную процедуру сна. Стояние, лазание и ходьба - например, ребенок может не захотеть отправиться на определенные предметы, потому что он не может видеть и не слышит Учитесь читать и писать - у ребенка могут быть задержки в чтении и письме из-за слуха и слуха. Шутки - ребенок может бояться исследовать определенные области или игрушки с определенными текстурами, которые они не могут видеть. Поскольку ребенок не может научиться пользоваться своим слухом и видением, он может не знать, как реагировать на конкретную ситуацию и, как следствие, может реагировать медленнее. Чтобы справиться с этими проблемами, ребенку необходимо постепенно подключаться и придать смысл словам, звукам, касаниям и действиям.

Мама четырехлетней Иры жалуется, что девочка никогда не слышит с первого раза ее просьбы. На приеме выясняется, что в основном проблема касается ситуаций, когда Ирочка сидит у телевизора или играет на планшете. Прямо в моем кабинете устраиваем эксперимент – мама включает ребенку мультик. Иришка полностью погружается в просмотр. Через небольшое время по ее отрешенному виду становится понятно, что действие на экране полностью поглотило ребенка.Договариваемся с мамой, что в следующий раз перед началом просмотра Ире будет сказано, до какого места она может смотреть мультфильм, а также мама должна рассказать ей, что они будут делать после того, как просмотр будет закончен – идти за стол, собираться на улицу и т.д. Эффект от таких простых действий оказался очень результативным.

Позитивные взаимодействия и семейный опыт, а также помощь врачей побуждают его безопасно, независимо и уверенно двигаться в дом, школу и общину, в которых он развивается. Вы можете помочь ребенку исследовать окружающую среду вокруг или с помощью других чувств. Это вызовет любопытство ребенка вокруг окружающего его мира.

Советы по улучшению общения с ребенком, который не видит и не слышит

Выбор метода общения для вашего ребенка влияет на то, как он находит свое место в обществе и имеет важное значение для его психологического развития. Развитие раннего общения основано на четырех идеях. Создание ежедневной процедуры, в которой ребенок полностью вовлечен в предоставление подсказок, чтобы он мог научиться предвидеть, что произойдет, создавая возможности для контроля над окружающей средой. Разработка сильных доверительных отношений с вашим ребенком. . Вы, как родитель, можете установить наиболее важные шаги для развития надежных отношений доверия с вашим маленьким.

История из жизни

Простые правила

Правила помогут вам легче доносить до ребенка дошкольного возраста свои пожелания. Если ребенок занят чем-то увлекательным, а вам требуется, чтобы он закончил свое дело и выполнил вашу просьбу, не кричите из другой комнаты в надежде, что будете услышаны. Для начала дойдите до малыша. Посмотрите, что его так увлекло. Если есть время, задайте ему пару вопросов, относящихся к его занятию. Ваше внимание настроит ребенка на позитивный лад.

Одна из самых важных вещей, которые вы можете сделать, чтобы развивать чувство единства и безопасности, - это держать ребенка на руках. Ребенок заметит, как вы двигаетесь и чувствуете себя в безопасности каждый день, когда он встречает вас. Вместо того, чтобы изолировать и создавать свой собственный мир, он узнает, что есть больший мир с людьми, которые его заботятся, с интересными движениями, объектами, которые он может коснуться, пахнет, может быть, даже некоторые звуки и глаза.

Игра имеет важное значение в развитии ребенка

Когда вы сопровождаете ребенка в игре, продемонстрируйте, что вы разделяете ваши интересы. Вот несколько советов, которые помогут вам лучше общаться с ребенком, который не видит и не слышит. Расскажите ему, что вы собираетесь делать вместе. «До свидания» перед отъездом, подложив руку под руку. Рассмотрите действия, которые вы делаете ежедневно: стол, брызги, купание, игра и т.д. при игре вы можете использовать специальное одеяло вместе с полом. Когда вы поднимаетесь вместе, это означает, что игра окончена. Имейте ребенка во все действия. Благодаря активному участию он будет учиться быстрее и лучше. Имейте в виду, что глухонемой ребенок должен физически участвовать во всех последовательностях деятельности. Во время деятельности дайте ребенку простые знаки. Создайте возможности для выбора. Позвольте ребенку выбрать один из двух вариантов: два блюза с различными текстурами, разные игрушки, вода или сок и т.д. паузы. Некоторым детям требуется больше времени для обработки полученной ими информации. Важно дать им достаточно времени, чтобы реагировать и реагировать. Если вы не сломаетесь, ребенок может перестать пытаться. Уважайте ритм ребенка и следуйте его примеру. Внимание к подсказкам. Будьте готовы к сигналам, которые ваш ребенок указывает, когда он хочет общаться. Ребенок может показать, хочет ли он играть или нет. Ответьте на эти сигналы правильно. Это неотъемлемая часть ранних взаимодействий. Придумайте свои собственные игры. Вы можете начать касаться пальцев ног, затем его лодыжки, колени, середину, руки, шею, подбородок и так далее. Таким образом, ребенок может научиться предвидеть следующий шаг. Вы можете заметить его радость, когда он предчувствует, что произойдет. Выдохните мир вместе. Руки ребенка с глухотой становятся его ушами, глазами и голосом. Поощряйте его / ее использовать свои руки. Удалите ребенка из своей игры. Поощрите использование всей сенсорной информации. Создавайте четкие пространства для игры и исследования. Обеспечьте оптимальную визуальную контрастность и слуховую обратную связь. Выбирайте игрушки с сенсорными особенностями. Поместите игрушки и предметы так, чтобы ребенок нашел их легкими. Следите за уровнем стимуляции. Контролируйте или устраняйте фоновый шум или запутывающие визуальные эффекты. Используйте соответствующие подсказки, которые легко понять ребенку. Ключи должны быть четко связаны с деятельностью с детской точки зрения и представлены непосредственно перед их началом. Например, чтобы рассказать ребенку, что это погода, просто опустите его ногу в воду. Сделайте перерыв, чтобы наблюдать его реакцию, а затем слегка поместите его в кадмий. Таким образом, ребенок научится предвидеть знакомые действия. Мир будет предсказуемым и интересным, и он будет развивать отношения доверия с теми, кто заботится о нем. Упражняйте ребенка с языковыми элементами. Это могут быть слова, знаки, жесты, прикосновения, объект, движение, контекстные подсказки или визуальные и слуховые метки. Предложите ему подписать язык. Начните с простых знаков. Помогите ребенку взаимодействовать с другими. Помогите ему использовать свои руки, чтобы играть и общаться с другими, уважительно, что поощряет активное участие и исследования. Доверие и ожидание того, что некоторые вещи происходят всегда, всегда случаются с возможностями просить о помощи, спрашивать больше или просить лучше понять мировое общение в его многочисленных формах.

  • Настройте предсказуемую повседневную жизнь.
  • Если ребенок чувствует себя ребенком, он может понять, что вы начинаете играть.
Есть больше средств общения, используемых глухими людьми.

После этого постройте свою фразу следующим образом: «Я вижу, ты очень увлечен постройкой гаража. Ты уже сложил два этажа, а впереди еще столько работы - нужно построить пандус для заезда машин, организовать здесь мойку и заправку! Ты все так здорово придумал! Давай не будем разбирать эту постройку, она очень классная. Но сейчас пришло время обеда, и пора заканчивать игру. Тебе нужна еще пару минут, чтобы достроить третий этаж, или ты уже сейчас можешь прерваться, чтобы идти мыть руки?»

Слово написано в столицах в ладони человека с капитуляцией. Они на руках. Использует адаптированную версию Британской системы знаков. Знаки приспособлены для обозначения в более узком пространстве, чтобы соответствовать положению человека с капитуляцией. Рамочные знаки и знаки на руке обычно используются теми, кто страдает синдромом Ашера. Брайлевский и лунный алфавит. Брайль использует ряд точек для обозначения букв или групп букв. В отличие от Брайля, Луна использует настроенные капиталы, которые легче понять. Слушайте его и проводите вместе, пока вы забываете о повседневной жизни, убедитесь, что ребенок растет и развивается как можно меньше.

  • Это осязательная форма общения.
  • Слова написаны от руки глухого человека.
  • Блок алфавита.
  • Простая тактильная форма общения.
Люди вокруг вас, скорее всего, будут любопытны, когда они увидят своего ребенка или когда они увидят его как ношение слуховых аппаратов.

Таким образом взрослый показывает ребенку, что его игра - это важное и интересное дело. Он дает возможность закончить ее, а не бросать тут же, предупреждает о дальнейших событиях заранее. Все эти действия увеличивают шансы на послушание многократно!

Конечно, далеко не всегда мы располагаем достаточным временем, чтобы вести длинные беседы с ребенком перед тем, как озвучить свою просьбу. Возьмите на вооружение следующий способ: обнимите ребенка за плечи или дотроньтесь до руки, посмотрите в глаза, назовите по имени и начните свою просьбу словами: «Маша, сейчас очень важно, чтобы ты меня послушала. Мы опаздываем в поликлинику, поэтому прямо сейчас нужно отложить игрушки (ты сможешь доиграть в эту игру вечером) и надевать платье и носки. Они уже ждут-не дождутся тебя на диване».

Они, возможно, никогда не видели или не знали глухого ребенка. Но, говоря, естественно, с вашим ребенком, вы будете доверять другим, чтобы иметь уверенность в разговоре с ним. Ваше поведение должно показать им, что он нормальный ребенок, которому нужна помощь, чтобы слышать и видеть.

Как родитель, легко привлекать тело и душу к уходу и обучению глухого ребенка, но важно помнить о своем благополучии. Если вы хорошо физически и умственно, тогда вы сможете справиться с проблемами, у вас будет больше терпения, уверенности и лучшего ухода за вашим ребенком.

Очень важно похвалить ребенка, если он сразу послушался. Причем лучше всего сказать: «Как здорово, что у меня растет такая внимательная девочка! Мне не нужно было повторять десять раз свою просьбу: я всего один раз попросила, а ты сразу услышала. Какая же ты молодец! Теперь мы наверняка успеем к врачу, а по дороге я расскажу тебе интересную историю».

Родители и члены семьи будут иметь наибольшее влияние на развитие ребенка. Вы обнаружите уникальную личность, которой обладает ваш маленький, и вы сможете наслаждаться вместе со своими маленькими достижениями. Глухота - это вызов и требует большого терпения от тех, кто заботится о здоровье и образовании ребенка, который не видит и не слышит. Но родители могут справиться с этими проблемами и весами. Дети, рожденные с глухотой, могут учиться и развиваться.

Те, с кем они соприкасаются, захотят понять влияние недостатков слуха и увидеть в их жизни, как этим детям удается наслаждаться и испытывать определенные вещи «без глаз и ушей». Позже многие захотят открыть дверь, способ общения с ними. Никто не обещает, что это будет легко, никто точно не знает, чего ожидать, но вы, как родители, можете изменить ситуацию.

Если «глухота» сопровождает непослушание

Ко мне на развивающие занятия для малышей ходит няня с двухлетним Даней. Это очень смышленый мальчик, привыкший всегда добиваться от взрослых желаемого. Когда какое-то из заданий кажется ему не очень интересным, он начинает бегать вокруг общего стола и опрокидывать детские стульчики. Няня бросается за ним в погоню, выкрикивая: «Даня, перестань! Даня, так нельзя!», при этом умиляясь его детской непосредственности и улыбаясь. Так продолжается до тех пор, пока все стульчики не улягутся ножками вверх или пока няня все же не догонит Даню. При этом малыш воспринимает данную ситуацию как веселую игру и даже не собирается слушаться.

История из жизни

Понаблюдав за этим поведением несколько занятий, я договорилась с няней, что отныне она больше не будет гоняться за мальчиком (таким образом, мы исключаем элемент игры и веселья). Вместо этого она объявит Дане, что тот должен будет сам поднять каждый стул, который уронит (так ребенок столкнется с последствиями собственных действий).

Первый раз Даня искренно не понимал, почему никто не обращает на него внимания и уложил на пол всего три стула из шести. И сначала очень не хотел ставить их на место. Однако няня с моей помощью была настойчива. К слову сказать, Дане потребовалось еще два занятия для полного преодоления привычки к опрокидыванию стульчиков. А няня приобрела важный опыт: для того чтобы ребенок услышал просьбу, важно самому относиться к ней серьезно, а также всегда сталкивать малыша с последствиями собственного непослушания. Этот способ всегда эффективнее нравоучений.

Напоминания, которые не работают

Как быть с просьбами, которые относятся к выполнению ежедневных бытовых действий, например, мытье рук после прогулки, чистка зубов перед сном, уборка игрушек? Порой родители прикладывают поистине титанические усилия для того, чтобы приучить детей делать это без напоминаний, и уж тут избирательную глухоту можно встретить чаще обычного.

Чтобы не повторять ежедневно бытовые просьбы, заведите карточки с картинками, на которых будут изображены необходимые действия. Так, в коридоре можно повесить карточку с ровно стоящей обувью, аккуратно висящей одеждой и изображением ребенка, моющего руки. В игровой - карточку с игрушками, расставленными по местам и т.д. Такие изображения помогают дошколятам не забывать домашние правила. И вместо «Я сколько раз говорила, что нужно мыть руки после прогулки!» можно обойтись просто указательным жестом в сторону висящих картинок.

Доходчивые просьбы

Как часто вы используете такие общие указания как: «Уберись здесь!», «Прекрати!», «Веди себя прилично!» или просто окрик по имени? Подобные формулировки звучат очень смутно и расплывчато - ребенок не всегда может точно понять, что вы хотите от него в данный момент. Поэтому ему проще всего их просто проигнорировать, включив «избирательную глухоту», нежели пытаться исполнить неясную инструкцию.

Конкретные простые указания помогают ребенку легче сконцентрироваться и понять, что от него в точности ожидают. Вместо «Уберись тут!» произнесите: «Сложи эти машинки в коробку, а книжки поставь на полку». Вместо «Веди себя прилично!» скажите: «Пожалуйста, разговаривай обычным голосом и тише». Окрик по имени замените фразой: «Я хочу, чтобы ты подошла и взяла меня за руку».

Еще один способ борьбы с «тугоухостью» - предупреждение о последствиях. Например: «Сейчас я хочу запустить посудомойку. Тот, кто не принесет мне свою посуду, будет мыть ее вручную». Или: «Время убирать игрушки. А кто не услышит, что пришло время уборки, вечером будет сидеть без игрушек. Потому что у нас есть правило - кто игрушки не убирает, тот с ними больше не играет». Подобные формулировки лишают вас необходимости сто раз повторять одну и ту же просьбу.

Чтобы дошкольник мог сам контролировать время, когда ему заканчивать игру, просмотр мультфильмов или любое другое интересное занятие, подарите ему песочные часы - на них наглядно видно течение времени. Имея перед глазами это полезное устройство, ребенок уже не сможет «забыть», что время игры подходит к концу и скоро нужно будет заняться чем-то другим по вашей просьбе.

Бывает, о том, что ребенок не различает звуки, родители узнают не сразу. Пройдут месяцы, прежде чем станет ясно: кроха не реагирует на шум... С этого момента начинается борьба за его слух. Победа будет за вами!

Ты вышла из кабинета врача с листком в руках. На нем не просто буквы - там настоящий приговор. Ребенок не слышит... Диагноз окончательный.

Возможно, потом еще несколько недель (а то и месяцев) ты будешь ходить по кабинетам в надежде, что кто-нибудь из медицинских светил скажет: «Поздравляю, мои коллеги ошиблись!». Но этого не происходит. Один за другим доктора подтверждают: глухота.

Обида, тревога, растерянность... Это будет... А потом ты поймешь: да ведь все не так уж и страшно! Твоя кровиночка видит, чувствует, понимает. Он такой смышленый, но ему невдомек, что он чуть-чуть отличается от других детей. Однако, если вы хорошенько с ним поработаете, сотрется и эта граница.

Ищем разницу!

Начнем с главного. Нет одинаково неслышащих детей.

Медики разделяют слуховую недостаточность на два вида: тугоухость и глухота.

При тугоухости малыш слышит очень слабо. Но его можно научить некоторому количеству слов. Произносить их он будет не так, как обычные ребятишки, но ведь будет!

Выделяют три степени туго-ухости (по Л. В. Нейману):

Первая Кроха слышит достаточно громкую речь на расстоянии не более 1-2 метров. Ему несложно начать говорить.

Вторая Малыш слышит максимум в метре от собеседника. Разговаривать ему тяжелее.

Третья Ребенок слышит плохо, даже если произносить слова у самого его уха. Он практически не может общаться.

При глухоте самостоятельно овладеть речью абсолютно невозможно. К сожалению...

Но, оказывается, глухих деток тоже можно разделить на группы. По какому критерию? В зависимости от объема воспринимаемых частот.

Ребятишки с минимальными остатками слуха (I и II группы глухоты) могут воспринимать лишь очень громкие звуки на небольшом расстоянии (громкий крик, сигнал машины, удары в барабан).

Глухие дети с остатками слуха (III и IV группы) в состоянии воспринимать и различать на близком расстоянии значительно больше звуков (всяческие музыкальные инструменты, громкие голоса животных, звонок в дверь).

Своевременная диагностика

Очень важно как можно раньше (пока речь не развита) выявить у ребенка патологию слуха.

Внимание! Для этого нужно вовремя проходить профилактический осмотр у отоларинголога. Обязательно обращаться к врачу, если появились сомнения относительно сына или дочки.

Доктор обследует малыша и при необходимости направит в специализированный медицинский центр, где будет проведена тщательная диагностика.

Чтобы приблизительно оценить, слышит младенец или нет, можно использовать «гороховый метод». Для этого пластмассовую коробочку нужно наполнить на 1/3 крупой и потарахтеть ею у уха ребенка. Срочно обратись к лору, если у крохи отсутствует реакция на звук емкости:

с горохом - в 3 месяца;

с гречкой - в 4-5 месяцев;

с манкой - в 6 месяцев и старше.

Если медики обнаружили, что у малютки все же есть проблемы со слухом, важно не затягивать с лечением.

Скажем сразу: чудодейственных процедур и волшебных таблеток, которые бы смогли подарить ребенку слух, в нынешней медицине не сущест-вует. Но это не значит, что ему нельзя помочь.

Зачастую единственной возможностью компенсировать потерю слуха у крохи является протезирование современным слуховым аппаратом. Это сложное техническое устройство, которое необходимо приобретать и настраивать исключительно индивидуально. Правильно подобранный, он позволит малышу окунуться в мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценно развиваться.

Вживить такой прибор в ушко крохи нужно как можно быстрее. Но зачастую останавливает сумма, которую приходится платить за аппарат и операцию. Да, это недешево. Некоторые семьи добиваются помощи от государства, хотя большинству остается надеяться лишь на поддержку благотворителей.

А ведь терять время никак нельзя! Врачи настоятельно рекомендуют сделать операцию до того, как ребенку исполнится 3 года. Тогда он сможет научиться правильно говорить и воспринимать чужую речь.

Из мира глухих - в мир слышащих

ама и папа, станет ли ваш малыш счастливым, сможет ли он адаптироваться в мире, зависит только от вас. Родительский оптимизм - это маяк позитива в судьбе ребенка: «Если родные верят в меня, значит, я смогу!» И он сможет, уж не сомневайтесь!

Ведь патология слуха - это более тяжелое функциональное нарушение, чем может показаться на первый взгляд. Без слуха нет языка, без языка нет обучения. Именно поэтому для глухого ребенка так важен язык жестов как альтернатива разговорному языку. Даже если он научится хорошо говорить, сей способ общения никогда не помешает. Это точно!

Помните, как только врач установит диагноз, сразу же приступайте к занятиям с малюткой. Чем раньше начнете, тем лучше будет результат. Существует великое множество методик.

Заниматься с крохой можете вы сами, но непременно под руководством специалистов.

Итак, малыш понемногу начал говорить, хотя его речь часто напоминает иностранную. С аппаратом ему гораздо легче понимать окружающих людей, наверняка он делает успехи, а возможно, умеет уже читать и писать. Но хочется узнать: как он проводит досуг? С кем общается, дружит?..

Дело в том, что иные взрослые слишком озабочены образовательной стороной жизни карапуза (это можно понять), но не задумываются о его месте в социуме.

Тебе неловко от реакции окружающих на невнятную речь малыша и ты стараешься избегать встреч с незнакомыми людьми? Зря! Очень важно, чтобы родители не скрывали глухоты. Разве ваш кроха болеет заразным недугом или может причинить вред другим деткам? Отнюдь...

Старайся создать пространство доброжелательного отношения к своему ребенку. Не только родственники, но и знакомые должны знать, что вы занимаетесь с малышом, учите его говорить, слушать, понимать речь других.

И они вам помогут. Правда!..

Держим ухо востро

Начиная воспитывать и обучать ребенка с нарушением слуха, родители должны сделать самый ответственный выбор: выбор методики обучения. На сегодняшний день их существует множество. О них нетрудно узнать на всевозможных интернет-сайтах, в специализированных садиках, на приеме у хорошего логопеда, дефектолога.

Для того чтобы сделать выбор, маме и папе необходимо ответить на ряд вопросов: каким они хотят видеть своего ребенка в будущем, как они будут общаться с ним, каких друзей желают видеть рядом с малышом, в какой школе он будет учиться, какую профессию сможет выбрать, где будет работать, как станет жить без них? Но самый главный вопрос, на который они должны ответить, - это сколько душевных, физических и материальных сил готовы потратить на воспитание и обучение своих слабослышащих сыночка или доченьки.