Современен ли рассказ крыжовник в наше время. «В чём заключается конфликт рассказа А. П. Чехова «Крыжовник»

Он продолжил «маленькую трилогию». Основой произведения стала история об одном петербургском чиновнике, поведанная автору по разным версиям известным юристом Анатолием Кони или Львом Николаевичем Толстым. Этот чиновник долгое время мечтал о расшитом золотом мундире, и когда наконец его доставили, он не смог надеть наряд, так как в ближайшее время торжественных приемов не предвиделось. Со временем, позолота на мундире потускнела, а через полгода чиновник скончался. В рассказе «Крыжовник» Чехов знакомит читателей с похожей историей, но сюжет у произведения другой.

«Крыжовник» написан в жанре рассказа и считается одним из лучших творений классической прозы конца XIX века . Небольшой объем произведения - вовсе не недостаток, так как практически за каждой строчкой рассказа кроется немалая смысловая насыщенность. Тема необходимости реализации своих мечтаний приобретает в «Крыжовнике» особые очертания, и в образе главного героя Чехов показывает, что достижение цели не должно быть связано с губительными для других людей средствами.

Сюжет рассказа строится на истории, поведанной Иваном Иванычем о своем брате Николае, который сделал все возможное и невозможное для того, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту - купить имение с кустами крыжовника. Для этого он всю жизнь копил деньги и даже недоедал, чтобы скопить как можно больше. Потом женился на богатой вдове и продолжал морить ее голодом, пока она не отдала Богу душу. А деньги Николай Иванович еще при жизни жены вложил на свое имя в банк. Наконец-то мечта сбылась и имение было приобретено. Но какими средствами?

Главному герою рассказа Николаю Ивановичу присущи такие черты как алчность и самолюбие, ведь ради идеи стать богатым помещиком он отказывается и от семейного счастья, и от круга друзей.

Брат Николая Иван Иваныч рассказывает эту историю своему приятелю-помещику, к которому он со своим другом заходит в гости. Верно, это история должна быть в назидание всем богатым.

Рассказ «Крыжовник» написан под влиянием реализма в литературе и является примером использования реалистических компонентов, сюжетов и деталей.

Чехову присущ минимализм в стиле. Автор использовал язык экономно, и даже в небольшие объемы текста ему удавалось вложить особый смысл, благодаря хорошим выразительным средствам. Чехов писал так, что читателю сразу же становилась ясной вся жизнь героев.

Композиция произведения построена на удачном приеме «рассказ в рассказе», который ведется от имени одного из героев.

Антон Павлович Чехов в рассказе «Крыжовник» сделал акцент на необходимости «делать добро». Автор считает, что у каждого успешного человека за дверью должен стоять «человек с молоточком», который бы постоянно напоминал ему о необходимости делать добрые дела - помогать вдовам, сиротам, обездоленным. Ведь рано или поздно даже с самым богатым человеком может случиться беда.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

Произведения Антона Павловича Чехова – это панорамная картина человеческих нравов, пороков и доблестей, недостатков и достоинств.

Прозаик был по-бальзаковски плодовит, пытался разглядеть и описать все мельчайшие черточки на коже человеческой натуры. Только, в отличие от французского предшественника, Чехов облекал свои наблюдения в короткую форму рассказа.

За 25 лет автор создал около 9 сотен произведений, включая более габаритные пьесы и повести. Особый исследовательский интерес вызывает рассказ «Крыжовник». Он входит в так называемую «Маленькую трилогию», лейтмотивом которой является тема «жизни в футляре», или просто «футлярность».

Большой замысел «Маленькой трилогии»

В 1998 году в восьмом номере журнала «Русская мысль» появилось два коротеньких рассказа Чехова «Крыжовник» и «О любви». Им предшествовал «Человек в футляре», напечатанный на страницах той же «Русской мысли».

Произведения воспринимались целостно даже без глубокого погружения в смысл хотя бы потому, что у них были смежные герои. Это три приятеля – врач-ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский, учитель Буркин и помещик Алехин. От истории к истории каждый из персонажей выступает в роли повествователя. Так, Буркин рассказывает об удивительной судьбе учителя Беликова из его родного городка («Человек в футляре»), Чимша-Гималайский повествует о брате-помещике («Крыжовник»), Алехин ностальгирует о романтической истории, произошедшей с ним самим («О любви»).

На самом деле Антон Павлович никакой трилогии не писал. Произведения объединили в цикл и назвали «Маленькой трилогией» уже исследователи его творчества. Тогда, в 90-е, замысел Чехова был намного масштабней.

Он хотел создать роман в рассказах, объединенных общими темами и героями. Было даже готово техническое название – «Рассказы из жизни моих друзей». Однако масштабного произведения не вышло. Сперва помешала работать болезнь, потом пропал энтузиазм. Писалось постно, невкусно, вспоминает сам Чехов, «точно на шестой неделе поста».

От великого замысла читателю осталось только три небольших рассказа, которые, однако, вошли в число лучших произведений русского классика и стали программными. Надо сказать, что их объединяет нечто большее, чем смежные персонажи. Все три истории связаны общей философией «футлярной жизни».

История чиновника, который мечтал стать барином

Рождению замысла «Крыжовника» послужил рассказ известного юриста, приятеля Чехова, Анатолия Федоровича Кони. Он как-то поведал историю о петербургском чиновнике, который долгое время копил деньги на очень дорогой парадный мундир, вышитый золотом. Наконец, мундир был сшит, но подобающего случая надеть его не представилось.

Всю зиму вещь протомилась в шкафу, и золотые вышивки потускнели от нафталина. Мундир потерял свой первоначальный лоск. Спустя полгода его хозяин скончался и, по злой насмешке судьбы, его похоронили в том самом мундире, на который он так долго копил и который не надел при жизни.

Чехова очень тронула эта история, и вот он уже делает первые черновые наброски. В них петербургский чиновник превращается в служащего казенной палаты, который всю жизнь копит на поместье с прудом и кустами крыжовника.

В качестве рассказчика выступает ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский. Возвращаясь с охоты со своим приятелем учителем Буркиным, он попадает под дождь. Друзья решают переждать непогоду в усадьбе Алехина, которая находится неподалеку. Выкупавшись и устроившись поудобнее в гостиной, мужчины начинают вести неспешную беседу. Тут-то Иван Иванович и рассказывает о своем родном брате Николае Ивановиче, который на склоне лет сделался помещиком.

Детство братьев Чимша-Гималаевских прошло в дворянском поместье. Однако после смерти отца имение забрали за долги. О размеренной барской жизни пришлось забыть. Иван Иванович выучился на врача, Николай Иванович стал служащим казенной палаты. Несмотря на это брат Николай, не покинул мечты обзавестись собственным имением с прудом, в котором будут плавать уточки, и садом, засаженным кустами крыжовника.

Мечта так завладела Николаем Ивановичем, что он жил впроголодь, ходил в обносках, отказывал себе во всех радостях жизни и все копил, копил, копил. Женился поздно и только по той причины, что у его избранницы (совершенно некрасивой стареющей вдовы) имелся кое-какой капитал.

Эти деньги Николай Иванович кладет в банк и продолжает вести аскетичный образ жизни. За несколько лет он уморил супругу голодом и постоянными лишениями. Смерть жены Николая Ивановича особо не трогает, ведь у него огромная радость – он, наконец, скопил достаточно денег на поместье! Кимча-Гималаевский покупает землю с домом в Чумборокловой Пустоши и гордо делает приписку к названию «Гималайское тож».

Спустя несколько лет Иван Иванович навещает брата. «Гималайское тож» производит на него удручающее впечатление: вместо чистого пруда желтая речка, вокруг смог из-за действующих неподалеку заводов, везде котлованы, канавы, заборы, какие-то несуразно высаженные елки.

Во дворе его встречает толстая ленивая собака и заплывшая жиром неопрятная кухарка. Брата Иван Иванович сперва не узнает. Из скромного чиновника тот превратился в типичного барина. Толстый, ленивый, самодовольный, он дни напролет занимается тяжбами с вышеуказанными заводами, обходами своих владений и блаженной праздностью.

Наконец, к столу подают первый урожай крыжовника. Ягоды кислые, невкусные, но Николай Иванович этого не замечает. Он счастлив, его мечта сбылась. И даже ночью он встает из постели, чтобы съесть ягодку-другую своего обожаемого, долгожданного крыжовника.

«Футлярная» жизнь Николая Ивановича

История Николая Ивановича Чимши-Гималайского является примером так называемого «футлярного» образа жизни. Это жизнь, скованная правилами, нормами, условностями, не принимающая ничего нового, заплесневелая, нафталинная. Развитию и прогрессу в ней противопоставляется застой и регресс.

У каждого свой футляр. Вот Николай Иванович большую часть жизни был скован собственной мечтой. Он корпел на однообразной неинтересной работе, терпел материальные лишения, женился без любви. Все для того, чтобы в будущем купить поместье.

По сути его мечта не была гнусной. Николай Иванович не жаждал несметных богатств, не грезил быть властелином мира – только дом, земля, пруд, спокойная помещичья жизнь, которую у него, по нелепой прихоти судьбы, отняли в юные годы. Ах, да! Еще кусты крыжовника – такая-себе маленькая прихоть, идущая в довесок к идиллической картинке, нарисованной молодым Николаем Ивановичем.

Чехов осуждает не саму мечту чиновника Чимши-Гималайского, а мелкочинный, отвратный путь к идеалу. В результате просто не могло получиться ничего стоящего. А потому, став барином, Николай Иванович надевает на себя новый футляр. Он запирается в своем уродливом поместье и начинает вести бессмысленное существование.

Новый помещик никак не улучшает окружающую местность, лишь городит глухие заборы от внешнего мира. Его не интересуют аграрные инновации, благополучие и просвещение крестьян. Взаимодействие барина с местными сводится к взбучкам за провинности да небольшими алкогольными презентами по праздникам. И даже крыжовник вырастает невкусный как символ того, что дело всей жизни Николая Ивановича оказалось бесполезным.

Самое страшное – «футлярные люди» настолько плотно закрылись в своих убежищах, что не могут объективно оценить действительность. И Николай Иванович счастлив, всецело и слепо.

В следующей статье мы рассмотрим одно из самых известных произведений А.П. Чехова «Смерть чиновника» . Это короткий, но очень глубокий рассказ.

Предлагаем вам ознакомиться с коротким юмористическим рассказом Чехова “Налим”, в котором автор описал повадки этой рыбы, а так же высмеял людей, которые всегда знают что нужно делать, и убеждают в этом других.

Слово автора

Ранний Чехов рассказывал свои истории, словно шутя. Он всегда стоял в стороне от своих героев, предоставляя читателю полную свободу для анализа и умозаключений. Поздняя проза – это горькая ирония. Проблематика произведений остро задевает писателя, он больше не может быть сторонним наблюдателем. Однако свою точку зрения автор высказывает очень деликатно, не обращаясь к нарочитому назиданию.

В «Крыжовнике» авторскими устами заговорил Иван Иванович Чимша-Гималаевский, брат помещика из Чумборокловой Пустоши. Он осуждает образ жизни брата, считает его гибельным не только для конкретного человека, но и для всей нации.

Себялюбивость как порок
Человеческая жизнь не может сводиться к трем аршинам земли, собственному эгоистичному счастью. Нельзя существовать в своем уютном футляре, нужно расширять горизонты, думать о будущем. Целеустремленность хороша, но цель должна быть стоящей.

Эмоциональная речь Ивана Ивановича, увы, не произвела впечатления на слушающих. Буркин, далекий от подобного образа мыслей, засобирался спать. Алехин слушал вполуха, поскольку говорилось не о сене, крупе или дегте. Да и сам Иван Иванович печально прибавляет, что перемены – дело молодых, а он слишком стар. Перед сном ветеринарному врачу остается только помолиться о судьбе «нас грешных».

Такой финал не случаен. Чехов с горечью осознает, что Россия еще очень далека от кардинальных перемен, она кишит людьми в футлярах разного образца. К концу рассказа дождь так и не утихает, он продолжает стучать в окна всю ночь. Но когда-то, по негласному закону природы, непременно выглянет солнце.

Чехов “Крыжовник”

4.4 (88%) 5 votes

В этой статье мы познакомим вас с произведением "Крыжовник" Чехова. Антон Павлович, как вы уже, наверное, знаете, - русский писатель, драматург. Годы его жизни - 1860-1904. Нами будет описано краткое содержание данного рассказа, проведен его анализ. "Крыжовник" Чехов написал в 1898 году, то есть уже в поздний период своего творчества.

Буркин и Иван Иваныч Чимша-Гималайский шагают по полю. Село Мироносицкое виднеется вдали. Вдруг начинается дождь, и поэтому они решают зайти к Павлу Константинычу Алехину, приятелю-помещику, усадьба которого находится в деревне Софьино, неподалеку. Алехин описывается как высокий мужчина примерно 40 лет, полный, похожий больше на художника или профессора, чем на помещика, с длинными волосами. Он встречает путников у амбара. Лицо этого человека черно от пыли, грязна его одежда. Он рад нежданным гостям, предлагает тем отправиться в купальню. Переодевшись и помывшись, Буркин, Иван Иваныч Чимша-Гималайский и Алехин отправляются в дом, где Иван Иваныч рассказывает за чаем с вареньем историю Николая Иваныча, своего брата.

Иван Иваныч начинает свой рассказ

Детство братья провели в имении отца, на воле. Сам родитель их был из кантонистов, но оставил потомственное дворянство детям, выслужив чин офицера. Имение после его смерти отсудили у семьи за долги. С девятнадцати лет Николай сидел за бумагами в казенной палате, но ужасно там тосковал и мечтал приобрести небольшую усадебку. Иван Иваныч же желанию своего родственника на всю жизнь запереть себя в поместье никогда не сочувствовал. А Николай не мог думать ни о чем другом, все время представляя большую усадьбу, где должен был непременно расти крыжовник.

Николай Иванович воплощает свою мечту в реальность

Копил деньги брат Ивана Иваныча, недоедал, в конце концов женился не по любви на богатой некрасивой вдове. Жену свою он держал впроголодь, а ее деньги на свое имя положил в банк. Не вынесла этой жизни супруга и умерла вскоре, а Николай, ничуть не раскаиваясь, приобрел себе желанное имение, посадил 20 кустов крыжовника и зажил в свое удовольствие помещиком.

Иван Иваныч навещает брата

Продолжаем описывать рассказ, который создал Чехов, - "Крыжовник". Краткое содержание дальнейших событий следующее. Когда Николая приехал навестить Иван Иваныч, он был поражен тем, как сильно опустился, обрюзг и постарел его брат. Барин превратился в настоящего тирана, много ел, постоянно судился с заводами и разговаривал тоном министра. Потчевал Ивана Иваныча Николай крыжовником, и видно было по нему, что своей судьбой он доволен так же, как и самим собой.

Иван Иваныч размышляет о счастье и смысле жизни

Следующие дальнейшие события передает нам рассказ "Крыжовник" (Чехов). Братом Николая при виде его родственника овладело близкое к отчаянию чувство. Он размышлял, проведя в усадьбе ночь, о том, как много в мире людей страдают, пьют, какое количество детей погибает от недоедания. А другие тем временем счастливо живут, спят ночью, едят днем, говорят чепуху. Подумалось Ивану Иванычу, что за дверью непременно должен находиться некто "с молоточком" и стуком напоминать ему, что есть на земле несчастные, что когда-нибудь и с ним приключится беда, и его не услышит и не увидит никто, так же как сейчас он не слышит и не замечает других.

Заканчивая рассказ, Иван Иваныч говорит, что нет счастья, а если и существует в жизни смысл, то находится он не в нем, а в том, чтобы творить добро на земле.

Как восприняли рассказ Алехин и Буркин?

Ни Алехин, ни Буркин рассказом этим не удовлетворены. Не вникает Алехин, справедливы ли слова Ивана Иваныча, поскольку речь шла не о сене, не о крупе, а о чем-то таком, что не имеет прямого отношения к его жизни. Однако он очень рад гостям и желает, чтобы те продолжали беседу. Но время уже позднее, гости и хозяин отправляются спать.

"Крыжовник" в творчестве Чехова

В значительной мере творчество Антона Павловича посвящено "маленьким людям" и футлярной жизни. Рассказ, который создал Чехов, "Крыжовник" о любви не повествует. В нем, как и во многих других произведениях этого автора, обличаются люди и общество в мещанстве, бездушии и пошлости.

В 1898 году рассказ "Крыжовник" Чехова появился на свет. Следует отметить, что время, когда было создано произведение, - период царствования Николая II, который продолжал политику своего отца, не желая осуществлять либеральные реформы, необходимые в то время.

Характеристика Николая Ивановича

Чехов описывает нам Чимша-Гималайского - чиновника, который служит в одной палате и мечтает иметь собственную усадьбу. этого человека - сделаться помещиком.

Подчеркивает Чехов, насколько отстает от своего времени этот персонаж, ведь в описываемое время люди не гнались уже за бессмысленным титулом, капиталистами мечтали стать многие дворяне, это считалось модным, передовым.

Герой Антона Павловича выгодно женится, после чего забирает деньги, необходимые ему, у жены и приобретает, наконец, желаемое имение. Еще одну свою мечту исполняет герой, высаживая в усадьбе крыжовник. А супруга его тем временем умирает от голода...

"Крыжовник" Чехова построен с использованием "рассказа в рассказе" - особого Историю описываемого помещика мы узнаем из уст его брата. Однако глаза Ивана Ивановича - глаза самого автора, он показывает таким образом читателю свое отношение к людям, подобным Чимша-Гималайскому.

Отношение к брату Ивана Ивановича

Брат главного героя рассказа "Крыжовник" Чехова поражается духовной скудности Николая Ивановича, ужасает его праздность и сытость своего родственника, а мечта как таковая и исполнение ее кажутся этому человеку вершиной лени и эгоизма.

За время, проведенное в усадьбе, дурнеет и стареет Николай Иванович, он гордится своей принадлежностью к дворянам, не понимая при этом, что данное сословие уже отмирает, а на смену приходит более справедливая и свободная форма жизни, меняются постепенно общественные устои.

Однако больше всего рассказчика поражает момент, когда Николаю Ивановичу подают первый урожай крыжовника. Сразу же он забывает о модных вещах времени и важности дворянства. Этот помещик в сладости крыжовника обретает иллюзию счастья, он находит причину восхищаться и радоваться, и это обстоятельство поражает Ивана Ивановича, который раздумывает о том, что люди предпочитают себя обманывать, лишь бы поверить в свое благополучие. Критикует он при этом и самого себя, находя такие недостатки, как желание поучать и самодовольство.

Раздумывает Иван Иванович о моральном и нравственном кризисе личности и общества, беспокоит его нравственное состояние современного ему социума.

Мысль Чехова

Иван Иванович говорит о том, как его мучает ловушка, которую создают люди сами для себя, и просит творить в будущем лишь добро и пытаться искоренять зло. Но на самом деле через своего персонажа говорит сам Чехов. Человек ("Крыжовник" обращен к каждому из нас!) должен понимать, что цель в жизни - добрые дела, а не ощущение счастья. По мысли автора, у каждого добившегося успеха должен стоять за дверью "человек с молоточком", напоминающий ему о том, что необходимо творить добро - помогать сиротам, вдовам, обездоленным. Ведь однажды может случиться беда даже с самым состоятельным человеком.

Рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» входит в так называемую «маленькую трилогию» писателя (помимо этого произведения, сюда относятся рассказы «О любви» и «Человек в футляре»).

Данные рассказы объединены общими героями – ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский, учитель гимназии Буркин и мелкий помещик Алехин встречаются и рассказывают друг другу житейские истории. Эти истории объединены общей проблематикой. В самом общем смысле ее можно обозначить как взаимоотношения человека и жизни: что человек делает, чтобы быть счастливым, почему он боится жизни, какую роль он играет в улучшении общего строя жизни и т.д. Вывод писателя неутешителен – он наблюдает опошление человека, превращение его в мещанина и обывателя в самом худшем смысле этого слова.

Об этом, в частности, повествует рассказ «Крыжовник». Ветеринарный врач Иван Иванович рассказывает простую, казалось бы, историю о своем родном брате. Николай Иванович имел в жизни мечту – он хотел купить домик в деревне с небольшим участком земли, стать помещиком и зажить в свое удовольствие: «… будет есть свои собственные щи, от которых идет такой вкусный запах по всему двору, есть на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть но целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес».

В мечтах героя была одна маленькая деталь – он грезил о крыжовнике с собственного участка. Эта ягода стала для него символом его тихого уединенного счастья, его жизненной цели, смысла жизни.

Мы сразу же видим негативное отношение к такой мечте рассказчика Ивана Ивановича. За его словами мы угадываем мысли и самого Чехова: «И говорят также теперь, что если наша интеллигенция имеет тяготение к земле и стремится в усадьбы, то это хорошо. Но … уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе - это не жизнь, это эгоизм, лень…»

Поэтому, мне кажется, что писатель выбрал крыжовник – эту кислую, неказистую на вид и вкус ягоду – для олицетворения мечты героя неслучайно. Крыжовник подчеркивает отношение Чехова к мечте Николая Ивановича и, шире, к тенденции мыслящих людей уходить от жизни, прятаться от нее.

Такое «футлярное» существование, показывает писатель, ведет, во-первых, к деградации личности. Вспомним, как изменился Николай Иванович, когда воплотил свою мечту. Это изменение коснулось его физической формы – новоявленный помещик потолстел, стал вести малоподвижный образ жизни, подурнел: «постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, - того и гляди, хрюкнет в одеяло».

Деградировала и его внутренняя сущность. Хотя, скорее всего, просто вышло наружу все то, что в «канцелярской» жизни героя не могло раскрыться. Николай Иванович стал самоуверенным, несколько наглым, имеющим на все свою точку зрения и старающимся ее высказать во что бы то ни стало.

Кроме того, этот герой стал «заботиться» о своей душе. Автор с иронией пишет: «И о душе своей заботился солидно, по-барски, и добрые дела творил не просто, а с важностью. А какие добрые дела? Лечил мужиков от всех болезней содой и касторкой и в день своих именин служил среди деревни благодарственный молебен, а потом ставил полведра, думал, что так нужно».

Все, на этом «подвиги» героя закончились. Он был полностью доволен своей жизнью. Можно быть уверенным, что так он будет жить до самой старости и умрет в полном довольствии собой.

Против такого отношения к жизни, против такого духовного, нравственного «заплывания жиром» протестует Иван Иванович и вместе с ним сам Чехов. Как можно быть довольным своим существованием, когда жизнь вокруг полна горя и несправедливостей: «Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье...»? Но вокруг «всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания...»

Важно, что Николай Иванович получил свою усадьбу уже ближе к пятидесяти годам. На что же он потратил свои лучшие годы, когда можно было «перескочить через ров или построить через него мост», а не стоять и ждать, «пока он затянется илом»? Сначала Чимша-Гималайский сиднем сидел в своей канцелярии, закрывшись от всего мечтой об усадьбе. Он читал лишь «садовую» литературу и объявления в газетах о продаже имений, проводил время за построением планов и рисованием чертежей. Все остальное его не интересовало. Даже женился герой только к сорока годам лишь ради денег. Вместо того чтобы хотя бы наслаждаться жизнью с любимым человеком, Чимша-Гималайский существовал рядом с нелюбимым существом, практически морил ее голодом ради экономии и получения вожделенных «трех акров земли».

В итоге герой достиг своей цели, но в чем ценность его жизни? «Есть ли вообще смысл в таком мелком, ничтожном существовании?» - вопрошает автор.

В связи с этим конфликт рассказа «Крыжовник» можно обозначить как контраст между возможностями русского интеллигента и его реальной жизнью, между потенциалом человека и его реальным земным прозябанием, между настоящей жизнью и выдуманным, футлярным существованием.

Сочинение

Рассказ А. П. Чехова «Крыжовник» входит в так называемую «маленькую трилогию» писателя (помимо этого произведения, сюда относятся рассказы «О любви» и «Человек в футляре»).

Данные рассказы объединены общими героями — ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский, учитель гимназии Буркин и мелкий помещик Алехин встречаются и рассказывают друг другу житейские истории. Эти истории объединены общей проблематикой. В самом общем смысле ее можно обозначить как взаимоотношения человека и жизни: что человек делает, чтобы быть счастливым, почему он боится жизни, какую роль он играет в улучшении общего строя жизни и т. д. Вывод писателя неутешителен — он наблюдает опошление человека, превращение его в мещанина и обывателя в самом худшем смысле этого слова.

Об этом, в частности, повествует рассказ «Крыжовник». Ветеринарный врач Иван Иванович рассказывает простую, казалось бы, историю о своем родном брате. Николай Иванович имел в жизни мечту — он хотел купить домик в деревне с небольшим участком земли, стать помещиком и зажить в свое удовольствие: «…будет есть свои собственные щи, от которых идет такой вкусный запах по всему двору, есть на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть, но целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес».

В мечтах героя была одна маленькая деталь — он грезил о крыжовнике с собственного участка. Эта ягода стала для него символом его тихого уединенного счастья, его жизненной цели, смысла жизни.

Мы сразу же видим негативное отношение к такой мечте рассказчика Ивана Ивановича. За его словами мы угадываем мысли и самого Чехова: «И говорят также теперь, что если наша интеллигенция имеет тяготение к земле и стремится в усадьбы, то это хорошо. Но … уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе — это не жизнь, это эгоизм, лень…»

Поэтому, мне кажется, что писатель выбрал крыжовник — эту кислую, неказистую на вид и вкус ягоду — для олицетворения мечты героя неслучайно. Крыжовник подчеркивает отношение Чехова к мечте Николая Ивановича и, шире, к тенденции мыслящих людей уходить от жизни, прятаться от нее.

Такое «футлярное» существование, показывает писатель, ведет, во-первых, к деградации личности. Вспомним, как изменился Николай Иванович, когда воплотил свою мечту. Это изменение коснулось его физической формы — новоявленный помещик потолстел, стал вести малоподвижный образ жизни, подурнел: «постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, — того и гляди, хрюкнет в одеяло».

Деградировала и его внутренняя сущность. Хотя, скорее всего, просто вышло наружу все то, что в «канцелярской» жизни героя не могло раскрыться. Николай Иванович стал самоуверенным, несколько наглым, имеющим на все свою точку зрения и старающимся ее высказать во что бы то ни стало.

Кроме того, этот герой стал «заботиться» о своей душе. Автор с иронией пишет: «И о душе своей заботился солидно, по-барски, и добрые дела творил не просто, а с важностью. А какие добрые дела? Лечил мужиков от всех болезней содой и касторкой и в день своих именин служил среди деревни благодарственный молебен, а потом ставил полведра, думал, что так нужно».

Все, на этом «подвиги» героя закончились. Он был полностью доволен своей жизнью. Можно быть уверенным, что так он будет жить до самой старости и умрет в полном довольствии собой.

Против такого отношения к жизни, против такого духовного, нравственного «заплывания жиром» протестует Иван Иванович и вместе с ним сам Чехов. Как можно быть довольным своим существованием, когда жизнь вокруг полна горя и несправедливостей: «Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье…»? Но вокруг «всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания…»

Важно, что Николай Иванович получил свою усадьбу уже ближе к пятидесяти годам. На что же он потратил свои лучшие годы, когда можно было «перескочить через ров или построить через него мост», а не стоять и ждать, «пока он затянется илом»? Сначала Чимша-Гималайский сиднем сидел в своей канцелярии, закрывшись от всего мечтой об усадьбе. Он читал лишь «садовую» литературу и объявления в газетах о продаже имений, проводил время за построением планов и рисованием чертежей. Все остальное его не интересовало. Даже женился герой только к сорока годам лишь ради денег. Вместо того чтобы хотя бы наслаждаться жизнью с любимым человеком, Чимша-Гималайский существовал рядом с нелюбимым существом, практически морил ее голодом ради экономии и получения вожделенных «трех акров земли».

В итоге герой достиг своей цели, но в чем ценность его жизни? «Есть ли вообще смысл в таком мелком, ничтожном существовании?» — вопрошает автор.

В связи с этим конфликт рассказа «Крыжовник» можно обозначить как контраст между возможностями русского интеллигента и его реальной жизнью, между потенциалом человека и его реальным земным прозябанием, между настоящей жизнью и выдуманным, футлярным существованием.