Восточные славяне 7 8 века. Восточные славяне

Страница 4 из 26

Восточные славяне в VI-VIII веках новой эры

Взгляды на происхождение славян. Происхождение славян является одной из наиболее дискуссионных проблем в исторической науке. Кратко суть споров можно свести к двум положениям: 1) славяне являются коренным населением Восточной Европы, ведущими своё происхождение с самых ранних этапов образования индоевропейской общности; 2) славяне появились в результате смешения различных этнических элементов на рубеже новой эры и не имеют какого-либо единого корня, то есть, основа славянской общности полиэтнична. Вопрос этот в науке не решен до настоящего времени.

Но очевидно, было бы слишком смело утверждать, что славяне не имеют единого этнического корня. Однако, с другой стороны, наличие такого корня не отрицает огромной роли других народов в славянском этногенезе.

Восточные славяне в VI - VIII вв. н.э. Быт, нравы, религия, политическая история . Первые достоверные сведения письменных источников о славянах относятся к началу новой эры, когда римские историки писали о племенах венедов . В VI веке н.э. славянские племена, населявшие Восточную Европу, начинают совершать походы на Византию. С этого момента можно говорить об окончательном формировании славянского этноса. Многие племена славян переселяются на Балканский полуостров, занимая земли Восточной Римской империи. Нашествие кочевых племён авар в VI - VII вв. отделило эти группы от остального славянского мира и положило начало формированию южных славян. Западные и восточные славяне разделились в предшествующую эпоху. Славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье, местом формирования их этноса явились, судя по всему, области по среднему течению Днепра и к северу от Карпат, в южной части современной Польши. Этнической основой древнерусского государства - Киевской Руси - стали восточнославянские племена, которые консолидировались к середине I тысячелетия н.э.

Главным занятием славян было земледелие. На выбранном участке леса славяне сначала рубили деревья и кустарники. Целое лето сохли срубленные деревья, на следующий год сушняк поджигали. Тяжелым суком боронили новое поле, зола смешивалась с верхним слоем земли, и тогда сеяли зерно. Такое земледелие называлось подсечным, или огневым. Когда после нескольких урожаев земля истощалась, засеивали новый участок на целине, а старое поле на многие годы забрасывали. Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо, разводили коров, лошадей, овец. Издавна они использовали железо – применяли железный топор, пахали сохой с железным наконечником (сошником). Очень важно, что у славян рано развивалось пашенное земледелие – это было огромным шагом в развитии производительных сил. Оно стало по-настоящему возможным лишь после того, как люди овладели производством железа. Вообще изготовление железных орудий ознаменовало собой настоящую революцию в развитии производительных сил. Появился железный сошник у сохи, плуг; железными топорами расчищали для земледелия лесные поросли.

Хлеб был главной пищей славян. Древнее славянское название хлеба “жито” произошло от славянского слова “жить”.

Славяне занимались также рыболовством и охотой. В лесах по Днепру в то время водилось много зверей, а в реках было немало рыбы. В дуплах старых деревьев пчелы годами складывали мед. Вырубленное человеком в дереве дупло для пчел называлось борью. Славяне занимались бортничеством, собирали мед диких пчел.

Жили славяне родовыми общинами, которые объединялись в племена, в небольших посёлках, часто укреплённых. Во главе племён стояли князья, особенно усилившиеся в период походов на Византию за счёт военной добычи. Ко времени начала второй половины тысячелетия н.э. восточные славяне, судя по всему, находились на стадии разложения первобытнообщинного строя, переживая период так называемой “военной демократии ”, который характеризуется впервые ярко проявляющимся социальным неравенством, а также возросшей политической активностью и постоянными военными конфликтами. В IX веке нам известен ряд походов славян на Византию, в Каспийское море. В основном походы предпринимались водные: сначала сплавлялись по рекам, затем - выходили в море и грабили побережья. По летописям нам известны основные славянские племена этого времени - поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, белые хорваты, уличи, тиверцы, полочане, ильменские словене. Современные историки сходятся на том, что в “Повести временных лет” - откуда происходят наши сведения - повествуется уже не о собственно племенах, а о более высоком типе объединений - союзах племён . Такие формы организации типичны для периода военной демократии и являются, по сути, предгосударственной стадией развития политической организации народов.

Религия славян была языческой. Они поклонялись как обожествлённым силам природы: солнце - Ярило , ветер - Стрибог , гроза – Перун, так и более абстрактным понятиям: небесному огню - Сварогу , прародителям всего живого - Роду и Роде и многим другим богам. Культы отправлялись, как правило, под открытым небом, в святилищах, куда посторонние не допускались. Были у славян и человеческие жертвоприношения, правда, осуществлялся этот обряд только в крайних случаях, когда все другие способы воздействия на высшие силы были исчерпаны. Религия восточных славян несёт следы как общих для многих народов индоевропейской семьи верований и представлений об окружающем мире, так и специфически славянских, возникших во многом под влиянием окружающей среды. Особенно это проявилось в вере в таких существ, как лешие, водяные, русалки, кикиморы, домовые и т.п.

В целом, можно сказать, что к концу IX века восточные славяне уже стояли на рубеже государственности. Вопрос был в том, каким будет это государство, какое племя или союз племён станет центром восточносла­вянского мира и начнёт подчинение других. Был возможен и вариант, при котором на территории Восточной Европы могло возникнуть и несколько государств, как это случилось у западных и южных славян.



Оглавление
История России.
ПРОГРАММА КУРСА
Природно-климатические особенности Восточной Европы
Восточные славяне в VI-VIII веках новой эры
Образование государства у восточных славян
Русские земли в период феодальной раздробленности XII - XV вв.
Московское государство в XV - XVI веках
XVII век - новый период русской истории
Реформы Петра I

1. Происхождение и расселение славян. Формирование основ государственности

Происхождение и расселение восточных славян.

Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших некогда на одном языке, имевших много общих черт во внешнем облике. Эти племена находились в постоянном движении, передвигались и осваивали новые территории. Постепенно отдельные группы индоевропейских племен стали отделяться друг от друга. Некогда общий язык распался на ряд отдельных языков.

Примерно четыре тысячи лет тому назад произошло выделение балтославянских индоевропейских племен. Они заселили Центральную и Восточную Европу, Приблизительно в V веке до нашей эры эти племена разделились на балтов и славян. Славянские племена освоили территорию от среднего течения реки Днепр до реки Одер и от северного склона Карпатских гор до реки Припять.

В V веке нашей эры славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшиеся от Черного до Балтийского моря. На северном направлении они дошли до верхнего течения Волги и Белоозера, на южном - до Греции. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви - восточную, западную и южную.

Восточные славяне заселили в VI-VIII веках обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. Таким образом, они заняли большую часть Восточно-Европейской равнины.

На этой территории проживало 12 (по некоторым источникам 15) восточнославянских племенных союзов. Наиболее многочисленными были поляне, обитавшие по берегам Днепра, недалеко от устья Десны, и ильменские славяне, жившие на берегах озера Ильмень и реки Волхов. Названия восточнославянских племен часто были связаны с местностью, где они жили. Например, поляне - «живущие в полях», древляне - «живущие в лесах», дреговичи - от слова «дрягва» - болото, трясина, полочане - от названия реки Полота и т. д.

Формирование основ государственности.

Государство - это такая организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или традиций), осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.

Образование государства - это длительный процесс. Оно формируется как неизбежный, т. е. закономерный, результат разложения родоплеменного строя. Предпосылки, т. е. предварительные условия создания государства, складывались у восточных славян на протяжении нескольких столетий.

В IX веке в жизни восточных славян все большее значение стала играть торговля. Через заселенные ими земли по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру проходил торговый путь «из варяг в греки», соединявший море Варяжское (Балтийское) с морем Русским (Черным). Конечным пунктом этого великого водного пути была богатая Византия - место прибыльной торговли. Среди славян стали появляться люди, которые приобретали меха пушных животных, мед и воск лесных пчел и другие дары леса у своих соплеменников, а затем вывозили их на рынки Византии, Хазарии и даже Багдада. Там они меняли эти товары на шелковые ткани, золото, вина, овощи, дорогое оружие. Таких людей, главным занятием которых стала торговля, называли купцами.

С развитием торговли в центральных племенных поселках, расположенных на водных путях, ведущих к Черному и Балтийскому морям, стали создаваться специальные пункты, куда окрестные звероловы и бортники привозили свою добычу для продажи купцам. Постепенно эти поселения превращались в города: Киев - у полян, Чернигов - у северян, Смоленск и Полоцк - у кривичей, Любеч - у родимичей, Новгород - у ильменских словен и др.

Купцы вели здесь торг, заводили склады для товаров, формировали торговые караваны. В города перебирались ремесленники.

Занятие торговлей было делом очень прибыльным, но сложным и опасным. Купеческие караваны грабили степные кочевники - печенеги,которые в начале IX века прорвались через Волгу, сквозь хазарские поселения, и обосновались на широких степных просторах Причерноморья. Под их контролем находилась вся нижняя часть Днепра.

Для охраны своих судов и складов купцы стали нанимать и вооружать специальных людей, которые объединялись в дружины (товарищества). Во главе дружины стоял военачальник - князь. Для защиты от врагов города стали огораживать крепкими стенами, укреплять валом и частоколом.

В городах собирались люди из разных мест. Здесь было неважно, являлся ли человек кривичем, вятичем или родимичем, он становился ремесленником, торговцем или дружинником. В городе нельзя было руководствоваться племенными традициями, требовались единые для всех правила поведения. Во многих городах право устанавливать и поддерживать порядок, осуществлять власть переходило к князьям.

Горожане нуждались в хлебе и других продуктах. Земледельцы везли теперь излишки продуктов в город, на продажу. Под прикрытие крепостных стен сельское население устремлялось и в случае вражеского нападения. Постепенно города подчиняли себе окрестные территории, на которых обитали различные восточнославянские племена. Возникали местные княжения, т. е. территории, признающие власть того или иного князя. Такие княжения существовали у полян, древлян, кривичей, ильменских славян, дреговичей. Пойти по пути объединения, т. е. создания государства, их заставила общая военная угроза, которая исходила от степняков на юге и норманнов на северо-западе.

славяне древнерусский норманский

2. Занятия восточных славян и их организация

Занятия славян.

Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Она представляла собой широкую крепкую доску с заостренными раздвоенными снизу концами, на которые надевали железные наконечники-сошники. Соха оставляла в земле неглубокие частые борозды. Затем почву выравнивали бороной - боронили. Ее делали из деревянных брусьев в виде решетки, на которую крепили деревянные или железные зубья. Самым ответственным занятием был сев. На сев выходили в безветренный день, босиком. Из лукошка, привязанного на груди, горстями разбрасывали зерно. В конце лета наступала страда (жатва). Убирали хлеб серпами.

Из сельскохозяйственных культур славяне особенно охотно сеяли пшеницу, просо, ячмень и гречиху. Хлеб был главной пищей славян, отчего зерно называли житом (от слова «жить»). В огородах сажали репу, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок.

Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством: разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей.

Большую роль в жизни восточных славян играли бортничество (собирание меда), рыболовство и охота. Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того, шкурки пушных зверей, главным образом куницы, служили основным средством обмени, т. е. выполняли роль денег. Успешно развивались ремесла - выплавка железа, кузнечное, ювелирное дело.

Быт и нравы.

Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза.

Соседние народы считали главной чертой славян любовь к свободе. Славяне были добродушны и гостеприимны. Каждый странник считался у них дорогим гостем. Хозяин делал все возможное, чтобы угодить ему, ставил на стол самые лучшие кушанья и напитки (позволялось даже украсть у соседа, чтобы угостить странника). Славяне почтительно относились к родителям. Невесту обыкновенно похищали по предварительному сговору с ней (умыкали) и потом платили за нее выкуп родителям. У знатных людей существовал также обычай многоженства, а после смерти мужа одна из его жен должна была следовать за ним в могилу. Славяне знали родовую вражду и обычай кровной мести.

Поселения восточных славян были рассеяны на обширных пространствах, преимущественно по берегам озер и рек. Жили они семьями в домах - полуземлянках площадью 10-20 квадратных метров. Стены домов, скамьи, столы, домашняя посуда делались из дерева. Крышу крыли ветвями, обмазанными глиной. Топился дом по-черному - складывался глинобитный или каменный очаг, дым уходил не через печную трубу, а прямо в отверстие в крыше. В своих домах славяне устраивали несколько выходов, а ценные вещи прятали в землю, потому что в любой момент могли нагрянуть неприятели.

Славяне были храбрыми воинами. Они бились до последней капли крови. Трусость считалась у них наибольшим позором. Славянские воины прекрасно плавали и могли долго находиться под водой, дыша через выдолбленный тростник, верхушка которого выходила на поверхность воды. Вооружение славян составляли копья, луки и стрелы, намазанные ядом, круглые деревянные щиты. Мечи и другое железное оружие было редкостью.

Образование Древнерусского государства. Норманская теория

Образование Древнерусского государства.

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности.

Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI-VII вв. существовала, согласно византийским и арабским источникам, "Держава волынян", являвшаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява) по всей видимости располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов). Известный историк Б.А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение "Русь", включавшее в себя и часть северян.

Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины свидетельства формирующейся государственности.

Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную Добычу. Все это способствовало расслоению восточно-славянского общества. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточно-славянских племен начала складываться государственность.

Норманская теория.

Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву византийскому императору. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы "изгнавши варягов за море", что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка. Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами". Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М.В. Ломоносов.

Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. В скандинавских сагах Русь страна несметных богатств, а служба русским князьям верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т.п.

Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название "Русь" ("русскими" финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин "Русь" неоднократно встречается применительно к различным объединениям как на севере, так и на юге восточно-славянского мира.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице Киевской Руси) закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути "из варяг в греки". Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточно-славянского общества.

Список используемой литературы:

1. Арсланов Р.А., Керов В.В. и др. История России с древнейших времен до конца XX века. Пособие для поступающих в Вузы. М.: Высш. шк., 2001. -

Барабанов В.В., Николаев И.М. и др. История России с древнейших времен до конца XX века. М.: АСТ, Астрель, 2003. - 496 с.

3. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XVII века. Первая книга из цикла "История России с древнейших времен до конца XX века." (в 3-х книгах) Отв. редактор А.Н. Сахаров. М.: АСТ, 2001.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. 9-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 256 с.

5. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2006.-528 с.

Проценко О.Э, Колоцей М.Я. История восточных славян с древнейших времён до конца XVIII века. Гродно: ГрГУ, 2002 - 115 с.

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с древними славянскими племенами, особенностями их хозяйства и быта, узнаете имена богов, которым поклонялись восточные славяне и их соседи.

Тема: Древнерусское государство

Урок: Восточные славяне в VII - IX вв.

В VII - IX вв. славяне заняли обширную территорию Восточной Европы. Они расселились на территории от Ладожского озера до среднего течения реки Днепр, от реки Буг до верховий Днепра. Особенностью расселения славян было то, что племенные союзы восточных славян сложились в бассейнах крупных рек, где впоследствии возникли центры племенных княжеств. В районе озера Ильмень и реки Двины расселились славяне ильменские. В районе реки Припяти расселились дреговичи и древляне. В верховьях Днепра по рекам Сож и Сейм жили радимичи. В среднем течении Днепра расселились поляне. В бассейне реки Десны — северяне. На северо-востоке, в бассейне реки Оки, — вятичи.

Рис. 1. Расселение восточных славян ()

Основные занятия славян исходили из особенностей земли. В лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Степную же землю осваивали путем перелога. Но все равно урожайность была низкая по причине резко-континентального климата. Другими промыслами славян являлись рыболовство, охота, также было распространено бортничество. Новгородско-ильменский край был богат лесами, там расцветал пушной промысел. В южных областях практиковалась охота на лосей и медведей. Обилие рек, озер, хорошо разветвленная воднотранспортная система способствовали развитию судоходства, торговли, различных ремесел, обеспечивающих продукцию для обмена. На перепутьях торговых путей основывались крупные города, племенные центры, такие как Киев и другие.

Рис. 2. Подсечно-огневое земледелие ()

Накануне образования государственности восточные славяне жили соседской общиной, в которой оформилась частная собственность. У каждой семьи было право на расчищенную землю — лядину. В славянском обществе выделялись военные вожди, и формировалась дружина. Дружина - это особая группа населения, занимающаяся только военной деятельностью, в частности походами. Для обороны же существовало ополчение свободных общинников. Дружинники не только участвовали в завоевательных походах, но и управляли присоединенными землями. Во главе стоял князь, которому подчинялись дружина и воеводы. Ниже по положению шли смерды или, как их еще называли, мужи (главы патриархальных семей, у которых было право участвовать в войске). Еще более низкий статус имела челядь — это члены семей мужей и холопы, не имеющие права участвовать в войске.

Сложной, разнообразной, с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Ее истоки уходят в индоевропейские древние верования, ко временам палеолита. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называлась язычеством (многобожие). Славяне населили мир разными богами и богинями. Во главе их стоял великий Сварог — бог вселенной. Его сыновья — сварожичи — солнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Молились славяне роду и рожаницам — богу и богинями плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и поэтому был особенно популярен. Бог Велес почитался у славян как покровитель скотоводства, Стрибог повелевал ветрами. По мере слияния славян с некоторыми иранскими и финно-угорскими племенами их боги перекочевали и в славянский пантеон. Так в VIII - IX веках у славян почитался иранский бог солнца Хорос. С началом военных походов у славян все больше на первый план выдвигается заимствованный у балтов бог грома и молнии Перун. Появляется особое отношение к погибшим воинам (погребальные костры, курганы и так далее). У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников: Коляда, день весеннего равноденствия, масленица, 1-2 мая отмечали появление первых весенних всходов, праздник Ивана Купалы и так далее. Многие из этих праздников сохранились и сейчас. В каждом доме у славян были идолы богов, также существовал культ Шуров, небольших семейных идолов домов.

Не со всеми соседями у славян были дружеские отношения. В славянских преданиях рассказывается о нападении тюркоязычных кочевников аваров на славянское племя дулебов. В VIII веке восточнославянские племена полян, северян, вятичей и радимичей покорили хазары, заставив их платить дань.

Итак, проживая в окружении различных племен и народов, восточные славяне сформировали особую цивилизацию.

  1. Мавродин В.В. Откуда есть пошла Русская земля. М., 1986.
  2. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984
  1. WWW.GRANDARS.RU ().
  2. Академик ().
  3. TAREFER.RU ().
  1. Когда на территории нашей страны появились славяне?
  2. Как влияла природа на занятия и верования восточных славян?
  3. Какими были взаимоотношения славян с соседними племенами и народами?
1. Основной теоретический материал

Прародина и происхождение славян

Первые письменные упоминания в источниках о славянах относятся к VI в. (готский историк Иордан, византийский писатель Прокопий Кесарийский).

Некоторые исследователи считают праславянами известные раннесредневековым авторам племена венедов, антов и склавинов .

Как и большинство европейских языков, славянские принадлежат к индоевропейской языковой семье, образуя самостоятельную группу. Археологическая культура, которую ученые, безусловно, связывают со славянами, называется Пражской (названа так по характерной лепной керамике, раскопанной близ г. Праги).

Вопрос о прародине славянского этноса остается дискуссионным. Большинство исследователей, опираясь на данные археологии и лингвистики, полагают, что прародиной славян были бассейны рек Дуная, Вислы и Одера.

Эпоха Великого переселения народов (IV–VII вв. н. э.) затронула и часть славянских племен. В VI–VII вв. происходит разделение ранее единого славянского этноса на три основные группы:

· западную;

· южную;

· восточную .

Последнюю образовали славянские племена, заселившие в данный период территорию Восточно-Европейской равнины. В процессе расселения восточные славяне ассимилировали аборигенные угро-финские и балтские племена.

Древнейший летописный источник – «Повесть временных лет» (начало XII в.) упоминает следующие восточнославянские союзы племен:

· поляне (среднее течение Днепра), древляне (в лесах южнее реки Припять);

· ильменские словене (бассейн реки Волхов и озера Ильмень);

· полочане (течение реки Полота);

· кривичи (верховья Днепра и Волги);

· дреговичи (болота между Припятью и Западной Двиной);

· северяне (бассейны рек Десна и Северский Донец),

· радимичи (междуречье Днепра и Десны);

· вятичи (верховья Оки и бассейн реки Москвы).

Сообщается также и об уличах, тиверцах, белых хорватах и волынянах, проживавших на юге и юго-западе Восточно-Европейской равнины.

Занятия восточных славян

Восточные славяне были оседлым народом, и основой их хозяйственной деятельности являлось земледелие. В VI–IX вв. они возделывали

1) рожь;

2) пшеницу;

3) просо;

4) гречиху;

5) овес и ячмень.

В лесных районах было распространено подсечное (подсечно-огневое) земледелие. Выжигался участок леса, удобренные золой земли, использовались в течение нескольких лет, а после истощения почвы на время забрасывались.

В степных районах доминировало переложное (сжигание трав), а с VIII в. пашенное земледелие .

Восточные славяне использовали двупольный севооборот , при котором земля разделялась на две части – яровой посев и пар. В лесостепной зоне в VIII–IX вв. начинает использоваться и трехполье , при котором одну часть поля занимают яровые посевы, вторую – озимые, а третья остается под паром.

Самыми распространенными орудиями земледельческого труда были:

1) борона-суковатка,

2) рало,

3) соха,

4) с VIII–IX вв . в лесостепной зоне начали применять плуг.

Большая часть Восточно-Европейской равнины относится к зоне рискованного земледелия, поэтому немаловажную роль в их хозяйстве играли: скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, птица), охота, рыболовство и бортничество (сбор меда и воска диких пчел), т.е. промыслы.

Восточные славяне преимущественно вели натуральное хозяйство . Однако важным изменением в их жизни VIII–IX вв. явилось постепенное отделение ремесла от земледелия. Раньше всего обособляется обработка металлов и гончарное производство , затем появляются другие ремёсла – камнерезное, слесарное, бондарное, ювелирное и т.д. Ремесленники изготавливали из железа орудия труда и оружие. Владея приемами зерни, скани, эмали, они создавали замечательные украшения. Славяне были умельцами по обработке кости.

Внешняя торговля развивалась на Балтийско-Волжском пути, а также на известном пути «из варяг в греки», который соединял Северную Европу (варягов) с Византийской империей (греками). Продавали: пушнину, меха, воск, мед, рабов. Покупали: ткани, вина, предметы роскоши.

Общественный строй восточных славян

В VI–IX вв. восточные славяне жили первобытно-общинным строем . Основной формой социальной организации долгое время являлась родовая община (род). Сородичи совместно трудились . Земля, скот, угодья, орудия труда находились в коллективном владении и пользовании.

С VIII в . в южных районах начинает складываться новая форма организации общества – соседская (территориальная) община . У восточных славян она называлась вервью. При сохранении коллективной собственности на землю и угодья, появляется индивидуальная (семейная) запашка . В индивидуальное владение и пользование переходят орудия и результаты труда, а также скот.

Несколько соседских общин, расположенных поблизости друг от друга, обычно составляли племя, а племена, в свою очередь, объединялись в большие племенные союзы (поляне, вятичи, дреговичи и т.д.).

Административными центрами племенных союзов являлись укрепленные грады (у полян – Киев, у словен ильменских – Новгород, у полочан – Полоцк и т. д.).

Формирование соседской общины способствовало возникновению имущественного и социального неравенства. Постепенно начинает выделяться знать (нарочитая чадь). К ней можно отнести князей (военных предводителей), старейшин, волхвов (служителей языческих богов).

Важнейшие вопросы, затрагивающие интересы всего коллектива, решались на вече – собрании общинников (взрослых мужчин – воинов).

Существовало у восточных славян и патриархальное рабство . Они брали пленных для того, чтобы получить за них выкуп или продать в рабство. Если этого сделать не удавалось, то пленники отпускались на волю или оставались среди славян на положении свободных.

Общественный строй восточных славян VI–IX вв. историки называют «военной демократией».

Сведения о первых князьях содержатся в Повести Временных лет. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих княжений. Так, в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.

Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал-Масуди (Х в.), который писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Валинана. Скорее всего, речь идет о славянах-волынянах, (летописных дулебах), чей союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в VII в. В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии, Славии, Артании . Первый некоторые отечественные историки связывают с Киевом, второй – с Новгородом или его более древним предшественником, местоположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо, они представляли собой предгосударственные образования, включающие в себя по нескольку племенных союзов. Все эти местные княжения были мало друг с другом связаны и не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам.

Жили славяне неукрепленными поселениями с жилищами-полуземлянками, или деревянными небольшими срубами, имеющими печи-каменки.

Соседи восточных славян

Основную часть территории Восточно-Европейской равнины до расселения славян (VI–VII вв.) занимали угро-финские (мещера, меря, весь, мурома, чудь, мордва, корела) и балтские (литва, жмудь, аукшайты, летьгола, пруссы и др.) племена.

Все они в указанный период жили в условиях первобытно-общинного строя , занимались земледелием, скотоводством, охотой, собирательством, рыбной ловлей. Большинство этих племен были постепенно ассимилированы славянами.

На востоке и юго-востоке славяне соседствовали с полукочевыми народами – волжскими булгарами и хазарами , у которых к тому времени уже сформировались государства (Волжская Булгария и Хазарский каганат).

Активное участие в жизни восточных славян принимали скандинавы, которых славяне называли варягами.

Важным экономическим и культурным партнером восточнославянских союзов племен была Византийская империя – мощнейшее государство раннего средневековья.

Язычество

Доминирующей религиозной формой у восточных славян до конца X вв. оставалось язычество (политеизм, многобожие). Славяне обожествляли силы природы, оказывающие непосредственное влияние на их жизнь и поклонялись Щуру и Роду – древним прародителям; рожаницам – богиням благополучия и плодородия.

К IX в . оформляется уже целый пантеон славянских языческих божеств (Сварог – бог небесного огня, Ярило – бог солнца; Стрибог – бог воздушной стихии; Велес или Волос – покровитель скота, а также музыки и песен; Мокошь – покровительница женщин, домашнего очага и хозяйства и др.). Особое место занимал бог грома и молнии Перун , превратившийся со временем в княжеско-дружинного бога войны. Своеобразными младшими божествами у восточных славян были домовые (духи предков – покровители жилища), лешие, водяные, навьи (русалки), кикиморы, упыри , шишиги и др. Славяне поклонялись также колодцам, камням и озёрам, рощам и отдельным деревьям (священному дубу). Богам приносили жертвы, иногда человеческие, в специально отведенных местах – капищах. В роли первосвященников часто выступали князья, но были и особые жрецы – волхвы и кудесники , которые молились и совершали различные обряды на капищах. На основе язычества у славян сложилось богатое устное народное творчество – песни, заклинания и заговоры, былины, пословицы и поговорки, загадки, сказки. До наших дней дошли некоторые языческие праздники и ритуалы, приуроченные к природным циклам: Масленица, Купала и др.


2. Основные даты

Даты

События

I тыс. до н.э.

Выделение из индоевропейских групп этноса, на основе которого впоследствии сформировались славяне.

Св. 700 тыс. лет назад

Проникновение человека в Восточную Европу.

Ок. 35–40 тыс. лет назад

Кроманьонец (современный человек) вытеснил в Европе неандертальца.

К 10 тыс. до н.э.

Умение добывать огонь.

4–3 тыс. лет до н.э.

Окончательное заселение Евразии.

Ок. 8–3 тыс. до н.э.

«Неолитическая революция».

Ок. 2–1 тыс. до н.э.

Образование языковых групп индоевропейской языковой семьи.

Х–VII в. до н.э.

Распространение железа в Европе.

VII–VI вв. до н.э.

Расцвет торговли и процветание греческих колоний.

IV в. до н.э.

Возникновение скифского государства.

IХ–Х вв.

Принятие Волжской Булгарией религии – ислам

VII в.

Образование Хазарского каганата.

Конец IV в.

Начало процесса Великого переселения народов.

VIII – середина IХ вв.

Начало экспансии норманнов.

VI–VIII вв.

Заселение славянами Восточно-Европейской равнины.


3. Основные понятия

Автохтонное население –к оренное население.

Бортничество –с обирательство дикого меда.

Варяги –п о одной из версий, – воины-дружинники из скандинавских стран, которых нередко именовали норманнами. Согласно другой версии, – выходцы с побережья Балтийского моря, родственные славянским племенам.

Варяжский путь («из варяг в греки») –о дно из названий важного водного пути, связавшего Северную Русь с югом. Путь возник в конце ХI в., наиболее важное значение имел в Х–ХI вв. Путь шел из Варяжского (Балтийского) моря по реке Волхов, по Ильменскому озеру, по реке Ловать, далее волоком к реке Днепр, по ней до Черного моря и далее вдоль морского берега до Византии.

Велес – п окровитель скотоводства и зранитель подземного мира предков. В дальнейшем стал олицетворять хозяйственную удачу, богатство и достаток.

Вервь – участок земли, отмеренный веревкой, община.

Вече –н ародное собрание.

Военная демократия –ф орма государственности на этапе разложения первобытного строя , когда возникает власть наследственного князя , опирающегося на военную силу своей дружины. Но эта власть ограничивалась остатками родовых отношений – вече.

Вождь –г лава племени.

«Вои» –м ужское население рода.

Волхвы –п ророки, предсказатели будущего, знахари, ближе простого смертного стоявшие к таинственным силам природы у древних славян, служители языческих богов.

Гривна, резана, куна, лисица, векша –д енежные единицы у славян.

Даждьбог –б ог солнца.

Дружинники –л юди, профессионально занятые военным делом, служившие князю и получившие от него материальное вознаграждение за службу.

Двуполье –с истема землевладения, когда часть поля засевается зерном, другая – отдыхает под паром. Название зерна у славян.

Идол –и зображение языческого божества в виде статуи, изваяния.

Каган – (о т тюркского «властелин») – титул главы государства у древних тюрко-язычных народов (авар, хазар, печенегов). С середины VI в. его носили правители Тюркского каганата. С конца VIII в. этот титул, наряду с княжеским, присваивали себе киевские князья, что символизировало их независимость от Хазарского каганата.

Капище –я зыческий храм у славян; место в храме, где приносились жертвы богам.

Князь –в оенный вождь.

Макошь – п окровительница женщин, домашнего очага.

Нарочитая чадь –з нать в племени.

Перелог –си стема земледелия, при которой степь выжигали, затем засевали, а после истощения – забрасывали.

Перун – б ог молний и грозы.

Полудница –д ух – покровительница отдыха селян в полуденный зной.

Праславяне –п редки славян.

Племя –с оюз родов, проживающий на одной территории.

Рало –д ревнее орудие труда у славян.

Род –к оллектив родственников.

Рожаницы –б огини плодородия.

Сварог – б ог неба.

Старейшина –у важаемый, опытный человек.

Страда –с езон сельскохозяйственных работ.

Стрибог –б ог ветра.

Трехполье –с истема земледелия, при которой одна часть поля отводится под озимые, другая – под яровые, третьи – отдыхают под паром.

Тризна –п оминальный пир.

Чур –б ожественный образ родовой общины.

Язычество –д охристианские и нехристианские религии, основанные на поклонении многим богам, связанным с явлениями природы. Термин «язычество» происходит из Нового завета, в котором под язычеством подразумевались народы или «языки», противопоставляемые первохристианским общинам.

Ярила –б ожество солнца, весны, плодородия и любви у восточных славян.


4. Основные схемы

1. Верования древних славян

Язычество – комплекс верований, представлений, обрядов, отражавший полнейшую зависимость людей от стихийных сил природы

Четыре этапа в развитии славянского язычества

I этап

Соответствовал эпохе каменного века. Славяне приносят жертвы «упырям» и «берегыням». Упыри – злые духи, вампиры, якобы нападающие на людей и сосущие их кровь. Либо это вредоносные покойники, умершие не своей смертью, не погребенные и потому мстящие живущим на земле. Упырям противостоят добрые духи – «берегыни»

II этап

При переходе от кочевого к оседлому образу жизни, с появлением земледелия, - зародился культ Рода и Рожаницы. Род – это творец всей Вселенной. Вместе с Родом выступали две Рожаницы – богини плодородия.

Постепенно многие функции Рода перешли в ведения бога Купала. Бог Ярило олицетворял пробуждающуюся весну. Купала рассматривался как плодотворящее божество лета. Весьма почитался славянами на этом этапе и бог Велев – покровитель скота и скотоводства. Считалось, что этот бог способствует накоплению богатств

III этап

В VII – I Х вв. складывается «божественная картина», где каждому богу есть свое место.

Сварог – властелин неба, бог огня, которому подчинялась вся Вселенная. У него несколько детей – Сварожичи.

Сварожич – бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела, а также ювелиров.

Дажьбог – сын Сварога, олицетворяющий собой Солнце. По славянским поверьям, Дажьбог живет далеко на востоке, в стране вечного лета. Каждое утро на своей светозарной колеснице он совершает свой бег над землей с востока.

Хорс – божество, близко стоящее к Дажьбогу.

Стрибог – бог ветра, бури, урагана и вообще всякой непогоды. Ему поклонялись люди, чья деятельность зависела от погодных условий: земледельцы, моряки, путники и т.д.

Мокошь – покровительница женщин, женского рукоделия и торговли

Первые свидетельства о славянах. Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н. э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев - от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считают, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н. э.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу 1 тысячелетия н. э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в. н. э.; географ Птолемей Клавдий, II в. н. э.).

В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв. н. э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зонах, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство. Заселив Балканы, славяне сыграли значительную роль в разрушении дунайской границы Византии.

Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н. э. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их. Спустя восемь столетий неизвестный нам автор «Слова о полку Игореве» упомянул «время Бусово».

Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. По этому степному океану, протянувшемуся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена вторгались в Восточную Европу. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская держава распалась, и они были отброшены на восток.

В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625г. «Умом гордые» и телом великие авары-обры исчезли бесследно. «Погибли как обры» - эти слова с легкой руки русского летописца стали афоризмом.

Крупнейшими политическими образованиями VII-VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая - Тюркский каганат. Государства кочевников были непрочными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей. В результате распада Болгарского царства часть болгар под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т. е. болгар. Другая часть болгар-тюрок с ханом Батбаем пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава - Волжская Болгария (Булгария). Ее соседом, занимавшим с середины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, был Хазарский каганат, который взимал дань с приднепровских славян вплоть до конца IX в.

В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени - Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий из Кесарии в книге «Война с готами» писал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим… Они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды… У тех и других один и тот же язык… И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же».

Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытно-общинного строя.

На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями Киев. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в конце V-VI вв. н. э.

Территория восточных славян (VI-IX вв.).

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере. До Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы - этап на пути складывания государственности восточных славян.

В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин «племена» в отношении этих объединений был предложен историками. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40-60 км в поперечнике).

Рассказ летописи о расселении славян был блестяще подтвержден археологическими раскопками в XIX в. Археологи отметили совпадение данных раскопок (обряды погребения, женские украшения - височные кольца и т. п.), характерных для каждого племенного союза, с летописным указанием на место его расселения.

Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра (Киев). К северу от них, между устьями рек Десны и Роси, жили северяне (Чернигов). К западу от полян, на правобережье Днепра, «седеша в лесах» древляне. К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи (от слова «дрягва» - болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота - притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки,- потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли, уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Оке и Москве располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по реке Сожь и ее притокам - радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене (Новгород).

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточного славянства. В центре их повествования - земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «Русь». Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Роси и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Это лишь одно из возможных объяснений термина «Русь». Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.

Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летто-литовские (жмудь, Литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь-эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали с восточными славянами и с севера, и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. На востоке, от впадения реки Белой в Каму до Средней Волги, располагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Их соседями были башкиры. Южнорусские степи в VIII-IX вв. занимали мадьяры (венгры) - финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря доминировали Дунайская Болгария и Византийская империя.

Путь «из варяг в греки»

Великий водный путь «из варяг в греки» был своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжского) моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов - в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира - Новгород и Киев - контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков вслед за В. О. Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян, так как путь «из варяг в греки» был «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства».

Хозяйство славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур «жито», сохранившееся до наших дней. О земледельческих традициях этого региона говорит заимствование славянами римской хлебной нормы - квадрантала (26,26 л), называвшегося на Руси четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924 г.

С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась, и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями туда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

Община

Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община - мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь, прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности - личная и общественная. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении многих и многих столетий.

В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. (Феод - наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феодал - владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян.) Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников.

Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

Город

Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посадом, а отдельные ее районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности,- слободами.

В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких, как путь «из варяг в греки», или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам.

Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи, например Киев (легендарное летописное свидетельство о его основании восходит к концу V-VI в.), Новгород, Чернигов, Переславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, в IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления.

Общественный строй

Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка - «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях - вечевых сходах.

Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI-VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались полюдьем. Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).

Славянское язычество

Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун - бог грома, молнии, войны; Сварог - бог огня; Велес - покровитель скотоводства; Мокошь - богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл - бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии устойчивого славянского межплеменного единства.

Образование Древнерусского государства

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности.

Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI-VII в. существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян», являвшаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява), по всей видимости, располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов). Известный историк Б. А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение «Русь», включавшее и часть северян.

Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины - свидетельства формирующейся государственности.

Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточнославянского общества. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточнославянских племен начала складываться государственность,

Норманнская теория

Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка - Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М. В. Ломоносов.

Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. В скандинавских сагах Русь - страна несметных богатств, а служба русским князьям - верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и Средневековья. Достаточно вспомнить Рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т. п.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. «Норманисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.

Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь» («русскими» финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неоднократно встречается применительно к различным объединениям, как на севере, так и на юге восточнославянского мира.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.